Алгоритм работы с заданием C8 по обществознанию. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию: Составление плана Как писать план русскому языку

Судебные споры 04.03.2024

Психологи утверждают, что записанное лучше и полнее усваивается, прочнее запоминается. Установлено, что если прочитать 1000 слов и затем записать 50, подытоживающих прочитанное, то коэффициент усвоения будет выше, чем если прочитать 10000 слов, не записав ни одного. Кроме того, при записи прочитанного формируется навык свертывания информации. И наконец, чередование чтения и записи уменьшает усталость, повышает работоспособность и производительность умственного труда.

Основными способами фиксации и сохранения информации при углубленном чтении являются составление конспекта, тезисов, плана, реферата, аннотации.

Каждая работа начинается с внимательного чтения всего текста.

Планы бывают нескольких типов: простой, сложный, вопросный, цитатный, тезисный, план – опорная схема.

Как составить простой план.

1.Прочтите текст (представьте мысленно весь материал).

2.Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.

3.Озаглавьте части.

4.Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.

5.Запишите план.

Как составить сложный план .

1.Внимательно прочитайте изучаемый материал.

2.Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).

3.Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана).

4.Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.

Образец сложного плана сочинения, посвященного Бабе Яге, взятый из пародии Марка Розовского.

Баба Яга

I .Вступление.Историческая обстановка в те еще годы.

II . Главная часть. Показ Бабы Яги – яркой представительницы темных сил.Черты Бабы Яги.

  1. 1. Положительные:

а) смелость,

б) связь с народом,

в) вера в будущее.

  1. 2. Отрицательные:

а) трусость,

б) эгоизм,

в) пессимизм,

г) костяная нога.

III . Заключение

Вопросный план .

Записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например: как.., сколько.., когда.., почему… и т. д., но не есть ли…, пришел ли… и т. п.).

Цитатный план.

Цитата- это дословная передача чужого высказывания.

Прочитай текст, отметь в нем основное содержание, главные мысли, выдели те мысли, которые войдут в конспект.

В соответствии с правилами записи и сокращения цитат выпиши их в тетрадь. Форма записи может быть разной, например:

1-й вариант:

1. (цитата);

2.(цитата);

3.(цитата).

2-й вариант

Основные вопросы.

Доказательства (цитаты).

Тезисный план.

Тезис – это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада и т. п. Тезисы обычно совпадают с информативным центром абзаца.

1.Прочитайте текст. В каждом абзаце выделите предложения, в которых выражается главная мысль абзаца.

2. Запишите эти предложения в том порядке, в каком они предъявлены в тексте.

3. В процесс записи пронумеруйте их. У вас получатся тезисы текста.

Обратите внимание! Тезисный план не всегда совпадает с границами абзаца, он может включать несколько абзацев в одном пункте. Это зависит от важности смыслового содержания абзаца.

  1. 1. Три принципа русского правописания
  1. 2. Ведущий принцип русской орфографии…

План показывает то, о ЧЕМ нужно сказать.

  1. 1. Правописание в русском языке осуществляется соответственно трем принципам: морфемному, фонетическому, традиционному.
  2. Морфемный принцип правописания –ведущий принцип русской орфографии. Согласно этому принципу каждая морфема сохраняет единое написание независимо от произношения .

Тезис формулирует, ЧТО нужно сказать.

План – опорная схема состоит из опор – слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада. Выбор опор может зависеть от особенностей памяти пишущего, его целей и задач.

Построение схемы

1.Логико-смысловой анализ текста:

А)членение на законченные смысловые части;

Б).определение ключевых мыслей или понятий каждой части;

В)определение главной мысли текста;

Г)определение логико-смысловых отношений между ключевыми мыслями.

2. Словесно-графическое оформление схемы:

А) озаглавливание;

Б) изображение ключевых мыслей или понятий в виде смысловых точек;

В) изображение связей между точками с помощью соединительных линий.

Решите, будете ли вы писать план от руки или будете его печатать. Если вы готовите план только для личного использования, выберите то, что больше всего вам подходит. Если вы выполняете задание, следуйте указаниям преподавателя.

  • Некоторым людям проще обрабатывать свои мысли, записывая их. Можно также начертить диаграммы или примеры, которые помогут осмыслить предмет. Однако этот процесс может отнять больше времени, и, скорее всего, записи будут неаккуратными.
  • Возможно, вам будет проще все напечатать, если у вас уже есть готовые заметки на компьютере, так как их можно копировать и вставлять в план. Благодаря действию «копировать - вставать» можно будет легко переставлять разделы при необходимости. Кроме того, будет проще скопировать и вставить информацию из плана в сочинение, если вы набираете его на компьютере. С другой стороны, будет труднее делать заметки на полях или чертить диаграммы.

Сузьте тему. План помогает упорядочить мысли, идеи или исследования по теме. Без основной темы у плана не будет смысла. Тема может быть основана на задании или исходить из личной цели.

  • Если вы работаете над творческим проектом, например пишете роман, определите свою концепцию, жанр или замысел. Потом структурируйте работу с помощью плана.
  • Ничего страшного, если на первом этапе тема будет довольно обширной, главное, чтобы у вас было направление. Например, темой для сочинения по истории может быть жизнь во Франции во время немецкой оккупации во Второй мировой войне. Когда будете писать план, можно сузить ее до описания бойцов Сопротивления, которые называли себя макизары .
  • Выявите свою целевую аудиторию. В некоторых случаях план требуется для учебного или рабочего задания. Однако зачастую его пишут просто для себя. Если план предназначен для учебы или работы, вы должны следовать инструкциям по оформлению и презентовать свои мысли таким образом, чтобы они были понятны другим людям.

    • В случае учебы изучите условия задания или поговорите с учителем. Если план предназначен для работы, используйте уже существующий вариант в качестве образца.
    • Если вы - единственный человек, который увидит план, можно выбрать удобное для себя оформление. Например, использовать метод стенографии (способ письма посредством особых знаков и целого ряда сокращений).
  • Скомпонуйте свои заметки, исследования или вспомогательные материалы, если необходимо. Во многих случаях в плане используется информация, собранная из исследований, конспектов или личного опыта. Важно просмотреть эту информацию, прежде чем приступать к плану, потому что вы будете извлекать из нее пункты и подпункты. Можно включить следующие варианты:

    • перефразированные мысли;
    • цитаты;
    • статистику;
    • исторические факты.
  • Проведите мозговой штурм, чтобы определить свои доводы или основные идеи. Набросайте свои мысли, важные моменты из исследований и любые вопросы, на которые вы хотите ответить. Для творческого проекта можно записать идеи сцен или сюжетные составляющие. Записывайте все, что можете включить в свой план. Всегда можно вычеркнуть лишнее позже! Вот несколько способов организовать свои мысли:

    • в свободной форме записывать идеи, которые приходят в голову;
    • записать свои мысли на дидактических карточках.
  • Разработайте тезис или основную мысль плана. В большинстве случаев требуется тезис, чтобы завершить финальный вариант, например, написать сочинение. Однако при составлении плана для романа или учебного пособия можно использовать общую основную мысль или замысел. Тезис поможет направить план при создании разделов и подразделов, структурирующих информацию.

    • Например, вы пишете сочинение об изменении политического курса. Тезис может быть следующим: «Верховная власть должна применять поэтапный подход при внесении изменений в политический курс, чтобы сократить конфликты, допустить коррективы и способствовать компромиссу». Каждая из трех причин, перечисленных в тезисе, станет основным пунктом в вашем плане.
  • Если вы не знаете, о чем говорить на первом свидании с мужчиной, не паникуйте. Нет ничего удивительного в том, что люди, испытывая волнение при встрече, теряются и чувствуют себя неловко из-за возникающих пауз.

    32 идеи, чем заняться на каникулах дома, как занять ребенка

    На вопрос «Чем заняться на каникулах?» дети ответят: «Отдыхать!» Но, к сожалению, для 8 из 10 ребят отдых - это интернет и соцсети. А ведь есть еще столько интересных занятий!

    Подросток и плохая компания – что делать родителям, 20 советов

    В плохой компании подростки ищут тех, кто будет их уважать и считать классными, крутыми. Так объясните значение слова «круто». Расскажите, что для того, чтобы вызвать восхищение, нужно не курить и ругаться матом, а научиться делать нечто, что не каждый умеет и что вызовет эффект «вау!» у сверстников.

    Что такое сплетни – причины, виды и как не быть сплетницей

    Сплетни - это обсуждение человека за его спиной не в позитивном ключе, а в негативном, передача неточных или вымышленных сведений о нем, которые порочат доброе имя и содержат укор, обвинение, осуждение. А вы сплетница?

    Что такое высокомерие – это комплексы. Признаки и причины надменности

    Что такое высокомерие? Это стремление скрыть свои комплексы и низкую самооценку, нацепив маску победителя. Таких людей с больным ЭГО следует пожалеть и пожелать им скорейшего «выздоровления»!

    15 правил, как выбрать витамины – какие для женщин лучше

    Выбирайте витамины правильно! Не «ведитесь» на красочные упаковки, ароматные и яркие капсулы. Ведь это всего лишь маркетинг, красители и ароматизаторы. А качество предполагает минимум «химии».

    Симптомы авитаминоза – признаки общие и специфические

    Симптомы (признаки) авитаминоза бывают общие и специфические. По специфическим признакам можно определить, какого именно витамина не хватает в организме.

    17 советов, как снять стресс и нервное напряжение без алкоголя

    Вряд ли в наше время суеты и быстрого темпа жизни можно встретить человека, которому не нужны были бы советы, как снять стресс и нервное напряжение. Причина этого - неумение правильно относиться к жизненным неурядицам и стрессовым ситуациям.

    Написание плана рассказа - обязательный элемент школьного образования. Без хорошего плана трудно написать хороший рассказ, поэтому необходимо разобраться, как правильно составить план рассказа.

    Составление плана рассказа

    Если вы решили приступить к написанию собственного литературного произведения, то, прежде всего, вам необходимо упорядочить свои идеи. Не забывайте записывать всю информацию, относящуюся к вашей работе. В голове удержать много информации сложно, а не запутаться в ней еще сложнее.

    1. Определитесь с темой рассказа.
    2. Подумайте, какие подтемы вы хотите раскрыть в своем произведении.
    3. Составьте список действующих лиц: их имена, род занятий, особенности внешности и характера, взаимоотношения между собой. На каждого героя необходимо подготовить краткую характеристику. Перечень характеристик должен напоминать тот, который предшествует пьесам, например, Игорь Игнатьевич, помещик, 48 лет. Женат на Наталье Игоревне. Любит охоту. После пережитых на войне потрясений заикается.
    4. Отталкиваясь от основных подтем, напишите детальный план рассказа. Он должен включать не только основные пункты, но и подпункты второго и третьего уровней. Для облегчения работы, сразу записывайте ориентировочный объем каждой части. План должен быть гармоничный, его части связаны между собой в логической последовательности. Проработайте его тщательно, тогда дальнейшая работа пойдет легче, а результат будет качественнее. Хороший план должен сжато и точно передавать содержание рассказа.
    5. Постарайтесь во время написания рассказа не «растерять» своих героев и довести сюжетную линию каждого из них до логического завершения. Одним из главных залогов успеха написания рассказа являются удачные кульминация и развязка. Ведь именно они остаются в памяти читателя после завершения чтения произведения.
    6. После того, как работа над планом будет завершена, необходимо тщательно проверить ваш план (а в последствии и рассказ) на наличие различного рода ошибок.

    План готового текста

    Составления плана - обязательный компонент анализа уже написанного рассказа. Он помогает запомнить содержание произведения, структурировать его события в логической последовательности, определить взаимосвязь между отдельными частями.

    1. Для начала прочитайте рассказ, определите его основную тему, выделите имена главных героев.
    2. Разделите текст на четыре части:
      • завязку;
      • развитие сюжета;
      • кульминацию;
      • развязку.
    3. Эти пункты и будут костяком вашего плана. При необходимости, разделите каждую из этих частей на несколько более мелких, отмечая в уме или в тексте начало каждой из них.
    4. Перечитайте первую часть. Озаглавьте ее. Название должно быть лаконичным и емким. Постарайтесь одним предложением передать саму суть этого фрагмента рассказа.
    5. Проделайте эти же процедуры с другими частями.

    Виды планов

    Иногда в задании требуют составить план определенного типа. Для того, чтобы с этим справиться, необходимо ознакомиться с основными четырьмя видами планов:

    • вопросный. Каждый пункт плана представляет собой вопрос, ответ на который передает суть данного фрагмента (Куда пошел Тарас после школы?);
    • тезисный. Содержание пункта выражается через тезисы глагольного строя - краткая формулировка основного положения конкретной части, содержащая в себе глаголы (Тарас пошел на стадион);
    • назывной. План из тезисов, которые выражены именами существительными (Тарас на стадионе);
    • план-опорная схема. Данный план состоит из отрывков предложений, которые несут основную смысловую нагрузку (План Тараса - поход на стадион);
    • комбинированный. Такой план может содержать в себе нескольких разных видов планов.

    Композиция текста

    При составлении плана рассказа следует придерживаться классической композиции:

    1. Вступление - в этом разделе необходимо ознакомить читателя с местом и временем действия, а также частью ключевых персонажей.
    2. Завязка - опишите событие, которое привело к дальнейшему развитию истории.
    3. Развитие действий - наибольшая по объему часть рассказа.
    4. Кульминация - наивысшая точка развития событий.
    5. Развязка - заключение, которое рассказывает, чем обернулись для героев их действия.

    Как видите, умение грамотно составить план незаменимый навык при анализе и запоминании текстов. Написать хороший рассказ будет нелегким занятием, если его структура четко и логично не изложена в виде списка пунктов и подпунктов.

    Когда план готов, можно приступить и к написанию рассказа, полезную информацию по написанию рассказа можно найти в статье .

    Форма записи в виде плана помогает восстановить в памяти содержание прочитанного.

    Планы бывают нескольких типов: вопросный, назывной, тезисный, план - опорная схема.

    Вопросный план. Записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например: Как.., Сколько.., Когда.., Почему... и т. д., но не Есть ли..., Пришел ли... и т. п.).

    Тезисный план - план из тезисов глагольного строя (например: Многие животные и птицы пользуются звуками, которые мы не слышим).

    Тезис - это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада и т. п. Тезисы обычно совпадают с информативным центром абзаца. Тезисы бывают вторичными и оригинальными. Вторичные тезисы используются с целью выделения главной информации какого-то источника (например, учебника, научной статьи или монографии). Оригинальные тезисы пишутся как первичный текст к предстоящему выступлению на семинаре, конференции или конгрессе.

    Назывной план - план из тезисов номинативного строя (например: Использование животными и птицами неслышимых звуков).

    План - опорная схема состоит из опор - слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада. Выбор опор может зависеть от особенностей памяти пишущего, его целей и задач.

    Что такое развернутый и сжатый план текста?

    План развернутого содержания составляется к диссертациям, дипломным работам, различным исследованиям.

    Развернутый план реализуется в разбивке текста на композиционные блоки: введение, основная часть, заключение. Развернутый план формально выражает развитие логики мысли.

    Введение - это формулирование проблемы исследования, изложение необходимых для читателя исходных данных о предмете речи, задаче исследования, авторской оценке путей ее решения.

    Основная часть посвящена раскрытию, детализации, доказательству основных положений работы. Вначале дается информация обзорного характера, затем - новая информация. Приводятся и объясняются сведения о результатах исследования.

    Заключение (выводы) - это итоговое изложение основного концептуального содержания работы, а также краткая формулировка главных выводов.

    План свернутого (сжатого) содержания представлен заглавием работы, аннотацией и оглавлением.

    Принципы рубрикации текста

    1) членение текста на составные части, графическое отделение одной части от другой;

    2) использование заголовков, нумерации и т. д.

    В научном произведении рубрикация должна отражать логику научного исследования.

    Абзацное членение текста может сочетаться с нумерацией - числовым или буквенным обозначением последовательности расположения частей текста.

    Наиболее употребимы две системы нумерации.

    1. Использование знаков разных типов: римских и арабских цифр, прописных и строчных букв, отступов.

    При таком подходе система обозначения строится по нисходящей:

    А... Б... В... - I... II... III... - 1... 2... 3... - 1)... 2)... 3)... - а)... б)... в)...

    При этом соблюдается следующий порядок:

    А) порядковые номера частей указываются словами (часть первая);

    Б) номера разделов указываются прописными буквами русского алфавита
    (например: раздел А);

    В) номера глав - римскими цифрами (глава I);

    Г) номера параграфов - арабскими цифрами (§ 1).

    Например:

    Часть первая. Общие положения
    Раздел А. Язык и речь
    Глава I. Язык
    § 1. Говоря о языке мы подразумеваем: 1)....

    2. Использование только арабских цифр в определенных сочетаниях.

    При такой системе рубрикации номера самых крупных частей научного произведения состоят из одной цифры, номера составных частей - из двух цифр, третья ступень деления текста - из трех цифр. Например:

    1. 2. 3. (1 - номер раздела, 2 - номер главы, 3 - номер параграфа).

    Использование такой системы нумерации позволяет не употреблять слова часть, раздел, глава, параграф и. т. д.

    Важное замечание:

    В перечне с прописных букв начинается текст рубрик, оформленных буквами и цифрами с точками: 1. Язык; 2. Речь;

    Строчные употребляются после рубрик, оформленных цифрами и буквами со скобками: 1) новое и старое; 2) старое и новое.

    Третье важное средство рубрикации текста - использование заголовков и подзаголовков. Заглавие - это структурный элемент текста. Оно позволяет в предельно краткой форме отразить тематику научного произведения, нередко и его основную мысль. Заголовок должен соответствовать содержанию, быть кратким, недвузначным и непротиворечивым. Информативный заголовок - это предельно краткий реферат содержания раздела, главы, параграфа.

    Рубрикация не представляет собой жесткой схемы, выбор рубрикации зависит от содержания и жанра работы, логики научного исследования, традиций, а также от индивидуальной манеры автора.

    Рекомендуем почитать

    Наверх