Интеллектуально-познавательная игра посвящённая Международному Дню птиц. Интеллектуальная игра "Птицы – наши друзья" Конкурс «Отгадай птицу по описанию»

Бухучет и налоги 30.12.2023
Бухучет и налоги

Цель : формирование у младших школьников фундамента экологической, культурологической грамотности и соответствующих УУД.

Задачи:

Образовательные:

  1. Формировать экологическую грамотность детей при изучении природы родного края.
  2. Расширить практическую деятельности учащихся по изучению и охране пернатых Астраханского края.
  3. Изучить дополнительный материал из научно – познавательной литературы и ресурсов Интернета.

Воспитательные:

  1. Прививать любовь к родному краю, воспитывать желание беречь и охранять « братьев наших меньших».
  2. Соблюдать правила нравственного и этического поведения в мире природы и людей.
  3. Научить творить добро.

Развивающие:

  1. Развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром.
  2. Развивать в детях чувство ответственности за наших пернатых друзей.

Вид внеклассного мероприятия : интеллектуальная игра.

Методы и методические приемы: Игровой, исследовательский (проблемно-поисковый метод), метод проектов, ИТК.

Этапы исследования:

  1. Создание проблемной ситуации.
  2. Исследование.
  3. Обмен информацией.
  4. Организация информации.
  5. Связывание информации.
  6. Подведение итогов, рефлексия.

«Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность»
Б. Шоу

В новых образовательных стандартах прослеживается усиление их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. Процесс учения понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно – нравственного опыта и социальной компетентности.

В основу Стандарта положен системно – деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.

Приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря умение учиться.

Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.

Ребенок-исследователь по своей природе. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать, экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – это естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. А как велико его желание познать родной край!

Все началось с прогулки во дворе школы. Дети обратили внимание на то, что не услышали пения птиц во дворе школы. Мы спросили их: «Что надо сделать, чтобы птицы прилетали во двор школы и радовали нас своим пением?» Они предложили сделать кормушки, развесить их и подкармливать птиц. К кормушкам стали прилетать воробьи, голуби, синички. Ребята очень любознательные и решили узнать, какие еще птицы обитают в нашем крае, почему некоторые занесены в Красную книгу. Началась большая исследовательская работа.

Дети разделились на две группы. Одна группа изучала жизнь и повадки зимующих птиц, а другая – перелетных. Команды свои ребята назвали тоже не случайно. 12 ноября мы отмечали день птиц – день Зиновия – Синичкина. Синичкин день, Синичкин праздник. Этот день считается началом общероссийской культурно – экологической акции «Покормите птиц!» В этот день мы развешивали кормушки и хотели привлечь всех к этому доброму делу. Поэтому провели акцию «Покормите птиц» и в честь праздника «Синичкин день» мы назвали команду «Синички». С 12 ноября мы начали работать над проектом «Птицы Астраханской области»

А 1 апреля орнитологи всего мира отмечают Международный день птиц. Начало этому празднику было положено в 1906 году, когда была подписана Международная конвенция об охране птиц. В России День птиц появился в 1926 году. В этот день развешивают скворечники, поэтому команда, которая исследовала жизнь и повадки перелетных птиц, назвала свою команду «Скворцы». В этот день мы завершили работу над проектом.

В результате большой исследовательской работы дети узнали: птицы – класс позвоночных животных, освоивших для жизни воздушную среду. Это наложило особый отпечаток на их внешнее и внутреннее строение. Сейчас на Земле живет более 8600 видов птиц. В фауне России зарегистрировано 789 видов птиц. Фауна птиц дельты Волги и Волго–Ахтубинской поймы содержит 298 видов. 72 вида птиц занесено в Красную книгу Астраханской области.

Из научно – познавательной литературы и из Интернета дети узнали, какие птицы обитают в нашем крае, почему они находятся на грани исчезновения и как помочь птицам. Мы выяснили, что любят птицы и всю зиму из школьного окна мы наблюдали, как весело суетятся птицы у кормушек. Составили Красную книгу птиц Астраханской области, в которую вошли 72 вида. Ребята готовили сообщения, доклады, сделали поделки, создали проекты, подготовили презентации. Дети предложили презентацию проекта «Птицы Астраханской области» провести в форме интеллектуальной игры «Птицы – наши друзья», чтобы еще раз напомнить всем о том, что мы в ответе за природу, за наших «меньших братьев»

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы.

В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить:

  • становление личности младшего школьника,
  • раскрытие его индивидуальных возможностей.

Это одно из требований ФГОС.


Интеллектуально – творческая игра по экологии
Экологическая тропа
для обучающихся 5-х классов
Автор: Якущенко Вера Викторовна, учитель ОБЖ и музыки, муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 36»
(МБОУ «СОШ № 36») г. Ангарск, Иркутская область.
Год создания 20г.
Место создания: МБОУ «СОШ № 36»
Содержание
Страница
Пояснительная записка 1
Приложения 3
Литература 22
Пояснительная записка
Цель игры: активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся, личную причастность и значимость в природоохранных мероприятиях.
Задачи:
Формирование познавательного интереса, коммуникативных навыков при работе в группе;
Развитие творческих способностей и применение экологических знаний на практике;
Привитие экологической культуры, природоохранных, валеологических навыков.
Интеллектуально – творческая игра по экологии рассчитана на большое количество команд (по 4 человека в команде). Все задания участники получают непосредственно во время игры.
1. Организационный этап
За месяц до всемирного «Дня Земли» 22 апреля с учащимися 10-11-х классов разрабатываются этапы предстоящей игры. Ученики делятся на 4-5 команд и продумывают содержание, оформление, поощрения для младших учеников на своем этапе. Учитель выступает в роли консультанта, эксперта по заданиям и корректировщика (чтобы задания соответствовали возрастным особенностям).Игра начинается с открытия: спектакля «Дружная семейка» или с торжественной линейки
Ведущие озвучивают задачи игры.
Командам раздаются маршрутные листы. На каждом этапе присутствует учитель-предметник, который наблюдает за работой ребят, объективностью выставления баллов (ведущими - персонажами спектакля) и корректностью в проведении соответствующего этапа.
После работы все получившиеся материалы сдаются, подводятся итоги игры.
Предварительные задания командам:
1. Побывать на экскурсии в лесу.
2. Узнать все о жителях леса, животных, птицах, насекомых, растениях.
3. Очистить определенный участок леса от хвороста и мусора
4. Подготовить выступление агитбригады на экологическую тему.
Игровые пункты (этапы) могут быть размещены в школе, на детской площадке, в беседках, на лесных полянах. Они оформляются в соответствии с названием этапа.
Этапы игры:
Всезнайки
Загадочная
Умелые ручки
Послушайте нас! (Выступление агитбригады)
Экологический плакат на тему «Защитим природу!»
Знаки природы
Лесная братва
Интерактивная игра Вопросы от букашек
2. Технологический этап
После получения комплекта маршрутных листов участники игры расходятся по этапам:
На этапе «Всезнайки» участники выполняют тестовые задания (Приложение 1)
На этапе «Загадочная» участники дают ответы на предложенные загадки (Приложение 2)
На этапе «Умелые ручки» учащимся предлагают сделать массу полезных вещей из «Мусора». Для этого каждой команде выдаётся одинаковый комплект с так называемым мусором: пластиковые бутылки, тетрапаки, коробки из-под пищевых продуктов и т.д. главное условие, чтобы изделие функционировало и чтобы осталось минимум отходов.
На станции «Послушайте нас!» – команды представляет свою деятельность экологического направления в любой художественной форме.
На станции «Экологический плакат» участникам игры предоставляется все необходимое для изготовления плаката, в котором показаны экологические проблемы.
На станции «Знаки природы» учащимся выдают по три комплекта шаблонов в виде дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие и информирующие. Задача ребят нарисовать знаки, запрещающие какую-либо деятельность человека, информирующие о каком-то природном объекте или предупреждающие о чём-либо.
На станции «Лесная братва» участники игры выполняют задания о животных, растениях, насекомых, цветах и т.д. (Приложение 3)
На этапе «Вопросы от букашек» школьникам будет предложена интерактивная игра. (Приложение 4)
3. Рефлексивный этап
На финише (итоговой линейке) проводится церемония награждения. Команды получают грамоты за призовые места или участие.
Оформляется выставка поделок и плакатов.
Приложение I
Тестовые задания
1. Что в переводе означает слово “экология”? Подчеркни правильный ответ.
а) Наука об атмосфере
б) Наука о доме
в) Наука о здоровье
2. Какую пользу приносит лес людям? (Лес дает древесину. В лесу живут промысловые звери и птицы, растут грибы и ягоды, плодовые деревья. Лес помогает сохранять влагу в почве, поддерживает полноводность рек, охраняет почву от разрушения, очищает воздух, украшает землю.)________________________________________________________________
3. Как называются листья хвойных растений?
а) Иголки
б) Пластинки
в) Хвоинки
г) Лепестки
4. Какое участие в охране леса могут принимать школьники? (Охранять лес от пожаров, собирать семена деревьев, ухаживать за сеянцами на лесопосадках.)__________________________________________________________________
5. “Веселый, нарядно и заботливо одетый мальчуган шаловливо подпрыгнул и обломал зеленую ветку, другую... Мама стояла рядом и с любовью глядела на проделки любимого чада”. С каким выводом ты согласен?
а) Он еще ребенок и не ведает, что творитб) Родители обязаны разъяснить своему сыну, что так обращаться с живым растением нельзяв) Ничего страшного, что он сломал ветку, их много на дереве
6. Где создаются заповедники?
а) в зоопаркахб) в парках около городовв) в дикой природе, вдали от населенных пунктов
7. Как называется профессия человека, который работает с животными в заповедниках?
а) егерьб) лесникв) браконьер
8. Найди среди хвойных растений лишнее.
а) Ива
б) Можжевельник
в) Лиственница
г) Сосна
9. Какие из перечисленных рек протекают по территории нашей области. Подчеркни.
а) Иркут
б) Ангара
в) Китой
г) Енисей
10. Виды утилизации мусора. Выбери самый экологически чистый способ.

12. Какую пользу приносят птицы? (Птицы поедают насекомых, которые наносят вред растениям; своим пением они оживляют леса, парки, создают неповторимое очарование, столь необходимое для отдыха людей.)
13. На поверхности реки пышно разрастаются водоросли, они занимают большую площадь водной поверхности. О чем это говорит?
а) о загрязнении реки.б) о чистоте реки.
в) о многообразии водных растений.
14.Подумай какое слово пропущено в тексте, вставь его: “Значит, все силы надо употребить на то, чтобы предотвратить контакт птиц с нефтью. В качестве простейшего способа борьбы с нефтью можно использовать опилки - как только они пропитаются нефтью их собирают и сжигают”.
15. Какое дерево называют “спичечной королевой”?
а) Берёза.
б) Кедр.
в) Осина.
16. Составив слово, вы поймёте, где можно увидеть редких животных в наше время.
А В Д Е З И К Н О П _____________________________ Заповедник.
17. Подчеркни название этой птицы.

А) Синица.
б) Клёст.
в) Скворец.
Приложение II
Задания этапа «Загадочная»
В чаще, голову задрав,
Воет с голоду... (жираф-волк)
Клубком свернулся - ну-ка тронь!
Со всех сторон колючий... (конь-ёжик)
По сосне, как в барабан,
Застучал в лесу... (кабан - дятел)
Кто в малине знает толк?
Косолапый, бурый...(волк-медведь)
Дочерей и сыновей
Учит хрюкать... (соловей-свинья)
Под луною песню петь
Сел на веточку... (медведь-соловей)
Кто любит по ветвям носиться?
Конечно, рыжая...(лисица-белка)
Кто стучит как в барабан?
На сосне сидит...(баран-дятел)
Зимой в берлоге видит сонЛохматый, косолапый... (слон-медведь)
К цветку приставишь ухо, а в нём жужжит, поётСтарательная... (муха-пчела)
Над лесной поляной ночью долго слышался кошмар
Ухал, ахал, выл по-волчьи и пугал зверей... (комар-сова)
Быстрее всех от страха
Несётся.... (черепаха-заяц)
Приложение III
Задания станции «Лесная братва»
Животные
Задание 1. Из 15 предложенных слогов составьте названия 10 животных. Слоги могут повторяться.

Ответы: цапля, кожан, косуля, сурок, норка, сорока, соболь, белка, росомаха, махаон.
Задание 2. “Кто где живет?”
1. Лев 4. Жираф 7. Бегемот
2. Белый медведь 5. Северный олень 8. Тюлень
3. Волк 6. Лось 9. Бобр
Вопросы к таблице:
Какие животные проводят много времени в воде? (Бегемот, тюлень, бобр).
Что общего между животными первого ряда? (Это животные жарких стран).
Что общего между животными 2-го ряда (Животного севера).
Что общего между животными 3-го ряда (Эти животные живут в наших лесах).
Что общего у животных третьего столбика (Проводят в воде большую часть времени).
Какие животные питаются рыбой (Белый медведь, тюлень).
Насекомые
Кресс-кроссворд “Насекомые”
Найдите в таблице 13 названий насекомых. Названия могут располагаться по горизонтали, по вертикали и по диагонали. Их можно прочитать как справа налево, так и слева направо, сверху вниз, а также снизу вверх.
М У К Е С Ы В А А Л Г Д Ж
М У А П А Р О С К Н У С Р
Ш У Х У Р З О Ш У Р С В Т
М В Г А А Щ Н Л З Т Е Е Ь
Е С О В Н Ш П Б Н Е Н Р А
Л К Ь А Ч Л А Щ Е П И Ч Л
Ь Й Е В А Р У М Ч И Ц О Е
Р А М О К Ц К Ь И К А К Ч
В А П Р О Л Д Ж К А Ь А П
Й Ц П О Н Г Ш Щ З М Т Р И
Ф Ы А Л П А К Ч О Б А Б И
Я Ч В Д А П Р Л Л У Ы И Т
С Т Р Е К О З А Ц В Б Ю Ж
III. Цветы1. Славяне считают этот цветок «одолень-травой» и используют для заговоров. (Кувшинка)2. В каком балете звучит «Вальс Цветов»? (Щелкунчик)3. Цветок – символ самовлюблённости. (Нарцисс)4. Искусство составления букетов. (Икебана)5. Цветы «Вестники - разлуки». (Жёлтые тюльпаны)6. Какой сказочный персонаж родился в цветке? (Дюймовочка)7. Какой цветок имеет прямое отношение к царю зверей? (Львиный зев)
IV. Птицы
1. Какая птица не умеет летать? (Страус)2. Птенцы у неё появляются зимой, в самые морозы. (Клёст)3. Птица, питающаяся только падалью? (Сип)4. Какая ночная птица не вьёт гнезда? (Козодой)5. Какая птица бегает в поисках корма по дну реки? (Оляпка)6. У каких птиц перья покрыты не перьями, а чешуёй? (У пингвина)7. Какая птица делает подстилку в гнезде из рыбьих костей? (Зимородок)8. Какая птица не садится не на воду, не на дерево? (Стриж)9. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла – 15 см.)
Использованная литература:
Амусина Л.В. Наши пернатые друзья //Педсовет. 2009. – №6. – с.10–11
Дижур Б. Жалобная книга природы. М.: Детлит. 2010.
Конкурс знатоков и друзей леса //Весёлые медвежата. –2007. –№9. –с.9–17
Мигунова Е.Я. Большая энциклопедия животных – М.: Омега, 2004.
Сладков Н. Федот, да не тот //Веселые уроки. –2011, –№8. –С.6–8.
«Сохранить природу – сохранить жизнь» Приключенческо-познавательная игра //2001. –№2. –с. 13–14.
Черкасова М.В. Они должны жить – М.: Лесная промышленность, 1984
Яровая Л.Н. Внеклассные мероприятия. – М.: ВАКО,2010.-176 с. – (мозаика детского отдыха).
http//festival.1september.ru


Приложенные файлы

Интеллектуально - познавательная игра «В мире птиц» .

Цели:

    проверить и углубить полученные знания учащихся 3 класса на уроках окружающего мира о птицах родного края, их пользе; выявить лучших знатоков пернатых друзей;

    продолжить развивать память, мышление, расширять кругозор, эрудицию;

    воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе.

Оборудование: фотографии птиц; сочинения «Почему надо охранять природу (птиц)?»; скворечники, изготовленные родителями, проектор мультимедиа, презентация, звуковое сопровождение.

Количество участников: в команде по 4-5 обучающихся

Возраст: 3-4 классы

Звучит мелодия «Музыка леса» или «Жаворонок»

1.уч-к

Пусть птицы нам поют без нот,

Пускай поют без слов.

Я знаю всё, о чём поют щегол и реполов.

Поют на ветке соловей, малиновка и дрозд.

Ты гнёзда разорять не смей!

Ты в наши гнёзда не смотри,

Не становись на пни,

Яичек тёплых не бери- зачем тебе они?

Через неделю или две

Зайди послушать в сад-

2 уч-к

Чтоб накормить своих птенцов,

Набить едою рот,

Найдут синицы червяков, ползущих в огород.

Повсюду птицы налетят, они и там, и тут.

Всех гусениц, что портят сад,

На яблонях найдут.

От кровожадных комаров покоя летом нет-

Их пеночка и реполов поймают на обед.

Поют щегол и соловей, малиновка и дрозд.

Ты гнёзда разорять не смей.

Не трогай птичьих гнёзд.

И мы не будем разорять!

Вот слово всех ребят.

Пусть птичьи песенки опять

В саду у нас звенят!

Учитель: Ребята, я думаю, вы уже поняли что разговор пойдёт о птицах, обитающих в наших краях. Сегодня мы с вами обобщим те знания, которые приобрели в течении года экологической тропы, наблюдая за птицами.

Весь класс разделён на 4 команды.

Учитель: наши команды представляют разные группы птиц.

Задание 1. Защита названия своей команды.

(Отгадав загадку, дети должны определить место обитания птицы и обосновать свой ответ)

1.На одной ноге стоит, в воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад – ищет в речке лягушат. (Цапля)

    Ответ: Цапля – это птица водоёмов. У неё длинные тонкие ноги и шея, большой клюв. Это даёт ей возможность ловить корм, не намокая

2. Кто в беретке ярко – красной?

В чёрной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)

Ответ: дятел – это птица леса. Имеет укороченные крылья, цепкие пальцы ног. Клюв тонкий и острый, что позволяет доставать насекомых и их личинок из небольших трещинок коры.

3. Угадайте, что за птичка?

Тёмненькая невеличка,

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)

Ответ: Ласточка – это птица открытых воздушных пространств. У ласточек длинные узкие крылья,раздвоенный хвост – руль. Короткий клюв с широким ртом, которым они ловят на лету насекомых.

4.На два, на три километра

Поднимаюсь и кружу,

С высоты огромной этой

Даже мышь я разгляжу. (Орёл)

Ответ: Орёл- хищник. У него крепкий крючковидный клюв и острые загнутые когти. Когтями они схватывают добычу, убивают и удерживают её , а клювом разрывают её на части.

Подводятся итоги: чья команда дала правильные и более полные ответы, вручаются жетоны – жаворонки.

Задание 2. Разминка.

Учитель: Я задаю вопросы, отвечает та команда, которая подняла руку, за каждый правильный ответ – жетон.

1. У какой птицы самый длинный язык – 15 см. (Дятел)

2. У какой птицы гнездо похоже на рукавицу? (Синица – ремез)

3.Самые быстрые птицы? (Сокол – 300км/ч, стриж 170 км/ч)

4. Какая птица не высиживает яйца? (Кукушка)

6. У какой птицы самое большое гнездо? (Орёл)

7. Птица – рыболов? (Цапля, пеликан, чайка, орлан)

8. У какой птицы самки зелёные, а самцы жёлтые? (Иволга)

9. По чему птицы летают? (По воздуху)

10. Как сорвать ветку, чтобы не спугнуть птиц? (Подождать, когда она улетит)

Задание 3. Тройне решето.

По трём подсказкам определить название птиц(задание даётся капитанам команд)

1.

А) обитает в лесах

Б) питается насекомыми;

В) выдалбливает домики для других птиц (Дятел)

2.

А) обитает в воде

Б)питается подводными частями растений;

В) нырять не может, погружает в воду лишь голову и длинную тонкую шею.(Лебедь)

3.

А) обитает в пойме рек, зарослях;

Б) питается насекомыми;

В) свои яйца подбрасывает в гнёзда мелких птиц (Кукушка)

4.

А) обитает в лесах гнездится в оврагах, балках;

Б) питается насекомыми и грызунами;

В) ведёт ночной образ жизни (Филин)

В это время членам команд предлагалось послушать запись « Голоса птиц» и попробовать отгадать, чьи это голоса, тем самым заработав дополнительный жетон команде.

Задание 4 Послушаем птичьи разговоры.

    Кто как спит?

- Ты, заяц, как спишь?

- Как положено – лёжа.

- А ты, тетерев, как?

- А я сидя

-А ты, цапля?

- Я стоя.

-Выходит, друзья, что я, летучая мышь, ловчее всех вас сплю, Удобнее всех отдыхаю

- Как же спит летучая мышь? (Вниз головой)

2. Сорока и снегирь.

- Эй, увалень, как звать – то тебя?

Откуда, красногрудый, к нам в лес прилетел?

Что же ты молчишь, воды что ли в рот набрал?

- Нет не воды, а …

- Что набрал в рот снегирь?

Ответ: Рябину.

    Крот и Филин.

Слушай, филин, неужели ты меня проглотить можешь?

Могу, крот, могу, я такой.

Неужто и зайчонка проглотишь?

И зайчонка протолкну.

Ну, а ежа? Хе, хе…

Как вы думаете, сможет ли проглотить ежа?

Ответ. Да, а колючки выплюнет.

4. Сорока и оляпка.

О – о – ой! Оляпка, никак купаться вздумала.

И плавать, и нырять.

- А не замёрзнешь?

- У меня перо тёплое.

- А не намокнешь?

- У меня перо водоотталкивающее.

- А не утонешь?

- Я плавать умею.

- А-а-а, проголодаешься после купания.

- Что ответила оляпка?

Ответ. А я для того и ныряю, чтобы водяным жучком закусить. Меня ещё называют водяным воробьем

Задание 5. Четвёртый лишний

Учитель зачитывает вопросы, дети выбирают правильно ответ.

    Какие из перечисленных птиц зимующие, а какие перелётные? (Синица, снегирь, дятел; грач.)

    Среди этих птиц одна не певчая. (Соловей, горихвостка, пеночка, бекас.)

    Одна из этих птиц не хищная. (Ястреб, стриж, гриф, сокол.)

    Эта птица не обитает в Волгоградской области. (Дрофа, щегол, скворец, колибри.)

    Задание 6 . Узнай птицу (по описанию и найди её изображение) .

Это задание для двух участников команд.

    Птица эта имеет серое оперение туловища, но голова, крылья и хвост у неё чёрные. Клюв у неё длинный, прямой. Голос грубый и резкий. Она относится к наиболее распространенным птицам нашей области.

Ответ: Ворона.

Спинка у неё голубовато- зелёная, а брюшко рыжее. Величиной с воробья, толстенькая бесхвостая, зато нос длинный и прямой. Отличный рыболов. Ответ: Зимородок

2.Какой он нарядный! Головка и спинка чёрные, на затылке ярко – красное пятно, а на чёрных крыльях белые пятнышки. Весь пёстрый. Ответ: Дятел

Величиной она поменьше воробья, головка и спинка серенькие. На лбу и над глазами – белая полоска. Горлышко ярко – чёрное, грудка – красноватая. Хвост у неё длинный и совсем рыжий, освещённый солнцем, он вспыхивает, горит, как огонёк. Ответ: горихвостка

Величиной она поменьше галки, но с длинным хвостом. Окраска серая, снизу светлей и вся в тёмных пестринках. Гнёзда не вьёт. Ответ: Кукушка

Сверху она вся чёрная, только над самым хвостом белое пятнышко. Грудка и брюшко белые. Хвост короткий и немного раздвоенный, будто рогатинка. Ответ: Ласточка.

  1. Головка в чёрной шапочке. На шее и груди длинный чёрный галстучек. Спинка, крылья и хвост – тёмные. Грудка ярко – жёлтая, будто она в жёлтый жилетик нарядилась. Ответ: синица.

    Верх головки серенький, грудка и брюшко тоже серенькие. Спинка и крылья тёмно – коричневые. Под шейкой большое чёрное пятно. Ответ: воробьи

    Пока ребята отгадывают, все остальные члены команд называют приметы связанные с птицами, пословицы и зарабатывают жетоны для своей команды.

Приметы.

1.Жаворонок к теплу, а зяблик к стуже.

2 Ласточка день начинает, а соловей вечер кончает.

3 Если ласточка построит гнездо, а потом его покинет – это предвещает беду.

4 Если птицы вьют гнёзда на солнечной стороне деревьев- к холодному лету

5 Воробьи дружно зимой расчирикались к оттепели.

Пословицы.

1 Соловья баснями не кормят.

2 Воробей под кровлю, а сова на ловлю.

3 Ворон ворону глаз не выклюет.

4 . Гуси летят с Руси, а сороки с Запороги.

5 . Журавль летит высоко, видит он далеко.

6 . Журавль летит с моря – убавит нам горя.

7 . Жаворонок к теплу, а зяблик к стуже.

8 . Куда сова глядит, туда ей и лететь.

9 . За обедом соловей, а после обеда воробей.

10 . Одна ласточка весны не делает.

Задание 7 3 птицы.

(По форме клюва определи, чем питается птица.)

Ответы:

1 . Длинный клюв помогает извлекать насекомых из трещин и щелей.

2 . Короткий и прочный позволяет раскалывать твёрдые семена и орехи.

3 . У хищной птицы клюв крепкий, изогнутый, им удобно отрывать куски мяса.

1 . Угадайте, что за птичка? 5 Серое пёрышко -

Тёмненькая невеличка Золотое горлышко. (Соловей)

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста 6. Умывается росой,

(Ласточка) Крылья с жёлтой полосой.

2 . Озорной мальчишка Он наряден, а не гол-

В сером армячишке, Птица певчая …(щегол)

По двору шныряет, 7. Известно с давних времён,

Крошки собирает. (Воробей) Что эта птица почтальон (голубь)

3 . Врач лесного царства 8.Без рук, без топорёнка

Лечит без лекарства.(Дятел) Построена избёнка(Гнездо)

4 . Всю ночь летает, 9.Эта хищница болтлива,

Мышей добывает, Воровата, суетлива.

А станет светло, Стрекотунья, белобока,

Спать летит в дупло(Сова) А зовут её …(сорока)

Подведение итогов.

Выход на экскурсию в пришкольный сад, где ребята развешивают скворечники, изготовленные вместе с родителями.

Литвиненко Ольга Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ «Ташлинская средняя общеобразовательная школа», Оренбургская область Тюльганский район с. Ташла.
Описание материала : 1 апреля праздник «День птиц», поэтому данный материал может многим учителям пригодиться, а также сценарий предназначен для организации летнего отдыха детей в пришкольном лагере дневного пребывания и для внеклассных мероприятий в любое время года. Возрастная категория – учащиеся начальных классов. Разработка может быть полезна как учителям начальных классов, так и педагогам дополнительного образования, вожатым, воспитателям.
Цель: развитие интеллектуальной сферы учащихся.
Задачи:
расширить знания учащихся о многообразии пернатых, о народных приметах;
дать представление о разновидностях птиц, происхождении названий некоторых птиц;
прививать любовь и бережное отношение к родной природе;
расширять кругозор учащихся;
развивать смекалку, наблюдательность, быстроту реакции, глазомер, смелость;
воспитывать товарищескую взаимовыручку, терпимость, коллективизм.
Особенности формирования команд: количество команд зависит от количества детей (от 2 до 4 команд), в командах должно быть не более 10 человек (обязательно: мальчики и девочки разных возрастов); команда самостоятельно выбирает себе капитана, придумывает название по теме, рисует эмблемы.
Условия игры.
Каждый отряд получает свой маршрутный лист, в котором указан план путешествия по станциям, и оценочный лист. По маршрутному листу дети отправляются на свои станции. Прибыв на станцию, отряды выполняют задания, которые оцениваются в баллах.
По окончанию игры подводятся итоги, составляется сводная таблица путешествия по станциям.
Награждение на линейке победителей и участников.
Вступление.
- Давайте, ребята, отправимся с вами … за чудесами! Да, да, за чудесами!
Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по полям за неведомой птицей,
Другое пчелою забралось в цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем
Ответы искать под зеленым шатром.
- А тема нашего путешествия спрятана в загадке:
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это … (птица) .
- Да, сегодняшний день мы посвятим птицам. Птицы издавна привлекали внимание человека. Людей восхищали их яркое оперение, их смелые, стремительные полеты, мелодичное пение. Наблюдая пернатых, люди расширяли свои знания. Несомненно, первые мысли о воздухоплавании, стремление научиться летать зародились при взгляде на птиц.
Птицы везде – над нами, вокруг нас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на речке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы только посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в поле неподалеку от вашего дома, надо знать.
- Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Давайте прислушаемся. (Звучит запись птичьих голосов.)
- Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они издают, и образовались названия многих птиц.
«Синь-синь!» - посвистывает синица.
«Чи-чи! Чи-чи!» - вторит ей чиж.
«Гра-гра!» - представляется грач.
«Сквор-сквор!» - поют скворцы.
- А сейчас узнаем как образовались названия других птиц.
(Делают сообщения подготовленные учащиеся. Их рассказы сопровождаются иллюстрациями или презентацией.)
1.Имя зарянки подходит птичке, которая песней встречает утреннюю и вечернюю зори.
В чаще лесной у полянки
Рада вечерней поре.
Птичка лесная зарянка
Песню запела заре.
2.Сойка , или горихвостка . Эта птица названа так за свой хвост красного цвета, который все время подрагивает. Кажется, что он вспыхивает огоньком, сияет, поэтому сойку и назвали горихвосткой.
3.Зяблик . Почему называется так эта птица? Потому, что зябнет? Оказывается, зяблик совсем не боится холода и прилетает ранней весной, когда еще на полях лежит снег. Да и улетает поздней осенью в холодное, зябкое, как говорят в народе, время. За то, что эта птица прилетает и улетает в зябкое время, и назвали ее зябликом.
4.Название птицы клест произошло от старого русского слова «клестить», что значит «сжимать, сдавливать, стискивать». Клюв у этой птицы загнут крест-накрест, он как будто сдавлен, сжат.
5.Свиристель . В древние времена в русском языке существовало слово «свирест» со значением «свист», «визг». Название птицы свиристель и название музыкального инструмента свирель – родственные слова.
6.Удивительно происхождение слова «цапля» . Оно происходит от глагола «чапати», то есть медленно передвигаться, образовано от звукоподражательного «чап». Идти по болотистой местности быстро почти невозможно: ноги в грязи вязнут. А грязь под ногами как бы разговаривает: «Чап-чап! Чап-чап!». Отсюда и глагол «чапати». Но ведь птицу называют цапля, а не чапля? Дело в том, что в отдельных деревнях вместо звука [ч] произносят [ц]. В слове «цапля» звук [ц ] закрепился в языке и считается правильным литературным вариантом.
7.Почему снегирю дано такое имя? Потому что мы видим снегиря только в снежное время. С первым снегом прилетают к нам снегири, а весной, когда снег стает, улетают на север в родные края.

А сейчас послушайте интересные сведения из жизни птиц .
1) Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков, улиток.
2) Самая маленькая птичка наших хвойных лесов - королёк, уничтожает от 8 до 10 млн. мелких насекомых в год.
3) Кукушка за лето уничтожает 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков.
4) Семья ласточек - около миллиона насекомых.
5) Мухоловка за 2 месяца уничтожает не менее 50 тысяч мух.
6) Ушастая сова способна съесть за день 10 полёвок, а сова-сивуха съедает в год 1200 грызунов. Если учесть, что одна мышь в год съедает 2-3 килограмма зерна, а суслик - 16, то каждая сова спасает тонны хлеба.
7) Сарыч (ястреб) питается мышами и полёвками: за 50 дней съедает не менее 265 грызунов.
8) Жаворонки, овсянки, зеленушки, щеглы склёвывают семена и плоды сорняков, тем самым снижая засорённость полей.
- А теперь, дорогие ребята, разобьемся на команды. Каждая команда должна выбрать себе командира, придумать название команды и эмблему, связанные с темой. Получите маршрутный и оценочный листы. Итак в путь! Всем желаю удачи!

Станция 1. «Отыщите птиц»
Учащимся дается текст, который они должны сначала прочитать.
- В тексте затаилось восемь птиц, отыщите их названия.
Сколько слов найдет команда, столько и получит баллов.
Восемь птиц.
Девочка устроила столовые для птиц. Во двор она вошла, убрала в углу мусор. Ока залось тут удобное, вообще гол ое место. Кормила здесь крупных птиц колбасой, ка шей. Другая столовая – высоко, л учше для мелких птичек, а н ад ней – ветки дерева. Только надо прибегать к лест нице, иначе четка я подкормка не получится, кормушку не достать.
(Ответ: ворона, сорока, щегол, сойка, сокол, чекан, клест, чечетка. Правильные ответы выделены в тексте.)
Станция 2. «Узнайте птиц»
- А сможете ли вы узнать птиц по характерному признаку? Соедините стрелками признаки и названия птиц. Сколько правильных ответов, столько баллов получает команда.
На карточке:


Когда проверяются ответы, учитель делает небольшие сообщения о птицах, по возможности сопровождая рассказ картинками или фотографиями птиц.
Птица – рыболов (баклан).


Баклан прекрасно ныряет на глубину до 5 м и плавает так быстро под водой, что от него трудно уйти и самой ловкой рыбке. Каждая птица съедает в день 700-800 г рыбы. Бакланы воруют рыбу из сетей, охотятся на нее вблизи берегов и в море, истребляют ее, когда она идет на нерест.
Птица – плотник (дятел).


Дятлы долбят кору деревьев целыми часами, доставая оттуда насекомых. Поэтому и говорят: «Заладил, как дятел».
Лесная кошка (иволга).


Иволга действительно умеет кричать кошкой. А перед грозой иволга обычно сидит на макушке высокого дерева среди густой зелени, издавая звуки, напоминающие игру на флейте.
Птица – строитель (ласточка).


Самыми искусными строителями считают иволгу и ласточку. Гнезда ласточек – саланган или стрижей – саланган съедобны. Они построены из слюны. Из этих гнезд варят суп.
Птица – акробат (поползень).


Поползень лазает по деревьям. В поисках корма ловко передвигается по стволам и ветвям деревьев, зачастую вниз головой или даже вверх ногами.
Пернатый солист (соловей).


Недаром об этой птице говорят: «В лесном оркестре он первая скрипка – самая трепетная, самая звонкая». Среди полезных насекомоядных птиц соловьи занимают одно из первых мест, поскольку в большом количестве уничтожают насекомых – вредителей.
Ночной хищник (сова).


Совы глотают мышей целиком.
Легкомысленная мамаша (кукушка).


Своего гнезда не вьет, яйца другим подбрасывает. Хотя некоторые виды кукушек сами высиживают яйца.

Станция 3. «Птичьи разговоры».
Разгадайте птичьи разговоры (соедините стрелкой). Сколько правильных ответов, столько баллов получает команда.
На карточке:


(Ответ: гуси гогочут, соловьи свистят, журавли кричат, утки крякают, вороны каркают, ласточки щебечут, голуби воркуют, синицы пищат, совы ухают.)

Станция 4. «Корм для птиц».
- Птицы нуждаются в нашей помощи. Кто из вас подкармливает птиц зимой? А чем вы их кормите? (Выслушать ответы детей и дополнить рассказ.)
Для корма пригодны семена различных растений: конопли, подсолнечника, дыни, тыквы, арбуза, кабачков, одуванчика, чертополоха, конского щавеля, крапивы, лебеды.
Семена подсолнечника - лучший корм для снегирей, синиц, поползней, воробьев.
Просо и пшено любят чижи, щеглы, воробьи, свиристели, овсянки.
Арбузные и дынные семечки – корм для синиц, поползней, дятлов.
Веники лебеды, крапивы, репейника лучше воткнуть в снег у кормушек или подвесить рядом с ними. На этот корм слетятся чечетки, снегири, чижи, щеглы, синицы. Снегири охотно поедают семена конского щавеля, клена, ясеня, липы.
Ягоды рябины, бузины, черемухи очень любят снегири и свиристели.
Любят птицы сушеные яблоки, тертую морковь, сухих насекомых, высушенные грибы (особенно червивые).
А уж сухие хлебные крошки пшеничного хлеба всегда найдут своих любителей. А ржаные крошки для птиц не годятся, особенно в морозы. Они закисают в зобу у птицы, что может привести к ее гибели.
Синички кроме семян очень любят кусочки сырого несоленого сала.
Помните!Для птиц соль - яд!

Ваша задача за 5 минут перебрать семена для птиц (смешаны семена подсолнечника, рябины, арбузов, дыни, черемухи) . Оценивание проходит на усмотрение учителя от1 до 10 баллов, в зависимости сколько будет перебрано семян.

Станция 5. «Кто Я?»
Учащимся показываются иллюстрации или презентация с изображениями птиц (поползень, снегирь, зяблик, ласточка, дятел, сова, воробей, журавль, чечетка, синица, чиж, галка, сойка, цапля и др.). Задача ребят угадать название изображенной птицы. Сколько птиц угадано, столько баллов получает команда.

Станция 6. «Покормите птиц» (Спортзал).
Это соревнование проходит по подобию «Попади в цель». На расстоянии ставится ведро или корзина, необходимо попасть в нее маленьким мячом. Если попал, значит «накормил птиц». Каждому участнику дается 3 попытки. Считается одно попадание – один балл. В итоге суммируются все баллы набранные командой.

Станция 10. «Узнай птицу».
- По словесному описанию команда должна угадать, что это за птица. Сколько птиц отгадано, столько баллов и получают.
1. Посмотришь на эту небольшую, размером с воробья, птичку и подумаешь: ну что в ней особенного? Невзрачная, серенькая, только хвостик чуть рыжеват… А вечером или ночью приди сюда – и остановишься как вкопанный, услышав ее песню… Разливается она на все лады. (Соловей.)
2. Лазит по веткам, как попугай, и лапами цепляется, и клювом, хоть вниз хвостом повиснет, хоть вниз головой – ему все равно. Он занят одним: вылущивает из шишек семена. А для этого у него клюв особый: нижняя и верхняя половинки перекрещиваются на концах. (Клест.)
3. Уж ее-то ни с кем не спутаешь. Вечно она трещит, скачет с ветки на ветку, поднимает шум, как кого-то увидит, дергает хвостом. Когда летит – машут ее белые с черным крылья, а когда сидит – белое брюхо светится. (Сорока.)
4. Слышишь ты его постоянно: скрипит на сырых лугах – скрип-скрип, скрип-скрип. Или дергает: дерг-дерг, дерг-дерг. И подпускает близко, у самых ног, бывает, скрипит и дергает. А не видно! Ты к нему, а он от тебя. И хоть бы листик дрогнул, хоть бы травинка качнулась. (Дергач.)
5. Посмотрите, какая красавица! А размером со скворца или чуть больше. Очень скрытная и осторожная птица. Селится высоко на деревьях, подойти к ней близко, чтобы рассмотреть, удается не каждому. Песня у нее красивая – звонкое короткое посвистывание. Но если увидит опасность, то кричит, как кошка, которой на лапу наступили. (Иволга.)
6. Эта птичка сумеет защитить свое потомство в случае опасности. Она вытягивает шею и шипит, как змея, так что у желающего познакомиться с ней поближе пропадает всякая охота. Кому хочется встретиться со змеей! (Вертишейка.)
7. Птица семейства вороновых отряда воробьиных. Оперение рыхлое, красновато-серое; хвост чёрный, на крыле голубое пятно с чёрными пёстринами, на голове хохол с чёрными пятнами. Полезна уничтожением насекомых; делает на зиму запасы желудей, чем способствует расселению дуба; вместе с тем вредит, разоряя гнёзда мелких птиц. (Сойка.)
8. Эта птичка обитает преимущественно в лесах. Зимой часто встречается у жилья. Полезна уничтожением насекомых в садах и лесах. Оперение густое, пушистое, жёлтая грудка. (Синица.)
9. Певчая птица. Весной и летом оперение взрослых чёрное, с ярким металлическим блеском. Осенью, после линьки, оно покрыто белыми крапинами – это светлые концы контурных перьев, которые к весне стираются, и крапины исчезают. Молодые чёрно-бурой окраски с более светлым горлом. Клюв жёлтый, острый и довольно длинный. Заметный для человека, прилёт этих птиц означает, особенно для жителей городов, наступление весны. (Скворец.)
10. Птица подотряда стрижей отряда длиннокрылых. Крылья длинные, узкие. Оперение тёмно-бурое или черноватое. Гнёзда этой птицы состоят из растительных материалов, склеенных слюной, или из одной затвердевшей слюны (так называемые ласточкины гнёзда); в Китае эти гнёзда люди употребляют в пищу.(Саланган.)
11. Птица из отряда воробьиных. Голова большая, клюв на вершине с крючком и зубцом перед вершиной, хвост длинный. Оперение рыхлое, чаще серых тонов в сочетании с белым и чёрным, реже с рыжим. Избегая сплошных лесов, селится в лесотундре, на опушках леса, на полянах, в степи или пустыне с зарослями кустарника или отдельными деревьями. Некоторые из них запасают пищу, накалывая добычу на сучки или колючки. (Сорокопут) .
12. Величиной со скворца, нарядная птица. Оперение розовато-серое. Горло и полоска от клюва к глазу чёрные, лоб красноватый. Крылья чёрные с широкими белыми и узкими жёлтыми полосками; на голове большой хохол; на конце хвоста поперечная жёлтая полоса. Распространена на севере лесной зоны от Кольского полуострова до Камчатки. Песня – нежное "свирири-свирири". (Свиристель) .
13. Известно, что самая большая из живущих на земле птиц - это африканский страус. Он достигает 2,5 метров в высоту, весит около 135 килограммов. Понятно, что такая птица не может летать из-за своего роста и массы. Но ведь есть же и среди летающих самая большая птица. Внимание! Вопрос!
Назовите одну из самых больших летающих птиц. (Альбатрос.)

Конкурс 11. «Магический квадрат».
На листе бумаги начерчена таблица с буквами. Задача учащихся: за определенное время (3-5 минут) найти и зачеркнуть названия птиц. А оставшиеся буквы подскажут, что еще за птица «спряталась» в магическом квадрате. За каждое найденное слово команда получает 1 балл, а за составленное из оставшихся букв слово – 5 баллов.


Ответ: кукушка, скворец, орел, цапля, грач, попугай, соловей, дятел, павлин, гусь.
В квадрате «спряталась» ласточка.

Конкурс 12. «Музыкальный».
Детям даются карточки с песнями (куплет или припев), но в них пропущены названия птиц. Задача ребят отгадать пропущенные слова, назвать из какой песни слова и исполнить песню. За отгаданные слова в одной песне команда получает 2 балла, за угаданное название песни – 1 балл, а за исполнение еще 3 балла.

У дороги … , у дороги … ,
Он кричит, волнуется, чудак:
"Ах, скажите, чьи вы, ах, скажите, чьи вы
И зачем, зачем идёте вы сюда?"... (Чибис. «У дороги чибис»)

Хоть и маленькая птичка,
Я … , я … ,
Ярки перышки на мне,
На головке, на спине.
Теньти-тень, теньти-тень, тень, цвинь.
Теньти-тень, теньти-тень,
Теньти-тень, тень, цвинь, тень. (Синичка. «Синичка».)

Жили у бабуси
Два весёлых … ,
Один - серый, другой - белый,
Два весёлых … . (Гуся. «Два веселых гуся».)

… заслыша голосок
Припомню я забытые свиданья
Три жердочки, берёзовый мосток
Над тихою речушкой без названья...(Малиновки. «Малиновка»)
… , … ,
не тревожьте солдат,
Пусть солдаты
немного поспят... (Соловьи. «Соловьи».)

А я хочу, а я хочу опять
По крышам бегать, … гонять,
Дразнить Наташку, дергать за косу,
На самокате мчаться по двору. (Голубей. «Детство»)

Мне кажется порою, что солдаты
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых … . (Журавлей. «Журавли».)

День искрится радостью,
Вдаль меня манит,
Надо мною радуга
Весело звенит,
У реки под ивою
Слышу... ,
Самая счастливая
В это утро я!
Самая счастливая
В это утро я!
Самая счастливая
В это утро я! (Соловья. «Выглянуло солнышко»)

Станция 13. «Загадочная».
- Отгадайте загадки.
Сколько загадок отгадано, столько баллов получает команда.

Всё стрекочет и вертится,
Ей на месте не сидится,
Длиннохвоста, белобока
Вороватая …
(Сорока)
На песочке у реки,
Словно снежные комки,
Что за птица, угадай-ка!
Догадаться просто-…
(Чайка)
Алый низ и чёрный хвост,
Воробья побольше рост,
Толстый клюв раздался вширь –
До чего красив…
(Снегирь)
Хрипло птенчики кричат,
Клювы их в гнезде торчат,
Скрыла их густая крона,
Проживает здесь …
(Ворона)
Ночью в рощах и лесах
Уханье наводит страх,
Страшен дикий крик и силен,
Так кричит огромный…
(Филин)
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
(Грач)
Щиплет за пятки -
Беги без оглядки.
(Гусь)
Не царь, а в короне,
Не всадник, а со шпорами.
(Петух)
Явился в желтой шубке -
Прощайте, две скорлупки!
(Цыпленок)
Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает.
(Воробей)
Слышен дальний грустный зов,
Повторение двух слогов.
Лес берёзовый, опушка,
На сучке сидит …
(Кукушка)
Синих крылышек красу
Разглядеть нельзя в лесу,
По сучкам порхает бойко
С резким хриплым криком…
(Сойка)
С ледоходом прилетает,
Чёрным хвостиком мотает,
Чёрный с белым хвостик узкий
У изящной…
(Трясогузки)
На репье он очень ловко
Треплет цепкие головки,
Сыплет семечки на пол
Птичка бойкая…
(Щегол)
Воздух режут без усилья,
Как серпы кривые крылья.
Промелькнёт – не разглядишь,
Так летает только…
(Стриж)
Тает снег, летят грачи,
Всем глаза слепят лучи,
Что звенит, как будто склянка?
Песенку поёт… (Овсянка)

Станция 14. «Найди свою половинку».
(Можно провести в спортзале.)
Детям раздаются карточки со слогами (одному ребенку одна карточка). Задача детей составить названия птиц так, чтобы все карточки были использованы и построиться. Сколько слов составлено, столько баллов получает команда. Например, бе-кас, ще-гол, сой-ка, фи-лин, чай-ка и др.

Станция 15. «Наука о птицах».
- Рыб изучает наука ихтиология, собак – кинология, грибы – микология, а вот как называется наука, изучающая птиц, мы узнаем, выполнив следующее задание: ваши команды получат буквы из названия науки и столько же математических примеров, решив примеры, вы узнаете место расположения буквы в слове. За правильно отгаданное слово команда получает 5 баллов, а также за каждый правильно решенный пример еще по одному баллу.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
О Р Н И Т О Л О Г И Я

«Птичий переполох»

Выголова Ираида Ивановна,

МБУ ДО «Дом детского творчества» с. Карагай Пермский край

Сценарий интеллектуально-творческой игры

«Птичий переполох»

Пояснительная записка

Игра поводилась в рамках муниципальной акции «Покормите птиц».

Цель: привлечение внимания обучающихся к проблемам охраны зимующих птиц нашего края.

Задачи:

Расширить знания школьников младшего возраста о биологическом разнообразии зимующих птиц,

Развивать творческие и организаторские способности обучающихся,

Способствовать формированию коммуникативных компетентностей школьников,

Привлечь обучающихся к зимней подкормке птиц.

Участники – команда из 5 учащихся 3-4 классов (из одного или разных классов).

Подготовка к игре. Команда должна иметь название и капитана. Участникам игры нужно знать видовой состав зимующих в Пермском крае птиц, особенности их жизнедеятельности, правила организации зимней подкорми птиц. Для участия в игре необходимо подготовить творческий отчет об участии команды в организации подкормки зимующих птиц.

Оборудование: столы и стулья для каждой команды, компьютер, проектор, экран, раздаточный материал для 2, 4, 6 туров, комплект карточек со словами «ДА» и «НЕТ» для каждого капитана, оценочные листы и ответы для жюри.

Ход игры

Приветствие ведущего, представление команд, жюри.

Разминка. Вопрос – ответ

Каждой команде предлагается ответить по 1 вопросу на 1, 2 и 3 балла. Если команда не может ответить или отвечает неправильно, вопрос переходит к соперникам.

1 балл

Без рук, без топоренка построена избенка (гнездо)

Эта птица может лазать по стволам деревьев вперед хвостом (поползень)

Если верить поговорке, эта птица может заменить лесное радио, газеты и даже телевизор (сорока)

Днем слепа, ночью зряча, мышей ловит, а не кот (сова)

Самая маленькая птица наших лесов (желтоголовый королек)

Какая птица выводит потомство в зимнюю стужу? (клест)

2 балла

Какая птица может нырять и бегать под водой? (оляпка)

Вертится, стрекочет, весь день хлопочет (сорока)

У какой птицы самый длинный язык? (Дятел)

Какая птица носит название танца? (чечетка)

Какая крупная краснокнижная птица из отряда Совообразных обитает на территории Карагайского района? (филин)

На сколько градусов могут поворачивать голову совы? (270°)

3 балла

Жить без дела не люблю пятом я встаю часу, то сажаю кедры клювом, то дубы в глухом лесу (сойка)

В лесу летало, в воду упало – не булькнуло (перо птицы)

Какая пуганая птица и куста боится? (ворона)

Какой отряд птиц включает в себя наибольшее количество видов? (воробьинообразные)

Против сотни каких птиц довольно одного ястреба? (воробьи)

Какая птица из семейства Врановых, обитающая на территории Пермского края, на зиму делает до 6 тысяч кладовок и помнит место расположения каждой (кедровка)

Головоломка

Творческий отчет об участии в акции «Покормите птиц». Критерии оценки: инициативность, уровень участия в акции всех членов команды; художественность, качество исполнения; содержательность – от 0 до 3 баллов, максимально – 15 баллов.

Четвертое лишнее. Вычеркнуть лишнее слово и объяснить, почему (5 минут). Задание выполняется на специальном бланке.

1) жареные семена подсолнечника, ягоды рябины, сало, крошки белого хлеба (в списке указан корм для птиц, жареными семечками их нельзя кормить);

2) поползень, воробей, горихвостка, снегирь (все птицы, кроме горихвостки, зимующие, горихвостка – перелетная птица);

3) много людей, много деревьев, удобный подход, защита от ветра (это условия для расположения кормушки; там, где будет много людей, птицы будут бояться садиться на кормушку);

4) декабрь, май, ноябрь, февраль (указаны месяцы, когда следует вести подкормку птиц, в мае подкормка не ведется, т.к. птицы могут сами добыть себе пищу)

5) тетерев, дятел, снегирь, синица (тетерев, все остальные могут прилетать на кормушку)

6) каждый день, в день несколько раз, раз в неделю, как получится (птиц следует подкармливать каждый день)

5. Конкурс капитанов «Верификатор»

Капитаны выходят на сцену. При помощи карточек, на которых написаны слова «Да» и «Нет», они соглашаются или не соглашаются с предложенными им утверждениями, получая 1 балл за каждый правильный ответ.

Верите ли вы, что:

У дятла хвост служит подпоркой (да)

Своим массивным клювом дубонос может дробить твердые семена и косточки (да)

Королек – самая маленькая птица в нашей стране (да)

Синица весит 10 грамм (нет)

За сутки синица съедает, столько насекомых сколько весит сама (да)

Воробей заготавливает корм на зиму (нет)

У снегирей поют и самцы, и самки (да)

Гнездо вороны имеет форму шара. (нет)

Ополовник и овсянка – это синицы (нет)

Хохлатая синица, или гренадерка, может питаться семенами хвойных деревьев (да)

6. Узнай птицу

Отгадайте птицу по описанию ее хвосту. Время выполнения – 5 минут, алл

7. Птичий фольклор

Закончи пословицу. Ведущий читает первую половину пословицы, участники на листочках ее заканчивают

Слово - не воробей, (вылетит не поймаешь).

Не велика птичка-синичка, и та (свой праздник помнит).

Старого воробья (на мякине не проведешь).

Лучше синица в руке, (чем журавль в небе).

Пуганая ворона (куста боится).

Скорая помощь

Командам предлагается ответить на несколько вопросов, требующих полный ответ. На подготовку 1 минута. Отвечает команда, первая поднявшая руку. При неправильном или неполном ответе вопрос переходит остальным командам.

Почему необходимо беречь и охранять птиц? – до 8 баллов

птицы являются неотъемлемой частью природных сообществ,

истребляют бесчисленное множество насекомых-вредителей,

хищные птицы кормятся ослабленными животными и являются санитарами в природе,

уничтожают грызунов;

сами служат пищей для других животных;

птицы, которые питаются плодами и семенами, способствуют их распространению;

на некоторых птиц существует промысловая охота;

своей красотой и пением птицы доставляют человеку эстетическое наслаждение.)

Как нужно вести себя, чтоб не навредить птицам? – до 5 баллов

Не подходи близко к гнездам птиц

Не шуми в местах гнездований

Не разоряй птичьи гнезда

Не трогай птичьи яйца в гнезде - птица, учуяв посторонний запах, бросит гнездо

Не приноси домой птенцов, выпавших из гнёзда (ты ведь тоже падал, когда учился ходить!). Птенчик у тебя дома будет чувствовать страх и, скорее всего, погибнет, а в лесу он у себя дома, а научиться летать ему помогают его родители и друзья.

Что вы можете сделать, чтобы помочь птицам? – до 4 баллов

Зимой – подкормка птиц,

Весной – развешивание искусственных гнезд

Летом – обустройство поилок, купален

Посадка кустов и деревьев на территории

Почему необходимо организовывать зимнюю подкормку птиц? – 1 балл

Недостаточно корма

Каковы основные правила организации подкормки птиц зимой? – до 4 баллов

Вести подкормку каждый день

Желательно в одно и то же время

Лучше с утра

Кормушку следует разместить защищенном от ветра, недоступном для кошек месте.

Подведение итогов игры и награждение. Победителем и призерами становятся команды, набравшие наибольшее количество баллов.

Источники информации:

Агеев И.Г. Веселая биология на уроках и праздниках: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 352 с.

Внеклассная работа по биологии. 3-8 классы/ Сост. Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2004. – 160с.

Календарь природы. Составитель – Е.Н. Чалова. – Пермь: ИД «Август», 2006 . – 46 с.

Сорокина Л.В. Тематические игры и праздники по биологии: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера. 2004. – 96 с.

Приложение 1

Материалы для жюри

Ответы

Головоломка

В течение 5 минут необходимо найти названия 12 птиц. Слова могут располагаться по прямой линии, зигзагом, сверху вниз, снизу вверх, слева направо, справа налево.

Синица, дятел, воробей, лазоревка, поползень, снегирь, чечетка, сорока, галка, московка, сойка, свиристель, гаичка.

Правила подкормки зимующих птиц

Четвертое лишнее. Вычеркнуть лишнее слово и объяснить, почему (5 минут)

жареные семена подсолнечника, ягоды рябины, сало, крошки белого хлеба

в списке указан корм для птиц, жареными семечками их нельзя кормить

поползень, воробей, горихвостка, снегирь

все птицы, кроме горихвостки, зимующие, горихвостка – перелетная птица

много людей, много деревьев, удобный подход, защита от ветра

это условия для расположения кормушки; там, где будет много людей, птицы будут бояться садиться на кормушку

декабрь, май, ноябрь, февраль

указаны месяцы, когда следует вести подкормку птиц, в мае подкормка не ведется, т.к. птицы могут сами добыть себе пищу

тетерев, дятел, снегирь, синица

тетерев, все остальные могут прилетать на кормушку

каждый день, в день несколько раз, раз в неделю, как получится

птиц следует подкармливать каждый день

6. Узнай птицу

Итоговая ведомость игры «Птичий переполох»

Критерии оценки конкурсов

Команды, руководитель, ОУ

Тур 1. Разминка.

Тур 2. Головоломка

За каждый правильный ответ – 1 б.,

Тур 3. Творческий отчет об участии в акции «Покормите птиц»

Критерии: инициативность,

уровень участия в акции всех членов команды; художественность, качество исполнения; содержательность

Каждый критерий оценивается от 0 до 3 б

Тур 4. Правила подкормки зимующих птиц

За каждый правильный ответ – 1 б

Тур 5. Конкурс капитанов

За каждый правильный ответ – 1 б

Тур 6 . Чей портрет?

За каждый правильный ответ – 1 б

Тур 7. Птичий фольклор

За каждый правильный ответ – 1 балл

Тур 8. Скорая помощь

Сумма баллов

Место

Рекомендуем почитать

Наверх