Как нарисовать на доске рисунок. Хохломская роспись: поэтапное рисование

Кодексы РФ 26.05.2020
Кодексы РФ


Начиная рисовать в фотошопе, в первую очередь создаем новый холст достаточного размера. Важно помнить, что слишком маленький холст не позволит хорошо детализировать изображение, а слишком большой может стать настоящей бедой для слабого компьютера. Итак, мы создали новый документ, далее заливаем фоновый слой серым цветом, создаем новый слой и приступаем к рисованию доски.

За основу нашей доски мы берем слегка насыщенный оранжевый оттенок. Прорисовываем форму доски, и делаем ее низ чуточку темнее, так, чтобы оранжевый начал превращаться в красновато-коричневый. Менее насыщенным оранжевым (здесь нужно чуть подтянуть ползунки к желтому) наносим на нашу доску небольшие овальные пятна. Это поможет создать разнообразие цвета на доске.

Для прорисовки трещин на доске мы выбираем коричневый цвет. Важно помнить, что трещины не должны быть абсолютно одинакового оттенка. Там, где основа доски светлее, трещины нужно соответственно делать чуть светлее. Светло-бежевый цвет мы используем для прорисовки освещенных уголков, граней и потертых мест. Добавляем царапины для большей реалистичности и стараемся, чтобы все изъяны были разными по оттенку.

Линии должны различаться по толщине – это сделает рисунок более живым и естественным. На края доски добавляем немного темных линий.

Создаем новый слой с режимом наложения Multiply и светлым бежевым тоном рисуем вмятины, создавая интересную структуру доски. Затем прозрачность этого слоя нужно изменить примерно до 20-25 процентов по вашему усмотрению, а в некоторых местах подтереть вмятины при помощи мягкой кисти.

Создаем еще один слой, на этот раз с режимом наложения Overlay. Теперь нам понадобится светло – серый цвет для того, чтобы прорисовать грани на вмятинах. Прозрачность этого слоя выставляем в пределах 50-65 процентов.

Мастер-класс провела Светлана Бевз.



Такой росписью можно украсить не только разделочную доску, но и любой приглянувшийся вам предмет.

Материалы:
Доска кухонная (бук) 15x25 см;
Клей ПВА;
Краски (акрил или гуашь);
Кисти: круглые белка, колонок, синтетика №1-4, кисть «кошачка» (если есть);
Пипетка (для ягодок);
Лак.

Петриковская роспись - традиционная, неповторимая, изящная, яркая и сказочная. Кажется, что она пришла к нам из какой-то детской сказки. Зародилась она в селе Петриковка Днепропетровской области, что в Украине. В Петриковке был обычай расписывать стены беленых хат красочными цветочными узорами. А рисовали эти узоры хозяйки специальными кистями, изготовленными из кошачьей шерсти, или просто пальцами. Краски, которые в те времена готовили из сока трав или овощей, разводили яйцом или молоком, а цвета выбирали самые яркие. Наиболее старательных хозяек называли «чепурушками».

Так и передавалось из поколения в поколение это поистине народное искусство.
Сейчас Петриковская роспись переживает свое второе рождение: она развивается, становится более современной и набирает все большую популярность и любовь как в Украине, так и за рубежом.

Как своими руками расписать разделочную доску.

Грунтуем доску смесью воды и клея ПВА в соотношении 1:1. Кистью наносим эту жидкость на доску, просушиваем и наносим еще раз. Грунтовка закрывает поры древесины, поэтому краска не впитывается, а соответственно уменьшается ее расход. Плюс грунтовка является своего рода защитой нашей работы (рис.1).


Красим доску в коричневый (именно его я выбрала для фона) цвет. Создаем на доске замалевок-эскиз. Так как фон темный, делаем подмалевок элементов композиции белой краской. Это значительно упростит дальнейшую роспись, а также придаст ей яркость и насыщенность. Если же этого не сделать, то ваша композиция просто «утонет» в фоне, будет тусклой и неяркой (рис.2).


Прописываем в замалевке все основные элементы (рис.3).


Далее приступаем непосредственно к росписи доски. В первую очередь следует подготовить рабочее место, кисти и краску. Берем темно-розовый колер и смешиваем с белым для получения розового цвета (рис.4).


Начинаем роспись с самых крупных элементов. Для написания лепестков цветка используем переходной мазок. Для этого набираем на кисть сначала темно-розовую краску, а после кончик кисти макаем в светло-розовую (рис.5).


Пишем лепестки, ведя кисть сверху вниз, сводя все мазки в центре цветка (рис.6).


Аналогично прописываем все розовые цветки (рис.7).


Прописываем второй ряд листиков светло-розовой краской (рис.8).

Часто, приходя на новоселье, мы мыслим стереотипами и дарим чайные сервизы или посуду. Но что делать, если каждый из гостей придет с набором чашек или тарелок? Советуем вам обратить внимание на такой замечательный подарок как разделочная доска, тем более, что ее можно расписать самостоятельно. А точнее даже не расписать, а выжечь на ней свой собственный рисунок! Тема рисунков для выжигания на разделочной доске очень популярна сегодня, об этом мы и поговорим.

Даже если у вас нет опыта в пирографии или выжигании по дереву, ничего страшного, это занятие доступно для всех: и для взрослых, и для детей. Здесь совершенно нечего бояться, ведь пирография - это не сложно, а очень увлекательно. На фото можно увидеть пример.

Рисунки для выжигания по дереву легко найти в Интернете, там очень много разнообразных шаблонов и трафаретов, которые подходят для начинающих. Главное в этом деле - запастись терпением и иметь в запасе 1,5-2 часа для простого рисунка.

Что понадобится

В первую очередь нужен пирограф . Это такой специальный выжигатель по дереву. Его можно купить в магазинах для рукоделия. Также пирограф идет в комплекте в специальном наборе для выжигания по дереву. В такой набор входит доска (не разделочная) и готовый трафарет для выжигания.

Купить набор очень легко, они сегодня распространены практически во всех хобби-гипермаркетах и магазинах для рукоделия.

Также, конечно, понадобится разделочная доска . Лучше всего выбрать доску из светлого дерева. Отлично подойдет липа или береза. Следующее, что необходимо — это наждачная бумага . Также пригодятся акриловые или акварельные краски, чтобы задекорировать доску цветом. Дополнительно понадобится воск , чтобы произвести процедуру вощения по окончании раскрашивания готового рисунка. Вощение придаст изображению насыщенность и сохранит цвета как дерева, так и краски надолго. Понадобится также трафарет и простой карандаш , чтобы перевести рисунок на дерево.

Учимся переводить

Многие задаются вопросом «Как перевести рисунок на доску?», так вот это делается с помощью трафарета. Необходимо найти и скачать интересующие вас картинки с изображением фруктов, цветов или животных, так как это наиболее часто используемые узоры для выжигания по дереву. Лучше всего выбирать простые шаблоны, особенно, если вы занимаетесь пирографией впервые.

Распечатываем скачанный трафарет и вырезаем фигурку, если фигурка на картинке пустая. Если есть дополнительные внутренние детали, нужно воспользоваться копировальной бумагой. Приложите ее на дерево, сверху положите распечатанный трафарет и обведите рисунок. Старайтесь, чтобы изображение не смещалось.

Есть еще один способ перевода картинки на доску. Также нужно распечатать понравившийся трафарет, распечатанный в зеркальном отображении. Приготовьте чашу с водой, клей для декупажа, лак для дерева, акриловые краски, кисть и губку.

Вырежьте трафарет или готовый рисунок, затем тщательно промажьте его клеем для декупажа и приложите к деревянной поверхности рисунком вниз. Разгладьте рисунок губкой, чтобы он не «пузырился», а также чтобы не осталось излишков клея. Дайте высохнуть. Лучше всего оставить работу сохнуть на всю ночь.

После высыхания смочите мотив влажной губкой и начинайте стирать бумагу, пока рисунок не проявится на дереве. Аккуратно избавьтесь от всей бумаги. Затем пальцами начинаем тереть оставшуюся бумагу, делая катышки, которые остаются на деревянной поверхности. Смахиваем их с дерева, и остается готовый рисунок, который после полного высыхания можно дополнить выжиганием (например, выжечь его контуры) или просто задекорировать красками. Затем покройте работу лаком.

Осваиваем технику

После того как рисунок обведен на доску, пора приступать к выжиганию. Убедитесь, что доска абсолютно сухая. Затем раскалите выжигатель, чтобы его перо стало темно-красным.

Будьте аккуратны в работе с раскаленным пирографом, это очень опасно! Лучше выполнять все медленнее, зато не будет никаких последствий.

Выжигание лучше всего совершать от контура к центру. То есть сначала обводим все внешние края и только потом переходим ко внутренним. Лучше всего производить выжигание на отдельных участках: проработали один, переходите к следующему, но уже в другой части рисунка. Это позволит рисунку равномерно остыть и не образует лишних линий или случайных штрихов. Когда работа завершена, ее можно декорировать красками. А после - обработать воском, чтобы доска имела блеск.

Позвольте хозяину дома самому решить, использовать ли ваш подарок в быту или же повесить на стену или поставить на полку. В любом случае, вашему подарку найдется достойное место на кухне и в сердце вашего приятеля!

Несомненным плюсом этого подарка является и то, что в нем можно с точностью учесть вкусы одариваемого человека, изобразив на доске именно то, что ему нравится. На роспись и подготовку к ней уходит не так много времени, но процесс этот очень захватывает, и скорее всего, эксперимент захочется повторить.

Доска нужна будет деревянная, так как на пластик лягут не все краски, и лак для покрытия выбрать будет сложнее. Лучше всего выбирать доску не покрытую лаком и неотшлифованную, с такой поверхностью работать значительно легче, и цена у нее ниже. Это немаловажный фактор, так как с первого или даже второго раза результат может быть не так хорош.

Краски можно взять любые - подойдет акварель, гуашь, акрил или масло. Но удобнее всего работать с маслом или акрилом: акварель потребует нескольких слоев нанесения, так как это прозрачная краска, гуашь после высыхания сильно светлеет, и обе эти краски смываются водой и расплываются в процессе покрытия лаком. Некоторым рисункам может очень подойти именно такой эффект, так что напрочь отметать эти варианты не следует. Масляные краски долго сохнут, но зато потом будут держаться на доске практически вечно даже без покрытия лаком. Акрил можно также лаком не покрывать, но от длительного нахождения в воде рисунок может потерять контакт с поверхностью и отделиться от нее в виде цельной пленки.

Кисти выбирают в зависимости от выбранной краски. С маслом и акрилом предпочтительнее работать синтетикой, но щетина тоже подойдет. Не используются мягкие натуральные кисти, такие как белка или колонок. С гуашью и акварелью можно пользоваться любыми кистями.

Поверхность доски тщательно моется, при необходимости по ней проходят мелким наждаком, если на ней много неровностей, затем вытирают чистой тканью и сушат. Рисунок можно предварительно нанести на доску карандашом, и раскрашивать согласно намеченному контуру, а можно рисовать сразу красками на доске.

Сперва рисуются крупные элементы и общие контуры, если есть фон, то в первую очередь делают его. После каждого слоя доска должна просохнуть, что замедляет работу только при росписи маслом, так как акварель, акрил и гуашь сохнут практически мгновенно, не оставляя порой шансов исправить неверную линию.

При этом по возможности используют цвета от светлого к темному, если только роспись не идет на черном фоне. Самые мелкие элементы, дополняющие рисунок, независимо от цвета, выполняются в последнюю очередь, перед покрытием лаком или окончательной просушкой. При покрытии лаком рисунок становится темнее, контрастнее. После 5-6 наложенных слоев приобретает объем. Каждый слой перед наложением следующего должен полностью просохнуть. Лак лучше всего наносить кистью тонким слоем, чтобы он быстрее высох. Толстые слои при высыхании нередко деформируются, на них возникают морщины или пузыри, поэтому лучше нанести несколько тонких слоев.

Деревянная декоративная посуда появилась в обиходе позже глиняной. Чашки, миски, черпаки с диковинными изгибами ручек, имитирующих шеи птиц, расписные ложки, туески для хранения ягод, лари, короба и остальные деревянные предметы быта в русской избе имели орнаменты, рисунки или резьбу. Для каждого уезда, губернии есть характерные черты рисунков, выделяющих их из многих других. Роспись по дереву можно схематически поделить на две основные категории – цветочные орнаменты и лубочные картинки (пейзажи и сюжеты народного быта).

Роспись по дереву можно схематически поделить на две основные категории – цветочные орнаменты и лубочные картинки

Не мудрствуя лукаво, мастера давали имя росписи по названию города, вблизи которого зародился этот стиль . Основными тонами росписи в русских селениях были чёрный, красный, жёлтый. Они характерны для техник орнаментов, появившихся раньше тех, в которых используется больше основных цветов и их оттенков.

Особенности мезенской росписи

Для мезенской росписи характерны изображения оленей и лошадей . Они прорисовываются тщательно, а изображение человека наносится чисто схематически. Каждый знак узора имеет в этой росписи своё толкование. Чтобы правильно составить рисунок изделия, необходимо знать, что значит то или иное изображение. Не все они могут органично сочетаться в одном рисунке.

Для мезенской росписи характерны изображения оленей и лошадей

  1. Движение солнца по небосводу олицетворяют красные кони.
  2. Небесные роженицы, дарящие жизнь всему на земле изображались в виде олених.
  3. Лебеди, утки, гуси символизируют души усопших родственников, охраняющих и предостерегающих членов семьи от скверны, помогающих в трудные моменты.
  4. Ёлки – символ мужской силы.
  5. Дерево жизни изображалось с корнями, спиралями, уходящими в подземный мир. Посчитав ромбы на стволе можно судить, сколько родов объединяет семья. Верхушку родового древа венчает знак небесного мира.

Эта роспись зародилась до крещения Руси, что явно прослеживается по языческой символике. Прялки и эскизы с мезенской многослойной росписью можно увидеть в краеведческих музеях.

Галерея: роспись по дереву (25 фото)





















Северодвинская роспись: её особенности

Северодвинскую роспись можно назвать международной. К её северным корням со временем примешивались мотивы, привносимые перекочевавшими на север старообрядцами, поляками, торговым людом и ищущими лучшей доли крестьянами из других районов.

Северодвинскую роспись можно назвать международной

Распознать северодвинскую роспись можно, несмотря на использование в рисунке красного, жёлтого и чёрного цветов, по следующим характерным признакам:

  • Древо жизни, напоминающее диковинный цветок, где на венчающей его полусфере сидят два голубка. Подарок из древесины с таким мотивом преподносился молодожёнам в день свадьбы. Это древо имело на один лист больше, чем у родителей новоиспечённого супруга.
  • На рисунках могут присутствовать мифические существа – птица Сирин, русалки, грифоны.
  • Из животных северодвинцы изображали льва и медведя.
  • Рисунок делится на три части. В соответствии с представлениями о строении мира, он делился на изображения подземного мира, земли, и небесных сфер.

По многим параметрам северодвинская роспись сходна с пермогорской, ракульской, борецкой.

Роспись без религиозного подтекста

Матрёшки, деревянная посуда чаще украшаются в стиле полхово-майданской росписи. Она заключается в нанесении на древесину незамысловатого цветочного орнамента. В этой росписи нет определённых правил в сочетании цветовой гаммы. Единственное, что требуется – это получить яркую, дарящую радость, игрушку.

Подойдёт для украшения деревянных объёмных болванок и плоских поверхностей.

Петриховская роспись состоит из листьев, лепестков, ягод. Этот вид народного промысла радует яркостью красок.


Элементы полховской росписи сходны по технике нанесения с хохломской. Только строгих правил в подборе цветов и элементов рисунка в этом художественном промысле нет.

Хохломская роспись подчиняется общепринятым правилам русских народных ремёсел – используются жёлтый, чёрный, красный цвета. Один из них является фоном для рисунка, наносимого двумя другими цветами поэтапно.

Хохломская роспись – это классика. В ней используются только три цвета, один из которых является фоном рисунка. Это может быть любой из используемых в русской традиционной росписи цветов. Они все контрастны друг к другу, что позволяет с наименьшими усилиями расписать и создать эффект 3D-эффекта. В этой росписи нет полутонов, только яркие насыщенные цвета.

Используя ту же технику мазкового нанесения, с разной степенью прижатия кисти к раскрашиваемой поверхности, можно воссоздать роспись гжель . Этот вид росписи отличается от хохломы и петриковской тем, что синий рисунок наносится на белую поверхность. Пожалуй, для новичка выбор одной из этих трёх росписей для начала своего творческого пути наиболее прост.

Как сделать точечную роспись шкатулки (видео)

Краски для классической росписи по дереву

Классические расписные доски, шкатулки, предметы быта при правильном подборе и обработке не меняют цвета под воздействием солнечных лучей, воздействия воды. С древних времён мастера использовали в работе темперную краску. Самый древний рецепт составления краски используется и современными профессиональными мастерами росписи по дереву. Особенность состава заключается в том, что краситель растирается на яичном желтке. Этот компонент является основой.

С древних времён мастера использовали в работе темперную краску

На некоторое время в производстве темперу пробовали заменять на более простые в обращении и дешёвые масляные краски. От этого опыта отказались очень быстро, что связано с такими характеристиками, как изменение цвета под воздействием солнца. Радикальный чёрный цвет, который должен быть угольного оттенка, изменялся под воздействие ультрафиолета. Приобретал зелёный, а порою жёлтый тон. Светлые краски наоборот темнеют. Вторым недостатком масляных красителей является их способность растрескиваться, отслаиваться. В народный промысел вновь вернулась темпера.

Виды темперной краски

Характеристики качественной темперы:

  • При работе она легко растворяется в воде;
  • Она однородная;
  • Даёт 100-процентное покрытие (рисунок не прозрачный);
  • После высыхания, размыть её водой не возможно;
  • Застывший слой не трескается, в отличие от масляных и акварельных красок;
  • При хранении в закрытой таре на ней не появится плесени, она не загустеет и не будет расслаиваться.

Состав темперы очень прост, всего два ингредиента – эмульсия (основа) и краситель. Процесс изготовления краски довольно трудоёмкий. Изготавливают темперу вручную, основа выкладывается на гранитную или мраморную поверхность, где и происходит её соединение с пигментом. Втирается сухой колер в клеевую или яичную основу курантом – хрустальным пестиком. Процесс длится до того момента, пока краситель не станет однородным по цвету и текстуре.

Внимание! Вместо хрустального куранта можно использовать аналогичный предмет, изготовленный их твёрдой древесины, камня. Противопоказано ингредиентам краски взаимодействие с металлами.

Готовые темперные краски

Название современной темперы созвучно с основой, на которой она изготовлена:

  • Яичная – в основе, изготовленной в промышленных условиях краски, используется искусственная эмульсия. Она состоит из яйца, растительного масла, лака на основе масла или скипидара.
  • Казеиновая краска изготавливается на основе сложного белка, добываемого преимущественно из молока животных. В состав казеиновой эмульсии входят масло и смолы. Качество этой темперы выше, чем у яичной.
  • Гуммиарабиковая названа по одному видов клеевой основы, используемой в изготовлении насыщенной цветом краски. Этот ингредиент может быть заменён на клей изготовленный их смол других плодовых деревьев. В наших широтах чаще используется вишнёвый клей.

Справка: Декстрин, полисахарид изготавливается из картофельного крахмала, является промежуточной стадией между крахмалом и глюкозой. Гаммиарабик означает камедь аравийская – это затвердевшая на воздухе смола акаций. Добывается из растений южных широт.

Название современной темперы созвучно с основой, на которой она изготовлена

Искусственные эмульсии красок для начинающих художников делятся на три основных категории ПВА, воскомасляная, акриловая.

Какие акриловые краски лучше выбрать для росписи по дереву

Наносить акриловую краску на увлажнённую древесину лучше в технике «Импасто», если необходимо раскрасить большой элемент рисунка. Но неразбавленным акрилом трудно сделать завитки и удлинённые листья в одно касание, как того требует народный промысел. От степени прилегания кисти на разных участках раскрашиваемой поверхности, зависит эффект лёгкости и воздушности цветочного мотива.

Матовая эмульсия служит основой краски, цвет ей придают пигменты. Для раскрашивания рисунков в народном стиле, потребуется акрил с высокой плотностью покрытия. При высыхании он не должен стать прозрачным. Из этого следует, что специализированная краска для нанесения рисунка на стекло не подходит. Равно как и краска для слоёного теста и росписи по матерчатой основе. Единственно верный вариант выбора – это приобретение краски для рисования по дереву.

Сколько сохнет роспись

Самый длительный срок высыхания у краски, которая используется в работе для создания основного фона. Это объясняется тем, что она должна создать идеально ровный тон, то есть накладывается более толстым слоем, чем сам рисунок. На высыхание акриловой основы, нанесённой на увлажнённую водой поверхность, уйдёт не более часа. Примерно столько же проходит и при нанесении темперы.

Небольшие элементы, нанесённые тонким слоем, высохнут почти моментально, более основательные мазки в течение 15-20 минут. Но это не относится к краске, которую пришлось разбавлять водой. Особенность акрила заключается в том, что вода заставляет сохнуть краску значительно быстрее.

Работать акрилом, вступившим в контакт с водой, необходимо очень быстро. Чем больше воды использовано для разбавления краски, тем стремительнее будет её высыхание.

Как раскрасить деревянную заготовку для разделочной доски: мастер-класс для начинающих

Подготовка доски заключается в пропитывании её картофельным крахмалом. Он скроет все небольшие дефекты доски и даст тонкий грунтовочный слой. Этот процесс можно упростить, покрыв доску олифой. При выборе в качестве орнамента северные мотивы, в которых тон не используется, можно применить в качестве грунта морилку светлого тона.

Раскрасить деревянную болванку можно гуашью. Эта техника доступна и для детей.

  1. Взяв лист бумаги для рисования, выделив на нём участок, соответствующий по размеру тому, который необходимо покрыть рисунком на древесине, нужно разметить участки самых крупных элементов декора. Очертив место их расположения, как это показано на рисунке.
  2. На втором этапе производится детализация изображения – прорисовка контуров.
  3. При помощи переводной бумаги, изображение переносится на подготовленную, обезжиренную, пропитанную картофельным крахмалом доску.
  4. Чтобы разные цвета не смешивались, можно взять выжигальный аппарат, сделать небольшие углубления по контурам. Такой контур будет препятствовать смешиванию краски. При работе оформительскими акриловыми красками можно заменить процесс выжигания нанесением контура и тонких элементов непосредственно через тонкий распределитель тюбика.
  5. После высыхания возвышающегося над поверхностью контура, его необходимо заполнить цветом.
  6. Завершающим этапом работы будет покрытие расписной доски лаком. Он наносится в 2-3 этапа. Каждый последующий слой ложится на тщательно просушенный предыдущий.

Внимание! Второй слой лака будет сохнуть в два раза дольше первого, так как он растворит ранее нанесённое покрытие. В результате получится монолитный, очень прочный лаковый слой.

Простые узоры для начинающих

Роспись по дереву не терпит мелких деталей и извилистых линий. Неровности краёв элементов воспроизводятся за счёт мазков полусухой кистью по увлажнённой поверхности.

Самыми простыми, но довольно эффектными можно назвать рисунки гроздьев рябины, цветы с незамысловатыми формами листьев.

Роспись по дереву не терпит мелких деталей и извилистых линий

Простейшие для рисования лепестки приобретут объём при затемнении их у серединки. Для этого достаточно сделать несколько штрихов-лучиков. Ягоды вообще рисовать просто. Трёхмерность рябиновым гроздьям придают чёрные точки завязи, произвольно расположенные на изображении ягод. Этот приём при создании серединки цветка делает рисунок «выпуклым».

Так же просто рисуются мелкие цветы, они схематически составляются из примерно равных точек. Располагаются мелкие элементы поверх крупных, это придаёт рисунку объём. Симметричность их расположения не важна. Больше внимания необходимо уделить расстоянию между параллельно расположенных длинных листьев.

Рекомендуем почитать

Наверх