Какие планы после окончания универа. Мои профессиональные планы после окончания учебного заведения

Трудовые отношения 06.06.2020
Трудовые отношения

В преддверии нового учебного года мы поинтересовались у студентов нашего вуза, что их волнует. И вот какие ответы мы получили

Оксана Кузнецова, ФЭСТД

— Почему ты поступила на свой факультет?

— Эта специальность меня привлекает, здесь можно развивать свои творческие способности. Стать квалифицированным специалистом, кроме того у нас хороший и дружный факультет.

— Хорошие, добрые преподаватели, которые профессионально преподносят информацию. Но система самого образования мне не особо нравится. Весело на парах. Нравится то что, университет часто проводит различные развлекательные мероприятия и поддерживает стимул в участии поощрении. Иногда преподаватели нашей кафедры идут нам на встречу.

— Как я уже говорила ранее, стать квалифицированным специалистом и получить хорошо оплачиваемую должность. Реализоваться как дизайнер. Создать новые направления в дизайне интерьера.

— Твои планы на будущее?

После окончания университета, я хочу сразу устроится на работу по специальности(дизайнер интерьера). Обеспечить себя по жизни, жить в достатке. Стать знаменитой, успешной, в плане карьеры. Завести семью, детей, дом, купить дорогую машину. Обеспечивать в дальнейшем родителей. Хочу путешествовать по миру, обнаруживать неизведанные края и тд.

Александр Пак, МСФ, КТОМП

— Не жалеешь, что поступили на свой факультет, если да, то почему?

Нет, не жалею. Мне очень нравится наш университет, и свой факультет. Здесь дают хорошее образование лучше чем в других вузах. А еще я нашёл много друзей.

— Что тебе больше всего нравится в учебе?

— Различные соревнования.

— Какие у вас цели в отношение карьеры?

— Заработать деньги. Стать успешным человеком.

— Твои планы на будущее, после окончания вуза?

— Пойти в армию, а потом идти работать на завод. Потом купить дом, машину, ездить на море и в разные страны.

Яна Витязева, ФЭУ, специальность «Прикладная информатика»

— Почему ты выбрала свой факультет?

— У нас дают хорошее образование.

— Что тебе больше всего нравится в учебе?

— Больше всего мне нравится то, что есть возможность проявить себя, к примеру, выступления на конференциях с докладами или сообщениями. Также проявить себя с творческой стороны. Так как есть КДЦ.

— Каких целей ты хочешь добиться в карьере?

— Пока основной целью является получить высшее образование, а дальше думаю работать по специальности. Возможно, даже работать на более высоких должностях.

— Хочу посмотреть мир, попутешествовать. На самом деле планов нет, но это первое что в голову пришло. Скорей всего как у обычной девушки, завести семью дом машину, помочь родным, побывать в разных городах.

Сергей Иванов, электротехнический факультет

— Не жалеете ли вы, что поступили на свой факультет, если да, то почему?

— Ни сколько. На других факультетах мне банально нечего делать. Плюс номер группы нравится.

— Какие у тебя цели в отношении карьеры?

— Работать по профессии, разрабатывать приложения, программы, игры, и потом получать много- много денег.

— Твои планы после окончания вуза?

— Первое – это, конечно, найти хорошую работу, с большим доходом. Второе – обеспечить себя всем, чем можно. Третье – купить хороший игровой компьютер и играть на нём в игры. Хочу побывать в Японии, и посмотреть на последние изобретения, может и себе что то купить.

Александра Коновалова, специальность «Реклама и связи с общественностью»

— Почему ты поступила на эту специальность?

— Нам дают хорошее образование, все доступно и понятно, интересно. Преподаватели отзывчивые, и если что помогут. Только вот обучение дорогое.

— Что тебе больше всего нравится в учебе?

Мне нравится то, что практики больше чем теории. Набираешь хороший опыт, а ещё нашла много друзей. У меня весёлые одногруппники.

— Каких целей ты хочешь достичь в карьере?

— Через несколько лет я вижу себя максимально эффективным сотрудником в хорошо организованной компании. Я планирую развивать свои навыки, продолжая приносить пользу в своей профессии.

— Что ты будешь делать после окончания вуза?

— Если получится, уеду в другой город и буду там работать по специальности. В мои долгосрочные планы входит развиваться вместе с компанией, где я буду работать, обучаться, расширять свои обязанности и привнести этим в свою компанию максимально большую пользу.

Валерий Муратов, Василий Коренев

Фабрикой по производству элиты. С какого-то момента они стали просто поводом не идти в армию и еще пять лет провисеть на шее у мамки. В любом случае, университет навсегда изменяет жизнь человека и швыряет его в неожиданные стороны. Так что некоторые вещи можно понять только спустя годы после получения диплома. Мы вспомнили 10 самых ярких примеров из этого списка.

Тебя здесь ничему не научили

Спустя годы после того, как получен диплом, ты отчетливо понимаешь, что тебя вообще ничерта не учили ничему полезному. Пять лет времени - просто в труху. Когда крестили Русь? Какой алгоритм у этого (ну как там его)? Как заполнить налоговую декларацию (камон, ты же отучился на экономиста)? Временами вообще кажется, что ты просто вышел из школы, провел пять лет в кутеже и половых излишествах, а всего, что знаешь, достиг сам, благодаря самообразованию.

Тебя научили такой массе вещей, что иногда тошно

И в то же самое время, твоя голова полна немыслимым количеством информации, которая всплывает то тут то там, без повода и нужды. Внезапно ты вспоминаешь такие детали из университетского курса, что становится тошно. Пытаясь найти ключи и вспоминая, куда с ними ходил, ты вдруг осознаешь, что точно помнишь имя нациста, который спасал китайцев во время Нанкинской резни. Зачем это тебе сейчас, какой вообще прок от этих знаний?

Друзья, оставшиеся с вуза, - самые лучшие и близкие

В вузе ты выбрал друзей не из-за того, что прикован с ними к одной рабочей галере и не потому что вы живете в одном дворе. Здесь ты нашел товарищей по общим вкусам, жизненной позиции и интеллектуальному уровню. Определенно, с ними тебе лучше и интереснее всего. Тем более, у вас остался миллион историй о совместной учебе и веселье.

Ты понятия не имеешь,
кто на самом деле твои бывшие однокурсники

Встретившись со старыми однокурсниками спустя годы, ты понимаешь, что вообще не имеешь понятия о том, кто они и кем были. Половина имен и фамилий одногруппников забудутся через год после получения диплома. Люди, которых ты считал скучными занудами, окажутся неплохими парнями, некогда веселые кореша - мрачными прохиндеями, а у остальных, кажется, то ли деменция, то ли шизофрения.

Твой любимый препод, который нравился тебе за экспрессивную подачу - обыкновенный фрик

В какой-то момент приходит осознание того, что Карл Иванович, на пары которого ты ходил как в кинотеатр - разлечься и запастись новыми веселыми историями - на самом деле, просто адский фрик. Или алкоголик, или психопат, который не понимает, где находится. Или все сразу. Именно этим объясняется его экспрессивная подача материала и изощренная красноречивость.

Секс, наркотики и рок-н-ролл не прошли для всех просто так

Одна из побочных функций высшего образования - , чтобы к выходу во взрослую жизнь молодой организм уже подустал от развлечений и быстрее взялся за ум. Но сделать это без излишеств не получается. Уже после выпуска среди всего потока обязательно окажется драгдиллер или просто серьезный криминальный элемент, а самая горячая красотка обязательно окажется матерью пяти детей - и каждый от разных отцов. Иногда будет ощущение, что ты провел пять лет в гетто, а не на престижном факультете.

Тебе до сих пор снится один и тот же кошмарный сон

Это смешно и глупо, но в твоих снах университет навсегда оставит один и тот же повторяющийся кошмар. Будильник не прозвенел, ты опаздываешь на экзамен, к которому не готов, а если не сдать его, то тебя обязательно отчислят. Ты обречен. Те, кто прошел еще и аспирантуру, видят такие сны в совершенно инфернальном и болезненном виде.

То, что ты работаешь по специальности,
большинству кажется каким-то чудом

Правда, касается это только гуманитарных специальностей. Работаешь дизайнером после учебы на дизайнера? Пишешь статьи, отучившись на журналиста? Стал успешным детским психологом, получив диплом на соответствующем факультете? Среди преподавателей и бывших одногруппников о тебе будут слагать легенды. Ты можешь стать последним огнем надежды для тех, кто работает охранником в супермаркете, отучившись на философском.

Преподы - не такие уж тираны и фурии.
Просто у них скотская жизнь

Теперь-то ты понимаешь, какая, на самом деле, скотская жизнь у преподавателей и сколько ужасного в ней когда-то было именно из-за тебя. Их удел - мизерные зарплаты и работа, половина которой - попытка что-то объяснить макакам в вольере, и еще половина - бумажная изматывающая рутина. Неадекватное или тираническое поведение преподавателей - это просто попытка удержать иллюзию контроля над хаосом и прогнать жестокую хандру.

Вуз научил тебя «не тем вещам»,
и они приносят больше пользы, чем реальные знания

Говард Маркс собственной персоной

Один из крупнейших наркобаронов 1970-х, в своей автобиографии рассказал очень дельную вещь. Он отучился на философском факультете, написал диссертацию и бросил ее ради более прибыльного дела - поставок гашиша из Голландии. Спустя годы к нему пришло осознание того, что именно аспирантура научила его всему тому, что сделало его успешным наркобароном. Речь идет об умении давать взятки, лгать как на духу, выцеплять стукача с первого же взгляда и понимать, когда тебе вешают лапшу на уши. Ты, конечно, не Говард Маркс, но в универе тоже наверняка научился сомнительным вещам - и вот они-то помогают тебе в жизни гораздо больше, чем пары по истории или астрофизике.

Московский государственный строительный университет (МГСУ) - головной вуз России в области строительного образования, который за годы своего существования выпустил 110 тысяч высококвалифицированных инженеров-строителей. В Москве, наверное, нет ни одной стройки, где бы не работали выпускники этого университета. Считается, что каждый третий инженер в строительстве - выпускник МГСУ.

О практических результатах научной деятельности университета и о сотрудничестве строительного вуза с градостроительным комплексом Москвы в сфере подготовки профессиональных кадров в интервью Порталу Стройкомплекса рассказывает Валерий Теличенко, возглавлявший МГСУ на протяжении десятилетия, а теперь занимающий пост президента этого высшего учебного заведения.

Валерий Иванович, поздравляем Вас с новой почетной должностью. Расскажите о том, решением каких проблем теперь будете заниматься в вузе?

Я в университете прошел все ступени роста: был студентом, научным сотрудником, преподавателем, заведующим кафедрой, проректором, ректором и вот теперь президент. Эта должность не так давно введена в вузах. Думаю, она подходит для тех людей, которые в силу своего возраста в соответствии с законодательством должны покинуть должность ректора, но в силу своего профессионального опыта могут еще быть полезны. Круг обязанностей президента - стратегическое развитие, представительство во внешней среде, развитие связей с отраслью, с государственными структурами и бизнесом, плюс, конечно же, это работа в вузе по решению различных задач. При этом руководителем все-таки является ректор, и он несет полную ответственность за состояние дел.

В 2010 году МГСУ присвоен статус национального исследовательского университета. Как изменился вуз с того времени?

Идет уже пятый год реализации программы. Я считаю, что получение статуса национального исследовательского университета - очень мощный шаг МГСУ вперед, он позволил нам войти в число ведущих вузов России, получить финансовую поддержку правительства, создать мощную базу научных исследований. А научные исследования - это значит современное образование. Модель обучения в вузе подразумевает, что надо создавать новые знания и внедрять их в учебный процесс, а ученики понесут эти знания дальше. Это очень длительная процедура, но в этом и состоит задача университета.

Строительство - наукоемкое направление деятельности, и мы пошли по этому пути. За это время в университете был создан целый ряд лабораторий. Таких, в которых занимаются разработкой новых строительных материалов и технологий, аэродинамическими исследованиями строительных конструкций. Мы создали центры различного назначения: пожарной безопасности, светопрозрачных конструкций, энергоэффективности, геотехники (исследования грунтов под строительство), интеллектуальных технологий управления зданиями, компьютерного моделирования - через него, кстати, прошли все объекты сочинской Олимпиады на предмет их безопасности.

Эти лаборатории - основа научно-производственной деятельности вуза: мы заключаем договоры с реальными строительными организациями на проведение определенного вида исследований.

- Какие конкретно технологические разработки ведутся?

Например, сейчас мы разрабатываем новые дорожные покрытия с привлечением центра нанотехнологий. Это реальный материал, который может повысить износостойкость дорожного покрытия в разы, избавиться от колейности. Наши специалисты работают над новыми строительными материалами - уже получен прозрачный бетон, например, который может использоваться в оформлении фасадов. Может, это и экзотика, с Вашей точки зрения, но это совершенно новый материал с новыми свойствами.

- Насколько востребованы ваши разработки у строительных компаний?

Многие за долгие годы привыкли восхищаться научными разработками других стран. Наш университет сумел преодолеть научно-техническую отсталость. Теперь главная задача - запустить наши разработки в дело, а это уже обоюдный процесс.

Очень часто многие строительные организации не стремятся к использованию отечественных новых технологий, считая, что проще купить новое за рубежом, чем вкладывать деньги в университет. Эту позицию необходимо преодолеть: нужно вкладывать деньги в свой вуз, в молодежь, в своих сотрудников. И тогда произойдет развитие всей строительной отрасли.

Вы, наверное, знаете, что в Коммунарке (Новомосковский административный округ) для Московского института стали и сплавов (МИСиС) будет создан учебный кластер с кампусами для проживания, учебными корпусами и лабораториями. Есть ли у МГСУ потребность расширять свои площади? Рассматриваете ли Вы «новую Москву» как возможную площадку для развития?

У нас скорее есть планы по концентрации всех корпусов МГСУ на одной площадке. Наш университет располагается в Москве на десяти площадках. Поэтому мы ведем работу по концентрации наших сил - студентов и преподавателей - на Ярославском шоссе, 26. Здесь большой участок земли - 60 гектаров, - на котором еще можно построить новые корпуса, учебные лаборатории, общежития, может быть, даже жилой дом для профессорско-преподавательского состава. Это примерно 80 тысяч квадратных метров новых зданий. Поэтому мы говорим о консолидации. Если некоторые вузы, как МИСиС, планируют строить новые корпуса на совершенно новой площадке, то у нас здесь, на Ярославском шоссе, достаточно всего: земли, инфраструктуры, чтобы собрать весь университет.

- Это пока только планы или реализация проекта уже идет?

Эта градостроительная концепция докладывалась президенту России Владимиру Путину, когда он посещал наш университет в августе 2012 года. Думаю, в этом году мы уже выйдем на уровень министерства и правительства РФ, которые должны утвердить эту концепцию постановлением. И тогда, вероятно, к столетию МГСУ в 2021 году эти планы будут претворены в жизнь.

Мы планируем вводить свои разбросанные по всей Москве здания общей площадью почти 250 тысяч квадратных метров в хозяйственный оборот. Они будут переданы инвесторам, которые в свою очередь профинансируют строительство корпусов на Ярославском шоссе. Оценивается этот проект в семь-восемь миллиардов рублей.

- У Вас есть данные о том, сколько выпускников остаются работать в отрасли по окончании вуза?

Наши студенты получают около трех тысяч дипломов в год по различным формам обучения. Не могу сказать, что мы можем обеспечить трудоустройство 100% выпускников. Но в университете есть программы содействия трудоустройству: это и помощь через попечительский совет (куда входят крупные строительные компании. - Ред.), и организация ярмарок вакансий для студентов, работает и специальное кадровое агентство строительного комплекса и архитектуры МГСУ, сокращенно - КАСКА.

Строительные организации охотно берут на работу наших выпускников. Процент трудоустройства по специальности, по данным КАСКА, около 85%. Это очень хороший показатель, на мой взгляд.

В 2013 году в МГСУ запущен пилотный проект «Прикладной бакалавриат», который предполагает, что стажировка студентов в строительных компаниях займет значительную часть учебного времени. Расскажите об этой новой форме обучения.

Я считаю, что профиль нашего вуза наиболее соответствует практикоориентированной подготовке специалистов. Университет готовит высокопрофессиональные и наукоемкие кадры, но нужны и такие работники, которые придут завтра на стройки, наденут телогрейку, каску и будут выполнять весь комплекс работ именно на стройплощадке. Наша задача - подготовить в рамках программы «Прикладной бакалавриат» таких специалистов. Эта дисциплина подразумевает постоянную практику, постоянное взаимодействие со строительными организациями и производствами, которые работают в реальном секторе экономики.

Мы взаимодействуем с реальным сектором экономики всю историю развития строительной отрасли, но прикладной бакалавриат подразумевает, что специалистов университет и организация готовят совместно. И, конечно, желательно, чтобы организация готовила в основном своих будущих сотрудников.

- Сколько времени в учебном процессе прикладных бакалавров занимает практика?

Вообще студент после каждого курса проходит различные виды практики: учебно-геодезическую, учебно-производственную, технологическую и преддипломную. Специальность «Прикладной бакалавриат» подразумевает, что студент будет проходить производственную практику после каждого курса. Получается, что за четыре года 25 - 30 недель отводится под практику на производстве.

Это не новая модель. Например, в Германии это так называемая дуальная система - когда студент учится и работает. У нас пока не выработана определенная позиция - как проводить производственную практику: ударно, когда студент отучился два года, а потом идет на полгода на практику, или весь учебный процесс чередовать учебу с практикой. Мы сейчас вырабатываем учебную модель этой дисциплины.

- Существует ли проблема устройства студентов на практику?

Я не могу сказать, что это проблема. Объем строительного рынка в Москве большой, и мы ищем те организации, которые готовы взять студентов, помочь ребятам зарабатывать деньги, наработать опыт. Сегодня мы не замыкаемся только Москвой. У нас очень серьезные взаимоотношения с Росатомом. На многие объекты по строительству атомных станций отправляем целые отряды студентов, например, на Нововоронежскую атомную станцию. Ребята приезжают оттуда в восторге. Человека, побывавшего на такой стройке, уже никогда не заманить другой профессией. Некоторые вещи не может создать никто другой, кроме строителя. И практика в этом и должна заключаться - помочь человеку понять, что строительство - это его призвание.

Строительные организации берут ваших студентов на практику, а как вы можете помочь строителям повысить их квалификацию?

У нас существует отдельный институт дополнительного профессионального образования, где специалист может, по сути, повысить свою квалификацию. Через этот институт в год проходит более трех тысяч специалистов. Это не так уж и много. И мы заинтересованы в том, чтобы строительные организации направляли на повышение квалификации больше специалистов. Мы готовы к этому, у нас есть для этого научно-техническая база. Это важный элемент сотрудничества университета со Стройкомплексом Москвы.

Алена Терновая, собственный корреспондент

Другие материалы по теме

Школа-интернат на новой территории Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

Практические навыки ценятся больше, чем теоретические, красный диплом — вовсе не гарантия успешного трудоустройства, а хорошее знание английского станет весомым плюсом для соискателя. Главные работодатели Красноярска делятся секретами: что делать студенту, чтобы после окончания вуза быстро найти хорошую работу.

Проявляйте настойчивость, мыслите нестандартно

Андрей Руппель, директор по персоналу Красноярского алюминиевого завода компании РУСАЛ

— Самое главное, что стоит понимать каждому студенту: трудоустройство после окончания вуза — это исключительно его забота, никто не принесет вам работу «на блюдечке». Поэтому нужно сделать все, чтобы работодатель знал тебя, хотел видеть сотрудником компании. Для этого есть два пути.

Первый — еще во время учебы определиться, куда и как ты хочешь развиваться и очертить пул компаний, отвечающих этим целям. Наладить с этими компаниями контакт — попасть на практику и зарекомендовать себя как перспективного работника. Приглашение в штат для такого соискателя не заставит себя ждать. Стажировка важна еще и потому, что позволяет в самом начале понять, правильный ли выбор сделан — будет ли эта работа любимой, приносить моральное удовлетворение.

К слову, с 2012 года в компании РУСАЛ работает программа подготовки квалифицированного кадрового резерва. В СФУ сформированы целевые группы по направлению «Металлургия», компания сопровождает таких студентов и выплачивает им корпоративную стипендию. Зачисление в группу практически 100% гарантирует попадание в штат компании.

Путь второй больше подходит для тех, кому практика на предприятии недоступна — к примеру, человек учится в педагогическом университете и вдруг понимает, что хочет стать металлургом. В этом случае нужно мониторить вакансии на сайте компании, отправлять свое резюме или лично обращаться в отдел кадров. Отказ — не повод опускать руки. Любая компания — это «живой организм», одни увольняются, другие — приходят. Главное — попасть в базу предприятия и тогда при наличии вакансии тебя могут пригласить на работу.

Важный этап — собеседование и первые месяцы после трудоустройства. Нужно трезво оценивать свои возможности, нередко приходят студенты, уверенные в том, что они все знают и умеют. Открытость ко всему новому, принятие корпоративной культуры предприятия, умение быть «нестандартным в стандартном»: улучшать работу, видеть потери и возможности их восполнения — эти качества оценит любой работодатель.

Подкрепляйте теорию практикой, не стройте иллюзий

Марина Тишковская, начальник отдела розничных продаж «Лизинговой компании «Дельта»

Общие рекомендации — во время учебы подкреплять теорию практикой, самостоятельно выполнять все курсовые работы, а не списывать их из интернета. Отличник — это всегда прекрасно, но далеко не всегда это залог отличного уровня знаний.

Нередко отличники — это «зубрилки» , которые выучили, сдали и забыли. Трудно переоценить пользу от ежегодной производственной практики — она позволяет применить и закрепить теоретические знания. Без этих навыков сложно влиться в рабочий процесс предприятия. Рекомендую начинать стажировку с 1-го курса, ежегодная практика на разных предприятиях даст разный взгляд на одни и те же процессы — это бесценный опыт. Безусловным плюсом будет совмещение учебы и работы, но делать это стоит не раньше, чем после 3-го или 4-го курса. Именно к этому времени в вузе пройдена большая часть фундаментальных наук, без знания которых трудно освоить специальные дисциплины и есть риск запустить учебу. Если позволяют время и деньги, можно и нужно изучать языки, проходить дополнительные тренинги, расширять свой кругозор.

Обязательно готовьтесь к собеседованию и адекватно оценивайте себя. Вы — начинающий специалист, не стоит строить иллюзий относительно высокого заработка. Основная задача на первом рабочем месте — набраться максимального опыта и закрепить теорию практикой. Дайте понять потенциальному работодателю, что не боитесь трудностей и всегда готовы искать выход из сложившейся ситуации.

Работайте над портфолио, учите английский

Антон Шаталов , главный архитектор института «Красноярскгражданпроект»

— Оценки в дипломе никому не нужны и не гарантируют успешного трудоустройства вчерашнего студента. Если говорить о архитектурной профессии, в приоритете — реальные навыки и внушительное портфолио, оно обсуждается с соискателем на собеседовании. Приветствуется практика во время учебы, совмещение учебы и работы в реальном проектном офисе.

Я сам пошел работать в офис еще учась на 4-м курсе, сейчас нередко работаю со студентами над реальными проектами. От студента требуется немало сил, чтобы совмещать учебу и работу, но и дает это куда больше опыта и пользы, нежели один лишь университет. Увы, но наше образование оторвано от практики — выходя из института студенты не готовы к реальной жизни .

Кроме профессиональных, стоит развивать и общечеловеческие навыки. Если, будучи студентом, можно быть одиночкой и работать на себя, ни с кем не консультируясь, то работа в реальной жизни всегда командная. Люди должны быть терпимы по отношению к коллегам, не бояться коммуницировать — это обогащает их собственный опыт, помогать и делиться знаниями. Важна мотивация. Когда на первых минутах собеседования человек спрашивает: «А какая у меня будет зарплата?» , вряд ли он надолго задержится в компании — в командной работе первично желание отдавать, а не получать. Это правило одинаково актуально и для больших компаний, и для небольших рабочих групп.

Важнейший фактор — знание английского языка на высоком уровне. Такие соискатели сегодня в дефиците, в то время как спрос на них есть — часто приходится работать с зарубежными партнерами. Знание языка позволяет учиться и общаться без потери смысла, которая неизбежна при коммуникациях через переводчика.

Соизмеряйте свои силы, расширяйте кругозор

Виктория Петрова, адвокат Адвокатского бюро «Глисков и партнеры»

— Учиться, получать максимум знаний по своей специальности, расширять кругозор, изучая не только обязательные предметы — все это вклад студента в успешное трудоустройство в будущем. Важную роль в этом может сыграть и общение с сокурсниками и преподавателями, которые могут предложить вакансии.

Практика крайне важна, но проходить она должна без ущерба для учебы. Отодвинув на второй план «теорию», студенты потом уходят в академический отпуск, переносят на полгода-год сдачу «госов» или защиту диплома. Зачем? Нужно рационально использовать свое время: сначала отучиться, получить диплом и потом спокойно искать работу на полный день и расти профессионально. Нужно рассчитывать свои силы и возможности, чтобы не «погнаться» за двумя зайцами и в итоге — ни одного не поймать.

Другой вопрос — стажировка, начинать ее стоит как можно раньше . Это возможность определиться, в какой сфере в рамках своей специальности студент хотел бы работать. Итогом стажировки может стать даже решение вообще поменять сферу деятельности. В этом случае стоит стажироваться в разных компаниях — разный опыт расширяет возможности для самоопределения.

Вопрос развития непрофессиональных компетенций решается индивидуально. Нигде не будет лишним английский язык, только положительно на дальнейшем трудоустройстве скажется посещение различных тренингов. Лично мне в работе помогает спортивная подготовка — участие в различных спартакиадах повышает мой личный авторитет среди коллег.

Стажируйтесь по специальности, не опаздывайте на собеседование

Елана Таращук, руководитель пресс-службы компании HeadHunter по УФО и СФО

— Для того, чтобы без проблем найти работу после окончания вуза, нужно еще во время учебы приложить усилия. Например, пройти стажировку в компании, которая работает по профилю получаемой специальности. И обязательно получить опыт работы!

Не знаю, к счастью ли, но цвет диплома мало влияет на дальнейшее трудоустройство : соискателю с красным дипломом работодатель предпочтет сотрудника без такового, но с минимальным опытом работы. Прежде всего потому, что это доказывает — молодой специалист не ошибся с выбором вуза, он готов работать в данной сфере. Кроме этого, обучение и работа — вещи разные. Практический опыт дает представление о том, как вести себя на работе, учит строить отношения с коллегами, находить пути решения задач и вопросов.

Еще до начала поиска работы, стоит серьезно подойти к созданию резюме — визитной карточки сотрудника в дальнейшем. Для этого можно почитать статьи с практическими советами на специализированных ресурсах. Обязательно проверьте резюме на грамотность!

Собеседование — второй, не менее важный этап трудоустройства. Как пройти его успешно? Во-первых, не опаздывайте. Если задерживаетесь, позвоните и предупредите рекрутера. Заранее продумайте в чем пойдете. Лучше, если одежда будет удобной, но в деловом стиле. Момент третий — подготовьтесь к встрече: посмотрите сайт компании, в которую идете на собеседование, узнайте о ее проектах в интернете. В-четвертых, не стоит бояться и сильно волноваться — в компании вас встретят такие же люди, как и вы — когда-то они тоже устраивались на свою первую работу.

Наталья Мороз, фото из личного архива

Абсолютное большинство респондентов (65%), обучающихся в данный момент в ссузах, планируют затем поступать в вуз.


При этом 54% выпускников ссузов, решивших не получать высшее образование, впоследствии пожалели о том, что не продолжили обучение.


Жалеете ли вы о том, что не получили высшее образование?

Регион проживания Да, % Нет, % Затрудняюсь ответить, %
Челябинская область 61 26 12
Московская область 60 22 17
Красноярский край 59 23 18
Ростовская область 58 21 21
Свердловская область 58 20 22
Новосибирская область 57 28 15
Самарская область 56 30 14
Республика Татарстан 56 33 11
Воронежская область 55 23 22
Остальные регионы 55 26 19
Краснодарский край 55 25 21
Москва 53 32 16
Республика Башкортостан 50 38 13
Санкт-Петербург 48 31 21
Нижегородская область 47 39 14

По специальности планируют работать 53% студентов высших и учащихся средних специальных учебных заведений, 27% затруднились ответить на данный вопрос, а 20% респондентов осознали, что их не привлекает выбранная профессия.


При этом всего 30% российских специалистов работают по специальности. Профессиональная деятельность 40% отечественных работников никак не связана с полученным образованием, а 23% трудоустроены в смежной сфере.


Доли специалистов - выпускников вузов и ссузов, - довольных и недовольных своей работой, практически равны - 41% и 42% соответственно.


60% учащихся и выпускников ссузов получают или получали образование ради знаний.


65% учащихся колледжей отмечают, что обучение помогло им приобрести профессиональные навыки.


Отметьте не более трех утверждений, наиболее соответствующих вам: в период получения среднего профессионального образования (в течение обучения в ссузе) я...

Регион обучения развил(-а) общие интеллектуальные способности, % приобрел(-а) профессиональные навыки, % научился(-ась) учиться, % научился(-ась) находить выход из сложных ситуаций, % научился(-ась) самодисциплине, % организовал(-а) личную жизнь, % хорошенько повеселился(-ась), % нашел(-ла) новых друзей, % нашел(-ла) свое профессиональное предназначение, % ничему не научился(-ась), ничего не приобрел(-а), % другое
Москва 41 64 18 37 24 6 11 32 15 6 2
Санкт-Петербург 47 65 24 35 27 6 13 30 15 4 0
Московская область 47 57 30 29 22 13 11 25 12 8 0
Краснодарский край 51 55 24 43 31 7 13 32 16 4 0
Ростовская область 47 63 22 46 33 4 13 25 18 3 1
Свердловская область 51 66 20 54 25 4 7 24 17 6 0
Самарская область 54 54 15 51 35 6 7 24 12 4 0
Красноярский край 50 60 19 48 29 9 5 26 14 2 2
Республика Татарстан 41 70 11 57 28 4 2 20 22 6 0
Воронежская область 55 68 21 36 23 9 13 19 8 6 0
Новосибирская область 56 63 31 31 29 6 6 21 15 10 2
Челябинская область 43 71 14 35 33 8 12 20 22 2 0
Остальные регионы 45 67 20 38 29 7 9 28 16 4 0

Среди респондентов - учащихся и выпускников колледжей - доля тех, кому учеба не показалось сложной, составила 86%, что на 19% превышает аналогичную долю в вузах.


Регион обучения Да, % Нет, % Затрудняюсь ответить, %
Республика Татарстан 17 80 4
Самарская область 12 79 9
Свердловская область 11 83 6
Москва 11 83 6
Челябинская область 10 86 4
Краснодарский край 9 89 1
Остальные регионы 9 87 3
Санкт-Петербург 8 89 2
Ростовская область 8 86 6
Воронежская область 8 83 9
Московская область 7 86 7
Красноярский край 7 86 7
Нижегородская область 6 89 4
Республика Башкортостан 6 81 13
Новосибирская область 6 92 2

Сложным ли оказалось обучение в ссузе (колледже, ПТУ)?

Средняя оценка качества образования, которое получили выпускники колледжей и ПТУ, составила 3,8 балла.


Выпускники ссузов, независимо от того, работают они по специальности или нет, в большинстве своем склонны считать, что знания, полученные в вузе, понадобились им в трудовой деятельности - 29% респондентов с дипломом об окончании ссуза уверены в этом совершенно точно и еще 36% скорее придерживаются данной позиции, нежели считают, что полученные знания им не понадобились.


Понадобились ли вам в трудовой деятельности знания, полученные в процессе обучения в вузе и ссузе?

Планы студентов вузов и учащихся ссузов относительно трудоустройства по специальности практически индентичны - 52% студентов вузов и 53% учащихся ссузов планируют работать по специальности.


Среди специалистов с высшим образованием 33% работают по полученной специальности, у специалистов со средним специальным образованием данный показатель равен 20%.


Несмотря на то, что выпускники вузов чаще трудоустраиваются по специальности, доли респондентов, удовлетворенных своей работой, практически не зависят от уровня образования.


Оказавшись на месте выпускника школы, специалисты с оконченным высшим образованием с большей охотой снова отправились бы в университет, нежели выпускники ссузов в аналогичной ситуации - 88% против 76% соответственно.


В разрезе уровня образования наибольшая доля потенциальных бизнесменов наблюдается среди студентов вузов и работников, окончивших школу и не продолживших обучение - 25% и 27%, соответственно.


Наибольшей долей респондентов, полагающих, что высшее образование является обязательным условием успешной карьеры, представлены студенты (18%) и выпускники (30%) вузов.


21% респондентов, сожалеющих о том, что им не удалось закончить вуз, уверены в том, что успешную карьеру невозможно построить без высшего образования. При этом 29% респондентов, не получивших высшего образования и не испытывающих досады по этому поводу, придерживаются противоположной точки зрения.


60% линейных руководителей и топ-менеджеров со средним специальным образованием испытывают острую нехватку знаний.


При этом учащиеся и выпускники ссузов оценивают знания, полученные в учебном заведении, выше студентов вузов.


Оцените качество знаний, которые вы получили в ссузе по пятибалльной шкале, где 5 - это высокое качество знание, а 1 - низкое.

Регион обучения Среднее
Челябинская область 3,98
Новосибирская область 3,92
Свердловская область 3,87
Республика Татарстан 3,87
Остальные регионы 3,79
Краснодарский край 3,77
Красноярский край 3,76
Воронежская область 3,75
Санкт-Петербург 3,75
Московская область 3,73
Москва 3,73
Ростовская область 3,71
Самарская область 3,65

Среди респондентов, планирующих открыть собственный бизнес в ближайшие один-два года, обучение было менее востребовано (57%) по сравнению с респондентами, не желающими в дальнейшем работать на себя (63%).


Студенты вузов и учащиеся ссузов примерно одинаково расставляют приоритеты, касающиеся обучения.


Рекомендуем почитать

Наверх