Эра агрегаторов: что выиграет малый бизнес. Деятельность платежных агрегаторов в РФ и ее регулирование: как, кто и зачем? Что надо делать

Кодексы РФ 06.10.2023

Как создать агрегатор услуг? На нашем сайте довольно много . Есть даже целый .

Здесь мы кратко пройдемся по специфике агрегатора услуг.

В чем главное отличие услуг от товаров? Услуга подразумевает дополнительное взаимодействие. Товар продал и прощай.

Инструмент работы для исполнителя на агрегаторе

Услуга же после продажи подразумевает некое продолжительное взаимодействие.

Если смотреть с точки зрения агрегатора, то вы должны не просто собрать все предложения по определенному виду услуг, но также и дать ИНСТРУМЕНТ по оказанию этой услуги. Этот инструмент и будет вашей добавленной ценностью.

По сути это некая , которую вы даете в аренду исполнителям. Эта система помогает им качественно и прозрачно для клиента оказывать услуги. Согласитесь, если система действительно ценная, удобная и хорошая, то для исполнителя это значительная экономия. Сделать свой инструмент – это затратно по времени, да и не каждый исполнитель обладает такими ресурсами.

Стоимость услуг на агрегаторе

Следующий важный момент, характерный для услуги – это плавающая стоимость. Возьмем постройку дома. Чтобы хотя бы примерно оценить постройку дома, необходимо сделать замеры, определиться с материалом и т. д. Это не буханка хлеба. Типовой продукт обычно имеет одну конкретную цену. Здесь требуется некоторая кастомизация под клиента.

Будет очень хорошо, если вы позволите своим поставщикам сделать свои гибкие калькуляторы услуг. Тут важно исходить из соотношения простота/точность. Клиент должен быть в состоянии сам заполнить поля калькулятора цены оказания услуги. Но при этом и должна быть хоть какая-то соблюдена точность.

Личность, но не аккаунт

Услуга – более личная вещь, чем товар. Очень важным моментом является не только сам результат, но и процесс, как оказывают услугу. В целом, нам без разницы, где купить хлеб, главное, чтобы он был свежим (вообще, поменьше ешьте хлеб). Но нам важно обслуживание, когда мы приходим в ресторан, кафе. Личный фактор здесь может сыграть решающую роль.

Что это означает для маркетплейса? Вы должны максимально очеловечить исполнителя для заказчика. Это отзывы, рейтинги, возможно, блог или стена, видеообращение, контакты, фотографии. Чем больше человечности будет в аккаунте, тем проще будет заказчику подавать заявку на конкретного исполнителя.

Пожалуй на этом все. Чтобы не повторяться, мы здесь рассмотрели только те моменты, которые касаются именно услуг. Другие вы найдете в нашем блоге.

Если у вас уже есть понимание, что вам нужно, то рекомендую его детализировать с помощью .

Перевозчик «Ситимобил» появился на московском рынке такси больше десяти лет назад, когда машины еще ловили на улице, подняв руку. После нескольких месяцев работы создатели отказались от идеи содержания автопарка и перешли к модели агрегатора - когда любой водитель, прошедший проверку, мог присоединиться к системе и начать зарабатывать. В этом году «Ситимобил» получил инвестиции «Мегафона» и Mail.ru Group, всего в службу такси вложат 35 миллионов долларов. Сооснователь и генеральный директор «Ситимобил» Арам Аракелян рассказал The Village, почему в компании по-прежнему нужны диспетчеры, как водители проходят проверку перед подключением, и появится ли в соцсетях кнопка вызова автомобиля.

Арам Аракелян

сооснователь «Ситимобил»

Ненадежные таксисты

Мне было 23 года, когда мы с друзьями решили создать службу такси. Первые опыты организации бизнеса у нас были еще в школе: с одноклассниками делали и продавали гипсовые статуэтки. Потом было увлечение специализированной техникой - сдавали ее в аренду строительным компаниям. Свой первый капитал мы заработали на сделках с недвижимостью и вот-вот уже думали вложиться в новые автокраны и самосвалы. Тогда Оганес, мой брат и соучредитель «Ситимобила», воодушевленный эстетикой новой городской мобильности, предложил открыть сервис такси. Он придумал название, разработал брендбук и стратегию продвижения. Ему тогда было 20 лет.

Идея бизнеса службы такси появилась летом 2007 года. Мы решили купить автомобили и создать таксопарк, но настолько боялись допустить какую-либо ошибку, что набрали 100 кандидатов в водители и начали их всячески проверять. Был список людей, с которым я буквально ходил по своим знакомым и просил: «Можешь еще проверить на что-то?» Мне назвали цену - 100 долларов за комплексную проверку одного человека, то есть за 100 водителей нужно было бы заплатить уже 10 тысяч долларов. Нам удалось немного удешевить эту услугу, но все равно мы отдали за это приличную сумму и не успокоились, пока не получили всю историю судимостей, привлечений к ответственности кандидатов, не узнали, состоят ли они на учете в каких-то диспансерах.

Из этого списка несколько человек мы пригласили на повторное собеседование и впоследствии дали им для работы наши автомобили. Первый водитель, который получил у нас машину, просто бросил ее на обочине и пропал. Хорошо, что мы заморочились и поставили GPS-датчики на такси, чтобы отслеживать их координаты, хотя тогда это было дорого и не очень надежно. Ту машину мы нашли, открыли дополнительным комплектом ключей и вернули.

Несколько человек оказались игроками - автомобиль был им нужен, только чтобы ездить по игорным залам и автоматам, где они и пропадали вместо работы. Как-то я сам сел на место одного водителя, потянул за ручку двери машины, а оттуда выпал пакетик с непонятным веществом. Оказалось, что этот человек занимался сбытом наркотиков, а ручка в машине - это как раз самое удобное место для хранения, чтобы в случае облавы можно было легко скинуть пакетик. И все эти водители прошли наши проверки, которые в итоге оказались долгими, дорогими и неэффективными.

Не только таксисты подводили нас, любой автомобиль мог попасть в аварию или сломаться. Уже в декабре 2007 года мы решили отказаться от таксопарка и открыть бизнес онлайн-диспетчеризации заказов, привлекать водителей с собственными автомобилями. В нашем парке было всего 15–20 машин, а так мы могли бы ежедневно выводить на линии несколько десятков таксистов.

Еще во время управления автопарком мы поняли, что потенциальные водитель и пассажир просто нигде информационно не пересекаются, и нужно решать именно эту проблему. С начала 2008 года мы занялись информатизацией, начали писать программы для нашего сервиса такси, формировать ценовую политику, стандарты обслуживания.

Первый агрегатор

Всем известна история Uber: они просто допустили частников до рынка такси. В США были очень дорогие и сложные процедуры получения разрешений на работу, при таких административных барьерах рынок не мог масштабироваться и развиваться. А Uber просто заявил, что благодаря им любой человек теперь может возить другого. В России и в Москве было все наоборот: рынок жил и услуга существовала. Частники хотели на своих машинах возить людей, а пассажиры хотели быстро и недорого добираться куда-то, просто подняв руку на улице. И мы упорядочили, систематизировали и перенесли в онлайн процесс, который и так происходил.

Моментального перехода от поднятых рук до вызова такси через приложение не произошло. Но теперь, пока водитель катался по городу в поисках клиента, на него падал заказ от «Ситимобил». Управлять перемещениями таксистов мы никогда не пытались, люди могли свободно выходить на линию и уходить с нее, брать заказы только по своему собственному решению. Водители так получали необременительную возможность дополнительного заработка, причем вполне достойного.

В 2008 году все компании обещали подачу такси в течение 40 минут или даже часа. Заказы принимали диспетчеры. Тогда iPhone считался очень элитарным продуктом, а «Андроида» не существовало вообще. Были только телефоны Nokia, но это далеко не те технические возможности, которые мы имеем сейчас. Зато тогда уже нормально работал 3G, так что водители «Ситимобил» никогда не пользовались рациями, только мобильными телефонами, чтобы в упрощенном браузере можно было получить онлайн-доступ к заказам. Также у нас не было такого, чтобы водитель созванивался с диспетчером и обсуждал, куда и за сколько он хочет поехать.

У нас не было такого, чтобы водитель созванивался с диспетчером и обсуждал, куда и за сколько он хочет поехать

Средний чек за поездку по Москве тогда выходил около 700 рублей. То время, когда машина ехала к пассажиру, оплачивалось из его же кармана, пусть даже он ждал такси 40 минут, а пользовался им в два раза меньше. За простой автомобиля клиенту тоже приходилось платить дополнительно. Но, несмотря на то что пассажир переплачивал, водитель все равно недозарабатывал, и этот «матч» - чтобы таксист и клиент нашли друг друга и получили от услуги взаимную выгоду - случался довольно редко.

Мы стали думать, как оптимизировать процесс, и решили просить клиента подождать заказанную машину примерно 20 минут. Такое время подачи было в два раза меньше, чем у ближайшего конкурента. За 20-минутную поездку мы установили цену 190 рублей, хотя у традиционных таксопарков с шашечками она была 500–600 рублей, а у других перевозчиков - 350–390.

Мы также знали, что не будем за счет водителя пытаться угодить клиенту. В самом начале «Ситимобил» брал 15–20 % от выручки таксиста, но мы старались создавать такие условия, чтобы выходило еще меньше. Например, когда еще не было никаких требований к такси со стороны законодательства, мы стимулировали легализацию рынка за счет части своей маржи. Если водители оформлялись как индивидуальные предприниматели и таксопарки оказывали услуги под своим именем, то наша комиссия снижалась.

Мы давали объявления для водителей, но также помогало сарафанное радио, так что поток желающих поработать не иссякал ни в праздники, ни в выходные.

Конкуренция с людьми из интернета

«Ситимобил» работал в плюс с первого дня. В 2007 году мы были командой со средним возрастом 20 лет и просто не могли позволить себе уходить в минус. В 2011 году у нас уже было мобильное приложение, через которое мы видели, как растет спрос, а в 2012-м активизировались основные конкуренты. В отличие от многих компаний, мы тогда не поддались соблазнам и шли своим путем, а некоторые просто увидели дорожку и побежали по ней, не понимая, что впереди есть яма.

Диспетчерские и таксопарки разучились работать с маркетингом. В какой-то момент стало понятно, что без агрегатора они уже не смогут вести бизнес

Коробка пожеланий

В начале работы мы были одной из первых компаний, которая начала сопровождать заказы СМС-уведомлениями. Тогда это было новшеством, даже банки не отправляли их. Подключение этой услуги стоило нам дополнительных денег, но не так уж много, а у клиентов такая незначительная с виду информатизация вызывала просто детский восторг.

Кроме того, мы задумались о контроле качества. Все работало очень просто: клиент позвонил, оператор принял заказ, водитель получил информацию о заказе, отвез человека, получил деньги, сообщил нам, списалась комиссия. Но часто после поездки мы получали еще и обращения от клиентов и водителей. Такого фидбэка становилось все больше, и управлять им стало возможно только в режиме онлайн, что мы и начали делать с весны 2009 года.

Конечно, любому пользователю доступна функция отправки комментария о заказе через приложение. Но при желании можно поговорить с нашим оператором - живой, настоящей девушкой, которая выслушает и расскажет, что она будет делать. В приложении есть чат с оператором, где переписку тоже поддерживает живой человек. В комментарии к заказу пассажир может написать свои требования, и водители это прочитают.

Мы, в принципе, подберем вам такси хоть по цвету глаз водителя, хоть по рисунку протектора шин, но только если вы готовы подождать часа три

Но надо помнить, что такси - это не коробка желаний, откуда можно вытащить все что угодно. Мы должны сделать так, чтобы машина быстро приехала, чтобы человек не опоздал и ему было комфортно в дороге. Мы предупредим водителей, что у вас будет большой багаж или вы хотите ездить только по выделенным линиям, и ограничим круг машин, которые могли бы соответствовать вашим требованиям. Мы, в принципе, подберем вам такси хоть по цвету глаз водителя, хоть по рисунку протектора шин, но только если вы готовы подождать часа три.

Мы остаемся омниканальной службой и даже при наличии мобильного приложения не отказываемся от диспетчеров. Через приложение проходит 90 % заказов, но мы просто не хотим бросать своих пользователей, которые не пользуются смартфонами. Если это бабушка, которая еще десять лет назад бабушкой не была, мы продолжим ее обслуживать. Сейчас это необязательный бизнес-процесс, но голосовую поддержку мы сохраняем и будем сохранять до тех пор, пока к нам не поступит последний звонок.

Цена поездки

Сейчас наш средний чек - примерно 400 рублей, поездка длится около 30 минут. В день у нас десятки тысяч поездок, но мы стремимся к сотням тысяч. Для водителей есть повышающие коэффициенты, так как мы стараемся их доход поддерживать, чтобы они не выбирали конкурентов. Коэффициенты зависят от соотношения спроса и предложения в конкретной точке, реально они могут принимать значение от 1 до 3.0 в исключительных случаях. Когда не осталось практически ни одной свободной машины, надо людей вытаскивать из домов. Если раньше водитель повез бы человека за тысячу рублей, то теперь может получить за тот же заказ 1,5 или 2 тысячи.

Для клиентов у нас тоже срабатывают коэффициенты, но не так резко, как для таксистов. Тут должно совпасть несколько факторов: пятница вечер, пошел дождь и именно в этом районе что-то происходит, так что собралось очень много людей. Повышение коэффициента для клиента - это не только для того, чтобы нам побольше заработать. Иногда нужно отсечь спрос, когда он многократно повышает возможности системы, и с помощью цен можно этот спрос регулировать. Например, кто-то мог бы поехать на одной машине с другом, а не вызывать две.

Работа с водителями

Есть стандартные требования законодательства к водителям: наличие определенных документов, без которых доступ к работе в такси невозможен. Также у нас есть своя внутренняя экспертиза. Мы даем водителям тесты, в которых проверяется знание города, русского языка и общая эрудиция, чтобы таксист не навязывал свою проблематику пассажиру, а мог поддерживать разговор на общие темы. В этом тесте спрашивается, в каких странах находятся определенные города, про знаменательные даты, про историю Москвы.

Немалая часть поездок завершается оценкой и комментарием, в котором пассажиры хотят нас поблагодарить или, наоборот, предложить над чем-то поработать. Все оценки ниже четверки обязательно просматриваются и прорабатываются. Сейчас средний рейтинг водителя - 4.9. Жалобы мы получаем редко - примерно по одному проценту всех наших поездок. После этого мы приглашаем водителя, анализируем с ним ситуацию и смотрим, насколько он может объективно подойти к вопросу. Если видим патологическую неготовность поддерживать этот диалог, мы прощаемся. Но, как правило, никто не хочет лишиться источника доходов только из-за того, что не мог вежливо пообщаться с человеком в течение 20 минут.

Водитель может работать два часа у нас, еще 12 у конкурентов, а еще час ехать домой. И мы пока этого не знаем

Сейчас каждый водитель сам определяет, сколько часов ему работать. Мы пытаемся обсудить какие-то способы взаимодействия на уровне основных игроков рынка, чтобы совместно понимать, сколько времени человек реально проводит за рулем. Водитель может работать два часа у нас, еще 12 у конкурентов, а еще час ехать домой. И мы пока этого не знаем.

«Сейчас с нами в качестве партнеров работают десятки тысяч водителей, и мы хотим с ними взаимодействовать. У таксиста есть работа, есть дом, где он редко появляется, и ему нужно еще какое-то место, чтобы он мог там обсуждать свои интересы с другими людьми, создавать социальные связи, находиться в комфорте и вообще ощущать себя частью более широкого сообщества.

С прошлого года у нас работает «Дом такси», где есть кухня, душ, комната отдыха с настольными играми. Отдельные капсулы для сна мы пока не ставим, но понимаем, что это было бы хорошо. Пространство «Дома такси» подходит для любых целей. Например, наш партнер из таксопарка может пригласить своих водителей и провести с ними совещание. А можно собраться со своими семьями, смотреть футбол, играть в игры. В «Доме такси» постоянно работают наши специалисты, которые готовы разобрать обращение водителя, если он хочет что-то до нас донести.

Крупные инвесторы

У нас есть разделение на фронт-офис и бэк-офис - в совокупности это 321 сотрудник. «Ситимобил» сейчас является полностью самодостаточной компанией в плане разработки, развития продуктов, аналитики и маркетинга. Думаю, что в течение этого года наша команда бэк-офиса увеличится примерно в два раза. По крайней мере, все к этому идет.

До определенного момента у бизнеса службы такси была операционная модель, когда ты каждый день получаешь прибыль и кладешь ее себе в карман. Но на примере Uber стало понятно, что нужно из кармана деньги вытаскивать, чтобы потом заработать еще больше. Только за счет дополнительных средств можно было расширить границы рынка, построить сервис, который по своим параметрам будет еще лучше и удобнее. Уже с 2015 года мы начали думать о привлечении инвестиций, так как накопили много экспертных знаний и были готовы к масштабированию. В качестве идеального инвестора мы видели именно Mail.ru Group. У них есть наработки во многих отраслях, в том числе и в sharing economy, бизнес-моделях offline-to-online. Помимо этого, у Mail.ru Group огромная аудитория, контакт практически с каждым жителем страны.

Сейчас такси становится бизнесом крупных IT-компаний, например, «Яндекс.Такси» или Uber в США. В Mail.ru Group долго смотрели на этот рынок, так как тестируют разные области для инвестиций. Бизнес, который интересен одной крупной компании, будет интересен и другой. Наш плюс оказался в том, что мы были готовы к масштабированию здесь и сейчас, а у наших инвесторов были технологии, денежные ресурсы и аудитория. Все интересы сошлись, при этом мы сохранили свою самостоятельность и независимость. Приход «Мегафона» как акционера Mail.ru Group и инвестора «Ситимобил» оказался даже выше наших ожиданий.

Мы решили, что будем пытаться вписать сервис такси во все, что только можно

Компании-инвесторы участвуют в работе «Ситимобила» не только деньгами. Их участие в первую очередь - это экспертиза, технические ресурсы и возможность интеграций с другими продуктами компаний, а потом уже финансы. В такси мы действительно имеем дело с большими данными, а опыт и технологии Mail.ru Group и «Мегафона» уникальны в этой сфере, и у компаний-инвесторов есть колоссальный охват целевой аудитории. К тому же среди активных пользователей нашей службы такси есть и топ-менеджмент Mail.Ru Group и «Мегафон». Они могут видеть, как мы работаем, предлагать какие-то улучшения, нововведения.

Мы решили, что будем пытаться вписать сервис такси во все, что только можно. Сделать кнопку вызова такси прямо из социальной сети у VK были планы еще до нашего появления. Так что мы начнем пробовать, тестировать, выбирать какие-то нестандартные форматы интеграции. Но пока боимся сказать что-то раньше времени.

Как это работает на самом деле

Александр Бо

водитель такси, который работает с несколькими агрегаторами

Роман Прохоров, председатель правления Ассоциации «Финансовые инновации»;

1. Агрегаторы – кто они?

Агрегаторы платежных услуг появились в инфраструктуре мирового и российского платежного бизнеса сравнительно недавно, но активно расширяют свои позиции. В отличие от большинства зарубежных юрисдикций, в России их деятельность практически не регламентируется профильным законодательством в сфере регулирования платежного рынка, включая Федеральный закон «О национальной платежной системе». Результатом является возникновение ряда проблем, негативно влияющих на деятельность участников платежного рынка.Как известно, небанковские структуры – агрегаторы платежных услуг – позволяют плательщикам и поставщикам услуг проводить платежи через множество платежных систем и схем, в рамках которых одна сторона покупает, а другая, соответственно, продает свои товары и/или услуги. При этом интернет-магазину для реализации широкого спектра способов приема безналичных платежей достаточно взаимодействовать всего лишь с одним агрегатором, вместо того чтобы заключать значительное количество отдельных договоров с участниками платежных систем или платежных схем (например, с операторами электронных денежных средств).

Как правило, этот обусловлено несколькими факторами: не каждый банк – участник платежной системы готов заключить с интернет-магазином договор эквайринга, учитывая не только риски при обслуживании таких субъектов хозяйственной деятельности, но и экономическую эффективность таких услуг (доходы от операций могут не покрывать их себестоимость, связанную с подключением магазина, мониторингом операций, операционной поддержкой и пр.).

Важным плюсом для клиента интернет-магазина в случае работы последнего с агрегатором является возможность выбирать и оплачивать покупки тем способом (платежные карты, электронные деньги, кредитовый перевод и пр.), который он считает наиболее комфортным.

Таким образом, агрегатор платежных услуг – юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией (не обязательно действующее в российском правовом поле), функционирующее в сфере платежных услуг, устанавливающее множественные договоренности с отдельными торговыми предприятиями, поставщиками услуг и сервис-провайдерами для организации оплаты их услуг потребителями.

2. Бизнес-модели, практикуемые агрегаторами

2.1. Проведение расчетов с использованием банковского счета агрегатора (на примере операций с платежными картами)

При проведении расчетов с использованием банковского счета агрегатора схема прохождения денежных средств выглядит следующим образом (см. схему 1).





Схема 1. Проведение расчетов с использованием банковского счета агрегатора (на примере операций с платежными картами)

Примечания к схеме:

1. Перевод денежных средств осуществляется за счет денежных средств плательщика, находящихся на его банковском счете.

2. Зачисление денежных средств на банковский счет агрегатора.

3. Перевод денежных средств с банковского счета агрегатора на банковский счет интернет-магазина.

При реализации указанной схемы и ей аналогичных агрегаторы в ряде случаев руководствуются следующими подходами.

2.1.1. Осуществление операций в рамках моделей платежных агентов и банковских платежных агентов, установленных Федеральным законом от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее – Федеральный закон № 103-ФЗ) и статьи 14 Федерального закона № 161-ФЗ.

Отметим сразу, что указанный подход не может рассматриваться как в полной мере отвечающий требованиям действующего законодательства . Данное обстоятельство связано с тем, что положения указанных федеральных законов регулируют отношения, возникающие при осуществлении деятельности:

по приему платежным агентом от плательщика наличных денежных средств;

по оказанию услуг по переводу денежных средств на основании договоров, заключаемых банковскими платежными агентами (далее – БПА), с операторами по переводу денежных средств с учетом требований статьи 14 Федерального закона № 161-ФЗ.

Таким образом, агрегатор в случае выполнения им функций платежного агента и БПА в рамках Федерального закона № 103-ФЗ и Федерального закона № 161-ФЗ соответственно, не вправе осуществлять расчеты с интернет-магазинами (в том числе иными поставщиками товаров (работ, услуг) по операциям с платежными картами, электронными денежными средствами), поскольку правовая конструкция указанных федеральных законов регулирует отношения субъектов, связанные с приемом платежей и приемом наличных денежных средств, и не предусматривает осуществление банковских операций, связанных с переводом денежных средств с использованием электронных средств платежа.

2.1.2. Осуществление операций в рамках Гражданского кодекса Российской Федерации («агентская схема»).

Согласно ст. 1005 «Агентский договор» ГК РФ (часть 2) по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

Агрегатор, выбравший способ следования требованиям ГК РФ в рамках агентской схемы, сможет использовать свой банковский счет для расчетов с другими участниками. Например, в рамках агентских соглашений, заключенных с авиационными и железнодорожными компаниями, в соответствии с которыми агрегатору предоставлено право реализовывать авиа и железнодорожные билеты с получением наличных денежных средств за проданные билеты пассажиров и последующим их перечислением от своего имени транспортным компаниям (поставщики товаров (работ, услуг) . Вместе с тем агрегатор не вправе проводить указанные расчеты по операциям с платежными картами , осуществляя переводы денежных средств со своих банковских счетов на банковские счета поставщиков услуг. Указанный запрет обусловлен действующим банковским законодательством и нормативными актами Банка России, в частности Положением Банка России от 24.12.2004 № 266-П «Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием», согласно которому деятельность агрегатора в рассматриваемом случае подпадает под определение деятельности кредитных организаций, связанной с эквайрингом операций с платежными картами.

Таким образом, применение агрегатором «агентской модели» в ряде случаев является сомнительным с правовой точки зрения и приводит к возникновению в деятельности Агрегатора повышенного уровня регуляторного риска.

2.2. Проведение расчетов без использования банковского счета агрегатора

На практике существует и такая бизнес-модель участия агрегатора в оказании платежных услуг, при которой его банковский счет не используется при проведении расчетов между плательщиком и получателем денежных средств (поставщиком товаров (работ, услуг).

При таком способе проведения операций схема перевода денежных средств выглядит следующим образом (см. схему 2)




Схема 2. Проведение расчетов без использования банковского счета агрегатора

Примечания к схеме:

1. Перевод осуществляется за счет денежных средств плательщика, находящихся на его банковском счете.

3. При переводе денежных средств счет агрегатора не используется.

При использовании данной схемы взаимодействия и перевода денежных средств у агрегатора возникает, как правило, только один формат проведения операций – возмездное оказание услуг.

В данном случае агрегатор выступает в качестве стороны, которая оказывает только технические услуги интернет-магазину. Деятельность агрегатора при такой схеме регулируется ГК РФ.

Согласно ст. 779 ГК РФ (часть вторая) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

3. Регулирование деятельности агрегаторов

3.1. Международный опыт регулирования небанковских организаций в платежной индустрии

В исследовании Банка международных расчетов (Bank for International Settlements, BIS) «Небанковские организации в розничных платежах» (сентябрь 2014 г.) небанковские организации определены как компании, которые вовлечены в проведение розничных платежных сервисов потребителям и чей бизнес не связан с привлечением депозитов и предоставлением кредитов и займов.

Небанковские организации вовлечены в проведение розничных платежей на всех стадиях и на каждом этапе процесса проведения платежа. Платежные услуги позволяют небанковским организациям достичь значительных экономических выгод от использования имеющихся возможностей. Специфическими драйверами роста активности для небанковских организаций в сфере розничных платежей сегодня являются:

· тренд по привлечению банками аутсорсинговых компаний для оказания услуг осуществления платежей и предоставления сопутствующих технологий;

· изменение платежных привычек и предпочтений потребителей, включая появление на рынке принципиально новых платежных услуг;

· технические и другие инновации в методах и способах платежей.

Риски, с которыми сталкиваются небанковские организации, по своей природе и последствиям схожи с рисками в банковской отрасли, особенно когда небанковские организации предоставляют клиентам аналогичные с банками сервисы и услуги в сфере платежных операций. Однако существенные различия содержатся в существующем регулировании и подходах для банков и небанковских организаций к управлению рисками, что приводит к существенным различиям в практикуемых политиках и мероприятиях по реагированию на угрозы и контролю рисков в банковской и небанковской сфере.

Несмотря на то что проведение платежей однозначно является сферой регулирования центральных банков, его регулирование на международном рынке для небанковских организаций в значительной мере находится в юрисдикции Комитета по расчетам и платежным системам упомянутого Банка международных расчетов (регламенты и положения, статус участников, требования по лицензированию, технические порядки проведения операций и др.). Регулирование для небанковских организаций захватывает также вопросы риск-менеджмента и контроля рисков. Для центральных банков все большее значение имеет широкое вовлечение в сферу платежей небанковских организаций, в связи с этим центральные банки проявляют стремление к установлению правил на этом рынке.

Направления регулирования для небанковских организаций более разнообразны и при этом не являются взаимоисключающими по сравнению с регулированием банков. Ниже представлено несколько примеров, демонстрирующих различные подходы в регулировании сферы платежных операций:

· небанковские организации приобрели банковские лицензии в соответствии с требованиями законодательства или по собственной инициативе: компания PayPal в ЕС; международные платежные системы, такие как Visa или American Express в отдельных юрисдикциях;

· небанковские организации имеют специальный статус или лицензии (отличные от банковских лицензий) на оказание платежных услуг: институты платежных услуг, которые лицензируются согласно Директиве ЕС «О платежных услугах»; банковские агенты в Мексике; компании по переводу денежных средств в различных штатах США; компания Octopus в Гонконге;

· небанковские организации имеют регистрацию (центрального банка или другого государственного органа), но без существенного администрирования: в ЕС поставщики платежных услуг были освобождены от избыточного надзора на основании соответствия установленным критериям деятельности;

· небанковские организации являются объектами надзора и регулирования центральных банков в сфере проведения платежных операций и расчетов: мексиканские компании по клирингу мобильных платежей; Atos Worldline в Бельгии; небанковские организации, осуществляющие операции в Азиатско-Тихоокеанском регионе;

· небанковские организации, предоставляющие платежные услуги в рамках аутсорсинга части функций, косвенно регулируются способом, аналогичным применяемому к аутсорсингу: функции расчетов и клиринга по отдельным операциям с чеками в Индии; в США надзорные органы банковской сферы имеют право контроля за деятельностью небанковских организаций, оказывающих услуги банкам;

· небанковские организации в отдельных юрисдикциях не имеют специального регулирования при проведении операций в сфере платежных услуг и расчетов.

3.2. Существующее регулирование деятельности агрегаторов в РФ

Для отображения правового поля регулирования деятельности агрегатора можно составить следующую схему.

Примечания к схеме:

1. блоки, отмеченные «зеленым» цветом, имеют непосредственное отношение к деятельности агрегатора;

2. блоки, отмеченные «желтым» цветом, носят только информативный характер в деятельности агрегатора.

На территории Российской Федерации организация и регулирование сферы оказания платежных услуг осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 27.06.2011 № 161-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «О национальной платежной системе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2015) (далее – Федеральный закон № 161-ФЗ).

Федеральный закон № 161-ФЗ устанавливает основные термины в сфере платежных услуг (в том числе их одинаковое толкование), упорядочивает их применение и использование, обеспечивает унификацию, что в целом повышает прозрачность проводимых операций в сфере платежных услуг. Вместе с тем в статье 3 данного Федерального закона, содержащей основные понятия в целях регулирования отношений в национальной платежной системе, не определен субъект (агрегатор), являющийся посредником при оказании платежных услуг между плательщиком, банком плательщика и поставщиком товара (работы, услуги), не установлены требования к деятельности данного субъекта, в том числе при осуществлении перевода денежных средств.

Таким образом, несмотря на то, что Закон «О НПС» является основополагающим на территории Российской Федерации в сфере платежных услуг, его положения не регулируют деятельность агрегаторов из-за ее специфики, а также специфики их роли в схеме взаимодействия при оказании платежных услуг, что является серьезным методологическим упущением в регуляторной сфере розничной индустрии.

Законодательство о национальной платежной системе также не содержит такие термины или определения, как «агрегатор», или «платежный агрегатор», или «агрегатор платежных услуг».

Возможным объяснением этого упущения может являться ускоренное развитие сферы платежных услуг как в мире, так и в России, что не позволяет предусмотреть сразу все аспекты деятельности того или иного игрока в индустрии платежей при разработке законодательных и нормативно-правовых документов.

Несмотря на тот факт, что Закон о ПОД/ФТ (№ 115-ФЗ) является системообразующим для финансового рынка России, в перечень организаций (статья 5 Закона № 115-ФЗ), подпадающих под действие данного закона, не входит агрегатор. Данное обстоятельство приводит к ситуации, при которой операции между агрегатором и интернет-магазином не регулируются положениями Закона № 115-ФЗ.

3.3. Регулирование и операции агрегатора

Ситуация с регулированием деятельности агрегаторов сложилась, исходя из практических и исторических предпосылок. В то же время очевидно, что «обойти» или не применять в своей деятельности общеэкономические законодательные и нормативно-правовые акты агрегатор не может по причине его функционирования в российском правовом поле. При этом специализированные законодательные и нормативно-правовые акты агрегатор фактически игнорирует по причине отсутствия упоминания его операций и самого агрегатора в качестве субъекта регулирования конкретными федеральными законами. Более наглядно эта особенность визуализирована ниже в схеме взаимодействия.

Взаимосвязь регулирования и деятельности агрегатора


Таким образом, агрегаторы – хозяйствующие субъекты, действующие на территории Российской Федерации в рамках существующего правового поля РФ.

Примечания к схеме:

· блоки, отмеченные «зеленым» цветом, имеют одностороннюю взаимосвязь: где законы определяют форму и содержание операций;

· блоки, отмеченные «серым» цветом, фактически не влияют на деятельность и могут не приниматься в расчет при проведении операций.

Агрегаторы не являются субъектами регулирования Закона «О НПС» и не подпадают под регулирование и надзор Центрального банка Российской Федерации – регулятора финансового рынка.

3.4. Возможные направления развития регулирования операций агрегатора

С учетом анализа международного опыта можно сформулировать следующие возможные варианты.

Во-первых, это разработка и внедрение специального набора нормативно-правовых документов, которые будут регулировать деятельность агрегатора. Данный путь является высокоинтенсивным способом внедрения регулирования и, как правило, позволяет добиваться значимых результатов при наличии прозрачных отношений в регулируемой сфере. Однако, как показывает международная практика, он используется на более поздних стадиях развития соответствующих субъектов индустрии и их инфраструктуры.

Во-вторых, следует рассмотреть вариант саморегулирования деятельности агрегаторов путем самоорганизации участников сообщества данного вида деятельности как путем создания объединений участников, так и путем эволюционного развития нормативно-правой базы. Указанный способ возможен для применения при высокой организованности участников, наличии общности целей и действенных коммуникаций между участниками. К текущему моменту применение данного способа представляется нереалистичным по различным причинам, в том числе из-за неоднородности развития рынка услуг агрегаторов.

В-третьих, следует рассмотреть вопрос включения деятельности агрегаторов в существующее поле регулирования всей отрасли платежных операций и расчетов в рамках национальной платежной системы. Данный путь представляется наиболее целесообразным, как с точки зрения взвешенности в подходах регулирования, так и необходимости новации нормативно-правового поля в Российской Федерации в части деятельности агрегатора платежных услуг.

Учитывая, что в большинстве бизнес-моделей деятельности агрегатора использование банковского счета агрегатора для проведения расчетов плательщика и поставщика услуг является «краеугольным камнем», для минимизации рисков необходимо рассмотреть установление обязательного использования агрегаторами счетов со специальными режимами проведения операций.

4 . Основные выводы

«Типовые черты» агрегатора

1) Агрегаторы – молодые компании (юридические лица, не являющиеся кредитными организациями), даже крупные агрегаторы созданы менее 5 лет назад.

2) Агрегаторы – компании, инвестиции которых в основной капитал незначительны (до 100 тыс. долл. США), а стоимость используемой интеллектуальной собственности (нематериальные активы, разработки и исследования) не превышает 5% от валюты баланса компании.

3) Бизнес-модель (применяемые тарифы, объемы проводимых операций) агрегаторов позволяет добиваться окупаемости инвестиций в течение 1 года.

4) Через сервисы агрегаторов проходят значительные объемы платежных операций (ежегодный суммарный оборот только крупных российских агрегаторов достигает нескольких миллиардов рублей). Это обусловливает наличие не контролируемых регуляторами рисков, поскольку деятельность агрегаторов осуществляется вне периметра законодательства о национальной платежной системе.

5) Отмечаются отдельные факты перехода собственников компаний-агрегаторов из российской юрисдикции в офшоры (в том числе это характерно для крупных агрегаторов), что сказывается на прозрачности ведения бизнеса агрегаторами. Однако данная тенденция, по нашему мнению, не связана напрямую со спецификой деятельности агрегаторов.

Бизнес-модель агрегатора

6) Бизнес-модель деятельности агрегатора имеет определенную вариативность, которая оказывает существенное влияние на подходы и способы организации бизнеса агрегатором. Данная вариативность заключается в выборе способа организации операций агрегатора: осуществление расчетов непосредственно с поставщиками товаров (работ, услуг) путем переводов денежных средств (поступивших как от физических лиц – плательщиков, так и от субъектов НПС) со своего банковского счета на их банковские счета (далее по тексту – использование банковского счета агрегатора), либо оказание только информационно-технологических услуг, без использования банковского счета агрегатора для осуществления расчетов.

Регулирование и надзор за деятельностью агрегаторов

7) Общеэкономические законодательные акты (Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Закон «Об ООО») оказывают непосредственное влияние на деятельность агрегаторов в Российской Федерации. Требования указанных законодательных актов напрямую влияют на форму, особенности и содержание заключаемых агрегаторами договоров, соглашений, сделок с участниками рынка платежных услуг, а также устанавливают общие правила деятельности агрегаторов как субъектов хозяйственной деятельности в Российской Федерации.

8) Необходимо включение деятельности агрегаторов в существующее поле регулирования субъектов платежной индустрии в рамках национальной платежной системы. Данный путь представляется наиболее целесообразным в целях выработки единообразного подхода в отношении регулирования не только субъектов национальной платежной системы, но и иных организаций, участвующих в оказании платежных услуг, деятельность которых в отдельных случаях в настоящее время осуществляется с нарушением норм действующего законодательства из-за отсутствия правовой определенности.

9) Поскольку базовая бизнес-модель деятельности агрегатора построена на использовании банковского счета агрегатора, через который осуществляются переводы денежных средств между плательщиком и поставщиком услуг, для минимизации рисков (помимо выбора пути регулирования деятельности агрегаторов), целесообразно рассмотреть использование агрегаторами банковских счетов со специальными режимами проведения операций, типа эксроу-счетов.

10) Принимая во внимание, что в соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» одной из важных целей Банка России является обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы, контроль и надзор за деятельностью агрегаторов в платежной индустрии целесообразно возложить на Центральный банк Российской Федерации.


Агрегатор (от лат. Aggregatio – «накопление») – структура, которая агрегирует, собирает, группирует объекты в категорию более высокого уровня.

Участники платежной системы – банк, небанковская кредитная организация

И общение с заказчиками, и собственная практика рисует печальную для бизнеса картину: стоимость привлечения и обслуживания клиентов непрерывно растет. Все дешевые приемы мигом тиражируются и перестают работать. Покупатели, кушая поп-корн, наблюдают за войной вокруг их заказа.

Корпоративные странички превращаются в настоящие СМИ (или перестают привлекать клиентов), социальные сети и поисковики хотят денег (или перестают приводить клиентов), скидки съедают маржу, приходится внедрять CRM (или терять клиентов).
На молодом рынке для успеха нужен энтузиазм, на зрелом — ресурсы. Российский рынок основательно созрел, а местами сильно перезрел. Уже сегодня эти расходы для малого бизнеса непомерны. Еще пара лет — и маленькая компания не сможет привлекать клиентов, оставаясь рентабельной.

А как дела у крупного бизнеса?

Крупный бизнес как раз и занимается тем, что перехватывает «прогретые» потоки клиентов. На рынке лидов работают самые обычные рыночные законы, а по ним крупная компания всегда выигрывает у небольшой.
Крупная компания мелкой сетью выгребает всю рыбу, и сталкивается с необходимостью выкинуть половину улова. Часть потенциальных заказчиков — слишком мелкие, их заказы неинтересны серьезным игрокам. Другая часть хочет особый продукт, что-то индивидуальное, а крупная компания всегда нацелена на массовое производство.

Что делать с ненужными лидами?

Средства уже потрачены, лид уже получен и даже обработан, просто выкинуть его — расточительство. Но и самостоятельно обслуживать его — расточительство.
Крупная компания создает партнерскую экосистему из малых и средних компаний, кому на определенных условиях передает ненужные лиды.
Такая модель взаимодействия выгодна и крупному, и малому бизнесу, и покупателям. Поэтому за ней будущее. Впрочем, если вы внимательно посмотрите по сторонам, то увидите, что она уже здесь.
Вот вам пример — Microsoft Business Solution. Как этот агрегатор работает? Прежде всего, серьезный маркетинг, продвижение своих бизнес-решений через конференции, диджитал-продвижение и промоушен. Аккумуляция входящих обращений от потенциальных клиентов, а затем перераспределение их по своей партнерской сети.

Что меняется для малого бизнеса?

Имейте в виду: работать «по старинке» в экосистеме агрегатора не выйдет. Крупная компания работает технологично, и того же требует от всех партнеров. Хотите пользоваться ее ресурсами? Подчиняйтесь ее правилам.
Экосистема — это не просто передача лидов. Это вхождение в общую информационную инфраструктуру, это работа по единым стандартам привлечения и обслуживания, это общие маркетинговые и сбытовые технологии.
К появлению агрегатора стоит готовиться заранее: повышать качество услуг, внедрять нормативы, учить продавцов, укреплять дисциплину, внедрять CRM, оценивать удовлетворенность клиента, наращивать повторные и кросс-продажи. Такая компания войдет в экосистему агрегатора на хороших условиях, а хаотичный бизнес «на коленке» останется за бортом.

Как стать бизнес-агрегатором?

Хотите стать агрегатором?
Первым делом разработайте стратегию. Какие продукты и услуги вы будете передавать в партнерскую сеть?
Вторым делом проработайте бизнес-процессы и взаимодействие, и, естественно, автоматизацию. Связка ERP-систем, CRM-систем, Интернет-представительств, через которые вы будете работать, и четко организованные сквозные процессы, позволяющие отслеживать ход каждой сделки.
Цель агрегатора — довести лидогенерацию до индустриальных масштабов. Все запросы оцениваются, сегментируются и квалифицируются, чтобы правильно распределить их между членами экосистемы. Именно так выращивается партнерская сеть. Не «убивать» маленькие компании, а развивать их, давая посильные лиды, при этом контролировать качество оказываемых услуг. Сегодня это мелкий партнер, а завтра его компетенция вырастет, и он станет крупным партнером.
Если агрегатор научится считать лидогенерацию, анализировать ее, понимая, откуда лид, сколько он стоит, кто из партнеров лучше его реализует, потерь потенциальных клиентов практически не будет. К тому же мелкий клиент еще может вырасти, и вы сильно выиграете, если он будет расти, оставаясь в вашей экосистеме, под вашим контролем.
Не забывайте, что экосистема устойчива, пока комфортно всем ее участникам. Как только вы решите поджать партнера, сэкономить на его развитии и обучении, снизить требования к качеству, огорчив клиентов, конкурирующая экосистема хищно облизнется. Хороший агрегатор — это любящий, но строгий родитель. Когда он пренебрегает своими обязанностями, страдают не только «дети», но и его собственное будущее.

Вывод

Если вы — лидер своего рынка, готовьтесь превратиться в агрегатора. Так вы станете сильнее и богаче. Если же вы упустите эту возможность, и на вашем рынке появится другой агрегатор, он наверняка отберет у вас лидерство.
Если вы — малая компания, вы сильно выиграете, если передадите агрегатору лидогенерацию и возьмете у него технологию продаж. Чтобы заинтересовать агрегатора, наводите порядок у себя в бизнесе.

Схема изображает принцип работы: зеленым взаимодействие водителя и пассажира, а бордовым - распределение оплаты.

Агрегаторы такси (агрегатор от латинского слова aggregatio т. е. «накопление»). Агрегаторы объединили таксопарки. Первым в 2009 году появился Uber, за ним в 2011 году Яндекс-такси и Гетт-такси.

Общие принцип работы агрегаторов:

  1. Откуда заказы . Пассажир связывается с водителем через мобильное приложение.
  2. Кто подключает водителей. Агрегаторы: Яндекс-такси, Uber и Gett-taxi работают с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а те в свою очередь с водителями.
  3. Комиссия . Агрегаторы и таксопарки берут процент от заказа за посредничество. Например Uber берет 20%, а таксопарк до 10%.
  4. Почему популярно? Агрегаторы предъявляют высокие требования к автомобилю и водителю, обеспечивая качество и безопасность. Пассажиру комфортно.
  5. Почему популярно? Часть №2 . Чаще всего заранее известна стоимость поездки. Можно заказать любой автомобиль: эконом и бизнес класса, с детским креслом или минивен. Это тоже нравится пассажирам.
  6. Почему популярно? Часть №3 . Из-за большого количества подключенных к агрегаторам машин не приходится ждать такси. Например в Москве от заявки до подачи пройдет не более 10 минут.

Принцип работы Uber для водителей:

  1. Кто подключает к Uber . Убер сотрудничает только с партнерами - юридическими лицами или ИП.
  2. Кого подключают к Uber . Партнеры подключают к Uber водителей соответствующих требованиям: стаж вождения более 3 лет, есть лицензия такси, несудим и автомобиль из списка .
  3. Какой смартфон . Приложение для водителя работает и на Андроид и на iOs. Подойдет смартфон или планшет с симкартой.
  4. Комиссия . Убер берет 20% от заказа и 5-10% берет партнер.
  5. График работы водителя . Водитель может работать сколько хочет, хоть 15 часов в сутки, хоть 3 часа в неделю.
  6. Когда зарплата . Деньги водитель получает на карту раз в неделю или раз в сутки. Деньги перечисляет партнер за вычетом своей комиссии.
  7. Сложно работать? Если водитель имеет низкий рейтинг, то Uber его отключает.

Принцип работы Яндекс.Такси для водителей:

  1. Кто подключает к Яндекс-такси . Яндекс сотрудничает только с таксопарками - юридическими лицами или ИП.
  2. Приложение для водителя . Приложение называется Яндекс Таксометр и работает только на устройствах с Андроидом. В Таксометре видны заказы, прибыль, рейтинг и т. п.
  3. Особенность Яндекс Таксометра . Баланс таксометра должен быть положительный, чтобы принимать заказы. Если вы получаете оплату наличными, то комиссия Яндекса должна списаться с таксометра. Если на балансе Таксометра не будет денег, неоткуда будет списать комиссию. Безналичные оплаты поступают в ваш Таксометр уже за вычетом комиссии.
  4. Комиссия . Яндекс берет комиссию с заказов 23%, частью делится с таксопарком. Так же, таксопарки берут комиссию 3-10% за вывод средств с таксометра.
  5. Проверки . Повышенные требования к обучению водителей. Прохождение фотоконтроля - неожиданно вы должны прислать фото авто и документов. Прохождение обучения и аттестации в центрах - для новичков и тех, кто полтора месяца не работал.
  6. Зарплата . Деньги водитель получает на карту по запросу в таксопарк. А так может копить их на Таксометре.
  7. Сложно работать? Заблокируют за жалобы пассажиров, за низкий рейтинг, за грязную машину и если не принимать предложенные заказы.

История развития

В Советском Союзе была монополия государственного такси. Частным извозом заниматься было нельзя, а все такси и таксисты были примерно одинаковые:

Образ советского таксиста.

С развалом СССР, в новой России начали появляться предприниматели, которые копировали бизнес из-за рубежа создавая коммерческие таксопарки. Ну и конечно «бомбилы» - частные водители.

Бомбилы начала 90-х годов.

Этот процесс развивался и к 2010 году достиг неких границ: было достаточно таксопарков. Какие-то таксопарки были обычными, а какие-то под свою аудиторию: такси для женщин, для бизнесменов, для недорогих поездок.

Сформировались более-менее известные бренды: «Новое желтое такси», «Такси командир» и т. п. Все «рыбные» места у вокзалов, аэропортов и метро были поделены между группировками и диаспорами.

Женское такси. Видна принадлежность к определенному автопарку.

Стоимость для обычных людей была высока. Чтобы проехаться по Москве дешевле рублей 500 - надо было торговаться, а добраться в аэропорт дешевле 3 000-5 000 тысяч просто невозможно.

Развитие интернета сделало свое дело и появились агрегаторы такси. Агрегаторы начали объединять таксопарки. Первым в 2009 году появился Uber, за ним в 2011 году Яндекс-такси и Гетт.

По сути, агрегаторы это разработчики программ, которые связывают водителя с пассажиром. За счет широких рекламных возможностей потенциальные пассажиры знают, что если скачать приложение для смартфона и заказать через него такси - получится недорого, комфортно и безопасно.


Приложение Uber для пассажира. Все ясно, быстро и недорого.

Uber не только самая первая сеть, но и наиболее распространенная в мире. Убер позиционирует себя как сервис профессиональных водителей и открещивается от слова такси.

Агрегаторы стерли и уравняли между собой различные бренды такси. Пассажир заказывая такси через агрегатор получает адекватную и фиксированную цену за поездку. Заказав такси в Яндекс-такси, пассажир и не узнает, что к нему приехал водитель из таксопарка «Вист-М ». Для пассажира это будет просто Яндекс-такси.

Агрегаторы изменили рынок - владельцу автопарка выгоднее работать не над развитием бренда, а над набором автомобилей и обучением водителей.

Благодаря тому, что агрегаторы объединили сотни тысяч такси пассажир заказывая машину ждет меньше 10 минут в любое время. Ведь всегда есть рядом несколько готовых таксистов.

Рекомендуем почитать

Наверх