Как фотографировать зимой - снег, иней, туман. Как фотографировать зимой - снег, иней, туман Как сфотографировать туман на мыльницу

Другое 02.01.2020
Другое

Съёмка в тумане и дымке может прекрасно обеспечить настроение и атмосферность предметам съёмки. Однако очень легко попасть в ситуацию, когда снимки будут выглядеть блёклыми и плоскими. Данная глава иллюстрирует на примерах, как извлечь максимум из снимков в таких уникальных условиях съёмки.

Мост Клер в тумане ночью (версия 1) - Кембридж, Англия

Введение

Туман обычно образуется средним или поздним вечером и зачастую держится до следующего утра. Вероятно образование тумана поблизости поверхности воды, которая несколько теплее, чем окружающий воздух. В данной главе мы поговорим в первую очередь о съёмке в тумане, но те же фотографические концепции используются и в дымке.

Съёмка в тумане сильно отличается от более простой съёмки при ясной погоде. Сцены перестают быть ясно видимыми и чётко ограниченными, а кроме того, часто теряют в контрасте и насыщенности цвета:

Примеры снимков, которые выглядят блёклыми и ненасыщенными из-за тумана.
Оба снимка сделаны в колледже Св. Иоанна, Кембридж, Англия.

В сущности, туман является естественным софт-боксом: он рассеивает источники света, так что он исходит из намного более широкой области. По сравнению с уличным фонарём или светом солнца в ясный день, это значительно снижает контраст:

Кроме того, сцены в тумане гораздо чаще освещены неярко - требуя более долгих экспозиций, чем могло бы понадобиться в противном случае. Вдобавок, туман сильно повышает отражающие свойства воздуха, что может заставить экспозамер камеры решить, что экспозицию нужно уменьшить. Также как и при съёмке на снегу, туман обычно требует некоторой положительной компенсации экспозиции .

В обмен на все эти потенциальные неудобства туман может стать мощным и значительным инструментом выделения глубины, освещения и формы предметов съёмки. Как вы увидите дальше, эти особенности могут даже придать сцене мистический характер и уникальное настроение - часто трудно уловимое, зато высоко ценимое фотографами. Хитрость в том, чтобы знать, как воспользоваться этими уникальными возможностями - не дав им при этом испортить снимок.

Выделение глубины

Математический мост в Королевском колледже, Кембридж.

По мере удаления объектов от камеры они не только уменьшаются в видимых размерах, но также теряют контрастность - порой очень сильно. Это может быть благом, а может и проклятием, поскольку, акцентируя разницу между ближними и дальними предметами, это может сделать сложным съёмку дальних предметов самих по себе.

На примере слева есть как минимум четыре ряда деревьев, выстроившихся каскадом по направлению к удалённому мосту. Заметьте, как и насыщенность, и контрастность убывают на глазах для каждого следующего ряда деревьев. В самом дальнем ряду, у моста, остаются лишь силуэты, в то время как ближайший ряд представлен практически в полном цвете и контрасте.

Юго-западное побережье Сардинии в дымке.

Хотя твёрдых правил для съёмки в тумане не существует, зачастую полезно иметь в сцене хотя бы один предмет, расположенный близко к камере . Тем самым часть вашего изображения будет иметь высокую цветонасыщенность и контрастность, показывая в то же время, что всё остальное выглядит по-другому. Это также вносит в сцену некое тональное разнообразие.

Выделение света

Вид на мост Колледжа Короля
со стороны Колледжа Королевы, Кембридж, Англия.

Капельки воды, из которых состоит туман, заставляют свет рассеиваться намного сильнее, чем другие среды. Это существенно смягчает свет, но заодно делает видимыми лучи от компактных или прямых источников света. Классическим примером является фото в лесу в раннем утреннем свете: когда направление снимка не совпадает с направлением света, лучи света сквозь кроны деревьев рассеиваются во влажном утреннем воздухе.

На примере справа ясно видны лучи света из окна и возле моста, где большое дерево частично скрывает оранжевый фонарь. Однако стоит отодвинуть камеру всего на пару шагов назад - лучи света из окна перестанут быть видимыми.

Шпили при входе в Колледж Короля, Кембридж,
в телевизионной подсветке Часовни Короля
во время концерта хора мальчиков.

Чтобы поймать в кадр лучи света, нужно тщательно подбирать точку съёмки . Лучи света будут наиболее заметны, если вы расположены близко к точке, где вы можете видеть источник света непосредственно, но ещё не в этой точке. Такая перспектива «из-за угла» гарантирует, что рассеянный свет будет достаточно ярким и чётко отделится от более тёмного воздуха.

С другой стороны, если туман очень плотный, или источник света хорошо сфокусирован, лучи света будут чётко видны вне зависимости от точки съёмки. Второй из вышеприведенных примеров был снят в атмосфере, которая не была заметно туманной, однако источники света были очень интенсивные и сфокусированные. Вдобавок, рассеянный свет был значительно ярче неба, поскольку съёмка велась после того, как стемнело.

Формы и силуэты

Лебедь ночью на реке Кем, Кембридж.

Туман может подчеркнуть форму предметов, поскольку он гасит их текстуру и контраст. Зачастую, от предмета может остаться не более, чем просто силуэт.

На фото слева контуры лебедя сильно акцентированы, поскольку низколежащий туман практически скрыл всю стену за лебедем. Более того, яркий туманный фон имеет выраженный контраст с относительно тёмным лебедем.

Тыловые ворота Колледжа
Троицы, Кембридж, Англияf.

Обязательно экспонируйте по туману - не по предмету - если вы хотите, чтобы предмет выглядел как тёмный силуэт . Иначе, вы можете задать отрицательную компенсацию экспозиции, чтобы он не стал слишком ярким. Конечно, нужно при этом уделять особо внимание расположению объектов в сцене, чтобы контуры или граница одного объекта не пересекались с другим.

На примере справа ближайший объект - железные ворота - выделяется значительно сильнее, чем мог бы в других условиях съёмки на фоне сплетения веток деревьев. За этими воротами каждый силуэт различим, поскольку по мере удаления ветки становятся всё более тусклыми.

Съёмка снаружи

Возможно, вы слышали поговорку: «Сложно сфотографировать лес изнутри». Вызвано это тем, что может быть сложно передать масштабность, фотографируя просто группу деревьев - нужно выйти из леса, чтобы были видны его границы, и отдельные деревья не мешали перспективе. Практически тот же метод может зачастую быть очень полезным в тумане или дымке.

слева: гора Рейнье в облаках - Вашингтон, США
справа: закат в дымке над горой Уилсон - Лос Анжелес, Калифорния, США

Таким способом можно снять уникальные атмосферные эффекты тумана или дымки, не пострадав при этом от недостатка контрастности (по крайней мере для объектов вне тумана или дымки). В случае тумана, на расстоянии он является ничем иным как низколежащими облаками.

Выбор максимально эффектного момента

Так же как при подборе погодных условий и облачности, момент съёмки в тумане может оказывать огромное влияние на освещение. В зависимости от типа тумана, его масса может смещаться и изменяться по плотности с течением времени. Однако эти изменения порой бывает сложно заметить, если они происходят медленно, поскольку наши глаза адаптируются к изменению контраста. Наведите курсор на подписи, чтобы увидеть, как изменилась сцена за 6 минут:

Первый снимок +2 минуты +6 минут

Ещё один важный фактор - это видимая текстура тумана. Даже если вы выбираете время для съёмки, в которое, как вам кажется, распространение тумана наиболее интересно, туман может не сохранить свою текстуру, если время выдержки будет недостаточно коротким. В общем, чтобы текстура тумана не успела размыться, выдержка должна быть не длиннее секунды. Однако, если туман движется медленно, или если предмет съёмки не подвергается большому увеличению, возможно, подойдут и более длинные выдержки. Наведите курсор на следующий снимок, чтобы увидеть, как время выдержки влияет на туман над водой :

Мост Клер ночью в низком тумане - Кембридж, Англия

Заметьте, что на снимке выше показан тот же самый мост, что и на самой первой иллюстрации к статье. Туман может невероятно изменить вид предмета, в зависимости от того, как он расположен и насколько плотен.

Хотя более короткая экспозиция гораздо лучше замораживает движение тумана, она также оказывает существенное влияние на количество визуального шума при полном увеличении. Это может стать типичной проблемой съёмки в тумане, поскольку туман во-первых, как правило появляется поздним вечером и сохраняется до раннего утра (когда света мало), а во-вторых, существенно снижает количество света, который достигает вашей камеры, отразившись от предмета. Порой замораживание движения тумана не является вариантом, если вы хотите исключить шум.

Опасайтесь конденсата

Если капельки воды конденсируются в воздухе, наверняка такие же капельки будут конденсироваться на поверхности вашего объектива или внутри вашей камеры. Если камера имеет ту же температуру, что и воздух, а туман не слишком плотный, возможно, вы вообще не заметите никакого конденсата. С другой стороны, если перед этим камера была в комнатных условиях или в более тёплом воздухе, образование конденсата крайне вероятно.

К счастью, есть простой способ минимизировать конденсат, вызванный выходом на улицу из помещения или возвратом в помещение. Перед выносом камеры и объектива из тепла поместите их в пластиковый пакет и убедитесь в том, что он герметично закрыт. Далее пакет можно вынести на улицу и дождаться, пока температура камеры сравняется с температурой окружающей среды, прежде чем открыть пакет. Для больших объективов время остывания может равняться получасу и даже более, если разница температур велика.

К сожалению, порой полностью избежать конденсата не удаётся. Поэтому не забудьте взять с собой чехол от объектива или мягкую тряпочку для удаления влаги с передней линзы.

Для начала неплохо бы выяснить, как именно туман влияет на фотографию. Первая очевидная вещь - ограничивает видимость. Что с этим делать, уверен, объяснять не нужно.

Туман рассеивает свет. Собственно мы, люди, не способны видеть никакой другой свет кроме отраженного или направленного прямо нам в глаза. В ясную погоду при условии чистого воздуха мы не видим свет. А вот если в воздухе будет от чего свету отражаться - увидим красивые объемные световые потоки.

Как туман влияет на фото

Рассеивание света влечет за собой еще несколько эффектов.

Туман снижает контраст изображения. Можно делать коррекцию экспозиции в «+» или фотографировать с брекетингом экспозиции, чтобы облегчить себе жизнь при дальнейшем редактировании туманных фото. Практически наверняка экспонометр камеры ошибется, когда вы будете снимать в тумане, не верьте экспонометру.

Туман приглушает цвета, причем не одинаково. Так-как длинна волны у каждого цвета разная, часть спектра с короткой длинной волны (синий и голубой) рассеивается больше, чем, скажем желтый или оранжевый. Но степень рассеивания зависит от размеров частиц тумана, то есть не всегда одинаковая. Так что фотографируя в туман или в дымке, можно увидеть совсем другой набор цветов, чем при дневной или ночной фотографии. Также туман может окрасится источниками искусственного света, что бывает очень красиво.

Туман обеспечивает увеличение глубины нашей «картины» (тональная перспектива) и изменение всего настроения фотографии. Фонари в тумане становятся похожи на волшебных гигантских светлячков, лишние детали скрываются, а композиция перестает прощать ошибки.

Как поймать туман

Как обычно, это время и место. Время - осень и весна в большей степени, чем зима и лето. Туману нужны контрастные температуры.

В некоторых местах с туманам не бывает проблем вообще. Обычно, туман образуется там, где есть перепад температур позволяющий воде конденсироваться. Это побережья морей и океанов, да и водоемов поменьше, горы. Если дело происходит на природе, допустим, пошли вы в поход в горы, стоит только встать до рассвета и туман создаст объем и глубину. Горы вообще отличное место для тумана, так же как и лес, впрочем. Очевидно также, что туман скапливается в низинах.

Но вот в городе (мы не о Лондоне, хотя и там туманы не так часты) туманы бывают реже, но все же бывают. В городе туман лучше искать у рек, а заменителем тумана может оказаться добрый друг горожан - смог.

Обычно, лучшее время для тумана - ранее утро. Наедятся на туман вечером следует меньше. Так что «жаворонки» от фотографии остаются в выигрыше.

  1. Возьмите штатив. Все таки туман серьезно снижает освещенность, а если увеличить число ISO - получите довольно шумное изображение;
  2. Конденсат может быть опасен. Не подвергайте фотоаппарат резкому перепаду температур, иначе туман может завестись в объективе…
  3. Используйте гистограмму. Это реально помогает понять каким изображение будет в итоге. На вашем маленьком экране и на большом мониторе оно может выглядеть по разному, не говоря уж о печати;
  4. Используйте контровый свет. В случае фонарей и прожекторов туман поглотит большую часть излучения и получится мягкий обволакивающий свет. Ну а в случае утреннего солнечного света туман сделает его видимым;
  5. Думайте о композиции. В тумане, скрывающем задний план все огрехи композиции будут более заметны. На фото могут остаться только силуэты которые нужно будет выстроить в аккуратный «рисунок»;
  6. Товарищи фотографы, снимайте в , если он у вас конечно есть;
  7. Туман держится недолго, так что приготовитесь заранее. К тому же по мере появления солнца окраска самого тумана тоже будет меняться;
  8. Просыпайтесь пораньше. Это вообще универсальный совет для фотографа, особенно если речь о природных пейзажах, в полдень ловить вообще нечего. Тем более не поймать туман.

КАК СНИМАТЬ ТУМАННЫЙ ПЕЙЗАЖ? Кадры с туманом неизменно привлекают внимание зрителей: они загадочные, необычные, атмосферные. Как снимать кадры с туманом? Как вообще застать это необычное природное явление? В этой статье я поделюсь своим опытом… Для успешной съемки важно спрогнозировать появление тумана, чтобы вовремя выехать на место. К сожалению, синоптики не всегда могут предсказать появление тумана, и ориентироваться на них я не советую. Да и мало какие сервисы прогноза погоды вообще говорят что-либо о тумане. Лучше здесь ориентироваться на свой опыт. Туман, как правило, явление не такое уж частое и не слишком предсказуемое. В разных областях нашей страны он выпадает с разной частотой, и многое зависит от конкретной местности. Понаблюдайте за природой в своем регионе. Однако, общие рекомендации по поиску тумана дать можно. Чаще всего его можно застать ранним утром: перед восходом солнца и сразу после. Это обусловлено переменой температуры: от холодной ночи к теплому утру. Чем больше перепад температур между ночной и дневной, тем с большей вероятностью появится туман. А если прошлым днем прошел дождь, то вероятность появления тумана сильно возрастает. Чаще всего туман можно застать в низинах, около водоемов и болот. Фотографии к этой статье были сделаны на заболоченном берегу пруда. Накануне вечером прошёл дождик, а ночная температура была довольно низкой. Поэтому я решил выдвинуться на съемку в одно из заранее намеченных мест. Если вы собираетесь снимать пейзажи, обязательно составляйте некий список красивых мест, точек съемок, ходите на фоторазведку. Это поможет на самой съёмке работать быстрее и продуктивнее. В тумане многие, казавшиеся раньше обыкновенными места, смотрятся необычными, сказочными. Туман отлично подчёркивает объём, воздушную перспективу в кадре. Итак, вы пришли туманным утром на место съёмки. Надеюсь, вы не забыли штатив? Ведь освещение утром не такое уж интенсивное, и без штатива придётся снимать либо на высоком ISO и получать кадры, испорченные цифровым шумом, либо снимать с рук на слишком длинных выдержках и получать кадры, испорченные “шевеленкой”. Чтобы получить резкий пейзажный снимок, в подавляющем большинстве случаев стоит использовать штатив. Подытожим. Чтобы сделать качественный снимок, необходимо: 1. Установить камеру на штатив. 2. Настроить минимальное ISO. Для большинства фотоаппаратов, это ISO100. 3. Чтобы весь кадр был резким, стоит снимать при диафрагме, закрытой до f/8. Так мы добьемся большей глубины резкости. Кроме того, именно на f/8 большинство объективов демонстрирует максимальное качество изображения. Разумеется, все эти манипуляции можно сделать только в режимах М или А (AV - на Canon). Я снимаю пейзажи только в режиме М, чтобы автоматика камеры не вмешивалась в моё творчество. Если вы пока не знаете, как снимать в ручных режимах, советую поскорее научиться это делать. А пока, можно использовать сюжетную программу “пейзаж”, которая есть во всех любительских фотоаппаратах. Я при фотографировании использовал фотоаппарат Nikon D810 с объективом Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor. Для пейзажной съемки можно порекомендовать именно широкоугольные объективы. Ими пейзажисты пользуются чаще всего. Из интересных широкоугольных объективов на полный кадр кроме упомянутого Nikkor 18-35, можно посоветовать шикарный Nikon AF-S 14-24mm f/2.8G ED Nikkor, обладающий не только прекрасной резкостью, но и высокой светосилой. Или же Nikon AF-S 16-35mm f/4G ED VR Nikkor, обладающий стабилизатором изображения. Для камер формата APS-C (Nikon D3200, Nikon D3300, Nikon D5300), существуют разработанные специально для них объективы, дающие даже с учетом кроп-фактора широкий угол обзора. Среди такой оптики можно выделить Nikon 12-24mm f/4G ED-IF AF-S DX Zoom-Nikkor. Ну а если же вы собираетесь снимать пейзаж первый раз, то вполне будет достаточно китового объектива с фокусными расстояниями 18-55 мм.

Фотография в туман, самого тумана или даже дымки может оказаться очень капризной. Нередко так получается, что после проведенной фотосессии, при разглядывании готовых результатов на большом экране монитора, фотограф понимает - атмосфера не ответила взаимностью, и фотографии получились размытыми и плоскими. Давайте рассмотрим некоторые методы, использование которых поможет получить достойное качество при таких уникальных условиях съемки, как туман.

Daniel Řeřicha

Туман обычно формируется при высокой влажности и резком охлаждении воздуха, что часто происходит весной и осенью, сразу после заката. Этот туман может оставаться вплоть до утра, пока солнце не прогреет землю и воздух. Велика вероятность того, что вы найдете туман где-то близ воды в низине. Поверхность воды, как правило, немного теплее окружающего воздуха, что и способствует образованию тумана. Мы говорим о фотографии в туман, но подразумевается также и такое фотографическое понятие как дымка.

Фотографирование в тумане отличается от съемки в ясную погоду. Окружающая действительность, архитектура, деревья и даже люди плохо видны, не имеют четких контуров и часто изображение лишено контрастности и насыщенности цветов. И это как раз и нужно использовать в при этом красивейшем погодном «спецэффекте».

Prasit Chansareekorn

В сущности туман можно сравнить с большим рассеивающим свет софтбоксом, который распространяет свет на большую поверхность.

Композиционная составляющая в тумане, как правило, слабо освещена, что требует больше времени экспозиции. Кроме этого, туман делает воздух более светоотражающим, и несомненно, введет в заблуждение любой встроенный экспонометр камеры, которая посчитает экспозицию при таком свете меньше, чем необходимо. Точно также, как фотографирование снега, фото в туман требует положительную экспозиционную коррекцию.

В обмен на все эти потенциальные недостатки туман может стать мощным и полезным инструментом для подчеркивания глубины, освещения и формы предметов. Фотографии в туман могут стать таинственными и сказочными, что, несомненно и делает их такими популярными среди номинантов на премии в различных фотоконкурсах. Зная, как использовать эти уникальные свойства туманной фотографии, без труда можно получить снимки, которые...

...великолепно подчеркнут глубину

Чем дальше объект находится от камеры в туманную погоду, тем он хуже виден, при этом теряется контраст и иногда довольно резко. Это и хорошо, и плохо одновременно. Размытие в дымке заднего плана придает объем всему снимку за счет того, что детали изображения хуже угадываются и появляется световая и воздушная перспектива. Но за счет этого же возникает трудность в фотографировании объектов заднего плана. С каждый последующим метром насыщенность, контрастность и резкость может падать, не всегда в нужном для фотографе диапазоне.

И хотя нет никаких твердых правил для фотографии в тумане, очень часто бывает полезным включать в композицию объект, который находится на достаточно близком расстоянии от объектива, чтобы быть хорошо прорисованным. Такое расположение добавляет некоторое тональное разнообразие и создает соответствующее восприятие той части фотографии, которая будет выглядеть более светлой из-за дымки.

...великолепно отразят свет

Капли воды, которыми насыщен воздух в туман делают свет рассеянным. Это в значительной степени смягчает его и заставляет проявляться светлые полосы от концентрированного или направленного источника света. Классическим примером может служить фото в лесу в раннем утреннем свете, когда снимок сделан в направлении этого светового луча.

Иногда достаточно лишь сдвинуть камеру, чтобы исчезли эти солнечные “снопы”, а поэтому будьте внимательны.

Подобные приемы слишком хороши, чтобы от них отказываться.

Лучи света будут наиболее хорошо прорисованными, если вы находитесь достаточно близко к источнику света. Такое положение гарантирует, что при рассеянном свете четкий солнечный луч будет выделяться на общем фоне.

С другой стороны, если туман очень плотный или источник света очень сконцентрирован, то лучи света в любом случае будут четко видны, независимо от того, с какого угла фотограф производит съемку.

... эффектно подчеркнут формы и силуэты

Туман может подчеркнуть форму предметов, потому что за счет него будет уменьшена текстура и контраст объекта. Часто может наблюдаться даже не полная прорисовка силуэта.

Необходимо обратить особое внимание на взаимное расположение объектов в композиции, иначе контур одного объекта или границы могут пересекаться с другим объектом и создавать невнятный хаос в фотографии.

Фотографируйте со стороны

Наверняка вы сталкивались с тем, что фотографы сетуют на трудность съемки внутри леса. Трудность эта выражается в том, что сложно “простой констатации факта наличия деревьев”, нужно попробовать сфотографировать непосредственно за пределами области расположения. Выходите из леса, пересекайте его границы, наблюдайте за деревьями со стороны. Туман или дымка могут сослужить хорошую службу для данной методики съемки.

На дальнем расстоянии туман выглядит не более, чем низкий слой белых облаков, но способствует гармоничной передаче световой перспективы.

Синхронизируйте фотосессию с изменениями в природе

Помните о том, что туман и дымка постоянно меняют свое положение. Они могут выглядеть и как ровное распределение светлого тона по всей поверхности, какую может охватить глаза, а могут висеть белыми малопрозрачными клочками. В зависимости от типа туман может перемещаться быстрее или медленней, иногда даже не заметно для глаз, потому что человеческие глаза умеют приспосабливаться к разным видам освещения.

Обратите внимание на тот факт, что туман не сможет удерживать текстуру окружающего пространства, если время экспозиции не достаточно короткое. При длинной выдержке затвора вы получите на своих снимках сглаженность и плавное перетекание белого света разной концентрации из одной точки снимка в другую. Тем не менее, длинные выдержки пригодятся в том случае, когда туман движется медленно и плавно, практически незаметно для глаз.

Хотя короткая экспозиция, как правило, делает намного лучше работу по замораживанию движения тумана, она также оказывает существенное влияние на количество шумов на изображении при просмотре на 100%. Такая проблема обычна и типична. Поэтому “замораживать туман” - не вариант, если фотограф хочет избежать шума.

Выпадения конденсата. Защита фототехники

Основная проблема для фототехники - капли воды конденсации из воздуха. Будьте уверены - эти же капли, что “висят” в воздухе также могут конденсироваться на поверхности объектива или внутри камеры. Если камера находилась в соответственной окружающему пространству температуре воздуха, а туман не слишком плотный, то вы можете не заметить конденсат вообще. И в обязательном порядке конденсат появится, если камера находилась при температуре существенно выше чем та, в которой вы снимаете дымку.

К счастью для фотографов и их фототехники есть простой способ свести к минимуму конденсацию влаги, вызванную переходом из помещения на улицу.

Прежде, чем выйти из дома, упакуйте камеру полностью в полиэтиленовый герметичный пакет и не открывайте его на открытом воздухе, пока пакет не станет такой же температуры, как окружающее пространство.

К сожалению, иногда появление немного конденсата неизбежно. Просто не забудьте протирать объектив и камеру сухой тканью.

Фотографирование тумана - всегда вызов, как для начинающих фотографов, так и для профессионалов своего дела. Может показаться, что такое сложное природное явление можно запечатлеть только с помощью профессиональной техники, но нет, мы готовы развеять это заблуждение и пояснить, как правильно использовать камеру своего смартфона для получения идеальных снимков тумана.
Не смотря на то, что затронутая нами тема довольно специфична, мы надеемся, что она будет интересна нашим читателям.

Для начала

Не поленитесь прихватить штатив и защитить свою технику от конденсата. Тренога пригодится в том случае, если вам захочется делать снимки с длинной выдержкой (об этом мы поговорим позже) или если имеющаяся у вас техника очень чувствительна к недостатку освещения. Последнее будет особенно актуально для смартфонов двух-трехлетней давности, где светочувствительность ниже, чем у современных флагманов, и аппаратов среднего ценового сегмента.
Что до конденсата, он неизбежно возникнет и если смартфон лишен хотя бы минимальной влагозащиты, это может стать проблемой. А ведь кроме смартфона у вас с собой, скорее всего будет компактная вспышка или пульт для удаленного спуска затвора, а они защитой от пыли и влаги не обладают вовсе. Чтобы избежать проблем, достаточно соблюдать простое правило: перемещая любую технику из холода в тепло, просто не включайте устройство сразу, выделите на адаптацию хотя бы пару минут. Еще можно заранее завернуть технику в полиэтиленовый пакет и доставать её только тогда, когда температура сравняется. Также запаситесь салфетками - они помогут избавиться от нежелательных капелек влаги уже в процессе съемки.

Настройки камеры

Первым делом, придется постоянно следить за экспозицией и даже искусственно поднимать это значение. В автоматическом режиме ваша камера может “ошибиться”, из-за высоких отражающих свойств тумана.
Могут быть проблемы и с фокусировкой: низкая контрастность снимаемой сцены может вводить автоматику в заблуждение, поэтому настраивайте фокус вручную.
Экспериментируйте с выдержкой: короткие значения помогут передать “рваную” структуру дымки, тогда как длинная создаст ощущение сплошной пелены. Если остановите свой выбор на коротких значениях, не забудьте увеличить значение ISO - это поможет компенсировать недостаток освещения.

Композиция

Что же снимать в тумане, если вокруг нет ничего, кроме сплошной белой пелены?
Ищите яркие объекты, которые сможете расположить на переднем плане. Это могут быть силуэты людей, цветы на клумбе, можно даже захватить из дома любимую игрушку.
Кроме того, утренняя дымка способна подарить фотографу немало загадочных силуэтов, будь то деревья или здания. Даже самые избитые объекты, за которые ваш взгляд вообще не цепляется, способны заиграть новыми красками в тумане. Дымка будет минимизировать особенности фоновых объектов, как бы отдаляя их, акцентируя при этом внимание зрителя на основном объекте снимка.
Интересным композиционным решением может стать выход из тумана и попытка взглянуть на него со стороны. Для этого потребуется возвышенность, ведь, как мы знаем, туман всегда стелется над землей.
Еще один безотказный сюжет - снопы света, пробивающие туман. Проявляется этот эффект благодаря мельчайшим частицам воды, рассеянным в воздухе. Для запечатления этого эффекта нужен близкий источник света (можно захватить с собой фонарик). Также в поиске снопов света нелишним будет прогуляться в ближайший парк: солнечные лучи в дополнительной подсветке не нуждаются и всегда красиво пробиваются через ветви деревьев. Тут даже не приходится особо задумываться о композиции.

Постобработка

Мобильная фотография давно уже переросла избитое “шел мимо - достал телефон - щелкнул”. Сейчас это полноценное искусство, со своими героями и премиями. Разумная обработка снимков не считается при этом чем-то зазорным, нужно лишь научиться пользоваться возможностями имеющегося на смартфоне редактора.
Первым делом, не забываем о композиции и, при необходимости, отрезаем то, что не вписывается в желаемый сюжет.
Далее обращаем внимание на цвета имеющегося снимка. Они могут показаться вам тусклыми. Чтобы не потерять очарование туманного утра, повысьте насыщенность первого плана, оставляя мутным и неярким фон.
Если вы хотели заснять силуэты, повышайте контрастность снимка.
Есть также смысл поиграть с балансом белого: уход в холодную или, наоборот, теплую гамму поможет снимку заиграть новыми красками.
Главное правило - умеренность. Перестаравшись вы не только потеряете атмосферность снимка, но и получите цифровой шум. Вашей целью явно было не это.

Как видите, все наши советы просты в исполнении и не требуют применения какой-либо сложной техники. Надеемся, они были полезны нашим читателям, ну а если остались вопросы или пожелания по поводу новых фото-советов - пишите в комментариях.

Рекомендуем почитать

Наверх