Без синиц зимний лес замирает сосновая ветка. Птицы наших лесов (Г

Документы 15.10.2020

От Гость

Помогитеееееееееееее пж
Без с..ниц зимн.. лес зам..ра..т (2). С..сновая ветка заскр..пит
снежная ша(б/п)ка обруш..т..ся с ёлки(1). Но нал..тит стайка с..ниц и
лес вновь ож..ва..т.
С..ниц.. с писком перел..тают с ветки на ветку, с дер..ва на
дер..во. Они осматрива..т кажд.. трещинку в к..ре ищ..т вкус..ные се-
меч..ки.
С..ниц.. (не)ул..тают на зиму в тёпл.. края, как другие птиц.. .
Они звонко перекл..кают..ся в зимн.. л..су. Летом лес нап..лня..т..ся и
радос..но звенит птич..ими г..л..сами. А с..ниц (не)слыхать с их
скромн.. пес..нкой. В лют.. стужу с..ниц.. прил..тают к избам. (4) Ре-
бята сыпл..т для них в к..рмушки семеч..ки п..дсолнуха.
Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 язы-
ковые разборы:
(1)– фонетический разбор;
(2)– морфемный разбор;
(4) – синтаксический разбор предложения.
3. Поставьте знак ударения в следующих словах.
Ворота, магазин, начали, поняла.
4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
Запишите, какие из известных вам частей речи отсутствуют в предло-
жении.
Из зарослей березняка дорожка вывела путников к окраине деревни.
5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не
расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте
схему предложения.
1) По словам бабушки Коля целое лето ухаживал за яблоней
2) Коля с радостью сообщил маме что осенью будет хороший урожай
яблок
3) Бабушка ласково сказала Коля у меня первый помощник в садовой
работе
4) Бабушка давай испечём для гостей пирог с яблоками
6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запя-
тую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расстав-
лены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.
1) На уроке математики ребята изучали свойства сложения натураль-
ных чисел.
2) Назовите-ка наименьшее натуральное число!
3) Ребята найдите сумму слагаемых наиболее удобным способом.
4) Вы читали и составляли буквенные выражения по условию задачи.
7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую.
(Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напи-
шите, на каком основании вы сделали свой выбор.
1) Снег долго сыпал белой крошкой и запорошил все стёкла.
2) Занесёт ветер снегом кусты в саду и помчится дальше.
3) Повалил снег и утром белое одеяло скрыло все следы.
4) Весёлые голоса и смех ребят доносились с ледяной горки.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 8?12.
Текст 2
(1)Во время навигации моряки пользуются не только точными прибо-
рами, изготовленными руками человека. (2)Морякам помогают «си-
ноптики» – обитатели морей и океанов. (3)Например, учёные устано-
вили, что передвижения гренландских китов – самых крупных из
всех ныне живущих – зависят от таких условий, как температура, со-
лёность и прозрачность морской воды, запасы корма и погодные усло-
вия. (4)Бывалые моряки знают много примет погоды. (5)Если переме-
щения китов проходят медленными темпами, с задержками на под-
водных пастбищах, где они питаются мелкими рачками, это значит,
что штормить в ближайшее время не будет. (6)Если киты двигаются
быстро и появляются у поверхности воды лишь на время, следует ожи-
дать перемены погоды – сильного ветра или шторма. (7)Нередко
группы китов в Антарктиде, отдалённые в океане на десятки миль
друг от друга, перед штормом уходят в каком-то одном направлении.
(8)Казалось бы, никаких признаков изменения погоды не предви-
дится: дует слабый ветер. (9)Но киты узнают о приближении шторма,
улавливая доносящиеся издалека инфразвуки. (10)Эти звуки возни-
кают в районах начавшегося шторма от трения воздуха о гребни волн.
(11)Жители Севера заметили, что появление в сплошных льдах мор-
жей – первый признак чистой воды. (12)Часто обвалы льдов останав-
ливают мореплавание. (13)Верный признак скорого отхода льдов –
появление в разводьях китов, а на льдинах – моржей. (14)И ещё ни
разу животные не подводили моряков. (По А. Голованову)
8. Определите и запишите основную мысль текста.
9. Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что
перед штормом киты улавливают недоступные человеку инфра-
звуки? Запишите ответ.
10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 4?6 тек-
ста. Запишите ответ.
11. В предложениях 10–12 найдите слово со значением «сильный ве-
тер, буря на море, в океане». Выпишите это слово.
12. В предложениях 8?10 найдите антоним к слову «сильный» и вы-
пишите его.

Текущая страница: 4 (всего у книги 12 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]

Шрифт:

100% +

Зимняя ночь

В лесу наступила ночь. По стволам и сучьям толстых деревьев постукивал морозец. С вершин ели хлопьями посыпался лёгкий серебристый иней. В тёмном высоком небе блестели яркие зимние звёзды. Вот хрустнула и сломалась мёрзлая ветка. Прокричал филин. В чаще что-то ухнуло и страшно захохотало. По алмазной скатерти снегов пробежали лёгкие ласки. Ласка – небольшое хищное животное из семейства куниц. Тихо пролетела над снежными сугробами сова. Как сказочный часовой, уселся на голом суку головастый серый совёнок. В ночной темноте он всё слышит и видит.

(По И. Соколову-Микитову)

Зимой

Зима завалила деревню пушистым снегом. Стояли мягкие серые дни. С верхушки старой ели сорвалась птица. Посыпался серебристый иней. Он белой пылью осел на куст сирени. В доме трещала печь. Пахло дымом. Порывы сильного ветра уносили запах дыма к речке. Группой шли женщины к проруби за водой. Над крутым обрывом разместилась старая беседка. Ступеньки её поседели от инея. Мы взяли лопаты и расчистили дорожку к беседке. Показалось зимнее солнце. Природа ожила.

Слова для справок: пахло, расчистили.

Растите, ёлочки!

Встретили Новый год. С ёлки сняли игрушки и понесли её на улицу. По гладкой дорожке тянулся след от сухих иголок. Грустно было смотреть на это.

Прошла зима. Солнце стало согревать землю. На улице появились лужи. На площадке перед домом лежали ёлки. Пахло хвоей. Весь двор собрался сажать лесных красавиц. Взрослые рыли ямки. Дети приносили воду. Посадили деревца. Стоят ёлки на мягкой земле, как на пуховой подушке.

Растите, ёлочки!

Примечание. Обратите внимание детей на постановку запятых в заглавии диктанта, в последних двух предложениях, а также на словосочетание Новый год.

Приход зимы

Погода была ужасная. Стояла поздняя осень. Осенний ветер нёс над землёй рваные клочья туч. Из них стал сыпать снег. Лес был гол. На поляне стояла одинокая рябина. Она тянулась к небу. Зимние пичужки с ярким оперением подлетели к рябине. Снегири и синицы медленно, с выбором начали клевать крупные ягоды. Они закидывали головки, вытягивали шейки и с трудом глотали. На белой скатерти снега появились первые следы. Наступала зима.

Слова для справок: пичужки, вытягивали.

Пётр Павлович Ершов

Наш волшебный ключ открыл замок волшебного книжного шкафа. Мы сняли с полки книгу «Конёк-Горбунок». Это наша любимая сказка. Написал ее Пётр Павлович Ершов. Ершов узнал эту сказку от рассказчиков, а потом кое-что сам придумал и рассказал всё стихами. Ершов родился в сибирском селе Безруково, около Тобольска. Потом он жил в глухом сибирском местечке Берёзове. Ершов даже суровую сибирскую природу видел сказочной.

(По Е. Языковой)

Горшок каши

Пошла девочка в лес за ягодами и встретила там старушку. Старушка подарила ей волшебный горшок. Он варил вкусную, сладкую кашу.

Однажды девочка ушла из дома. Кашу стала варить мать. Она забыла волшебные слова. А горшочек всё варил и варил кашу.

Горячая каша лилась рекой по улице. Это увидела девочка. Она вбежала в дом и произнесла волшебные слова. Горшок перестал варить.

Кто ехал из деревни, тот проедал себе дорогу. Очень каша была вкусна!

(По сказке братьев Гримм)

В походе

Когда идёшь в поход, не пытайся захватить с собой всё.

Многое можно раздобыть в лесу. Если ты натёр ногу или обжёг руку, сорви лист подорожника. Хорошо вымой его и приложи к больному месту. У тебя кончилось мыло. Как быть? Грязные руки вымой с помощью бузины.

Чтобы в лесу не надоедали комары, нарви полыни, повесь в шалаше и разложи вокруг места привала. Комары не любят её запаха.

* * *

Стояло теплое раннее утро. Мы отправились на рыбалку. На берегу я насадил на крючок червячка и забросил удочку.

Одна рыбка схватила червячка. И вот на крючке – красивая широкая серебристая рыбина. У нее красные, как кетовые икринки, глаза, черно-зеленая спинка, розовые плавники. Это оказалась плотва. Чтобы поймать рыбу, нужны выдержка и умение. Я рассмотрел рыбу и пустил её снова в речку.

Живи, рыбка, долго!

Умный баран

Однажды случилась беда. Овца попала под машину. Остался маленький пушистый ягнёнок.

За сироткой стала ухаживать Надя. Она кормила его молоком, угощала хлебцем. Особенно ягнёнок любил капусту.

Пришло лето. Теперь это был уже взрослый баран. А какие рога! Они были похожи на два огромных скрученных бублика.

Баран всё время ходил за девочкой, как собачка. Он защищал её даже от мальчишек. Раз Надя пошла в кино, и баран за ней. Девочка вошла в зал. А баран уселся у двери и ждал её.

Настоящий друг!

(По Н. Куратовой)

Прощальная песня

Вечером шёл дождь. Под утро мокрую траву схватил мороз. Холодный ветер поселился в лесу. Он бродил между сосен, перелетал от поляны к поляне. Грустно шумели вековые ели. Я стоял на опушке и слушал прощальную песню леса. С неба упал журавлиный крик. Почему печально кричат журавли? Птицы сделали круг над Волгой и полетели к югу.

Я вспомнил песни о журавлях. Они, как осенний птичий крик, весёлые не бывают.

(По И. Васильеву)

Примечание. Учитель предупреждает детей о постановке знаков препинания в последнем предложении.

Облепиха

Облепиха помещена в длинный список лекарственных даров леса. В старину её листьями и молодыми побегами кормили боевых лошадей. Они быстро росли и хорошо себя чувствовали. Цветёт облепиха в апреле, мае. С конца августа до октября созревают плоды. Много облепихи находится на Кавказе, в Сибири, на Алтае. Она хорошо растёт у речки, озера. Облепиху сажают и в пустыне. Попробуй посадить облепиху у себя. Рядом с домом ты поселишь радость, бодрость, здоровье.

Слова для справок: поселишь, у себя.

Зимой

Листья на деревьях пожелтели и побурели. Ветер кружит их по воздуху. Тяжёлые осенние тучи сыпали на землю снег и град. На изгороди сидел ворон и каркал от холода. На поверхности пруда появились льдинки.

Зима настала холодная. Лёд трещал от мороза. Бедный утёнок плавал по воде без отдыха. Полынья становилась меньше. Бедняжка выбился из сил, растянулся и примёрз ко льду. Ранним утром птицу заметил крестьянин. Он взял её домой.

(По Г. X. Андерсену)

Слова для справок: примерз, крестьянин.

На льдине

Зимой море замёрзло. Рыбаки собрались на лёд ловить рыбу. Поехал и рыбак Андрей. С ним был сынишка Володя.

Много рыбы наловили. Рыбаки решили заночевать.

Ночью поднялся сильный ветер. Волны заливали льдину. Кругом было только море.

Утром рыбаки заметили самолёт. Они стали кричать и махать шапками. Вскоре пришёл пароход. Люди были спасены.

(По Б. Житкову)

В горах

Мы разбили палатки на гладкой площадке и остановились на ночлег. Ночь прошла спокойно. Наступило раннее утро. Я оглядел местность. Белел снег. Вот над горным склоном плывёт орёл. Ветер свистит в его распахнутых крыльях. Молчаливая тень скользит по склону.

Лесные птицы прячутся в гуще ветвей. Орёл перелетает от полянки к полянке. В ужасе бегут от него косули. Как мячики, прыгают в кусты зайцы. Всюду паника. Летит царь-птица.

Слова для справок: распахнутых, прячутся, паника, царь-птица.

О героях-танкистах

Экипажу Павла Ивановича Абрамова поручили охранять переправу. Задание они выполнили, но сами переправиться не смогли. Они замаскировали танк на окраине города, переждали. И вот танк с красной звездой ворвался в город, захваченный фашистами. Бой шёл почти сутки. Бойцы громили врага. Экипаж бился до последнего снаряда. Дрогнули поражённые такой отвагой враги. Жители города Ровно помнят славных героев-танкистов. Их именами названы улица, школа.

* * *

Наступил первый зимний день. Мы пошли на лесные озёра. День как будто дремал. С пасмурного неба падали одинокие снежинки.

Мы осторожно дышали на белый пух зимы. Снежинки превращались в чистые капли воды. Как бисер, скатывались они на землю. В лесу было светло и торжественно. Мы подошли к знакомым местам. Стаи снегирей сидели на рябине. Она была запорошена снежком.

Но вот повалил густой снег. В лесу стало сумрачно и тихо. Зима начала хозяйничать над землёй.

(По К. Паустовскому)

Дюймовочка

Все лето прожила Дюймовочка в лесу. Она ела сладкий цветочный мёд и пила росу. Из травы малышка сплела себе колыбельку. Так прошло лето. Прошла и осень. Приближалась длинная холодная зима. Все птицы улетели. Цветы завяли, пожелтели. Дюймовочка дрожала от холода. Пошёл снег. Каждая снежинка была для Дюймовочки то же, что для нас целая лопата снега. Дюймовочка накрылась сухим листом. Лист не грел. Дюймовочка решила уйти из леса. Она стала искать себе жильё на зиму.

(По Г. Х. Андерсену)

Река стала

Река стала. К реке бежали ребята. На лёд выскочил мальчуган. Он лихо прокатился на льду. За смельчаком потянулись другие дети. Вот они уже на середине речки. Раздался треск. Выступила вода. Детвора бросилась на берег, как воробьи. Смельчаки очутились по горло в воде. Они кричали и звали на помощь. К берегу бежали мужчины, женщины. Ребята цеплялись руками за тонкий лёд. Он ломался, крошился. Рабочий с длинной доской пополз к ребятам. Он спас их.

На севере

На далеком севере живёт мало людей. День за днём можно ехать и не встретить жилья человека. Дорог нет – всё занесено снегом. Приходится людей и грузы возить на собаках. Собаки – верные друзья человека. Вожака моей упряжки звали Ушко. У него была густая шерсть, острая морда, стоячие уши и пышный хвост. Ушко на бегу часто оглядывался, примечал, какая собака ленится и плохо бежит. На остановке он подходил к собаке и рычал на неё.

Пришла зима

Погода переменилась. К утру вся окрестность была окутана густым, тягучим туманом. Подул резкий леденящий ветер. Затрещал мороз. А что за красота была, когда взошло солнышко! Деревья и кусты в саду стояли все осыпанные инеем. Ветки словно покрылись блестящими белыми цветочками. От каждой ветки как будто лилось сияние. Плакучая берёза, колеблемая ветром, казалось, ожила. Длинные ветки её с пушистой бахромой тихо шевелились. Какое было великолепие! На снегу переливались крупные бриллианты.

(По Г. X. Андерсену)

Веер

На рябине, что росла у забора, неведомо откуда появилась белка.

Распушив хвост, сидела она в развилке и глядела на гроздья, которые качались под ветром на тонких ветках.

Белка побежала по стволу и повисла на ветке, качнулась – перепрыгнула на забор. Она держала во рту гроздь рябины. Быстро пробежала по забору, а потом спряталась за столбиком, выставив наружу свой пушистый, воздушный хвост.

«Веер!» – вспомнил я. Так называют охотники беличий хвост.

(Ю. Коваль)

Зимой

Чудесный был вид зимней природы. Лучи солнца осыпали холодным блеском всю местность. На скатерти снегов видны следы зверей и птиц. Склонив тяжёлые головы, застыли вековые ели. От ёлки к ёлке прыгала шустрая белочка. С деревьев падали огромные шапки снега. В лесу пахло смолой и хвоей. Но вот пухлая туча медленно затянула горизонт. Начал валить хлопьями снег. Мы подъезжали к деревне. В окнах мелькали тусклые огни. Быстро наступали длинные зимние сумерки.

В зимние каникулы

Жили мы с мамой на даче в зимние каникулы. Тихо там было. Вокруг нас кружили вороны.

Жалко нам их всех стало. Мы начали их подкармливать. За подкормку вороны полюбили маму. Они летали за ней по всей деревне.

Выйдет мама на дорогу. По дороге мчит машина, вороны тут же гвалт поднимают. Они маму об опасности предупреждают.

Кончились каникулы. Мы уехали в Москву. Летом приехали снова. Вороны нас признали.

(По И. Шерстобитову)

Подарки

Жили весёлые человечки. Они решили порадовать Деда Мороза подарками. Человечки сели в сани и покатили по сказочной дороге.

Встречают они печальных музыкантов. У музыкантов сломались инструменты. Человечки дали им дудочку, барабан, гармошку. У дороги сидит грустный снеговик. У него в руках только метла. Весёлые человечки подарили ему ёлочку. Все подарки отдали человечки. А из лесу выходит Дед Мороз. Приуныли человечки. А Дед Мороз им говорит: «Я знаю ваши добрые дела, а они лучший мне подарок!»

Ёж и телёнок

Телёнок встретил ежа. Ёж свернулся клубком и фыркнул. Глупый телёнок подпрыгнул и лизнул ежа. Иголки больно укололи его язык.

Заревел телёнок и побежал к корове. Он стал жаловаться матери на ежа. Корова подняла голову, поглядела на сына и опять стала щипать траву.

Ёж покатился к своей норе. Он сказал ежихе, что победил страшного зверя.

Пошла слава про храбрость ежа за далёкое озеро, за тёмные леса.

Слова для справок: встретил, свернулся, жаловаться, подняла, сказал ежихе, что.

Каникулы

В зимние каникулы Дима с мамой отдыхали у деда в деревне. Зима выдалась вьюжная. Дима катался с ребятами на лыжах и санках. Раз они слепили большого снеговика. Однажды Дима наблюдал сильный снегопад. Крупные хлопья снега плавно кружили в воздухе. Они быстро покрыли землю пушистым ковром. Около дома росли сугробы снега.

Любил Дима бывать в зимнем лесу. В лесу было светло и торжественно. Подолгу смотрел он на красивый наряд елей и сосен.

Пурга в лесу

Вдруг зашипело, зашипело по лесу. Побежала позёмка. Загудел лес, стало в нём темно, как вечером. Налетел ветер. Деревья закачались. Полетели сугробики с еловых лап. Снег посыпал – началась пурга.

Синичка присмирела, сжалась в комочек. А ветер так и рвёт её с ветки, перья ерошит и леденит под ними голое тельце. Хорошо, дятел пустил её в своё запасное дупло, а то пропала бы синичка. Прошла вьюга. Выглянуло солнышко, весёлое, яркое!

(По В. Бианки)

На горке

Ребята строили снежную горку во дворе. Они хорошо полили её водой. Котька горку не строил. Он сидел дома и смотрел в окно. Ребята ушли.

Котька нацепил коньки и побежал к горке. На горке было скользко. Мальчик упал. Котька решил посыпать горку песком.

Прибежали ребята и стали ругать Котьку. Он решил исправить свою ошибку.

Мальчик стал таскать на горку комья снега, поливать ее водой. Котька даже ступеньки сделал. Так легче ребятам подниматься на горку.

Друзья леса

Круглый год ребята нашей школы охраняют лес. Перед новогодним праздником проводят дежурство на дорогах. Сотню лесных красавиц спасли от гибели. Ранней весной оберегают русские берёзки от любителей берёзового сока.

В лесу много молодых посадок. Саженцы прижились, окрепли, подросли. Радостно смотреть на них, переходя от поляны к поляне. На чистой скатерти снегов следы птиц и зверей. Вот к норке пробежала мышь. Тишина в лесу. Красив наш лес! Береги его красоту.

Слова для справок: новогодний, на них.

Синицы

Без синиц зимний лес кажется мёртвым. Только сосновая ветка заскрипит да снежная шапка упадет с ёлки. Но вот налетает стайка синиц. Лес оживает. Птички с писком перелетают от ветки к ветке. Они осматривают каждую трещину в коре дерева. Каких только синиц нет в стайке! Они звонко перекликаются в зимнем лесу. В лютую стужу синицы подлетают к деревне. Ребята сыплют для них на кормушки семена. Голодные синицы могут замёрзнуть.

(По Г. Снегирёву)

Слова для справок: кажется, перекликаются, сыплют, для них.

Овощи зимой

На улице стоит трескучий февральский мороз. Вся земля спит под мохнатым снегом. Хозяйка угощает нас огурцами, редиской. Человек научился строить для растений тёплые дома. Круглый год он выращивает в них зелень, овощи, фрукты. Мы подъезжаем к теплице. В теплице нет зимы. Умные машины поливают и подкармливают растения. Капли воды блестят на зелени лука. Машины регулируют свет и тепло. Богатый урожай овощей получают колхозники в теплицах.

Слова для справок: в них, выращивают, регулируют.

Зимний жаворонок

Медленно ползёт по улице январский рассвет. В воздухе раздаётся пересвист птиц. Это проснулся, почистился и бежит к дороге хохлатый жаворонок. С первым снегом появляется он на деревенской улице, на окраине города. Весь день он в поиске пищи. Летает жаворонок мало, а бегает быстро. В стужу он прыгает на одной ножке. Другую ножку прячет под перья. Ночью ему тепло. Он лежит в ямке, лапки и клюв жаворонок прячет в густое перо.

Слова для справок: рассвет, раздаётся, хохлатый.

Вести из лесу

Посыпался колючий снег. Зарябило в густом осиннике. Удары снежной крупы о стволы деревьев сливались в таинственный гул. От опушки леса к деревне потянулись следы. Наступил рассвет. На ели блестел снег. К деревне спешила стайка воробьёв. Глухарь и тот подлетел к дороге в поисках корма. Лоси, косули устремились к вырубке. Они объедали кору с осин и ив. Зайцы уплотнили снег около хвороста. Зимой животному миру нужна помощь.

Слова для справок: таинственный, хворост, помощь.

Любитель яблок

По узкой тропинке я выхожу на поляну. На рябине показалась стайка дроздов. Под корягой зашуршал ёжик. Я люблю эту местность. Поздней осенью здесь появляются лоси. Рядом с поляной находился заброшенный сад. Он зарос бурьяном. Деревья засохли, выродились. Охотников до кислых и мелких плодов не было. Но вот я услышал хруст яблок. Я заметил лося. Он шагал от яблони к яблоне. Мягкой губой лесной великан захватывал яблоки и съедал.

Слова для справок: здесь, заброшенный, любитель.

Белые фигурки

Всю ночь переговаривались деревья. В лес пришла зима. Под холодным сводом застыли чудесные фигурки. Они разместились на верхушках елей, пнях, ветках. Вылез из сугроба лесной человек в папахе и бурке. Он оглядел побелевший лес. Показалось солнце. С хвойных ресниц человечка закапали слёзы. К старой ёлке прижалась группа ёлочек. Они похожи на зайцев. Вот стоит сказочный медведь. Лес полон волшебных зверей, птиц. Но нет их следов на белой скатерти снега.

(По Н. Сладкову)

Слова для справок: фигурки, похожи, волшебники.

Лесная поляна

Лесная поляна покрыта снегом. Возле куста торчит старый пень. Много уютных зимних квартир здесь для лесных жителей. Под корой спрятались от холода мелкие букашки. Тут устроился зимовать и усатый жук. В норе под корнями улеглась ящерка. Над полянкой пролетела стайка синиц. Она уселась на дереве. Снежная пыль посыпалась на землю. Выбежал на полянку зайка. Осмотрелся зверёк и быстро в лес поскакал.

Снег

Великолепен был вид зимней природы. Мороз взял влагу из древесных сучьев и стволов. Кусты, деревья опушились блестящим инеем. Лучи солнца осыпали холодным блеском всю местность.

Стояли короткие зимние дни. Но вот мороз стал сдавать. Померкла ясность синего неба. Пухлая белая туча закрыла горизонт. Медленно, большими клочьями начал падать снег. Вокруг меня был снежный поток. Небо сыпало снежный пух. Воздух наполнился движением. Наступали длинные зимние сумерки. Я подходил к деревне.

(По С. Аксакову)

Слова для справок: великолепен, сумерки, начал.

Гостья

Таня и Витя жили в лесной сторожке. Зимой Витя подвесил к старой ёлке кормушку для птиц. Однажды около кормушки появилась рыженькая белка. Она осторожно прыгнула на кормушку. Зверёк стал брать лапками рябину и ловко объедать ягодки.

Ребята сделали для белочки столик. Они клали ей на стол корочки хлебца, сухие грибки. Иногда дети зарывали корм в снег. У белки хорошее чутьё. Она лапками разгребала рыхлый снег и брала съестное. Каждый день прибегала белочка к кормушке.

(По Г. Скребицкому)

Слова для справок: иногда.

По партизанским тропам

В дни зимних каникул следопыты пошли по партизанским тропам.

В густом еловом лесу было тихо и морозно. Радостно шагать зимним лесом. Искрится белый пушистый снег. Деревья кажутся сказочными. Стайка птиц весело перелетает от ёлки к ёлке.

Вожатый вывел следопытов на край опушки. Вот и место, где жили партизаны. Под большим дубом ребята заметили землянку. В землянке был большой стол. Под низким окном ютилась печь. Около стен стояли длинные лавки.

Слова для справок: партизаны, кажутся.

Снежные узоры

Ночью ударил сильный мороз. Наступило ясное морозное утро. Ты проснулся и взглянул на окно. Оно всё покрыто чудесным узором. Вот длинная ветвь. А вот на стекле распустился цветок. Как появились эти узоры? Водяные пары от воздуха стали капельками воды. Похолодало. Эти капельки осели на ледяном поле. Достаточно пылинки на стекле, чтобы уцепилась первая льдинка. Льдинки растут и растут. Вот и получились разные рисунки. Они сверкали, переливались в лучах солнца.

(По Д. Тихомирову)

Слова для справок: похолодало, уцепиться, ветвь.

На опушке

Взошло над зимним лесом солнце. Чистой белой скатертью покрылась и отдыхает земля. По краю полянки идёт с охоты рыжий лис. Лапка за лапкой вьются за ним следы. Вот хрустнула и сломалась мёрзлая ветка. Слушает лис, не запищит ли под кочкой в зимней норке мышь. Вот пролетела стайка клестов. Она разместилась на верхушке ели. Вылетели из глубокого пушистого снега красавцы-тетерева. Они сели на покрытую кружевным инеем берёзку. Все подмечает старый лис.

Слова для справок: красавцы-тетерева.

Примечание. Обратить внимание детей на запятую в шестом предложении.

Татьяна Коковина
Сценарий развлечения на синичкин день «Птичья ёлка»

Цель : приобщение младших школьников к традициям и обычаям русского народа; формирование любви к природе, чувства ответственности за «братьев наших меньших» .

Когда-то на Руси наши предки отмечали замечательный, добрый и мудрый праздник, который призывал бережно относиться к природе, заботиться о птицах в трудный для них период. Праздник этот назывался Синичкиным днём и приходился он на 12 ноября.В народе даже говорили : «Невелика птичка-синичка , а свой праздник знает» .

С этим праздником связаны народные обычаи кормления синиц и других птиц . Именно в этот день прилетали синички из лесов и жались поближе к домам, к людям, в то время как многие другие, более теплолюбивые птицы улетали в тёплые края. Синицы же , как и воробьи, круглый год с нами. Если в тёплое время года они обитают больше в лесу, то с наступлением холодов прилетают поближе к людям, надеясь на их помощь.

Зачитывается фрагмент из книги Г. Снегирёва «Птицы наших лесов» :

«…Без синиц зимний лес кажется мёртвым. Только сосновая ветка заскрипит да снежная шапка обрушится с ёлки. Но как налетит стайка синиц , лес оживёт. Синицы с писком , с пиканьем перелетают с ветки на ветку, с дерева на дерево –осматривают каждую тропинку в коре : нет ли деревянного семечка, не притаился ли где уснувший жучок. Каких только нет синиц в стайке : и лазоревки, и московки, и гренадёрки с полосатыми хохолками на голове.

В лютую стужу синицы прилетают к избам , и ребята сыплют для них зерно или кладут кусочки хлеба на кормушку, а то голодные синицы замёрзнут в лесу… ».

Как вы помогаете птицам пережить холодную и тяжёлую для них зиму?

(Ответы детей)

Чтецы читают стихи у «Птичьей ёлки » .

1.У нас такой обычай : чуть выпадет снежок,

Дощатый домик птичий повесим на сучок .

Насыплем вдоволь корма, пусть птички поклюют .

Пернатые довольны,ведь знают : здесь их ждут!

Над домиком дощатым с утра немолчный гам.

Как весело пернатым, порхающим гостям!

2. Стихотворение З. Александровой «Птичья ёлка » .

У серебряной дорожки, лишь наступит Новый год,

На высокой тонкой ножке чудо-ёлочка встаёт.

Эта ёлка не простая , и она не для ребят.

Возле ёлочки, летая, птицы весело свистят.

Тут и дятлы, и синицы , снегири и воробей,

Все хотят повеселиться возле ёлочки своей.

Не блестят на ней игрушки, и не светится звезда,

Но зато для птиц кормушки мы повесили туда.

Прилетают птичьи стаи к нам на ёлку в зимний сад.

И в саду, не умолкая, колокольчики звенят.

Викторина.

1. Почему снегирю дали снежное имя? (Снегири прилетают к нам с первым снегом, а весной улетают на север в родные края.)

2. Почему клёст вьёт гнёзда зимой? (Зимой много еловых семян для птенцов, а весной нет.)

3. Какое дерево дятла поит? (Берёза своим соком.)

4. Какая перелётная стая обещает снег? (Стая перелётных гусей. Через 1-2 дня жди снегопада.)

5. Кто ни разу шага не сделал? (Воробей.)

Акция «Покормим птичек » .

Весим с детьми кормушки и насыпаем корм.

Чтецы читают стихи.

1. Покормите птиц зимой,

Бросьте горстку крошек,

И пускай снуют порой

Стайки у окошек.

Бросьте горсточку зерна.

Много им не надо.

И зима не так страшна

Будет для крылатых.

Им не дайте в лютый час

Гибнуть от болезней,

И весна одарит вас

Праздничной их песней.

2. Стихотворение Александра Яшина «Покормите птиц» .

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна -

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать :

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Разделы: Начальная школа

Цель:

  • формирование у детей любви к природе, чувства ответственности за «братьев наших меньших»;
  • воспитание нравственности.

Задачи:

  1. Воспитывать у детей интерес и любовь к родному краю, бережное отношение к природе, аккуратность.
  2. Расширять кругозор детей.
  3. Познакомить с жизнью зверей и птиц.
  4. Развивать мелкую мускулатуру пальцев.
  5. Развивать творчество и фантазию.

Оборудование:

  • бумажные салфетки;
  • клей, картон;
  • акварельные краски;
  • трафарет снегиря;
  • карточки с изображением птиц;
  • образец изделия аппликации «Снегирь»;
  • выставка книг, рисунков.

План урока:

  1. Организация начала урока. Создание положительного эмоционального настроя.
  2. Постановка учебной задачи.
  3. Усвоение нового материала.
  4. Игровая минутка.
  5. Закрепление.
  6. Самостоятельная работа.
  7. Итог урока.

Ход урока

Учитель. Сегодня у нас необычный урок – урок экскурсия. Мы совершим путешествие в зимний лес. Лесов у нас в стране много. Наша республика входит в зону лесов. Лес занимает больше половины ее территории. Лес- это наряд нашей земли. Там где лес – там чистый воздух. Лес – это дом для зверей и птиц.

А сейчас немного пофантазируем. Закрыли глазки. Давайте представим, что мы надели лыжи и отправились в лес.

(Звучит музыка Чайковского «Времена года».)

(На экране картина зимнего леса.) Приложение 1. Слайд 1.

Зимний лес - он словно сказка
И особенно тогда,
Когда иней белой краской
Опушит его слегка.
Лес торжественен, спокоен,
Тишина в ушах звенит,
Пеленой пушистой белой
Он покорно весь покрыт.
Белый снег - как он чудесен!
Блеск его - как синева.
И куда не глянет око,
Всюду зимушка-зима.

Холодно и голодно птицам зимой
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Приучите птиц в мороз
К своему окну
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

Вот и побывали мы с вами в зимнем лесу. Пора возвращаться домой.

Закрыли глазки. (Звучит музыка.) Открыли глазки.

Понравилась ли вам эта прогулка по зимнему лесу?

Каких еще зимующих птиц вы знаете? Слайд 22.

Многообразен мир птиц, и каждая птица особенна со своими повадками, окраской. Но все птицы прекрасны!

(Дети поют «Воробьиная песенка» муз. Компанейца, сл. Синявского.)

Учитель. Ребята, мы с вами много говорили о птицах. Попробуйте отгадать, о какой птице идет речь.

Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом – тут как тут. (Снегирь.)

Сегодня мы с вами выполним живописную мозаику птицы – снегирь.

Мозаика (в переводе с французского) изображение или узор, выполненные из кусочков одного или различных материалов.

Как вы думаете, из какого материала выполнена эта мозаика? Слайд 7.

Какие цвета ты найдешь в изображении снегиря?

Вместо черного - мы используем белую салфетку, а затем ее раскрасим.

  1. Возьми салфетку, нарви ее узенькой полоской и скатай шарики.
  2. Наклеивать шарики начинай с верхней части туловища.

Как удобнее наклеивать – по одному шарику или намазывая клеем небольшой участок, а потом по нему наклеивать шарики?

Работать будем в парах. С чего вы начнете свою работу?

Итог урока. Выставка лучших работ.

Кандидат биологических наук К. МИХАЙЛОВ.

Многие читатели, конечно, помнят “Лесную газету” Виталия Бианки - рассказы о простых событиях из жизни растений, животных и птиц, которые знакомят нас с маленькими тайнами природы, учат понимать и любить ее. Умение видеть прекрасное и необычное в том, что нас окружает в поле, в лесу, на озере, помогает не только разобраться в жизни “братьев наших меньших”, но и ощутить себя частичкой единого сообщества живых существ на планете.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Январь на дворе. Ночью температура падает до минус двадцати. Кажется, под глубоким снежным покровом замерло все живое. Но это не так. В любом сквере или парке, а то и возле дома, поблизости от мусорного ящика, вы увидите птиц - галдящую стайку воробьев, ворон, галок. Среди них иногда мелькают и синицы. Прежде всего, это коренастая большая синица с ярко-желтой грудкой, “большак”, и более миниатюрная лазоревка - с голубой, почти лазоревой, лазурной шапочкой.

Но разве просидишь всю зиму дома? Нет, для тех, кто любит природу, это невозможно. Отправимся в лес. Тем более что там и зимой можно увидеть много интересного.

В зимнем лесу тихо, как в прибранном доме с застеленными белыми скатертями. Пустынном, но ждущем гостей. Казалось бы, никого здесь нет. Но прислушаемся. Откуда-то сверху, с мохнатых лап елей доносится тихое попискивание. Это корольки - одни из самых маленьких птиц. Эти крохи питаются в основном насекомыми, но не боятся морозов, остаются зимовать в наших краях. Что же они едят? Дело в том, что под прикрытием густых еловых ветвей, где температура чуть выше нуля, собираются мелкие насекомые, которые хорошо переносят холод. Вот и корм для королька - много ли ему надо? Снизу эти птички, копошащиеся в хвое, выглядят серенькими комочками. А если удастся разглядеть королька поближе, да еще при ярком солнечном свете, то видно, что спинка у него оливково-зеленого оттенка. На голове - желтоватый или даже оранжевый хохолок-венец, идущий от лба до темени, ограниченный по бокам головы черными полосками. Настоящий маленький денди.

Где корольки, там, скорее всего, и синицы. В городских парках мы привыкли к “большакам” и лазоревкам, но в хвойном подмосковном лесу в первую очередь встретим пухляков, или буроголовых гаичек. Этих подвижных сероватых птичек легко узнать по броской черной шапочке. Кричат они громко и очень своеобразно: гнусаво-раздраженное “дзээ” или “чжээ” - каждое ухо воспринимает по своему. Если же вы увидели “пухляка”, который издает менее гнусавые и более звонкие звуки, к тому же постоянно “ругается”, быстро приговаривая “чика-би-би-би”, то вам попалась на глаза черноголовая гаичка. Ее и называют просто гаичкой.

Пухляк и гаичка - виды-двойники. Внешне, в природе, они практически неотличимы, но песни у них несколько разные. Часть позывок - криков, которыми они сообщают о своем присутствии, - схожа, но есть и характерные звуки, которые ни за что не спутаешь. На них и надо обращать внимание. Например, пухляк временами щемяще постанывает-попискивает “ииз, ииз, ииз”, а гаичка “ругается”.

Синицы - забавнейшие существа. Вертятся, крутятся, шелушат кору, подвешиваются вниз головой на самых тонких ветвях деревьев. Пухляк предпочитает хвойные леса, а гаичка тяготеет к приречным ольшаникам и ивнякам. Но это только “как правило”. Из каждого же правила, как известно, есть исключения. Так и здесь. Пухляка можно увидеть в лиственных зарослях у реки, а гаички могут забрести в лес.

В еловом или сосновом лесу можно также повстречать хохлатую синицу. Зимой ее увидеть даже легче, чем летом. Эту синицу можно отличить по большому пестрому хохлу на голове. Она немногословна: репертуар ограничен бойкими трельками “ци-ци-трчч” и обычным синичьим “ци-ци-ци”. В отличие от других синиц хохлатая не любит больших компаний: чаще собираются две-три птицы.

А вот ополовники, как любовно прозвали длиннохвостых синиц (старинное русское слово “ополовник” означает ковшик), напротив, весьма компанейские птички. Сам ополовник похож на шарик из рыхлых перьев, с крошечным клювом и длинным черным хвостом с белыми полосками по бокам. Стайка ополовников постоянно движется, и птички перепархивают с дерева на дерево, с куста на куст, вытворяя на ветвях чудеса акробатики. Зачастую их сперва слышишь и лишь потом видишь. Голос длиннохвостой синицы не спутаешь ни с каким другим. Это дребезжащее “чррр” или “чжррр”, напоминающее звук оборванной гитарной струны.

Как все эти птицы переживают суровую зиму, ведь они питаются насекомыми? Секрет прост: за счет собственного “ума” и догадливости. Еще с осени синицы заготавливают себе на зиму корма: рассовывают в трещины коры деревьев буквально миллионы засохших паучков и мелких насекомых. Если еды хватает, то морозы птицам нипочем. В некоторых зоопарках даже волнистые попугайчики, родом из Австралии, спокойно проводят зиму в открытой вольере, если температура не спускается ниже двадцати градусов. Что уж говорить о закаленных синицах! Был бы корм. Но зимние припасы становятся недоступны пернатым, когда температура снижается ниже пятнадцати градусов или случается оттепель, резко сменяющаяся заморозком. Добывать корм из обледеневшей коры почти невозможно.

Вот тут и помогают птицам кормушки, которые каждый из нас может разместить у себя за окном, повесить в парке или сквере. В сильные морозы энергетические потери у птиц возрастают, и подкормка иногда спасает им жизнь. Будем помнить об этом! Семечки и сало - особенно калорийная пища. Такое лакомство синицы всегда предпочтут хлебным крошкам. Да и воробьи, которые в городских парках первые узнают о кормушке и приводят туда всех своих “родственников и знакомых”, на сало не так зарятся.

Кстати, не все синицы остаются с нами на зиму. Часть птиц откочевывает осенью в южные края и возвращается лишь весной. Нравы, вкусы и привычки у разных синиц разные - как и у людей! Это, кстати, тоже помогает выживать в суровое время года. В синичьей стае каждая птица хорошо знает своих сородичей и имеет свой “социальный ранг”. Есть старшие - доминанты, есть младшие, что в подчиненном положении. С возрастом и всякого рода “социальными” пертурбациями положение птицы в стае может меняться. Иногда социальный статус птицы изменяется, если у нее появляется партнер более высокого ранга. В целом же самочек притесняют: в зимнее время им достаются худшие кормовые участки, а в стае они часто занимают более уязвимое положение. И все-таки жить “скопом” легче, чем одному. И хищника быстрее заметишь, и корм сообща скорее найдешь.

В лесу где синицы, там и поползень. Его можно увидеть прямо в синичьих стаях: бойкая серая птица с рыжеватым подхвостьем, черной полоской через глаз и сильным долотообразным клювом, несколько крупнее синичек. Поползень перемещается по стволу дерева вверх и вниз, шуршит корой. С шишками он расправляется мастерски. У синиц это получается похуже. А вот пищуха своим тонким, чуть загнутым клювом может только осторожно зондировать кору в поисках насекомых и пауков. С поползнем пищуху не спутаешь: она буренькая и кривоклювая; ползает по стволу только вверх, опираясь на хвост, подобно дятлу. Вниз головой передвигаться не может.

Кстати, о дятлах. Эти санитары леса зимой тоже любят присоединиться к смешанным синичьим стаям. В первую очередь в птичьих компаниях мелькает большой пестрый дятел - малый пестрый дятел гораздо более самостоятелен, чаще “гуляет сам по себе”, но и его можно встретить в многоликой птичьей стае. А если повезет, то увидишь и трехпалого дятла. Зимой эти редкие гости “подтягиваются” в подмосковные леса.

Кроме синичьих стай в зимнем лесу, особенно на опушке березняка или в приречном ольшанике, наверняка можно заметить стаи чижей и иногда - чечеток. Где-нибудь поближе к поселку, на городских окраинах встретятся снегири и свиристели. Снегиря всегда отличишь по малиновой нарядной грудке, а бурый свиристель покрупнее, с хохолком на голове.

Эти птицы, как и синицы, чижи и чечетки, тоже всегда в стайках. Почему? Вопрос не праздный. Попробуем разобраться.

Птицы объединяются прежде всего потому, что они ужасно компанейские существа, или, как академически выражаются ученые-орнитологи, “существа высоко социальные”. То есть попросту не любят одиночества, без соплеменников испытывают дискомфорт и потому легко привязываются и объединяются с особями своего и других видов. Это - предпосылка. А есть и прямая польза: в смешанных стаях в суровое зимнее время сообща выжить гораздо легче. И каждая взрослая синица или поползень знает об этом по своему опыту, так как обладает прекрасной памятью. То есть птицы хорошо помнят те ситуации, которые вызвали у них чувство комфорта или дискомфорта, сытости или голода. К тому же многие пернатые подражают друг другу и легко перенимают все новое: информация о том, как добыть еще один вид корма или где его искать, распространяется по “птичьему телеграфу” с большой скоростью.

Смешанные стаи, состоящие из разных видов, - явление не случайное. Они возникают в общих местах кормежки и помогают разным видам птиц успешнее добывать корм. Например, поползень и дятел раздолбят шишку или кору дерева своим сильным клювом, а синицы, у которых клюв более слабый, подхватят корм на лету или подберут на снегу. Синички могут попировать “остатками со стола” во внутренних участках ствола, вскрытых и развороченных мощным клювом дятла. А корма там хоть отбавляй - зимующие личинки и яйца насекомых, обычно недоступные для синиц.

С другой стороны, в стае всегда больше вероятность, что хотя бы кто-нибудь найдет богатое кормом дерево или ветку, на которую потом “налетают” все члены стаи. Ведь тот, кто нашел корм, сразу оповещает других. Наконец многие мелкие лесные птицы и ночуют вместе, прижимаясь друг к другу и сохраняя таким образом драгоценное тепло. Так что преимуществ много. Понаблюдайте за зимними стаями птиц, и вы убедитесь в этом сами.

Каждый вид птиц приспосабливается к зиме по-своему. Кто-то может выжить только в стае, кому-то достаточно своей собственной семьи. Что вы скажете о птицах, которые не только прекрасно себя чувствуют в трескучие зимние морозы, но и выводят потомство? Невероятно, но факт. Птицы эти - клесты. Почему же для такого непростого занятия они выбрали столь странную пору? Дело в том, что зима для клестов - самое подходящее время, чтобы выкармливать потомство. Ведь птенцы их питаются семенами ели. Эти семена-крылатки созревают осенью и остаются в шишках всю зиму. В марте, когда чешуйки шишек, нагретые солнечными лучами, раскроются, семена упадут на землю. В это время и начинают вылетать из гнезда птенцы клестов, которые без труда могут добыть себе корм. Но чтобы птенцы вылетели в марте, необходимо отложить яйца в конце января - начале февраля. То есть, как раз в самые лютые морозы.

Погода сама по себе птиц не очень волнует. Главное, чтобы был корм. Если же корма нет, например, случился вдруг неурожай еловых семян, то клесты в такой год и вовсе не будут гнездиться.

Странно, конечно, видеть птицу на гнезде в заснеженном лесу. Впрочем, гнездо еще надо найти, а это непросто. Оно расположено высоко над землей, обычно на ели, под прикрытием мощных колючих лап, да еще увенчанных снежными шапками. Поэтому даже бывалые охотники, исходившие лес вдоль и поперек, часто не знают о том, что клесты гнездятся зимой.

Само гнездо - хорошо утепленный зимний домик: очень плотное, с толстыми стенками, изнутри обильно выстлано мхом. Пока родители только насиживают кладку, один из них почти не покидает гнезда, чтобы холод не коснулся яиц. Но когда птенцы уже вылупились, родители не могут обогревать их все время - приходится улетать за кормом, иногда на длительный срок. И хотя гнездо хорошо утеплено, птенцам в нем довольно прохладно. Все же они благополучно переносят низкую температуру - ведь пища-то у них очень калорийная.

И в лесу, и в городе зимой часто можно услышать незатейливую, звонкую, радующую душу песенку: “ци-пинь, ци-пинь, зи-зинь...зи-зинь”. Это поет большая синица. Она заводит свои коротенькие концерты с самого нового года, как только солнышко начинает чуть дольше задерживаться в нашем, Северном, полушарии.

А чуть позже, ближе к концу февраля, с вершины высокой липы или дуба нет-нет да и услышишь чудную мелодичную трель. Это поет лазоревка. Есть чему радоваться - тяжелые зимние испытания для птиц уже позади. Не страшно, что лежит снег, а температура ночью значительно ниже нуля. Все-таки жестокие январские морозы уже кончились, день стал длиннее (дольше можно кормиться), и солнце светит ярче. Впереди - весна!

Рекомендуем почитать

Наверх