Кто руководит авиакомпанией вим авиа. Задержаны генеральный директор и главный бухгалтер «ВИМ-Авиа

Развитие  19.10.2023

Сотрудники компании заявили, что не могут связаться с генеральным директором. Авиакомпания по-прежнему не выплатила долги по зарплате и задолженность кредиторам

Обновлено в 19:01

Новый гендиректор компании «ВИМ-Авиа» и его заместитель — исчезли. Они уже трое суток не выходят на связь, отмечает коллектив авиакомпании. Сотрудники опасаются, что отсутствие руководства может повлиять на решение суда о выплате долгов по зарплате.

Ранее заместитель генерального директора «ВИМ-Авиа» Богачев заверил коллектив, что примет все возможные меры для погашения задолженности. Суммарная задолженность по зарплате коллективу авиакомпании «ВИМ-Авиа» составляет около 700 млн рублей.

Возможно, просто выключили телефоны на майские, но скорее всего, скрываются, предполагает независимый аналитик Дмитрий Адамидов:

Дмитрий Адамидов независимый аналитик «Я думаю, что тут не на пустом месте, конечно, переживают люди. Уж если ты вступил в эту должность, то, наверное, как-то не надо прятаться. Да, это немного странно, но вообще вся история с «ВИМ-Авиа» странная, так что, это вполне в духе. По сути новое руководство — это не как конкурсный управляющий, но это как раз менеджеры, которые призваны вот каким-то образом разрешить накопившиеся проблемы, разобрать, как, не знаю, банкротятся, к чему временная администрация, которая просто занимается сбором активов, сбором требований кредиторов, их выплатой и прочее. По сути у «ВИМ-Авиа», за исключением некоторых нюансов у руководства, примерно такая же задача, тем более летать они не могут. Уже ничего из операционной деятельности вестись не может, там чисто работа с бумагами. Может, поехали отдыхать и выключили телефоны, тоже такое может быть».

Президент Владимир Путин своим указом снял дисциплинарное взыскание с министра транспорта Максима Соколова, наложенное на него в сентябре 2017 года из-за ситуации вокруг «ВИМ-Авиа». О том, с чем это могло быть связано, говорит главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров:

Роман Гусаров главный редактор портала Avia.ru «Данное решение все-таки я расцениваю как некий сигнал или, скажем, действие к тому, что при распределении портфелей и назначении нового кабинета министров после 7 мая, кандидатура Соколова рассматривается в качестве кандидата на один из руководящих постов. Может быть, в рамках будущего кабинета министров, может быть, в рамках других органов власти. Сам факт снятия с него этого взыскания как раз открывает ему путь к новым назначениям».

Новые руководители были назначены в «ВИМ-Авиа» после того, как совладелец компании Рашид Мурсекаев покинул страну и был заочно арестован полицией. На него было заведено дело о хищении средств.

В октябре 2017 года авиакомпания приостановила полеты из-за финансовых трудностей. В настоящее время кредиторская задолженность «ВИМ-Авиа» составляет около 10 млрд рублей.

ТАСС-ДОСЬЕ. 25 сентября 2017 года стало известно, что Росавиация инициировала внеплановую проверку авиакомпании "ВИМ-Авиа", задержавшей на днях десятки рейсов.

24 сентября российская газета "Ведомости" со ссылкой на пресс-секретаря вице-премьера РФ Аркадия Дворковича Алию Самигуллину сообщала, что авиаперевозчик попросил власти о предоставлении госгарантий по кредитам.

ООО "Авиакомпания "ВИМ-Авиа" - российский пассажирский авиаперевозчик.

История

Основателем "ВИМ-Авиа" был заслуженный пилот РФ Виктор Иванович Меркулов (название ВИМ составлено из его инициалов). В 1990-х годах он был одним из управляющих в транспортной авиакомпании "Волга-Днепр". В 1997 году основал собственную компанию "Аэрофрахт", занимавшуюся чартерными грузовыми и пассажирскими перевозками; в разное время она эксплуатировала самолеты Ту-134, Ту-154, Ту-20, Ил-62М, Ил-76, Ан-12 и др.

30 августа 2003 года "Аэрофрахт" лишился сертификата эксплуатанта из-за ряда нарушений: задержек рейсов, транспортировки контрабанды, совершении грузовых рейсов под видом пассажирских. Также в июне 2003 году при проверке выяснилось, что Ту-154Б-2 "Аэрофрахта" прилетел из ОАЭ в Астрахань с превышением максимального посадочного веса на 10 т.

В 2002 году Меркулов зарегистрировал компанию "ВИМ-Авиа", которая получила сертификат эксплуатанта 27 ноября 2003 года и начала выполнять грузовые и пассажирские рейсы на Ил-62М и Ан-12.

В начале 2004 года Меркулов продал 75% акций "ВИМ-Авиа" супругам Рашиду и Светлане Мурсекаевым, оставшись президентом компании (занимал пост до своей смерти в 2006 году).

Мурсекаевы приобрели для компании у Condor (Германия) и American Trans Air (США) 16 пассажирских самолетов Boeing 757, выпущенных в 1990-х годах. Сумма сделки составила около $85 млн. Кроме того, в состав "ВИМ-Авиа" были включены авиационные активы "Центр Капитала" - "Чита Авиа", а также аэропорты Читы и Братска.

На самолетах Boeing 757 авиакомпания начала выполнять чартерные перевозки в Египет, Тунис, Турцию, Италию и Испанию. До 2014 года специализировалась на чартерных рейсах, в октябре 2004 года стартовали регулярные рейсы из Москвы в Братск и Читу. Уже в 2006 году "ВИМ-Авиа" вошла в первую десятку российских компаний по пассажиропотоку. В 2007 году из ее состава как непрофильные активы были проданы аэропорты. При этом был создан холдинг "ВИМ-Авиа", куда вошли авиакомпании "РусЭйр", "Башкортостан" и "Русское Небо" - все они прекратили полеты в 2012-2015 годах.

8 ноября 2011 года Росавиация ввела ограничения в сертификат эксплуатанта "ВИМ-Авиа", запретив ей летать в Европу. Причиной стал инцидент 3 ноября 2011 года, когда в Париже российские летчики устроили перепалку с персоналом аэропорта. Это могло стать поводом для внесения авиакомпании в "черный список" Евросоюза. Ограничение было снято в конце июня 2012 года.

В 2014 года "ВИМ-Авиа" отказалась от чартерной специализации, доля пассажиропотока внутренних рейсах достигла 90%. В том же году авиакомпания начала эксплуатировать самолеты Airbus A319 и Boeing 767. В июле 2015 года в парк "ВИМ-Авиа" вошли Boeing 737 и 777.

В 2015 году СМИ начали сообщать о финансовых проблемах перевозчика. В январе-феврале 2015 года иски о его банкротстве подали Банк ВТБ, Сбербанк и другие юридические лица, однако производство по большинству из исков суды прекратили летом 2015 года. Сезон 2016 года компания провела без сильных затруднений, авиакомпания серьезно нарастила перевозки между европейской частью России и аэропортами КНР. Также весной 2016 года компания сменила адрес регистрации с Москвы на поселок городского типа Богатые Сабы в Сабинском районе Республики Татарстан. В апреле 2017 года "ВИМ-Авиа" приобрела 100% акций аэропорта города Братска (Иркутская область).

Снова о проблемах с "ВИМ-Авиа" СМИ начали сообщать летом 2017 года: в некоторые дни авиакомпания отменяла или надолго задерживала до 20 рейсов. Более 200 тыс. ее пассажиров перевезли другие компании. В середине сентября 2017 года стало известно о крупной задолженности "ВИМ-Авиа" перед аэропортом Домодедово и поставщиками топлива. 21 сентября "ВИМ-Авиа" обратилось в правительство с просьбой о поддержке при выплате кредитов. В самой компании заявили, что проблемы с погашением задолженности вызваны "традиционным сезонным спадом". 23 сентября Следственный комитет РФ заявил, что на некоторые из отмененных рейсов "ВИМ Авиа" продавала авиабилеты, зная о невозможности перелета. По этому факту была начата доследственная проверка.

Парк, основные хабы и направления

По состоянию на сентябрь 2017 года парк "ВИМ-Авиа" насчитывает 23 воздушных судна: 12 Boeing 777 (взяты в лизинг в 2015-2017 годах), по четыре - Airbus A319 и Boeing 757, два Airbus A330 и один Boeing 767. Средний возраст самолетов - 19 лет. В июле 2017 года компания подписала соглашение о лизинге 15 новых российских самолетов МС-21.

Базовый аэропорт - Домодедово Московского авиаузла. Второстепенным узлом является Санкт-Петербург. Всего компания обслуживает порядка 50 регулярных направлений.

Показатели

В 2015 году "ВИМ-Авиа" перевезла около 1 млн 613 тыс. человек. Авиакомпания выполнила 11 тыс. 414 рейсов, из них 10 тыс. 520 регулярных (более 90%).

В январе-августе 2017 года "ВИМ-Авиа" перевезла 1 млн 834 тыс. пассажиров (10-е место среди авиакомпаний РФ, рост на 31% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года), средний процент занятости пассажирских кресел - 76,1%. По перевозкам грузов и почты авиакомпания занимает в РФ 11-е место (11,7 тыс т.).

Выручка авиакомпании в 2016 году составляла 17 млрд 174 млн руб. (рост на 38% по сравнению с 2015 года), чистая прибыль - 89,1 млн руб. (снижение в 5,7 раза).

Руководство

Генеральный директор компании - Александр Кочнев.

Собственники

Светлана Мурсекаева является владельцем 99% акций "ВИМ-Авиа", ее мужу Рашиду принадлежит 1%.

Сотрудник пресс-службы компании «ВИМ-Авиа» Алена Панарина сообщила РБК, что передвижения собственников она не комментирует.

По данным «СПАРК-Интерфакса», Светлане Мурсекаевой принадлежит 99% «ВИМ-Авиа», Рашиду Мурсекаеву — 1% (ранее 20% авиакомпании принадлежало лихтенштейнскому «Геркулес Партнерс Фонду Близнецы-Близнецы II»).

25 сентября после массовых задержек рейсов «ВИМ-Авиа» и появившейся информации о том, что у авиакомпании нет средств для оплаты топлива, Мурсекаев признал, что «у авиакомпании сложилась сложная экономическая ситуация, оборотные средства закончились и финансирование заморожено». «Поскольку авиакомпания не может осуществлять полеты без дополнительного финансирования, изучаем возможности для введения внешнего антикризисного управления», — говорил в интервью «России 24» Мурсекаев.

В понедельник, 25 сентября, в отношении неназванных должностных лиц «ВИМ-Авиа» по ч. 4 ст. 159 УК России (мошенничество). Они подозреваются в том, что получили 1 млн руб. за счет реализации билетов, зная при этом, что денег для закупки топлива и выполнения рейсов у авиакомпании нет.

Вечером 27 сентября расследование в отношении должностных лиц «ВИМ-Авиа» по поручению главы Следственного комитета Александра Бастрыкина по расследованию особо важных дел.

Ситуация с «ВИМ-Авиа» в среду с членами правительства, которое проводил президент Владимир Путин. Глава государства выразил недоумение тем фактом, что авиакомпания, по словам чиновников, соответствует всем критериям, но при этом работать не может.

Рашид Мурсекаев в начале 1990-х годов занимался поставками продуктов питания из Азии в счет долгов за поставки российского оружия вместе с Сергеем Недорослевым (сейчас — председатель совета директоров группы компаний «Каскол»). Партнеры учредили компанию «Белуха», которая скупала акции оборонных и авиационных предприятий. Впоследствии Мурсекаев занялся самостоятельным бизнесом — консолидировал 68% акций Дальневосточного морского пароходства, которые в 2002 году продал Сергею Генералову за $60 млн. В 2002 году Мурсекаев стал партнером основателя «ВИМ-Авиа» — Виктора Меркулова, а в 2003 году выкупил у него 75% в авиаперевозчике. В 2003 году, как писал Forbes , Мурсекаев потратил на закупку 12 подержанных самолетов Boeing $160 млн.​

Авиакомпания «ВИМ-Авиа»

Авиакомпания «ВИМ-Авиа» была создана в октябре 2002 года. Первые рейсы перевозчик осуществлял в основном на азиатском направлении (Вьетнам, Китай, Таиланд). Парк авиакомпании состоит из Boeing 777-300, 777-200, 767-300, 757-200 и Аirbus 319-111, 330-200. По данным ЕГРЮЛ, учредители ООО «ВИМ-Авиа» — Рашид (1%) и Светлана (99%) Мурсекаевы. Также они числятся учредителями признанного в июле 2017 года банкротом ПАО «Инвест Холдинг».

Финансовые показатели
В 2016 году компания показала чистую прибыль 89 млн руб. при выручке 17,174 млрд руб. Стоимость активов по состоянию на 31 декабря 2016 года составила 10,481 млрд руб., а чистый финансовый долг — 7,007 млрд руб. (источник: ГМЦ Росстата).

Объемы перевозок
По данным Росавиации, в 2016 году компания «ВИМ-Авиа» перевезла 2,076 млн пассажиров, показав прирост по этому показателю на 30% и заняв девятое место в отрасли. В самой компании такой рост связывали с введением в строй новых воздушных судов (четыре Boeing 737-500, два Boeing 767-300, шесть Boeing 777-200 и один Airbus A330-200). С января по август 2017 года количество перевезенных пассажиров продолжило расти по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — на 31,4%. Тем не менее компания опустилась на десятое место, пропустив вперед «Северный ветер».

Проблемы авиакомпании
В 2016 году у компании возникли проблемы с осуществлением пассажирских перевозок. «ВИМ-Авиа» допускала массовые многочасовые задержки рейсов. В июле 2016 года Росавиация предупредила «ВИМ-Авиа» о возможности ограничения сертификата эксплуатанта в связи с массовыми задержками и дала ей неделю на решение всех проблем. Пресс-секретарь перевозчика отмечала , что задержки были связаны с высоким сезоном и попыткой государственного переворота в Турции. На следующий день после вынесения предупреждения в компании заявили о стабилизации ситуации с перевозками и сообщили, что проблемы удалось решить благодаря вводу новых судов.

В 2017 году компания вновь столкнулась с проблемами, когда после задержек в начале июня несколько десятков рейсов было отменено. Представитель Ространснадзора тогда объяснил срыв чартерной программы задержками с ремонтом самолетов. Количество пострадавших из-за проблем «ВИМ-Авиа» в июне 2017 года оценивалось приблизительно в 30 тыс. человек. В итоге доля задержанных рейсов у авиакомпании в этом месяце составила 13,56%. В июле—августе проблемы остались : за июль доля задержанных рейсов составила 13,83%, а в августе — 19,45%. В сентябре авиакомпания задержала более 40% рейсов.​

В январе—сентябре 2017 года управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу провело в авиакомпании семь проверок, преимущественно по обращению граждан.

Сегодня стало известно о задержании генерального директора компании «Вим-Авиа». Он подозревается в хищении денежных средств пассажиров. Как ожидается, уже завтра суд рассмотрит вопрос о его аресте. Также на вопросы следователей сейчас отвечает и главный бухгалтер «Вим-Авиа».

Тем временем своего вылета в аэропортах как России, так и других стран сейчас ожидают тысячи пассажиров. К перевозке уже подключаются другие компании, в том числе иностранные.

Руководители «Вим-Авиа» были вызваны в Следственный комитет сначала в качестве свидетелей. Но уже после допросов их статус изменился: из свидетелей они стали подозреваемыми.

«В рамках уголовного дела о хищении денежных средств пассажиров СК России задержан генеральный директор указанной компании Александр Кочнев, а также главный бухгалтер Екатерина Пантелеева. В ближайшее время им будет предъявлено обвинение, после чего следствие планирует ходатайствовать перед судом об избрании в отношении фигурантов уголовного дела меры пресечения. Совладельцы компании, Рашид и Светлана Мурсекаевы, поспешно покинули страну и по имеющейся у следствия информации, находятся за границей. В связи с этим принимаются меры к установлению их местонахождения», - сообщила официальный представитель СК РФ Светлана Петренко.

Гендиректор авиакомпании Александр Кочнев и главный бухгалтер Екатерина Пантелеева, по словам их адвокатов, на данном этапе отказываются давать показания. Формально ссылаются на усталость. Мол, позади уже не одна бессонная ночь. Известно, что свою вину в деле о мошенничестве они не признали. И утверждают: никаких хищений с их стороны не было.

Между тем, по данным следствия, всю последнюю неделю должностные лица авиакомпании, заведомо зная, что средств не хватает уже даже на закупку топлива, продолжали продавать билеты. В СК теперь призывают всех пассажиров, которые пострадали от действий «Вим-Авиа», подавать соответствующие заявления. Они так же будут приобщены к делу.

Накануне на совещании с правительством Владимир Путин подверг жесткой критике ситуацию с «Вим-Авиа»: «Десятки тысяч оказались в очень сложной ситуации. Хорошо, если бы это было в первый раз, но это же годами все продолжается. И мы никак не можем выработать нормальное правовое регулирование, действенное и эффективное. Я прекрасно понимаю, что хочется создать условия для нормального ведения бизнеса, не хочется обременять бизнес дополнительными издержками, связанными с различными формами обеспечения интересов людей, страхования и так далее. Но без этого нормального бизнеса тоже быть не может. В конце концов бизнес не для бизнесменов, а для людей, которые пользуются этими услугами. И хочу министру сказать: я объявляю Вам неполное служебное соответствие. Если справитесь с этой ситуацией быстро и эффективно, тогда мы подумаем с Дмитрием Анатольевичем, что делать с неполным служебным соответствием. Если не справитесь, тоже подумаем. Прошу Вас быстро и эффективно проблему эту закрыть».

После этих слов президента проблемы авиакомпании в ускоренном режиме пытаются решить и в Министерстве транспорта, и в других ведомствах. Сегодня состоялось заседание оперативного штаба, куда, помимо Минтранса, вошли представители Росавиации, аэропортов «Внуково» и «Домодедово», сотрудники топливозаправочных компаний и Ростуризма. Принципиальное решение: срочная помощь будет оказана прежде всего тем туристам, которые не могут вернуться домой из-за границы.

«Сейчас перед нами стоит задача - вывезти наших туристов из-за границы. Большое количество у нас сейчас находится в Турции. Вот это первоочередным порядком. Параллельно будет также осуществляться перевозка регулярных рейсов, пассажиров регулярных рейсов. И только после этого мы приступим к программе выполнения тех рейсов, на которые пассажиры купили билеты, но дата еще не наступила», - сообщила советник министра транспорта Российской Федерации Жанна Терехова.

Возвращением людей, которые отдыхают сейчас на зарубежных курортах, но в ближайшее время должны вылететь чартерными рейсами в Россию, будет заниматься и Ассоциация туроператоров России.

«К сожалению, справиться на сегодняшний день силами туроператорского сообщества просто даже технически невозможно. Поэтому сейчас формируются списки и формируется очередность. Те туристы, которые не попали за рубежом на свои рейсы, на сегодняшний день за счет туроператоров продолжают отдыхать. Не знаю уж, насколько, так сказать, этот отдых им приятен или неприятен, но во всяком случае размещение в гостиницах и питание туроператоры обеспечивают», - сообщил директор ассоциации «Турпомощь» Александр Осауленко.

По данным Ассоциации туроператоров России, дорабатывается подробный план действий по вывозу российских туристов с билетами «ВИМ-Авиа» из турецкой Антальи и других зарубежных аэропортов. Ежедневный график полетов должен быть готов в течение 48 часов. Что касается регулярных рейсов, то они будут выполняться до 15 октября включительно. На полеты после этой даты билеты рекомендовано сдать. При этом потраченные деньги, как сообщается, должны вернуть. Также удалось договориться с аэропортами и топливозаправочными компаниями о бесперебойном обслуживании всех лайнеров «ВИМ-Авиа». Предоставлены государственные гарантии.

«Будет осуществлено шесть рейсов, из Москвы три борта отправятся в Анталью, вернут пассажиров в Россию. Пустыми обратно сегодня же улетят в Анталью и вернутся с пассажирами. Совокупно будет перевезено из Антальи полторы тысячи человек. Помимо этого греческая авиакомпания "Элинейр" сегодня вернет из Ираклиона 245 пассажиров авиакомпании "ВИМ-Авиа", это тоже чартерные пассажиры. Продолжается перевозка пассажиров на регулярных рейсах. Сегодня выполнен рейс Благовещенск. А в целом только на сегодняшний день запланировано 22 регулярных рейса. Вчера был выполнен один регулярный рейс», - отметил официальный представитель Федерального агентства воздушного транспорта Сергей Извольский.

Несмотря на предпринимаемые меры, ситуация по-прежнему остается сложной. Только за рубежом остаются десятки тысяч пассажиров.

Множество людей ожидают вылета и в столичном аэропорту «Внуково», который на время стал базовым для проблемной авиакомпании. Самолеты «ВИМ-Авиа» выпускают отсюда практически в ручном режиме - каждый рейс индивидуально. Самая сложная ситуация с рейсами на Анадырь и Магадан. Их совместили, но в один самолет все пассажиры не поместились. Нервы на пределе.

«У меня забрали багаж, и через некоторое время мне говорят: вы никак не можете сесть на рейс, мест нет! Никого не волнует, как мы здесь» - рассказывает Анжела Секач.

«Нас не обеспечили ни водой, ни питанием. Никто не беспокоится, как мы здесь», - говорит Оксана Микалюк.

И еще один нюанс. Журналистам удалось не только выяснить, где находится юридический адрес авиакомпании, входившей в десятку крупнейших, но и найти его - обшарпанное одноэтажное строение, гараж по соседству. Только вывеска выдает в этом доме, расположенном в Татарстане, примерно в ста километрах от Казани, офис компании, перевозившей свыше двух миллионов пассажиров в год.

Следственный комитет России (СКР) задержал генерального директора и главного бухгалтера авиакомпании «ВИМ-Авиа» по делу о мошенничестве. Об этом сообщила официальный представитель ведомства Светлана Петренко.

«В рамках уголовного дела о хищении денежных средств пассажиров сотрудниками авиакомпании "ВИМ-АВИА" (ч.4 ст.159 УК РФ) Главным управлением по расследованию особо важных дел СК России задержан генеральный директор указанной компании Александр Кочнев, а также главный бухгалтер Екатерина Пантелеева», – сказала она.

В ближайшее время им будет предъявлено обвинение, затем следствие планирует ходатайствовать перед судом об избрании в их отношении меры пресечения.

При этом Петренко заявила: «Совладельцы компании Рашид и Светлана Мурсекаевы поспешно покинули страну, и по имеющейся у следствия информации находятся за границей. В связи с этим принимаются меры к установлению их местонахождения».

Ситуация с задержками вылетов «ВИМ-Авиа» обострилась в конце прошлой недели. Позже авиакомпания официально заявила, что у неё не хватает денег для продолжения полётов и она прекращает чартерные рейсы. Потребовалось вмешательство Минтранса и Росавиации. Общий долг авиакомпании перед кредиторами, по данным Росавиации, составляет 7 млрд рублей. Прокуратура начала проверку, а СКР возбудил уголовное дело о хищении.

Накануне Минтранс договорился с аэропортами и топливозаправочными компаниями о бесперебойном обслуживании всех рейсов «ВИМ-Авиа». Перевозить пассажиров регулярных рейсов будут вплоть до 15 октября. Также СМИ сообщили, что «ВИМ-Авиа» получит от государства 500 млн рублей в качестве возврата НДС за третий квартал.

Рекомендуем почитать

Наверх