Дэн Кеннеди Жесткий менеджмент. Заставьте людей работать на результат...
Деятельность любой компании требует постоянного управления, которое включает в...
История возникновения стандарта IDEF0
Стандарт IDEF0
Методологию IDEF0 можно считать следующим этапом развития хорошо известного графического языка описания функциональных систем SADT (Structured Analysis and Design Teqnique). Исторически, IDEF0, как стандарт, был разработан в 1981 году департаментом Военно-Воздушных Сил США в рамках программы автоматизации промышленных предприятий, которая носила обозначение ICAM (Integrated Computer Aided Manufacturing). Набор стандартов IDEF унаследовал свое название от этой программы (IDEF=ICAM DEFinition). В процессе практической реализации, участники программы ICAM столкнулись с необходимостью разработки новых методов анализа процессов взаимодействия в промышленных системах. При этом кроме усовершенствованного набора функций для описания бизнес-процессов, одним из требований к новому стандарту было наличие эффективной методологии взаимодействия в рамках «аналитик-специалист». Другими словами, новый метод должен был обеспечить групповую работу над созданием модели, с непосредственным участием всех аналитиков и специалистов, занятых в рамках проекта.
В результате поиска соответствующих решений родилась методология функционального моделирования IDEF0. C 1981 года стандарт IDEF0 претерпел несколько незначительных изменений, в основном, ограничивающего характера, и последняя его редакция была выпущена в декабре 1993 года Национальным Институтом По Стандартам и Технологиям США (NIST).
Графический язык IDEF0 удивительно прост и гармоничен. В основе методологии лежат четыре основных понятия:
Функциональный блок (Activity Box);
Интерфейсная дуга (Arrow);
Декомпозиция (Decomposition);
Глоссарий (Glossary).
Рассмотрим эти основные понятия подробнее
Функциональный блок (Activity Box)
Функциональный блок графически изображается в виде прямоугольника (рис. 1) и олицетворяет собой некоторую конкретную функцию в рамках рассматриваемой системы. По требованиям стандарта название каждого функционального блока должно быть сформулировано в глагольном наклонении (например, “производить услуги”, а не “производство услуг”).
Каждая из четырех сторон функционального блока имеет своё определенное значение (роль), при этом:
Верхняя сторона имеет значение “Управление” (Control);
Левая сторона имеет значение “Вход” (Input);
Правая сторона имеет значение “Выход” (Output);
Нижняя сторона имеет значение “Механизм” (Mechanism).
Такое обозначение отражает определенные системные принципы: входы преобразуются в выходы, управление ограничивает или предписывает условия выполнения преобразований, механизмы показывают, что и как выполняет функция.
Каждый функциональный блок в рамках единой рассматриваемой системы должен иметь свой уникальный идентификационный номер.
Рис. 1. Функциональный блок.
IDEF0 требует, чтобы в диаграмме было не менее трех и не более шести блоков. Эти ограничения поддерживают сложность диаграмм и модели на уровне, доступном для чтения, понимания и использования.
Блоки в IDEF0 размещаются по степени важности, как ее понимает автор диаграммы. Этот относительный порядок называется доминированием. Доминирование понимается как влияние, которое один блок оказывает на другие блоки диаграммы. Например, самым доминирующим блоком диаграммы может быть либо первый из требуемой последовательности функций, либо планирующая или контролирующая функция, влияющая на все другие.
Наиболее доминирующий блок обычно размещается в верхнем левом углу диаграммы, а наименее доминирующий - в правом углу.
Расположение блоков на странице отражает авторское определение доминирования. Таким образом, топология диаграммы показывает, какие функции оказывают большее влияние на остальные. Чтобы подчеркнуть это, аналитик может перенумеровать блоки в соответствии с порядком их доминирования. Порядок доминирования может обозначаться цифрой, размещенной в правом нижнем углу каждого прямоугольника: 1 будет указывать на наибольшее доминирование, 2 - на следующее и т. д.
Интерфейсная дуга (Arrow)
Также интерфейсные дуги часто называют потоками или стрелками. Интерфейсная дуга отображает элемент системы, который обрабатывается функциональным блоком или оказывает иное влияние на функцию, отображенную данным функциональным блоком.
Графическим отображением интерфейсной дуги является однонаправленная стрелка. Каждая интерфейсная дуга должна иметь свое уникальное наименование (Arrow Label). По требованию стандарта, наименование должно быть оборотом существительного.
С помощью интерфейсных дуг отображают различные объекты, в той или иной степени определяющие процессы, происходящие в системе. Такими объектами могут быть элементы реального мира (детали, вагоны, сотрудники и т.д.) или потоки данных и информации (документы, данные, инструкции и т.д.).
В зависимости от того, к какой из сторон подходит данная интерфейсная дуга, она носит название “входящей”, “исходящей” или “управляющей”. Кроме того, “источником” (началом) и “приемником” (концом) каждой функциональной дуги могут быть только функциональные блоки, при этом “источником” может быть только выходная сторона блока, а “приемником” любая из трех оставшихся.
Имя стрелки обычно задается именем существительным.
В методологии IDEF0 требуется только пять типов взаимодействий между блоками для описания их отношений:
Связь по входу (output-input), когда выход вышестоящей работы соединяется с входом нижестоящей (рис. 2);
Рис. 2. Связь по входу
Связь по управлению (output-control), когда выход вышестоящей работы соединяется с управлением нижестоящей (рис. 3);
Рис. 3. Связь по управлению
Обратная связь по входу (output-input feedback), когда выход нижестоящей работы соединяется с входом вышестоящей;
Рис. 4. Обратная связь по входу
Обратная связь по управлению (output-control feedback), когда выход нижестоящей работы соединяется с входом по управлению вышестоящей работы;
Рис. 5. Обратная связь по управлению
Связь выход-механизм (output-mechanism), когда выход одной работы направляется на механизм другой.
Рис. 6. Связь выход-механизм
Связи по управлению и входу являются простейшими, поскольку они отражают прямые воздействия, которые интуитивно понятны и очень просты.
Отношение управления возникает тогда, когда выход одного блока непосредственно влияет на блок с меньшим доминированием.
Обратная связь по управлению и обратная связь по входу являются более сложными, поскольку представляют собой итерацию или рекурсию. А именно выходы из одной работы влияют на будущее выполнение других работ, что впоследствии повлияет на исходную работу.
Обратная связь по управлению возникает тогда; когда выход некоторого блока влияет на блок с большим доминированием.
Связи «выход-механизм» встречаются нечасто. Они отражают ситуацию, при которой выход одной функции становится средством достижения цели для другой. Такие связи характерны при распределении источников ресурсов (например, требуемые инструменты, обученный персонал, физическое пространство, оборудование, финансирование, материалы).
В IDEF0 дуга редко изображает один объект. Обычно она символизирует набор объектов. Так как дуги представляют наборы объектов, они могут иметь множество начальных точек (источников) и конечных точек (назначений). Поэтому дуги могут разветвляться и соединяться различными способами. Вся дуга или ее часть может выходить из одного или нескольких блоков и заканчиваться в одном или нескольких блоках.
Разветвление дуг, изображаемое в виде расходящихся линий, означает, что все содержимое дуг или его часть может появиться в каждом ответвлении. Дуга всегда помечается до разветвления, чтобы дать название всему набору. Кроме того, каждая ветвь дуги может быть помечена или не помечена в соответствии со следующими правилами:
Непомеченные ветви содержат все объекты, указанные в метке дуги перед разветвлением;
Ветви, помеченные после точки разветвления, содержат все объекты или их часть, указанные в метке дуги перед разветвлением.
Слияния дуг в IDEFO, изображаемое как сходящиеся вместе линии, указывает, что содержимое каждой ветви идет на формирование метки для дуги, являющейся результатом слияния исходных дуг. После слияния результирующая дуга всегда помечается для указания нового набора объектов, возникшего после объединения. Кроме того, каждая ветвь перед слиянием может помечаться или не помечаться в соответствии со следующими правилами:
Непомеченные ветви содержат все объекты, указанные в общей метке дуги после слияния;
Помеченные перед слиянием ветви содержат все или некоторые объекты из перечисленных в общей метке после слияния,
Необходимо отметить, что любой функциональный блок по требованиям стандарта должен иметь по крайней мере одну управляющую интерфейсную дугу и одну исходящую. Это и понятно – каждый процесс должен происходить по каким-то правилам (отображаемым управляющей дугой) и должен выдавать некоторый результат (выходящая дуга), иначе его рассмотрение не имеет никакого смысла.
При построении IDEF0 – диаграмм важно правильно отделять входящие интерфейсные дуги от управляющих, что часто бывает непросто. К примеру, на рисунке 7 изображен функциональный блок “Обработать заготовку”.
В реальном процессе рабочему, производящему обработку, выдают заготовку и технологические указания по обработке (или правила техники безопасности при работе со станком). Ошибочно может показаться, что и заготовка и документ с технологическими указаниями являются входящими объектами, однако это не так. На самом деле в этом процессе заготовка обрабатывается по правилам отраженным в технологических указаниях, которые должны соответственно изображаться управляющей интерфейсной дугой.
Рис. 7. Функциональный блок «Обработать заготовку».
Другое дело, когда технологические указания обрабатываются главным технологом и в них вносятся изменения (рис. 8). В этом случае они отображаются уже входящей интерфейсной дугой, а управляющим объектом являются, например, новые промышленные стандарты, исходя из которых производятся данные изменения.
Рис. 8. Функциональный блок «Корректировать технологические указания»
Приведенные выше примеры подчеркивают внешне схожую природу входящих и управляющих интерфейсных дуг, однако для систем одного класса всегда есть определенные разграничения. Например, в случае рассмотрения предприятий и организаций существуют пять основных видов объектов: материальные потоки (детали, товары, сырье и т.д.), финансовые потоки (наличные и безналичные, инвестиции и т.д.), потоки документов (коммерческие, финансовые и организационные документы), потоки информации (информация, данные о намерениях, устные распоряжения и т.д.) и ресурсы (сотрудники, станки, машины и т.д.). При этом в различных случаях входящими и исходящими интерфейсными дугами могут отображаться все виды объектов, управляющими только относящиеся к потокам документов и информации, а дугами-механизмами только ресурсы.
Обязательное наличие управляющих интерфейсных дуг является одним из главных отличий стандарта IDEF0 от других методологий классов DFD (Data Flow Diagram) и WFD (Work Flow Diagram).
Декомпозиция (Decomposition)
Принцип декомпозиции применяется при разбиении сложного процесса на составляющие его функции. При этом уровень детализации процесса определяется непосредственно разработчиком модели.
Декомпозиция позволяет постепенно и структурированно представлять модель системы в виде иерархической структуры отдельных диаграмм, что делает ее менее перегруженной и легко усваиваемой.
Модель IDEF0 всегда начинается с представления системы как единого целого – одного функционального блока с интерфейсными дугами, простирающимися за пределы рассматриваемой области. Такая диаграмма с одним функциональным блоком называется контекстной диаграммой, и обозначается идентификатором “А-0” (рис. 9).
Рис. 9. Пример контекстной диаграммы
В пояснительном тексте к контекстной диаграмме должна быть указана цель (Purpose) построения диаграммы в виде краткого описания и зафиксирована точка зрения (Viewpoint).
Определение и формализация цели разработки IDEF0 – модели является крайне важным моментом. Фактически цель определяет соответствующие области в исследуемой системе, на которых необходимо фокусироваться в первую очередь. Например, если мы моделируем деятельность предприятия с целью построения в дальнейшем на базе этой модели информационной системы, то эта модель будет существенно отличаться от той, которую бы мы разрабатывали для того же самого предприятия, но уже с целью оптимизации логистических цепочек.
Точка зрения определяет основное направление развития модели и уровень необходимой детализации. Четкое фиксирование точки зрения позволяет разгрузить модель, отказавшись от детализации и исследования отдельных элементов, не являющихся необходимыми, исходя из выбранной точки зрения на систему. Например, функциональные модели одного и того же предприятия с точек зрения главного технолога и финансового директора будут существенно различаться по направленности их детализации. Это связано с тем, что в конечном итоге, финансового директора не интересуют аспекты обработки сырья на производственных станках, а главному технологу ни к чему прорисованные схемы финансовых потоков. Правильный выбор точки зрения существенно сокращает временные затраты на построение конечной модели.
В процессе декомпозиции, функциональный блок, который в контекстной диаграмме отображает систему как единое целое, подвергается детализации на другой диаграмме. Получившаяся диаграмма второго уровня содержит функциональные блоки, отображающие главные подфункции функционального блока контекстной диаграммы и называется дочерней (Child diagram) по отношению к нему (каждый из функциональных блоков, принадлежащих дочерней диаграмме соответственно называется дочерним блоком – Child Box). В свою очередь, функциональный блок - предок называется родительским блоком по отношению к дочерней диаграмме (Parent Box), а диаграмма, к которой он принадлежит – родительской диаграммой (Parent Diagram). Каждая из подфункций дочерней диаграммы может быть далее детализирована путем аналогичной декомпозиции соответствующего ей функционального блока. Важно отметить, что в каждом случае декомпозиции функционального блока все интерфейсные дуги, входящие в данный блок, или исходящие из него фиксируются на дочерней диаграмме. Этим достигается структурная целостность IDEF0 – модели. Наглядно принцип декомпозиции представлен на рисунке 10. Следует обратить внимание на взаимосвязь нумерации функциональных блоков и диаграмм - каждый блок имеет свой уникальный порядковый номер на диаграмме (цифра в правом нижнем углу прямоугольника), а обозначение под правым углом указывает на номер дочерней для этого блока диаграммы. Отсутствие этого обозначения говорит о том, что декомпозиции для данного блока не существует.
Часто бывают случаи, когда отдельные интерфейсные дуги не имеет смысла продолжать рассматривать в дочерних диаграммах ниже какого-то определенного уровня в иерархии, или наоборот - отдельные дуги не имеют практического смысла выше какого-то уровня. Например, интерфейсную дугу, изображающую “деталь” на входе в функциональный блок “Обработать на токарном станке” не имеет смысла отражать на диаграммах более высоких уровней – это будет только перегружать диаграммы и делать их сложными для восприятия. С другой стороны, случается необходимость избавиться от отдельных “концептуальных” интерфейсных дуг и не детализировать их глубже некоторого уровня. Для решения подобных задач в стандарте IDEF0 предусмотрено понятие туннелирования. Обозначение “туннеля” (Arrow Tunnel) в виде двух круглых скобок вокруг начала интерфейсной дуги обозначает, что эта дуга не была унаследована от функционального родительского блока и появилась (из “туннеля”) только на этой диаграмме. В свою очередь, такое же обозначение вокруг конца (стрелки) интерфейсной дуги в непосредственной близи от блока – приёмника означает тот факт, что в дочерней по отношению к этому блоку диаграмме эта дуга отображаться и рассматриваться не будет. Чаще всего бывает, что отдельные объекты и соответствующие им интерфейсные дуги не рассматриваются на некоторых промежуточных уровнях иерархии – в таком случае, они сначала “погружаются в туннель”, а затем, при необходимости “возвращаются из туннеля”.
Методология IDEF0 предназначена для моделирования деятельности организации. На начальном этапе разработки проекта создается модель, предназначенная для описания существующих бизнес-процессов и технологических процессов на предприятии по принципу «AS - IS» («Как есть»), причем, что немаловажно, она представляет предприятие с позиции сотрудников, которые на нем работают и досконально знают все нюансы, в том числе и неформальные. AS-IS – «что мы делаем сегодня», перед тем, как перепрыгнуть на то, «что мы будем делать завтра».
Модель деятельности или, иначе говоря, функциональная модель. Функциональная модель рассматривает систему как набор действий, в котором каждое действие преобразует некоторый объект или набор объектов . Технология IDEF 0 использует принцип функциональной декомпозиции систем (разбиение системы на фрагменты). Принцип декомпозиции означает, что функциональную модель следует строить по правилу «сверху вниз» , от общего вида модели к частным моделям. Поэтому обычно функциональная модель решения задачи представляет собой совокупность частных функциональных моделей .
Функциональные модели выделяют действия посредством представления в виде специального элемента – блока . Блок – основной структурный элемент функциональной модели, графическим представлением которой является диаграмма . Наименование действия – отглагольное существительное или глагол . В результате декомпозиции м одели создается совокупность иерархически упорядоченных и взаимосвязанных диаграмм. Каждая диаграмма является единицей описания системы и располагается на отдельном листе.
Методология IDEF 0 основана на четырех основных понятиях: функциональный блок (узел), интерфейсная дуга, декомпозиция, глоссарий.
Фундаментальным понятием технологии IDEF 0 является понятие функционального блока . Он предназначен для представления определенного вида деятельности (Activity) , которая представляет собой некоторую конкретную функцию в рамках рассматриваемой системы. Эта функция в свою очередь означает некоторое действие (набор действий), имеющее фиксированную цель и приводящее к некоторому конечному результату.
Функциональный блок изображается прямоугольником, стороны которого имеют следующие значения:
Функциональный блок имеет имя, которое задается в глагольном наклонении или отглагольным существительным. Взаимодействие между действием и окружающим его миром, в том числе и с другими действиями, отображается с помощью интерфейсных дуг (стрелок).
Интерфейсная дуга отображает элемент системы, который или обрабатывается функциональным блоком, или оказывет иное влияние на деятельность (функцию), отображенную данным функциональным блоком. Интерфейсная дуга изображается в виде стрелки, которая обозначает носителя , обеспечивающего перенос данных или объектов от одной деятельности к другой. Стрелки описывают взаимодействие работ с внешним миром и между собой, представляют собой некую информацию и именуются существительными .
Имя стрелки указывает ее роль (совокупность возможных ролей обозначается – ICOM ):
Вход функционального блока – I nput .
Управление – C ontrol .
Выход функционального блока – O utput .
Механизм – M echanism .
Вход (Input ) – это материал или информация, которые используются или преобразуются работой для получения результата (выхода). Стрелки входа может не быть.
Управление (Control) – правила, стратегии, процедуры или стандарты, которыми руководствуется работа. Оно влияет на работу, но не преобразуется работой. Стрелка рисуется как входящая в верхнюю грань работы. Каждый функциональный блок должен иметь как минимум одну стрелку управления.
Часто сложно определить, являются ли данные входом или управлением. Если данные в работе изменяются или перерабатываются, то это, скорее всего, вход, а если нет – управление. Если определить статус стрелки сложно, рекомендуется рисовать стрелку управления.
Выход (Output) – материал или информация, которые производятся работой. Обязательна хотя бы одна стрелка выхода, исходящая из правой грани работы.
Механизм исполнения (Mechanism) – ресурсы, которые выполняют работу (например, персонал, станки, устройства и т. п.). Стрелка рисуется как входящая в нижнюю грань работы. Стрелки механизма могут не изображаться. В общем виде функциональный блок показан на рис. 2.1.
На рис. 2.1 все интерфейсные дуги показаны в виде поименованных стрелок. По требованиям стандарта каждый функциональный блок должен иметь по крайней мере один выход и одно управление, так как каждая задача (процесс) должны иметь хотя бы один выход и хотя бы одно правило ее решения. Интерфейсная дуга «Механизм» может не изображаться.
Из нескольких функциональных блоков, соединенных интерфейсными дугами требуемым образом, строится функциональная модель.
Следует обратить внимание на то, что стрелки могут разветвляться, осуществляя требуемые соединения функциональных блоков.
Входом функционального блока может быть не только выход другого функционального блока, но и его управление или даже механизм . В результате в функциональной модели могут быть различные, достаточно сложные и необычные процессы решения задач в информационной системе.
При разработке модели деятельности организации следует использовать три типа диаграмм:
Диаграммы декомпозиции предназначены для детализации работы и содержат родственные работы, т. е. дочерние работы, имеющие общую родительскую работу. Работы нижнего уровня – это то же самое, что работы верхнего уровня, но в более детальном изложении. Диаграммы создаются аналитиком для того, чтобы провести сеанс экспертизы, т. е. обсудить диаграмму со специалистом предметной области.
После каждого сеанса декомпозиции проводятся сеансы экспертизы – эксперты предметной области указывают на соответствие реальных бизнес-процессов созданным диаграммам. Найденные несоответствия исправляются, и только после прохождения экспертизы без замечаний можно приступать к следующему сеансу декомпозиции. Так достигается соответствие модели реальным бизнес-процессам на любом и каждом уровне модели.
Необходимо установить число работ не более шести (3–6), иначе диаграмма плохо читается (перенасыщена). Верхний предел (шесть) заставляет разработчика использовать иерархии при описании сложных предметов, а нижний предел (три) гарантирует, что на соответствующей диаграмме достаточно деталей, чтобы оправдать ее создание.
В диаграмме декомпозиции слева вверху располагается работа наиболее важная и выполняемая первой. Последовательно вниз идут работы менее важные или выполняемые позже.
Рис. 2.2
CASE-средство BPWin имеет простой и понятный пользовательский интерфейс для построения требуемых функциональных моделей и сценариев. Он зависит от используемой технологии. На рис. 2.2 показано окно BPWin (Computer Associates BPWin ).
Основная панель инструментов окна Computer Associates BPwin содержит следующие кнопки:
– создание новой модели, |
|
– открытие имеющейся модели, |
|
– сохранение построенной модели, |
|
– печать модели, |
|
– выбор масштаба, |
|
– масштабирование, |
|
– проверка правописания, |
|
– включение/выключение навигатора модели, |
|
– включение/выключение Model Mart. |
Навигатор модели показывает состав модели по уровням разработки. С его помощью можно легко и быстро переходить с уровня на уровень. Работа с навигатором модели аналогична работе с Проводником системы Windows.
Панель специальных инструментов содержит следующие основные кнопки:
Окно модели является местом создания функциональной модели исследуемой системы. В нем строятся и редактируются функциональные блоки, рисуются и редактируются стрелки, осуществляется декомпозиция.
В диалоговом окне BPWin произвести следующие действия:
Для создания декомпозиции модели на любом уровне моделирования, следует выполнить следующие действия:
Технология IDEF3 – это методология описания процессов, рассматривающая последовательность выполнения и причинно-следственные связи между ситуациями и событиями. При помощи IDEF3 описывают логику выполнения работ, очередность их запуска и завершения.
Технология IDEF3 использует категорию сценариев для упрощения структуры описаний сложного многоэтапного процесса. Сценарий ( Scenario) – это повторяющаяся последовательность ситуаций или действий, которые описывают типичный класс проблем, присутствующих в организации или системе, а также – это описание последовательности свойств объекта в рамках рассматриваемого процесса. IDEF0-модели связаны с IDEF3-сценариями, так как каждая IDEF0-модель может быть представлена в виде одного или нескольких IDEF3-сценариев.
Технология IDEF3 предназначена для обеспечения сбора данных о процессе и позволяет:
Диаграммы сценариев описывают действия и события, которые должны быть обработаны за заданный промежуток времени. Сценарий сопровождается описанием процессов и может быть использован для документирования каждой функции системы. Следовательно, сценарии являются частью системного анализа, так как дают возможность проанализировать ситуацию во времени и описать объекты, участвующие в одном процессе одновременно.
При использовании IDEF3-технологии в основе всех построений лежат два типа диаграмм:
Используются следующие стандартные условные обозначения:
Функциональный элемент поведения, |
|
Передача действия от одного функционального элемента поведения (предшествующего) к другому (последующему) (Precedence ), |
|
Переход потока данных от работы к работе (Object flow ), |
|
Связь данных с работой (Referent ), |
|
Связь между работами (Relational ), |
|
Состояние объекта. |
Регламентация последовательности выполнения единиц работы осуществляется внедрением в диаграмму перекрестков (Junction ) разного назначения.
Символ J перекрестка может принимать одно из следующих значений:
Иллюстрацией использования перекрестка в диаграммах описания последовательности этапов процесса является рис. 2.15. Из него следует, что перекресток – это средство построения сложных разветвленных технологических процессов.
Описание разрабатываемой или исследуемой технологии в виде сначала диаграмм описания последовательности этапов технологического процесса , а затем в виде диаграммы состояний объектов дает полное представление о выполняемых действиях и результатах их применения.
Работа 3 происходит, когда выполнены Работа 1 и Работа 3 |
|
Работа 1 и Работа 2 происходят вместе |
|
Работа 3 происходит, когда выполнены Работа 1 или Работа 2, или обе вместе |
|
Работа 1 и Работа 2 происходят вместе или отдельно |
|
Работа 3 происходит, когда выполнены Работа1 или Работа 2 |
|
Происходит Работа 1 или Работа 2 |
Следовательно, в руках у менеджеров и разработчиков информационных систем появляется сильный инструмент создания сценариев сложных процессов управления, которые требуют изучения и автоматизации.
Name |
Definition |
Анализ информации, считанной из БД, на удовлетворение заданным критериям |
|
Анализ документов |
Анализ сопроводительных и входящих документов на соответствие нормативам |
Ведение БД |
Выполнение операций обновления данных |
ВЫПОЛНЯЕМАЯ |
Имя контекстной функции, определяющей ЦЕЛЬ и ГРАНИЦЫ моделирования |
Завершающая обработка |
Принятие и формулировка решения (ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО в случае удовлетворения данных заданным критериям и ОТРИЦАТЕЛЬНОГО в противном случае), а также создание и оформление необходимых документов |
Контроль качества |
Работа, завершающая производственный процесс или процесс разработки |
Обработка данных |
Выполнение операций поиска и анализа данных и принятие решения на основе проведенного анализа |
Обработка результатов контроля качества |
Систематизация и анализ результатов на соответствие стандарту |
Обработка результатов тестирования |
Анализ результатов на исправность, надежность и живучесть |
Оформление документов |
Прием документов и выбор информации для занесения в базу данных |
Поиск данных в таблицах БД на основе запросов, созданных пользователем |
|
Пополнение БД |
Занесение новых данных в таблицы БД |
Прием и регистрация документов |
Прием и регистрация входящих сопроводительных документов |
Производство или разработка |
Наименование ключевого бизнес процесса компании (модель производственной части предметной области) |
Работа на 1-м этапе бизнес-процесса1 |
Действие, обобщающее технологические операции на первой стадии производственного процесса |
Работа на 2-м этапе бизнес-процесса1 |
Действие, обобщающее технологические операции на второй стадии производственного процесса |
Работа на 3-м этапе бизнес-процесса1 |
Действие, обобщающее технологические операции на третьей стадии производственного процесса |
Обработка результатов производственной деятельности |
Прием и анализ документов по результатам выполнения текущих работ и контроля |
Редактирование БД |
Изменение записей в таблицах БД |
УЧЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
Обработка документации и ведение отчетности (модель непроизводственной части предметной области) |
Name |
Definition |
Объекты, не соответствующие требованиям стандарта |
|
ВХОДНЫЕ ДАННЫЕ |
Входящие документы и объекты обработки |
Входные данные БД |
Данные для записи в таблицы БД |
Входящие документы |
Документы, сопровождающие объекты обработки и документы, инициирующие бизнес-процесс |
ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ |
Выходящие документы, новые и измененные объекты |
Выходящие документы |
Документы (бланки, отчеты, инструкции, ведомости, договора и т. п.), создаваемые в процессе учета |
Государственный стандарт на оформление документации |
|
Данные таблиц БД |
Данные, считываемые из таблиц БД |
Данные, полученные в результате анализа |
Информация, предназначенная для оформления выходящих документов и используемая при принятии решения |
Данные, характеризующие результаты работы с документами |
Информация, отражающая реквизиты (качественные и количественные характеристики) обрабатываемых объектов |
Документы по результатам тестирования и контроля |
Документы, отражающие данные, полученные на этапе завершающей стадии обработки объектов |
Должностная инструкция |
Инструкция, отражающая должностные обязанности исполнителя |
Запросы пользователя |
|
Новые и измененные объекты |
Объекты, созданные и измененные в процессе реализации производственного цикла |
Объекты БД |
Таблицы, формы, запросы, отчеты, макросы и модули |
Объекты обработки |
Объекты, изменяемые на разных стадиях исполнения производственного процесса |
Объекты, обработанные на 1-м этапе |
Объекты, изменяемые на 1-м этапе производственного процесса |
Объекты, обработанные на 2-м этапе |
Объекты, изменяемые на 2-м этапе производственного процесса |
Объекты, обработанные на 3-м этапе |
Объекты, изменяемые на 3-м этапе производственного процесса |
Отдел технического контроля, проверяющий создаваемый объект на удовлетворение требованиям стандарта |
|
Подразделения компании и специалисты-профессионалы |
Субъекты, участвующие в производственном процессе или в процессе разработки |
ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ |
Правила преобразования процессов и данных |
Правила учета |
Система учета и оформления документации, сопровождающей производственный процесс или процесс разработки |
ПРИНЯТОЕ РЕШЕНИЕ |
Положительное или отрицательное решение, принимаемое в зависимости от удовлетворения анализируемых данных заданным критериям |
Принятые документы |
Документы, прошедшие регистрацию |
Программное обеспечение |
Платформа, на базе которой реализована разрабатываемая БД |
Результаты анализа документов |
Результаты, полученные после анализа входящих и сопроводительных документов на соответствие нормативам |
Результаты контроля качества |
|
Результаты поиска |
Информация из таблиц БД, полученная по запросам пользователя |
Результаты тестирования |
Данные, полученные на завершающем этапе обработки |
Руководство пользователя |
Инструкции и правила для работы с БД |
Служба учета |
Подразделения, занятые процессом учета и оформления документации |
Сопроводительные документы |
Документы, сопутствующие входящим объектам обработки |
Специалисты- профессионалы |
Субъекты, участвующие в производственной деятельности |
Технологическая инструкция |
Последовательность операций технологического процесса |
Запросы пользователя |
Запросы, создаваемые пользователем для выборки необходимой информации из БД и для создания выходящих документов |
МЕХАНИЗМ ИСПОЛНЕНИЯ |
Ресурсы, выполняющие преобразование входных данных в выходные |
Новые записи |
Записи в таблицах БД, появившиеся после занесения новых данных |
Коррекция |
|
Субъект, производящий экспертизу |
Ключевые слова: структурный анализ и проектирование, функциональная модель, функциональный блок, интерфейсная дуга, контекстная диаграмма, декомпозиция, глоссарий, цель, точка зрения, выделение подпроцессов, декомпозиция, ограничение сложности, туннелирование.
Определение
IDEF 0 (Integration Definition for Function Modeling) – методология функционального моделирования для описания функций предприятия, предлагающая язык функционального моделирования для анализа, разработки, реинжиниринга и интеграции информационных систем бизнес процессов; или анализа инженерии разработки ПО (or software engineering analysis).
Методология IDEF0 является развитием метода структурного анализа и проектирования SADT (Structured Analysis and Design Technique).
IDEF0 как стандарт был разработан в 1981 году в рамках программы ICAM (Integrated Computer Aided Manufacturing – интегрированная компьютерная поддержка производства).
IDEF 0 – Integration DEFinition language 0 – основан на SADT и в своей исходной форме включает одновременно: определение языка графического моделирования (синтаксис и семантику) и описание полной (comprehensive) методологии разработки моделей.
Последняя редакция IDEF0 была выпущена в декабре 1993 года Национальным Институтом по Стандартам и Технологиям США (NIST).
В 1993 году IDEF0 была принята в качестве федерального стандарта в США, а в 2000 году – в качестве стандарта в Российской Федерации.
Применение IDEF0
IDEF0 используется для создания функциональной модели , то есть результатом применения методологии IDEF0 к системе есть функциональная модель IDEF0.
Функциональная модель – это структурное представление функций, деятельности или процессов в пределах моделируемой системы или предметной области.
Методология IDEF0 может быть использована для моделирования широкого спектра как автоматизированных, так и неавтоматизированных систем.
Для проектируемых систем IDEF0 может быть использована сначала для определения требований и функций и затем для реализации, удовлетворяющей этим требованиям и исполняющей эти функции.
Для существующих систем IDEF0 может быть использована для анализа функций, выполняемых системой, а также для учета механизмов, с помощью которых эти функции выполняются.
Цели стандарта IDEF0
Основные цели (objectives) стандарта:
задокументировать и разъяснить технику моделирования IDEF0 и правила ее использования;
обеспечить средства для полного и единообразного (consistently) моделирования функций системы или предметной области, а также данных и объектов, которые связывают эти функции;
обеспечить язык моделирования, который независим от CASE методов или средств, но может быть использован при помощи этих методов и средств;
обеспечить язык моделирования, который имеет следующие характеристики:
общий (generic) – для анализа систем и предметных областей;
строгий и точный (rigorous and precise) – для создания корректных, пригодных к использованию моделей);
краткий (concise) – для облегчения понимания, коммуникации, согласия между заинтересованными лицами и проверки. (to facilitate understanding, communication, consensus and validation);
абстрактный (conceptual) – для представления функциональных требований, независимых от физических или организационных реализаций;
гибкий – для поддержки различных фаз жизненного цикла проекта.
Строгость и точность (Rigor and Precision)
Правила IDEFØ требуют достаточной строгости и точности для удовлетвроения нужд без чрезмерных ограничений аналитика (to satisfy needs without overly constraining the analyst). IDEFØ правила включают следующее:
управление детализацией (control of the details communicated at each level) – от трех до шести функциональных блоков на каждом уровне декомпозиции;
связанный контекст (Bounded Context) – не должно быть недостающийх или лишних, выходящих за установленные рамки деталей;
связанность интерфейса диаграмм (Diagram Interface Connectivity) – номера узлов, функциональных блоков, C-numbers и Detail Reference Expression);
связанность структуры данных. (Data Structure Connectivity) – ICOM codes and the use of parentheses;
уникальные метки и заголовки (Unique Labels and Titles) – отсутствие повторяющихся названий;
синтаксические правила для графики (Syntax Rules for Graphics) – функциональные блоки и стрелки;
ограничения на разветвления стрелок данных (Data Arrow Branch Constraint) – метки для ограничений потоков данных на разветвлениях;
разделение данных на Вход и Управление (Input versus Control Separation) – правило для определения роли данных);
маркировка стрелок данных. Data Arrow Label Requirements (minimum labeling rules);
наличие Управления (Minimum Control of Function) – все функции должны иметь минимум одно Управление;
цель и точка зрения (Purpose and Viewpoint) – все модели имеют формулировку цели и точки зрения.
Основные понятия IDEF0
В основе методологии лежат четыре основных понятия:
функциональный блок;
интерфейсная дуга;
декомпозиция;
глоссарий.
Функциональный блок (Activity Box) представляет собой некоторую конкретную функцию в рамках рассматриваемой системы.
По требованиям стандарта название каждого функционального блока должно быть сформулировано в глагольном наклонении (например, «производить услуги»).
На диаграмме функциональный блок изображается прямоугольником (рис.). Каждая из четырех сторон функционального блока имеет свое определенное значение (роль), при этом:
верхняя сторона имеет значение «Управление» (Control);
левая сторона имеет значение «Вход» (Input);
правая сторона имеет значение «Выход» (Output);
нижняя сторона имеет значение «Механизм» (Mechanism).
Рис. Функциональный блок
Интерфейсная дуга/стрелка (Arrow) отображает элемент системы, который обрабатывается функциональным блоком или оказывает иное влияние на функцию, представленную данным функциональным блоком. Интерфейсные дуги часто называют потоками или стрелками.
С помощью интерфейсных дуг отображают различные объекты, в той или иной степени определяющие процессы, происходящие в системе. Такими объектами могут быть элементы реального мира (детали, вагоны, сотрудники и т.д.) или потоки данных и информации (документы, данные, инструкции и т.д.).
В зависимости от того, к какой из сторон функционального блока подходит данная интерфейсная дуга, она носит название «входящей», «исходящей» или «управляющей».
Необходимо отметить, что любой функциональный блок по требованиям стандарта должен иметь, по крайней мере, одну управляющую интерфейсную дугу и одну исходящую. Это и понятно – каждый процесс должен происходить по каким-то правилам (отображаемым управляющей дугой) и должен выдавать некоторый результат (выходящая дуга), иначе его рассмотрение не имеет никакого смысла.
Обязательное наличие управляющих интерфейсных дуг является одним из главных отличий стандарта IDEF0 от других методологий классов DFD (Data Flow Diagram) и WFD (Work Flow Diagram).
Декомпозиция (Decomposition) является основным понятием стандарта IDEF0. Принцип декомпозиции применяется при разбиении сложного процесса на составляющие его функции. При этом уровень детализации процесса определяется непосредственно разработчиком модели.
Декомпозиция позволяет постепенно и структурированно представлять модель системы в виде иерархической структуры отдельных диаграмм, что делает ее менее перегруженной и легко усваиваемой.
Последним из понятий IDEF0 является глоссарий (Glossary).
Для каждого из элементов IDEF0 – диаграмм, функциональных блоков, интерфейсных дуг – существующий стандарт подразумевает создание и поддержание набора соответствующих определений, ключевых слов, повествовательных изложений и т.д., которые характеризуют объект, отображенный данным элементом.
Этот набор называется глоссарием и является описанием сущности данного элемента. Глоссарий гармонично дополняет наглядный графический язык, снабжая диаграммы необходимой дополнительной информацией.
Моделирование. Модель IDEF0 всегда начинается с представления системы как единого целого – одного функционального блока с интерфейсными дугами, простирающимися за пределы рассматриваемой области. Такая диаграмма с одним функциональным блоком называется контекстной диаграммой .
В пояснительном тексте к контекстной диаграмме должна быть указана цель (Purpose) построения диаграммы в виде краткого описания и зафиксирована точка зрения (Viewpoint).
Определение и формализация цели разработки IDEF0-модели является крайне важным моментом. Фактически цель определяет соответствующие области в исследуемой системе, на которых необходимо фокусироваться в первую очередь.
Точка зрения определяет основное направление развития модели и уровень необходимой детализации. Четкое фиксирование точки зрения позволяет разгрузить модель, отказавшись от детализации и исследования отдельных элементов, не являющихся необходимыми, исходя из выбранной точки зрения на систему.
На начальных этапах создания ИС необходимо понять, как работает организация, которую собираются автоматизировать. Никто в организации не знает, как она работает в той мере подробности, которая необходима для создания ИС. Руководитель хорошо знает работу в целом, но не в состоянии вникнуть в детали работы каждого рядового сотрудника. Рядовой сотрудник хорошо знает, что творится на его рабочем месте, но плохо знает, как работают коллеги. Поэтому для описания работы предприятия необходимо построить модель. Такая модель должна быть адекватна предметной области, следовательно, она должна содержать в себе знания всех участников бизнес-процессов организации.
Наиболее удобным языком моделирования бизнес-процессов является IDEF0, предложенный более 20 лет назад Дугласом Россом (SoftTech, Inc.) и называвшийся первоначально SADT - Structured Analysis and Design Technique. (В начале 70-х годов вооруженные силы США применили подмножество SADT, касающееся моделирования процессов, для реализации проектов в рамках программы ICAM (Integrated Computer-Aided Manufacturing). В дальнейшем это подмножество SADT было принято в качестве федерального стандарта США под наименованием IDEF0. Подробные спецификации на стандарты IDEF можно найти на сайте http://www.idef.com .
В IDEF0 система представляется как совокупность взаимодействующих работ или функций. Такая чисто функциональная ориентация является принципиальной - функции системы анализируются независимо от объектов, которыми они оперируют. Это позволяет более четко смоделировать логику и взаимодействие процессов организации.
Под моделью в IDEF0 понимают описание системы (текстовое и графическое), которое должно дать ответ на некоторые заранее определенные вопросы.
Моделируемая система рассматривается как произвольное подмножество Вселенной. Произвольное потому, что, во-первых, мы сами умозрительно определяем, будет ли некий объект компонентом системы, или мы будем его рассматривать как внешнее воздействие, и, во-вторых, оно зависит от точки зрения на систему. Система имеет границу, которая отделяет ее от остальной Вселенной. Взаимодействие системы с окружающим миром описывается как вход (нечто, что перерабатывается системой), выход (результат деятельности системы), управление (стратегии и процедуры, под управлением которых производится работа) и механизм (ресурсы, необходимые для проведения работы). Находясь под управлением, система преобразует входы в выходы, используя механизмы.
Процесс моделирования какой-либо системы в IDEF0 начинается с определения контекста, т. е. наиболее абстрактного уровня описания системы в целом. В контекст входит определение субъекта моделирования, цели и точки зрения на модель.
Под субъектом понимается сама система, при этом необходимо точно установить, что входит в систему, а что лежит за ее пределами, другими словами, мы должны определить, что мы будем в дальнейшем рассматривать как компоненты системы, а что как внешнее воздействие. На определение субъекта системы будет существенно влиять позиция, с которой рассматривается система, и цель моделирования - вопросы, на которые построенная модель должна дать ответ. Другими словами, первоначально необходимо определить область (Scope) моделирования. Описание области как системы в целом, так и ее компонентов является основой построения модели. Хотя предполагается, что в течение моделирования область может корректироваться, она должна быть в основном сформулирована изначально, поскольку именно область определяет направление моделирования и когда должна быть закончена модель. При формулировании области необходимо учитывать два компонента - широту и глубину. Широта подразумевает определение границ модели - мы определяем, что будет рассматриваться внутри системы, а что снаружи. Глубина определяет, на каком уровне детализации модель является завершенной. При определении глубины системы необходимо не забывать об ограничениях времени - трудоемкость построения модели растет в геометрической прогрессии от глубины декомпозиции. После определения границ модели предполагается, что новые объекты не должны вноситься в моделируемую систему; поскольку все объекты модели взаимосвязаны, внесение нового объекта может быть не просто арифметической добавкой, но в состоянии изменить существующие взаимосвязи. Внесение таких изменений в готовую модель является, как правило, очень трудоемким процессом (так называемая проблема "плавающей области").
Цель моделирования (Purpose). Модель не может быть построена без четко сформулированной цели. Цель должна отвечать на следующие вопросы:
Почему этот процесс должен быть замоделирован?
Что должна показывать модель?
Что может получить читатель?
Формулировка цели позволяет команде аналитиков сфокусировать усилия в нужном направлении. Примерами формулирования цели могут быть следующие утверждения: "Идентифицировать и определить текущие проблемы, сделать возможным анализ потенциальных улучшений", "Идентифицировать роли и ответственность служащих для написания должностных инструкций", "Описать функциональность предприятия с целью написания спецификаций информационной системы" и т. д.
Точка зрения (Viewpoint) . Хотя при построении модели учитываются мнения различных людей, модель должна строиться с единой точки зрения. Точку зрения можно представить как взгляд человека, который видит систему в нужном для моделирования аспекте. Точка зрения должна соответствовать цели моделирования. Очевидно, что описание работы предприятия с точки зрения финансиста и технолога будет выглядеть совершенно по-разному, поэтому в течение моделирования важно оставаться на выбранной точке зрения. Как правило, выбирается точка зрения человека, ответственного за моделируемую работу в целом. Часто при выборе точки зрения на модель важно задокументировать дополнительные альтернативные точки зрения. Для этой цели обычно используют диаграммы FEO (For Exposition Only).
IDEF0-модель предполагает наличие четко сформулированной цели, единственного субъекта моделирования и одной точки зрения. Для внесения области, цели и точки зрения в модели IDEF0 в BPwin следует выбрать пункт меню Edit/Model Properties , вызывающий диалог Model Properties (рис. 4). В закладкеPurpose следует внести цель и точку зрения, а в закладкуDefinition - определение модели и описание области.
В закладке Status того же диалога можно описать статус модели (черновой вариант, рабочий, окончательный и т. д.), время создания и последнего редактирования (отслеживается в дальнейшем автоматически по системной дате). В закладкеSource описываются источники информации для построения модели (например, "Опрос экспертов предметной области и анализ документации"). ЗакладкаGeneral служит для внесения имени проекта и модели, имени и инициалов автора и временных рамок модели -AS-IS иТО-ВЕ .
Рис. 4. Диалог задания свойств модели
Модели AS-IS и ТО-ВЕ . Обычно сначала строится модель существующей организации работы - AS-IS (как есть). На основе модели AS-IS достигается консенсус между различными единицами бизнеса по тому, "кто что сделал" и что каждая единица бизнеса добавляет в процесс. Модель AS-IS позволяет выяснить, "что мы делаем сегодня" перед тем, как перепрыгнуть на то, "что мы будем делать завтра". Анализ функциональной модели позволяет понять, где находятся наиболее слабые места, в чем будут состоять преимущества новых бизнес-процессов и насколько глубоким изменениям подвергнется существующая структура организации бизнеса. Детализация бизнес-процессов позволяет выявить недостатки организации даже там, где функциональность на первый взгляд кажется очевидной. Признаками неэффективной деятельности могут быть бесполезные, неуправляемые и дублирующиеся работы, неэффективный документооборот (нужный документ не оказывается в нужном месте в нужное время), отсутствие обратных связей по управлению (на проведение работы не оказывает влияния ее результат), входу (объекты или информация используются нерационально) и т. д. Найденные в модели AS-IS недостатки можно исправить при создании модели ТО-ВЕ (как будет) - модели новой организации бизнес-процессов. Модель нужна ТО-ВЕ для анализа альтернативных/лучших путей выполнения работы и документирования того, как компания будет делать бизнес в будущем.
Следует указать на распространенную ошибку при создании модели AS-IS - это создание идеализированной модели. Примером может служить создание модели на основе знаний руководителя, а не конкретного исполнителя работ. Руководитель знаком с тем, как предполагается выполнение работы по руководствам и должностным инструкциям и часто не знает, как на самом деле подчиненные выполняют рутинные работы. В результате получается приукрашенная, искаженная модель, которая несет ложную информацию и которую невозможно в дальнейшем использовать для анализа. Такая модель называется SHOULD_BE (как должно бы быть).
Технология проектирования ИС подразумевает сначала создание модели AS-IS, ее анализ и улучшение бизнес-процессов, т. е. создание модели ТО-ВЕ, и только на основе модели ТО-ВЕ строится модель данных, прототип и затем окончательный вариант ИС. Построение системы на основе модели AS-IS приводит к автоматизации предприятия по принципу "все оставить как есть, только чтобы компьютеры стояли", т. е. ИС автоматизирует несовершенные бизнес-процессы и дублирует, а не заменяет существующий документооборот. В результате внедрение и эксплуатация такой системы приводит лишь к дополнительным издержкам на закупку оборудования, создание программного обеспечения и сопровождение того и другого.
Иногда текущая AS-IS и будущая ТО-ВЕ модели различаются очень сильно, так что переход от начального к конечному состоянию становится неочевидным. В этом случае необходима третья модель, описывающая процесс перехода от начального к конечному состояния системы, поскольку такой переход - это тоже бизнес-процесс.
Результат описания модели можно получить в отчете Model Report . Диалог настройки отчета по модели вызывается из пункта менюReport/Model Report . В диалоге настройки следует выбрать необходимые поля, при этом автоматически отображается очередность вывода информации в отчет (рис. 5).
Рис. 5. Отчет по модели
Диаграммы IDEF0. Основу методологии IDEF0 составляет графический язык описания бизнес-процессов. Модель в нотации IDEF0 представляет собой совокупность иерархически упорядоченных и взаимосвязанных диаграмм. Каждая диаграмма является единицей описания системы и располагается на отдельном листе.
Модель может содержать четыре типа диаграмм:
контекстную диаграмму (в каждой модели может быть только одна контекстная диаграмма);
диаграммы декомпозиции;
диаграммы дерева узлов;
диаграммы только для экспозиции (FEO).
Контекстная диаграмма является вершиной древовидной структуры диаграмм и представляет собой самое общее описание системы и ее взаимодействия с внешней средой. После описания системы в целом проводится разбиение ее на крупные фрагменты. Этот процесс называется функциональной декомпозицией, а диаграммы, которые описывают каждый фрагмент и взаимодействие фрагментов, называются диаграммами декомпозиции. После декомпозиции контекстной диаграммы проводится декомпозиция каждого большого фрагмента системы на более мелкие и так далее, до достижения нужного уровня подробности описания. После каждого сеанса декомпозиции проводятся сеансы экспертизы - эксперты предметной области указывают на соответствие реальных бизнес-процессов созданным диаграммам. Найденные несоответствия исправляются, и только после прохождения экспертизы без замечаний можно приступать к следующему сеансу декомпозиции. Так достигается соответствие модели реальным бизнес-процессам на любом и каждом уровне модели. Синтаксис описания системы в целом и каждого ее фрагмента одинаков во всей модели.
Диаграмма дерева узлов показывает иерархическую зависимость работ, но не взаимосвязи между работами. Диаграмм деревьев узлов может быть в модели сколь угодно много, поскольку дерево может быть построено на произвольную глубину и не обязательно с корня.
Диаграммы для экспозиции (FEO) строятся для иллюстрации отдельных фрагментов модели, для иллюстрации альтернативной точки зрения, либо для специальных целей.
Пример создания функционально модели.
В качестве примера рассматривается деятельность вымышленной компании «Computer Word». Компания занимается в основном сборкой и продажей настольных компьютеров и ноутбуков. Компания не производит компоненты самостоятельно, а только собирает и тестирует компьютеры.
Основные виды работ в компании таковы:
продавцы принимают заказы клиентов;
операторы группируют заказы по типам компьютеров;
операторы собирают и тестируют компьютеры;
операторы упаковывают компьютеры согласно заказам;
кладовщик отгружает клиентам заказы.
Компания использует лицензионную бухгалтерскую информационную систему, которая позволяет оформить заказ, счет и отследить платежи по счетам.
Методика выполнения работы
1. Запустите BPwin ().
2. Если появляется диалог ModelMart Connection Manager , нажмите на кнопкуCancel (Отмена).
3. Щелкните по кнопке . Появляется диалоговое окноI would like to (рис. 6). Внесите в текстовое полеName имя модели "Деятельность компании" и выберите Туре –Business Process (IDEF0) . Нажмите кнопкуОК .
Рис. 6. Присвоение модели имени и выбор типа модели
4. Откроется диалоговое окно Properties for New Models (Свойства новой модели) (рис. 7). Введите в текстовое полеAuthor (Автор) имя автора модели и в текстовое полеAuthor initials его инициалы. Нажмите последовательно кнопкиApply иОК .
5. Автоматически создается незаполненная контекстная диаграмма (рис. 8).
6. Обратите внимание на кнопку на панели инструментов. Эта кнопка включает и выключает инструмент просмотра и навигации -Model Explorer (Браузер модели).Model Explorer имеет три вкладки –Activities (), Diagrams () и Objects (). Во вкладкеActivities щелчок правой кнопкой по объекту в браузере модели позволяет выбрать опции редактирования его свойств (рис. 9).
Рис. 8. Незаполненная контекстная диаграмма
Рис. 9. Щелчок правой кнопкой по объекту во вкладке Activities позволяет воспользоваться контекстным меню для редактирования его свойств
7. Перейдите в меню Model/Model Properties . Во вкладкеGeneral диалогового окнаModel Properties в текстовое полеModel name следует внести имя модели "Деятельность компании", а в текстовое полеProject имя проекта "Модель деятельности компании", и, наконец, в текстовоеTime Frame (Временной охват) -AS-IS (Как есть) (рис. 10).
Рис. 10. Окно задания свойств модели
8. Во вкладке Purpose диалогового окнаModel Properties в текстовое полеPurpose (цель) внесите данные о цели разработки модели - "Моделировать текущие (AS-IS) бизнес-процессы компании", а в текстовое полеViewpoint (точка зрения) - "Директор" (рис. 11).
Рис. 11. Внесение данных о цели моделирования и точке зрения
9. Во вкладке Definition диалогового окнаModel Properties в текстовое полеDefinition (Определение) внесите "Это учебная модель, описывающая деятельность компании" и в текстовое полеScope (охват) - "Общее управление бизнесом компании: исследование рынка, закупка компонентов, сборка, тестирование и продажа продуктов" (рис. 12).
10. Перейдите на контекстную диаграмму и правой кнопкой мыши щелкните по прямоугольнику представляющему, в нотации IDEF0 , условное графическое обозначение работы. В контекстном меню выберите опциюName (рис. 13). Во вкладкеName внесите имя "Деятельность компании" (рис. 14).
11. Во вкладке Definition диалогового окнаActivity Properties в текстовое полеDefinition (Определение) внесите "Текущие бизнес-процессы компании" (рис. 15). Текстовое полеNote (Примечания) оставьте незаполненным.
Рис. 12. Внесение дополнительных данных определяющих модель
Рис. 13. Контекстное меню для работы с выбранной опцией Name
Рис. 14. Присвоение работе названия
Рис. 15. Внесение дополнительных данных о работе
12. Создайте ICOM -стрелки на контекстной диаграмме (таблица 1).
Таблица 1 - Стрелки контекстной диаграммы
Название стрелки (Arrow Name ) |
Определение стрелки (Arrow Definition ) |
Тип стрелки (Arrow Type ) |
Звонки клиентов |
Запросы информации, заказы, техподдержка и т.д. | |
Правила и процедуры |
Правила продаж, инструкции по сборке, процедуры тестирования, критерии производительности и т. д. | |
Проданные продукты |
Настольные и портативные компьютеры | |
Бухгалтерская система |
Оформление счетов, оплата счетов, работа с заказами |
13. С помощью кнопки внесите текст в поле диаграммы - точку зрения и цель (рис. 16).
Рис. 16. Внесение текста в поле диаграммы с помощью редактора Text Block Editor
14. Создайте отчет по модели. В меню Tools/Reports/Model Report (рис. 17) задайте опции генерирования отчета (установите галочки) и нажмите кнопкуPreview (Предварительный просмотр) (рис. 18).
Рис. 17. Задание опций генерирования отчета Model Report
Рис. 18. Предварительный просмотр отчета Model Report
Декомпозиция производственных процессов по методологии IDEF 0
Работы (Activity)
Работы обозначают поименованные процессы, функции или задачи, которые происходят в течение определенного времени и имеют распознаваемые результаты. Работы изображаются в виде прямоугольников. Все работы должны быть названы и определены. Имя работы должно быть выражено отглагольным существительным, обозначающим действие (например, "Изготовление детали", "Прием заказа" и т.д.). Работа "Изготовление детали" может иметь, например, следующее определение: "Работа относится к полному циклу изготовления изделия от контроля качества сырья до отгрузки готового упакованного изделия". При создании новой модели (меню File/New ) автоматически создается контекстная диаграмма с единственной работой, изображающей систему в целом (рис. 1).
Для внесения имени работы следует щелкнуть по работе правой кнопкой мыши, выбрать в меню Name Editor и в появившемся диалоге внести имя работы. Для описания других свойств работы служит диалогActivity Properties (рис. 2).
Рис. 1. Пример контекстной диаграммы
Рис. 2. Редактор задания свойств работы
Диаграммы декомпозиции содержат родственные работы, т.е. дочерние работы, имеющие общую родительскую работу. Для создания диаграммы декомпозиции следует щелкнуть по кнопке .
Возникает диалог Activity Box Count (рис. 3), в котором следует указать нотацию новой диаграммы и количество работ на ней. Выберем нотациюIDEF0 и щелкнем наОК . Появляется диаграмма декомпозиции (рис. 4). Допустимый интервал числа работ 2-8. Декомпозировать работу на одну работу не имеет смысла: диаграммы с количеством работ более восьми получаются перенасыщенными и плохо читаются. Для обеспечения наглядности и лучшего понимания моделируемых процессов рекомендуется использовать от трех до шести блоков на одной диаграмме.
Рис . 3. Диалог Activity Box Count
Рис. 4. Пример диаграммы декомпозиции
Если оказывается, что количество работ недостаточно, то работу можно добавить в диаграмму, щелкнув сначала по кнопке на палитре инструментов, а затем по свободному месту на диаграмме.
Работы на диаграммах декомпозиции обычно располагаются по диагонали от левого верхнего угла к правому нижнему.
Такой порядок называется порядком доминирования. Согласно этому принципу расположения в левом верхнем углу располагается самая важная работа или работа, выполняемая по времени первой. Далее вправо вниз располагаются менее важные или выполняемые позже работы. Такое расположение облегчает чтение диаграмм, кроме того, на нем основывается понятие взаимосвязей работ.
Каждая из работ на диаграмме декомпозиции может быть в свою очередь декомпозирована. На диаграмме декомпозиции работы нумеруются автоматически слева направо. Номер работы показывается в правом нижнем углу. В левом верхнем углу изображается небольшая диагональная черта, которая показывает, что данная работа не была декомпозирована. Так, например, работа "Сборка изделия" имеет номер 3 и не была еще декомпозирована. Работа "Контроль качества" (номер 4) имеет нижний уровень декомпозиции
Стрелки (Arrow)
Взаимодействие работ с внешним миром и между собой описывается в виде стрелок. Стрелки представляют собой некую информацию и именуются существительными (например, "Заготовка", "Изделие", "Заказ").
В IDEF0 различают пять типов стрелок:
Вход (Input) - материал или информация, которые используются или преобразуется работой для получения результата (выхода). Допускается, что работа может не иметь ни одной стрелки входа. Каждый тип стрелок подходит к определенной стороне прямоугольника, изображающего работу, или выходит из нее. Стрелка входа рисуется как входящая в левую грань работы. При описании технологических процессов (для этого и был придуман IDEF0) не возникает проблем определения входов. Действительно, "Сырье" на рис. 1. - это нечто, что перерабатывается в процессе "Изготовление изделия" для получения результата. При моделировании ИС, когда стрелками являются не физические объекты, а данные, не все так очевидно. Например, при "Приеме пациента" карта пациента может быть и на входе и на выходе, между тем качество этих данных меняется. Другими словами, в этом примере для того, чтобы оправдать свое назначение, стрелки входа и выхода должны быть точно определены с тем, чтобы указать на то, что данные действительно были переработаны (например, на выходе - "Заполненная карта пациента"). Очень часто сложно определить, являются ли данные входом или управлением. В этом случае подсказкой может служить то, перерабатываются/изменяются ли данные в работе или нет. Если изменяются, то скорее всего это вход, если нет - управление.
Управление (Control) - правила, стратегии, процедуры или стандарты, которыми руководствуется работа. Каждая работа должна иметь хотя бы одну стрелку управления. Стрелка управления рисуется как входящая в верхнюю грань работы. На рис. 1 стрелки "Задание"и "Чертеж" - управление для работы "Изготовление изделия". Управление влияет на работу, но не преобразуется работой. Если цель работы - изменить процедуру или стратегию, то такая процедура или стратегия будет для работы входом. В случае возникновения неопределенности в статусе стрелки (управление или вход) рекомендуется рисовать стрелку управления.
Выход (Output) - материал или информация, которые производятся работой. Каждая работа должна иметь хотя бы одну стрелку выхода. Работа без результата не имеет смысла и не должна моделироваться. Стрелка выхода рисуется как исходящая из правой грани работы. На рис. 1 стрелка "Готовое изделие" является выходом для работы "Изготовление изделия".
Механизм (Mechanism) - ресурсы, которые выполняют работу, например персонал предприятия, станки, устройства и т. д. Стрелка механизма рисуется как входящая в нижнюю грань работы. На рис. 1 стрелка "Персонал предприятия" является механизмом для работы "Изготовление изделия". По усмотрению аналитика стрелки механизма могут не изображаться в модели.
Вызов (Call) - специальная стрелка, указывающая на другую модель работы. Стрелка вызова рисуется как исходящая из нижней грани работы. На рис. 1 стрелка "Другая модель работы" является вызовом для работы "Изготовление изделия". Стрелка вызова используется для указания того, что некоторая работа выполняется за пределами моделируемой системы. В BPwin стрелки вызова используются в механизме слияния и разделения моделей.
Граничные стрелки. Стрелки на контекстной диаграмме служат для описания взаимодействия системы с окружающим миром. Они могут начинаться у границы диаграммы и заканчиваться у работы, или наоборот. Такие стрелки называются граничными.
Для внесения граничной стрелки входа следует:
Стрелки управления, выхода, механизма и выхода изображаются аналогично. Для рисования стрелки выхода, например, следует щелкнуть по кнопке с символом стрелки в палитре инструментов, щелкнуть в правой части работы со стороны выхода (где начинается стрелка), перенести курсор к правой стороне экрана, пока не появится начальная штриховая полоска, и щелкнуть один раз по штриховой полоске.
Имена вновь внесенных стрелок автоматически заносятся в словарь (Arrow Dictionary ).
ICOM-коды. Диаграмма декомпозиции предназначена для детализации работы. В отличие от моделей, отображающих структуру организации, работа на диаграмме верхнего уровня в IDEF0 - это не элемент управления нижестоящими работами. Работы нижнего уровня - это то же самое, что работы верхнего уровня, но в более детальном изложении. Как следствие этого границы работы верхнего уровня - это то же самое, что границы диаграммы декомпозиции.ICOM (аббревиатура отInput, Control, Output и Mechanism ) - коды, предназначенные для идентификации граничных стрелок. КодICOM содержит префикс, соответствующий типу стрелки (I ,С ,О илиМ ), и порядковый номер. BPwin вносит ICOM-коды автоматически. Для отображения ICOM-кодов следует включить опциюShow ICOM codes на закладке Presentation диалога Model Properties .
Словарь стрелок редактируется при помощи специального редактора Arrow Dictionary Editor , в котором определяется стрелка и вносится относящийся к ней комментарий (рис. 6). Словарь стрелок решает очень важную задачу. Диаграммы создаются аналитиком для того, чтобы провести сеанс экспертизы, т. е. обсудить диаграмму со специалистом предметной области. В любой предметной области формируется профессиональный жаргон, причем очень часто жаргонные выражения имеют нечеткий смысл и воспринимаются разными специалистами по-разному. В то же время аналитик - автор диаграмм должен употреблять те выражения, которые наиболее понятны экспертам. Поскольку формальные определения часто сложны для восприятия, аналитик вынужден употреблять профессиональный жаргон, а, чтобы не возникло неоднозначных трактовок, в словаре стрелок каждому понятию можно дать расширенное и, если это необходимо, формальное определение.
Содержимое словаря стрелок можно распечатать в виде отчета (меню Report/Arrow Report... ) и получить тем самым толковый словарь терминов предметной области, использующихся в модели.
Рис . 5. Диалог Arrow Properties
Рис. 6. Словарь стрелок
Несвязанные граничные стрелки (unconnected border arrow). При декомпозиции работы входящие в нее и исходящие из нее стрелки (кроме стрелки вызова) автоматически появляются на диаграмме декомпозиции (миграция стрелок), но при этом не касаются работ. Такие стрелки называются несвязанными и воспринимаются в BPwin как синтаксическая ошибка. Для связывания стрелок входа, управления или механизма необходимо перейти в режим редактирования стрелок, щелкнуть по наконечнику стрелки и щелкнуть по соответствующему сегменту работы. Для связывания стрелки выхода необходимо перейти в режим редактирования стрелок, щелкнуть по сегменту выхода работы и затем по стрелке.
Внутренние стрелки. Для связи работ между собой используются внутренние стрелки, т. е. стрелки, которые не касаются границы диаграммы, начинаются у одной и кончаются у другой работы.
Для рисования внутренней стрелки необходимо в режиме рисования стрелок щелкнуть по сегменту (например, выхода) одной работы и затем по сегменту (например, входа) другой. В IDEF0 различают пять типов связей работ.
Связь по входу (output-input) , когда стрелка выхода вышестоящей работы (далее - просто выход) направляется на вход нижестоящей.
Связь по управлению (output-control) , когда выход вышестоящей работы направляется на управление нижестоящей. Связь по управлению показывает доминирование вышестоящей работы. Данные или объекты выхода вышестоящей работы не меняются в нижестоящей.
Обратная связь по входу (output-input feedback) , когда выход нижестоящей работы направляется на вход вышестоящей. Такая связь, как правило, используется для описания циклов.
Обратная связь по управлению (output-control feedback) , когда выход нижестоящей работы направляется на управление вышестоящей. Обратная связь по управлению часто свидетельствует об эффективности бизнес - процесса.
Связь выход-механизм (output-mechanism) , когда выход одной работы направляется на механизм другой. Эта взаимосвязь используется реже остальных и показывает, что одна работа подготавливает ресурсы, необходимые для проведения другой работы.
Явные стрелки . Явная стрелка имеет источником одну-единственную работу и назначением тоже одну-единственную работу.
Разветвляющиеся и сливающиеся стрелки . Одни и те же данные или объекты, порожденные одной работой, могут использоваться сразу в нескольких других работах. С другой стороны, стрелки, порожденные в разных работах, могут представлять собой одинаковые или однородные данные или объекты, которые в дальнейшем используются или перерабатываются в одном месте. Для моделирования таких ситуаций в IDEF0 используются разветвляющиеся и сливающиеся стрелки. Для разветвления стрелки нужно в режиме редактирования стрелки щелкнуть по фрагменту стрелки и по соответствующему сегменту работы. Для слияния двух стрелок выхода нужно в режиме редактирования стрелки сначала щелкнуть по сегменту выхода работы, а затем по соответствующему фрагменту стрелки.
Смысл разветвляющихся и сливающихся стрелок передается именованием каждой ветви стрелок. Существуют определенные правила именования таких стрелок. Рассмотрим их на примере разветвляющихся стрелок. Если стрелка именована до разветвления, а после разветвления ни одна из ветвей не именована, то подразумевается, что каждая ветвь моделирует те же данные или объекты, что и ветвь до разветвления.
Если стрелка именована до разветвления, а после разветвления какая-либо из ветвей не именована, то подразумевается, что эти ветви соответствуют именованию. Если при этом какая-либо ветвь после разветвления осталась неименованной, то подразумевается, что она моделирует те же данные или объекты, что и ветвь до разветвления.
Недопустима ситуация, когда стрелка до разветвления не именована, а после разветвления не именована какая-либо из ветвей. BPwin определяет такую стрелку как синтаксическую ошибку.
Правила именования сливающихся стрелок полностью аналогичны - ошибкой будет считаться стрелка, которая после слияния не именована, а до слияния не именована какая-либо из ее ветвей. Для именования отдельной ветви разветвляющихся и сливающихся стрелок следует выделить на диаграмме только одну ветвь, после этого вызвать редактор имени и присвоить имя стрелке. Это имя будет соответствовать только выделенной ветви.
Тоннелирование стрелок . Вновь внесенные граничные стрелки на диаграмме декомпозиции нижнего уровня изображаются в квадратных скобках и автоматически не появляются на диаграмме верхнего уровня.
Для их "перетаскивания" наверх нужно сначала выбрать кнопку на палитре инструментов и щелкнуть по квадратным скобкам граничной стрелки. Появляется диалог Border Arrow Editor (рис. 7).
Рис . 7. Диалог Border Arrow Editor
Если щелкнуть по кнопке Resolve Border Arrow , стрелка мигрирует на диаграмму верхнего уровня, если по кнопкеChangeToTunnel- стрелка будет затоннелирована и не попадет на другую диаграмму.
Тоннелирование может быть применено для изображения малозначимых стрелок. Если на какой-либо диаграмме нижнего уровня необходимо изобразить малозначимые данные или объекты, которые не обрабатываются или не используются работами на текущем уровне, то их необходимо направить на вышестоящий уровень (на родительскую диаграмму). Если эти данные не используются на родительской диаграмме, их нужно направить еще выше, и т. д. В результате малозначимая стрелка будет изображена на всех уровнях и затруднит чтение всех диаграмм, на которых она присутствует. Выходом является тоннелирование стрелки на самом нижнем уровне. Такое тоннелирование называется "не-в-родительской-диаграмме".
Пример создания диаграммы декомпозиции
1. Выберите кнопку перехода на нижний уровень в палитре инструментов и в диалоговом окнеActivity Box Count (рис. 8) установите число работ на диаграмме нижнего уровня - 3 - и нажмите кнопкуОК .
Рис. 8. Диалоговое окно Activity Box Count
2. Автоматически будет создана диаграмма декомпозиции (рис. 9).
Рис. 9. Диаграмма декомпозиции
Правой кнопкой мыши щелкните по работе расположенной в левом верхнем углу области редактирования модели, выберите в контекстном меню опцию Name и внесите имя работы. Повторите операцию для оставшихся двух работ. Затем внесите определение, статус и источник для каждой работы согласно данным таблицы 1.
Таблица 1. Работы диаграммы декомпозиции А0
Диаграмма декомпозиции примет вид представленный на рис. 10.
Рис.10 Диаграмма декомпозиции после присвоения работам наименований
3. Для изменения свойств работ после их внесения в диаграмму можно воспользоваться словарем работ (рис. 11). Вызов словаря производится при помощи пункта главного меню Dictionary /Activity .
Рис . 11. Словарь Activity Dictionary
Если описать имя и свойства работы в словаре, ее можно будет внести в диаграмму позже с помощью кнопки в палитре инструментов. Невозможно удалить работу из словаря, если она используется на какой-либо диаграмме. Если работа удаляется из диаграммы, из словаря она не удаляется. Имя и описание такой работы может быть использовано в дальнейшем. Для добавления работы в словарь необходимо перейти в конец списка и щелкнуть правой кнопкой по последней строке. Возникает новая строка, в которой нужно внести имя и свойства работы. Для удаления всех имен работ, не использующихся в модели, щелкните по кнопке(Purge (Чистить)).
4. Перейдите в режим рисования стрелок и свяжите граничные стрелки, воспользовавшись кнопкой на палитре инструментов так, как это показано на рис. 12.
Рис. 12. Связанные граничные стрелки на диаграмме А0
5. Правой кнопкой мыши щелкните по ветви стрелки управления работы "Сборка и тестирование компьютеров" и переименуйте ее в "Правила сборки и тестирования" (рис. 13). Внесите определение для новой ветви: "Инструкции по сборке, процедуры тестирования, критерии производительности и т. д.". Правой кнопкой мыши щелкните по ветви стрелки механизма работы "Продажи и маркетинг" и переименуйте ее как "Система оформления заказов" (рис. 14).
Рис. 13. Стрелка "Правила сборки и тестирования"
Рис. 14. Стрелка "Система оформления заказов"
6. Альтернативный метод внесения имен и свойств стрелок - использование словаря стрелок (вызов словаря - меню Dictionary/ Arrow ). Если внести имя и свойства стрелки в словарь (рис. 15), ее можно будет внести в диаграмму позже.
Рис. 15. Словарь стрелок
Стрелку нельзя удалить из словаря, если она используется на какой-либо диаграмме. Если удалить стрелку из диаграммы, из словаря она не удаляется. Имя и описание такой стрелки может быть использовано в дальнейшем. Для добавления стрелки необходимо перейти в конец списка и щелкнуть правой кнопкой по последней строке. Возникает новая строка, в которой нужно внести имя и свойства стрелки.
7. Создайте новые внутренние стрелки так, как показано на рис. 16.
Рис. 16. Внутренние стрелки диаграммы А0
8. Создайте стрелку обратной связи (по управлению) "Результаты сборки и тестирования", идущую от работы "Сборка и тестирование компьютеров" к работе "Продажи и маркетинг". Измените, при необходимости, стиль стрелки (толщина линий) и установите опцию Extra Arrowhead (Дополнительный Наконечник стрелы) (из контекстного меню). Методомdrag&drop перенесите имена стрелок так, чтобы их было удобнее читать. Если необходимо, установите из контекстного менюSquiggle (Загогулину). Результат возможных изменений показан на рис. 17.
Рис. 17. Результат редактирования стрелок на диаграмме А0
9. Создайте новую граничную стрелку выхода "Маркетинговые материалы", выходящую из работы "Продажи и маркетинг". Эта стрелка автоматически не попадает на диаграмму верхнего уровня и имеет квадратные скобки на наконечнике (рис. 18).
Рис. 18. Стрелка Маркетинговые материалы
10. Щелкните правой кнопкой мыши по квадратным скобкам и выберите пункт меню Arrow Tunnel (рис. 19).
В диалоговом окне Border Arrow Editor (Редактор Граничных Стрелок) выберите опциюResolve it to Border Arrow (Разрешить как Граничную Стрелку) (рис. 20).
Рис . 19. Пункт меню Arrow Tunnel
Рис . 20. Диалоговое окно Border Arrow Editor
Для стрелки "Маркетинговые материалы" выберите опцию Trim (Упорядочить) из контекстного меню. Результат выполнения лабораторной работы показан на рис. 21.
Рис. 21. Результат выполнения декомпозиции
Одна картинка стоит тысячи словНародная мудрость
Зачастую в моей работе возникает необходимость не просто изучить и решить определенную проблему, но выявить ее местонахождение в общей модели работы компании. Мало понимать, что определенное подразделение работает неправильно, важно понимать, каким образом оно взаимодействует с другими. Иначе невозможно выявить все существующие проблемы и выбрать оптимальный метод решения поставленной задачи. А для этого требуется изучить работу компании и составить ее функциональную модель.
Конечно, в теории функциональная модель работы компании должна быть у руководителя, причем, не важно, идет речь об организации работы склада или об IT системе от лида до заявки. Но в реальности практически никогда ее не оказывается, а потому в процессе изучения и поиска решения поставленной клиентом задачи я также создаю функциональную модель работы компании или определенного процесса (функции) самостоятельно.
И для начала сделаем небольшой экскурс в историю. Вернемся в далекий 1877 год, в период Русско-Турецкой войны. Именно тогда полиграфист Сытин впервые применил графику при описании военных действий. Сейчас для нас все это привычно, при описании любого сражения у каждого перед глазами возникают карты со стрелками, которые наглядно показывают ход сражения. А в те времена военные действия описывались словами. Для каждого боя - много-много слов. И понять в итоге, что же происходит, было очень сложно.
А потому идея Сытина была поистине революционной - он начал печатать литографические копии карт с обозначением укреплений и расположений воинских частей. Назывались эти карты “Для читателей газет. Пособие”. Идея оказалась настолько актуальной, что первый же тираж “Пособий” разошелся мгновенно. И потом такие приложения были очень востребованы. Причина очевидна. Графика помогала понять то, что при помощи одних слов разобрать было практически невозможно.
Аналогичный пример беспомощности словесных описаний я могу привести также из своей практики. Один из моих заказчиков очень просил взяться за внедрение ERP-системы для его компании. На вопрос, есть ли у них какое-то техническое задание, я получил ответ: “Да, есть. Но в нем 400 страниц”. При этом клиент очень жаловался, что мои коллеги, к которым он обращался ранее, либо отказывались от проекта вообще, либо называли явно завышенные цены. После того, как я увидел, что в техническом задании действительно 400 страниц, и состоит оно исключительно из текстового описания, я понял причины поведения разработчиков. Прочитать такой объем текста, вникнуть в него, разобраться во всех нюансах только для того, чтобы понять задачу и назвать цену - это и правда очень сложно.
Этому клиенту я предложил альтернативный вариант - описать все, что можно, графически в виде нотаций. Показал ему примеры моделирования. В итоге они сейчас переосмысливают свои пожелания и оформление технического задания.
Знаю я также много других примеров, когда графическое моделирование бизнес-процессов помогало в работе как моим коллегам, бизнес-консультантам и разработчикам, так и самим бизнесменам.
После изучения существующего положения вещей я, как и любой другой сторонний специалист, создаю коммерческое предложение, в котором максимально подробно раскрываю мое видение текущей ситуации, а также действия, которые необходимо выполнить для решения поставленной задачи, и, конечно, ожидаемый результат.
Такие отчеты об обследовании работы получаются объемные, занимают не одну страницу, что с одной стороны, необходимо, а с другой – усложняет восприятие. Вначале я, как и многие, думал, что объемные отчеты - это хорошо, ведь человек платит за работу и нужно ему предоставить максимум подробной информации.
Часто при моделировании на бумаге или в различных программах пользователи пытаются повысить наглядность за счет использования разных цветов. Это одна из самых распространенных ошибок. На самом деле, применение разноцветных стрелок и блоков только вносит дополнительную путаницу, а также искажает восприятие схемы.
Ваша модель должна читаться в черно-белом виде, без каких-то дополнительных цветовых решений. Такой подход одновременно помогает избежать недоразумений и дисциплинирует создателя модели, в результате читабельность и грамотность модели повышаются.
Оптимальный вариант – это детализация, достаточная для понимания вопроса, и не более того. Подробная детализация работы каждого подразделения или даже сотрудника может раскрываться при выборе подробного просмотра того или иного процесса. И создается такая структура только если это действительно нужно для работы или принятия решения.
Аналогично, если я решу добавить какой-то блок, важно убедиться, чтобы он также имел все необходимые атрибуты. Здесь очень важна внимательность, так как при моделировании сложных бизнес-процессов изменения в одной части модели могут повлечь за собой изменения в другой. Их обязательно нужно внести.
Чаще всего ошибки допускают при названии блоков. Например, вместо «Создать статью» пишут «Создание статьи». Блоки в данном подходе – это действия, а потому они должны быть всегда глаголами.
При этом я считаю, что бизнес-аналитик - это не совсем профессия, бизнес-аналитикой занимается каждый руководитель бизнеса или разработчик каких-то систем, который анализирует бизнес и стремится выстроить наиболее эффективную систему. Именно для этих людей и для этих целей предназначен инструмент IDEF0.
А потому очень важно при составлении функциональной бизнес модели «как есть» постоянно советоваться с руководителем компании, чтобы не совершить ошибки, которая повлечет за собой автоматически ошибки на этапах декомпозиции. Также на последующих этапах могут потребоваться дополнительные согласования с руководителями структурных подразделений и сотрудниками. Только если ваша функциональная модель «как есть» будет действительно отражать реальное положение вещей, можно вносить какие-то изменения и предложения. А для достижения качественных результатов в такой работе требуется, прежде всего, практический опыт и знание особенностей того или иного вида бизнеса.
Еще статьи по данной теме.