Внешний» уровень этики социальной работы предполагает оценивание. Социальная работа за рубежом - Е.С

Бизнес 01.04.2021

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ЦЕННОСТИ И ИДЕАЛЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

1.1. Основа ценностей социальной работы

1.2. Философские ценности и идеалы

1.3. Уровни ценностей

ГЛАВА II. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

2.1. Моральные качества

2.2. Этический кодекс и его принципы

2.3. Этические дилеммы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА


ВВЕДЕНИЕ

Тема моей контрольной работы «Ценности и идеалы профессиональной социальной работы». В ней я попытаюсь раскрыть такие важные понятия, как ценности социальной работы; разделение ценностей и идеалов на уровни; духовно нравственные качества социальный работника; этический кодекс социальной работы; этические дилеммы.

Социальные ценности – более или менее общепризнанные поведенческие стандарты, т. е. разделяемые обществом или социальной группой убеждения по поводу целей, которых необходимо достигнуть, и тех основных путей и средств, которые ведут к этим целям. На основе этих ценностей вырабатываются социальные нормы. К числу важнейших социальных ценностей принадлежат, например, такие, как свобода, равенство, братство, мир, честь и достоинство личности, социальная справедливость, гражданский долг, солидарность, материальное благополучие, духовное богатство и многое другое.

Чтобы лучше разобраться с этими вопросами, следует рассмотреть философию социальной работы. Философия социальной работы – это идеология профессиональной деятельности. Её основу составляют ценности и идеалы, оформившиеся в процессе эволюционного развития социальной работы как общественной профессии.

Система ценностей была сформирована в процессе исторического развития социальной работы от её праисторических форм до современного состояния.

Философские ценности социальной работы проявляются на различных уровнях и образуют своеобразную систему. Философия ценностей социальной работы связана со спецификой деятельности профессионалов в социальной сфере.

ГЛАВА I . ЦЕННОСТИ И ИДЕАЛЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. 1. Основа ценностей социальной работы

В практике социальной работы на протяжении ее истории происходили значительные перемены, но социальные работники продолжали придерживаться определенного комплекса ценностей, в котором хоть и произошли некоторые конструктивные изменения, но ключевые элементы сохранились. Для современной социальной работы, также как и раньше, характерно стремление к благополучию человека, социальной справедливости и достоинству индивида.

Социальная работа направлена на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно «слабых» социальных групп, испытывающих нужду в процессе своей жизнедеятельности. Поэтому, основываясь на гуманизме и нравственности, социальная работа ориентируется на ключевые элементы комплекса ценностей, сохраняющиеся с незначительными изменениями в ходе всей ее истории - благополучие людей, социальная справедливость, достоинство индивида. Это означает, что подход к жизни каждого индивида как высшему ценностному измерению дополняется пониманием того обстоятельства, что сама эта жизнь должна быть достойной человека. Каждый человек ценен своей уникальностью, которую следует учитывать и уважать.

1.2. Философские ценности и идеалы

Система ценностей была сформирована от её праисторических форм до современного состояния.

С изменением исторических условий происходила трансформация ценностных ориентиров. Однако общественное благо, справедливость, ответственность, всегда были важными доминантами философского осмысления гражданских и политических прав человека.

Философские ценности социальной работы проявляются на различных уровнях и образуют своеобразную систему, где реализуются убеждения и отношения, идеалы и стремления, нормы и практические принципы взаимодействия, этические правила и профессиональные ценности.

Философские ценности, содержащиеся в мультикультурном пространстве, выступают как ценности профессиональной субкультуры, когда профессия рассматривается на уровне международного сообщества. Отсюда ценности профессиональной субкультуры рассматриваются на мировом уровне в контексте глобальных цивилизационных целей и задач.

Философские ценности на уровне профессиональных норм и требований, охватывают иной пласт ценностных ориентиров. Макроуровень определяет цели и задачи общего характера. Они связаны с корпоративными принципами и нормами и нормами взаимодействия, отношениями и системой коллективной ответственности.

Микроуровень философских ценностей социальной работы отражает ценностный спектр профессионального взаимодействия социального работника и клиента.

1.3. Уровни ценностей

Мегауровень

Мегауровень ценностей социальной работы предусматривает изучение профессии на уровне международного сообщества. Ценности рассматриваются в контексте глобальных цивилизационных целей и задач.

Право на жизнь (активная поддержка жизни человека, противодействие нарушения его прав и деятельность в области обеспечения качества жизни);

Свобода (Всеобщая декларация прав человека; тайна корреспонденции, место жительства);

Равенство и недискриминация (Основа общества, уважение достоинств личности);

Справедливость (Правовые, социальные, судебные, экономические гарантия прав и свобод человека);

Солидарность (Понимание страданий и чаяний человека, участие в борьбе за его права)

Социальная ответственность (Практическая сторона солидарности, оказание помощи и предоставление услуг бедным и нуждающимся);

Обеспечение мира и отказ от насилия (Ценность мир, гармония с самим собой, с другими людьми и окружающей средой)

Отношение между природой и человеком (Поиск гармонии с природой).

Макроуровень

Ценности этого уровня обосновывают конкретные действия социального работника в пределах профессиональной компетенции, определяют его ответственность перед клиентами, коллегами, работодателями, перед профессией.

Преимущество индивида по отношению к обществу.

Уважение конфиденциальности во взаимоотношения с клиентом.

Готовность отделить личные нужды и чувства от профессиональных отношений.

Стремление к социальным изменениям, соответствующим осознанным социальным потребностям.

Готовность к передаче знаний и умений другим.

Уважение к индивидуальным и групповым различиям, достойное их оценивание.

Стремление к развитию самопомощи клиента.

Мезоуровень

Социальная работа является нормативной дисциплиной, она имеет дело с ценностями и социальными нормами людей. В этом отношении учет норм и ценностных ориентаций клиентов является необходимым условием для философских концептов социальной работы.

Микроценности социальной работы. Ценностные ориентации в социальной работе, выступающие на межличностном уровне, если они способствуют эффективному терапевтическому контакту (эмпатия, аутентичность, аттрактивность, экспертность, принятие, уважение, надежность и др.)


ГЛАВА II . ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

2.1. Моральные качества

Являясь деятельностью по оказанию помощи людям в решении их проблем, социальная работа принадлежит к числу гуманных профессий. Подобно медицине, имеющей своей целью избавление людей от болезней, или педагогике, направленной на формирование человеческой личности, она является практическим выражением принципа гуманизма, согласно которому высшей ценностью в обществе является человек. Гуманность представляет собой такое моральное качество, которое характеризует отношение социальных работников к их клиентам.

Рассматриваемая как моральное качество, гуманность вытекает из сущности социальной работы, т. е. является одной из её характеристик.

Применительно к отдельным социальным работникам она выступает в качестве морального требования, согласно которому они должны проявлять гуманное отношение к своим клиентам. Гуманность социальной работы выражается в различных формах, наиболее общей из которых является альтруизм.

Альтруизм – это моральное качество, характеризующее готовность человека пожертвовать своими интересами ради блага других людей. Понимаемый таким образом, он представляет собой прямую противоположность эгоизма.

Несмотря на значительные расхождения по вопросу о возникновении альтруизма, все философы были едены в понимании его сущности: следуя О. Конту, они подразумевали под ним характеристику действий, лишенных себялюбия. Альтруизм как черта характера, проявляющегося в поведении человека, т. е. совокупности совершаемых им действий, имеющих нравственное значение, необходим прежде всего, для представителей тех профессий, которые так или иначе связаны с помощью людям (и называются в силу этого, помогающими).

Альтруизм является наиболее общей формой проявления гуманности, поскольку его содержание сводится лишь к признанию приоритета интересов других людей. «Жить для других», - в этом общем правиле очень точно схватывается его сущность. Выражая отношение человека к другим людям, альтруизм, однако, крайне абстрактен, поскольку не учитывает специфику различных ситуаций, складывающихся в обыденной жизни. Между тем эти ситуации довольно разнообразны: одно дело, например, отношение к человеку, попавшему в беду, а другое - к побежденному противнику. В первом случае наиболее естественной формой проявления гуманности было бы сочувствие, а во втором - великодушие.

Иными словами, существуют различные формы проявления гуманности, которые характеризуются большей конкретностью, чем альтруизм. Одной из этих форм, играющих важную роль в социальной работе и других помогающих профессиях, является сочувствие (или сострадание).

Состояние современного общества в хоть какой точке Земли таково, что оно также нуждается, хотя и в разной степени, в развитии, как всем известно, социальной сферы и особенной разновидности социальной деятельности - социальной работы. Возможно и то, что как культура, философия, наука, образование, отношение к прошлому и будущему, так и уровень и качество социальной работы отражают самоидентификацию и самосознание цивилизации, степень цивилизованности и гуманности страны.

Конечно же, все мы очень хорошо знаем то, что соц. работа призвана оказывать помощь тем, чьи физические, психические и моральные ресурсы недостаточны, способности невелики, а возможности без помощи других, стало быть, разрешить свои трудности неудовлетворительны. Несомненно, стоит упомянуть, что потому, основываясь на гуманизме и нравственном расположении духа, соц. работа, наконец, ориентируется на главные элементы комплекса ценностей, сохраняющиеся с незначимыми переменами в процессе всей ее истории - благополучие людей, соц. справедливость, достоинство индивидуума. Необходимо подчеркнуть то, что ежедневные же этические трудности соц. работников под действием времени больше подвержены трансформациям. И даже не надо и говорить о том, что так, появившаяся в 70-е годы биоэтика явилась ответом на “проблемные ситуации” в медицинской практике - эвтаназию, искусственное оплодотворение, пересадку жизненно важных органов и т.п. Конечно же, все мы очень хорошо знаем то, что принципиальная новизна “проблемных ситуаций” заключается в последующем. Необходимо подчеркнуть то, что во-1-х, они соединены с теми направлениями медицины и биологии, где доктора и исследователи манипулируют действиями рождения и умирания. Необходимо отметить то, что во-2-х, в рамках “проблемных ситуаций” некие классические этические стандарты врачевания нашли очевидную дефицитность. Мало кто знает то, что поиск выходов из этих ситуаций - это нечто большее, чем моральный выбор определенного врача, это - нравственный выбор населения Земли в целом, открытость самого эталона гуманности. Само - собой разумеется, в-3-х, обширное обсуждение “проблемных ситуаций” в обществе стало манифестацией идеологии защиты прав человека в медицине, что оказалось созвучным моральным проблемам, возникающим при оказании психиатрической помощи. Всем известно о том, что в этом контексте смысл биоэтики как разновидности интеллектуальной деятельности и социальной практики как бы заключается в попытке найти способности диалога и солидарности людей в защите добра и противоборстве злу в ситуациях, порожденных современной медициной.

Таковым же образом в итоге масштабной компьютеризации социальные работники столкнулись с этическими проблемами относительно сохранения конфиденциальности, что и есть достаточно новое явление по сопоставлению с другими обстоятельствами и способностями прошедшего.

Широкий круг обычных и новейших духовно-нравственных детерминант и ценностных ориентиров социальной работы касается 3-х разных и совместно с тем взаимосвязанных уровней и качеств. Само - собой разумеется, идет речь, во-1-х, о зависимости ее ценностной базы от миссии, целей и задач, во-2-х, о внедрении этических стандартов профессии, в-3-х, об этических проблемах, с которыми также сталкиваются социальные работники при выполнении собственных обязательств.

Гуманистической целью и главный ценностью социальной работы является, как отмечалось, благосостояние людей, имеющих трудности, связанные с бедностью, здоровьем, психическим состоянием, занятостью, обеспеченностью жильем, детством, старостью, голодом и пр. Необходимо отметить то, что это, в общем, то, значит, что подход к жизни каждого индивидуума как к высокому ценностному измерению дополняется осознанием того происшествия, что сама эта жизнь обязана быть достойной человека. Надо сказать то, что каждый человек ценен собственной уникальностью, которую также следует учесть и уважать. И даже не надо и говорить о том, что владея основными потребностями - в еде, одежде, жилье, здоровье - люди имеют право на уважение и достойное существование и обязаны иметь равные способности удовлетворять эти потребности. Вообразите себе один факт о том, что в данном случае идет речь о принципе социальной справедливости, одном из главных частей комплекса ценностей социальной работы. Необходимо отметить то, что правом на помощь со стороны субъектов социальной работы владеет каждый, кто обращается к ним, без дискриминации по половым, возрастным, расовым, государственным, религиозным, политическим признакам и мотивам. (фактически, признание и уважение этих прав в практике социальной работы соединено с принятой мировым обществом Декларацией прав человека ООН и иными международными конвенциями).

Гуманистические ориентиры, в общем, то, побуждают субъектов социальной работы к тесному взаимодействию с субъектами ожиданий и притязаний на благо последних, при этом не во вред иным. Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что поощряя их к сотрудничеству, социальные работники исходят из того, чтоб клиенты совместно с ними решали усилия по изменению собственного положения, хотя это не постоянно может быть, в особенности тогда, когда указанная категория, это люди - беспомощные в силу возраста, заболеваний, либо других обстоятельств. Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что в конце концов, соц. работа несовместима с прямой либо косвенной поддержкой индивидов, групп, властных структур, использующих террор, пытки, неоправданное насилие либо остальные деяния, направленные на подавление людей.

Ввиду динамизма развития общества, проблем ориентации в рассмотренных ценностях, вряд ли уместны все пригодные этические рецепты в социальной работе. Вообразите себе один факт, что существует только одна возможность оказаться на высоте по отношению к сегодняшним и будущим моральным вызовам - там, где это можно, поощрять нравственное сознание. Мало кто знает то, что более актуальным является развитие проф. этики и соответственно образования.

Рост энтузиазма к проф. ценностям и этике обоснован несколькими причинами. Ни для кого не секрет то, что например, технический прогресс поставил экспертов перед нравственным выбором, который был неизвестен предшествующим поколениям соц. работников. Очень хочется подчеркнуть то, что развитие здравоохранения, компьютерные технологии, политические и другие причины, стало быть, сопровождались чрезвычайным усложнением требований, относящихся к ценностям и этике. Необходимо подчеркнуть то, что, не считая того, социальные работники столкнулись с необходимостью, в конце концов, опираться на все наиболее ограниченные ресурсы, низкий соц. статус профессии, что внесло свои конфигурации в ценностные ориентации и этику проф. жизни. Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что внимание к последним отражает также становление и развитие самой профессии, ибо на них основывается ее репутация.

Поведение общественного работника в личной жизни как бы является личным делом каждого в той мере, если оно не мешает выполнению служебных обязательств. Ни для кого не секрет то, что соц. работник, в общем, то, отвечает за свою профессиональную компетенцию, качество предоставляемых услуг, но он несет ответственность и за престиж собственной профессии и должен, в конце концов, содействовать уважению к ней.

Таблица 1- Ценностные предположения

Способность воспринимать, дифференцировать и осознавать факты и ценности была описана А. Маслоу как характеристика правильно функционирующего человека. Согласно его гуманистической теории личности, человек имеет ряд метаценностей (метапотребностей), или бытийных ценностей.

Несмотря на свой абстрактный характер, в реальной жизни они получают конкретное наполнение и приоритетность в зависимости от потребностей в самоактуализации личности.

Доминирующие ценности связаны не только с трудной жизненной ситуацией, но и с экзистенциальными приоритетами, витальными потребностями, мотивами личностного роста. Согласно классификации А. Маслоу, бытийные ценности индивида, метаценности можно представить в понятийных пропозициях (см. таб. 2).

Таблица 2 - Метаценности

Метаценности

Характеристики

Целостность

Единство, интеграция, тенденция к тождеству, взаимосвязь, организация, структура, дихотомия трансцендентного, порядок

Совершенство

Необходимость, справедливость, точность, неизбежность, уместность, правосудие, завершенность, долженствован ие

Завершение

Окончание, финал, утверждение, исполнение, судьба, рок

Справедливость, незапятнанность, порядок, законность, долженствование

Активность

Процесс, подвижность, спонтанность, саморегуляция, полное функционирование

Богатство

Диференциация, сложность

Простота

Честность, открытость, сущность, абстракция, основная структура

Правильность, форма, живость, простота, богатство, целостность, совершенство, завершенность, уникальность, благородство

Правота, доброжелательность, долженствование, справедливость, добрая воля, честность

Уникальность

Особенность, индивидуальность, несравнимость, новизна

Ненапряженность

Легкость, отсутствие напряжений, усилий, сложностей, изящество, совершенство

ЗАБАВА удовольствие, развлечение, юмор, изобилие, легкость

Истина, честь, реальность

Открытость, простота, богатство, долженствование, чистая и незамутненная красота, завершенность, сущность

Самодеятельность

Автономия, независимость, отсутствие необходимости в других для того, чтобы быть самим собой, самоопределение, выход за пределы среды, отдельность, жизнь по своим собственным правилам

Для социальной работы характерны следующие структурные сценарии, где в полной мере раскрывается «человек-нуждающийся»: конфессиональный, социальный, медицинский, социально-психологический. В данных структурных сценариях нашли отражения традиционные, радикальные, марксистские, интеракциональные подходы к «человеку-нуждающемуся».

Для каждого сценария характерна определенная система осмысления «человека-нуждающегося», феноменология процессов, базовые понятия, система описания и формы предметного языка.

В таблице 3 показаны основные составляющие структурного сценария и изменение парадигмы научного видения.

Таблица 3 - Составляющие структурного сценария

Современный шаг осмысления предметно-объектных связей, наконец, приводит к построению глобальных моделей структурных сценариев. И даже не надо и говорить о том, что человек становится «заложником» экологических катастроф, региональных конфликтов, массовых эпидемий. Всем известно о том, что это новейший тип проблем, ранее не встречавшийся в теории и практике социальной работы.

Для социальной работы стало традицией изучать проблематику клиента на фоне публичных и социально-экономических проблем. И даже не надо и говорить о том, что в указанных же вариантах трудности, стоящие перед клиентом, выходят за рамки его существования в общности, будучи соединены с вопросами его существования как социобиологической формы жизни. Мало кто знает то, что тут как проблематика, так и формы помощи носят не локальный социо - экономический либо социо - психологический, а макроэкологический подход, где предметная рефлексия строится применительно к жизненному сценарию личности. Всем известно о том, что вот почему жизненный сценарий становится базисным понятием социальной работы при таковых подходах к теории и практике помощи и, в конце концов, изменяет модус предметной рефлексии.

Одним из сложнейших вопросов теории и практики социальной работы в данной связи является вопрос адаптации субъекта к новеньким формам, способам жизни и общественного функционирования в итоге «пандемического» действия, т.е. воздействия, опосля которого состояние стресса охватывает довольно огромное количество людей. «Пандемическое» действие, «пандемическая» среда, как и система помощи и поддержки в этих критериях, стали, новеньким проблемным полем теории и практики, как всем известно, социальной работы на рубеже веков.

Введение

Социальная работа относится к типу профессий «Человек-Человек», а значит, предполагает высокий уровень общения клиента со специалистом. В виду такой деятельности специалист должен обладать высокими нравственными качествами, моральной устойчивостью, умением контактировать с людьми и располагать их к общению.

В своей практике специалист по социальной работе сталкивается с людьми разного социального статуса, уровня дохода, образования и т.д. Независимо от того, к какой категории людей относится клиент социальной работы, ему необходимо оказать квалифицированную и своевременную помощь.

Основной ценностью социальной работы является человек и общество в целом. Главная цель социальной работы - способствовать благу человека, его развитию и благополучию. Для реализации данной цели осуществляется социальная поддержка и защита населения, оказывается помощь. Все это основывается на базе гуманизма, т.е. признания жизни человека высшей ценностью общества.

Низкий престиж и статус социальной работы в нашей стране, не высокая заработная плата работников в данной сфере, все это приводит к тому, что профессия социального работника не популярна в социуме.

Однако даже, несмотря на все материальные трудности и моральную неудовлетворенность, специалист по социальной работе должен быть глубоконравственным и духовно развитым.

Ценности социальной работы

Ценности - это определенный набор критериев, которым следует человек в процессе своей жизнедеятельности. Каждый человек в решении той или иной ситуации руководствуется теми ценностями, которые он усвоил в течение жизни.

Специалист социальной работы усваивает профессиональные ценности в ходе прохождения обучения. Так, Г.П. Медведева отмечает, что ценности современной профессиональной социальной работы имеют различную масштабность и значимость, в связи с чем они могут быть представлены как ценности различных уровней:

глобальные - признаваемые большинством современного человечества;

социетальные - признаваемые преимущественно в конкретном (российском) обществе;

профессиональные - имеющие значение в основном для профессиональной группы, приобретающие специфику в связи с особенностями профессиональной деятельности;

индивидуальные - ценности специалистов, их клиентов, других личностей .

К примеру, между общечеловеческими ценностями можно выделить главные такие, как человек, его права, жизнь, мир, свобода, равноправие и так далее. На уровне социума данные значения могут быть иначе иерархизированными. Система ценностей социальной работы, кроме специфицированных вышеназванных ценностей, содержит пол и возраст личности, ресурсы государства, а.также мастерство самого работника. Ценности детерминируют все виды отношений, состояние и деятельность человека и общества в наличной действительности, которая служит определенной основой, условием и средством жизнедеятельности человека и общества, частичной реализации их ценности уже в настоящем. Поэтому актуальные ценности, присвоенные обществом, профессиональной группой и каждым индивидом и реализуемые ими в профессиональной и повседневной деятельности, могут рассматриваться как определенный базис для реализации ценности человека.

Очевидно, что если не сложилась иерархия ценностей, реализация которых может способствовать созданию благоприятных условий для творческой самореализации каждой человеческой личности, провозглашение человека высшей ценностью может считаться лишь формальным актом, отнюдь не влекущим за собой и не гарантирующим фактической реализации ценности человека ни в настоящем, ни в будущем. Поэтому необходимо, чтобы в общественном сознании утвердилась не только ценность человека во всей ее многозначной целостности сама по себе, но и определенная целостная система ценностей и приоритетов, иерархизированных по признаку своей роли в реализации ценности человека.

Профессиональные ценности в то же время не существуют вне и независимо от общественных ценностей. Профессии признают, поддерживают и защищают определенные, избранные социетальные ценности, а общество, в свою очередь, санкционирует существование профессии и гарантирует ей признание .

Профессиональные ценности направляют работника на исполнение и соблюдение конкретных задач, на профессиональную ответственность за собственную работу. Социальные работники сталкиваются с человеческим мучениями и трудностями. Именно из-за этого существенным в этой специальности является гуманизм, уважение человека в любом случае.

Личностно-возрастные закономерности подчеркивают связи ценностных ориентации с особенностями личности, ее мировоззрением, интересами, идеалами, потребностями, жизненным опытом, социальным окружением, положением и статусом в социуме на макро- и микроуровнях и др. Это показатель динамичности развития личности, ее изменений (иногда не в лучшую сторону).

Исследователи выделяют три группы качеств социального работника:

Психологические характеристики, являющиеся составной частью способности к данному виду деятельности;

Психолого-педагогические качества, ориентированные на совершенствование социального работника как специалиста-профессионала;

Психолого-педагогические качества, направленные на создание эффекта личного обаяния .

В первую категорию относятся требования, необходимые в профессиональной работе, к психическим действиям: восприятию, памяти, воображению, мышлению, психическим состояниям (изможденности, апатии, стрессу, тревожности, депрессии, вниманию как состоянию сознания); эмоциональным (выдержанность, индифферентность) и качествам воли (упорство, очередность, импульсивность). Некоторые из данных эмоциональных причин являются основополагающими, так называемым каркасом специалиста, а остальные служат лишь поддержанию имиджа работника.

Ко 2й группе достоинств относятся психоаналитические ценности, направленные на улучшение работника как личности, как сотрудника. Это такие ценности, как самоконтроль, самокритичность и еще стрессоустойчивые свойств - физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключиться и управлять эмоциями.

К третьей группе качеств относятся: коммуникабельность, эмпатичность, визуальность (внешняя привлекательность личности), красноречивость и др. В частности, третья группа качеств связана и базируется на некоторых психологических теориях коммуникаций (самопредъявление или самопрезентация) .

Таким образом, ценности социальной работы в большинстве носят общечеловеческие ценности. В своей деятельности специалист социальной работы в первую очередь должен руководствоваться принципами гуманизма, чтобы оказывать помощь другим людям. На протяжении всей жизни социальный работник должен заниматься саморазвитием личности во всех - направлениях: психологическом, педагогическом, социологическом. Результат работы социального работника напрямую зависит от тех ценностей, которыми он руководствуется.

Главная > Рабочая программа

9. Тестовые задания

1. Термин «этика» впервые упоминается в работе

а) Эпикура

б) Платона

в) Аристотеля

д) Сократа

2. Аксиология – это…

а) учение о бытии;

б) учение о ценностях;

в) учение о познании;

г) концепция морали;

д) учение о человеке.

3. Профессиональная этика – это:

а) учение о ценностях;

б) общая теория морали;

в) учение о долге;

г) учение о нормах поведения;

Д) учение о профессиональной морали.

4. Мораль – это:

а) устойчивые, стереотипные способы массового поведения, сложившиеся исторически;

б) форма общественного сознания, способ нормативной регуляции общественных отношений и поведения человека;

в) совокупность норм и правил поведения людей, утвержденных государством и обязательных для всех членов общества;

г) правила этикета;

д) совокупность обычаев и традиций.

5. Характеристиками моральных норм являются:

а) всеобщность и универсальность;

б) рациональность и объективность;

в) относительность, условность;

г) гуманистичность, толерантность;

д) истинность и научность.

6. Объектом этики социальной работы является:

а) профессиональная мораль специалистов;

б) правовые отношения социального работника и клиента;

в) нравственные ценности общества;

г) этические кодексы;

д) нормативно-правовые акты и должностные инструкции.

7. Целью этики социальной работы является:

а) поддержание правовых отношений социального работника и клиента;

б) оценка господствующей в обществе морали и системы ценностей;

в) анализ этических потребностей специалиста и клиента;

г) обеспечение и поддержание содержания и целей профессии;

д) все перечисленное.

8. Превентивная функция этики социальной работы заключается в:

а) удовлетворении интересов клиента социальной службы;

б) воспитании и совершенствовании личности социального работника и клиента;

в) формировании социально и профессионально одобряемых мотивов деятельности;

г) предотвращении поступков и действий, наносящих вред клиенту и обществу;

д) повышении статуса профессии социального работника в обществе.

9. Профессиональная мораль в социальной работе - это:

а) качественная характеристика взаимоотношений социального работника и клиента;

б) совокупность идеалов и ценностей, этических принципов и норм, отражающих сущность профессии;

в) совокупность личностных качеств специалиста;

г) совокупность целей и результатов деятельности;

д) совокупность этических потребностей социальных работников.

10. «Внешний» уровень этики социальной работы предполагает оценивание

а) социальной работы как социального института;

б) деятельности социального работника;

в) деятельности социальных служб;

г) отношений социальный работник - клиент;

д) отношений социальный работник - социальный работник.

11. Основными этическими ценностями социальной работы являются:

а) моральные ценности клиента;

б) благополучие людей, социальная справедливость и достоинство индивида;

в) ценности клиента и социальной группы;

г) моральные ценности социальных работников;

д) материальные средства и ресурсы.

12. С точки зрения натуралистического подхода мораль -

а) это результат общественно-исторического развития человечества;

б) это результат биологической эволюции;

в) есть проявление надчеловеческого, сверхъестественного сознания;

г) имеет априорный характер;

д) есть выражение человеческой воли.

13. Как называется нравственный принцип, выражающийся в том, что моральным нормам придается относительный, полностью условный и изменчивый характер?

а) рационализм;

б) абсолютизм;

в) релятивизм;

г) дуализм;

д) эвдемонизм.

14. Как формулируется «золотое правило» нравственности?

а) возлюби ближнего своего как самого себя;

б) не убий;

в) не укради;

г) поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой;

д) око за око, зуб за зуб.

15. С точки зрения гедонизма высшим благом и критерием поведения является

а) счастье;

б) польза;

в) наслаждение;

г) подавление чувственных желаний;

д) познание истины.

16. Как называется нравственная позиция, согласно которой каждый человек должен совершать бескорыстные действия, направленные на благо (удовлетворение интересов) другого человека?

а) альтруизм;

б) эгоизм;

в) рационализм;

г) волюнтаризм;

д) идеализм.

17. Основным принципом христианской этики является:

а) благоговение перед жизнью;

б) безмятежность и невозмутимость;

в) принцип пользы;

г) милосердие и сострадание;

д) справедливость.

18. Какая этическая концепция отрицает абсолютный характер морали?

а) «разумный эгоизм»;

б) стоицизм;

в) восточные религии;

г) христианство;

д) концепция Канта.

19. «Домострой», как светский этический кодекс, распространяется на Руси в

20. В каком религиозном направлении нищелюбие считается одним из самых богоугодных дел?

а) в католичестве;

б) в православии;

в) в исламе;

г) в буддизме;

д) в протестантизме.

21. Кто из русских философов считал, что главной моральной заповедью является непротивление злу?

а) Л. Толстой;

б) В. Соловьев;

в) И. Ильин;

г) Н. Бердяев;

д) С. Франк.

22. В каком религиозном направлении этическим идеалом выступает честный труд как «мирская аскеза?

а) в исламе;

б) в иудаизме;

в) в православии;

г) в буддизме;

д) в протестантизме.

23. Как называется направление в этике, считающее пользу основой нравственности и критерием человеческих поступков?

а) эвдемонизм;

б) утилитаризм;

в) гедонизм;

г) деонтологическая этика;

д) детерминизм.

а) Спиноза;

г) В. Соловьев;

д) Ф. Достоевский.

25. Термин «альтруизм» был введен в научный обиход

а) И. Бентамом;

б) Фейербахом;

в) Кантом;

г) Эпикуром;

а) М. Лютер;

б) М. Вебер;

в) Г. Спенсер;

г) Н. Бердяев;

д) И. Бентам.

27. Кто из философов считал, что основным этическим принципом является принцип «благоговения перед жизнью»?

в) А. Швейцер;

г) В. Соловьев;

д) Шефтсбери.

28. Гуманизм как культурное движение возникает в период

б) XIV-XVI вв.;

в) XVII-XIX вв.;

д) XIX-XX вв.

29. Основоположником утилитаризма является

а) Т. Гоббс;

в) Дж. Локк;

г) Дж. Дьюи;

д) И. Бентам.

30. Основными критериями моральности в социальной работе являются:

а) содействие общественному прогрессу, социальная целесообразность и сотрудничество;

б) соблюдение интересов клиента;

в) соблюдение интересов профессиональной группы;

г) рациональность и объективность;

д) совесть и тактичность.

31. Основными принципами этики социальной работы являются:

а) эмпатия и сочувствие;

б) объективность, экспертность, инновационность и др.;

в) конфиденциальность, доброжелательность, ответственность и др.;

г) субъективизм и релятивизм;

д) принцип творческого подхода к деятельности.

32. Идеал в социальной работе – это:

а) представление о совершенном состоянии специалиста, клиента, социальной работы;

б) предмет профессионально-этического кодекса;

в) деонтологический критерий;

г) направление деятельности социальной службы;

д) критерий моральности.

33. Этическое сознание социального работника предполагает наличие и сочетание:

а) нравственных знаний социального работника и потребностей общества;

б) нравственных знаний, нравственных убеждений и нравственных потребностей;

в) нравственных потребностей социального работника и потребностей клиента;

г) личностных убеждений специалиста и ценностей клиента;

д) нравственных знаний социального работника и потребностей клиента.

34. Моральные нормы в социальной работе - это:

а) правила этикета;

б) общие ценностные установки социальной работы;

г) характеристика направленности личности специалиста;

д) этические убеждения специалиста.

35. Профессионально-этический кодекс социальной работы это:

а) система ценностей и идеалов современного общества;

б) основной компонент этического сознания специалиста;

в) совокупность личных ценностей социальных работников;

г) совокупность ценностных ориентиров;

д) совокупность этических правил и норм поведения, требований к личности специалиста;

36. Профессионально-этический кодекс социального работника России был принят в

37. «Международная декларация этических принципов социальной работы» и «Международные этические стандарты социальной работы» были приняты МФСР в

38. «Международные этические стандарты социальной работы» содержат

а) 5 групп стандартов;

б) 6 групп стандартов;

в) 4 группы стандартов;

г) 8 групп стандартов;

д) 10 групп стандартов.

39. Конфиденциальность в социальной работе это:

а) критерий эффективности деятельности;

б) принцип объективного подхода к деятельности;

в) профессионально-значимое качество личности специалиста;

г) правило этикета;

д) принцип сотрудничества социального работника и клиента;

40. Деонтология социальной работы это:

а) учение о профессиональных ценностях;

б) учение о должном поведении специалиста;

в) совокупность требований к результатам профессиональной деятельности;

г) учение о личностных качествах специалиста;

д) учение о нравственности.

41. Термин «деонтология» ввел в научный обиход:

а) О.Конт;

б) Сократ;

в) И. Бентам;

г) И. Кант

д) Гиппократ.

а) этические знания и зтические действия;

б) добро и зло;

в) нравственность и духовность;

г) профессиональный долг и ответственность;

д) справедливость и гуманизм.

43. Формулировка принципа «не навреди» предположительно принадлежит

а) Абу Али ибн Сине;

б) Гиппократу;

в) Эскулапу;

г) Эпикуру;

д) Сократу.

44. Какой из перечисленных принципов не является принципом деонтологии социальной работы?

а) принцип личной ответственности за порученное дело как в правовом, так и в моральном отношении;

б) принцип компетентности специалиста;

в) принцип утилитаризма;

г) принцип соответствия полномочий и ответственности;

д) принцип организованности и дисциплины.

45. Этическими принципами проведения исследований в социальной работе являются:

а) добровольность участия, полнота информирования о ходе и результатах исследования и др.;

б) отказ от насилия, солидарность и др.;

в) поддержка всеобщего благосостояния, готовность к передаче знаний к другим;

г) сострадание и милосердие;

д) учет интересов отдельных социальных групп.

46. Профессионально-этическая регламентация в сфере социальной работы предполагает:

а) разработку этических кодексов;

б) разработку и ведение должностных инструкций;

в) разработку дополнительных нормативно-правовых актов;

г) формирование интеллектуального потенциала социальной работы;

д) формирование системы ценностей клиента.

47. С каких позиций может выступать социальный работник по отношению к клиенту:

а) интересы отдельного клиента превыше интересов общества;

б) интересы государства и общества превыше интересов клиента социальной службы;

в) интересы клиента и интересы общества должны сочетаться гармонически;

г) интересы профессиональной группы социальных работников превыше интересов клиента и общества;

д) личные интересы социального работника превыше интересов клиента и общества.

48. Необходимость этико-аксиологического регулирования поведения и деятельности социального работника обусловлена

а) несовершенством нормативно-правовой базы;

б) инновационностью социальной работы как вида деятельности;

в) специфическим смыслом и содержанием деятельности;

г) дегуманизацией человеческих отношений;

в) популярностью стремлений к достижению личной выгоды.

49. Этикет социального работника это:

а) совокупность обычаев и традиций социальной работы;

б) совокупность требований к внешним формам поведения и общения специалиста;

в) совокупность этических знаний специалиста;

г) совокупность требований к личностным качествам специалиста;

д) система ценностей социальной работы.

50. Какой из перечисленных принципов не является принципом этикета социального работника?

а) принцип целесообразности действий;

б) принцип гуманизма;

в) принцип учета народных традиций и обычаев;

г) принцип эстетической привлекательности поведения;

д) принцип индивидуализма.

Ответы на тесты:

1-в; 2-б; 3-д; 4-б; 5-а;6-а; 7-г; 8-г; 9-б; 10-а; 11-б; 12-б; 13-в; 14-г; 15-в; 16-а; 17-г; 18-а; 19-в; 20-б; 21-а; 22-д; 23-б; 24-г; 25-д; 26-б; 27-в; 28-б; 29-д; 30-а; 31-в; 32-а; 33-б; 34-в; 35-д; 36-г; 37-в; 38-а; 39-д; 40-б; 41-в; 42-г; 43-б; 44-в; 45-а; 46-а; 47-в; 48-в; 49-б; 50-д.

Перечень учебников и учебных пособий, имеющихся в учебном абонементе КГМУ по кафедре истории, философии, социологии и политологии

Кол-во экз.

Медведева, Галина Павловна. Этика социальной работы: Учеб. пособие / Г. П. Медведева. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Моск. гос. соц. ун-т, 1999. - 206 с.

2002. - 206, с.

Гусейнов, Абдусалам Абдулкеримович.

Этика: Учебник для студентов высш. учеб. завед / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. - М. : Гардарики, 1999. - 472 с.

Зеленкова, Инесса Львовна.

Этика: Учеб. пособие и практикум / И.Л.Зеленкова, Е.В.Беляева. - 2-е изд., испр. и доп. - Минск: ТетраСистемс, 1998. - 367 с.

Этика социальной работы: Метод. пособие для студентов дневного и заоч. отд-ния фак. соц.работы / Казан. гос. мед. ун-т, Каф. философии; Сост.: Ф. Т.Нежметдинова и др. - Казань: КГМУ, 2002. - 54 с.

Профессионально-этические основы социальной работы: учеб.-метод. пособие для студентов очной и заоч. форм обучения фак. соц. работы / Федер. агентство по здравоохранению и соц. развитию РФ, ГОУ ВПО "Казан. гос. мед. ун-т", Каф. истории, философии, социологии и политологии; [сост. М. Е. Соловьянова]. - Казань: КГМУ, 2008. - 22 с.Рабочая программа

Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для медицинских специальностей и 040101 – социальная работа, в соответствии с учебным планом.

  • Рабочая программа по дисциплине по выбору 1 "Психодиагностика" Для специальности 040101 "Социальная работа"

    Рабочая программа

    Программа составлена на основании ГОС ВО для специальности 040101 - "социальная работа", утвержденного 10.03.2 , рассмотрена и утверждена на заседании кафедры ИСР 2008 г.

  • Рабочая программа по дисциплине «Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе» Для специальности социальная работа, 040101

    Рабочая программа

    Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 040101 – социальная работа, в соответствии с учебным планом.

  • Рабочая программа по дисциплине "теория социальной работы" для специальности 040101 социальная работа

    Рабочая программа

    Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО для специальности 040101 “социальная работа” утвержденного 10 марта 2 г., рассмотрена и утверждена на заседании кафедры ИСР

  • В основе этических нормативов социальной работы можно выделить шесть основных источников:
    1.общечеловеческие ценности;
    2.этические традиции благотворительности;
    3.ценности современного российского общества;
    4.этические нормативы зарубежных стран;
    5.специфические ценности современной российской социальной работы;
    6.личностные ценности и идеалы специалистов.

    Требования этического кодекса

    Требования в этическом кодексе – это, во-первых, требования к качеству, содержанию и результатам профессиональной деятельности; во-вторых – требования к личности профессионала.
    Этические требования к характеру профессиональной деятельности представлены в форме моральных норм, моральных правил и принципов.
    а) моральная норма – общее содержательное требование к поведению и деятельности социального работника, справедливое во всех ситуациях и обстоятельствах. Можно говорить об общих нормах профессиональной морали (например, требование бять гуманным, добрым, объективным и т.п.) и частных нормах, конкретизирующих общие (например, честность в отношениях с клиентом и т.п.);
    б) моральные правила – конкретные требования к поведению и деятельности специалиста в процессе его труда. Моральные правила наиболее гибки и подвижны, постоянно обогащаются по своему содержанию.
    в) принципы, которыми должен руководствоваться социальный работник в своей повседневной деятельности.

    Этические кодексы непременно содержат и требования к качествам личности специалиста (самостоятельно выделите в ЭК).

    Соблюдение каждым социальным работником этического кодекса – критерий ее общественной значимости и ценности, условие роста авторитета профессии, самоуважения и самоутверждения личности специалиста в профессиональной группе и в обществе.



    2. Профессиональная социальная работа как деятельность совокупной профессиональной группы, объединяющая в себе поведение и деятельность каждого конкретного специалиста, подлежит тщательному регулированию, которое, являясь многоуровневым, может выполнять различные функции.

    В первую очередь, этико-ценностное регулирование выполняет функцию обеспечения заданного, запланированного обществом и государством конечного результата деятельности. В этом случае оно социальной работы направлено на обеспечение нормативного содержания процесса деятельности, детерминацию его целесообразности, непрерывности, последовательности, эффективности каждого из этапов и процедур и т.п. Также как и другие виды регулирования профессиональной деятельности, этико-аксиологическое регулирование, выполняя эту функцию, способствует реализации социального заказа общества на конечный продукт деятельности.

    В силу специфики социальной работы как особого вида профессиональной социальной деятельности и своеобразия самого этико-ценностного регулирования, выполнением этой функции оно не ограничивается.

    Действительно, внешнее измерение социальной работы в зависимости от точки зрения может выглядеть по-разному: социальная работа может предстать перед исследователем и как акт индивидуального (и/или коллективного) милосердия и гуманизма, когда человеком движет сострадание к другому человеку и он предпринимает определенные усилия, направленные на помощь человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации и нуждающемуся в помощи. Социальная работа здесь выступает как результат реализации качеств личности, оказывающей помощь нуждающемуся, осознания ею лично общественной необходимости, ее личной активности. Но она есть результат не только доброты личности или общественной необходимости, но и чувства взаимной ответственности граждан, причем ответственность распространяется не только на прошлое и нынешнее положение нуждающегося, но и на его будущее состояние. Эта ответственность распространяется не только на качество жизни человека, но и на качество его личности. Такая ответственность человека и общества предполагает не только желание, но и умение оказывать помощь, знание человека и условий его жизнедеятельности, возможности использования индивидуальных и социальных ресурсов. Она накладывает на помогающего ответственность (в разумных пределах, конечно) за все, что происходит с человеком и обществом и устанавливает качественно новые связи между человеком и другим человеком, человеком и обществом, человеком и мирозданием. Чувство такой ответственности возникает, когда человек и общество признаются высшими ценностями и личность ощущает потребность в содействии их реализации. Именно человек и общество здесь выступают главными результатами социальной работы. Причем когда мы говорим «человек», то имеем в виду и человека, получающего помощь, и человека, оказывающего помощь.

    Социальная работа, внешне являющаяся актом индивидуального милосердия, на самом деле может быть построена на иных ценностях и, соответственно, преследовать иные цели. В частности, известная поговорка о том, что «нищий богатым питается, а богатый нищим спасается» дает возможность увидеть иные ценности и цели помогающего: личное спасение, индивидуальный душевный покой и т.п., в то время как «спасаемый», т.е. индивид, получающий помощь, выступает как условие и средство спасения. В этой ситуации важнейшим результатом социальной работы является не только и не столько изменение ситуации нуждающейся личности, сколько изменение к лучшему жизненной ситуации человека, оказывающего помощь, а преодоление трудной жизненной ситуации объектом деятельности становится вторичным по значимости результатом. Чувство ответственности в данном случае ограничивается ответственностью помогающего за себя лично.

    При таком подходе к социальной работе – как к средству личного спасения – ценность человека приобретает отчетливо ситуативный утилитарный характер, хотя формальный результат деятельности может быть позитивным: проблемная ситуация будет разрешена.

    Но профессиональная социальная работа (имеется в виду помощь человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации) может внешне выглядеть как одно из направлений деятельности сервисной службы, куда желающий (или нуждающийся) может обратиться и заказать любую услугу по собственному выбору, но в рамках закона. В этом случае специалист, работающий с клиентом и оказывающий ему услуги, предстает в ином качестве: главное, что от него требуется – это обеспечить высокое качество оказываемой услуги и постараться при этом избежать нареканий со стороны заказчика. При таком понимании социальной работы полную ответственность за себя несет сам клиент, а в качестве основного результата социальной работы здесь выступает оказанная социальная услуга. И именно она обладает в такого рода «социальной работе» высшей ценностью. Человек же (клиент) вновь становится ценностью второго порядка - средством и условием, с помощью которого оказывается социальная услуга и осуществляется социальная работа.

    Таким образом, эти различные подходы к определению результата и содержания социальной работы на деле означают разницу в подходах к определению ее смысла: в одном случае социальная работа – это созидание, оптимизация личности, ее жизни и судьбы и, следовательно, деятельность, направленная на реализацию ценности человека и общества. В другом случае она приобретает характер деятельности, способной удовлетворять индивидуальные запросы субъекта, причем личность клиента имеет ситуативную ценность. В третьем – это одна из форм сервиса в ряду многих, и человек-клиент имеет ситуативную ценность в период взаимодействия со специалистом как заказчик, потребитель услуги, работодатель.

    3.Личностно-нравственные качества социального работника, их краткая характеристика и методы формирования.


    Специалист по социальной работе обеспечивает решение многих социальных, психологических, педагогических, этических, правовых проблем общества и человека; предупреждает развитие негативных тенденций в обществе, содействует улучшению психического и физического здоровья, развитию возможностей самореализации каждого человека, повышению качества его жизни.
    Уже в самом определении социальной работы можно заметить, что данный вид деятельности предъявляет самые высокие требования к профессиональным, личностным и нравственно-этическим качествам специалиста.
    Специалисты по социальной работе ответственны за судьбу человека, его физическое, психическое и социальное благополучие, что входит в определение здоровья, записанное в уставе ВОЗ.
    Социальную работу можно отнести к тем редким видам профессиональной деятельности, где зачастую не профессиональные знания и навыки, а личностные качества специалиста во многом определяют ее успешность и эффективность. Выделяют ряд профессионально важных качеств, без которых немыслим социальный работник, и которые необходимо вырабатывать, если они не принадлежат человеку изначально.
    Основу личности социального работника-психолога должна составлять нравственность как внутреннее, духовное качество личности, потребность поступать в соответствии с требованиями этики и морали, творить добро, приносить людям благо. Нравственное поведение социального работника определяется такими качествами его личности, как честность, совесть, объективность, справедливость, тактичность, внимательность и наблюдательность, терпимость, выдержка и самообладание, доброта, любовь к людям, самокритичность, адекватность самооценки, терпение, коммуникабельность, оптимизм, сила воли, творческое мышление и, конечно же, стремление к самосовершенствованию. Очень важно еще одно личностное качество - эмпатия. Эмпатия (от греч. еmpatheia - сопереживание) - постижение эмоционального состояния, проникновение - "вчувствование" в переживания другого человека
    Центральной характеристикой соц. работника является милосердие. Деятельная любовь к людям. Другой важный компонент деятельности социального работника - его профессиональные умения и навыки, знание методов и технологий оказания социальной помощи. Так же можно назвать следующие качества, необходимые для определения профессиональной пригодности к осуществлению соц. работы для соц. работника:
    - высокий уровень интеллектуального развития; хорошая саморегуляция; навыки самодисциплины; способность проявлять терпимость; настойчивость; способность помогать людям в трудных ситуациях; физическая сила, выносливость; способность к перенесению больших психологических и моральных нагрузок; здравый смысл, умение четко мыслить; чуткость.
    Главным противопоказанием к осуществлению соц. работы является экстремизм любого толка (от политического до религиозного).
    Специалист по социальной работе должен быть хорошо подготовленным профессионалом; умело вести работу среди населения по устранению конфликтных ситуаций, правонарушений, а в современных условиях - оказывать помощь жертвам экологических катастроф, уметь в экстремальных условиях найти правильное решение по социальной защите населения.
    Высокий уровень требований к специалисту по социальной работе - профессионалу обусловлен рядом обстоятельств:
    1. Социальная работа затрагивает интересы значительной части общества, оказывая реальное влияние на качество жизни людей.
    2. Социальная работа соприкасается с технологиями, определяющими потребление ощутимой части бюджетных средств, которые при адекватном уровне могут существенно поднять эффективность их использования.
    3. Социальная работа позволяет в определенной мере управлять основными социальными детерминантами здоровья (доходы, занятость, образование), что обеспечивает условия жизни и труда, определяющие 50 % потенциала здоровья, при том что еще 20 % потенциала определяется генетическими (биологическими) факторами, 20 % - экологическими, 10 % - системой здравоохранения Управление социальными детерминантами здоровья требует активного внедрения в жизнь общества социальной медицины.
    Данный вид деятельности предъявляет самые высокие требования к профессиональным, личностным и нравственно-этическим качествам специалиста.
    При подготовке специалистов по социальной работе весьма актуален процесс профессионального отбора. Социальную работу можно отнести к тем редким видам профессиональной деятельности, где зачастую не профессиональные знания и навыки, а личностные качества специалиста во многом определяют ее успешность и эффективность. Выделяют ряд профессионально важных качеств, без которых немыслим социальный работник, и которые необходимо вырабатывать, если они не принадлежат человеку изначально.
    Основу личности социального работника-психолога должна составлять нравственность как внутреннее, духовное качество личности, потребность поступать в соответствии с требованиями этики и морали, творить добро, приносить людям благо. Нравственное поведение социального работника определяется такими качествами его личности, как честность, совесть, объективность, справедливость, тактичность, внимательность и наблюдательность, терпимость, выдержка и самообладание, доброта, любовь к людям, самокритичность, адекватность самооценки, терпение, коммуникабельность, оптимизм, сила воли, творческое мышление и, конечно же, стремление к самосовершенствованию.
    Социальная работа, особенно ее реабилитационная часть, требует активного использования широкого спектра технических и информационных средств, навыков и умений специалистов, способных не только дать совет, а конкретно помочь в адаптации к социальной среде, обеспечить человеку возможности для достижения необходимого качества жизни с удовлетворением потребностей социокультурного, интеллектуального, этического характера, с сохранением человеческого достоинства.
    Последнее обстоятельство требует применения соответствующих образовательных технологий при подготовке специалистов по социальной работе. Необходимость широкого спектра умений и навыков требует более активного переноса практической подготовки специалиста по социальной работе из аудиторий на базы соответствующих центров социальной реабилитации. При этом в социальных центрах должны использоваться преимущественно соответствующие социальные технологии, а не только традиционные управленческие, медицинские или психологические, которые внедряются по стереотипу как более известные. Эти технологии не заменяют социальных.
    Личностные качества социального работника делятся на три группы.
    К первой группе личностных качеств относятся требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к психическим процессам (восприятию, памяти, воображению, мышлению), психическим состояниям (усталости, апатии, стрессу, тревожности, депрессии), вниманию как состоянию сознания, эмоциональным (сдержанность, индифферентность) и волевым (настойчивость, последовательность, импульсивность) характеристикам.
    Ко второй группе личностных качеств относят самоконтроль, самокритичность, самооценку своих поступков, а также стрессоустойчивые качества - физическую тренированность, само внушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями.
    К третьей группе личностных качеств социального работника относят визуальность (внешнюю привлекательность личности), коммуникативность, эмпатичность, красноречивость и так далее.
    Кроме личностных качеств, рассмотренных выше необходимо отметить, что социальный работник должен быть примером и образцом для подражания со стороны других в мыслях, чувствах и поступках; должен вызывать у человека благородные чувства, желание и стремление становится лучше, делать людям добро, добиваться высоких нравственных целей; должен вселять в человека уверенность, успокаивать его, стимулировать к самосовершенствованию; социальный работник должен находить нужный стиль общения с каждым, добиваясь его расположения и взаимопонимание. Он должен приспосабливать воспитательные воздействия к индивидуальным особенностям воспитуемого.Социальный работник должен вызывать к себе уважение со стороны людей, пользоваться неформальным признанием с их стороны, иметь авторитет.
    Реализация вышеперечисленных качеств может быть определена названием "профессиональная", "трудовая этика" социального работника

    5. Наряду с этическими стандартами взаимодействия социальных работников между собой и с клиентами встает вопрос об этике взаимодействия социальных служб между собой и со сторонними организациями и структурами, вопрос об этике взаимодействия системы социальной защиты с обществом и государством.
    Основные стандарты этического поведения подразделяются на четыре группы (блока). Первая направлена на регулирование этических отношений между социальными работниками и клиентами, реализацию определенной нормы поведения социального работника по отношению к клиентам. Вторая группа – на стандарты взаимоотношений социального работника с агентствами и организациям. Третья – на стандарты поведения социального работника в отношениях с коллегами. Четвертая – на стандарты по отношению к профессии.
    Составной частью этики социальной работы является этика исследований в социальной сфере (например, оценивание эффективности качества социального обслуживания населения). Социальный работник, занятый научными исследованиями, руководствуется главным принципом "Не навреди клиенту", он тщательно взвешивает возможные последствия своих изысканий и при проведении обследований клиентов должен убедиться в том, что согласие его участников является добровольным. Социальный работник должен обеспечить защиту участников исследований от дискомфорта, страданий, вреда, опасности или ущерба; полученная в ходе исследования информация об его участниках рассматривается как конфиденциальная.
    Приведем примеры этических кодексов, принятых ассоциациями социальных работников некоторых стран.
    Российская межрегиональная Ассоциация работников социальных служб
    На российской конференции членов межрегиональной Ассоциации работников социальных служб (22 мая 1994 г.) был принят профессионально-этический кодекс социального работника, в котором сформулированы моральные принципы деятельности в сфере социального обслуживания.
    1. Принцип моральной ответственности перед клиентом:
    – работники должны относиться к клиентам с присущим их профессии гуманизмом;
    – интересы клиентов являются приоритетными для работников социальных служб; благополучие клиента должно рассматриваться в качестве основного фактора при принятии любого решения работников службы;
    – работники социальных служб должны соблюдать конфиденциальный характер отношений с клиентами и заботиться о неразглашении полученной информации;
    – работники социальных служб должны способствовать свободному, самостоятельному и осознанному решению клиентом своих проблем.
    2. Принцип моральной ответственности перед обществом:
    – деятельность работников социальных служб должна способствовать росту благосостояния всего общества;
    – работники социальных служб должны откликаться на просьбу любого клиента вне зависимости от его образа жизни, происхождения, пола, сексуальной ориентации, возраста и состояния здоровья.
    3. Принцип моральной ответственности перед профессией и коллегами:
    – работники социальных служб обязаны накапливать и углублять свои знания и полноценно их использовать в профессиональной деятельности;
    – работники социальных служб должны поддерживать и укреплять все то, что способствует осуществлению ими собственного предназначения;
    – работник социальной службы должен стремиться к сотрудничеству с коллегами в интересах своих клиентов; отношения между работниками социальных служб должны строиться на взаимном уважении и доверии.

    6. Академик Н. Н. Моисеев раскрывает значение морали на ранних этапах первобытного общества на следующем примере. Известно, что все люди, живущие в настоящее время на Земле, являются потомками кроманьонцев, которые в эпоху неолита определились как единственные представители среди других близких им видов предков современного человека. Причина вымирания этих видов, оказывается, заключалась в их цивилизационных, в частности моральных, особенностях. Например, это были и неандертальцы, которые жили в то же время и в тех же краях, что и кроманьонцы, и в умственном отношении не уступали последним. Но неандертальцы были более агрессивны, о чем свидетельствует строение их черепов, им было труднее преодолевать действие биосоциальных законов и подчиняться социальным правилам поведения и дисциплине, вырабатывать систему запретов и норм общения. Тем самым они теряли в скорости прогресса своего развития и исход борьбы между родственными популяциями был предрешен – «неандертальцев подвела нравственность»*. Этот пример свидетельствует, что уже на заре цивилизации духовный фактор, в содержании которого центральным элементом является мораль, играл решающую роль в становлении и развитии человека и общества.

    7.Этические принципы в социальной работе, принятые Международной федерацией социальных работников в 2004г. (Австрия): понятие, основное содержание и назначение принципов.


    Социальная работа является деятельностью, осуществляемой чаще всего в сложных ситуациях, которые нередко характеризуются нестандартностью. Технологии социальной работы в преломлении на конкретного клиента не дают однозначных ответов о действиях специалиста. Каждый человек имеет выраженную индивидуальность. Это требует от каждого специалиста готовности к принятию штучных решений во многих неформальных ситуациях.
    Принятию правильных решений в подобных случаях помогают этические принципы социальной работы - наиболее общие требования и правила, выражающие основные варианты поведения специалиста по отношению к субъекту профессиональных отношений в процессе оказания социальных услуг.
    1. Права человека и человеческое достоинство.
    Социальная работа основывается на уважении неотъемлемой ценности и чувства собственного достоинства всех людей, а также прав, которые из этого следуют. Социальный работник обязан помогать и защищать физическую, психологическую, эмоциональную и духовную неприкосновенность и благополучие каждого человека.
    Это означает:
    - Уважение права на самоопределение - социальные работники должны предоставлять клиенту возможность самому делать выбор и принимать решения, если это не угрожает правам и законным интересам других людей.
    - Предоставление права на участие клиентов (путем вовлечения) в процессах, что предоставит им возможность быть уполномоченными в принятии любых решений касательно их собственной жизни.
    - Оказание помощи каждому человеку в полной мере, что означает этическое предписание социальному работнику рассматривать личность в целом, совместно с семьей, общественностью, социальным и природном окружением и другими аспектами жизни личности.
    - Идентификация и развитие достоинств - социальные работники должны фокусировать свое внимание на достоинствах всех индивидов, групп и сообществ и таким образом содействовать их развитию.
    2. Социальная справедливость.
    Социальные работники должны обеспечивать социальную справедливость, как в отношении всего общества, так и в отношении людей, с которыми они непосредственно работают. Это означает, что социальный работник обязан обеспечить:
    - Предотвращение дискриминации - предотвращать негативную дискриминацию, основанную на таких базовых характеристиках, как: способности, возраст, культурные особенности, половая принадлежность, семейный статус, социально-экономический статус, политические взгляды, цвет кожи, расовая принадлежность и другие физические характеристики, вероисповедание.
    - Признание различий - признавать и уважать этические и культурные различия тех сообществ, в которых они осуществляют свою деятельность, учитывая индивидуальные, семейные, групповые и общественные отличия.
    - Справедливое распределение ресурсов, которыми располагают социальные работники, и в соответствии с первоочередными потребностями.
    - Оспаривание несправедливой политики и деятельности - привлечение внимания работодателей, высших должностных лиц, политиков и общественности к таким ситуациям, в которых деятельность не отвечает этическим требования, а также в которых распределение ресурсов и политика являются неправомерными и пагубными.
    - Солидарная деятельность - осуществлять деятельность в интересах всего общества, обращать внимание на социальные условия, которые содействуют социальному исключению, стигматизации или подчинению.

    9. Необходимость этической регламентации профессионального поведения наблюдается в социальной работе (и не только в ней) в современном российском обществе. Основными причинами этого явления можно считать следующие:

    1. Общее падение духовности и нравственности в нашей стране, утрата положительных ценностных ориентации не может не сказаться и на нравственном облике конкретных социальных работников как членов социума. В современных условиях развития российского общества, когда для одних людей на первом месте стоит стремление достигнуть личного успеха, обогатиться, используя для этого все возложенные средства, а для других - физическое выживание любой ценой, падение нравственности неизбежно. Волюнтаристское разрушение высших, надличностных гуманистических ценностей, определяющих стратегические цели развития, идеалы и смысл как личностного, так и общественного бытия, закономерно приводят к резкому снижению ценности человеческой жизни, личности как таковой, пренебрежению ее честью и достоинством. Моральное саморазрушение общества идет быстрее, чем становление «новых» гуманистических ценностей. Как показывает историческая практика, в такой период высокие этические нормы, усвоенные в процессе воспитания и социализации личности, закономерно и объективно отходят на второй план.

    Социальная работа пока еще не имеет в нашей стране того высокого статуса и престижа, который она имеет, например, в странах Европы и Америки. Это не может быть объяснено только «молодостью» данной профессии в нашей стране, несовершенством законодательной базы, недостаточным количеством отдельных видов социальных служб и социальных работников в них. Дело еще и в кадрах, далеко не всегда грамотно и в полном объеме выполняющих свои обязанности: социальные работники чаще всего допускаются к работе без какой бы то ни было теоретической и практической подготовки, получая навыки профессиональной деятельности уже в процессе работы и обучаясь затем на курсах повышения квалификации, в вузах или средних специальных учебных заведениях.

    Но дело не только в профессиональной подготовке, т. е. квалификационном уровне специалистов. В условиях стагнации производства, безработицы, низкого уровня оплаты труда работников бюджетных организаций (к которым относятся и социальные службы), в условиях невыплат или задержек заработной платы и пенсий, в социальную работу порой прихо-дят люди случайные, морально не готовые к данному виду деятельности, ставящие перед собой цель лишь пережить тяжелые для них времена, стремящиеся иметь хотя бы какую-нибудь работу и стабильный источник средств к существованию. Такие социальные работники, не имея соответствующей мотивации к труду, выполняют свои профессиональные обязанности лишь в меру внешней необходимости, не руководствуясь при этом соображениями гуманности своей миссии, внутренней потребностью помогать людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

    Социальная работа как специфический вид профессиональной деятельности является в нашей стране инновацией, получившей толчок к развитию спустя три четверти века после ее становления в странах Европы и Америки. Естественным для нашей страны является изучение опыта государств, имеющих отлаженную, надежную, проверенную временем и эффективную систему социальной защиты. Но каждое государство шло к нынешнему состоянию социальной защиты своим путем, учитывая местные условия, потребности населения и возможности их удовлетворения. В связи с этим изучение зарубежного опыта социальной работы, помимо положительной возможности учиться на чужом опыте, несет в себе определенный негативный момент - понравившаяся модель, безукоризненно работающая на «родной» почве и имеющая специфические черты, ценности и моральную направленность, учитывающую менталитет народа, его ожидания и конкретные социальные обстоятельства (в совокупности детерминирующие выбор той или иной модели социальной защиты), может быть полностью или частично неприменима в условиях современной России.

    Вместе с тем зарубежные модели социальной защиты имеют своих сторонников в нашей стране, что порождает неоднозначность понимания представителями различных научных школ самой сущности социальной защиты, ее целей и задач, ценностных ориентации и т. д. и вызывает различное толкование подходов к деятельности и взаимодействию - как с клиентом, так и внутри системы социальной защиты, в том числе и в области моральных отношений между субъектами и объектами социальной работы.

    Социальная работа как институт не является автономной; она многочисленными, неодинаковыми по значимости, содержанию и направленности нитями связана с различными государственными и негосударственными структурами. Государство и местные органы власти оказывают мощное воздействие на социальную работу, определяя в значительной мере не только то, где должны работать социальные работники, но и то, чем и как они должны заниматься, какие социальные группы должны являться объектом их воздействия, какого рода должно быть это воздействие, на каких условиях, в какие сроки и в каком объеме должна оказываться помощь.

    Оказавшись в значительной мере зависимой от внешних институтов, в первую очередь от государственных структур, местных органов власти и состояния экономики, определяющего порядок, объемы и условия финансирования, социальная работа не может в полной мере разделить с ними ту систему ценностей, которая ими исповедуется фактически. Так, например, рыночная экономика подчиняется закону извлечения наивысшей прибыли, что имеет последствием такие негативные явления, как безработица, обнищание значительной части населения, «не вписавшегося» в рынок, и т. д. Социальная же работа призвана оказывать помощь всем, кто в ней нуждается, причем отдает предпочтение индивидам, невостребованным экономикой и не имеющим возможности, главным образом из-за этого обстоятельства, самостоятельно решать свои проблемы.

    Любая сфера человеческой деятельности может функционировать эффективно, лишь при соответствующей этической регламентации. Поэтому, появление в различных сферах профессиональной деятельности на определенных этапах ее развития профессиональных этических кодексов, уже сложившихся в основных своих чертах на базе общечеловеческих ценностей и этических норм, принятых сообществом, не случайно. Социальная работа является специфическим видом деятельности, социальным по своему историческому генезису, сущности, условиям протекания и последствиям, особым видом человеческих взаимоотношений. Социальная работа проводится в интересах всего общества независимо от того, направлена она на отдельного индивида, группу или социум. В этом отношении, следовательно, социальная работа может быть оценена с точки зрения общих моральных норм. Однако, являясь проявлением моральности и гуманности общества по отношению к своим наименее защищенным членам, имея дело с определенными обстоятельствами и сторонами человеческой жизнедеятельности, и будучи направленной непосредственно на человека, социальная работа должна обладать своими собственными, более жесткими этическими принципами и правилами, регламентирующими деятельность ее структур и представителей.

    Следует иметь в виду, что между самой деятельностью в сфере социальной защиты и ее конечным результатом существует тесная этическая связь, которая обусловливает выбор социальным работником не только цели, но и средств ее достижения. Для того, чтобы построить гуманное общество, рациональности и прагматичности недостаточно. Известное изречение «цель оправдывает средства» в социальной работе не уместно. Для того, чтобы общество было гуманным, необходимо руководствоваться принципами гуманизма и этики во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Однако и наличие морально положительной цели, и выбор адекватных средств не всегда гарантируют успех. Поскольку иногда трудно заранее предвидеть, каким образом будет использован клиентом результат деятельности социального работника, всю абсолютно ответственность за это возлагать на него нельзя. Тем более важна этическая ориентированность деятельности социального работника: он должен быть безупречен в глазах своих коллег и общества, а результат его деятельности не мог быть использован против людей, чтобы социальная работа как профессиональная деятельность не была дискредитирована.

    Социальная работа, подобно практически всем видам деятельности, направлена на людей, т. е. является одним из способов решения стоящих перед индивидом, группой или обществом проблем. Однако, в отличие от большинства других видов деятельности, она проводится не просто с людьми, а с людьми особыми, имеющими серьезные проблемы, связанные с затруднениями в осуществлении жизнедеятельности. Для успешной работы в этой сфере от специалиста требуется не формальный подход, а умение понимать своего клиента и сопереживать ему, быть чутким и деликатным. Поэтому труд специалиста в области социальной работы предполагает органическое единство его квалификации и особых духовных качеств, чувство высокой моральной ответственности, готовности безукоризненно исполнить свой профессиональный долг по защите прав человека.

    Социальная работа относится к видам профессиональной деятельности с высокой степенью индивидуализации труда. Несмотря на то что социальный работник является членом трудового коллектива, совместно с коллегами участвует в работе по достижению общих для коллектива целей, представляет перед клиентом интересы учреждения социальной защиты и интересы государства, он в значительной степени автономен в своей повседневной деятельности. Это не значит, что социальный работник полностью предоставлен самому себе, неподконтролен и неподотчетен, но деятельность его чаще всего может быть проконтролирована только косвенно, поскольку осуществляется она один на один с клиентом. Это обстоятельство требует от социального работника особых навыков и сугубого соблюдения этических норм и правил общения с клиентом и его социальным окружением, более жесткого самоконтроля, нежели вне профессиональной деятельности.

    Деятельность социального работника носит преимущественно творческий характер, и всегда в жестких рамках формальной технологической схемы есть место творчеству и инициативе, делающим работу с каждым клиентом неповторимой и оригинальной. Эффективность работы во многом зависит от понимания и восприятия специалистом сущности профессии и его творческих способностей и в свою очередь детерминирует социальное, духовное и материальное положение клиента. Поэтому, поскольку мы имеем дело с творческим процессом, все нюансы которого невозможно формализовать, и поскольку исключить появление в профессии людей «случайных» не представляется возможным (по крайней мере на современном этапе), постольку должна существовать внутренняя этическая регламентация деятельности, способствующая формированию единства подходов к решению проблем и обуславливающая нормативное поведение и действия специалистов.

    Эти причины, как представляется, являются достойными для актуализации вопроса о разработке и принятии этических норм и правил, регламентирующих профессиональную деятельность каждого конкретного соци

    Рекомендуем почитать

    Наверх