Переходящие закупки. Внесение информации о переходящих закупках в план закупок

Закон и право 08.03.2024

Госдума приняла решение перевести госзакупки в электронный формат. Депутаты приняли на прошлой неделе в третьем чтении законопроект, переводящий в электронную форму закупки у малого и среднего бизнеса. Такие закупки будут проходить на контролируемых государством электронных площадках. Эксперты отмечают, что данные новации не помогут развитию малого и среднего бизнеса, однако они создают универсальный понятийный аппарат.

Законопроект о переходе госзакупок в электронный формат вносит изменения в законодательство о закупках госкомпаний — 223 ФЗ. Документ радикально меняет регулирование сферы госзакупок.

С 2019 года все процедуры, используемые при госзакупках, будут проходить только в электронной форме. Кроме того, в документе содержится норма, по мнению авторов законопроекта, направленная на борьбу с "карманными компаниями" госкомпаний. Для борьбы с ними закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства, а они составляют 10% всех закупок госкомпаний, переведут на контролируемые государством электронные площадки.

Разногласия у депутатов вызвали поправки об исключениях из правил. Госкомпании, у которых в положениях о закупках оговорена возможность отказа от проведения закупок в электронном виде, смогут воспользоваться этим "правом". В "список исключений" попадают и закупки так называемых "взаимозависимых компаний" — с долей 25% плюс одна акция. Кроме того, переводить на электронные площадки не будут и закупки товаров или услуг у местных поставщиков зарубежными подразделениями госкомпаний.

Как отметил генеральный директор "ТЭК-Торг" Дмитрий Сытин, предложенные депутатами меры никак не помогут снизить число "карманных компаний".

"В лучшем случае, что даст реализация данного документа, так это то, что будут универсализированы сами процедуры, по которым проводятся закупки. Эти процедуры будут одинаково называться, они будут одинаково проходить. Для госкомпаний сегодня есть определенные сложности в связи с тем, что одни закупки проводятся по 44-ФЗ, а другие по 223-ФЗ. Из-за этого им надо брать к себе людей, которые знают разное законодательство. Это дополнительные затраты ", — отметил эксперт.

По его словам, данные поправки, возможно, упростят работу поставщиков — представителей малого и среднего бизнеса.

"Но и это сомнительно. Основные сложности у представителей малого и среднего бизнеса возникают при подготовке предложений и изучении сложной закупочной документации. Предложенные депутатами поправки ничего в этой области не меняют. Сложности, которые есть у субъектов МСП, эти поправки не снимут, малый и средний бизнес продолжит, как и раньше, готовить такое же большое число документов. Принципиально ничего с принятием данного документа не изменится ", — сказал Дмитрий Сытин.

Как отметил начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center Дмитрий Казанцев, реализация законопроекта о переводе закупок у малого и среднего бизнеса в электронный формат не повлияет на уровень доступа малого бизнеса к закупкам госкомпаний.

"Если госкомпания действительно допускает нарушения и в ее закупках участвуют карманные компании, она сможет делать это как и раньше. Однако представители малого бизнеса смогут работать с добросовестными заказчиками", — отметил Дмитрий Казанцев.

По его словам, законопроектом вводится универсальный понятийный аппарат.

"Между тем, некоторые нормы, содержащиеся в документе, скопированы из закона о контрактной системе", — рассказал эксперт.

В законопроекте содержится ряд ограничений, "едва ли направленных на защиту малого бизнеса", добавил Дмитрий Казанцев.

"Создание перечня электронных торговых площадок, где можно будет проводить закупки для малого бизнеса, упростит госконтроль за ними, но малому бизнесу это вряд ли поможет. Более того, ограниченный электронный инструментарий может сыграть злую шутку, когда сами электронные сервисы из-за низкого уровня конкуренции между площадками или отсутствия возможности их модернизации в силу установленных новой редакцией Закона ограничений, будут пробуксовывать. Тогда у малого бизнеса могут возникнуть проблемы из-за сбоя в работе электронных инструментов", — отметил эксперт.

Директор института повышения конкурентоспособности Алексей Ульянов заявил, что информатизация системы закупок — это веяние времени.

"Информатизировать сферу закупок можно различными способами — через проведение электронных конкурсов, запросы котировок, однако не надо это делать через аукционы. Я сторонник отмены аукционов. Они хороши только для продажи, но не для покупки", — отметил эксперт.

По его словам, перевод закупок на государственные электронные площадки является лоббистской мерой.

"Большого толка от этого перевода нет. "Решалы", посредники — умельцы выигрывать торги — они остаются. Продолжают использоваться различные схемы, как "таран" или "создание аукционных роботов". При переходе закупок у госпомпании на государственные электронные площадки эти негативные практики могут распространиться и на эту сферу закупок. Малому бизнесу участие в вакханалиях с ботами совсем не нужно", — сказал эксперт.

Он подчеркнул, что надо двигаться другим путем, а не переводить закупки для МСП на пять избранных электронных торговых площадок, которые создали монополию и из-за этого отстали от рынка.

"Считаю, что предложенные в данном законопроекте меры негативны. Документ, лежавший два года, был принят сегодня в связи с лоббистскими усилиями главы ФАС Игорем Артемьевым и руководителя Сбербанка Германа Грефа", — заключил Алексей Ульянов.

Как правильно внести информацию о переходящих закупках в план закупок и план-график закупок на 2017 г., если извещение по ним планируется опубликовать в конце 2016 г. (необходимо ли вообще вносить такие закупки в ПЗ и ПГЗ на 2017 г. или же внести их в ПГ и ПГЗ на 2016?)

Ответ

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

План закупок на 2017 год и плановый период формируется муниципальным заказчиком, бюджетным учреждением муниципального уровня для обоснования бюджетных ассигнований на осуществление закупок на 2017 год и плановый период (пп. "а" п. 4 Требований к формированию, утверждению и ведению планов закупок, утвержденных постановлением Правительства № 1043).

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Таким образом, для получения бюджетных ассигнований на 2017 год и осуществления за их счет закупок на 2017 год, муниципальному заказчику необходимо включить закупки, которые они будут осуществлять за счет средств, выделенных на 2017 год, в план закупок и план-график на 2017 год.

Иными словами, чтобы получить необходимые лимиты для осуществления закупок за счет средств 2017 года, муниципальному заказчику необходимо обосновать бюджетные ассигнования на 2017 год через план закупок на 2017 год.

В свою очередь, согласно форме плана закупок, утвержденной Правительством РФ от 21.11.2013 № 1043, в столбце 6 плана закупок указывается год размещения извещения об осуществлении закупок/заключения контракта (если извещение размещать не требуется) (пп. "з" п.1 Требований к форме плана закупок, утвержденной Постановлением № 1043). Поскольку план закупок формируется на 2017 год и плановый период, то в плане закупок на 2017 год и плановый период не могут отражаться закупки 2016 года.

Следовательно, из буквального прочтения пп. "а" п. 4 Требований к формированию, утверждению и ведению планов закупок, пп. "з" п. 1 Требований к форме плана закупок, утвержденных Постановлением № 1043 следует, что в случае осуществления закупки за счет средств 2017 года, заказчику необходимо включить ее в план закупок и формируемый на его основе план-график закупок (ч. 2 ст. 21 Закона № 44-ФЗ) на 2017 год.

При этом разместить извещение об осуществлении таких закупок заказчик сможет только в 2017 году.

Форма плана закупок, требования к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2013 г. № 1043 (далее - Требования, утвержденные Постановлением № 1043).

Порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения нужд субъекта РФ, муниципальных нужд устанавливается соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией с учетом Требований, утвержденных Постановлением № 1043.

В течение трех дней со дня его утверждения указанный порядок подлежит размещению в единой информационной системе (п. 2 Требований, утвержденных Постановлением № 1043).

Какие закупки включаются в план закупок

В план закупок включается информация о закупках, осуществление которых планируется в очередном финансовом году и (или) плановом периоде (п. 9 Требований, утвержденных Постановлением № 1043).

План закупок в обязательном порядке должен содержать обоснование по каждому объекту закупки, которое оформляется как приложение (подп. «к» п. 1 Требований, утвержденных Постановлением № 1043).

Как заказчику регионального и муниципального уровня правильно заполнить форму плана закупок

Заказчики регионального и муниципального уровня при формировании и утверждении плана закупок должны руководствоваться формой, утвержденной Постановлением № 1043. В обязательном порядке в форме плана закупок указывается (п. 1 Требований к форме плана закупок, утвержденных Постановлением № 1043):

1) в заголовке:

  • полное наименование, местонахождение, телефон и адрес электронной почты государственного (муниципального) заказчика, юридического лица, осуществляющего формирование, утверждение и ведение плана закупок;
  • идентификационный номер налогоплательщика;
  • код причины постановки на учет;
  • код по Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований, который идентифицирует:
    • субъект РФ (первый и второй знаки кода) - в отношении плана закупок для обеспечения нужд субъекта РФ;
    • муниципальное образование - в отношении плана закупок для обеспечения муниципальных нужд;
  • код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций;
  • код по Общероссийскому классификатору организационно-правовых форм; полное наименование, местонахождение, телефон и адрес электронной почты бюджетного учреждения или унитарного предприятия с указанием кода по Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований, который идентифицирует:
    • субъект РФ (первый и второй знаки кода), на территории которого расположено государственное бюджетное, автономное учреждение субъекта РФ, государственное унитарное предприятие субъекта РФ;
    • муниципальное образование, на территории которого расположено муниципальное бюджетное, автономное учреждение, муниципальное унитарное предприятие;

* Данная информация указывается в том случае, если план закупок содержит информацию о закупках, осуществляемых в рамках переданных бюджетному, автономному учреждению, государственному (муниципальному) унитарному предприятию государственным органом субъекта РФ, органом управления территориальным государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления, являющимся государственным (муниципальным) заказчиком, своих полномочий государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от лица указанных органов государственных (муниципальных) контрактов.

2) в столбце 1 - номер закупки по порядку;

3) в столбце 2 - идентификационный код закупки;

4) в столбцах 3-4 - цель осуществления закупки, которая формируется:

  • из наименования мероприятия государственной программы субъекта РФ (в т. ч. региональной целевой программы, иного документа стратегического и программно-целевого планирования субъекта РФ), муниципальной программы;
  • из соответствующего ожидаемого результата реализации такого мероприятия либо наименования функции (полномочия) государственного органа субъекта РФ, органа управления территориальным государственным внебюджетным фондом, муниципального органа, не предусмотренной указанными программами, а также наименования международного договора Российской Федерации, затрагивающего полномочия субъекта РФ.

При этом информация об ожидаемом результате реализации мероприятия государственной программы РФ указывается в плане закупок только в случае, если планируемая закупка включена в государственную программу РФ (примечание*** к форме плана закупок, утвержденной Постановлением № 1043);

5) в столбце 5 - наименование объекта закупки;

6) в столбце 6 - планируемый год размещения извещения об осуществлении закупки/заключения контракта;

7) в столбцах 7-11 - объем финансового обеспечения (планируемые платежи) для осуществления закупок на соответствующий финансовый год;

Пример заполнения столбцов 7, 8, 9, 10, 11 формы плана закупок, утвержденной Постановлением № 1043, на 2017 - 2019 годы

  • в столбце 7 указывается общий объем финансового обеспечения, выделенного заказчику на закупку конкретного объекта;
  • в столбце 8 указывается объем финансового обеспечения, выделенного на текущий финансовый год (в данном случае - 2017 год);
  • в столбце 9 указывается объем финансового обеспечения, выделенного на первый год планового периода (в данном случае - 2018 год);
  • в столбце 10 указывается объем финансового обеспечения, выделенного на второй год планового периода (в данном случае - 2019 год);
  • - в столбце 11 указывается объем финансового обеспечения, выделенного на последующие годы, выходящие за рамки планового периода (в данном случае - 2020 и последующие годы).

Под объемом финансового обеспечения в данном случае понимаются планируемые заказчиком платежи по заключенным контрактам.

Столбцы 9, 10, 11 формы плана закупок заполняются в случае, если заказчик планирует осуществлять в 2017 году закупки с заключением долгосрочных контрактов, предусматривающих исполнение (в частности оплату) в 2018/2019/2020 и последующих годах.

8) в столбце 12 - сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок.

В части сроков осуществления планируемых закупок заказчик должен указать срок (сроки) поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг (квартал, год).

В части периодичности осуществления планируемых закупок заказчик должен указать сведения о регулярной повторяемости поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг (еженедельно, два раза в месяц, ежемесячно, ежеквартально, один раз в полгода, один раз в год и т. д.);

9) в столбце 13 - сведения о закупках специализированного характера (да или нет).

Под закупками специализированного характера применительно к форме плана закупок понимаются закупки, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Кроме того, такие закупки также предназначены для проведения научных исследований, экспериментов, изысканий, проектных работ (в т. ч. архитектурно-строительного проектирования). Перечень таких товаров, работ, услуг утвержден постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. № 99;

10) в столбце 14 - сведения об обязательном общественном обсуждении закупок (да или нет);

11) в столбце 15 - дата, содержание и обоснование вносимых в план закупок изменений;

12) итоговая информация, которая включает:

  • дату утверждения плана закупок;
  • фамилию, имя, отчество (при наличии) лица, являющегося ответственным исполнителем плана закупок;
  • должность, фамилию, имя, отчество (при наличии) лица, утвердившего план закупок.

Каковы особенности подготовки плана закупок отдельными видами заказчиков регионального и муниципального уровня

Муниципальные заказчики
Исходя из целей осуществления закупок Не позднее 1 августа должны представить план закупок главному распорядителю средств местного бюджета для формирования на его основании обоснований бюджетных ассигнований (подп. «а» п. 4 Требований) По согласованию с главным распорядителем в процессе составления проекта бюджетной сметы и представления главным распорядителем при составлении проекта решения о бюджете обоснований бюджетных ассигнований (подп. «а» п. 4 Требований)

После уточнения плана закупок и в течение 10 рабочих дней после доведения объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств (подп. «а» п. 4 Требований).

После утверждения плана закупок обязаны уведомить об этом главного распорядителя

Из буквального прочтения пп. "а" п. 4 Требований к формированию, утверждению и ведению планов закупок, утвержденных постановлением Правительства № 1043, пп. "з" п. 1 Требований к форме плана закупок, утвержденной Постановлением № 1043, следует, что муниципальные заказчики могут начать осуществлять закупки за счет средств 2017 года не раньше 01.01.2017.

Вместе с тем, полагаем, что для выхода из сложившейся ситуации заказчик может поступить следующим образом.

  1. Включить все закупки, осуществление которых планируется за счет средств 2017 года, в план закупок, план-график на 2017 год. Разместить извещения об осуществлении таких закупок или заключить контракты с единственными поставщиками (когда размещать извещение не требуется) заказчик сможет только в первых числах января 2017 года. Далее заказчик может заключить контракты с единственными исполнителями в первых числах января 2017 года (закупки первой необходимости: коммунальные услуги, услуги связи и т.д.). При этом в извещении (если для заключения контракта требуется его размещение в ЕИС) заказчику следует не указывать сроки начала выполнения работ/оказания услуг, а указать только срок исполнения обязательств. Кроме того, в проекте контракта заказчик должен будет предусмотреть отлагательное условие, которое будет указывать на то, что условия заключенного сторонами контракта применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, т.е. с 1 января 2017 года (п. 2 ст. 425 ГК РФ). В части поставки продуктов питания заказчик может заключить на первые несколько недель 2017 года (пока проходит процедура определения поставщика конкурентным способом) контракт с единственным поставщиком по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
  2. По согласованию со своим главным распорядителем бюджетных средств заказчик может обосновать бюджетные ассигнования на часть закупок, осуществление которых планируется в 2016 году за счет средств 2017 года, через приложение (отдельный файл) к проекту плана закупок, направляемому главному распорядителю до 01 августа (т.е. не включать их в план закупок). Далее при утверждении плана закупок заказчик также не должен включать данные закупки в план закупок и формируемый на его основе план-график на 2017 год, а внести их в план-график размещения заказов на 2016 год. Начать осуществление таких закупок (т.е. разместить в ЕИС извещение) заказчик вправе в 2016 году и не имея лимитов на 2017 год, но на момент заключения контракта лимиты бюджетных обязательств должны быть доведены до заказчика в установленном порядке.

Дополнительно к последнему варианту решения указанной в обращении проблемы сообщаем, что согласно письму Минэкономразвития России от 13.07.2016 № Д28и-1891 информация о закупке, включенная в план-график размещения заказов на 2016 год не включается в план закупок на 2017 год.

Накануне Нового года Президент РФ подписал закон с поправками о госзакупках - Федеральный закон от 31.12.2017 № 504-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“» (далее - Закон № 504-ФЗ). Главное новшество - с июля 2018 г. конкурсы, запросы котировок и запросы предложений заказчики смогут проводить в электронном виде, а с 2019 г. это станет для них обязательным.

В федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) внесены изменения. Закон № 504-ФЗ вступит в силу с июля 2018 г., но некоторые изменения начнут действовать в другие сроки, причем часть из них применяется уже с 11 января 2018 г.

Электронный формат закупок

В поправках предусмотрен перевод конкурентных процедур госзакупок в электронный формат. Для этого устанавливается переходный период с 1 июля 2018 г. по 1 января 2019 г. Так, с июля 2018 г. заказчики смогут проводить конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок, запрос предложений в электронном виде. А с 2019 г. это станет для них обязанностью. Таким образом, со следующего года «в бумажном виде» провести конкурентные процедуры не получится. Одновременно в Законе № 504-ФЗ детально сформулирован порядок проведения закупочных процедур в электронном виде.

До 1 января 2019 г. участники закупок, аккредитованные ранее на электронных площадках, для участия в электронных процедурах обязаны пройти регистрацию в единой информационной системе. Офшорные компании в качестве участников закупок регистрировать не будут. А еще ранее (с 1 июля 2018 г.) все участники закупок должны будут получить квалифицированные сертификаты ключей проверки электронных подписей (вместо неквалифицированных) для участия в закупках в электронной форме.

Описание объекта закупки

Закон № 504-ФЗ внес изменения в требования к описанию объекта закупки. Теперь исключено правило о том, что такое описание должно носить объективный характер. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак, но при условии:

1) сопровождения такого указания словами «или эквивалент», либо

2) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо

3) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Основание для заключения контракта со вторым победителем

В поправках указано, что теперь заказчик вправе заключить контракт с иным участником закупки, который предложил такую же, как и победитель, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем. Речь идет о ситуации, когда заказчик отказывается от заключения контракта с победителем по основаниям, предусмотренным ч. 9 и 10 ст. 31 Закона № 44-ФЗ. То есть если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, предъявляемых к нему, или если он предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия этим требованиям. Также отказаться от контракта может заказчик при закупке лекарств, которые включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Например, если обнаружится, что предельная отпускная цена лекарств, предлагаемых таким участником закупки, не зарегистрирована.

Контракт со вторым победителем заключается в порядке, установленном для заключения контракта в случае уклонения победителя закупки от заключения контракта. При этом победитель закупки, с которым заказчик отказался заключить контракт по этим основаниям, не считается уклонившимся от заключения контракта. Поэтому в Реестр недобросовестных поставщиков такого победителя не внесут. Исключение - если участник закупки предлагал цену лекарств, которая превышает их предельную отпускную цену, указанную в государственном реестре предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, и от снижения предлагаемой цены при заключении контракта участник закупки отказался. Эти положения начали действовать с 11 января 2018 г.

Включение в Реестр недобросовестных поставщиков

Изменились правила подачи сведений в ФАС России по поводу включения участников закупки в Реестр недобросовестных поставщиков в случае уклонения от заключения контракта. В частности, если победитель уклоняется от заключения контракта, то теперь заказчик в любом случае должен подать сведения о нем в ФАС России для включения в Реестр недобросовестных поставщиков. Раньше такой обязанности не было, если второй победитель тоже отказывался от заключения контракта. Теперь привязку к заключению контракта вторым победителем убрали. То есть заказчик должен подать документы в ФАС России в течение трех дней после уклонения от заключения контракта первого победителя, а не после заключения контракта с другим участником закупки.

Еще предусмотрено, что в Реестр недобросовестных поставщиков не включается информация об ИНН публично-правовых образований, являющихся учредителями юридических лиц.

Другие изменения Закона № 44-ФЗ

    Если физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, не соответствует определенным требованиям (например, не имеет лицензии), то его жалобы будут рассматривать в общем порядке, то есть не на основании главы 6 Закона № 44-ФЗ.

    Новые требования к банковским гарантиям в сфере госзакупок начнут действовать с 1 июля 2018 г. По 30 июня 2018 г. включительно при проведении электронного аукциона денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок в порядке, действовавшем до 1 июля 2018 г.

    Появилось новое требование к участникам закупки - отсутствие у них ограничений для участия в закупках, установленных законодательством РФ.

    Протокол разногласий можно будет подать только один раз.

    Минимальный шаг аукциона составляет 100 руб.

    С 2019 г. будут вести единый реестр участников закупок.

Рекомендуем почитать

Наверх