Психологические лаборатории (psychological laboratories). Организация первых психологических лабораторий Первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию основал

Кредитование 02.08.2023

Психологии
Первая в России экспериментальная психологическая лаборатория открылась в 1885 г. при клинике нервных и душевных болезней Харьковского университета; были устроены лаборатории опытной психологии в Петербурге, Дерпте. В 1895 г. по инициативе крупнейшего русского психиатра С. С. Корсакова была создана психологическая лаборатория при психиатрической клинике Московского университета. Заведовать ею стал ближайший помощник Корсакова – А. А. Токарский. Психологическая лаборатория в Новороссийском университете (в Одессе) была создана на историко-филологическом факультете профессором философии Н. Н. Ланге.

Во второй половине XIX в. в отечественную психологию был введен эксперимент. Первые отечественные работы по психологической диагностике выполнялись в первые десятилетия XX в.

Одна из первых значительных дореволюционных отечественных работ по психологическому тестированию была выполнена Г. И. Россолимо в 1909 г. в Московском университете. Он создал методику индивидуального психологического профиля, которая сводилась к определению 11 психических процессов, которые оценивались по десятибалльной системе. А. Ф. Лазурский создал новое направление в дифференциальной психологии – научную характерологию. Он стоял за создание научной теории индивидуальных различий. Основной целью дифференциальной психологии он считал «построение человека из его наклонностей», а также разработку возможно более полной естественной классификации характеров.

Он выступает за естественный эксперимент, при котором преднамеренное вмешательство исследователя в жизнь человека совмещается с естественной и сравнительно простой обстановкой опыта.

Важным в теории Лазурского было положение о теснейшей связи свойств характера с нервными процессами. Это было объяснение свойств личности нейроди-намикой корковых процессов. Научная характерология Лазурского строилась как опытная наука, опирающаяся на изучение нейродинамики корковых процессов. Не придавая вначале значения количественным методам оценки психических процессов, используя только качественные методы, он позднее ощутил недостаточность последних и попытался использовать графические схемы для определения способностей ребенка. Но работы в этом направлении были им не закончены, помешала кончина исследователя (1917).
11. Развитие психодиагностики и психотехники в советский период. «Измерительная шкала ума» А. П. Болтунова
Собственно психодиагностические работы в России начали развиваться в послереволюционный период. Много работ появилось в 1920-1930-е гг. в области педагогики, медицины, педологии.

«Измерительная шкала ума» Болтунова (1928), положившего в основу своей работы шкалу Бине-Симона, переведенную и адаптированную П. П. Соколовым, имеет специфические особенности: в ней модифицировано большинство заданий, введены совершенно новые задания, предложена новая инструкция, определено время решения тестовых заданий, разработаны показатели возрастных ступеней. Принципиальное отличие шкалы Болтунова от шкалы Бине-Симона состоит в возможности проводить групповые испытания.

Особое место в тестологических исследованиях занимают работы М. Ю. Сыркина, специально изучавшего проблему сопряженности показателей тестов одаренности и признаков социального положения (факт, установленный еще в первых работах Бине).

В 1920-е гг. в нашей стране значительное развитие получила психология труда и психотехника (труды И. Н. Шпильрейна, С. Г. Геллерштейна, Н. Д. Левитова, А. А. Толчинского и др.).

Во многих городах страны работали психотехнические лаборатории, готовились кадры психотехников, было создано Всесоюзное общество по психотехнике и прикладной психофизиологии, издавался журнал «Советская психотехника» (1928–1934), проводились психотехнические конференции и съезды.

Психотехника организационно оформляется к 1927–1928 гг. Ею много сделано в области поисков рациональных методов психотехнического и профессионального обучения, организации трудового процесса, формирования профессиональных навыков и умений.

Вместе с тем психотехника подвергалась критике, в особенности за формальное использование некоторых теоретически необоснованных тестов. Результатом этого стало прекращение работ по психотехнике к середине 1930-х гг.

В начале 1930-х гг. началась принципиальная критика многих положений педологии, завершившаяся постановлением ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. «О педологических извращениях в системе наркомпросов».

Развернувшаяся в этот период резкая критика педологии сопровождалась отрицанием всего положительного, что было сделано учеными, так или иначе связанными с педологией, в области психологии и психологической диагностики.
12. Операционализация и верификация – основные требования, предъявляемые к понятиям и методам психодиагностики
Признание права на существование новых научных понятий и соответствующих им явлений идет рука об руку с разработкой пригодных для их изучения психодиагностических средств. В начале XX в. в психологии были официально признаны и приняты требования к понятиям и методам исследования, предъявляемые наиболее развитыми современными науками. Это позволило психологии как науке развиваться дальше. Это требования операционализации и верификации.

Операционализация понимается как требование, согласно которому, при введении новых научных понятий обязательно необходимо четко указывать на конкретные процедуры, приемы и методы, с помощью которых можно практически удостовериться в том, что явление, описанное в понятии, действительно существует. Предполагает указание на практические действия или операции, которые может выполнить любой исследователь, чтобы убедиться в том, что определенное в понятии явление обладает именно теми свойствами, которые ему приписываются.

Требование верификации означает, что всякое новое понятие, вводимое в научный оборот и претендующее на получение статуса научного, обязательно должно пройти проверку на его непустоту. Последнее предполагает наличие методики экспериментальной диагностики того явления, которое описано в данном понятии. Слово «верификация» буквально обозначает «проверка». Эта проверка непустоты понятия, т. е. реальности существования явления, определяемого этим понятием; должна быть осуществлена при помощи соответствующей психодиагностической процедуры.

Если, например, мы вводим в научный оборот понятие «мотив», то сначала необходимо дать точное определение этого понятия через известные другие понятия и доступные способы диагностики явлений, входящих в содержание данного понятия о перационализация). На следующем этапе операционализации понятия «мотив» мы обязаны были бы предложить психодиагностическую методику, с помощью которой можно было бы удостовериться в том, что то, что утверждается в определяющейся части данного понятия, действительно существует. На заключительном этапе мы должны были бы осуществить практическую проверку существования явления «мотив» во всех приписанных ему в определении свойствах. Таким образом, как операционализация, так и верификация понятий требуют обращения к психодиагностике, но только операционализация предполагает теоретический, а верификация – практический шаг на этом пути.
13. Бланковые, опросные, рисуночные и проективные психодиагностические методики
Бланковые методики – такие, в которых испытуемому предлагают серию суждений или вопросов, на которые он должен в устной или письменной форме дать ответ. По полученным ответам испытуемого в свою очередь судят о психологии того человека, который эти ответы предложил.

Опросные методики – такие методики, в процессе применения которых исследователь психологии человека задает испытуемому устные вопросы, отмечает и обрабатывает его ответы.

Эти методики хороши тем, что не требуют подготовки специальных бланков и позволяют психодиагносту вести себя в отношении испытуемого достаточно гибко. Недостатком опросных методик является субъективность, которая проявляется как в выборе самих вопросов, так и в интерпретации ответов на них. Кроме того, опросные методики трудно стандартизировать и, следовательно, добиться высокой надежности и сравнимости получаемых результатов.

Рисуночные психодиагностические методики – те методики, в которых для изучения психологии и поведения испытуемых используются созданные ими рисунки. Применяется прием интерпретации испытуемыми стандартных, готовых изображений. В содержании этих изображений в наглядной форме представлены задачи, которые испытуемый должен решить (например, матричный тест Равена).

Формирование экспериментально-психологического подхода

История развития русской клинической психодиагностики

В настоящее время

Развитие клинической психодиагностики за рубежом

Формирование когнитивного и психосемантического подхода

В 1970-е годы большое внимание стало уделяться исследованиям личности с точки зрения когнитивной психологии и психосемантики.

Благодаря работам Дж. Келли , создавшего теорию индивидуальных конструктов, начали бы­стро развиваться психосемантические методы исследования личности. Среди базовых методик, определивших развитие данных подходов следует отметить «Тест личностных конструктов» Дж. Келли и «Семантический дифференциал» Ч. Осгуда .

В настоящее время зарубежная клиническая психодиагностика характеризуется стремительным развитием всех ее основных направлений: диагностики когнитивных процессов, интеллекта, отдельных личностных характеристик и личности в целом, проективной психодиагностики. Модифицируются ранее созданные и хорошо зарекомендовавшие себя методики (например, тест интеллекта Векслера, MMPI, тест Роршаха), а также постоянно создаются новые психодиагностические методы. Совершенствуется и развивается теоретический аппарат клинической психодиагностики.

Как самостоятельная дисциплина клиническая психодиагностика в России начала образовываться на рубеже 19-20 веков на основе экспериментально-психологического подхода.

В российской психологии эксперимент появился в конце 19 века, когда отмечалось усиливающееся влияние естествознания на гуманитарные науки.

С одной стороны экспериментальная психология в России была связана с исследованиями в области физиологии высшей нервной деятельности Сеченова-Павлова, с другой стороны - с физиологической психологией В. Вундта, основателя первой в мире лаборатории экспериментальной психологии в Лейпциге. В этой лаборатории проходили стажировку первые русские психологи-экспериментаторы, в частности, выдаю­щийся русский ученый невролог, психиатр и психолог В. М. Бехтерев .

Становление клинической психодиагностики в России было связано с созданием ряда экспериментальных психологических лабораторий, где совмещали практическую деятельность и научные экспериментальные исследования русские неврологи, психиатры и физиологи. Укажем основные вехи в развитии русского экспериментально-психологического направления.

· Основателем первой в России экспериментальной психологической лабораторииявилсяВ.М. Бехтерев . Эта лаборатория была создана в 1885 году при клинике душевных и нервных болезней Казанского университета.

· В конце 1880-х годов экспериментальные исследования начались в пси­хологической лаборатории при клинике нервных и душевных болезней Харьковского университета под руководством П.И. Ковалевского .



· В 1895 году была создана психологическая лаборатория при психиатриче­ской клинике Московского университета. Инициатором ее создания выступил всемирно известный русский психиатр С.С. Кор­саков .

· Вскоре создается психологическая лаборатория под ру­ководством известного русского психолога А.Н. Бернштейна в психиатрической клинике В.П. Серб­ского в Москве.

· В 1897 годуB.М. Бехтеревым открыта психологическая лаборатория в Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге.

В экспериментально-психологических лабораториях изучались следующие психологические аспекты:

· объективные признаки психических явлений;

· предметность, объек­тивность восприятия;

· зависимость таких когнитивных процессов как память и внима­ние от условий проведения опыта;

· скорость протекания психических про­цессов.

Создание Санкт-Петербургского Психоневрологического

института

Важным историческим этапом в развитии русской экспериментальной клинической психодиагностики и медицинской психологии стало открытие Психоневрологического ин­ститута в Санкт-Петербурге. Этот институт был основан в 1907 году В. М. Бехтеревым и впоследствии назван его именем.

В нем были созданы экспериментально-психологическая лаборатория, психиатрические и нервные клиники, первая в России нейрохирургическая клиника, а также некоторые внебольничные психиатрические учреждения.

В лаборатории и клиниках Психоневрологического института проводились первые психодиагностические исследования:

· разра­батывались базовые принципы клинической психодиагностики;

· вырабатывались основные требования к диагностическим методикам;

· создавались такие экспериментально-психологические проб как бук­венная корректурная проба В. Я. Анфимова, таблицы В. М. Бехтерева и С. Д. Владычко для исследования активного внимания и умственной работоспособно­сти.

Германия. 1879 г. - год основания первой в мире и первой в Германии психологической лаборатории, год официального признания психологии в качестве самостоятельной и экспериментальной области знаний. Реформатором немецкой психологии был В.Вундт, который, как верно отмечал К.А,Рамуль, благодаря своему организаторскому таланту ускорил и завершил начатый естествоиспытателями процесс превращения психологии в экспериментальную науку.

Появление и провозглашение новой экспериментальной науки вызвало глубокий резонанс в научном мире.

Лейпциг, где была создана В.Вундтом первая психологическая лаборатория, начинает приковывать к себе внимание большого ряда как немецких, так и зарубежных ученых. Для знакомства и на учебу в лабораторию В.Вундта стали прибывать энтузиасты нового направлении в психологии из Америки, Англии, Франции и других стран.

Тем временем учебная и научно-исследовательская деятельность лейпцигской лаборатории быстро ширилась и развивалась. С ростом числа сотрудников все более раздвигался круг экспериментальных исследований, для публикации которых возникла необходимость в специальном журнале. По инициативе В.Вундта с 1883 г. такой научный Журнал начинает выпускаться под названием «Философская школа». С 1903 г. название журнала сменилось на «Психологическую школу». Значительный размах исследовательской работы вызвало в 1889 г. преобразование лаборатории В.Вундта в Институт психологии.

Первое время в лейпцигской лаборатории обходились физическими и физиологическими приборами, однако позднее встал вопрос об изготовлении специальных аппаратов, которые были бы пригодными для решения чисто психологических проблем. С этой целью самим В.Вундтом и его сотрудниками был сконструирован ряд ценных устройств. Производством психологических приборов занималась специально созданная В.Вундтом в 1887 г. фирма «Э. Циммерман».

До начала XX столетия вундтовская лаборатория, ставшая впоследствии институтом, занимала среди других организованных к тому времени лабораторий центральное положение. Она длительное время оставалась образцом, по которому создавались многие психологические лаборатории как внутри Германии, так и за ее пределами. Так, в самой Германии к 1832г. новые лаборатории появляются в Гёттингене (Г.Мюллер), Берлине (Г. Эббингауз), Фрейбурге (Г. Мюнстерберг), Бонне (Г. Липпс).

Хотя Германия и оказалась первой в открытии экспериментального направления в психологии, она не была единственной страной, с которой были связаны судьбы мировой экспериментальной психологии. Почти одновременно психологические лаборатории открываются также в России, Америке, Франции и Англии.


Россия. Как уже отмечалось, идейным вдохновителем русской экспериментальной психологии является И.М.Сеченов. Его идеи были восприняты передовыми врачами-невропатологами и психиатрами. Именно их усилиями осуществлялась практическая перестройка психологии на физиологическую основу.

Первая психологическая лаборатория в России открывается в 1886 г. В.М.Бехтеревым при клинике душевных и нервных болезней в Казани. В ней проводится цикл экспериментально-психологических работ, собирается и создается заново множество приборов и устройств. В Казани в 1893 г. В.М.Бехтерев основывает научный журнал «Неврологический вестник», в котором наряду с анатомо-физиологическими исследованиями публиковались и психофизиологические экспериментальные работы.

С переездом в Петербург В.М.Бехтерев в 1894 г. создает вторую психологическую лаборатория при Военно-медицинской Академии, в которой выполнено большое количество экспериментальных исследований различных видов чувствительности (кожной, болевой, зрительной, слуховой, кинестетической, вибрационной). Для этих исследований были сконструированы ценные приборы: трихоэстезиометр, болемер, бароэстезиометр, миоэстезиометр, акузометр, сейсмометр и др. Материалы публиковались в специальном журнале «Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии», основанном В.М.Бехтеревым в 1896 г. Позднее В.М.Бехтерев стал инициатором создания Психоневрологического института (1907), а также Института по изучению мозга и психической деятельности (1918) в Петербурге. С научной и организаторской деятельностью В.М.Бехтерева и его сотрудников связаны наиболее крупные достижения экспериментальной патопсихологии в России конца XIX - начала XX вв.

В 80-е гг. XIX столетия экспериментально-психологические лаборатории создаются в Харькове и Юрьеве. Основателем харьковской лаборатории был виднейший русский психиатр П.И.Ковалевский. Им же был основан первый в России психиатрический журнал «Архив психиатрии, нейрологии и судебной психопатологии» (1883), в котором печатались материалы экспериментальных исследований по психологии, проводимых в его лаборатории.

В Москве в 1895 г. лаборатория создается известным русским психиатром С.С.Корсаковым. Руководство этой лабораторией было поручено ближайшему его сотруднику А.А. Токарскому. В московской лаборатории была выполнена большая серия работ но изучению ощущений, восприятий, памяти, времени реакций. Результаты исследований освещались в специальном вестнике «Записки лаборатории». Крупнейшим событием для Москвы и русской психологии в целом явилось учреждение в 1912 г. Института психологии, первым руководителем которого стал Г.И. Челпанов.

Под руководством И.А.Сикорского психологическая лаборатория организуется в Киеве, где проводятся исследования умственной работоспособности и утомления, результаты которых публикуются в журнале «Вопросы невро-психической медицины», созданном И.А. Сикорским в 1895г.

Еще одна психологическая лаборатория была открыта в 1892 г. в Одессе при филологическом факультете Новороссийского университета философом и психологом Н.Н. Лангс, который изучал восприятие и внимание. В 1901 г. общее число психологических лабораторий увеличивается до восьми благодаря открытию А.П.Нечаевым лаборатории по изучению проблем развития ребенка, его обучения и воспитания. Важным событием в истории русской экспериментальной психологии явилось создание в 1891 г. Русского общества экспериментальной психологии.

США. Возникновение и становление экспериментальной психологии в США было связано с импортом идей, опыта и ученых из стран Европы. В начале американская экспериментальная психология развивалась в рамках двух направлений. Одно из них было представлено содержательной психологией, которая импортировалась в Америку Э. Титченером, другое - функциональной психологией, вдохновителями которой явились В. Джемс, Д. Дьюи, Д. Энжелл и др. Если школа З.Титченера целиком воспроизводила черты вундтовскои интроспективной психологии, то функциональная психология представляла собой соединение идей Г.Спенсера, и Ч.Дарвина с телеологической концепцией активности сознания, идущей от Г.Лейбница и Х.Вольфа. Таким образом, ведущие теоретические принципы американской экспериментальной психологии содержали в себе идеи европейской философии и психологии.

Опыт преобразования психологии в экспериментальную науку, организации лабораторий и научно-исследовательской работы в них также был заимствован Америкой из Европы и, в частности, из Германии. С целью перенять опыт работы лейпцигской лаборатории в Германию специально выезжали на длительный срок основатели американской экспериментальной психологии Ст.Холл, Д. Кеттел, Д. Энжелл, Е. Скрипчер.

Наиболее значительный вклад в создание экспериментальной психологии внес Ст.Холл. Им была создана первая на американском континенте психологическая лаборатория. Она была открыта в 1883 г. при университете им. Д. Гопкинса в Балтиморе, куда Ст.Холл прибыл после учебы в Лейпциге. Переехав в 1888 г. в Ворчестер, Ст.Холл организует там вторую психологическую лабораторию при Кларкском университете, руководство которой было поручено Э. Санфорду. С именем Ст. Холла связано открытие нескольких журналов: «Американский журнал психологии» (1877), «Педагогический семинар» (1891), «Журнал прикладной психологии» (1915). Ст.Холл был инициатором, организатором и первым президентом Американской психологической ассоциации, образованной в 1892г.

Англия, Для Англии не была характерна столь высокая организаторская активность в создании экспериментальных лабораторий и ведения интенсивной исследовательской работы, какой отличается Америка, Россия и Германия. Сопротивление реакционных философских и светских кругов, консерватизм университетов были одними из основных причин, сдерживающих оформление экспериментальной психологии в Англии .

Первая психологическая лаборатория в Англии появилась только в 1897 г. в Кембридже. Ее руководителями были Р.Риверс.,ас 1912г. С.Майер. Другая лаборатория была открыта также в 1897 г. при университетском колледже в Лондоне. Основал ее Дж.Салли. Часть оборудования этой лаборатории досталась от фрейбургской лаборатории Г.Мюнстерберга, когда тот переезжал в Америку. К 1900г. других психологических лабораторий в Англии не было. Лишь в 1903 г. образуется третья по счету небольшая лаборатория при Королевском колледже столицы. Создал ее С.Майер. Через три года (1906) В.Смит открывает лабораторию в Эдинбурге. В том же городе в 1912 г. организуется лаборатория экспериментальной педагогики. До 1910г. лаборатории возникают в Манчестере и Глазго. В 20 - 30-е гг. в Англии учреждаются институты: а 1922г.-Национальный институт промышленной психологии в Лондоне (С.Майер), в 1936 г. -Институт экспериментальной психологии в Оксфорде (В.Браун).

Франция. Основание экспериментальной психологии во Франции связано с именами П.Жане, А.Бине и, прежде всего, Т.Рибо. Роль Т.Рибо в становлении экспериментальной психологии во Франции та же, что и И.М.Сеченова в развитии русской экспериментальной психологии или В.Вундта - в Германия. Сам Т.Рибо не был экспериментатором, но он выступил как вдохновитель и организатор французской экспериментальной психологии. Без эксперимента, - считал он, - психологии не обойтись, и там, где его нет, там есть лишь уловки бесплодной мистики.

Следуя своим принципам,Т.Рибо создаете Сорбонне в 1889 г. первую во Франции психологическую лабораторию, возглавить которую он поручил А.Бонн. В 1895 г. этой лабораторией стал руководить А.Бине. Вторая психологическая лаборатория во Франции открывается В.Бурдоном в 1896 г. в Ренне. В 1906 г. организуется третья лаборатория в Монпелье. В 1921 г. в Париже основывается Институт психологии во главе с А.Пьероном.

Основными научными журналами, где печатались материалы по экспериментальной психологии, были «Обозрение философии», основанный Т.Рибо еще в 1876 г., «Психологический ежегодник», издателем которого был А.Бине, и «Журнал нормальной и патологической психологии», выпускаемый с 1904г. П.Жане и Ж Дюма. В 1901 г. создается Французское психологическое общество.

Завершая краткий обзор истории оформления экспериментальной психологии в различных странах, можно сказать, что к началу XX столетия в мире было создано 45-50 экспериментальных лабораторий и кабинетов, выполнено большое количество исследований, основано множество специальных журналов, образованы национальные психологические общества. Крупнейшими событиями в истории психологии стали Международные психологические конгрессы. Первый из них состоялся в Париже в 1889 г. Его почетным председателем был великий русский ученый И.М.Сеченов. В этом значительном факте мы видим высокое признание и достойную оценку научного вклада И.М.Сеченова, а в его лице и всей русской психологии в развитие мировой психологической науки.

(2): Возникновение психологии как экспериментальной науки - открытие психологических лабораторий.

В последней четверти 19 в. психиатрия в России стала самостоятельной дисциплиной: кафедры психиатрии с клиниками существовали в большинстве университетов; в это же время земства получили право требовать от правительства создания новых мест для психически больных и открытия новых психиатрических лечебниц. Институционализация психиатрии была достигнута благодаря героическим усилиям первых русских психиатров - И.М. Балинского, И.П. Мержеевского, А.Я. Кожевникова, П.И. Ковалевского, А.У. Фрезе, С.С. Корсакова и других, которым пришлось вести сложные “социальные переговоры”, убеждая власть и общество в необходимости расширения и гуманизации психиатрической помощи, в проведении соответствующих научных исследований.

Новое поколение психиатров могло больше времени уделять научной работе. Исследования в психиатрических больницах приобрели большое распространение. Многие психиатры придавали большое значение сближению психологии и психиатрии. В 1876 г. И.М.Сеченов писал, что приступает к созданию медицинской психологии, которую называл своей «лебединой песней». Он писал о психологии: «Наука эта, очевидно, становится основой психиатрии, все равно как физиология лежит в основе патологии тела». В 1904 г. В.М.Бехтерев пишет о возникновении новой отрасли психологической науки: «Новейшие успехи психиатрии, обязанные в значительной степени клиническому изучению психических расстройств у постели больного, послужили основой особого отдела знаний, известного под названием патологической психологии, которая уже привела к разрешению весьма многих психологических проблем и от которой, без сомнения, еще большего в этом отношении можно ожидать в будущем»

Экспериментально-психологические лаборатории по примеру лейпцигской лаборатории В. Вундта распространились по Европе и Америке (в 1894 г. их насчитывалось уже 32). Волна лабораторного строительства быстро докатилась до России, подготовленная соответствующими публикациями: переводами, обзорами и оригинальными исследованиями в этой области русских авторов.

В.М.Бехтерев (1857 - 1927) являлся основоположником патопсихологического направления в России. Он стажировался в Германии и Франции, был членом редакционного комитета многотомного “Traite international de psychologie pathologique” (“Интернациональный трактат по патологической психологии”) (Париж, 1908 - 1910), для которого им написаны несколько глав. Он практиковал гипноз и был одним из самых активных сторонников его применения в экспериментальных и лечебных целях; речь В.М. Бехтерева “Внушение и его роль в общественной жизни” на годичном собрании Военно-медицинской академии в 1897 г. сыграла важную роль в отмене правительственного запрета на свободное применение гипноза.

Первая психологическая лаборатория в нашей стране была основана им в 1885 г. при психиатрической клинике Казанского университета (открытие клиники и лаборатории при ней было условием, на котором В.М. Бехтерев согласился занять кафедру в провинциальной Казани).

Когда он перевелся в Петербург, лаборатория была устроена в Военно-медицинской академии, для которой уже в 1867 г. “отец русской психиатрии” И.М. Балинский закупил приборы для психофизических и психометрических опытов.

В лаборатории были организованы широкие экспериментально-психологические исследования нарушений психической деятельности. В.М.Бехтерев писал: «...Патологические проявления душевной деятельности представляют собой, в сущности, не что иное, как отклонения и видоизменения нормальных проявлений душевной деятельности, подчиняющейся тем же основным законам, как и последние».

О диапазоне патопсихологических исследований можно судить по докторским диссертациям, выполненным под руководством В.М.Бехтерева:

«Экспериментально-психологические исследования над больными с нарастающим паралитическим слабоумием» Л.С.Павловской (1907);

«Клинические и экспериментально-психологические исследования речевой функции» М.И Аствацатурова (1908);

«Характер ассоциаций у больных с хроническим первичным помешательством» К.Н.Завадовского (1909);

«О процессах сосредоточения (внимания) у слабоумных душевнобольных» A.B.Ильина (1909);

«Экспериментально-психологические исследования в маниакально-меланхолическом психозе» Л.Г.Гутмана (1909);

«Объективно-психологическое исследование творчества и других интеллектуальных функций у душевнобольных» В.ВАбрамова (1911) и др.

В работах школы В.М.Бехтерева получен богатый конкретный материал об особенностях ассоциативной деятельности, мышления, речи, внимания, умственной работоспособности у разных категорий больных сравнительно со здоровыми соответствующего возраста, пола и образования. Психологическая система В.М. Бехтерева по существу порывала с традиционным функционализмом. Вместо изучения отдельных психических функций предлагалось экспериментально исследовать различные виды деятельности, показывающие, как больным производятся оживление впечатлений из разных периодов жизни, знакомой и незнакомой обстановки; оценка зрительных или слуховых впечатлений, определение сходства и различия между объектами и т.п. . Эти работы представляют интерес как исторический факт «деятельностного» подхода к психическим явлениям.

Принятый в школе В.М.Бехтерева принцип качественного анализа нарушений психологической деятельности стал традицией отечественной психологии.

В.М.Бехтеревым, СД.Владычко, В.Я.Анфимовым и другими представителями школы было разработано множество методик экспериментально-психологического исследования душевнобольных, некоторые из которых (методика сравнения понятий, определения понятий) вошли в число наиболее употребляемых в советской патопсихологии. |

Сохранили значение для современной науки сформулированные В.М.Бехтеревым и СД.Владычко требования к методикам:

простота (для решения экспериментальных задач испытуемые не должны обладать особыми знаниями, навыками);

портативность (возможность исследования непосредственно у постели больного, вне лабораторной обстановки);

предварительное испытание методики на большом количестве здоровых людей соответствующего возраста, пола, образования.

Однако, В.М.Бехтерев, как представитель рефлекторной концепции, изгнал интроспекцию из сферы науки, объявив единственно научным методом объективный. Это привело В.М.Бехтерева к абсолютизации внешних проявлений психики, к отказу не только от употребления психологической терминологии, но и от попыток проникновения в субъективный мир, к созданию рефлексологии. И это не могло не отразиться на патопсихологических исследованиях его учеников и сотрудников: рефлексологический принцип лишал исследования собственно психологического анализа объективных проявлений психики. Поэтому больший интерес представляют протокольные записи работ школы В.М.Бехтерева, чем сам их анализ: объективное исследование требовало по возможности охватывать «всю совокупность фактов внешнего проявления невропсихики и сопутствующих условий...». Кроме того, большинство патопсихологических исследований было осуществлено в дорефлектологический период творчества.

Уход от собственно психологического анализа фактически противоречил выдвинутому В.М.Бехтеревым принципу личностного подхода: «...Личность больного и ее отношение к эксперименту ничуть не оставляется экспериментатором без внимания... Все, что может дать объективное наблюдение за больным, начиная с мимики и кончая заявлениями и поведением больного, должно быть принято во внимание... оцениваемо в связи со всеми условиями эксперимента, не исключая и непосредственно предшествующих опыту». Это противоречие приводило к тому, что вопреки принципам рефлексологии в конкретные исследования представителей школы В.М.Бехтерева пробивался психологический анализ. Примером может служить вышедшая в 1907 г. работа М.И.Аствацатурова «О проявлении негативизма в речи». Речь больного в этом исследовании анализируется в системе целостного поведения, сопоставляются особенности речи в экспериментальной беседе с речью больного в иных обстоятельствах, подчеркивается, что сходные речевые реакции могут иметь различную природу.

Видную роль в отечественной экспериментальной психологии сыграл ученик В.М.Бехтерева А.Ф.Лазурский , заведующий психологической лабораторией в основанном В.М.Бехтеревым Психоневрологическом институте, организатор собственной психологической школы. Разрабатывая главным образом вопросы индивидуальной и педагогической психологии, Лазурский придавал большое значение патопсихологии: «...Данные, добытые патологией души, заставили пересмотреть, а во многих случаях и подвергнуть основательной переработке многие важные отделы нормальной психологии»; патология дает «возможность рассматривать душевные свойства человека как бы сквозь увеличительное стекло, делающее для нас ясным такие подробности, о существовании которых у нормальных субъектов можно только догадываться».

Лазурский был новатором в экспериментально-методической области: он раздвинул границы эксперимента в психологии, применяя его в обычных условиях повседневной жизни, и сделал предметом экспериментального исследования конкретные формы деятельности и сложные проявления личности. Естественный эксперимент, разработанный Лазурским, вначале для педагогической психологии, был внедрен в клинику. Конечно, осуществление такого эксперимента в условиях клиники было намного сложнее, чем в школе, где в ходе обычной учебной деятельности можно определенным образом строить программу урока, давать экспериментальные задания. В клинике «естественный эксперимент» применялся в ходе организации досуга больных, их занятий и развлечений -- со специальной целью давались счетные задачи, ребусы, загадки, задания по восполнению пропущенных букв и слогов в тексте и др.

С.С. Корсаков (1854 - 1900), один из основоположников московской школы психиатрии, учился по “Лекциям по вторникам” Ж.-М. Шарко, которые использовались в качестве учебного пособия уже в начале 1870-х гг. С.С.Корсаков придерживался того мнения, что знание основ психологической науки дает возможность правильного понимания распада психической деятельности душевнобольного человека. Он начинал чтение курса психиатрии с изложения основ психологии.

Корсаков сам занимался патопсихологическими исследованиями: в 1889 г. С.С.Корсаков представил на конгресс по психиатрии в Париже работу по полиневритическому психозу, где не только описал симптомы выделенной им болезни, в числе которых - потеря памяти на недавние события, но и предложил гипотезу о механизме памяти (эта публикация на французском языке получила название “Медико-психологическое изучение одного вида памяти”).

Еще одна известная психологическая работа С.С. Корсакова посвящена психике микроцефалов, характерной чертой которой он считает преобладание ассоциаций по смежности (т.е. механических, более примитивных) над ассоциациями по сходству и “по смыслу”. На этом С.С. Корсаков основывает свою идею “высшей направляющей функции разума”, которая отвечает за сочетания идей и страдает первой при психическом заболевании.

Психиатрическая клиника Московского университета, которой он руководил, была вторым центром, в котором развивалась клиническая психология. С 1889 г. С.С. Корсаков на свои средства стал приобретать для нее психологические приборы. В этой клинике была организована с 1895 г. вторая в России психологическая лаборатория , первым директором которой стал А.А.Токарский (1859 - 1901). Побывав на стажировке в Лейпциге и Париже, он впоследствии делил свое время между гипнотическими и лабораторными экспериментами, в университете он вел курсы “физиологической психологии с упражнениями по психометрии” и “гипнотизма с его приложением к медицине”. А.А. Токарский постоянно вкладывал свои средства в лабораторию; на его же сбережения издавались ее “Записки” (всего вышло пять выпусков). Эту лабораторию, скорее всего, имел в виду Г.И. Челпанов, когда писал: “У нас при Московском университете имеется "психологический институт", устроенный (на частные средства) по западноевропейскому образцу”.

Статья Токарского «О глупости» содержит интересный анализ структуры слабоумия, подводит к мысли о том, что нарушения интеллектуальной деятельности больных не сводится к распаду отдельных способностей, а что речь идет о сложных формах нарушений всей целенаправленной мыслительной деятельности.

Преемником рано умершего А.А. Токарского по лаборатории стал А.Н. Бернштейн (1870 - 1922), ординатор, а затем ассистент Московской психиатрической клиники. Здесь он начал работы по психологической диагностике душевных болезней, которые продолжил, став директором Центрального полицейского приемного покоя для душевнобольных в Москве (1902). А.Н. Бернштейн был приверженцем нозологического направления, популярного благодаря работам Э. Крепелина. Нозологическая классификация душевных болезней - по их этиологии, течению и исходу, а не по сопровождающим их симптомам, - сменила прежнюю симптоматологию. По замыслу Э. Крепелина, у каждой “нозологической единицы” должна быть своя психологическая картина; психиатрам поэтому следовало найти “чисто формальные нарушения душевной деятельности”, психологические “формулы для точной клинической диагностики”.

В 1910 г. А.Н. Бернштейн и его единомышленники Г.И. Россолимо, Ц. Балталон и Т.Ф. Богданов организовали в Москве Общество экспериментальной психологии (еще одно!), целью которого считали приложение лабораторно-психологических исследований к клинике, “объективно-психологическое исследование душевнобольных”, построение “экспериментальной симптоматологии душевных болезней”. Ими были созданы первые тесты на русском языке: “экспериментально-психологические схемы” (А.Н. Бернштейн), или “психологические профили” (Г.И. Россолимо), в которых диагностировались восприятие и узнавание реальных предметов, их цветных и схематических изображений, осмысление (понимание картинок-сцен, пересказ историй), обобщение (классификация однородных изображений), комбинаторная способность (арифметические действия, складывание разрезанных картинок), соображение (заполнение пропущенных слов и фраз) и память (в которой А.Н. Бернштейн выделил особый параметр восприимчивости и создал специальную методику ее диагностики). В “профилях” Г.И. Россолимо число параметров увеличивалось до 11.

Преемник А.Н. Бернштейна в психологической лаборатории Московской психиатрической клиники, Ф.Е. Рыбаков , выпустил один из первых в России сборников психологических методик, куда вошли тесты и методические приемы Ф. Гальтона, Г. Мюнстерберга, А. Бурдона, Г. Эббингауза, А. Бине и В. Анри, Э. Крепелина, А.П. Нечаева, А.Н. Бернштейна и других (“Атлас для экспериментально-психологического исследования личности с подробным описанием и объяснением таблиц, составленных применительно к цели педагогического и врачебно-диагностического исследования”. М., 1910).

Однако “экспериментально-диагностические схемы” крепелинистов встретили критику в среде самих психиатров: на Х съезде Общества русских врачей доклад А.Н. Бернштейна “Об экспериментально-психологической методике распознавания душевных болезней” вызвал острую дискуссию. Возражения делились на две группы: одни психиатры критиковали нозологическое направление в целом, которое, по их мнению, “еще ничем не доказало своих преимуществ и не установило ни одной новой формы душевных заболеваний”. Другие сомневались в методологической обоснованности самой психологической диагностики душевных болезней, подозревая, что, будучи обследованной с помощью этих методов, “вся масса населения оказалась бы страдающей душевными болезнями”. Ссылаясь на мнение психологов (Г.И. Челпанов), считавших, что “в настоящее время в научной экспериментальной психологии нет таких приемов, при помощи которых можно было бы устанавливать диагнозы”, сторонники этой точки зрения (В.П. Сербский, Н.Е. Осипов и другие) критиковали саму идею давать “диагноз личности” на основе методологически сомнительных критериев.

Разногласия между психиатрами повлияли на то, что вес психологических исследований на медицинских факультетах был снижен. Выиграли от этого философские кафедры.

Психологические лаборатории на философских факультетах русских университетов были открыты позднее: в 1892 г. была открыта лаборатория Н.Н. Ланге в Новороссийском университете. В Университете Св. Владимира в Киеве под руководством Г.И. Челпанова начинает действовать психологический семинарий, при котором организуются лабораторные занятия для студентов. В 1907 г., когда Г.И. Челпанова приглашают профессорствовать в Московский университет, семинарий и кабинет переводятся туда; в 1914 г. на их базе создается Психологический институт, один из лучших по устройству и оснащению в мире.

В.Ф. Чиж (1855 - 1924), стажировался у Ж.-М. Шарко, а также в лабораториях В. Вундта и Л. Флексига. Унаследовав после Э. Крепелина кафедру психиатрии в Дерптском университете, В.Ф. Чиж, наряду с традиционными клиническими исследованиями, начал проводить психологические эксперименты. Его исследования отличались широким спектром: от неврологии (работы о раннем распознавании сифилиса нервной системы, артериосклерозе и неврастении) до “патографических очерков” о писательском творчестве и литературных описаниях душевных болезней (“психологические портреты” А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева). “Опыты на себе” были характерной чертой науки прошлого века; В.Ф. Чиж с экспериментальными целями принимал закись азота и нашел, что при наркотическом опьянении первым страдает аффективная сфера, а именно нравственное чувство, к тем же выводам пришел петербургский психиатр С.Д. Данилло , который вместе с физиологом Ш. Рише испытывал на себе и других добровольцах действие гашиша на психику.

Итак, связи психологии с медициной в нашей стране стали оформляться около 100 лет назад. Первые в России психологические лаборатории были устроены в психиатрических клиниках. Там проводились как клинические, так и для лабораторные (в вундтовском смысле слова) исследования. Курс экспериментальной психологии впервые стал читаться также преподавателями кафедр нервных и душевных болезней. В клинике начали развиваться и первые диагностические исследования, созданы первые тесты на русском языке. Многие психиатры, например С.С.Корсаков, В.М.Бехтерев, А.И.Сербский, Г.И.Россолимо, А.Н.Бернштейн, В.А.Гиляровский, были членами психологических научных обществ, редакторами психологических журналов и т.п. В дальнейшем, именно на психоневрологических съездах, прозвучали первые доклады советских психологов, выступавших за построение марксистской психологии. На I психоневрологическом съезде в Москве выступил со своим докладом «Современная психология и марксизм» Л.С.Выготский.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

100-ЛЕТИЕ ПЕРВОЙ РУССКОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ

Е.А. БУДИЛОВА, В.А. КОЛЬЦОВА

Одним из важных этапов становления научной психологии как самостоятельной отрасли знания было введение в нее эксперимента. В своей программной статье «Кому и как разрабатывать психологию?», помещенной в 1873 г. в «Вестнике Европы», И.М. Сеченов впервые в отечественной психологии выдвинул задачу развития психологической науки как самостоятельной отрасли знания, опирающейся на экспериментальные методы исследования. «Наиболее верным аналитическим и вместе с тем проверочным орудием является опыт»,- писал он . Именно с дальнейшим развитием материалистического естественнонаучного направления в психологии и реализацией указанной программы И.М. Сеченова была связана разработка путей и принципов экспериментального психологического исследования в первых отечественных психологических лабораториях. Создателями их были врачи-психиатры В.М. Бехтерев, П.И. Ковалевский, В.Ф. Чиж, С.С. Корсаков и А.А. Токарский.

Успехи, достигнутые в XIX в. естествознанием, и прежде всего развитием физиологии органов чувств и психофизики, способствовали возникновению экспериментальной психологии. Ее зарождение отражало также потребности общественной практики, в первую очередь быстро развивающейся в то время медицины, особенно ее новой отрасли - психиатрии, стремившейся к созданию базирующихся на результатах экспериментальных психологических исследований методов диагноза, анализа психопатологических явлений и определения эффективности терапии.

Поэтому первые экспериментальные психологические лаборатории, возникнув в России в конце XIX в. в психиатрических клиниках, имели целью прежде всего решение практических задач.

Первой и одной из наиболее крупных лабораторий, сыгравшей исключительно важную роль в разработке и утверждении принципов экспериментирования в психологии, стала психологическая лаборатория, созданная в 1885 г. в Казани выдающимся ученым-невропатологом, психиатром и психологом Владимиром Михайловичем Бехтеревым.

Защитив в 1881 г. докторскую диссертацию, В.М. Бехтерев в 1884 г. был послан от Петербургской военно-медицинской академии в длительную заграничную командировку, во время которой он работал в клиниках и лабораториях крупнейших европейских физиологов и психиатров. Особый интерес у него вызвали исследования В. Вундта и его последователей, проводившиеся в Лейпцигской психологической лаборатории. В 1884-1885 гг. Бехтерев слушал в Лейпциге курс лекций Вундта по экспериментальной психологии и занимался в его лаборатории.

Интерес молодого ученого к экспериментальной психологии был связан с той идейной борьбой, которая шла в России между передовыми учеными, сторонниками сеченовского учения, и представителями официальной психологии. Философы-идеалисты и богословы, преподававшие психологию в университетах и духовных академиях в 70-80-х гг., выступали против применения в психологии объективного метода и введения в нее эксперимента.

По возвращении из-за границы в 1885 г. В.М. Бехтерев был назначен профессором Казанского университета по кафедре психиатрии. Ему было тогда 28 лет. Одним из требований молодого ученого при вступлении на кафедру университета была организация при нем экспериментальной психологической лаборатории. Это требование было принято, и осенью 1885 г. в Казанском университете при клинике душевных и нервных болезней создается первая русская экспериментальная психологическая лаборатория.

В то время в Казанском университете еще хорошо помнили разгоревшуюся там дискуссию, начало которой положила речь профессора физиологии Н.О. Ковалевского на торжественном годичном собрании в 1876 г. Назвав свою речь «Как смотрит физиология на жизнь вообще и психическую в особенности» , он посвятил ее материалистическому объяснению психических явлений, критике идеализма и дуализма в психологии. Ковалевский поддерживал положения о психике как функции мозга и обусловленности работы мозга внешними воздействиями. Он по-сеченовски отвечал на вопрос, «кому и как разрабатывать психологию».

Студенты горячо, бурными овациями встретили выступление передового профессора-физиолога. Против него в защиту идеализма и религиозного учения о душе выступил университетский профессор философии и психологии А.И. Смирнов . Он отвергал центральное положение материалистической психологии о том, что психическая жизнь подчинена объективным законам и должна исследоваться объективными методами. Ответом А.И. Смирнову была книга И. Шумкова , в которой он высмеивал Смирнова и подчеркивал детерминацию психических явлений объективным миром.

Открытие Бехтеревым в Казанском университете первой в стране экспериментальной психологической лаборатории означало победу сеченовских идей. Бехтерев пришел в психологию как последователь сеченовских идей. Начало научной психологии, считал он, было положено И.М. Сеченовым. «Первый и существенный просвет в изучении человеческой личности,- писал он,- был положен нашим физиологом и общественным деятелем И.М. Сеченовым, книга которого, изданная в 60-х гг. под заглавием «Рефлексы головного мозга», давала общую схему так называемых психических процессов, ставя их в связь с внешними воздействиями и сводя их в окончательном итоге к движению». Бехтерев приводил далее известное место из «Рефлексов головного мозга» о внешних проявлениях мозговой деятельности - мышечном движении и вслед за тем писал: «Подведение всех высших проявлений человеческой личности под понятие рефлексов головного мозга, сводящихся к движению,- это такой гигантский полет человеческой мысли по сравнению с пережевыванием субъективных переживаний на все лады, что нельзя не отдать должное этому русскому ученому, положившему первый камень в научном изучении человеческой личности. Мы теперь говорим уже не об одном мышечном движении, которое является окончательным продуктом высших проявлений человеческой личности, но и сосудисто-сердечных и вообще соматических явлениях и о секреторных явлениях и даже о гальванических явлениях на кожной поверхности, которые могут быть внешними проявлениями рефлексов головного мозга, но это все только дополнение к той основной схеме, которая впервые была дана Сеченовым» . Все, что им делалось, Бехтерев рассматривал как дополнение к схеме Сеченова.

Период казанской деятельности Бехтерева характеризовался исключительной плодотворностью и явился важным этапом не только в развитии отечественной психологической науки, но и в научном творчестве самого Бехтерева. С первых же шагов своей работы

в Казанском университете В.М. Бехтерев проявил себя как прогрессивно, демократически мыслящий общественный деятель. Во вступительной лекции «О причинах распространения душевных расстройств в современном обществе» в клинической аудитории университета он указывал на тяжелые экономические условия жизни трудящихся в России в капиталистическом обществе как на одну из основных причин психических расстройств .

В Казани В.М. Бехтерев разворачивает широкие клинические исследования и ведет большую научную работу в области невропатологии, создает Общество невропатологов и психиатров и руководит им. Это общество объединило исследователей и врачей, работавших в области анатомии и физиологии нервной системы, психологии, невропатологии, психиатрии. В.М. Бехтерев приступает к изданию журнала общества «Неврологический вестник» и возглавляет его. В журнале публикуются первые экспериментальные психологические исследования.

В Казани Бехтерев сложился как крупный, многогранный ученый с широкими научными взглядами, разнообразными интересами, способный творчески решать новые задачи. Многие планы его будущих исследований, написанных позднее трудов были задуманы именно здесь . Характеризуя позднее казанский период своей деятельности, Бехтерев писал: «Девять лет, проведенных мною в Казанском университете, сослужили мне большую службу...в научном отношении» .

Новая лаборатория требовала оснащения ее необходимыми приборами и оборудованием. Осенью 1885 г. Бехтереву было выделено около одной тысячи рублей на первые расходы по созданию лаборатории. Сперва лаборатории отвели лишь одну комнату в помещении бывшей фармацевтической лаборатории. Через пять лет, в 1890 г., когда университет построил новое большое здание, лаборатории предоставили три большие комнаты. Министерство народного образования ежегодно выделяло лаборатории дотации, университет выдавал на оборудование и инструменты специальные субсидии - около 500 руб. в год.

Для своего времени лаборатория была оснащена весьма неплохо. Кроме обычного лабораторного оборудования (энцефалометр, хроноскоп, реактивы, микроскопы и т.д.) в ней имелась также аппаратура, изобретенная и сконструированная самим В.М. Бехтеревым (см.: Вопр. психол. № 5. 1985. С. 123. - Ред.) и сотрудниками.

Конечно, небольшой срок существования лаборатории и относительно скромные субсидии, выделяемые на ее оборудование, не позволяли в полной мере удовлетворить все потребности в экспериментальном инструментарии, однако даже то, чем располагала лаборатория, позволило провести ряд интереснейших экспериментальных исследований.

В лаборатории под руководством В.М. Бехтерева работали врачи, физиологи, психологи: В.И. Васильев, М.К. Валицкая, Б.И. Воротынский, В.Н. Васяткин, А.В. Диомидов, Н.Н. Реформатский, И.К. Мейер, П.А. Останков и другие. Активное участие в деятельности лаборатории принимали также студенты и сотрудники Казанского университета.

Как показывают материалы доклада В.М. Бехтерева на состоявшемся в 1893 г. Международном конгрессе по антропологии, доисторической археологии и зоологии , сотрудниками лаборатории за годы ее существования было подготовлено и опубликовано более 34 научных работ. Собственно психологические исследования занимали еще относительно небольшой объем в общем числе работ, однако значение их состояло в том, что по сути это были первые экспериментальные психологические исследования, в которых опробовались и на основе которых складывались, отрабатывались принципы и методы экспериментально-психологического

исследования, принесшие впоследствии В. М. Бехтереву и его школе заслуженную славу.

Экспериментально-психологические исследования Казанской лаборатории были представлены работами М.К. Валицкой, содержащей данные психометрических исследований больных, страдающих нервными расстройствами, работой Е.А. Геника и Б.И. Воротынского, в которой приводятся данные психометрических исследований людей, находящихся в состоянии гипноза, а также работой, выполненной под руководством Бехтерева П.А. Останковым и М.М. Граном - в то время студентами Казанского университета - по измерению скорости психических процессов у людей в различное время дня. Таким образом, первые экспериментально-психологические исследования относились главным образом к области психометрики и были выполнены в основном на клиническом материале , .

B 1888 г. В.М. Бехтереву поручили произнести речь на торжественном годичном акте Казанского университета. Обычно для таких выступлений избиралась актуальная общая проблема, связанная со специальностью выступающего. Речь В.М. Бехтерева «Сознание и его границы» содержала обобщение результатов психологических исследований, проведенных в экспериментальной лаборатории. Сам факт выбора этой темы подчеркивал важность проводившейся работы в области экспериментальной психологии. Кроме того, избранная тема являлась как бы продолжением и дальнейшим развитием основных идей, содержавшихся в памятной речи Н.О. Ковалевского.

В своей речи В.М. Бехтерев впервые четко и определенно выдвинул тезис о необходимости использования для изучения психических процессов объективных экспериментальных методов исследования. «...Было бы совершенно бесплодно,- говорил он,- еще раз обращаться в этом вопросе к методу самонаблюдения. Только экспериментальным путем можно достичь возможно точного и обстоятельного решения вопроса» .

Последовательная ориентация В.М. Бехтерева на объективные экспериментальные методы исследования в психологии уже тогда отличала его позицию от взглядов В. Вундта, следовавшего интроспективной концепции сознания и привлекавшего объективные физиологические средства исследования лишь для создания наилучших условий интроспекции.

В этой речи В.М. Бехтерев впервые изложил получившие развитие в его последующей научной деятельности принципы организации экспериментального психологического исследования: комплексный подход к изучению психики человека, его сознанию, как к сложным, многоуровневым, полиструктурным образованиям, предполагающий использование различных методов в рамках разных наук о человеке; связь теории, эксперимента и практики, экспериментальной и клинической деятельности, а также личностный подход в экспериментально-психологическом исследовании.

Последовательно материалистический подход к оценке сознания как отражения внешнего объективного мира, объективных отношений и связей сочетается у Бехтерева с анализом сознания в единстве его структуры, уровней и функций. В.М. Бехтерев, определяя сознание и его границы, анализирует результаты экспериментальных исследований мнемических, перцептивных процессов, рассматривает факторы, детерминирующие их содержательные и динамические характеристики. К числу таких факторов он относит как объективные характеристики воспринимаемых и запоминаемых сигналов, так и личностные характеристики испытуемых. «Наблюдение показывает, что процесс введения представлений в сферу ясного сознания зависит только частично от внешних условий, иначе говоря, от объективных качеств подействовавшего на нас внешнего впечатления, главнейшим же образом - от внутренних условий» .

Среди объективных факторов, определяющих объем памяти (количество запоминаемого материала), им выделяются скорость следования звуковых

сигналов друг за другом, величина и качество групп стимулов или содержательные характеристики стимула, резкость и новизна, сила раздражителя. В результате исследований обнаружено, что наиболее благоприятной для запоминания как отдельных стимулов, так и групп звуковых сигналов является скорость их следования друг за другом, равная одной трети секунды. Изменение скорости предъявления сигналов в том или другом направлении приводит к уменьшению объема запоминаемого материала. Объем запоминания зависит также от состава воспринимаемых стимулов: «Чем больше величина воспринимаемых групп, иначе говоря, чем сложнее представления, тем меньшее их количество может одновременно помещаться в сознании; наоборот, чем меньше величина воспринимаемых групп, иначе говоря, чем менее сложны отдельные представления, тем большее их количество зараз помещается в нашем сознании» .

Особенно большой интерес представляют выводы В.М. Бехтерева относительно личностного опосредствования результатов психической деятельности человека. Так, анализируя экспериментальные результаты, В.М. Бехтерев указывает на зависимости характера восприятия и запоминания материала от психического состояния человека, степени его утомления, отношения субъекта к воспринимаемому и запоминаемому материалу, наличия или отсутствия интереса к нему, соответствия данного материала нравственным позициям и установкам испытуемого.

Убедительным подтверждением данного положения являются приводимые Бехтеревым результаты запоминания экспериментального материала в. зависимости от состояния утомления испытуемого: «...в одном случае после одночасового занятия психофизическими исследованиями человек, группируя по два звуковые впечатления, следующие друг за другом со скоростью 1 с, дал при восприятии четырех групп 0,7 верных суждений; при восприятии пяти групп 0,6; при восприятии шести групп 0,55; тогда как до занятий тот же субъект при подобном же группировании звуковых впечатлений одинаковой скорости дал при восприятии четырех групп 0,8 верных суждений; при восприятии пяти групп также 0,8 верных суждений; при восприятии шести и семи групп 0,75; при восприятии восьми групп 0,6 верных суждений» . Данное положение доказывается Бехтеревым также тем, что «по утрам результаты исследования объема сознания в общем оказываются заметно более благоприятными, нежели вечерами» .

Особенно хорошо запоминаются, согласно данным В.М. Бехтерева, те воздействия, которые теми или иными характеристиками привлекают к себе внимание человека, заинтересовывают его. В качестве таких характеристик, способных привлечь внимание субъекта, Бехтерев выделяет новизну стимула, резкое отличие его от других, действующих одновременно с ним. Глубоко и полно запоминаются воздействия, которые благодаря ассоциативным связям вызывают у человека глубокие чувства и переживания. «Из ряда одновременно воспринимаемых впечатлений, независимо от объективных свойств самого впечатления, в сферу ясного сознания с большей вероятностью будет введено то, которое сопряжено с наиболее сильным чувствованием» .

Уровень восприятия и запоминания материала определяется таким образом индивидуальным опытом человека, тем багажом впечатлений и переживаний, который накоплен человеком в процессе его жизнедеятельности. Те психические переживания, которые уже имели место в индивидуальном опыте человека, «имеют больше шансов возбудить наше внимание», лучше и полнее воспринимаются, переживаются и запоминаются индивидом [там же].

Чрезвычайно интересным представляется также указание В.М. Бехтерева на значение личностных характеристик человека как факторов детерминации результатов психических процессов, в частности его мысль о том, что «впечатления, находящиеся в более или менее тесном соотношении с содержанием сознания в данное время, а также и с укоренившимися в сознании представлениями

(в особенности с теми, которые составляют так называемое нравственное ядро), обычно с особенной легкостью вводятся в сферу ясного сознания» .

Опираясь на экспериментальные данные, В.М. Бехтерев вскрывает также роль установки, ожидания в акте восприятия.

Таким образом, уже в ранних экспериментальных работах В.М. Бехтерева вырисовывается пока еще не оформленная окончательно, но уже четко определившаяся идея личностной опосредованности психики человека, зависимости психических проявлений индивида от его личностных, индивидуальных характеристик, состояний, установок, отношений, особенностей нравственной сферы.

Такое выделение личностных детерминант психической деятельности в ранних трудах В.М. Бехтерева, в разрабатываемых им принципах организации психологического эксперимента являлось чрезвычайно важным, имеющим большое значение для разработки экспериментальных основ психологической теории. В этих трудах мы находим начала развития личностного подхода в психологии - одного из важнейших принципов современной советской психологической науки.

Рассматривая психические явления как отражение внешнего мира, анализируя их внешние объективные и субъективно-личностные детерминанты, Бехтерев подчеркивал регуляторные функции психического отражения в жизни человека.

Принципиально важным представляется положение ученого о необходимости тесного взаимодействия экспериментальной психологии с другими науками, занимающимися исследованием человека. Бехтерев последовательно утверждал комплексный подход к изучению человека, постоянно подчеркивал многогранность и многоаспектность объекта своего исследования - человека и его внутреннего мира, считал единственно правильным осуществление его целостного изучения разными науками, каждая из которых исследует лишь отдельные стороны этого многогранного объекта .

Актуально звучат в наше время положения Бехтерева о необходимости реализовать в научных исследованиях принцип единства теории, практики и эксперимента. «То, что вырабатывается в кабинетах и лабораториях,- писал Бехтерев,- применяется затем у кровати больного, и, с другой стороны, то, что наблюдается у кровати больного, служит предметом лабораторных исследований» . Он отмечал необходимость практической ориентации экспериментальных психологических исследований, потребность в создании и использовании экспериментальных методов и приемов, позволяющих выявить глубинные механизмы психики человека, которые не могут быть обнаружены клиническим наблюдением.

Вслед за Казанской экспериментальной лабораторией были созданы психологические лаборатории в других университетах: Харьковском, Юрьевском, или Дерптском (ныне Тартуском), Московском, Новороссийском (в Одессе).

В 1895 г. В.М. Бехтерев был избран профессором Военно-медицинской академии в Петербурге. Там при академической клинике он создал новую экспериментальную психологическую лабораторию и привлек к работе в ней многих врачей-психиатров и студентов. Теоретические принципы и методы психологического эксперимента, разработанные в Казанской лаборатории, развивались и применялись В.М. Бехтеревым в Петербургской лаборатории, где у него работал большой коллектив неврологов и психиатров, совмещавших психологические исследования с врачебной практикой в клинике.

В 1906 г. на Первом Всероссийском съезде по педагогической психологии, работа которого вышла далеко за пределы педагогической психологии, были представлены доклады многих сотрудников психологических лабораторий клиник. Председательствовавший на съезде В.М. Бехтерев внес предложение создать специальное научное и вместе с тем учебное заведение - психологический или психоневрологический

институт. Осуществляя свою программу экспериментальных неврологических и психологических исследований, Бехтерев представил свой план работы института широкого профиля, который был бы связан с разными областями практики: медициной, педагогикой, криминалистикой и другими,- охватил бы своими исследованиями как индивидуальную, так и общественную психологию.

Главная цель нового института, говорил Бехтерев, должна состоять в том, чтобы «всесторонне изучить и научиться понимать человеческую личность и выяснить более совершенным образом, чем это было до сих пор, способы наилучшего ее совершенствования и, где нужно, врачевания» .

Психоневрологический институт в Петербурге был открыт в 1907 г. Экспериментальной психологической лабораторией в институте заведовал А.Ф. Лазурский, ученик В.М. Бехтерева. Он же читал там курс общей и экспериментальной психологии.

Созданный В.М. Бехтеревым Психоневрологический институт - первое в нашей стране высшее психологическое научно-исследовательское и учебное заведение. На Втором Всероссийском съезде по педагогической психологии в 1909 г. речь шла уже о его работе .

Геник Е., Воротынский Б. И. Психиатрические исследования над лицами, приведенными в состояние гипноза. - Врач, 1891.

7. Ковалевский Н. О. Публичные лекции и речи. - Казань, 1892.

8. Сеченов И. М. Избранные философские и психологические произведения. - М., 1947.

9. Смирнов А. И. Механическое мировоззрение и психическая жизнь: По поводу речи Н.О. Ковалевского «Как смотрит физиология на жизнь вообще и психическую в особенности». - Казань, 1877.

10. Труды Первого Всероссийского съезда по педагогической психологии в С.-Петербурге в 1906 г. (31 мая - 4 июня). - Отчет, составленный секретарем съезда М.И. Коноровым.- СПб., 1906. - 280 с.

11. Труды Второго Всероссийского съезда по педагогической психологии в С.-Петербурге в 1909 г. (1-5 июня). - Отчет, составленный секретарем съезда М.И. Коноровым. - СПб., 1910. - 401 с.

12. Шумков И. К вопросу о психической жизни (по поводу критической заметки «Механическое мировоззрение и психическая жизнь» А. Смирнова). - Казань , 1877.

13. Bekterev W. M. Le laboratoire psychophysiologue de l"Universite Imperiale de Kazan, fonde par le professeur W. Bekterev. - In: Congress internationaux d"Antropologie et de Zoologie a Moskou le 10/22 - 18/20, 1893 . Pt. 1.

Поступила в редакцию 17.VII 1985 г .

Рекомендуем почитать

Наверх