Системный анализ складской логистики. Системный анализ и управление логистическими системами

Банки 10.04.2024
Банки

Понятие логистической системы является одним из базовых понятий логистики. Существуют разнообразные системы, обеспечивающие функционирование экономического механизма. В этом множестве необходимо выделять именно логистические системы с целью их синтеза, анализа и совершенствования.

Методологической основой сквозного управления материальным потоком является системный подход (системный анализ), принцип реализации которого в концепции логистики поставлен на первое место.

Системный анализ -- это направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем, что позволяет исследовать трудно наблюдаемые свойства и отношения в объектах.

Системный анализ означает, что каждая система является интегрированным целым даже тогда, когда она состоит из отдельных, разобщенных подсистем. Системный подход позволяет увидеть изучаемый объект как комплекс взаимосвязанных подсистем, объединенных общей целью, раскрыть его интегративные свойства, внутренние и внешние связи.

Системный анализ - это методология решения крупных проблем, основанная на концепции систем. В центре методологии системного анализа находится операция количественного (качественного) сравнения альтернатив для выбора одной, подлежащей реализации. Чтобы получаемые в рамках анализа оценки позволяли вести сравнение альтернатив, они должны отображать существенные свойства альтернатив: выходной результат, эффективность, стоимость, издержки и др. Достичь этого можно, если учтены все элементы альтернативы, их взаимосвязи и даны соответствующие правильные оценки. Момент зарождения теории систем и системного анализа соотносят с серединой прошлого столетия. Тогда по мере развития кибернетики соответствующая отрасль прикладных знаний сформировалась в самостоятельный раздел. Ветви теории систем и системного анализа легко прослеживаются во многих «ведомственных кибернетиках»: биологической, медицинской, технической, экономической и, в частности, логистической.

Унификацией и стандартизацией терминологии по логистике за рубежом в настоящее время занимаются в основном две организации: Совет логистического менеджмента США (Council of Logistics Management, CLM) и Европейская логистическая ассоциация (European Logistics Association, ELA). Современная трактовка понятия «логистика» с позиций бизнеса неоднозначна и зависит от страны, логистической школы (направления) и конкретного исследователя.

Методология системного анализа является универсальным средством исследования и проектирования сложных систем разнообразной природы. Это относится и к логистическим системам. Поэтому очень сложно однозначно систематизировать все задачи и методы, которые используются при её использовании. Теория систем и системный анализ используют достижения многих отраслей науки и такое, образно говоря, «поглощение» непрерывно расширяется. Однако, наряду с этим, в системном анализе и теории систем имеется своё «ядро», свой особый метод - системный подход к анализу соответствующих проблем и задач. Его сущность на содержательном уровне весьма проста: все элементы анализируемой системы и все операции в ней необходимо рассматривать как одно целое, только в совокупности и с учётом имеющихся взаимосвязей.

Методология - это учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Современная теория логистики в концептуальном плане базируется на четырех методологиях: системного анализа (общая теория систем), кибернетического подхода (кибернетика), исследования операций, прогностики. Сформулируем логическую последовательность использования описанных научных направлений при анализе, синтезе и оптимизации ЛС.

  • 1. ЛЦ с движущимися по ней сквозными потоками объективно представляет собой сложную или большую ЛС, т.е. может быть исследована средствами общей теории систем.
  • 2. ЛС являются искусственными, динамическими и целенаправленными. Для таких систем актуальны проблемы управления, задачи анализа и синтеза управляемых и управляющих систем, которые могут быть изучены, решены и смоделированы методами кибернетики.
  • 3. Если речь идет о системе управления, то возникают задачи выбора оптимального решения и оценки эффективности управления. Решение этих задач обеспечивают методы исследования операций.
  • 4. Любая организационно-экономическая деятельность, а значит и управление логистическими потоковыми процессами немыслимы без перспективного их планирования, без научно обоснованных прогнозов параметров и тенденций развития внешней среды, показателей логистических процессов в ЛС и др. Такие задачи решаются на основе методов и принципов прогностики.

Практическое применение системного анализа в исследованиях логистики предусматривает, как правило, реализацию следующих основных этапов:

построение модели в формате изучаемой системы или подсистемы логистики;

моделирование системы и нахождение наилучшего решения;

учет «внешних» условий (как говорят, «состояний природы») в формате решения;

реализация решения.

Системный анализ основывается на множестве принципов, т.е. положениях общего характера, обобщающих опыт работы человека со сложными системами. Одним из основных принципов системного анализа является принцип конечной цели, который заключается в абсолютном приоритете глобальной цели и имеет следующие правила:

  • 1) для проведения системного анализа необходимо в первую очередь сформулировать основную цель исследования;
  • 2) анализ следует вести на базе уяснения основной цели исследуемой системы, что позволит определить ее основные свойства, показатели качества и критерии оценки;
  • 3) при синтезе систем любую попытку изменения или совершенствования существующей системы надо оценивать относительно того, помогает или мешает она достижению конечной цели;
  • 4) цель функционирования искусственной системы задается, как правило, системой, в которой исследуемая система является составной частью.

Применение системного анализа в логистике позволяет:

определить и упорядочить элементы, цели, параметры, задачи и ресурсы ЛС, определить структуру ЛС;

выявить внутренние свойства ЛС, определяющие ее поведение

выделить и классифицировать связи между элементами ЛС;

выявить нерешенные проблемы, узкие места, факторы неопределенности, влияющие на функционирование, возможные логистические мероприятия;

формализовать слабоструктурированные проблемы, раскрыть их содержание и возможные последствия перед предпринимателями;

выделить перечень и указать целесообразную последовательность выполнения задач функционирования ЛС и отдельных ее элементов;

разработать модели, характеризующие решаемую проблему со всех основных сторон и позволяющие «проигрывать» возможные варианты действий и т.п.

Основные задачи анализа логистических систем:

установить степень взаимосвязи целей логистической системы со средствами их достижения;

разработать программу развития логистической системы предприятия;

проверить эффективность взаимодействия элементов системы, выявить узкие места и устранить их;

выявить эффективность организации управления предприятием, функции и структуру органов управления;

разработать конкретные показатели функционирования логистической системы предприятия;

сформулировать цели создания логистической системы.

В системном анализе исследования строятся на использовании категории системы, под которой понимается единство взаимосвязанных и взаимовлияющих элементов, расположенных в определенной закономерности в пространстве и во времени, совместно действующих для достижения общей цели. Система должна удовлетворять двум требованиям:

Поведение каждого элемента системы влияет на поведение системы в целом; существенные свойства системы теряются, когда она расчленяется.

Поведение элементов системы и их воздействие на целое взаимозависимы; существенные свойства элементов системы при их отделении от системы также теряются. Гегель писал о том, что рука, отделенная от организма, перестает быть рукой, потому что она не живая.

Таким образом, свойства, поведение или состояние, которыми обладает система, отличаются от свойств, поведения или состояния образующих ее элементов (подсистем). Система -- это целое, которое нельзя понять путем анализа. Система -- это множество элементов, которое нельзя разделить на независимые части.

Совокупность свойств элементов системы не представляет собой общего свойства системы, а дает некоторое новое свойство. Для любой системы характерно наличие собственной, специфической закономерности действия, невыводимой непосредственно из одних лишь способов действия образующих ее элементов.

Всякая система является развивающейся системой, она имеет свое начало в прошлом и продолжение в будущем. Понятие системы -- это способ найти простое в сложном в целях упрощения анализа.

Элементарная система, изображенная в общем виде, представлена на рисунке 4.

Рисунок 4. Система в общем виде

Основными частями ее являются вход, процесс, или операция, и выход.

У любой системы вход состоит из элементов, классифицируемых по их роли в процессах, протекающих в системе. Первый элемент входа тот, над которым осуществляется некоторый процесс, или операция. Этот вход есть или будет «нагрузкой» системы (сырье, материалы, энергия, информация и др.). Вторым элементом входа системы является внешняя (окружающая) среда, под которой понимается совокупность факторов и явлений, воздействующих на процессы системы и не поддающихся прямому управлению со стороны ее руководителей.

Не контролируемые системами внешние факторы обычно можно разбить на две категории: случайные, характеризуемые законами распределения, неизвестными законами или действующие без всяких законов (например, природные условия); факторы, находящиеся в распоряжении системы, являющейся внешней и активно, разумно действующей по отношению к рассматриваемой системе (например, нормативно-правовые документы, целевые установки).

Цели внешней системы могут быть известны, известны не точно, вовсе не известны.

Третий элемент входа обеспечивает размещение и перемещение компонентов системы, например, различные инструкции, положения, приказы, то есть задает законы ее организации и функционирования, цели, ограничительные условия и др.

Входы классифицируются также по содержанию: материальные, энергетические, информационные или любая их комбинация.

Вторая часть системы -- это операции, процессы или каналы, через которые проходят элементы входа. Система должна быть устроена таким образом, чтобы необходимые процессы (производственные, подготовки кадров, материально-технического снабжения и др.) воздействовали по определенному закону на каждый вход, в соответствующее время для достижения желаемого выхода.

Третья часть системы -- выход, являющийся продуктом или результатом ее деятельности. Система на своем выходе должна удовлетворять ряду критериев, важнейшие из которых -- стабильность и надежность. По выходу судят о степени достижения целей, поставленных перед системой.

Различают физические и абстрактные системы. Физические системы состоят из людей, изделий, оборудования, машин и прочих реальных или искусственных объектов. Им противопоставлены абстрактные системы. В последних свойства объектов, существование которых может быть неизвестным, за исключением их существования в уме исследователя, представляют символы. Идеи, планы, гипотезы и понятия, находящиеся в поле зрения исследователя, могут быть описаны как абстрактные системы.

В зависимости от своего происхождения выделяют естественные системы (например, климат, почва) и сделанные человеком.

По степени связи с внешней средой системы классифицируют на открытые и закрытые.

Открытые системы -- это системы, которые обмениваются материально-информационными ресурсами или энергией с окружающей средой регулярным и понятным образом.

Противоположностью открытым системам являются закрытые.

Закрытые системы действуют с относительно небольшим обменом энергией или материалами с окружающей средой, например, химическая реакция, протекающая в герметически закрытом сосуде. В деловом мире закрытые системы практически отсутствуют и считается, что окружающая среда является главным фактором успехов и неудач деятельности различных организаций. Однако представителей различных школ управления первых 60 лет прошлого века, как правило, не волновали проблемы внешней среды, конкуренции и всего остального, что носит внешний для организации характер. Подход с точки зрения закрытой системы предполагал то, что следует делать, чтобы оптимизировать использование ресурсов, принимая во внимание только происходящее внутри организации.

Функционирование реальных логистических систем характеризуется наличием сложных связей как внутри этих систем, так и в их отношениях с окружающей средой. В этих условиях принятие частных решений, без учета общих целей функционирования системы и предъявляемых к ней требований, может оказаться недостаточным, а возможно и ошибочным.

В качестве примера движения сахарного песка от завода-изготовителя до магазинов. Допустим, что руководство завода без согласования с оптовым и розничным звеном приняло решение о внедрении мощного оборудования для фасовки сахарного песка в бумажные пакеты. Возникает вопрос: как воспримет это нововведение вся товаропроводящая система, приспособленная к транспортированию, хранению и выполнению остальных технологических операций с сахарным песком, упакованным именно в мешки? Не исключено, что в ее работе произойдет сбой.

В соответствии с требованиями системного подхода решение о фасовке сахарного песка на заводе-изготовителе должно приниматься во взаимной связи с остальными решениями, общей целью которых является оптимизация совокупного материального потока.

Системный анализ не существует в виде строгой методологической концепции. Это своего рода совокупность познавательных принципов, принцип согласования информационных, надежностных, ресурсных и других характеристик проектируемых систем;

принцип отсутствия конфликтов между целями отдельных подсистем и целями всей системы, соблюдение которых позволяет определенным образом сориентировать конкретные исследования.

При формировании логистических систем должны учитываться следующие принципы системного подхода:

принцип последовательного продвижения по этапам создания системы. Соблюдение этого принципа означает, что система сначала, должна исследоваться на макроуровне, т. е. во взаимоотношении с окружающей средой, а затем на микроуровне, г. е. внутри своей структуры;

Срывы сроков поставок, отсутствие контроля за перемещением товара в пути, низкий уровень цифровизации, устаревшее ПО – на самом деле, все это может оказаться следствием только одной (максимум – двух) основных причин. Задача системного анализа – как раз дойти до сути и не тратить время на решение множества негативных последствий. Как сделать такой анализ быстро?

Системный анализ в логистике – что такое система и системный подход

На бытовом уровне мы все знаем, что такое система. Это нечто упорядоченное, это несколько объектов, между которыми существуют определенные взаимосвязи. Системный анализ помогает найти эти взаимосвязи.

На основе такого понимания системы формируются и принципы системного подхода в анализе какой-либо проблемы:

  • не рассматривать часть отдельно (вне связи) от целого, и при этом продвигаться по порядку по всем этапам логистической системы,
  • основываться на предположении, что в основном проблемы — это следствие одной-двух причин (и найти нужно именно причину, а не бороться с последствиями),
  • все элементы логистической системы не должны противоречить друг другу и работать «в согласии»,
  • и наконец, цели отельных элементов логистической системы должны совпадать с целями всей системы целом.

Системный анализ в логистике – этапы анализа

При анализе в логистике главной проблемой становиться – как сделать сложное простым, как объемную проблему разбить на несколько небольших задач. И в результате – изучать и анализировать, а в итоге – решать, именно эти небольшие задачи (не забыва, что каждая из задач всего лишь часть целого – искать общие проблемы, общие причины и общие методы решения).

В результате, как и любой другой анализ, системный анализ в логистике – это несколько этапов:

  • разделяем общую логистическую проблему на задачи,
  • собираем данные,
  • обрабатываем данные, исследуем, ищем подходящие методы работы с данными, методы решения поставленных задач,
  • совмещаем полученные решения так, чтобы в итоге получить решения для общей (изначальной проблемы),
  • визуализация полученных решений (для презентации полученных выводов руководству и коллегам).

Системный анализ в логистике – сложности решения

С какими сложностями сталкиваемся при системном анализе?

  • Непонятно, как разделить глобальную проблему на подзадачи (с этим поможет четкая систематизация всех логистических процессов в компании – вплоть да каждого мелкого рутинного шага. Проделав такую работу однажды, вы будете часто использовать эти знания в дальнейшем).
  • Сбор данных для анализа – часто данные, которые так или иначе связаны с логистикой, хранятся в разных отделах – у продажников, у маркетинга, частично – в базе данных у IT-шников. В итоге – собрать нужную информацию становится целой проблемой – то нужного человека нет на месте, то у программиста очередь на задачи и приходится ждать.
  • После получения данные необходимо обработать, подготовить к анализу – привести к единой форме все цифры, сокращения и т.д. И это все приходится делать вручную.
  • Во время самого анализа мы применяем формулы и производим все расчеты практически вручную (да, Excel умеет считать, но формулу для него каждый раз пишет человек).
  • И наконец, каждый раз необходимо представить полученные выводы в красивой и понятной форме, а не в виде табличной «простыни» с цифрами. Но как всегда, не хватает знаний или времени.

Вывод: 80% всего выше перечисленного – это рутинная работа, от которой нужно избавляться. В современном мире эту работу должны выполнять машины (программы).
Пример отчета: доступность товара на складах (сделано в )

Системный анализ в логистике – инструменты и сервисы для работы

Каким образом действуют крупные компании? Неужели тоже проводят свои анализы в Excel?

  • Конечно, Excel – это наиболее популярный и самый доступный инструмент для проведения анализа. Но множество операций приходится выполнять вручную. А значит, время на выполнение анализа или отчета растягивается.
  • Многие компании внедряют сложные учетные системы – с широким функционалом и возможностями визуалиации данных. Но – на внедрение таких программ нужно время, а на обслуживание – бюджет (на зарплату специалистов, которые будут делать для вас отчеты).
  • На международном рынке среди небольших и крупных компаний набирают популярность решения для самостоятельной аналитики (типа

5. Методология принятия логистических решений

Методология – это учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Современная теория логистики в концептуальном плане базируется на четырех методологиях: системного анализа (общая теория систем), кибернетического подхода (кибернетика), исследования операций , прогностики . Сформулируем логическую последовательность использования описанных научных направлений при анализе, синтезе и оптимизации ЛС.

1. ЛЦ с движущимися по ней сквозными потоками объективно представляет собой сложную или большую ЛС, т.е. может быть исследована средствами общей теории систем .

2. ЛС являются искусственными, динамическими и целенаправленными. Для таких систем актуальны проблемы управления, задачи анализа и синтеза управляемых и управляющих систем, которые могут быть изучены, решены и смоделированы методами кибернетики .

3. Если речь идет о системе управления, то возникают задачи выбора оптимального решения и оценки эффективности управления. Решение этих задач обеспечивают методы исследования операций .

4. Любая организационно-экономическая деятельность, а значит и управление логистическими потоковыми процессами немыслимы без перспективного их планирования, без научно обоснованных прогнозов параметров и тенденций развития внешней среды, показателей логистических процессов в ЛС и др. Такие задачи решаются на основе методов и принципов прогностики .

5.1. Системный анализ

Общая теория систем – научная дисциплина, разрабатывающая методологические принципы исследования систем. Главная особенность общей теории систем в подходе к объектам исследования как к системам .

Системный анализ – это методология общей теории систем, заключающаяся в исследовании любых объектов посредством представления их в качестве систем, проведения их структуризации и последующего анализа.

Основными задачами системного анализа являются:

· задача декомпозиции означает представление системы в виде подсистем, состоящих из более мелких элементов;

· задача анализа состоит в нахождении различного рода свойств системы, ее элементов и окружающей среды с целью определения закономерностей поведения системы;

· задача синтеза состоит в том, чтобы на основе знаний о системе, полученных при решении первых двух задач, создать модель системы, определить ее структуру, параметры, обеспечивающие эффективное функционирование системы, решение задач и достижение поставленных целей.

Основные функции системного анализа в рамках описанных трех основных задач представлены в табл.5.1.

Таблица 5.1

Основные задачи и функции системного анализа

Структура системного анализа

Декомпозиция

Анализ

Синтез

Определение и декомпозиция общей цели, основной функции

Функционально-структурный анализ

Разработка модели системы

Выделение системы из среды

Морфологический анализ (анализ взаимосвязи компонентов)

Структурный синтез

Описание воздействующих факторов

Генетический анализ (анализ предыстории, тенденций, прогнозирование)

Параметрический синтез

Описание тенденций развития, неопределенностей

Анализ аналогов

Оценивание системы

Описание как «черного ящика»

Анализ эффективности

Функциональная, компонентная и структурная декомпозиция

Формирование требований к создаваемой системе

Системный анализ основывается на множестве принципов , т.е. положениях общего характера, обобщающих опыт работы человека со сложными системами. Одним из основных принципов системного анализа является принцип конечной цели , который заключается в абсолютном приоритете глобальной цели и имеет следующие правила:
1) для проведения системного анализа необходимо в первую очередь сформулировать основную цель исследования;
2) анализ следует вести на базе уяснения основной цели исследуемой системы, что позволит определить ее основные свойства, показатели качества и критерии оценки;
3) при синтезе систем любую попытку изменения или совершенствования существующей системы надо оценивать относительно того, помогает или мешает она достижению конечной цели;
4) цель функционирования искусственной системы задается, как правило, системой, в которой исследуемая система является составной частью.

Применение системного анализа в логистике позволяет:
· определить и упорядочить элементы, цели, параметры, задачи и ресурсы ЛС, определить структуру ЛС;
· выявить внутренние свойства ЛС, определяющие ее поведение;
· выделить и классифицировать связи между элементами ЛС;
· выявить нерешенные проблемы, узкие места, факторы неопределенности, влияющие на функционирование, возможные логистические мероприятия;
· формализовать слабоструктурированные проблемы, раскрыть их содержание и возможные последствия перед предпринимателями;
· выделить перечень и указать целесообразную последовательность выполнения задач функционирования ЛС и отдельных ее элементов;
· разработать модели, характеризующие решаемую проблему со всех основных сторон и позволяющие «проигрывать» возможные варианты действий и т.п.

Предыдущая

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Альметьевский государственный нефтяной институт

Кафедра: "Менеджмент"

Контрольная работа

по курсу "Логистика"

на тему: "Системный анализ и управление логистическими системами"

Выполнила студентка

группы 41-82

Яковлева Р.В.

Проверила к.э.н. доцент

Фадеева А.В.

Альметьевск 2014

Введение

1. Основы системного анализа

3. Виды логистических систем

Заключение

Введение

Управление материальными потоками всегда являлось существенной стороной хозяйственной деятельности. Однако лишь сравнительно недавно оно приобрело положение одной из наиболее важных функций экономической жизни. Основная причина - переход от рынка продавца к рынку покупателя, вызвавший необходимость гибкого реагирования производственных и торговых систем на быстро изменяющиеся приоритеты потребителя.

Логистика в значительной степени может построить рациональные связи между изготовителями продукции и потребителями, обеспечить эффективную доставку готовой продукции и комплектующих изделий своевременно и с минимальными затратами. Логистика решает многие задачи, которые являются типовыми для производственных предприятий, посреднических организаций и торгово-закупочных фирм.

Актуальность темы обусловлена тем, что повышение эффективности промышленного производства и снижение издержек во всех звеньях логистической цепи зависит от рациональной организации товаропроводящей цепи, а следовательно от рациональной организации закупок, складского, тарного и транспортного хозяйства - важнейших элементов товародвижения.

Целью работы является изучение одного из разделов дисциплины "Системный анализ и структуры управления логистическими системами", а также применение методов оптимизации к управлению материальными потоками логистической системы.

1. Основы системного анализа

Понятие логистической системы является одним из базовых понятий логистики. Существуют разнообразные системы, обеспечивающие функционирование экономического механизма. В этом множестве необходимо выделять именно логистические системы с целью их синтеза, анализа и совершенствования.

Понятие логистической системы является частным по отношению к общему понятию системы. Поэтому дадим вначале определение общему понятию системы, а затем определим, какие системы относят к классу логистических.

Перечислим свойства, которыми должна обладать система. Тогда, если удастся доказать, что какой-либо объект обладает этой совокупностью свойств, то можно утверждать, что данный объект является системой.

Существует четыре свойства, которыми должен обладать объект, чтобы его можно было считать системой.

* Первое свойство (целостность и членимость). Система есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Следует иметь в виду, что элементы существуют лишь в системе. Вне системы это лишь объекты, обладающие потенциальной способностью образования системы. Элементы системы могут быть разнокачественными, но одновременно совместимыми.

* Второе свойство (связи). Между элементами системы имеются существенные связи, которые с закономерной необходимостью определяют интегративные качества этой системы. Связи могут быть вещественные, информационные, прямые, обратные и т. д. Связи между элементами внутри системы должны быть более мощными, чем связи отдельных элементов с внешней средой, так как в противном случае система не сможет существовать.

* Третье свойство (организация). Наличие системоформирующих факторов у элементов системы лишь предполагает возможность ее создания. Для появления системы необходимо сформировать упорядоченные связи, т. е. определенную структуру, организацию системы.

* Четвертое свойство (интегративные качества). Наличие у системы интегративных качеств, т.е. качеств, присущих системе в целом, но не свойственных ни одному из ее элементов в отдельности.

Можно привести множество примеров систем. Возьмем обыкновенную шариковую ручку и посмотрим, имеет ли она четыре признака системы Аникина Б.А. Логистика: [учебник для вузов] /Под ред. Б.А. Аникина. - М.: ИНФРА-М, 2011. .

Первое: ручка состоит из отдельных элементов - корпус, колпачок, стержень, пружина и т.д.

Второе: между элементами имеются связи - ручка не рассыпается, она является единым целым.

Третье: связи определенным образом упорядочены. Все части разобранной ручки можно было бы связать ниткой. Они тоже были бы взаимосвязаны, но связи не были бы упорядочены и ручка не имела бы нужных нам качеств.

Четвертое: ручка имеет интегративные (суммарные) качества, которыми не обладает ни один из составляющих ее элементов ручкой можно удобно пользоваться: писать, носить.

Точно так же можно доказать, что такие объекты, как автомобиль. студенческая группа, оптовая база, совокупность взаимосвязанных предприятий, настоящая книга и многие другие привычные, окружающие нас объекты тоже являются системами.

Природа материального потока такова, что на своем пути к потреблению он проходит производственные, складские, транспортные звенья. Организуют и направляют материальный поток разнообразные участники логистического процесса.

Методологической основой сквозного управления материальным потоком является системный подход (системный анализ), принцип реализации которого в концепции логистики поставлен на первое место.

Системный анализ - это направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем, что позволяет исследовать трудно наблюдаемые свойства и отношения в объектах.

Системный анализ означает, что каждая система является интегрированным целым даже тогда, когда она состоит из отдельных, разобщенных подсистем. Системный подход позволяет увидеть изучаемый объект как комплекс взаимосвязанных подсистем, объединенных общей целью, раскрыть его интегративные свойства, внутренние и внешние связи.

Функционирование реальных логистических систем характеризуется наличием сложных связей как внутри этих систем, так и в их отношениях с окружающей средой. В этих условиях принятие частных решений, без учета общих целей функционирования системы и предъявляемых к ней требований, может оказаться недостаточным, а возможно и ошибочным.

Допустим, что руководство завода без согласования с оптовым и розничным звеном приняло решение о внедрении мощного оборудования для фасовки сахарного песка в бумажные пакеты. Возникает вопрос: как воспримет это нововведение вся товаропроводящая система, приспособленная к транспортированию, хранению и выполнению остальных технологических операций с сахарным песком, упакованным именно в мешки? Не исключено, что в ее работе произойдет сбой.

В соответствии с требованиями системного подхода решение о фасовке сахарного песка на заводе-изготовителе должно приниматься во взаимной связи с остальными решениями, общей целью которых является оптимизация совокупного материального потока.

Системный анализ не существует в виде строгой методологической концепции. Это своего рода совокупность познавательных принципов, соблюдение которых позволяет определенным образом сориентировать конкретные исследования.

При формировании логистических систем должны учитываться следующие принципы системного подхода:

* принцип последовательного продвижения по этапам создания системы. Соблюдение этого принципа означает, что система сначала, должна исследоваться на макроуровне, т. е. во взаимоотношении с окружающей средой, а затем на микро уровне, г. е. внутри своей структуры;

* принцип согласования информационных, надежностных, ресурсных и других характеристик проектируемых систем;

* принцип отсутствия конфликтов между целями отдельных подсистем и целями всей системы.

Существо системного подхода, отчетливо проявляется при сравнении с классическим индуктивным подходом к формированию систем.

Классический подход означает переход от частного к общему (индукция). Формирование системы, при классическом подходе к этому процессу, происходит путем слияния ее компонентов. разрабатываемых отдельно.

На первом этапе определяются цели функционирования отдельных подсистем, затем, на втором этапе, анализируется информация, необходимая для формирования отдельных подсистем. И, наконец, на третьем этапе формируются подсистемы, которые в совокупности образуют работоспособную систему.

В отличие от классического системный подход предполагает последовательный переход от общего к частному, когда, в основе рассмотрения лежит конечная цель, ради которой создастся система Гаджинский А.М. Основы логистики: учеб. пособие М: ИВЦ "Маркетинг", 2012 г..

2. Понятие логистической системы

Логистическая система - это сложная организационно завершенная (структурированная) экономическая система, состоящая из элементов - звеньев, взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими им потоками.

Иными словами, логистическая система - это система, состоящая из нескольких подсистем, выполняющая логистические функции и имеющая развитые связи с внешней средой, то есть с рынком.

Для изучения понятия "логистическая система" необходимо прежде всего исходить из анализа подсистем, формирующих систему, ее свойств и связей.

Логистическая система состоит из трех основных блоков производственного процесса: снабжения, производства, сбыта.

Снабжение заключается в транспортировке сырья и материалов, комплектующих, запасных частей, оформлении договора с поставщиками, выборе поставщика, оформлении заказа и др.

Производство - непосредственное изменение физико-химических и геометрических свойств материала с целью получения конечной продукции. Логистический подход к производству заключается в минимизации суммарных издержек на производство.

Сбыт продукции включает транспортировку продукции, выбор вида транспорта, выбор перевозчика (экспедитора),заключение договора с заказчиками (потребителями), сервисное послепродажное обслуживание и др. Карташев В.А. Система систем. Очерки общей теории и методологии. М: Прогресс -Академия, 2011.

Логистическая система характеризуется рядом свойств:

1) совместимостью элементов системы (обеспечивается единством конечных целей);

2) взаимосвязью элементов логистической системы (во внешних системах взаимосвязь обеспечивается заключением договора между сторонами, во внутренней логистической системе взаимосвязь обеспечивается внутрипроизводственными отношениями элементов);

3) связью между элементами системы, имеющими определенную упорядоченность, организацию;

4) интегральным свойством (ни один элемент системы в отдельности не способен выполнить функции системы, т.е. закупки, производство и сбыт с минимизацией общих издержек; каждый элемент системы может работать и достичь конечной логистической цели только в совокупности с другими элементами).

Объекты логистической системы:

1) предприятия и организации, имеющие счет в банке, собственную печать, самостоятельный баланс (промышленные, строительные, транспортные, снабженческо-сбытовые организации);

2) глоссинги (региональные и межрегиональные комплексы - топливно-энергетические, энергетические системы и объединения и др.).

Все объекты, действующие за пределами логистической системы, относятся к внешней среде и входят в другие логистические системы.

Общепринятое понятие внешних связей для бизнеса - связей с поставщиками и заказчиками - является неприемлемым для логистической системы: для логистического подхода к управлению связь с поставщиками и потребителями является единой системой, единой логистической цепью, и рассматривать предприятие отдельно от других звеньев цепи нельзя.

В зависимости от вида логистических цепей в системе логистические системы подразделяются на:

1) логистические системы с прямыми хозяйственными связями (системы с прямыми связями - "товаропроизводитель - покупатель", "посредник - покупатель"; такие связи характеризуются простой организацией, и их может быть не одна, а множество);

2) эшелонированные логистические системы (система характеризуется логистическими связями средней сложности; такая система применяется большинством организаций, которые используют посредников для перевозки своей продукции либо закупают сырье и материалы у посредников);

3) гибкие логистические системы (смешанные системы, в которых могут быть и прямые простые логистические связи и связи средней сложности; такие системы получили наибольшее распространение).

Микрологистическая система - логистическая система, которая относится к одной организации и управляет ее материальными и сопутствующими потоками в связи с другими организациями, которые образуют с основной единую логистическую систему (организации снабжения и сбыта, сервис).

Внутрипроизводственные логистические системы - системы, управляющие материальными и сопутствующими потоками в пределах технологического цикла производства.

Логистика ставит и решает задачу проектирования гармоничных, согласованных материалопроводящих (логистических) систем, с заданными параметрами материальных потоков на выходе. Отличает эти системы высокая степень согласованности входящих в них производительных сил в целях управления сквозными материальными потоками. Неруш Ю.М. Практикум по логистике: [учебное пособие] / Ю.М. Неруш, А.Ю. Неруш - М.: ТК Велби, Проспект, 2011

Охарактеризуем свойства логистических систем в разрезе каждого из четырех свойств, присущих любой системе и рассмотренных в предыдущем разделе.

Первое свойство (целостность и членимость) - система есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Декомпозицию логистических систем на элементы можно осуществлять по-разному. На макроуровне при прохождении материального потока от одного предприятия к другому в качестве элементов могут рассматриваться сами эти предприятия, а также связывающий их транспорт.

На микроуровне логистическая система может быть представлена в виде следующих основных подсистем:

Закупка - подсистема, которая обеспечивает поступление материального потока в логистическую систему.

Планирование и управление производством - эта подсистема принимают материальный поток от подсистемы закупок и управляет им в процессе выполнения различных технологических операций, превращающих предмет труда в продукт труда.

Сбыт - подсистема, которая обеспечивает выбытие материального потока из логистической системы.

При более подробном рассмотрении каждая из перечисленных ниже подсистем сама разворачивается в сложную систему.

Третье свойство (организация): связи между элементами логистический системы определенным образом упорядочены, то есть логистическая система, имеет организацию.

Четвертое свойство (интегративные качества): логистическая система обладает интегративными качествами, не свойственными ни одному из элементов в отдельности. Это способность поставить нужный товар, в нужное время, в нужное место, необходимого качества, с минимальными затратами, а также способность адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды (изменение спроса на товар или услуги, непредвиденный выход из строя технических средств и т.п.).

Интегративные качества логистической системы позволяют ей закупать материалы, пропускать их через свои производственные мощности и выдавать во внешнюю среду, достигая при этом заранее намеченных целей.

Логистическую систему, способную ответить на возникающий спрос быстрой поставкой нужного товара, можно сравнить с живым организмом. Мускулы этого организма - подъемно-транспортная техника, центральная нервная система - сеть компьютеров на рабочих местах участников логистического процесса, организованная в единую информационную систему.

3. Виды логистических систем

Логистические системы делят на макро- и микрологистические.

Макрологистическая система - это крупная система управления материальными потоками, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенных в разных регионах страны или в разных странах.

Макрологистическая система представляет собой определенную инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран.

При формировании макрологистической системы, охватывающей разные страны, необходимо преодолеть трудности, связанные с правовыми и экономическими особенностями международных экономических отношений, с неодинаковыми условиями поставки товаров, различиями в транспортном законодательстве стран, а также ряд других барьеров.

Формирование макрологистических систем в межгосударственных программах требует создания единого экономического пространства, единого рынка без внутренних границ, таможенных препятствий транспортировке товаров, капиталов, информации, трудовых ресурсов.

Микрологистические системы являются подсистемами, структурными составляющими макрологистических систем. К ним относят различные производственные и торговые предприятия, территориально-производственные комплексы. Микрологистические системы представляют собой класс внутрипроизводственных логистических систем, в состав которых входят технологически связанные производства, объединенные единой инфраструктурой.

В рамках макрологистики связи между отдельными микрологистическими системами устанавливаются на базе товарноденежных отношений. Внутри микрологистической системы также функционируют подсистемы. Однако основа их взаимодействия бестоварная. Это отдельные подразделения внутри фирмы, объединения, либо другой хозяйственной системы, работающие на единый экономический результат.

На уровне макрологистики выделяют три вида логистических систем.

Логистические системы с прямыми связями. В этих логистических системах материальный поток проходит непосредственно от производителя продукции к ее потребителю, минуя посредников. Афанасьева Н.В. Логистические системы и российские реформы СПб: Спб ун-т экономики и финансов 2010.

Эшелонированные логистические системы. В таких системах на пути материального потока есть хотя бы один посредник.

Гибкие логистические системы. Здесь движение материального потока от производителя продукции к ее потребителю может осуществляться как напрямую, так и через посредников.

В процессе обеспечения предприятия сырьем и материалами решаются задачи закупочной логистики. На этом этапе изучаются и выбираются поставщики, заключаются договоры и контролируется их исполнение, принимаются меры в случае нарушения условий поставки. Любое производственное предприятие имеет службу, которая осуществляет перечисленные функции.

Логистический подход к управлению материальными потоками требует, чтобы деятельность этой службы, связанная с формированием параметров сквозного материального потока, не была обособленной, а подчинялась стратегии управления сквозным материальным потоком. В то же время задачи, решаемые в процессе доведения материального потока от складов готовой продукции поставщика до цехов предприятия потребителя, имеют известную специфику. На практике границы деятельности, составляющей основное содержание закупочной логистики, определяются условиями договора с поставщиками и составом функций службы снабжения внутри предприятия.

В процессе управления материальным потоком внутри предприятия, создающего материальные блага или оказывающего материальные услуги, в основном решаются задачи производственной логистики. Специфика этой структуры управления заключается в том, что основной объем работ по проведению потока выполняется в пределах территории одного предприятия. Участники логистического процесса при этом, как правило, не вступают в товароденежные отношения. Поток идет не в результате заключенных договоров, а в результате решений, принимаемых системой управления предприятием.

Сфера производственной логистики тесно соприкасается со сферами закупок материалов и распределения готовой продукции. Однако основной круг задач в этой области - управление материальными потоками в процессе осуществления именно производства.

Важную роль в обеспечении рационального товародвижения играют торгово-посреднические организации, которые обеспечивают производство необходимым сырьем и материалами. Логистика здесь заключается в выборе стратегии управления приобретением, движением и хранением материалов, изделий и запасов, а также управление информационными потоками, сопровождающими процесс товародвижения. Логистические посредники становятся эффективным инструментом экономии финансовых и материальных ресурсов в процессе товародвижения.

логистический материальный управление

Заключение

Логистика является сравнительно молодой наукой, поэтому многие вопросы, относящиеся к понятийному аппарату и терминологии, с развитием рыночных отношений постоянно уточняются и изменяются, наполняясь новым содержанием. Так, например, на сегодняшний день в отечественной литературе насчитывается свыше трех десятков различных определений логистики.

Однако в своей основе логистика не является феноменом совершенно новым и не известным на практике. Проблема рационализации всегда была предметом пристального внимания. Новизна логистики состоит, во-первых, в смене приоритетов в хозяйственной практике предприятий. Во-вторых, новизна заключается во всестороннем комплексном подходе к вопросам движения материальных ценностей в процессе воспроизводства.

Логистика предполагает согласование процессов, связанных с материальными и информационными потоками, производством, менеджментом и маркетингом, а также предполагается использование компромиссов в хозяйственной практике.

Логистическая деятельность простирается от возникновения потребности в товаре или услуге до ее удовлетворения. Главная цель логистики - вовремя и в необходимом количестве доставить произведенную продукцию в нужное место с минимальными издержками. Значение логистики в компании возрастает с увеличением числа и интенсивности товарных потоков, в ходе расширения деятельности фирмы или в условиях, когда сама специфика продукции и рынка требует высокой оперативности.

В последнее время специалисты по логистике являются наиболее востребованными в секторе экономики, примерно 80% заявок на подбор квалифицированного производственного персонала приходится именно на них.

Список использованной литературы

1. Аникина Б.А. Логистика: [учебник для вузов] /Под ред. Б.А. Аникина. - М.: ИНФРА-М, 2011.

2. Афанасьева Н.В. Логистические системы и российские реформы СПб: Спб ун-т экономики и финансов 2010.

3. Гаджинский А.М. Логистика: учебник М: ИВЦ "Маркетинг", 2011.

4. Гаджинский А.М. Логистика: [учебник для высших и средних учебных заведений] / А.М. Гаджинский - М.: ИВЦ "Маркетинг", 2012.

5. Гаджинский А.М. Основы логистики: учеб. пособие М: ИВЦ "Маркетинг", 2012 г.

6. Карташев В.А. Система систем. Очерки общей теории и методологии. М: Прогресс -Академия, 2011.

7. Неруш Ю.М. Практикум по логистике: [учебное пособие] / Ю.М. Неруш, А.Ю. Неруш - М.: ТК Велби, Проспект, 2011.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Раскрытие сущности мультимодальных и интермодальных грузоперевозок в системе управления материальными потоками. Анализ системы управления грузоперевозками в ОАО "РЖД". Оценка взаимодействия железнодорожного и морского транспорта при смешанных перевозках.

    дипломная работа , добавлен 25.08.2014

    Предпосылки (необходимость и возможность) использования логистического подхода к управлению материальными потоками в сферах производства и обращения. Виды транспортных средств. Характеристика основных видов транспортных средств: преимущества и недостатки.

    контрольная работа , добавлен 18.12.2008

    Оборудование станций, включаемых на диспетчерское управление: Схема включения управляющих реле контролируемого пункта. Принципы увязки систем диспетчерской централизации с релейно-процессорными и микропроцессорными системами электрической централизации.

    реферат , добавлен 18.04.2009

    Анализ логистической системы ОАО "Шебекино-Мел". Система снабжения предприятия и обоснование потребности в материальных ресурсах. Разработка элементов стратегии управления запасами. Оценка складской логистики и определение потребной площади склада.

    курсовая работа , добавлен 25.01.2015

    Роль транспорта в макро- и макроэкономике. Основные функции транспортной логистики. Управление материальными потоками по всей протяженности транспортных каналов. Формирование и структуризация грузовых потоков. Состояние российской транспортной системы.

    реферат , добавлен 08.04.2012

    Основные составляющие системы управления логистикой. Организационно-экономическая характеристика ОАО "Новохоперское АТП". Анализ системы управления логистикой предприятия. Разработка путей оптимизации логистики на рынке перевозок и услуг автотранспорта.

    дипломная работа , добавлен 20.03.2017

    Обзор основных метрологических характеристик рулевого управления автомобиля и описание методов его диагностирования. Эргономические и технические требования к рулевому управлению. Аварийная система для систем с силовым приводом. Испытательные коридоры.

    курсовая работа , добавлен 22.07.2011

    Понятие логистической системы, их характеристики и виды. Описание логистических концепций: "планирование потребностей", "точно в срок" и микрологистическая система KANBAN. Детальное изучение концепции "тощего производства", ее преимущества и недостатки.

    курсовая работа , добавлен 21.06.2010

    Нормативы пропускной способности зоны взлета и посадки. Расчет минимальных временных интервалов занятости ВПП при выполнении взлетно-посадочных операций. Определение позиций и методика управления потоками взлетающих и поступающих в ЗВП воздушных суден.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2013

    Разработка интеллектуальных транспортных систем. Принцип работы парковочного радара. Изучение работы звукового индикаторного устройства и системы автоматической парковки. Применение современных методов управления процессами технического обслуживания.

Рекомендуем почитать

Наверх