Примеры поведения людей с разными социальными мотивами. Мотивация поведения личности

Трудовые отношения 27.01.2024

Рассматривая поведение человека, анализируя его поступки, необходимо выяснять их мотивы. Только в этом случае можно судить - случаен или закономерен для человека данный поступок, предвидеть возможность его повторения, предотвратить возникновение одних и поощрить развитие других черт личности.

Мотивы могут быть осознанными и неосознанными.

Осознанные мотивы - интересы, убеждения, стремления.

Интересы - это эмоциональные проявления познавательных потребностей человека. Роль интересов в процессах деятельности исключительно велика. Интересы заставляют личность активно искать пути и способы удовлетворения возникшей у нее жажды знаний. Интересы выступают в качестве постоянного побудительного механизма познания. Интересы могут быть классифицированы по содержанию, цели, широте и устойчивости.

По цели - непосредственные интересы вызываются эмоциональной привлекательностью значимого объекта.

По широте - у некоторых людей они могут быть сконцентрированы в одной области, у других распределяются между многими объектами. Гармоническое развитие личности предполагает широту, а не узость интересов. Ценной особенностью личности является многофокусность интересов. Содержательные интересы располагаются в двух-трех не связанных с друг другом областях деятельности.

По устойчивости - устойчивый интерес - одно из свидетельств пробуждающихся способностей человека.

Интересы - это важная сторона мотивации деятельности личности. но не единственная. Существенным мотивом поведения являются убеждения.

Убеждения - это система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами и мировоззрением.

Стремления - это мотивы поведения, которые непосредственно не представлены в данной ситуации, но могут быть созданы как результаты специально организованной деятельности. В связи с тем, что выраженная в виде стремления потребность не получает удовлетворения через специально организованную деятельность, эта категория мотивов способна поддерживать активность личности в течение длительного времени.

Все мотивы, о которых шла речь - осознанные, то есть человек, у которого они возникают, отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребностей.

К неосознанным мотивам относятся установки, влечения, гипнотические внушения, фрустрационные состояния.

Установки - это неосознанная готовность воспринимать окружающее (события, людей) под определенным углом зрения и реагировать заранее сформировавшимся образом, без полного объективного анализа конкретной ситуации, формируются как на основе личного прошлого опыта человека, так и под влиянием других людей. Установки могут быть положительными и отрицательными, в зависимости от того, отрицательно или положительно готовы мы отнестись к тому или иному человеку или явлению. Такие отрицательные, предвзято закрепившиеся взгляды (все люди - эгоисты, все торговые работники - нечестные люди и т. д.) могут упорно сопротивляться объективному пониманию поступков реальных людей. Восприятие одного и того же явления \может быть разным. Это зависит от их индивидуальных установок.


Влечение - недостаточно отчетливо осознанная потребность, когда человеку не ясно, что влечет его, каковы его цели, что он хочет. Влечение - это этап формирования мотивов поведения человека. Неосознанность влечений преходящая,т.е. потребность, в них представленная, либо угасает, либо осознается.

Гипнотические внушения - могут оставаться неосознанными длительное время, но они носят искусственный характер, сформированы извне. А установки и фрустрации возникают естественным путем, оставаясь неосознанными, определяют поведение человека во многих ситуациях.

Фрустрационные состояния - возникают в результате фрустраций могут вызывать существенные изменения в мотивации человека, побуждая человека к неадекватным реакциям. Фрустрированность человека выступает как мощный неосознанный фактор, она наблюдается, если человек сталкивается с ситуациями, в которых возникают непреодолимые препятствия к достижению цели, т. е. человек не может удовлетворить какую-либо свою потребность.

Мотивация социального поведения - это динамическая, ситуационно меняющаяся система факторов, которые в едином пространстве и времени действуют на социальное поведение человека, мотивируя его на совершение определенных дел и поступков. Кроме самого мотива такого поведения к мотивационным факторам можно также отнести ценность цели, вероятность ее достижения в сложившейся ситуации, оценку человеко

м своих способностей и возможностей, разделение в его сознании и точное определение того, что зависит от удачи (стечения обстоятельств) и от прилагаемых усилий. Мотивы и факторы мотивации социального поведения представляют собой единую систему, в которой они функционально связаны друг с другом как в плане влияния на социальное поведение, так и в динамике развития

5. Мотивация асоциального поведения

Асоциальное поведение - поведение, противоречащее общественно-принятым нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных норм. Оно проявляется в мелких проступках, поведении, не представляющих социальной опасности и не требует административных воздействий. Оценка его осуществляется на микросредовом и личностном уровнях в формах коммуникативного, психологического и поведенческого проявления.

При таком поведении человек не отдает себе отчета в наносимом обществу ущербе, не осознает негативной направленности своих действий. Примерами асоциального поведения могут быть инфантильность, действия лиц психически невменяемых, т. е. те случаи, когда люди неспособны понимать социальный смысл своих поступков. Асоциальное или антисоциальное поведение порождают негативные мотивы, стимулируя виды деятельности, которые препятствуют психологическому росту человека и наносят вред людям.

Причиной различных форм асоциального поведения и личностных нарушений могут стать закономерно возникающие на разных этапах жизненного пути человека кризисы. Трудности и вызываемые ими стрессовые состояния, с которыми сталкивается человек, требуют определенных стратегий преодоления препятствий Человек либо формирует эффективное адаптивное поведение, что соответствует поступательному движению личности, либо претерпевает дезадаптацию и находит выход в различных формах неоптимального поведения.

Наркомания и алкоголизм, вандализм, хулиганство, уход от реальности, тунеядство, отсутствие интереса к учебе, членство в сектах не являются неврозами в строгом смысле слова, но представляют собой проблему для общества и для тех его институтов, которые включены в процесс социализации новых поколении граждан

Источником асоциального поведения может быть неотреагированный негативный опыт разных периодов жизни, неспособность противостоять неудачам и трудностям, отсутствие четких ориентиров, неумение принимать ответственность за свою жизнь и другие причины. Каждая из них может привести к запечатлению неадекватной формы защиты личности

V. Мотивация и здоровье

1. Реакции личности на неудовлетворение потребностей и мотивов

Результатом острого неудовлетворения глубоких и актуальных мотивов и потребностей личности» является, как считает В.Мерлин, внутриличностный конфликт, который характеризуется длительной и устойчивой дезинтеграцией приспособительной деятельности. В зависимости от того, какие ценностно-мотивационные составляющие личности вступают во взаимное противоречие, выделяют шесть основных видов внутриличностного конфликта.

Мотивационный конфликт - между «Я хочу» и «Я хочу», столкновение двух различных желаний, мотивов, потребностей, одинаково привлекательных для личности. «Не хочу - не хочу» - выбор между двумя равно нежелательными возможностями на фоне стремления к избежанию каждой из альтернатив. «Из двух зол выбираю меньшее».

Нравственный конфликт - между «Я хочу» и «Надо», между желанием и долгом, моральными принципами и желаниями, между долгом и сомнением в необходимости ему следовать.

Конфликт нереализованного желания, между «Хочу» и «Могу», между желанием и невозможностью его удовлетворения в силу различных субъективных и объективных причин (физические и психические особенности человека, временные и пространственные ограничения). «Хочу - не могу» - от достижения цели удерживает страх, страх ассоциирующийся с ее достижением, либо с самой целью, либо с процессом ее достижения.

Ролевой конфликт - между «Надо» и «Надо», между двумя значимыми для личности ценностями, принципами, стратегиями поведения при невозможности одновременно сочетать несколько социально-психологических ролей, либо связанный с различными требованиями, предъявляемыми личностью к данной роли.

Адаптационный конфликт - между «Надо» и «Могу», несоответствие между психическими, физическими, профессиональными и иными возможностями человека и предъявляемыми к нему требованиями.

Конфликт в результате неадекватной самооценки, - между «Могу» и «Могу». Самооценка зависит от степени критичности личности к себе, к своим удачам и неудачам, реальным и потенциальным возможностям, способности к самоанализу. Она может быть субъективно завышена или занижена при сопоставлении ее с оценкой окружающих.

Как реакция на затруднения при разрешении внутренних противоречий, на невозможность достижения значимой цели, на обман ожидания, у человека может возникнуть фрустрация. Она сочетает в себе весь диапазон негативных эмоции и способов поведения от депрессии до агрессии. Если препятствие, вызвавшие фрустрацию, преодолеть не удалось, то необходимо найти другой способ разрешения проблемы, например: заменить средства достижения цели; заменить цели; потерять интерес к цели на основание новой информации.

2. Мотивация и аномалии личности

Аномалия личности относится к расстройствам личности - стойкие аномалии характера, складывающиеся из совокупности генетических и приобретенных свойств, которые приводят к социальной дезадаптации. Большинство аномалий личности связано с задержкой развития и искажением стадий психосексуальности, в то время как приобретенные аномальные черты чаще являются результатом регресса.

К примеру, такой вид аномалий, как алкоголизм, остается уникальной в научном плане моделью, изучая которую можно увидеть грани перехода от практически здорового состояния в глубокую психическую болезнь и деградацию, причем переход этот свершается в отличие от всех других психозов во многом по воле самого пьющего, что оправдывает древнее определение пьянства как «добровольного сумасшествия».

Сказанное может быть отнесено по сути к любым наркоманиям. Как показал В. П. Чемиков в исследовании, выполненном под нашим с Н. И. Евсиковой руководством, эйфория сама по себе часто не является первоначальным мотивом, непосредственным побудителем и причиной наркотизации. Это состояние необходимо научиться достигать, пройдя через овладение техническими приемами и через создание образа желаемого результата, который задается извне, путем обучения новичка опытным наркоманом. Разумеется, этот задаваемый извне образ не является сугубо произвольным, отделенным от способа действия самого наркотика. Хорошо известно, что каждому виду наркотика приписывается по преимуществу и свой особый вид галлюцинаторных образов. Речь идет лишь о том, что это действие, сводимое по сути к изменению психофизиологических систем, специфическим искажениям ощущения и восприятия, само по себе не способно породить все те подчас чрезвычайно сложные и тонкие состояния сознания, которые возникают в наркотизации. Между изменениями психофизиологии и этими состояниями лежит развернутая иллюзорно-компенсаторная деятельность - деятельность иллюзорного переживания, имеющая свою технику, свои средства и цели.

Для обозначения системы отношений используют различные понятия: “социальные отношения”, “общественные отношения”, “человеческие отношения” и т.д. В одном случае они употребля­ются как синонимы, в другом - резко противопоставляются друг другу. На самом деле, несмотря на смысловую близость, данные понятия различаются между собой.

Социальные отношения - это отношения между социальными группами или их членами. Несколько иной пласт отношений ха­рактеризует понятие “общественные отношения” , под которыми понимают многообразные связи, возникающие между названными общностями, а также внутри них в процессе экономической, соци­альной, политической, культурной жизни и деятельности.

Отношения классифицируют по следующим основаниям:

С точки зрения владения и распоряжения собственностью (классовые, сословные);

По объему власти (отношения по вертикали и по горизонтали);

По сферам проявления (правовые, экономические, политиче­ские, моральные, религиозные, эстетические, межгрупповые, мас­совые, межличностные);

С позиции регламентированности (официальные, неофици­альные);

Исходя из внутренней социально-психологической структуры (коммуникативные, когнитивные, конативные и пр.).

Кроме понятия “общественные отношения”, в науке широко используется и понятие “человеческие отношения”. Оно, как пра­вило, применяется для обозначения всевозможных субъективных проявлений человека в процессе его взаимодействия с различными объектами внешнего мира, не исключая и отношение к самому себе. Человеческие отношения выражаются в виде производствен­ных, экономических, правовых, нравственных, политических, ре­лигиозных, этнических, эстетических и т.д.

Производственные отношения концентрируются во множестве профессионально-трудовых ролей-функций человека (например, инженер или рабочий, руководитель или исполнитель и т.д.). Это множество предопределяется разнообразием функционально-про­изводственных связей человека, которые задаются нормативами профессионально-трудовой деятельности и в то же время возни­кают стихийно по мере необходимости решения новых проблем.

Экономические отношения реализуются в сфере производства, владения и потребления, представляющей собой рынок материаль­ной и духовной продукции. Здесь человек выступает в двух взаимо­связанных ролях - продавца и покупателя. Экономические отно­шения вплетены в производственные через рынок труда (рабочей силы) и создание потребительских товаров. В этом контексте чело­веку свойственны роли хозяина и владельца средств производства и произведенной продукции, а также роль рабочей силы, которую нанимают.

Экономические отношения бывают планово-распределитель­ными и рыночными. Первые возникают в результате чрезмерного вмешательства государства в экономику. Вторые образуются за счет либерализации, свободы экономических отношений. Однако степень их свободы бывает разной - от полной до частично регу­лируемой. Основной признак нормальных экономических отно­шений - саморегулируемость за счет конкуренции, соотношения спроса и предложения. Но это не значит, что государство вообще устраняется от контроля за экономическими отношениями. Оно взимает налоги, контролирует источники доходов и пр.

Правовые отношения в обществе закрепляются законодатель­ным путем. Они устанавливают меру свободы личности как субъ­екта производственных, экономических, политических и других общественных отношений. В конечном счете правовые отношения обеспечивают или не обеспечивают эффективное выполнение роли социально активного человека. Законодательное несовершенство компенсируется неписаными правилами поведения человека в ре­альных сообществах людей. Эти правила несут на себе огромную нравственную нагрузку.

Нравственные отношения закрепляются в соответствующих ритуалах, традициях, обычаях и других формах этнокультурной организации жизни людей. В этих формах заключается моральная норма поведения на уровне бытующих межличностных отношений, вторая проистекает из нравственного самосознания конкретной общности людей. В проявлении нравственных отношений много культурно-исторических условностей, идущих от образа жизни общества.

Исследования социальной установки (или аттитюда) - миниатюрная копия социальной психологии и поэтому - именно тот объект, на котором можно проследить и подвергнуть анализу почти все проблемы, возникающие как на общетеорети­ческом, так и на теоретико-методологическом уровне.

Понятие социальной установки было введено в 1918г. У. Томасом и С. Знанецким. Они определяли ее как психологический процесс, рассматриваемый в отношениях к социальному миру и взятый прежде всего в связи с социальными ценностями. “Ценность, - говорили они, - есть объективная сторона установки. Следовательно, установка есть индивидуальная (субъективная) сторона социальной ценности”. Томас и Знанецкий неоднократно подчеркивали значение для понимания социальной установки того факта, что “она по своему существу остается чьим-то состоянием”. В этом определении социальная установка представлена как психологическое переживание индивидом значения или ценности социального объекта. Она функционирует одновременно как элемент психологической структуры личности и как элемент социальной структуры, поскольку содержание психологического переживания определяется внешними, локализованными в социуме объектами.

Будучи обращенной одной своей гранью к социологии, а другой - психологии, объединяя аффекты, эмоции и их предметное содержание в единое целое, социальная установка представлялась именно тем понятием, которое, казалось, могло лечь в основу теоретического объяснения социально значимого поведения.

В социальной психологии она была принята с особой готовностью, поскольку представлялась именно той исходной единицей, которая сможет выполнить роль, подобную роли химического элемента в хи­мии, атома в физике, клетки в биологии.

Попытки найти и предложить такой элемент в социальной психо­логии многочисленны. К ним можно отнести концепцию Мак-Дугалла, у которого эту роль выполнял “инстинкт”, а также теории, пост­роенные на таких единицах, как “привычки”, “чувства” и т. п. Эти исходные элементы были отвергнуты как слишком умозрительные, неопределенные и, главное, не поддающиеся эмпирическому исследо­ванию. Поэтому, когда появился концепт, доступный для операцио­нального определения и в то же время охватывающий содержание, ранее определявшееся интуитивно, то вполне естественно, что он быстро завоевал всеобщее признание.

К концу 60-х годов социальная установка прочно закрепилась как основное понятие при объяснении социально-психологических про­цессов как на индивидуальном, так и на групповом уровне. По объе­му исследований с ней может конкурировать только малая группа, но если исследование установки можно себе представить вне группово­го процесса, то обратная картина просто немыслима.

Будучи одной из центральных областей исследования, социальная установка пережила вместе со всей социально-психологической нау­кой ее подъемы и спады. Первый период (1918-1940г.г.) отмечен теоретическими дискуссиями о содержании самого понятия, развити­ем техники измерения установки (начиная со шкалы Терстона, предложенной в 1928г.). К концу этого периода был установлен один из отличительных признаков социальной установки - “интенсивность положительного или отрицательного аффекта относительно какого-либо психологического объекта”. В 1931г. Парк добавил еще два признака: латентность (т. е. недоступность для прямого наблюдения) и происхождение из опыта. В 1935 г. Г. Олпорт, проделав огромную работу по обобщению имевшихся к тому времени определений, предложил свой вариант, и до нынешнего времени “исполняющий обязанности” общепринятого: “Установка есть состояние психонервной готовности, сложившейся на основе опыта и оказывающие направляющее и (или) динамическое влияние на реакцию индивида относительно всех объектов или ситуаций, с которыми он связан”. В этом определении основные признаки установки – ее предваряющее и регулятивное действие.

Второй этап (1940-1950 г.г.) период относительного спада в исследованиях социальной установки.

Третий этап (середина 50-х – 60-е годы) период расцвета исследований установки. Л. Фестингер начинает исследования связей когнитивных компонентов разных установок. Была усовершенствована техника шкалирования, начали применяться психофизиологические методы измерения установки.

В настоящее время под социальной установкой понимается предрасположение индивида и группы определенным образом реагировать на те или иные явления социальной действительности. Крупнейший исследователь этого явления – Д. Н. Узнадзе считает установку досознательным состоянием готовности человека действовать определенным образом в определенной ситуации.

Структура социальной установки включает такие компоненты:

Когнитивный;

Эмоциональный;

Поведенческий.

Мотив (от франц. - побуждение) - побуждение к активности и деятель­ности субъекта (личности, соци­альной группы, общности людей), связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности. Мотив отвечает на вопрос “Ради чего совершается деятельность?” Мотив - это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо не осознаваемое им вообще. В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамическими образованиями, могут трансформироваться (изменяться), что возможно на всех фазах совершения поступка, и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации. Мотивация в современной психологии обозначает как минимум два психических явления:

Совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющую её активность, т. е. система факторов, детерминирующих поведение;

Процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Мотивы, как внутренние побуждения активности индивидов, следует отличать от внешних побуждений - стимулов, т.е. воздействии объективных условий, которые становятся мотивом в случае, если они становятся субъективно значимыми, отвечают потребностям субъекта.

В социальной психологии широко используется теория каузальной атрибуции - истолкование субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей и развитие на этой основе способности предсказывать их будущее поведение. Экспериментальные исследования каузальной атрибуции показали следующее:

Человек объясняет свое поведение не так, как он объясняет поведение других людей;

Процессы каузальной атрибуции не подчиняются логическим нормам;

Человек склонен объяснять неудачные результаты своей деятельности внешними, а удачные - внутренними факторами.

Теория мотивации достижения успехов и избежания неудач в различных видах деятельности у станавливает зависимость между мотивацией и достижением успехов в деятельности не носит линейного характера, что особенно ярко проявляется в связи мотивации достижения успехов и качества работы. Такое качество является наилучшим при среднем уровне мотивации и, как правило, ухудшается при слишком низком или слишком высоком. Мотив достижения успеха - стремление человека добиться успехов в различных видах деятельности и общения. Мотив избежания неудачи - относительно устойчивое стремление человека избегать неудач в жизненных ситуациях, связанных с оценкой другими людьми результатов его деятельности и общения.

Каждый человек без исключений, стремится улучшить свою жизнь, любым удобным для себя способом, и зачастую то, что удовлетворяет одного, для другого может показаться сущим пустяком. Но что же на самом деле побуждает нас действовать именно таким образом, и почему мы выбираем для себя этот путь, а не другой?

Ответ на эти вопросы, кроется в социальной мотивации , представляющей собой приобретенные со временем, потребности человека. Именно об этих мощных силах, способных управлять поведением человека мы расскажем в нашей статье.

Мотивация социального действия

Мы стремимся доминировать в обществе, при помощи власти, материальных благ, хотим соответствовать принятым принципам морали и получать одобрение окружающих. Эти желания и порождают потребность в повышении своего социального статуса, увеличении размера доходов, престиже, наградах за труды. Любой продавец супермаркета, мечтает о должности директора, медсестра в больнице хочет стать врачом, солдат - генералом, а подчиненный - управляющим. Такая социальная мотивация личности способствует ее самоутверждению, побуждает человека к достижению более высокого статуса в обществе.

Сильнейшей мотивацией социальных действий человека является подчинение авторитету, выполнение приказов старших, соблюдение законов власти, даже если они не всегда являются благоприятными для нас самих. Так, к примеру, по распоряжению директора, работники предприятий спускают в водоемы опасные вещества, зная о том, что это вредит экологии.

Еще один вид социально психологической - желание достичь уровня известных, популярных и успешных личностей. Это проявляется в подражании молодежи кумирам, копировании модели поведения и стиля певцов, актеров, политиков и т.д.

Исходя из всего, напрашивается вывод, что соотношение социальной мотивации и рационального поведения человека - это взаимосвязанные понятия, в которых желание индивида, перерастает в потребности.

Под понятием мотивов человеческой личности психологи подразумевают некую внутреннюю силу индивида, побуждающую к действию, чтобы достигнуть поставленной цели. Нет единого определения, характеризующего это понятие.

Некоторые ученые придерживаются точки зрения, что в основе лежат идеи и представления личности, некоторые считают, что мотивы определяются мыслями и основными жизненными установками. Желание добиться поставленной цели придает человеку силу и уверенность в себе, стимулирует рост его как личности. Все это и есть мотивы человеческой личности.

Мотивы очень важны, именно они предопределяют высоту достижений индивида. Для усиления мотивации, особенно в коллективах, используют внешние стимулы в виде премий, повышения оплаты, благодарности и т.д. для улучшения эффективности работы. Но нужно сказать, что у человека внутренняя мотивация намного сильнее внешней и для достижения цели он преодолевает любые преграды.

Мотивация поведения

Исследования мотивации поведения людей с поиском ответа, почему человек поступает именно так, а не иначе, проводились многими психологами, начиная с древности. Поведение человека определяется множеством внутренних и внешних факторов, к которым относятся тип ситуации, особенности личных качеств, наличие внешнего давления, характер мотивов самого человека.

Какое же влияние мотивы поведения оказывают на человека? Анализируя представление о мотивах поведения индивида, надо сказать, что различные мотивы не только по-разному влияют на человеческое поведение, но и могут иметь определяющее значение. Ведь мотивы являются слиянием глубоких переживаний человека, это становится его свойством, а затем трансформируется в личностные качества. Так, мотив помощи страждущим и улучшения мира может перерасти в черту характера – альтруизм.

Мотивация индивидуальной деятельности

Мотивы поведения человека зависят от цели, которая стоит перед ним. Он будет стараться достигнуть цели для получения удовлетворения. Например, для утоления чувства голода человек будет заниматься поисками еды. Его поведение определяется потребностью в еде, а сам поиск является мотивом деятельности индивида.

Мотивация индивидуальной деятельности может быть различной, все зависит от потребности и цели. Для удовлетворения базисных потребностей, которые лежат в основе жизни и развития человека (голод, необходимость дыхания, чувство самосохранения и т.д.), служат мотивы, которые являются органическими. Они позволяют личности удовлетворить первоочередные нужды, чтобы продолжить жизнь и развитие.

Мотивация может носить функциональный характер. Это мотивы, которые служат для удовлетворения потребностей культурного роста человека: спортивные занятия, посещение театра, кино, музея, отдых на природе. Потребность в культурном росте создает мотивы, которые побуждают человека удовлетворять эту потребность и тем самым повышать свой культурный уровень.

Материальными мотивами называют те, которые служат для приобретения или создания материальных ценностей. Это касается создания уюта в доме, различных бытовых удобств.

Социальные мотивы деятельности чрезвычайно важны, поскольку человек живет в обществе и стремится занять в нем определенное место, иметь определенный социальный статус. Эти потребности и создают соответствующие мотивы. Индивид будет стремиться проявить себя среди определенного общества (участие в общественных организациях, благотворительных акциях, волонтерском движении и т.д.)

К духовным мотивам принадлежат те, которые создаются потребностями в повышении самосознания человека, самосовершенствования. Для достижения этих целей человек занимается чтением книг, молится или действует как-либо еще, чтобы развиваться духовно.

Потребности

Суть определений потребности сводится к тому, что это состояние, характеризуемое наличием у человека разнохарактерных нужд, в качестве которых могут фигурировать объекты духовные либо материальные. Для удовлетворения той или иной нужды человек предпринимает ряд действий, при этом он руководствуется порождаемыми потребностью мотивами.

Весьма часто возможно одновременное возникновение нескольких потребностей сразу. В этом случае предстоит определиться с тем, которые из потребностей следует удовлетворить в первую очередь. В связи с выше означенным, выстраивается некая иерархия потребностей, которую в свое время охарактеризовал в своих работах Абрахам Маслоу. Согласно упрощенной схеме связь личности, ее потребностей и мотивов можно описать конфигурацией, состоящей из пяти основных уровней, образующих так называемую пирамиду, названную пирамидой Маслоу.

Нижний уровень характеризуется потребностями физиологического характера. Далее следует уровень потребностей в защищенности, затем в привязанности и общении, в престиже, что напрямую связано с уважением, наконец, высший уровень – потребность в духовных познаниях.

Социальные мотивы

Социальные мотивы личности являются следствием ее тяготения к общественной социализации. Привязанность, вот основной социальный мотив, представляющий из себя стремление быть кому-то полезным и необходимым, получать за это одобрение со стороны окружающих. Немаловажны социальные мотивы – самоуважение и признание.

Человеческий индивидуум – существо социальное, живущее в обществе и от общества зависящее и потому всячески стремящееся найти в нем свое собственное место и утвердиться на нем. Именно поэтому, чтобы утвердиться в обществе, человек действует, следуя социальным мотивам.

Ввиду сложности собственной природы, человек очень непредсказуем в своих отношениях с окружающими, каждому индивиду свойственно искать такого человека, который бы воспринимал его таким, каким он есть. В контексте этого люди идут на компромиссы, изменяются к лучшему.

Нельзя не отметить подчинение людей власти, вне зависимости от недовольства ею, люди обычно признают ее правомочность и потому готовы подчиняться авторитетам, что также относится к социальным личностным мотивам.

Система мотивов личности

Основываясь на принципе непрекращающейся череды возникающих потребностей, можно утверждать, что человеком руководят мотивы. С точки зрения психологии полагается, что в течение человеческой жизни формируется устойчивая система личностных мотивов. Именно они становятся причиной своеобразного поведения людей, определяют впоследствии направленность их деятельности.

На установки направленности личности воздействуют родительское воспитание и окружающий социум, в конечном итоге, порождаемые этими действиями мысли становятся узловыми в формировании личности индивида. Имеются выделенные формы личностной направленности. О них ниже.

Влечения – неосознаваемая потребность в чем-либо. Это самая простая по сути своей форма и тогда, когда влечение теряет свою надобность, оно попросту испаряется. В то же время осознанное влечение может преобразоваться в желание.

Желание – это человеческая потребность во вполне определенных вещах. Нередко именно желание побуждает человека к действию, проявлению силы воли. Если желание четко определено и понятны пути его достижения, оно превращается в стремление.

Интерес – именно он определяет человеческие желания и наполняет смыслом человеческие цели и деятельность. Опять-таки, проявляемый интерес в некоторой сфере с подключением силы воли и направленными усилиями становится стремлением.

Идеалы – каждый индивидуум выстраивает собственные, ибо каждый имеет мнение о том, что хорошо, а что плохо, каким человек должен быть. Действия личности сообразуются с ее идеалом и стремлением его достичь, прежде всего, в себе лично. Следствием этой формы оказывается порождаемое мировоззрение.

Выше означенные формы личностной направленности могут быть и не связаны между собой, однако мировоззрение определяется их целостной совокупностью, поскольку именно мировосприятие выполняет роль объединительную, когда имеющиеся мысли формируют единую картину, позволяющую сформировать свое персональное видение окружающего мира и людей, его населяющих.

Человеку становится доступной возможность определиться со своим личным местом в этом мире, планируя и прогнозируя в нем свою будущую активность по достижению определенных целей.

Рекомендуем почитать

Наверх