Категории и закономерности социальной работы. Принципы и закономерности социальной работы

Кодексы РФ 01.02.2024

Понятия и категории социальной работы как научной теории можно свести в три группы: понятия, отражающие сущностный аспект; понятия, отражающие технологический аспект; понятия, характеризующие качественное состояние социальной работы.

Наиболее важные, ключевые понятия в теории называются категориями. Выделяются следующие категории в теории социальной работы:

Категории, не являющиеся специфическими для теории социальной работы, так как обозначаемые ими явления и процессы изучаются также другими науками (естественно, что подобные явления рассматриваются каждой наукой через призму ее предмета и применяемых методов); например, «социальные отношения», «социальная деятельность», «социализация», «личность» и т.д.;

Категории, относящиеся к теории социальной работы по преимуществу, но используемые также другими отраслями знания, например, «психосоциальная работа», «социальная реабилитация», «семейный конфликт» и др.;

В качестве основной закономерности можно выделить взаимосвязь социальной политики государства и содержания социальной работы в обществе. Действительно, сам факт введения социальной работы в качестве специальной профессиональной деятельности связан с переориентацией социальной политики с больших групп населения, классов, страт на оказание помощи индивиду, семье, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В связи с этим закономерна также взаимосвязь между целями социального развития и уровнем развития социальной работы.

в социальной работе можно выделить управленческие отношения и взаимодействие специалиста и клиента. Соответственно анализу подлежат два уровня социальной работы с присущими им закономерностями: организационно-управленческий и непосредственно контактный.

Для управленческих элементов системы социальной защиты населения федерального, регионального и муниципального уровней, представляющих собой совокупность организационно оформленных групп специалистов, наделенных определенными полномочиями, имеющих фиксированные права и обязанности, деятельность детерминируется следующими закономерностями:

Зависимость эффективности социальной защиты от структурной полноты и завершенности системы органов социального управления и учреждений социального обслуживания; зависимость результативности социальной защиты от социальной ориентации сознания и деятельности кадрового корпуса органов государственного управления;

Взаимозависимость между социальной работой и непротиворечивостью ближайших и долгосрочных целей социальной защиты населения и т.д.

Эффективность осуществления целей социальной работы на непосредственно контактном уровне будет зависеть от таких факторов (закономерностей), как: совместная заинтересованность социального работника и клиента в конечных результатах их взаимодействия; целостность и комплексность воздействия специалиста социальной работы на клиента; соответствие полномочий и ответственности специалиста по социальной работе; соответствие уровней развития специалиста по социальной работе и клиента социальных служб и т.д.

ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Принципы социальной работы являются важнейшими структурными элементами логических форм научной теории и основополагающими правилами эмпирической (практической) деятельности. Именно через применение принципов осуществляется непосредственное соотнесение теоретических положений, воплощенных в категориях и закономерностях, с практикой социальной работы. Выделяются следующие группы принципов теории социальной работы.

Общефилософские принципы, лежащие в основе всех наук об обществе, человеке и механизмах их взаимодействия. К ним относятся: принцип детерминизма, принцип отражения, принцип развития, принцип единства сознания и деятельности, принцип историзма, принцип неразрывной взаимосвязи индивида и его социальной среды.

Социально-политические принципы выражают требования, обусловленные зависимостью содержания и направленности социальной работы от социальной политики государства. Эта зависимость определяет концептуальные подходы к выбору приоритетов в социальной защите населения, к сочетанию индивидуальных и общественных интересов в социальной работе. К основным принципам этой группы можно отнести: единство государственного подхода в сочетании с региональными особенностями социальной работы, демократизм ее содержания и методов, учет конкретных условий жизнедеятельности личности или социальной группы при выборе содержания, форм и методов социальной работы с ними, законность и справедливость деятельности социального работника.

Среди организационных принципов следует особо выделить такие, как социально-технологическая компетентность кадров, принцип контроля и проверки исполнения, принцип функциональной определенности, принцип единства прав и обязанностей, полномочий и ответственности.

Специфические принципы социальной работы определяют основные правила деятельности в сфере оказания социальных услуг населению.

Принцип универсальности требует исключить дискриминацию при оказании социальной помощи по любым признакам идеологического, политического, религиозного, национального, расового, возрастного характера. Содействие должно оказываться каждому клиенту по единственной причине - его потребности в помощи.

Принцип охраны социальных прав гласит, что оказание помощи клиенту не может быть обусловлено требованием к нему отказаться от своих социальных прав или изменить их.

Принцип социального реагирования подразумевает осознание необходимости принимать меры по выявленным социальным проблемам, действовать в соответствии с конкретными обстоятельствами социальной ситуации индивидуального клиента, а не ограничиваться только стандартным набором мероприятий, ориентированных на «среднего» потребителя социальных услуг.

Принцип профилактической направленности предполагает предпринимать усилия по превенции возникновения социальных проблем и жизненных затруднений клиентов или по предупреждению отягощения уже возникших проблем. Практика показывает, что предупредить социальное бедствие всегда легче, чем впоследствии прилагать усилия для ликвидации его многообразных последствий

Принцип максимизации социальных ресурсов исходит из того, что каждая социальная система с неизбежностью выделяет минимум средств на оказание социальной помощи своему населению.

Принцип конфиденциальности связан с тем, что в процессе деятельности социальному работнику становится доступной информация о клиенте, которая, будучи разглашена, может принести вред ему или его близким, дискредитировать и опорочить их.

Принцип толерантности обусловлен тем, что социальная работа ведется с самыми различными категориями клиентов, в том числе с личностями, которые могут не внушать симпатии специалисту. Политические, религиозные и национальные особенности индивидов, нуждающихся в помощи, их поведенческие стереотипы и сама их внешность может оказаться непривычной для лиц, занимающихся социальной работой.

Знание об окружающей нас социальной действительности - это важнейшее орудие практического воздействия на нее. Существенными компонентами системы элементов научной теории являются вытекающие из закономерностей и принципов следствия, запечатленные в методах, технологических алгоритмах и приемах. Они дают ключ к решению проблемных ситуаций и практических задач. Система категорий, закономерностей и принципов социальной работы сочетает в себе логическую непротиворечивость, системность методов работы и практическую направленность.

Хорошо известно, что система знаний становится научной тогда, когда получает социальный статус. Это значит, что она общественно значима и востребована, отвечает основным критериальным требованиям, что у данной системы знаний есть свой объект, предмет, принципы исследования, введены и обоснованы закономерности функционирования и развития.

Понятийно-категориальный аппарат данной науки включает как понятия, выработанные в процессе ее возникновения и развития, так и понятия других научных дисциплин. Это относится и к социальной работе. Так, например, такие понятия, как "адаптация", "взаимоотношения", "реабилитация" и т.д. рассматриваются в философии, социологии, психологии, в том числе и в социальной работе, но в каждой из указанных дисциплин они имеют свое содержание.

Исследователи классифицируют используемые понятия по группам. Первую группу составляют термины и понятия, не являющиеся специфическими категориями социальной работы как науки, связанные преимущественно с конкретными дисциплинами. Например, "социальная сфера", "социальные отношения" связаны с социологией; "социализация", "конфликты" – с психологией, педагогикой; "реабилитация" – с медициной и т.д.

Вторая группа понятий относится преимущественно к социальной работе, но в то же время используется и другими науками. Это понятия определяют, прежде всего, объекты и субъекты, закономерности, принципы и методы.

Третья группа понятий представляет собой категории, относящиеся только к социальной работе: социальная защита, социальная поддержка, социальная помощь.

В исследовании теоретических проблем социальной работы важное место отводится принципам. В них находят отражение наиболее существенные связи и отношения, присущие практической и теоретической деятельности.

М. В. Фирсов и Е. Г. Студенова выделяют несколько подходов определения принципов теории социальной работы.

Во-первых, если за рубежом осмысление социальной реальности шло от практики, вследствие чего в ее принципах доминируют ориентированные на практику установки к изменению, то в Российской Федерации происходит осмысление социальной работы как понятийной реальности, в связи с чем здесь принципы социальной работы имеют прогнозно-ориентированную и дескриптивную (описательную) направленность.

Во-вторых, принципы социальной работы за рубежом отражают направления основных школ, которые в конечном счете стали едиными в теории и практике. В России плюрализма подходов к определению принципов нет, так как оказание социальной помощи населению централизовано и развивается в контексте официальных законов и постановлений. Поэтому принципы социальной работы отражают установки государственных концептов.

В-третьих, если за рубежом принципы вытекают из практических концептов (например, "здесь и сейчас"), то в России преобладают принципы психолого-педагогической области (например, принцип индивидуального подхода).

В целом в России приоритет отдается принципам социальных наук и философии. Поэтому мы будем разделять принципы социальной работы на общефилософские (общие) принципы, общетеоретические принципы социальных наук и частнонаучные принципы социальной работы.

К общефилософским можно отнести следующие принципы социальной работы:

  • гуманистическую направленность социальной работы:
  • соответствие интересов и возможностей государства интересам и потребностям населения;
  • решение задач и достижение целей социальной работы и их осуществимость;
  • соответствие методов, средств и форм социальной работы ее целям и задачам;
  • социально-дифференцированную систему удовлетворения потребностей населения;
  • персонификацию социальной работы через ее субъекты;
  • справедливость и альтруизм социальной работы.

К общенаучным принципам социальной работы относятся общие правила, касающиеся образования и формализации ее научных понятий, категорий, объяснений явлений и процессов, обоснование и установление законов и закономерностей, а также выработки средств, форм и методов социальной работы.

Общенаучные принципы дифференцируются на общесоциологические, психолого-педагогические, методические и организационные.

Общесоциологические принципы оформляются в результате выстраивания социального образа клиента. К ним относятся:

  • характерологические сведения о клиенте;
  • право и возможность клиента на самостоятельность выбора и принятие решения;
  • наличие потенциала оказания самопомощи;
  • невмешательство в частную жизнь клиента;
  • принадлежность клиента к определенным социальным группам, потенциально подверженным дискриминации в связи с полом, возрастом, религиозными убеждениями, национальной принадлежностью, политическими взглядами, сексуальной ориентацией и т.п. их членов;
  • эмоциональная гиперактивность и провоцирующее (возможно, виктимное) поведение, вызванные переживанием клиентом его проблем, и др.

К психолого-педагогическим принципам можно отнести:

  • модальность;
  • эмпатию (сочувствование, вчувствование, когда "сердце сердцу сопечалится и совеселится");
  • аттракцию (привлекательность клиента и субъекта социальной работы);
  • доверие в системе "объект – субъект" социальной работы и др.

К методическим принципам относятся: преемственность, последовательность, непрерывность, компетентность И др.

К организационным – всеобщность, комплексность, посредничество, солидарность, субсидарность (вспоможение).

Частнонаучные принципы социальной работы характеризуют, прежде всего, отношения в системе "клиент субъект социальной работы":

  • клиентоцентризм, поскольку уважение и защита интересов и потребностей клиента является системообразующим в социальной работе. (Необходимо отметить, что этот принцип ограничивает деятельность социального работника реализацией права гражданина отказаться от социального обеспечения.);
  • принцип опоры на собственные силы клиента предполагает развитие у него способности противостоять неблагоприятному воздействию социальной среды;
  • принцип конфиденциальности (неразглашение сведений о частной жизни клиента);
  • принцип универсальности предполагает уважительное отношение к любому клиенту вне связи с его характерологическими и социальными особенностями и отделение субъектом социальной работы собственных чувств от профессиональных отношений;
  • принцип толерантности подразумевает терпимое отношение субъекта социальной работы к любым проявлениям агрессии и провокации со стороны клиента с целью позитивного изменения его жизни.

Существуют частнонаучные принципы, характеризующие направленность социальной работы:

  • профилактическая направленность деятельности субъекта социальной работы по определению "зон риска" в системе "человек – проблемная ситуация";
  • непосредственное реагирование на проблемную ситуацию клиента, особенно при утрате клиентом способности к самообслуживанию, выявлении фактов насилия по отношению к детям, угрозе суицидного поведения и т.п.;
  • поскольку субъект социальной работы должен держать в зоне внимания и тех, кому оказана социальная помощь, то проверка действенности вмешательства является важным частнонаучным принципом социальной работы.

Наконец, существуют и внутриресурсные принципы

социальной работы. В связи с ликвидацией системы безвозмездного получения социальных благ и услуг, в ходе осуществления социальной работы важны:

  • принцип рыночного механизма функционирования социальной сферы вообще и социальной работы в частности;
  • ресурсосберегающий принцип (государственные и общественные ресурсы), следование порядку предоставления социальной помощи и услуг, адресность помощи;
  • принцип активизации потенциала государственных и неформальных институтов помощи.

Социальная работа как наука основывается на собственных закономерностях – повторяющихся существенных связях явлений, действие которых проявляется в виде тенденций, определяющих основную линию развития той или иной сферы деятельности.

Следует отметить, что закономерности, объективно существующие в реальной действительности, зачастую отличаются от закономерностей, имеющих место в науке.

В реальной действительности закономерности проявляются в комплексе, а не изолированно от других, и лишь в теории наше мышление благодаря способности абстрагироваться от совокупных связей позволяет вычленить и сформулировать закономерности в чистом виде.

Междисциплинарный, интегративный характер социальной работы, необходимость статистической обработки огромного количества эмпирического материала, данных наблюдений усложняет выявление и формулирование закономерностей.

В настоящее время можно говорить о ряде закономерностей.

В качестве основной закономерности можно выделить взаимосвязь социальной политики и содержания социальной работы в обществе.

Поскольку государство определяет объемы финансирования социальных программ, гарантированные виды услуг, меры социальной поддержки и т.д., социальная работа целиком зависит от социальной политики, которую проводит государство в данный момент.

Другой закономерностью выступает детерминация содержания и форм социальной работы социокультурными условиями ее проведения.

Закономерна также взаимосвязь между целями социального развития и уровнем развития социальной работы.

Следующая закономерность – это структурно-функциональная обусловленность эффективности социальной работы, включающая в себя взаимосвязь между качеством социальной работы и организацией деятельности учреждений социального обслуживания.

Исследователи теории социальной работы также выделяют такие закономерности, как:

  • профессиональная компетентность и ценностная ориентированность кадров социальной сферы;
  • раннее диагностирование и современная профилактика и др.

Мировой и отечественный опыт ведения деятельности по оказанию социальной помощи свидетельствует, что закономерности социальной работы, как названные выше, так и не сформулированные пока, носят объективный характер и проявляют себя независимо от воли и желания людей, знания или незнания их специалистами. Сотрудник социальной службы или органа социального управления в силу различных причин может игнорировать наличие этих закономерностей, однако это не отменяет их действия и влияния. Устранение же негативных последствий, вызванных пренебрежением к действию объективных факторов социального функционирования, потребует дополнительных сил, времени и ресурсов, которые всегда дефицитны. Вот почему, чем глубже специалист по социальной работе осознает и чем полнее учитывает ее закономерности в своей практической деятельности, тем эффективнее ее результаты.

Следует заметить, что само по себе теоретическое знание закономерностей еще не гарантирует их систематического использования в повседневной практике специалистов по социальной работе. Специалист-практик не в состоянии в каждом конкретном случае проводить развернутый теоретический анализ социальной ситуации, целенаправленно соотносить свои действия с устойчивыми связями и закономерностями социальной действительности, рефлектировать по поводу своих отношений с клиентом. Поэтому на практике он чаще исходит из типичности проблем клиентов, использует в первую очередь те выводы и правила, которые формулируются наукой и практикой на основе открытых закономерностей и выражают определенный перечень требований к социальному работнику.

Становление и развитие теории социальной работы предполагает разработку системы закономерностей.

Как отмечает Л. В. Топчий, выделение системы закономерностей социальной работы – не такая простая задача. Это сложный и противоречивый процесс, связанный с социально-гуманитарным познанием.

Закономерности как предмет системного рассмотрения представляют собой специфическую область дознания и сложный тип социальных систем. Как показал отечественный опыт разработки теории социальной работы, закономерности нельзя определить механически, исходя только из сложившейся практики социальной работы в России. Они недоступны непосредственному чувственному восприятию. И пока что границы предметного поля действия закономерностей социальной работы не определены ни в теории, ни в сфере обыденного сознания.

Закономерности социальной работы, сформулированные в науке, по мере развития и углубления познания реальных процессов, по мере совершенствования понятийного аппарата изменяются и трансформируются.

В настоящее время можно говорить о следующих закономерностях.

  • 1. Социальная работа – специфический вид деятельности по воздействию на протекающие в обществе процессы в соответствии с потребностями людей, требованиями конкретной обстановки, служащий интересам всех людей, их духовному возвышению и обновлению общественных отношений, сохранению и реабилитации социального здоровья.
  • 2. Формирование индивида происходит по "социальной программе" – под воздействием общественной среды при определяющей роли самой личности в собственном развитии.
  • 3. Источники формирования и потребления социальных услуг носят социально-детерминированный характер (обусловливаются потребностями общества и отражают тенденции его развития).

Таким образом, закономерности социальной работы фиксируют:

  • взаимосвязь социальных процессов в обществе, социальной политике и социальной работе;
  • обусловленность содержания, форм и методов социальной работы конкретными обстоятельствами жизнедеятельности различных групп, общностей, индивидов; решение социальных проблем через личностные потребности и интересы клиентов;
  • зависимость результативности социальной работы от профессионализма и нравственных качеств специалистов, возможности социальной системы государства и общества.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Ткачева Юлия Александровна

Закономерности и принципы социальной работы

студентка группы 120706

специальности «социальная работа»

Дисциплина:

Теория социальной работы

Научный руководитель:

С.М. Бацанова

Белгород 2009г.

Закономерности и принципы социальной работы

Важнейшим структурным компонентом научной теории соци­альной работы являются ее закономерности. Результативность и эф­фективность социальной работы с населением во многом определяются оптимальным уровнем развития и функционирования со­циальных служб, научной обоснованностью выбора содержания и технологических приемов при работе с людьми, непосредственны­ми и опосредованными связями и взаимовлияниями потребнос­тей, интересов, устремлений, настроений и мотивов поведения че­ловека в различных жизненных обстоятельствах. Закономерности социальной работы наиболее полно в интегрированном виде выра­жают характер и направленность совокупности социальных связей.

Выявление и формулирование закономерностей как наиболее существенных, повторяющихся связей, от которых зависит ре­зультативность социальной работы, - важнейшая задача ее науч­ной теории в целом, ученых и практиков в области социальной работы в частности. Следует заметить, что закономерности, объек­тивно существующие в реальной действительности, зачастую от­личаются от закономерностей, имеющих место в науке. Дело в том, что в реальной действительности закономерности проявля­ются в комплексе, а не изолированно от других, и лишь в теории наше мышление благодаря способности абстрагироваться от со­вокупных связей позволяет вычленить и сформулировать законо­мерности в «чистом виде».

Закономерности социальной работы, сформулированные в на­уке, по мере развития и углубления познания реальных процессов, по мере совершенствования понятийного аппарата и исследова­тельской технологии изменяются, трансформируются, постоянно приближаясь к модели объективной закономерности, имеющей место в реальной практике социальной работы. Следует также за­метить, что закономерности социальной работы как логические фор­мы знания недоступны чувственному восприятию, они могут быть постигнуты лишь на основе абстрактного мышления, анализа и синтеза проявления выявляемых тенденций и взаимозависимостей в социальных процессах.

Междисциплинарный, интегративный характер социальной ра­боты, необходимость статистической обработки огромного коли­чества эмпирического материала, практических данных и наблюде­ний - все это усложняет выявление и формулирование закономер­ностей. Как уже отмечалось, в социальной работе имеют место уп­равленческие отношения и отношения взаимодействия специалис­та и клиента, которые позволяют выделить присущие управлению определенные закономерности.

Для управленческих органов социальной защиты федерального и регионального уровней, представляющих собой совокупность орга­низационно оформленных групп специалистов, управленческие отношения детерминируются следующими закономерностями:

Зависимость результативности социальной защиты от струк­турной завершенности системы органов управления и функ­ционирования;

Зависимость результативности социальной защиты от социальной ориентации сознания и деятельности кадрового состава органов государственного управления;

Зависимость результативности социальной работы от соот­ветствия и непротиворечивости ближайших и долгосрочных целей социальной защиты населения и др.

Существенные связи, влияющие на эффективность достижения целей социальной работы на непосредственно контактном уровне, могут быть выражены следующими закономерностями:

Общая заинтересованность социального работника и клиен­та в конечных результатах их взаимодействия;

Целостность воздействия специалиста социальной работы на клиента;

Соответствие полномочий и ответственности специалиста по социальной работе;

Соответствие общего уровня развития специалиста по соци­альной работе и клиента социальных служб и др.

Мировой и отечественный опыт социальной работы свидетель­ствует, что закономерности, сформулированные и еще не сформу­лированные учеными и практиками, носят объективный характер и проявляются независимо от воли, желания специалистов, их знания. Специалист в области социальной работы в силу различных причин может проигнорировать объективный характер закономерностей со­циальной работы - это не нарушит действия и влияния закономер­ности, но приведет к нежелательным последствиям, устранение ко­торых потребует дополнительных сил, времени и ресурсов. Вот поче­му чем глубже специалист осознает и полнее учитывает закономер­ности на практике, тем эффективнее его деятельность.

Вместе с тем следует заметить, что само по себе знание указан­ных закономерностей еще не гарантирует их использование в по­вседневной практике социальной работы. Специалист-практик не в состоянии в каждом конкретном случае соотносить свои действия с закономерностями социальной работы, анализировать и оцени­вать проявления закономерностей в отношениях с клиентом. По­этому на практике он руководствуется лишь выводами и правила­ми, возникающими из сформулированных наукой закономернос­тей, которые, выражая вполне конкретный перечень требований, становятся принципом, исходным положением и общим правилом деятельности социального работника.

Принципы социальной работы - важнейший структурный ком­понент логических форм научной теории. Именно посредством прин­ципов теоретические положения непосредственно соотносятся с практикой социальной работы. Социальная работа тесно связана с проблемами общественного развития. Ее характер, содержание, фор­мы и методы неотделимы от экономического, социального, духов­но-нравственного состояния общества. Являясь социальным институтом, действующим в системе общественных отношений, вклю­чающих в себя экономические, социальные, политические, идео­логические и другие отношения, социальная работа непосредственно участвует в их регулировании, осуществлении функций, обеспечи­вающих жизнедеятельность как отдельного человека, так и общества в целом.

Социальные работники участвуют в разработке и реализации со­циальной политики, выполнении социальных программ социаль­ной защиты населения от деградации и социальных рисков и со­здания достойных условий для социального функционирования че­ловека. Особенно значима роль социальной работы в поддержке жиз­ненных сил «социально ослабленных» членов общества, оказании помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Сложность и многообразие взаимодействующих факторов соци­альной работы, проявление субординационных, координационных и корреляционных связей и отношений отражается в системе прин­ципов социальной работы, которые можно разделить на несколько групп:

Методологические;

Организационно-распорядительные;

Психолого-педагогические;

Социально-политические.

Методологические принципы - это принципы гносеологического подхода, детерминизации, отражения, развития. Организационно-распределительные принципы - это:

Социально-технологическая компетентность кадров;

Стимулирование;

Контроль и проверка исполнения;

Функциональная определенность;

Единство правил и обязанностей.

Психолого-педагогические принципы выражают требования к вы­бору технологических средств психолого-педагогического воздей­ствия на клиентов социальных служб. К основным принципам этой группы следует отнести:

Комплексный и системный подход к анализу и оценке усло­вий жизнедеятельности клиента и выбору форм и методов работы;

Индивидуальный подход к личности клиента социальных служб;

Целенаправленность и адресность социальной работы;

Такт и терпимость при общении с клиентами социальных
служб и др.

Социально-политические принципы выражают требования, обус­ловленные зависимостью содержания и направленности социаль­ной работы от социальной политики государства, которая опреде­ляет концептуальные подходы к выбору приоритетов в социальной защите населения, к сочетанию и сопряжению личных и государственных интересов в социальной работе. Основные принципы этой группы:

Государственный подход к задачам, решаемым в социаль­ной работе;

Гуманизм и демократизм содержания и методов социальной
работы;

Учет конкретных условий жизнедеятельности личности, со­циальной группы при выборе содержания, форм и методов
социальной работы;

Законность и справедливость действий социального работ­ника.

Знания об окружающей нас действительности - это орудие ее преобразования. Вот почему важным компонентом научной теории являются такие ее логические формы, как обусловленные законо­мерностями, принципами и постулатами следствия, выводы, техно­логические алгоритмы и логические операции, способствующие ре­шению проблемных ситуаций и практических задач.

Итак, социальная работа как наука, как интегративная, целост­ная теоретическая система знаний может быть структурно пред­ставлена в виде двух взаимосвязанных подсистем: подсистемы, отра­жающей практическую профессиональную деятельность органов, учреждений, служб и специалистов социальной работы в форме систематизирующих, описывающих и обобщающих знаний, и под­системы логически преобразованных форм этих знаний на основе движения мысли, от эмпирически конкретного к абстрактному, а от абстрактного обратно к эмпирии, к практике.

Наши представления о структуре социальной работы как науки были бы неполными, если бы мы проигнорировали ее функцио­нальный аспект. Дело в том, что любое системное образование вы­полняет целый ряд функций, который, однако, не адекватен сум­ме функций компонентов этой системы. Теория социальной рабо­ты не является исключением. Так, практическая деятельность со­циальных служб и учреждений, практика социальной работы явля­ются экспериментальной основой, источником научной теории; научный язык - это средство облачения предметно-чувственной практической социальной работы в логические формы отражения материального в идеальное; логические формы знания отражают содержание научной теории; выводы и следствия, являющиеся ре­зультатом теоретических положений, представляют собой логичес­кий инструментарий превращения идеального в материальное, пре­образования социального статуса клиента социальной работы.

Вместе с тем структурные компоненты социальной работы как науки вносят определенный вклад в реализацию общих для науч­ной теории функций:

Информационной, поскольку теория социальной работы со­держит сведения о реально происходящих социальных процессах, описывает их в обобщенной форме при помощи понятийного аппарата, в закономерностях и принципах, при­сущих предметной области социальной работы;

Объяснительной, так как наука призвана не просто описы­вать процессы и явления, а объяснять сложные причинно-следственные связи, основные тенденции и направленность их развития;

Эвристической, заключающейся в том, что научная теория
не просто описывает действительность, а несет в себе новации, новые знания, которые расширяют наши представления о проблемах социальной работы. Научная теория соци­альной работы, как и любая другая, эвристична по своему предназначению, происхождению, формам и методам ее раз­работки, выражения и использования;

Практической, состоящей в том, что она порождается по­требностями практики, развивается на ее основе и находит
подтверждение своей истинности опять-таки в практике.
Особенно ярко это видно на примере прикладных наук, к
которым относится теория социальной работы;

Прогностической, которая выявляет тенденции, предсказывая
направленность развития социальных процессов, объектов
социальной работы и обеспечивая упреждающее воздействие
на развитие социальных явлений и процессов.

Функции социальной работы как системы научных знаний есть результат синтеза функционирования ее компонентов, интеграции структурных взаимосвязей. Они выступают как форма и способ про­явления эвристической и творческой активности системы, оказы­вая обратное влияние на состав компонентов в системе с учетом возникающих новых целей.

В сложном переплетении причинно-следственных связей, харак­терных для междисциплинарных, интеграционных наук, имеют ме­сто как необходимые, так и случайные связи. Наступление того или иного следствия в социальной работе чаще всего бывает результа­том столкновения необходимых и случайных взаимодействий, их непропорционального влияния. В связи с этим большое значение для исследователей социальных процессов имеет использование ме­тодов теории вероятности и статистики, а для практиков - ис­пользование опыта и интуиции.

Таким образом, применяя системный подход к анализу теории социальной работы, мы выяснили значимость ее структуры. Имен­но познание структуры, внутренних взаимосвязей компонентов те­ории как целого позволяет выделить среди многообразия связей существенные и несущественные, необходимые и случайные, рас­путать сложнейший узел присущих междисциплинарной целостно­сти причинных зависимостей.

Раскрытие структуры социальной работы как науки позволяет понять место и роль, значимость интегрированных компонентов в целом, понять, как и почему теория социальной работы сохраняет свою качественную определенность и специфику.

Познание социальной работы как науки исторически представ­ляет собой процесс движения мысли от состава системы знаний к их структуре, а затем к функциям, но иногда познание начинается с осознания функций. В этом случае структурные компоненты - результат удовлетворения потребностей системы в новых органах, результат материализации вновь возникающих функций. В процессе познания теории социальной работы как целостной системы науч­ных знаний, как прикладной науки взаимосвязи и характеристики ее компонентов раскрываются не сразу, а постепенно, по мере проникновения их в природу, сущность. Накапливая знания об од­них аспектах социальной работы, научная система создает благо­приятные предпосылки для познания других аспектов и более глу­бокого проникновения в сущность предмета исследования в целом. При этом важно комплексно использовать весь арсенал инструмен­тария научного познания: наблюдение и эксперимент, описание и теоретическое объяснение, обоснование и логические доказатель­ства, сравнение и аналогию, обобщение и абстрагирование, ин­дукцию и дедукцию, анализ и синтез, гипотезу и научную теорию в целом.

Список литературы

1. Основы социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н.Ф. Басова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 288 с.

2. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 427 с.

3. www.сайт/

4. Теория социальной работы: Учебно-практическое пособие / Сост.- О.А. Гордилова. – Белгород: Издательство БелГУ, 2006. – 132 с.

1.Принципы профессиональной социальной работы и их практическое выражение

2.Методы социальной работы, их виды и национальная специфика

1. Принципы профессиональной социальной работы и их практическое выражение

Теория или методология социальной работы - система принципов и способов организации помощи и поддержки клиентов на индивидуально-личностном и групповом уровнях, она составляет основу научного понимания построения социальной деятельности.

Принципы и закономерности являются важными методологическими характеристиками для любой науки, а тем более они важны для социальной работы как особого вида профессиональной деятельности. В данном случае принципы выступают важнейшими структурообразующими элементами логических форм научной теории и основополагающими правилами практической деятельности. Через их применение осуществляется непосредственное соотношение теоретических положений, воплощенных в категориях и закономерностях, с практикой.

Таким образом, принципы социальной работы – это основополагающие идеи, положения, правила и нормы поведения учреждений социальной работы, социальных работников обусловленные требованиями объективных закономерностей развития и функционирования социальных процессов, требованиями передовой социальной практики.

Как следует из определения, принципы социальной работы тесно взаимосвязаны, с одной стороны, с закономерностями социальной работы, а с другой – с ее практическим опытом, дающим устойчивые результаты. Как и всякий закон природы, социальные закономерности существуют не как самостоятельное образование, а только в процессах и явлениях общественной жизни. Вследствие этого они недоступны непосредственному восприятию, а могут быть постигнуты лишь на основе абстрактного мышления, анализа и синтеза проявления некоторой устойчивой тенденции.



В учебно-методическом плане считается возможным и целесообразным объединить и свести все принципы социальной работы в несколько групп: общефилософские; социально-политические; организационные; психолого-педагогические; специфические .

Общефилософские принципы лежат в основе всех наук об обществе, человеке и механизмах их взаимодействия: принцип детерминизма, отражения и развития, историзма и социальной обусловленности, социальной значимости, гносеологического подхода, единства сознания и деятельности.

Социально-политические принципы выражают требования, вытекающие из научно обоснованного содержания, направленности и зависимости социальной работы от характера социальной политики государства. Эта зависимость определяет концептуальные подходы к выбору приоритетов в социальной защите населения, к сочетанию индивидуальных и общественных интересов. Сюда могут быть отнесены: государственный подход к задачам, решаемым в социальной работе; гуманизм и демократизм социальной работы; связь содержания и форм социальной работы с конкретными условиями жизнедеятельности личности и социальной группы; законность и справедливость социальной работы.

Таким образом, в основе социальной работы лежит социальная политика государства, адекватно выражающая в теории и на практике принципы, требования и интересы по обеспечению слабозащищенных в социальном отношении групп населения. Постановления и решения государственно-управленческих структур, являясь основополагающими политико-директивными документами, определяют направление и содержание социальной работы, концептуальные подходы к анализу и оценке социальных процессов, к сопряжению личных и общегосударственных интересов в социальной работе.

Принцип гуманизма социальной работы предполагает признание человека высшей ценностью, защиту его достоинства и гражданских прав, создание условий свободного и всестороннего проявления способностей личности. Гуманизм в социальной работе требует выдвижения на первый план таких критериев человеческой деятельности и межличностных отношений, в которых выражались бы единство задач и интересов отдельной личности и человечества в целом, в которых социальное равенство, справедливость, человечность были бы нормой отношений между людьми.

Принцип гуманизма социальной работы тесно связан с демократизмом взаимоотношений социального работника и клиента, их преимущественно неформальным характером. Неформальные связи возникают и строятся, главным образом, на основе психологической совместимости, личных качеств, общности интересов, симпатии и антипатии. Демократизм взаимоотношений открывает огромные возможности для специалистов в проявлении своих творческих и профессиональных способностей, добиваться в постоянно меняющихся обстоятельствах доверия и убежденности в правильности рекомендаций.

Демократизм требует умения устанавливать психологический контакт, соблюдение норм и правил общения, уважения и внимания к личности человека, вовлечения его в активный поиск путей разрешения личностных проблем и ненавязчивого влияния силой своего ума, знаний и нравственного опыта.

Наряду с гуманизмом, демократизмом одним из важнейших принципов социальной работы является тесная взаимосвязь с конкретными условиямижизнедеятельности людей . В этом принципе находит проявление единство теории практики социальной работы, а его реализация обеспечивает реалистичность и научную обоснованность используемых форм и методов социальной поддержки населения, защиты их прав и интересов.

Как один из основных принцип законности предполагает строгое исполнение законов и основанных на них правовых актов всеми государственными структурами, должностными лицами, общественными организациями и гражданами. Нормативно-правовые акты являются формой, в которую облекается политика государства, в том числе и социальная.

Организационные принципы . Успешное воплощение мер, направленных на социальную защиту населения, во многом определяется соблюдением в социальной работе организационных принципов , среди которых особо следует выделить социально-технологическую компетентность органов управления социальными службами.

Социально-технологическая компетентность – это глубокая осведомленность социального работника об условиях и технологии решения возникающих проблем, умение грамотно реализовывать свои знания в практической деятельности.

Он предполагает систематическую подготовку и переподготовку персонала, достаточность информации, аналитическую и прогнозную деятельность во всех звеньях управления, глубокое и всестороннее знание объектов социальной работы, их типологию и особенности.

Без воздействия на интересы и потребности участников социальной работы, без стимулирования их деятельности невозможно рассчитывать на положительный эффект. Вот почему одним из важных принципов этой группы является стимулирование социальной работы. Стимулирование – это побуждение человека к осознанному заинтересованному проявлению активности в реализации его энергии, способностей, нравственного и волевого потенциала для достижения определенной цели.

Принцип стимулирования в социальной работе предполагает единство и сочетание идейно-нравственных и материальных форм; адекватность средств и способов стимулирования индивидуальных, профессиональных, образовательно-культурных и психологических особенностей личности; объективность и гласность оценки отношения человека к делу, к социальным ценностям его жизнедеятельности.

Важным организационным принципом социальной работы является контроль и проверка исполнения . Смысл контрольно-проверочной деятельности заключается в том, чтобы обеспечить реализацию гарантированных государством мер по социальной защите различных групп населения. Осуществление на практике этого принципа требует: сочетания административного и общественного контроля, регулярности его осуществления; анализа и предложения практических рекомендаций по устранению недостатков; содействия укреплению законности и правопорядка.

Одним из основных организационных принципов социальной работы является единство полномочий и ответственности , прав и обязанностей кадров социальных служб. Их четкое функционирование достигается на основе ясного представления каждым специалистом своих функций, о соответствующих правах и возможностях самостоятельного принятия решений, строгого определения полномочий и ответственности каждого подразделения в отношениях «по вертикали» и «по горизонтали», установления рациональных связей и информационных потоков между службами социальной защиты населения.

Значительное место в теории и практике социальной работы отводится психолого-педагогическим принципам, которые, по существу, выражают требования к формам и методам социальной работы, к способам психолого-педагогического воздействия.

Опираясь на знание закономерностей принципов общей и социальной педагогики, а также психологии, социальный работник призван видеть взаимосвязь различных форм методов воздействия на людей средствами педагогики и психологии.

Одним из основополагающих принципов социальной работы этой группы является комплексный подход . Комплексность обеспечивает, с одной стороны, целостность и всесторонность воздействия на объект, с другой – служит заслоном против ведомственности при решении социальных проблем. Практическое воплощение принципа комплексности в социальной работе предполагает:

– изучение и учет интересов, потребностей и настроений людей, прогнозирование характера влияния на их поведение и самочувствие социально-политических, социально-психологических и материально-бытовых факторов;

– умение видеть в людях реальные личности, потребности и желания которых опосредуются их профессиональной принадлежностью, социальным статусом, бытовыми условиями и жизненным опытом, и учитывать их в практике социальной работы;

– последовательное и рациональное применение всех имеющихся в распоряжении средств и методов воздействия на человека для активизации его физических и духовных ресурсов;

– осуществление контроля в ходе реализации задач для анализа и оценки действенности и своевременного внесения корректив в содержание и формы социальной работы.

Среди психолого-педагогических принципов особо следует выделить дифференцированный подход к людям. Он обусловлен закономерным характером выработки у представителей различных слоев, групп, профессий и возрастов специфических взглядов и отношений к материальным и духовным ценностям, без учета которых невозможно целенаправленное воздействие на сознание, чувства, волю и поведение людей.

К этой группе также следует отнести и следующие принципы:

последовательности и перманентности , определяющий подход к социальной работе как к непрерывной, систематической и целенаправленной деятельности;

аттракции, предполагающий применение максимального разнообразия способов общения, направленных на достижение социальной общности между социальным работником и клиентом при сохранении их индивидуальности;

справедливости , обеспечивающий условия для реализации социальной работы и способствующий повышению устойчивости, жизнеспособности и гибкости социальной деятельности;

компетентности , предполагающий глубокое знание теоретических основ социальной работы и умение применять их на практике;

альтруизма, основывающийся на признании блага другого человека более значимым, чем интересы своего «Я»;

личностного и индивидуального подхода , предполагающего видение за каждой социальной проблемой интересов конкретной личности;

оптимальности , руководствуясь которым социальный работник должен находить наиболее адекватное для своего клиента решение его проблемы;

универсальности , предполагающий оказание помощи каждому нуждающемуся в ней;

посредничества , определяющий взаимосвязь и преемственность социальной работы и социальной политики государства.

Кроме рассмотренных выше, к группе психолого-педагогических следует отнести и принцип целенаправленности . Цель воздействия определяет способ и характер действий, содержание и формы социальной работы. Достижение цели является эталоном действенности и эффективности предпринимаемых социальным работником усилий. Он также выполняет системообразующую функцию, объединяя все принципы в одно целое, придавая социальной работе научный характер при выборе форм и методов работы.

Специфические принципы социальной работы определяют основные правила деятельности в сфере оказания социальных услуг населению.

Принцип универсальности требует исключить дискриминацию при оказании помощи по любым признакам идеологического, политического, религиозного и возрастного характера.

Принцип социального реагирования подразумевает осознание необходимости принимать меры по выявленным социальным проблемам, действовать в соответствии с конкретными обстоятельствами социальной ситуации индивидуального клиента, а не ограничиваться только стандартным набором мероприятий.

Принцип профилактической направленности предполагает необходимость предпринимать постоянную заботу о предупреждении социальных проблем и жизненных затруднений клиентов или о предупреждении отягощения уже возникших проблем.

Принцип клиентоцентризма означает признание приоритета прав индивида во всех случаях, кроме тех, где это противоречит правам и интересам других людей.

Принцип опоры на собственные силы подчеркивает субъектную роль человека, его активную позицию в разрешении своих проблем.

Принцип максимизации социальных ресурсов исходит из того, что каждая социальная система с неизбежностью выделяет минимум средств на оказание социальной помощи. И смысл заключается в привлечении дополнительных возможностей для оказания помощи помимо гарантированного минимума путем обращения в неправительственные, добровольческие, благотворительные, организации самопомощи и взаимопомощи, использовать другие, не запрещенные законом, способы.

Принцип толерантности определяет терпимость к самым различным личностям и категориям населения.

В нормативно правовых актах Российской Федерации сформулированы некоторые принципы, вытекающие из обобщения опыта социальной работы в стране, среди них принципы:

доступности социального обслуживания;

конфиденциальности в работе;

преемственности всех видов и форм социального обслуживания;

адресности иприоритета содействия гражданам, находящимся в ситуации, угрожающей их здоровью или жизни;

соблюдения прав человека и гражданина в сфере социального обслуживания и обеспечения их государственных гарантий;

равных возможностей при получении социальных услуг;

профилактической направленности ;

содействия социальной реабилитации и адаптации;

межведомственности и междисциплинарности;

территориальной организации социальной службы;

государственной поддержки добровольной общественной деятельности по оказанию социальных услуг и помощи населению.

Таким образом, основными компонентами системы элементов научной теории являются вытекающие из закономерностей и принципов следствия, которые реализуются в методах, технологических алгоритмах и конкретных приемах.

2. Закономерности социальной работы

Важнейшим структурным элементом социальной работы, как любой другой отрасли социального знания, являются ее закономерности.

Закономерности социальной работы наиболее полно выражают в интегрированном виде характер и направленность совокупности социальных связей и явлений, имеющих отношение к социальной ситуации клиента.

В качестве основной закономерности можно выделить взаимосвязь социальной политики государства и содержания социальной работы в обществе. Действительно, сам факт введения социальной работы в качестве специальной профессиональной деятельности, связан с переориентацией социальной политики российского государства с больших групп населения, классов, страт на оказание помощи индивиду, семье, все гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В связи с этим закономерна также взаимосвязь между целями социального развития и уровнем развития социальной работы. Хотя указанные цели формулируются в основополагающих государственных документах

Для управленческих элементов системы социальной защиты населения РФ федерального, регионального и муниципального уровней, представляющей собой совокупность организационно оформленных групп специалистов, наделенных определенными полномочиями, а также имеющих фиксированные права и обязанности, деятельность определяется следующими закономерностями:

Зависимостью эффективности социальной защиты от структурной полноты и завершенности системы органов социального управления и учреждений социального обслуживания;

Зависимостью результативности социальной защиты от социальной ориентации сознания и деятельности кадрового корпуса органов государственного управления;

Взаимозависимостью между социальной работой и непротиворечивостью ближайших и долгосрочных целей социальной защиты населения и т.д.

Эффективность осуществления целей социальной работы на практике или непосредственно контактном уровне будет зависеть от таких факторов (закономерностей), как: совместная заинтересованность социального работника и клиента в конечных результатах их взаимодействия; целостность и комплексность воздействия специалиста социальной работы на клиента; соответствие полномочий и ответственности специалиста по социальной работе; соответствие уровней развития специалиста по социальной работе и клиента социальных служб и т.д.

Мировой и отечественный опыт деятельности по оказанию социальной помощи свидетельствует, что закономерности социальной работы, как названные выше, так и не сформулированные пока, носят объективный характер и проявляют себя независимо от воли и желания людей, знания или незнания их специалистами.

Сотрудник социальной службы или органа социального управления в силу различных причин может игнорировать наличие этих закономерностей, однако это не отменяет их действия и влияния.

Устранение же негативных последствий, вызванных пренебрежением к действию объективных факторов социального функционирования, потребует дополнительных сил, времени и ресурсов, которые всегда дефицитны. Вот почему, чем глубже специалист по социальной работе осознает и чем полнее учитывает ее закономерности в своей практической деятельности, тем эффективнее ее результаты.

Следует заметить, что само по себе теоретическое знание закономерностей еще не гарантирует их систематического использования в повседневной практике специалистов по социальной работе. Специалист-практик не в состоянии в каждом конкретном случае проводить развернутый теоретический анализ социальной ситуации, целенаправленно соотносить свои действия с устойчивыми связями и закономерностями социальной действительности, рефлектировать по поводу своих отношений с клиентом. Поэтому на практике он чаще исходит из типичности проблем клиентов, использует в первую очередь те выводы и правила, которые формулируются наукой и практикой на основе открытых закономерностей и выражают определенный перечень требований к социальному работнику.

3. Методы социальной работы, их виды и национальная специфика

Под методом понимается способ, средство практической реализации задачи, способ достижения поставленной цели.

В практике социальной работы последовательные способы поведения, действия, коммуникации социальных работников относительно клиентов, называемые методами, группируются следующим образом:

- индивидуальная работа с конкретным случаем;

- работа с группой

- работа в микросоциальной среде ИВИДУАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Метод индивидуальной социальной работы , или социальная работа с индивидуальным случаем, осуществляется в ситуации «один на один», когда социальный работник совместно с клиентом решает его личностные и социальные проблемы. Типичными индивидуальными проблемами в практике социальной работы являются эмоциональные проблемы, семейные и личностные кризисы, семейные конфликты, проблемы на производстве и в школе, потеря работы и т.п.

Согласно концепции Л.Джонсон, способствующий успеху контекст работы можно представить в виде активной системы, представленной социальным работником и клиентом, обладающими каждый своими специфическими качествами и свойствами.

Общая модель действий социального работника в индивидуальной работе со случаем может быть представлена в следующем виде:

1. Установление первичной связи и потребности клиента в изменениях.

На этой стадии социальный работник может столкнуться с тем, что клиент не осознает, в чем состоит его проблема, и не желает прикладывать усилий для необходимых изменений. Социальный работник может обратить внимание клиента на то, почему он отрицает существование проблемы и в ходе обсуждения тактично демонстрировать клиенту ее наличие. Клиент должен быть поставлен перед этим доказательством. В том случае, если и после этого клиент не осознает необходимости изменений, социальный работник оставляет возможность клиенту вернуться к его проблеме в будущем, когда клиент сочтет нужным ее обсудить.

2. Исследование и разъяснение проблемы. Следующая стадия процесса начинается, когда клиент осознает, что социальный работник действительно может быть ему полезен в сложившейся ситуации. На этом этапе происходит установление между социальным работником и клиентом отношений, позволяющих определить подходы к решению проблемы.

3. Мотивация

Оценка социальным работником совместно с клиентом его ситуации. Установление социального диагноза. Работа над мотивацией клиента, поскольку если клиент не осознает мотивации к изменению, конструктивных изменений не произойдет.

4. Концептуализация проблемы

Социальный работник и клиент согласовывают определение цели, которой нужно достигнуть, методы, которые нужно использовать, и задачи, которые предстоит решить для достижения цели. Они совместно оценивают различные варианты решения проблемы, определяют объективно необходимые изменения и вмешательства.

5. Исследование стратегий решения

Привлечение клиента к соответствующей деятельности, чтобы помочь ему сформировать объективные воздействия, направленные на желаемые изменения. В процессе рекомендаций между клиентом и социальным работником вырабатываются совместные стратегии решении проблемы. Каждый клиент так же уникален, как и его проблемы.

6. Выбор стратегии

Оценка процесса и результатов совместной работы социального работника с клиентом, обобщение происходящих изменений и стабилизация ситуации. Если клиент нерешителен или внутренне противостоит изменению ситуации, только имитирует действие, то конструктивных изменений не произойдет.

7. Реализация стратегии

Взаимодействия будут успешными, если клиент выполняет взятые им на себя обязательства.

8. Эволюция

При конструктивном изменении, которое должно быть длительным и постоянным, клиент должен достигнуть необходимых перемен, и отношения между ним и социальным работником должны быть прекращены.

Социальная индивидуальная работа со случаем в процессе своей эволюции претерпела значительные изменения. Сегодня под этим общим названием существует ряд различных моделей. Социальная индивидуальная работа представляет собой оказание профессиональными методами помощи отдельным людям и семьям в разрешении их социальных проблем и достижении ими адекватного уровня социального функционирования.

Метод решения проблем был разработан Х. Перлман. Он основан на базовом постулате психодинамической концепции, базовый постулат, согласно которому вся человеческая жизнь является «проблемно-решаемым процессом». Личность неспособна справляться с проблемой в результате следующих причин:

из-за недостаточной мотивации,

из-за неспособности или невозможности работать над решением проблемы,

из-за неумения разрешать проблему правильным способом.

Задача социального работника состоит в том, чтобы помочь клиенту в этих обстоятельствах.

Психосоциальный метод предложен Ф.Холлис (F.Hollis). Его теоретической базой стали дальнейшие разработки диагностических и психоаналитических школ. Применительно к индивидуальной работе существенную сторону метода составляет проникновение в причины девиационного или дезадаптивного поведения субъекта, воссоздание «истории болезни клиента». Психосоциальный метод предполагает сложную диагностику «личности в ситуации», при заинтересованном участии самого клиента. В дополнение к методам прямого, непосредственного лечения Ф. Холлис разрабатывает такие модели вмешательства, где значительное внимание уделяется окружению клиента. Психосоциальный метод интенсивно применяется в случаях понимания клиентом своих индивидуальных и социальных проблем, например проблем, связанных со здоровьем.

Подход центрированный на задаче, или вмешательство, центрированное на задаче, - это набор процедур для облегчения восприятия клиентом целевых проблем. Проблема, согласно этому методу, формулируется клиентом при согласовании с социальным работником, а также определяется целями и возможностями социального агентства.

Модель состоит из элементов кризисных интервенций, проблемно-ориентированных и функциональных подходов.

Взаимодействие четко структурировано, директивно и ограниченно во времени. Данный метод был предложен в 1970 г. Ридом и Эпштейном и проверен в результате широкой эмпирической практики в социальных агентствах.

Поведенческий подход. Первые практические шаги в области индивидуальной социальной помощи были связаны с теоретическими установками бихевиористской психологии, пока она не была вытеснена практикой психоанализа. Однако в 60- 70-х гг. интерес к бихевиоризму вновь оживляется, и на его основе в социальной работе складываются новые техники помощи.

Эд. Й. Томас в 60-х гг. вводит поведенческие методы в практику социальной работы в области образования. Практики социальной работы, используя бихевиористские концепты, получали эмпирическую информацию, открывая возможность управления и оперативной оценки интервенции (вмешательства). Поведенческий подход совместим с подходом социальной работы к системе «личность - среда», он сосредоточивается на личностных ресурсах окружающей среды, которые могут быть мобилизованы, чтобы стимулировать и сохранять измененное поведение.

В процессе помощи клиенту модификация поведения осуществляется по двум направлениям: оперантное изменение поведения и респондентное изменение поведения.

Техники оперантного изменения поведения включают такие виды интервенций, как позитивное и негативное изменение поведения, дифференциальное изменение, коррекция негативных последствий, формирование положительных стереотипов поведения, блокирование неблагоприятных стимулов.

Техники респондентного изменения поведения включают рациональные дискуссии (вербальные инструкции), поведенческие ролевые игры, обучение позитивному структурированию и моделям поведенческих представлений.

Экологический подход предполагает улучшение взаимодействия человека и окружающей среды на основе позитивного взаимообмена. «Человек - окружающая среда» рассматриваются как взаимодополняющие системы, где человек имеет такую окружающую среду, которую он формирует соответствующими способами. При применении методов экологического подхода к вмешательству выдвигаются требования двойного внимания:

К повышению компетентности клиента относительно окружающего жизненного пространства, к обучению его «умениям жизнедеятельности»;

К формированию благоприятной окружающей среды через различные формы помощи и защиты.

В основу функциональной индивидуальной работы положен психологический подход Отто Ранка. Отталкиваясь от идей З.Фрейда, он считал, что кризисные состояния, возникающие в процессе развития каждой личности, вызваны родовыми травмами (полученными при рождении). Поэтому встреча индивида и социального работника является неизбежной, независимо от различных социальных условий.

Представители данного направления концентрируют свое внимание на процессе оказания помощи, проявляя значительно меньший, чем психоаналитики, интерес к детским переживаниям клиента. Воля и способность к перемене - вот те доминанты, которые лежат в основе теории и практики данного подхода.

Кризисно-ориентированный краткосрочный метод индивидуальной работы, представляет собой комбинированный метод, использующий элементы психотерапии, практической психологии и рациональных дискуссий в социальной работе. Он применим в случаях таких кризисных состояний, как тревожность, чувство стыда, вины, враждебности и т.п.

Социальный работник, ослабляя психологическую и социальную напряженность клиента, помогает ему принимать соответствующие решения, искать адекватную роль в беспокоящей его ситуации.

Рациональный метод индивидуальной работы. Данный метод был предложен Г. Вернером и М. Кинди как альтернатива психоаналитическим моделям индивидуальной работы. В его основе лежат положения когнитивной теории и предположение, что интенсивность действий по изменению зависит от силы воли. Создаваемая на принципе «здесь и теперь», оценка состояния клиента фокусируется на мышлении, чувствах, поведении в реальном измерении времени. Цель метода состоит в изменении сознания клиента, которое понимается как совокупность проявлений эмоций, представлений и поведения клиента. Взаимодействие фокусируется на решении проблем, клиенту предлагаются модели анализа и способы модификации поведения в реальной ситуации. Данный метод используется в случаях, когда клиент ищет помощи в понимании своей проблемной ситуации. .

Терапия реальностью. Данный метод индивидуальной работы был предложен В. Глассером. Его основу составляет положение о том, что людям необходимо быть любимым и чувствовать свою ценность, а для этого необходимо соответствующее поведение. Цель метода состоит в том, чтобы помочь людям понять и принять ответственность за свое собственное поведение. Стратегии взаимодействия направлены на идентификацию поведения клиента, обучение его продуктивному общению без конфронтации и агрессии, не ущемляющему интересы других людей.

Методы социальной работы с группой

Социальная групповая работа - это направление практической деятельности, функции которой распространяются на различные области человеческой жизнедеятельности - от благосостояния и образования до адаптации и восстановления. Клиентами социальной групповой работы являются индивидуумы имеющие различное происхождение проблем.

Согласно подходу Г. Конопки, социальная групповая работа является практическим методом социальной работы, которая помогает личности расширять свое социальное функционирование и через целенаправленный опыт группы более эффективно справляться со своими индивидуальными, групповыми или проблемами в микосоциуме.

Термин «социальная групповая работа » был предложен Г. Конопкой и другими исследователями, чтобы подчеркнуть ее специфику и отличие от групповой психотерапевтической работы. Если в социальной групповой работе акцент делается на проблемы, связанные с социальным функционированием, то в групповой психотерапии основное внимание уделяется эмоциональным и психологическим процессам у больных людей.

Понятие «групповая терапия» употребляется в двух значениях. Первое значение, традиционное, связывают с практической деятельностью социального работника, призванного, уменьшая страдания клиента, повышать степень его индивидуального и социального функционирования через управляемое взаимодействие группы. Второе значение используется в подходах к классификации социальной групповой работы, оно определяет вид социальной групповой работы, основанной на групповой динамике и терапевтическом воздействии группы на клиента.

Термин «групповая работа» употребляется применительно к деятельности с группами, требующей определенных профессиональных знаний и квалификации, когда социальная групповая работа понимается как особая форма индивидуальной работы. В этом контексте для социальной работы данного уровня характерно:

Проблемно-ориентированные подходы, где специфика проблем клиентов вызывает к жизни определенные техники групповой работы;

Ориентация групповой работы на работу со случаем через установление субъект-субъектных отношений с группой, где социальному работнику определена роль посредника и фасилитатора;

Ориентация на техники и методы групповой работы, принятые в смежных дисциплинарных областях, ориентированных на работу с патологиями;

Присвоение и переосмысление в теоретических и практических подходах понятийного аппарата, методов и принципов из практики работы психотерапевтов и практических психологов;

Создание индивидуальных подходов, деятельностных принципов и ценностей в работе с различными случаями.

Развивающие подходы, основаны на экзистенциальных концептах и направлены на преодоление стрессов и кризисов в индивидуальном развитии. Реабилитационные подходы основаны на эгопсихологии с ориентацией на поведенческие теории. Динамика малых групп используется в терапевтических целях для решения индивидуальных проблем.

Организационно-развивающие подходы сосредоточены на системном взаимодействии между индивидуумами в групповом процессе.

Папел и Ротман разработали свой подход к классификации социальной групповой работы. В основе классификации - родовые и видовые особенности моделей групповой работы, где разграничительными критериями являлись: тип предоставляемых услуг, особенности ролей и взаимодействий социального работника, теоретическая парадигма метода групповой работы, типология клиента. Такой подход позволил им выделить во всем многообразии групповой работы следующие модели: модель социальных целей, клиническую модель, модель взаимодействия (взаимопомощи).

Модель социальных целей представляет собой традиционную парадигму деятельности, принятую в практике добровольных помощников, однако она уточнялась в соответствии с уровнем развития практики социальной работы.

Клиническая модель групповой социальной работы базировалась на двух доминантах, используемых в групповой работе: средствах и контексте. Для данной модели характерен определенный технологический подход, включающий в себя такие элементы, как контракт, план лечения, формирование группы, развитие группы, оценка и завершение.

Модель взаимодействия состоит из элементов взаимной помощи, оказываемой членами группы в процессе групповой динамики.

Закономерности являются структурным компонентом научной теории социальной работы.

Выявление закономерностей, как наиболее существенных, повторяющихся связей это – цель научной теории в области социальной работы.

Выявление закономерностей в социальной работе затрудняет её междисциплинарный, интегративный характер.

Для управленческих органов социальной защиты управленческие отношения детерминируются следующими закономерностями:

1. Зависимость результативности социальной защиты от системы органов управления.

2. Зависимость результативности социальной защиты от деятельности кадрового состава органов государственного управления.

3. Зависимость результативности социальной работы от содержания ближайших и долгосрочных целей социальной защиты населения.

Эффективность целей социальной работы зависит от таких закономерностей, как:

1. Общая заинтересованность социального работника и клиента в конечных результатах работы.

2. Целостность воздействия специалиста социальной работы на клиента.

3. Соответствие полномочий и ответственности специалиста по социальной работе.

4. Соответствие общего уровня развития специалиста по социальной работе и клиента.

Поэтому более эффективной является деятельность специалиста социальной работы, который осознает и учитывает закономерности социальной работы, то есть владеет теорией социальной работы.

Специалист-практик не в состоянии соотносить свои действия с закономерностями социальной работы, а руководствуется выводами и правилами из закономерностей, сформулированных наукой. Эти закономерности в социальной работе становятся принципом, правилом деятельности социального работника.

Система принципов социальной работы включает несколько групп:

1. Методологические.

2. Организационно-распорядительные.

3. Психолого-педагогические.

4. Социально-политические.

Рассмотрим принципы социальной работы в отдельности.

Методологические принципы – это принципы детерминации, отражающие развитие.

Организационно-распределительные принципы включают: социально-технологическую компетентность кадров, стимулирование, контроль и проверку исполнения, функциональную определенность, единство правил и обязанностей.

Психолого-педагогические принципы включают: подход к анализу и оценке условий жизнедеятельности клиента и выбору форм и методов работы. Индивидуальный подход к личности клиента социальных служб. Такт и терпимость при общении с клиентами социальных служб.



Социально-политические принципы – выражают зависимость социальной работы от социальной политики государства. Они включают государственный подход к задачам социальной работы. Гуманизм и демократизм методов социальной работы. Учет конкретных условий жизнедеятельности личности при выборе методов социальной работы. Законность и справедливость действий социального работника.

Принцип универсальности требует исключить дискриминацию при оказании социальной помощи по любым признакам идеологи­ческого, политического, религиозного, национального, расового, возрастного характера. Содействие должно оказываться каждому клиенту по единственной причине – его потребности в помощи.

Принцип охраны социальных прав гласит, что оказание помощи клиенту не может быть обусловлено требованием к нему отказаться от своих социальных прав или от части их. Например, в соответствии с действующим законодательством нельзя связывать помощь, ока­зываемую многодетной семье, с требованием к ней ограничить свою детородную активность.

Принцип социального реагирования подразумевает осознание необходимости принимать меры по выявленным социальным про­блемам, действовать в соответствии с конкретными обстоятельствами социальной ситуации каждого клиента.

Принцип профилактической направленности предполагает предпринимать усилия по превенции (предупреждению) возникновения социальных проблем и жизненных затруднений клиентов или по предупрежде­нию отягощения уже возникших проблем. Практика показывает, что предупредить социальное бедствие всегда легче, чем впоследст­вии прилагать усилия для ликвидации его многообразных послед­ствий.

Принцип клиентоцентризма означает признание приоритета прав клиента во всех случаях, кроме тех, где это противоречит пра­вам и интересам других людей. Для социального работника: важнейшая цель его деятельности – обеспечение способности его клиента к социально­му функционированию, создание благоприятных условий для его социального самочувствия и развития его личности.



Принцип опоры на собственные силы подчеркивает субъектную роль клиента, его активную позицию в разрешении своих проблем. Вряд ли кто-либо может вместо самого человека разрешить его жиз­ненные затруднения, устранить конфликтную ситуацию, наладить отношения с близкими людьми. Социальный работник должен кон­сультировать клиента в выборе стратегии выхода из кризиса, оказы­вать ему психологическую помощь, побуждать к самопомощи, со­действовать объединению людей со сходными проблемами для совместного преодоления трудностей.

Принцип максимизации социальных ресурсов исходит из того, что каждая социальная система с неизбежностью выделяет минимум средств на оказание социальной помощи своему населению. Социальные работники должны прилагать усилия для привлечения дополнительных возможностей оказания помощи клиенту помимо гарантированного минимума путем обращения в неправительственные, добровольческие, благотворительные учреждения, организации самопомощи и взаимопомощи клиентов.

Принцип конфиденциальности связан с тем, что в процессе деятельности социальному работнику становится доступной информация о клиенте, которая, будучи разглашена, может принести вред ему или его близким, дискредитировать и опорочить их.

Принцип толерантности обусловлен тем, что социальная работа ведется с самыми различными категориями клиентов, в том числе с личностями, которые могут не внушать симпатии специалисту.

Методы социальной работы

Развитие методов социальной работы осуществляется в процессе практической деятельности, при оказании адресной и своевременной помощи.

Методы профессиональной социальной работы различаются:

1) по направлениям и формам социальной работы (организационные, социально-психологические, социально-педагогические, социально-медицинские, социально-экологические и др.);

2) по объектам социальной работы (индивидуальные, групповые);

3) по субъектам социальной работы (применяемые отдельным специалистом или органом управления социальной работы).

Методы социальной работы, классифицированные по объектам:

I. Метод индивидуальной работы – когда социальный работник должен: определить потребности клиента в социальных услугах, изучить проблему, мотивировать необходимость социальной помощи, выбрать стратегическое направление и реализовать решение проблемы.

II. Метод социальной работы с группой представлен несколькими теориями:

а) теория поля рассматривает группу как общность индивидов;

б) теория социального обмена – люди вступают во взаимодействие, ожидая вознаграждения;

в) теория социальных систем – изучение социальных систем в малых группах.

Методы социальной работы с группой включают методы социально-психологического исследования, заимствованные из социологии:

1. Анкетный опрос (набор вопросов) преследует определенную цель.

2. Социометрия – тест для оценки межличностных эмоциональных связей в группе.

3. Референтометрия – выявление референтности (значимости) членов группы.

4. Коммуникометрия – место каждого участника группы в системе межличностных коммуникаций.

Методы моделирования социально-психологических исследований:

1. Групповая дискуссия.

2. Деловая игра – моделирование систем отношений.

3. Модификация социального поведения – выработки новых навыков и привычек.

4. Социально-психологический тренинг – развитие коммуникабельности.

III. Методы социальной работы в общине или микросоциальной среде.

Социальная работа в общине – это профессиональная помощь индивидуумам, группам, коллективам, проживающим на одной территории и имеющим общие проблемы. Методами работы являются: социальная диагностика, социальное прогнозирование, социальное планирование, благотворительные акции, практическая работа в общине.

Методы социальной работы, используемые на индивидуальном, групповом и общинном уровнях:

1. Биографический метод или изучение личных документов. Формами биографического метода могут быть интервью, свидетельства родственников, переписка, фотографии, рассказы о своей жизни, фрагменты биографии.

Французские исследователи Д. Берто и И. Берто-Вьям предлагают использовать метод «истории семьи», поскольку «всякая семейная история уникальна».

2. Организационные методы – направления деятельности для решения организационных задач в области социальной работы. Эти методы закрепляют обязанности различных звеньев управления социальных служб.

3. Педагогические методы направлены на оказание социальной помощи человеку. Педагогические методы включают:

а) методы формирования сознания личности (понятий, суждений, убеждений);

б) методы организации познавательной, практической деятельности (поручения, задания);

в) методы стимулирования (оценка, поощрение, порицание).

4. Социально-психологические методы включают комплекс методов:

а) методы психологического исследования. Это наблюдение, эксперимент, который может проводится в специально оборудованных помещениях и называется лабораторным экспериментом. Естественный эксперимент проводится в естественных условиях жизни. Формирующий эксперимент – сочетание методов исследования и воздействия;

б) диагностические методы – выявление индивидуально-психологических особенностей личности;

в) психологические методы – выявление индивидуально-психологических особенностей человека;

г) лонгитюдные методы – длительно изучаются испытуемые для определения фаз жизненного цикла личности;

д) методы исследования жизненного пути;

ж) метод психологической помощи включает метод психологической коррекции при нервно-психических заболеваниях и методы психологической помощи с целью предотвращения психосоматических заболеваний;

з) полифункциональные методы – к ним относятся беседы (интервью), метод анализа продуктов деятельности – рисунков, тестов, поделок и т.д. Сюда же относится моделирование.

5. Социально-экономические методы – с их помощью учитываются социальные интересы и потребности людей.

Экономические методы могут быть статистические, математические, балансовые, индексные, выборочные и др.

Основная цель всех методов – сформировать в процессе их совершенствования новый стиль мышления, иную философию и культуру поведения, социальную адаптированность в социуме.

4.6. Социальная работа как учебная дисциплина

Изучение дисциплины «Теория социальной работы» вооружает будущих специалистов методологией научного анализа социальных процессов, знаниями методов работы социальных служб, оказывающих социальную помощь населению.

Основная задача теории социальной работы как учебной дисциплины – помочь студентам овладеть научными знаниями.

Цель учебного курса «Теория социальной работы» – вооружить студентов знаниями теоретических основ социальной работы с населением и в трудовых коллективах, привить им практические умения и навыки организации социальной работы с различными категориями граждан, нуждающихся в социальной защите, воспитать у обучающихся высокие нравственные и гуманистические качества.

Современный социальный работник, или соционом, – это специалист в области социальной инженерии и технологии, глубоко разбирающийся в правовых, нравственных и психологических особенностях жизнедеятельности людей, способный прийти им на помощь.

Основные требования к личности выпускника вуза по специальности «Социальная работа»:

1. Знать теоретические и методологические основы социальной работы, её исторические корни и традиции, отечественный и зарубежный опыт организации социальной помощи населению.

2. Уметь поставить социально-психологический диагноз условием жизнедеятельности клиента или различных групп населения.

3. Уметь проводить конкретные социологические исследования с перспективой выбора способов воздействия на развитие социальных процессов.

4. Обладать высокой общей культурой, организаторскими способностями и педагогическим умением.

5. Иметь юридическую подготовленность, медико-психологическую компетентность, обладать наблюдательностью, вниманием, милосердием, высокими нравственными качествами.

Теория социальной работы как учебная дисциплина формирует профессиональные качества специалиста социальной работы:

1. Вооружает студента знаниями теоретических основ социальной работы, методиками прогнозирования и моделирования социальных процессов, происходящих в обществе.

2. Развивает у студентов творческое мышление, умение с гражданских, гуманистических позиций оценивать социальные явления.

3. Воспитывает у студентов высокие нравственные качества, профессионализм социального работника, способность проводить в жизнь социальную политику государства и гармонизировать человеческие взаимоотношения.

Совершенствовать и развивать теорию социальной работы как учебную дисциплину – важная задача профессиональной подготовки будущих специалистов социальной работы.

Контрольные вопросы

1. Почему социум и социальные отношения являются предметной сущностью социальной работы?

2. Что такое социум? Какова взаимосвязь социума и социальной работы?

3. Какова роль понятийного аппарата теории социальной работы?

5. В чем сущность социальных отношений и социальных связей?

6. В чем сущность социальной работы как науки?

7. Социальная работа как учебная дисциплина и её основные задачи.

8. Какова сущность закономерностей социальной работы?

9. Перечислите принципы социальной работы. В чем их значение?


ГЛАВА 5. СТАНОВЛЕНИЯ ТЕОРИИ

СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

5.1. Целостное осмысление проблем человека –

Рекомендуем почитать

Наверх