Внешняя торговля и торговая политика. Внешняя торговля и внешнеторговая политика государства Что такое внешняя политика в торговле

Кодексы РФ 20.11.2023
Кодексы РФ

Торговля является основной формой экономического сотрудничества между Россией и странами ЕС, и останется таковой в обозримом будущем. Причем по сравнению с началом 1990-х годов относительная значимость партнеров друг для друга явно возросла. Доля ЕС во внешнеторговом обороте России увеличилась с 43 до 51%, а России во внешнеторговом обороте Евросоюза - с 3 до 8,6% (табл. 37.2). Эти данные наводят на мысль, что Россия значительно больше зависит от торговли с ЕС, чем Евросоюз от торговли с ней. Однако следует помнить, что мы сравниваем одну страну с большой группой стран. Размеры ВВП России и ЕС соотносятся как 1: 8, а объемы их внешней торговли (без учета торговли между государствами - членами ЕС) - как 1:5. Тем не менее, нынешняя концентрация торговых связей России на европейском направлении является чрезмерной. России следует диверсифицировать географическую структуру своей торговли, прежде всего путем расширения товарообмена с Китаем, Индией и странами АТЭС.

Таблица 37.2

(1993-2001 гг. - без неорганизованной торговли)

Примечание. 1993 г. - ЕС в составе 12 стран; 1997, 2000 и 2003 гг. - ЕС в составе 15 стран; 2005 и 2007 гг. - ЕС в составе 27 стран.

Объемы торговли между Россией и 27 странами - членами ЕС в 2007 г. (млн долл.):

Экспорт России: 1993 г. - 25 215; 1997 г. - 41 454; 2000 г. - 55 971; 2003 г. - 69 956;

Импорт в Россию: 1993 г. - 13 228; 1997 г. - 24 679; 2000 г. - 13 499; 2003 г. - 26 749.

Источники: Экспорт и импорт России за период 1992-1998 гг. (но данным ГТК России). URL: http://www.rusimpex.ru/Content/Economics/Rustrade/eximp93-98.htm; Внешнеэкономический комплекс России: современное состояние и перспективы: стат. приложение. М.: ВНИКИ, 2001-2007; External and Intra-European Union Trade. The European Commission, Brussels-Luxemburg, 1996-2005; Russia. EU bilateral trade and trade with the EU. P. 3. URL: http://ec.europa.eu/com\trade/issues/bilateral/ countries/russia/index, e n.

Динамика и география торговли. В развитии торговых отношений России с Евросоюзом можно выделить два основных этапа: с 1991 по 1999 г. и с 2000 по настоящее время. В начале 1990-х годов товарооборот рос ускоренными темпами благодаря тому, что российские власти отменили государственную монополию на внешнюю торговлю. Тысячи отечественных предприятий вышли на внешний рынок, к ним присоединились миллионы индивидуальных торговцев - «челноков». К середине 1990-х годов внешнеторговый эффект либерализации был практически исчерпан. Рост товарных потоков в обе стороны замедлился. Финансовый кризис 1998 г. в России привел к резкому падению товарооборота. В 1999 г. ее экспорт сократился на 10%, а импорт (в связи с девальвацией рубля) - более чем на 40%. В целом с 1993 по 2000 г. стоимость российского экспорта в ЕС увеличилась на 88%, а импорт вернулся к начальному уровню. За этот отрезок времени товарооборот вырос в 1,6 раза.

Начиная с 2000 г. темпы роста торговли резко ускорились. Экспорт рос в основном за счет фантастического подъема цен на нефть и (в меньшей мере) на другие виды сырья. Импорт расширялся благодаря начавшемуся в России экономическому подъему, который повлек за собой быстрый рост внутреннего производственного и потребительского спроса. За период с 2000 по 2007 г. товарооборот между Россией и ЕС-27 вырос в 4,1 раза, в том числе российский экспорт - в 3,5 раза, а импорт - в 6,5 раза.

Торговые связи России с отдельными государствами - членами ЕС развиваются по-разному. Тремя ее главными партнерами неизменно являются ФРГ, Нидерланды и Италия. На них приходится соответственно 19, 16 и 13% общей стоимости товарооборота между Россией и Евросоюзом. Далее следуют Франция, Финляндия, Польша и Великобритания, доля каждой из которых составляет около 5-6%. Таким образом, на семь названных стран приходится 70% торговли между Россией и ЕС. Как показала практика, вступление в ЕС стран ЦВЕ не привело к сокращению их товарооборота с Россией. Переключение торговых связей этих стран на Западную Европу произошло в 1980-е и 1990-е годы, и в нынешнем десятилетии доля России в их внешней торговле стабилизировалась. Удельный вес стран ЦВЕ в общей стоимости торговли между Россией и ЕС не только не упал, а напротив, вырос с 17,5% в 2003 г. до 20,7% в 2006 г., что почти вдвое превышает их долю в совокупном ВВП Евросоюза.

Товарная структура и сальдо. Асимметрия торговых связей между Россией и Евросоюзом отчетливо проявляется в их товарной структуре (табл. 37.3). Россия поставляет в Евросоюз в основном сырье, а ввозит машины, оборудование и другие готовые изделия. Фактически между Россией и ЕС не существует внутриотраслевого разделения труда и глубокой производственной кооперации, которая является сердцевиной эко-номических отношений всех развитых стран. Как следствие, экспортно-импортные потоки слабо связаны друг с другом, хронически не совпадают по стоимости и подвержены резким колебаниям из-за изменения текущей конъюнктуры - мировых цен на сырье, фазы цикла и т.п.

Таблица 37.3

Составлено по: Стандартная международная товарная классификация (СМТК). Продовольствие - разд. 0 и 1; сырье (кроме энергоносителей) - разделы 2 и 4; энергоносители - разд. 3; химические товары - разд. 5; промышленные товары - разд. 6 и 8; машины, оборудование и транспортные средства - разд. 7; неклассифицированные товары - разд. 9.

Источники: Eurostat. External Trade. 1990. № 8/9; 1995, № 8/9; External and Intra-European trade. Statistical Yearbook 1958-1996; Briefing No 22. Statistical Annex on Enlargement (5th update) // European Parliament. Secretariat Working Party Taskforce «Enlargement». Luxembourg, 1999. 6 July. P. 59; Russia. EU bilateral trade and trade with the EU. P. 5-8. URL: http://ec.europa.eu/com/trade/issues/bilateral/countries/russia/index.en.

Экспорт России в EC почти на 2/3 состоит из сырья. Причем его львиная доля приходится на энергоносители. Динамика и структура российского экспорта в страны ЕС почти полностью зависят от динамики российских поставок нефти и газа. Значительное увеличение доли этих товаров в общей стоимости российского экспорта (с 35% в 1998 г. до 67% в 2006 г.) является следствием не столько возросших объемов поставок, сколько взлета цен. В течение 1999-2005 гг. физический объем экспорта сырой нефти из России в страны «дальнего зарубежья» увеличился на 85%, тогда как цены выросли втрое. Аналогичная ситуация сложилась и в торговле нефтепродуктами. Хотя приведенные данные относятся ко всем зарубежным странам, кроме членов СНГ, они точно отражают тенденции торговых отношений России с Евросоюзом, ведь его государства-члены покупают почти весь экспортируемый Россией газ и примерно 90% экспортируемых ею нефти и нефтепродуктов.

Другими статьями российского экспорта в ЕС являются различные виды сырья и продукты начальных фаз их промышленной переработки: ферросплавы, чугун в болванках, некоторые виды проката, стальной лист, медь, никель и алюминий, фанера, лес-кругляк, удобрения и т.п. Цены на большинство этих товаров за последние 6-7 лет также выросли в 2-3 раза, стимулируя их вывоз в страны ЕС. Последнее место в российском экспорте занимают машины и оборудование. Их стоимость увеличилась с 0,5 млрд долл. в 1994 г. до 1,2 млрд в 2006 г. (1,2% общей стоимости экспорта в ЕС). Россия экспортирует эти товары в страны ЕС в 8 раз меньше, чем Сингапур, и почти в 10 раз меньше, чем Турция.

Данные о встречных поставках промышленных товаров (классы товаров 5-8 по СМТК) дают ясное представление о сравнительной конкурентоспособности российской и западноевропейской промышленности. За 2000-2006 гг. российский экспорт указанных товаров в страны ЕС вырос с 13,5 до 20,2 млрд евро, или в 1,5 раза. Их экспорт из ЕС в Россию увеличился с 18,5 до 63,5 млрд долл., или в 3,4 раза. Пассив нашей страны в торговле с ЕС промышленными товарами увеличился с 5,0 до 43,3 млрд евро, или почти в 9 раз. Еще хуже ситуация в торговле машинами и транспортным оборудованием. В 2000 г. стоимость их экспорта из России в ЕС составляла 1074, в 2006 г. - 1204 млн евро (рост на 12%). За это же время стоимость их импорта увеличилась с 8381 до 33 600 млн евро (рост в 4 раза).

Учитывая то, что мировые цены на нефть и другое сырье могут в долгосрочной перспективе снизиться, России необходимо кардинально улучшить качество и расширить номенклатуру промышленного экспорта. Решение данной задачи должно стать одним из ключевых направлений национальной внешнеэкономической стратегии.

Импорт России из стран ЕС увеличивался в 1993-1998 гг. быстрее, чем российский экспорт. Но после финансового кризиса 1998 г. он сократился почти вдвое. Резкое снижение курса рубля по отношению к доллару и европейским валютам ухудшило конкурентные позиции европейских производителей и создало благоприятные условия для оживления отечественной промышленности. Если в течение 1992-1996 гг. доля импорта в товарных ресурсах розничной торговли возросла с 23 до 52%, то в 1999 г. она упала до 36%. Но затем тенденция вновь изменилась. Начавшийся осенью 1999 г. экономический подъем стимулировал внутренний спрос (производственный и потребительский) на товары высокого качества, который не могла удовлетворить отечественная промышленность. Вновь начал расти импорт, в 2005-2007 гг. его доля в товарных ресурсах розничной торговли поднялась до 45-47%. Это означает, что эффект замещения импорта отечественной продукцией, вызванный девальвацией рубля, сошел на нет, тогда как позиции России на западноевропейском рынке ничуть не окрепли.

Товарная структура российского импорта из стран ЕС не претерпела существенных изменений с начала 1990-х годов. Главными ее статьями остаются машины, промышленное оборудование, транспортные средства и разнообразные потребительские товары, в основном длительного пользования - холодильники, телевизоры, стиральные машины и т.д. В целом на эти категории приходится примерно 70% российского импорта. Единственным значительным изменением в его структуре стало сокращение доли продовольствия. Если в начале 1990-х годов она составляла 20-22%,то в 2005-2006 гг. - только 8%.

Внешнеторговое сальдо. Россия постоянно имеет положительное сальдо в торговле с ЕС. В 1990-е годы оно колебалось в пределах 8-12 млрд долл. После 2000 г. сальдо стремительно росло, за 2000-2007 гг. его сумма превысила 450 млрд долл. Непрерывный приток экспортной выручки способствовал накоплению золотовалютных резервов Центрального банка РФ (в июне 2008 г. - 550 млрд долл.) и увеличению средств Стабилизационного фонда (3850 млрд руб., или около 160 млрд долл. в начале 2008 г.).

Однако в будущем активное сальдо России, скорее всего, уменьшится. К этому может привести как стабилизация мировых цен на нефть (хотя на это счет имеются разные прогнозы), так и возобновление подъема российской экономики. Он будет сопровождаться ростом внутреннего спроса на товары, производимые в странах ЕС, а также на отечественное сырье и полуфабрикаты. Россия будет испытывать возрастающие трудности в экспорте сырья, поскольку экспортные квоты уже сейчас очень высоки. В 2006 г. доля экспорта в производстве составила: по нефти - 52%, по нефтепродуктам - 47, по лесу-кругляку - 61%. Это относится и к минеральным удобрениям, целлюлозе, листовой стали.

Торговая политика. В целом таможенный режим ЕС, применяемый к российским товарам, следует оценить как благоприятный. Энергоносители и другие виды сырья, которые составляют 60-70% стоимости российского экспорта, вообще не облагаются пошлинами. Еще в январе 1993 г. ЕС распространил на Россию действие режима общих преференций. Средний уровень таможенных тарифов, применяемых к российским товарам, составляет примерно 4%. Однако Россия пока не в состоянии воспользоваться либеральным таможенным режимом из-за низкой конкурентоспособности ее промышленности. Доля нашей страны в промышленном импорте стран ЕС составляет чуть больше 1%.

Несмотря на это, в 1990-е годы Европейская комиссия и Совет ЕС применяли к российским промышленным товарам антидемпинговое законодательство в его худшем варианте - по дискриминационным правилам, введенным против стран с государственной внешней торговлей в период холодной войны. Все это время Москва настаивала на изменении правил антидемпинговой политики ЕС. Весной 1998 г. Россия была исключена из списка стран с государственной торговлей. В 2002 г. Евросоюз официально признал рыночный характер российской экономики.

С тех пор к российским экспортерам применяются те же антидемпинговые правила и процедуры, что и к производителям из США, Японии и других развитых стран. Это несколько улучшило позиции отечественных компаний в торговых спорах, но никак не исключило возможность антидемпинговых санкций. Но пока Россия не является членом ВТО, ее компании могут оспаривать их только в Суде ЕС, который по определению не может быть нейтральным арбитром.

Главным источником торговых споров между Россией и ЕС в ближайшие годы будет конкуренция не на европейском, а на российском рынке. Средний уровень российских импортных тарифов по отношению к товарам, ввозимым из стран ЕС, держится на уровне 13-14%. ЕС критикует меры, предпринимаемые российским правительством в целях защиты внутреннего рынка и поддержки отечественных экспортеров. Одновременно он поддерживает намерение России вступить в ВТО, надеясь на то, что это приведет к дальнейшей либерализации ее внешнеэкономической политики. Однако предполагаемые сроки вступления России уже не раз переносились. Теперь они зависят от того, каков будет выбор России - вступать самостоятельно или в составе таможенного союза, вместе с Беларусью и Казахстаном.

Экономический кризис вызвал сокращение объема торговли между Россией и Евросоюзом. За 10 месяцев 2009 г. российский экспорт упал на 46%, а импорт из стран ЕС - на 39,8% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. Почти вдвое сократилось положительное сальдо торговли. Поэтому ближайшей задачей внешнеэкономической политики в отношениях с ЕС будет возвращение к ранее достигнутому объему торговли. Одновременно необходимо приступить к решению двух стратегических задач. Первая - модернизация экономики (особенно промышленности) и кардинальная перестройка ее отраслевой структуры. Вторая - повышение конкурентоспособности российских товаров как внутри страны, так и на внешних рынках. Это позволит России изменить модель участия в международном разделении труда, перейти от обмена сырья на готовые изделия к международной промышленной кооперации и, следовательно, к обмену одних готовых изделий на другие.

Одной из основных и исторически самой ранней формой мировых экономических связей была и остается международная торговля, которая в ХХ веке стала основой формирования мирового рынка.

Международная торговля – это обмен товарами и услугами между государствами. Мировой рынок представляет собой единую и целостную систему торговых и финансово-экономических связей между всеми национальными хозяйствами. На этом рынке формируются и действуют мировые цены, уровень которых определяется действием трех основных законов: стоимости, спроса и предложения, конкуренции.

Объектом международной торговли являются товары и услуги, которые часто обладают высоким качеством. Международная торговля включает два взаимосвязанных процесса: экспорт (вывоз) и импорт (ввоз). Общая величина экспорта и импорта образует внешнеторговый оборот.

Международную торговлю можно рассматривать как совокупность внешней торговли всех стран мира. Поэтому ее объем можно подсчитывать как сумму объемов экспорта и импорта. Объем экспорта обычно подсчитывают в долларах США, которые учитывают затраты продавца по доставке и погрузке товаров на борт судна, в вагон станции отправления и т.п.

Импорт включает цену реализации самого товара, затраты на транспортировку до порта (станции) назначения, а также расходы на страхование товаров и услуг, связанные с сохранностью и движением.

При сопоставлении объемов экспорта и импорта может возникнуть отрицательное сальдо , если импорт превышает экспорт, и положительное сальдо, если экспорт превышает импорт. В связи с этим часто вводят понятие «чистый экспорт» как разность между экспортом и импортом применительно к конкретной стране. Чистый экспорт может быть величиной положительной или отрицательной. Положительный чистый экспорт ведет к росту валового национального продукта, отрицательный чистый экспорт его сокращает. Из этого следует, что чистый экспорт всегда вызывает изменения в макроэкономическом равновесии: он влияет на все элементы совокупных расходов (потребление, инвестиции, государственные расходы).



Влияние чистого экспорта, как и всякого фактора совокупного спроса, сопровождается мультипликативным эффектом. Экспортные заказы увеличивают выпуск продукции и заработную плату в отраслях, которые выполняют заказ. Затем увеличиваются вторичные и третичные потребительские и инвестиционные расходы. Этот эффект аналогичен мультипликатору инвестиций. Импорт, напротив, сокращает внутреннюю покупательную способность.

Через определенное время действие мультипликатора внешней торговли затухает. Макроэкономическое соотношение между спросом и предложением постепенно приходит в равновесие. В конечном счете реальный эффект, который приносит внешняя торговля, отражает платежный баланс страны.

Одним из важных аспектов проблемы международной торговли является вопрос о том, в какой мере участие данной страны в мировых экономических связях отвечает ее национальным интересам. По данному вопросу во внешнеэкономической политике существуют две концепции: протекционизм и либерализм.

В XV−XVIIIвв. меркантилисты выдвинули идею жесткого протекционизма (с лат. – прикрытие), защиты собственного национального производства. Они всеми средствами пытались стимулировать экспорт и сдерживать импорт товаров.

Протекционизм в современных условиях представляет собой такую политику государства, которая направлена на защиту внутреннего рынка от конкурентов и в то же время поощряет захват внешних рынков. Классическим инструментом протекционизма является таможенная пошлина – налог, который взимается при пересечении товаром таможенной границы и который, следовательно, повышает цену импортируемого товара. Политика жесткого протекционизма ведет к сокращению внешней торговли и может привести страну к самоизоляции.

В период промышленной революции многие страны пришли к идее свободной торговли – фритредерству . В соответствии с концепцией фритредерства проводится политика либерализации, суть которой состоит в том, что государство ставит цель открыть внутренний рынок для иностранных товаров, капитала и рабочей силы с тем, чтобы усилить конкуренцию на нем. При этом предполагается, что национальные предприятия выстоят в конкурентной борьбе.

В реальной жизни современные государства в своей внешнеэкономической политике сочетают либерализм с протекционизмом. При этом используются различные инструменты: таможенные тарифы и нетарифные меры.

К тарифным средствам регулирования внешних связей относятся таможенные пошлины – государственные налоги, взимаемые за провоз через границу страны товаров.

К нетарифным мерам относятся: внешнеторговые (лицензии, квоты) и административные (стандарты, маркировка, упаковка) акты и действия. Широко используются в мировой практике экономические зоны свободной торговли.

В сфере международной торговли с 1948 года правила игры на мировом рынке во многом определялись Генеральным соглашением по тарифам и торговле (ГАТТ) – международной организацией, которая действовала на базе Межправительственного многостороннего договора. В 1995 году ГАТТ преобразована во Всемирную торговую организацию (ВТО). ВТОобъединяет договорами почти 150 стран. Россия с 1992 года имеет в ней статус наблюдателя, с 2006−2007 гг. (?) Россия – член ВТО.

Всемирная торговая организация. Неэффективность, возникающая из-за торгового протекционизма, заставляет страны искать различные способы, позволяющие снижать тарифы и квоты. В ходе работы над соглашением, принятом на Уругвайском раунде (1994 г.), 120 стран мира создали Всемирную торговую организацию (ВТО) и согласились провести масштабную торговую либерализацию. Эта либерализация предусматривает:

1) снижение тарифов по всему миру;

2) введение новых правил для продвижения торговли в сфере услуг;

3) сокращение сельскохозяйственных субсидий, искажающих торговлю сельскохозяйственными товарами в масштабах всего земного шара;

4) дополнительные средства защиты интеллектуальной собственности;

5) поэтапное снятие квот на текстиль и одежду с замещением их постепенно снижаемыми тарифами.

По оценкам ВТО, благодаря торговой либерализации совокупный ВВП всего мира в 2005 г. будет на 6 трлн. долл. больше (или на 8%).

Платежный баланс

Платежный баланс страны – это соотношение платежей за границу и поступлений из-за границы за определенный период. Это соотношение названо так потому, что составляется в форме бухгалтерских счетов. В них содержатся статистические отчетные данные о торговых и финансовых сделках между хозяйственными субъектами страны и заграницы. Если поступления превышают платежи, то платежный баланс данной страны активен; если сальдо этих платежей и поступлений отрицательное, то баланс пассивен.

Платежный баланс состоит из двух колонок: поступлений, или актива, и платежей, или пассива. Типовая структура платежного баланса по укрупненным статьям представлена в таблице 6.

Таблица 6 Типовая структура платежного баланса

Платежный баланс представляет собой отчет, в котором отражены внешнеэкономические операции резидентов (с лат. – сидящий, пребывающий) данной страны с нерезидентами других стран за определенный период. Между резидентами и нерезидентами осуществляются операции:

ü с товарами, услугами и доходами;

ü с финансовыми требованиями и обязательствами в отношении остальных стран мира;

ü классифицируемые как трансферты.

Основным принципом построения платежного баланса является система двойных бухгалтерских проводок, при которой каждая операция представляется двумя проводками одинаковой стоимостной величины. Одна проводка регистрируется по кредиту «+», другая – по дебету «−».

Традиционно в рамках платежного баланса выделяют три группы показателей:

1) в первую входит счет текущих операций, в котором приводятся показатели экспорта и импорта товаров и услуг, доходы, получаемые из-за рубежа и выплачиваемые за рубеж, текущие трансферты за рубеж и из-за рубежа;

2) во вторую – счет операций с капиталом, в котором представлены операции с капитальными трансфертами;

3) в третью – финансовый счет, который включает многочисленные операции движения внешних финансовых активов и обязательств данной страны.

Первоосновой платежного баланса является торговый баланс, который отражает соотношение между экспортом и импортом товаров и услуг.

Валютный курс

Под валютой принято понимать денежную единицу страны, а также денежные знаки иностранных государств. При установлении экономических отношений между странами определяется валютный курс, по которому взаимно обмениваются национальные валюты. Этот курс объединяет название пропорции обмена двух валют: девизный и обменный курсы.

Девизный курс показывает, сколько единиц иностранной валюты можно получить за единицу отечественной. Иначе говоря, девизный курс – это цена отечественной валюты, выраженная в единицах иностранной, например, сколько долларов обменивается на 1 рубль.

Обменный курс свидетельствует, какое количество единиц отечественной валюты можно получить в обмен на единицу иностранной. Это – цена иностранной валюты, например, сколько рублей обменивается на 1 доллар.

Валюту подразделяют на неконвертируемую (используемую в пределах одной страны) и конвертируемую.

Конвертируемая валюта беспрепятственно обменивается на любую иностранную. Валюта с ограниченной обратимостью (частично обратимая) обменивается не по всем валютным операциям и не для всех владельцев.

Валютные курсы подразделяются на два основных вида: фиксированные и плавающие. Фиксированный валютный курс (твердо установленный) может быть результатом соглашения заинтересованных стран о поддержании пропорции обмена своих валют на определенном уровне. В случае отклонения курса национальной валюты от установленной величины центральный банк страны проводит интервенцию (с лат. – вмешательство) на валютном рынке. Он покупает или продает национальную валюту с целью восстановить фиксированный уровень своей денежной единицы.

Плавающий курс – это обменный курс на валютном рынке, который зависит от спроса и предложения валют. Так, например, спрос на рубли в основном зависит от объема российского экспорта в США и притока американского капитала в нашу страну. Предложение же рублей определяется объемом импорта России и вывозом из нее капитала в США.

Колебания валютного курса приводят к двум основным последствиям: ухудшению или улучшению положения с экспортом или импортом. Допустим, обменный курс национальной валюты понижается (иностранная валюта дорожает – меняется на большее количество рублей). С одной стороны, это вызывает рост цен на импортные товары (они становятся менее доступными). С другой стороны, улучшается положение с экспортом (он становится более выгодным).

Если обменный курс национальной валюты повышается (иностранная валюта дешевеет – приравнивается к меньшему количеству рублей), то цены на импортируемые товары снижаются, а экспорт дорожает, что ведет к его уменьшению.

Существует определенная взаимосвязь между торговыми и валютными отношениями. Активное сальдо торгового и платежного баланса позволяет обеспечить повышающийся курс национальной валюты. К этому надо добавить положительное сальдо государственного бюджета (превышение доходов над расходами). Пассивное сальдо торгового баланса ведет к понижению курса национальной валюты и дополняется бюджетным дефицитом.

В основе фиксированного курса лежит валютный паритет , т.е. официально установленное соотношение денежных единиц разных стран. При монометаллизме – золотом или серебряном – базой валютного курса являлся монетный паритет – соотношение денежных единиц разных стран по их металлическому содержанию. Он совпадал с понятием валютного паритета.

Валютный курс при неразменных кредитных деньгах постепенно отрывался от золотого паритета, так как золото было вытеснено из обращения в сокровище. Это обусловлено эволюцией товарного производства, денежной и валютной систем. До середины 70-х гг. ХХ в. базой валютного курса служили золотое содержание валют – официальный масштаб цен – и золотые паритеты, которые после Второй мировой войны фиксировались МВФ. Мерилом соотношения валют была официальная цена золота в кредитных деньгах, которая наряду с товарными ценами являлась показателем степени обесценения национальных валют. В связи с отрывом в течение длительного времени официальной, фиксируемой государством цены золота от его стоимости, усилился искусственный характер золотого паритета.

На протяжении более чем 40 лет (1934−1976 гг.) масштаб цен и золотой паритет устанавливались на базе официальной цены золота. При Бреттон-Вудской валютной системе в силу господства долларового стандарта доллар служил точкой отсчета курса валют других стран. После прекращения размена доллара на золото по официальной цене в 1971 г. золотое содержание и золотые паритеты валют стали чисто номинальным понятием.

В результате Ямайской валютной реформы западные страны официально отказались от золотого паритета как основы валютного курса. С отменой официальных золотых паритетов понятие монетного паритета также утратило значение.

В современных условиях валютный курс базируется на валютном паритете – соотношении между валютами, установленное в законодательном порядке, − и колеблется вокруг него.

Сторонники системы фиксированных валютных курсов утверждают, что ее использование уменьшает риск и неопределенность, связанные с международной торговлей и финансами. Считается, что применение фиксированных валютных курсов приводит к расширению объемов взаимовыгодной торговли и финансовых операций.

Однако жизнеспособность систем с фиксированными валютными курсами зависит от двух взаимосвязанных условий: наличия достаточных резервов и случайного возникновения незначительных по своим размерам дефицитов или активов платежного баланса.

Большие и постоянные дефициты могут свести на нет резервы страны. Страна с недостаточными валютными резервами сталкивается с менее желательными вариантами выбора. С одной стороны, она должна будет решиться на болезненные и политически непопулярные макроэкономические меры адаптации в виде инфляции или спада. С другой стороны, этой стране, возможно, придется прибегнуть к протекционистской торговой политике или валютному контролю, которые ограничивают объемы международной торговли и финансов.

В России действует плавающая система установления курса рубля. Ответственность за поддержание курсов иностранных валют к рублю несет Центральный банк РФ.

Часть IV

ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

1. Внешняя торговля представляет собой взаимодействие страны с иностранными государствами по поводу перемещения товаров и услуг через национальные границы.

Внешняя торговля - торговля между странами, состоящая из экспорта и импорта товаров и услуг. Осуществляется преимущественно через коммерческие сделки, оформляемые внешнеторговыми контрактами. В.т. страны регулируется государством. Для этого используются такие средства, как таможенный тариф, лицензирование, контингентирование и др.нетарифные ограничения, а также прямое и косвенное субсидирование экспорта и др. средства.

Внешняя торговля организуется на принципах, разработанных в 1947 г. и закрепленных Генеральным соглашением о торговле и тарифах (ГАТТ). В 1996 г. его заменила Всемирная торговая организация (ВТО), более широко рассматривающая внешнюю торговлю, включая в нее обмен товарными услугами и куплю-продажу интеллектуальной собственности.

Выгодность внешней торговли. Теория сравнительных преимуществ. Экспорт во внешней торговле, по А. Смиту, становится выгодным, если издержки на производство товаров внутри страны значительно ниже, чем у других государств. В этом случае товары, произведенные национальной экономикой, имеют абсолютные преимущества перед зарубежными конкурентами и могут быть легко проданы за границей. С другой стороны, ни одно государство не может иметь абсолютного преимущества по всем производимым товарам, следовательно, импортировать нужно те из них, которые дороже обходятся внутри страны и дешевле – за рубежом. Тогда одновременно получается прямая выгода и от экспорта, и от импорта.

На основе абсолютных преимуществ А. Смита Д. Рикардо сформулировал теорию сравнительных издержек (преимуществ), в соответствии с которой при определении выгодности внешней торговли следует сравнивать не абсолютный, а относительный эффект, и не сами издержки, а их соотношения. При этом надо учесть, что, производя те или иные товары в условиях ограниченности ресурсов, страна лишается возможности производить другие, не менее нужные ей, поэтому в соответствии с теорией сравнительных преимуществ Д. Рикардо вполне возможна ситуация, при которой стране выгодно импортировать товары, даже в случае если их производство внутри страны обходится дешевле. В этом случае теория абсолютных издержек А. Смита становится частным случаем теории сравнительных издержек.

Теория сравнительных издержек Д. Рикардо в современных условиях дополнена теорией Хекшера-Олина, по имени двух шведских экономистов, доказавших, что страны стремятся экспортировать не только те товары, которые обладают абсолютными и относительными преимуществами, но и при производстве которых интенсивно используются относительно избыточные факторы производства, а импортируют товары, для производства которых в стране имеется дефицит факторов. В отличие от А. Смита и Д. Рикардо их современные последователи считают, что от внешней торговли выгадывают обе стороны – и данная страна, и весь остальной мир.

Основным показателем внешней торговли является внешнеторговй оборот. Внешнеторговый оборот - измеряемый в денежном выражении экономический показатель, характеризующий объём внешней торговли страны, группы стран или административно-территориального образования (региона) за определенный период времени: месяц, квартал, год. Равен сумме стоимостей экспорта и импорта.

Для сбора, обобщения и систематизации статистических данных о внешнеторговом обороте разработаны международные номенклатуры, которые учитываются в процессе построения национальных внешнеторговых классификаций. Важнейшими из них являются: Международная стандартная классификация ООН, принятая в 1985 г., состоящая из 10 разделов, 67 отделов, 261 товарной группы и 3118 товарных позиций; Номенклатура гармонизированной системы описания и кодирования товаров, вступившая в силу с 1983 г., включающая 21 раздел, 96 групп, 33 подгруппы, 1241 товарную позицию, 3553 подпозиций и 5019 субпозиций.

При сопоставлении величин экспорта и импорта для отдельной страны фиксируется сальдо внешнеторгового оборота. Сальдо является положительным в случае, когда объем экспорта превышает объем импорта. И наоборот, когда объем импорта превышает объем экспорта, фиксируется отрицательное сальдо внешней торговли. Чаще всего эти ситуации отражаются одной категорией - чистый экспорт, который в зависимости от сальдо внешней торговли будет выводиться со знаком «плюс» или «минус». Положительный чистый экспорт увеличивает объем национального продукта, а отрицательный его уменьшает.

Величина чистого экспорта отражается в торговом балансе. Торговый баланс - это государственный учет соотношения между экспортом и импортом товаров и услуг. Он, в свою очередь, как документ является частью платежного баланса. В платежном балансе государства регистрируются потоки денежных средств, идущих в страну и из страны.

Внешняя торговля стала очень интенсивной, так внешнеторговый оборот за 50 лет ХХ века возрос в 25 раз.

Причинами роста внешней торговли являются:

Важные сдвиги в производстве в условиях научно-технического прогресса, которые требуют специализации и кооперирования в международном масштабе;

Возросший экспорт капитала и усиление транснациональных компаний за счет специализации и кооперирования своих предприятий, расположенных в разных странах;

Либерализация международной торговли и интеграция стран, особенно в Западной Европе, поскольку были отменены ограничения в торговле между этими странами, на которые приходится почти половина объема мировой торговли;

Возникновение новых отраслей под воздействием научно-технической революции, ускорившей процесс международного разделения труда и вызвавшей рост обмена наукоемкой продукцией, готовыми изделиями и услугами.

Внешняя торговля позволяет реализовать экономию на масштабе производства. Такие блага, как компьютеры, лекарства, самолеты, автомобили и многие другие, производятся в условиях убывающих издержек. Емкость внутреннего рынка часто оказывается недостаточной для того, чтобы в полной мере использовать преимущества крупномасштабного производства. Особенно ярко это видно на примере таких небольших стран, как Швейцария. Выход таких стран с экспортным товаром на мировой рынок позволяет снизить издержки выпуска в расчете на единицу продукции.

Внешняя торговля приводит к усилению конкуренции и повышению эффективности производства. Внешняя торговля расширяет конкуренцию за счет вхождения на рынок производителей данного блага из других стран. Прежде чем принимать какие-либо протекционистские меры для защиты своих предприятий, любое правительство должно тщательно оценить риск монополизации внутренних рынков. Внешняя торговля способствует расширению политических связей между странами. Примерами успешного политического сотрудничества экономически тесно связанных между собой стран могут служить Европейское сообщество и другие страны, в частности, Россия.

На деле рыночные условия торговли определяются реальными факторами: условиями спроса и предложения на каждое благо; денежными факторами - курсом обмена валют этих стран. Изменение любого из этих условий приводит к изменению условий торговли в целом.

Каждая страна проводит свою внешнеторговую деятельность. Внешнеторговая деятельность – предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность). Внешнеторговая деятельность осуществляется в целях защиты экономического суверенитета, обеспечения экономической безопасности РФ, стимулирования развития национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности и обеспечения условий эффективной интеграции экономики РФ в мировую экономику.

2. Несмотря на либерализацию современной внешнеэкономической деятельности, значительную роль в развитии внешней торговли и ее регулировании сохраняют за собой государства, которые проводят соответствующую внешнеторговую политику. Внешнеторговая политика - это деятельность государства, направленная на развитие и регулирование торговых отношений с другими странами мира. Помимо внешнеторговой политики государства осуществляется и внешнеторговая политика иных субъектов международных экономических отношений (различных союзов и группировок). Однако роль государств в области внешнеторговой политики сохраняет существенное значение. При этом внешнеторговая политика государства тесно взаимосвязана с внутренней экономической политикой.

Внешнеторговая политика государства складывается из ее стратегии и совокупности конкретных методов и средств ее реализации. Стратегия внешнеторговой политики состоит, прежде всего, в определении ее целей и решении главных для развития и регулирования внешней торговли вопросов. Поэтому во многих странах принимаются соответствующие законодательные акты, связанные как с общими вопросами положения страны в мировой экономике и политике, так и с более конкретными вопросами внешнеторговой политики.

Главная задача внешнеторговой политики любого государства состоит в обеспечении благоприятных условий для эффективной деятельности отечественного бизнеса в сфере внешней торговли.

Помимо факторов, вытекающих из собственно внутринационального экономического развития, здесь действуют и факторы, вытекающие из общего процесса интернационализации экономической жизни. Иными словами, здесь действует система "прямых и обратных связей". При этом внешнеторговая политика должна учитывать как позитивные тенденции гармонизации международных экономических отношений, так и негативные тенденции обострения международной конкуренции.

Внешнеторговая политика является составной частью внешней политики государства как таковой. Поэтому неслучайно некоторые страны мира, особенно ведущие развитые страны с рыночной экономикой, нередко используют широкий арсенал собственно политических средств воздействия на страны, выступающие в качестве реальных или потенциальных конкурентов на международной экономической арене.

Развитие МТТ тесно связано с выработкой мер ее регулирования на уровне национальных государств и международных организаций. Несмотря на то, что свободная торговля приводит к возрастанию экономического благосостояния всех стран - как экспортеров, так и импортеров, на практике международная торговля практически нигде и никогда не развивалась действительно свободно без вмешательства государства.

Итак, под внешнеторговой политикой государства понимается целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами. Основными целями внешнеторговой политики являются:

Изменение способа и степени включения данной страны в международное разделение труда;

Изменение объема экспорта и импорта;

Изменение структуры внешней торговли;

Обеспечение страны необходимыми ресурсами;

Изменение соотношения экспортных и импортных цен,

Современная внешнеторговая политика - это взаимодействие двух тенденций:

1) протекционизма - политики, направленной на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и зачастую на захват внешних рынков;

2) либерализации (политика свободной торговли) - связанной со снижением барьеров, препятствующих развитию внешнеэкономических связей. Государство воздерживается от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю.

Политика протекционизма, так же, как и политика либерализации, в чистом виде не проводится. Различные степени протекционизма встречаются постоянно и зависят от уровня экономического развития той или иной страны. Развитие протекционистских тенденций позволяет выделить несколько форм протекционизма:

«селективный протекционизм» - направлен против отдельных стран или товаров;

«отраслевой протекционизм» - защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство;

«коллективный протекционизм» - проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;

«скрытый протекционизм» - осуществляется методами внутренней экономической политики.

Крайняя форма протекционизма - экономическая автаркия – означает стремление страны ограничить импорт только теми товарами, которые в данной стране производится не могут, а экспорт допускается в той мере, в которой он обеспечивает необходимый импорт.

Традиционно наиболее развитой формой международных экономических отношений является торговля, на долю которой приходится около 80 % всего объема международных сделок.

Международная торговля это система международных товарно-денежных отношений, развивающаяся под воздействием интернацио­нализации хозяйственной жизни и интенсификации между­народного разделения труда в условиях научно-технической революции. Международная торговля складывается из внешней торговли всех стран мира.

Внешняя торговля – это торговля одной страны с другими странами, состоящая из ввоза (импорта) и вывоза (экспорта) товаров и услуг.

В объем импорта включаются: товары, произведенные за границей и ввезенные в страну для реализации или исполь­зования внутри страны, или для экспорта в третьи страны; обратный ввоз из-за границы не подвергшихся переработке отечественных товаров называется реимпорт.

Предметом экспорта являются: товары, произведенные в стране;

· товары, ввезенные в страну и переработанные в ней;

· ранее ввезенные товары, не подвергшиеся никакой переработке, так называемый реэкспорт.

Состояние и динамику внешней торговли страны характеризует ряд показателей, основными из которых являются:

· стоимостной и физический объем внешнего товарооборота;

· товарная и географическая структура внешнего товарооборота;

· уровень специализации и индустриализации экспорта;

· экспортная и импортная квота;

· сальдо торгового баланса.

Стоимостной объем экспорта и импорта товаров, а также сальдо торгового баланса РФ на ФОБ (франко-борт) основании в последние годы имеет положительную динамику (рис. 6.1). Исключение составляет 2009 год, что вызвано в первую очередь мировым экономическим кризисом. По данным 2010 года по объему экспорта товаров Россия занимает 13 место в мире, по объему импорта – 19 место, а по величине положительного сальдо торгового баланса – 4 место, пропустив вперед Китай, Японию и Германию. Большинство развитых экономик мира (США, Великобритания, Германия и др.) имеют пассивное сальдо торговых балансов (табл. 6.1).

По товарной структуре экспорта и импорта можно судить об уровнях специализации и индустриализации экономики страны. Например, динамика структуры экспорта России за период с 2006 по 2010 года иллюстрирует незначительное увеличение доли продукции химической промышленности, а также машин и оборудования, что является положительной тенденцией. В то же время увеличение доли минеральных продуктов,

включая топливо и энергетические товары, на 2,5 %, свидетельствует о сохранении сырьевой ориентированности экспорта и экономики России (см. табл. 6.1).

Рис. 6.1. Объемы экспорта, импорта и сальдо торгового баланса России, млн долл. США

Совокупность мер непосредственного воздействия со стороны государства на объемы экспортируемых и импортируемых товаров и услуг, называется внешнеторговой политикой . В мировой практике различают два принципиально различающихся вида внешнеторговой политики:

1) фритредерство , представляющее собой теорию и практику свободной торговли;

2) протекционизм – теория и практика ограничительного регулирования внешней торговли.

Таблица 6.1 Товарная структура экспорта России, в % к итогу

Статья экспорта

Продтовары и сельскохозяйственное сырье, кроме текстиля

Минеральные продукты

Продукция химической промышленности

Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них

Древесина, целлюлозно-бумажные изделия

Текстиль, текстильные изделия, обувь

Драгоценные камни и драгоценные металлы

Металлы и изделия из них

Машины и оборудования

Другие товары

Главным и наиболее распространенным инструментом государственного регулирования внешней торговли является тарифное регулирование или таможенный тариф.


Таможенный тариф РФ представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ. Порядок формирования и применения таможенного тарифа РФ установлен законом РФ «О таможенном тарифе», в котором в качестве основных целей таможенного тарифа РФ определены:

· рационализация товарной структуры ввоза товаров в РФ;

· поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ;

· защита экономики РФ от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

· обеспечение условий для эффективных интеграции РФ в мировую экономику.

Разнообразие таможенных пошлин огромно. Их классификация осуществляется по различным критериям, в зависимости от которых выделяют следующие виды таможенных пошлин :

1) по способу взимания различают специфические таможенные пошлины , начисляемые в виде фиксированной суммы на единицу обложения (вес, объем, площадь) на недорогие стандартизированные товары, и адвалорные таможенные пошлины , начисляемые в процентах от стоимости товара;

2) по происхождению различают преференциальные таможенные пошлины , ставки по которым ниже минимальных и зачастую равны нулю, договорные пошлины, используемые для товаров тех стран, с которыми действуют соответствующие договоры, и генеральные (максимальные ) пошлины , применяемые по отношению к товарам тех стран, которые не пользуются никакими преимуществами в силу отсутствия с ними специальных соглашений.

3) по характеру самих пошлин выделяют антидемпинговые таможенные пошлины , используемые применительно к товарам, ввозимым по демпинговым ценам, и компенсационные таможенные пошлины , призванные компенсировать ущерб, наносимый иностранными экспортными субсидиями, предоставляемыми экспортирующими странами своим производителям. Обе пошлины назначаются в дополнение к обычным импортным пошлинам. Использование антидемпинговых мер регулируется Всемирной торговой организацией (ВТО) Соглашением по антидемпинговым мерам (САМ). Антидемпинговые пошлины наиболее часто применяются для защиты импорта в США, странах Европейского Союза (ЕС), Канаде, Австралии. Вопросы субсидирования регулируются ВТО Соглашением по субсидиям и компенсационным мерам (СКМ);

4) по объекту обложения таможенные пошлины делятся на импортные пошлины , в результате применения которых отечественная цена импортного товара поднимается выше мировой цены, так как к мировой цене прибавляется величина тарифа на импорт. Экспортные пошлины приводят к тому, что цена страны-экспортера оказывается ниже мировой, потребление на внутреннем рынке возрастает, а отечественное производство сокращается, в результате чего величина экспорта падает. Транзитные пошлины взимаются с товаров, перевозимых транзитом через территорию данной страны, встречаются крайне редко и используются как средство торговой войны;

5) по типам ставок выделяют постоянные таможенные пошлины , в которых применяются не изменяемые в зависимости от ситуации ставки, и переменные таможенные пошлины , ставки по которым могут изменяться в установленных государством случаях.

Вторая половина ХХ века характеризуется значительным снижением тарифных барьеров при одновременном росте количества нетарифных торговых ограничений. Особенно активно такие ограничения используют развитые страны, хотя сами являются демонстративными сторонниками свободной торговли. Примерно 20 % всех товаров, импортируемых странами ЕС, США и Японией, попадают под нетарифные ограничения.

К методам нетарифных ограничений относятся:

· экспортные и импортные квоты, то есть стоимостное или количественное ограничение объемов вывозимых и ввозимых товаров;

· антидемпинговые меры, добровольные экспортные ограничения, лицензирование и эмбарго, в совокупности образующие группу количественных ограничений;

· субсидирование и кредитование экспорта;

· финансовые ограничения в виде ограничений на накопление иностранной валюты, требований предоплаты импорта и применения множественных валютных курсов.

Сегодня только 20 % мирового товарооборота совершается по правилам свободной торговли, 25 % – в условиях действия протекционистских мер, 25 % – в рамках транснациональных корпораций (ТНК) и еще 25 % – доля компенсационной торговли.

1. Значение внешней торговли для национальной экономики. Внешняя торговля представляет собой взаимодействие страны с иностранными государствами по поводу перемещения товаров и услуг через национальные границы.

Внешняя торговля позволяет государству:

  • а) получать дополнительный доход от продажи национальных товаров и услуг за рубежом;
  • б) насытить внутренний рынок;
  • в) преодолеть ограниченность национальных ресурсов;
  • г) повысить производительность труда, специализируясь в мировой торговле на поставке определенной продукции на мировой рынок.

Внешняя торговля характеризуется понятиями экспорта и импорта: первый предполагает вывоз товаров и услуг за рубеж и получение взамен иностранной валюты, а второй - ввоз их из-за границы с соответствующей оплатой. Экспорт, подобно инвестициям, увеличивает совокупный спрос в стране и приводит в действие мультипликатор внешней торговли, создавая первичную, вторичную, третичную и т. д. занятость. Увеличение же импорта ограничивает действие этого эффекта вследствие оттока финансовых ресурсов за границу.

Внешняя торговля организуется на принципах, разработанных в 1947 г. и закрепленных Генеральным соглашением о торговле и тарифах (ГАТТ). В 1996 г. его заменила Всемирная торговая организация (ВТО), более широко рассматривающая внешнюю торговлю, включая в нее обмен товарными услугами и куплю-продажу интеллектуальной собственности.

2. Выгодность внешней торговли. Теория сравнительных преимуществ. Экспорт во внешней торговле, по А. Смиту, становится выгодным, если издержки на производство товаров внутри страны значительно ниже, чем у других государств. В этом случае товары, произведенные национальной экономикой, имеют абсолютные преимущества перед зарубежными конкурентами и могут быть легко проданы за границей. С другой стороны, ни одно государство не может иметь абсолютного преимущества по всем производимым товарам, следовательно, импортировать нужно те из них, которые дороже обходятся внутри страны и дешевле - за рубежом. Тогда одновременно получается прямая выгода и от экспорта, и от импорта.

На основе абсолютных преимуществ А. Смита Д. Ри-кардо сформулировал теорию сравнительных издержек (преимуществ), в соответствии с которой при определении выгодности внешней торговли следует сравнивать не абсолютный, а относительный эффект, и не сами издержки, а их соотношения. При этом надо учесть, что, производя те или иные товары в условиях ограниченности ресурсов, страна лишается возможности производить другие, не менее нужные ей, поэтому в соответствии с теорией сравнительных преимуществ Д. Рикардо вполне возможна ситуация, при которой стране выгодно импортировать товары, даже в случае если их производство внутри страны обходится дешевле. В этом случае теория абсолютных издержек А. Смита становится частным случаем теории сравнительных издержек.

Теория сравнительных издержек Д. Рикардо в современных условиях дополнена теорией Хекшера-Олина, по имени двух шведских экономистов, доказавших, что страны стремятся экспортировать не только те товары, которые обладают абсолютными и относительными преимуществами, но и при производстве которых интенсивно используются относительно избыточные факторы производства, а импортируют товары, для производства которых в стране имеется дефицит факторов. В отличие от А. Смита и Д. Ри-кардо их современные последователи считают, что от внешней торговли выгадывают обе стороны - и данная страна, и весь остальной мир.

Рекомендуем почитать

Наверх