Анализ рынка автомобилей. Маркетинговое исследование рынка легковых автомобилей Исследования автомобильного рынка

Развитие  09.07.2020

Исследовательская Компания "ГРИФОН-ЭКСПЕРТ" имеет огромный опыт проведения маркетинговых исследований автомобильного рынка в России и за рубежом.


Мы решаем следующие задачи:

Исследование эластичности спроса по цене: Анализ эластичности спроса по цене. Анализ перекрестной эластичности (среди автомобилей Заказчика и автомобилей конкурентных марок).
Метод сбора информации: .
Анализ рыночных перспектив автомобилей той или иной марки на российском рынке.
Методы сбора информации: , .
Оценка работы дилерских центров: качество продаж в дилерских центрах и послепродажного обслуживания.
Метод сбора информации: .
Анализ стоимости владения легковыми и коммерческими автомобилями и автомобилями конкурентных брендов сегментов: легковые и коммерческие автомобили.
Метод сбора информации: .

Участие в крупных мероприятиях посвященных автомобильной отрасли

Директор Исследовательской Компании "ГРИФОН-ЭКСПЕРТ" Александр Петренко - постоянный докладчик на Ежегодной международной конференции по привлечению инвестиций в производство комплектующих для автомобильной промышленности .
На конференциях AutoInvest 2016 и AutoInvest 2017 Александр Петренко делился опытом проведения маркетинговых исследований российского и зарубежного автомобильного рынка и выступал перед российскими и зарубежными автопроизводителями с докладами: "Как выйти на зарубежные автомобильные рынки. Практикум для российских автопроизводителей", "Особенности проведения маркетинговых исследований зарубежного автомобильного рынка".
Помимо этого Александр Петренко и аналитики компании выступают в качестве экспертов в других мероприятиях и печатных изданиях, посвященных автомобильной отрасли.

Аналитиками «ГРИФОН-ЭКСПЕРТ» разработана уникальная авторская Mix-методика проведения маркетингового исследования методом Car Clinic, который предназначен для изучения новых и существующих моделей автомобилей среди различных целевых сегментов и его сравнении с конкурентными марками. включает в себя как «качественные» методы исследования (фокус-группы, слепое тестирование, натуральные группы, глубинные интервью), так и «количественные» методы (личные интервью с потребителями), помимо этого предусматривается проведение тест-драйвов, для того что бы участники исследования могли оценить автомобиль в динамике.
Уникальная методика исследования Car clinic модифицируется аналитиками компании «ГРИФОН-ЭКСПЕРТ» в зависимости от особенностей и специфики исследуемых автомобилей и рынка, а так же Ваших пожеланий.


Результат проведения исследования Car clinic

Авторская методика ИК "ГРИФОН-ЭКСПЕРТ" это подробное изучение восприятия автомобиля целевыми группами потребителей со всех сторон (технические характеристики, дизайн, интерьер), выявление преимуществ и недостатков тестируемого автомобиля в сравнении с конкурентами, а так же возможность собственными глазами увидеть реакцию нового потенциального потребителя на конкретную марку автомобиля.
В результате Вы получаете информацию, которая позволяет принять успешные управленческие решения в следующих непростых вопросах: как вывести автомобиль на зарубежные рынки, как увеличить продажи на Российском рынке, что необходимо усовершенствовать в будущих моделях, как продвигать и позиционировать автомобиль, как выбрать выгодную политику цен, как наладить сервис и обслуживание и многие другие.

Возможность комбинировать разные методы сбора информации, в зависимости от поставленных Задач исследования

Наш опыт подобных исследований

Исследовательская компания "ГРИФОН-ЭКСПЕРТ" имеет единственный в России опыт проведения маркетинговых исследований методом Car-clinic в России, странах Европейского Союза, Ближнего Востока и Азии.
Всего было проведено более 20 маркетинговых исследований методом Car clinic. Среди целевой аудитории тестировалось более 10 новых моделей различных автомобилей.


По результатам проведенных исследований ИК "ГРИФОН-ЭКСПЕРТ" получила благодарственные письма от ведущих российских производителей коммерческих автомобилей и .

Опыт проведения исследований автомобильных рынков:

Ноябрь 2018 год - январь 2019 год - тестирование нового интерьера салона LADA Vesta.

Август 2018 год - ноябрь 2018 год - изучение отношения к бренду ГАЗ.

Июнь 2018 год - август 2018 год - исследование конверсии потребителей полноприводных грузовых автомобилей.

Декабрь 2017 года - январь 2018 года – маркетинговое исследование рынка специальных пассажирских транспортных средств (СПТС, вахтовые автобусы) на полноприводных шасси с колесной формулой 4х4, 6х6.

Декабрь 2016 года – маркетинговое исследование грузовых автомобилей в России, включающее в себя следующие методы сбора информации: кабинетные исследования, экспертные интервью с руководителями транспортных компаний, дилерами, доработчиками, количественный опрос потребителей грузовых автомобилей.

Ноябрь 2016 года – исследование удовлетворенности клиентов крупной российской розничной сети автозапчастей и автосервиса.

Октябрь 2016 года – исследование потребительских предпочтений полноприводных грузовых автомобилей.

Июль 2016 года – маркетинговое исследование потребителей КАСКО: количественный опрос более 1600 автовладельцев в России.

Декабрь 2015 года - маркетинговые исследования методом Car clinic нового Цельно-Металлического Фургона Газель NEXT в Германии и Чехии включало в себя проведение фокус - групп в двух городах каждой страны, в том числе были проведены тест-драйвы. Участниками исследования стали владельцы конкурентных марок легких коммерческих автомобилей LCV до 3.5 тонн (физические и юридические лица), постоянно проживающие в изучаемой стране.

Сентябрь 2015 года - маркетинговое исследование новой модели среднетоннажного автомобиля (LDT) "ГАЗон NEXT" и Цельно-Металлического Фургона класса LCV "ГАЗель NEXT" в Турции методом Car clinic в конкурентном окружении.

Август 2015 года - маркетинговое исследование по изучению спроса на новую модель цельно-металлического фургона "ГАЗель NEXT" в России методом Car clinic. Целевой аудиторией для исследования выступили владельцы легких коммерческих автомобилей LCV до 3.5 тонн (физические и юридические лица) в различных городах России. Кроме фокус-групп и личных интервью с респондентами были проведены тест-драйвы как новой модели «Газель» NEXT, так и конкурирующих марок.

Сентябрь 2014 года - исследовательская компания "ГРИФОН-ЭКСПЕРТ" провела маркетинговое исследование новых автомобилей "Газель-NEXT" и полноприводной «Газель Бизнес» методом Car clinic в Германии и Польше.
Впервые в новейшей истории российская исследовательская маркетинговая компания проводила маркетинговое исследование и тестировала российские автомобили за рубежом. Проект проходил в различных городах Польши и Германии, работы включали в себя исследование методом Car clinic (фокус-группы, слепое тестирование и личные интервью в виде анкетирования участников, а так же были проведены тест-драйвы) и кабинетные исследования рынка.
Целевой аудиторией выступили немецкие и польские владельцы коммерческих автомобилей LCV (физические и юридические лица) в различных городах Германии и Польши.
Применяемая уникальная методика исследования Car clinic была модифицирована аналитиками компании «ГРИФОН-ЭКСПЕРТ» с учетом особенностей, пожеланий Заказчика и специфики проведения исследований в Европе.
По результатам исследований в Германии и Польше Александр Петренко дал интервью "Research&trends" -

Июнь 2014 года – исследование рыночных перспектив в России новой модели легкового автомобиля

Сентябрь 2013 года - исследование рынка автобусов, изучение удовлетворенности компаний, эксплуатирующих автобусы Заказчика;

Июль 2013 года – исследование эластичности спроса по цене коммерческих автомобилей: Анализ эластичности спроса по цене. Анализ перекрестной эластичности (среди автомобилей Заказчика и автомобилей конкурентных марок).

2007-2013 год – опыт проведения опросов владельцев автомобилей частных лиц и корпоративных клиентов для ведущих российских и зарубежных страховых компаний.

2003-2013 год - более 40 маркетинговых исследований легковых и коммерческих автомобилей для российских и зарубежных производителей.

Тема: Комплексное исследование отраслевого рынка

Этапы исследования рынка

В процессе исследований выделяются следующие этапы:

  • 1. Формулирование проблемы и целей исследования.
  • 2. Определение потребности в информации и организация ее сбора.
  • 3. Анализ информации.
  • 4. Подготовка аналитического отчета.

Формулирование проблемы исследования требует уточнения основных приоритетов организации в области маркетинга. Для этого необходимо ответить на ряд вопросов, которые помогают выделить основные ориентиры производственно-хозяйственной деятельности: какие изменения произошли в рыночной конъюнктуре? в каком направлении должна развиваться организация? как осуществить переход в новое состояние? Точная формулировка целей исследования требуется для составления задания на проведение анализа. Оно включает: - общую характеристику организации и ее деятельности на рынке (при проведении исследования силами сторонней маркетинговой фирмы); - информацию о степени изученности рынка; - описание специфики поставленной проблемы и ее взаимосвязей с целями организации; - конкретные аспекты маркетинговой активности, которые должны быть изучены; - требования, предъявляемые к точности и надежности исходных данных; - сроки и затраты на проведение исследования. Для разработки задания принципиально важным является учет ограничений, которые позволят избежать некорректных сравнений и повысить конкретную направленность аналитической работы:

  • а) для сопоставимости объектов анализа исследуемые товары конкурентов (продуктовые линии) должны относиться к одной и той же классификационной группе Общероссийского классификатора продукции;
  • б) для конкретизации задач анализа должна быть определена географическая граница анализируемого рынка с учетом специфики использования товара, разумной альтернативности его предложения, стоимости транспортировки до места использования, частоты покупок. Географические границы рынка расширяются с увеличением степени уникальности товара и его сложности. Вместе с тем они сужаются при слабой и дорогой коммуникации, небольшом сроке эксплуатации и высокой степени унификации товара;
  • в) для учета возможной сезонности продаж временной интервал анализа должен включать полный цикл реализации продукции (измеряемый, например, финансовым годом).

Методическую основу анализа маркетинговой информации составляет формируемый банк методов и моделей, позволяющий наиболее полно вскрыть взаимосвязи изучаемых явлений и базирующийся: - на общенаучных методах системного анализа и комплексного подхода; - аналитико-прогностических методах линейного программирования, теории массового обслуживания, теории связи, теории вероятностей, сетевого планирования, экономико-математических и экспертных методах; - методических приемах, заимствованных из социологии, психологии, антропологии, экологии, эстетики, дизайна; - моделях статистической обработки данных и соответствующих прикладных программ; - маркетинговых методах исследования. К наиболее часто используемым приемам последней группы относятся замеры емкости рынка, оценка рыночных долей организаций, измерение уровня интенсивности конкуренции, сегментация рынка.

Результаты и выводы маркетингового исследования оформляются в виде аналитического отчета, который включает следующую информацию: - название группы (агентства, фирмы), проводящей исследование, и клиента, для которого выполнено исследование; - суть проблемы и цели исследования, сформированные в задании на проведение анализа; - основные результаты исследования представленные в виде аргументированных выводов и рекомендаций по решению проблемы; - группы анализируемых физических и (или) юридических лиц, критерии их выделения, способы выборки и ее тип, надежность полученной информации; - технология проведения наблюдений, экспериментов и опросов; - период времени, в течении которого проводилось исследование; -- географические границы анализируемого рынка; -- расчеты и приложения. В отчет могут быть включены также данные, необходимые для иллюстрации полученных выводов. Например, при анализе много продуктовых рынков выводы могут быть систематизированы по товарным сегментам. конъюнктурный рынок товарный автомобильный

Для новых быстрорастущих рынков рассматриваются показатели динамики спроса и предложения. В условиях становления нового бизнеса целесообразно включение в отчет результатов анализа методов маркетинга, используемых на аналогичных товарных рынках за рубежом, и т. п. Помимо этого отчет должен содержать всю необходимую информацию для разработки комплекса маркетинга, направленного на решение поставленной проблемы. Комплексное исследование рынка.

В англо-американской литературе различают такие понятия, как market research, т.е. сбор и анализ информации о конкретном рынке, и marketing research, что подразумевает исследование всех элементов комплекса маркетинга (товарной политики, ценовой политики, системы продвижения товара, системы управления персоналом, коммуникационной политики). Маркетинговые исследования являются прикладными исследованиями. В то время как рыночные исследования отвечают на вопрос, существует ли рынок, маркетинговые исследования дают ответы на более практические вопросы: существует ли рынок данного товара, как на него выйти и закрепиться.

Маркетинговые исследования собирают информацию о динамике функционирования рынка, а рыночные исследования более статичны. Британский институт маркетинга, считает, что маркетинговые исследования -- это "целевой сбор, регистрирование и анализ всех фактов по проблемам, касающимся обмена и продажи товаров и услуг производителем покупателю". По определению Ф. Котлера, маркетинговые исследования -- это систематический проблемный анализ, создание модели и определение круга данных с целью принятия наиболее верных решений, улучшение контроля над маркетингом товаров и услуг. Основой маркетинга, безусловно, являются комплексные маркетинговые исследования, включающие как изучение рынка и его конъюнктуры, так и оценку возможностей самого предприятия (фирмы), строящего работу на принципах маркетинга. Такие маркетинговые исследования позволяют осуществить планирование, т.е. составить обоснованный, соответствующий результатам маркетинговых исследований прогноз развития рыночной ситуации и разработать соответствующие меры маркетингового воздействия на рынок с целью обеспечения эффективности производственно-сбытовой и научно-технической деятельности фирмы.

Комплексное исследование рынка предполагает тщательное изучение экономической конъюнктуры. Маркетинг как понятие, производное от рынка, является одновременно научной и практической деятельностью по управлению производством и сбытом товаров в зависимости от долговременных и краткосрочных тенденций развития рынка, экономической конъюнктуры в целом и товарного рынка, в частности. Конъюнктурные исследования, связанные с изучением спроса и предложения на рынке и отдельных его сегментах, емкости и характера рынка, уровня цен и ценовой эластичности спроса и предложения, степени и условий рыночной конкуренции, необходимы для принятия соответствующих решений на всех уровнях маркетинговой деятельности -- стратегическом, тактическом и оперативном.

Наблюдение за текущей конъюнктурой и ее анализ позволяют решать оперативные задачи маркетинга, а изучение длительных тенденций и прогноз конъюнктуры -- тактические и стратегические задачи для достижения поставленных среднесрочных и долгосрочных целей. В теории маркетинга используются понятия маркетинговой среды (market area) и исследований рынка (market research), что, по сути дела, является изучением экономической конъюнктуры. Понятие конъюнктуры применяется во всех случаях, когда речь идет о характеристике ситуации, складывающейся во внешнеэкономической среде по отношению к хозяйствующему субъекту в каждый данный момент или период.

Под внешнеэкономической средой понимаются внутренний и внешний рынки, в условиях которых действует хозяйствующий субъект. Исследование маркетинговой среды и рынка предполагает анализ и прогноз различных экономических, демографических, социальных, природных, политических и других условий и обстоятельств. Все они представляют собой конъюнктурообразующие факторы. Так что же такое экономическая конъюнктура?

Экономическая конъюнктура -- это форма проявления на рынке системы факторов и условий воспроизводства в их постоянном развитии и взаимодействии, в конкретно-историческом преломлении, выражающаяся в определенном соотношении спроса, предложения и динамики цен. Указанное определение содержит все сущностные черты понятия конъюнктуры.

Во-первых, в нем выделен предмет экономической конъюнктуры -- рынок, так как конъюнктуру увязывают, прежде всего, с положением дел в сфере обмена, на рынке как таковом, который является неотъемлемой частью товарно-денежных отношений.

Во-вторых, подчеркнуто, что конъюнктура не замыкается на сфере обмена, а охватывает и включает в себя весь процесс воспроизводства (производство, распределение, обращение, потребление), который рассматривается через призму обмена.

В-третьих, конъюнктура рассматривается во времени и пространстве, в динамичном развитии.

В-четвертых, конъюнктура увязывается с конкретно-историческими условиями процесса воспроизводства, ибо для каждого нового этапа развития процесса воспроизводства характерно определенное сочетание факторов и условий развития конъюнктуры.

В-пятых, указывается, что основная форма проявления конъюнктуры -- соотношение спроса, предложения и динамики цен. В конечном итоге именно эти факторы, определяющие состояние и динамику рынка, являются центральным звеном.

Прочие факторы оказывают воздействие на развитие конъюнктуры лишь опосредованно, через спрос и предложение. В соответствии с тем, что в экономической науке принято использовать два объекта конъюнктурных исследований -- хозяйство и товарный рынок, в понятии экономической конъюнктуры выделяют две относительно самостоятельные составные части -- общехозяйственную конъюнктуру и конъюнктуру товарных рынков.

Общехозяйственную конъюнктуру можно рассматривать как систему, представляющую собой структурное единство, т.е. некую совокупность конъюнктуры товарных рынков с множеством отношений между ними. Однако эти части существуют лишь в силу наличия целого, т.е. нетоварные конъюнктуры составляют общехозяйственную конъюнктуру и, наоборот, общехозяйственная конъюнктура порождает при своем членении элементы -- конъюнктуры товарных рынков. Поэтому свойства общехозяйственной конъюнктуры нельзя считать арифметической суммой свойств товарных конъюнктур ее составляющих.

Объединение конъюнктур товарных рынков в качестве элементов в общехозяйственную конъюнктуру как нечто целое придает последней новые качества, которых нет у составляющих ее товарных конъюнктур. Конъюнктура товарного рынка как элемент общехозяйственной конъюнктуры характеризуется как специфическими, только ей присущими особенностями, так и общими чертами, свойственными общехозяйственной конъюнктуре.

Таким образом, только взаимодействие и взаимосвязь этих черт и особенностей общего и частей определяют характер формирования и развития общехозяйственной и товарной конъюнктуры.

Конъюнктура общехозяйственная и товарная имеет следующие характерные черты: - непостоянство, - изменчивость и частые колебания, - причем одни колебания отражают действие сил, - кратковременно воздействующих на конъюнктуру, - другие -- результат факторов, оказывающих среднесрочное или длительное влияние на состояние рыночной конъюнктуры; - неравномерность, которую хорошо видно, когда совпадает направление динамики различных показателей, характеризующих конъюнктуру, но не совпадают темпы; - исключительную противоречивость, которая выражается в том, что различные показатели конъюнктуры в одно и то же время свидетельствуют о наличии противоположных тенденций подъема и падения; - единство противоположностей, складывающихся в процессе воспроизводства общественного капитала, несмотря на исключительную противоречивость.

Исследование экономической конъюнктуры не ограничивается изучением лишь общих закономерностей развития сферы обмена и ее взаимодействия с другими стадиями процесса воспроизводства. Оно направлено на проведение обоснованного анализа и составление прогноза положения, складывающегося на том или ином товарном рынке. Товарный рынок представляет собой систему экономических связей, во-первых, между производителями и потребителями данного товара и, во-вторых, внутри групп производителей и потребителей.

Основной формой связей первого типа является купля-продажа, второго -- конкуренция. Товарные рынки, взаимодействуя через механизм межотраслевой конкуренции, формируют национальный рынок в целом. В ходе исторического развития рыночные отношения выходят за рамки национальных границ, и формируются международные товарные рынки. Функционируют они в тесном взаимодействии с соответствующими рынками отдельных стран и регионов.

Существует огромное разнообразие национальных хозяйств и товарных рынков с присущими им условиями формирования и факторами развития экономической конъюнктуры. Для каждого товарного рынка и каждого этапа развития его конъюнктуры характерно свое сочетание факторов, определяющих особенности и параметры долгосрочных тенденций, среднесрочных колебаний и краткосрочных изменений, их относительную значимость, ранжирования их взаимодействия друг с другом.

Исследование рынка автомобилей

Автомобильный рынок показывает стабильный рост. На сегодняшний день объем российского рынка оценивается в 182 миллиарда долларов. Российский рынок считается самым перспективным бизнесом в мире на этот год. Стабильный рост - 15% в год. На сегодняшний день с подержанными автомобилями емкость рынка составляет не меньше чем 4,5 миллиона машин. На маркетинговом рынке автомобилей можно выделить 3 крупных сегмента. Также их можно разделить по денежным потокам на каждый из сегментов в %. 1. Грузовые автомобили (включительно и микро грузовые машины) - 42 миллиарда долларов.

  • 2. Легковые автомобили (включительно и микроавтобусы) - 100 миллиардов долларов.
  • 3. Автобусы - 40 миллиардов долларов.

Как видно большим преимуществом пользуются легковые автомобили, но не стоит забывать, что в основном продаются подержанные машины частниками, и эти деньги не выходят на рынок. А грузовые автомобили и автобусы в основном покупаются новыми. В большей степени спросом пользуется импортная техника - это говорит о ее качестве и в последние годы снизившейся ценой.

Детальный обзор сегментов рынка автомобилей

Легковые автомобили

Объем сегментного рынка составляет 100 миллиардов долларов. Он привлекательный для всех игроков автомобильного рынка, от ЧП, до больших автоконцернов. Трендом рынка оказалось снижение цен на автомобили и выгодные условия кредита.

Посмотрим на под сегменты: машины отечественного производства - 20%, а иномарки - 80%. Преобладают в большой степени иномарки, и последующих 5 лет их процент будет расти, что приведет к снижению производства отечественных автомобилей. Снижение цен на европейские и отечественные автомобили еще произошло из-за выхода на рынок китайских моделей автомобилей, в особенности Chery.

Просегментируем рынок по маркам автомобилей, вот, что мы получим:

Другие - 20%

Лидирует уже третий год подряд Chevrolet - 14%, но и другие марки тоже не на плохих позициях.

Рынок грузового авто

Объем денежных средств оценивается в 42 миллиарда долларов.

Сегмент грузового авто можно подразделить на 4 под сегмента.

  • 1. Азиатские грузовики. Спрос у компаний, которые связанные с малыми каждодневными перевозками.
  • 2. Европейские грузовики. Большой спрос у средних промышленных компаниях.
  • 3. Российские грузовики. Большой спрос в основном у крупных промышленных компаниях.
  • 4. Американские грузовики. Большой спрос у тех компаний, которые работают с дальнейшими и тяжелыми грузовыми перевозками.

Автобусный рынок

Емкость оценивается в 40 миллиардов долларов. Этот сегмент подразделяется на 2 под сегмента:

Автобусы зарубежного производства.

Автобусы отечественного производства.

Больше спрос на зарубежного производителя, это опять-таки связано с лучшим качеством и приемлемыми ценами. В России за 2010 год было закуплено 385000 автобусов импортного производства и 200000 российского производства.

Вывод

В ближайшие годы рыночный рост составит от 15% до 17%. Можно также сказать, что отечественный рынок показывает тенденции к неуклонному росту. Его привлекательность бизнесменов можно оценить выше среднего. Этапы исследования рынка.

Исследование автомобильного рынка представляет собой комплексный анализ различных источников информации, в том числе, официальной статистики (Росстат, Федеральная таможенная служба, данные министерств РФ) и открытых данных (пресс-релизы компаний, прайс-листы, Web-сайты производителей и отраслевых союзов, интервью представителей компаний). Вы можете выбрать готовое исследование либо прислать нам Ваше техническое задание.

Обзор рынка ID-Marketing - аналитический отчет, содержащий информацию о рынке по одному из направлений: экспорт, импорт, производство РФ.

Мы постоянно отслеживаем ситуацию на рынке и ежемесячно обновляем базу данных, поэтому мы можем предложить Вам оперативное еженедельное, ежемесячное или ежеквартальное обновление информации по интересующей Вас тематике с минимальным отставанием (5-20 дней после окончания выбранного отчетного периода). Это позволит Вам всегда быть в курсе последних тенденций на рынке.

Также Вы можете ознакомиться с по рынку автомобилей.

  • Специальные предложения для рынка автомобилей - парк автомобилей (аналитический отчет по российскому автомобильному рынку)

Исследования автомобильного рынка

Рынок автомобилей является достаточно неоднородным рынком относительно его маркетингового анализа, поэтому в целях исследования необходимо поделить его на ряд возможных однородных сегментов. Существует несколько различных классификаций автомобилей как транспортного средства и наиболее подхдящей для исследования автомобильного рынка является классификация по назначению:

  • пассажирские (автобусы, легковые, внедорожники);
  • грузовые (седельные тягачи, самосвалы, автоцистерны и т.д.);
  • автомобили специального назначения (спецтехника).

Внутри каждой из трех перечисленных групп можно выделить подгруппы: грузовики обычно разделяют по грузоподъемности, типу кузова, по колесной формуле и др.эксплуатационным характеристикам. Автобусы рассматривают отдельно по типам (городской, туристический, междугородний), количеству мест, длине. Рынок спецтехники состоит из рынков погрузчиков, кранов, катков, автобетононасосов или более обобщенных групп: рынка погрузочно-разгрузочной техники, коммунальной техники и т.д. (в зависимости от цели анализа автомобильного рынка).

Анализ автомобильного рынка по детализированным группам дает возможность проследить взаимосвязи между динамикой импорта, российского производства и развитием потребляющих отраслей. В связи с тем, что большую долю автомобильного рынка во многих сегментах составляет импортная составляющая, то базовыми аспектами для исследования рынка выступают:

  • анализ динамики российского производства автомобилей и рассмотрение проектов строительства заводов на ближайшие несколько лет;
  • изучение бюджетной политики и направлений финансирования, льгот и преференций для автомобильной промышленности в 2009-2012 гг.;
  • анализ импорта автомобилей в РФ с учетом налоговой составляющей (изменения в тарифной политике);
  • мониторинг цен на соответствующий тип автомобилей и анализ темпов их изменения;
  • динамика базовых отраслей-поставщиков сырья;
  • обзор темпов развития и перспектив потребляющих отраслей (сегментов), включая сегмент банковского кредитования и лизинговых отношений;

Количественные исследования рынка автомобилей основаны большей частью на данных официальной статистики. Анализ производства автомобилей может быть проведен на базе данных Росстата, при условии сверки полученных данных с информацией на сайтах производителей.Данные официальной статистики по производству детализированы по следующим видам:

  • Производство легковых автомобилей
  • Производство прицепов и полуприцепов
  • Производство спецтехники

Анализ импорта автомобилей в Россию, главным образом, базируется на изучении данных таможенной статистики. Степень детализации при заполенении деклараций выше, чем в данных Росстата. Так можно сделать выводы о лидирующих марках, наиболее востребованных по грузоподъемности автомобилях и т.п.

Таблица 1. Основные исследуемые показатели при анализе рынка автомобилей (импорт РФ)

При анализе рынка спецтехники возможна разбивка по типу: 1. Сельскохозяйственная техника 2. Дорожная техника 3. Коммунальная техника 4. Аэродромная техника 5. Строительная техника 6. Землеройная и бурильная техника 7. Погрузочно-разгрузочная техника 8. Лесозаготовительная техника 9. Мини-техника (погрузчики, экскаваторы, самосвалы и т.д.)

Мониторинг цен проводится на основе открытых данных (прайс листы, тендеры),телефонных опросов производителей (дилеров), данных таможенной статистики. При мониторинге цен осуществляется разбивка исследуемого типа техники по марке, году выпуска и другим характеристикам.

Исследование рынка автомобилей

Введение

2.1 Характеристика ОАО "УАЗ"

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что в настоящее время автомобильному рынку принадлежит самая ведущая роль в развитии и машиностроения вообще, и транспортного машиностроения в частности.

Автомобильная промышленность мира - это емкий и весьма значительный сектор мировой экономики и международного бизнеса, ведь это не только собственно автомобили, но и разнообразные товары по обслуживанию автомобиля, а также, в значительной мере, рынок производства и продажи автозапчастей. Рынок автомобилей имеет ряд смежных рынков и отраслей: от наиболее тесно прилегающих (рынка деталей и блоков автомобилей и нефтедобывающей промышленности) до менее очевидных (строительство дорог, производство аксессуаров для автомобилей и т.п.).

Автомобиль обеспечивает высокую мобильность человека, эффективность труда, определяет современный образ жизни общества. Он является показателем уровня обеспеченности материальными средствами как отдельного человека (его владельца), так и общества или государства в целом.

Важной особенностью автомобилей являются их адаптационные возможности в том, что касается, в частности, интеграции в едином процессе перевозки с другими видами транспорта: водным (паромы, суда для горизонтальной погрузки и разгрузки грузов и т.д.), железнодорожным (платформы, трейлеры), авиационным (большегрузные самолеты). При этом используется перевозка не только колесной техники, но и контейнеров, также других видов грузовых мест. В результате вклад автомобильного транспорта в формирование единой мировой транспортной системы весьма велик.

Объектом исследования курсовой работы выступает автомобильный рынок РФ и мира.

Цель курсовой работы: исследовать автомобильный рынок России и мира за последние несколько лет.

Задачи курсовой работы:

·Дать определение автомобильному рынку;

·Рассмотреть структуру автомобильного рынка;

·Проанализировать данные продажи автомобилей в России и мире за последние несколько лет;

·Проанализировать текущее состояние автомобильного рынка ОАО "УАЗ".

В курсовой работе будут рассмотрены зарождение автомобильного рынка, его структура, продажи автомобилей за последние несколько лет в России и мире, продажи автомобилей ОАО "УАЗ" за последние несколько лет.

автомобильный рынок продажа автомобиль

Глава 1. Автомобильный рынок России и мира

1.1 История автомобильного рынка

В ряду имен изобретателей одним из первых должен быть назван дворцовый крестьянин из Казанской губернии Леонтий Лукьянович Шамшуренков (1687-1758), в 1752 г. создавший четырехколесный экипаж, приводившийся в движение мускульной силой двух человек. Интенсивные поиски новых видов транспорта велись в более развитых странах Запада.

Русский механик-самоучка Иван Петрович Кулибин (1735-1818) еще в 1791г. изготовил педальную повозку-самокатку. В ней он использовал маховое колесо, коробку скоростей, подшипники качения, тормоза, рулевой механизм. Таким образом, повозка Кулибина, приводившаяся в движение человеком, стоявшим на запятках, содержала в себе ряд новых технических усовершенствований, впервые применявшихся в истории техники.

Практическое, применение автомобиля как транспортного средства начинается с появлением принципиально более простого, компактного и экономичного двигателя внутреннего сгорания (ДВС).

Опыты по созданию автомобилей, паромобилей и электромобилей проходили в разных странах в разных масштабах. В 1769-1770 гг. французский изобретатель Ж. Кюньо построил трехколесный тягач для передвижения артиллерийских орудий. "Тележку Кюньо" считают предшественницей не только автомобиля, но и паровоза, поскольку она приводилась в действие силой пара. Паровые тележки для обычных дорог строились также и в Англии, и в России, однако были они тяжелыми, неудобными для пользования и потому широкого распространения не получили.

Появление легкого, компактного и достаточно мощного двигателя внутреннего сгорания открыло широкие возможности для развития автомобиля. В 1885 г. немецкий изобретатель Г. Даймлер, а в 1886 г. его соотечественник К. Бенц начали производство первых самодвижущихся экипажей с бензиновыми двигателями. Немалый вклад в широкое распространение автомобильного транспорта внес американский изобретатель и промышленник Г. Форд. В России автомобили появились в конце XIX в.

Первым отечественным автомобилем, сделанным на отечественном заводе, был знаменитый "РуссоБалт, который сошел с конвейера 26 мая 1909 года. Благодаря успешным выступлениям в гонках (Петербург-Рига-Петербург 1909 года), ралли (девятое место в абсолютном зачете ралли "Монте-Карло" 1912 года), пробегах (военный испытательный 1912 года и пробег по Африке 1913 года) автомобили "РуссоБалт" получили репутацию надежных и выносливых машин. Автомобиль показал отличные результаты, ему был присужден Кубок выносливости, русский автомобиль признали самым надежным в мире. Собственно, у власти этот автомобиль оказался в почете именно потому, что показывал достойные результаты. В итоге, с 1909-го по 1918-ый Русско-билтийский завод сделал 625 автомобилей, в среднем в год около 150 машин, что превышало показатели, например, "Роллс Ройса" или "Опеля.

Первый уже серийный автомобиль был грузовым. Это был модернизированный "Фиат-15, получивший название "АМО-Ф-15. В начале тридцатых годов был начат серийный выпуск легковых и грузовых "ГАЗ-М-1, спроектированных на базе американского "Форда-А.

Возобновление подлинно отечественного автопрома произошло после войны. "Победа или ГАЗ-М-20 был создан в 1943 г. Сам силуэт "Победы разработал молодой дизайнер Вениамин Самойлов. В 1945 г. прототип был продемонстрирован Сталину.

А массовое производство началось в 1946-м. году. "ГАЗ-М-20 стал первым в мире серийным автомобилем с кузовом "бескрылой" формы. На "Победе впервые появились электрические указатели поворотов и стоп-сигналы, звуковые сигналы высокого и низкого тонов. "Победа послужила зарубежным конструкторам примером для подражания. В частности, английский "Standard Vanguard 1947 года был практически точной копией. "ГАЗ-М-20 оказался первым автомобилем Горьковского автозавода, производимым на экспорт.

Впрочем, почти бок о бок с "Победой" на АЗЛК началось спешное производство довоенного "Опель-Кадета, который получил в слегка модернизированной версии название "Москвич-400.

С 1960 года начинается выпуск "Запорожца-965, в котором были совмещены элементы европейских машин: "Фиата-600" и "Фольксвагена битл. Первая модель отечественных "Жигулей, так называемая "копейка", была скопирована с "Фиата-124. Чтобы наладить выпуск "Жигулей, впервые в истории отечественного автопрома решили закупить за рубежом целый завод по производству легковых автомобилей. А саму машину оснащали амортизаторами польского производства, аккумуляторами болгарского производства, разными приборами, арматурой и приемником венгерского производства.

Непревзойденными российскими "вездеходами" стали НИВА (активно поставляется на экспорт, особенно в горные страны) и УАЗ. Это и понятно, учитывая природные условия (к сожалению, сюда можно прибавить и качество дорог). Но уже последняя модель УАЗа - Patriot - скомплектована во многом из импортных деталей, а "Niva производится на заводе Chevrolet.

1.2 Состав и структура автомобильного рынка

Определение автомобильного рынка

Для того, чтобы дать точное определение автомобильного рынка, необходимо вначале определиться с общим экономическим понятием рынка. Далее приведены несколько определений понятия "рынок" в экономической теории.

Рынок - это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов.

Рынок - совокупность экономических отношений, основанных на взаимном согласии между субъектами рынка по поводу перехода прав собственности на товары или возможность получения услуг.

Рынок - совокупность условий, благодаря которым покупатели и продавцы товара (услуги) вступают в контакт друг с другом с целью покупки или продажи этого товара (услуги).

Анализируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что рынок как экономическая категория имеет две основные составляющие:

Субъекты рынка.

Субъектами рынка являются потребители/покупатели (представители спроса) и производители/продавцы (представители предложения).

Товар - все, что может быть предложено на рынке для привлечения

внимания, ознакомления, использования или потребления и что может удовлетворить нужду или потребность. Товаром может быть материальный объект, услуга или нематериальный объект (например: патент, авторское право).

С учетом всего вышеизложенного, можно дать следующее определение автомобильного рынка:

Автомобильный рынок - это совокупность экономических отношений, благодаря которым происходит взаимодействие субъектов рынка с целью

обмена готовых автомобилей на денежные средства или их эквиваленты.

Товаром автомобильного рынка является готовый автомобиль. Под готовым автомобилем подразумевается механическое транспортное средство, имеющее более двух колес, способное к передвижению без внесения дополнительных изменений в его конструкцию.

Таким образом, товаром автомобильного рынка нельзя считать, например: мотоциклы и т.п., отдельные агрегаты автомобиля и запчасти.

Автомобиль, как товар, должен удовлетворять нужды или потребности покупателей автомобильного рынка. В маркетинге выделяется три формы проявления желаний потребителей:

Нужда - это испытываемый человеком недостаток в чем-то необходимом.

Потребность - это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и индивидуальностью человека.

Запрос - потребность, которую человек способен реализовать в силу своих финансовых возможностей.

По причине того, что каждый человек обладает собственной индивидуальностью и ограниченным материальным ресурсом, можно сказать, что в рыночных условиях желания покупателей проявляются только в форме запросов.

Определение отраслевого рынка и временного интервала исследования

Автомобильный рынок в целом делится на две большие группы, имеющие кардинальные различия:

Рынок легковых автомобилей частного пользования;

Рынок коммерческого автотранспорта - это: автобусы, грузовики, спецтехника и т.п.

На современном этапе развития рынка прослеживается тенденция к снижению доли отечественных автомобилей и увеличению количества автомобилей иностранных марок, собранных на территории России. Специфика анализа заключается в исследовании автомобильного рынка России и мира, а также анализ отечественной марки на примере Ульяновского автомобильного завода.

Временной промежуток: 2010-2013 года. Данный временной период был принят к исследованию, так как наибольший интерес представляет собой современное состояние автомобильного рынка.

География рынка

Самая большая концентрация дилерских автосалонов приходится на Москву и Московскую область, а также на Санкт-Петербург. Здесь представлены абсолютно все марки иностранных компаний. Центральный регион является лидером по продажам. Именно поэтому "завоевание" автомобильного рынка России начинается с него.

Структура рынка

Мировой и российский рынок новых легковых автомобилей можно представить в виде следующей схемы движения готового автомобиля:

Автопроизводитель→Импортер→Дилер→Субдилер→Покупатель

Таким образом, рассматриваемый рынок характеризуется двух - или трехуровневой системой распределения от производителя до конечного потребителя. Нужно учитывать то, что при организации производства на территории России цепь поставок сокращается за счет исключения звена "импортер". Выяснить количество компаний-импортеров достаточно сложно, по причине "закрытости" этого сектора. Стоит помнить о том, что некоторые автопроизводители пользуются услугами нескольких импортеров для распределения рисков.

Субъекты отраслевого рынка

Субъекты отраслевого рынка:

Покупатели. Покупателями данного рынка являются физические и юридические лица. Большая часть физических лиц, индивидуальных граждан, покупают легковой автомобиль для личного пользования. Некоторые используют его с целью получения прибыли: частный извоз, организация экскурсий и т.п. Потенциально покупателем является каждый гражданин страны, достигший 18 летнего возраста. Юридические лица приобретают транспорт с целью обеспечения большей мобильности и независимости своего бизнеса, а также для организации бизнеса по перевозке пассажиров.

Продавцы, дилеры, импортеры. Продажа легковых автомобилей частными лицами распространена, в основном, в сегменте поддержанных машин, но есть и небольшой процент новых автомобилей - это модели и марки, не поступающие в Россию по официальным каналам. Подавляющее большинство автомобилей реализуются специализированными институтами - автомобильными дилерами. Все дилеры обязаны заключить с официальным представительством договор, и вправе рассчитывать на поддержку. Однако, в обмен на право продажи автомобилей той или иной марки, дилеры приобретают обязанности по ведению бизнеса с соблюдением корпоративных норм марки и полностью берут на себя все связанные с этим расходы. Помимо официальных дилеров, на рынке присутствуют так называемые "серые" дилеры, реализующие автомобили под определенными брендами, но не имеющие соглашения с официальным представительством компаний. Часто "серые" дилеры используют в оформлении салонов логотипы автомобильных компаний, хотя это незаконно.

Процесс выхода каждой новой модели на отечественный рынок и последующая доставка товара на территорию нашей страны сопряжены с большими трудностями. Чтобы получить разрешение на продажу новой модели автомобиля необходимо пройти ее сертификацию, а это дорогостоящая процедура. Доставка автомобиля клиенту, если конечно его не собирали в России, сопряжена с трудностями пересечения границы. Все эти расходы не под силу отдельно взятому дилеру.

Официальные представительства всегда берут на себя расходы по сертификации. Организация потока заказанных автомобилей через таможенные барьеры ложится на "плечи" компаний-импортеров. Их может быть несколько, в зависимости от политики автопроизводителя. Большинство западных компаний на данный момент перешли на централизованные поставки, то есть одного импортера. При этом компании-импортеру не запрещено иметь свои дилерские сети.

Дифференциация продукта

Основным продуктом рассматриваемого рынка является непосредственно готовый легковой автомобиль.

Продукт призван удовлетворить потребности человека в перемещении, и связанные с этим потребности: коммуникация, общение, независимость, стиль, статус, прихоть. Дополнительными товарами здесь могут являться: фирменные аксессуары от компании, не предусмотренные официальным поставщиком "улучшения" автомобиля - тюнинг, установка противоугонных систем, автострахование и автокредитование.

Товар на рассматриваемом рынке относится к группе потребительских и не продовольственных товаров. По чистоте спроса - товары редкого спроса, с явно выраженной тенденцией к уменьшению периода между покупками.

Товаром заменителем на данном рынке может служить только государственный и коммерческий транспорт общего пользования. Его позиции особенно сильны в крупных городах, переполненных автомобилями и с развитой структурой общественного транспорта.

При перемещениях на большие расстояния легковой автомобиль уступает ж/д транспорту по стоимости, но выигрывает по удобству. Авиатранспорт намного быстрее. Мотоциклы и велотранспорт могут составить конкуренцию автомобилям только в странах с жарким климатом и невысоким уровнем жизни, к которым Россия не относится.

Покупатели зачастую приобретают вместе с автомобилем еще один товар - сервисное обслуживание. Официальные дилеры рекомендуют своим клиентам обращаться по поводу любого ремонта в свои автосалоны. Однако, иногда ремонт в неавторизованном сервисе обходится дешевле и происходит с аналогичным качеством. Первоначально покупатель вынужден обращаться только к официальному дилеру вплоть до окончания гарантийного срока, в противном случае гарантия производителя аннулируется.

Конъюнктура рынка

Конъюнктура рынка (сегментирование). Самая общая классификация товаров на рынке легковых автомобилей - это критерий размерного класса машины. Согласно общеевропейской классификации выделяют:

·"А-класс" - малолитражки, длина: до 3,6 м.;

·"В-класс" - компактные автомобили, длина: 3,6 - 4,2м.;

·"С-класс" - средний класс, длина: 4,2 - 4,4 м.;

·"D-класс" - семейные автомобили, длина: 4,4 - 4,7 м.;

·"Е-класс" - бизнес-класс, длина: 4,7 - 5 м.;

·"F - или S-класс" - представительские автомобили, длина: более 5 м.;

Можно отметить две серьезные тенденции. Во-первых, с каждым новым поколением своих моделей автомобильные компании увеличивают их габаритные размеры, стремясь обеспечить больший уровень комфорта, чем у конкурентов. Таким образом, машины переходят в следующий размерный класс. Один из примеров: современная модель Volkswagen Polo класса "В" даже немного превосходит по размерам первое поколение модели Golf - родоначальника "С-класса". В-вторых, автопроизводители стремятся удовлетворить как можно больше потребностей покупателя одним автомобилем, что приводит к возникновению моделей на стыке классов. Самый яркий пример "Nissan Qashqai", находящийся на стыке между автомобилями "С-класса", минивенами и внедорожниками - это новый тип автомобиля SUV (Sport Utility Vehicle). Небывалый успех этого автомобиля позволяет судить о том, что межклассовых автомобилей будет появляться все больше. Практически все размерные классы подразделяются на виды по типу кузова автомобиля. Виды автомобилей по типу кузова:

·седан;

·3-х дверный хэтчбек;

·5-и дверный хэтчбек;

·универсал;

·купе;

·кабриолет;

·родстер;

·микроминивен;

·минивен;

·вен;

·компактный внедорожник;

·внедорожник.

На современном этапе можно отметить появление новых типов кузовов: на стыке купе и седана - модель "Mercedes-Benz CLS". Далее сегментировать рынок необходимо по ценовому признаку, так как ввиду большой стоимости автомобиля этот показатель является определяющим. Можно выделить следующие категории:

·до $15.000

·от $15.000 до $25.000

·от $25.000 до $45.000

·от $45.000 до $80.000

·свыше $80.000

Категория, к которой относится та или иная модель, зависит от размерного класса автомобиля и стратегии компании-производителя. Комбинация параметров размерного класса и типа кузова, направлена на удовлетворение индивидуальных потребностей различных категорий населения. При совмещении вышеуказанных комбинаций удовлетворяются узкоспециализированные потребности людей с высоким материальным положением.

Реклама легкового автомобиля имеет свои особенности, как и все отраслевые продукты. Основная особенность в целевой направленности и создании образа, в отличие от "информационного шума", применяемого при продвижении многих потребительских товаров.

Также существует и особенность распространения информации "из уст в уста". Дело в том, что воздействовать на этот сегмент маркетологам не имеет смысла: один и тот же автомобиль у каждого человека может вызывать абсолютно различные ощущения. Единство мнений достигается только по вопросу надежности его эксплуатации.

Сейчас продается не автомобиль, и даже не "не образец современного технического прогресса", а идея - философия. Все западные компании строят свои маркетинговые компании на основе единого "слогана", отражающего философию бренда: Ford - "Навстречу переменам", Toyota - "Управляй мечтой". Изменился "слоган" - изменилось и позиционирование марки.

Некоторые особенности продвижения легковых автомобилей:

·Реклама на телевидение: только федеральные или региональные каналы, рейтинговое время, профильные программы, кинопоказы, спорт.

·Радио - специализированные радиостанции.

·Пресса - федеральный уровень: автомобильные журналы, журналы о бизнесе и финансах, спорте, географии и природе, реже в "дамских" журналах; практически нет в черно-белых изданиях. Часто выпускают собственные издания.

·Наружная реклама: растяжки, плакаты и т.п.

·Особое внимание уделяется оформлению дилерских центров в корпоративном стиле и обилию информационных носителей: листовки, прайс-листы, каталоги, сувениры, визитки и т.п.

·Интернет: собственные сайты компаний-производителей, размещение рекламы на профильных порталах.

·Директ-маркетинг: создание клубов поклонников той или иной марки автомобиля, клубные карты и привилегии, мероприятия, конкурсы, регулярные почтовые рассылки.

Автопроизводители стараются сокращать бюджеты на рекламу в традиционных СМИ, и наращивать - на рекламу в Интернете. По мнению экспертов, в первую очередь это связано с изменением поведения покупателей автомобилей. В поисках своей машины они все меньше изучают традиционные СМИ и все больше времени проводят в Сети. Подобные тенденции присущи и другим рынкам.

Состояние автомобильного рынка мира

Таблица 1 "Продажи легковых автомобилей в мире":

Сегменты2011г., млн. шт. 2012 г., млн. шт. 2013 г., млн. шт. Продажи автомобилей в мире58,8961,8764,47Канада1,591,681,69США12,7314,4015,00Германия3,173,083,14Россия2,652,933,08Китай10,0410,6511,75

В итоге можно сказать, что наибольший объем продаж среди конкурентоспособных стран наблюдается у США (2011 год - 12,73 млн., 2012 год - 14,40 млн., 2013 год - 15,0 млн.) и Китая (2011 год - 10,04 млн., 2012 год - 10,65 млн., 2013 год - 11,75 млн.). Неплохое положение на мировом рынке автомобилей занимает и Россия (2011 год - 2,65 млн., 2012 год - 2,93 млн., 2013 год - 3,08 млн.). Кроме того, необходимо отметить, что во всех странах происходит значительный рост продажи автомобилей, а это говорит о наличие спроса и улучшение качества автомобильного рынка в целом.

Таблица 2 "Темп прироста проданных автомобилей в мире":

Наименование показателя: 2011г., млн. шт. 2012 г., млн. шт. 2013 г., млн. шт. Темп прироста 2011/2012 г., %Темп прироста 2012/2013 г., %Продажи автомобилей в мире58,8961,8764,475,06%4, 20%Канада1,591,681,695,66%0,59%США12,7314,4015,0013,11%4,16%Германия3,173,083,14-2,84%1,94%Россия2,652,933,0810,56%5,11%Китай10,0410,6511,756,07%10,32%

Расчеты:

Тпр = Тр% - 100%

Состояние автомобильного рынка России

На протяжении ряда лет Россия становится все более заметным игроком на мировом рынке. Автомобильная промышленность - не исключение.

На долю Москвы сейчас приходится чуть более 10% российского парка и порядка 20% российского рынка легковых автомобилей. Еще порядка 6,2% парка и 8-10% рынка приходится на долю Московской области. На учет в ГИБДД Москвы ежегодно встает более 30% иномарок, продаваемых на российском рынке. Несмотря на ежегодное смещение доли продаж в пользу регионов, по ряду иностранных брендов (в основном наиболее дорогих) доля Москвы по-прежнему превышает 50%. Московский рынок является также "транзитным" для регионов близлежащих к Москве. Значительная часть покупателей из областей, граничащих или находящихся в радиусе 300-600 км от Москвы (Тульская, Владимирская, Тверская, Смоленская, Калужская, Рязанская, Ярославская, Ивановская и др.) приобретает новые автомобили в столице .

Состояние автомобильного рынка России за 2011-2013 годы улучшилось. Совокупный объем продаж автомобилей всех типов и всех сегментов по источникам происхождения (традиционные российские марки, иномарки российской сборки, новый импорт и подержанный импорт) составил в 2011г.2,65 млн. шт., в 2012 г.2,93 млн. шт., в 2013 г.3,08 млн. шт.

Долевая структура рынка машин (по происхождению) в каждом из трех секторов (легковые, грузовые и автобусы) изменялась в течение года в соответствии с присущей каждому сектору закономерностью. Сравнение структуры рынка легковых автомобилей по их происхождению за последние два года выявило следующие изменения. Абсолютный рост продаж отмечен во всех сегментах рынка. Кроме того, российский рынок легковых автомобилей отличается высоким уровнем разделения по моделям, что характеризует его относительную развитость, но создает проблемы в конкурентоспособности по масштабам производства.

Таблица 3 "Продажи новых легковых коммерческих автомобилей в России":

Месяц2010 г., шт. 2011 г., шт. Январь74 002127 977Февраль91 930165 898Март126 938224 495Апрель165 565235 473Май159 022235 170Июнь176 026246 429Июль177 410225 524Август169 987224 764Сентябрь187 057235 909Октябрь189 516240 865Ноябрь190 133239 490Декабрь205 208251 414Итого: 19127942653408

В итоге можно сказать, что продажи новых легковых коммерческих автомобилей в России значительно увеличились в 2011 году, по сравнению с 2010 годом. Всего за 2011 год продажи выросли на 740614 штук, по сравнению с 2010 годом. Это говорит о конкурентоспособности и устойчивом положении России на автомобильном рынке.

Таблица 4 "Темп прироста продажи новых легковых автомобилей в России":

Наименование показателя: 2010 г., шт. 2011 г., шт. Темп прироста 2010/2011 г., %Январь74 002127 97772,93%Февраль91 930165 89880,46%Март126 938224 49576,85%Апрель165 565235 47342,22%Май159 022235 17047,88%Июнь176 026246 42939,99%Июль177 410225 52427,12%Август169 987224 76432,22%Сентябрь187 057235 90926,11%Октябрь189 516240 86527,09%Ноябрь190 133239 49025,95%Декабрь205 208251 41422,51%Итого: 1912794265340838,72%

Расчеты:

Тр = У2/ У1 * 100%, где У1 - базисный период, У2 - отчетный период.

Тпр = Тр% - 100%

В итоге можно сказать, что темп прироста продаж 2011 года по сравнению с 2010 годом достаточно высокий. Это говорит о значительном увеличение спроса на товары автомобильного рынка России.

Глава 2. Исследование рынка автомобилей на примере ОАО "УАЗ"

2.1 Характеристика ОАО "УАЗ"

История развития ОАО "УАЗ"

Во время Великой Отечественной войны <#"justify">·Панорама "УАЗ";

·Народная газета;

·Российская газета.

Миссия ОАО "УАЗ": быть лидером в России и на рынках развивающихся стран по производству и сбыту надежных малотоннажных автомобилей повышенной проходимости.

В курсовой работе представлены: бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, среднесписочная численность работников. [см. Приложение А]

УАЗ производит многофункциональные машины, они станут хорошим помощником в работе и подойдут для любителей активного вида отдыха. Автомобили УАЗ могут решить проблемы по перевозке людей и грузов при плохих дорогах и при полном их отсутствии.

Автомобилестроительный завод "УАЗ" просто умеет применять технологические положительные стороны и добивается успеха при помощи эффективного производства при самых минимальных затратах.

Преимущества автомобильного рынка ОАО "УАЗ"

Ульяновский автомобильный завод вот уже более 70 лет выпускает автомашины УАЗ. По разным дорогам, независимо от времени года, в разных климатических условиях, зимой - при морозе - 45 градусов и летом - при жаре +45 градусов может ездить эта машина с ведущими передними и задними мостами. Поэтому автомашина УАЗ - машина - вездеход. Сейчас Ульяновский автомобильный завод выпускает более 40 разновидностей и модификаций УАЗ. Последние модели УАЗ вышли на один уровень со знаменитыми во всем мире иностранными автомашинами "Джип", способными ездить по полному бездорожью. Таким образом, автомашины УАЗ предназначены для передвижения по сельской дороге, но имеют комфортабельный салон, красивый внешний вид, которые отвечают требованиям современного покупателя. УАЗ является машиной-вездеходом, так как предназначен для езды по сырой, болотистой, труднопроходимой дороге. Именно УАЗ устроен специально для суровых климатических условий, может выдержать зимние морозы и летнюю жару.

Преимущества автомобилей УАЗ:

УАЗ является машиной-вездеходом, так как предназначен для езды по сырой, болотистой, труднопроходимой дороге.

УАЗ устроен специально для суровых климатических условий нашей республики, может выдержать зимние морозы и летнюю жару.

Для жителей сельских местностей наиболее подходит автомашина УАЗ, так как имеет высокую проходимость, рыночная стоимость соответствует доходу сельского труженика и можно легко достать запчасти для этой машины.

Отраслевые риски ОАО "УАЗ"

ОАО "УАЗ" осуществляет свою хозяйственную деятельность на внутреннем и на внешнем рынках, в связи с чем ему присущи риски, связанные с внутренней и внешней рыночной конъюнктурой. К основным рискам производства и реализации автомобилей ОАО "УАЗ" относит:

·снижение лояльности конечных покупателей готовой продукции;

·значительную зависимость объемов автомобильного рынка от социально-экономического положения в стране, уровня потребительских ожиданий и доступности автомобильных кредитов;

·моральное устаревание производимого модельного ряда и зависимость от успешных результатов новых научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, проводимых ОАО "УАЗ" и финансовых ограничений на их проведение;

·усиление конкуренции на рынке автопроизводителей;

·снижение ценового преимущества за счет роста цен на сырье;

·износ основных производственных фондов;

·увеличение ввозных пошлин в странах-экспортерах, рост транспортных тарифов;

·снижение потребительского спроса и усиление конкуренции на рынках сбыта.

Автомобильное производство является зависимым также и от смежных отраслей промышленности, включая производство химических компонентов, металла, резинотехнических изделий. Изменения рыночной ситуации в данных отраслях влияет также и на основную производственную деятельность ОАО "УАЗ".

Для снижения отраслевых рисков автомобильной отрасли ОАО "УАЗ" планирует оперативно реагировать на изменения путем анализа и разработки мер для устранения негативного влияния, в частности, проводить следующие мероприятия:

·разработка новых моделей автомобилей, а также модернизация существующего модельного ряда с целью повышения потребительских качеств продукции и обеспечения соответствия требованиям стандартов качества, экологичности и безопасности;

·реализация программы снижения издержек, в том числе поиск альтернативных поставщиков качественных и недорогих материалов и комплектующих;

·заключение долгосрочных договоров с поставщиками сырья и комплектующих изделий с целью оптимизации затрат во времени;

·модернизация действующих производственных мощностей.

Состояние ОАО "УАЗ"

Несмотря на отсутствие в модельной линейке явных новинок, Ульяновский автозавод закончил 2013 год с рекордным показателем продаж автомобилей, реализованных на внешних рынках. Согласно данным предприятия, на экспорт отгружен 10421 автомобиль. Это на 37% больше показателя 2012 года. Автомобили UAZ были поставлены в 20 стран.

Основу поставок, как нетрудно догадаться, составили внедорожники UAZ Patriot. Объем их продаж на 20 мировых рынках вырос на 25%, по сравнению с 2012-м. При этом в России самый популярный продукт предприятия вышел в минус. За 12 месяцев минувшего года наши "патриотически" настроенные фермеры и охотники приобрели на 5% меньше UAZ Patriot, нежели годом ранее.

На 7% выросли экспортные продажи другой модели - UAZ Pickup. Данный тип кузова активнее стали предпочитать и на родине. Об этом свидетельствует тот факт, что в 2013-м усилиями соотечественников было приобретено на 9% UAZ Pickup больше, чем в 2012-м.

За последние годы выросло количество автомобилей, экспортируемых за пределами Российской Федерации. Количество проданных автомобилей на внутреннем рынке сократилось в 2013 году на 10817 штук по сравнению с 2012 годом. [см. Приложение Б]

Как информирует пресс-служба Ульяновского автозавода, основной рост продаж пришелся на страны дальнего зарубежья, где объемы реализации выросли на 25%. При этом рост количества проданных автомобилей в государствах СНГ составил более 17%. В наступившем году предприятие намерено обратить свои взоры в сторону таких рынков, как страны Латинской Америки, Африки, Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока.

Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России за первый месяц 2014 года снизились на 6% по сравнению с январем 2013 года. Дилеры реализовали 152662 единицы техники. Незначительное уменьшение объема продаж, может говорить о перенасыщении состояния автомобильного рынка на данный момент.

2.2 Анализ рынка автомобилей ОАО "УАЗ"

Таблица 5 "Объемы продаж ОАО "УАЗ" в соответствующих сегментах":

Соответствующие сегменты: 2010 г., шт. 2011г., шт. 2012 г., шт. Доля (2012), %SUV (внедорожник) 23 24228 22929 12948,0%пикап1 4792 4973 6396,0%LCV (легкий коммерческий а/м) 13 29617 97316 01626,4%MPV (микроавтобус) 11 0268 44911 86919,6%Итого: 49 04357 14860 653100%

Из таблицы видно, что наибольшую долю занимают внедорожники (48%), затем идут легкие коммерческие автомобили (26,4%), еще меньше приходится на микроавтобусы (19,6%), а наименьшую долю занимает пикап (6%). Из этого можно сделать вывод, что автомобильный рынок ОАО "УАЗ" ориентируется на внедорожники.

Таблица 6 "Темп прироста продаж ОАО "УАЗ" в соответствующих сегментах":

Наименование показателя: 2010 г., шт. 2011 г., шт. 2012 г., шт. Темп прироста 2010/2011 г., %Темп прироста 2011/2012 г., %SUV (внедорожник) 23 24228 22929 12921,45%3,18%пикап1 4792 4973 63968,83%45,73%LCV (легкий коммерческий а/м) 13 29617 97316 01635,17%-10,89%MPV (микроавтобус) 11 0268 44911 869-23,38%40,47%Итого: 49 04357 14860 65316,52%6,13%

Расчеты:

Тр = У2/ У1 * 100%, где У1 - базисный период, У2 - отчетный период.

Тпр = Тр% - 100%

Анализируя данные таблицы, можно сказать, что темп прироста всех автомобилей снизился в 2011/2012 году (6,13%) по сравнению с 2010/2011 годом (16,52%). Снизился темп прироста пикапов в 2011/2012 году (45,73%) по сравнению с 2010/2011 годом (68,83%), внедорожников в 2011/2012 году (3,18%) по сравнению с 2010/2011 годом (21,45%) и легких коммерческих автомобилей в 2011/2012 году (-10,89%) по сравнению с 2010/2011 годом (35,17%). Зато увеличился темп прироста микроавтобусов в 2011/2012 году (40,47%) по сравнению с 2010/2011 годом (-23,38%).

2.3 Перспективы развития ОАО "УАЗ"

В течение 2014 года Ульяновский автомобильный завод продолжит работу по модернизации производственной площадки, по внедрению новых технологий и по совершенствованию выпускаемых автомобилей.

По словам Генерального директора ОАО "СОЛЛЕРС" и ОАО "УАЗ" В.А. Швецова, на предприятии будут созданы универсальные производственные мощности, которые позволят наладить выпуск новой линейки автомобилей под брендом УАЗ, а также организовать потенциальное производство автомобилей иностранных брендов.

В феврале этого года на заводе введена в эксплуатацию новая технологическая линия подготовки и катафорезного грунтования кузовов, изготовленная немецкой компанией EISENMANN Anlagenbau GmbH & Co. Все оборудование спроектировано с учетом экологических требований и возможностью дальнейшей модернизации. Все используемые материалы, которые поставляют компании PPG-Helios и Henkel, также отвечают высоким современным требованиям. Проектная мощность составляет 105 тысяч автомобилей в год что позволяет обрабатывать не только весь модельный ряд UAZ, но и кузова автомобилей потенциальных партнеров.

Еще одно из нововведений - модернизация большого штамповочного комплекса. Установка новой штамповочной линии позволит изготавливать детали для современных автомобилей семейства Patriot, производство которых продолжится до 2020 года. Планируется, что на УАЗе будет установлена и смонтирована новая прессовая линия, которая позволит изготавливать детали для нового модельного ряда по самым последним автомобильным стандартам - штамповать боковину целиком. Это будет прорыв и с точки зрения организации работы, и качества, а самое главное - заложит основу для производства будущей линейки автомобилей Ульяновского автомобильного завода.

Также на заводе планируется создать единый логистический центр. Для этого в январе 2014 года все складские помещения были реорганизованы и сконцентрированы вокруг сборочного конвейера, что сделает структуру производства более управляемой, а учет и хранение товарно-материальных ценностей более эффективными.

Сегодняшний УАЗ расположился на 312 гектарах, и содержать такую площадь просто нерентабельно. Движение к концентрации производства на менее крупных площадках подразумевает необходимость расстаться с частью территории. Вадим Швецов отметил, что модернизация предприятия повлечёт сжатие завода до периметра стандартного производства автомобилей - с 312 гектаров до 50,2 гектара, что позволит ему соответствовать современным требованиям по архитектуре и дизайну современного производства автомобилей. Планируется, что территории предприятия будет разделена на шесть зон: непосредственно сам завод площадью 50,2 гектара, жилую застройку "Запад" (73,5 гектара), зону металлургии (33,5 гектара), "Восток" (56,15 гектара), общественно-деловую зону площадью 39,85 гектара и вспомогательные территории (58,8 гектара). При этом планируется создание 4 331 вакансий, в том числе около 1 500 новых высокотехнологичных рабочих мест. Программа рассчитана на 6 лет. Часть площадей займёт индустриальный парк.

В настоящее время за смену Ульяновский автомобильный завод производит 240 автомобилей. Планируется, что по завершении модернизации объём годового производства составит 105 тысяч автомобилей в год.

Новый "Патриот" будет выпускаться каждый год, и изменения коснутся как интерьера и экстерьера, так и шасси и агрегатной части. "Новый "Патриот" будет запущен осенью с абсолютно другим уровнем качества. Изменения затронут весь модельный ряд, который по мере модернизации будет заменять старые модели. Семейство "Патриота" представлено тремя моделями: собственно "Патриотом", "Пикапом" и грузовичком "Карго" грузоподъёмностью 800 килограммов. С недавнего времени автомобили оснащаются немецким сцеплением LUK и корейской раздаткой DYMOS. На выбор предлагается два типа двигателей производства ЗМЗ: 2,7-литровый бензиновый и 2,3-литровый дизельный.

Заключение

Автомобильный рынок в России с каждым годом набирает обороты. Причины автомобильного бума понятны - доходы граждан растут, и автомобиль в России до сих пор считается элементом престижа. Причем многие покупают транспорт классом выше того, что могут себе позволить.

Причины такого ажиотажа не только в росте доходов населения, хотя он тоже присутствует. По данным Росстата выросла доля людей, способных без труда покупать вещи длительного пользования. Также продолжает развиваться и автокредитование. В борьбе за новых клиентов банки совместно с автосалонами предлагают новые льготные программы. Но еще одна неожиданная причина - резкий рост цен на недвижимость.

Многие граждане, копившие на квартиру, поняли, что за ценами им не поспеть. Кое-кто из них бережет деньги, ожидая обвала на рынке недвижимости, а кое-кто, отчаявшись, покупает хорошую машину, желая хотя бы так улучшить качество жизни. Это означает, что в ближайшее время спада на рынке автомобилей ждать не придется.

В курсовой работе были рассмотрены: структура автомобильного рынка, продажи автомобилей в России и мире за последние несколько лет, текущее состояние автомобильного рынка ОАО "УАЗ".

Список литературы

1.Курс экономической теории, под ред. проф. Чипурина М.Н. и проф. Киселевой Е.А. - Киров: АСА, 2006г. - 832 с.

2.Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга. - М.; СПб.; К.: Издательский дом "Вильямс", 2006г. - 944с.

.Шварц А. Автомобиль и построение гражданского общества в России. Журнал "Деньги". №17 2010 год.

4.Машиностроение Украины и мира "Россия: состояние автомобильного рынка улучшается, 2011-2012 годы", #"center">Приложения

Приложение А

Таблица 1 "Бухгалтерский баланс":

Наименование показателя2011 г., тыс. руб. 2012 г., тыс. руб. 2013 г., тыс. руб. 1234Актив I. Внеоборотные активы Нематериальные активы504442553Результаты исследований и разработок177 348194 827227 427Нематериальные поисковые активы---Материальные поисковые активы---Основные средства5 392 0795 351 1785 588 349в т. ч.: Незавершенные капитальные вложения317 916278 116438 275Доходные вложения в материальные ценности30 31830 7149 842Финансовые вложения2 642 1487 111 2888 852 267Отложенные налоговые активы-9 30823 325Прочие внеоборотные активы56 47442 54724 759Итого по разделу I8 298 87112 740 30414 726 522II. Оборотные активы Запасы1 452 7921 631 917813 323Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям107 286100 441175 674Дебиторская задолженность6 907 66211 456 7208 488 112Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов) 6 783 65378 92327 575Денежные средства и денежные эквиваленты508 507197 4641 716 175Прочие оборотные активы16 99913 34917 136Итого по разделу II15 776 89913 478 81411 237 995БАЛАНС24 075 77026 219 11825 964 517Пассив III. Капитал и резервы Уставный капитал 4 142 6574 142 6574 142 657Собственные акции, выкупленные у акционеров---Переоценка внеоборотных активов3 339 1483 297 9533 264 509Добавочный капитал---Резервный капитал414 266414 266414 266Нераспределенная прибыль3 708 3214 735 1123 687 883Итого по разделу III11 604 39212 589 98811 509 315IV. Долгосрочные обязательства Заемные средства2 003 0003 733 5955 571 758В том числе проценты по заемным средствам---Отложенные налоговые обязательства43 335--Оценочные обязательства---Прочие обязательства---Итого по разделу IV2 046 3353 733 5955 571 758V. Краткосрочные обязательства Заемные средства5 584 1592 004 1664 357В том числе проценты по заемным средствам10 2714 1664 357Кредиторская задолженность4 631 3207 483 2438 369 603Доходы будущих периодов---Оценочные обязательства209 519408 096509 471Прочие обязательства453013Итого по разделу V10 425 0439 895 5358 883 444БАЛАНС24 075 77026 219 11825 964 517

Таблица 2 "Отчет о финансовых результатах":

Наименование показателя2011 г., тыс. руб. 2012 г., тыс. руб. 2013 г., тыс. руб. Выручка 26 400 51127 931 41426 191 901Себестоимость продаж23 452 54325 225 16323 480 614Валовая прибыль (убыток) 2 947 9682 706 2512 711 287Коммерческие расходы383 259370 254490 177Управленческие расходы1 160 7261 047 8571 259 641Прибыль (убыток) от продаж1 403 9831 288 140961 469Доходы от участия в других организациях2046 640301 033Проценты к получению980 059258 1184 189Проценты к уплате1 001 161677 926648 633Прочие доходы4 609 8593 477 6773 715 431Прочие расходы5 066 1853 193 7745 330 553Прибыль (убыток) до налогообложения926 5751 198 875997 064Текущий налог на прибыль519 284264 89794 584в т. ч. постоянные налоговые обязательства (активы) 270 18227 013276 497Изменение отложенных налоговых обязательств15 42910 3853 722Изменение отложенных налоговых активов48 35841 75021 222Прочее3 9975176 525Чистая прибыль (убыток) 467 081985 5961 080 673

Таблица 3 "Среднесписочная численность работников":

Показатель2011 г., чел. 2012 г., чел. 2013 г., чел. Среднесписочная численность работников9 6428 7368 088

Введение___________________________________________________ 3

1. Обзор рынка автомобилей__________________________________ 4

1.1 Общая характеристика рынка ____________________________ 4

1.2 Российский автопром___________________________________ 6

1.3 Импорт легковых автомобилей ___________________________ 8

2. Анализ продаж___________________________________________ 9

3. Основные продавцы на рынке______________________________ 11

4. Проблемы и перспективы развития рынка легковых автомобилей _ 13

5. Изучение покупательских предпочтений _____________________ 15

Заключение_______________________________________________ 20

Список использованных источников___________________________ 21

Приложение_______________________________________________ 22

Введение

Автомобильный транспорт играет большую роль в современном обществе. Развитие автомобильных услуг на сегодняшний день является обязательным условием для полноценной жизни каждого человека.

Автомобильный транспорт развивается качественно и количественно бурными темпами. В настоящее время ежегодный прирост мирового парка автомобилей равен 10-12 млн. единиц, а его численность - более 400 млн. единиц. Каждые четыре из пяти автомобилей общего мирового парка - легковые.

Быстрые темпы развития автотранспорта обусловили определенные проблемы, для решения которых требуется научный подход и значительные материальные затраты. Основными из них являются: увеличение пропускной способности улиц, строительство дорог и их благоустройство, организация стоянок и гаражей, обеспечение безопасности движения и охраны окружающей среды, строительство станций технического обслуживания автомобилей, складов, автозаправочных станций и других предприятий.

Цель исследования – комплексное исследование рынка авомобилей г. Новосибирска.

Данная цель обусловила постановку следующих задач:

¾ Дать общую характеристику рынка;

¾ Рассмотреть тенденции развития российского автопрома и импорта легковых автомобилей;

¾ Проанализировать объемы продаж легковых автомобилей;

¾ Определить основных продавцов на рынке;

¾ Выявить проблемы и перспективы развития рынка легковых автомобилей;

¾ Изучить покупательские предпочтения.


1. Обзор рынка автомобилей

1.1. Общая характеристика рынка

Однако в целом первые три квартала этого года получились для рынка в абсолютных цифрах продаж хуже, чем год назад. Кроме того по данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за период январь-сентябрь 2010 года было продано автомобилей на 25% меньше, чем за тот же период прошлого года. Казалось, в 2009 году на фоне ухудшения очень-то экономического кризиса и прямо-таки общего спада уровня потребления автомобильные компании держались за счет распродажи скопившихся стоков. Разумеется, на растущем рынке, компании продают только свежие машины при минимальных объемах мало-мальски прошлогодних стоков.

В период кризиса 2009 года воистину главной задачей компаний было наладить эффективную деятельность в условиях очень-то низких продаж, избавиться от стоков и минимизировать издержки. Однако, компании, которые на этот период лично занялись инвестициями в автомобильный рынок, сейчас находятся поистине на хороших позициях. Во всяком случае, сегодня на восстанавливающемся рынке очень важны именно вполне стартовые позиции, которые в будущем позволят захватить большую долю рынка.

Самую активную политику на рынке в прошлом году вела компания KIA, и сегодня она крайне имеет просто-таки отличную весьма стартовую площадку для роста продаж, не имея при этом сборочного предприятия в России. Быть может это одна из немногих компаний, чьи результаты в I квартале существенно улучшились по отношению к периоду 2009 года. Наконец, две трети продаж приходится на модели KIA Rio, Sportage иee’d, которые тихо являются одними из лидирующих в своих сегментах.

Другая корейская компания, Hyundai, хоть и совершенно потеряла по отношению к продажам прошлого года, но потери эти (-16%) не столь существенны, как у ближайших конкурентов. Кажется, а в апреле для компании шумно начнется довольно-таки новая эпоха на российском рынке: Hyundai открывает особенно собственный полномасштабный автомобильный завод. В 2010 году продолжится наладка оборудования и выпуск опытных партий автомобиля С-класса, адаптированного специально для российского рынка. Таким образом, полностью коммерческое производство стартует в 2011 году, тогда у Hyundai появится еще одна “сильная” модель на нашем рынке. Отлично себя чувствует и компания Renault, у которой рост продаж в первом квартале 2010 года составил +7% при общем падении рынка.

Очень быстро, при помощи самых разных мер, восстанавливаются после кризиса представители премиальной большой немецкой тройки. Кстати, что Audi, что BMW и особенно подопечная Daimler марка Mercedes-Benz (у всех трех компаний подъем продаж относительно продаж I квартала прошлого года) сильно чувствуют себя прекрасно. Видимо, их клиенты постепенно перестали экономить на своих новых автомобилях – прямо-таки хороший знак для всей экономики страны. Пожалуй, однако возврата денег в сферу обновления парков топ-менеджмента и корпоративных флотов больше не почувствовала ни одна из компаний, относящих себя к напросто автомобильному премиум-сегменту. Хуже того, продажи Infiniti, Cadillac, Jaguar и Saab сократились более чем наполовину. Общий итог для премиум-брендов в России пока минус 13%, что, впрочем, лучше, чем в целом по рынку.

Китайские бренды делают все новые и новые попытки закрепиться на российском рынке. В конце концов, из старых проектов только модели Chery скромно остаются на гребне продаж. В общем, три квартала 2010 года оказались для Chery очень удачными – +62%. Наверно, старожилы рынка Great Wall и BYD постепенно остывают вниманием к по-особенному российскому рынку; впрочем, и россияне скоро перестали покупать по-хорошему китайские пикапы и джипы.

Более новые китайские проекты пока имеют успех на местном рынке. В первом квартале этого года в общем-то отличным спросом пользовались автомобили Vortex (те же Chery, только родом из Таганрога) и Lifan. В самом деле проект продаж автомобилей Geely забуксовал. Однако в целом китайским маркам вполне удалось в 2010 г. продать чуть больше машин, чем за тот же период годом ранее. Действительно при общем спаде рынка рост продаж очень-то китайских авто стоит тщательно рассматривать как мало-мальски небольшой успех.

Тенденция устойчивого роста продаж в начале года, связанная не только с сезонными колебаниями, но и с общим восстановлением экономики, дает право предварительно предполагать, что рынок будет потихоньку расти весь год и составит 1,5 млн. новых автомобилей. По-видимому программа утилизации, на которую государство разумно планирует потратить 11 млрд. рублей, также немного посодействует росту рынка. Более того в итоге 2010 год может избежать участи быстро стать самым худшим годом в новейшей истории российского авторынка, оставив это непривлекательное звание напросто кризисному 2009 году, когда было продано 1,46 млн новых авто.

1.2 Российский автопром

Производство легковых автомобилей в РФ на начало 2010 года, согласно данным статистики, составило 1,23 млн. шт. При этом за последние годы произошли качественные изменения. Большинство российских автозаводов отказались от производства устаревших собственных автомобилей и начали сотрудничество с иностранными компаниями. Основных причин этому несколько:

· рост продаж и доступность автокредитов спровоцировали рост спроса на обладающие более привлекательными потребительскими свойствами иномарки;

· сопоставимые цены на «старшие» российские автомобили и дешевые иномарки: они фактически предлагаются по одной цене;

· низкое качество российских автомобилей, которое не улучшилось за время «передышки» российского автопрома во время кризиса 1998 года. Тогда его буквально спас дефолт, благодаря которому цены на российские автомобили стали в несколько раз ниже импортных. Далее наплыв подержанных иномарок был остановлен повышением таможенных пошлин.

Промышленная сборка ведущих мировых автомобильных брендов на предприятиях российского автопрома стала «лебедкой», вытягивающей статистические показатели российской промышленности. Политика правительства всячески способствует организации в России производства иностранными производителями. При этом, требования по локализации для сборочных производств иностранные производители выполняют неохотно: действительный уровень локализации для Ford Focus составляет 40% – вместо норматива 50% в 2009 году.

Главной причиной автомобильного бума в последние годы явился платежеспособный потребительский спрос: вполне закономерно, что с ростом благосостояния потребительские предпочтения смещаются в сторону более качественных и дорогих товаров. Учитывая благоприятную конъюнктуру рынка, многие иностранные производители открыли в России сборочные производства: Ford, Renault, BMW, KIA, Chery, Hummer, Chevrolet, Cadillac, Hyundai, SsangYong, Fiat, Chevrolet, VW и Toyota.

Toyota открыла завод по сборке автомобилей в Санкт-Петербурге. Volkswagen открыл сборочное производство в Калуге в 2007 г. DaimlerChrysler уже достаточно давно не исключала возможности организации сборочного производства в России. Новый завод Mitsubishi расположен под Санкт-Петербургом.

Конечно, финансовый кризис внес определенные изменения в планы автопроизводителей. Некоторые из них заявили о замораживании своих производственных проектов. И все же в долгосрочной перспективе большинство производителей не намерены серьезно менять свои планы относительно России. По западным меркам степень проникновения автомобильной продукции в России находится сейчас на невысоком уровне.

1.3 Импорт легковых автомобилей

По данным таможенной статистики, в 2010 году было импортировано 1 445 000 автомобилей – это на 40% больше, чем в 2009 году. В денежном выражении импорт вырос на 49% и составил 18 780 млн. долл.

Рекомендуем почитать

Наверх