Сочинение "Зачем нужно быть грамотным?". Зачем быть грамотным? Что такое грамотность и зачем она нужна

Развитие  08.11.2020
Развитие 

Грамотность и идеальное правописание имеют огромное значение в современном обществе, как бы вы не пытались доказать обратное, и тому есть немало причин.

Согласитесь, что нынче люди больше не уделяют много внимания правильному написанию слов, особенно при онлайновом общении. Влияние кратких и быстрых коммуникаций в виде текстовых сообщений всё же приносит свои негативные плоды, хотя грамотность – это не только вопрос следования старым добрым правилам орфографии, это и вопрос имиджа, и образования, и банального умения донести свою письменную мысль чётко и правильно.

Каковы же веские причины того, что грамотность всё еще имеет немаловажное значение?

1. Хорошее впечатление о человеке

Когда вы пишете идеально грамотно, вы оставляете о себе только положительное впечатление, которое вряд ли вам будет гарантировано в том случае, если вы допускаете массу орфографических ошибок. Все ваши письменные документы, будь то официальные бумаги, учебные работы, личные или рабочие письма, должны быть безупречны. Имейте это в виду!

2. Грамотность облегчает общение

Еще один плюс грамотности заключается в том, что она весьма способствует более эффективной коммуникации. Ведь читать и понимать грамотно написанные тексты гораздо легче, чем напрягаться над письменными опусами, которые изобилуют ошибками.

3. Грамотность влияет на ваши перспективы и карьеру

Если вы думаете, что правильное написание не настолько уж существенно, подумайте еще раз! Например, даже малейший намёк на слабую грамотность может серьезно повлиять на ваши будущие перспективы трудоустройства. Скажем, у работодателя есть два кандидата на хорошую должность. Резюме первого соискателя грешит ошибками, а резюме второго безупречно. Даже если эти у этих двух претендентов одинаковые уровни квалификации, работодатель, безусловно, выберет второго.

4. Грамотность помогает избежать путаницы и двусмысленности

Грамотность может помочь избежать всяческой путаницы и тем более двусмысленности в понимании. Вы сами наверняка знаете, как сложно пробираться через дебри текста, написанного с ошибками. Только представьте, какими серьёзными последствиями может быть чревато отсутствие грамотности, например, у врачей, журналистов или политиков!

5. Соответствие стандартам

Правописание – это основа или фундамент языка. Если вы заботитесь о том, как вас поймут и воспримут, то вам следует поддерживать все установленные стандарты языка, который, собственно, является основным инструментом вашего общения.

6. Не полагайтесь на программы проверки орфографии

Никогда не полагайтесь на программы проверки правописания, поиска опечаток и выявления ошибок. У этих программ достаточно ограниченный словарь, потому многие новые слова помечаются ими как неправильные, поскольку они не заложены в их памяти. Кроме того, автоматическая проверка орфографии не опознает ошибку, если неверно написанное слово в другом контексте звучит вполне правильно. Например, ошибка в предложении «мы едим домой» (вместо «мы едем домой») программой обнаружена не будет.

7. Грамотно написанный текст понятен

Будет ли просто понять текст, если он полон ошибок? Понимание весьма важно во многих ситуациях, поскольку мы должны быть в состоянии прочитать и воспринять написанное. Допустим, вы читаете инструкции к какому-либо техническому устройству: значит, они должны быть поняты, истолкованы и выполнены правильно.

8. Безграмотность отвлекает и рассеивает внимание

Безграмотно написанный текст рассеивает и отвлекает внимание его читателя. Попробуйте сами внимательно прочитать такой образец с кучей ошибок, и вы поймёте, как это раздражает. Следовательно, оформляйте свои мысли на письме грамотно, обязательно следите за тем, как вы их излагаете.

Неотъемлемой частью общей культуры человека являются умения читать и писать, а также способность связно и доступно изъясняться. Сегодня человека, который даже очень богат и высокопоставлен, но при этом не может связно изложить мысли и делает грамматические ошибки при письме, никак нельзя назвать культурным и образованным.

Российские дворяне, будучи правящим классом вплоть до революции 1917-го года, ясно осознавали необходимость грамотности, как части культуры. Поэтому они учили своих детей грамматике и риторике с малых лет.

Строго говоря, понятие грамотность означает понимание различий между произношением и написанием и знание исключений из правил. Если человек правила грамматики начал изучать довольно рано, тогда и писать он будет всегда грамотно.

Действительно культурные и образованные люди точно знали, что если записывать слова, исходя из того, как они слышатся - это крайне неверно, так как слышат все по-разному, а для верного написания существуют правила.

По словам историка Николая Карамзина, быть неграмотным - невежливо по отношению к читающим. Сложно понять текст, написанный с ошибками, изложенный в малодоступной форме. Иногда такой текст обретает противоположный смысл. Когда слова написаны без ошибок, мысли преподнесены ясно и чётко, каждый поймет, что хотел донести до него автор текста.

Нация определяется, в том числе, и ее языком. Чем более гармоничны и едины язык и его правила, тем больше и крепче нация. Те же, кто пытается упростить правила правописания и грамматику, в сущности, стремятся примитизировать мышление народа. Как правило, эти люди сами весьма малограмотны и неспособны к развитию. Но стоит ли прислушиваться к таким?

Сегодня языкознание и его законы, порой, вульгарно попираются. На страницах даже самых ведущих газет можно обнаружить грубые грамматические ошибки.

Дикторы центральных телевизионных каналов легко позволяют себе ошибки в словах и произношении. Выпускники современных школ вряд ли могут считаться образованными людьми в силу недостаточности знаний, которые они получают в школе.

Каждый, считающий себя носителем языка и стремящийся быть по-настоящему культурным человеком, должен продолжать развиваться, обогащая свой словарный запас, осваивая непростую, но очень интересную русскую грамматику, а также орфографию и пунктуацию. Такого человека будут уважать, а также будут уважать в его лице и всю нацию, которую он представляет.

Под общей грамотностью обычно понимают то, насколько свободно владеет человек родным языком, способен ли он связывать мысли в логичные фразы, пишет ли он без ошибок с точки зрения орфографии и пунктуации, ставит ли в словах правильные ударения.

На сегодняшний день прослеживается опасная тенденция примитивизации русского языка и попирания его грамматических правил. Большинство людей сегодня вообще не читает книг. Письма друг другу люди составляют в электронном виде, короткие послания формулируют и отправляют с мобильных телефонов.

Тем не менее, грамотность по-прежнему является частью культуры. На заложенном в глубоком детстве фундаменте грамотности закладывается гармоничная, образованная, развивающаяся личность.

Почерпнуть грамотность можно не только из учебников. Ею наполнены многие книги, несущие в себе все знания и весь опыт, накопленный человечеством за свою многовековую историю.

Часто в этой истории разные партии или правящая элита нашей страны пытались использовать грамотность в своих корыстных целях. Либо применяли её для продвижения в массы своей идеологии.

На Руси грамотность начала зарождаться с возникновением первых церквей. Тогда стали нужны люди, способные читать, чтобы проводить богослужения.

Затем долгое время грамотностью обладали лишь дворяне и сановники. После революции 1917-го года стране потребовались грамотные, имеющие образование люди для работы на фабриках и заводах. Была введена программа повышения всеобщей грамотности, то есть всех советских людей учили читать и писать.

К сожалению, параллельно с этим благодатным процессом шел негативный процесс упрощения русского языка. Попытки сделать примитивным русский язык предпринимаются и доныне.

Сегодня этому способствует развитие современных средств связи и почти полное предание забвению привычных способов письменной коммуникации. Все это не так уж безобидно. Поскольку, чем более упрощается язык народа, тем примитивнее становится его мышление.

Нынче царит глобальная неграмотность. Остается всё меньше по-настоящему грамотных людей. Говорить с грамматическими ошибками позволяют себе все, начиная с государственных руководителей.

Любой человек, отождествляющий себя со своим народом, своей нацией, должен понимать, что начинается единство нации с единства её языка. Корни самоопределения нации в одних для всех языковых и грамматических правилах.

Личную культуру за деньги не купишь. Высокий властный пост её тоже не прибавляет. Основным критерием культурности и образованности человека остается старая добрая грамотность. Перед россиянами, считающих себя таковыми, стоит сегодня задача «сбережения» русского языка. Людям, обладающим грамотным письмом и речью, всегда проще понять друг друга. И есть за что друг друга уважать!

А собственно зачем учиться писать грамотно? Письма, написанные по шаблону, заявления, составленные по образцам, и статьи по примерам… Любезный текстовый редактор выделит красненьким или зелененьким орфографические и пунктуационные ошибки, и даже предложит правильные варианты написания. А стилистика – это уже дело третье. Разве кто-нибудь потерял здоровье от каких-то неточностей в тексте? Не доклад же научный пишется. Нужна ли грамотность простому человеку?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Беседа на родительском собрании.

«Нужна ли грамотность простому человеку?»

О том, что общая грамотность населения резко падает, говорят постоянно. Поистине грамотные люди, которых подавляющее меньшинство, бунтуют и все громче выявляют протест против невежества и косноязычия. Нет, конечно, всегда были безграмотные люди, причем некоторым это не мешало быть успешными политиками, учеными и даже писателями. Тем не менее, раньше хотя бы была четкая граница между грамотным и малограмотным населением. Прослойка общества, именуемая интеллигенцией, была ярко выражена и стояла неким особняком. Сегодня же сплошь и рядом можно встретить смешанные семьи, где супруги могут быть с разным уровнем грамотности. Да и что там говорить, даже наличие высшего образования на сегодняшний день далеко не всегда является показателем грамотности. Давайте поговорим о том, чем является грамотность для современного человека.

А собственно зачем учиться писать грамотно? Письма, написанные по шаблону, заявления, составленные по образцам, и статьи по примерам… Любезный текстовый редактор выделит красненьким или зелененьким орфографические и пунктуационные ошибки, и даже предложит правильные варианты написания. А стилистика – это уже дело третье. Разве кто-нибудь потерял здоровье от каких-то неточностей в тексте? Не доклад же научный пишется.


Общаться с грамотным человеком всегда приятно . Правильная речь ласкает слух и вызывает чувство расположения к грамотному человеку. Поэтому выбор, с кем общаться, дружить и работать, мы делаем, обращая большое внимание на уровень грамотности окружающих нас людей. Но, если раньше, пару сотен лет назад, общение высших слоев населения происходило на французском языке, что определяло четкую границу между интеллигенцией и малограмотными людьми, то сегодня все перемешалось. Кроме того, общение, происходящее во всевозможных социальных сетях, форумах, чатах и блогах, где безграмотные комментарии считаются нормой, становится естественной средой даже для грамотного населения.

Грамотность, как вид искусства Следует отметить, что грамотность – это и есть своего рода искусство. И оно, как многие другие виды искусств, имеет своих виртуозов, поклонников и профессионалов высокого класса. Искусство грамотности необходимо многим, как, к примеру, тот же театр. Для того чтобы получить удовольствие от профессионализма и мастерства тех, кто может представить грамотность во всей ее красе.

Где прячется грамотность?
Есть грамотность среди филологов, учителей, писателей, юристов, журналистов. Хотелось бы сказать и о деловой переписке, но, увы, здесь грамотность уже не живет. Если же говорить о сети Интернет, то грамотные люди здесь есть, но обнаружить их можно только на редких умных порталах. Именно они пока еще удерживают контроль над созданием контента для сайтов и их модерированием, но только пока.

На уроках русского языка мы много времени уделяем грамотному письму, делаем различные упражнения, применяем дидактические игры, заучиваем словарные слова и правила. Но этого мало. Дома заботливые родители, желающие помочь своему ребёнку вырасти грамотным,образованным,интеллигентным человеком могут применять технику обучения с которой я вас сейчас познакомлю.

Если ребенок пишет с ошибками.

Нередко дети, даже хорошо знающие правила, в диктантах и сочинениях делают ошибки. Из них вырастают безграмотные взрослые, и это, к сожалению, не может исправить последующее образование. Попробуйте сами помочь своим детям, не уповая на школу

Самое главное правило, как утверждают психологи, звучит так: "ошибка не должна фиксироваться в сознании". Если ребенок спрашивает, как пишется слово, сразу говорите правильно. Недопустимы фразы типа: "здесь пишется не "а" , а "о" .
Постарайтесь регулярно проводить дома диктанты хотя бы из упражнений учебника. Если ребенок испытывает затруднения или уже выводит неправильную букву, стоя за его спиной, негромко подсказывайте: здесь "о" или здесь "е". Не акцентируйте внимание на неправильном написании, фиксируйте только правильное.

Есть очень простой и действенный способ научить ребенка писать грамотно. И в первую очередь помочь ему в этом могут родители, если, конечно, у них есть время и желание.

Современные педагоги-новаторы разработали эффективный метод, помогающий бороться с безграмотностью абсолютно в любом возрасте. Естественно, что чем раньше начать занятия с ребенком, тем быстрее и легче вы добьетесь необходимого результата. Расскажем в нескольких словах об этом методе.
За основу берется теория известного в XIX веке исследователя Дмитрия Ивановича Тихомирова, которому в 1888 г. Петербургский комитет грамотности присудил Большую золотую медаль. Ему принадлежат следующие строки: "Если вы хотите, чтобы ваш ребенок грамотно писал, заставляйте его читать, как написано, и не бойтесь, что он будет так же говорить, потому что дети понимают - мы говорим не так, как пишем".
Предложите ему прочитать вслух, громко и четко, какой-либо текст не так, как мы обычно говорим, а так, как пишем. При этом ребенок должен разбить слово на слоги и проговорить его, подчеркивая и выделяя их, но достаточно быстро. А если слово простое, его можно прочесть быстро, не разбивая на слоги.
В этом случае одновременно работает зрительная, слуховая и моторная (язык, гортань) память. Затем, когда ребенок сталкивается с этими словами на письме, он мысленно проговаривает их правильно, а следовательно, и правильно пишет. Для чтения лучше использовать классику: И. Тургенева, Л. Толстого, И. Бунина и т.д.
"Чтение грамотности" должно быть регулярным, а во время занятий обязательно присутствие кого-то из взрослых, чтобы следить за тем, как ребенок прочитал то или иное слово. Например, слово "который" он произнес так, как мы обычно говорим, т. е. "каторый". Взрослому надо в мягкой форме поправить ребенка и попросить его еще раз прочитать слово.
С детьми в возрасте до десяти лет подобным образом можно заниматься весьма небольшое время, примерно от 5 до 10 мин. Далее моторика уже не работает, и чтение не приносит должного результата. С детьми старше десяти лет можно заниматься чуть больше - примерно 15 мин.
Регулярные занятия, при которых ребенок неоднократно произносит различные трудные для запоминания слова вслух именно так, как они пишутся, формируют у него чувство природной грамотности. Со временем он будет безошибочно писать любые слова, даже самые сложные. Потому что тренированное сознание автоматически улавливает все особенности их звучания.

Для чего человеку грамотность?


- Папа, а зачем человеку нужно быть грамотным, ведь мы итак понимаем друг друга? – так обратился к отцу одиннадцатилетний Сережа, невольно задав один из самых тревожных вопросов современного общества.
- Дети, - отвечал отец, приготовившись к интересному диалогу, - в основном ограничиваются беседами со сверстниками о школе, учителях, одноклассниках. Тут быть грамотным не обязательно. Но замечал ли ты, что часто люди неправильно произносят какие-то слова и вызывают тем самым смех, или не могут внятно что-либо рассказать, получается набор несвязанных слов, а ты все думаешь: ""О чем же он говорит?"" Трудно беседовать с таким человеком, и разговор становится не только неприятным, но и раздражающим. А теперь представь, что ты вырос и оказался в обществе серьезных людей. Тут ты начинаешь запинаться, делать неправильные ударения в словах, и люди просто-напросто избегают общения с тобой и посмеиваются.
- Тот, кто будет смеяться, получит от меня в глаз! - важно заявил мальчик, на что отец задорно рассмеялся.
- Общественное мнение никакими тумаками не перебьешь. Ты можешь считаться умным, но стоит тебе произнести что-то неправильно, и мнение о твоей образованности изменится в худшую сторону. Недаром много лет назад грамотными были только дворяне, потому что это было признаком высшего общества. А крестьяне считались неучами, хотя были и исключения, как и среди дворян находились необразованные люди. Наше современное общество в большей степени состоит именно из таких неграмотных ""крестьян"", и поэтому ""дворяне"" выделяются из этой массы.

Мальчишка улыбнулся этому сравнению.
- Я расскажу тебе одну историю. Дворяне и аристократы устраивали особые вечера, на которые собиралось высшее общество. Там люди беседовали на различные темы, слушали музыку и танцевали. На один из таких вечеров были созваны деревенские музыканты. Сыграв несколько вальсов и мазурку и хорошенько развеселив гостей, они отдыхали. Один молодой парнишка-музыкант заинтересовался оживленной беседой, ведущейся в небольшом кружке, и в порыве влечения вставлял в разговор свои замечания и рассуждения. Чем больше говорил молодой человек, тем больше пополнялся круг беседовавших. Слушателей поражали грамотность и образованность парня и интересные и какие-то особенные суждения. В этом кругу среди прочих был председатель одной важной организации, который пожелал рядом с собой иметь такого грамотного человека и предложил парню должность своего секретаря. И никому не пришло на ум возразить по поводу принадлежности его к низшему сословию, потому что понимали, что парнишка умнее многих из них.
- Как славно получилось! - воскликнул мальчишка.
- Это говорит о том, что грамотный человек - это не только говорящий без ошибок, но и говорящий интересно, красочно, чего можно достигнуть, только читая книги и развивая свою речь. Всегда приятно вести беседу с тем, кто не поставит ее в тупик из-за неправильно сформулированного предложения, или с тем, кто быстро не закончит обсуждение темы из-за скудности словарного запаса.
- Теперь я понял, для чего важно быть грамотным! Но русский язык имеет столько правил, что запомнить их, кажется, невозможно, - со вздохом сказал мальчишка.
- А вот самый простой способ ничего не забыть: говори всегда правильно даже в кругу сверстников, любые записи и даже сообщения пиши без ошибок и соблюдай пунктуацию. Ведь грамотность - это еще и правописание. И всегда уделяй внимание чтению книг. А самое главное - теми знаниями, которые ты приобрел, обязательно поделись с товарищами. Быть может, именно благодаря тебе в мире на несколько безграмотных людей станет меньше.

Рекомендуем почитать

Наверх