Как заработать на поездках в финляндию. Как начать торговый бизнес с финляндией

Недвижимость 12.01.2020
Недвижимость

Я ездил в 2013 году на 2 с небольшим месяца. Сам жил тогда в Казахстане.

Предыстория

Началось всё с того, что мы с другом решили схитрить во время преддипломной практики. Учились мы на биотехнологов и на 3 курсе нам волей-неволей нужно было подтвердить прохождение преддипломной практики на летних каникулах. Мы с другом решили её не проходить, а поехать в Финляндию, в частности на одну из многочисленных клубничных ферм. Преподавателю мы всё объяснили так, что мы поедем туда с целью выяснить, как там модифицируют сорта для выращивания ягоды в особо дождливых районах. На деле же мы туда ехали банально с целью поработать и попутешествовать.

Как всё начиналось

Приглашение в страну от фермера-работодателя (аналог джобофера) и визу получала и оформляла нам фирма, которой мы платили за это деньги.

Изначально нам наобещали "золотых гор" о том, что там все траты в худшем случае окупятся, а в лучшем выйдем в большой плюс.

Также говорилось об отдельных комнатах при поселении. Мы, конечно же, не сильно в это верили, но всё же и не думали, что на самом деле будет совсем иначе.

Собравшись с вещами, мы отправились в нашу отправную точку - Санкт-Петербург, а оттуда уже на автобусе мы поехали в Финляндию.

Прибытие

По прибытию на ферму, сразу выяснилось, что об отдельных комнатах речи нет. Нас заселили по разным домикам по 4-5 человек в комнату. В принципе, комнаты были просторными, со столами, стульями и двухъярусными кроватями, но немного неухоженными.

Также, почти сразу после прибытия, выяснилось, что мы приехали в "несезон", т.к. клубника в этом году, как оказалось, "стартовала" раньше и к нашему приезду уже пошла на спад.

Интересный момент, что приехали мы на ферму во время празднования какого-то дня рождения, из-за чего почти всё русскоговорящее население было либо поддато, либо в дрова. Если бы не красные домики и финская атрибутика, эта ферма по антуражу легко могла сойти за маленькую русскую деревню.

Мы с другом, честно говоря, были малость напуганы, т.к. некоторые личности откровенно были не очень дружелюбными, а пара человек буквально с матами начали нам говорить, что нас обманули и денег заработать тут уж точно не получится. Некоторые казахстанцы, посидев пару часов на чемоданах, тупо уехали обратно в аэропорт, судится с фирмой, которая нас сюда отправляла. Мы же с другом, хоть и были в шоке, но всё же решили остаться, т.к. главной нашей целью было не извлечение прибыли, а авантюрное путешествие.

Разобравшись с вещами, мы "в обмнимку" с чемоданами прямо в одежде легли спать, т.к. все устали и было поздно, а всё остальное население продолжило праздновать.

Следующее утро

Нас подняли в 6 утра, к чему большинство новеньких было не готово, завтракать уже было некогда и мы, переодевшись в спец-форму, которую привезли с собой, затолкали свои вещи под кровати, взяли всё ценное с собой (мало ли) и отправились на поля вместе со всеми.

По дороге нам выдали корзины, в которые мы будем собирать клубнику. Идя в толпе, мы с другом давались диву с зелени и влажности Финляндии, также немного охренивали с мужиков, которые, будучи в бодуне, также идут с корзинами на работу. Как оказалось, ничего страшного это не сулило, потому как контролёры были все русские и прошлой ночью они также участвовали в празднестве, правда в отличии от большинства, пили они не много, либо не пили вообще.

Первый рабочий день

Как дошли до поля, нам провели небольшой инструктаж: технику сбора, какую ягоду собирать, какую выбрасывать, куда нести, как вести себя, если ряд закончился, к кому в случае чего обращаться и т. д.

Работали мы до 14:00, после чего раб. день закончился и мы пошли домой. Лично у меня первый день был не очень продуктивным, потому что я был не очень хорошо подготовлен физически, всё таки стоять несколько часов на коленках или корточках мне было достаточно тяжко, особенно сразу после поездки. Собрать много корзин не удалось, за то вдоволь клубники наелся (это там не запрещалось).

После того, как прибыли до домика, было приятно осознавать, что впереди ещё весь день. Первое к чему приступили - помыли одежду, сапоги и заняли очередь в душ. К слову, в нашем двухэтажном доме жило где-то 15 человек и на всех был один душ. Горячая вода грелась в огромном электро-титане, поэтому даже если ты будешь последним в очереди (коим почти всегда был я), воды хватало с лихвой. Очередь занималась вербально, то есть никто в шеренге не стоял, просто каждый знал, после кого он заходит. Женатые пары заходили вместе, благо душевая была просторная. Помывшись, мы застелили постели, привели вещи в порядок и начали думать о еде.

Как оказалось, мы с другом были самые подготовленные, т.к. привезли с собой очень много круп, макарон и прочих полуфабрикатов. Объединившись с двумя парнями по комнате (которые также были с Казахстана), мы обосновали "пищевой фонд", в который каждый должен был либо скинуть всю еду, либо денег на эту еду. Готовить договорились по очереди, но со временем этим продолжили заниматься лишь те, у кого это хорошо получалось, а остальные покрывали это выполнением других обязанностей.

На наши с другом продукты мы жили почти месяц, при этом практически не тратясь на еду, в то время как наши соседи регулярно брали авансы и скидывались на магазин.

Ближе к вечеру перезнакомились со всеми домочадцами, которые все оказались гражданами Украины (только наша комната с Казахстана), причём друг друга они все уже знали давно, т. к., как выяснилось, не первый год приезжают на эту ферму. Возрасты варьировались от 22 до 45, также было 2 женатых пары.

Ремарка о нашем доме:

Небольшой 2-этажный 5-комнатный особняк с боковым навесом, под которым располагались: столик, уличный диван и 2 кресла. В доме был хороший душ и туалет. Столов, кроватей и стульев хватало. На кухне был холодильник с морозилкой, газовая плита с духовкой, микроволновка, шкафы и некоторые столовые принадлежности.

Помимо нашего дома, рядом было ещё пару домов покрупнее, в которых ютились остальные.

Житье и быт

На ферме, помимо нас (казахстанцев) и украинцев, были россияне (в основном с Петрозаводска), немного болгаров и 1 парень из Афганистана, который имел 2 высших и говорил на 5-х языках, в том числе русском, финском и английском. Позже выяснилось, что он приехал со своей девушкой, которая украинка.

Рабочий день

Как я уже писал выше, он был с 6 утра до 14 часов дня. Суббота и воскресение - выходные. После раб. дня было очень много вариантов чем заняться, первое время мы просто разведывали местность, купались (рядом было тёплое озеро с пирсом), знакомились, играли с мячом, выполняли повседневные задачи (готовка, уборка, стирка и пр.)
К слову, если утром шёл обильный дождь (такое бывало редко), то на работу не выходили и это было плохо, ведь если не работаешь, то и денег не зарабатываешь.

Ближайший магазин от фермы располагался в деревне под названием Vesanto (около 5-7 км от нашей фермы). Добираться туда можно было либо на велосипедах, которые давали за спасибо, либо на финской машине-малолитражке, которую сдавали в аренду. Водить её можно было по любым водительским правам, будь то украинские, российские или казахстанские. Когда кто-то собирался в магазин, он открыто об этом объявлял, так что ему можно было дать небольшой список нужных продуктов и деньги. Разумеется, всё в рамках разумного, если тебе нужно очень много всего, то будь добр скинуться в аренду транспорта и поехать с ним.

Интернет на ферме был, правда доступен он был не всем. Он раздавался с дома хозяина фермы и был достаточно мощным, пароль был доступен контролёрам, которые работали там на зарплате. Позже, мы с другом сдружились чуть ли не со всеми и интернет стал для нас абсолютно безлимитным.

Связь с домом мы держали в основном через скайп, но иногда также созванивались через роуминг.

Техника. Мы привезли с собой только смартфоны, т.к. что-то более тяжёлое везти боялись, думали, что украдут, сломают втихаря и прочее. Как оказалось, всё зря. За 2 месяца на ферме не было ни 1 случая кражи, т.к. все понимали, чем это чревато: минимум - депортация с запретом на въезд в Евросоюз в течении 4 лет.

Те, кто на таком заработке не впервые (это почти все украинцы и россияне), привезли ноутбуки, большие мониторы, приставки Xbox и т.д. и т.п.

Продукты. Сейчас я уже не вспомню всего, но постараюсь описать то, что отложилось. В Весанто (деревня, где мы закупались), были все интересующие нас продукты. Там мы брали овощи, мясо, пиво, рис, сахар, масло, муку и прочее. Однако, по неизвестным нам причинам, отсутствовала греча, что немного расстраивало. Помимо обычных продуктов, мы также иногда брали сладкое и фруктовые концентраты (1 литр такого можно разбавить на 8). Молочные продукты мы покупали на местной молочной ферме за более дешёвую цену.

Алкоголь и сигареты. Когда мы там жили, в стране действовало подобие сухого закона. То есть, всё, кроме пива, продавалось только в крупных нас. пунктах и только до определённого времени суток (вроде до 18:00). Мы даже слышали, что на выходных близкие к границе фины ездят в Питер исключительно погудеть и вдоволь напиться. Сигареты были весьма дорогим товаром (около 6-7 евро за пачку). Некурящие экономили уйму денег. Те, кто приезжали не первый год, провозили через границу как можно больше блоков средних сигарет и торговали ими по 3-4 евро за пачку. Надо сказать, весьма прибыльное дело.

Однажды был случай, когда к нам на ферму приехала группа пьяных финок (разной степени ужратости) на какой-то раздолбанной малолитражке и на полном серьёзе хотели обменять машину на 3 блока сигарет. Разумеется, никто на эту сделку с ними не пошёл и они уехали. Сами фины реагировали на это событие как на что-то обыденное, тогда как даже бывалые ребята немного охреневали.

К слову, со временем все курящие новички с подач бывалых пересели на самокрутки: покупали по отдельности специальную бумагу, табак, фильтры. Качество самокруток зависело от скилла крутящего и далеко не каждый мог правильно распределять табак и крутить ровный цилиндр. Впрочем, со временем все приловчились.

Хлеб. Очень забавно, но хлеб в Финляндии не поесть, т.к. он там продаётся в виде тостов и очень дорого. Позже украинские мужики научили нас его печь, после чего мы покупали муку и по очереди каждый день пекли 2 больших батона на всю комнату. Надо отметить, что это очень важный в моей жизни опыт.

Досуг:

Чем больше времени проходило, тем больше появлялось вариантов провести свободное время.

Рыбалка в озере: палка+леска+крючок+хлеб=1 ведро плотвы за 1.5 часа. Голодная рыба чуть ли не сама в ведро прыгала.

Купание + плавание на пирсе (он был самопальным и легко отцеплялся от берега) вместо весла использовали лопату.

Прогулки по лесу и сбор ягод с грибами. Леса были кругом, во все направления.

Празднества. Иногда по поводу (день рождения, отбытие и пр.), иногда без. Все скидывались, накрывали на улице столы и жарили мясо на мангале с решёткой (которые тоже припёрли бывалые, к слову). В качестве спиртного почти всегда шло местное пиво. Пару раз мы брали дорогие вискари, но нам не понравилось. Ещё пару раз мы делали бражку из ягод. Получалось всегда очень вкусно и не слишком тяжело (около 12 градусов). Одно 25 литровое ведро такой бражки на 15 человек расходилось за 1 вечер.

Игры с мячом. Конечно были и те, кто за ЗОЖ (жили они в других домиках), с ними мы часто играли в волейбол и футбол (сетка с небольшим полем были).

Импровизированный клуб покера. В качестве фишек шли самые настоящие монеты евро. Дабы не увлечься, было правило: больше 10 евро за вечер никто использовать не мог. Если кто-то их проигрывал, то остаётся смотреть, а не идёт за новыми. Было очень интересно, т.к. в моменты, когда между двумя игроками лежал банк 70-80 евро, они даже на комаров не обращали внимания. К слову, этот "клуб" был инициативой нашей комнаты и со временем к нам под навес начали приходить люди со всех домиков. Кто ради зрелища, кто ради игры. Никаких казусов и неприятных инцидентов не возникало. Все играли честно и со здоровым азартом.

Просмотры кино. Ребята, что привезли большие мониторы, частенько вечером вытаскивали их под навес и приглашали всех к просмотру какого-нибудь фильма.

Катание на велосипедах. Их можно было брать просто вежливо попросив. Я часто это делал и ездил на достаточно далёкие расстояния, около 20 км. от фермы.

Игры на приставках. Те, что привозили мониторы, объединялись с теми, кто привёз XBox-ы, ставили всё под навес и давали поиграть. Такое было не часто, т.к. в основном владельцы иксбоксов играли у себя в комнатах.

Турниры по Mortal Kombat. Я всегда сливался в первом круге, т.к. украинцы и россияне были натуральными задротами, причём даже девушки.

Это из того, что вспомнилось. Всего, чем мы там занимались, сейчас уже не вспомнить.

Заработок

Помимо основного заработка - сбора клубники. Деньги можно было заработать собирая малину (ближе к августу), и собирая чернику (где-то к середине июля).

Малина росла на ферме, но её было гораздо меньше, чем клубники.

Чернику собирать можно было только в лесу. В силу того, что мы были новичками, мы "проспали" старт сбора и спохватились уже тогда, когда вокруг все леса были "чистыми". В итоге собирать чернику мы ездили уже за 10-15 километров от фермы. Добирались туда посредством машины и водителя, который, за умеренную плату, отвозил нас туда и забирал по звонку.

К слову, сбор черники, был самым прибыльным делом, однако в силу того, что "бывалые" быстро опустошали все нужные места, нам, новичкам, оставалось добирать лишь то, что они не унесли/не заметили) Если бы мы поехали туда на следующий год, мы бы явно вынесли гораздо больше денег.

По итогам ни я, ни мой друг затраты на поездку не отбили, т.к. действительно приехали в несезон + были там впервые и многого не знали, но уехали, разумеется, не без денег.

Главная причина неокупаемости была в том, что мы слишком много денег отдали фирме, которая готовила визы и получала приглашения. Поговорив с теми, кто ездил не 1 раз, мы поняли, что по-хорошему, приглашение можно попросить самому, а оформить визу, имея на руках приглашение работодателя, не составляет труда. Если бы мы всё делали сами, мы бы сократили расходы в 2 раза, а то и больше. Конечно ещё решило и то, что мы ехали с Казахстана и сама дорога тоже обошлась в хорошую сумму.

По городам

Разумеется, были поездки по крупным городам, которые организовывались фермером. Я лично несколько раз побывал в Куопио и Ювяскюля. Мы приезжали в город утром и оставались там до самого вечера. Понятное дело, что каждый занимался тем, чем хотел. Кто-то шопился, кто-то по достопримечательностям, кто-то по клубам, по пабам и т.д. Мы в основном просто гуляли и фоткались, всё-таки это был наш первый визит в Европу.

Некоторые курьёзы, интересности и "смак" всей поездки

Долгие прогулки по лесу. Однажды мы (нашей комнатой) пошли в лес и заблудились. Проходили там 5-6 часов и на полном серьёзе планировали там ночевать, ибо ночью в лесу ходить бессмысленно. Благо знали, что волков там не водится, но опасались медведей и лосей, у которых в аккурат был брачный период и повышенная агрессивность. Пройдя "последние" 50 метров в сумерках, услышали звук машин, то есть упёрлись в трассу. Выйдя на неё, почти сразу поймали попутку, которая отвезла нас в нужную нам сторону. С тех пор все установили себе в смартфоны GPS навигаторы.

Немного "жгучего" опыта. Гуляя по береговой линии озера, мы с другом нашли небольшой рыбацкий домик и некое подобие пляжа. Недолго думая решили искупаться. Во время плавания на берег пришёл какой-то старый фин с топором и, замахиваясь, начал кричать нам финским матом (его-то мы выучили сразу по приезду) в сочетании с каким-то непереводимым фольклором. Мы, выйдя на берег, начали по-английски извиняться и говорить, что мы ничего плохого не хотели и вообще уже уходим, на что получили ещё более грозные крики и ложные выпады топором. Решение было принято незамедлительно - мы, будучи в плавках, взяли вещи в руки и побежали в лес, подальше от мужика, как выяснилось позже, через крапиву...
После того, как дошли домой, расчёсывая свои ноги, долго не могли понять, что мы такого страшного сделали. Потом пришёл один из контролёров и сказал, что на нас пожаловались, т.к. мы пробрались на соседскую частную территорию. И тут всё встало на свои места: какие-то гастрабайтеры залезли к вам во двор и начали купаться в вашем пляже, отсюда и реакция хозяина. Так мы и выяснили, что в Финляндии не принято ставить заборы, а обозначений частной территории иногда может попросту не быть.

Поездка на фестиваль Burn-out. Фестиваль проходил в той самой деревне - Весанто. Мы поехали туда небольшой компанией в таком составе: наша комната (4 человека) и 2 девушки украинки.
Суть в том, что там вначале будет шоу с "сжиганием покрышек", это когда тачки на тормозе "разгоняются", тем самым под ноль сжигая шины, а после в баре будет концерт какой-то малоизвестной рок-группы. Когда мы туда пришли, мы почти сразу познакомились со шведами, которые приехали на раритетных американских тачках. Все они были уже навеселе, а один из них очень хорошо говорил по-английски, с ним мы общались больше всего.
Мы проторчали там почти весь день и за это время мы умудрились: много узнать о финской и шведской культуре, попить элитного шведского пойла на халяву, поучаствовать в соревновании по экстремальному катанию на инвалидной коляске, посмотреть "бёрн аут" и повздорить с местными пьяными деревенщинами. Вечером мы уехали оттуда на машине, которая приехала за нами с фермы. Впечатлений было вагон.

Многие даже не догадываются о том, что побывать в Финляндии можно абсолютно бесплатно. Оказывается, все очень просто, жители Петербурга давно привыкли ездить в приграничные финские супермаркеты за сыром, шоколадом и просто погулять...


Однодневные шоп-туры в приграничные города стоят от тысячи рублей. В Питере уже у каждого второго есть финский шенген. Ездят по нему питерцы обычно в супермаркеты в приграничных финских городках Лаппеенранта и Иматра, едут за сыром, рыбой, шоколадом и даже за туалетной бумагой. Что-то в Россию ввозить можно с ограничениями, что-то и вовсе нельзя, но ежедневно сотни и тысячи жителей Петербурга провозят тонны килограммов санкционки к своему новогоднему столу. Несколько больших супермаркетов стоят буквально в пяти минутах от границ, практически в лесу. Но очередь на кассе в этих супермаркетах неизбежна, сотни машин и автобусов с русскими номерами заполняют огромные парковки.
Однодневные шоп-туры в Финляндию из Питера стартуют каждый день, обойдется такая поездка примерно в тысячу рублей, старт и финиш тура в семь-восемь утра возле какого-нибудь метро.

Подвох заключается в правилах ввоза товаров на территории Российской Федерации. Одному человеку с территории Евросоюза можно ввезти 50 килограмм товаров(на продукты особые ограничения). А ездят на таких "халявных" микроавтобусах перекупщики товаров, схема проста и примитивна: покупают дешевле там, продают дороже тут. И закупают они в Финляндии не один, не два, и даже не сто килограмм товаров за раз. Оказавшись в микроавтобусе с водителем, можно услышать примерно следующее:

Сегодня мы везем шины и чемоданы. Все законно, но вам нужно будет сказать таможенникам, что шины и чемоданы ваши, кто что везет решим на месте, в зависимости от того, сколько купим, кому-то может не достанется совсем ничего. Себе можете взять килограмм пять любых товаров. Если кто-то по моральным или еще каким-то соображениям не готов такого говорить, то лучше не ехать, а то есть шанс застрять на границе на всю ночь.

Небольшой монолог-рассказ-предупреждение водителя окончен, все пассажиры врать таможенникам готовы и микроавтобус отправляется в путь. В Финляндию можно попасть через два пограничных пункта, до обоих ехать пару часов, прохождение границы от 15 минут в будни и до нескольких часов в выходные и дни предновогоднего ажиотажа. Однозначное преимущество над "официальными" шоп-турами в том, что едет вас не огромный автобус и водитель может делать остановки "по требованию" в любом магазине по пути, да и вообще хоть где может делать остановки не по программе.

На дворе утро, а в магазинах ажиотаж, ценники на русском, русскоговорящие продавцы и сотни русских любителей санкционки:)

Многие магазины просто похожи на большой склад. Туристы из России отовариваются упаковками

Зачем еще люди ездят в Финляндию? За удачей!
В России игровые автоматы запрещены, а там нет, питерские бабушки и не только пытаются выиграть джекпот, чтобы потратить его на килограммы финского сыра!

Вернемся к нашим шинам. Перед границей водитель распределяет товары по пассажирам(кому-то и правда не достается ничего) и проводит инструктаж:

Главная задача таможенника заключается в том, чтобы вы признались, что шины не ваши, к чемоданам тут уже скорее всего не придерутся, шины тяжелее и их будут интересовать именно они. Они будут пугать вас задержанием и штрафами только для того, чтобы вы признались! Если вы будете твердить только о том, что шины везете себе или детям/родителям, то ничего предъявить вам не смогут и нас спокойно пропустят в Россию!

Рассказывает водитель и случаи из практики:

Вчера попались на таких таможенников, они каждого опрашивали чуть ли не несколько часов, одна девочка написала им объяснение, что шины мои... В итоге несколько часов там пришлось проторчать и пропустили потом только за две тыщи... А могли вообще вернуть в Финляндию, а магазин там уже закрыт, пришлось бы всем вместе там ночевать.

В этой поездке таможенник лишь спросил "владельцев" шин кому и зачем везут(все везли детям и родителям), взвесил комплекты, вышли они по 43 килограмма, то есть в 50 легко уложились. Пассажиров без шин даже и не спросили ни о чем. Через пару часов все были в Питере.

Фото машины с бесплатным проездом до Финляндии на русской таможне. А вы готовы так поехать в Европу по магазинам?

Этот способ заработка характерен, скорее всего, для приграничных городов, но воспользоваться им может любой российский гражданин нашей необъятной Родины.

http://www.koli.ru/images/4403258d24c93.JPG" hspace="4" width="200" align="left" vspace="4"/>Этот способ заработка характерен, скорее всего, для приграничных городов, но воспользоваться им может любой российский гражданин нашей необъятной Родины. Прецеденты имеются. Итак, Выборг - приграничный с Финляндией город.

Открывая страницу бесплатных объявлений в местной газете, находим раздел «Биржа труда» и смотрим, что в нем есть. Первыми по алфавиту предлагает свои услуги одинокий бухгалтер, затем довольно вяло - пара, тройка водителей со своими авто, а затем… Целая колонка на букву «П». Как говорит Михаил Задорнов, американцам нас никогда не победить, потому что только в нашем словаре есть такое слово как СМЕКАЛКА. Ну в какой еще стране мира может быть изобретена профессия ПАССАЖИР В ФИНЛЯНДИЮ! В газете объявлений после бедного бухгалтера и водителей этих пассажиров штук 30. И со своим авто, и без них, с детьми и с бабушками, и с дедушками.

История возникновения новой профессии началась несколько лет назад, когда вышел очередной указ государственного таможенного комитета, направленный на борьбу с «алчным» населением приграничных городов, в частности, и с теневой экономикой вообще. Смысл этого указа сводится к тому, что из-за «бугра» в Россию гражданин имеет право привезти для себя товар массой не более 50 кг.

Если масса товара превышает эту величину, то необходимо заплатить пошлину в размере 4 евро за каждый лишний килограмм. Ну кто же будет за двухкамерный б/у холодильник купленный где-нибудь на хуторе у финского крестьянина за 40-50 евро и весящий 80 кг, платить пошлину 120 евро? Правильно, никто! Поэтому предприимчивые челноки начали нанимать неимущих, безработных или просто ленивых выборгских граждан с финскими визами для перевозки «лишних» килограммов. И все жили хорошо и счастливо: челноки переправляли и продавали свои замечательные импортные товары, пассажиры, скучая в таможенной очереди, читали книжки, вязали, изучали язык хинди и подсчитывали на калькуляторе свои дивиденды от сидения в машине.

В это золотое время за пассажирами закрепилось прозвище «колбасник», потому что оптовые партии товаров на финской стороне распределялись на 10-20 автомашин с пассажирами и затем эта «колбаса» торжественно следовала в Россию. Конечно, были и негативные последствия этого явления. Например, авторемонтники в гаражах перестали ремонтировать машины.

А зачем, если «проколбасившись колбасой» один раз за день в Финляндию, он получал от организатора 12-15 долларов, а если являлся водителем своего авто, то и все 25. Но русская таможня не дремала! Обнаружив, что она «пролетает мимо кассы», которая ежедневно потихоньку сравнительно честно и мирно проезжала мимо нее, таможня ввела понятие «неделимый груз». Теперь для провоза через границу искомого холодильника стало необходимым в качестве пассажира иметь родственника.

Родственники везут товар в совместное пользование, значит, и вес беспошлинного неделимого груза увеличивается. Но в этом месте возникла неразбериха. Кого считать родственником? На одной таможне все родственники - родственники, на другой – мать с ребенком – родственники, а, например, муж и жена – нет. В Выборгском районе три таможенных перехода, отстоящих друг от друга километров на пятьдесят и на всех свои понятия родственников, зависящих еще и от смены, в которую едешь. В общем, окончательно запутавшись в родственниках, народ принял единственно правильное и верное решение. Чтобы стать родственником, за это надо заплатить! И платят до сих пор!

Следствием этих нововведений стал увеличившийся спрос на одиноких женщин с детьми и более частое пересечение границы граждан, зарабатывающих себе на хлеб насущный. В этот исторический момент, когда, согласно легенде, неизвестный герой пересек границу пять раз за сутки, и возник термин «тушканчик».

Как же можно начать «тушканить», зарабатывая при этом денежные знаки? Для этого Вам сначала нужно определиться, что будете возить и для кого. На сегодняшний день «тушканы» везут из Финляндии пользующееся спросом на рынке: Б/у холодильное оборудование, б/у стиральные машины, б/у электроплиты, б/у и новую кожаную мебель, автозапчасти на заказ, автомобильную краску, автомобильную резину б/у и новую, телевизоры б/у и новые, домашние кинотеатры, компьютеры и комплектующие из Германии, греющие кабели, электроинструмент, кубовые пластмассовые емкости для жидкостей и еще много того, чего я не знаю. «Тушканчик» получает за пересечение границы, до которой от Выборга 60 километров, 10-12 евро, водитель - 25 евро.

Определившись со своими желаниями, Вам необходимо получить заграничный паспорт и финскую визу. Паспорт заказываете в ближайшем ОВИРе. Минимальная стоимость паспорта 250 руб., но получите Вы его через два месяца. Проще сделать паспорт через любое турагенство. Визу в Финляндию можно сделать самому, обратившись в ближайшее финское консульство или через турфирму.

Для первого раза Вам нужна виза на 30 дней сроком, например, на полгода, на больший срок - вряд ли дадут. Это означает, что в течение полгода Вы можете находиться в Финляндии не более 30 дней, зато пересекайте границу за это время хоть 100 раз (пока не кончатся страницы в паспорте или нервы). Консульство берет за визу 55 евро.

Обязательна медицинская страховка . Ее стоимость на 30 дней около 300 рублей. Если Вы едете на своей легковой машине, то на границе необходимо приобрести международную автомобильную страховку, без которой Вас не пропустит финская таможня. Месяц страховки - 600 рублей.

Даже если вы живете за несколько сотен километров от границы, Вы можете сделать так, как сделал мой тульский коллега. Он оформил паспорт, получил визу, снял квартиру в Выборге и на «Газели» начал интенсивно ездить в Финляндию и в Тулу. Закончилось это печально, а может счастливо. Деньги он заработал и зарабатывает до сих пор, но со своей женой развелся, так как в процессе поездок нашел другую.

Каких только метаморфоз и комбинаций не происходит с товарами по пути к потребителю. Более всего меня потряс круговорот б/ушных электроплит в природе. В Финляндии, как ни странно нам это слышать, муниципалитеты проводят регулярные капитальные ремонты зданий. При этом на свалку ЗА ДЕНЬГИ вывозится всякое ненужное встроенное в квартиры рабочее оборудование: холодильники, стиральные машины, в том числе и электроплиты. Строители отдают плиты за 5-10 евро, а то и за блок сигарет.

Далее в Выборге доблестные представители солнечного Дагестана скупают плиты по цене до 800 рублей за штуку и везут к себе домой через Калмыкию, где еще два года назад меняли одну плиту на двух баранов, которых затем продавали в Дагестане, где закупали овощи и фрукты, которые везли в Питер или в Выборг, где все это продавали и на вырученные деньги опять закупали плиты, которые… и т.д.

Что везут в Финляндию? Водку, сигареты, бензин, деньги. Стоимость литровой бутылки водки или блока «LM» на финской стороне около границы примерно одинаковая и составляет 10 евро (в государственном магазине - до 30 евро), но нужно помнить, что полиция не любит такого рода торговлю и пойманных русских продавцов наказывает штрафом и лишением визы.

Литр 95-го бензина в Финляндии стоит примерно 1 евро, поэтому, если найдете финского партнера по бизнесу (если он, конечно, не миллионер), то смело можете предлагать бензиновый бартер. Как легенда среди пограничников ходит история о том, как несколько лет назад некий финский любитель дешевого русского бензина и водки с сигаретами умудрился девятнадцать раз за сутки пересечь границу. Везут в Финляндию и деньги. Для того, чтобы надежней хранились и приносили прибыль в зарубежном банке. Но это уже другая история.

Граждан бесплатно вывозят в Финляндию за сыром, а за услугу «просто пассажир» еще и доплачивают

Давно ли вы ели настоящий камамбер или дор-блю? Купить их в России проблематично, а ведь так хочется! Набирает обороты необычная услуга - бесплатные шоп-туры в финские супермаркеты. За услугу попросят сказать при выезде на таможне, что 45 кило еды в багажнике тоже принадлежат вам. А потом организаторы продадут их в России с наценкой.

«Туристам» выделят место в маршрутке, отвезут в Страну тысячи озер, высадят у магазина, а потом доставят обратно в Россию вместе с покупками.

Как все это происходит на практике и почему финны в шоке от поведения русских в их магазинах - в нашем материале.

Санкт-Петербург, площадь Восстания, 5 утра. Именно отсюда каждый день отъезжают сотни маршрутных такси в Финляндию. Большинство из них - туристические, они везут людей в Хельсинки. Но есть и другая, более любопытная категория перевозчиков. Конечная точка их маршрута - приграничные финские города Лаппеенранта и Иматра. Гости из России ездят туда совсем не за тем, чтобы полюбоваться красотами, а с вполне прозаичной целью - закупиться продуктами и бытовой химией.

Впрочем, рассказами о том, что жители Питера и окрестностей регулярно мотаются в Финляндию за вкусной и дешевой едой, никого не удивишь. Облегченные условия получения шенгенской визы и близость границы делают такой шопинг очень доступным. Дорога в одну сторону стоит не дороже 1000 рублей, можно найти дешевле - зависит от комфортабельности трансфера. Многие предпочитают пользоваться личным автомобилем.

Санкции, введенные против России, заметно увеличили поток наших граждан в супермаркеты ближайших европейских соседей. Заграничный сыр, молочка, мясные изделия, рыба, шоколад - все эти продукты не редкость на столах жителей Питера.

Но время идет, достойного импортозамещения так и не случилось, а каждую неделю затариваться едой в Финляндии стало затратно и физически, и экономически. Предприимчивые соотечественники и тут нашли выход. Некоторое время назад на рынке услуг в огромном масштабе расплодились предложения под названием «Бесплатные шоп-туры в Финляндию». В социальных сетях функционирует больше сотни групп, предлагающих бесплатно отвезти всех желающих в страну Суоми и обратно.

Что скрывается за этим явлением? Для начала достаточно совершить экспресс-путешествие по Интернету. Искать по ключевым словам «бесплатные туры в Финляндию», «бесплатно в Финляндию на один день», «бесплатный шопинг в Финляндии» и пр.

Организаторы привлекают клиентов как могут: «Мальчишки и девчонки, а также их родители, смелее вступайте в группу, веселые поездки в Финляндию абсолютно бесплатно!». В комментариях - огромное количество заявок с номерами телефонов и датами.

На редкие вопросы «а почему бесплатно, в чем подвох?» представители компаний отмалчиваются. Зато в личной переписке становятся более откровенными.

Действительно, поездка обойдется попутчику бесплатно. Но за это ему придется на границе «записать на себя» те товары, которые организаторы закупят для своих нужд. Именно таким образом на прилавки интернет-магазинов и городские рынки просачиваются запрещенные, но столь желанные продукты из-за бугра. В народе подобные шоп-туры прозвали «поездками за килограммы». По сути же это контрабанда - но под вполне законным прикрытием.


«На границе могут потрясти»

Зачем вообще нужны такие манипуляции с поиском попутчиков? Все просто. По существующим правилам в Россию разрешается однократно ввезти из Финляндии товары весом не более 50 кг и стоимостью не дороже 1500 евро на человека. Слишком мало для коммерсантов, реализующих санкционку на территории России. Превышение нормы оплачивается таможенными сборами, что сводит выгоду на нет.

Зато если набить микроавтобус парой десятков попутчиков, то можно бесплатно записать товар на них и вывезти в десятки раз больше. Главное, чтобы никто из пассажиров не раскололся, что покупки на самом деле не имеют к нему отношения.

Взамен за эту невинную ложь попутчику разрешается приобрести 5–8 кг товара действительно для личного пользования. Получается взаимовыгодное сотрудничество.

А многим шопинг и вовсе не нужен - они ездят, чтобы «откатать» визу. (Жители Петербурга имеют «льготные» условия получения шенгена через посольство Финляндии, но за это должны въехать в Суоми не меньшее количество раз, чем в другие страны. - Прим. авт.)

Сегодня этот способ экспресс-путешествий очень востребован у россиян. «Поездки за килограммы» пользуются большой популярностью у женщин, чьи мужья не имеют возможности в будни отвезти семейство в финский супермаркет. А ехать действительно лучше в будние дни, потому что в выходные на границе выстраивается огромная очередь из машин. Застрять в ней можно на 3–5 часов. Редко какой глава семейства захочет провести свой заслуженный уик-энд таким образом ради пары-тройки магазинов.

Организаторы, в свою очередь, обещают, что затея абсолютно безопасна для клиентов: «Кто ничего не нарушает, тому пугаться нечего». Отзывы клиентов это подтверждают.

Это безопасно, а если что-то непонятно, вам все объяснят, - рассказывает Светлана, одна из попутчиц «поездки за килограммы». - Единственное, мне было страшновато, так как за рулем была девушка. Она так гонит, что страшно из-за скорости. Но водители у них разные, можно выбрать мужчину. В Финляндию мы ездили с подругой, я купила все, что хотела. Нас высадили у магазина, потом забрали.

Компании с большим опытом даже могут позволить себе забрать каждого пассажира из дома, а в конце развезти по адресам. Перед началом поездки водитель проводит подробный инструктаж.

Во-первых, обозначает вес, который попутчик может закупить для себя, - как правило, это 5 кг. Во-вторых, подробно рассказывает, как вести себя с пограничниками. Если цель перевозчиков перевезти через границу набитый товарами микроавтобус, то главная задача таможенников - выбить из пассажиров признание в том, что покупки чужие. В ход они могут пустить разные психологические приемы, пугать задержанием и штрафами. Впрочем, если упорно твердить, что накупили 50 кг еды для себя, тещи, семьи двоюродной сестры и пр., то предъявить им будет просто нечего. Причем чужие сумки нести не придется - покупки остаются лежать в автобусе, но чеки на них записаны на имена путешественников.

Если закупщики приобретают исключительно продукты питания и бытовую химию, то их пассажиров вряд ли будут трясти на таможне - не тот объем, - объясняет один из опытных водителей, осуществляющий перевозки в Финляндию. - Совсем другое дело, если мы везем автомобильные шины - это тоже очень популярный бизнес. Вот тут могут возникнуть длительные задержки.

Дело в том, что люди, которые перегоняют шины для продажи в России, банально примелькались на границе. Когда ездишь по три-четыре раза в неделю, тебя уже узнают в лицо. И если с продуктами вопросов нет, то тут всем ясно, что везешь продавать. Доказать это практически невозможно, и таможенники это понимают. Но это не мешает им лишний раз потрясти наших попутчиков, заставить их писать объяснительные записки - авось кто-то расколется.

Именно поэтому опытные перекупщики, завлекая людей на бесплатные поездки, делают акцент на том, что везти будут не шины. И это существенное преимущество среди конкурентов.

«Шопинг русских выглядит так, будто люди приехали из голодного края»

В магазины в приграничных городках любители шоп-туров протоптали дорожки много лет назад. Существует четыре основных супермаркета, куда россиян свозят на закупки.

При въезде в Финляндию первым делом вам встретятся недорогие магазины Laplandia, Raja market и Disas Fish. В принципе их достаточно, чтобы забить холодильник популярными у туристов продуктами. Здесь все сделано для того, чтобы русские чувствовали себя как дома: оплата принимается в евро, рублях и долларах, можно увидеть объявления и описание состава на русском языке. Особенно смешит распечатанный на принтере русский плакат в туалете: «Ногами на унитаз не вставать! Опасно для жизни!!!» Практически все продавцы говорят по-русски - руководство специально нанимает переселенцев из России.


В Интернете даже можно найти путеводители по отделам с ценами и подробным описанием вкусовых качеств того или иного продукта. Семь дней в неделю магазинные парковки заставлены автобусами и машинами с русскими номерами.

Люди выходят из торговых залов с тележками, до отказа набитыми провизией. Некоторые магазины похожи на огромные склады: сотрудники даже не тратят время, чтобы разложить товар поштучно. Знают, что туристы из России отовариваются целыми упаковками. Со стороны это оставляет неоднозначное впечатление: шопинг россиян выглядит так, будто люди приехали из голодного края. С прилавков сметается буквально все подряд.

Магазины - это отдельное шоу, а наши люди в данном случае - печальное зрелище, - вспоминает экскурсовод Екатерина Зиновьева свой опыт «поездки за килограммы». - Все начинается еще с дьюти-фри на въезде в Финляндию. Машина заполняется ужасным запахом спиртного. Мои попутчики, незнакомые между собой люди, накупили алкоголя и теперь переливают его в банки из-под йогуртов и термосы. У меня просто шок!

Мне объясняют про ограничение на ввоз алкоголя. Поэтому требуется его замаскировать, а бутылки они сейчас же выкинут. Часть разлитого прячется в одежду, в лифчики, за пояса...

Впечатления о бесплатном шоп-туре в финский город Иматру Екатерина описала в своей книге «18+ странствий»:

«Почему в Питере покупка продуктов не выглядит так, словно люди приехали с голодного края, где в магазинах только морская капуста, я не знаю. Но в Финке все выглядит именно так: люди приехали из страны, где на прилавках ржавые гвозди да морская капуста, и за этим всем и то очереди. Омерзительно. Стыдно за своих. Стыдно наблюдать за ними.

Конечно, к нам такое отношение. Что еще могут думать о нас финны, когда ежедневно наблюдают странные сцены с продуктами на парковках своих супермаркетов?»

На лавочке в парке автор обнаружила надпись: «Русские, уезжайте домой». Что, конечно, довольно странно. Можно допустить, что сотни машин с российскими номерами на магазинных парковках действительно создают местным неудобства. Но при этом граждане РФ оставляют в магазинах такие огромные суммы, идущие в госбюджет, что финнам грех жаловаться.

Мы спросили у жителей приграничных городов: что они думают о нашествии ближайших соседей?

Мне лично все равно, приезжают русские или нет, - говорит Мария из Лаппеенранты. - Главное, что никаких дебошей на улицах нет. Все тихо и спокойно. Думаю, инфраструктуре Финляндии только лучше, если люди приезжают тратить деньги.

Нашлись и такие, кто относится к этому сугубо положительно.

Мне нравится, что русские едут к нам, в Иматру, на шопинг, - рассказывает инженер-механик Раймо. - Кстати, многие из них не только ради магазинов едут, но и снимают для отдыха наши коттеджи или останавливаются на выходные в спа-центрах. Я и сам почти каждую неделю езжу в Россию и покупаю топливо для машины, у вас оно существенно дешевле.

Да-да, сами финны тоже устраивают шоп-туры в Россию, например в Выборг. Правда, до «поездок за килограммы» они пока не додумались.

Большая часть вылазок связана с обслуживанием автомобилей. Покупка запчастей, шиномонтаж, замена масла, помывка и покраска машины в нашей стране обходятся гостям гораздо дешевле, чем на родине.

Также финны скупают русский алкоголь и сигареты. Несмотря на то что в последние годы цены на табачную продукцию у нас возросли в несколько раз, они все равно стоят существенно меньше, чем в Финляндии.

Финские женщины устраивают себе бьюти-туры: в русских салонах красоты цены на стрижки, укладки и маникюр-педикюр совсем крошечные. Да и качество, судя по отзывам, выше, даже в эконом-салонах.

«Финский сыр, унюхав, просили даже кошки»

А что везут наши соотечественники из Финляндии в Россию?

На первом месте, конечно, сыры, которые радуют и ценой, и вкусом. К примеру, килограмм маасдама в супермаркетах стоит около 7 евро - 420 рублей. Читаем отзывы:

«Идти после него в магазин за нашим не хочется вообще. Разница огромная. Не знаю, как описать вкус, но он изумительный! Сыр, унюхав, просили у нас даже кошки, хотя обычно они к сырам совершенно безразличны».

«Вкус немножко со сладкой ноткой, едва соленый, оставляет приятное сливочное послевкусие во рту... хочется смаковать и смаковать... очень люблю маасдам».

«Сыр с голубой плесенью у нас навечно пропал... а там есть, и отличный!»

На втором месте - мясные и рыбные продукты: ветчина, колбасы, сосиски и пр. За пачку вкуснейших сарделек весом 400 г придется выложить всего 1,5 евро.

Супермаркет «Disas fish» называют не иначе как рыбным раем и любимым магазином русских туристов. Оттуда везут самых разных жителей морей и океанов: соленых, сырых, копченных разными способами, с пряностями и без. От разнообразия икры разбегаются глаза.

«Такой вкусной рыбы я нигде не ела! И почему русские не научились так солить и коптить рыбу?» - риторически вопрошают туристы. Отсюда везут даже рыбные палочки, которые в России из-за состава лучше обходить стороной: «Рыбные палочки стоят 1,75 евро за 700 г в пачке - и при этом там действительно кусок рыбы, а не перемолотая каша».

Тележками скупают сладости - ассортимент шоколада поражает воображение количеством разнообразных начинок. Не обходят стороной стеллажи с чаем и кофе. Иногда продукты сметаются с такой скоростью, что мерчендайзеры не успевают восполнить запасы - и следующую партию посетителей встречают пустые полки.

Всегда большой интерес вызывают прилавки с витаминами: их здесь много и по мизерным ценам.

У северных соседей россияне закупаются не только санкционными, но и вполне доступными в нашей стране товарами. Дело в том, что продукция одной и той же фирмы в России и Финляндии может существенно отличаться по качеству. К примеру, из супермаркетов упаковками вывозят моющее средство.

Если верить отзывам, финский вариант средства для мытья посуды кардинально отличается от нашего по густоте и экономичности использования: «Он пенится в два раза больше! А одной бутылки хватает на 4 месяца, и не надо его «лить», как наш отечественный».

Большим спросом пользуются жидкие стиральные порошки - за 150 рублей получаешь отменное качество и приятный запах белья после стирки.

Также сограждане ездят в супермаркеты в надежде поймать удачу за хвост. В России игорный бизнес вне закона, а в Финляндии игровые автоматы в магазинах - обычное дело. Вот и пытаются российские бабушки и дедушки выиграть в них прибавку к пенсии.

К слову, в самой Финляндии игромания, особенно среди пенсионеров, стала серьезной проблемой. Пожилые финны очень подвержены этой напасти и могут сутками пропадать у автоматов в надежде сорвать джекпот. А еще они скупают лотерейные билеты в киосках, причем отдают за них большие суммы. При этом отличие финской системы игровых автоматов от российской в том, что она была создана для сбора средств социальным организациям. И по сей день доход от них идет на благотворительность.

А вот безалкогольные напитки в финских супермаркетах дорогие. Однако цену можно снизить за счет аппаратов по приему банок и бутылок, которые стоят у входных дверей. Собранное отправляется на переработку. Функционирует агрегат очень просто: кладешь в него тару, взамен получаешь чек эквивалентом около 20 центов. Его можно либо обналичить на кассе, либо использовать в качестве оплаты покупки.

Нюанс - аппарат принимает только финскую упаковку, а принадлежность к стране определяет по штрихкоду. Периодически гости пытаются затолкать внутрь бутылки российского происхождения и каждый раз терпят поражение. Неудача обескураживает: жалко, что ли, как будто природа ближайших соседей не нуждается в сохранении?

Постоянные покупатели считают, что финны просто не справятся с объемами, если позволят русским сдавать свою посуду. «Зная наших туристов, и особенно тех, кто ездит в Финляндию за закупками в оптовых масштабах, народ поедет с багажниками, битком набитыми этими бутылками... Видимо, финны не готовы бороться еще и за нашу экологию».

«Тушканчики и помогайки»

Многие попутчики «за килограммы» признаются, что «сырно-мыльные» поездки очень выматывают. Судите сами: у вас ограничение на вес покупок и на время нахождения в магазине, водители часто лихачат, чтобы успеть обернуться туда-обратно как можно скорее, вы можете надолго застрять на границе, если ваша компания вызовет подозрение... Но ничего такого может и не случиться - и поездка получится комфортной и полезной.

Туристы из России, мотающиеся в шоп-туры, часто считают, что организаторы чуть ли не одолжение им делают, выделяя место в салоне авто. «Возьмите нас двоих бесплатно. Буду благодарен за проявленную доброту!» - такие комментарии можно увидеть на тематических сайтах.

Между тем уже много лет существует определенная категория людей, которые зарабатывают на услуге попутчика неплохие деньги. Их называют «тушканчиками» или «помогайками», а обитают они в окрестностях нашего российского Выборга, от которого рукой подать до границы.

Эта история уже никак не связана с продуктами. Услугами «тушканчиков» пользуются предприниматели, вывозящие из Финляндии на запчасти и продажу б/у бытовую технику, которую финны продают за копейки, а то и вовсе выбрасывают на помойки. На границе они сталкиваются все с той же проблемой: ограничение по весу. Зато если в машине сидят еще и условный брат с женой, утверждающие, что везут холодильник и плиту себе на дачу, то доплачивать за перевес не придется.

От властей «помогайки» не скрываются: в местных газетах в разделе бесплатных объявлений можно найти десятки предложений, которые так и называются: «Пассажир в Финляндию».

Можно сказать, что это новая профессия, доход от которой является для человека основным заработком. В большом количестве «тушканчики» встречаются на трассе, ведущей в Финляндию: они стоят с табличкой, на которой маркером написано «есть виза».

Понятно, что занимаются этим чаще всего малообеспеченные люди. Очень многие работают по традиционному для нашей страны графику с двумя выходными в неделю. За каждую ходку пассажиру платят от 700 до 1000 рублей. В среднем за месяц можно заработать 15–20 тыс. рублей - просто за то, что составляешь компанию водителю в дороге. А если услуги оказывают супруги (что действительно практикуется), то семейный заработок увеличивается вдвое.

Исследователи рынка считают, что бесплатные шоп-туры со временем сойдут на нет. Сегодня объемы этого бизнеса таковы, что в крупных городах через Интернет можно без проблем купить запрещенные продукты с минимальной наценкой. Возможно, в будущем людям станет лень тратить сутки на поездку и они предпочтут заплатить чуть больше, зато получить товар с доставкой на дом.

Однако на сегодняшний день спрос на «поездки за килограммы» огромный. И пусть экономия от цены на билет выходит максимум 1,5 тыс. рублей, россияне с радостью тратят эти сбереженные деньги на сыры, сладости и прочие запретные для нас «плоды».

Честный, трудолюбивый, молодой и здоровый в поисках сезонной работы… Казалось бы, этих условий вполне достаточно для того, чтобы вызвать интерес как минимум у нескольких потенциальных работодателей. Это миф. И стоит только выйти на рынок труда в качестве соискателя, как тут же становится ясно: очереди из желающих оценить ваше трудолюбие и честно его оплатить почему-то не наблюдается.

Зато, как правило, быстро находится какой-нибудь посредник, предлагающий решить все ваши проблемы за небольшую (или большую) сумму. Это тоже миф. По крайней мере, наполовину. То есть расстаться с деньгами придется в любом случае. А вот, что вы получите в обмен на эту сумму? Вот пример реальной переписки на одном из форумов . (Грамматика откорректирована).

saq888: Кого интересует работа по уборке клубники в Финляндии? Заявки на работу нужно подавать до конца января. Работа по уборке клубники, 8 часов с перерывами, собираем на килограммы. В среднем собирают за мес 1500€, если не будут брать налоги может быть и больше. Остальное отвечу в личке. Не кидалово, реальный адрес финской фермы.

Мы не утверждаем, что все посредники работают именно так. Многие фирмы не просто продают адреса, а действительно подбирают место работы и даже обеспечивают трансфер. Стоимость услуг таких посредников может достигать 300 евро. Возможно, кому-то спокойнее, если всю подготовку к работе кто-то сделает за них. Но далеко не каждому жжет карман лишняя сотня европейских денег. Особенно это касается студентов — ведь работа «на клубнике» интересует в первую очередь именно молодежь. Реально ли уехать на лето в Финляндию самостоятельно и вернуться оттуда с хорошим заработком — об этом мы говорим с предпринимателем Марком Мелентьевым. Его новый проектбесплатная программа Letowork . Она состоит из серии бесплатных обучающих вебинаров для тех, кто хочет поехать на работу в Финляндию, но при этом не хочет платить посредникам. Создатели программы сами неоднократно работали в этой стране и готовы делиться собственным опытом.

Я сам впервые поехал «на клубнику», когда был студентом, в 2005 году. Тогда пришлось отдать за приглашение, полученное через друзей друзей, всю стипендию, несмотря на то, что торговались изо всех сил. Мы с приятелем совершенно не знали, как вести себя и что делать, поэтому нарушили все возможные правила. Добирались автостопом, с 50 евро на двоих, словом, это было эпическое путешествие, но и прекрасный опыт тоже. Потом я стал ездить каждый год. И столкнулся с тем, что если ты не попадаешь на предыдущую ферму или не хочешь туда попадать, то в попытках найти работу в другом хозяйстве все равно выходишь на посредника. Через эту стену достаточно проблематично прорваться. Там сложилась своя технология. Этому, кстати, способствуют плохая информированность и множество мифов, в которые охотно верят те, кто в Финляндию еще ни разу не ездил.

Миф № 1: На эту работу берут только тех, кто имеет финские корни. Это уже давно не так. Подобная информация — отголосок 90-х, когда действительно существовал такой подход. Современных фермеров больше волнуют трудоспособность и мотивированность потенциального работника.

Миф № 2: «Клубника» — работа для молодых. Это правда только отчасти. На самом деле не столько молодых, сколько здоровых и выносливых. Поймите правильно, это действительно очень тяжелый труд. Первые несколько дней будет болеть все, что только может болеть у человека. Работать придется и под солнцем, и под дождем. Поэтому возрастные ограничения могут быть только с физической формой человека. У финнов есть определенное видение — предпочтительны работники до 50 лет. Старше — не то чтобы нельзя, не рекомендуется, потому что возможны нюансы со страховкой. Человек едет работать, там большие физические нагрузки, и надо обладать крепким здоровьем. Поэтому мы тоже поставили диапазон «до 50 лет».

Миф № 3: «На клубнике» можно заработать бешеные деньги! (Вариант: Ничего не заработаешь, хорошо, если окупишь дорогу!) Да, здесь есть момент везения: урожайный год или нет. Но все остальное зависит от работника. Во-первых, от его трудолюбия. А во-вторых, от того, готов ли он экономить на посредниках. И, в-третьих, от правильно оформленных документов. Сейчас средняя сумма, которую человек отдает посреднику, 50-200 евро, в зависимости от вида деятельности. Если речь о клубнике, то можно уложиться в 100 евро. С нынешним курсом, это если посчитать, от 4 до 8 тысяч рублей придется платить только за то, чтобы получить приглашение. И, естественно, потом эти деньги придется «отбивать». На самом же деле, оформление всех необходимых документов самостоятельно обходится в 10 евро. Есть еще один важнейший момент — сейчас финны снизили налог для работников из других стран. Вместо 35% можно платить всего 2,5. Разница колоссальная! Но для этого необходимо определенным образом оформить бумаги. Одна ошибка — и вы заплатите налог наравне с резидентами.

Мифы можно перечислять бесконечно, и я, признаться, не вижу в этом смысла. С большим удовольствием мы расскажем о том, как обстоят дела в реальности.

Есть очень важный аспект: люди не попадают на желаемую работу в Финляндию, потому что не знают, как нужно общаться с финнами. Финны — коммерсанты, это надо понимать. У них мышление другое, не такое, как у соискателя. Вот есть у него есть определенная потребность, допустим, нужны 40 человек, чтобы собрать клубнику в сезон. И фермеру абсолютно все равно, кто это будет. Главное — молодые, выносливые, трудолюбивые и честные, которые просто выполнят работу. Без проблем с алкоголем и законом. И все! Поэтому на моменте поиска главное, чтобы человек работал с финнами по финским правилам. А чтобы найти точку соприкосновения с потенциальным работодателем, нужно сделать все по определенному алгоритму. Мы объясняем, как. Подчеркну еще раз: мы не посредники! Более того, у посредничества есть еще один отрицательный момент.

Логика финнов проста: если ты меня нашел и грамотно попросил взять тебя на работу, значит, ты замотивирован и работать действительно хочешь. Вот приходит посредник и говорит: «У меня есть 40 человек, которые вам нужны!» Тут возникает вопрос: «А хотят ли они работать? Почему они идут через посредника, а не обращаются сразу ко мне?» А они обращаются через фирму, потому что просто не знают, как можно сделать иначе.

Мы создали свою базу финских ферм. Она пока не полная, но постоянно дорабатывается, и мы хотим в перспективе охватить всю Европу. У нас есть все контакты, их можно получить на нашем вебинаре , повторюсь, бесплатно. И мы хотим, чтобы последнее слово оказывалось за соискателем, а не за посредником. При этом не связаны с работодателями, и ничем им не обязаны. В режиме онлайн вы регистрируетес ь и смотрите онлайн наши видеообращения. А мы рассказываем, что такое Финляндия, как туда попасть, какие есть хитрости, необходимые вещи, что необходимо сделать, как обойти возможные ловушки. Словом, даем комплекс знаний, необходимый для того, чтобы за 10 евро человеке смог получить несколько предложений работы и мог выбрать наиболее подходящее.

Представляете, это как работорговля была, а потом — раз! — и отменили! При этом человек, во-первых, экономит на посреднике, во-вторых, делает все по правилам, и в-третьих, получает опыт. На такую работу должны ехать молодые, сильные, активные люди, которым нужны деньги. И очень обидно, если они не попадут в Финляндию только из-за языкового барьера или бюрократии — а она там такая, что вам и не снилась! Так что это работа с внутренней культурой и хороший шанс для Карелии.

Безусловно, у нас есть свой интерес. Он — в конкретном портфолио. Если мы сделаем эту программу, то сможем заявить о себе, и это поможет реализации других амбициозных проектов. Это наш вызов: показать, как нужно делать.

Рекомендуем почитать

Наверх