Вес су 27 с полными баками. Авиационная группа высшего пилотажа "русские витязи"

Поиск работы 03.04.2023

Многоцелевой высокоманевренный всепогодный истребитель Су-27 четвертого поколения (по обозначению НАТО: Flanker, «Заходящий с фланга») изначально создавался как перехватчик для войск ПВО СССР в качестве ответа на разработку США нового истребителя F-15 «Игл». Основная «специализация» истребителя Су-27 – завоевание превосходства в воздухе.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ИСТРЕБИТЕЛЯ СУ-27

Первые проработки перспективного истребителя четвертого поколения начались на фирме П.О. Сухого по инициативе начальника отдела общих видов О.С. Самойловича в конце 1960-х годов едва ли не подпольно. Первый вариант компоновки самолета, получившего «фирменное» обозначение Т-10, разработал В.И. Антонов. У истоков создания знаменитого самолета стояли О.С. Самойлович, В.И. Антонов, В.А. Николаенко и непосредственно сам П.О. Сухой.

Требованиями к новому истре­бителю были высокая маневренность, большая дальность полета, мощное вооружение и сов­ременный комплекс БРЭО, необходимые для того, чтобы эффективно противодействовать американскому истребителю F-15.

Первый вариант «советского ответа» на F-15 был подготовлен в феврале 1970 года. Он получил обозначение Т-10. Аванпроект получился несколько необычным на то время - интегральная компоновка в сочетании с крылом умеренной стреловидности с развитыми корневыми наплывами. На самолетах подобной компоновки фюзеляж, как таковой, отсутствует. Подъемную силу создает не только крыло, но и корпус. За счет этого удалось увеличить внутренние объемы планера, разместив в них топливные баки большой емкости и электронное оборудование. Т-10 изначально проектировался как статически неустойчивый в канале тангажа самолет. Устойчивость обеспечивала электродистанционная система управления. ОКБ Сухого впервые в мире установила ЭДСУ на дальнем ракетоносце Т-4, эта система в доработанном виде перешла на будущий Су-27.

Официально ВВС СССР сформулировали требования к перспективному фронтовому истребителю (ПФИ) в 1971 году; за основу взяли характеристики американского F-15, увеличив их на 10% В этот период ВВС США взяли на вооружение концепцию истребительного парка, состоящего из двух типов машин: легких – F-16 и тяжелых – F-15. В Советском Союзе поступили точно также. Расчеты показали, что оптимальный состав истребительного парка ВВС СССР должен включать одну треть тяжелых и две трети легких истребителей (в современных российских ВВС тяжелыми считаются истребители Су-27, а легкими – МиГ-29). Летом 1972 года руководством страны было принято решение о полномасштабной разработке перспективных фронтовых истребителей. Первым главным конструктором по теме Т-10 стал Н.С. Черняков, проектированием занималась бригада Л.И. Бондаренко

В ходе проектирования конструкторы столкнулись с необычной проблемой: в СССР расчетной полетной массой считалась масса самолета с 80% заправкой, но по емкости баков Т-10 получился гораздо ближе к фронтовому бомбардировщику, чем к истребителю. Отказ от «лишнего» топлива позволял снизить массу и удовлетворить требования заказчика в ущерб эффективности боевого применения Разработчикам и заказчикам удалось найти компромиссное решение - разделили требования к Т-10 на две части: с основным вариантом заправки (примерно 5,5 т керосина) и с полной заправкой (порядка 9 т) при снижении требований к максимальной эксплуатационной перегрузке. В результате дальность полета истребителя Су-27 с полной заправкой превышает дальность полета большинства истребителей с подвесными топливными баками.

Эскизное проектирование было окончено в 1975 году, а в 1976-м вышло постановление Совета министров СССР о разработке самолета Су-27. С февраля 1976 году главным конструктором Су-27 стал М.П. Симонов. Первый полет на Т-10-1 выполнил 20 мая 1977 года B.C. Ильюшин,

В 1978 году в Комсомольске-на-Амуре началась сборка самолетов установочной партии. Оказалось, что самолет хоть и мог быть запущен в серийное производство, но по ряду параметров не удовлетворял техническому заданию, более того, проигрывал F-15. Потому по настоянию М.П. Симонова данный вариант истребителя так и не был запущен в серийное производство. Де-факто предстояло спроектировать истребитель заново. Без решительной поддержки министра авиапрома И.С. Силаева истребитель Су-27 (Т-10С) в его известном всему миру облике вряд ли бы состоялся - слишком много времени и денег ушло на проектирование и постройку первых Т-10. Первый Т-10С (Т10-7) поднял в воздух аэродрома ЛИИ в Жуковском 20 апреля 1981 года B.C. Ильюшин. Государственные испытания Су-27 были завершены в 1985 г., при этом серийное производство началось раньше – в 1982-м.

Серийные Су-27 начали поступать в войска с 1984 г., однако официально на вооружение были приняты лишь в 1990 г., после устранения недостатков, выявленных в ходе эксплуатации. Истребители поступавшие на вооружение ВВС получили обозначение Су-27С (серийный), а войск ПВО – Су-27П (перехватчик).

КОНСТРУКЦИЯ ИСТРЕБИТЕЛЯ СУ-27

Истребитель Су-27 - двухдвигательный моноплан с двухкилевым оперением с трапециевидным в плане крылом умеренной стреловидности по передней кромке, с развитыми корневыми наплывами. Корпус истребителя цельнометаллический. Широко применены титановые сплавы. Композиционные материалы используются ограниченно. Самолет имеет интегральную компоновку, крыло плавно сопрягается с фюзеляжем.

Фюзеляж истребителя Су-27 состоит из головной, средней и хвостовой частей. В головной части размещены РЛС и другие системы прицельно-навигационного комплекса, кабина летчика, ниша носовой опоры шасси. В герметизированной кабине размещено катапультное кресло К-36 ДМ класса «ноль-ноль», кабина закрыта каплеобразным фонарем с открывающимся вверх-назад подвижным сегментом; на двухместных самолетах члены экипажа расположены тандемом. Средняя часть фюзеляжа включает центроплан крыла, в ней расположены топливные баки, на верхней поверхности установлен отклоняемый вверх воздушный тормоз большой площади. Хвостовая часть включает две разнесенные от продольной оси планера гондолы двигателей и центральную балку с топливным баком, отсеком оборудования и отсеком тормозных парашютов.

Крыло трехлонжеронной кессонной конструкции, угол стреловидности по передней кромке составляет 42 градуса, угол отрицательного поперечного V 2,5 градуса. Механизация крыла состоит из флаперонов, выполняющих функции закрылков и элеронов, и адаптивных отклоняемых двухсекционных носков крыла.

Хвостовое оперение истребителя Су-27 включает дифференциально отклоняемый стабилизатор и два киля с рулями направления.

Шасси убирающееся трехопорное с одноколесными стойками. Все опоры убираются поворотом вперед по полету, носовая - в фюзеляж, основные - в центроплан.

Силовая установка Су-27 состоит из двух турбореактивных двухконтурных двигателей с форсажной камерой АЛ-31Ф с максимальной тягой 7770 кгс, а на режиме «форсаж» -12500 кгс. Общая емкость пяти топливных баков 12000 л (масса топлива составляет 9400 кг). Благодаря большому запасу топлива Су-27 обладает солидным боевым радиусом для истребителя: 1400 км, при этом дальность полета составляет 3900 км. Возможность подвески внешних баков не предусмотрена, но при таком запасе топлива она не очень нужна.

На истребителе Су-27 установлена электродистанционная система управления с четырехкратным резервированием в канале тангажа и трехкратным резервированием в каналах крена и курса, обеспечивающая нормальное пилотирование при статической неустойчивости в продольном канале до 5% и автоматическое отклонение носков крыла в зависимости от режима полета.

Приборное оборудование кабины Су-27 выполнено на основе аналоговых приборов с учетом требований эргономики. Приборное оборудование Су-27 последних модификаций выполнено по принципу «стеклянной кабины» с использованием цветных дисплеев. Органы управления традиционные: РУС и РУДы. В состав целевого оборудования входит радиолокационный прицельный комплекс РЛПК-27 «Меч» на основе РЛС Н-007 с дальностью обнаружения в передней полусфере цели типа «истребитель» 80-100 км, ; РЛС способна сопровождать одновременно до 10 целей, в том числе на фоне земной поверхности, и обеспечивать поражение одной из них. РЛПК-27 дополнена оптико-электронной прицельной системой ОЭПС-27 на основе оптико-локационной станции ОЛС-2, включающей теплопеленгатор и лазерный дальномер, датчики ОЛС-27 размещены под прозрачным сферическом обтекателем, установленным перед козырьком фонаря кабины.

Пилотажно-навигационный комплекс ПНК-10 обеспечивает пилотирование самолета днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях. Основными элементами комплекса являются инерционная курсовертикаль и радиосистема ближней навигации. Истребитель Су-27 оснащен всеми необходимыми общесамолетными системами, аппаратурой радиоэлектронной борьбы.

Истребитель Су-27 вооружен встроенной 30-мм пушкой ГШ-301 с боекомплектом 150 снарядов. Управляемое вооружение исходного варианта Су-27 ограничено УР «воздух - воздух» Р-27 Р/Т/ЭР/ЭТ и высокоманевренными УР ближнего боя Р-73. Истребитель оснащен десятью узлами подвески - два под центропланом между гондолами двигателей (УР Р-27), по одному под воздухозаборниками (Р-27), по три под каждой консолью крыла (внутренние - Р-27, два внешних - Р-73). Изначально предусматривалось вооружение Су-27 обычными бомбами и неуправляемыми ракетами, но оборудование, позволяющее применять такое вооружение, демонтировано согласно условиям Договора о сокращениях наступательных вооружений в Европе. Ассортимент вооружения экспортных модификаций Су-27 и варианта Су-27СМ расширен за счет управляемого оружия класса «воздух-поверхность». Максимальная боевая нагрузка Су-27 – 6000 кг.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ И БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СУ-27

Первым в ВВС СССР в 1984 году ис­требители Су-27 получил 60-й ис­требительный авиаполк ПВО, дис­лоцированный на аэродроме Дземги (Комсомольск-на-Амуре). Обучение летчиков на новой происходило в Центрах боевого применения ВВС в Липецке и истребительной авиации ПВО в Саваслейке.

На Западе об истребителе Су-27 широко узнали по­сле столкновения 13 сентября 1987 года Су-27 с па­трульным Р-3С ВВС Норвегии. «Орион» выполнял облет района учений Северно­го флота. Советский истребитель должен был вытеснить его из зоны учений. В результате столкновения оба самолета были незначительно повреждены. После этого событии фотографии Су-27 с полным ракетным вооружением обошли всю западную прессу.

Тактико-технические характеристики истребителя Су-27
Экипаж 1 чел.
Силовая установка: Два ТРДДФ АЛ-31Ф тягой на форсаже по12 500кгс (122,58 кН)
Размеры, м:
размах крыла 14,70
длина с ПВД 21,94
высота 5,93
Площадь крыла, м 2 62
Масса, кг:
пустого 16 000
нормальная взлетная 22 500
максимальная взлетная 30 000
Скорость максимальная, км/ч:
на большой высоте 2500 (М=2,35)
у земли 1400
Потолок практический, м: 18 500
Дальность максимальная, км 3900
Скорость отрыва, км/ч 360
Посадочная скорость, км/ч 290
Длина разбега, м 700
Длина пробега, м 700
Максимальная эксплуатацион­ная перегрузка 9g
Вооружение:

1 30-мм пушка ГШ-301 с боезапасом 150 снарядов;

6 УР класса воздух-воздух средней дальности Р-27Р/Т;

4 ракеты ближнего боя Р-73

Су-27 фактически в базо­вой конфигурации состоял на вооруже­нии как ВВС, так и истребительной авиации (ИА) ПВО СССР. До распада Советского Союза большая часть дислоцированных на европейской территории Союза Су-27 принадлежала войскам ПВО. На 1991 год на вооружении ВВС и ИА ПВО СССР со­стояло порядка 500 истребителей Су-27.

Су-27 успешно демонстрировался на авиашоу по всему миру. Его маневренность позволяет выполнять ряд уникальных фигур высшего пилотажа («Кобра Пугачева», «Колокол»). Правда, выполнять их могут лишь летчики, допущенные к полетам на крайних режимах. Тем не менее, даже без выполнения этих фигур по маневренности с Су-27 в 1990-е годы не мог сравнить­ся ни один истребитель мира. Кстати, широко известная группа высшего пилотажа «Русские Витязи» оснащена истребителями Су-27.

Сейчас Су-27, наряду с МиГ-29, остается ос­новным истребителем ВВС и ПВО России, и пожалуй, одним из наиболее эффективных в мире. В настоящее время Россия располагает примерно 350 истребителями Су-27. В целом, массово иметь тяжелые истребители в составе своих ВВС могут себе позволить только крупные государства. Остальные страны если и располагают подобными самолетами, то только в очень скромных количествах. В этой связи следует упомянуть негласное противостояние «МиГа» и «Су» в 90-х гг., связанное с тем, что руководство «Сухого» усиленно лоббировало замену истребителей МиГ-29 на Су-27. В случае осуществления этих планов истребительный парк ВВС России на 100% состоял бы из тяжелых истребителей, что легло бы слишком высокой нагрузкой на бюджет. В конечном итоге, около 300 единиц «двадцать девятых» осталось в составе российских ВВС.

После распада СССР вооруженные Су-27 полки остались на Украине (831-й иап, Миргород; 136-й иап ПВО, Киров­ское, Крым; сейчас Украина располагает 70 Су-27, из них только 16 исправны) и Узбекистане (9-й гв. иап ПВО, Андижан).

Белоруссия «унасле­довала» от СССР более 20 Су-27, нахо­дившихся на ремонте в Барановичах.

Ка­захстан получил Су-27 в 1990-х годах от России в обмен на стратегические ракетоносцы Ту-95МС. Первые четыре Су-27 прибыли в Казахстан в 1996 году.

Су-27 состоят на вооружении ВВС Анголы (14 единиц) и Эритреи (10 единиц). Анголе, предполо­жительно, самолеты были поставле­ны Белоруссией. В 1998-1999 годах ВВС Эфиопии было поставлено восемь Су-27/Су-27УБ, ранее состоявших на во­оружении российских ВВС.

В отличие от МиГ-29, до настоящего времени было не так уж много случаев применения Су-27 в реальных боевых действиях.

В ходе эфиопо-эритрейского вооруженного кон­фликта 1999 года эфиопские Су-27 трижды сталкивались в воздушных боях с эритрейскими МиГ-29, в каждом из которых сбили по одному МиГу, не понеся потерь. Сказывалось преимущество Су-27 в скорости и маневренности. По некоторым данным, и с обеих сторон в воздухе сражались бывшие советские летчики (на эфиопских самолетах – россияне, а на эритрейских - украинцы). В 2000 г. посол Эритреи в РФ даже прямо заявил о том, что на стороне Эфиопии в конфликте участвовал ряд бывших советских офицеров, с указанием их фамилий и воинских званий.

В 2000 году ВВС Анголы потеряли истребитель Су-27 от огня с земли.

В 1992 году грузин­ской ПВО был сбит российский Су-27, выполнявший патрулирование в районе .

В время 2008 года российские Су-27 совместно с Миг-29 контролировали воздушное пространство над Южной Осетией.

Истребитель Су-27 никогда не действовал в настоящем бою против своего основного конкурента - F-15. Зато Су-27 приходилось сталкиваться с ним в условных боях на различных авиашоу и совместных учениях. В ближнем бою Су-27 против F-15 российский истребитель имеет безоговорочное преимущество, легко «садясь на хвост» американцу. Маневренность и тяговооруженность у Су-27 существенно выше. Зато авионика F-15 считается более совершенной, что может дать американскому истребителю преимущество в дальнем ракетном бою. Однако, в учениях «Коуп Индия 2004», где сошлись Су-27 индийских ВВС и F-15C ВВС США американцы выглядели бледно, проиграв 2/3 общего числа воздушных боев. Индийские пилоты использовали нестандартную тактику: выключали РЛС и подбирались к противнику на дистанцию прицельного пушечного огня, используя оптико-электронные системы своих Су-27. Правда, по условиям учений американцы не использовали свои УР AIM-120, а ведь именно при помощи этих ракет американские истребители эффективно сбивали МиГи-29 в Югославии.

МОДИФИКАЦИИ СУ-27

Семейство Су-27 насчитывает множество модификаций. Внутри данного семейства самолетов прослеживается четыре «линии»:

  • одноместный истребитель Су-27,
  • двухместные Су-27УБ (учебно-боевой) и Су-30 (предназначен для управления действиями групп истребителей);
  • палубный истре­битель Су-33 (для авиагруппы ТАВКР «Адмирал Кузнецов», произведено 26 единиц);
  • фронтовой бом­бардировщик Су-32ФН/Су-34.

Здесь будут рассмотрены модификации одноместного истребителя Су-27.

Т-10

Первые прототипы, так и не пошедшие в серию.

Су-27 (Т-10С)

Радикально модернизированный Т-10, фактически новый самолет, буква «С» обо­значает «Серийный». Практически пол­ностью изменена форма планера, уста­новлено крыло с прямыми законцовками. Законцовки килей первых серийных Су-27 выполнялись прямыми, позже их стали де­лать скошенными, менялась форма цен­тральной хвостовой балки, с килей исчезли противофлаттерные грузы. Максималь­ная взлетная масса самолетов поздней постройки возросла до 33000 кг, а даль­ность полета до 4000 км. На части самоле­тов вместо внешних пилонов установлены контейнеры с аппаратурой РЭБ (на торцах крыла).

Су-27П

Одноместный истребитель-перехватчик для войск ПВО. Из системы управления вооружением исключена возможность ра­боты по земле; несколько изменен состав авионики.

Су-27СК

Серийная коммерческая версия истребителя Су-27. Выпускается с 1991 года на в г. Комсомольск-на-Амуре. Часто обозначается просто как Су-27К (ранее обозначение Су-27К было принято для палубных истребителей, но потом их переименовали в Су-33).

Су-27СКМ

Экспортный вариант Су-27СКМ разрабо­тан в середине 1990-х годов, от Су-27СК он отличается обновленным составом БРЭО, количество узлов подвески ракет увеличено до 12. Ракетное вооружение самолета дополнено УР «воз­дух - воздух» РВВ-АЕ, управляемым вооружением класса «воздух - поверх­ность», включая УР Х-29Т, противоко­рабельные ракеты Х-31 и корректиру­емые бомбы с лазерным наведением КАБ-500. Боевая нагрузка увеличена до 8000 кг. Добавлена возможность подвески на подкрыльевые узлы двух топливных баков емкостью по 2000 л.

Су-27М (Су-35)

Су-27М разрабатывался с 1988 г. как многоцеле­вой истребитель завоевания превосходства в воздухе, обладающий еще большей маневренностью, чем Су-27. Вместе с тем его ударные возможности стали более широкими, чем у Су-27. В 1993 году данный истребитель по­лучил обозначение Су-35.

Самолет выполнен по схеме «интегральный триплан» с передним горизонтальным оперением. В конструкции планера более широ­ко, чем в предыдущих модификациях, применяются композитные материалы.

В килях большей площади разме­щены дополнительные топливные баки, вместимость внутренних баков возросла на 1500 кг. Истребитель получил возможность дозаправляться в воздухе. Убираемый топливоприемник смонтирован по левому борту перед ка­биной.

Бортовая аппаратура РЭБ способ­на осуществлять как индивидуальную, так и групповую защиту. В ограниченном объ­еме самолет способен вести радиотехни­ческую разведку. На нем установлены но­вая оптиколокационная станция и РЛС Н-011 с дальностью обнаружения целей до 400 км, способная одновременно со­провождать до 15 целей и выполнять пуск ракет по шести из них. Самолет спосо­бен применять управляемое вооружение «воздух - поверхность». Приборное обо­рудование выполнено по принципу «сте­клянной кабины».

Сверхманевренный многофункциональ­ный истребитель Су-35 является глубокой модернизацией Су-27 и относит­ся к поколению «4++». Его проектирование начато в 2002 г. На Су-35 использованы технологии истребителя 5-го поколения, радикально усовершенствовано БРЭО. Силовая установка состоит из двух ТРДДФ АЛ-41 увеличенной тяги с поворотными в двух плоскостях соплами. Истребитель оснащен РЛС с пассивной фазированной антенной решеткой Н035 «Ирбис».

Всего построено 12 Су-27М/Су-35, часть из них передана пилотажной группе «Русские Витязи». Однако в настоящее время программа строительства истребителей Су-35 закрыта.

Су-27СМ

В 2004-2009 годах для ВВС РФ были от­ремонтированы и модернизированы в вариант Су-27СМ 48 истребителей Су-27. По программе так называемой «малой мо­дернизации» заменено приборное обо­рудование кабин, часть БРЭО (имеется возможность обнаружения наземных и надводных целей), дорабо­тан планер; самолет получил возможность применять управляемое вооружение «воз­дух - поверхность».

П-42

Максимально облегченный для уста­новки мирового рекорда скороподъем­ности один из первых серийных Су-27 (Т-10-15), с целью снижения массы с самолета даже смыли краску. Взлет­ная масса уменьшена до 14100 кг, тяга каждого двигателя на форсаже увеличена до 29,955 кН. В 1986-1988 годах на П-42 установлено 27 мировых рекор­дов скорости и скороподъемности.

Т-10-20

Серийный Т-10-20 был доработан в вари­ант для побития рекорда скорости на зам­кнутом 500-км маршруте; мировой рекорд установлен не был. Самолет облегчили, на крыло установлены законцовки оживальной формы (по типу первых Т10), за­пас топлива увеличен до 12900 кг

Т-10-24

Серийный Т-10-24 был переоборудо­ван в летающую лабораторию для оцен­ки влияния переднего горизонтального оперения (ПГО) на устойчивость и управ­ляемость.

Т-10-26 (ЛЛ-УВ (КС))

Еще одна летающая лаборатория для испытаний двигателя АЛ-31Ф с экспериментальным поворотным соплом. В нее был переоборудован Т-10-24.

Су-37

В 1995 г. Су-27М под № 711 был оснащен двигателями АЛ-31 ФП с тягой по 14510 кгс на форсаже и управляемым вектором тяги. Этот истребитель получил название Су-37.

Существенно были модернизированы авионика и система управления истребителем. При­борное оборудование выполнено по прин­ципу «стеклянной кабины», оснащенной четырьмя крупноформатными цветными дисплеями и широкоугольным индикатор на лобовом стекле. Самолет оснащен квадродуплексной цифровой электродистанционной системой управления. Вместо обычной ручки управления в кабине была установлена боковая ручка-джойстик, изме­нены органы управления двигателями.

Истребитель Су-37 был оснащен двумя БРЛС: модернизированной импульсно-доплеровской Н011М с ФАР, расположенной в носовой части фюзеляжа, и станции обзора задней полусферы, обеспечивающей управление ракетами, запущенными в заднюю полусферу.

В состав оптико-электронных систем истребителя был включен тепловизор, совмещенный с лазерным дальномером-целеуказателем.

Самолет получил возможность дозаправки в воздухе за счет оснащения убирающейся штангой топливоприемника.

Управляемый вектор тяги позволил данному истребителю выполнять эффективные боевые маневры на околонулевых скоростях, которые просто невозможно выполнить на Су-27 с обычными двигателями. Среди них известный маневр «Чакра Фролова» («мертвая петля», только с очень маленьким радиусом, фактически разворот самолета вокруг своего хвоста), форсированный боевой разворот (за время меньше 10 с) и другие.

К сожалению, истребитель № 711 разбился при испытательном полете в 2002 г. В настоящее время программа создания Су-37 прекращена.

Китайские Су-27

В 1991 году был подписан кон­тракт на поставку КНР 20 Су-27СК, а в 1996-й - еще на 16 Су-27СК. В Ки­тае самолет получил обозначение J-11. Поставки начались в 1992 году. Самоле­ты второй партии отличались возможно­стью установки контейнеров РЭБ «Сорбция», усиленным шасси и возможностью применения неуправляемого вооружения «воздух - поверхность». В 1996 году Ки­тай приобрел лицензию на производство 200 самолетов Су-27СК без права реэк­спорта в третьи страны.

Китай неоднократно настаивал на мо­дернизации J-11 путем замены РЛС Н001 на более совершенную, расшире­ния ассортимента УР «воздух - воздух» и установки в кабине многофункциональ­ных индикаторов. К 2006 году в вариант J-11А были доработаны около 60 J-11. В стране также велась разработка соб­ственного варианта Су-27 с двигателями WS-10А, новой РЛС китайской конструк­ции и способностью применять управля­емое оружие китайской разработки. Су­ществование J-11B Китай официально подтвердил в мае 2007 года. В 2010 году было официально объявлено о поступле­нии на вооружение ВВС КНР истребите­лей J-11В, которые, якобы, ничего общего с Су-27 не имеют.

Всего на вооружении ВВС Китая сейчас находится в общей сложности 276 Су-27, Су-30 и J-11.

ОКРАСКА

Первые Т-10 камуфлировались в два цвета – голубой и серо- голубой. Стандартной окраской строевых Су-27 стал трехцветный камуфляж серо­го/серо-голубого цвета, нижние поверх­ности окрашивались в светло-серый цвет. Обтекатель РЛС и радиопрозрачные законцовки самолетов первых серий красились в зеленый цвет, но затем их стали окраши­вать в светло-серый или белый цвет Са­молеты, прошедшие ремонт, нередко от­личаются вновь покрашенными в зеленый цвет обтекателями антенн РЛС и законцовками килей. В 1990-е годы авиацион­ная техника в строевых частях практиче­ски не подкрашивалась, поэтому многие Су-27 приобрели крайне причудливый облик, в котором грунтовка зеленовато-желтого цвета стала полноценной частью камуфляжной окраски. Интересно, что такие «облезлые» самолеты в воздухе замет­ны гораздо меньше, чем камуфлирован­ные «настоящим образом».

Опытные и экспериментальные Су-27 периода 1990-х годов окрашивались по разным камуфляжным схемам, ничего общего с настоящей камуфляжной или маскировочной окраской не имеющим - ма­шины должны были привлекать внимание.

Су-35 «второй редакции» окраше­ны по новой камуфляжной схеме ВВС РФ на основе геометрических пятен белого и двух оттенков серого цвета.

Су-27 ВВС Белоруссии и Казахстана пе­рекрашены по стандарту, близкому ВВС СССР, хотя казахские «сушки» имеют бо­лее насыщенные синие цвета камуфля­жа. На килях самолетов ВВС Белоруссии изображен национальный флаг. Су-27 ВВС Украины получили новую окраску из оттенков голубого цвета, близкую к так называемому «цифровому» камуфляжу.

На самолеты ВВС СССР и РФ опознава­тельные знаки наносили на внешние по­верхности килей, нижние и верхние поверх­ности крыла. Двузначные бортовые номера наносились на внешние поверхности килей и борта фюзеляжа перед кабиной,

В 1990-е года на Су-27 появилась сим­волика частей и другие «неуставные» изображения. На килях Су-27 Центра ИАПВО в Саваслейке были изображены флаги России и геральдический щит с Георгием По­бедоносцем. Особую окраску получили самолеты пилотажных групп «Русские Ви­тязи», «Соколы России» (Липецк) и «Лет­чики-испытатели». Достаточно часто на са­молетах ВВС РФ встречались изображения российских триколоров и знаков «Гвардия» советского образца.

Су-27 самолёт-легенда , предназначен для завоевания господства в воздухе, является высокоманевренным истребителем, но также с успехом может работать по наземным целям. Су-27 самолёт-легенда ну и просто чертовски красивая машина.

Лучшие моменты из всех видео с участием истребителя су 27, фигуры высшего пилотажа, стрельба, групповые и показательные выступления, нет предела совершенству. Смотреть в обязательном порядке.
В видео-нарезке частично использованы фрагменты с участием других моделей самолётов.

Видео в хорошем качестве: смотрим на youtube .

Самолет фронтовой авиации

Су-27 самолет фронтовой авиации

Одним из предназначений Су-27 стало его использование в ка­честве самолета фронтовой авиации - в этой роли он исполь­зовался и в 4-й Воздушной армии. Причем истребители Су-27 могут применяться в составе смешанных истребительных групп, в которых тяжелые Су-27 с большой дальностью полета используются для поражения наиболее важных воздушных це­лей (летающих танкеров, самолетов ДРЛОиУ) далеко за линией фронта и для сопровождения ударных самолетов, призванных поражать наземные объекты противника.

Обозначения на самолете

Обозначения принятые в российской авиации

Данный самолет несет на фюзеляже под фонарем семь звездочек, которыми иногда в мирное время от­мечают удачные ракетные пуски и поражение учеб­ных мишеней. Нарисованный ниже значок в виде пятиугольника и силуэта самолета («стрела и Пента­гон») указывает на личное отличие пилота.

Окраска и знаки принадлежности

трехцветная окраска истребителя была принята еще во времена СССР

Большинство Су-27 советских, а затем и российских эскадрилий несли весьма эффективный для самолетов завоевания восходства в воздухе трехцветный камуфляж серо-голубых оттенков. Радиопрозрачные диэлектрические элементы o6ычно окрашивались в темно-зеленый или белый цвет. Несмотря распад СССР, российские ВВС сохранили в качестве знака государственной принадлежности красную пятиконечную звезду, которую, однако, теперь решено заменить на трехцветие в соответствии с цветами российского флага. Су-2 7 других государств получили свои окраску и обозначения.

Знак ОКБ

ЗНАК КОНСТРУКТОРСКОГО БЮРО СУХОГО

Многие Су-27 несут особый значок на ки­лях, причем его можно увидеть и на самолетах Су-17. Су-24 и Су-25. Эгот значок, ино­гда именуемый «крылатым шлемом», или, чк более корректно, «крылатым витязем», дав­но используется как эмблема ОКБ. Хотя ча­сто можно увидеть и более простую эмбле­му- треугольник с буквами «Су».

Боевые возможности

Превосходство Су-27 проявляется в возможности поражения многих це­лей за один боевой вылет. При типовой боевой нагрузке из шести ракет средней дальности Р-27, четырех ракет малой дальности Р-73 и встро­енной автоматической пушке Су-27 может поразить несколько целей до возвращения на аэродром для дозаправки и пополнения боекомплек­та. Встроенная автоматическая пушка - та же высокоточная и надежная ГШ-301 , которой вооружен МиГ-29. Намного увеличивает боевые воз­можности нашлемная система целеуказания.

УР ближнего боя

Для ближнего воздушного боя Су-27 может нести на концевых АПУ и подкрыльевых узлах до шести ракет Р-73 (НПО «Вымпел», с 1 983 года-ГосМКБ «Вымпел»). Ракета имеет тепловую ГСН. она стала первой в новом поколе мии УР воздушного боя, обладающей веера курсностью и сверхманевренностью в воздушном бою. До появле­ния израильской Python 4 эта ракета считалась наиболее совершенной УР с тепловой ГСН. Ракета выполнена по аэродинамической схеме с дестабилизаторами в головной части и традиционным крестообразным расположе­нием аэродинамических поверхностей на сопловой части двигателя, имеется блок газодинамического управ­ления интерцепторного типа. При работающем двигателе управление и стабилизация по тангажу и курсу осу­ществляется соединенными попарно для каждого канала четырьмя аэродинамическими рулями и четырьмя газодинамическими имтерцегтторами. после выключения двигателя - только аэродинамическими рулями. Для стабилизации по крену имеются четыре механически связанных между собой элерона. Модификация РМД-1 имеет дальность пуска 30 км {диапазон углов целеуказания +457-45°). у РМД-2 масса увеличена на 5 кг, даль­ность - на 20 км (+607-60"); обе ракеты имеют стержневую БЧ и могут совершать маневр с перегрузкой до 1 2 д.

СУ-27 фото момента взлета

УР средней дальности

Основным вооружением Су-27 являются УР класса «воздух-воздух» средней дальности Р-27 (ГосМКб «Вымпел»). Это целое семейство ракет, принятых на вооружение в 1987-! 990 годах и отличающихся ти­пами ГСН - полуактивная радиолокационная и тепловая, и типами силовых установок - со стандарт­ной и увеличенной энерговооруженностью (с увеличенной дальностью}. На Су-27 ракеты подвешивают­ся на АПУ на двух внутренних подкрыльевых точках подвески и на катапультных устройствах - на точках подвески под воздухозаборниками и центропланом. Р-27Р (АА-10 «Alamo-А») имеет полуактивную радио­локационную ГСН и инерциальную навигационную систему с радиокоррекцией (обычно подвешивает­ся под центропланом, как показано на этом рисунке, либо на подкрыльевых узлах), а Р-27Т имеет тепло­вую ГСН («Alamo-В») и подвешивается под крылом (как на рисунке). Обе модификации УР имеют варианты с увеличенной дальностью Р-27ЭР1 и Р-27ЭТ1 («Alamo-С» и «Alamo-D»). Их легко можно узнать по значи­тельно увеличенной длине и несколько утолщенной хвостовой части. В дальнейшем была создана мо­дернизированная УР Р-27ЭМ (АА-10М), ассоциирующаяся обычно с самолетом Су-33 (Су-27К) корабельно­го базирования и имеющая модернизированную ГСН и двигатель с повышенной энерговооруженностью.

Система самообороны

Комплекс самообороны Су-27 включает стан­цию предупреждения о радиолокационном об­лучении СПО-15 «Береза», антенны которой расположены на боковой поверхности возду­хозаборников и в хвостовой части машины. Си­стема - всеракурсная, с записанными в памяти параметрами различных РЛС. поэтому на инди­каторе указывается направление на источник излучения, дальность и тип облучающей стан­ции. Самолет оснащен аппаратурой госопо­знавания «Пароль» и самолетным ответчиком СО-69 (или СО-72). Взамен УР Р-73 самолет мо­жет нести на законцовках крыла два контейне­ра станции постановки активных помех «Сорб­ция» (Л-005-С). Су-27 также оснащен устройством постановки пассивных помех АПП-50, блоки от­стрела дипольных отражателей и тепловых лову­шек которого расположены в кормовом «ласте» (по 14 трехпатронных блоков в ле"вой и правой его половинах) и центральной хвостовой балке (4 трехпатронных блока).

СРЕДСТВА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ Изначально для самозащиты Су-27 нес 32 блока автомата пассивных помех АПП-50, отстреливающих ди-польные отражатели и тепловые ловушки. Они крепились в хвостовой части. Кроме того, на законцовках крыла могут крепиться контейне­ры станции активных помех «Сорб­ция». Модернизированный Су-27СК оснащен новой аппаратурой РЭБ, ис­пользуемой не только для индивиду­альной защиты самолета, но и для взаимной защиты пары или груп­пы со стороны передней или зад­ней полусферы при полете Су-27СК строем.

КАТАПУЛЬТИРУЕМОЕ КРЕСЛО

КАТАПУЛЬТИРУЕМОЕ КРЕСЛО

Су-27 оснащен стандартным ката­пультным креслом К-36ДМ разработ­ки «Звезда». Для поддержания жизнедеятельности летчика и обеспечения его ка на кресле имеются кислородная система, носимый аварийный запас НАЗ-7М автоматическим радиомаяком «Комар-2М», радиостанцией Р-855УМ (Р-855А1), МЛАС, аварийным запасом пищи и воды, 15-мм сигнальными патронами) стреляющим механизмом и лагерным снаряжением. Кресло обеспечивает безопасное катапультирование в горизонтальном полете с приборными скоростями до 1300 км/час, на высотах 0-20 км.

МАНЕВРЕННОСТЬ

Су-27 неоднократно демонстрировал свои маневрен­ные возможности - в частности, на нем была выпол­нена фигура «Кобра Пугачева», когда самолет резко «задирает нос» относительно направления полета. Эти возможности отлично демонстрирует пило­тажная группа «Русские Витязи».

кокпит СУ-27

система управления самолетом

поскольку для повышения маневренности Су-27 имеет некоторый запас статической неустойчивости, зависящий от центровки, в продольном канале использована электродистанционная система управления ДУ-10), а в поперечном и путевом канапах приме­рна традиционная механическая проводка управления с гидроусилителями. На Су-33, Су-34. Су-35 и /-30МКИ электродистанционное управление реализовано всех трех каналах. Имеющийся ограничи­ть предельных режимов предотвращает выход самолета за пределы допустимых значений углов атаки нормальных перегрузок - за счет непосредствен­но воздействия на ручку управления. В критических ситуациях летчик может «пересилить» ограничитель предельных режимов, обжимая его пружину примерное дополнительное усилие- 15 кг).

ИМПУЛЬСНО-ДОПЛЕРОВСКАЯ РЛС

Базовый Су-27 получил РЛС Н001 с двух зеркальной антенной Кас-сегрена диаметром 1076 мм, имеющей механическое сканиро­вание по азимуту и углу места. Дальность сопровождения цели типа истребитель в передней полусфере 80-100 км, в задней полусфере 30-40 км. В модернизированной РЛС Н001ВЭ, уста­новленной на Су-ЗОМКК и Су-27СМ, появился канал ((воздух-по­верхность» (дальность обнаружения наземной (надводной) цели 200-250 км), а самолет Су-ЗОМКИ получил многорежимную РЛС Н011 с фазированной антенной решеткой (дальность сопро­вождения целей типа истребитель порядка 150 км).

КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВООРУЖЕНИЕМ Система управления вооружением Су-27 включает два основ­ных канала для обнаружения и сопровождения целей: радио­локационный прицельный комплекс РЛПК-27 и оптико-лока­ционную систему ОЭПС-27 с оптико-локационной станцией ОЛС-27 и нашлемной системой целеуказания «Щель-ЗУМ-1». Датчики ОЛС видны в шарообразном выступе впереди фона­ря кабины, дальность обнаружения цели типа истребитель при помощи ее тепло пеленгатора 15 -50 км, и при опреде­ленных условиях Су-27 может сопровождать и вести огонь по цели с ее помощью без использования РЛС. На ранних Су-27 ее датчики располагались по оси машины, позднее - смещены несколько в сторону.

Несмотря на ограниченные возмож­ности бортовой РЛС, даже базовая модификация Су-27 представляла собой прекрасный перехватчик - прежде всего, благодаря превосход­ным летным качествам самолета. Ранние Су-27 (легко опознаваемые по зеленой окраске носового обтекате­ля) еще остаются в эксплуатации.

Хорошо осознавая необходимость совершенствования Су-27, ОКБ им. Сухого разра­ботало ряд одноместных и двухместных модификаций самолета. Среди них Су-27СК и У5К, оснащенные РЛС Н001Э, модифицированной аппаратурой опознавания «свой - чу­жой» и несущие большую боевую нагрузку. Вызвавшая интерес российских ВВС модифи­кация Су-27СМ оснащена модернизированной РЛС Н001В с расширенными возможностя­ми и увеличенной дальностью. Следующий шаг - модернизация по стандарту Су-27СМ2, с установкой РЛС «Ирбис» разработки НИИП им. В.В. Тихомирова, комплекса вооружения и двигателей, аналогичных Су-35.

Наиболее крупным эксплуатантом Су-27 среди бывших респуб­лик СССР стала Украина, получившая после распада Советско­го Союза два полка этих самолетов. Они были переформиро­ваны в 831-ю истребительную авиа бригаду в Миргороде и 9-ю истребительную авиабригаду в Житомире, которая входит в группу быстрого реагирования Украины.

Раскраска самолетов принадлежащих Украине

ВВС Украины на 2009 год имели около 60 самолетов Су-27Б и Су-27УБ. Один из украинских Су-27 стал причиной самой крупной трагедии на авиашоу-27 июля 2002 года на аэродро­ме Скнилов, недале­ко от Львова, Су-27УБ потерял управление и врезался в зрите­лей. Погибли, по раз­ным данным, от 77 до 86 человек и не ме­нее 115 человек были ранены.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Су 27 (Flanker В) самолёт-легенда.

О перспективах самолётов пятого поколения смотрим ниже.

1. Фотографии

2. Видео

3. История создания

3.1 Начало разработок

В конце 60-х в нескольких государствах стартовали разработки истребителей четвертого поколения. Пионерами в этом стали Соединенные Штаты Америки, которые в 1974 году выпустили в серию истребители F-15B и 15A «Eagle».

Советский Союз ответил на это открытием конкурса на разработку перспективного фронтового истребителя, в котором приняли участие три КБ. Опытно-конструкторское бюро Сухого сначала не участвовало в проекте, так как было загружено другими разработками. Но в 1969 году в ОКБ Сухого выполнились первичные проработки по перспективным фронтовым истребителям, а спустя еще два года начались работы над изделием Т-10. Так как идея интегральной компоновки планера с треугольным крылом понравилась не всем, то в Центральном аэрогидродинамическом институте в аэродинамической трубе прошли испытания примерно 15 моделей, отличающиеся друг от друга по компоновке. После этого произошло возвращение к первому проекту, но при этом началась проработка самолета с обычной схемой, двухкилевого высокоплана с находящимися по бокам воздухозаборниками. Такой вариант стал рассматриваться из-за компоновки планера F-15, США.

Ведь от создаваемого истребителя в основном требовалось обеспечивать главенство в небе, а в этом с ним будет соперничать этот планер, который также станет его вероятным противником.

В тактике боя в небе был предусмотрен и ближний маневренный бой, который являлся главным элементом боевого применения самолета.

В 1972 году из конкурса выпали проекты Як-45 и Як-47. Конструкторское бюро МиГ предложило произвести раздел программы перспективного фронтового истребителя и одновременно работать над легким и тяжелым самолетом при наибольшей унификации оборудования, что позволит сделать процесс производства менее затратным и более быстрым. Также легкому и тяжелому истребителям будет дан свой спектр задач.

3.2 Принятие на вооружение

Серийно выпускаться истребитель Т-10С стал в 1981 году на 126 заводе (Комсомольск-на-Амуре). Неофициально поступать на вооружение Су-27 начали в 1982 году, а официально – через восемь лет, после исправления недостатков, обнаруженных при испытаниях. К этому времени истребители уже использовались свыше пяти лет. В авиации противовоздушной обороны Су-27 было присвоено обозначение Су-27П, перехватчик, а в военно-воздушных силах — Су-27С, серийный. Перехватчик не мог стрелять по целям, находящимся на земле, из-за того что имел более простое оборудование.

4. Вооружение и оборудование

Импульсно-доплеровская бортовая радиолокационная станция Н001 имеет квантовую оптико-локационную станцию, оснащенную лазерным дальномером 36Ш, способным сопровождать цели в простых погодных условиях с высокой точностью. Также у РЛС есть антенна Кассегрена диаметра 1076 мм, которая может находить цели на земле и в воздухе при активных помехах. У оптико-локационной станции есть возможность сопровождать цель, находясь невдалеке от нее, при этом, не нарушая маскировку истребителя и не совершать радиоизлучение. Данные от оптико-локационной и бортовой радиолокационной станций идут на рамку индикации на лобовом стекле и индикатор прямой видимости.

4.1 Режим воздух-воздух

Для воздушных целей, при минимальных их скоростях в 210 км/ч, с вероятностью 0.5, минимальная разница носителя и цели 150 км/ч.

  • Дальность обнаружения целей: класса истребитель (эффективная площадь рассеяния — 3 м² на средней высоте, свыше 1000 м), ЗПС – 25 — 35 км, ППС – 80 — 100 км, 150 км при работе в режиме дальнего обнаружения
  • Нахождение до десяти целей
  • Поражение одной цели
  • Наведение до двух ракет на одну цель

4.2 Режим воздух-земля (только для Су-30, Су-27СМ)

  • Возможно картографирование поверхности: обнаружение целей над водой и на земле в режиме картографирования с синтезированием апертуры антенны с высоким и средним разрешением, режиме картографирования реальным лучом, движущихся целей в режиме их селекции. Измерение и сопровождение координат на земле.
  • Обнаружение в режиме селекции движущихся целей танка с эффективной площадью рассеяния 10 м² и свыше, передвигающегося при 15-90 км/ч
  • Дальность обнаружения, км: авианосца – 350, эффективная площадь рассеяния (ЭПР) — 50000 м²; ракетного катера – 50-70, ЭПР — 500 м²; эсминца – 250, ЭПР — 10000 м²; катера – 30, ЭПР — 50 м²; железнодорожного моста – 100, ЭПР — 2000 м².
  • Наработка на отказ 200 часов.

5. Модификации

  • Су-27С (Су-27) (Flanker-B) — основная серийная модификация, одноместный истребитель-перехватчик Военно-воздушных сил.
  • Су-27СК (1991) – вариант на экспорт одноместного Су-27 (Су-27С).
  • Су-27СМ (2002) — модернизация. В основном она затронула систему управления вооружением истребителя.
  • Су-27СМ3 – основана на базе задела экспортных Су-27К, произведено 12 самолетов. Главные изменения следующие: усилен планер, появились двигатели АЛ-31Ф-М1 с тягой 13500 кгс, имеются дополнительные точки подвески.
  • Су-27СКМ (2002) – вариант Су-27СМ для продажи зарубежным государствам. По характеристикам похож на Су-30МК2, Су-30МКК.
  • Су-27П — одноместный истребитель-перехватчик, предназначенный для войск противовоздушной обороны. Сбивает только воздушные цели.
  • Су-27УБ (Т-10У) (Flanker-С) — учебно-боевой двухместный истребитель. Необходим для обучения полетам на Су-27, в его носовой части находится радиолокационная станция РЛС Н001. Производится с 1986 года.
  • Су-30 (Су-27ПУ) — двухместный самолёт целеуказания и наведения. Основан на Су-27УБ. Одновременно могут наводиться четыре перехватчика Су-27.
  • Су-27УБК – вариант Су-27УБ для продажи зарубежным государствам.
  • (Т-12, Су-27К) (Flanker-D) — палубный одноместный истребитель со складными консолями крыльев. Производится с 1992 года.
  • Су-33УБ (Т-12УБ, Су-27КУБ) — палубный учебно-боевой истребитель. Отличается расположением сидений бок-о-бок.
  • Су-34 (Су-32ФН, Су-27ИБ) (Fullback) — двухместный истребитель-бомбардировщик, в котором сиденья находятся в позиции плечом к плечу. Необходим для стрельбы по надводным или наземным объектам с высокой степенью защищенности в любое время суток. Всепогодный. Функционал такой же, как у истребителя F-15E, производства США. Первый полет выполнен весной 1990 года.
  • Су-35С (Су-35БМ) (Flanker-E+) — многоцелевой истребитель. В отличие от Су-27М у него есть двигатели с системой управления вектором тяги, и нет горизонтального переднего оперения.

5.1 Украинские модификации

  • Су-27УБ1М – модернизация Су-27УБ.
  • Су-27УП1М – модернизация Су-27УП.
  • Су-27С1М – модернизация Су-27С.
  • Су-27П1М – модернизация Су-27П.

6. Экспериментальные самолёты

  • Т-10 — прототип.
  • Т-10С – усовершенствованный прототип.
  • Су-27 – предсерийный вариант, оборудованный двигателями АЛ-31.
  • Су-27ИБ — прототип двухместных истребителей-бомбардировщиков Су-34 и Су-32ФН, в котором сидения находятся рядом. Необходим для стрельбы по надводным или наземным объектам с высокой степенью защищенности в любое время суток. Всепогодный. Первый полет выполнен весной 1990 года.
  • П-42 (Т-10-15) – переоборудованы из Су-27. Во второй половине 80-х на них было совершен 41 мировой рекорд высоты полета и скороподъемности, зарегестрированный Международной авиационной федерацией. Довольно сильно уменьшен вес (наибольшая взлетная масса – 14,1 т), к тому же появились форсированные двигатели.
  • Су-27М (Т-10М) (Flanker-E) — многоцелевой истребитель. Увеличена мощность ПГО и радара. На экспорт поставлялся под обозначением Су-35. У Су-35 несколько изменены состав оборудования и конструкция в зависимости от конкретного заказчика.
  • Су-35УБ (Т-10УБМ) — учебно-боевой самолёт, основанный на Су-27М, Су-30 и Су-37. Произведен в одном экземпляре.
  • Су-37 (Т-10М-11) (Flanker-F) — многоцелевой истребитель с двигателями, оборудованными системой управления вектором тяги или, сокращенно, УВТ б/н 711. Основан на Су-27М с ПГО. Произведен один самолет.

7. Боевое применение

  • Абхазская война. На стороне России.
  • Первая Чеченская война. На стороне России.
  • Поражение осенью 1998 года автоматического аэростата над Белым морем.
  • Эфиопо — эритрейская война. На стороне Эфиопии.
  • Контроль неба во время конфликта в Южной Осетии.
  • Конфликт на востоке Украины. На стороне Донецкой Народной Республики.

8. Места дислокации Су-27 на территории РФ (в том числе бывшие)

Аэродромы: «10-й участок» (Калинка); Бесовец, в Карелии; Дзёмги, в Хабаровском крае; Дорохово, в Тверской области; Золотая Долина (Унаши), в Приморском крае; Килпъявр, в Мурманской области; Крымск, в Краснодарском крае; Кубинка, в Московской области; Кущевская-2; Липецк; Лодейное Поле, в Ленинградской области; Саваслейка, в Нижегородской области; Хотилово, в Тверской области; Центральная Угловая, в Приморском крае и Чкаловск.

9. Сравнительные тактико-технические характеристики

9.1 Технические характеристики

  • Экипаж, чел: проект (Т10-1), Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ – 1; Су-27УБ — 2
  • Длина, м: проект (Т10-1) — 18,5; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — 21,935
  • Размах крыла, м: проект (Т10-1) — 12,7; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — 14,698
  • Высота, м: проект (Т10-1) — 5,2; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ — 5,932; Су-27УБ — 6,537
  • Площадь крыла, м²: проект (Т10-1) – 48; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — 62,04
  • Коэффициент удлинения крыла: проект (Т10-1) — 3,38; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — 3,5
  • Коэффициент сужения крыла: проект (Т10-1) — 6,57; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — 3,4
  • Угол стреловидности: проект (Т10-1) — 45°; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — 42°
  • База шасси, м: проект (Т10-1) – нет данных; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — 5,8
  • Колея шасси, м: проект (Т10-1) — 1,8; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — 4,34
  • Масса пустого, т: проект (Т10-1), Су-27СМ – нет данных; Су-27П(С) – 16,3; Су-27СК – 16,87; Су-27УБ – 17,5
  • Нормальная взлётная масса, т: проект (Т10-1) – 18; Су-27П(С) — 22,5; Су-27СК — 23,4; Су-27СМ — 23,7; Су-27УБ — 24
  • Максимальная взлётная масса, т: проект (Т10-1) – 21; Су-27П(С) – 30; Су-27СК, Су-27СМ – 33; Су-27УБ — 30,5
  • Масса топлива, кг: проект (Т10-1) – нет данных; Су-27П(С), Су-27СК — 9 400/5 240; Су-27СМ, Су-27УБ — 9 400/6 120
  • Объём топлива, л: проект (Т10-1) – нет данных; Су-27П(С), Су-27СК — 11 975/6 680; Су-27СМ, Су-27УБ — 11 975/7 800
  • Силовая установка: два ТРДДФ АЛ-31Ф
  • Бесфорсажная тяга, кгс (*10 Н): проект (Т10-1) – нет данных; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ – два на 7 600
  • Форсажная тяга, кгс (*10 Н): проект (Т10-1) – два на 10 300; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — два на 12 500

9.2 Лётные характеристики

  • Максимальная скорость на высоте 11000 м, км/ч: проект (Т10-1), Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ — 2 500 (М=2,35); Су-27УБ — 2 125 (М=2,0)
  • Максимальная скорость у земли, км/ч: проект (Т10-1) — 1 400; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — 1 380
  • Посадочная скорость, км/ч: проект (Т10-1) – нет данных; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ – 225 – 240; Су-27УБ – 235 — 250
  • Скорость сваливания, км/ч: проект (Т10-1), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ – нет данных; Су-27П(С) — 200
  • Радиус действия, км (у земли/на высоте): проект (Т10-1), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ – нет данных; Су-27П(С) — 440/1 680
  • Практическая дальность, км (у земли/на высоте): проект (Т10-1) — 800/2 400; Су-27П(С) — 1 400/3 900; Су-27СК — 1 370/3 680; Су-27СМ – нет данных/3 790; Су-27УБ — 1 300/3 000
  • Практический потолок, м: проект (Т10-1) — 22 500; Су-27П(С), Су-27СК — 18 500; Су-27СМ — 18 000; Су-27УБ — 17 250
  • Скороподъёмность, м/с: проект (Т10-1) – 345; Су-27П(С) – 285 – 300; Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ – нет данных
  • Длина разбега, м: проект (Т10-1) – 300; Су-27П(С) – 650 – 700; Су-27СК – 700 – 800; Су-27СМ – 650; Су-27УБ – 750 — 800
  • Длина пробега, м: проект (Т10-1) – 600; Су-27П(С) – 620 – 700; Су-27СК, Су-27СМ – 620; Су-27УБ – 650 — 700
  • Нагрузка на крыло, кг/м²: проект (Т10-1) – 375; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ – нет данных
  • Тяговооружённость: проект (Т10-1) — 1,12; Су-27П(С) — 1,2; Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ – нет данных
  • Минимальный радиус виража, м: проект (Т10-1), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ – нет данных; Су-27П(С) — 450
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: + 9 g

9.3 Вооружение

  • Стрелково-пушечное: проект (Т10-1) — 30 мм пушка АО-17А; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — 30 мм пушка ГШ-30-1
  • Боекомплект, сн.: проект (Т10-1) – 250; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — 150
  • Узлов подвески вооружения: проект (Т10-1) – 8; Су-27П(С), Су-27СК – 10; Су-27СМ – 12; Су-27УБ — 10
  • Боевая нагрузка, кг: проект (Т10-1) – нет данных; Су-27П(С) — 6 000; Су-27СК, Су-27СМ — 8 000; Су-27УБ — 4 000
  • Ракеты «воздух-воздух»: проект (Т10-1) – две К-25 и шесть К-60; Су-27П(С), Су-27СК — шесть Р-27 и четыре Р-73; Су-27СМ — восемь Р-27 или четыре-шесть Р-73 и восемь Р-77; Су-27УБ — шесть Р-27 и четыре Р-73
  • Ракеты «воздух-поверхность»: Су-27СМ — шесть Х-29 или шесть Х-31 или две Х-59
  • Неуправляемые авиационные ракеты: проект (Т10-1) — нет данных; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — восемьдесят С-8 или двадцать С-13 или четыре С-25
  • Авиабомбы: проект (Т10-1) – нет данных; Су-27П(С), Су-27СК – восемь на 500 кг или тридцать одна на 250 кг или тридцать восемь на 100 кг; Су-27СМ – восемь на 500 кг или тридцать одна на 250 кг или тридцать восемь на 100 кг или шесть КАБ-500 или три КАБ-1500; Су-27УБ — 10 на 500 кг или тридцать одна на 250 кг или пятьдесят 100 кг

9.4 Авионика

  • Радиолокационная станция: проект (Т10-1) — Сапфир-23МР; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — РЛПК-27
  • Диаметр антенны, мм: проект (Т10-1), Су-27СМ – нет данных; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27УБ — 975
  • Дальность обнаружения воздушной цели, км: проект (Т10-1) – 40 — 70/20 – 40; Су-27П(С), Су-27СК – 80 — 100/30 – 40; Су-27СМ – нет данных; Су-27УБ – 80 — 100/30 — 40
  • Количество одновременно сопровождаемых целей: проект (Т10-1), Су-27СМ – нет данных; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27УБ — 10
  • Количество одновременно атакуемых целей: проект (Т10-1), Су-27СМ – нет данных; Су-27П(С); Су-27УБ – 1; Су-27СК — 2
  • ОЭС: проект (Т10-1) – есть; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — ОЭПС-27
  • Дальность обнаружения воздушной цели, км: проект (Т10-1) – нет данных; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — 15/50
  • Зона обзора по высоте: проект (Т10-1) – нет данных; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — −15°/+60°
  • Зона обзора по азимуту: проект (Т10-1) – нет данных; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — ±60°
  • Нашлемная система целеуказания: проект (Т10-1) – есть; Су-27П(С), Су-27СК, Су-27СМ, Су-27УБ — «Щель-3УМ»

10. Рекорды

Осенью 1986 года летчик-испытатель Виктор Пугачёв поднялся за 25,4 секунды на 3000 м за рулем подготовленной для этого модификации П-42, чем поставил мировой рекорд времени достижения этой высоты.

Тогда же истребитель поднялся за 37,1 с на 6000 м, за 47 с на 9000 м и за 58,1 на 12 000 м.

Весной следующего года лётчик-испытатель Николай Садовников поднялся за 76 с на 15 000 м.

Су-27 (классификация НАТО: Flanker) советский/российский многоцелевой истребитель завоевания превосходства в воздухе, разработанный в ОКБ Сухого в конце 1970-х годов.

История Су-27

Эти самолеты на малых скоростях были трудноуправляемыми, посадочная скорость была высокой, а маневренный бой считался пережитком Второй Мировой. Однако, опыт войн того периода разочаровал экспертов: ракеты воздух-воздух оказались не идеальными, а перестрелки на больших дистанциях часто перерастали в «догфайты», которых, по идее, не должно было быть. Кроме того, резко повышение стоимости машин с каждым новым поколение заставляло страны делать самолеты более универсальными.

Первыми к решению этой проблемы приступили в США, где еще в 1965 г. был поставлен вопрос о создании преемника тактического истребителя . В марте 1966 г. там была развернута программа FX (Fighter Experimental). Проектирование самолета по уточненным требованиям началось в 1969 г., в том же году истребителю было присвоено обозначение . Победителем конкурса на новый самолет стала компания McDonnell Douglas. В 1972 году в воздух поднялся первый YF-15.

В СССР была развёрнута собственная программа разработки перспективного фронтового истребителя (ПФИ) на конкурсной основе - традиционно к теме были подключены три конструкторских бюро. Ещё в 1969 году в ОКБ Сухого были выполнены первичные проработки по теме ПФИ, а в начале 1971 года было принято официальное решение по КБ по началу работ над изделием Т-10. Техническое задание на вновь создаваемую машину было ориентировано на превосходство над F-15 и напрямую зависело от его ЛТХ.

В 1972 году руководство КБ МиГ вышло с предложением разделить программу ПФИ и создавать параллельно два истребителя - тяжёлый и лёгкий, что позволит иметь в стране парк двух типов самолётов, ориентированных каждый на свои задачи.

Прототипы

Опытный образец самолёта (получивший название Т-10-1 ) поднялся в воздух в 1977 году. Система вооружения на него не устанавливалась. Самолёт Т-10-2 был построен в 1978 году, но потерпел крушение. Машина Т-10-3 планировалась уже под установку двигателей АЛ-31Ф. Из-за неготовности двигателей первый полёт выполнен в августе 1979 года. На Т-10-4 установили опытную РЛС «Меч».

В это время стали поступать данные об американском F-15. Неожиданно выяснилось, что по ряду параметров машина не отвечает техническому заданию и значительно уступает F-15. В итоге, было принято беспрецедентное для современности решение начать создание самолёта практически с нуля.

Видео Су-27: Видео исполнения фигур высшего пилотажа, колокол с отстрелом тепловых ловушек

В кратчайшие сроки была разработана новая машина, в конструкции которой были учтены опыт разработки Т-10 и полученные экспериментальные данные. И уже 20 апреля 1981 года опытный самолёт Т-10-17 (другое обозначение Т-10С-1 , то есть первый серийный) поднялся в небо. Машина была значительно изменена. Полученные при испытаниях данные показали, что создан не уступающий, а по некоторым параметрам превосходящий аналоги самолёт. В дальнейшем самолёт подвергался многочисленным доработкам, в том числе и в процессе серийного производства.

Конструкция Су-27

Планер самолёта

Планер выполнен по интегральной аэродинамической схеме: его крыло плавно сопрягается с фюзеляжем, образуя единый несущий корпус. Для улучшения аэродинамических характеристик самолёта он оснащен корневыми наплывами большой стреловидности. Также на крыле расположены флапероны. Горизонтальное оперение состоит из цельноповоротного стабилизатора. Вертикальное оперение двухкилевое. Для уменьшения общего веса конструкции широко используется титан (около 30 %), в то же время в конструкции почти не используются композитные материалы - практически только радиопрозрачные обтекатели антенн.

Су-27 - первый советский серийный самолёт с электродистанционной системой управления (ЭДСУ).

Базовый самолет оснащен парой широко разнесенных турбореактивных двухконтурных двигателей АЛ-31Ф. Разнесение двигателей продиктовано необходимостью максимального повышения живучести - в случае нанесения критических повреждений одному двигателю вероятность разрушения второго минимальна.

Модификации

  • Су-27С - базовая модификация самолёта, производимая серийно. Оснащён двигателями АЛ-31Ф.
  • Су-27СК - экспортная модификация Су-27С, производится с 1991 г.
  • Су-27СМ - модернизированная версия серийного самолёта. Первый полёт совершил 27 декабря 2002 года. При доработке самолета наиболее существенным изменениям подвергается система управления вооружением истребителя. До 2009 года поступило в войска 45 машин, к 2011 году ещё 12.
  • Су-27СМ2,СМ3 - доработанная версия Су-27СМ, характеристики самолёта в значительной степени приближены к Су-35С, основное отличие заключается в установке двигателей АЛ-31Ф-М1 с тягой 13500 кгс, усиленной конструкции планера, дополнительных точках подвески, а также установкой 4 дисплеев на которые были выведены большинство приборов и датчиков в кабине.
  • Су-27СКМ - экспортная версия Су-27СМ, первый полёт 2002 г. По характеристикам приближен к Су-30МКК, Су-30МК2.
  • Су-27П - одноместный истребитель-перехватчик для войск ПВО. Система управления вооружением предназначена только для работы по воздушным целям.
  • Су-27УБ - двухместный учебно-боевой истребитель. Предназначен для переподготовки лётчиков на самолёт Су-27. Серийно строится в Иркутске с 1986.
  • Су-30 - двухместный самолёт наведения и целеуказания. Построен на базе Су-27УБ.

Рекомендуем почитать

Наверх