Как маленькая ада вместо куклы купила танк. Дети денежки копили, дети танк бойцам купили Закат славы и рождение новой легенды

Трудовые отношения 13.11.2020

Фашисты называли этот трофейный легкий танк «неистребимой саранчой» и с удовольствием использовали в проведении собственных спецопераций, а беспрецедентная по наглости атака Т-60 по замерзшей Неве дала начало прорыву блокады Ленинграда.

История танка Т-60 была настолько короткой и неоднозначной, что об этой двухместной бронемашине с автоматической авиационной пушкой даже сегодня практически не вспоминают знатоки Великой Отечественной войны. А зря.

Создать новый танк за месяц

Катастрофические поражения первых дней ВОВ заставили руководство страны пересмотреть систему обеспечения Красной армии и отказаться от производства некоторых легких образцов бронетехники. Первым «под нож» попал легкий плавающий танк Т-40, разработанный всего за два года до этого конструкторами московского завода № 37.

Приказ о перепрофилировании завода на выпуск танков другой модели поступил 25 июня 1941 года и поверг всех сотрудников в глубокий шок. Дело в том, что производственные мощности были не приспособлены к выпуску более тяжелого танка Т-50, а быть расстрелянным за саботаж никому не хотелось.

Тогда главный конструктор завода № 37 Николай Астров пошел на хитрость. В течение одного месяца ему с группой единомышленников удалось на базе Т-40, вооруженного 12,7-мм пулеметом ДШК (Дегтярева-Шпагина крупнокалиберный) и 7,62 пулеметом ДТ (Дегтярева танковый), создать полноценный танк, приятно удививший народного комиссара танковой промышленности Вячеслава Малышева .

Получившая название Т-60 боевая машина была очень юркой и легко сливалась с местностью, а использование авиационной автоматической 20-мм пушки ШВАК, спаренной с пулеметом ДТ, делало огонь из нее весьма эффективным.

Легкий заслон на пути врага

Уже в августе 1941 года первые образцы Т-60 отправились на фронт, а всего до февраля 1943 года было выпущено 5920 этих боевых Великой Отечественной после легендарной «тридцатьчетверки»!

Именно многочисленные атаки слабо защищенных 35-миллиметровой броней двухместных танкеток являлись настоящим ужасом немецких мотоциклетных групп на Московском направлении, а спаренный огонь автоматической авиационной пушки и пулемета буквально выкашивал их ряды.

К огромному сожалению, мощности боезапаса Т-60 было недостаточно, чтобы гарантированно вывести из строя средние немецкие танки Panzerkampfwagen III и Рanzerkampfwagen IV, хотя более легкой бронированной технике доставалось по полной программе.

Самый надежный танк ВОВ

В отличие от легендарных Т-34 более легкий танк Т-60 использовал бензиновый двигатель, что придавало машине дополнительные качественные характеристики. Их очень ценили фашисты, которым попадали в руки эти машины (советские солдаты порой бросали их в лесах, когда заканчивался дефицитный бензин).


Немецкое командование официально признавало Т-60 наиболее надежным танком Красной Армии. Оно рекомендовало восстанавливать подлежащие ремонту трофеи и использовать их для разведывательных целей либо в качестве тягачей.

Мало кто знает, но именно эти миниатюрные боевые машины участвовали в обороне Крыма и удерживали фашистов на подступах к Кавказу. Они сыграли если не решающую, то очень важную роль в обороне Ленинграда и прорыве его Блокады. А 48 этих танков прошли парадным маршем по Красной Площади 7 ноября 1941 года, после чего были брошены в горнило битвы за Москву.

«Бессмертный» танк блокадного Ленинграда

С весны 1942 года танки Т-60 начали пополнять состав 61-й танковой бригады полковника В. Хрустицкого , державшей оборону под Ленинградом. Из-за небольших размеров эти боевые машины доставлялись на Ладожское озеро по рекам, после чего их грузили на угольные баржи, следовавшие в осажденный город.

Немецкая авиация считала угольные баржи не самыми достойными целями и очень часто игнорировала их. Знали бы офицеры Люфтваффе, что под углем стоят новенькие Т-60, как саранча выползавшие на поле боя и выкашивавшие беглым огнем передовые позиции врага.

По одной из версий, название «неистребимая саранча» немцы дали этой машине за ее «бессмертность». Каждый день Красная Армия несла под Ленинградом серьезные потери, среди которых было большое количество танков Т-60. Пехотинцы в те недели даже дали им невеселое прозвище «БМ-2» – «Братская могила-2». Но на следующий день в бой шли все новые и новые танки, повергая фашистов в шок!

Звездный час Т-60 наступил в ночь на 12 января 1943 года, когда 140 боевых машин буквально пронеслись по льду Невы и сходу атаковали позиции врага на участке от Шлиссельбурга до Невской Дубровки. Лед Невы мог выдержать вес только этих малюток, и командование решило пойти на беспрецедентный в мировой истории шаг, начав наступательную операцию с использования легких танков.

Именно помощь «неистребимой саранчи» позволила пехотным подразделениям создать два плацдарма глубиной от полутора до трех километров. В течение нескольких часов саперные подразделения возвели несколько переправ, по которым на другой берег Невы пошла более мощная бронетехника, включая практически неуязвимые тяжелые танки КВ-1.

Закат славы и рождение новой легенды

Уже в феврале 1943 года Т-60 были сняты с производства, уступив место более мощному танку Т-70, но до самого конца войны несли службу в бронетанковых подразделениях Красной Армии, выполняя второстепенные задачи.

Многие военспецы до сих пор считают Т-60 крайне неудачной модификацией советской танкетки, не оправдавшей возложенных на нее надежд, но не признать ее важную роль в отражении вражеской агрессии невозможно.

По окончании Великой Отечественной войны развитие бронетехники было направлено на увеличение мощности брони, в результате чего от использования легких танков военные начали массово отказываться. Казалось, что история Т-60 так и останется маленькой, но яркой точкой советской истории.

Но в 1964 году она получила совершенно новый оборот. Командующий ВДВ Василий Маргелов в ультимативной форме потребовал обеспечить его бойцов боевой машиной, способной десантироваться с парашютами, преодолевать водные преграды и поддерживать десантников эффективным огнем.


И уже через год Мытищинский машиностроительный завод представил Государственной комиссии боевую машину десанта, которая полностью соответствовала предъявляемым требованиям. Экипаж БМД состоял из двух человек, один из которых управлял системами вооружений, прикрывая пятерых десантников, сидящих на броне.

При проведении операции «Искра» (12–30 января 1943 года) по прорыву блокады Ленинграда во время боевых действий произошел уникальный случай: легкий танк Т-60 под командованием лейтенанта Д. И. Осатюка сразился сразу с двумя германскими тяжелыми «Тиграми» и вышел из этого неравного поединка победителем. Вот как это было.

Что такое танк Т-60? Это достаточно высокоподвижный (скорость до 42 км/ч), среднебронированный (толщина лобовых листов на ранних машинах - 15–20 мм, на поздних - 20–35 мм; толщина бортовых листов на ранних версиях - до 15 мм, на поздних - 25 мм; толщина кормовых листов на ранних танках - до 13 мм, на поздних - местами до 25 мм) танк с боевой массой в пределах 6–7 тонн. Подобная машина вооружалась 20-мм автоматической пушкой ШВАК, имевшей «авиационное» происхождение. Табличная дальность прямого выстрела артсистемы достигала 2500 м, прицельная - 7000 м, темп стрельбы - до 750 выстрелов в минуту. Масса секундного залпа пушки бронебойными снарядами составляла 1,208 кг. При определенных навыках можно было вести и одиночную стрельбу. Пушка имела ленточное питание емкостью 754 снаряда (размещены в 13 коробках). Также танк Т-60 был вооружен 7,62-мм пулеметом ДТ. Экипаж боевой машины состоял из двух человек.

Подобная конструкция могла появиться только во время воины. После больших потерь лета и осени 1941 года Красной армии позарез нужно было стабилизировать, а по возможности и нарастить свой танковый парк. Выпуск Т-60 с использованием автомобильных агрегатов не занимал мощности основных танковых производств страны, а боевая машина непосредственного сопровождения пехоты была необходима войскам. Тем более что в состав боекомплекта танка входили осколочно-трассирующие и осколочно-зажигательные снаряды со взрывателем мгновенного действия, а также бронебойно-зажигательные снаряды с карбидо-вольфрамовым сердечником и высокой начальной скоростью снаряда в 815 м/с, что позволяло эффективно поражать легко- и среднебронированные цели, а также пулеметные точки, противотанковые пушки и живую силу врага. Введение впоследствии подкалиберного бронебойно-зажигательного снаряда повысило бронепробиваемость до 35 мм. Как следствие, Т-60 мог бороться на малых дистанциях с немецкими средними танками Pz. Kpfw.III и Pz. Kpfw.IV ранних вариантов при стрельбе в борт, а на дистанциях до 1000 м - с бронетранспортерами и легкими САУ.

В целом по вооружению и подвижности танк Т-60 соответствовал немецкому Pz. Kpfw.II, широко применявшемуся в начале войны, и появившемуся позже разведывательному танку «Лухс» («Рысь»), несколько превосходя их по бронезащите, запасу хода и проходимости по слабым грунтам. Его броня была уже не только противопульной: она обеспечивала на дистанции до 500 м защиту от снарядов легких пехотных 75-мм орудий, 7,92-мм и 14,5-мм ПТР, 20-мм танковых и зенитных, а также 37-мм противотанковых пушек, распространенных в 1941–1942 годах в вермахте .

Но тяжелый танк «Тигр» был в сравнении с потенциальными противниками Т-60 «зверем» совсем другого рода. Конструкция Pz. Kpfw.VI Ausf.H1 соответствовала новой немецкой танковой философии - толщина брони и мощь артсистемы помогут победить любого врага. Машина имела простые, рубленые с виду, но технологичные формы корпуса и башни с мощной броней (лобовая броня - 100 мм, бортовая броня - 82 мм, верх корпуса - 26 мм). Вертикальное расположение бронелистов корпуса и башни способствовало увеличению внутреннего объема танка (а значит, и более удобному расположению в нем экипажа из 5 человек), а также делало производство элементов корпуса «Тигра» менее затратным. В качестве основного вооружения на Pz. Kpfw.VI Ausf.H1 была установлена самая удачная германская артсистема этого периода - длинноствольная (длиной 56 калибров) 88-мм пушка Kwk36. Это орудие было разработано на основе знаменитой зенитной пушки Flak 18/36 и в танковом варианте имело дульный тормоз и злектроспуск. В состав боекомплекта входили также бронебойные снаряды весом 10,2 кг, имевшие начальную скорость 773 м/сек и на дальности 1000 м пробивавшие броню толщиной 115 мм. Несмотря на большую массу (56,78 т), танк отличался легкостью в управлении и имел достаточно высокую скорость (37 км/ч) благодаря мощному двигателю «Майбах» HL210 Р30 (мощность 630 л.с.).

В момент своего появления и на протяжении еще некоторого времени «Тигр» являлся самым мощным танком в мире. Однако эта боевая машина была более эффективна при ведении обороны, чем при наступлении. Скорость поворота тяжелой башни была низка, и в случае действий на открытой местности экипаж был должен доворачивать на противника всю машину. Этой «ахиллесовой пятой» Pz. Kpfw.VI и воспользовался впоследствии экипаж нашей «малютки».

Возвращаясь к танкам Т-60, отметим, что во второй половине 1942 года подавляющая часть машин этого типа на Ленинградском фронте была сосредоточена в составе 61-й легкотанковой бригады. Другого подобного соединения не было не только на Ленфронте, но и в составе других объединений северо-западного ТВД.

Легкотанковая бригада была создана на основании постановления Военного совета Ленинградского фронта № 001052 от 7 июля 1942 года для маневренных действий (а зимой и для действий на труднопроходимой для тяжелых танков болотистой местности) и получила на вооружение 65 легких танков Т-60 и 46 средних бронеавтомобилей БА-10 . Небезынтересна история доставки материальной части в осажденный город. Танки и бронеавтомобили решили перевозить на баржах с углем. Это было неплохо с точки зрения маскировки. Суда доставляли в Ленинград топливо, примелькались противнику, и не каждый раз за ними велась активная охота. К тому же уголь как балласт обеспечивал речным по конструкции баржам необходимую осторожность.

Грузили боевые машины с пирса выше Волховской гидроэлектростанции. На уголь укладывали брезентовые настилы, на них размещались танки и бронеавтомобили, и баржи отчаливали от берега. Вражеской авиации так и не удалось обнаружить перемещение нашего войскового соединения. Однако большая часть бронеавтомобилей (особенно БА-10) прибыли на доукомплектование бригады с ремонтных предприятий Ленинграда.

В тактическом плане предполагалось, что легкие, маневренные и скоростные танки Т-60, а также бронеавтомобили БА-10 будут действовать в боевых порядках пехоты после прорыва глубокоэшелонированной обороны противника, активно подавляя очаги сопротивления врага, расположенные на вязкой, болотистой почве северо-западного ТВД.

Справедливости ради надо признать, что танкисты не особенно любили сравнительно легко бронированные и слабовооруженные боевые машины с пожароопасными бензиновыми двигателями, называя их БМ-2 - «братская могила на двоих». Главным достоинством этого достаточно легкого танка была дешевизна в производстве, подвижность и хорошая проходимость. Последняя позиция, «усиленная» твердым, промерзшим в холодное зимнее время грунтом северо-запада России, делала этот танк важной составляющей ударной группы в будущей операции.

Средние бронеавтомобили БА-10 и легкие танки Т-70, также находившиеся в составе 61-й легкотанковой бригады, были вооружены 45-мм пушками, однако их маневренность и проходимость оставляла желать лучшего (особенно бронеавтомобилей).

В отличие от управления бригады, а также командира подразделений, экипажи танков Т-60 прибыли с Большой земли. Это были молодые и необстрелянные, да и едва обученные солдаты, кое-как умевшие водить свои машины. Настороженно слушали они артиллерийскую канонаду, доносившуюся с Невской Дубровки, с опаской посматривали на небо, в котором шныряли германские самолеты. Стало ясно, что бросать бригаду в бой без основательной тренировки личного состава нельзя.

На первом командирском сборе комбриг Хрустицкий (до этого воевавший на KB), так оценил возможность легких танков Т-60: «Мал золотник, да дорог. Броня, верно, не ахти какая, да и огневая сила меньше, чем у среднего танка. Зато он пройдет там, куда среднему и тяжелому танку лучше не соваться». Впоследствии выяснилось, что комбриг оказался хорошим педагогом: перед началом обучения он давал возможность командирам танков подбирать себе механиков-водителей по желанию. Экипажи (состоявшие в Т-60 из двух человек) имели психологическую совместимость, что очень положительно сказывалось на успешном выполнении боевой задачи. Во время маршей комбриг учил экипажи самостоятельности и инициативе, а иногда, эмоционально ругаясь, (любимым словом Хрустицкого была фраза «ядрена качалка». - Примеч. авт. ), сам занимал место механика-водителя и показывал подчиненным, как надо преодолевать крутой учебный холм под названием «Казбек». Под стать командиру были и подчиненные. Старший техник-лейтенант Кушниров из роты технического обеспечения бригады (до войны инженер крупного ленинградского завода) за несколько дней спроектировал оригинальной конструкции кран, который мог монтироваться на ремонтную летучку или башню танка Т-60 и служил для демонтажа (или установки) двигателя этой легкой гусеничной машины. Через некоторое время его изобретение позаимствовали и другие части Ленинградского фронта. Также в 61 лтбр была разработана подвижная (на прицепе) зарядная станция для зарядки одновременно 100 танковых аккумуляторов .

К концу осени 1942 года 61-я легкотанковая бригада была уже достаточно боеспособным соединением.

Структурно 61 лтбр, состоявшая из 548-го и 549-го танковых батальонов (31 и 30 легких танков Т-60 соответственно), а также отдельного батальона бронеавтомобилей (28 средних БА-10), была в соответствии с планом наступления Ленинградского фронта при осуществлении операции «Искра» по деблокаде Ленинграда придана стрелковым соединениям 67-й армии ЛФ. 548-й танковый батальон поддерживал 86-ю стрелковую дивизию, а 549-й - 136-ю стрелковую дивизию. Бронебатальон бригады сначала оставался в резерве, а затем был придан 86-й стрелковой дивизии, которая должна была участвовать в уличных боях в Шлиссельбурге.

На направлении главного удара разворачивалась 136-я стрелковая дивизия генерал-майора Н. П. Симоняка, сформированная из частей, в 1941 году героически оборонявших полуостров Ханко. Увидев воочию танки Т-60, генерал Симоняк с ужасом сказал: «Да их из рогатки горошиной перешибешь!» В утешение его «горя» 136 сд дополнительно получила мотострелково-пулеметный батальон 61 лтбр .

Ночь перед началом сражения по прорыву блокады Ленинграда запомнилась многим его участникам на всю жизнь.

На данном участке наступления в безмолвном ночном лесу было тесно от людей и техники. Здесь уже изготовилась к бою 136-я стрелковая дивизия Симоняка, а за ней еще дивизия, еще и еще. Чуть ли не у каждой сосны можно было наткнуться на артиллерийское орудие. Еще бы, их было около двух тысяч на каждый километр фронта - около 150 стволов. Такая плотность в тот период была еще только под Сталинградом.

Несмотря на тишину, напряжение людей было необычайное. В 61-й легкотанковой бригаде, которой одной из первых нужно было двинуться на позиции врага, помпотех соединения вместе со своими подчиненными еще и еще раз проверил зарядку аккумуляторов. Специальные керогазы собственной конструкции в холодную зимнюю ночь обогревали моторы танков, чтобы те можно было запустить в любой момент.

Мотострелковый батальон бригады вместе с батареей 76,2-мм пушек КТ-27 занимал исходные позиции.

Артиллеристам бригады приходилось особенно туго. Лошадей в блокадном Ленинграде не было вообще - всех съели. Поэтому люди сами впряглись в специально затопленные лямки, а орудия поставили на специально изготовленные лыжи. Для перевозки снарядов на пересеченной местности были изготовлены необычные сани. Артбатарея МСПБ 61 лтбр под командованием старшего лейтенанта П. Романова должна была двигаться в боевых порядках мотострелков и вести по врагу огонь прямой наводкой.

Танкисты бригады тоже активно готовились к наступлению. Будущий герой прорыва блокады лейтенант Осатюк и старший сержант Нечипуренко деловито распихивали в свои Т-60 балалайку и гитару. Популярные в бригаде музыканты (особенно они любили исполнять песню Клавдии Шульженко «Синий платочек») готовились показать нацистам иную музыку.

В 9 часов 30 минут 12 января 1943 года более 4,5 тысяч орудий и минометов двух фронтов и Краснознаменного Балтийского флота обрушили свой удар по позициям противника. После мощного артиллерийского удара наступил период разрушения огневых сооружений, а также наблюдательных пунктов, блиндажей и землянок, траншей и ходов сообщения, длившийся 50 минут. В полосе 268-й и 136-й стрелковых дивизий орудия прямой наводки подавили огневые средства противника на переднем крае обороны, обеспечивая форсирование Невы с малыми потерями.

Несмотря на ожесточенное сопротивление немецкой армии, наступление развивалось успешно.

Соединения Ленинградского и Волховского фронтов в районе Рабочего поселка № 5 на вечер 15 января разделяла узкая полоска шириной 1 км, но германские войска сопротивлялись с отчаянием обреченных и неоднократно переходили в контратаки, тем более что наши силы - 136 сд при поддержке танков 61 лтбр (два стрелковых полка и два батальона танков) пытались обойти поселок с флангов и окружить немцев.

Во время осуществления этой операции 16 января 1943 года и произошел знаменитый бой легкого танка Т-60 с тактическим номером «164» против двух тяжелых «Тигров».

Экипаж машины состоял из командира роты Т-60 лейтенанта Дмитрия Осатюка и механика-водителя старшины Ивана Макаренкова. Еще во время учебы танкисты поняли важнейшее свойство «малютки» - ее великолепную подвижность. Лейтенант требовал, чтобы в бою машина «танцевала», и механик, ценой упорнейшего труда, в совершенстве достиг этого.

В тот день на поляну, где шел бой, выползли из леса два тяжелых немецких танка. Передний намеревался, очевидно, ударить во фланг пехотной цепи, поблизости которой находилась «малютка».

Первое, что мелькнуло в уме Осатюка: «Спасти пехоту». Но как? Идти на таран? Это было бы заведомым самоубийством. Завязать огневую дуэль? Снаряды 20-мм скорострельной пушки отскакивали от брони германского танка, как горох от стенки. Оставалось одно - отвлечь внимание на себя.

Ваня, танцуй! - крикнул Оеатюк.

Сначала машина рванулась вперед и быстро приблизилась к немецкому танку. Тот остановился, оценивая добычу. Разбить маленький танк крупнокалиберной пушкой, казалось, не составляло никакого труда. Немцы ринулись в атаку. «Малютка» ловко уклонилась. Началась погоня. Танки противника шли один за другим. Повинуясь команде Осатюка, Макаренков кидал машину из стороны в сторону, выписывал замысловатые вензеля, но не уходил от немцев за пределы видимости. Осатюк вел огонь из пушки с единственной целью ослепить вражеский экипаж, не дать ему вести прицельный ответный огонь.

Держи вдоль леса, к круглой опушке! - приказал лейтенант.

Никогда еще Макаренков не орудовал рычагами управления так быстро, действуя на пределе человеческих возможностей. Казалось, танк, совершая неожиданные повороты, вот-вот перевернется.

Чем ближе к круглой полянке, тем больше росло напряжение. Но вот танк выскочил на поляну. Осатюк коснулся плеча механика. Макаренков сразу понял команду - такие сигналы подавались еще во время учений. Он мгновенно выключил левый фрикцион. Машина, послушная своему хозяину, взревела и, поднимая снежное облако, развернулась. Казалось, не было более удобной мишени для противника, чем танк, повернувшийся к нему бортом. Но Осатюк внезапно повернул башню и мгновенно открыл слепящий огонь в упор по смотровым щелям тяжелого германского танка.

Мощным рывком Макаренков увел «малютку» вперед. Немецкий танк со скрежетом повернул вслед за нашей машиной. Борт тяжелого танка теперь был обращен к роще.

В это время из-за деревьев вырвалась острая сверкающая полоска. Грянул орудийный выстрел. Потом второй… Через мгновение сильный взрыв внутри вражеского танка сотряс воздух.

Ваня! Заманили дуру! Готово! - со вздохом облегчения вырвалось у Осатюка.

Обтирая рукавом пот, сбегавший крупными каплями со лба, Макаренков ответил так, будто участниками события были не он и не Осатюк:

Не подвела наша «малютка».

Не прошло и трех минут, как у круглой поляны появился второй тяжелый танк. В считаные секунды скрытая за деревьями батарея 61 лтбр расправилась и с другой вражеской машиной .

Скорее всего, это были «Тигры» из 502-го тяжелого батальона танков вермахта за номерами «250005» и «250006». По немецким данным, в первой машине снаряд пушки попал в моторное отделение, и танк сгорел, а во второй машине артснаряд попал в башню; кроме того, у этой машины сломалась трансмиссия, и немцы подорвали ее сами 17 января.

Осатюку повезло еще тем, что свидетелем его боя с «Тиграми» было командование бригады, которое находилось вблизи злополучного поселка.

Как раз в то время, когда наши артиллеристы поразили второй тяжелый танк, комбриг с замполитом подскочили на «малютке» к огневой позиции батареи. У орудия, которое только что выручило Осатюка, стояли возбужденные артиллеристы, громко обсуждая подробности боя.

Обработали на славу, - заметил Хрустицкий, показывая рукой в сторону нацистского танка.

Артиллеристы, почерневшие от копоти, в изодранной, перемазанной торфяной грязью одежде, не скрывали радости .

Этот бой с «Тиграми» стал основной составляющей в присвоении экипажу легкого танка Т-60 (для всего экипажа это, скорее всего, единственный случай) с номером «164» званий Героев Советского Союза.

Так сложилось, что во многих историко-литературных произведениях о прорыве блокады Ленинграда экипажу танка Т-60 под командованием Осатюка кроме этого боя стали приписывать и несуществующие подвиги. Поэтому автор считает нужным изложить всю хронику боевой деятельности танкистов Осатюка и Макаренкова в этой операции, тем более что продолжалась она всего два дня - 16 и 17 января 1943 года.

На следующий день после вышеописанного боя упорное сражение развернулись за город Шлиссельбург, который освобождали 86 сд Героя Советского Союза В. А. Трубачева, 34 лбр и бронебатальон 61 лтбр. Рано утром 16 января 330-й полк подполковника Г. И. Середина из 86-й стрелковой дивизии начал штурм города. В каменных зданиях за прочными стенами немцы чувствовали себя уверенно и сопротивлялись с особым ожесточением. Большую помощь штурмовым группам подразделений оказывали орудия прямой наводки и бронеавтомобили БА-10. Они били по амбразурам, разрушали стены домов, уничтожали вражеские пулеметы. Дом за домом, квартал за кварталом переходили в руки наших бойцов.

В один из решающих моментов боя на побережье младший лейтенант А. H. Рядовкин с группой бойцов первым ворвался во вражеский ДЗОТ. Туда же вбежали еще несколько германских солдат. В этой схватке Рядовкин, расстреляв все патроны, уничтожил гранатой врагов и погиб при этом сам.

К 17 января войска Волховского фронта захватили Рабочие поселки № 4 и 8, станции Подгорная и Синявино и вплотную подошли к Рабочему поселку № 1. Коридор, разделявший войска Ленинградского и Волховского фронтов, стал совсем узким.

Командующий 67-й армией приказал командиру 136-й дивизии, усиленной четырьмя артиллерийскими и минометными полками, 61-й легкотанковой бригадой (2 батальона Т-60, МСПБ) и одним батальоном 138-й бригады, перейти в решительное наступление и соединиться с частями 2-й ударной армии в Рабочем поселке № 5. 123-я стрелковая бригада должна была встретиться с волховчанами в Рабочем поселке № 1. 102-й стрелковой бригаде совместно с 220-й танковой бригадой предстояло завершить окружение противника в городокском узле сопротивления.

Командир 26-го армейского корпуса противника решил вывести свои блокированные части из Шлиссельбурга, бросив в контратаку до двух пехотных полков, поддержанных танками. Но прорыв не удался. Враг потерял убитыми и ранеными около 500 солдат и примерно столько же пленными.

Однако во время борьбы с немецкими окружениями танк Т-60 с номером «164» был подбит. Это произошло на рассвете 18 января. В «малютку» попал снаряд, и на танке сорвало гусеницу. В ногу был ранен механик-водитель Т-60 Макаренков, которого Осатюк вытащил через нижний люк, перевязал и под обстрелом противника дотащил до санитаров. Звание Героя Советского Союза Иван Михайлович Макаренков получил уже в госпитале .

Через несколько части войска Волховского и Ленинградского фронтов соединились. Блокада Ленинграда была прорвана. 18 января 1943 года завершилась операция «Искра». Отличившаяся при ее проведении 61-я легкотанковая бригада впоследствии получила наименование 30-й гвардейской танковой бригады.

За бои по прорыву блокады звание гвардейской получило еще одно соединение Ленинградского фронта: 136-я стрелковая дивизия, с которой взаимодействовала 61 лтбр, стала 63-й гвардейской дивизией. Танкисты послали ханковцам, ставшим за 7 дней их боевыми братьями, самые сердечные поздравления.

После завершения операции «Искра» прошло еще несколько дней. Комбриг 61 получил записку от члена Военного совета Ленинградского фронта генерал-майора Штыкова.

«Тов. Хрустицкий!

Искренне поздравляю с наградой и гвардейским званием.

Будучи у тов. Сталина 6 февраля докладывал о действиях вашей бригады и поведении танкистов. Сталин сказал: „И на маленьких танках при желании тоже можно хорошо воевать“.

Надо теперь закрепить достигнутое и боевыми делами заработать орден. При желании это возможно».

В эти же дни вышел указ о присвоении Осатюку и Макаренкову званий Героев Советского Союза.

Макаренков, как уже говорилось, лежал в это время в ленинградском госпитале, в здании Педагогического института имени А. И. Герцена.

Иван, тебя как по батюшке величают?

Михайлович.

Указ есть: звание Героя присваивают Ивану Михайловичу Макаренко, не тебе ли?

Не, моя фамилия Макаренков, а не Макаренко. Да и какой я герой!

Но в госпиталь уже явились танкисты, поздравляли боевого друга, объяснили, что в указ будет внесена поправка.

В Музее обороны Ленинграда с марта 1947 года экспонировался танк Т-60 с номером «164» лейтенанта Д. И. Осатюка. Правда, вероятность, что именно на этой машине его экипаж и совершил вышеописанный подвиг, весьма мала. Впоследствии при ликвидации музея в 50-е годы этот Т-60 бесследно исчез .

Но в памяти потомков надолго останутся стихи из произведения поэта Виссариона Саянова, посвященные 61-й легкотанковой бригаде.

…И день настал - Нева и Волхов
Вперед рванулись в час один,
Когда смешался свист осколков
С полетом пуль и воем мин.
Шли батареи, шли родные,
Шли по дороге снеговой,
Пехоты цепи боевые

Румянцев Ф. К. Огнем и тараном. Л., Лениздат, 1971, с. 18–20.

В сборнике «Танкисты в сражении за Ленинград» поединок Д. И. Осатюка и И. М. Макаренкова на Т-60 с «Тиграми» датируется 18 января 1943 года: «на рассвете 18 января у Рабочего поселка № 5», что не соответствует действительности, зато очень удобно для создания пропагандистских мифов.

Прочко Е. И. Легкие танки Т-40 и Т-60. «Бронеколлекция» № 4 за 1997 год. М., 1997, с. 32.

Э ту историю офтальмолог из подмосковной Электростали Ада Занегина (Воронец) толком и не помнит. Ведь война началась, когда ей было пять лет. Позже мать рассказывала об отце-танкисте, ушедшем на фронт в первый же день войны, 22 июня 1941 года, об эвакуации за Урал. Сюда врач Полина Терентьевна перевезла сотню детей из детских домов. «И никто не заболел, не умер, не завшивел…»

В воспоминаниях той поры у Ады остались лишь буржуйка в вагонах и единственная табуретка, которая составила всю обстановку в пристройке, где они поселились в сибирской Марьяновке. «Тогда, в войну, я в первый раз попробовала шоколад: принес раненый солдат, которого мама лечила», – рассказывала Ада. Помнит, как с матерью собирали на фронт посылки с варежками и носками. Тогда девочка копила деньги на куклу, откладывая копейки, перепадавшие от матери. А купила танк...

В первый год войны в «Омской правде» вышла заметка в рубрике «Почта наших читателей». Ада тогда уже читала по слогам… А это письмо писала простым карандашом:

«Гитлер выгнал меня из города Сычевка Смоленской области. Я хочу домой. Я собрала на куклу 122 рубля 25 копеек. А теперь отдаю их на танк. Дорогой дядя редактор! Напишите в своей газете всем детям, чтобы они тоже свои деньги отдали на танк. И назовем его «Малютка». Когда наш танк разобьет Гитлера, мы поедем домой. Ада. Моя мама врач, а папа танкист».

Эффект от письма, которое бережно хранится в Народном музее истории детского движения Омской области, был поразительным. Дети, которых гитлеровцы лишили дома, буквально завалили редакцию письмами, присылали свои сбережения.

«Я хочу вернуться в Киев. Вношу собранные на сапоги деньги – 135 рублей 56 копеек – на строительство танка «Малютка». Алик Солодов. 6 лет».

«Мама хотела купить мне новое пальто и накопила 150 рублей. Я поношу старое пальтишко. Тамара Лоскутова».

«Дорогая незнакомая девочка Ада! Мне только пять лет, а я уже год жила без мамы. Я очень хочу домой, потому с радостью даю деньги на постройку нашего танка. Скорей бы наш танк разбил врага. Таня Чистякова».

Шура Хоменко из Ишима: «Мне рассказали о письме Ады Занегиной, и я внес все свои сбережения – 100 рублей – и сдал на 400 рублей облигаций на постройку танка «Малютка». Мой товарищ Витя Тынянов вносит 20 рублей. Пусть наши папы громят фашистов танками, построенными на наши сбережения».

О детском поступке Омское гороно решило сообщить Сталину: «Дети-дошкольники, желая помочь героической Красной Армии окончательно разгромить и уничтожить врага, деньги, собранные ими на игрушки, куклы... отдают на строительство танка и просят назвать его «Малютка».

Благодарственное письмо вождя не заставило себя ждать: «Прошу передать дошкольникам города Омска, собравшим на строительство танка «Малютка» 160 886 рублей, мой горячий привет и благодарность Красной Армии. Верховный Главнокомандующий Маршал Советского Союза И. Сталин». В отделении Госбанка СССР по Омской области открыли специальный счет №350035. На него и переводились собранные деньги. Весной 1942 года легковесный танк Т-60 сошел со сборочного конвейера Сталинградского завода «Судоверфь». «Ма-лют-ка» – было начертано поперек люка.

Екатерина Алексеевна Петлюк

Ада думала, что на танке будет воевать ее отец, но «рулила» им одна из 19 на всю Красную армию женщина-танкист. Фотография миловидной девушки украшает многие музеи страны. Катюша, 22-летняя механик-водитель Екатерина Алексеевна Петлюк, ростом 151 см. «Точное попадание – малютка в «Малютке», – шутили танкисты. Первый бой танк, купленный на детские пожертвования, принял под Сталинградом в ноябре 1942 года в районе Калача-на-Дону. Юрко проскакивал сквозь черные фонтаны разрывов, подвозил ремонтников к подбитым танкам, доставлял боеприпасы, вывозил раненых.

Дальнейшая судьба танка «Малютка» неизвестна. По одной версии, он дошел до Праги или даже до Берлина. По другой – перед Курской дугой танк отправили на переплавку.

После Победы Ада вернулась на родную Смоленщину, жизнь пошла своим чередом. А в 1975 году школьник из клуба «Искатель» омского Дворца пионеров Володя Яшин в старой подшивке «Омской правды» обнаружил письмо Ады Занегиной. И начался поиск девочки, положившей начало сбору средств на танк. Нашли Аду в Электростали, где она вышла замуж, работала врачом-офтальмологом, пригласили в Омск на празднование 30-летия Победы. В коридоре омской гостиницы ее представили «механику-водителю Петлюк», Екатерине Алексеевне, депутату, сотруднице Одесского ЗАГСа.

Их возили по городу: администрация, пионеры, детские дома… И везде Аде дарили куклу, о которой она мечтала в годы войны. «Две хозяйки танка», – так называли Занегину и Петлюк в Омске.

В городе появился построенный на народные деньги троллейбус «Малютка». А в Электростали – автобус с этим именем…

Рождение именного танка
25 февраля 1943 года в газете "Омская правда" было опубликовано письмо шестилетней Ады Занегиной, девочки, эвакуированной со своей матерью, Полиной Терентьевной, врачом, из города Сычёвка Смоленской области в деревню Усовка Марьяновского района Омской области. В письме говорилось:
"Я Ада Занегина. Мне шесть лет. Пишу по-печатному. Гитлер выгнал меня из города Сычевка Смоленской области. Я хочу домой. Маленькая я, а знаю, что надо разбить Гитлера и тогда поедем домой. Мама отдала деньги на танк. Я собрала на куклу 122 рубля и 25 копеек. А теперь отдаю их на танк. Дорогой дядя редактор! Напишите в своей газете всем детям, чтобы они тоже свои деньги отдали на танк. И назовем его "Малютка". Когда наш танк разобьет Гитлера, мы поедем домой. Ада. Моя мама врач, а папа танкист."

Как позднее вспоминала Адель Александровна Воронец (Занегина), идея пожертвовать деньги на танк пришла ей в голову самой, а мама посоветовала написать об этом в газету письмо. (Отец девочки, танкист Александр Занегин впоследствии погиб в ходе Курской битвы.)

После публикации письма Ады в редакцию газеты пошли письма от других детей области, желавших отдать свои небольшие сбережения на строительства танка "Малютка". В отделении Госбанка СССР по Омской области открыли специальный счёт № 350035, на который зачислялись собранные детьми средства, а в газете появилась специальная рубрика, освещавшая продвижение инициативы Ады:

"Я хочу вернуться в Киев. Вношу собранные на сапоги деньги — 135 рублей 56 копеек — на строительство танка "Малютка".
Адик Солодов

"Мама хотела купить мне новое пальто и накопила 150 рублей. Я поношу старое пальтишко."
Тамара Лоскутова

"Дорогая незнакомая девочка Ада! Мне только пять лет, а я уже год жила без мамы. Я очень хочу домой, а потому с радостью даю деньги на постройку нашего танка. Скорей бы наш танк разбил врага."
Таня Чистякова

"Мне рассказали о письме Ады Занегиной, и я внёс все свои сбережения — 100 рублей — и сдал на 400 рублей облигаций на постройку танка "Малютка". Мой товарищ Витя Тынянов вносит 20 рублей. Пусть наши папы громят фашистов танками, построенными на наши сбережения."
Шура Хоменко

В итоге, было собрано 160 886 рублей, после чего деньги были перечислены в Фонд обороны, а Омское гороно направило Верховному Главнокомандующему телеграмму, сообщив, что дошкольниками Омска собраны денежные средства на постройку танка, который они просят назвать "Малютка". На эту телеграмму пришёл ответ от Верховного Главнокомандующего:
"Прошу передать дошкольникам города Омска, собравшим на строительство танка "Малютка" 160886 рублей, мой горячий привет и благодарность Красной Армии." Верховный Главнокомандующий Маршал Советского Союза И. Сталин.
На эти деньги был выпущен легкий танк Т-60.

Боевой путь
Механиком-водителем его стала одна из девятнадцати советских женщин-танкистов Екатерина Петлюк, старший сержант 56-й танковой бригады, за месяц переучившаяся в мехвода из пилота Одесского аэроклуба Осоавиахима, сдав все экзамены на "отлично". Танкисты шутили: "Точное попадание — малютка в "Малютке!" - рост Екатерины был 1 м 51 см.

В первый бой она повела Т-60 под Сталинградом в ноябре 1942 года в районе Калача-на-Дону, между совхозом "X лет Октября" и МТФ-2. Связной танк, командиром которого был старший сержант Козюра, юрко проскакивал сквозь черные фонтаны разрывов, подкатывал к командирским машинам, брал приказы, мчался в подразделения, передавал эти приказы, подвозил ремонтников к подбитым танкам, доставлял боеприпасы, вывозил раненых.

В декабре бригада была расформирована и Т-60 с новым экипажем (командиром танка стал младший лейтенант Иван Губанов, водителем осталась Катя, а больше в Т-60 никого и не было) попадает в 90-ю танковую бригаду. После завершения боев в Сталинграде танк вместе с механиком-водителем был передан в 91-ю отдельную танковую бригаду полковника И. И. Якубовского. За мужество и героизм в боях за Сталинград Катя Петлюк получила медаль "За оборону Сталинграда" и орден Красной Звезды. У нее отморожены были не только руки, но и лицо, и ноги. Коммунисты избрали Катю парторгом роты (комсомольскую активистку Петлюк приняли в партию 17 января 1943 года). Бригада в марте 1943 года была переименована гвардейскую и в августе влилась в состав сформированного 7-го мехкорпуса. В конце весны - начале лета 1943 года именной танк Т-60 "Малютка" как раз и попал в руки Екатерины. В горниле Курской битвы летом 1943 года Екатерине Петлюк с "Малюткой" пришлось расстаться и пересесть на Т-70, взяв на память с разбитого танка танковые часы, которые сейчас экспонируются в Музее обороны Сталинграда, и имя Малютка, которым ласково называли с тех пор Катю.

В тяжелых боях с октября 1942 по февраль 1944 "гвардии Катя" заслужила 3 ордена и 12 медалей. Была комиссована по ранениям. В 1945 году гарнизонная военно-медицинская комиссия вынесла безжалостный приговор: инвалид второй группы.

Доподлинно неизвестно, какова была дальнейшая судьба танка «Малютка». По некоторым данным, он дошёл до Берлина.
После войны про историю эту забыли.

Второе рождение

В 1975 году школьник из клуба "Искатель" омского Дворца пионеров Володя Яшин в старой подшивке "Омской правды" обнаружил письмо Ады Занегиной из далекого сорок второго года. Ребят взволновало это письмо. Они начали поиск той девочки, которая положила начало сбору средств на постройку танка "Малютка".

19 мая того же года в Омске впервые встретились две хозяйки танка "Малютка". Адель Александровна Занегина, врач-окулист из подмосковной Электростали, и Екатерина Алексеевна Петлюк, заведующая бюро ЗАГС Ленинского района Одессы. Потом они побывали в Смоленске, на родине Ады.

После встречи с ними учащиеся вторых классов средней школы № 2 города Смоленска решили: "Наш фронт — на хлебном поле! " Ребята стали собирать металлолом, макулатуру, лекарственные растения, чтобы на вырученные деньги построить трактор "Малютка" и вручить его лучшей трактористке области. Призыв смоленских октябрят подхватили пионеры всей области, и уже через год в Смоленске у Кургана Бессмертия выстроились пятнадцать мощных "МТЗ-80". На каждом тракторе — латунные буквы: "Малютка". Эти тракторы построили комсомольцы Минского тракторного завода в дни субботников.

На следующий год смоленские школьники собрали деньги на четырнадцать тракторов, затем еще на двадцать один. Откликнулись на патриотический призыв сверстников ребята из Омской области. Харьковские школьники решили построить сто двадцать тракторов и пополнить ими колонну "Малютка".

Провожая в путь передовую тракторную колонну "Малютка", Екатерина Алексеевна Петлюк говорила ребятам:
"Я никогда не забуду сегодняшний день. Я еще раз глубоко почувствовала: не зря сражались мы за каждую пядь земли, не зря поливали ее своей кровью. Мы посеяли добрые семена, и сейчас всходы радуют наш глаз. Сегодня над нами мирное небо и дети собирают металлолом на трактора ."

Бонус-видео:

Тест-драйв советских танков - Т-60

Рекомендуем почитать

Наверх