Дымковская игрушка лошадь рисунок. Дымковская роспись на игрушках и предметах интерьера

Другое 06.06.2022
Другое

Мир дымковской игрушки - это мир сказочно нарядных, красивых и выразительных по пластике фигурок животных, людей, птиц. Образы народной пластики легко узнаваемы детьми и радуют их яркими красочными орнаментами. Дети быстро включаются в творческие игры, с удовольствием сочиняют и пробуют воплощать свои задумки. По рабочей тетради проводятся занятия: "Многоцветные дымки", "Всадники", узоры "Солнышко", "Уточка с утятами", "Дымковские узоры", "Индючок", "Наряд крестьянки", "Птичка и водоноска".

Первое занятие — вводное. Дети рассматривают фигурки дымковской , отвечают на вопросы о цвете, разнообра­зии элементов геометрического узора, делятся своими впечат­лениями. Обращаем внимание на отличительную особенность дымковской палитры - яркие, праздничные цвета. В конце за­нятия дети подбирают на листе цвета дымковской палитры.

Обращаем внимание на необычный образ наездника на козле. Дети «оживляют» фигурки, повторяя на силуэтах зна­комые узоры. Узоры рисуются сразу кистью, без предвари­тельного рисунка карандашом - так рисуют народные масте­ра. Лучше работать гуашевыми красками.

Бока крутые,

Копыта с оборкой,

На спине Егорка.

(А. Дьяков)

Рисуем узоры кистью и печаткой-тычком. Дети самостоя­тельно изготавливают большую и маленькую печатку-тычок. Для этого нужно плотно скрутить полоску бумаги, как пока­зано на рисунке. Для каждой краски делается свой тычок.

Дети рисуют узор «солнышко» с помощью кисти и печат­ки-тычка. Последовательность выполнения узора показана на рисунке.

Утушка - любимый образ в народном творчестве, связан­ный с солнцем, изобилием. Грудку и крылья птицы украша­ют узоры, напоминающие большое и маленькое солнышко.

Дети самостоятельно подбирают краски и украшают уточ­ку с утятами узором «солнышко».

Утка-Марфутка

Бережком идет,

Уточек-Марфу точек

Купаться ведет.

(Т. Маврина)

Знакомство с дымковскими узорами продолжаем на при­мере росписи декоративного оперения хвоста индюка. Дети завершают роспись, используя кисть и печатку-тычок. При­меняются различные приемы работы кистью: проведение волнистых линий одинаковой толщины, прикладывание ки­сти для изображения декоративного цветка.

Обращаем внимание на то, как ритм узора согласуется с округлой формой хвоста.

Индючок-традиционный мотив дымковской . Дети рассматривают цветную иллюстрацию или игрушку, чи­тают четверостишье народного мастера А. Дьякова.

Дети выполняют роспись фигурки индюка кистью и пе­чаткой-тычком, самостоятельно варьируя и сочиняя узоры.

Дети упражняются в проведении кистью горизонтальных и вертикальных цветных линий на юбке-поневе, украшают узор-клетку дополнительными элементами.

В декоративной росписи этих фигурок можно увидеть своеобразное отражение элементов народной одежды: ко­кошник, серьги, бусы, кофта, юбка, передник. Как и в народ­ном костюме, все изукрашено узорами. Узоры гармонично сочетаются по цвету.

В росписи фигурки крестьянки дети самостоятельно варь­ируют узоры. Рисование узоров кистью лучше начинать с крупных элементов.

Дети упражняются в росписи, дорисовывая узоры на юб­ках. Закрепляем различные приемы работы кистью: проведе­ние линий разной толщины и направлений, нанесения отпе­чатка всей кистью и концом кисти. В работе используется печатка-тычок.

Наряд барыни поражает красивыми узорами, обилием во­ланов. В лепке и росписи этой фигурки народные мастера от­разили своеобразие моды горожанок давно ушедших лет.

Де­ти самостоятельно варьируют элементы декора одежды на фигурке барыни.

Продолжаем развивать эстетическое эмо­циональное восприятие образа .

На рисунке изображены этапы лепки мастером дымков­ской . Главная особенность- фигурки из глины.

Для работы понадобятся:

дощечка-подставка (деревянная, пластмассовая или линолеумная);

стеки-деревянные или пластмассовые палочки с плоски­ми округленными концами разной формы (см. обложку);

баночка с водой;

тряпочка.

Вылепленная глиняная фигурка должна просохнуть, на это понадобится несколько дней. Затем можно, не обжигая в муфельной печи, расписать фигурку. Сначала покрываем ее в 2-3 слоя белой краской. Можно взять белую гуашь, но лучше воспользоваться водоэмульсионной белой краской - белый фон будет ярче, чище. По просохшему фону наносят­ся цветные узоры гуашью.

Если фигурка была вылеплена из а, то перед росписью надо поверхность обезжирить при помощи растол­ченного мела или зубного порошка.

Фигурку коня, как и фигурку барыни, народные мастера лепят по частям. На рисунке показано, какие заготовки на­до слепить, чтобы получился конь. Цифрами обозначена последовательность соединения и примазывания частей .

Образ коня в народном творчестве, как и образ птицы, любим и почитаем. Эти образы связаны с древним культом солнца. Как и все дымковские фигурки, конь выглядит пра­зднично и нарядно. Перед росписью вылепленной фигурки дети сочиняют и рисуют в тетради своего сказочного коня.

В игрушечном цирке представление. Все дымковские иг­рушки выглядят празднично и нарядно. Фигурки расписаны не все. Дети должны самостоятельно завершить облик игру­шечных артистов и расцветить дымковскими узорами ковер на арене цирка.

Спешат принять участие в представлении и другие дым­ковские герои: Иван-наездник на щуке, медведь и петушок. Дети самостоятельно придумывают узоры и раскрашивают фигурки.

Это завершающие занятия. Дети проявляют творческую активность в сочинении и импровизации по мотивам дымковского орнамента. Орнамент можно изобразить и вокруг игрушек, усилив праздничное настроение. Желательно та­кое задание совместить с лепкой разных фигурок дымков­ских игрушек и сказочных героев, сочиненных детьми.

Из фигурок можно составить настольный театр: «Веселая кару­сель на ярмарке», «Царство Дымково» и т. д. Разыгрывая представление, дети могут читать загадки, прибаутки, сти­хотворения о дымке.

Мастер-класс по рисованию. Роспись игрушки "Дымковский петушок"

Солдатова Елена Ивановна, учитель начальных классов МОУ "СОШ №1 г.Новоузенска Саратовской области"
Описание: мастер-класс рассчитан на учащихся 1-2 класса, педагогов, воспитателей, родителей всех тех, кто любит творить чудеса.
Использование: в качестве подарка, украшение интерьера, работа на выставку.
Цель: роспись дымковской игрушки
Задачи:
- Учить детей расписывать игрушку, используя разные узоры
- Развивать фантазию, воображение, эстетический вкус
- Воспитывать у детей вкус, чувство цвета, уважение к труду дымковских мастеров
- Доставить удовольствие себе и окружающим

ХОД УРОКА.

Сядем рядком да поговорим ладком. Захотелось мне, ребята рассказать вам одну удивительную историю. В некотором царстве российском государстве на берегу реки стояло, да и сейчас стоит, большое село Дымково. Рождались в селе том необыкновенные игрушки. Длинными, зимними вечерами лепили те игрушки из глины.
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные.
Белоснежны, как березки,
Кружочки, полоски.
Простой, казалось бы, узор,
Но не в силах оторвать свой взор


Игрушки у дымковских мастеров-умельцев получились необыкновенно красивыми, яркими, сказочными, волшебными. Люди считали, что эти игрушки оберегают от несчастий, от бед. Поэтому их ставили зимой между окнами, украшали игрушками дома.
-Сегодня мы будем расписывать одну из дымковских игрушек. Отгадайте, какую?
-Завелась неведомая птица,
Всякий ей дивится:
Не поет и не летает,
Вся горит и полыхает.
Далеко по белу свету
Знают все пичугу эту,
Это птица не простая –
Расписная, золотая,
Просто диво – безделушка,
Зовут ее народная игрушка.
(Дымковская игрушка петушок)


Для работы нам понадобятся материалы и инструменты:
-гуашь
- кисточки
-альбом
-ножницы
-простой карандаш


1. Возьмите альбомный лист и обведите свою ладошку.


2.Дорисуйте контур петушка и вырежьте его.


3.По шаблону обведите крыло петушка.


4. Прежде, чем приступить к росписи, вспомним, какие элементы дымковской росписи вы знаете (круги, колечки, точки, полоски, волнистые линии, ромбы)


5.Сначала рисуем гребешок, бородку, крупные элементы узора, используя кисть потолще.

Пластилинография по мотивам дымковских игрушек "Барышня". Поэтапно

Мастер-класс: лепка и роспись "Дымковская барышня".

Автор: Наталья Александровна Ермакова, Преподаватель, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа имени А. А. Большакова», город Великие Луки, Псковская области.
Описание: работу можно выполнить с детьми разного дошкольного возраста упрощая или усложняя ход работы. Материал может быть полезен педагогам дополнительного образования, учителям, воспитателям дошкольных учреждений.
Назначение: работа послужит прекрасным оформлением интерьера и детских творческих выставок.
Цель: создание образа дымковской барышни в технике пластилинография с последующей росписью изделия.
Задачи:
-познакомить детей с техникой лепки и росписи по пластилину;
-учить самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к игрушке;
-развивать детскую фантазию и творчество;
-воспитывать интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа.
Дымковская глиняная игрушка – один из самый ярких и самобытных народных промыслов Вятского края. На протяжении четырех веков дымковская игрушка отражала быт и жизненный уклад многих поколений мастеров. Зародился промысел в вятской заречной слободе Дымково, отсюда и название игрушки. Первыми дымковскими игрушками стали свистульки вылепленные к ежегодному весеннему празднику «Свистуньи».
Бытует легенда, что происхождение промысла связано с событиями глубокой древности. Однажды ночью встретились близ города два дружественных войска и, не узнав друг друга в темноте, вступили в бой. Много людей погибло в том случайном бою. С тех пор и пошла традиция каждую весну справлять тризну по погибшим. Со временем эта история забылась. Торжество, утратив свой трагический смысл, превратилось в массовые народные гулянья – праздник свистуньи, или свистопляски, на котором полагалось свистеть и кидаться расписными шарами из глины.
Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей!
В ней нету цвета дымного, что серости серей!
В ней что-то есть от радуги, от капельки росы.
В ней что-то есть от радости, гремящей как басы!
Мы глиняному чуду поклонимся не раз,
О Дымковской игрушке поведую я сказ.

Много сказочных мест у России,
Городов у России не счесть,
Может, где-то бывает красивей,
Но я Дымкой горжусь в сотый раз.


Возле речки Вятки, Дымково-посёлок,
Окаймлён лесами уголок весёлый,
Лет ему четыреста, многое бывало.


Там любили песни, пляски,
Зарождались чудо-сказки.


Собирались вместе мужики, бывало.


А управясь дома, бабы приходили,


С удалью знакомой пляски заводили.
Праздник отмечали-Свистопляс играли.


Как-то вятичи-дружки
Сели в праздник у реки.
Под руками глина –
Слой на три аршина.


Стали шарики катать,
Как снежки, бывало…
Глину щупать, глину мять –
Жирная, как сало!


Кто-то сделал индюка –
Распушённые бока
У кого-то глина стала вдруг павлином.
Кто-то вылепил синицу –
Сразу стало веселей.
Мастера и мастерицы
Живут в Дымкове – селе!


Игрушки из глины лепят,
В печи обжигают,
Веселыми красками раскрашивают,
И про то много сказок сказывают.


Посмотри, как хороша эта девица-душа.
Щечки алые горят, удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво,
Барышня так красива.
Кружочки, клеточки, полоски -
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.


Материалы и инструменты:
-лист плотной бумаги (1/2 альбомного листа)
-пластилин(можно старый)
-зубная паста
-гуашь
-стека, кисти
-баночка для воды, тряпочка
-лак(не обязательно)


Для малышей можно использовать шаблоны рисунков.


Или предложить нарисовать простой силуэт барышни самостоятельно.

Ход мастер-класса:

Лепку данной барышни начнём с причёски. Нижнюю часть причёски вылепим из кусочков пластилина в виде капелек, а верхнюю из колбаски, и сформируем пальчиками нужный силуэт.


Затем малыш, из расплющенного шарика вылепим голову. Наверх прилепим пластилиновые волосы малыша. Ручки сделаем из колбасок. Все детали необходимо хорошо примазывать к листу бумаги.


Вылепим руки барышни. Затем займёмся декором платья, нам нужна довольно большая колбаска, которую мы расплющим пальчиками.


Это заготовка оборки передника юбки. Теперь её нужно прилепить к изделию создавая небольшие складочки, соединить оборку с бумагой нам поможет стека.


По такому же принципу лепим вторую оборку фартука. Затем будем обезжиривать пластилин, покроем все пластилиновые детали тоненьким слоем зубной пасты.


Пока зубная паста сохнет мы разукрасим фон, можно выбрать любой светлый фон. Затем разукрасим волосы персонажей.


Красным разукрашиваем оборку фартука, оранжевым кофточку и элементы орнамента на юбочке.


Теперь работаем с зелёным цветом.Сначала штанишки мальчика, затем полоски на юбке и кружочки на фартуке. Красным разукрасим рубашку ребёнка и кокошник барышни.


Добавляем детальки элементов росписи, рисуем лица и барышня готова.



Здесь мы тоже начнём с причёски, но создавать её будем иначе. Нам нужны тонкие колбаски, их мы расплющим и скрутим спиральками, затем прилепим к основанию бумаги.


Затем головной убор, сначала нижние поля шляпы.


Из сплющенного шарика верх шляпы. И лепим заготовки для украшения платья, для оборочек.


Размещаем оборочки на вороте и рукавах платья, и на верхней части юбки.


Затем обезжириваем пластилин, разукрашиваем фон и приступаем к росписи барышни.




И ещё один самый простой вариант изготовления дымковской барышни в технике лепки и росписи по пластилину. Главная цель-это познакомить детей с техникой и процессом работы, показать все этапы работы. Рассказать о том насколько это интересно и сложно, что работа требует внимания, терпения и аккуратности, но при этом всегда положительные эмоции и радость творчества. Детям предоставляется полноя свобода в выборе формы и цвета.


Самым древним русским ремеслом считается дымковская роспись. Этому промыслу уже более 400 лет и возникло оно в слободе Дымково. Теперь это является территорией города Кирова. Дымковские игрушки изготавливались к весеннему языческому празднику «свистунье», а сейчас входят в символы Кировской области, сохраняя память о самобытных традициях Вятского края.

Праздник Свистунья по легенде проводился в честь поминовения убитых в «хлыновском побоище» и по языческим обрядам праздновался шумно со свистами и плясками, кулачными боями, катанием шаров по оврагу, пировали и пили вино, устраивали ярмарки. Женщины к этому праздники лепили фигурок — свистульки и другие игрушки в виде барыней, нянек с детьми, кавалеров, козлов, лошадок, выполненных из глины и украшенных декоративным рисованием. Гуляния переходили в праздник солнца и праздновалось три дня.

Техника создания

Начнем с того, что изначально фигурки дымковской игрушки лепились из смеси ярко-красной глины с коричневым песком, который добывали на реке, а затем обжигались в печи до полного высыхания. Затем игрушку покрывали мелом, разведенным на молоке, создавая белоснежный фон для последующей росписи.

Как и в других старинных русских ремеслах, для раскраски использовали темперные краски – сухие пигменты на яичном желтке с квасом. Разрисовывали перьями или палочками. Цветовая гамма игрушек пестрит яркими красками в основном красных, желтых, синих, зеленых цветов. В игрушки добавляются ромбики из потали или сусального золота, как видно на картинках.

Обратите внимание. Сейчас используют кусочки фольги, медный поташ или просто золотистую краску.

Создание дымковской игрушки дошло до наших времен, как вид лепки для детей с родителями. Дымковскую игрушку можно пробовать изготовить самому по образцу, изучив принципы лепки фигур и элементы узоров и разрисовки на игрушках. В наши дни на рынке достаточное количество материала и выборов красок. Дымковские фигурки лепят из теста, полимерной глины, а разрисовывают яркими красками, не содержащими лак.

Чтобы сделать лошадку или барышню, берем специальную глину для лепки, гипс. Белый фон делаем белилами в два слоя. Хорошо просушиваем.

Для тех кто никогда не сталкивался с лепкой, работа может показать сложной, но даже если это просто развлечение с детьми, то качество работы, не имеет значения, важен сам процесс. Теперь берем яркие краски и наносим узоры. Роспись особенная и имеет свои устоявшиеся за многие века элементы и орнаменты. Узоры геометрической формы, яркие без плавных переходов и полутонов. Фото ниже:

Золотые вкрапления в узоры выполняют красками, которые можно купит в магазине. Во все времена язычества на Руси, использовали геометрические формы и узоры в качестве символов, ромб использовали в значении плодородия, волнистые линии означали воду, красный цвет огня, так красный круг — это символ солнца, голубой цвет — небо, зеленый — цвет природы, земли, пашни и так далее. Черный цвет также использовали в основном для окраски волос и бровей.

Роспись таких игрушек — не очень сложное занятие и хорошая тренировка мелкой моторики рук детей, незамысловатые рисунки помогут научить ровно наносить линии красками и кисточками.

Процесс лепки изделия выполняется поэтапно, по кускам, а затем детали соединяются вместе. Сейчас самому процессу изготовления фигуры и разрисовке выделяется больше внимания, чтобы игрушка получилась качественной.

Главное птицей вятских игрушек стал индюк, ведь его можно как нельзя ярче разрисовать и на раскрытом хвосте много места для ярких орнаментов.

Творчество в современности

Роспись фигурок в дымковской росписи включают в программу подготовительных занятий детских садов. А изготовлением качественных настоящих игрушек занимаются многие мастерицы, их работы пользуются спросом на рынке сувениров, сохраняя и продолжая традиции русского промысла.

Дымковская игрушка для сувенирных подарков создается в жанровых сценах, впрочем, что само собой подразумевает значение игрушки — играть и выполнять определенную роль в сюжете. Барышни с кавалерами на упряжках разноцветных лошадей, свадебные постановки, празднества и гуляния, рыбная ловля, играющие на балалайках и гармонях люди до сих пор актуальны в поделках такого рода.


Дымковская барышня поражает яркостью красок, удивительным орнаментом, ощущением полноты настоящей русской жизни. Может показаться, что сделать такую своими руками современный человек, житель большого города, уже вряд ли сможет. Но это не так. Слепить ее можно из глины — в соответствии с традициями вятского местечка Дымково (где зародился промысел), или же из соленого теста, что, конечно, гораздо проще в условиях городской квартиры. Ведь глиняную игрушку надо не просто слепить, но затем и тщательно обжечь — желательно в специальной печи, хотя подойдет и духовка на кухне.

Лепим дома. Какого персонажа выбрать

Для лепки годится красная глина, купленная в специализированном магазине, или же добытая собственноручно на садовом участке. Важно хорошо подготовить рабочее место. Понадобятся:

  • клеенка на стол, за которым будет происходить лепка;
  • стакан с водой, которой можно будет смачивать при склеивании детали будущей фигурки из глины или теста;
  • тряпки, которыми можно вытереть руки;
  • деревянная лопатка, для того, чтобы подравнивать получившиеся фигурки.


Выбор персонажа, которого хочется слепить, — дело индивидуальное. Но в дымковской игрушке, как и в любом промысле с традициями, набор героев давно и довольно строго очерчен: дымковская игрушка барыня, всадник на лошади и просто дымковская игрушка лошадка, индюк с огромным хвостом, упитанный поросенок, «олень — золотые рога», петушок, а также всевозможные свистульки.

Барыня начинается с «колокола»



Создание каждой из них — интересный процесс, который увлечет и взрослого, и ребенка. Например, сделать своими руками фигурку барыни можно так.

  • Первое, что надо слепить из глины или теста, — это платье для дымковской героини. Это будет полый внутри подол по типу «колокол».
  • Далее из глины скручиваются две полоски — будущие руки барыни, полоска кокошника в виде гармошки, круг для будущей головы (на нем выпуклым треугольником обозначается только нос, а глаза и рот рисуются краской).
  • Все детали соединяются вместе, тщательно закрепляются.
  • На фигуру добавляются небольшие, но важные детали: полоски кос на голову, оборки на платье, а также круглые серьги — на лицо.



Как слепить оборку

Чтобы сделать оборку берется кусочек материала: он раскатывается в жгутик, а затем легкими постукиваниями ребра ладони превращается в глиняную «ленточку», которая складывается на равные сегменты по принципу гармошки.

В руки барыне можно добавить коромысло с висящими ведерками из глины (или же соленого теста), младенца в конвертике или сразу пару детей (их барыня держит обеими руками). Лепка завершена: игрушку отставляем в сторону и ждем один-два дня, пока она высохнет. Сушить надо при комнатной температуре, но ни в коем случае не возле батареи.

Когда игрушка уже высохла…

О том, что игрушка высохла, будет понятно по цвету — глина станет светлой. Теперь игрушку можно отправлять в печку или в духовку, где пройдет обжиг. После этого игрушка белится (подойдет простая водостойкая краска, которая не содержит лак). Побелку надо накладывать в два слоя, и уже после этого приступать к росписи темперной краской. Орнаменты дымковской игрушки — круги, ромбики, кольца, разноцветные полоски. Кстати, орнаменты барынь и барышень отличаются: городские жительницы чаще расписываются кружочками, а у крестьянок фартук и юбка украшают в более строгую клетку или в полоску.



Барыня или барышня?

Сделать своими руками фигуру дымковской барышни можно по тому же принципу, по которому делается барыня. Друг от друга они отличаются головными уборами: если крестьянке мы лепим кокошник, то горожанка вполне может быть в шляпке. Основой головного убора при лепке может стать маленький блинчик (из глины или соленого теста), который затем надевается на голову игрушки. Чтобы сделать шляпку более эффектной на нее добавляются цветок или интересная оборка. В руках у барышни — в отличие от барыни — может быть сумочка, цветок или даже веер.


Лепим лошадку

Еще одна распространенная дымковская фигурка (пожалуй, не менее распространенная, чем дымковская барышня) — это лошадка. Первым делом из выбранного для работы материала лепим туловище, затем конусы ног, а также голову с гривой и небольшой хвост.



Все детали соединяются в единое целое и склеиваются. Игрушка отправляется на просушку, за которой также последуют обжиг в духовке плиты, побелка и роспись.


Рекомендуем почитать

Наверх