7 сущностными характеристиками социальной работы являются. ЮЛ

Поиск работы 04.03.2024

Многопрофильный характер социальной работы сближает ее прежде всего с социологией. Чтобы рассмотреть данную тему нужно сопоставить объект и предмет социологии и социальной работы, рассмотреть влияние социологии на соцработу. Социология это наука о закономерностях становления, функционирования и развития общества в целом, социальных общностей, групп и слоев людей, личностей. Таким образом, объектом социологии является общество в целом и его подструктуры как целостные образования. Изучая общество, социология исследует социальные аспекты общественных процессов, социальных явлений, социальных отношений - т.е. отношений по поводу жизнедеятельности, образа жизни, социального положения человека, социальных и других групп, классов в обществе. При такой трактовке объекта социологии видна ее связь с социальной работой, с одной стороны, а с другой и их различия. Объектом социальной работы являются специфические сферы жизнедеятельности, все люди, отдельные личности и группы, нуждающиеся в помощи, т.е. это старики, пенсионеры, инвалиды, дети-сироты, алкоголики, бездомные и множество других социально уязвимых групп и слоев населения. Еще большее различие между этими науками наблюдается при сопоставлении их предметов. Социология изучает закономерности более фундаментальные по сравнению с механизмами и закономерностями социальной работы как науки.

Предмет социальной работы характеризируется ее функциями, такими как: информационная, диагностическая, прогностическая, организационная, психолого-педагогическая, оказания практической помощи, управленческая. Этими функциями не исчерпываются функции социологии (познавательная, инструментальная). В социальной работе эти функции сориентированы на слабо защищенные группы населения, а в социологии на все общество.

Социальная работа - профессиональная творческая деятельность, которая включает компоненты и духовной и практической направленности. Профессиональный характер ей придает: узаконенность государством в качестве общественно необходимой и подлежащей правовому регулированию; соответствие ее субъектов и институциональных элементов определённым формальным требованиям; наличие у субъектов специальной профессиональной подготовки, подтверждаемое соответствующим документом об образовании. Профессиональный характер социальной работы проявляется: в обязательном систематическом характере; в наличии формализованных принципов и ценностей; в социальном заказе со стороны общества и построении отношений участников деятельности в рамках действующего трудового законодательства.

Как правило выделяют следующие уровни социальной работы:

1) Индивидуальный уровень (базовый) подразумевает работу с отдельными индивидами. Он требует от специалиста знаний психологии, коммуникативных навыков. На индивидуальном уровне применяются методы наблюдения, консультирования, интервью и т.д.

2) В групповой социальной работе используются метод: социально-психологические тренинги, ролевые игры, психодрама, арттерапия. Тренинг применяется там, где необходимо развитие коммуникативных навыков. Ролевые игры, психодрама применяются, когда индивид испытывает проблемы с освоением социальных ролей.

3) Общесоциальный уровень связан с решением проблем, которые затрагивают категории населения и целые социальные группы. Решение этих проблем требуют принятие мер, которые предполагают наличие компетенции, полномочий, дающих право на издание нормативных актов. Общесоциальный уровень осуществляется органами соц.управления, должностными лицами.

Сущность и содержание социальной работы с семьей.

Современная семья призвана не только решать многочислен-ные проблемы, связанные с повседневной жизнедеятельностыо своих членов, с рождением и воспитанием ребенка, поддержкой недееспособных, но и быть своеобразным психологическим укрытием для человека. Она обеспечивает экономическую, социальную, психологическую и физическую безопасность и защищенность своим членам. Сегодня многие семьи нуждаются в помощи и поддержке, для того чтобы полноценно реализовывать предписываемые обществом функции.

В такой помощи нуждаются неполные и многодетные семьи, семьи одиноких матерей, военнослужащих, семьи, воспи-тывающие детей с ограниченными возможностями, усыновленных и опекаемых детей, имеющие родителей-инвалидов, студенческие семьи, семьи беженцев, мигрантов, безработных, асоциальные семьи и др. Социальная работа в них должна быть направлена на решение повседневных семейных проблем, укрепление и развитие пози-тивных семейных отношений, восстановление внутренних ресур-сов, стабилизацию достигнутых положительных результатов, социально-экономическом положении и ориентации на реализацию социализирующего потенциала. Исходя их этого, социальный работник призван выполнять сле-дующие функции:

Диагностическую (изучение особенностей семьи, выявление ее потенциалов);

Охранно-защитную (правовая поддержка семьи, обеспечение ее социальных гарантий, создание условий для реализации ее прав и свобод);

Организационно-коммуникативную (организация общения, инициирование совместной деятельности, совместного досуга, творчества);

Социально-психолого-педагогическую (психолoго·- педагогическое просвещение членов семьи, оказание неотложной психологической помощи, профилактическая поддержка и патронаж);

Прогностическую (моделирование ситуаций и разработка определенных программ адресной помощи);

Координационную (установление и поддержание объединение усилий департаментов помощи семье и детству, со-циальной помощи населению, отделов семейного неблагополучия органов внутренних дел, социальных педагогов образовательных учреждений, реабилитационных центров и служб) Основы социальной работы: учебное пособие для студентов ВУЗов / Под ред. Н. Ф. Басова. - М.: Издательский центр «академия», 2004. - 288 с. (с. 61)..

Социальная работа с семьей - это особым образом организованная деятельность, направленная на малые группы людей, нуждающихся в социальной защите и поддержки извне. Это одна из разновидностей социальной защиты населения, основным содержанием которой является содействие, помощь, в восстановление и поддержании нормального функционирования семьи. Социальная работа с семьей сегодня представляет собой многофункциональную деятельность по социальной защите и поддержке, социальному обслуживанию семьи на государственном уровне.

Эта деятельность осуществляется специалистами по социальной работе с семьей различного профиля. Она реализуется в условиях конкретного социума (федерального или территориального) и определяется его спецификой.

Социальная работа с семьей состоит из:

1. Социальная защита семьи - это многоуровневая система преимущественно государственных мер по обеспечению минимальных социальных гарантии, прав, льгот и свобод нормально функционирующей семьи в ситуации риска в интересах гармоничного развития семьи, личности и общества. Важная роль в социальной защите семьи отводится самой семье: укрепление родительских уз; формирование устойчивости против пропаганды секса, наркотиков, насилия, агрессивного поведения; поддержания в норме психологического здоровья семьи и др.

В настоящее время в России сложились четыре основных формы социальной защиты семей, имеющих детей:

v Денежные выплаты семье на детей в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии).

v Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям.

v Юридическое, медицинское, психолого-педагогическое и экономическое консультирование, родительский всеобуч, научно практические конференции и конгрессы.

v Федеральные, региональные целевые и социальные программы типа «Планирование семьи» и «Дети России» и другие.

2. - Социальная поддержка семьи предполагает формальную и неформальную деятельность и взаимоотношения специалистов с семьями, временно оказавшимися в затруднительных обстоятельствам по вопросам профессиональной переподготовки (образование членов семьи), трудоустройства, обеспечения заработком и т. д. она включает медицинское страхование, а так же различные формы (моральную, психолог - педагогическую, материальную и физическую) помощи индивидов и групп, предлагающих модели ролей, социальное сочувствие и единство. Социальная поддержка семьи предполагает меры предупредительного и восстановительного свойства для семьи в случае смерти близкого человека, болезни, безработицы и т. п.

Важную роль в социальной поддержки семей в условиях развития рыночных отношений играют Центры занятости всех уровней, которые решают следующие задачи:

· сбор и распространение информации по вопросам социальной поддержки семьи;

· предоставление консультационных услуг по вопросам профессионального обучения и трудоустройства;

· содействие в открытии предприятий семейного типа;

· профессиональная ориентация детей и подростков;

· выплата пособий по временной не занятости;

· консультирование по вопросам подбора и использования рабочей силы;

· оказание помощи в кадровом обеспечении;

· социально - психологическая работа с клиентами.

Социальная поддержка необходима семьям со сниженной активностью поведения, пессимистическим настроем и плохим самочувствием. Она приобретает особое значение в тех регионах, территориях, где мало или практически отсутствуют женские вакансии. различные виды социальной поддержки позволяют остановить личностную и семейную дезинтеграцию, помочь людям поверить в себя, сориентировать их на самозанятость, надомный труд, развитие подсобного хозяйства.

Социальное обслуживание семьи представляет собой деятельность социальных служб по оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. В узком смысле слова она понимается как процесс предоставления семьям, отдельным людям, зависящим от других, и неспособных самим о себе позаботится, конкретных социальных услуг, необходимых для удовлетворения потребностей их нормального развития, существования.

Предполагают, что потребность в социальном обеспечении испытывают все семьи, по крайней мере, изредка, и многие из этих услуг могут предоставляться волонтерами, не имеющими специального образования. Социальной обслуживание семьи - это одновременно и система социальных услуг, бесплатно предоставляемых преимущественно пожилым семьям и семьям инвалидов на дому и в учреждениях социального обслуживания, не зависимо от форм собственности.

Неоценимую рол в этом сегодня выполняют 190 территориальных Центров социальной помощи семьи и детям, 444 отделения по работе с семьей и детьми, в центрах социального обслуживания и 203 других учреждений социального обслуживания семей и детей (40), вниманием которых охвачено минимум четыре группы семей:

· многодетные, неполные, бездетные, разводящиеся, молодые, семьи несовершеннолетних родителей;

· малообеспеченные, имеющие неизлечимо больных людей;

· семьи с неблагоприятным психологическим климатом, с эмоционально-конфликтными отношениями, с педагогической несостоятельностью родителей и жестким обращением с детьми;

· семьи, имеющие в составе лиц, ведущих аморальный криминогенный образ жизни, осужденных или вернувшихся из мест лишения свободы.

Их основными задачами являются:

1. Выявление причин и факторов социального неблагополучия конкретных семей и их потребности в социальной помощи.

2. Определение и предоставление конкретных видов и форм социально-экономических, психолого-социальных, социально-педагогических и иных социальных услуг семьям, нуждающимся в социальной помощи.

3. Поддержка семей в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций.

4. Социальный патронаж семей, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке. (Подробнее рассмотрим в следующем параграфе).

5. Анализ уровня социального обслуживания семей, прогнозирование их потребности в социальной помощи и подготовки предложений по развитию сферы социальных услуг.

6. Привлечение различных государственных и неправительственных организаций к решению вопросов социального обслуживания семей. В системе учреждений социального обслуживания семей и детей активно развивается специализированная психолого-педагогическая помощь. Сегодня ее повсеместно представляют Центры психолого-педагогической помощи населению, основными задачами которых являются:

Повышение стрессоустойчивости и психологической культуры населения, особенно в форме межличностного, семейного, родительского общения;

Помощь гражданам в создании в семье атмосферы взаимопонимания и взаимного уважения, преодоления конфликтов и иных нарушений супружеских и семейных отношений;

Повышение потенциала формирующего воздействия семьи на детей, их психическое и духовное развитие;

Помощь семьям, испытывающим различного рода трудности в воспитании детей, в овладении знаниями их возрастных психологических особенностей, предотвращении возможного эмоционального и психологического кризиса у детей и подростков;

Психологическая помощь семьям в социальной адаптации к изменяющимся социально - экономическим условиям жизни;

Регулярный анализ обращений в Центр и разработка рекомендаций для местных органов государственной власти по профилактики кризисных проявлений в семье.

Таким образом, проанализировав направления деятельности социальной работы в отношении семей, можно сделать вывод, что помощь семьям оказывается системно и в большом объеме. Несмотря на все усилия государственных и негосударственных организаций в помощи семьям, проблемы внутрисемейных отношений и вообще сохранения ценности семьи остаются актуальными и по сей день.

Заключение.

В работе мы проанализировали типы семей, выделили среди них актуальные для социальной работы: многодетные семьи, семьи, имеющие в своем составе инвалидов, малообеспеченные и бедные семьи, неблагополучные семьи, неполные семьи и т.д.

Перечислили основные функции семьи в различных сферах семейной деятельности: репродуктивной, воспитательной, хозяйственно - бытовой, экономической, сфере первичного социального контроля, сфере духовного общения, социально - статусной, досуговой, эмоциональной, сексуальной. Тем самым, подтвердив потребность общества семье, как социальном институте.

Описали проблемы современных семей, разбив их на несколько групп: Социально - экономические проблемы, Социально - бытовые проблемы, Социально - психологические проблемы, Проблемы стабильности современной семьи, Проблемы семейного воспитания, Проблемы семей группы риска.

Перечислили направления социальной работы с семьей и раскрыли их содержание: социальная защита семьи, социальная поддержка семьи, социальной обслуживание семьи. В рамках социального обслуживания семьи заострили свое внимание на Центрах социально помощи семье и детям.

Пришли к выводу, что современная российская семья переживает кризис, но способствовать восстановлению престижа и стабильности семьи может и должен социальный работник. Семья как залог стабильности общества в целом требует пристального внимания со стороны органов государственно власти и общественности, принятия большего объема мер по улучшению положения семей, все это должно осуществляться, в том числе и с помощью социальных работников.

Список литературы.

1. Теория и практика социальной работы: основные направления развития в XX-XXI веках (отечественный и зарубежный опыт): Хрестоматия. / Сост. и науч. ред. С. И. Григорьев, Л. И. Гуслякова. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Издательский дом «МАГИСТР- ПРЕСС», 2004. - 479 с.

2. Основы социальной работы: учебное пособие для студентов ВУЗов / Под ред. Н. Ф. Басова. - М.: Издательский центр «академия», 2004. - 288 с.

3. Холостова Е. И. Социальная работа: учебное пособие. - М.: «Дашков и Ко», 2004 - 692 с.

4. Павленок П. Д. Теория история и методика социальной работы: учебное пособие. - М.: «Дашков и Ко», 2003. - 428 с.

5. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / Под ред. проф. П. Д. Павленка: учебное пособие. - М.: «Дашков и Ко», 2004. - 236 с.

6. Технология социальной работы с семьей и детьми / Департамент труда и социальной защиты Ханты - Мансийского АО / Под общ. ред. Ю. В. Крупова. - Ханты -Мансийск: ГУИП «Полиграфист», 2003. - 117 с.

7. Словарь справочник по социальной работе. Под ред. Е. И. Холостовой. - М., 1997. - 397 с.

8. Технологии социальной работы/Под ред. проф. Е. И. Холостовой. - М.: ИНФРА - М, 2003. - 400 с.

9. Фирсов М. В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. - 432 с.

Молодёжь и общество: проблемы социальной адаптации в современном мире

Организация социальной работы с лицами, отбывающими наказание в исправительном учреждении (на примере ФГУ ЛИУ-1 УФСИН России по Амурской области)

Правовая защита семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, как одно из направлений деятельности специалиста по социальной работе

Одной из самых тревожных тенденций конца XX века стало неуклонно увеличиваться детей с проблемами здоровья, в том числе детей с ограниченными возможностями...

Современная семья, ее проблемы в России и за рубежом

Социальная адаптация в современных условиях

Социальная адаптация представляет собой не только состояние человека, но и процесс, в течение которого социальный организм приобретает равновесие и устойчивость к влиянию и воздействию социальной среды...

Социальная работа с многодетными семьями

Социальные проблемы военнослужащих

Реальную социальную работу с военнослужащим и его семьей можно осуществлять, используя определенные методы. Первая группа методов получила название организационных методов...

Технологии социальной работы с многодетной семьей

Применительно к семьям различных категорий. Виды и формы социальной помощи, цель которых - сохранение семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи, нуждающейся в поддержке, можно разделить на: 1. экстренные...

Технология социальной работы с наркозависимыми и их семьями (на примере реабилитационного центра Екатеринбургской епархии)

Технология социальной работы с неполными семьями, воспитывающими мальчиков

Современная семья сосредотачивает в себе всю совокупность социальных проблем, свойственных современному обществу, образу жизни.Среди них можно выделить и собственно семейные проблемы...

Технология социальной работы с семьей

Многоплановость и противоречивость современных социо­культурных процессов усилили потребность в реформировании социальной сферы, создании эффективной системы социальной защиты населения. Начиная от идей Платона и Аристотеля, про­блема социальной справедливости рассматривалась как создание равных реальных жизненных возможностей для проявления и осуществления интеллектуальных творческих сил, что является важнейшим критерием цивилизованного общества.

Социальная политика, социальная помощь и защита, соци­альная работа - категории, которые за последние годы стали ак­туальнейшими для российского общества. Социальная работа занимает особое место среди современных типов профессио­нальной деятельности. Ее особенностью является то, что она возникла из непосредственно практической деятельности по обеспечению жизнедеятельности людей, оказанию им помощи, защите их прав и интересов. Содержание социальной работы от­ражается в многочисленных определениях, разработанных уче­ными разных стран. Американские ученые М. Саппс и К. Уэллс считают, что «социальная работа - это профессия подвижников, занимающихся отношениями между людьми и их окружением, влияющих на способность людей выполнять жизненные функ­ции, снимать состояние дискомфорта и стресса». Международ­ной федерацией социальных работников принято такое опреде­ление: «Социальная работа - это вид профессиональной дея­тельности, цель которой состоит в проведении социальных пре­образований в обществе» . Предметная сущность соци­альной работы воплощена в сложнейшем феномене «социаль­ная», который выражает многообразные способы и формы суще­ствования и взаимодействия в обществе как системе целостных социальных субъектов (личность, семья, трудовой коллектив,


общность, группа, классы и т.д.). Социальная деятельность слу­жит целям самоорганизации, самопознания, самоутверждения той или иной общности, создания для нее наиболее благоприят­ных условий жизни, защиты прав и интересов, регулирования отношений с другими общностями, группами, лицами.

Главная функция социальной сферы - воспроизводство и развитие общества и личности как творцов собственной жизне­деятельности. Проблемами социальной работы являются бед­ность, бездомность, безработица, социальная изоляция и одино­чество, сиротство; остро стоят проблемы беженцев, насилия над личностью, неравенства, алкоголизма, наркомании, преступно­сти, организации досуга подростков, защиты интересов семьи и детства, инвалидов и престарелых людей. Современное понима­ние миссии социальной работы таково: государство в цивилизо­ванном обществе осуществляет разветвленную и планомерно организованную систему социальной защиты населения, провод­никами которой являются социальные работники. На данном этапе развития общества существует две составляющие соци­альной работы: социальная защита и социальные услуги.

Современный социальный работник - это специалист в об­ласти социальной технологии, глубоко разбирающийся в право­вых, нравственных и психологических особенностях жизнедея­тельности человека, способный прийти на помощь. Он должен:

Знать исторические корни и традиции, отечественный и зарубежный опыт организации социальной защиты населения;

Иметь навыки социальной диагностики условий жизне­деятельности различных групп населения;

Обладать организаторскими способностями, высокой общей культурой, иметь педагогическую наклонность;

Иметь высокую юридическую подготовленность;

Быть компетентным в медико-психологических вопросах (чувство сострадания, любви к человеку и др.);

Обладать высокой коммуникативной культурой;

Неукоснительно выполнять профессиональный этиче­ский кодекс, активно проводить в жизнь социальную политику государства по гармонизации личности и общества.


В нашей стране должность социальных работников офици­ально учреждена только в 1991 году по инициативе Комитета по делам семьи и демографической политики при Совете Минист­ров Российской Федерации. В экспериментальном порядке к подготовке социальных работников в России подключилось 32 учебных заведения. Для координации научной и учебной дея­тельности в Москве был создан Российский государственный социальный институт. Сегодня растет понимание того, что соци­альная работа должна быть научно обоснованной. Повышается престиж научных исследований в профессии, проводятся специ­альные межвузовские и международные конференции, обсуж­дающие эффективность использования результатов научных ис­следований.

Приказом Госкомобразования СССР от 1 августа 1991 г. №376 25 сентября был утвержден учебный план специальности 0312 - «социальная работа».

Успех в социальной работе, как показывает опыт, в решаю­щей степени зависит от социальной ориентированности кад­ров, которая предполагает:

Широкий социально-политический кругозор;

Навыки социального анализа ситуации и умение на его основе осуществлять обоснованный выбор наиболее эффектив­ных средств реализации социальной политики, форм и методов социальной работы с различными категориями населения;

Умение прогнозировать и предвидеть варианты развития социальных процессов и учитывать их в практической деятель­ности;

Коммуникабельность и навыки работы с людьми, способ­ность воздействия на интеллектуальный, психологический и фи­зический потенциал человека.

Социальная ориентированность является профессиональным качеством социального работника, которое вырабатывается в процессе практической деятельности путем уточнения и разви­тия теоретических положений на практике, в конкретных жиз­ненных обстоятельствах.

Для социального работника важным является наличие уме­ний и навыков по использованию различных методов работы с


индивидами, группами, разрешение проблем на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Эффективным являет­ся комплексное практическое использование методов и теорий психологии.

Ослабление личностной, индивидуальной субъективности ставит человека в определенного рода зависимость и мешает его способности самозащиты, самосовершенствования. Возникает ряд проблем, связанных с возможностью реализовать свою субъ­ективность. Поэтому одна из главных целей и психологии, и со­циальной работы - создание условий для проявления жизненных сил и социальной субъективности, оказание помощи человеку, желающему измениться, решить проблемы, тормозящие его раз­витие. Именно эти вопросы, связанные с практическими аспек­тами психологии и социальной работы, становятся в данном слу­чае в центр внимания.

Основываясь на психологических данных, в социальной ра­боте может быть выбран путь снятия напряженности, предвари­тельное устранение объективной несправедливости в отношении притесняемых групп или придание неизбежно возникающим статусным различиям законного правового характера.

Психологическое обеспечение социальной работы важно и в том, что, несмотря на уменьшение общественного участия в соци­альной помощи, наблюдаемое в настоящее время в нашей стране, начинают возрождаться лучшие традиции благотворительности, меценатства, волонтерства и других форм участия в судьбе нуж­дающихся людей, которыми была богата Россия в прошлом.

Для практики социальной работы особенно важное значение приобретают следующие направления:

Психодиагностика;

Психологическое консультирование;

Использование техник, методов и приемов психологиче­ского взаимодействия с клиентом.

Психология представляет большие возможности использо­вания в социальной работе различных способов воздействия на личность. Существует ряд психологических моделей, предла­гающих не только методологические и теоретические положе­ния, но и различные технологии.


Выбор в социальной работе психологических оснований и техники в значительной степени зависит от психологической компетентности, опыта специалиста и знания им психологии. Перед практикой социальной работы сегодня стоит серьезная за­дача использования различных технических приемов, техноло­гий воздействия на клиентов, нуждающихся в помощи. Это одно из направлений интеграции психологии и социальной работы.

Государство в своей деятельности прибегает к юридическо­му регулированию, имея в своем арсенале методы принуждения и наказания за нарушение уставных норм. Социальный работник не может использовать насильственные методы. Опыт подготов­ки профессионалов социальной сферы в нашей стране показывает, что пока трудно проследить сильную устойчивую мотивацию, влияющую на выбор именно этой специальности. Профессию социального работника, по мнению иностранных специалистов, выбирают люди, ориентированные своим воспитанием, личност­ными предпосылками, предшествующим жизненным опытом на оказание бескорыстной помощи и поддержки окружающим. Эта работа трудна и опасна, т.к., помимо социальной защиты, соци­ального обеспечения населения, приходится общаться с право­нарушителями, преступниками, социально ущербными элемен­тами. Семейные традиции, кризис в отношении с детьми или ро­дителями, бегство подростков из дома, «влияние улицы», дет­ские социальные болезни, порожденные нашим «бизнес-веком», случаются в наши дни как в семьях бедняков-иммигрантов, так и в семьях обеспеченной элиты. Роль социального работника -психолога и педагога в решении проблем общества, особенно среди молод ежи, трудно переоценить.

Вопросы для самопроверки

1. Сформулировать сущность социальной работы.

2. Что является объектом социальной работы?

3. Каковы основные функции социального работника?

4. Дать понятие социальной ориентированности кадров.


1. Актуальные проблемы социальной политики в условиях перестройки. М., 1989.

2. Барулин B.C. Социальная жизнь общества: Вопросы методологии. М., 1987.

3. Григорьев СИ. Социология и социальная работа. Барнаул, 1991.

4. Зайнышев И.Г. Взаимосвязь социальной политики и социальной ра­боты. М, 1994.

5. Кравченко А.И. Социология: справочное пособие. М., 1996.

6. Куличенко P.M. Социальная работа и подготовка социальных работ­ников в России: Учеб. пособие. Тамбов, 1997.

Под сущностью в общем плане понимаются внутренняя основа, смысл, суть чего-либо. В ряде случаев сущность выражается через определение явления, процесса, в данном случае - социальной работы.

Термин «социальная работа» имеет много определений. Например, социальная работа - это:

  • - конкретные практические действия по оказанию экономической, психологической, информационно-консультативной или иной помощи больным, немощным, социально незащищенным или социально дезадаптированным людям, нуждающимся в поддержке и защите извне, а также коррекционной или реабилитационной работы с лицами асоциального либо девиантного поведения;
  • - деятельность, направленная на гармонизацию личностных и общественных отношений через оказание помощи отдельным индивидам, группам людей и общностям, испытывающим затруднения в социальном функционировании, посредством защиты, поддержки, обеспечения и обслуживания, коррекции и реабилитации, а также путем изменения или реформирования отдельных элементов социальной системы;
  • - специфическая форма государственного и негосударственного воздействия на человека с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, оказания индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц;
  • - особый вид деятельности, цель которой - удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов и потребностей различных групп населения, создание условий, содействующих восстановлению или улучшению способностей людей к социальному функционированию;
  • - деятельность по оказанию помощи индивидам, семьям, группам в реализации их социальных прав и в компенсации физических, психических, интеллектуальных, социальных и иных недостатков, препятствующих полноценному социальному функционированию;
  • - целенаправленная деятельность в обществе по оказанию помощи и поддержки различным категориям населения, попавшим в сложную жизненную ситуацию;
  • - управление использованием ресурсов человека (семьи, общности), находящегося в трудной жизненной ситуации;
  • - профессиональная деятельность, имеющая целью содействие людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, помощи, обеспечения и обслуживания;
  • - одна из разновидностей человеческой деятельности, направленная на оказание помощи, поддержки, защиты как всех членов общества, так и социально незащищенных групп (инвалидов, детей и др.).

В этих определениях подчеркивается в основном практический аспект. Однако надо помнить, что социальная работа - это не только практическая деятельность, но и деятельность научная и учебная.

Чтобы лучше понять сущность, функции, структуру и уровни социальной работы, необходимо дать определение понятию «деятельность». Итак, деятельность - это целенаправленное преобразование человеком природной и социальной действительности. Социальная деятельность - это совокупность социально значимых действий, осуществляемых субъектом (группой, личностью) в различных сферах и на различных уровнях социальной организации общества, преследующих определенные социальные цели и интересы и использующих во имя достижения этих целей и удовлетворения интересов различные средства - экономические, социальные, политические и идеологические.

Рассмотрим социальную работу как вид деятельности, под которым понимается междисциплинарный вид практической работы, направленной на удовлетворение социально-гарантированных и личностных интересов и потребностей различных, прежде всего социально уязвимых, групп населения, на создание условий, благоприятствующих восстановлению или улучшению способности людей к социальному функционированию.

Как вид практической деятельности социальная работа отличается спецификой своих объекта и субъекта. В зависимости от объекта, на который направлена эта деятельность, социальная работа интерпретируется в узком смысле (объект - отдельные люди, группы и слои населения, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации) и широком (объект - все население, различные сферы жизнедеятельности).

В целом социальная работа представляет собой интегрированный вид деятельности, обусловленный ее главным объектом - человеком как органическим единством его биологического, психологического и социального компонентов.

Если рассматривать социальную работу как науку, то это сфера человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний об определенной действительности - социальной сфере и специфической социальной деятельности. В этом случае социальную деятельность можно конкретизировать как профессиональную и общественную деятельность государственных, общественных и частных организаций, специалистов и активистов, направленную на решение социальных проблем индивидов, семей, групп и слоев в обществе, изменение среды их обитания. Анализ существующих форм и методов социальной работы, разработка оптимальных методов и технологий разрешения социальных проблем указанных объектов - одна из важнейших задач социальной работы как науки.

Являясь в своей основе социальной наукой, социальная работа связана и с техническими, и с естественными науками. Проводимые в ее рамках исследования часто носят междисциплинарный характер с точки зрения ее взаимосвязей с естественными науками (в частности, с медициной) и другими гуманитарными (социальными) науками (с философией, социологией, психологией, педагогикой, юриспруденцией и др.).

В настоящее время в вузах страны имеется немало «социальных» кафедр. Например, в Российском государственном социальном университете работают: кафедра теории и методологии социальной работы и кафедра социальной работы и социального права; в Российском государственном университете туризма и сервиса есть кафедра психологии и социальной работы; в Московском городском педагогическом университете работает кафедра психолого-социальных технологий; в Институте международных социально-гуманитарных связей есть кафедра социологии, социальной работы и молодежной политики и т.д. Издаются также журналы: с 1921 г. (с 1926 г. - на постоянной основе) - «Вопросы социального обеспечения»; с 1990 г. - «Социальная защита»; с 1995 г. - «Российский журнал социальной работы» (с 2001 г. он называется «Отечественный журнал социальной работы»); с 2003 г. - «Социальные технологии, исследования» («Сотис») и «Журнал исследований социальной политики»; с 2004 г. - «Социальное обслуживание»; с 2009 г. - «Социальная политика и социальное партнерство» и др. Подготовлено и издано много учебников и учебных пособий для всесторонней подготовки социальных работников.

Но процесс становления социальной работы как науки еще не завершен. Возможно, с этим связано то, что официально социальная работа не признана в качестве научной дисциплины. Поэтому подготовка аспирантов и докторантов осуществляется в рамках аспирантуры и докторантуры по таким специальностям, как философия, социология, политология, педагогика и психология.

Особенность социальной работы состоит в единстве знаний и умений. Без этого единства нет науки, без этого единства социальный работник не может состояться как профессионал.

Еще одним видом социальной работы является социальная работа как учебная деятельность.

Это вид деятельности, цель которой - дать студентам (слушателям) целостное представление о содержании социальной работы, ее основных направлений, инструментарии, технологиях (методиках) и организации, научить их методам этой работы.

Капиталистические основы современной экономики выдвигают в разряд приоритетных регулирующую и гарантирующую функцию государства в осуществлении социальной защиты граждан от негативных проявлений стихийности и неопределенности, присущих рыночному механизму. Эти функции в полной мере могут быть реализованы лишь при условии целенаправленной профессиональной подготовки кадров для социальной сферы. Вот почему во многих странах активная разработка научных проблем, связанных с прикладной социологией, социальной экологией, социальной инженерией, социальной работой, сопровождается широким распространением престижной профессии социального работника.

Изучение ряда специальных дисциплин позволяет вооружить будущих социальных работников методологией научного анализа социальных процессов и оптимального выбора наиболее целесообразных организационных структур, форм и методов деятельности служб, осуществляющих социальную помощь населению.

Наука и учебная дисциплина могут иметь одинаковое название, однако это не означает тождественности понятий. Основная задача социальной работы как науки состоит в познании той области предметного пространства, которая не исследована или недостаточно исследована. Основная же задача учебной дисциплины - донести добытые наукой знания до обучаемых в наиболее приемлемой и доступной уровню их подготовки форме.

Наука всегда шире и богаче по содержанию, чем учебная дисциплина. И развивается наука по отношению к учебной дисциплине с опережением. Это обстоятельство обязывает учащихся постоянно следить за научными новинками и исследованиями в области социальной работы. Непременным условием творческого использования научных достижений в учебной деятельности является непосредственное участие студентов в научно-исследовательской работе. Только при этом условии задача подготовки кадров социальных работников будет решаться на уровне современных требований к профессионализму.

Учебная деятельность в разных вузах решает не совсем идентичные задачи. Общая цель подготовки социальных работников конкретизируется применительно к профилю, по которому осуществляется подготовка кадров. Так, в Российском государственном университете туризма и сервиса большее внимание уделяется сервисным аспектам социальной деятельности, психосоциальной работе в туризме и спорте (например, социально-психологическому сопровождению экстремального туризма, социальной работе с ветеранами олимпийского спорта, туристско-реабилитационным услугам, паралимпийскому спорту, паломничеству и т.д.). В Институте психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета серьезное внимание уделяется психологической и социально-педагогической подготовке будущих социальных работников. В учебных планах Военного университета Министерства обороны РФ обращается внимание на особенности социальной работы с военнослужащими, гражданами, уволенными с военной службы, и членами их семей, изучению правил ведения войны. В работе кафедр Института международных социально-гуманитарных связей значительное место занимает изучение зарубежного опыта социальной работы.

Современный социальный работник - это человек, глубоко разбирающийся в правовых, нравственных и психологических особенностях жизни современного человека, способный прийти на помощь людям. А это значит, что выпускник выза, получивший специальность «Социальная работа», должен знать теоретические и практические основы социальной работы, ее исторические корни и традиции, отечественный и зарубежный опыт организации социальной защиты населения; иметь навыки социальнопсихологического и ситуационного анализа и организационного диагноза условий жизнедеятельности различных групп населения; уметь проводить конкретные исследования, прогнозировать развитие социальных процессов и учитывать их результаты в планировании социальной работы, в выборе средств и способов воздействия на развитие социальных процессов; обладать высокой общей культурой, организаторскими способностями, педагогическим склонностями, быть радушным и общительным и т.д.

В период учебы перед будущим социальным работником стоят сложные задачи: развивать творческое мышление, умение с гражданских, гуманистических позиций анализировать и оценивать социальные явления и конфликтные ситуации, компетентно определять пути и способы оптимального разрешения социальных проблем; воспитывать в себе высокие нравственные качества гражданина - носителя гуманистических идеалов, способного активно проводить в жизнь социальную политику государства и гармонизировать человеческие взаимоотношения; вырабатывать навыки комплексного управленческого и психолого-педагогического воздействия на состояние и поведение социальных групп и отдельных людей в экстремальных и конфликтных обстоятельствах при защите их социальных прав и свобод и т.д.

Таким образом, социальная работа включает в себя практическую, научную и учебную деятельность. Под социальной работой как видом практической деятельности понимается междисциплинарный вид практической работы, направленной на удовлетворение социально-гарантированных и личностных интересов и потребностей различных групп населения. Социальная работа как наука занимается выработкой и систематизацией объективных знаний о социальной сфере и специфической социальной деятельности. Социальная работа как учебная деятельность заключается в вооружении студентов целостным представлением о содержании социальной работы, ее основных направлений, инструментарии, технологиях и организации.

Социальная работа как объект изучения и профессиональная деятельность.

Социальная работа как самостоятельная дисциплина и объект изучения сформировалась в Европейских странах в XIX веке. Вместе с ним возникли понятия «социальные работники» и «социальные службы».

Определение социальной работы как профессиональной деятельности закреплено на международном уровне в 2001 г. Международной ассоциацией школ социальной работы (МАШСР) и Международной федерацией социальных работников (МФСР).

Социальная работа как профессиональная деятельность понимается:

· как форма работы, для вы­полнения которой специалист должен обладать знаниями, умениями, навыками в данной области, а также иметь соответствующие способности и особенности личности.

· как организация помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их реабилитация и интеграция.

· как удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов и потребностей различных групп населения, создание условий, которые способствуют восстановлению или улучшению способности людей к социальному функционированию.

· как динамич­ная, развивающаяся профессия, опирающаяся на достижения социальных наук и результаты практики, представляющая со­бой особый социальный механизм, способный гибко реагировать и компетентно решать социальные проблемы на всех уровнях общественной структуры, вплоть до конкретного члена обще­ства.

В работах профессора Е.И. Холостовой ис­пользуется следующее определение: «Социальная работа - специфический вид профессио­нальной деятельности, оказание государствен­ного и негосударственного содействия челове­ку с целью обеспечения культурного, социаль­ного и материального уровня его жизни, пре­доставление индивидуальной помощи челове­ку, семье или группе лиц». Это определение имеет своим достоинством широкий охват явле­ния, подчёркивание как государственных, так и не государственных начал подобной деятельности.

Сущность, цели и принципы социальной работы.

В самом общем виде социальная работа представляет собой сложное общественное явление, самостоятельную область научно-практического знания, профессию и учебную дисциплину.

Если конкретизировать, то сущность социальной работы можно свести в несколько определений:

· это совокупность различных видов деятельности работников социальных служб, ориентированная на помощь социально депривированным группам населения: безработным, престарелым, инвалидам, малоимущим, многодетным.

· это разновидность человеческой деятельности, цель которой оптимизировать (т.е. выбрать наилучший из возможных вариантов) осуществление субъективной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и деятельного существования личности, семьи, социальных и других групп и слоев в обществе.

· это средство и форма социального контроля в интересах общества или государства, во имя благородных или враждебных человеку целей с одной стороны. С другой стороны, жизнедеятельность человека представляет собой органическое единство различных про­цессов, сторон и явлений, которые в разное время при раз­ных обстоятельствах могут выходить на первый план или уступать приоритет другим процессам.

· это оказание помощи индивидам и различным группам в осуществлении ими социальных прав. Поскольку социальные права весьма многогранны и обеспечива­ют социальное функционирование личности, проблемы, которые стремится разрешить социальная работа, весьма обширны и разнообразны.

· это междисциплинарное направление научных знаний, изучающее содер­жание и закономерности этой деятельности.

· это обязатель­ный механизм функционирования благоустроен­ного современного социального государства.

Смысл (суть) социальной работы ясен - это деятельность по оказанию помощи индивидам, семьям, группам в реализации их соци­альных прав и в компенсации физических, психи­ческих, интеллектуальных, социальных и иных не­достатков, препятствующих полноценному соци­альному функционированию.

Основная цель социальной работы – сохранение здоровья и жизни клиентов.

Цель деятельности со­циальной работы: предоста­вить возможность всем лю­дям полностью развивать свой потенциал, обогащать свою жизнь и предотвра­щать дисфункции.

Принципы социальной работы .

Генеральные принципы : универсальности, охраны социальных прав, клиентоцентризма, опоры на собственные силы, максимизации социальных ресурсов, конфиденциальности, толерантности

Общефилософские принципы : детерминизма, единства сознания и деятельности, гносеологического и личностного подходов

Специфические принципы:

психолого-педагогическе - эмпатия (сочувствование), аттракция (привлекатель­ность), доверие

методические – преемственность, последовательность, непрерывность, компетентность

организационные – всеобщность (относящийся ко всем), ком­плексность (совокупность, сочетание), посредничество (содействие соглашению, сделки между сторонами), солидарность (деятельное сочувствие, общность интересов, единодушие), субсидарность (вспомо­жение), т.е. пособие, материальная помощь.

Принципы, относящихся к личности социального работника и харак­теру его взаимоотношений с клиентом \Лавриненко И.М.\:

Социальный работник должен:

сознательно применять конкретные знания и навыки в конкретной ситуации

заниматься клиентом как целостной личностью, учитывая его биологическое, психоло­гическое, социальное и духовное состояние

вести деловые отношения с клиентом, соблюдая его достоинство

видеть в клиенте индиви­дуальность

предоставлять клиенту со­временное видение его проблемы

основываться на знании возможностей клиента

побуждать клиента к мак­симальным усилиям по решению его проблем

способствовать макси­мальному самоопределению клиента

помочь клиенту приобре­сти навыки самоуправления возникающими ситуациями

работать с клиентом конфиденциально

постоянно оценивать про­гресс в деле изменения людей.

В законодательных и других нормативных актах Российской Федерации сформулированы принципы, вытекающие из обобщения опыта социальной работы в стране:

§ соблюдение прав человека и гражданина в сфере социального обслуживания и обеспечение их государственных гарантий;

§ равных возможностей для граждан при получении социальных услуг; добровольного согласия граждан на получение услуг;

§ доступности социального обслуживания;

§ соблю­дения конфиденциальности в работе;

§ преемственности всех видов и форм социального обслуживания;

§ адресности;

§ приоритета содей­ствия гражданам, находящимся в ситуации, угрожающей их здоро­вью или жизни;

§ профилактической направленности; содействия со­циальной реабилитации и адаптации;

§ межведомственности и междисциплинарности;

§ деятельностного подхода;

§ территориальной организации социальной службы;

§ государственной поддержки до­бровольной общественной деятельности по оказанию социальных услуг и помощи населению.

Этические принципы:

§ общие - гуманизм, коллективизм, единство слова и дела, терпимость, чест­ность, правдивость др.

§ специфические - соответ­ствие уровня квалификации функ­циональным обязанностям, эконо­мических требований по резуль­татам труда и его оплаты и т.п.

Субъекты и объекты социальной работы:

Субъект-объектные отношения подвижны. То, что в одном отно­шении было объектом, в другом акте познания или деятельности может стать субъектом, и наоборот. Со­циальная работа относится к числу именно таких сфер социальной действительности.

Поскольку социальный работник - всегда актив­ная сторона (субъектная ), можно говорить о том, на что направлена его деятель­ность, вне зависимости от того, встречает ли она активный ответ, или только пассивно принимается людьми. В этом смысле объектом социальной работы являются индивиды, семьи, группы, общности, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

Рекомендуем почитать

Наверх