Свердловская железная дорога. Здание управления Свердловской железной дороги (1925—1928) — редкий Здание управления свердловской железной дороги

Поиск работы 15.01.2020

«Редкие растения» - Не будем срывать растения для букетов. Прострел луговой (сон-трава). Корни и корневища имеют лекарственную ценность. Цветки мелкие бледно-лиловые. «Редкие и исчезающие растения Ярославской области - под охрану». Одно-двулетнее травянистое растение высотой 10-60см. Мгоголетнее травянистое корневищное растение высотой 25-50см.

«Школы управления» - Функции менеджмента по Файолю: Планирование Организация Мотивация Контроль Координация. Целеполагание. Школа научного управления в современном менеджменте. Подготовка. Количественная школа управления (50-80-е гг.). Диагностика. Школы «человеческих отношений» и «поведенческих наук» в современном менеджменте.

«Процессы управления проектами» - Участники проекта. Прежде всего у проекта обязательно имеются одна или несколько целей. Применения Управления Проектами. Понятия Управления Проектами. Основные процессы планирования. Процессы Управления Проектами. Логика Управления Проектами. Процессы управления. Достижение целей проекта может быть реализовано различными способами.

«Управление развитием городов» - Базовые обязательные дисциплины. Организация магистерской программы: дисциплины по выбору. Составные части программы. Town and Country Planning in Britain.14th edition, Routledge, 2006. Навыки и компетенции выпускников программы. Адаптационные курсы. Обучение на договорной основе: Образовательное направление: ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО.

«Свердловская область» - Информационное обеспечение культурной деятельности. Число первоклассников в динамике за 4 года. Количество выставок, ед. Присвоение почетных званий. Обеспеченность жителей Свердловской области новыми поступлениями в библиотечные фонды. Перечень объектов реставрации в 2011 году. Количество мероприятий, реализованных государственными областными театрами в 2009-2011 годах.

«Железная дорога» - Транссибирская магистраль. В телеги обычно впрягают лошадей, реже - буйволов, мулов, буйволов. Станция метрополитена. Дороги Китая. Памятный километро-вый знак на железнодорожном перегоне Кушелевка-Пискарёвка. Дорога Манали-Лех (Индия-Китай). Римские дороги. Грузовики-полуторки на маршруте. Железные дороги Российской Федерации.

75 лет назад управление Свердловской дороги перебралось в новое здание

История знает немало случаев, когда то или иное произведение искусства признавалось народом, обществом и создавало заслуженную славу его автору независимо от того, есть или нет у него другие выдающиеся произведения. К таким творениям, без сомнения, относится и здание управления Свердловской железной дороги в Екатеринбурге.

История его создания весьма интересна. Возможно, мало кто вспомнит, что сначала управление дороги находилось в Перми и называлась дорога Пермской, а с 1888 года – Уральской. Уже в первые годы ХХ века возникла потребность создать управленческую структуру и за Уральским хребтом. На размещение ее у себя претендовали Омск и Екатеринбург.

Ходатайствовать о строительстве здания управления именно в своем городе Екатеринбургская городская Дума в 1912 году поручила гласным П.Иванову, Г.Олесову и депутату IV Государственной Думы, инженеру путей сообщения, почетному гражданину города А.Бубликову. Последний много сделал для города – провел изыскания новой железнодорожной линии Казань – Сарапул – Красноуфимск – Екатеринбург, помогал в финансировании будущего Горного института, пожертвовал личных 100 тысяч рублей на создание политехникума.

Городская Дума намеревалась строить управление железной дорогой на восточном конце Главного проспекта у железнодорожной линии Екатеринбург-1 и Екатеринбург-2. Для временного же размещения управления дороги Дума планировала выделить особняк Харитоновых-Расторгуевых в районе Вознесенской горки (напротив печально знаменитого дома Ипатьева). Но, к сожалению, она не получила на это согласия акционерного общества Кыштымских заводов, которому принадлежал тогда особняк.

Последовавшие потом Первая мировая война, Февральская и Октябрьская революции 1917 года и Гражданская война в России помешали осуществиться этим планам.

Учитывая грядущий большой объем хозяйственных задач по восстановлению разрушенного войной железнодорожного хозяйства Зауралья, а также центральное положение Екатеринбурга в системе сложившихся железнодорожных направлений и перспективу их развития, Народный комиссариат путей сообщения 8 августа 1919 года принял решение образовать Екатеринбургское отделение Пермской железной дороги. А три месяца спустя в Екатеринбург переводится и само управление дороги. Долгие девять лет руководство магистрали работало в здании бывшей мужской гимназии на проспекте Ленина, 33. Но здание это могло вместить менее половины работников.

Поэтому, понятно, встал вопрос о проектировании и строительстве собственного здания управления дороги. Разработка его проекта была поручена проектно-техническому отделу, возглавляемому с 1923 года гражданским инженером Константином Бабыкиным. Ранее им были спроектированы вокзалы на станциях Екатеринбург и Соликамск, железнодорожные мастерские Перми, Нижнего Тагила, Тюмени, Верещагина, Чусовой, многие дома культуры железнодорожников.

С сентября 1926 года инженер Бабыкин назначается начальником отдела гражданских сооружений управления дороги и главным архитектором (автором) проекта его здания.

Земельный участок для сооружения здания был выбран не случайно. Именно здесь, на улице Северной (ныне улица Челюскинцев), в районе станции и вокзала Свердловск-1, а также товарного двора, начинают сосредотачиваться подразделения и хозяйства узла.

В основу архитектурно-планировочной композиции здания управления дороги автор положил принцип «каре», в котором протяженные четырехэтажные корпуса замыкались в виде квадрата с внутренним двором. В соответствии с планами служебные кабинеты и рабочие комнаты были размещены у внешнего контура здания, у внутреннего периметра «каре» (окнами во внутренний двор) запроектированы коридоры. В результате восемьдесят процентов служебных и рабочих комнат получили хорошее естественное освещение.

Закладка фундамента прошла летом 1925 года. По этому случаю была выполнена в двух экземплярах медная пластина с выгравированным текстом о закладке здания управления дороги. Первый экземпляр заложили в фундамент, второй хранится в музее истории науки и техники дороги.

Здание управления Свердловской железной дороги примечательно прежде всего тем, что оно стало своеобразным протестом архитектора против упрощенчества и примитивизма сторонников господствовавшего тогда стиля «конструктивизм». Своим проектом Бабыкин начал возрождать на Урале архитектурную классику, но в новой, современной интерпретации.

Главный фасад в средней своей части выделен двумя выступающими ризалитами, между которыми размещен прекрасный четырехколонный портик. Углы здания закруглены, их четырехколонные портики коринфского ордера завершены хорошо просматриваемыми купольными покрытиями. В оформлении фасадов, как и в интерьерах, мастерски выполнены архитектурные детали – балконы, капители, карнизы, кронштейны, сандрики, гирлянды и т.д. Уже многие десятилетия служит и великолепно выполненная камневидная цветная штукатурка фасадов.

Бабыкину пришлось потратить немало сил и энергии, чтобы отстоять посадку здания не по красной линии застройки улицы Северной, а с отступом от нее внутрь участка на тридцать метров. Этим он поднял здание по рельефу выше, на террасу, создал перед его главным фасадом торжественно-парадное, хорошо благоустроенное и озелененное пространство.

В феврале 1974 года Совет Министров РСФСР своим постановлением утвердил за зданием управления Свердловской железной дороги почетный статус памятника архитектуры республиканского значения и взял его под государственную охрану, о чем свидетельствует скромная мраморная доска на главном фасаде. Здесь же указана и фамилия автора проекта и строителя здания – Константина Трофимовича Бабыкина, оставившего глубокий след в застройке Екатеринбурга (Свердловска) и более полувека назад основавшего Уральскую высшую архитектурную школу.

Немаловажную роль сыграло здание управления дороги в градоформирующем плане Железнодорожного района города. До его сооружения район этот был заболоченным, с высоким уровнем грунтовых вод и многими подземными ключами, выходящими на поверхность. Вся окружающая застройка была одноэтажной, деревянной. С закреплением этого района за железной дорогой, возведением здесь здания ее управления облик района сильно изменился.

Сегодня здесь уже многоэтажная современная застройка с высоким уровнем благоустройства. А началом всему было здание управления Свердловской железной дороги, возведенное 75 лет назад...

Геннадий ЕЛАГИН,
член Союза архитекторов России.
Екатеринбург.

Закладка фундамента будущего здания Управления Пермской (ныне Свердловской) железной дороги состоялась 6 августа 1925 года на улице Северной (ныне Челюскинцев, 11).

По этому случаю была выполнена в двух экземплярах медная пластина с выгравированным текстом о закладке здания управления дороги. Первый экземпляр заложили в фундамент, второй хранится в Музее истории науки и техники дороги (улица Вокзальная, 14).

Земельный участок для сооружения здания был выбран не случайно. Именно в районе станции и вокзала «Свердловск-1», а также товарного двора, начинают сосредотачиваться подразделения и хозяйства узла.

История ведомства началась с 1888 года, когда оно находилось в Перми, и железная дорога называлась Пермской, а с этого года - Уральской. Уже в первые годы ХХ века возникла потребность создать управленческую структуру и за Уральским хребтом. На ее размещение претендовали Омск и Екатеринбург.

Ходатайствовать о строительстве здания управления именно в своем городе Екатеринбургская городская Дума в 1912 году поручила гласным П.Иванову, Г.Олесову и депутату IV Государственной Думы, инженеру путей сообщения, почетному гражданину города А.Бубликову. Последний много сделал для города - провел изыскания новой железнодорожной линии Казань - Сарапул - Красноуфимск - Екатеринбург, помогал в финансировании будущего Горного института, пожертвовал личных 100 тысяч рублей на создание политехникума.

Городская Дума намеревалась строить управление железной дорогой на восточном конце Главного проспекта у железнодорожной линии «Екатеринбург-1» и «Екатеринбург-2». Для временного же размещения управления дороги Дума планировала выделить особняк Харитоновых-Расторгуевых в районе Вознесенской горки. Но, к сожалению, она не получила на это согласия акционерного общества Кыштымских заводов, которому принадлежал тогда особняк.

Последовавшие потом Первая мировая война, Февральская и Октябрьская революции 1917 года и Гражданская война в России помешали осуществиться этим планам.

Учитывая грядущий большой объем хозяйственных задач по восстановлению разрушенного войной железнодорожного хозяйства Зауралья, а также центральное положение Екатеринбурга в системе сложившихся железнодорожных направлений и перспективу их развития, Народный комиссариат путей сообщения 8 августа 1919 года принял решение образовать Екатеринбургское отделение Пермской железной дороги. А три месяца спустя в Екатеринбург переводится и само управление. Долгие девять лет руководство магистрали работало в здании бывшей мужской гимназии на проспекте Ленина, 33. Но оно не могло вместить и половины работников. Поэтому встал вопрос о проектировании и строительстве собственного здания управления дороги.

Разработка его проекта была поручена проектно-техническому отделу, возглавляемому с 1923 года гражданским инженером Константином Бабыкиным. Ранее им были спроектированы вокзалы на станциях Екатеринбург и Соликамск, железнодорожные мастерские Перми, Нижнего Тагила, Тюмени, Верещагина, Чусового, многие дома культуры железнодорожников. С сентября 1926 года инженер Бабыкин назначается начальником отдела гражданских сооружений управления дороги и главным архитектором (автором) проекта его здания.

В основу архитектурно-планировочной композиции здания управления дороги автор положил принцип «каре», в котором протяженные четырехэтажные корпуса замыкались в виде квадрата с внутренним двором. В соответствии с планами служебные кабинеты и рабочие комнаты были размещены у внешнего контура здания, у внутреннего периметра «каре» (окнами во внутренний двор) запроектированы коридоры. В результате восемьдесят процентов служебных и рабочих комнат получили хорошее естественное освещение.

Рекомендуем почитать

Наверх