Кто выпускает самолет сухой суперджет 100. Авиация россии

Трудовые отношения 16.09.2020

19 мая 2008 года поднялся в воздух первый опытный самолёт Сухой Суперджет 100 с бортовым номером 97001. 31 января 2015 года началась стыковка составных частей сотого по счёту Суперджета, строительство которого завершилось во втором квартале 2015 года, а 6 октября того же года после покраски и установки интерьера в Ульяновске лайнер с бортовым номером RA-89059 (на фото) был передан «Аэрофлоту», в парке которого этот самолёт стал 27-м. Всего же на 1 марта 2016 года у «Аэрофлота» уже 29 Суперджетов. А на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре идёт сборка 109 лайнера (март 2016).

Серийная сборка SSJ 100 началась в 2010 году, когда было выпущено два первых самолёта. Количество изготовленных лайнеров по годам распределяется следующим образом:

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 заказ/сборка
выпущено 2 5 12 24 35 18 3 7
летает 1 3 7 20 31 15 2

Ещё шесть лайнеров были выпущены в предсерийной партии для проведения наземных и лётных испытаний, в таблицу не включены.

Таким образом, максимальное количество выпущенных за год машин - 35 единиц пришлось на 2014 год, когда Евросоюз и США объявили о начале санкционной истерики в связи с воссоединением Крыма с Россией. В то же время, сокращение объёмов производства SSJ 100 в 2015 году было запланировано заранее, чтобы привести его в соответствие с количеством имеющихся заказов. Как ранее заявляли в компании ГСС, в 2016 году планируется выпустить 20 самолётов и передать заказчикам 31 машину. Всего же за 5 лет - с 2010 по 2015, не считая самолётов опытной партии, было изготовлено 103 машины.

Много это или мало?

После развала авиационной промышленности СССР, самолёт SSJ 100 является пока единственным гражданским самолётом в России, который был спроектирован, испытан, сертифицирован и запущен в массовое производство.

Для примера рассмотрим статистику выпуска самолётов в СССР:

Ил-18 Ил-62 Ил-86 Ту-114 Ту-154 Ту-134 Як-40 Як-42 Ан-24 SSJ 100
Годы выпуска 1957-1973 1966-1995 1979-1997 1959-1964 1970-1998 1966-1989 1966-1981 1977-2003 1962-1979 2010-2015
Кол. пассажиров 80-122 168-195 350 170-220 164-180 80 27-40 120 52 95
Всего произведено 564 292 106 32 918 854 1011 183 1367 103
В среднем за год 35 10 6 6 33 37 67 7 80 21

Суперджет 100 - самолёт региональный. По своему назначению и пассажировместимости его можно сопоставить с Ту-134 или Як-42. Як-42 - один из последних представителей советской региональной авиации, создавался на замену Ил-18 и Ту-134. Он имеет несколько большее количество пассажирских кресел, чем другие самолёты этого же класса - 120 мест, что объясняется увеличением пассажиропотока на авиалиниях внутри страны в последние два десятилетия существования СССР.

Этот самолёт, однако, не смог заменить Ту-134 несмотря на то, что Як-42 был достаточно современной машиной своего времени. Развитию этого проекта помешала авиакатастрофа 1982 года в Белоруссии, из-за чего производство самолёта было приостановлено на два года. Распад СССР, резкое сокращение коммерческих пассажирских перевозок и вытеснение отечественных самолётов закупками зарубежных авиалайнеров отрицательно сказалось на дальнейшей судьбе самолёта.

Сегодня SSJ 100 находится совершенно в иной ситуации. Во-первых, это проект коммерческий, рассчитанный на заказы не только российских, но и зарубежных авиакомпаний. Во-вторых, всем понятно, что необходимо возрождать отечественное гражданское авиастроение. Зависимость от иностранных поставщиков пассажирских самолётов оказывает негативное влияние на коммерческую деятельность авиакомпаний и не позволяет обеспечить жителей России недорогими авиаперевозками на загруженных направлениях, увеличивая социальную напряжённость в обществе. Яркий пример - прекращение деятельности низкобюджетного авиаперевозчика "Добролёт", против которого 30 июля 2014 года были введены санкции Европейского Союза за полёты в Симферополь, после чего 3 августа авиакомпания была вынуждена прекратить выполнение всех своих рейсов, а в июле 2015 года была ликвидирована.

Поэтому, усреднённый показатель - 21 авиалайнер в год, с одной стороны - не так уж и мало, но с другой, этого количества явно не хватит, чтобы хотя бы в ближайшее десятилетие потеснить с нашего рынка региональные самолёты Bombardier и Embraer, не говоря уже о Boeing 737 и Airbus 319/320.

Учитывая, что проект Суперджет 100 - коммерческий, то и количество выпускаемых самолётов диктует рынок, наличие заказов, да и производственные возможности авиазавода в Комсомольске-на-Амуре имеют свои ограничения - мощности сборочной линии SSJ 100 на КнААЗ рассчитаны на выпуск до 50 воздушных судов в год.

Какие перспективы у Суперджета?

Кроме "Аэрофлота", лайнер успешно эксплуатируется в российских авиакомпаниях "Газпромавиа", "Центр-Юг", "Якутия", Red Wings и в мексиканской Interjet, подписан контракт на поставку 15 лайнеров (+опцион на 16) ирландской компании CityJet, разрешение на эксплуатацию SSJ 100 в феврале 2016 года получила ещё одна российская авиакомпания "ИрАэро" . Летать самолёту зачастую приходится в сложных климатических условиях. Поэтому в ЗАО «ГСС» постоянно работают над расширением условий эксплуатации самолёта.

Планируется увеличить допустимую температуру эксплуатации лайнера до +50 o С (сейчас - до +45 o C). "Суперджет" уже успешно прошёл испытания в Арабских Эмиратах, где требуются экзотические характеристики по возможностям взлёта и посадки с очень короткой полосы (от 1600 метров). Намечена сертификация дополнительных топливных баков, которые увеличат дальность полётов бизнес-версии самолёта до 7 тысяч километров. Сейчас, в зависимости от модификации, "Суперджеты" летают на 3–4,5 тысячи километров.

В начале 2016 года поставлены два борта МЧС России, есть соглашение о намерениях, предусматривающее передачу в 2016–2025 годах еще 8 самолётов.

В "Суперджете" впервые на постсоветском пространстве сертифицирована вертикальная навигация. Можно предварительно запрограммировать ограничение по высоте. Кроме того, 29 января 2016 года стало известно, что Европейское агентство по безопасности авиаперевозок (EASA) одобрило расширение сертификата типа Авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета (АР МАК), подтверждающее способность самолёта Сухой Суперджет 100 совершать посадку в автоматическом режиме в соответствии стандартам CAT IIIа ICAO.

Дополнено 25 мая 2016 г.:
24 мая в Венеции (Италия) в центре кастомизации компании SuperJet International (SJI) прошла торжественная церемония передачи первого самолёта SSJ 100 для ирландской авиакомпании CityJet - первому европейскому эксплуатанту самолётов данного типа.

Всего авиакомпания CityJet, базирующаяся в Дублине, заказала 15 самолётов SSJ 100, в 2016 году она получит три из них, также предусмотрены два опциона ещё на 16 воздушных судов. Решение об их переводе в твёрдые контракты может быть принято во втором полугодии 2016 г. Ожидается, что поставка всех 15 самолётов по твёрдому контракту завершится к концу 2017 г. Стоимость соглашения с CityJet превышает 1 млрд долл.

Дополнено 8 августа 2016 г.:
В июле на авиасалоне в Фарнборо и в августе 2016 года на Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро ГСС представили свою новейшую разработку – макет первого в мире самолёта для перевозки профессиональных спортсменов - SportJet by Sukhoi.

Максимальная вместимость салона – до 60 пассажиров, он включает в себя четыре функциональные зоны: зона восстановления с аппаратурой для физиотерапевтических процедур, зона отдыха атлетов с комфортными условиями для сна и мониторинга биометрических данных, зона для тренерского состава, где в соответствующей обстановке можно проанализировать действия команды, а также удобная зона для административного персонала.

Оборудование самолёта SportJet разработано в тесном взаимодействии с экспертами в области спортивной медицины, оно способно предотвратить гипоксию, обезвоживание организма, мышечное утомление и прочие проблемы с организмом, вызванные длительным пребыванием спортсменов в полёте во время игрового сезона.

Опубликовано 21.01.2019 на сайте Авиация России (aviation21.ru) В ноябре 2018 года самолёт Sukhoi Superjet 100 поменял название, убрав слово «Sukhoi». Сделано это по двум причинам: первая - в ГСС решили, что ассоциироваться с боевыми самолётами для гражданского борта нежелательно. Вторая причина - юридическая. Совет директоров ОАК в рамках...
  • 23 May 2016 12:23 Сертифакация ан-148 УНИАН Янукович и Мороз отметились на празднике АНТК Антонова 26.02.2007 Сегодня Государственное предприятие «Авиационный научно-технический комплекс имени Антонова» (АНТК им. Антонова, г. Киев) получило сертификат типа на новый региональный пассажирский самолет Ан-148. Как передает корреспондент УНИАН, в церемонии получения сертификата приняли...
  • 14 Aug 2015 09:12 Новости проекта МС-21 Полностью статью можно прочитать в первом российском запрещенном политическом блоге: http://dambledor.livejournal.com/147513.html Сборка первого лётного экземпляра МС-21 идёт полным ходом. Но гораздо медленнее, чем хотелось бы. В настоящее время изготовлены кессон крыла, центроплан с элементами отсека фюзеляжа, в мае специалисты Авиастар-СП...
  • 24 Feb 2014 15:05 Сухой в Комсомольске. Суперджет С некоторых пор КНААПО перестал быть исключительно военным. И даже напротив - стал главным гражданским авиазаводом страны. По крайней мере по количеству выпускаемых самолётов. А самолёт это - Суперджет - SSJ-100-95 (ну или для посвящённых RRJ-95). Небольшая экскурсия по сборочным цехам в заключительной главе февральского повествования про Сухой в...
  • 18 Feb 2014 17:22 О такте производства когда ожидается возврат к 7-дневному такту производства? A.F. возврат? пока такт был 10 дней (и в феврале 2014 он 10 дней). Как рассказали представители ГСС во время посещения ЦОС КнАФ журналистами 12 февраля, переход на такт 7 дней с технической точки зрения возможен где-то с апреля 2014, но если только на то поступит указание верховного...
  • 13 Feb 2014 16:25 Авиакомпании увеличивают парк SSJ100 В 2014 г. производство самолетов Sukhoi Superjet с 2011 г. увеличится в 10 раз до 40 машин, заявил старший вице-президент производителя SSJ - компании «Гражданские самолеты Сухого» - Игорь Сырцов (см. график). По словам источника «Ведомостей» в ОАК, это вполне реально: в 2012 г. было произведено 12 SSJ100, в 2013-м - уже 24. Узкое место -...
  • 12 Feb 2014 20:16 Зарисовки из КнАФ ГСС, 12.02.2014 A.F. сообщает: Несколько зарисовок из КнАФ ГСС, как это было 12 февраля. Кой-какие наблюдения и некоторые полученные пояснения про такт и т.п. - попозжее, как вернусь и разгребусь 1. ЦОС: ПУ-6, ПУ-5 и ПУ-4 (слева-направо), на которых соответственно 95051 (АФЛ-19), 95057 (ГПА-4) и 95052 (SJI-13) 2. Пресловутая малярка, в которой организован ПУ-7 и...
  • 28 Jan 2014 17:34 «Суперджет» как драйвер роста. Только с кадрами не просто. Импульс, который идёт от завода, способен дать развитие экономике в целом. Предприятию требуются дополнительные площади. Речь идёт о вовлечении в производственную кооперацию с авиастроителями малых и средних производственных предприятий края, возможно, о создании благодаря развитию авиастроения специального индустриального парка на базе свободных...
  • 26 Dec 2013 14:17 Уникальный тренажер установлен на производстве самолетов Sukhoi Superjet 100 В Комсомольском-на-Амуре филиале компании Гражданские самолеты Сухого введена в эксплуатацию мультимедийная обучающая система, позволяющая отрабатывать на производстве навыки тестирования систем самолета SSJ100. Тренажер «Тестирование систем самолета SSJ100» сокращает время на подготовку сотрудников для работы на конкретном участке и формирует...
  • 19 Dec 2013 19:37 В Ульяновске будет создан центр кастомизации | "РГ" В Ульяновске откроют центр покраски самолетов Виктория Чернышева Центр кастомизации, где будут красить самолеты SSJ-100, МС-21, Ил-76МД-90А, а также другие российские и зарубежные воздушные суда, прибывающие на техобслуживание и ремонт, будет создан в Ульяновске. Об этом было заявлено во время визита в регион полпреда президента РФ Михаила Бабича....

Опытно-конструкторское бюро П.О. Сухого вплоть до 2000 года занималось разработкой исключительно военных самолетов. Созданные на этом предприятии истребители известны во всём мире и пользуются немалым спросом среди покупателей из различных стран. Тем более неожиданными были первые сообщения о том, что конструкторы «Сухого» приступили к проектированию гражданского самолета.

В 2008 году этот лайнер совершил свой первый полет, а сегодня более сотни таких машин используется различными авиакомпаниями. Это, конечно, совсем немного на фоне тысяч «Боингов» и «Аэробусов», но ни один другой самолет российского производства не сумел достичь хотя бы таких показателей.

История разработки пассажирского авиалайнера Sukhoi Superjet 100

В середине 80-х годов прошлого века советские пассажирские самолеты стали выглядеть устаревшими на фоне новейших западных авиалайнеров. Отставание не выглядело безнадёжным, его еще можно было преодолеть. Практически во всех ведущих конструкторских бюро уже имелись проекты самолетов нового поколения, которыми предполагалось заменить на внутренних и внешних линиях заслуженных «ветеранов авиации». К сожалению, через несколько лет от этих планов мало что осталось.

Як-42 – единственный ближнемагистральный самолет российского производства, строившийся и летавший в относительно больших количествах после распада СССР

В 90-е годы российская авиационная промышленность деградировала. Самолеты производились буквально поштучно, заводы превращались в склады турецкого и китайского ширпотреба, а иностранные «инвесторы», радостно потирая руки, вывозили к себе конструкторскую и технологическую документацию. Кроме того, резко упал спрос на внутренние перелеты: только за первые два года «реформ» количество пассажиров сократилось вчетверо. В этих условиях о возрождении авиапрома не приходилось и мечтать.

Корпорация «Сухой», в отличие от многих других самолетостроительных компаний, пережила «лихие 90-е» относительно благополучно, в основном благодаря продаже истребителей в различные страны мира. В 2000-м году руководство этой компании впервые поставило вопрос о диверсификации производства и создании авиалайнера для перевозки людей на малую или среднюю дальность.

Эта инициатива встретила поддержку со стороны нового высшего политического руководства России, которое твердо решило покончить с тотальным развалом промышленности. Однако с самого начала было ясно, что свежеиспеченной фирме «Гражданские самолеты Сухого» не удастся справиться с проектом в одиночку. Разработку двигателей доверили французской компании Snecma, значительную часть приборного оборудования создали специалисты Авиационного комплекса имени С.В. Ильюшина, а для успешного продвижения самолета на мировой рынок была использована помощь со стороны американского концерна «Боинг».

Проект, созданный инженерами корпорации «Sukhoi», был в 2003 году признан представителями Росавиакосмоса заслуживающим государственного финансирования. Тогда будущий самолет носил название RRJ (Russian Regional Jet). Одновременно рассматривались и другие проекты ближнемагистральных лайнеров, в том числе и разработанный в компании «Туполев» Ту-414, однако, победа осталась за «Сухим».

Сборку новых самолетов решено было организовать в Комсомольске-на-Амуре, где для этого были подготовлены необходимые производственные линии. Официальный показ опытного экземпляра авиалайнера, переименованного в SSJ100, то есть Sukhoi Superjet 100, проводился в конце сентября 2007 года. Спустя восемь месяцев состоялся первый полёт нового «Сухого», а еще через год этот региональный самолет был показан в Ле-Бурже в ходе ежегодного авиационного салона.

Первым покупателем этого самолета стала компания Armavia, зарегистрированная в Армении. Она получила авиалайнер SSJ100 в апреле 2011 года, и с этого момента началась коммерческая эксплуатация «Суперджета». Самым же крупным заказчиком остается «Аэрофлот».

По состоянию на июль 2019 года, был построено более 190 самолетов SSJ, однако, далеко не все они используются: по разным данным, регулярные рейсы выполняют не более 116. Имеется также ряд незакрытых контрактов на поставку лайнеров.

Описание конструкции самолета

По своей аэродинамической схеме авиалайнер SSJ не оригинален: однокилевое оперение с «нижним» размещением рулей высоты, стреловидное крыло с двумя закрепленными под ним двигателями. Это придаёт самолёту довольно «типичный» внешний вид. Правда, у SSJ нет законцовок на крыльях, характерных для «Эйрбасов», но в будущем, как предполагается, эти элементы конструкции появятся и у него.

Управление самолётом осуществляется при помощи «сайдстика» - боковой ручки, которая заменила традиционный штурвал. Пилотам помогают два бортовых компьютера, которые, как изначально считалось, не могут выйти из строя одновременно.

Композиционные материалы в конструкции самолета применяются, но довольно ограниченно. Из них делаются обтекатели, а также ряд элементов механизации крыла.

Тактико-технические характеристики

Основные параметры авиалайнера Sukhoi Superjet 100 выглядят следующим образом:

Летные характеристики

Эксплуатационные показатели авиалайнера Superjet можно представить в виде таблицы:

Цена одного «Суперджета» составляла в 2015 году около 26 миллионов долларов США.

Описание схемы салона

Внутренняя компоновка авиалайнера Sukhoi SSJ100 может показаться непривычной многим пассажирам, особенно тем, кто никогда не летал на ближнемагистральных самолётах. Главное, что бросается в глаза, – это асимметрия расположения кресел. В эконом-классе они установлены по схеме 2х3 – с левой стороны в каждом ряду два места, затем проход, и еще три места с правой стороны. Подобная компоновка была использована ранее для американского авиалайнера Boeing-717 , который совпадает с «Сухим» по вместимости и дальности полета.

Следует отметить, что внутренняя схема салона SSJ-100 может несколько отличаться у разных авиакомпаний. Базовый вариант предполагал наличие 100 мест эконом-класса в едином салоне. Иногда два левых кресла в первом ряду убирались, в результате чего вместимость сокращалась до 98 человек.

Более комфортабельный вариант предполагает размещение 12 мест бизнес-класса и 75 – эконом-класса. Самая же вместительная модификация позволяет перевозить до 103 пассажиров в салоне с сокращенными интервалами между рядами кресел.

На борту имеется три туалета. Один из них расположен слева от центральной продольной оси самолета, сразу за кабиной экипажа. Второй – тоже слева, за последним рядом кресел эконом-класса. Третий туалет находится в самом хвосте салона - в него упирается центральный проход.

Расположение мест

Три ряда кресел бизнес-класса установлены в передней части авиалайнера. Непосредственно перед ними находится переборка, отделяющая их от служебных помещений и туалета. Размещение кресел традиционное – 2х2.

Места эконом-класса расположены по схеме 2х3. Они занимают основную часть внутреннего пространства. Предусмотрена возможность установки носилок – для этого используются три последних ряда с левой стороны салона.

Лучшие места

Наиболее высокий уровень комфорта для пассажиров «Суперджета» обеспечивается, конечно, в бизнес-классе. Кроме того, высоко оцениваются места, расположенные в 6-м ряду основной части салона – это кресла, расположенные сразу за перегородкой. У них есть даже специальное название – Space. Необходимо учитывать, что билеты на эти места будут более дорогими, чем на все остальные.

Худшие места

Наиболее неудобные кресла в салоне самолета Superjet расположены в последнем ряду эконом-класса. Они непосредственно соседствуют с туалетом. В результате пассажирам постоянно мешают отдохнуть другие люди. Кроме того, в базовом варианте компоновки, спинки кресел в последнем ряду не откидываются, что тоже не способствует комфорту.

Отмечается, что в первом ряду бизнес-класса имеется некоторый дефицит свободного пространства из-за чрезмерной близости к передней служебной переборке.

Преимущества и недостатки

С точки зрения пассажира, «Суперджет», скорее всего, можно назвать самым обычным самолетом. Он довольно удобен для своего класса, да и полеты продолжаются недолго. Поэтому плюсы и минусы лайнера фактически испытывают на себе авиакомпании.

Перечень основных преимуществ таков:

  1. Самолет имеет удобное и современное управление;
  2. «Суперджет» может обслуживаться на любых аэродромах, ему не требуются большие ангары и длинные полосы;
  3. Очень низкая цена. Один такой авиалайнер не менее, чем втрое дешевле, чем, например, Airbus A319 , использующийся на тех же маршрутах;
  4. Низкий уровень шума двигателей;
  5. Экономичный расход топлива.

Недостатки у машины тоже есть, причем для некоторых покупателей они уже перевесили достоинства. Главный минус – плохое, если не сказать провальное, послепродажное техническое обслуживание. Производитель не справляется со своевременным выпуском необходимого количества ремкомплектов.

Это приводит к постоянным простоям SSJ и невысокому налёту.

Есть и другие недочеты:

  1. Чрезмерно высокая доля импортных комплектующих. Это уже привело к срыву контракта на поставку самолетов в Иран, так как США просто отказались поставлять необходимые элементы конструкции;
  2. Общая ненадёжность многих вспомогательных систем и устройств. Частые поломки, пусть и не влияющие на безопасность полетов, стали настоящим проклятьем этого лайнера;
  3. Недостаточный ресурс двигателей. Он оказался в несколько раз ниже заявленного, что вызвало массу нареканий со стороны авиакомпаний, уже купивших «Суперджеты».

В настоящее время разработчики SSJ-100 пытаются исправить наиболее существенные недостатки машины, однако, еще неясно, насколько затянется этот процесс.

Безопасность полетов

Из 191 самолета SSJ100 три были потеряны в результате аварий. В двух случаях это повлекло за собой значительные человеческие жертвы. Первая катастрофа произошла 9 мая 2012 года, когда авиалайнер, выполняя показательный полёт, врезался в гору. Все 45 человек, находившихся на борту, погибли.

Вторая трагедия получила наиболее широкую медийную огласку. 5 мая 2019 года «Суперджет Сухой», вылетевший из московского аэропорта Шереметьево, вынужден был вернуться назад после одновременного отказа обоих бортовых компьютеров. Грубая посадка привела к пожару, в результате которого погибло более половины пассажиров (41 из 78) и был полностью уничтожен сам самолет.

Инцидент в Шереметьево нанёс огромный ущерб имиджу SSJ100, который и без того не был идеальным. Несмотря на то, что виновником катастрофы, видимо, был командир воздушного судна, многим экспертам крайне не понравился отказ бортовой электроники, которая не была в достаточной мере защищена от воздействия атмосферного электричества.

Не способствуют безопасности и бесчисленные мелкие поломки двигателей и вспомогательных систем самолета, ставшие за годы эксплуатации «Суперджета» постоянным явлением.

Основные модификации самолета

Уже в период проведения проектных работ предусматривалось, что SSJ100 будет выпускаться в различных вариантах, предполагающих некоторые изменения основных ТТХ лайнера. Всего было спроектировано не менее восьми разных модификаций, самыми перспективными из которых являются две – Sukhoi Superjet 100 95 LR и 100 95 SV.

Sukhoi Superjet-100-95LR

Эксплуатация этого варианта самолета началась в марте 2014 года. Его главное отличие от базовой версии – увеличенная дальность полета, которая доведена до 4576 км. Добиться этого удалось за счет установки более экономичных двигателей. При этом запас топлива остался тем же, а вот взлетная масса несколько выросла, что сказалось на длине пробега машины. Остальные характеристики сохранились.

Sukhoi Superjet-100-95SV

Эта модификация «Суперджета» должна заметно изменить облик самолета, поскольку предполагается увеличение длины фюзеляжа и площади крыла. Это позволит довести количество пассажиров на борту до 125, причем взлетная масса вырастет на 10 тонн. Информации о шагах по практической реализации данного проекта пока немного, хотя первоначальные планы предусматривали начать коммерческую эксплуатацию уже в 2020 году.

Каким бы ни стало дальнейшее развитие «Суперджета», уже сегодня можно говорить о том, что определенную положительную роль он сыграл. Благодаря работе по созданию этого лайнера российские конструкторы и производственники получили значительный опыт проектирования современных пассажирских самолетов. В условиях практически полной утраты советских наработок это очень ценно. Непростая судьба SSJ-100, кроме того, может послужить неплохим уроком и для политического руководства страны, потому что она еще раз показывает, как легко уничтожить и как трудно восстановить гражданское авиастроение.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них


Количество самолетов Sukhoi Superjet 100, произведенных в Комсомольске-на-Амуре, перевалило за сотню. Лайнер с заветным заводским номером "95100" в конце третьего квартала покинул цех окончательной сборки и приступил к летным испытаниям. 5 октября он выполнил уже третий полет. Производящая "Суперджеты" компания "Гражданские самолеты Сухого" отслеживает основные этапы в жизни юбилейной машины, и теперь журналисты снова смогли увидеть этот борт, на этот раз в полете. Тем временем, на Совете директоров "Объединенной авиастроительной корпорации" был представлен и утвержден бизнес-план, который, по мнению руководства Корпорации, реалистично отражает перспективы проекта.

Третий разряд

В конце прошлого столетия в мировой прессе и в IT-сообществе активно обсуждалась "проблема 2000" - как поведут себя компьютеры в момент, когда их внутренние часы должны будут начать отсчет нового тысячелетия. Наверное, для отечественных авиапроизводителей придумывать, как нумеровать произведенные самолеты, когда их счет пойдет на вторую тысячу, было бы приятной заботой, однако в постсоветский период и до настоящего времени ни одна гражданская программа не достигала даже третьего разряда в номере. Наиболее крупной серией были выпущены самолеты семейства Ту-204 / 214, однако даже усилиями двух заводов преодолеть важный психологический барьер не удалось.

Российский региональный самолет, в дальнейшем сменивший имя на Sukhoi Superjet 100, детище компаний "Сухой" и Alenia Aermacchi, изначально позиционировался как современный лайнер, создаваемый в полном соответствии с требованиями авиакомпаний. При его проектировании учитывались мнения как российских, так и зарубежных эксплуатантов, да и в дальнейшем, на этапе серийного производства, конструктора стараются не оставаться безразличными к пожеланиям авиаперевозчиков. Активный маркетинг сделал свое дело: производителю удалось собрать более 200 твердых контрактов. И пускай в числе заказчиков происходили определенные перестановки (некоторые компании, законтрактовавшие SSJ100 и даже успевшие полетать на нем, не выдержали рыночного давления и прекратили полеты), производственный механизм постепенно раскрутился. Сегодня испытательные полеты выполняет сотый самолет, а в цехе агрегатной сборки авиационного завода Комсомольска-на-Амуре находятся панели фюзеляжа для 125-го лайнера.

Наивысший темп производства, достигнутый в ходе программы, составил один самолет в неделю. Тем самым, отбросив длительные каникулы, можно предположить, что выстроенная кооперация и ее финалист - Комсомольский-на-Амуре филиал АО "Гражданские самолеты Сухого" подтверждают готовность производить четыре борта в месяц и 48-50 в год без какого-либо расширения производства и дополнительных капитальных вложений. Фактический же выпуск достигал 37 самолетов в год и ограничивался, преимущественно, поставками комплектующих и спросом на самолеты (Табл. 1).

Таблица 1. Темп сборки самолетов

Год 2011 2012 2013 2014 2015*
Произведено 5 12 25 37 17-20

*план.

Производственная кооперация по планеру сегодня сложилась, и, несмотря на ранее существовавшие планы, существенных изменений в ближайшее время не претерпит. Ключевыми поставщиками "Гражданских самолетов Сухого" являются Комсомольский-на-Амуре авиационный завод (выпускает секции фюзеляжа Ф2, Ф3 и Ф4, отъемные части крыла (ОЧК), а также центроплан и механизацию). Из Новосибирска поступают секции фюзеляжа Ф1, Ф5 и Ф6, а также оперение. Изделия из композиционных материалов производятся Воронежским акционерным самолетостроительным обществом. Ранее существовали планы интегрировать в проект и Казанское авиационное производственное объединение, ныне входящее в АО "Туполев". Там в рамках создания центра компетенций по металлическому крылу планировалось развернуть выпуск ОЧК, однако этим планам так и не было суждено сбыться. А вот другое предприятие, базирующееся в Казани, филиал компании "Аэрокомпозит", имеет все шансы стать поставщиком композитных элементов механизации крыла. Первый комплект изделий для SSJ100 уже завершает испытания. Построение широкой кооперации позволило в рамках существующих ограничений по площадям и кадровому потенциалу, которые существуют в Комсомольске-на-Амуре, обеспечить высокий темп сборки самолетов.

"Зеленые" самолеты, без интерьеров, совершают перелет в один из центров кастомизации. Западные клиенты получают лайнеры в Венеции, где производится покраска самолетов и монтаж интерьеров. Остальным авиакомпаниям лайнеры предают в подмосковном Жуковском, где расположен центр поставки "Гражданских самолетов Сухого". Однако, прежде чем попасть к заказчику, самолеты из Комсомольска-на-Амуре перелетают в Ульяновск, где их красят и оснащают интерьерами, и лишь оттуда они направляются в центр поставки.

Можно больше, нужно меньше

События, развернувшиеся в 2014 году и на нефтяном рынке, и на внешнеполитической арене, радикально изменили экономические условия, в которых действуют российские компании. Долг, номинированный в долларах, в одночасье потяжелел вдвое. Компания "Гражданские самолеты Сухого" подошла к этому периоду с кредитной нагрузкой в 109 млрд рублей, и обслуживание долга стало неподъемной задачей на фоне существовавших поставок. Компания столкнулась с затовариванием - явление в авиастроении, где каждый самолет строится под заказчика, крайне редкое и неблагоприятное. Средства, вложенные в материалы и комплектующие, замораживаются, процентная нагрузка оказывает давление на финансовый результат, а сами самолеты, даже простаивая на земле, постепенно теряют стоимость.

Весной 2015 года было принято решение о государственной поддержке производителя на сумму 100 млрд рублей, что позволило сократить долг до нынешних 6,9 млрд рублей. Одним из условий выделения средств было формирование реалистичного бизнес-плана, который и был представлен Совету директоров "Объединенной авиастроительной корпорации" (ОАК) в конце сентября 2015 года.

Представляя этот документ, Президент ОАК Юрий Слюсарь подчеркнул, что бизнес-план прошел обсуждение и согласование как с независимым оценщиком, компанией Ascend, так и с банками, и получил одобрение всех сторон.

Документ рассматривает несколько аспектов, которые характеризуют проект с рыночной, финансовой, производственной и других сторон. Прежде всего, следовало определить потенциал проекта по количеству проданных самолетов. Оценки и прогнозы, которые были сделаны ранее как независимыми компаниями (первое такое исследование провела еще компания "Тройка диалог" в начале 2000-х), обещали продажи в диапазоне от 800 до 1200 бортов на горизонте до 2025 года, при этом поставки должны были начаться несколько раньше, чем это произошло на самом деле. Зафиксированные в сегодняшнем бизнес-плане параметры достаточно консервативны. По словам Ю.Слюсаря, "то количество (самолетов - "АвиаПорт"), которое сейчас в бизнес-плане присутствует, на мой взгляд, отражает реальные взгляды, базирующиеся на оценке рынка, на наших возможностях, на наших конкурентных преимуществах и тех сильных сторонах проекта, которые мы собираемся дальше продвигать". Таким образом, без лишнего оптимизма ОАК планирует на горизонте с 2011 по 2031 годы поставить 595 воздушных судов (табл. 2).

Таблица 2. Планы по производству SSJ100

Модификация Basic (B) Long Range (LR) Stretched Version (SV) Business Jet (SBJ) Итого
Объем поставок, шт. 82 331 140 42 595

Тратить меньше, зарабатывать больше

Для того, чтобы при сокращенной программе производства проект в целом вышел на окупаемость, параллельно необходимо сокращать себестоимость производства и повышать ценность продукта для покупателя, тем самым создавая предпосылки для повышения продажной стоимости.

Оптимизация производственных процессов затронула все предприятия, участвующие в кооперации. Методы бережливого производства, так называемые Lean-технологии, применяются в Комсомольске-на-Амуре и Новосибирске и уже позволяют получать определенные бонусы в виде снижения трудоемкости, затрат и повышения качества выпускаемой продукции. Однако экономию планируется искать и на стороне. Производитель рассчитывает провести пересмотр цен ряда систем и покупных комплектующих изделий, используемых на самолете, привлечь в качестве поставщиков новых производителей. В какой-то мере нынешняя ситуация открывает новые возможности для отечественных производителей комплектующих, которые смогли довести свои изделия до мирового уровня с точки зрения характеристик, качества и системы послепродажного обслуживания.

Ю.Слюсарь акцентировал внимание на том, что привлечение в число поставщиков компаний, работающих в рублевой зоне, с учетом нынешнего курса национальной валюты, позволит несколько снизить долларовый эквивалент цены самолета. Однако для того, чтобы реализовать этот эффект, производители комплектующих, прежде всего интерьеров и ряда систем, должны продемонстрировать, что их продукция действительно увеличивает конкурентоспособность самолета. Замена поставщика требует проведения изменений в сертификате типа, зачастую связана не только с выпуском дополнений к сертификату, но и с проведение испытаний, порой дорогостоящих. Поэтому ОАК не допустит компанейщины и поголовной замены иностранных поставщиков на отечественных. "Мы будем увеличивать количество российских поставщиков в самолете, но задачей для нас будет в первую очередь экономика",- резюмировал президент корпорации.

При этом он не исключил, что помимо российских поставщиков и партнеров в проекте могут появиться и компании из Индии. ОАК рассчитывает выйти на стратегически важный и быстро растущий индийский рынок, предлагая не только самолеты, но и реализацию проектов в духе лозунга Made in India. "Мы уже сейчас производим большое количество (военных - "АвиаПорт") самолетов на индийских предприятиях. Этот опыт мы ретранслируем в гражданский сектор", - отметил Ю.Слюсарь, дополнив, что обсуждаются предложения и ведутся переговоры по локализации производства Superjet на индийских предприятиях, в том числе идут переговоры с частными компаниями Tata и Reliance Group. "Для нас это будет, помимо процесса локализации и офсетных программ с индийской стороной, еще и получение дополнительного экономического эффекта при размещении производства компонентов на предприятиях Индии, а для Индии это возможность расширения своего авиастроительного комплекса", - полагает руководитель корпорации. Ю.Слюсарь отметил, что речь идет не только о Sukhoi Superjet, но и о МС-21 и, теоретически, о Ил-114, который возможно войдет в продуктовую линейку ОАК.

Еще один резерв для сокращения стоимости самолета - пересмотр состава базового и опционального оборудования. "Superjet - достаточно оснащенный самолет, в первую очередь, по бортовому радиоэлектронному оборудованию, которое включает уже в базовой версии большое количество решений, которые не для всех заказчиков необходимы, - отмечает Ю.Слюсарь. - Поэтому мы хотим упростить базовую версию, вывести в состав опционального оборудования ряд сложных систем, тем самым дав возможность заказчикам приобрести самолет по более привлекательной цене".

Итогом работ по сокращению издержек, репрайсингу комплектующих и замене поставщиков должно стать сокращение себестоимости самолета на $2,6 млн. С другой стороны, определена и ставка лизингового платежа, которую должны обеспечить производитель и лизинговые компании. При цене за самолет в районе $27-28 млн и ставке $185 тыс. продажа самолетов лизинговым компаниям останется для "Гражданских самолетов Сухого" выгодным бизнесом, даст возможность заработать и лизингодателю, и эксплуатанту.

Повышение привлекательности самолета для заказчика в значительной степени позволит отказаться от дисконта, который сегодня получают покупатели. Не секрет, что крупнейшие заказчики - "Аэрофлот - российские авиалинии" и Interjet - смогли приобрести самолеты со значительной скидкой, и продажная цена не покрывала издержек производителя на выпуск самолетов, тем более с учетом необходимости обслуживать долги, накопленные при разработке и испытаниях самолета, подготовке производства. Ключевыми рисками покупателя были сроки поставки, достижение заявленных летно-технических характеристик и параметры, характеризующие эксплуатационные характеристики - надежность и безотказность, трудоемкость технического обслуживания, налет в эксплуатации. Фактически, на данный момент основные параметры по дальности, скорости, расходу топлива и т.д. уже подтверждены не только испытаниями, но и реальной эксплуатацией. Сроки поставок очевидно не являются проблемой, так как наличие готовых лайнеров на подмосковной площадке позволяет реализовать сделки в кратчайшие сроки. После устранения "детских болезней" число проблем в эксплуатации сократилось. Однако риски простоев из-за длительного устранения неисправностей до сих пор являются слабой стороной самолета.

Компания "Гражданские самолеты Сухого" намерена инвестировать средства в развитие сектора послепродажного обслуживания. Ключевые направления, которые обозначены в бизнес-плане, предусматривают формирование проактивного склада запасных частей, внедрение современных логистических схем по доставке деталей, а также привлечение широкого круга партнеров, которые будут оказывать услуги по техническому обслуживанию и ремонту. При этом наличие мер государственной поддержки, предусматривающих субсидирование кредитов, привлеченных под приобретение запасных частей, обучение персонала, позволит поддержать усилия ОАК по формированию современной системы послепродажного обслуживания.

Наличие проактивного склада запчастей предполагает, что на основании реально накопленной статистики отказов тех или иных узлов и агрегатов, складские запасы будут формироваться с приоритетом наиболее востребованных позиций, что позволит сократить издержки на первоначальное наполнение склада и повысить скорость выдачи нужных изделий эксплуатанту или ремонтной организации. Правда, ключевым фактором здесь является именно наполнение склада, что является наиболее капиталоемкой операцией. Однако существенным подспорьем в данном случае станет механизм субсидирования затрат на освоение новых типов воздушных судов, введенный постановлением правительства РФ №745. Документ предусматривает, что в отношении воздушных судов пассажировместимостью 95-110 кресел и (или) с максимальной взлетной массой 45-52 тонны (в этот диапазон попадает Sukhoi Superjet 100) предоставляется субсидия на формирование первоначального склада запасных частей покупателя и обеспечение средствами наземного обслуживания. Размер субсидии на одно воздушное судно - 0,9 суммы реально понесенных затрат, но не более 115 млн рублей на каждый борт. Всего же субсидию предоставят на сотню лайнеров такой размерности.

Наконец, напрямую на привлекательность самолета как предмета сделок влияет его остаточная стоимость. Создание компании "ОАК-Капитал", которая будет предоставлять гарантии остаточной стоимости, позволит решить две проблемы. С одной стороны, сделки гарантировались и ранее, но когда гарантом выступали "Гражданские самолеты Сухого", это не придавало покупателям должной уверенности - финансовое положение самого производителя вызывало опасения. Специальная компания, которая располагает необходимым финансовым потенциалом, размещение ресурсов которой производится по достаточно консервативной модели, явится для покупателей гарантией того, что через 7-12 лет гарант будет продолжать жить, его финансовый потенциал будет нарастать, и он сможет принимать на себя риски. С другой стороны, самому производителю не придется формировать резервы под гарантии. В результате, с участием компании "ОАК-Капитал" будут реализованы все дальнейшие контракты корпорации по Sukhoi Superjet.

Плюс в итоге

Разработка и сертификация самолета, подготовка производства потребовали значительных инвестиций, однако и в будущем "Гражданским самолетам Сухого" предстоит понести немалые расходы, связанные с созданием версии увеличенной до 120 кресел вместимости Stretched Version (SSJ100SV). Другие направления для инвестирования - постоянное совершенствование самолета и развитие компетенции послепродажного обслуживания. Для реализации этих проектов снова придется обращаться за заемным финансированием, и бизнес-план предусматривает наращивание банковской задолженности до $762 млн. При этом Ю.Слюсарь отметил, что максимальная долговая нагрузка компании на горизонте планирования не превысит $1 млрд.

Наращивание долговой нагрузки должно произойти в ближайшее время, так как по существующим планам уже в 2018 году удлиненный самолет должен быть сертифицирован, а на 2019 год намечено начало его поставок. В то же время, уже в 2017 году "Гражданские самолеты Сухого" должны стать прибыльной компанией, получив 6,9 млрд чистой прибыли; годом ранее убыток планируется не более 50 млн рублей, причем более агрессивный ремаркетинг имеющихся самолетов позволит достичь положительного финансового результата. Более того, с учетом сокращения объема поставок проект окажется прибыльным, уверены в ОАК. "По свободному денежному потоку мы рассчитываем выйти в плюс в 2019 году, по безубыточности - примерно в этот же период, плюс-минус полгода - год максимум", - отмечает Ю.Слюсарь.

Конечно, как и в любом реалистичном документе, в бизнес-плане отражены риски. По мнению руководителя корпорации, основным вызовом является доступ на рынок капитала, так как продвижение авиатехники требует привлекательного финансового пакета, и чем больше будет продано самолетов, тем меньше вероятность того, что все сделки удастся осуществить при поддержке ведущих российских банков, которые находятся под санкциями. ОАК также находится в санкционном списке, что закрывает корпорации получение финансирования на западных рынках. Однако сегодня уже созданы механизмы, позволяющие предложить самолет как на внешнем рынке (с привлечением структур Внешэкономбанка), так и на внутреннем рынке (в лизинг от Государственной транспортной лизинговой компании).

Риск снижения спроса на региональные самолеты также рассмотрен в документе. С одной стороны, отмечает Ю.Слюсарь, и прогноз, подготовленный ОАК, и аналогичные исследования крупнейших мировых авиапроизводителей и аналитиков указывают, что рынок продолжает расти и сохранит благоприятные тенденции на долгосрочную перспективу. С другой стороны, сегодня наступило "достаточно бурное, нестабильное время, с большим количеством политических рисков", которые ОАК учитывает. Что же касается соотношения спроса на различные типы лайнеров, то низкие цены на нефть делают турбореактивные региональные самолеты более привлекательными, нежели турбовинтовые; это обстоятельство может поддержать продажи в ближайшее время. Даже сложности российского рынка могут восприниматься как возможность для Superjet: в то время как снижение пассажиропотока на ряде маршрутов сокращает рентабельность перевозок на магистральных самолетах, региональный лайнер может выполнять полеты с загрузкой 80-90%, где у бортов семейств Airbus A320 или Boeing 737 было бы занято около половины кресел.

Операция "Шплинт"

Как ни сложно было набирать темп производства, но эта задача воодушевляла коллектив. А как сбрасывать темп, и не опустить руки? Все силы производитель направил на повышение качества, снижение потерь и увеличение эффективности. По словам директора Комсомольского-на-Амуре филиала "Гражданских самолетов Сухого" и вице-президента компании Дмитрия Блощинского, ставка была сделана на внедрение принципов бережливого производства, и она себя в полной мере оправдала.

"В прошлом году собиралось 37 самолетов, а в этом году - 17, - рассказывает руководитель филиала. - Понятно, что у нас появилось дополнительное время, и мы его используем для решения вопросов по качеству. Мы анализируем проблемы, выявляем корневые причины их возникновения". Следствием системной работы стало то, что все заказчики отмечают улучшение качества самолетов, сокращение количества дефектов и, что еще более важно, практически к отсутствию критических дефектов.

Можно говорить, что практически устранены системные проблемы; гораздо сложнее же бороться с случайными дефектами, которые не повторяются. В таких случаях приходится искать базовые, основополагающие причины. В качестве примера Д.Блощинский привел масштабные работы, связанные с устранением критического дефекта - отсутствия контровки. "У нас был критический дефект - на предъявлении самолета эксплуатанту он нам показал, что не законтрена гайка. При этом самолет прошел все стадии контроля", - вспоминает он. С проблемой боролись системно. Были изучены все методы контровки гаек, когда требуется вставлять шплинт, перешли на единый метод шплинтования. На каждом участке разместили материалы, иллюстрирующие, как необходимо выполнять эту операцию. Были обучены все рабочие, мастера и контролеры. Это оказалось гораздо сложнее, чем найти и наказать конкретного рабочего, который расписался за работу, которую не выполнил. Но наказание, в отличие от системного решения, не решает проблему. Также не является спасением и многоуровневый контроль. "Контроль не обеспечивает качество. Это только один из методов, который позволяет не выпустить проблему за территорию предприятия, - уверен Д.Блощинский. - А само по себе качество обеспечивается только системными решениями".

Вместо послесловия

Секции фюзеляжа самолета с заводским номером 95100 поступили в Комсомольский-на-Амуре филиал "Гражданских самолетов Сухого" в январе 2015 года. 31 января началась их стыковка. В июле самолет вышел из цеха окончательной сборки. Как ожидается, в начале весны 2016 года самолет с регистрационным номером RA-89059 поступит в парк авиакомпании "Аэрофлот - российские авиалинии".

Sukhoi Superjet 100 (SSJ100) - российский региональный пассажирский 100-местный самолёт разработанный компанией «Гражданские самолёты Сухого» при участии ряда иностранных компаний.

Первый полет SSJ100 состоялся в мае 2008 года, а сейчас в производстве 100-ый самолет. На сегодня самолет находится в эксплуатации у российских авиакомпаний - Аэрофлот, Газпром авиа, Якутия, Центр-Юг, Red Wings, в мексиканской авиакомпании Interjet и в специальных подразделениях государственных структур.


1. SSJ100 - первый российский самолет полностью спроектированный на основе цифровых технологий.

В его производстве применяются ранее не использовавшиеся в отечественном гражданском самолетостроении технологии, такие как бесстапельная сборка, автоматическая стыковка агрегатов планера, автоматическая клепка и другие.

2. Производство самолета, его окончательную сборку, осуществляет Комсомольский-на-Амуре (Хабаровский край) филиал ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" (КнАФ) при непосредственном участии других заводов на территории России, где изготавливаются составные части Sukhoi Superjet 100.

3. Филиал ОАО «Компания «Сухой» «НАЗ им. В.П. Чкалова» в Новосибирске производит детали и агрегатную сборку отсеков фюзеляжа и оперения.

4. Сборка каркаса кабины.

5. Детали и секции передают в Комсомольский-на-Амуре филиал ЗАО "Гражданские самолеты Сухого", где и производится окончательная сборка самолета.

6. Цех сборки фюзеляжа (ЦСФ). Здесь производится стыковка готовых отсеков на стенде автоматической стыковки и установка крепежа по стыкам отсеков.

7. Цех сборки фюзеляжа состоит из четырех производственных участков.

8. Стыковка отсеков.

9. При производстве самолета SSJ100 используется более 600 тысяч заклепок, гаек, болтов, штифтов и других мелких деталей.

10. Здесь производится установка каркаса пола, монтаж пассажирских, сервисных дверей и дверей багажных отделений.

11. На этом же этапе устанавливаются стекла пассажирского салона и антенны фюзеляжа.

12. Производится установка слоев теплоизоляции пассажирского салона.

13. Все работы имеют минимум трехуровневый контроль и проверку.

14. После цеха сборки фюзеляжа самолет перемещают в цех окончательной сборки (ЦОС).

Здесь 7 производственных участков. На сегодняшний день производственные мощности завода позволяют выпускать до 50 машин в год.

15. В данном цехе устанавливается оперение самолета, крылья стыкуются с фюзеляжем, осуществляется монтаж шасси, устанавливаются двигатели, проверяется работоспособность систем самолета и другие многочисленные операции.

16. Механизации крыла, рули направления и высоты, и другие детали выполнены из композиционных материалов. Алюминиевые части фюзеляжа покрыты желто-зеленой грунтовкой, а детали из композитных материалов белого цвета.

17. В рамках реализации проекта была проведена комплексная программа техперевооружения заводов в Комсомольске-на-Амуре и Новосибирске.

18. Средний возраст сотрудников компании составляет 35 лет.

19. В ЦОСе производится проверка функционирования шасси, подготовка воздушного судна к постановке под ток.

20. Завершающий седьмой производственный участок. Здесь выполняют окончательный монтаж интерьера багажно-грузового отсека, интерьера кабины пилотов, проводят общетехнический осмотр ВС и готовят его передачу на летно-испытательную станцию.

21. Отработка систем под током.

22. Самолет передается на летно-технические испытания. Как правило, летная программа каждого нового самолета состоит из восьми полетов, во время которых происходит тестирование систем в воздухе.

23. Из Комсомольска SSJ100 совершает перелет в Ульяновск на установку салона и покраску в цвета авиакомпании-заказчика, а затем в Жуковский в Центр поставки.

24. Авиационно-техническая база и лётно-испытательный комплекс (ЛИК) "Гражданских самолётов Сухого" (ГСС).

25. Ангар ГСС в Жуковском вмещает одновременно 8 самолетов.

28.

29. Sukhoi Superjet 100 оснащен двумя турбовентиляторными двигателями SaM146 производства PowerJet, совместным предприятием Snecma и НПО «Сатурн». SaM146 был специально разработан для самолета типа Sukhoi Superjet 100.

Класс тяги двигателя SaM146-1S17 (версия Basic) составляет 17,300 фунтов, SaM146-1S18 (версия Long Range)- 17,800 фунтов.

30. Особое внимание уделяется ремонтопригодности двигателя, например, предусмотрена возможность замены лопаток без съема двигателя с крыла.

31. Несмотря на то, что самолет считается ближнемагистральным, версия увеличенной дальности Long Range (SSJ100 LR) может выполнять полеты на расстояние свыше 4000 км.

32. Максимальная крейсерская скорость SSJ100 в 0,81 Маха (860 км/ч) позволяет ему выполнять полеты на тех же эшелонах, что и наиболее распространные типы ближнемагистральных воздушных судов: Boeing 737 и Airbus 320, оптимизируя тем самым не только топливные расходы, но и временные затраты на полет.

33. Подготовкой летного и инженерно-технического персонала заказчиков по самолету SSJ100 занимается компания SuperJet International (SJI).
Было создано два центра обучения: в Жуковском (Московская область, Россия) и в Венеции (Италия).
Центры подготовки авиационного персонала предоставляют полный цикл обучения летного и инженерно-технического персонала заказчиков самолетов SSJ100. Они оснащены самыми современными средствами обучения и тренажерным оборудованием.

На сегодняшний день компания SJI успешно подготовила почти 500 пилотов, более 200 бортпроводников и более 1700 специалистов по техническому обслуживанию.

34. Кабина пилотов. Авионика произведена французской фирмой Thales, которая также делает ее и для Airbus.

35. Применение концепции Human Centered Design позволило оптимизировать размещение рычагов управления и приборного оборудования таким образом, что завершить полет можно силами одного пилота даже в случае внештатной ситуации.

36. Все надписи полностью англоязычные.

37. Управление осуществляется боковой ручкой, от штурвальных колонок отказались еще на ранней стадии проектирования как устаревшей и бесперспективной технологии. В результате чего SSJ100 стал первым российским серийным гражданским самолётом с «сайдстиком».

38. Максимальная пассажировместимость самолета - 103 места.

39. Высота салона в проходе 2,12 м, что позволяет высоким пассажирам находиться в салоне в полный рост.

40. Компоновка пассажирских кресел «3+2». На борту Суперджета отсутствует место «В»

Привычным наименованием мест для бортпроводников, работающих на самолетах типа А320 и B737, где конфигурация пассажирского салона представляла собой АВС+DEF, было: А – место возле окна, В – место посередине, С – место возле прохода. Таким образом было принято решение о том, что место B необходимо исключить, оставив привычное наименование и расположение: А – место возле окна, С – место возле прохода и с другой стороны все без изменений - DEF.

41. Увеличенное жизненное пространство для каждого пассажира: большой шаг кресел в базовой конфигурации самолета SSJ100 (81,28 см) позволяет даже высоким пассажирам чувствовать себя комфортно в кресле.

43. «Прошлое и настоящее». SSJ100 На фоне легендарного Ту-144

44. Сегодня маршрутная сеть Sukhoi Superjet 100 составляет более 130 городов по всему миру. Sukhoi Superjet 100 подтвердил свою успешную эксплуатацию в широком диапазоне климатических условий – при температуре от -54°С до +45°С: в Центральной и Южной частях России, на Крайнем Севере, в Индонезии, Лаосе и Мексике.

45. В мае текущего года общая наработка коммерческих летных часов самолетов Sukhoi Superjet 100 в авиакомпаниях составила более 100 тысяч с начала эксплуатации в апреле 2011 года.

46. Ожидается, что в ближайшее время будет получено Дополнение к Сертификату типа, расширяющее условия эксплуатации SSJ100 до +50 градусов. Все испытания уже проведены и сейчас идет период оформления бумаг. Кроме того, с учетом потребностей потенциальных заказчиков компания планирует расширять условия по высоте аэродромов базирования - 3300 метров над уровнем моря.

47. Будут внесены некоторые изменения в конструкцию планера. Например, SSJ100 получит новые законцовки крыла (wingtips), сконструированные таким образом, чтобы оптимизировать характеристики самолёта и снизить расход топлива в целом от 3% до 4%.

Благодарю пресс-службу ЗАО "Гражданские самолеты Сухого", а так же сотрудников компании из ЛИК/АТК г. Жуковский и КнАФ за помощь в организации фотосъемки!

По всем вопросам, касающимся использования фотографий, пишите на электронную почту.

Рекомендуем почитать

Наверх