Сценарий театрализованного представления «В тридевятом царстве. Театрализованное представление «Сказочная фантазия Театрализованное представление по мотивам

Документы 17.02.2024

Пьеса в пяти картинах для детей по мотивам русских народных сказок

Действующие лица:

Иванушка – Н.Ганиев

Царь Горох, он же Волк – Р.Шафиков

Медведь, он же Яга-дочка – С.Рудой

Сказительница – И.Лынник

Нянька, она же Аленушка – Е.Вологжина

Баба-Яга – З.Хисматуллина

Мамка – Г.Шафикова

Заяц – Р.Гарафутдинов

Пролог

Сказительница: Расскажу вам сказку про далекое царство – тридевятое царство. Про Бабу-Ягу носатую, да про дочку ее усатую. Усаживайтесь поудобнее, да потом не говорите, что видеть – не видали, да слыхом не слыхали. Кончилась присказка, начинается сказка. Жил-был Царь Горох – деревянный лоб. И был у него сынишка Иванушка. Рос царевич не по дням, а по часам. На сдобных пирогах рос, на чистом сливочном масле, да на парном молоке.

Сказительница: Слышите? Зовет меня. (Скрывается.) Бегу, Ванятка, бегу, мой сладенький!

Картина первая.

Занавес открывается. Хоромы царские. Царь, Мамка и Нянька прислушиваются у двери. Голос Иванушки: Нянька! Сыра хочу!

Нянька: Ой, плачет, маленький! Сей момент принесу сыра заморского, сыра голландского…

Царь Горох: Вырос Ванюша, да в толк не пошел.

Мамка: Да, погоди, царь, ведь он еще маленький.

Царь Горох: Во-во, маленький! Плечи в двери застревают, лоб в потолок упирается…Ба-олшой лоб вырос, а все ему что в лоб, что по лбу, только и знает, что на батюшку-царя с няньками покрикивать…

Нянька: Бегу! Несу!

Царь, Нянька и Мамка с песней несут лакомства в опочивальню Иванушки.

Песенка Царя, Няньки и Мамки

Нянька: Ну почему, почему, почему

Любит он сыр голландский?

Царь Горох: А потому, потому, потому,

Что сыночек он Ваня царский!

Мамка: Вот испекла для Иванушки я

Сладкий медовый пряник.

Нянька: Станет от торта Иван наш большой

Как пароход «Титаник»

Вместе: Все бегут, бегут, бегут,

Царь Горох: Он кушать просит.

Вместе: Все бегут, бегут, бегут.

Царь Горох: Он хочет есть.

Вместе: Приятного аппетита!

(Появляется Иванушка, лениво зевая, и уваливается на трон) Ску-учно…

Царь Горох: А мы развеселим. Женим тебя, Иванушка! Свадебку сыграем!

Мамка: Есть у нас Аленушка – очи сокольи, брови – собольи, а сзади коса – девичья краса.

Иванушка: Да на что она мне?

Царь Горох: Будешь ее обнимать, целовать…

Иванушка: Еще чего!

Нянька: Не хочет, родимый… Будешь той Аленке пинков давать, да за косу трепать.

Иванушка: Гы-ы-ы… Хочу жениться!

Царь Горох: Нянька! Мамка! Чё стали, как вкопанные? Скорее ведите Аленушку, пока Ванюша не передумал.

С возгласами «Свадьба!», «Царевич женится!» Мамка и Нянька убегают. Царь и Царевич играют в ладушки.

Царь Горох: Ладушки-ладушки

Радость у Иванушки.

Иванушка: После свадьбы я таков

Надаю ей тумаков!

Царь Горох: У Аленки красота…

Иванушка: И большая борода!

Царь Горох: Мягкая, как булочка…

Иванушка: И, наверно, дурочка!

Царь Горох: Будешь ты ее любить…

Иванушка: В бане веником лупить!

Появляются Нянька с Мамкой.

Нянька: Не велите казнить, ваше величество!

Мамка: Велите помиловать!

Нянька: Аленушку ночью унесла за тридевять земель Баба-Яга в ступе.

Царь Горох: Нянька! Мамка! Че стоите, рты поразевали? Плачьте горько! (Те воют, причитают.) А ты че не ревешь?

Иванушка: Да че-то не хочется, батя!

Царь Горох: А я щас достану волшебный ремешок (расстегивает ремень), и мы твоими слезами еще и умоемся. Ревите все! Громко! (Все плачут) Ну, поплакали и будя. Ступай, Иванушка, отыщи Аленушку.

Иванушка: Так куда же я пойду, батя?

Царь Горох: За тридевять земель, в царство лесное, к Бабе-Яге.

Иванушка: Не, батя. Я еще маленький. Мне нужно здоровое питание и отличное воспитание.

Царь Горох: Все! Кончилось мое терпение… Сейчас, сынок, займусь твоим воспитанием. (Замахивается ремешком) Хоть это и непедагогично это, а, может, и будет такой толк.

Иванушка, а за ним и Царь исчезают в опочивальню. Все заходило ходуном. Слышны крики Иванушки: и»Я больше не буду!». Наконец, размазывая слезы и подтягивая штаны, высказывает Иванушка. Царская голова выглядывает из-за дверей.

Царь Горох: Вот тебе мое последнее слово: отправляйся-ка ты к Бабе-Яге, и пока Аленушку не отыщешь, домой ни ногой, а вот когда найдешь – милости просим.

Нянька и Мамка снаряжают Иванушку в дорогу.

Нянька: Ох, Царь Горох – деревянный лоб.

Мамка: Родимого сына из дворца выгнал.

Нянька: На, Ванечка, на, сладенький, котомку тебе в дорогу.

Мамка: Да петушок на палочек.

Иванушка: Прощай, нянька! Прощай, мамка! Не поминайте лихом… Авось еще и увидимся.

Звучат вступительные музыкальные аккорды, и под песенку Иванушки идет трансформация декорации для следующей картины.

Картина вторая.

Идет Иванушка лесом, тропками неизведанными, да песенку поет.

Песенка Иванушки.

Меня батюшка прогнал,

Очень строго наказал,

Чтобы я в лесу дремучем

Там Аленку отыскал.

Если встретится бабай,

Прошепчу я тихо «ай»,

А потом я крикну смело:

«Хара-кири» и «Банзай!»

Я, конечно же, устал,

Я в дремучий лес попал,

Я по жизни заблудился,

Я, по-моему, пропал.

Иванушка: Ох, притомился, сил больше нет. Сяду на пенек, пососу петушок, авось сил да прибавится. (Садится на пенек, достает из узелка леденец, лижет)

Эх, кабы это взаправдашний петушок был…жареный. Да если бы и не петух вовсе, а поросенок целый с хреном да кашей гречневой…

Из лесу появляется Медведь, тихонько присаживается к Иванушке на пенек, глядит на леденец, слюнки глотает. Иван его не замечает, сам с собой мечтает.

Да чего там мелочиться, когда не поросенок, а бык печеный, в брюхе чеснок толченый, да меда целая колода, да пряников печатных корзина!

Медведь: Хорошо! Вот бы…

Иванушка: Хорошо! Эх бы!..

Медведь: Вкуснота!

Иванушка: Вкуснотище!

Медведь: Дай лизнуть разочек, будь другом!

Иванушка (он наконец заметил Медведя. Увидел и заголосил, как резаный) А-а-а-а! Караул! Грабят! Не подходи, а то батюшке-царю скажу, он тебя-а…

Иванушка кричит, вскочив от страха на пенек, но руку с леденцом все же не позабыл как можно выше вытянуть. А Медведь от такого крика испугался не меньше иванушки, закрыл лапами голову и за куст кинулся. А Иван за пенек залег и затаился… Минута прошла, другая… Иванушка из-за пенька высунулся опасливо, а Медвкдь ему навстречу морду из-за куста высунул.

Медведь: Ты чего… того… этого?

Иванушка: А ты чего?

Медведь: Да я только леденчика у тебя кусочек попросить хотел. Уж больно аппетитно пахнет, прямо слюнки текут…

Иванушка: Так, значит, ты не на меня, а на леденчик нацелился? (вылезает из-за пенька)

Медведь: Ну… того… этого… А ты испугался… (вылезает)

Иванушка: Я испугался? Ха! (По-приятельски хлопает Медведя) А сам-то… Ха-ха! Сам-то не испугался что ли? Ха-ха!

Медведь: Ты уж… того… этого… будь другом, дай разочек лизнуть, давно сладкого не пробовал.

Иванушка: У тебя, я смотрю, губа не дура… Тебе раз лизнуть, что мне кило халвы стрескать. В общем, пока я вежливый, я тебя очень прошу – шел бы ты подобру-поздорову… На всех петушков не напасешься. До свидания! Желаю счастья в личной жизни.

Иванушка: А ну, отойди с дороги…пожалуйста…

Медведь: Дорога в лесу, а тут я хозяин. Хочу пущу, а захочу и заместо леденца…того…этого… схрумкаю.

Иванушка (струсил): Схрумкаете? Это как? Съедите, что ли? Вы, конечно, меня извините, но я совершенно невкусный.

Медведь: А вот мы попробуем и узнаем – вкусный ты или нет, жадина-говядина…

Медведь наступает на Иванушку, а тот пытается увернуться, но безуспешно. Медведь почти уже сгреб его.

Иванушка: Смени гнев на милость, Медведь-батюшка, не губи иванушку, возьми себе петушок – это я просто так пошутил неудачно.

Медведь: Вот спасибо-расспасибо… (Сосет леденчик, причмокивает.) Эх, сладость, ух, радость! Друг ты мой ситцевый! А давай, песенку сочиним?

Иванушка: Про тебя?

Медведь: И про любовь. (Торжественно.) Песенка про Мишку…

Иванушка: … И рыжую Мартышку!

Вот уже Медведь играет на балалайке и вместе с Иваном сладко поет.

Песенка про Мишку и Мартышку

Медведь: В лесу дремучем и глухом

Шел по тропе могучий Мишка.

Иванушка: Навстречу Мишке, не таясь,

Скакала рыжая Мартышка.

Медведь: Медведь Мартышку полюбил

И от души дарил ей розы.

Иванушка: мартышка брала их, смеясь,

И Мишке корчила лишь рожи.

Вместе: Медведь и Мартышка –

Сюжет этой песни

Напела твоя балалайка.

Медведю Мартышка

Сказала: «Навеки!

Мишутка! Дружище! Прощай-ка!»

Иванушка: Прощаюсь и я, Медведь-батюшка. Вон уже смеркаться начинает, а я даже следа Аленушки не нашел… В какую сторону идти? Где искать бабу-Ягу?

Медведь: Ну, дорога известная: ступай себе прямо, никуда не сворачивай.

Иванушка: Прощайте, Михайла Потапыч! За доброту да за дружбу спасибо, а если обидел чем, то не поминайте лихом.

Медведь: Добром попомню, Иванушка! (Обнимаются.) какой добрый, какой вежливый стал!.. Провожу тебя до опушки.

Прощальная песня Медведя и Иванушки

Медведь: Не сворачивай с пути,

Прямо по лесу иди.

Если вдруг беда случится,

Ты на помощь позови.

Иванушка: если я услышу вой,

Покажу характер свой

И от Волка убегу я.

Я же храбрый, я такой!

Я по жизни загулял,

Я в дремучий лес попал,

Я по жизни заблудился,

Я, по-моему, пропал.

Картина третья

Поет Иванушка, шагает по тропинке, а навстречу ему Заяц мчится, словно ошпаренный.

Заяц: Ой-ой-ой… Помогите! Заиньку спасите! меня Волк Зубамищелк съесть хочет…

Иванушка: Волк?! (И – шасть в кусты, притаился, сам от страха трясется и кусты дрожат.)

Заяц: Волк нюхом учует. А слабым помогать нужно, дяденька!

Иванушка: Да какой я тебе дяденька? Иванушка я. Эх, была – не была. Волка бояться – в лес не ходить. Попробуем обхитрить его. Слушай.

О чем-то шепчутся, смеются и скрываются: Иванушка – в кустах, а Заяц – за деревом. С песенкой появляется Волк.

Песенка Волка

Спрятались ромашки,

Уползли букашки

И трусливый Заяц

Задал стрекача.

Это я для смеха,

Заглушая эхо,

Тонко и сердечно

Свою песню зарычал.

Ломать, крушить

И рвать на части –

Вот это жизнь,

Вот это счастье!

В кустах раздается шорох.

Волк: Ой! В кустах кто-то есть! (Кричит дрожащим голосом.) Эй! Выходи! Я смелый! Я храбрый! Раз…Два… (Над кустом вырастают заячьи уши.) Ага, косой, вот ты мне и попался! (Протянул в лапу в кусты и, словно ужаленный, отпрянул – показывает мощно перебинтованный палец.) Ого, кусается… Да я тебя… (И еще раз лапой в кусты, тянет заячьи ушки, а под ними вырастает мощная фигура Иванушки. Волк присвистнул от удивления.) Ты кто?

Иванушка : Я – Заяц-переросток. А ты?

Волк: А я Волк, царь лесов.

Иванушка: Да какой ты царь! Так, мелкий Волчишка…

Волк: Щас за нос укушу, чтоб не дразнился.

Иванушка: Едва знакомы, а ты уж кусаться. Давай так. Ежели от куста до того дерева первым добежишь – кусаешь меня за нос, ежели вторым – кусаю я. Идет?

Волк: Волка ноги кормят. Идет.

Иванушка: Тогда бежим!

Музыкальный фрагмент. Только Волк ринулся с места, иванушка юркнул в кусты. Бежит волк, оглянулся – нет Зайца, наверно, отстал. Вперед глянул, а из-за дерева уже торчат заячьи ушки.

Заяц (из-за дерева): Проиграл, Волк. Щас ка-а-к укушу!

Волк: Это была разминка. Будем сейчас взаправду бежать – от дерева до куста. Вперед!

Музыкальный фрагмент. Волк ринулся к кусту и обомлел – его уже дожидается Иванушка.

Иванушка (рычит и щелкает зубами): Ам-ам! Хрум-хрум!

Волк: Попытка – не пытка. Еще одна попытка. К дереву – марш!

Музыкальный фрагмент. Изнеможденного Волка у дерева ожидают заячьи ушки.

Волк: Ах так? Да я тебя!.. (Размахивается, ударяет ногой, на секунду она задерживается за деревом, и вот уже Волк с загипсованной ногой) У-у-у… Инвалидом сделал, переросток!

Иванушка: Не плачь, Волчишка… Еще хочется зайчатинки?

Волк: Даже слюнки текут…

Иванушка: Закрой глаза, открой пасть, похрустишь моим ухом. (Заяц кладет в пасть Волка сосновую шишку) Вот тебе и зайчатина. Вкусно?

Волк (чуть-чуть похрустев, пришептывает): Ой! Суб сломал! Волк бес субов, сто генерал без армии – одно свание.

Заяц (перевязывает пасть косынкой): Новые можно вставить.

Волк: Цево-цево? Перехитрили меня… А где вставить?

Заяц: У лекаря. Пойдем к нему…

Иванушка : Не трогай слабых, Волк. Защищай их, помогай им.

Волк: Больше не буду…

Иванушка: Вот и хорошо. До Бабы-Яги далеко?

Заяц: Близко. Нам по пути. Проводим!

Песенка Иванушки, Зайца и Волка

Заяц: Мне с друзьями вместе легче

По лесу идти.

Горе вместе, радость вместе,

Что не так – прости.

Иванушка: Ты Зайчишку, Серый Волк,

Смотри, не обижай!

Волк: Я теперь его защитник,

Словно Дед Мазай!

Заяц: У своей судьбы-злодейки

Счастья попроси.

Волк: И живым от Бабки-Ежки

Ноги уноси.

Заяц: А когда Аленка рядом,

Добрым и спокойным взглядом

О любви ее спроси.

Иванушка: Знаете, друзья,

Нет ее милей.

Храбрым буду я,

Отыщу скорей!

Картина четвертая

Невесть откуда возникает сгорбленная старушка и шуршит прямиком к яблоне, что растет на опушке леса.

Баба-Яга (считает): Одно, второе, третье… Все на месте. Яблочки волшебные. Память отшибают. Попробует Ванюша – и забудет свою Аленку, женится на моей дочке. (Принюхивается) Фу-фу-фу! Русским духом пахнет. Кто тут?

Иванушка (появляется): Здравствуйте, бабушка.

Баба-Яга: Ась?

Иванушка (громче): Здравствуйте, бабушка.

Баба-Яга: Говори громче, я плохо слышу.

Иванушка (кричит): Здравствуйте, бабушка.

Баба-Яга: Чего кричишь, я не глухая. Ты кто?

Иванушка: Иванушка.

Баба-Яга: Дурачок?

Иванушка: Царевич. Баба-Яга, отпусти Аленушку. Я за ней пришел.

Баба-Яга (о чем-то смекнув): Чего же не отпустить? Отпущу. Только дай слово, что женишься на сей честной девице.

Иванушка: Царское слово дорого стоит. Даю слово.

Баба-Яга (зовет): Красавица! Ходь сюды. Царевич на тебе жениться будет.

Появляется крепко сбитая фигура, скромно прикрывается платком.

Иванушка (бросается к ней): Аленушка! Счастье мое!

Фигура откидывает платок. Перед ним усатая Яга-дочка.

Иванушка: Дак это же мужик!

Баба-Яга: Какой мужик? Девица. Честная. Дочь моя.

Иванушка (хохочет): Ой, не могу-у! Ой, помру от смеха!

Яга-дочка: Чего он? Чего он?

Баба-Яга: Чего, чего? Хохочет!

Яга-дочка: Чего ты, эй?

Иванушка: Ой, помру от смеха! Ой не выживу я!

Яга-дочка: Вот дурак, чего ты…

Иванушка: Да усы-то! Усы-то… Ой, господи, ну бывает же такое в природе. Как же ты замуж собралась?

Яга-дочка: Как все… (Встревожилась) А чего?

Иванушка: Да усы-то!

Яга-дочка: И что? Они мне не мешают. Наоборот, лучше чую.

Иванушка: Да, тебе-то не мешают. А мне-то? На свадьбе?

Яга-дочка: А чего тебе? Куда ты гнешь, дурак?

Иванушка: Да как же? Я на свадьбе поцелую, а сам подумаю: «Не девушка, а генерал-майор какой-то». Да нешто можно невесте с усами! Ну эти ведьмы! Ничего не понимают. Ведь не буду я с тобой жить, с усатой!

Баба-Яга: Ванюша, ты слово царское дал жениться на ней.

Яга-дочка: Сейчас и свадебку сыграем!

Песенка Бабы-Яги и Яги-дочки

Яга-дочка: Ах, фата мне к лицу.

За Ивана иду!

Будем кушать блины с пирогами.

Будем счастливо жить,

Ни о чем не тужить,

Щекотать буду Ваню с усами!

Баба-Яга: Славный Ваня зять!

Для него я буду

Как родная мать!

Заболеет – полечу

И на ступе прокачу!

Иванушка: Не буду на тебе жениться. Где Аленушка?

Баба-Яга: Будешь локти себе кусать. Ну да ступай. Вот только…

Яга-дочка: Маманя, не отпускай Ивана. Люб он мне…

Баба-Яга: Молчи!.. Ступай, дорогой, иди. Только к тебе просьба: достань старушке яблочко воон то… Высоко небось? Не достанешь?

Иванушка : Что значит – высоко? Это еще низко для меня (Подприыгивает. Достает яблоко)

Яга-дочка: Маманя, не отпускай Ивана. Он еще и акробат…

Баба-Яга: Молчи!.. Знаешь, милый, скушай уж ты сам это яблочко, а мне еще достанешь.

Яга-дочка: Маманя, я тоже хочу яблоко…

Баба-яга: Молчи!.. Тебе не надо яблоко!

Яга-дочка: Да что вы заладили, маманя, молчи да молчи? Хочу и все!

Выхватывает у Ивана яблоко, кусает. Звучит музыкальный фрагмент. Яга-дочка никого не узнает.

Яга-дочка: Ты кто, ведьма?

Баба-Яга: Сама ведьма! Твоя маманя я, доча.

Яга-дочка: Нет у меня мамани. Сирота я…

Баба-Яга: А я вот метлой по башке стукну, быстро вспомнишь меня. (С размаху бахает по голове)

Яга-дочка: Ой, щекотно…

Баба-яга: Не помогает… Что? Наелась яблок? Потеряла память? А должен был лишиться рассудка вот он, жених твой, Иванушка…

Яга-дочка (пугается): Не хочу за него замуж! У, дубина стоеросовая. (Убегает)

Баба-Яга (бежит за ней): Доча! Подожди! Куда же ты?

Иванушка: Стой, Баба-Яга! Куда подевала Аленушку?

Баба-Яга: Превратила в лягушку. Скачет по болотам.

Иванушка: А как ее расколдовать?

Баба-Яга (убегая): Поцелуем!

Картина пятая

Бредет по лесу Иванушка, песен не поет, думу тяжкую думает.

Иванушка: Бедная моя головушка, пропадешь ты. Где искать Аленушку? (Отовсюду слышен хор лягушек и повсюду они – под ногами, под кустами) Лягушек вона сколько… Кто же из них Аленушка? Как узнать? Целовать всех?! Наверно, вон та… Жалобно квакает, ласково… Лягушечка-квакушечка, иди сюда… (Берет в руки, морщится, но целует) Так ты не Аленка? (Лягушка отрицательно мотает головой: «не-е-ет») Фу, жаба болотная. (Замечает другую) Она! Верно она! Моргнула мне глазом, знак подала! (Взял, поморщился, поцеловал – безрезультатно) Жаба что ли? (Лягушка утвердительно кивает: «да-а-а») Всех жаб целовать – так и Водяным станешь. (Замечает лягушку в платоке на голове) Последнюю целую – и баста!

Целует. Музыкальный фрагмент. Вспышка света. Лягушка превращается в Аленушку.

Аленушка: Иванушка, счастье мое!..

Песенка Иванушки и Аленушки

Аленушка: Я стала вновь,

Иванушка,

Девица – не лягушка,

И про любовь,

Иванушка,

Спою тебе на ушко.

Иванушка, судьба моя,

С тобой сама я не своя.

Секрет открою, не тая:

Ты лучше всех на свете.

Иванушка: Далекий путь,

Аленушка,

С тобой преодолеем.

Оставим грусть,

Аленушка.

Домой пойдем скорее.

Аленушка, судьба моя.

В моей руке рука твоя.

Секрет открою, не тая:

Ты лучше всех на свете.

Занавес во время песни медленно закрывается, и на последних аккордах Иванушка с Аленушкой оказываются на просцениуме, где их ожидает Царь Горох.

Просцениум

Царь Горох: Привел Иванушка Аленушку домой, и – веселым пирком да за свадебку.

Иванушка: тут и сказке конец.

Аленушка: А кто слушал…

Появляются все исполнители

Вместе: Мо-ло-дец!

1.3 Театрализованное представление

Театрализованное представление - одна из форм досуговой деятельности. Оно является достаточно сложным по задачам подготовки и реализации массового действа. Для его воплощения необходимы определенный уровень актерского мастерства исполнителей, достаточно глубокий и сложный характер драматургии и выразительных средств режиссуры.

По своей сути и процессу театрализованное представление очень похоже на пьесу. В нем, как и в пьесе, должен быть сюжет, развернутое сквозное действие, «сквозные» герои, события, действия, основанные на необходимом для каждой сюжетной линии конфликте. Важно, чтобы он развивался по всем законам драматургии, что бывает очень сложно. Поэтому организатору театрального досуга детей невозможно обойтись без знания основ постановочного мастерства и работы с аудиторией.

Проблемы, которые раскрываются в ходе театрализованных представлений, содержат в себе порой достаточно глубокий смысл. Цель их драматургии - довести конкретные факты до уровня художественно-публицистичного, образного осмысления. В театрализованных представлениях ярче, чем в других видах досуговой деятельности, присутствует сама театрализация, масштабнее степень воздействия, шире диапазон используемых средств художественной выразительности.

Основой для подготовки и проведения театрализованных представлений является специально написанный к данному случаю сценарий. Он представляет собой не литературный монтаж, не набор сценок или куплетов, не чередование стихов, песен и прозы, а построенный по определенным правилам текст. Поэтому педагогу-организатору, который берется за осуществление сценарно-режиссерской задачи по подготовке и проведению театрализованного представления, важно помнить его отличительные черты.

Во-первых, вся «жизненная», документальная часть содержания представления должна осуществляться в художественной форме, не «выпячиваться» в виде нотаций, поучений, отчетов или перечисления фактов и событий.

Во-вторых, в сценарии театрализованного представления необходимо осуществить синтез различных видов искусств, а также объединить документальный и художественный материал с целью наиболее эмоционального воздействия на зрителей.

В-третьих, исполнители ролей в представлениях должны обладать универсальными творческими способностями, т.е. уметь петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах (по возможности), использовать различные приемы активизации зрителей.

В-четвертых, актер в театрализованном представлении должен уметь сыграть не только одну «сквозную» роль, но и «трансформироваться» по ходу действия для создания нескольких образов. Опарина Н. А. Театрализованные представления в школе. // Журнал «Практика административной работы в школе». - № 3. - 2005. Электронная версия журнала. http://www.direktor.ru/products/praktika/default.htm

Античная культура средиземноморья

Красота и прекрасное, согласно чтимому греками Аристотелю, объективно существует в настоящем мире, в ее основе лежат характеристики онтологического порядка: соразмерность, определенность, ограниченность и единство в многообразии...

Б.В. Иогансон о живописи маслом

Являясь истинно советским художником, Иогансон считал, что искусство должно служить народу. Ввиду этого перед художником, по мнению Бориса Владимировича, стоял ряд задач. Во-первых, советское искусство должно было быть понятным народу, и...

Ведущие представители живописи рококо

фрагонар буше живопись рококо Термин «рококо» возник во Франции в конце 18 в., в эпоху расцвета классицизма, как презрительная кличка для всего манерного и вычурного искусства 18 в.: изогнутая, капризная линия, напоминающая очертания раковины...

Индивидуальный подход к личности в процессе обучения и воспитания в коллективах НХТ

Изучением личности занимались многие психологи как зарубежные, так и отечественные; результаты их трудов легли в сокровищницу педагогических методик и наработок, касающихся любых отраслей знания...

Искусство как специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности

Понятием «искусство» обозначают художественное творчество в целом. К искусству относятся литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр...

Истоки древнегреческого театра

Театр был, пожалуй, величайшим даром из всех, что Древняя Греция оставила новой Европе. С самого своего рождения это совершенно оригинальное творение греческого гения считалось не развлечением, а священнодействием...

История народного художественного промысла "Гжель"

Самое первое упоминание о Гжели встречается в завещании Ивана Калиты 1328 года. Затем это название повторяется в духовных грамотах других князей и в завещании Ивана Грозного 1572-1578 годов...

Концепция существования и развития культуры Питирима Сорокина

Сорокин рассматривает историческую действительность как целостное единство различных культурных систем. Подчеркивая своеобразие каждой культуры, философ вместе с тем акцентирует внимание не только на общих чертах в их исторической судьбе...

Образ загробного мира в древнеегипетском искусстве

Праздники под открытым небом

Следующей, наиболее типичной праздничной формой является театрализованное массовое представление как на закрытой сценической площадке, так и на открытом воздухе...

Приметы и суеверия в России и Великобритании

Современные технологии справочно-библиографического обслуживания

Шаг за шагом, постепенно наша страна входит в информационное общество. Это касается не только самых крупных федеральных и областных библиотек, но и городских и даже сельских...

Справочно - информационное обслуживание: новые технологии

Ресурсы социальной информации весьма велики. Однако, одна из информационных, социальных, экономических и культурных проблем заключается в том, как найти, получить нужную информацию...

Тема смерти в культуре

Перенимая традиции поколений, сегодня мы основываем свое представление о смерти на тех образах и символах, которые существует уже очень давно. У древних и первобытных народов на этот счет имелись самые разнообразные представления...

Тема смерти в культуре

Революция в отношении к смерти, по Арьесу, наступает в начале XX века. Истоки ее - в определенном умонастроении, сформировавшемся еще в середине XIX века: окружающие щадят больного, скрывают от него тяжесть его состояния...

Театрализованное представление

«Сказочная фантазия»

Сценарий внеклассного мероприятия для младших школьников

Третьего Цветовского филиала

МБОУ «Новопоселёновская средняя

общеобразовательная школа»

ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

«СКАЗОЧНАЯ ФАНТАЗИЯ»

Цели: обобщить знания детей о сказках, развивать речь, способность выразительно передавать смысл прочитанных произведений, артистизм, воспитывать интерес и любовь к книге.

Оборудование: занавес, декорации печки, пруда, горючего камня, костюмы героев.

Ход представления:

Действующие лица: Мальчик

Красная Шапочка

Черномор

Звучит музыка «Разговор Маши и Вити о сказках». На сцене девочка и мальчик.

Мальчик: Добрый день! Сегодня мы совершим путешествие в страну сказочной фантазии.

Девочка: В некотором царстве, в сказочном государстве..

Сорока: Ой, беда! Ой, беда!

Случилась такая оказия!

Из всех сказок пропала Фантазия!

А без неё ни сказки, а чистое безобразие!

Девочка: Ковёр - самолёт взлетать не хочет!

Мальчик: Скатерть - самобранка о еде не хлопочет!

Сорока: Живая вода на раны не льётся!

Девочка : Царевна Несмеяна не плачет, не смеётся!

Мальчик: Что же делать? Кто нам поможет?

Звучит марш. Выходит солдат.

Солдат: Здравия желаю! Что случилось? Что за беда?

Сорока: Случилась оказия! Из всех сказок пропала фантазия!

Дети: Помоги нам, солдат! Найди Фантазию!

Солдат: Я - солдат!

Сам иду не знаю куда.


Этот царевичи на конях скачут,

Да над мёртвыми царевнами плачут.

А если в сказке случится беда,

Так тут же подавай солдата сюда!

Ну что ж, это горе - не беда.

Найду я вашу Фантазию.

Звучит марш. Солдат доходит до горючего камня.

Солдат: Уж и не помню, какой день иду.

Где же я эту Фантазию найду?

Намедни, говорят, летал тут Карла с бородой.

Полнощных обладатель гор –

Волшебник страшный - Черномор.

Он - то, наверное, и есть главный вор.

Проделки его всему миру известны.

Как бы добраться до него, интересно?! (осматривается)

А вот у дороги камень горючий!

Куда идти, он меня и научит.

Читает на камне слова:

Налево пойдёшь - богатым будешь.

Направо пойдёшь - женатым будешь.

Прямо пойдёшь - приключения найдёшь.

О! Пойду-ка я прямо!

Звучит марш. На дороге - печка. За ней старуха.

Солдат : Ого! Печка! Постучу-ка я, может есть кто.

На стук не открывают. Повесили табличку « Меня нет дома». Стучит ещё раз.

Старуха: Ну чего стучишь?! Аль не видишь, что написано «Меня нет дома».

Солдат: Здравствуй, бабушка! Дай-ка мне чего-нибудь поесть!

Старуха : Вон там на гвоздике повесь.

Солдат: Аль ты совсем глуха, что не чуешь?

Старуха: Где хочешь, там и заночуешь.

Солдат: Ах ты, хитрая жадина! Я тебе глухоту-то вылечу! Подавай на стол! Старуха: Да нечего, родимый!

Солдат: Давай кашу варить!

Старуха: Да не из чего, родимый!

Солдат: А топор-то есть? Сварю кашу из топора.

Старуха: Вот диво! Каша из топора! (подаёт горшок и топор)

Солдат: Ох, хороша каша! Только б крупы подсыпать! Старуха приносит крупу.

Солдат: Совсем уж готова каша! Её бы маслицем сдобрить. Старуха подаёт масло.

Солдат: Ну, старуха, каша готова! Неси ложки.

Старуха (с самой большой ложкой): Служивый, а когда топор есть будем? Солдат: А он, бабушка, ещё не уварился!

Не расскажешь ли, бабушка, так, для разговора,

Не видала ли ты Карлу Черномора?

Старуха: Что ты, сынок, Господь с тобою!

К Черномору ходить, играть с судьбою!

Солдат: А я его не боюсь!

Старуха: Ладно, дам тебе подсказку.

Отгадаешь из какой я сказки,

Так и быть, помогу тебе немного-

Укажу к Черномору дорогу.

Солдат: Люди добрые, не посчитайте за труд!

Скажите, как эту сказку зовут? («Каша из топора»)

Старуха: Ох, пропала моя голова!

Но скажу я тебе таковые слова:

Иди через лес и болото до Синих Гор.

Там и живёт колдун Черномор.

Солдат уходит. На сцене Красная Шапочка и мухоморы танцуют под музыку из кинофильма «Про Красную Шапочку».

Солдат: Здравствуй, девочка.

Не подскажешь ли мне дорогу

До Синих гор, где живёт Черномор?

Красная Шапочка:

Я, солдат, скажу где он.

Только есть у нас закон:

Солдат: Сказка «Красная Шапочка» Шарля Перро.

Красная Шапочка:

Что ж, ты справился, солдат.

Можешь путь свой продолжать.

Черномора ты найдёшь,

Если прямо побредёшь.

Солдат выходит на болото, там Лягушки танцуют.

Солдат: Здравствуйте! Не бойтесь. Я лишь хотел спросить, не знаете ли вы к Черномору дорогу.

Лягушки: Спроси у Мудрой Черепахи.

Под «Песню черепахи Тортилы» выходит и танцует черепаха.


Солдат: Здравствуйте, Мудрая Черепаха. Не подскажете ли вы, где живёт Карла Черномор?

Черепаха: Что ж, я рада подсказать,

Если сможешь угадать,

Из какой пришла я сказки

И как меня величать.

Солдат: Сказка «Золотой ключик...» Алексея Толстого, Мудрая Черепаха Тортила.

Черепаха: Живёт Черномор у больших Синих гор.

Знай, что сила у Карлы в бороде.

Если ей не завладеешь, быть беде.

Звучит музыка. Черномор летает с книгой в руке.

Черномор: Кто мои владения топчет?

Кто со мной сразиться хочет?

Солдат: Оно, конечно, интересно сразиться.

Да не лучше ли нам добром помириться?

Черномор: Всякие истории в жизни были,

А не помню, чтобы ко мне с добром приходили.

Солдат : Верни Фантазию в наши сказки,

И живи себе без опаски.

А я твоей бороды не трону,

Не стащу тебя с твоего трона.

И сила твоя никуда не денется.

А где же, кстати, прекрасная пленница?

Черномор: Жаль отпускать мне мою невольницу,

Да с солдатом связываться не хочется.

Я ведь тоже в душе поэт.

Да вот фантазии вовсе нет.

А без неё не то что сказок,

Не придумаешь даже рассказик.

Так и быть, забирай её, солдат! (отдаёт бороду)

Солдат : Это же не Фантазия, а твоя борода!

Черномор: А мне без фантазии и волшебства не надо.

Она мне одна и утеха и отрада.

Забирай, забирай и иди восвояси.

Солдат: Нет, Чародей, не будет тебе счастья,

Пока не вернёшь добро ворованное.

А что у тебя за книга? Аль заколдованная?

Черномор : А ты до сих пор не понял никак,

Что фантазия спрятана в книге этой,

Самой лучшей на белом свете.

Солдат: Выходит, вместо красной девицы

Должен я выручать страницы?!

Хоть правда в книге или пустяк?

Который день над книгой сижу,

Ничего не понимаю,

Только тужу.

Солдат: Сейчас я твою развею грусть.

Это книга волшебных сказок.

Я их знаю наизусть.

Мне их моя бабушка сказывала,

Да крепко помнить наказывала.

Черномор: Спасибо, солдат!

Я за добро добром отплачу,

Пленницу свою на волю отпущу.

Солдат: Это совсем другой разговор.

Но прежде выполни наш уговор.

Фантазия в сказки вернуться должна,

Всем детям и взрослым она так нужна.

Черномор: Забирай книгу, солдат!

Солдат отдаёт книгу детям.

Мальчик: Без выдумки плохо героям живётся,

Царевна - лягушка стрелы не дождётся.

Емеля не вытащит Щуку из речки,

Алёнушка с братцем не спрячутся в печке.

Девочка: Только фантазия крылья расправит,

Зло победит и ошибки исправит,

Грёзы волшебные людям навеет,

Разум очистит и душу согреет.

Все участники представления поют песню «Маленькая страна».

Литература:

1. Лещинская, В. Праздники для младших школьников, 2009.

2. Горбина, Е. В., Михайлова, песенки и танцы для детских праздников, 2009.

3. Большая хрестоматия для начальной школы, 2010.

Театрализованное действие - творческая активность людей, выражающих свои жизненные рвения художественными, театральными средствами, направленная на стремление к жизненной, к духовной целям. Некий органический синтез действительности, связанной с бытом, отношениями в социуме, религиозными притязаниями, идеологической и политической позицией людей, и художественности, заложенной в эмоционально-образном (художественном) материале, сделанном методом преобразования данной действительности http://www.studfiles.ru/preview/4391763/.

Театрализация - организация в рамках мероприятия материала (документального и художественного) и аудитории (вербальная, физическая и художественная активизация). По законам драматургии на базе определенной событийности, рождающей психическую потребность коллективной общности в реализации, торжественной ситуации Конович А.А Театрализованные праздники и обряды в СССР, М„ 1990. - С. 45.

Благодаря собственной социально-педагогической и художественной бифункциональности, театрализация, стало быть, выступает одновременно и как художественная интерпретация, и как особенная организация поведения и деяния массы людей.

Театрализовать материал - означает, в общем, то, выразить его содержание средствами театра, т.е. применять два закона театра:

1. Организация сценического деяния (визуальное раскрытие драматического конфликта). Развитие деяния происходит по сквозной линии.

2. Создание художественного образа спектакля, представления.

Режиссерская театрализация - это творческий метод приведения сценария к художественной как бы образной форме представления, через систему изобразительных, выразительных и иносказательных средств http://www.studfiles.ru/preview/3192613/.

Непременно, и то, что театрализованное действо есть одно из составляющих духовной и художественной культуры, как этноса, так и социума.

Когда мы говорим «театрализация», мы имеем в виду явление, синтезированное с областью искусства, обращение к эмоционально-образной сфере людского восприятия, художественное творчество либо его элементы с внедрением выразительных средств искусства театра.

Когда мы говорим «действо», мы имеем в виду развитие определенной действительности в ее противоречиях, ибо эти противоречия и есть тот движитель, благодаря коему действительность, стало быть, приобретает присущий ей динамический и диалектический нрав, нужный для сотворения деяния в театрализованном представлении, празднике либо обряде.

Одна из главнейших черт режиссуры массового праздника состоит в том, что она как бы режиссирует саму жизнь, художественно осмысляемую. Одна из важнейших особенностей режиссуры массового праздника заключается в том, что она как бы режиссирует саму жизнь, в художественном смысле. Режиссер театрализованного представления работает, в первоочередном порядке, с реальным коллективным героем и следовательно обязан обширно использовать механизмы социальной психологии. Психолого-педагогическая подготовка режиссера-организатора театрализованных действ так же важна, как и художественно-творческая подготовка.

Особенности театрализованного действа.

Театрализованное представление, праздник и ритуал далеко не исчерпывают способности использования театрализованного действия в разных вариантах и с многообразными целями.

Если театрализованное действо - это, сначала зрелище, происходящее на той либо другой сценической площадке, не требующее конкретного роли в нем зрителей, то праздник и ритуал сущность театрализованные действия, в каких присутствующие сами участники происходящего.

Здесь исключение как раз составляет театрализованная конкурсно - игровая программа, в какой наконец-то смешиваются театрализованное представление и элементы конкретной активизации зрителей с вовлечением их в сценическое действие. Театрализация также быть может использована не всегда, не во всех, а лишь особенных критериях, соотносящих то либо другое событие, к которому причастна данная аудитория, с создаваемым аудиторией образом этого действия, с его художественной интерпретацией Черкашенинов Л.Ф. Вопросы подготовки режиссеров массовых праздников и концертно-зрелищных программ в институтах искусств и культуры. Барнаул, 2002. - , С. 45.

Приведенная двойственность функций театрализации сопряжена хоть с какими моментами в жизни людей, когда требуется, стало быть, осмыслить необыденное значение того либо другого действия, выразить и, в конце концов, закрепить свои чувства по отношению к нему. Надо сказать то, что в этих критериях в особенности сильна тяга к художественному осмыслению, к символической обобщающей образности, к организации деятельности масс по законам театра. Отсюда таковым образом, театрализация, в общем, то, предстает не как обыденный прием культурно - просветительной работы, который можно также применять на всех ее уровнях, как непростой творческий способ, имеющий глубочайшее социально - психологическое обоснование и более близко соприкасающийся с искусством.

Конечно же, из практики режиссуры очевидно, не достаточно лишь, созидать особенный предмет театрализации. Необходимо отметить, что нужно, в конце концов, уметь и организовывать его. Известно, что тут важным инструментом бывает образность, составляющая главную суть театрализации, позволяющая показать в действии тот либо другой факт, событие, эпизод. Естественно образность настоящая и синтезированная с ней художественная - это база театрализации, позволяющая выстроить внутреннюю сценарную логику и отобрать средства художественной выразительности.

Именно образность дает театрализации жизнь, создает водораздел между театрализованными и не театрализованными формами массовой культурно - просветительной работы.

Суть метода театрализации в современных досуговых программах состоит в соединении звуков, цвета, мелодии в пространстве и времени, раскрывающих образ в разных вариациях, пронося их через единое «сквозное действие», которое объединяет и подчиняет себе все используемые компоненты по законам сценария.

Следовательно, метод театрализации предстает не как один из методов в культурно - досуговых программах, используемый во всех ее вариантах, а как сложный творческий метод, наиболее близко стоящий к театру, имеющий глубокое социально-психологическое обоснование Марков О.И. Сценарная культура режиссеров театрализованных представлений и праздников. - Краснодар: Изд. КГУКИ, 2004. - С. 87. Монументальность театрализованных массовых представлений определяют следующие компоненты:

· масштабность выбранного события;

· масштабность отбора исторических и героических образов;

· отсутствие психологических нюансировок в игре актеров;

· крупная пластика движений, монументальность жестов;

· крупный рисунок мизансцен;

· монументальность и образность декораций;

· ассоциативный «мост мысли» каждого эпизода со зрителем;

· принцип резких контрастов /в пластике, оформлении, музыке, свете;

· использование иносказательных средств выразительности символ, метафора, аллегория, синекдоха, литота;

· применение новейших средств техники и технических эффектов.

Итак, режиссура массовых представлений и праздников, базируясь на общем фундаменте режиссуры, имеет свою специфику в сценарно-режиссерской обработке с помощью театрализации реальных эпизодов жизни, подчинении их сценарно-режиссерскому ходу и обязательному включению зрителей в действие. В этом театре жизни масса - всегда герой, а не просто зритель. Театрализованное представление монет быть как самостоятельным произведением, так и составной частью праздника. Суммируя вышесказанное, можно подчеркнуть, что в театрализации, как особом виде искусства выступает на передний план важнейший компонент массового представления - зритель, коллективный герой.

Виды театрализации Чечетин А.И. Искусство театрализованных представлений. - М.: Советская Россия, 1988 - С. 56.

1. Театрализация компилированного либо комбинированного типа - тематический отбор и внедрение готовых художественных образов и разных видов искусства и синтез между собой сценарно-режиссерским приемом либо ходом. Компилированный способ необходим в театрализованных концертах, представлениях и пр.

Основная задача сценариста в работе с сиим способом, как раз является определение, как принято, сценарно-смыслового основания всей программы в целом, эпизода либо блока, композиционная выстроенность всего сценария в целом, установка эпизода и блока, и всего сценария в целом.

И действительно, в использовании этого вида театрализации режиссеру принципиально также держать в голове основной закон художественной необходимости, которая просит оправданности возникновения номера, его жанрового соответствия теме.

2. Отметим, что театрализация необычного вида - создание режиссером новейших художественных образов, согласно сценарно-режиссерскому плану. Здесь применяется для создания сценариев документального жанра, в базе которых заложена инсценировка документа. Несомненно, стоит упомянуть то, что документальный ряд придает современное публицистическое звучание, если факт имеет ценность для общества. Главные требования: злободневность и актуальность. В данном моменте речь идет о синтезе документального и художественного материалов не только лишь в тематическом отборе материала, да и в органичном слиянии по основному принципу чувственного развития мысли и создания сценарно-смыслового остова каждого эпизода и сценария в целом. Симбиоз, документального и художественного материалов заключен не только лишь в тематическом отборе материала, да и в органическом их слиянии по самому основному принципу - чувственного развития мысли.

3. Театрализация смешанного вида - внедрение первого и второго типа. В ней присутствуют: компиляция готового и создание новейшего. Очень хочется подчеркнуть то, что она выстроена по принципу тематического отбора и сведение их в композицию при помощи сквозного сценарно-режиссерского хода и внесения в эту базу собственного авторского необычного видения и решения. Известно то, что театрализация содержит в себе компиляцию готовых текстов и номеров и оригинальное создание новых текстов и номеров. Понятно, что театрализация, смешенного типа предоставляет массу возможностей для развития образного мышления режиссера - организатора.

Все проведенные выше виды театрализации сначала применяются для организации театрализованных тематических вечеров и массовых действ, которые также выступают или в качестве самостоятельной формы культпросвет работы, или в качестве составляющей части массового действа, агитационно-пропагандистской компании либо другой комплексной системы идейно воспитательной работы.

Театрализация в области культурно - просветительской деятельности, развивается по двум главным фронтам. Надо сказать то, что первое соединено с ее рекреативной функцией (это - балы, маскарады, карнавалы)

Второе соединено с перевоплощением жизни в художественную ценность методом сотворения на ее базе художественного образа.

Оформление, краски, фейерверки - это пока нельзя именовать театрализацией. Нужно также находить емкий образ - обобщение, чувственно раскрывающий через выразительные средства мысль режиссера. В театрализации как в особенном виде искусства на первый план выходит важный компонент - массового представления - зритель, коллективный герой.

Он желает такового массового деяния, которое принудило бы его, ассоциативно восстанавливая в памяти факты и действия своей жизни, быть участником представления, включаться в него.

3. Язык театрализации Шароев И. Режиссура массовых театрализованных представлений. - М.: Советская Россия, 1980. - С. 121.

Ведущими выразительными средствами,творящими особенный язык театрализации, выступают знак, аллегория и метафора, при помощи которых режиссер делает в массовых представлениях полнокровный и многогранный мир эстетических ценностей.

Создавая общее представление, режиссер должен стремиться, в общем, то, провоцировать воображение актеров и зрителей укрупненными сценическими знаками, более полно отражающими сущность театрализации.

Символ в переводе с греческого языка значит знак (признак, метка, клеймо, печать, пароль, цифра, черточка, сигнал, девиз, лозунг, эмблема, вензель, герб, шифр, марка, этикетка, оттиск, рубец, ярлык, слеп, опечаток, шрам и т. д.).

Одноименный корень имеет греческий глагол, значащий: «сравниваю», «обдумываю», «заключаю», «уславливаюсь». Ясно, что этимология этих греческих слов показывает на совпадение двух планов действительности.

Изначально /в древности/ это слово означало условный вещественный опознавательный символ, понятный лишь определенной группе лиц. К примеру, символ рыбы был у первых христиан и служил типичным паролем в критериях преследования христиан язычниками. Анализируя появление знака в образном действии, Е. Тудоровская пишет: «Человека как члена рода оберегали при помощи иносказаний, как того требовали интересы рода. Например, на свадьбе нельзя было произносить собственное имя невесты /само слово «невеста» подставное и означает «неведомое», чтобы сбить с толку духа родового очага, и не раздражать его введением в род чужого человека» http://fullref.ru/job_dcc02a47a5eccefbbbf1ae254e2dd034.html.

Иносказание с его внесенной связью с самого начала было художественным познанием мира. Придумывая подставное слово, надо было уяснить себе свойства предмета и дать его названию замену, имеющую какие-то общие черты с предметом, например, смелый, ловкий молодец - ясный сокол. Какими свойствами должно было обладать подставное слово? Оно должно было быть непонятным для враждебных сил, но общепонятным для заинтересованных членов рода.

Так в процессе совместной деятельности и общения определенных групп людей или целых обществ, вырабатывались условные знаки, за которыми стояли предметы, мысли или информация.

Аллегория (греч. «иносказание») - это приём или тип образности, основой которого служит иносказание - запечатление умозрительной идеи в конкретном жизненном образе.

Многие аллегорические образы пришли к нам в речь из греческой или римской мифологии: Марс - аллегория войны, Фемида - аллегория правосудия; змея, обвивающая чашу, служит символом медицины.

Особенно активно этот приём используется в баснях и сказках: хитрость показывается в образе лисы, жадность - в обличии волка, коварство - в виде змеи, глупость - в виде осла и т.п.

В сознании слушателей все притчевые образы, знакомые с самого детства, - это аллегории-олицетворения; они настолько прочно закрепились в нашем сознании, что воспринимаются как живые.

Аллегория - иносказание, изображение отвлеченной идеи посредством конкретного отчетливо представляемого образа. Связь между образом и значением устанавливается в аллегории по аналогии (например, лев как олицетворение силы и т.д.). В противоположность многозначности символа смысл аллегории характеризуется однозначной постоянной определенностью и раскрывается не непосредственно в художественном образе, а лишь истолкования содержавшихся в образе явных или скрытых намеков и указаний, то есть путем подведения образа под какое-либо понятие» Марков О.И. Сценарно-режиссёрские основы художественно-педагогической деятельности клуба. М., 1988.- С.53.

В 1951 году на фестивале в Берлине Туманов в собственной массовой пантомиме на музыку А. Александрова «Священная война» последующим образом использовал иносказательные средства выразительности. Темой представления было самоутверждение человеческих рас, их борьба за свободу и независимость http://www.playwright.ru.

Жизнь, погибель, надежда, злость, совесть, дружба, Азия, Европа, Мир - хоть какое из этих понятий быть может представлено при помощи аллегории. В том и заключена сила аллегории, что она способна на долгие века как раз олицетворять понятия человечества о справедливости, добре, зле, разных нравственных качествах.

Аллегория постоянно играла, приметную роль в режиссуре театрализованных празднеств всех времен и народов. Необходимо подчеркнуть то, что значение аллегории для режиссуры, настоящего деяния, сначала в том, что она постоянно, в общем, как знак и метафора, подразумевает двух плановость. Первый план - художественный образ, Второй план - иносказательный, определяемый осознанием ситуации, исторической обстановки, ассоциативностью.

Ассоциация, другими словами создание в сознании человека смысловой либо чувственной параллели происходящему явлению, невольное замещение его уже знакомым синонимом, принуждает зрителя домыслить то, о чем лишь заявлено, обозначено. От уровня интеллекта, эрудиции и жизненного опыта во многом зависит оценка происходящего. К примеру, огромный красный стяг в спектакле Охлопкова «Молодая гвардия» - аллегория Родины. Вступая во взаимодействие с поступками и борьбой молодогвардейцев, отдающих свои жизни, частички собственной красной крови за освобождение Родины, она наконец-то делает великолепный художественный образ спектакля, доведя его звучание до реалистического знака. Аллегория была более характерна для средневекового искусства, искусства, Возрождения, барокко, классицизма. Образы аллегории занимали центральное место в празднествах революции во Франции. Эстафету использования аллегорических средств в празднествах французской революции приняли русские режиссеры в театрализованных представлениях двадцатых годов.

К примеру: «Сожжение гидры контрреволюции» - общее театрализованное представление, поставленное в 1918 году в Воронеже. Режиссер И.М. Туманов на шестом Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве выстроил гимнастов так, что они превратили поле стадиона в карту мира. И вот на карту легла зловещая тень Войны в виде атомной бомбы. Необходимо отметить то, что но слово: «НЕТ!», появившееся на карте, перечеркивает крест накрест динамичными линиями силуэт бомбы.

В 1951 году на фестивале в Берлине Туманов в собственной массовой пантомиме на музыку А. Александрова «Священная война» последующим образом использовал иносказательные средства выразительности. Темой представления было самоутверждение человеческих рас, их борьба за свободу и независимость http://www.teatr-igry.ru.

На поле - десять тысяч гимнастов, одетых в костюмы белоснежного, темного и желтоватого цветов. Началось с того, что центр поля заняли актеры в белоснежных костюмах. Расправив плечи, расставив ноги, они властно стояли на земле. Вокруг них расположились, полусогнувшись, желтоватые, символизирующие народы Азии, и на коленях - темные - еще не пробудившаяся Африка. Но вот желтоватые расправили спины, им помогает часть белоснежных, темные поднимаются с колен, желтоватые начинают движение, темные встают во весь рост. Конфликт бурно нарастает. Тема любви к свободе и равноправия людей различного цвета кожи, невзирая на то, что была выражена специфичными средствами гимнастических упражнений, достигла большой, художественной выразительности. И действительно, этот художественный образ, метафоричный и аллегоричный по режиссерскому решению, раскрывает сложнейшие реальные явления методом их столкновения и сравнения. Надо сказать, что все-же нужно отметить, что в современном искусстве аллегория уступает место наиболее прогрессивным в образно-психологическом отношении символическим образам.

Сценическая реализация метафоры дает шанс ярче и нагляднее для аудитории выразить сущность или основного действия эпизода, или отношений, складывающихся между персонажами. Зрители, наконец, получают возможность быстро и точно, найти, сконструировать свою позицию в отношении к происходящему, что в свою очередь, в конце концов, является первой и нужной предпосылкой к формированию у аудитории активного отношения к получаемой сценической информации.

Итак, знак как символ, рождающий ассоциацию - принципиальное выразительное средство режиссуры.

Опыт дает возможность очертить несколько путей использования знаков и ассоциаций, соответствующих в деятельности режиссера:

а) в решении эпизодов представления;

б) в кульминации представления;

в) в заключении с публикой «условий условного»;

г) в художественном оформлении театрализованного представления.

Наикрупнейший театральный режиссер и преподаватель Г. А. Товстоногов проявлял большой энтузиазм к постановке театрализованных представлений и мероприятий на стадионах и в концертных залах 15. Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. В 2-х томах. - Л., 1984. - С.34.

режиссура театрализованный представление

Выводы по главе 1

Следует отметить характерные особенности театрализованного действа, отличающие его от других видов художественного творчества.

1. В основе сценария театрализованного действа всегда лежит документальный материал, который мы называем документальным объектом внимания сценариста.

2. Театрализованное действо подразумевает не создание психологии вымышленных героев (персонажей), но создание психологии ситуаций, в которых действуют и развиваются реальные (документальные) силы

3. Театрализованное действо полифункционально и решает следующие задачи: дидактическую (назидательную), информационную (познавательную), эстетическую, этическую, гедонистическую (получение удовольствия) и коммуникативную.

4. Театрализованное действо, как правило, одноразово и существует как бы в единственном экземпляре.

5. Театрализованное действо отличает многообразие форм, пространственных и стилевых. Театрализованное представление, праздник и обряд далеко не исчерпывают возможности использования театрализованного действа в различных вариантах и с различными целями.

Если театрализованное представление - это, прежде всего зрелище, происходящее на той или иной сценической площадке, не требующее непосредственного участия в нем зрителей, то праздник и обряд суть театрализованные действа, в которых присутствующие сами становятся активными участниками происходящего. Исключение составляет театрализованная конкурсно-игровая программа, в которой сочетаются театрализованное представление и элементы непосредственной активизации зрителей с вовлечением их в сценическое действие.

ГБДОУ детский сад №16 Красногвардейского района СПб

Группа №2 «Любознайки»

Взаимодействие детского сада с семьёй, развитие игровой деятельности

Театрализованное представление для детей 4 – 7 лет и их родителей

по мотивам украинской народной сказки «Колосок»

Цель: создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых, социально-эмоционального и речевого развития детей.

Задачи: - образовательные: формировать умение разыгрывать несложное представление по знакомому литературному произведению, использовать для воплощения образа интонацию, мимику, жест; - развивающие: содействовать развитию режиссерской игры, помогать детям преодолевать робость, застенчивость, неуверенность в себе; - воспитательные: воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.

Предварительная работа: чтение сказки, беседа по содержанию, обсуждение кандидатур на роли персонажей (1-2 взрослых, 2-3 детей), чтение сценария в стихах, привлечение родителей к участию в подготовке и показе представления (изготовление декораций, костюмов, подбор фонограмм), художественно-продуктивная деятельность (изготовление пригласительных билетов), работа с артистами (выразительное чтение, игровые и танцевальные движения, мимика).

Сценарий в стихах.

Действующие лица: Ведущий, Петушок Золотистый Голосок, Мышонок Круть, Мышонок Верть.

Картина первая.

Ведущий:

Жили-были два мышонка…

Мышата (выскакивают по очереди, замирают в причудливой позе):

Круть!

Верть!

Ведущий:

Да петушок…

Петушок (важно выходит):

Ведущий:

Петушок чуть свет вставал…

Петушок (звонко):

Кукареку!

Ведущий:

-…всем кричал. Сам зарядкой занимался, за работу принимался.

Петушок (под музыкальное сопровождение: марш) с деловитым видом выполняет упражнения.

Ведущий:

Ну, а что же наши мышки? Круть и Верть? Они, плутишки, только пели и плясали, а забот совсем не знали.

Мышата весело танцуют (под песню «Тётя-весельчак»).

Картина вторая.

Ведущий:

Петушок (выходит с веником, подметает, находит колосок):

Эй, мышата, помогите, колосок обмолотите! Ну, пожалуйста, друзья!

Круть:

Чур, не я!

Верть:

Ой-ой, не я!

Петушок:

Ладно, сам обмолочу, зёрен много получу!

Ведущий:

Зёрен целая гора! Что ж, на мельницу пора.

Петушок (вытирает пот со лба):

Эй, мышата, помогите. Вы муки уж намелите. Ну, пожалуйста, друзья!

Круть:

Чур, не я!

Верть:

Ой-ой, не я!

Петушок (пожимает плечами):

Делать нечего, отправлюсь сам на мельницу и справлюсь!

Под музыкальное сопровождение Петушок выполняет трудовые действия, мышата танцуют.

Круть (удивлённо):

Намолол мешок муки!

Верть (требовательно):

Пироги теперь пеки!

Петушок(загибает пальцы на руке):

Надо тесто замесить, печку жарко истопить, чтоб к обеду пирожки испеклись вкусны, легки.

Под музыкальное сопровождение Петушок выполняет трудовые действия, мышата танцуют.

Круть:

Ох, как я проголодался!

Верть:

Да и я уж наигрался!

Вместе:

Побежим-ка к Петушку, да съедим по пирожку!

Картина третья.

Ведущий:

Тут мышата – прыг за стол. Петушок к ним подошёл.

Петушок:

Подождите-подождите! Вот вы мне сперва скажите, кто зерна намолотил да на мельницу сходил. Тесто кто месил?

Круть:

Всё ты.

Петушок:

Печку кто топил?

Верть:

Всё ты.

Петушок:

Ну, а что же вы?

Мышата вместе (грустно):

Играли. И тебе не помогали.

Ведущий:

Что тут делать, как тут быть? Не за что мышей хвалить!

Мышата «плачут», нехотя выходят из-за стола.

Петушок:

Не могу на вас сердиться. Всё же вместе мы живём. Вот, возьмите, угоститесь с пылу с жару пирожком!

Мышата (радостно):

Ах, спасибо, Петушок, настоящий ты дружок! Мы теперь уж будем знать: надо дома помогать.

Под музыкальное сопровождение мышата выполняют трудовые действия вслед за петушком.

Занавес.

Под аплодисменты зрителей артисты выходят на поклон.

Составитель Резвых У. В.


Рекомендуем почитать

Наверх