Список полезных и вредных привычек. Значение слова привычка Что такое привычка уважение определение

Бухучет и налоги 23.05.2021
Бухучет и налоги

Слово произошло от английского «habit». В переводе оно означает автоматический сложившийся тип определенного поведения.

Что такое привычка по своей сути? Эта некая программа, которая заложена в человеке и работает на уровне подсознания. Пословица гласит, что привычка является второй натурой. И этому есть свое объяснение. Задумайтесь, ведь подавляюще количество действий выполняется нами автоматически. Иначе говоря, по привычке. Одно и то же действие, которое человек повторяет каждый день, усваивается им и переходит в управление подсознания. При этом сознание от контроля за ним освобождается.

Плохие привычки. Классификация

Привычки людей делят на определенные виды. Они могут быть профессиональными и бытовыми, социальными и индивидуальными, возникающими постепенно или мгновенно. В психологической сфере тоже есть свое разграничение этого понятия. Здесь привычки делят на эмоциональные и физические, а также поведенческие.

Краткая характеристика

Примером профессиональной привычки может послужить действие слесаря, ежедневно протирающего свой станок после работы. В бытовой сфере это мытье рук перед едой. Социальные привычки - это определенный социальный уклад, который принят именно в данном обществе. При этом они являются культурной нормой. Индивидуальные привычки, то есть принадлежащие лично кому-то, служат определенным резервом для социальных. Свою категорию они изменят в том случае, если будут замечены обществом и востребованы в нем. Так, например, деловая хватка и инициативность в прежние времена были наказуемы. В настоящее время это стало весьма почитаемо, войдя в категорию социального Я. Примеров тому множество. Так, инициативного человека считают личностью более богатой в социальном плане.

Индивидуальные привычки условно подразделяют на вредные и полезные. Некоторые люди обладают пагубной системой поведения. Они курят и разбрасывают по всей квартире вещи, ужинают перед телевизионным экраном и любят откладывать на потом дела. Это обширная тема. Вредные привычки не приносят пользы с позиции общественного блага. Они пагубны для здоровья самого человека, а иногда и для окружающих.

Что такое привычка полезная? Это значит, например, вовремя ложиться спать, рано вставать, заботиться о других и жить с чувством любви.

Как правило, привычки появляются в определенный период. Однако к разновидности таких подсознательных действий можно отнести и возникающие мгновенно различные состояния или реакции.

Что такое привычка физическая? Это, например, стремление грызть ногти или хрустеть пальцами. Примером эмоциональных автоматических действий могут быть звонки молодому человеку, хотя сознание подсказывает, что делать этого не следует. Ходить на учебу или работу одним и тем же маршрутом считается поведенческой привычкой.

Значение в жизни человека

Для сегодняшнего дня характерны бешеные ритмы и бесконечные круговороты событий. Для того чтобы современному человеку приспособиться ко все более возрастающей динамике будней, нужны привычки. Только ленивые люди не пробовали каким-то образом управлять своими автоматическими действиями. Человек биосоциален. И на то, какие навыки и привычки у него сформируются, большое влияние оказывает социальная составляющая. Если существует необходимость приспособиться к окружающей среде, то разум найдет, как это сделать. Таким образом, появляется новая привычка. Другими словами, окружающие обстоятельства диктуют определенные условия поведения и вынуждают вырабатывать автоматические навыки.

Что такое привычка в жизни человека? Это одна из важнейших характеристик его личности. И этому есть свое объяснение. Из привычки складывается характер, который, в свою очередь, влияет на судьбу. Автоматические действия, которые выполняются человеком на уровне подсознания, могут быть как его друзьями, так и врагами. Именно поэтому за своими привычками каждый должен очень внимательно следить. Плохие, к сожалению, липнут сами. Хорошие же появляются только при определенных условиях.

Закрепление

По утверждению психологов, появление привычки происходит на двадцать первый день. Одним из условий ее формирования служит ежедневное повторение определенных действий. Если же вы решили выработать у себя полезную привычку, а после трех недель она так и не возникла, то отчаиваться не следует. Успех обязательно придет при повторении попыток.

Условия формирования

Для того чтобы у человека выработалась привычка, первым делом потребуется привлечь внимание, "зацепить", а после и заинтересовать его. При этом создается уверенность и ощущение, что он это может. Стоит помнить о том, что малоперспективным занятием считается отучение человека от пагубных привычек. Задача в этом случае должна быть сформулирована иначе. Это должна быть не борьба с плохими навыками, а выработка новых, полезных.

Человек обязательно должен понимать смысл При этом новые автоматические действия должны хорошо вписываться его в образ жизни, а также поддерживаться близкими людьми. В том случае, если человек внимателен к себе, он не позволит, чтобы у него появлялись пагубные привычки.

Формирование автоматических действий у детей

Огромной радостью для всей семьи является рождение ребенка. Для каждого из родителей маленькое чудо - самое неповторимое и замечательное. Однако со временем, когда ребенок подрастает, у него появляются свои привычки. При этом некоторые из них не совсем хорошие. Наиболее распространенные детские вредные привычки - это обкусывание ногтей и сосание пальца, кручение или выдергивание волос, а также ковыряние в носу.

Причины появления

Могут возникать от бессознательного желания малыша кому-либо подражать. Именно поэтому близкие для ребенка люди должны внимательно следить за своими действиями. Это не даст повода любимому чаду копировать кусание ногтей или ковыряние в носу взрослого человека.

Детские психологи разъясняют еще одну причину появления у детей вредных привычек. Она кроется в недостатке внимания к ребенку, который он ощущает в своей семье. Например, малыша надолго оставляют одного, рано отлучают от груди, редко берут на руки. Ребенку при этом скучно, неуютно и даже страшно. Кроха должен как-то успокоиться. В качестве компенсации и успокоения он теребит ухо, сосет палец или ковыряет пупок. Такими ритуальными действиями ребенок привыкает успокаивать сам себя. Постепенно все переходит в разряд вредных привычек. И если сразу эти действия являются утешительными в мамино отсутствие, то впоследствии они ему становятся интересными даже в том случае, если родители рядом.

Методы борьбы

Стоит сказать, что запрещая какие-то действия ребенку, добиться положительного результата невозможно. Не поможет здесь и наказание. Избавление от вредных привычек является делом непростым. Родители должны запастись терпением, чтобы убедительно доказывать ребенку, что под ногтями много микробов и грязи, которые попадают ему в рот, если он грызет ногти. Маленьким деткам можно рассказывать сказку о пальчиках-братьях. Девочке же стоит внушать то, что женские руки должны быть ухоженными и красивыми. Не имеет смысла ругать Его следует отвлечь интересными играми и занятиями. Кроху можно просто приласкать.

Как бы там ни было, основой всех вредных детских привычек являются проблемы психологического характера. Борьба с ними - это устранение неуверенности и тревожности ребенка. При этом важно, чтобы атмосфера в доме была мирной и доброжелательной, тогда любые невзгоды будут преодолены.

РЕФЕРАТ

Психология

Психология привычки. Роль привычек в жизнедеятельности людей

Введение 3

1. Психология привычки 4

2. Роль привычек в жизнедеятельности людей 7

3. Как избавиться от вредных привычек 12

Заключение 15

Литература 16

Введение

Привычкой в психологии называют любой регулярно повторяющийся вид поведения, не требующий размышления и скорее приобретенный, чем врожденный. Она может касаться любой сферы деятельности (от еды и сна до мышления и реагирования) и формируется посредством подкрепления и повторения. Подкрепление способствует повторению поведенческого проявления или отклика каждый раз, когда возникает стимул, первоначально вызвавший отклик. С каждым повторением действие становится все более автоматическим (как говорится, еще немного, еще чуть-чуть).

Некоторые привычки, однако, могут возникать в результате единственного события, особенно в случае эмоциональной вовлеченности.

Привычки полезны для освобождения высших психических процессов для творческой деятельности, но способствуют негибкости поведения, а отрицательные привычки и вовсе могут негативно отражаться на всех факторах жизнедеятельности. Психологи говорят, что от привычки нельзя избавиться – ее можно изменить или заменить. Это не касается привычек, которые носят положительный характер, а только тех, которые действительно мешают нам жить.

Актуальность исследования психологии привычки и роли привычек в жизнедеятельности людей, несомненна, позволит рассмотреть отрицательные и положительные аспекты привычек в жизнедеятельности людей.

Цель исследования: рассмотреть психологию привычки и роль привычек в жизнедеятельности людей.

Задачи исследования:

1. Ознакомиться с психологией привычки.

2. Рассмотреть роль привычек в жизнедеятельности людей.

3. Определить - как избавиться от вредных привычек.

Объект исследования: различные аспекты психологии привычки.

Предмет - роль привычек в жизнедеятельности людей.

1. Психология привычки

Привычка – это хорошо усвоенное действие, которое человек повторяет, руководствуясь инстинктами и установками. Такое определение привычки дают психологи. Проще говоря – это поступки, которые мы совершаем не задумываясь.

Процесс приобретения привычки очень прост. Однажды, человек делает какой-либо поступок. Первоначально, ему приходится сознательно выполнять и контролировать не только действие в целом, но и отдельные движения или операции, посредством которых он его осуществляет. Однако, повторяя несколько раз, совершать его становится проще, а в дальнейшем и совсем перестаешь замечать, как приходя домой, привычно надеваешь тапочки и т.д. 1

В результате постоянных повторений человек начинает выполнять многие действия не задумываясь. Это и называется привычкой. Именно в этом кроется вся сложность механизма привычки. То, что заставляет нас делать привычные действия, живет глубоко внутри.

Привычка – это подсознательная программа, следуя которой человек действует. Вопреки расхожему мнению, эта программа совсем не враг личности, а наоборот – прекрасный помощник.

Это средство экономии энергии в нашей внутренней системе.

Становясь автоматизированными, привычные действия или реакции, перестают отнимать у нас время и силы на их обдумывание, подготовку к ним, переживания и их совершение. Они происходят сами собой, оставляя нам энергию на решение более сложных задач.

К сожалению, существуют вредные привычки, которые губят наше здоровье, отталкивают от нас людей, ставят нас в безвыходные положения и т.д. От них хочется избавиться, но сделать это очень сложно, но радует, что, все таки, возможно.

Различают положительные и отрицательные привычки .

Положительные привычки (например, привычки рационального режима труда у станка, санитарно-гигиенические привычки, привычки культурного поведения в быту и т. д.) - важное условие производительности труда, соответствия поведения общественным нормам, условие охраны здоровья. Облегчая соблюдение тех или иных правил, привычки оказывают большую помощь в организации личной и общественной жизни человека.

Отрицательные привычки (неупорядоченное и небрежное выполнение работы, нарушение норм культурного поведения и т. п.) оказывают противоположное влияние.

Имеются большие индивидуальные различия между людьми в формировании привычек.

Образование привычек начинается в раннем детстве, по мере того как ребенок приучается к самообслуживанию, аккуратному одеванию и раздеванию, бережному обращению с игрушками, хранению их в определенном порядке.

Большую роль в формировании привычек у детей играет подражание старшим членам семьи и посильное участие в трудовой жизни семьи.

В детском саду ребенок привыкает участвовать в работе детского коллектива, ответственно относиться к своей работе, к своим обязанностям в игре, преодолевать трудности, с которыми он сталкивается в своей деятельности, помогать товарищам и пр.

В школе учащиеся привыкают внимательно и напряженно работать во время урока, ответственно относиться к выполнению домашних заданий, соблюдать определенный режим труда, отдыха, сна, питания, терпеливо преодолевать трудности, планировать работу, заранее определяя ее содержание и правильно распределяя во времени. 2 Соблюдая школьные правила, ученик овладевает привычками культурного поведения.

Основными условиями образования привычек в период обучения в школе являются руководство и пример учителя , систематическая оценка работы и поведения ученика учителями, общественное мнение классного

коллектива, пионерской и комсомольской организаций. Важное условие формирования привычек - непримиримая борьба с отрицательными привычками (со стороны родителей, учителей, классного коллектива, пионерской и комсомольской организаций), категорическое осуждение каждого проявления дурной привычки. 3

Важно замещать отрицательное действие положительным, а также предупреждать возникновение и возможность развития дурных привычек.

Работа по воспитанию привычек в семье, детском саду, в школе должна быть систематической и непрерывной, так как всякое нарушение привычки разрушает у детей потребность в выполнении действий, необходимых для образования или закрепления этой привычки.

Привычки играют важную роль в формировании устойчивых форм поведения, характеризующих черты личности. Формирование полезных привычек и борьба с вредными, отрицательными привычками составляет одну из важнейших задач воспитания.

2. Роль привычек в жизнедеятельности людей

В жизни и деятельности людей большое значение имеют именно привычки. Привычками называются действия, закрепляющиеся в поведении человека и ставшие его потребностями. (рис.1)

Удовлетворение потребности связано с чувством удовольствия, а неудовлетворение влечет за собой неприятные переживания.

Поэтому выполнение привычных действий вызывает у нас положительные эмоции, а невозможность делать то, к чему мы привыкли, сопровождается неприятными чувствами.

Рис.1. Потребности человека

Излишне говорить, что вся наша жизнь состоит из привычек. То, как мы осваиваем новое направление деятельности, новую область знаний, то, как мы разговариваем с другими людьми, и как мы их воспринимаем, то, как мы реагируем на жизненные обстоятельства, решаем возникшие в жизни трудности, ну и, в конце концов, то, как мы едим, все это результат укоренившихся в нас привычек.

Можно даже сказать ещё больше, возникаемые в нашей жизни обстоятельства - это результат наших привычек.

Поэтому в своей книге "Сезоны жизни" Джим Рон сказал: "Если мы хотим изменить обстоятельства, мы должны изменить свои привычки, свою позицию, свое мнение…". 4

Разница между вредными привычками и полезными состоит только в том, что вредные привычки возникают без всяких усилий с нашей стороны, тогда как полезные привычки не возникают сами по себе, если только их не привили с детства мудрые родители.

Любая привычка – это, по сути, неосознанное автоматическое действие, которое сформировалось от многократного повторения.

Отсюда можно сделать простой вывод: чтобы изменить вредную привычку надо её для начала осознать, т.е. вывести её из состояния автоматизма, и перевести её в состояние контроля над совершаемым действием.

Затем нужно сформулировать в виде цели именно положительную привычку, которую мы хотим приобрести и уже стараться совершать соответствующее формулировке действие (или воздержание от действия).

Многократное повторение такого действия сформирует у нас положительную привычку.

Безусловно, формирование положительных привычек уже требует от нас значительных усилий, т.к. имеющиеся у нас привычки создали определенную зону комфорта, а новое всегда вызывает дискомфорт.

Но процитируем здесь слова Билл Ньюмена, автора бестселлера "Парите вместе с орлами": "Помните: каждый разумный человек старается превратить свои намерения в навыки и привычки." 5

Человек в мире культуры, цивилизации и ценностейКурсовая работа >> Философия

... человека . Повседневность в современном представлении – заботы и тревоги, привычки ... и использованием; б) всеобщая технизация жизнедеятельности человека , ведущая к стандартизации вещей и... тела человека . 4. Ценности и их роль в жизни общества и человека С...

  • Роль физической культуры в укреплении здоровья человека

    Дипломная работа >> Физкультура и спорт

    Отражает обобщенную типовую структуру форм жизнедеятельности человек , для которой характерно единство и целесообразность... из самых вредных привычек . Широко распространены мифы о курении, играющие роль «психической защиты» ...

  • Роль здорового образа жизни в сохранении и укреплении здоровья учащихся общеобразовательной школы

    Дипломная работа >> Физкультура и спорт

    Охарактеризовать различные стороны жизнедеятельности человека , направленные на... на индивидуальном развитии человека ; о роли семейного воспитания и... 1978). 1.3.2. Искоренение вредных привычек Искоренение вредных привычек (табакокурение, алкоголизм, наркомания...

  • РЕФЕРАТ

    Психология

    Психология привычки. Роль привычек в жизнедеятельности людей

    Введение 3

    1. Психология привычки 4

    2. Роль привычек в жизнедеятельности людей 7

    3. Как избавиться от вредных привычек 12

    Заключение 15

    Литература 16

    Введение

    Привычкой в психологии называют любой регулярно повторяющийся вид поведения, не требующий размышления и скорее приобретенный, чем врожденный. Она может касаться любой сферы деятельности (от еды и сна до мышления и реагирования) и формируется посредством подкрепления и повторения. Подкрепление способствует повторению поведенческого проявления или отклика каждый раз, когда возникает стимул, первоначально вызвавший отклик. С каждым повторением действие становится все более автоматическим (как говорится, еще немного, еще чуть-чуть).

    Некоторые привычки, однако, могут возникать в результате единственного события, особенно в случае эмоциональной вовлеченности.

    Привычки полезны для освобождения высших психических процессов для творческой деятельности, но способствуют негибкости поведения, а отрицательные привычки и вовсе могут негативно отражаться на всех факторах жизнедеятельности. Психологи говорят, что от привычки нельзя избавиться – ее можно изменить или заменить. Это не касается привычек, которые носят положительный характер, а только тех, которые действительно мешают нам жить.

    Актуальность исследования психологии привычки и роли привычек в жизнедеятельности людей, несомненна, позволит рассмотреть отрицательные и положительные аспекты привычек в жизнедеятельности людей.

    Цель исследования: рассмотреть психологию привычки и роль привычек в жизнедеятельности людей.

    Задачи исследования:

    1. Ознакомиться с психологией привычки.

    2. Рассмотреть роль привычек в жизнедеятельности людей.

    3. Определить - как избавиться от вредных привычек.

    Объект исследования: различные аспекты психологии привычки.

    Предмет - роль привычек в жизнедеятельности людей.

    1. Психология привычки

    Привычка – это хорошо усвоенное действие, которое человек повторяет, руководствуясь инстинктами и установками. Такое определение привычки дают психологи. Проще говоря – это поступки, которые мы совершаем не задумываясь.

    Процесс приобретения привычки очень прост. Однажды, человек делает какой-либо поступок. Первоначально, ему приходится сознательно выполнять и контролировать не только действие в целом, но и отдельные движения или операции, посредством которых он его осуществляет. Однако, повторяя несколько раз, совершать его становится проще, а в дальнейшем и совсем перестаешь замечать, как приходя домой, привычно надеваешь тапочки и т.д.

    В результате постоянных повторений человек начинает выполнять многие действия не задумываясь. Это и называется привычкой. Именно в этом кроется вся сложность механизма привычки. То, что заставляет нас делать привычные действия, живет глубоко внутри.

    Привычка – это подсознательная программа, следуя которой человек действует. Вопреки расхожему мнению, эта программа совсем не враг личности, а наоборот – прекрасный помощник.

    Это средство экономии энергии в нашей внутренней системе.

    Становясь автоматизированными, привычные действия или реакции, перестают отнимать у нас время и силы на их обдумывание, подготовку к ним, переживания и их совершение. Они происходят сами собой, оставляя нам энергию на решение более сложных задач.

    К сожалению, существуют вредные привычки, которые губят наше здоровье, отталкивают от нас людей, ставят нас в безвыходные положения и т.д. От них хочется избавиться, но сделать это очень сложно, но радует, что, все таки, возможно.

    Различают положительные и отрицательные привычки.

    Положительные привычки (например, привычки рационального режима труда у станка, санитарно-гигиенические привычки, привычки культурного поведения в быту и т. д.) - важное условие производительности труда, соответствия поведения общественным нормам, условие охраны здоровья. Облегчая соблюдение тех или иных правил, привычки оказывают большую помощь в организации личной и общественной жизни человека.

    Отрицательные привычки (неупорядоченное и небрежное выполнение работы, нарушение норм культурного поведения и т. п.) оказывают противоположное влияние.

    Имеются большие индивидуальные различия между людьми в формировании привычек.

    Образование привычек начинается в раннем детстве, по мере того как ребенок приучается к самообслуживанию, аккуратному одеванию и раздеванию, бережному обращению с игрушками, хранению их в определенном порядке.

    Большую роль в формировании привычек у детей играет подражание старшим членам семьи и посильное участие в трудовой жизни семьи.

    В детском саду ребенок привыкает участвовать в работе детского коллектива, ответственно относиться к своей работе, к своим обязанностям в игре, преодолевать трудности, с которыми он сталкивается в своей деятельности, помогать товарищам и пр.

    В школе учащиеся привыкают внимательно и напряженно работать во время урока, ответственно относиться к выполнению домашних заданий, соблюдать определенный режим труда, отдыха, сна, питания, терпеливо преодолевать трудности, планировать работу, заранее определяя ее содержание и правильно распределяя во времени. Соблюдая школьные правила, ученик овладевает привычками культурного поведения.

    Основными условиями образования привычек в период обучения в школе являются руководство и пример учителя, систематическая оценка работы и поведения ученика учителями, общественное мнение классного

    коллектива, пионерской и комсомольской организаций. Важное условие формирования привычек - непримиримая борьба с отрицательными привычками (со стороны родителей, учителей, классного коллектива, пионерской и комсомольской организаций), категорическое осуждение каждого проявления дурной привычки.

    Важно замещать отрицательное действие положительным, а также предупреждать возникновение и возможность развития дурных привычек.

    Работа по воспитанию привычек в семье, детском саду, в школе должна быть систематической и непрерывной, так как всякое нарушение привычки разрушает у детей потребность в выполнении действий, необходимых для образования или закрепления этой привычки.

    Привычки играют важную роль в формировании устойчивых форм поведения, характеризующих черты личности. Формирование полезных привычек и борьба с вредными, отрицательными привычками составляет одну из важнейших задач воспитания.

    2. Роль привычек в жизнедеятельности людей

    В жизни и деятельности людей большое значение имеют именно привычки. Привычками называются действия, закрепляющиеся в поведении человека и ставшие его потребностями. (рис.1)

    Удовлетворение потребности связано с чувством удовольствия, а неудовлетворение влечет за собой неприятные переживания.

    Поэтому выполнение привычных действий вызывает у нас положительные эмоции, а невозможность делать то, к чему мы привыкли, сопровождается неприятными чувствами.

    Рис.1. Потребности человека

    Излишне говорить, что вся наша жизнь состоит из привычек. То, как мы осваиваем новое направление деятельности, новую область знаний, то, как мы разговариваем с другими людьми, и как мы их воспринимаем, то, как мы реагируем на жизненные обстоятельства, решаем возникшие в жизни трудности, ну и, в конце концов, то, как мы едим, все это результат укоренившихся в нас привычек.

    Можно даже сказать ещё больше, возникаемые в нашей жизни обстоятельства - это результат наших привычек.

    Поэтому в своей книге "Сезоны жизни" Джим Рон сказал: "Если мы хотим изменить обстоятельства, мы должны изменить свои привычки, свою позицию, свое мнение…".

    Разница между вредными привычками и полезными состоит только в том, что вредные привычки возникают без всяких усилий с нашей стороны, тогда как полезные привычки не возникают сами по себе, если только их не привили с детства мудрые родители.

    Любая привычка – это, по сути, неосознанное автоматическое действие, которое сформировалось от многократного повторения.

    Отсюда можно сделать простой вывод: чтобы изменить вредную привычку надо её для начала осознать, т.е. вывести её из состояния автоматизма, и перевести её в состояние контроля над совершаемым действием.

    Затем нужно сформулировать в виде цели именно положительную привычку, которую мы хотим приобрести и уже стараться совершать соответствующее формулировке действие (или воздержание от действия).

    Многократное повторение такого действия сформирует у нас положительную привычку.

    Безусловно, формирование положительных привычек уже требует от нас значительных усилий, т.к. имеющиеся у нас привычки создали определенную зону комфорта, а новое всегда вызывает дискомфорт.

    Но процитируем здесь слова Билл Ньюмена, автора бестселлера "Парите вместе с орлами": "Помните: каждый разумный человек старается превратить свои намерения в навыки и привычки."

    Какую бы область жизни мы не затронули: спорт, наука, учеба, работа, бизнес, здоровье и т.д., - везде для успеха требуется формирование у себя соответствующих положительных привычек и отказ от вредных.

    Мы хорошо знаем про наличие вредных привычек, таких как алкоголизм, наркомания, курение.

    Мы можем осуждать либо оправдывать такие привычки, но каждый

    здравомыслящий человек знает, что они губительны для жизнедеятельности.

    Другие привычки менее бросаются в глаза, и последствия их совсем иные, но также, как и к вышеназванным, человек чаще всего привязан к ним, и думая, что он сам управляет своими действиями, на самом деле становится рабом своих привычек, и они ведут его по жизни чаcто без его ведома и не всегда безопасно для жизнедеятельности.

    Во-первых, как часто бывает, что ложимся мы, потому что привыкли полежать после еды, или после работы, или вообще привыкли подольше понежиться в постели с утра. Кушаем мы тоже чаще по привычке, не потому

    что хотим, а потому что время обеда подошло, а кто-то привык вообще обходиться без завтрака, или обеда, или ужина.

    После работы или в выходные дни у нас тоже срабатывает свой стереотип поведения: кто-то идет в кино и любит развлечения (он привык «расслабляться» после труда), кто-то до ночи продолжает работу (выполнение работы, взятой на дом, домашняя работа, дача). Такой человек привык работать.

    Одни под расслаблением понимают (привыкли думать) смену занятия, переключение с одних дел на другие, другие же предпочитают расслабляться в кровати с книжкой или без нее, с другом или с подругой или без них, или просто погулять на свежем воздухе, полюбоваться природой, или послушать красивую музыку.

    А для кого-то самое лучшее расслабление - это напиться до свинского состояния. Привычки, определяющие стиль жизни, у всех разные.

    Понаблюдаем, кто, как сидит или стоит, какую позу при этом выбирает.

    Это тоже привычка. Как правило, мы выбираем одну и ту же позу, задействуя одни и те же мышцы, что приводит к их перенапряжению, а это в свою очередь, к сужению просвета сосудов и сдавливанию нервов, проходящих в этих мышцах, что со временем может явиться причиной заболевания органов, которые получают питание и иннервацию (т.е. контроль со стороны нервной системы) от сдавленных сосудов и нервов.

    Также очень важно для жизнедеятельности, как мы двигаемся. Мы даже

    не подозреваем, что наш набор движений, которыми мы пользуемся изо дня в день, очень ограничен. Мы выбираем только те движения, к которым привыкли с детства. При этом масса мышц почти не используются, следовательно, они атрофируются, следовательно, опять-таки страдают сосуды и нервы, и развивается болезнь.

    Привыкли мы глотать пищу, почти не пережевывая ее, и, таким образом, нарушаем процессы пищеварения. Привыкли дышать, не замечая своего дыхания, используя, как правило, одно или два вида дыхания: обычное повседневно (да и обычное дыхание у каждого свое) и поглубже (глубина и частота зависят от физической нагрузки). А ведь существует множество видов дыхания: брюшное, грудное, смешанное, с разными длинами фаз вдоха и выдоха, с паузами после вдоха и выдоха и т.д. Мы привыкли не замечать боли, если она не мешает работать, привыкли не замечать своего тела, не обращать на него внимания, когда по утрам бежим на работу, когда разговариваем и смеемся, когда... Да мало ли когда еще - почти всегда.

    У каждого из нас есть самые разные привычки. Полезные, вредные, нужные и не всегда нужные. Одни из них помогают нам в жизни, другие ее портят.

    Привычки закреплены, как правило, жизненными стереотипами и социальными устоями.

    Многие привычки заложены в нас с детства и превращаются в рефлексы. На наши привычки влияют и люди из нашего окружения.

    Большая часть привычек прививается нашими родителями. Наши привычки формируют наш характер и мировоззрение.

    И если грядут какие-то перемены в жизни, то приходится ломать наши привычки и устоявшийся образ жизни. Если же все стабильно, спокойно и равномерно, то мы не видим причины для того, чтобы наши привычки менять.

    Мы ведем себя так, как привыкли, и даже не догадываемся порой, насколько сильно наши привычки портят нам жизнь и влияют на наши чувства, мысли и отношения с близкими.

    Наши привычки указывают нам, как нужно жить, как себя вести и какотноситься к тем или иным факторам жизни или людям. Другими словами, наши действия, поступки и мотивы завязаны в большинстве своем на том, чтобы угодить нашим привычкам и не нарушать привычный уклад жизни.

    Временами нас посещает мысль взять и поменять что-то, начать «новую жизнь» с понедельника и тому подобное. Да, мы иногда устаем от своих привычек, осознаем их «вредность» или «неправильность».

    Сама фраза «изменить себя» подразумевает, прежде всего, ломку нашего сознания. Согласитесь, трудно расстаться с чем-то, что многие годы было нам так дорого, было с нами везде и всюду, просыпалось по утрам вместе с нами, проживало с нами каждый день и уставшее укладывалось спать. Есть утверждение – «если человек сам не захочет, никто его не сможет заставить».

    3. Как избавиться от вредных привычек

    Для того, чтобы избавиться от вредной привычки, необходимо, в первую очередь, осознать то, что привычка действительно имеет место быть.

    Пока мы не осознаем проблему, мы ее не чувствуем и она руководит нами. Это касается не только вредных привычек, но так же и полезных.

    Оправдание своих вредных привычек и недостатков мешает избавлению от них.

    Избавлению от старых и вредных привычек помогает приобретение новых полезных и позитивных. Мы устроены так, что если лишаемся чего-то, то должны получить какую-то компенсацию. И тут важно не ошибиться в выборе. Взамен старой плохой привычки необходимо выбрать такую, которая стала бы нашим верным спутником на всю оставшуюся жизнь, и с которой не пришлось бы потом мучительно расставаться.

    Здоровых и полезных привычек достаточно. Спорт, гигиена, соблюдение режима, здоровое и правильное питание, дисциплина и самовоспитание, уделять внимание родным и друзьям, читать полезные книги, узнавать что-то новое, обрести хобби или начать коллекционировать что-то. Можно выбрать занятие по душе.

    Несколько несложных правил помогут легко пережить изменения в жизни. Изменения привычек не должно носить негативный характер.

    Не нужно лишать себя удовольствий или истязать себя. Это заставит вернуться вернетесь к своим плохим привычкам. Нужно хотеть того приятного и хорошего, что принесет вам ваша новая привычка. Если же мы насильственно будем подавлять негативные привычки, то их сила только увеличится.

    Вредные привычки будут устранены, если от них невозможно будет получать удовольствие, а источник удовольствия будет найден в чем-то другом, например, в новой хорошей привычке. Необходимо не делать насилие над собой, а создавать такую ситуацию, когда плохая привычка уходит на второй план, а в последствии и совсем уходит за горизонт.

    И полезные и вредные привычки начинают, появляются по одним и тем

    же причинам – получение удовольствия и компенсация негативный ситуаций. Нужно хвалить и поощрять себя, когда появятся первые успехи.

    Это отличный стимул не возвращаться к старому.

    Первым шагом для преодоления негативной привычки станет осознание того, что эта привычка уже есть.

    Новая полезная привычка должна приносить удовольствие и в полной мере компенсировать все то, что теряется с уходом старой негативной привычки. Нужно помнить так же, что привычки глубоко вживаются в наши головы и вернуться могут в любой момент и никогда больше не допустить этого.

    Привычка, это способность запоминать и воспроизводить каждый раз и в необходимое для нас время то, чему мы научились.

    Привычки играют важную роль в жизни человека, и во многих случаях, привычки это очень даже полезно.

    Благодаря этой способности, многие навыки, которым нам стоит только научиться, могут затем авто­матически использоваться нами без каких-либо измене­ний, если только не изменится что-либо во внешней ситуа­ции или наших отношениях к данным навыкам.

    Однако, в течение всей своей жизни, мы так же накапливаем такие навыки, от которых нам трудно отказаться, хотя и осознаём, что они не эффективны и что они нам даже иногда мешают или наносят вред.

    В число плохих привычек, которые, кажется, трудно или даже невозможно изменить, входят и некоторые наши качества, такие как недостаточно уверенное поведение, прямолинейность и бестактность. Есть даже та­кое выражение - «закоснелость в привычках», как будто речь идет о чем-то, что прежде было подвижным и на что ещё можно было бы повлиять, но теперь застыло и не поддаётся какому либо воздействию.

    Однако, любой человек может измениться, если он хочет этого и если знает, как это сделать. Основная суть решения проблемы, заключается в том, что никто не обязан быть жертвой своих привычек.

    Не лучше ли заменить их новыми и приносящими реальную пользу.

    Всякая привычка формируется в процессе осознанного повторения, каких либо действий, но чем больше мы повторяем какое-то действие, тем меньше мы сознаем процесс его воспроизведения.

    Таким образом, формируется новая привычка, которая либо дополнит, либо заменит старую привычку.

    Суть заключается в том, что если мы хотим достигать успехов в жизни, необходимо чаще анализировать свои привычки, и если мы обнаруживаем, что есть те, что создают нам серьёзные помехи, не нужно думать, что от них невозможно избавиться. Нужно предпринимать решительные действия, чтобы заменить старые и бесполезные привычки на новые, которые приведут к успеху.

    Заключение

    Привычки имеют большое значение для формирования нравственного облика человека, так как, закрепившись, они уже будут способствовать появлению у него тех или иных черт характера. Привычки многообразны.

    Различают профессиональные привычки, связанные с тем видом труда, которым занимается человек. Так, врач привык обращать внимание на то, как выглядит человек, здоровый или больной у него вид и т. п. Бывают привычки моральные (быть честным, правдивым), гигиенические, эстетические, учебные, привычки культурного поведения и другие. Очень важное место среди привычек занимает привычка к труду. Эту привычку необходимо воспитывать с ранних лет и особенно в школьном возрасте.

    Если выработанные навыки полезны или безразличны, то привычки бывают еще и вредные. К полезным, или положительным, привычкам относится, например, привычка к сосредоточенной работе, чистоте, вежливости, внимательному отношению к людям. Вредными, или отрицательными, привычками можно назвать привычки к безделью, к грубости, к курению. Полезные привычки очень помогают людям. Напротив, человек, у которого много отрицательных привычек, вынужден постоянно бороться с ними, а иногда становится рабом своих вредных привычек.

    Надо понимать, что вся совокупность поступков, способностей, навыков и привычек человека входит в его характер.

    Поэтому каждому человеку надо стараться приобретать полезные привычки. Для их приобретения, следует, возможно, чаще повторять те полезные действия, которые надо сделать привычными, а чтобы освободиться от плохой привычки, надо не повторять соответствующих действий.

    Потому как многократное совершение одного и того же поступка приводит к формированию привычки поступать в подобных условиях именно так, а не иначе.

    Литература

    1. Алексеев Д.В. Вредные привычки, их негативное воздействие. – М.: Образование, 2008. – 335с.

    2. Асимов Д.П. Как избавиться от пагубных пристрастий. – М.: Педагогика, 2009. – 287с.

    3. Бабич Т.А. Вредные привычки и реабилитационная работа с подростками. – М.: Просвещение, 2008. – 402с.

    4. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. Изд-во МГУ, 1992.

    5. Люблинская А. А. Как избавиться от вредных привычек. - М., Феникс, 2007. – 342с.

    6. Петровский А. В. Беседы о психологии. - М.: Времена, 2008. – 252с.

    7. Шевцов А. М. Психология привычки. - М.: Знание, 2006. – 304с.


    Шевцов А. М. Психология привычки. - М.: Знание, 2006. – С.73

    Бабич Т.А. Вредные привычки и реабилитационная работа с подростками. – М.: Просвещение, 2008. – С.172

    Шевцов А. М. Психология привычки. - М.: Знание, 2006. – С.102

    Петровский А. В. Беседы о психологии. - М.: Времена, 2008. – С.98

    Там же. – С.104

    Люблинская А. А. Как избавиться от вредных привычек. - М., Феникс, 2007. – С.157

    Асимов Д.П. Как избавиться от пагубных пристрастий. – М.: Педагогика, 2009. – С.117

    Привычки определяют наш образ жизни. Плохие пристают к нам сами, а хорошие нужно вырабатывать. Как и зачем это делать? Какие привычки самые полезные? Мы расскажем об интересных исследованиях, расскажем о 10 хороших привычках, которые делают жизнь ярче, а нас – здоровее.

    Что такое привычка?

    Привычка - это повторяющаяся форма поведения, которая не требует волевых усилий. Если наше сознание положительно реагирует на определенное действие и чувствует дискомфорт в его отсутствие, значит, началось привыкание. Процесс сопровождается физиологической реакцией – комбинированием нервных связей, определяющих алгоритм действий.

    Привыкание формируется после многократного повторения – мозг запоминает, что делать и переходит в бессознательный режим.

    Привычка неплохой способ экономить внутренние ресурсы , так как мозг «не включается». По накатанному сценарию действие происходит гораздо быстрее, чем во время осознанного поведения.

    Например, когда мы возвращаемся домой, то первым делом включаем свет в коридоре. Но если выключатель передвинуть, наша рука на него не попадет. Мы не думаем вот так: «Темно, нужно включить свет, а для этого найти выключатель», а просто нажимаем кнопку. В повседневной жизни таких мелочей не счесть, и у каждого есть своя устоявшаяся тысяча привычек.

    Привычки людей.

    Психологии рассматривают все человеческие эмоции как привычку. Энтузиазм, меланхолия, педантизм – всё это мы выбираем у себя сами, став пленниками эмоции, а после поведенческой формулы.

    Как работает механизм привыкания?

    Исследователь И. П. Павлов утверждает, что человек привыкает абсолютно ко всему. Существует некий замкнутый круг – мы получаем эмоцию, свыкаемся с ней, попадаем в ее плен. Единожды пережитые эмоции дают нам билет в зону риска почувствовать их еще раз. Наше сознание уже имеет шаблон, знает, как реагировать на подобные события или обстоятельства. А мозг, успев принять модель поведения, будет препятствовать преодолению привычки посредством тревоги и внутреннего дискомфорта.

    Например, мы испугались собаки. Мозг запомнил нашу реакцию и подготовил под неё соответствующую формулу. Теперь сознание готово к испугу при виде любой собаки. Работает принцип доминанты – возбужденный центр мозга останавливает работу остальных нервных связей, поэтому у нас не получается быстро выйти из депрессии или преодолеть страх.

    Откуда берутся привычки?

    • Их прививают в детском возрасте – мыть руки перед едой, утром чистить зубы, приводить обувь в порядок с вечера и так далее.
    • Они возникают спонтанно во время взаимодействия с социумом – избегать лифтов, пить утром кофе.
    • Мы формируем их самостоятельно – пить натощак теплую воду.

    Виды привычек:

    • Профессиональные – учителя языка автоматически в уме исправляют увиденные или услышанные ошибки.
    • Бытовые – мыть руки после посещения туалета.
    • Социальные – отвечать на приветствие: «С Новым годом!».
    • Индивидуальные – проявлять инициативу.

    В зависимости от формы проявления привычки бывают:

    • Физические – шаркать ногами.
    • Эмоциональные – заканчивать разговор пожеланием хорошего дня.
    • Поведенческие – убирать в помещении по привычному плану.

    Все привычки бывают или полезными или вредными. Разница между ними в том, что первыми руководим мы, а вторые руководят нами. Плохие привычки обычно находят нас сами, а чтобы выработать хорошие, приходится трудиться.

    Зачем нужно формировать полезные привычки?

    1. Мы совершенствуемся.

    Вредные занятия крадут у нас время, деньги, эмоции, а полезные помогают добиться целей, совершенствуют нашу эффективность. Чтобы хорошо себя чувствовать, быть уверенным и энергичным, нужно привыкнуть к полезным действиям.

    2. Мы перестаем себя заставлять.

    Сила воли – это эффективный способ заставить себя что-то сделать, но он требует затрат сил. Каждый рас принуждая себя к какому-то действию, мы неосознанно огорчаемся, теряем энтузиазм. Но если действие превратить в привычное дело, вскоре мы вычеркнем его из списка «принудиловок».

    3. Хорошее побеждает плохие.

    Просто перестать есть на ночь сложно – все мысли будут о еде в холодильнике. А если сделать подмену, например, выпивать перед сном чашку зеленого чая с лимоном, то ритуал заполнения желудка останется, но его смысл изменится.

    Как выработать полезные привычки?

    1. Определить цель.

    Чтобы к чему то, особенно хорошему, привыкнуть, нужно приложить усилия. Когда есть четкое понимание, что и зачем я делаю, процесс пройдет легко. Например, цель – улучшить состояние кожи, сэкономив на косметологе. Чтобы этого достичь, нужно регулярно делать массаж лица, пользоваться специальными средствами, больше отдыхать. Мысли о предстоящей фотоссесии в новом образе придадут сил.

    2. Начать с простого.

    Стать адептом здорового образа жизни за один день нельзя, но за месяц можно. Если мы решим с понедельника начать новую жизнь, то останемся на прежнем месте еще очень долго.

    Если постепенно убирать со стола вредную пищу, больше ходить, дольше спать, мы выработаем целый комплекс хороших действий. Главное – делать небольшие шаги, чтобы гармонично и прочно закрепить новые для себя формулы.

    Сколько нужно времени, чтобы выработать привычку?

    Ученые Лондонского университетского колледжа провели эксперимент, чтобы узнать, сколько времени нужно человеку для формирования несложной привычки.

    96 добровольцев вели дневник, записывая действия под разделами «Заставляю себя» и «Делаю, не думая». В результате психологи установили, что привыкание наступает в среднем после 60 дней повторений.

    При этом однодневная пауза никак не влиял на результат.

    Топ-10 полезных привычек.

    • Выпивать натощак стакан теплой воды. Так можно мягко запустить важные процессы в организме.
    • Составлять список покупок. Экономия деньг и времени.
    • Не идти по улице, уткнувшись в гаджет. Есть риск травмировать себя или окружающих, попасть в ДТП.
    • Начинать утро с улыбки. Получив сразу после сна гормон радости, весь день пройдет позитивнее.
    • Следить за осанкой. Если держать осанку ровно, гуляя по улице или стоя дома у плиты, можно избавиться от сутулости.
    • Обнимать чаще близких. Объятья – это способ быстро получить гормон радости, укрепить иммунитет, снять напряжение и почувствовать себя любимым и любящим.
    • Проветривать комнату перед сном. Свежий воздух помогает расслабиться и быстрее уснуть. Он делает атмосферу комнаты легче, здоровее.
    • Расслабляться перед сном. По статистике 8 из 10 молодых людей перед сном смотрят в гаджеты. Экран действует гипнотически – от него тяжело оторваться, хотя глаза уже хотят отдохнуть, а мозг – расслабиться.
    • Съедать полезное. Если несколько грецких орехов, горсть ягод или фреш перейдут в категорию «маст хев на каждый день», заметно улучшится самочувствие.
    • Выкидывать ненужное. Практически у всех есть вещи с категории «жалко выкинуть, пускай еще полежат». Невостребованная обувь, исписанные блокноты, надколотая посуда хранят негативную информацию, захламляют дом. Отличная привычка – еженедельно выкидывать все старое, ненужное, использованное.

    Только что вы узнали, что представляет собой привычка, каков механизм ее действия и сколько нужно времени для ее формирования. Может, стоит провести эксперимент, узнав, хватит ли вам 60 дней, чтобы привыкнуть к чему-то полезному?

    Словарь антонимов русского языка

    Привычка

    Тезаурус русской деловой лексики

    Привычка

    Syn: обыкновение, обычай

    Фразеологический словарь русского языка

    Привычка

    Привычка - вторая натура - привычку трудно искоренить или не искоренить вовсе

    Словарь Ефремовой

    Привычка

    1. ж.
      1. Образ действий, состояние, поведение или склонность, усвоенные кем-л. за определенный период жизни и ставшие обычными, постоянными для кого-л.
      2. разг. Привычный образ действий; обычай, обыкновение.

    Энциклопедический словарь

    Привычка

    сложившийся способ поведения, осуществление которого в определенной ситуации приобретает для индивида характер потребности. Привычки могут складываться стихийно, быть продуктом направленного воспитания, перерастать в устойчивые черты характера, приобретать черты автоматизма и т. п.

    Словарь Ожегова

    ПРИВЫ ЧКА, и, ж.

    1. Поведение, образ действий, склонность, ставшие для когон. в жизни обычными, постоянными. Хорошие, плохие привычки. Вошло в привычку заниматься гимнастикой. Сила привычки. Опаздывать не в моих привычках (т. е. я не люблю опаздывать).

    2. Навык, умение (прост.). На всякое дело нужна п. Без привычки косить тяжело.

    В привычку (прост.) привык, умеет. Не в привычку рано вставать комун. Давай зашью, мне в привычку.

    Педагогический терминологический словарь

    Привычка

    автоматизированное действие, выполнение которого в определённых условиях стало потребностью. Формируется в процессе неоднократного выполнения действия на той стадии его освоения, когда при его исполнении уже не возникает к.-л. трудностей волевого или познавательного характера. При этом решающее значение приобретает вызываемое самим функционированием действия физическое и психическое самочувствие, окрашиваемое положительным эмоциональным тоном.

    Образование мн. П. начинается в раннем детстве, причём большую роль играет подражание старшим. П. могут возникать в любой сфере деятельности и охватывать различные стороны поведения человека. Следует различать полезные и вредные привычки. Формирование полезных П. и борьба с вредными - важнейшая задача воспитания. П. придают устойчивость системе воспитания, являются важной частью становления личности в целом.

    Т.о., как будет протекать овладение тем или иным видом деятельности во многом определит, какие у ребёнка возникнут П. - полезные или вредные. П., сложившиеся первыми, значительно влияют на формирование последующих - облегчают или затрудняют их воспитание.

    (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 215)

    Философский словарь (Конт-Спонвиль)

    Привычка

    Привычка

    ♦ Habitude

    Лёгкость, возникающая в результате повторения. Еще Аристотель заметил, что часто выполняемое действие становится почти инстинктивным («Риторика», I, 11). Поэтому мы и говорим: привычка – вторая натура. Это и в самом деле нечто вроде приобретенной натуры, которая исправляет или замещает то, что заложено природой. Неясно только, как наблюдательно заметил Паскаль, является ли сама эта природа первой привычкой («Мысли», 126–93).

    Уменьшая трудности, привычка делает не таким необходимым участие в действии сознания. Иногда она способна вовсе обходиться без него, предоставляя тело, так сказать, самому себе. Это «нерассуждающая непосредственность» (Равессон (***), «О привычке»), позволяющая думать о чем-нибудь другом. Так виртуоз, свободный от необходимости читать ноты, думает только о музыке.

    Кабанис и Дестют де Траси подчеркивают, что последствия привычки неоднозначны. Они могут как способствовать развитию способности, так и мешать ему. Тренированное ухо слышит то, что недоступно другим; развитое обоняние способно улавливать запахи, не различимые для других. В то же самое время привычный шум или постоянный запах в конце концов перестают нами восприниматься. «Привычка усиливает все активные навыки, – отмечал еще Юм, – но ослабляет пассивные» («Трактат о человеческой природе», книга II, часть 3, глава 5; судя по всему, эта идея заимствована им у Джозефа Батлера (***)). Именно этим, по мнению Мен де Бирана, объясняется различие между пассивными (чувства: видеть, слышать, обонять, испытывать прикосновение) и активными (ощущения: смотреть, слушать, нюхать, трогать) впечатлениями. Первые привычка ослабляет или делает менее четкими; вторые оживляет и делает более точными. В результате мы хуже слышим (например, тиканье будильника или дорожный шум), но лучше слушаем (например, музыку или подсказку). Таким образом, привычка может служить «реактивом», способным осуществить внутри нас «реакцию диссоциации», т. е. разложения на пассивное (то, что Мен де Биран связывает с телом) и активное (то, что связано с нашим Я или волей) («О влиянии привычки», гл. I и II). В этом пункте тема привычки, первоначально трактуемая Кондиль-яком и Юмом в духе эмпиризма, переходит в плоскость спиритуализма. Эта тенденция продолжается вплоть до Равессона, который указывает: «Человеческая восприимчивость снижается, непосредственность восприятия увеличивается – таков общий закон привычки» (Равессон, указ. соч., II). Дух как будто спускается к природе, или природная непосредственность становится духом. Что это, проявление дуализма? Не уверен. Спиритуализма? Это лишь одно из возможных объяснений. Не исключено, а может быть, и более верно, что душа есть не более чем привычка тела.

    Жан Гаспар Феликс Равессон-Мольен (1813–1900) – французский философ-спиритуалист, археолог и историк искусства. Диссертация Равессона «О привычке» получила высокую оценку современников, в том числе В. Кузена.

    Джозеф Батлер (1692–1752) – английский богослов и философ-моралист. Защищал религию откровения от нападок современных ему рационалистов, подверг критике доктрину деизма. Автор трудов «Аналогия религии» и «О природе добродетели».

    Рекомендуем почитать

    Наверх