Кто такой ликсутов. Максим Ликсутов: биография и личная жизнь

Банки 05.07.2021

Самый завидный столичный жених тратит все свои силы на причинение транспортного блага москвичам вопреки их желаниям и протестам.

Российских политиков и управленцев можно разделить на несколько пересекающихся между собой множеств. Например: облагородившиеся бандиты из 1990-х; выходцы из КГБ/ФСБ и его/ее «дочерних компаний»; уроженцы Ленинграда; явные и тайно сочувствующие гайдаровцы; бывшие бонзы КПСС; профессиональные энергетики; отставные спортсмены и артисты; талантливые прилипалы; говорящие куклы и, наконец, дети или иные родственники всех перечисленных.

Эстонский след

Очень мало чиновников, которые не подходили бы ни под одно из этих определений. И самый известный из них – вице-мэр Москвы, глава столичного транспортного комплекса, но при этом человек без комплексов Максим Станиславович Ликсутов . Кажется, он всерьез поставил перед собой задачу сделать для города не меньше, чем Тохтамыш или хотя бы Девлет-Гирей.

Ликсутов родился летом 1976 года в крохотном эстонском городке Локса, на балтийском берегу. По национальности он русский, его родители – туляки, переехавшие в Эстонскую ССР работать на заводе. Видимо, от смешения культур и получил Максим Станиславович свою ускользающую внешность: перед нами то статный улыбчивый блондин с открытым взглядом, то упорный туляк себе на уме.

Говорят, Ликсутову пришлось испытать на себе все ужасы эстонского апартеида – его, чемпиона СССР по подводному ориентированию (источники тут расходятся – не то чемпион, не то призер, не то среди взрослых, не то «по юношам», не то в личных соревнованиях, не то в командных), не взяли в национальную сборную, да и в местные вузы путь Максиму был закрыт из-за незнания языка. Пришлось ехать в Россию, в Калининградский институт рыбной промышленности.

Полноценное эстонское гражданство Ликсутов получил только в 29 лет «за вклад в развитие местной экономики» – об этом ниже. По иронии судьбы к тому моменту он больше десяти лет учился и работал в России. Налоговым резидентом нашей страны уроженец Эстонии является с 1998 года.

Начальник по жизни

Кстати, налоги он платил неплохие – как сообщают официальные варианты биографии, «с 1999 года (герою 23 года – Ред. ) работал на руководящих должностях в российских транспортных компаниях», «С 2001 года (с 25 лет – Ред. ) являлся председателем совета директоров ООО "ТрансГрупп"». То есть пришел такой юный чужак и с ходу растолкал всех местных, которые, напомним, в конце 1990-х особой сентиментальностью не отличались. Как это могло произойти?

С транспортом Максим был связан с детства, ведь его родителями были не простые работяги, потянувшиеся на условный запад в поисках лучшей жизни, а элита – Станислав Ликсутов работал главным инженером на крупном судостроительном заводе. Именно протекция папы, судя по всему, помогла Максиму сделать первые шаги в бизнесе – наладить определенные связи между российскими и прибалтийскими предпринимателями.

Подробно описывать бизнес-деятельность будущего вице-мэра здесь нет возможности – будем надеяться, Ликсутов еще дождется своего Драйзера или, скажем, Ильфа с Петровым . А лично для него главное, что он дождался знакомства с Рустамом Аксененко . Этот молодой человек, в отличие от Максима Станиславовича, не обладал особыми талантами, зато родился в очень подходящей семье. Его отец Николай Аксененко был в ту пору главой Министерства путей сообщения, входил в пятерку самых влиятельных людей России и всерьез рассматривался как человек, способный подхватить скипетр из слабеющих рук Бориса Ельцина .

Аксененко-младший и ввел Ликсутова в высшие круги российских транспортников – так сказать, поставил его на правильные рельсы. Их сотрудничество внутри России и за ее пределами было настолько плодотворным, что в 2005 году они одновременно получили эстонское гражданство за особые заслуги перед родиной Максима Станиславовича. Для Рустама это было очень кстати: его попавший в опалу отец умирал от рака в Германии, и российские следователи могли в любой момент заинтересоваться делами его сына.

А вот Ликсутов сумел вовремя войти в окружение нового транспортного бонзы, нового потенциального преемника тех лет – великого и ужасного Владимира Якунина .

Любитель экспрессов

Из множества коммерческих проектов Ликсутова-бизнесмена следует остановиться на «Аэроэкспрессе». Он стоял у истоков этой интересной компании, был ее генеральным директором и только напрямую владел четвертью акций. Став московским чиновником, Максим Станиславович вроде бы избавился от всех активов, которые могли вызвать конфликт интересов, но получилось не слишком удачно: активы исчезли, конфликт остался.

«Аэроэкспресс» как был, так и остался фактическим монополистом в деле надежных скоростных перевозок в аэропорты Москвы. Причем именно Максим Ликсутов, с его-то любовью к пассажирскому транспорту, на своем посту не сделал ровно ничего для того, чтобы у москвичей появилась удобная дешевая альтернатива. Так и не появилось общедоступной железнодорожной ветки во Внуково и Шереметьево, почти нет возможности дешево добраться в Домодедово (13 обычных электричек за 132 руб. в рабдень против 38 аэрокспрессов за 500 руб.!), намертво стоит в пробках Ленинградское шоссе, по которому идут автобусы из Шереметьево. Идет разработка трассы «Аэроэкспресса» в аэропорт Жуковский, при этом горе-градостроители почему-то настаивают на самом дорогом из шести имеющихся вариантов – от платформы Быково . Мы сознательно смешиваем здесь сферы полномочий столичных властей и РЖД, потому что хорошо помним про их прочную спайку, освященную ненавистью к команде прошлого мэра, Юрия Лужкова .

А чтобы у вас не осталось сомнений в монопольном положении «Аэроэкспресса», напомним, что с начала 2014 года цены на него выросли практически на 50% (500 руб. против 340 при покупке в кассе) – куда как сильнее всех тарифов, на которые ссылаются руководители этой лавочки.

Если Максим Ликсутов не аффилирован с «Аэроэкспрессом», а работает на благо москвичей, почему у них не появилось нормального пути в московские же аэропорты? Загадка…

16 миллионов и 80 тысяч

О деятельности Ликсутова на посту главы московского транспорта также можно говорить бесконечно, и мы не раз пытались вкатить свой камень на эту гору; можем напомнить, например, Даже в столичном правительстве не забывает он про малую родину: балтийский след несложно разглядеть во всей карьере Ликсутова, вплоть до выбора некоей фантастической «НАУ Инновейшнс» родом из Эстонии для обустройства платных парковок в московских дворах. Парковок, правда, не появилось, но контракты, надеемся, оплачены успешно. Вообще, заключение невыполнимых контрактов и их оплата стали фирменными чертами департамента транспорта при Ликсутове. Впоследствии подконтрольное мэрии ГКУ АМПП поймали на проведении тендеров на охрану парковок по адресам, где их отродясь не было. Главконтроль вмешался! Нашел нарушения! И 18 октября 2017 года АМПП был оштрафован аж на 80 тысяч рублей. Посадок и увольнений не было. Сумма ущерба – многие десятки миллионов рублей. Но АМПП все нипочем – это ГКУ вместо того, чтобы объясниться с москвичами, закупает эвакуаторы для еще более эффективной борьбы с их автомобилями.

Так работает департамент транспорта московской мэрии. Так делают дела люди Максима Ликсутова. По многим их тендерам можно писать статьи размером с эту – и сразу пересылать в компетентные органы.

Копеечка от Навального

Личные дела Максима Ликсутова также хороши. Много шума наделал его крайне сомнительный развод с эстонской красавицей Татьяной (топ-моделью и по совместительству держательницей крупного бизнеса, которым раньше занимался Ликсутов), зато вице-мэра теперь можно смело назвать одним из самых завидных холостяков столицы. Владимир Путин все-таки ощутимо старше, а Сергей Собянин мало того что тоже не отличается молодостью, так еще, судя по всему, целиком находится под влиянием своего энергичного зама.

Еще одна интересная черта Ликсутова – его удивительная для российской власти публичность, его принесенные с Запада манеры этакого рубахи-менеджера. Он не уклоняется от интервью, отвечает на самые острые вопросы, не боится показываться на публике почти без охраны. Правда, когда дошло до личных денег Максима Станиславовича, выдержка ему изменила: иск чиновника к оппозиционеру Алексею Навальному по просьбе Ликсутова проходил в закрытом режиме – и облегчил карман красноречивого политика на 600 тысяч рублей. Ликсутов на самом деле умеет делать деньги из ничего. Добавим, что и Навальному с его специалистами не удалось накопать действительно серьезного компромата на оппонента: да, все его связи с бывшими компаниями налицо, заинтересованность видна, но ни одного доказательства – нет.

И все-таки тревожно за Ликсутова. По слишком тонкому льду он ходит в своем европейском костюмчике. У столичных автомобилистов на него вырос огромный железный клык за все фокусы с платными парковками, повышенными штрафами, эвакуаторным беспределом.

А если клык вырос, он обязательно куда-нибудь вонзится – закон драматургии. Вся наша мэрия – театр, и Ликсутов в нем – лучший актер второго плана. И, вполне возможно, самый богатый.

Максим Ликсутов - руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы. Ранее - советник Мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, бизнесмен.

Биография

М.С. Ликсутов увлекается подводным плаванием. В возрасте 15 лет стал мастером спорта по скоростным видам подводного плавания, трижды становился чемпионом Эстонии по этому виду спорта (1988, 1989, 1990 гг.), побеждал на Первенстве Скандинавских стран (1990 год).

В 1991 году стал победителем Первенства СССР по подводному ориентированию.

В 1993 году в составе команды пловцов установил рекорд, попавший в Книгу Гиннеса, проплыв 100 км в бассейне.

В 2007 г. окончил Российскую экономическую академию им. Плеханова по специальности «Финансовый менеджмент», в 2012 году окончил Международный юридический институт по специальности «Менеджмент организации».

Ноябрь 1999 г. - октябрь 2001 г. - президент МТК "ЮниТранс".

1999 г. - генеральный директор компании "Иристон-Сервис".

2001 г. - председатель совета директоров "ТрансГрупп АС".

2002 г. - глава представительства "ВорлдВайд Инвест АС".

2005: Принятие гражданства Эстонии

2005 г. - 2008 г. - генеральный директор "ТрансГрупп АС".

В 2005 году Максим Ликсутов получил гражданство Эстонии "За вклад в развитие местной экономики" .

январь 2009 г. - февраль 2010 г. - генеральный директор «Аэроэкспресс».

С февраля 2010 г. - член совета директоров ООО "Аэроэкспресс", председатель Совета директоров ООО "ТрансГрупп АС" .

2011

Назначение главой департамента транспорта Москвы

29.04.2011 г. - 06.12.2011 г. - советник мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры.

с 06.12.2011 г. - руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы .

Продажа долей в бизнесе

Сообщалось, что с приходом на службу в Правительство Москвы М.С. Ликсутов продал принадлежащие ему доли в бизнесе.

Основные проекты Максима Ликсутова до перехода на госслужбу были сосредоточены в следующих сферах:

  • транспорт, транспортные услуги и связь (Аэроэкспресс, "ТрансГрупп АС", "Дельта-Транс-Инвест"),
  • перевозки (ОАО "РейлТрансАвто"),
  • транспортное машиностроение ("Трансмашхолдинг", "Брянский машиностроительный завод").

Ходатайство о лишении гражданства Эстонии

В декабре 2011 г. Максим Ликсутов подал ходатайство о лишении его эстонского гражданства, так как законы России не позволяют чиновникам высокого ранга быть гражданами других государств .

Оценка состояния Forbes - $500 млн

* 2014: Доходы и собственность

Заместитель мэра столицы, глава департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов за минувший год заработал 14,49 млн рублей - больше, чем другие заммэра.

Ликсутов, кроме того, среди всех заместителей мэра Москвы Сергея Собянина обладает наибольшим количеством объектов недвижимости и транспортных средств. Так, в его собственности три земельных участка в России и один в Италии, а также жилые дома в Италии и в России. Кроме того, в собственности заммэра легковой автомобиль Lexus LX-570, Mercedes-Benz CL 550 и Mercedes-Benz G55AMG, а также пять мототранспортных средств и лодка.

Семья

Женат, имеет двух сыновей.

Примечания

  1. Коммерсантъ
  2. Член Совета директоров ООО «Аэроэкспресс» Максим Ликсутов назначен главой Департамента транспорта города Москвы
  3. РиаНовости Биографическая справка
  4. Максим Ликсутов отказывается от эстонского гражданства
  5. Богатейшие бизнесмены России - 2011

Максим Станиславович Ликсутов
Заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы (c 25 сентября 2012 года)
Деятельность: государственный деятель, бизнесмен
Гражданство: Россия
Рождение: 19 июня 1976Локса,Эстонская ССР,СССР
Супруга: Татьяна Ликсутова
Дети: двое сыновей

Максим Станиславович Ликсутов (19 июня 1976, Локса, Эстонская ССР, СССР) - заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы. Бизнесмен, мультимиллионер.

Родился Максим Ликсутов 19 июня 1976 в городе Локса Эстонской ССР. В 1999 Максим Ликсутов закончил Калининградский Технический Университет по специальности «Бухгалтерский учёт, контроль и анализ хозяйственной деятельности».
В 2007 Максим Ликсутов завершил обучение в Российской экономической академию им. Плеханова по специальности «Финансы и кредит».
В 2012 Максим Ликсутов также получил диплом по специальности «Менеджмент организации» странного ВУЗа именуемого не иначе, как Международный юридический институт.

С 1999 Максим Ликсутов занимал руководящие должности в российских транспортных компаниях. Являлся членом совета директоров ОАО «Первая Грузовая Компания» и ОАО «ТрансКонтейнер».
С 2001 по 2011 Ликсутов являлся председателем совета директоров ООО «ТрансГрупп».
С 2003 по 2011 Максим Ликсутов был членом совета директоров ЗАО «Трансмашхолдинг».
С 2009 по 2010 Максим Ликсутов занимал должность генерального директора ООО «Аэроэкспресс». Является членом совета директоров ООО «Аэроэкспресс», владеет 25 % акций данной компании.

С 29 апреля 2011 г-н Ликсутов занимал пост советника мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы.
6 декабря 2011 распоряжением мэра Москвы Сергея Собянина № 745-РМ Ликсутов назначен на должность руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы с заключением служебного контракта на срок полномочий мэра Москвы. Согласно служебной иерархии, находился в подчинении Н. Лямова, занимавшего в правительстве Москвы пост заместителя мэра по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры.

Назначая Ликсутова , Собянин выразил уверенность, что практическая работа в бизнесе поможет ему в новой должности. Сам Максим Ликсутов в день назначения на госслужбу пообещал, что откажется от участия в бизнесе в пользу других акционеров. После этого о передаче Ликсутовым своих долей в разных компаниях официально не сообщалось.
25 сентября 2012 года Максим Ликсутов назначен заместителем мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры. На этом посту сменил Николая Лямова.

В прошлом Максим Ликсутов занимал также посты главы представительства АО «ВорлдВайд Инвест АС», президента МТК «ЮниТранс», был руководителем компании «Иристон-сервис».
В 2011 журнал Forbes оценил состояние Ликсутова в 500 миллионов долларов.
Бизнесмен Максим Ликсутов занимает 189 позицию в рейтинге «Богатейшие бизнесмены России-2011». Ближайшими деловыми партнёрами Ликсутова Forbes называет миллиардеров Сергея Глинку, занимающегося в Эстонии угольным транзитом, и владельца УГМК Искандара Махмудова.Пресса Эстонии называет Максима Ликсутов а «известным транзитным миллионером».
В 2005 Максим Ликсутов получил гражданство Эстонии «за вклад в развитие местной экономики». От эстонского гражданства отказался в 2011 в связи с назначением на пост руководителя столичного транспортного департамента. Заявление на отказ от гражданства Эстонии было удовлетворено правительством Эстонской республики в феврале 2012.

Деятельность Максима Ликсутова

В подчинении Ликсутова в правительстве Москвы находится единственный департамент - Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры. По должности Максим Ликсутов курирует реконструкцию, электрификацию и организацию пассажирского движения по Малому кольцу Московской железной дороги. Выдвинул требование к ОАО «МКЖД» запустить пассажирскую линию по кольцу уже в 2014.


Максим Ликсутов занимается внедрением интеллектуальной транспортной системы Москвы, созданием единого московского парковочного пространства, обновлением общественного транспортного парка, внедрением скоростного трамвая, единого проездного билета на все виды общественного транспорта московского региона, созданием единой службы городского такси, модернизацией пешеходного пространства и развитием велосипедного транспорта в Москве.

24 апреля 2012 возглавляемый Ликсутовым департамент объявил о планах закрытия и демонтажа монорельсовой линии, связывающей метро ВДНХ с метро Тимирязевская из-за убыточности и малого числа пассажиров этой системы.

18 июня 2012 Максим Ликсутов вместе с президентом ОАО «РЖД» Владимиром Якуниным, начальником Московской железной дороги Владимиром Молдавером, мэром Москвы Сергеем Собяниным открыл Технологический центр управления пригородным пассажирским комплексом Московской железной дороги на Комсомольской площади - самое современное и высокотехнологичное предприятие на инфраструктуре Российских железных дорог. В ходе мероприятия объявил, что все столичные аэропорты будут связаны между собой прямым беспересадочным железнодорожным сообщением с началом пассажирского движения по Малому кольцу МЖД в 2014-2015.

Бизнес Максима Ликсутова в Эстонии

Эстонская газета «День за днём», 24 декабря 2007 пишет:
«Максим Ликсутов и его партнёр Сергей Глинка стали известными в Эстонии примерно в 1997, когда они начали строить в Эстонии угольный терминал для российского экспорта на Запад. Молодые бизнесмены быстро завоевали внимание как образец т.н. российских бизнесменов нового времени. Их характеризуют безупречные костюмы, машины экстра-класса, хорошие манеры, знание западного делового этикета. Единственное, что отличало их от западных бизнесменов, так это то, что они оставались в тени и старались не привлекать внимания журналистов. Их предприятие Transgroup Invest находится в чёрном, как уголь, блестящем здании на улице Йыэ в Таллинне. Еще молодые бизнесмены открыли там итальянский ресторан Gianni. На шикарно обставленной церемонии открытия они играли в прятки с фотографами, всеми силами стараясь не попасть на снимки. »

Семья Максима Ликсутова

Максим Ликсутов женат на Татьяне Ликсутовой, имеет двоих сыновей.

Спортивная карьера Максима Ликсутова

Ликсутов увлекается подводным плаванием. В возрасте 15 лет стал мастером спорта по скоростным видам подводного плавания, трижды становился чемпионом Эстонии по этому виду спорта (1988, 1989, 1990), побеждал на Первенстве Скандинавских стран (1990). В 1991 стал победителем Первенства СССР по подводному ориентированию. В 1993 в составе команды пловцов установил рекорд, попавший в Книгу Гиннесса, проплыв 100 км в бассейне. На должности главы департамента транспорта особое внимание уделяет велосипедной инфраструктуре.

Интересные факты из жизни Максима Ликсутова

4 апреля 2012 Максим Ликсутов давал интервью и объявил, что Московская кольцевая железная дорога, реконструкцию которой он курирует, построена «почти 200 лет назад». Несмотря на министерский ранг, Ликсутов ошибся в два раза или почти на 100 лет: Малое кольцо МЖД построено в 1907, а движение по нему началось в 1908 (Ликсутов также не знал общеизвестного факта, что в 2012 году Российским железным дорогам исполняется 175 лет).


В том же интервью, Максим Ликсутов рассуждая о стоимости лицензии для московских таксистов, он утверждает, что в Нью-Йорке жетон, дающий право заниматься таксомоторной деятельностью, стоит для частного лица около 600 тысяч долларов. Другие источники сообщали, что в Нью-Йорке право брать голосующих на дороге пассажиров есть только у желтых такси, жетон-лицензия на которые стала настоящей ценной бумагой. В 2007 2 такие лицензии были выкуплены на аукционе за $1,2 млн, хотя в 2001 лицензии уходили всего по $195000.
Из дома на работу мультимиллионер Максим Ликсутов , по собственному признанию, часто добирается на пригородной электричке и тратит на поездку 23 минуты.

Ликсутов Максим Станиславович (родился 19 июня 1976 года, Локса , Эстонская ССР, СССР) — эстонский и российский бизнесмен, российский государственный деятель, заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры (с 2012 года).

В 2007 году окончил Российскую экономическую академию имени Плеханова по специальности «финансы и кредит», в 2012 году — Международный юридический институт по специальности «менеджмент организации».

Предпринимательскую деятельность начал в 1990-х годах в Эстонии, организовав фирму Transgroup Invest, которая занималась логистикой и перевалкой угля в эстонских портах. В 2005 году Ликсутов получил гражданство Эстонии «за вклад в развитие национальной экономики». В 2011 году он отказался от гражданства Эстонии.

С 1999 года занимал руководящие должности в российских транспортных компаниях. Был членом совета директоров ОАО «Первая грузовая компания» и ОАО «ТрансКонтейнер ». В 2001-2011 годах Ликсутов был председателем совета директоров ООО «ТрансГрупп ». В 2003-2011 годах был членом совета директоров ЗАО «Трансмашхолдинг ».

В 2009-2010 годах Ликсутов занимал должность генерального директора ООО «Аэроэкспресс »; был членом совета директоров ООО «Аэроэкспресс », владел 25 % акций данной компании. 29 апреля 2011 года Ликсутов занял пост советника мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры. 6 декабря 2011 года распоряжением мэра Москвы Сергея Собянина Ликсутов назначен на должность руководителя департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы с заключением служебного контракта на срок полномочий мэра Москвы.

25 сентября 2012 года назначен заместителем мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры. На этом посту сменил Николая Лямова . Ликсутов сохранил за собой должность руководителя транспортного департамента. Ликсутов стал первым легальным миллионером, занявшим высокую должность в правительстве Москвы.

Максим Ликсутов свободно владеет английским, шведским и эстонским языками. Мастер спорта по подводному плаванию. В 1991 стал победителем Первенства СССР по подводному ориентированию. В 1993 году в составе команды пловцов установил рекорд, попавший в Книгу Гиннесса , проплыв 100 километров в бассейне.

Разведен (его жена, 1979 года рождения, в 2013 году была признана самой богатой женщиной Эстонии), имеет двух детей (сыновья). Все эстонские активы Максима Ликсутова были переписаны на его бывшую жену, что дало повод СМИ подозревать фальсифицированность этого развода.

В частности в июне 2013 года Ликсутов передал жене Татьяне акции компании Transgroup Invest AS (50% акций), владеющей акциями «Аэроэкспресса », «РейлТрансАвто » и других транспортных фирм. Активы холдинга превышают 200 млн евро. В собственность Татьяны Ликсутовой от мужа, занявшего пост вице-мэра Москвы, в связи с этим также перешло девять объектов недвижимости в Таллине и 242 650 акций компании Tallinna Vesi, принадлежавшие ранее самому Максиму Ликсутову .

Алексей Навальный и созданный им Фонд борьбы с коррупцией обвинил Ликсутова в нарушении российского законодательства и конфликте интересов, состоящем в том, что один из ключевых руководителей правительства Москвы, определяющий инвестирование бюджетных денег в общественный транспорт, сам ведёт свой личный бизнес в этой же сфере. Ликсутов обратился в суд с иском о защите чести, достоинства и деловой репутации и даже сумел взыскать с оппозиционера 600 200 рублей.

Деятельность государственный деятель, бизнесмен Награды Максим Станиславович Ликсутов на Викискладе

В прошлом эстонский и российский предприниматель .

В рейтинге богатейших бизнесменов России по версии журнала Forbes за 2013 год вице-мэр Москвы Ликсутов занял 157-е место с капиталом в 650 млн долларов США . В рейтинги 2014 и 2015 годов Ликсутов не входил.

Биография

Ранние годы и образование

В 2007 году окончил Российскую экономическую академию им. Плеханова по специальности «Финансы и кредит»; в 2012 году - Международный юридический институт по специальности «Менеджмент организации».

Ликсутов говорит на английском, эстонском и шведском языках .

Бизнес в Эстонии

Предпринимательская деятельность Максима Ликсутова началась в Эстонии . Угольный бизнес Ликсутова и предпринимателя Сергея Глинки в угледефицитной стране был связан с поставками и перевалкой кузбасского угля в таллинском порту. Сначала партнёры организовывали сбыт угля в Эстонии, а затем занялись и его экспортом . Для ведения деятельности партнеры учредили компанию WorldWide Invest . Одним из деловых партнёров Ликсутова и Глинки был Рустам Аксёненко, сын министра путей сообщения РФ Николая Аксёненко .

Максим Ликсутов и его партнёр Сергей Глинка стали известными в Эстонии примерно в , когда они начали строить в Эстонии угольный терминал для российского экспорта на Запад. Молодые бизнесмены быстро завоевали внимание как образец т.н. российских бизнесменов нового времени. Их характеризуют безупречные костюмы, машины экстра-класса, хорошие манеры, знание западного делового этикета. Единственное, что отличало их от западных бизнесменов, так это то, что они оставались в тени и старались не привлекать внимания журналистов. Их предприятие Transgroup Invest находится в чёрном, как уголь, блестящем здании на улице Йыэ в Таллинне. Еще молодые бизнесмены открыли там итальянский ресторан Gianni. На шикарно обставленной церемонии открытия они играли в прятки с фотографами, всеми силами стараясь не попасть на снимки.

Поданное Ликсутовым в 2004 году прошение о вступлении в гражданство Эстонии отклонено. В 2005 году Ликсутов получил гражданство Эстонии «за вклад в развитие местной экономики» .

В апреле 2007 года обычно сторонившийся политики Ликсутов подверг критике демонтаж памятника погибшим советским солдатам в центре Таллина , что было воспринято официальными кругами в Эстонии как нелояльность. У бизнеса Ликсутова в Эстонии начались проблемы. В мае 2007 года Ликсутов заявил о намерении перевести штаб-квартиру Transgroup Invest в Россию .

Бизнес в России

С 1999 года занимал руководящие должности в российских транспортных компаниях. Был членом совета директоров ОАО «Первая грузовая компания » и ОАО «ТрансКонтейнер ». В 2001-2011 годах Ликсутов был председателем совета директоров ООО «ТрансГрупп». В 2003-2011 годах был членом совета директоров ЗАО «Трансмашхолдинг ». Ликсутов, однако, никогда не контролировал эту компанию в качестве мажоритарного акционера .

Занимал посты главы представительства АО «ВорлдВайд Инвест АС», президента МТК «ЮниТранс», был руководителем компании «Иристон-сервис».

В 2009-2010 годах Ликсутов занимал должность генерального директора ООО «Аэроэкспресс »; был членом совета директоров ООО «Аэроэкспресс», владел 25 % акций данной компании . По словам Ликсутова, он никогда не владел офшорными компаниями .

После нескольких лет работы в Москве Ликсутов разработал проект запуска комфортабельных скоростных региональных электропоездов, угадав в них привлекательный для пассажиров перспективный продукт с высокой долей добавленной стоимости. Поворотным в карьере бизнесмена стало 28 марта 2011 года, когда Ликсутов при весьма выгодных для себя обстоятельствах познакомился с премьер-министром Владимиром Путиным . В этот день Путин вместе с Сергеем Собяниным , Владимиром Якуниным и Ликсутовым за полчаса прокатился в аэроэкспрессе от аэропорта Шереметьево до Белорусского вокзала и оценил преимущества этого вида транспорта, - в том числе значительную экономию времени в сравнении с автомобилем. Сопровождавшие журналисты отметили, всю дорогу довольный Путин просидел у окна, слушая рассказы Якунина и Ликсутова о планах и перспективах по развитию аэроэкспрессов. Положительные впечатления главы правительства от этой поездки, по оценкам комментаторов, сыграли решающую роль в стремительном карьерном взлёте Ликсутова .

В Правительстве Москвы

29 апреля 2011 года Максим Ликсутов занял пост советника мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы .

6 декабря 2011 года распоряжением мэра Москвы Сергея Собянина назначен на должность руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы с заключением служебного контракта на срок полномочий мэра Москвы. Назначая Ликсутова, Собянин выразил уверенность, что практическая работа в бизнесе поможет ему в новой должности. В день назначения на госслужбу заявил, что откажется от участия в бизнесе в пользу других акционеров . В октябре 2013 года пресса сообщила, что Ликсутов передал свои доли в бизнесе супруге Татьяне . Как выяснилось три месяца спустя - уже бывшей супруге .

25 сентября 2012 года назначен заместителем мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры. На этом посту сменил Николая Лямова. Ликсутов сохранил за собой должность руководителя транспортного департамента . Ликсутов стал первым легальным миллионером, занявшим высокую должность в правительстве Москвы .

Отказ от гражданства Эстонии

Деятельность на посту заместителя мэра Москвы

Цель своей работы на посту Ликсутов обозначил как «создание максимально комфортных условий не только для пассажиров общественного транспорта, но и для личных машин» .

По сведениям СМИ, основной задачей Ликсутова на посту главы Дептранса должно было стать введение к 2014 году в эксплуатацию Московской кольцевой железной дороги (МКЖД) и ее интеграция с метро, трамваями и другими транспортными системами в городе .

В апреле 2012 года Ликсутов объявил о вводе платы за парковку в центре Москвы

В январе 2017 года монорельс все-таки перешел на экскурсионный режим работы. Причиной этому послужило снижение потока пассажиров после запуска МЦК и трех новых станций Люблинско-Дмитровской линии

13 ноября 2012 объявил о том, что в обозримом будущем система оплаты проезда в общественном транспорте Москвы будет объединена с железнодорожной . Частично это произошло в 2016 году при интеграции метро с Московским центральным кольцом , намечено продолжить с 2019 года при интеграции Московских центральных диаметров .

В рамках реализации идей мэра Собянина о неэффективности троллейбусов и их ненужности в центре города, возглавляемым Ликсутовым департаментом были начаты действия по сокращению крупнейшей в мире сети Московского троллейбуса . В 2014 году было объявлено о ежегодных закупках меньшего количества троллейбусов ввиду плана реформирования троллейбусного движения до 2020 года с заменой подвижного состава на автобусы , в 2015 году в ходе т. н. оптимизации троллейбусного движения начали изменяться (фактически - сокращаться) троллейбусные маршруты, в 2016 году в рамках реализации проекта благоустройства «Моя улица» было объявлено о предстоящих сокращениях маршрутов и полном снятии контактной сети во всём центре города (в пределах Садового кольца) .

Борьба с пробками на дорогах Москвы

Одной из главных причин приглашения Ликсутова в правительство Москвы стала борьба с пробками на городских автомагистралях, где долгое время столичным властям не удавалось достигнуть успехов. К 2012 году пробки увеличились на 66 %, Москва заняла первое место по длине пробок в мире . Прогнозы экспертов были неутешительны: Москва окончательно встанет в пробках в 2018 году - час пик займёт целый день, в то время как на 2013 год он составлял уже 4 часа. . По утверждению Ликсутова, негативный тренд удалось приостановить в конце 2014 года, позитивный эффект принесли ряд мер: строительство новых дорог и развязок, открытие новых станций метрополитена, сооружение новых линий пригородной железной дороги и пассажирской линии Московской кольцевой железной дороги , запуск региональных экспрессов, оптимизация схемы работы светофорных объектов, введение платной парковки в центре столицы, перестроение логики работы маршрутов наземного транспорта, устройство выделенных полос, приобретение новых автобусов, трамваев и вагонов метро . Однако у самих автомобилистов складывалось впечатление , что ситуация с пробками в Москве в лучшую сторону не изменилась. 25 декабря 2014 года в Москве зафиксированы рекордные за всю историю города пробки: восемь часов подряд улицы блокированы 10-балльными пробками, при этом самая большая пробка протянулась на 60 км .

В первом полугодии 2015 года средняя скорость движения автомобилей в Москве увеличилась на 12 % по сравнению с аналогичным периодом 2014 года; а количество транспорта, въезжающего в центр города, сократилось на 25 %.

По оценке Ликсутова, дорожная сеть Москвы для полноценного движения без пробок одновременно может вместить до 500 тыс. автомобилей, включая общественный транспорт .

В начале 2017 года Максим Ликсутов заявил, что средняя скорость движения в Москве с 2010 года выросла с 45 км/ч до 51 км/ч. По сведениям московского Центра организации дорожного движения, в зоне Третьего транспортного кольца в утренние и вечерние часы пик скорость выросла на 7 % в связи с вводом платной парковки .

В июле 2017 года Максим Ликсутов получил премию за развитие парковочного пространства в столице от нидерландской компании TomTom (занимается исследованиями в области дорожного движения)

Собственность и доходы

В 2011 году журнал Forbes оценил состояние Ликсутова в 500 млн долларов, в 2013 году - уже в 650 млн долларов .

Ликсутов занимал 189-ю позицию в рейтинге «Богатейшие бизнесмены России-2011» . Ближайшими деловыми партнёрами Ликсутова Forbes и российская деловая пресса называла миллиардеров Сергея Глинку, занимавшегося в Эстонии угольным транзитом, владельца УГМК Искандара Махмудова , предпринимателей-совладельцев «Аэроэкспресса» Андрея Бокарева и Михаила Хромова . Пресса Эстонии именует Максима «известным транзитным миллионером ».

Среди совместной собственности Ликсутова и его жены дорога в Эстонии площадью 4201 м² .

Согласно декларации о доходах в 2016 Ликсутов году заработал 6 млн 819 тыс. руб.

Семья

Был женат на Татьяне Ликсутовой (род. 1979), имеет двоих сыновей. Татьяна известна в Эстонии как хозяйка ресторана итальянской кухни Gianni и популярная модель . В январе 2014 года официально объявлено, что Татьяна и Максим Ликсутовы развелись в июне 2013 года . Ликсутову публично адресовались обвинения в том, что его развод был фиктивным и являлся способом укрыть бизнес-активы, однако вице-мэр опровергал это. В новый брак по состоянию на 2017 год Ликсутов не вступил .

В сентябре 2013 года Татьяна Ликсутова, имеющая гражданство Эстонии, названа самой богатой женщиной Эстонии с состоянием в 103,6 млн евро. В полном списке самых состоятельных людей Эстонии она заняла 12-е место. В июне 2013 года Татьяна вместо мужа переоформила себе в собственность 50 % акций холдинга Transgroup Invest, зарегистрированного в Эстонии и специализирующегося на транспортно-экспедиторском бизнесе. Активы холдинга превышают 200 млн евро. В собственность Татьяны Ликсутовой от мужа, занявшего пост вице-мэра Москвы, в связи с этим также перешло девять объектов недвижимости в Таллине и 242 650 акций компании Tallinna Vesi, принадлежавшие ранее самому Максиму Ликсутову .

Спорт

Ликсутов увлекается подводным плаванием. В возрасте 15 лет стал мастером спорта по скоростным видам подводного плавания , трижды становился чемпионом Эстонии по этому виду спорта (1988, 1989, 1990), побеждал на Первенстве Скандинавских стран (1990). В 1991 стал победителем Первенства СССР по подводному ориентированию. В 1993 в составе команды пловцов установил рекорд, попавший в Книгу Гиннесса , проплыв 100 км в бассейне . На должности главы департамента транспорта особое внимание уделяет велосипедной инфраструктуре .

Критика

Аэроэкспресс

С именем Ликсутова связано появление в лексиконе пассажиров Московской железной дороги неологизма «пустовоз ». Так называли аэроэкспрессы в Шереметьево, когда они с 2008 года в течение ряда лет курсировали через каждые 30 минут с 30 % загрузкой даже в пиковые часы . Тем не менее, будучи гендиректором «Аэроэкспресса », Ликсутов отправлял экспрессы в аэропорт Шереметьево , «невзирая на то, есть пассажиры или нет » , что вызывало перерывы в движении регулярных электричек по Савёловскому направлению до 40-50 минут , 15-минутный отстой переполненных пригородных электропоездов в ожидании обгона аэроэкспрессом на станциях Бескудниково и Марк , влекло потерю времени и неудобства для обычных пассажиров, пользовавшихся электричками в часы пик при поездках на работу и с работы . Эта проблема была решена в октябре 2015 года, когда было разработано оптимальное расписание и электропоезда стали следовать без отстоя . В октябре 2013 года пресса сообщила, что Максим Ликсутов передал свои доли в бизнесе супруге Татьяне . Как выяснилось три месяца спустя - уже бывшей супруге. Позднее долю в компании также получил генеральный директор компании Алексей Криворучко .

Московская кольцевая железная дорога

Фотографирование безбилетников в общественном транспорте

Судебное разбирательство по обвинениям в нарушении законодательства

В январе 2014 года сведения о переоформлении Ликсутовым 50 % акций холдинга Transgroup Invest в собственность бывшей жены повторил в своём блоге со ссылкой на эстонский бизнес-реестр Алексей Навальный , что вызвало резонанс в прессе. Блогер обвинил Ликсутова в нарушении российского законодательства и конфликте интересов, состоящем в том, что один из ключевых руководителей Правительства Москвы, определяющий инвестирование бюджетных денег в общественный транспорт, сам ведёт свой личный бизнес в этой же сфере. Сам Ликсутов доказал в суде, что все его действия были в рамках закона .

В конце мая 2014 года внимание прессы привлекла справка Министерства торговли, промышленности и туризма Кипра, опубликованная Фондом борьбы с коррупцией А. Навального. Согласно документу, Ликсутов является действующим акционером Intellectico Holdings Limited с долей примерно 13 %. 12 июня Ликсутов объявил о подаче иска на 1,5 млн рублей о защите чести, достоинства и деловой репутации к Навальному из-за обвинений в конфликте интересов при работе на государственной службе. В этот же день Совет при мэре Москвы по противодействию коррупции рассмотрел вопрос о владении Ликсутовым акциями кипрского офшора и пришёл к выводу о ненарушении им требований к служебному поведению лиц, замещающих государственные должности столицы . В своей записи от 12 июня чиновник сообщил о том, что «все документы о выходе из состава акционеров Intellectico holdings limited, в том числе и передаточные распоряжения, я подписал 6 декабря 2012 года, тогда же была внесена соответствующая запись в реестр акционеров компании». Однако в записи в соцсети от 27 мая Ликсутов заявлял о том, что продал свою долю в кипрской компании ещё в 2010 году , в ходе судебного заседания были предоставлены все документы, подтверждающие это. 19 августа Люблинский суд Москвы частично удовлетворил иск Ликсутова к Навальному, взыскав с последнего 600 200 рублей; суд признал распространённые Навальным сведения порочащими честь и достоинство Ликсутова .

Факты

Государственные награды

Примечания

  1. Ликсутов Максим Станиславович (неопр.) . Официальный сайт Мэра Москвы.
  2. Максим Станиславович Ликсутов. Биографическая справка | Справки | Лента новостей «РИА Новости»
  3. 200 богатейших бизнесменов России - 2013 // Рейтинги Forbes, 18.04.2013: «Максим Ликсутов № 157, Инвестиции $ 0,65 (+0,15) млрд, 37 лет»
  4. Максим Ликсутов // Профиль на сайте Forbes.ru
  5. 200 богатейших бизнесменов России - 2014 , www.forbes.ru , АО «АС РУС МЕДИА» (17 апреля 2014). Проверено 1 февраля 2016.
  6. 200 богатейших бизнесменов России - 2015 , www.forbes.ru , АО «АС РУС МЕДИА» (16 апреля 2015). Проверено 1 февраля 2016.
  7. Кузнецова Н. Миллиардеры на рельсах // Компания. - 2013. - № 9 .
  8. Радио ЭХО Москвы:: Ищем выход…, 12.04.2012 21:08: Максим Ликсутов
  9. Миллиардеры на рельсах:: Выпуск № 742:: Журнал «Компания» - деловой еженедельник. Компания года. Разместить пресс-релиз бесплатно
  10. Почему на борьбу с пробками 
Собянин призвал миллиардера Ликсутова (неопр.) . Forbes.
  11. Ликсутов, Максим (неопр.) . Lenta.ru.
  12. Максиму Ликсутову не оставили выбора | ABOS.ru
  13. Максим Станиславович Ликсутов. Биография | Справки | Лента новостей «РИА Новости»
  14. Акционеры аэропорта Внуково 15 февраля переизберут состав совета директоров компании
  15. Глава Департамента транспорта заммэра Москвы Максим Ликсутов дал интервью «Газете. Ru»
  16. Вице-мэр Москвы расстался с бизнесом
  17. Максим Ликсутов назначен руководителем департамента транспорта Москвы | Москва | Лента новостей «РИА Новости»
  18. Мультимиллионер Ликсутов, назначенный главой департамента транспорта Москвы, откажется от бизнеса - Новости - Москва - Интерфакс
  19. Жена заммэра Москвы Ликсутова стала самой богатой женщиной Эстонии - Газета. Ru | Новости
  20. Ликсутов сменил Лямова на посту заммэра Москвы по транспорту (неопр.) . MK.RU.
  21. Прокатных велосипедов в Москве станет в 11 раз больше к лету 2014 года - Газета. Ru | Новости
  22. В редакции издания «Газеты.Ru» завершилось онлайн-интервью с руководителем департамента транспорта Москвы Максимом Ликсутовым (неопр.) . «Газета.Ru».
  23. Неправильно поставленные авто будут искать при помощи специальной техники (неопр.) . «Известия».
  24. РБК, 24 апреля 2012
  25. Монорельсовую линию в Москве закрывать не будут. - Новости дня - РосБизнесКонсалтинг
  26. Московский монорельс перешел на экскурсионный режим работы (неопр.) . «Российская газета».

Рекомендуем почитать

Наверх