Забытые технологии древности, или "воспоминания о будущем". Утраченные технологии великой империи

Документы 02.02.2021
Документы

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

В древности многие знания и открытия передавались строго от учителя к ученику. И если эта цепочка разрывалась, то принцип работы изобретения мог оказаться утерянным навсегда.

Покопавшись в истории, сайт собрал для вас 6 технологий из прошлого, секрет которых не дошел до наших дней.

Кубок Ликурга

Этот древний римский кубок, на котором изображена гибель царя Ликурга , обладает интересной особенностью. Он меняет свой цвет в зависимости от освещения и жидкости, которая в него налита. Например, в тени он зеленый, на свету - красный. Если в него налить воду, он светится синим. Если масло - цвет меняется на желто-красный.

Ученые считают, что кубок использовался для определения примесей в напитках. Чаша сделана из мельчайших наночастиц золота и серебра. Это означает, что древние мастера были знакомы с тем, что сегодня мы называем нанотехнологиями. Однако повторить подобное до сегодняшнего времени так никто и не смог.

Свободная энергия

Никола Тесла был гениальным изобретателем и спроектировал множество фантастических вещей. В 1901 году он построил башню Ворденклиф , которая была способна передавать электричество в любую точку земли и обеспечить людей свободной (бесплатной) энергией.

К сожалению, лабораторию Теслы перестали финансировать, а башня в скором времени была разрушена. После его смерти часть чертежей изобретений была захвачена, а другая часть исчезла таинственным образом.

Звук духа

Гипогей Хал-Сафлиени - древнейшее подземное святилище. Самая интересная его часть - это «Комната оракула» . Звуки, произнесенные в этой комнате низким мужским голосом, многократно усиливаются и разносятся по всему сооружению, а все остальные звуки не слышны.

Ученые до сих пор пытаются выяснить, как работает древний усилитель. Известно, что звуки резонируют с такой частотой, что люди чувствуют вибрацию всем телом. Такой эффект вызывает изменение сознания и появление галлюцинаций.

Гибкое стекло

В период между 14-м и 37-м годами н. э. жил стеклодув, который открыл вещество, названное гибким стеклом . Мастер сделал для императора Тиберия бокал из такого материала. Когда Тиберий выпил из чаши и бросил ее на пол, она не разбилась.

Император решил, что удивительный материал мог обесценить серебро и золото. Он приказал казнить стеклодува, чтобы секрет гибкого стекла умер вместе с ним.

Культура

Наш мир никогда не был настолько продвинутым в технологическом смысле, как сейчас, однако это вовсе не означает, что в процессе своего исторического развития человечество не утратило некоторые технологии, которые в данный момент восстановить крайне сложно , или даже невозможно. Многие из этих технологий, изобретений и производственных секретов древности просто растворились во времени, в то время как секреты других достижений остались все еще неразгаданными современной наукой.

Примечательно, что некоторые технологии, которые мы активно используем в современной жизни, были утрачены, а затем заново изобретены (к примеру, внутренняя водопроводная система, технология строительства дорог и так далее) . Однако многие изобретения канули в лету, став лишь частью легенд. Предлагаем вашему вниманию десять наиболее примечательных технологий, которые были утрачены человечеством.

10. Скрипка Страдивари

Одной из потерянных технологий, которая относится к 1700-му году, является процесс изготовления скрипок и других струнных музыкальных инструментов, которым в совершенстве владел знаменитый итальянский мастер Антонио Страдивари . Страдивари, помимо скрипок, изготавливал альты, виолончели и гитары. Период активного применения этой особой технологии изготовления инструментов пришелся, примерно, на столетний промежуток времени, с 1650-го по 1750-ый года.


Скрипки Страдивари и сейчас высоко ценятся во всем мире. Причина этого заключается в том бесподобном и неповторимом качестве звука, которым славятся эти инструменты. До наших дней дошло около шестисот таких инструментов, изготовленных великим мастером и его учениками . Стоимость каждого из таких образцов составляет многие сотни тысяч долларов. Фактически, фамилия Страдивари стала синонимичной высокому качеству, когда речь идет о необходимости описать нечто чрезвычайно выдающееся в какой-либо области.

Технология изготовления знаменитых скрипок являлась фамильным секретом, который полностью знали лишь ее основоположник (то есть, сам Антонио Страдивари) и его сыновья, Омобоно и Франческо . Когда мастера ушли в мир иной, секреты производства ушли вместе с ними, однако это не остановило многих энтузиастов, которые и по сей день пытаются раскрыть секрет звучания скрипок Страдивари.


Для того чтобы раскрыть секрет знаменитого звучания инструментов из коллекции Страдивари, исследователи изучили абсолютно все, включая древесину (и даже состав плесени в ней!), из которой рождались уникальные формы музыкальных инструментов. Основная гипотеза заключается в том, что знаменитое звучание творений мастера обусловлено определенной плотностью древесины . Впрочем, существует мнение, которое и вовсе оспаривает уникальность звучания инструментов Страдивари. Так, существует, по крайне мере, одно официальное исследование, согласно которому большинство людей не в состоянии отличить звучание скрипки Страдивари и современных ее аналогов.

9. Непенф

Исключительная сложность технологий, которыми владели древние греки и римляне, буквально поражает воображение (особенно когда речь идет о медицине). Среди многих достижений, использовавшихся греками, отдельного упоминания достойно особое средство , которое применялось, буквально, для поднятия настроения упавших духом и отчаявшихся людей. По сути, речь идет о первом примитивном антидепрессанте, непенфе, известном еще под названием "вино забвения" или просто "напиток, дающий забвение".


Данная технология очень часто упоминается в знаменитой "Одиссее", написанной древнегреческим поэтом Гомером. Некоторые исследователи считают, что речь идет о вымышленном лекарстве, а другие настаивают на том, что "напиток, дающий забвение", существовал на самом деле и активно использовался в древней Греции. Считается, что вино забвения впервые создали в Египте, а то специфическое влияние, которое оно оказывало на человека, часто сравнивается с влиянием опиума или настойки опия.

Как была утрачена данная технология?

Очень часто кажется, что эта "утраченная" технология все еще применяется некоторыми народами мира, и лишь наша неспособность отождествить древний напиток с современным эквивалентом повинна в той таинственности, которой окутано вино забвения . Если данный напиток на самом деле существовал, тогда можно предположить, что он был связан с непентисом – так называемой травой забвения, произрастающей в тропиках (собственно, непенф часто называют непентисом).


Снадобье, которое получают из итого растения, широко используется в современном мире. Однако исследователи не могут со стопроцентной уверенностью утверждать, что греческий напиток забвения также изготавливался из этой травы. Гораздо более распространенной версией является та, которая утверждает, что речь идет об опиуме. Другими вероятными кандидатами на звание "непенфа" являются экстракт из горькой полыни и скополамин (алкалоид, содержащийся в белене и многих других растениях).

8. Антикитерский механизм

Одним из наиболее загадочных артефактов является так называемый антикитерский механизм. Речь идет об уникальном механическом устройстве, изготовленном преимущественно из бронзовых составляющих, которое было обнаружено ныряльщиками в самом начале прошлого века неподалеку от морского побережья греческого острова Антикитера. Данный механизм состоит из 30-ти шестерней, кривошипов и циферблатов, которыми можно было управлять для того, чтобы фиксировать и наносить на карту позиции солнца, луны и других планет.


Устройство было обнаружено в останках затонувшего судна, и датируется оно первым или вторым веком до нашей эры. На самом деле, его истинное предназначение до сих пор не до конца понятно, а тайна, окутывающая находку, вот уже более сотни лет сбивает с толку различных ученых и исследователей . Наибольшее число исследователей сходится во мнении, что антикитерский механизм представлял собой этакие примитивные часы, которые использовались для вычисления лунных фаз и солнечного года. Некоторые ученые и вовсе утверждают, что мы имеем самый ранний аналог первой вычислительной машины, или, проще говоря, компьютера.

Как была утрачена данная технология?

Сложность антикитерского механизма, и та потрясающая точность, с которой было изготовлено устройство, дают основания предполагать, что это был не единственный в своем роде механизм. Многие ученые и вовсе предполагают, что подобные устройства достаточно широко использовались в те времена. Однако никаких других упоминаний о механизмах, которые были бы похожи на антикитерское творение , не было зафиксировано ни одним ученым вплоть до XIV-го века.


Этот факт позволяет утверждать, что данная технология была утрачена на целые 1400 лет. Ответ на вопрос "как и почему так произошло?" также остается тайной, как тайной остается и тот факт, почему антикитерский механизм является пока единственным найденным устройством в своем роде.

7. Телармониум

Телармониум, или, как его еще называли, динамофон, часто называют первым электронным музыкальным инструментом на планете. Речь идет об огромном похожем на орган устройстве, в котором использовалась сложнейшая система полутора сотен электрогенераторов и прочих механизмов для создания искусственных музыкальных звуков. Затем эти звуки распространялись по телефонным линиям до различных слушателей.


Телармониум разработал и создал изобретатель Тадеуш Кэхилл, запатентовав свое изобретение в 1897-ом году. На тот момент времени это был самый большой музыкальный инструмент , из когда-либо сконструированных человеком. Фактически, Кэхилл создал три версии подобного инструмента, одна из которых, как сообщается, весила более двухсот тонн и занимала целое помещение.

Телармониум имел набор трех систем клавишей (как сейчас сказали бы – клавиатур) и нескольких педалей для ног. Это позволяло использующему динамофон человеку извлекать из телармониума звуки различных инструментов, в частности, деревянных духовых инструментов, таких как флейта, фагот и кларнет. Говорят, люди, которые слышали телармониум, приходили в экстаз от звучания данного примитивного синтезатора, так как он воспроизводил чистый и полный звук каждого из инструментов.

Как была утрачена данная технология?

Воодушевленный успехом своего детища, Кэхилл строил на Телармониум большие планы. Поскольку его изобретение было способно транслировать музыку по телефонным проводам, Кэхилл видел будущее телармониума в том , чтобы этот синтезатор работал удаленно для создания звукового фона в таких местах, как рестораны, отели и даже дома частных слушателей.


К сожалению, данное устройство, что называется, несколько опередило свое время. Его необходимость в мощном источнике энергии значительно перегружала первые электроэнергетические системы. Стоимость телармониума также поражала воображение : инструмент стоил порядка двухсот тысяч долларов, что эквивалентно нынешним нескольким миллионам! Понятно, что никто не потянул бы массовое производство такого оборудования.

Кроме того, ранние эксперименты по транслированию музыки посредством телефонных линий оказались провальными, так как передаваемые звуки очень часто прорывались в частные переговоры граждан (виной тому была несовершенная телефонная сеть) . В конце концов, то восхищение, которое выражала общественность телармониуму и его создателю, постепенно сошли на нет, а сами изобретения были разобраны на утиль. На сегодняшний день у нас ничего не сохранилось от трех первых и последних телармониумов – даже записей их звучания.

6. Александрийская библиотека

Хотя в данном случае речь идет не о какой-либо технологии, легендарную Александрийскую библиотеку невозможно было не включить в данный перечень, так как ее уничтожение стало причиной того, что человечество потеряло веками накапливавшиеся знания . Как известно, данная библиотека была основана в Александрии примерно за 300 лет до нашей эры (предполагается, что это произошло в период царствования Птолемея Сотера, основателя династии Птолемеев).

Фактически, открытие подобной библиотеки ознаменовало собой первую серьезную попытку систематизировать информацию, которая тщательно собиралась в различных уголках мира. Реальные размеры коллекции, которая образовалась в хранилищах Александрийской библиотеки , достоверно не известны. Однако предполагается, что на момент сожжения этого легендарного строения, в нем находилось более одного миллиона свитков.


Такое хранилище знаний не могло не привлечь к себе внимание самых великих умов того времени, среди которых следует отдельно упомянуть греческого философа и поэта Зенодота и древнегреческого филолога Аристофана Византийского. Эти два человека внесли огромный вклад в осуществление научной деятельности в Александрии . Александрийская библиотека была крайне важным объектом, который пополнялся более чем активно. Как гласит легенда, каждый посетитель Александрии обязан был сдавать ввозимые с собой в город книги, для того чтобы с них сняли копии и отдали на хранение в знаменитую библиотеку.

Как была утрачена Александрийская библиотека?

Александрийская библиотека и все ее содержимое сгорело приблизительно в первом или втором веке нашей эры. Ученые и исследователи разных мастей до сих пор недоумевают по поводу того, как начался этот пожар. Впрочем, к данному времени сформировалось несколько наиболее достоверных теорий . Первая из них, основанная на некоторых исторических документах, говорит о том, что пожар произошел случайно по вине Юлия Цезаря. Полководец поджег вражескую флотилию, а огонь перекинулся на город и уничтожил библиотеку.


Существует и другая теория, согласно которой библиотека была разграблена и сожжена захватчиками, во главе которых могли стоять римский император Аврелиан, Феодосий Первый или Араб Амру (Амр ибн аль-Ас). Таким образом, несмотря на тот факт, что Александрийская библиотека сгорела, есть вероятность того, что многие из ее секретов и знаний были просто украдены , а не уничтожены. Мы никогда не узнаем, что именно было утрачено, а что сохранилось. Однако можно предположить, что некоторые технологии, все же, не были утрачены, а успешно применялись в течение многих веков.

5. Дамасская сталь

Под дамасской сталью понимают крайне прочный вид металла, который широко использовался на Ближнем Востоке в период с 1100-го по 1700-ый года нашей эры. Чаще всего термин "дамасская сталь" ассоциируется с мечами и кинжалами. Клинки, изготовленные из дамасской стали, славились во всем мире благодаря своей невиданной прочности и режущим свойствам . Считалось, что они были способны разрубать буквально пополам камень и другие металлы (включая клинки, изготовленные из других видов стали).


Современные исследователи предполагают, что дамасские клинки изготавливались из заготовки, известной как сталь вутца. Речь идет о стали с высоким содержанием углерода, которую, скорее всего, ввозили из Индии и Шри-Ланки. Это была тигельная сталь с характерным химическим узором на поверхности . Особые свойства клинков, изготовленных из этой стали, обуславливались особым технологическим процессом, позволявшим добиваться не только необыкновенной прочности, твердости и остроты оружия, но и невероятной при этом гибкости.

Как была утрачена данная технология?

Считается, что собственно, сам процесс изготовления дамасской стали был утрачен уже к 1750-му году нашей эры. И хотя истинной причины, по которой до нас не дошла данная технология, никто не знает, на сегодняшний день существует несколько версий . Согласно наиболее популярной теории, добыча руды, которая необходима была для изготовления именно дамасской стали, начала сокращаться. В итоге, изготовители мечей и кинжалов были вынуждены разрабатывать новые технологические способы изготовления других видов стали.


Согласно другой теории, в основе рецепта изготовления дамасской стали лежала особая технология, позволявшая создавать особые протяженные цилиндрические структуры (так называемые углеродные нанотрубки, длиной всего несколько нанометров). Предполагается, что такая технология использовалась совершенно случайно , и кузнецы того времени даже не подозревали, чего именно они достигли. Мастера изготавливали сверхпрочные мечи по памяти, пока не начали постепенно упрощать технологический процесс, что и привело к утрате данной технологии.

Однако какой бы ни была технология изготовления дамасской стали, она осталась уникальной, так как до сих пор не удается с помощью средств того времени воссоздать данный материал. Сейчас во многих уголках мира найдутся дельцы , которые предложат вам купить "настоящий" клинок из дамасской стали, однако технология изготовления таких копий дает возможность получить оружие, которое лишь отдаленно напоминает знаменитые мечи и кинжалы из дамасской стали.

4. Космические программы "Апполон" и "Джемини"

Далеко не все утраченные технологии относятся к древним временам; некоторые кажутся устаревшими лишь потому, что их больше невозможно применять из-за развития современной техники. Тем не менее, космические программы "Апполон" и "Джемини", разработанные американским Национальным агентством по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) в 50-ые, 60-ые и 70-ые годы прошлого века, явились настоящим прорывом в исследовании космоса. Причина этого заключалась в том, что в рамках этих программ были впервые созданы пилотируемые космические корабли, предназначенные для полетов на Луну.


Проект "Джемини", который внедрялся с 1965-го по 1966-ой года, относился к периоду исследований самого механизма пребывания человека в космосе длительный период времени. Кроме того, в рамках данного проекта изучалась возможность изменения параметров орбиты , стыковок и так далее. Фактически, это была подготовка к более масштабному проекту под названием "Апполон", результатом которого, как известно, стала высадка людей на Луну (проект увенчался успехом в 1969-ом году).

Как и почему были забыты данные разработки?

На самом деле, достижения, а главное, знания, которые были накоплены при развитии проектов "Джемини" и "Апполон", не были утрачены. Многие из разработок успешно используются даже в самой современной ракете носителе, созданной человечеством – "Сатурн-5". Многие технологии нашли применение в других важнейших проектах. Однако разработки и технологии не собраны в единое целое. И использование этого разрозненного материала вовсе не обозначает, что современные ученые смогут досконально разобраться в том, как же все-таки удалось воплотить полет на Луну.

Как это не парадоксально звучит, от того масштабного и эпохального проекта остались лишь весьма фрагментарные технологические разработки. Возможно, тот факт, что человечество не развивало и не совершенствовало все эти годы программы пилотируемых полетов на Луну (или на другие планеты) , обусловлен неуемной жаждой Америки развивать космическое пространство в целом. Да и само развитие проектов "Апполон" и "Джемини" происходило крайне лихорадочно, так как США тогда стремилось опередить СССР, чтобы достигнуть Луны первыми.


Еще одна причина, почему многие разработки сложно применить сегодня, состоит в том, что во многих случаях для конструирования некоторых технологических частей летательных аппаратов были приглашены частные подрядчики. Как только проект был выполнен, инженеры-исполнители оказались невостребованными в данной области , а с ними исчезли и многие их разработки. Это не являлось бы проблемой, если бы в сегодняшние дни НАСА не поговаривало о новом проекте высадки на Луну. Опыт тех людей, которые приложили столько усилий в 60-тые года прошлого века, оказался бы неоценимым.

Самым удивительным является тот факт, что многочисленные документы сохранились во фрагментарном виде, а часть из них потеряна безвозвратно. Фактически, НАСА сейчас вынуждено заново вкладываться в одни и те же исследования по созданию многих инженерных разработок . Кроме того, целые конструкторские бюро работают над тем, чтобы восстановить полностью программу функционирования проектов "Апполон" и "Джемени", дабы использовать полученные знания в новых проектах.

3. Сильфий

Утраченные технологии далеко не всегда являются следствием чрезмерной секретности или, наоборот, неспособности людей сохранить эти технологии в веках. Иной раз в дело вмешиваются силы природы. Так произошло и в случае с сильфием, удивительным растительным препаратом , который древние римляне широко использовали в кулинарии и медицине. Этот препарат изготавливался из одноименного похожего на укроп растения, произраставшего лишь вдоль определенного участка береговой линии, принадлежащей в наши дни Ливии.


Настойка из плодов данного растения, которое по форме напоминало сердце, использовалась для лечения практически всех болезней, включая жар, несварение, бородавки и многие другие заболевания. Однако самым примечательным свойством данного растения являлась его способность выступать в качестве противозачаточного средства (первого в своем роде!). И именно это свойство сильфия сделало данное растение одним из самых ценных продуктов в Древнем Риме. Сильфий был настолько популярным, что его изображение можно увидеть на старинных монетах Рима.

До наших дней дошла информация, что женщины должны были пить сок плодов сильфия каждые несколько недель, и этого было вполне достаточно, чтобы предотвратить нежелательную беременность. Известно также, что, принимая сильфий, можно было даже прервать беременность (если принимать его в определенной дозировке и по определенным правилам). Таким образом, сильфий можно считать еще и одним из самых ранних методов преждевременного прекращения беременности.

Как была утрачена данная технология?

Сильфий был одним из наиболее желанных растений, которое широко собиралось в древнем мире для изготовления лекарств. Вскоре препараты на основе сильфия обрели популярность во всей Европе и Азии. Однако, несмотря на чудесный эффект сильфия, необходимый вид данного растения произрастал лишь в определенной части Северной Африки вдоль средиземноморского побережья. Недостаточное количество сильфия на фоне все возрастающих потребностей в данном лекарстве привели к тому, что урожаи собирались все чаще, а растение не успевало произрастать. В итоге сильфий просто исчез с лица Земли.


Поскольку определенные виды этого растения вовсе перестали существовать, у ученых нет никакой возможности изучить сильфий, для того чтобы оценить его замечательные свойства, узнать больше о побочных эффектах, и вообще подтвердить (или опровергнуть) его эффективность . Остается лишь верить на слово историкам и поэтам Рима, воспевавшим сильфий. Впрочем, необходимо подчеркнуть, что на нашей планете произрастают и другие растения, которые, судя по всему, по своим свойствам похожи на вымерший сульфий (они также могут прерывать беременность).

2. Романский цемент

Состав бетона, похожий на современный бетон, был разработан в 1700-ом году. Сегодня повсеместно применяется простая смесь цемента, воды, песка и камней, которая является самым распространенным строительным материалом . Однако этот рецепт, известный с XVIII-го века, является далеко не первым в своем роде. Фактически, бетон очень широко использовался в античные времена в Персии, Египте, Ассирии и Риме.


Историки считают, что римляне особенно широко использовали бетон, и что именно они первыми определенным образом улучшили стандартную смесь, добавив туда, помимо всего прочего, жженую известь с перемолотыми камнями и водой. Именно благодаря своему превосходному мастерству , римлянам удалось оставить нам такое уникальное наследие в виде знаменитых строений, таких как Пантеон (храм всех богов), Колизей, акведук (знаменитый водопровод), римские бани и так далее.

Как была утрачена данная технология?

Подобно многим другим технологиям и открытиям, которые использовались в Древних Риме и Греции, рецепт романского бетона был потерян во времена раннего средневековья, однако почему это произошло – остается тайной . Согласно одной из наиболее популярных теорий, данный рецепт был ремесленным секретом каменщиков. Именно поэтому рецепт романского цемента умер вместе с теми людьми, которые знали и использовали его.

Наверное, еще более интересным фактом (чем факт исчезновения рецепта) являются редкие качества романского цемента, которые отличают его от современных аналогов (в частности, от наиболее популярного в наши дни портландского цемента). Строения, возведенные с помощью романского цемента (такие как Колизей, к примеру), смогли на протяжении тысяч лет сопротивляться воздействию погоды и прочих факторов (а их было совсем немало за этот огромный период!). В то же время, строения, возведенные с помощью портландского бетона, изнашиваются гораздо быстрее.


Данный факт привел к появлению теории, согласно которой, римляне добавляли в цемент различные дополнительные вещества и элементы, среди которых в исторической литературе упоминаются молоко и даже кровь! Подобные эксперименты якобы приводили к появлению воздушных пузырьков внутри бетона , которые способствовали расширению материала, а также его устойчивости к перепадам температуры. В итоге, даже сильные перепады жары и холода практически никак не влияли на знаменитые сооружения из романского бетона.

1. Греческий огонь

Наверное, одной из наиболее известных утраченных технологий является так называемый греческий или жидкий огонь. Фактически, речь идет о поджигающем оружии, которое активно использовала Византийская империя во время ведения боевых действий. Будучи, по сути, примитивной формой напалма, греческий огонь обладал весьма специфическими свойствами , которые давали ему возможность гореть даже в воде. Как известно, наиболее часто византийцы использовали подобное оружие в течение XI-го века, благодаря чему, как считается, и удалось успешно отбить две серьезные атаки арабских завоевателей, направлявшихся на Константинополь.


Примечательно, что греческий огонь мог существовать во многих различных формах. Его самая ранняя форма позволяла держать греческий огонь в кувшинах, а затем закидывать ими врагов с помощью катапульт (совсем как гранаты или коктейль Молотова) . Позже на корабли стали устанавливать гигантские бронзовые трубки, к которым прикреплялись огромные сифоны. С помощью такого устройства жидкий огонь извергался на вражеские судна. Фактически, это были своего рода передвижные и разборные сифоны, которыми можно было управлять вручную (совсем как современными огнеметами!).

Как была утрачена данная технология?

На самом деле, технология греческого огня не является для нашего времени чем-то необычным. В конце концов, современные военные уже на протяжении многих лет используют подобные орудия. Однако, как оказалось в 1944-ом году, технология за тысячелетия практически не изменилась . Тогда впервые после долгих лет в бою применили аналог греческого огня (наиболее близкий к нему), которым является напалм. По сути, это может говорить о том, что технология действительно исчезла после падения Византийской империи, а затем была восстановлена в прежнем виде. Причина этого остается неразгаданной.


Между тем, многие историки (как и другие ученые) проявляли и продолжают проявлять огромный интерес к возможному химическому составу греческого огня. Согласно самой ранней теории, жидкий огонь представлял собой смесь большой дозы селитры (нитрата калия), что делало состав похожим по свойствам на так называемый черный порох . Однако позже данную идею отвергли, так как селитра не в состоянии гореть в воде. Вместо старой, возникла новая теория, согласно которой оружие византийцев изрыгало горящую смесь нефти и других веществ (возможно, негашеной извести, той же селитры или серы).

Несмотря на то, что современный мир находится на одном из пиков технологического развития, ученые отмечают, что не все знания прошлого дошли до наших дней. Собственно, создается впечатление, будто некоторые изобретения были потеряны, а некоторые старые технологии оказываются непонятными для современников. Ниже вашему вниманию предлагаются пять утерянных технологий, которые до сих пор привлекают внимание ученых.


Римский цемент

Современный бетон, представляющий собой смесь цемента, воды и заполнителей, вроде песка или гравия, был изобретен в начале XVIII века и является наиболее распространенным строительным материалом в современном мире. Впрочем, состав, разработанный в XVIII столетии, является далеко не первым видом бетона. В сущности, бетон использовали персы, египтяне, ассирийцы и римляне. Последние добавляли в строительную смесь негашеную известь, щебень и воду - именно этот состав дал Риму Пантеон, Колизей, акведуки и термы.

Как и многие другие знания античности, эта технология была утеряна с наступлением Средневековья - не странно, что эта историческая эпоха также известна как Темные века. Согласно популярной версии, объясняющей факт исчезновения рецепта, он был чем-то вроде коммерческой тайны и со смертью тех немногих людей, которые были в нее посвящены, он был забыт.

Примечательно, что компоненты, отличающие римский цемент от современного, до сих пор остаются неизвестными. Строения, возведенные с применением римского цемента, простояли тысячелетия, невзирая на воздействие стихий - цемент, используемый в наше время, не может похвастать такой стойкостью. Некоторые историки считают, что римляне добавляли молоко и кровь в строительную смесь - предполагается, что поры, формировавшиеся благодаря этому процессу, позволяли составу расширяться и сжиматься под воздействием температурных изменений, при этом, не разрушаясь. Впрочем, прочность цементу придавили другие вещества, но никто не может точно сказать, какие именно.

Дамасская сталь


Дамасская сталь, неимоверно прочный тип металла, широко использовалась на Ближнем востоке приблизительно в 1100-1700 годах нашей эры. В основном, этот вид стали стал известен благодаря мечам и ножам, которые из нее изготавливали. Клинки, выкованные из дамасской стали, славились прочностью и остротой: считалось, что меч из дамаска мог легко разрубить камни и другие металлы, в том числе доспехи и оружие, сделанные из более слабых сплавов. Дамасская сталь ассоциируется с узорчатой тиглевой сталью из Индии и со Шри-Ланки. Высокая прочность клинков из такой стали объяснялась процессом производства, в ходе которого жесткий цементит смешивался с несколько более мягким железом, в результате чего изделия получались одновременно прочными и гибкими.

Технология ковки дамасской стали была утрачена приблизительно в 1750 году. Точные причины того, почему это случилось, неизвестны, но существует несколько версий, так или иначе объясняющих эти причины. Наиболее популярная теория заключается в том, что руда, необходимая для производства дамасской стали, начала исчерпываться и оружейники были вынуждены перейти к альтернативным технологиям производства клинков.

Согласно другой версии, кузнецы и сами не знали технологии - они попросту выковывали множество клинков и проверяли их на прочность. Предполагается, что по случайному стечению обстоятельств некоторые из них получали свойства, характерные для дамаска. Как бы то ни было, даже на нынешнем этапе развития технологии невозможно в точности восстановить процесс создания дамасской стали. Несмотря на то, что лезвия с подобным узором существуют и в наши дни, добиться прочности дамасской стали современные мастера, все же, не в силах.


Антикитерский механизм


Одна из наиболее загадочных археологических находок, Антикитерский механизм, был найден ныряльщиками на затонувшем древнем судне недалеко от греческого острова Антикитера в начале ХХ века. Изучив следы кораблекрушения, ученые пришли к выводу, что судно датируется I или II столетием до нашей эры. При этом, найденный механизм был неимоверно сложным по своей структуре: он состоял из более чем 30 шестерен, рычагов и прочих компонентов.

Более того, в нем применялась дифференциальная передача, которая, как предполагалось ранее, была изобретена не раньше XVI века. Очевидно, устройство предназначалось для измерения положения Солнца, Луны и прочих небесных тел. Описывая этот механизм, отдельные специалисты называют его первоначальной формой механических часов, другие же считают его первой известной аналоговой вычислительной машиной.

Точность, с которой были выполнены компоненты механизма, указывает на то, что данное приспособление не было единственным в своем роде. С другой стороны, исторические записи о механизмах, строение которых напоминает находку, восходят к XIV веку, а значит, на протяжении более чем 1400 лет технология была утерянной.


Греческий огонь

Греческий огонь, горючая смесь, применявшаяся в военных целях Византийской империей и другими государствами, - это одна из наиболее известных утерянных технологий. Будучи чем-то вроде первоначальной формы напалма, греческий огонь продолжал гореть даже в воде. Наиболее известный случай применения этого грозного оружия имел место в XI веке, когда Византия использовала огонь против арабов и повергла их в бегство.

Поначалу греческий огонь заливали в небольшие сосуды, которые поджигали и метали в противника, наподобие современного коктейля Молотова. Позже были изобретены установки, состоящие из медных труб с сифоном, - эти боевые машины использовались для того, чтобы поджигать вражеские корабли. Кроме того, имеются сведения о ручных установках, отдаленно напоминавших современные огнеметы.

Конечно, вооруженные силы нашего времени используют горючие смеси, а значит, нельзя сказать, что технология остается полностью неизвестной. С другой стороны, напалм был разработан лишь в 40х годах ХХ века, а оригинальный состав греческого огня был утерян после упадка Византийской империи - таким образом, действенная технология, все же, оставалась потерянной на протяжении нескольких столетий. До сих пор трудно сказать, как именно был утрачен состав вещества. К тому же, ученые не знают, что могло использоваться для приготовления смеси.

Согласно наиболее ранней версии, греческий огонь мог включать в себя большую дозу селитры. Впрочем, эта версия вскоре была отвергнута, ведь селитра не горит в воде, а именно это свойство приписывалось греческому огню. Если верить более новой теории, то горючее вещество было эдаким коктейлем из нефтепродуктов или сырой нефти, а также негашеной извести, калиевой селитры и, возможно, серы.


Технологии программ «Аполлон» и «Джемини»


Оказывается, не все утерянные технологии зародились в древности - даже относительно недавние достижение науки и техники могут оставаться непостижимыми для современников. В 50х, 60х и 70х годах ХХ века космические программы «Джемини» и «Аполлон» привели к наиболее заметным достижениям человечества в области космических полетов. В частности, речь идет о наиболее крупном успехе НАСА, а именно, программе «Аполлон-11» и высадке человека на Луну. В свою очередь, более ранняя программа «Джемини» 1965-66 гг. дала ученым ценные знания о механике полетов в космос.

Конечно, достижение программ «Джемини» и «Аполлон» нельзя считать утерянными в традиционном смысле этого слова, ведь в распоряжении ученых все еще находятся ракеты-носители «Сатурн-5», а также фрагменты других космических аппаратов. С другой стороны, обладание механизмами еще не предполагает знания технологии. Дело в том, что в результате высоких темпов «космической гонки» документация велась не так хорошо, как того бы хотелось современным работникам НАСА. Вдобавок к спешке, ситуацию усугубляет тот факт, что для подготовки программ нанимались частные подрядчики, работавшие над отдельными компонентами кораблей и оборудования.

После того, как программы были доведены до завершения, частные инженеры ушли, забрав с собой свои чертежи и схемы. В результате, теперь, когда НАСА планирует новый полет на Луну, большие объемы необходимой информации остаются недоступными или же находятся в абсолютно хаотическом состоянии. В сущности, все, что остается НАСА в сложившихся обстоятельствах, это обратиться к реверсивному проектированию, то есть к анализу имеющихся кораблей.

4 248

Наконец и в Москве открылось очередное «чудо света». Благодаря реставрации Триумфальной Арки и болтливости журналистов, стали известны множество лет тщательно скрывавшиеся подробности о промышленной мощи России начала 19 века…

Все телеканалы 16 марта обсасывали очередную культурную новость о реставрации «Триумфальной арки» в Москве. Репортёры в поиске сенсации взяли интервью у организаторов процесса и специалистов. Вскоре, забыв, что в 19 веке, когда строилась арка, Россия официально считалась «отсталой страной», они выплеснули всё, что накопали, в информационное пространство. Главным источником сведений является глава столичного департамента культурного наследия Александр Владимирович Кибовский. Остальные специалисты, заключение которых стало предметом этой статьи, в основном остались безымянными.

Приведу несколько цитат:

«Все скульптуры были отлиты из чугуна по уникальной технологии, секрет которой в настоящее время утрачен, и покрыты специальным составом, подчеркивавшим декоративно-пластические качества скульптуры». (Московские новости).

Что же секретного может быть в этой технологии, и особенно утраченного? Хочу напомнить, что на дворе 21 век, и космические корабли уже бороздят просторы Солнечной системы. И если Россия в 19 веке действительно была промышленно отсталой, то чему это вдруг сегодня, могут научить нас те «пушечно-сковородочных» дел мастера?

Если бы секрет касался особенностей плетения лаптей, которые давно вышли из употребления, тогда понятно – перестали носить и забыли, как делать. Но ведь чугун лили, льют и лить будут. Как смогли утратить технологию?

Уже интересно…

«Скульптурные композиции отливали из чугуна, созданного по особой технологии, секрет, которой был утрачен, рассказывает руководитель Департамента культурного наследия Москвы Александр Кибовский : «Секрет чугуна, сделанного в 19 веке, раскрыть не смогли даже сегодня с учётом всех нынешних высоких технологий. Так и не удалось определить точный состав сплава…» (Вести ФМ).

То есть нас хотят убедить, что, имея образец металла, специалисты не смогли определить его химический состав? Либо Кибовский сам не владеет информацией (он всё- таки историк по образованию, а не металлург), либо его неверно процитировали.

Ещё десять лет назад я сам наблюдал, как подобный анализ делали в рядовой лаборатории металлургического цеха. Вся процедура тогда занимала не больше 20 минут. Любой образец, любого металла.

А вот секрет самой технологии получения сплава, действительно разгадать бывает трудно.

«Что ж, только можем снять головные уборы, удивляемся и чтим память таких великих специалистов и гордимся тем, что были в нашем Отечестве такие выдающиеся скульпторы, мастера-литейщики», – отметил руководитель Департамента культурного наследия г. Москвы Александр Кибовский …» (Телеканал «Культура»).

Что же, нам, видимо, стоит разобраться, чем смогли удивить современных специалистов наши, якобы неграмотные предки.

И, наконец, главный приз «Дилетант года» получают сотрудники телеканала НТВ:

«Все фигуры на арке отлиты из серого чугуна. Технология его создания теперь утрачена. Современным мастерам для реставрации предстоит подобрать материалы, максимально близкие по составу…» (НТВ).

То есть, как? Технология серого чугуна? Утрачена? Это того самого, который по ГОСТУ обозначается как СЧ-15, СЧ-20? Какая потеря для машиностроения!..

Как видите, трезвона было много, а, по сути, сказано мало. Мало, но достаточно, чтобы восстановить картину в первом приближении. Всё вышесказанное относится в основном к скульптурной композиции, состоящей из колесницы, запряжённой шестёркой лошадей, которыми правит богиня Победы. Она венчает триумфальную арку.

Композиция была отлита два века назад из чугуна и имела покрытие, которое не только защищало металл от коррозии, но и выгодно подчёркивало её пластику. Почему реставраторов интересовал состав сплава? Да потому, что некоторые части композиции настолько разрушились, что их проще было бы отлить заново, чем собирать из кусков. Отлить из чего?

Потребовался анализ материала. Думаю, что его провели и точно установили химический состав. Видимо, специалистов просто удивил результат. Вероятно, состав этого сплава отличается от привычного чугуна (сплав железа с углеродом в содержании более 2%). Это могло быть иное процентное содержание углерода, либо примеси других металлов или неметаллов. В этом случае трудно отнести сплав к применяемым традиционным маркам, то есть определить его по существующей классификации. Видимо, это и имелось в виду.

Сплав должен быть ещё и литейным, то есть иметь хорошую текучесть в расплавленном состоянии, а таких материалов вообще немного. Если вы придёте к литейщикам, и попросите их отлить очень ажурную вещь из сплава, который они первый раз видят, то вам, скорее всего, откажут. Работа трудоёмкая и кропотливая, а результат не гарантирован. Может быть, это и поставило в тупик специалистов. Но реставраторы могли бы просто попытаться заказать отливку из обычного чугуна. Скорее всего, так и поступили. Но когда стали задавать вопросы специалистам, то оказалось, что сегодня это сделать невозможно по другим причинам.

По заявлениям в прессе, скульптура Богини Победы весит 4 тонны.

Это говорит о том, что она пустотелая, и стенки очень тонкие. Сравните её с Царь пушкой.

Итак, видно, что габариты отливок не сильно отличаются, но Царь пушка, сама будучи пустотелой со стенками толщиной 15 см, весит около 40 тонн (только пушка без лафета).

К этому можно добавить цитату из репортажа с 1 канала:

«”Металл шириной с палец потом становится с полпальца, и потом идёт разрушение, то же самое – этот монумент может не рассыпаться, а частями развалиться”, – поясняет директор Государственного казённого учреждения Москвы “ Мосреставрация ” Сергей Балясников.

Похоже, что стенки этого чугунного литья действительно очень тонкие, вероятно, порядка 1,5…3 см. Вот этого как раз и не могут сегодня повторить. Не должен чугун проливаться в такие тонкие и протяжённые полости, да ещё, давая такое прекрасное качество поверхности. Оно, конечно, можно и заполировать местами, но если литьё не обеспечивает такого качества, то всю поверхность не заполируешь. Латунь может так литься, бронза тоже, ведь у них температура кристаллизации ниже, чем у чугуна.

Например, при температуре 1200ºС чугун уже не течёт, а бронза отлично проливается. Здесь, по-видимому, мы и наблюдаем результат неизвестной на сегодня технологии, которая утеряна. И это уже серьёзные факты.

Ведь что такое технология? Это не просто секрет какой-то, а целый комплекс. Для того, чтобы технология устойчиво работала, недостаточно только ушлого рукастого мужичка. Пусть он хоть десять раз мастер, хоть глаз у него алмаз. Нужны правильные материалы, подготовленные соответствующим образом. Речь о добывающей промышленности. Нужно правильное оборудование, то есть плавильные печи, дающие устойчивый результат по температуре расплава, удобные для регулярной работы и соответствующие по объёму. Наконец, нужна правильная оснастка, в нашем случае – формовочные материалы, плиты, короба и т.д. И даже если всё это без исключения имеется в наличии (сегодня-то имеется), ничего не получится без знания процессов, происходящих с металлом, и конкретной последовательности операций, а также способов формовки, сушки и т.д. Только всё это вместе является технологией.

Когда говорят об утерянной технологии, то почему-то подразумевают только последнее. Дескать, знали старые мастера, куда какое полено вовремя подсунуть. Но забывают, что без остального технология вообще невозможна. Ведь в данном случае речь вовсе не о какой-то уникальной вещице, которую исхитрились изготовить с «божьей помощью и молитвами всех святых».

В первой трети 19 века шло грандиозное строительство в Петербурге и Москве. Вспомните хотя бы Исаакиевский собор. Там тоже есть аналогичное чугунное литьё.

Выпуск подобных шедевров был поставлен на поток. Следует говорить о высоком уровне развития металлургической отрасли. Могли успешно лить как серийные вещи, вроде опор под колонны, так и штучные, высокохудожественные. Сегодня, конечно, можно изобразить нечто похожее, но только соединив композицию из множества элементов, или отлив её из бронзы с более толстыми стенками, и покрасив под чугун.

И вообще, полезно сравнить, что могли в 1834 году и, например, в 1966, когда Триумфальную арку решили восстановить к юбилею. Ведь она была полностью разобрана в 1936 году. В обоих случаях велась разработка проекта и строительство с нуля. Разве что большая часть литья сохранилась и была использована при восстановлении, в том числе и колесница с шестёркой лошадей.

Итак, в 1826 году составление проекта Арки поручили архитектору Осипу Бове. В том же году он разработал и первоначальный её проект. Однако решение о новой планировке привело к необходимости переделки проекта. Новый вариант, над которым Бове работал почти два года, был принят в апреле 1829 года. Постройка Триумфальных ворот растянулась на пять лет. Во многом из-за нехватки средств. Только 20 сентября 1834 года состоялось открытие этого памятника. Многие думают, что работа Бове заключалась только в создании альбома эскизов, что и так немало, учитывая художественный уровень объекта.

Зато, когда речь заходит о современном проекте, то все уже представляют стопки чертежей с привязками к местности, разрезами грунта, точными размерами, обозначением коммуникаций, спецификацией материалов, расчётами и сметой. Это представление неверно. Если вы немного порассуждаете, то сами поймёте, что и тогда весь объём работы был необходим, как и сейчас. Без всей перечисленной документации даже сметы не составить, а это важно во все времена.

У Осипа Бове была другая бумага, другие карандаши, нежели у современных архитекторов, но объём работы был таким же. В 1966 г. было принято решение о восстановлении Триумфальной арки на новом месте. Над проектом трудился коллектив 7-й мастерской «Моспроекта-3», руководимый В. Либсоном, в составе архитекторов Д. Кульчинского и И. Рубена, инженеров М. Гранкиной и А. Рубцовой.

Скульпторы-реставраторы Производственно-художественного комбината Министерства культуры СССР, тщательно изучив архивные материалы, готовили гипсовые слепки и формы деталей, которые предстояло отливать заново. Было подготовлено более 150 моделей – точных копий каждого восстанавливаемого элемента декора. Опытные мастера художественного литья по гипсовым формам вновь отливали отдельные фигуры, утраченные части воинских доспехов и гербы старых русских городов, а также рельефы с военными атрибутами, вместо подлинных. Немало потрудились над отливками и чеканщики. Большое мастерство потребовалось для того, чтобы из разрозненных деталей собрать рельефы с изображениями древних воинов, пирамиды и воинских доспехов, воссоздать утраченные фрагменты чугунной «одежды» Триумфальных ворот.

Над возведением монумента трудились бетонщики, облицовщики, монтажники, камнерезы и сварщики 37-го строительного управления треста строительства набережных и мостов. Колонны, весом 16 тонн каждая, были заново отлиты на московском заводе «Станколит» по деталям единственной сохранившейся старой колонны. В результате, 1968 г. замечательное творение Бове обрело вторую жизнь. То есть Осип Бове за год разработал первый проект (не факт, что менее сложный), и за два года – второй. Строители и литейщики всё это отлили и построили за 5 лет. Они не использовали, согласно общепринятому мнению, строительные краны и технологию бетона, существенно ускоряющую процесс. Строительные материалы доставляли не на 10-тонных грузовиках, а на подводах грузоподъёмностью 300 кг, что меньше в 33 раза и в 12 раз медленнее. Да ещё строительство приостанавливалось из-за недостатка финансирования. Однако, сделали за 5 лет, не очень торопясь.

Особых восхищений по поводу строительства арки в 19 веке не сохранилось. Видимо, в то время это было рядовым явлением. Зато восстановительные работы, проводимые 150 лет спустя, в описаниях выглядят едва ли не подвигом. И это притом, что основу сделали бетонной, верх арки покрыли рубероидом, отлить смогли лишь недостающие элементы, а все чугунные детали заботливо покрасили кузбасслаком (каменноугольная пыль, растворённая в сольвенте). Как сегодня утверждают специалисты, новое замечательное покрытие как раз и способствовало разрушению уникального чугунного литья, которое до этого простояло без существенных повреждений 102 года. Да и восстановлен был не весь комплекс.

В новый проект не включили кордегардии, симметрично располагавшиеся ранее по обеим сторонам.

Кордегардии это не те колонны, что вы видите на переднем плане, а здания с низким куполом и колоннадой, стоящие слева и справа от самой арки. В изначальном проекте кордегардии соединялись с аркой ажурной, кованой решёткой. Продержалось всё это до капитального ремонта, всего 44 года.

В наше время интернет – великая штука. Была мысль у Андрея "Колымчанина" о пушках как о бывшем сверх-орудии, да вот только оставалась одна деталь – сложить то, что мы сейчас знаем о прогрессивном оружии и применить к тому, что было применено в не такой уж и далёкой "древности".

Часть 1

И так, что мы имеем, комрад kadykchanskiy ?

1. Старые бронзовые или содержащие большое количество меди пушки – из довольно таки, посмею предположить, относительно вязкого материала.

2. Разборной состав пушки – на большой резьбе, супер-тяжёлая пушка, да еще с непонятным углублением в тыльной части. Можно сказать, что такие махины собирались и разбирались где то в специализированных местах. Не на поле боя же разбирать эту громадину.

Спрашивается – почему у относительно простой конструкции столько непонятных элементов? Всё становится на свои места, после просмотра вот этого вот материала:

Мы имеем просто напросто огромнейший и громоздкий прототип этого "нового и прогрессивного" оружия. Вопрос в том, что относительно мягкий ствол на прямую обеспечивает необходимую плотность в формовке зарядов. Принцип "римской свечи", по сути:

Римская свеча представляет собой длинную картонную трубку. В верхней части трубки размещается фитиль. Внутри трубка заполнена чередующимися слоями из медленногорящего пиротехнического состава, звездок и пороха. Свеча горит сверху вниз и последовательно выстреливает вверх горящие звездки. Количество звездок в римской свече может быть от 4 штук до нескольких десятков штук.

Трубчатый магазин, скорее всего, с мультизарядом, плотно тромбовался в такую пушку, в качестве наполнителя для того самого непонятного узкого отверстия в тыльной части разборной конструкции, а сами заряды, возможно, подавались отдельно, по мере необходимости выстрела. Это, к стати, объясняет некоторые разбежности в диаметре каменного ядра и диаметра ствола орудия – при плотной компоновке в несколько зарядов, скорее всего, использовался уплотнитель.

Но, сгоню скупую слезу меланхолии о том, что не найду подтверждения своей "гипотизе" в ближайшие сто лет, и поразмышляю о технологии обработке камня наших Зодчих.

Сейчас популярно мнение, мол, для распиловки и выпиливания из горы супер- больших каменных столбов нужны супер-огромные пилы для гранита и вряд ли в ближайшее тысячелетие мы будем использовать ту самую технологию "богов", которыми наши Предтечи обрабатывали стенки саркофага и на низких оборотах входили в камень толстенным сверлом:










А вот ничего подобного! Оказывается при наличии прямых мозгов и рук возможно, пользуясь вибрационным инструментом, создавать и малой рабочей площадью не менее сложную работу. Шлифовка? Отрез камня внутри под прямым углом да так, что следов от дисковой пилы не видно? Проще простого, главное знать принцип, ну, и немного денег для покупки мультиинструмента:

И если обратить внимание на артефакты, которые неоднозначно говорят, что в Египте всё же было понятие о электричестве, аккумуляторах и лампах то и существование такого вот "реноватора" вполне допустимо.

Да, и так, про между прочим – подсоединённый к скальпелю ультразвуковой генератор делает его супер-лёгким в работе хирурга. почему бы не допустить то, что о генерации звука и использовании технологий, построенных на вибрации наши Предки знали значительно больше нас нынешних?

Остаётся открытым вопрос – какая такая жадная рожа конфисковала весь прогрессивный инструмент с наших глаз? Где хранятся технологии бывших Зодчих? Кто ответственен в том, что мы за "богов" начали считать людей, которые просто в технологическом решении давно прошли всё то, к чему мы только-только начали прикасаться? Немного выпадают из мифологии моменты описания событий, если рассматривать их в технократическом ракурсе. Продолжу сравнивать "моменты" предыдущих технологических решений и переносить в знакомое нам русло.

Часть 2

Вспоминается отрывок из "Аргонавтов" и их встреча с стимфалийскими птицами:

Много дней и много ночей плыли они вдоль южного берега Евксинского Понта, минуя различные царства неведомых им дотоле народов. Наконец стали они приближаться к острову Аретия. Когда они подплывали к берегу, с острова поднялась огромная птица. Пролетая над кораблем, она роняла на него свои перья - остроконечные, как стрелы; одно из них попало в плечо Оилею. От боли Оилей выронил из рук весло; аргонавты же с изумлением рассматривали странное оружие, поразившее их сподвижника. Сосед Оилея вынул перо из раны, омыл и перевязал ее.

Всё дело в том, что в интернете, на мой взгляд, присутствует немного "поправленная" история о этом инциденте. По крайней мере мне встречалась старая книженция, в которой эта встреча Аргонавтов с "птицами" была другой. Атакующих птиц было две, по небу они неслись с характерным шумом, напоминающим непрерывный крик, перед из взлётом эти птички дико вскрикнули, напугав аргонавтов до полусмерти, а сами аргонавты не вступали с ними в бой, и уж, тем более, не смогли подстрелить ни одну из "птичек", просто прикрывшись щитами и отплыв на безопасное расстояние от острова, на котором те обитали. Интересно и то, что эти птички описывались как цельно-металлические.

И так, что мы имеем:

1. Корабль аргонавтов подошёл к охраняемому объекту, в данном случае это остров;
2. Сработала система оповещения (сигнал тревоги);
3. Взмыли в воздух два истребителя, которые обстреливали корабль, пока тот не удалился с зоны охраняемой территории;
4. Оружие применяемое обороняющейся стороной было под стать описанному в "махабхаратхе".

Думается, что правдоподобнее этих самых птичек изображать примерно так:

Тем более, что о сверх-звуковых самолётах (наиболее устойчивая в воздухе форма на такой скорости) знали и, к примеру, в Перу (интересно, а Перу называется Перу лишь потому что сами Перуанцы так себя назвали, или просто со временем потерялась буква "Н"? Перун звучит как то правдоподобнее):

А о всевозможных гаджетах в сказках сказано более чем достаточно, вот к примеру описание "сказки о наливном яблочке на серебряном блюдце":

Жил мужик с женою, и у них были три дочери: две — нарядницы, затейницы, а третья — простоватая, и зовут ее сестры, а за ними и отец и мать, дурочкой. Дурочку везде толкают, во всё помыкают, работать заставляют; она не молвит и слова, на все готова: и траву полет, и лучину колет, коровушек доит, уточек кормит. Кто что ни спросит, все дура приносит: «Дура, поди! За всем, дура, гляди!» Едет мужик с сеном на ярмарку обещает дочерям гостинцев купить. Одна дочь просит: «Купи мне, батюшка, кумачу на сарафан»; другая дочь просит: «Купи мне алой китайки»; а дура молчит да глядит. Хоть дура, да дочь; жаль отцу — и ее спросил: «Чего тебе, дура, купить?» Дура усмехнулась и говорит: «Купи мне, свет-батюшка, серебряное блюдечко да наливное яблочко». — «Да на что тебе?» — сестры спросили. «Стану я катать яблочком по блюдечку да слова приговаривать, которым научила меня старушка — за то, что я ей калач подала». Мужик обещал и поехал.

Близко ли, далеко ли, мало ли, долго ли был он на ярмарке, сено продал, гостинцев купил: одной дочери алой китайки, другой кумачу на сарафан, а дуре серебряное блюдечко да наливное яблочко; возвратился домой и показывает. Сестры рады были, сарафаны пошили, а на дуру смеются да ждут, что она будет делать с серебряным блюдечком, с наливным яблочком. Дура не ест яблочко, а села в углу — приговаривает: «Катись-катись, яблочко, по серебряному блюдечку, показывай мне города и поля, леса и моря, и гор высоту и небес красоту!» Катится яблочко по блюдечку, наливное по серебряному, а на блюдечке все города один за другим видны, корабли на морях и полки́ на полях, и гор высота и небес красота; солнышко за солнышком катится, звезды в хоровод собираются — так все красиво, на диво — что ни в сказке сказать, ни пером написать.

Как только не представляли это устройство художники:

Но что мы имеем в этом случае?

1. Плоская поверхность экрана (блюдце);
2. Своеобразное "стило" в виде "яблочка", возможно и прототип какой то внешней "мышки";
3. Слова-активаторы, которые, как запатентованая Эппл технология разблокировки устройства, реагирует только на специфические команды (в случае с Эппл это просто уникальный символ, который человек выписывает на сенсорном экране);
4. Возможность просматривать текущие события в режиме реального времени без ограничения в пространстве и минуя физические барьеры. То есть "без камер" наблюдения. Так сказать – пространственная технология, к которой мы, возможно, еще дойдём.

В общем, это "блюдечко с яблочком" скорее, выглядело так:

В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала:

Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги ее всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью.

А по сути, если копнуть эту "сказку", то многие моменты становятся не просто интересны, а сверх-технологично-увлекательны:

1. Описана кукла-робот, которая в режиме диалога выдавала конкретные решения в конкретных ситуациях. Фактически это "супер-википедия" в одном устройстве;
2. База знаний "куклы" превышала простую констатацию ситуации, она предполагала прогнозирование и осмысление ситуации;
3. Кукла работала на органике, при её активации у неё светились глаза. Зачем так детально описывать то, что у куклы глаза светились "как две свечки"? Наверное нам прямая подсказка о том, по какому принципу работала эта куколка;
4. Куколка выполняла довольно таки широкий спектр работ как то простая уборка территории или кропотливая сортировка мелкого семени;
5. В сказке упоминается то, что "от булавок" и "от спиц" было светло. По крайней мере, чтоб видеть что ты делаешь – вполне достаточно. Это что то вроде биохимических светильников или гаджетов, которые питались энергией самого действия (что, в принципе, не такая уж и фантастика, если мы давно разработали часы, работающие от тепловой энергии человека);
6. У избы Яги расписан принцип применения "устрашающей голограммы", охраняющей территории в виде чёрного, красного и белого всадника;


7. Черепа на заборе Яги в аккурат по принципу применения напоминают наше современное освещение объекта. Но помимо простой функции освещения они обладали еще и собственной логикой (которую, на секундочку, надо было еще встроить в это устройство, а этим тоже кто то занимался), причём эта логика основывалась на оценочных действиях и принимала самостоятельные решения. Как иначе объяснить что "череп" "следил" огненным "взглядом" за теми, кто по сути "подставил" Василису? Да и такой "огонь", наверняка, был волнового характера;
8. Принцип "умного дома", реализованный в избушке Яги на прямую распознавал голосовые команды и выполнял их. Простого приказа "смолоть пшеницу" хватило на вызов сразу трёх манипуляторов и обработки зерна в каком то встроенном мульти-комбайне;
9. Сама Яга не спешила распространятся всеми теми устройствами, которыми располагала, к людям. То есть, по сути, занималась таким себе "накоптиельством" уникальных технологий как "летающая ступа" и такое прочее.

Что еще примечательно, в этой "сказке" дела по хозяйству названы "уроками". То есть ремесло, по сути, сравнимо с тем, что человек приобретает на продолжении своей жизни, то есть "уроками".

О Финисте Ясном Соколе очень хорошо расписано у Левашова (в этом надо отдать ему должное – поднял такой пласт, что многим просто не под силу): ]]> ]]>

Но и это, по идее, не предел для технологий предыдущей цивилизации. Остаётся открытым вопрос – где сейчас находятся все эти супер-гаджеты и по какой причине супер-цивилизация тотально пережила крах не только технологический, но и Духовный. Я не верю в то, что осколочная дробь от Лели или Фаты нанесла такой урон – всё равно выжили бы люди, которые как Яга использовали бы всё, что могли найти. По любому в составе выживших были бы и технари, которые восстановили б техно-комплекс быстрее, чем люди нова расплодились по планете.

Похоже, что причина такого "тотального шатдауна" в размахе целой цивилизации действительно спровоцирована направленно и избирательно. По сути мы говорим о биологической войне. Но об этом позже.

]]> ]]>

Рекомендуем почитать

Наверх