Памфлет имеет схожее значение с понятием. Памфлет: что такое, описание, история

НК РФ 04.03.2020
НК РФ

Сегодня мы поговорим о слове "памфлет". Значение его будет подробно описано далее. Речь идет о разновидности художественно-публицистического произведения. Обычно он направлен против действующего политического строя либо отдельных его сторон.

Специфика

Памфлет - жанр, который часто противопоставлен определенной общественной группе, партии, правительству. Подобные произведения зачастую разоблачают отдельных представителей общества. Памфлет имеет схожее значение с художественной литературой, а его автор во многих случаях мало чем отличается от писателя. Первый пытается показать отдельную человеческую фигуру, а второй стремится разработать характер. Негативная направленность, характеризующая этот жанр, его установка в сторону отрицания, разоблачения, осмеяния, роднит его с сатирическими видами литературы. Здесь встречается полемика, а также ирония.

Отражение действительности

Чтобы в полной мере понять, что такое памфлет, следует помнить, что он имеет в виду конкретное лицо и определенные факты. В нем исключен вымысел. Художественная манера автора подобного произведения усложняется особенностями сатиры, а также различными видами гиперболизации и даже иронии. Итак, давайте еще раз попробуем наиболее полно и при этом в рамках одного определения ответить на вопрос, что такое памфлет. Речь идет о виде политически насыщенной, главным образом публицистической литературы, который близок по ряду признаков к сатире.

Памфлетность может присутствовать также в художественной литературе. В данном случае речь идет о введении в вымышленный сюжет произведения персонажа, который представляет портретную характеристику определенного лица, точное описание поведения или внешности. Отношение памфлета и литературы многоразлично. Определяется оно историческими условиями. Таким образом, памфлет обеспечивает взаимоотношения художественной литературы и публицистики. Их взаимопереходы происходят в определённых исторических условиях.

История

Если говорить о том, что такое памфлет, следует отметить, что это слово возникло в XIV в. Первоначально так называли непереплетённую брошюру без обложки. Как жанр это явление сложилось во времена Реформации. Присущие памфлету черты - полемическая направленность, злободневность, тенденциозность - сложились ещё в древние времена в речах, диатрибах и инвективах. Поговорим об этих явлениях немного подробнее.

Диатриба - это жанр который был создан философами-киниками в III в. до н. э. Речь идет о беседе на философские, в основном моральные темы. Она включала уничтожающую полемику, которая велась с воображаемым противником, и резкие нападки личного характера. Жанр диатрибы лёг впоследствии в основу будущей христианской проповеди.

Основа

Творчество киников, которые отрицали основные устои и ценности сообщества, имело выраженный сатирический подтекст. Своеобразную литературу создал киник по имени Менипп из Годары. Философско-сатирические диалоги этого автора обрамлены в фантастическое повествование. Такой подход позволял едко и остроумно высмеивать человеческие слабости и философские школы. Произведения Мениппа до наших дней не сохранились. Однако подражания и ссылки на эти труды многочисленны. Мениппову сатиру создавали писатели Марк Теренций Варрон и Лукиана.

Литературная сатира породила и памфлетно-публицистическое ответвление. В Риме обличительное начало проявилось в инвективе - поношении лица. Литературные формы этого явления многообразны: полемические речи и статьи, эпиграммы. Политическая составляющая в инвективе имеет характер очернительства определенного лица. Таково сочинение «Инвектива против Марка Туллия Цицерона» авторства Саллюстия. Эта работа старается уничтожить указанного там человека морально, как семьянина, политического деятеля, продажного защитника, ведущего незаконную деятельность в суде.

Цицерон ответил не менее оскорбительной и резкой инвективой. Такой жанр стал распространённой формой политической борьбы на территории Рима. Цицерон выпустил инвективу против Клодия. Она и подобные творения также стали фундаментом появления описываемого нами жанра.

Теперь вы знаете, что такое памфлет. Надеемся, эти знания вам пригодятся.

  1. памфлет - памфлет м. Художественно-публицистическое произведение сатирического - нередко полемического - характера, направленное против какого-либо политического или общественного явления или отдельного лица. Толковый словарь Ефремовой
  2. памфлет - Памфлет, памфлеты, памфлета, памфлетов, памфлету, памфлетам, памфлет, памфлеты, памфлетом, памфлетами, памфлете, памфлетах Грамматический словарь Зализняка
  3. Памфлет - ПАМФЛЕТ - представляет собой произведение, направленное обычно против политического строя в целом или его отдельных сторон, против той или иной общественной группы, партии, правительства и т. п., зачастую через разоблачение отдельных их представителей. Литературная энциклопедия
  4. памфлет - -а, м. Публицистическое произведение остросатирического характера, создаваемое с целью социально-политического обличения кого-, чего-л. [англ. pamphlet] Малый академический словарь
  5. памфлет - Памфле́т/. Морфемно-орфографический словарь
  6. памфлет - памфле́т Заимств. через нем. Раmрhlеt (с XVIII в.; см. Шульц–Баслер 2, 297) из англ. раmрhlеt от ст.-франц. раmрhilеt – то же: лат. Pamphilus – название комедии ХII в. от греч. имени собств. Πάμφιλος; см. Клюге-Гётце 430; Хольтхаузен 137; Гамильшег, ЕW 663. Этимологический словарь Макса Фасмера
  7. ПАМФЛЕТ - ПАМФЛЕТ (англ. pamphlet) - злободневное публицистическое произведение, цель и пафос которого - конкретное гражданское, преимущественно социально-политическое, обличение. Публицистичность нередко сочетается с художественной сатирой. Большой энциклопедический словарь
  8. памфлет - орф. памфлет, -а Орфографический словарь Лопатина
  9. памфлет - Памфлета, м. [фр. pamphlet]. Произведение (статья, брошюра и т.п.) злободневного характера, направленное против какого-н. лица, общественного или политического явления и т.п. Большой словарь иностранных слов
  10. памфлет - ПАМФЛЕТ, а, м. Злободневное острое, обычно небольшое сочинение обличительного, политического характера. | прил. памфлетный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  11. памфлет - ПАМФЛЕТ м. англ. сильно нападающая на что, либо отстаивающая что статья, отпечатанная отдельной книжечкой, тетрадкой. Памфлетист, писатель ее. Толковый словарь Даля
  12. - (англ. pamphlet) Один из жанров публицистического стиля, активно вбирающий в себя элементы художественного стиля: на стыке стилей появляются смешанные жанры, например: роман-П. Словарь лингвистических терминов Жеребило
  13. памфлет - ПАМФЛЕТ а, м. pamphlet m. <, англ. pamphlet. Художественно-публицистическое произведение сатирического (нередко полемического) характера, направленное против какого-л. политического или общественного явления или отдельного лица. БАС-1. Словарь галлицизмов русского языка
  14. Памфлет - (англ. pamphlet) публицистическое произведение, непосредственная цель и пафос которого - конкретное, гражданское, преимущественно социально-политическое обличение; обычно небольшое по объёму. Как жанр публицистики (См. Публицистика)... Большая советская энциклопедия
  15. памфлет - Это слово, означающее "острое сочинение обличительного характера", было заимствовано из французского языка, где pamphlet восходит к английскому pamphlet – "небольшая книжка"... Этимологический словарь Крылова
  16. Памфлет - (англ. рamphlet) – злободневное сатирическое произведение, цель которого – конкретное гражданское, преимущественно социально-политическое обличение. Публицистичность нередко сочетается с художественными достоинствами. Словарь по культурологии
  17. памфлет - Заимств. в XVIII в. из нем. яз., где Pamphlet < англ. pamphlet, в свою очередь восходящего к ст.-франц. pamphilet (от собств. имени героя широко известной лат. комедии, передающего греч. Pamphilus). Этимологический словарь Шанского
  18. Памфлет - (англ., от palme-feuillet - листок, который держат в руке) - термин не вполне определенного содержания, обыкновенно обозначающей небольшое литературное произведение публицистического и чаще всего вызывающе-личного характера. Предмет... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  19. Памфлет - ПАМФЛЕТ - (от palme-feuillet - листок, который держат в руке) - небольшое литературное произведение публицистического и чаще всего личного характера. Предмет... Словарь литературных терминов
  20. памфлет - ПАМФЛ’ЕТ, памфлета, ·муж. (·франц. pamphlet). Произведение (статья, брошюра и т.п.) злободневного характера, направленное против какого-нибудь лица, общественного или политического явления и т.п. Толковый словарь Ушакова
  21. памфлет - ПАМФЛЕТ -а; м. [англ. pamphlet] Злободневное публицистическое произведение сатирического характера, создаваемое с целью социально-политического обличения кого-, чего-л. Политический п. П. на короля. П. против монархии. ◁ Памфлетный, -ая, -ое. П. тон статьи. П-ые выпады (такие, как в памфлете). Толковый словарь Кузнецова
  22. памфлет - Злобно-сатирическое, краткое, едкое, сильно нападающее (иногда позорящее) сочинение Ср. Бабушка гнушалась, однако, вторить этому памфлету... Так противны были ее благородному характеру всякие заглазные злоречия... Лесков. Захудалый род. 2, 3. Ср. Фразеологический словарь Михельсона
  23. памфлет - см. >> книга Словарь синонимов Абрамова
  24. памфлет - сущ., кол-во синонимов: 2 диатриба 6 книга 160 Словарь синонимов русского языка

англ. ед. ч. - pamphlet, от "Pamphilius" - лат. назв. популярной в 12 в. комедии) - остро-полемическое, злободневное, обычно краткое, яркое по форме произведение, направленное против политич. строя в целом или отдельных его сторон, против той или иной обществ. группы, партии, правительства, отдельного лица или явления в обществ., политич. или культурной жизни. П. - один из видов письм. ист. источников, значение к-рого особенно велико для изучения истории обществ. и политич. мысли тех периодов, когда происходило обострение политич. борьбы, - именно в такие периоды П. получают широкое распространение. В них находит яркое выражение борьба политич. партий и направлений. Зародившись в условиях бурной политич. борьбы в античных городах-государствах (напр., "Филиппики" Демосфена), изредка встречаясь в период классич. ср.-вековья (напр., во время борьбы за инвеституру), П. как вид публицистики получил распространение с 15 и особенно с 16-17 вв. (термин "П." впервые употреблен в соч. англ. церк. деятеля Ричарда де Бери "Philobiblon", 1344). Распространению памфлетной лит-ры способствовало изобретение книгопечатания (сер. 15 в.). П., выходившие первоначально в виде листовок, "летучих листков" (нем. Flugbl?tter), были предшественниками газет, выполняя не только пропагандистские, но и информац. функции. К форме П. обращались мн. итал. гуманисты (Филельфо, Пьетро Аретино и др.). Значит. расцвета достигает памфлетная лит-ра в эпоху Реформации и Крест. войны 1524-25 в Германии ("Похвальное слово глупости" Эразма Роттердамского, памфлеты Гуттена, "Письма темных людей" и др.), в период Тридцатилетней войны 1618-48. Во Франции широкое распространение П. связано с т. н. религ. войнами 16 в. (П. монархомахов), с событиями Фронды (мазаринады). Блестящего расцвета памфлетная публицистика достигает в эпоху бурж. революций 17-18 вв. Во время англ. революции огромную роль сыграли памфлеты Мильтона, Лилберна, Уинстэнли; появлялись многочисл. анонимные П. (за 20 лет - с 1640 по 1660 - в Англии было выпущено св. 25 тыс. различных П.). Памфлеты Д. Дефо ("Чистокровный англичанин", 1701, "Кратчайший способ расправы с диссидентами", 1702, и др.), Свифта ("Сказки о бочке", 1704, "Письма суконщика", 1724) ярко отражают политич. и обществ. жизнь Англии нач. 18 в. Памфлеты Вольтера, Дидро, Гольбаха и др. франц. просветителей сыграли заметную роль в подготовке Великой франц. революции, а памфлеты Сийеса, Мирабо, К. Демулена, Марата и др. стоят в центре публицистики самой революции. В России близкие П. соч. впервые появляются в публицистике 16 в., отражающей религ.-политич. борьбу. Наибольшее развитие этот жанр приобрел в сфере вольной рус. прессы 2-й пол. 19 в., напр. памфлеты Герцена (термин "П." входит в рус. лит. яз. с 20-30-х гг. 19 в.). В 19-20 вв. П. часто переносятся на страницы газет и преим. являются оружием политич. борьбы радикальных бурж. элементов и мелкобурж. демократов (П. Поля Луи Курье, де Корменена, А. Рошфора во Франции, Л. Берне и Г. Гейне в Германии, П. в связи с "законами о бедных" и "хлебными законами" в Англии и др.) либо революц. пролетариата ("Шеллинг - философ во Христе..." Ф. Энгельса, "Господин Фогт" и др. памфлеты К. Маркса, "Пий IX в раю" и др. памфлеты П. Лафарга, "Пролетарская революция и ренегат Каутский" В. И. Ленина, "Русский царь", "Город желтого дьявола" и др. М. Горького). Яркие образцы сов. памфлетной лит-ры дали М. Кольцов, Я. Галан и др. публицисты. Большое обществ. звучание получили антифаш. П. Лит.: Библиотека политич. памфлетов. Франц. памфлеты XIX в., СПБ, 1906; (Davies М.), Critical history of pamphlets..., pt 1, L., 1715; Waugh A., The pamphlet library, v. 1-4, L., 1897-98; Hunt R. N. C., Some pamphlets of the revolt of the Netherlands against Spain, "The English Historical Review", 1929, v. 44, No 175; Leber C., De l´?tat r?el de la presse et des pamphlets, depuis Fran?ois I Jusqu´а Louis XIV..., P., 1834; Scheible J., Die fliegenden Bl?tter des 16. und 17. Jahrhunderts, Stuttg., 1850; Courier P. L., Pamphlet des pamphlets, P., 1824. Б. И. Рыськин. Москва.

В современном мире люди так редко стали интересоваться литературой, что начали забывать многие ее жанры. Пора заполнить пустоты и узнать поближе памфлет. Что такое, как его отличить от других жанров и какие его основные характеристики, рассмотрим далее.

Что говорят толковые словари?

Даль описывал, что такое памфлет, так: происходит от английского словосочетания "статья, отстаивающая что-либо" и напечатанная отдельным тиражом, как книга.

Толковый словарь Ожегова немного расширяет понятие, что такое памфлет. В нем написано, что это острое, немного злобное сочинение, целью которого есть обличить политическую сторону государственной деятельности.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона дает самое расширенное объяснение этому явлению.

Что такое памфлет?

Основное призвание памфлета - сказать правду о политическом и общественном строе так, чтобы было всем понятно, о чем идет речь, но в то же время завуалировать или приукрасить действительность. В памфлете прямо не скажут: "У нас все плохо!", а скажут: "Жил-был царь, который не заботился о своем народе".

Сатира в журналистике

Основной способ высмеять действительность — это применить сатирические приемы. Жанр памфлета — это тоже своего рода сатира, только если комики способны увидеть смешное там, где есть серьезность, то памфлетисты совсем наоборот - несут гневную ноту.

Публицистическое произведение имеет цель обличить кого-то. Не просто высмеять, а унизить, оскорбить, заставить признать вину.

Памфлет и фельетон — это одно и то же?

Многие путают эти два понятия. Если сопоставлять п амфлет и фельетон, можно найти различия. На самом деле, второй жанр имеет французские корни и означает "легкий, как листок". Фельетон — это тонкий юмор, необременительный, романтичный, как сама Франция. Издавна короткие заметки печатали в самом низу газеты, отделяя их от основного текса широкой жирной полосой.

В общественной жизни фельетоны тоже всегда играли решающую роль. Их основная цель — это высмеивание зла. Людям нравился этот жанр тем, что можно было открыто посмеяться над теми, у кого была неограниченная власть или слишком много денег. Причем делалось это настолько деликатно, что вся несправедливость мира казалась проще.

Характеристика памфлета

Есть некоторые признаки, по которым можно точно узнать, что это памфлет. Значение этого жанра для общественности велико. В истории известны случаи, когда благодаря острым высказываниям, свергалась власть.

Признаки памфлета:

    Любой аргумент подтверждается фактами с логической связью между ними. Обязательно дается их оценка.

    Грубая критика со злобными высказываниями, адресованная определенному лицу.

    Принципиальная политическая точка зрения. Поскольку памфлет всегда имеет политический характер, его автор должен иметь свою принципиальную точку зрения. Он может как опровергать действующий строй, так и поддерживать его.

  • В структуре произведения прослеживается политическая пропаганда.

Рассвет и становления памфлета как жанра публицистики

Памфлет используют еще с древних времен. В древнем Риме были популярны формы диатрибы и инвективы. Но самую большую популярность памфлеты обрели в эпоху Реформации.

    Свифт "Письма суконщика", "Сказки и бочки" - начало XVIII века. Его письма были направлены против правительства Англии.

    Дефо "Кратчайшие сроки расправы с диссидентами" - приблизительно того же периода. За свой острый сарказм Дефо сидел в тюрьме и в наказание стоял у позорного столба.

    Эдмунд Бёрк - враг французской революции, он требовал возобновления войны с Англией.

В России памфлет (что такое памфлет понимали единицы) не был распространен отчасти из-за того, что в период своего рассвета в Европе, в XVIII-XIX веках Императорская цензура не пропускала подобные издания.

Из писателей можно отметить Радищева, он писал памфлеты. Пример - "Путешествие из Петербурга в Москву". Это был замаскированный роман, в котором высмеивание политического строя было умело завуалировано.

Памфлет и коммунизм

Среди основателей социалистического сообщества было популярно писать сатирические злобные статьи против существующего строя. Энгельс выбирал для своих памфлетов философскую тематику. Одно из его произведений - "Шеллинг - философ во Христе" (1842 г.). Несмотря на то что тема богословная, в работе он высмеивает веру в Бога.

Маркс и Энгельс вели совместную работу над текстом памфлета "Святое семейство" (1845 г.). В ней содержатся яркие образцы острых, прекрасно сложенных памфлетов, направленных на высмеивание политического строя и в то же время доказывающих необходимость социалистического будущего.

Возрождение памфлета в СССР

Несмотря на то что в царской России этот жанр не прижился, он стал востребованным в период становления СССР. Работы Ленина "Пролетарская революция и ренегат Каутский" стало прекрасным средством уничтожения противника.

В военный период памфлет использовали для того, чтобы подчеркнуть ничтожество империализма в лице нациской армии. Еще позже, во времена "Холодной войны" сатирический жанр был необходим для информационного противостояния.

Вывод

Как видно по историческим событиям, памфлет - это мощный инструмент борьбы с политической идеологией. Он пережил несколько эпох своего становления в каждом столетии, начиная со времен Римской империи. Настоящее призвание любого писателя - это вызвать эмоции у читателя. Позитивные или негативные, любые. А задача памфлетистов - заставить людей думать, как они. Немало любителей правды поплатились за свой острый язык жизнями, но также, многие из них открыли глаза простому человеку.

(англ. pamphlet )

злободневное публицистическое произведение, цель и пафос которого - конкретное гражданское, преимущественно социально-политическое, обличение

Культурология. Словарь-справочник

(англ. рamphlet ) – злободневное сатирическое произведение, цель которого – конкретное гражданское, преимущественно социально-политическое обличение . Публицистичность нередко сочетается с художественными достоинствами.

Словарь лингвистических терминов

(англ. pamphlet) Один из жанров публицистического стиля, активно вбирающий в себя элементы художественного стиля: на стыке стилей появляются смешанные жанры, например: роман-П.;

злободневное публицистическое произведение, высмеивающее в резкой, обличительной форме известное в обществе лицо или явление общественной жизни.

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

(англ. pamphlet) - злободневное, преимущественно публицистического характера произведение, цель и пафос которого - конкретное, гражданственное, социально-политическое обличение.

Рб: роды и жанры литературы

Род: публицистические жанры

Эст: сатирическое

Асс: фельетон

Перс: Эразм Роттердамский, А. Радищев, Д. Свифт, А. Герцен, Вольтер, М. Салтыков-Щедрин, Марк Твен, М. Горький, А. Франс, И. Эренбург, О. Генри

* "Памфлет бичует пороки современной политической, общественной, культурной жизни, прямо называет ее конкретных, чаще всего влиятельных представителей. В качестве главных изобразительных средств в памфлете используется ирония , сарказм" (А.С. Сулейманов). *

Энциклопедический словарь

(англ. pamphlet), злободневное публицистическое произведение, цель и пафос которого - конкретное гражданское, преимущественно социально-политическое, обличение . Публицистичность нередко сочетается с художественной сатирой. Памфлетность может проникать в различные художественные жанры (роман-памфлет; пьеса-памфлет).

Словарь Ожегова

ПАМФЛЕ Т, а, м. Злободневное острое, обычно небольшое сочинение обличительного, политического характера.

| прил. памфлетный, ая, ое.

Словарь Ефремовой

м.
Художественно-публицистическое произведение сатирического - нередко
полемического - характера, направленное против какого-л. политического или
общественного явления или отдельного лица.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

(англ., от palme-feuillet - листок, который держат в руке) - термин не вполне определенного содержания, обыкновенно обозначающей небольшое литературное произведение публицистического и чаще всего вызывающе-личного характера. Предмет П. - нападение на политический или общественный строй, в его характерных явлениях или в лице его выдающихся, всем известных представителей. В противоположность сатире, П. редко касается общего состояния нравов и не пользуется художественными обобщениями; объект его критики - определенные, реальные факты и люди; отвлеченная мораль сатиры сменяется в П. резко выраженным практическим взглядом на политическую жизнь страны. Ввиду того, что П. рассчитан не на избранных читателей, а на массу, изложение в нем общедоступно, горячо и сжато. Не предполагая в читателе никаких предварительных размышлений и сведений о данном вопросе, памфлетист обращается только к простому здравому смыслу. Он, однако, не рассчитывает на спокойное, объективное рассуждение публики; его цель - общественная сенсация, беспокойство, пробуждение недовольства. Произведение по преимуществу боевое, созданное в минуту и для целей политической борьбы, П. чаще всего чужд соображению беспристрастия и умеренности, не считает нужным щадить врага и следует правилу: на войне все средства хороши. Но П. резко отличается от пасквиля (см.) как своей основной целью, так и тем, что касается не личной жизни известного лица, а общественной стороны его деятельности. Краткость - настолько характерная, хотя и внешняя черта П., что произведение размерами больше брошюры уже не носит названия П. На незначительные размеры П. указывает также его немецкое название Flugschrift, т. е. летучий листок. В политической истории Запада П. занимает видное и своеобразное место; ему посвящали свое перо самые выдающиеся представители воинствующей литературы. Число их значительно умножилось бы, если бы стали известны авторы многих замечательных П., скрывшиеся, по понятным причинам, под анонимами и псевдонимами. Мощное развитие литература П. получает в эпоху Возрождения, когда так наз. инвективы были лучшим оружием в руках гуманистов, явившись также прототипом новой публицистики. Достаточно назвать такие образцы П. этого времени, как "Похвала глупости" Эразма Роттердамского и "Epistolae obscurorum virorum" позднее - "Lettres provinciales" Паскаля. К П. прибегали такие представители новых течений, как Петрарка, Поджио и Валла в Италии, Вимпфелинг, Пиркгеймер, Гуттен, Меланхтон и сам Лютер в Германии. В Англии литература П. развивается особенно в бурную эпоху XVII-XVIII ст., когда их писали Мильтон, Свифт, Даниель Дефо, Борк и анонимный автор знаменитых "Писем Юниуса". Вся политическая история Франции находит себе яркое выражение в богатейшей литературе П., от Рабле, Скалигера, Этьена Доле в эпоху Возрождения, "Менипповой сатиры" (см.), во время лиги, "мазаринад" во время фронды до "короля памфлетистов" Вольтера и публицистов революции - Сийеса, Камилла Демулена, Мирабо. Реставрация нашла своего памфлетиста в лице классика политического П. Поля-Луи Курье (по-русски "Сочинения", изд. Пантелеева СПб., 1897), монархия Луи Филиппа - в лице де Корменена, вторая империя и третья республика - в лице Рошфора. По истории франц. П. см. Leber, "Les Pamphlets de Fran çois I à Louis XIV" (Л., 1834). Классическая страна П. - Германия, где главным образом вследствие цензурного гнета, долго тяготевшего над повременной печатью, вопросы дня издавна обсуждались в отдельных летучих листках и брошюрах (Берне и "Молодая Германия"). В итал. литературе нового времени замечательны П. Джусти и Леопарди. В России, при отсутствии политической жизни, почти отсутствует литература памфлетов. Форма брошюры вообще у нас не популярна и сколько-нибудь влиятельные писатели редко прибегают к ней, предпочитая вести проповедь своих идей путем журнальных статей. Некоторые образцы подпольных П. XVIII в. см. в ст. П. П. Лыжина, "Два П. времен Анны Иоанновны" ("Изв. II отдел. Имп. акд. наук", 1858, VII).

Ар. Г-д.

Рекомендуем почитать

Наверх