Изготовление стеклянных игрушек в домашних условиях. Как делают елочные игрушки

Закон и право 28.11.2020
Закон и право

Фабрика «Ёлочка» первой в России стала изготавливать украшения для новогодней ёлки. Её игрушки красовались как на главной кремлёвской красавице, так и в домах советских граждан. Сейчас у компании миллионный оборот продукции в год и поставки товара в Эстонию, Киргизию, Узбекистан, Белоруссию, Казахстан. Которые, в свою очередь, экспортируют игрушки в Германию, Америку, Израиль и Австралию.

Стекольное производство в избе. Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов

Клинский стеклодувный промысел зародился ещё в 1848 году. Тогда Александр Меншиков построил первый стекольный завод по изготовлению колб для керосиновых ламп, аптечных пузырьков, посуды и игрушек. На нём трудилось всего 80 крестьян из соседних деревень. После смерти князя работники растащили всё стекло по избам и занялись уже своим кустарным производством. В домах целыми семьями трудились над созданием украшений из стекла. Бусы, которые они делали, носили название «камушные», потому что имели очень толстые стенки и неровные края и больше напоминали камни, нежели украшения.

Стеклянные аптечные пузырьки. Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов

Стеклодувный цех

В XIX веке стеклодувами работали одни лишь мужчины. Сейчас же ситуация в корне изменилась. Самую вредную и важную работу на предприятии народных и художественных промыслов «Ёлочка» выполняют женщины. Именно они являются мастерами-стеклодувами. Весёлые, спокойные, с обычными лёгкими и большим профессионализмом. Брака по их вине практически не бывает, хотя всё они делают на глаз. Трудятся в тёмном помещении, где в несколько рядов стоят столы, на которых лежат стеклодроты (стеклянные трубки, из которых потом делают новогодние игрушки — прим. ред.). Главное рабочее место отведено горелкам на газу. Над ними нависают массивные вытяжки. А рядышком на стульях сидят сотрудницы. От гула, который заполоняет цех, их спасают наушники. Под любимую музыку управляются со стеклом. Заносят его над пламенем горелки, хорошо разогревают и вытягивают. Потом либо помещают в определённую форму, чтобы получить, например, Алладина, либо просто выдувают шар через «усик» — отверстие. Затем кладут на стол остужаться. Всё это делается во мраке, чтобы видеть стекло и следить за качеством продукции. За день каждая мастерица может произвести около 300 шариков или 100 «верхушек», 100-150 изделий по форме (шишки, герои мультфильмов, колокольчики).

Стеклодув за работой. Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов

«В цехе нас 25 мастеров. Работают женщины от 20 до 70 лет. Вообще, конечно, профессия очень тяжёлая, потому что имеем дело со стеклом и огнём. Вначале это пугает, здесь же идёт работа с газом, и горелки находятся под высоким давлением, не сравнить с домашней плитой. Поэтому новичкам часто страшно. Многие не выдерживают и уходят. У нас на производстве остаются лишь профессионалы со спокойным, свободным дыханием и уверенными руками», — рассказала стеклодув Екатерина Коркина .

Стеклодувный цех. Рабочие места. Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов

Цех металлизации

После выдувания готовые прозрачные игрушки, которые ещё называют «гольё», попадают в цех металлизации. Там их делают блестящими за счёт алюминия. Для этого изделия надевают на специальные кассеты: металлический каркас, напоминающий навесную сушилку для кружек. Потом работник протирает все игрушки и отвозит их в вакуумную машину. Она похожа на бочку с насосами по бокам, в которой находятся испаритель и вольфрамовая проволока, на ней развешаны кусочки обычной кулинарной фольги. Когда изделия оказываются в машине, работник её запускает. После старта откачивается весь воздух, а по проволоке бежит электрический ток, превращая кусочки фольги в блестящее облако. Оно оседает на игрушках и придаёт им новый облик.

В этом цехе тоже стоит гул, а рабочий день делится на 6 циклов, за время которых работницы успевают развесить по кассетам и протереть от 180 до 600 игрушек.

«В нашем цехе работают 5 машин, их обслуживают 5 операторов. И тоже все женщины. Эта работа не для мужчин, потому что им нужна конкретика. А здесь необходимо терпение, чтобы протереть каждую игрушечку. Такое качество есть только у представительниц слабого пола», — поделилась начальник ОТК цеха металлизации Валентина Афанасьева .

Игрушки в вакуумной машине. Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов

Окрашивание и разрисовка

Когда игрушка прошла металлизацию, её отправляют на покраску. На этом этапе украшение за хвостик опускают в краску, затем достают и дают обсохнуть. Следом за дело принимается художник. С помощью акриловых, лаковых красок и присыпки он выводит узоры на изделии. Затем у игрушки обрезают кончик, через который её выдували. И только после всех этих процедур отправляют на продажу.

Ручная роспись игрушек. Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов

Опасное производство

Работа стеклодува не зря считается очень тяжёлой. Мастерам приходится иметь дело с газом, поэтому их труд считается опасным. На пенсию работники уходят уже в 45 лет.

«Продолжительность рабочего дня у нас 8 часов. Все работники имеют полный социальный пакет и положенный отпуск. Средняя зарплата на предприятии — 25 тысяч, что очень неплохо, если учесть, что в Клину она от 19 до 22 тысяч. А высококлассные специалисты, которые справляются с нормой, получают и до 60 тысяч», — объяснил исполнительный директор ОАО «Ёлочка» Владимир Симанович .

Мода на ёлочные игрушки в России

В XIX веке ёлки украшали стеклянными бусами, которые достигали до 4 метров в длину. Они состояли не только из бусин, но и маленьких палочек — стекляруса.

Затем появились картонажные игрушки. Чтобы их изготовить, брали большой лист картона, обклеивали его золотой и серебряной фольгой, потом делали оттиск нужной фигуры и склеивали половинки изделия. Получались яркие птички, морские коньки и другая живность.

Картонажные игрушки. Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов

В конце 30-х годов на ёлках стали появляться герои детских сказок: Иван Царевич, Красная Шапочка, Кот в сапогах.

В годы великой Отечественной войны игрушки делали из подручных материалов. Героями украшений были Дед Мороз с автоматом, Снегурочка в шлеме, самолёты-истребители, дирижабли, пушки и звёзды.

Военные игрушки. Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов

После войны стали мастерить монтажные игрушки. Это были объёмные фигуры, которые собирались из стекляруса и бусинок. Их производством занимались в основном военные инвалиды. Делали самолёты, велосипеды, лампочки и многое другое.

Монтажные игрушки. Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов В 1949 году, на юбилей Александра Пушкина, пришла мода на игрушки, олицетворяющие героев его сказок. Белочку, которая орешки грызёт, Шамаханскую царицу, Золотую рыбку.

В 50-х годах, когда большая часть населения страны проживала в коммунальных квартирах, стали выпускать игрушки-малютки для небольших ёлочек.

Во время правления Хрущёва на ёлках страны появились початки кукурузы, всевозможные фрукты и овощи.

Первый полёт человека в космос ознаменовал новый этап в ёлочной моде. Праздничные деревья украшали игрушками в виде космонавтов и ракет.

Космическая тема в игрушках. Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов

В 80-е годы стали выпускать игрушки с олимпийской символикой: Олимпийского Мишку и огонь.

Игрушка «Олимпийский Мишка». Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов

В 90-е пришла мода на ёлочные шары с изображением символов года по восточному календарю. Вот и в наступающем 2017 году петух будет красоваться на многих новогодних шарах. Но не только они пользуются популярностью среди россиян. Сейчас возрос спрос на ретро-игрушки, которые производились ещё в 40-х—60 -х годах прошлого века. Хозяйки хотят, чтобы их ёлочки были самыми красивыми, поэтому на их украшение не жалеют ни фантазии, ни денег, ни сил.

The Village побывал на нижегородской фабрике стеклянных елочных украшений «Ариель» и узнал, как рождаются нарядные новогодние фигурки.

Фотографии

Илья большаков

Сложно представить, но с 1927 по 1935 год в Советском Союзе ни Новый год, ни Рождество не праздновались - в них видели идеологическую угрозу. Но затем традиция ожила и стала развиваться с новой силой, хоть и с привкусом пропаганды. Фабрика «Ариель», основанная в 1996 году, - одно из всего лишь двух круглогодично работающих производств в стране. Она же - правопреемница стеклодувно-художественного цеха горьковской артели «Детская игрушка», открытого в 1936 году. После того как народу вернули праздник, стали появляться и стандарты по изготовлению игрушек, и методические пособия для учителей, как нужно правильно наряжать елку с детьми, потому что каждой эпохе соответствовала своя символика, призванная укрепить дух граждан, веру в вождей и далее по списку. Если вспомнить ретрофигурки, несложно догадаться, в период чьего правления на елки вешали, например, кукурузу и лучок. Все формы разрабатывались и утверждались централизованно, а на производство отправлялись готовые образцы. Сегодня же все продиктовано в основном модой, а фабрики сами решают, что и как они будут делать.

Разработка идеи

Креатив на этой стадии может относиться как к форме игрушки, так и к узору на ней. Специально созданная творческая группа художников разрабатывает несколько вариантов нового украшения, вдохновляясь и модными тенденциями, и традиционной символикой года, и ретромотивами. Далее главный художник утверждает те образцы, которые поступят в производство. Если это шар с новым рисунком, то одобренный вариант становится эталоном, с которого мастера будут все срисовывать. Если же новая фигурка, то стеклодувам отправляют керамическую форму для изготовления.

Работа со стеклом

В качестве сырья фабрика закупает стеклянные дроты - полые трубки высотой полтора метра. Все, что нужно для превращения этого дрота в красивые фигуры, - газовая горелка с температурой 650 градусов и мастерство стеклодува. Пламя быстро разогревает трубку, стекло становится пластичным, что и позволяет отделить от него небольшой кусок для дальнейшей работы - «вытянуть пульку». Из нее можно сделать любую игрушку, но для начала снова нужно нагреть ее основную часть.

Когда мастер понимает, что стекло достаточно расплавилось (а это можно понять исключительно за счет опыта и интуиции, потому что потрогать его руками или измерить температуру не получится), он снимает пульку с огня и начинает вдувать в нее воздух через один из «усов» - длинных концов заготовки. Воздух изнутри расталкивает стенки и, постоянно поворачивая в руках пульку, стеклодув выдувает шар, а потом нагревает ус, скручивает и отрывает его. Все шары, сделанные вручную, не идеально ровные, но заметить это практически невозможно.

Если же из заготовки нужно сделать фигурку, например, снеговика, ее также разогревают, но перед выдуванием помещают в керамическую форму. Воздух потом так же вдувают через ус, но стекло расширяется ровно до тех пор, пока позволяют стенки формы.

Околпачка

После выдувания игрушки отправляют в лакокрасочный цех, где им придают цвет: розовый глянец, матовый шоколад. За оставшийся ус их окунают в бочку с лаком и ставят на подставку до высыхания. Потом этот ус срезают и надевают колпачок, тот самый, в который вдевается ниточка, чтобы повесить игрушку на елку. Для части игрушек эти этапы становятся конечными, их упаковывают и отправляют заказчикам.

Роспись

Это самый долгий и трудоемкий процесс, ведь художник буквально на каждой заготовке рисует картину. Но именно это и делает фабрику такой примечательной, а игрушки - востребованными. За годы работы здесь сложилась своя, узнаваемая школа росписи, детальная и реалистичная. А заказы приходят не только из других регионов, но и из Европы и США. Для сравнения: стеклодувов в штате всего четверо, а художников - шестьдесят.

На столе у каждого из них есть стойка, куда вешаются игрушки, акриловые краски, кисточки и вода, палитра, салфетки и сам образец. Поскольку роспись происходит пошагово, в работе у одного мастера находятся одновременно несколько изделий, и сложно посчитать, сколько раз за день каждое из них берется в руки и вешается обратно. Сначала наносится подмалевок - основные цветовые пятна, затем детали, от крупных к мелким. Если нужно нарисовать домик, то сперва на всех шарах рисуется первая стенка, за ней вторая. Это помогает экономить краски и время мастера.

Поскольку основная аудитория - это все-таки дети, для них создали четыре тематические мастерские для самостоятельной росписи: кондитерскую, морскую, космическую и фэнтези. Каждый ребенок приносит домой с экскурсии игрушку, украшенную своим рисунком, пусть и далеким от совершенства, но не менее ценным. Рядом с мастерскими расположились музей со множеством работ, произведенных за всю историю существования стеклянной елочной игрушки, и фотозоны, условно поделенные на эпохи и стили. Здесь можно увидеть как традиционную ретроелку с игрушками на прищепках, пионерами и кукурузой, так и весьма концептуальные металлические каркасы-пирамиды, украшенные черными глянцевыми шарами. Но что удивительнее всего, эта рабочая атмосфера с круглогодичным праздником у работников фабрики ничуть не отбивает желания наряжать елки у себя дома. Единственное, что изменилось с их приходом сюда, - подход к выбору украшений стал более осознанным и вдумчивым.

В 1992 году в Нижнем Новгороде открылась фабрика елочных игрушек «Ариель». Они занимаются изготовлением новогодних шаров, подсвечников, медальонов и даже пасхальных яиц. Фабрика является участником многих международных выставок и конкурсов. Им удалось почти сразу обратить на себя внимание на западном рынке, поэтому сейчас нижегородская фабрика - одно из двух предприятий в России, экспортирующих свою продукцию в другие страны, среди которых Германия, Франция, Англия, Америка, Италия, Швейцария, Дания.

О том, как делают елочные игрушки.

Процесс изготовления елочных украшений начинается с выдувания. Для этого используется медицинское стекло:

Из каждой такой стеклянной трубы получается 2-3 заготовки:

Сначала она нагревается посередине, чтобы разделить на две части:



Получив нужный кусочек, каждую трубу прогревают изнутри, чтобы мастера смогли приступить к выдуванию:

Выдувается елочное украшение за один выдох. Поэтому, когда вы видите огромный шар, знайте, что он сделан другой техникой. С помощью двух усиков мастер придает форму:

В зависимости от того, какое украшение должно получиться, выбирается формочка. В данном случае стеклодув изготавливает «домик»:

Один усик закручивается в маленькую петельку (преимущественно для западного рынка), либо оставляют для дальнейшего отрезания, а второй удаляется, оставляя на донышке шара уникальный след:

Для изготовления украшения, похожего на сову используется специальный инструмент, которым продавливается стекло шара. Таким способом получаются характерные ей глаза:

За 6 часов стеклодувы выдувают по 250-300 шаров. Обучиться этому негде, поэтому все стеклодувы, как в старине, передают свои знания напрямую следующему поколению:

Сейчас на фабрике работает всего 4 стеклодува. Рабочее место одного из них:

После выдувки заготовки попадают в покрасочную. Здесь наносят слой лака, но тогда украшение будет немного прозрачным (для подсвечника, например), либо перед этим наносится еще слой алюминия. Алюминий полностью убирает прозрачность и добавляет больше блеска:

Тут же отрезается второй усик:

За покрасочными работами следует художественная, самая сложная, на мой взгляд:

Заказы у фабрики бывают разные: от президентских подарков до шаров со станциями метро. Почти все рисунки выполняются в несколько этапов (минимум 3-4). К концу работ на этих шарах появится :

Для рисования используют кисточки, перья, губки и баночки от сметаны

Мастеров-художников примерно в 4 раза больше, чем стеклодувов. Те, кто дольше работает на фабрике, выполняют более сложную работу, а новенькие полегче. Но художественное образование является обязательным:

Наглядная демонстрация поэтапности. Должен получиться снегирь:

Финальные декоративные штрихи:

Большую часть времени украшения сохнут:

Игрушка из последней коллекции:

Так выглядит рабочее место закончившего мастера-художника:

Также на фабрику водят экскурсии. Такой вид услуги даже пользуется большим спросом! Сейчас все экскурсионное время расписано до конца января:

Завершением такой экскурсии является мастер-класс по разрисовке шаров и фигурок:

Конечно же, результат можно забрать домой, чтобы похвалиться перед родителями своей работой:

Так делают елочные игрушки.

Согласитесь, самое приятное в подготовке к Новому Году - вовсе не стол и даже не подарки.
Ощущение праздника настигает нас ровно в тот момент, когда мы наряжаем главный символ новогодней ночи - ёлку.

Достаем из шкафа зеленую красавицу или покупаем живую ель, ставим во главе комнаты, украшаем сверкающими шарами, укутываем мишурой или зажигаем разноцветную гирлянду. С этого момента начинается отсчет - до Нового года осталось буквально несколько дней.

Пока все только готовятся начать предновогоднюю суету, есть время и подарки купить и решить, где и с кем провести эту самую ночь. И елку доставать еще рано. Но мы же знаем, как быстро летит время, не так ли?

Путешествие в зимний Нижний не было бы по-настоящему зимним, если не экскурсия в сказочную страну, о которой я собираюсь вам сейчас рассказать.

Мне удалось увидеть своими глазами, как делают одну из главных составляющих новогоднего праздника - ёлочную игрушку, и даже почувствовать себя немного художником.


Я уже была на подобном производстве, только не ёлочной игрушки, а керамики, и хорошо себе представляю, как происходит рождение таких художественных произведений как вазы,тарелки, кувшины, чашки, сувенирные фигурки и т.п. Много лет я училась в школе с художественным уклоном (Гжель) и даже имею сертификат (считай вторую профессию после журналиста) живописца. Хотя вот какой из меня художник. Однажды, о производстве гжельской керамики я написала большую статью в подмосковный журнал.

Но я никогда не видела, как делают стекло, и уж тем более такую хрупкую вещь, как ёлочная игрушка! Все слышали о Гусь-Хрустальном, елочные игрушки делают в Химках, Клину, Павловском Посаде. Нижегородская фабрика ёлочной игрушки "Ариель" - одно из таких производств.

1. Встречает фабрика вот такими романтичными рисунками на бетонном заборе.

2. Так и не скажешь, что фабрика! Домик фабрики - это музей, производсво начинается там, где "кирпич".

3.

4. Зашли внутрь и у всех разом перехватило дух. Волшебство! Взрослые люди как дети бросились рассматривать игрушки и фотографироваться в новогодних интерьерах.

5. Елочка на курьих ножках

6.

7.

8.

9.

Музей игрушки. Из прошлого в настоящее.

Музей игрушки - это настоящее путешествие в детство. Советские пластиковые елочки, металлического отлива ретро-игрушки, бумажные украшения и снег из ваты.

10. Экпозиция музея состоит из более чем тысячи экспонатов, которые собирались на протяжении 20 лет. Однако, сам промысел зародился на нижегородской земле в 1936 году. Фабрика "Ариель" своего рода продолжает традиции Горьковской промыслово-кооперативной артели "Детская игрушка".

11.

12.

13. Игрушки на прищепках, у всех такие были! У меня в закромах до сих пор сохранилось множество старых шариков и фигурок - на новый год мы их больше не вешаем на елку, жалко разбить. Дома кот - теперь только бездушный пластик на зеленой красавице:(

14. Точно такие же дома! Правду говорят, что в СССР у всех все было одинаковое.

15. Пока все разглядывали шарики, поспешила купить сувениров. Игрушки тут в среднем стоят 200-300 рублей за штуку, есть и за тысячу. Кому-то дорого, лично мне за такую красоту не жалко было денег.

16. Очень много сельских мотивов. Русская деревня, народные сказки.

17.

18. Зимние и такие же летние пейзажи. Очень душевные.

19. Есть и коллекция таких народных промыслов как Гжель.

Нижегородская фабрика ёлочной игрушки - единственная в России, чья продукция идет на экспорт. В Европу, Америку, Канаду и многие другие страны. Чего и в какой только технике они не рисуют! И европейские пейзажи и русскую деревню, самолеты (заказ от "Сухого") и нефтяные вышки ("Лукойл"), рисовали даже Барака Обаму! Путина только не изображали еще, не политкорректно, говорят.

20. На фабрике можно заказать любую тематическую партию игрушек. К новому году поступает столько корпоративных и индивидуальных заказов, что стеклодувы и художники работают по 12 часов в сутки!
Государственные заказы тоже приходят. Это патриотичная коллекция "города России".

21. А это заказ от московского метрополитена. Узнаете станции?

22. Павелецкая!

Стеклодувы. Тут игрушка обретает форму.

23. Пришло время рассказать, как же рождается такая красота. Сначала длинную стеклянную трубку нагревают над газовой горелкой и делят ее на заготовки. Потом эти части продолжают раскаливать на огне, после чего, мастер "надувает" шарик с одного конца трубочки.

24. Получаются вот такие "чупа-чупсы". Готовые леденцы

25. Но прежде мастер осторожно, под огнем, снимет одну из палочек.

26. А тут видно форму, в которой делают пупырчатые шарики.

27. Вот такие

Мастерская. Здесь рисуют Новый Год.

Игрушка-не игрушка, если ее не распишет художник. Пора заглянуть в мастерскую, где акварелью, акрилом и блестками расписывают будущие украшения.

28. Фабрика занимает здание бывшего автобусного парка. Это, видно, некогда учебный класс, видите по стенам плакаты?

Сегодня это мастерская, где трудятся живописцы. Только женщины, мужчинам не хватит усидчивости и терпения.
Единственный представитель сильного пола на "Ариель" - Аркадий Терсинских, директор фабрики.

29. Блогеры быстро заполнили комнату, стараясь отхватить удачный кадр. Бедные художницы!

30. Каждая девушка рисует свой сюжет. Здесь русская барыня

31. А тут матрешка. Не по наслышке знаю, как сложно обрисовать черным контуром готовое изделие. Лишь бы не дрогнула рука!

32. Рабочая обстановка. Кисти, краски, палитры, губочки и баночки с водой

33.

34. Рисуют акварелью и акриловыми красками, есть и специальные контурные, которые создают рельеф на изделии.

35. Кефир даже после смерти тоже служит искусству

36. Религиозные мотивы. Рождественская ночь

37. Офицеры

38. При полном параде и в блестках!

39.

40. Пряничная серия на фабрике существует уже не первый год. Очень нравится! Купила в подарок родным две игрушки из этой коллекции.

41. Барашки обзаводятся шубкой

42. Напоминаем, следующий год - год овцы/козы (имеется в виду 2015 год). Мой год, кстати (:

43.

44. Вазы и подсвечники тоже рисуют тут.

Главный по рисунку

То было ремесло, а кто же мастер? Главный художник! Именно он придумывает каждый сюжет, который изобразят на игрушке в этом году. Каждый заказ, каждую картинку на "Ариель" рисует Наталья Репина.

45.

46. Творческий беспорядок и свежие работы.

47. В кабинете художницы - примеры коллекций разных лет. Там на заднем фоне - "маленький принц", на переднем - российские и зарубежные пейзажи.
На первом шарике - Чкаловская лестница, Нижний Новгород.

48. Наталья призналась, что ее любимыми сюжетами являются пейзажи русской деревни.

49.

50.

51. Царь вдохновлен детскми сказками. Это новинка этого сезона.

52. А это необычная цветочная коллекция резко выделяется на фоне остальных игрушек. Совсем другая техника - наложение нескольких слоев краски.

Хочешь быть художником? Ну давай.

53. Ежели вам вдруг подумалось: "Я б тоже так смог, если бы захотел!" - это легко проверить. Можно побыть художником и самому расписать себе сувенир на память. Акриловые краски, кисти и вперед!

54. Кто-то рисовал по картинкам, кто-то ворчал, что не умеет рисовать, у некоторых выходили настоящие шедевры. Это нарисовал наш экскурсовод.

Изготовление стеклянной ёлочной игрушки - дело тонкое. Фабричное производство стеклянных ёлочных украшений в России началось в 1848 году, когда князь Меньшиков открыл в своём имении Александрово стекольный завод (ныне находится в городе Высоковск Клинского района). Изначально на нём производили посуду, аптечные пузырьки, лампы. Когда из Европы в Россию пришла мода украшать рождественское дерево игрушками, завод стал выпускать стеклянные бусы .

5 любопытных фактов о российской ёлочной игрушке

Традиционное российское ёлочное украшение - длинные стеклянные бусы (гирлянды)

Многие ошибочно считают, что традиционное ёлочное украшение в России - шар. Но история стеклянных ёлочных украшений на Руси начинается именно с бус.

Крестьяне, освоив ремесло на заводе Меньшикова, часто изготавливали дома кустарным способом пуговицы, серьги и бусы. Такие вещи называли «пустяшными».

Раньше ёлочные игрушки делали дома на керосиновой горелке

В городских архивах Клина был найден документ о том, что в 1887 году мастер Векшин Яков Иванович, работая на стекольном заводе князя Меньшикова, выучился искусству выдувать бусы. Затем он ушел с завода и организовал свое дело.

Кустарное производство обычно устраивали в избах. Для этого каждый мастер хранил в доме кружку-горелку диаметром 15 см. Внутрь такой кружки набивали паклю, делая из неё фитиль. Вниз наливали керосин. Затем поджигали паклю. Огонь раздували большими мехами.

Стеклянные трубки для домашнего производства мастерам приходилось покупать на заводах. Стекло,из которого кустарщики выдували украшения, делали из кварцевого песка. Температура плавления такой трубки была около 1710°С. Используя самодельную керосиновую горелку невозможно было достигнуть высокой температуры. Поэтому у мастеров не получались изящные игрушки и бусины.

Первые бусы были похожи на камни

Елочные гирлянды, которые изготавливают на современном предприятии, почти ничего не весят. Стекло настолько тонкое, что может треснуть, если сжать ёлочные бусы в кулаке.

В старые времена бусы получались тяжёлыми, с толстыми стенками и неровными краями, что было связано с тугоплавкостью стекла в домашних условиях. Гирлянды больше напоминали камни. И гремели они подобно гальке, брошенной на землю.

Поэтому промысел по изготовлению бус получил название камушковый. Разбить или покарябать такие изделия было практически невозможно.

В России нет учебного учреждения, где учат на мастеров-стеклодувов

Большинство из мастеров, которые работают на заводе - это потомственные стеклодувы. Опыт и навыки они получили от своих отцов и матерей. Эта традиция зародилась в XIX век и сохранилась по сей день.

Все желающие выучиться на стеклодувов обязательно проходят обучение на заводе. Стажировка длится полгода, после чего новый мастер приступает к изготовлению игрушек.

Самая большая игрушка, которую выдувает мастер на заводе «Ёлочка», достигает в диаметре 11,5 см, самая маленькая - 3 см

Игрушки производят такого размера, чтобы они хорошо смотрелись на ёлках в типовой квартире. Слишком большие шары неудобно вешать на рождественское дерево, поэтому завод их не выпускает.

Как делают ёлочную игрушку сегодня

Сегодня завод в среднем выпускает до миллиона игрушек в год, которые расходятся по России и странам ближнего зарубежья. «Ёлочка» относится к предприятиям народного промысла , так как многие технологии традиционного ремесленничества XIX века здесь сохраняются до сих пор.

Процесс изготовления современной ёлочной игрушки можно разделить на 5 главных этапов:

Выдувание

Выдувание игрушек происходит из длинных стеклянных трубок. Мастер держит трубку за «усики», разогревает её, постоянно вращая над огнем газовой горелки. Это необходимо для того, чтобы стекло равномерно нагрелось. Температура на языках пламени доходит до 1000°C. После того как материал становится пластичным (это определяется на глаз), мастер начинает дуть в трубку. В зависимости от силы дыхания, получаются шары или другие игрушки свободной выдувки (грибочки, матрешки, снеговики, макушки).

Формовые игрушки (избушки, лисички, зайчики и другие) сделать сложнее. Мастер так же разогревает трубку, а затем, дождавшись нужного момента, кладет пластичное стекло в металлическую форму, плотно закрывает ее и дует в свободный конец трубки. Стекло равномерно распределяется по металлу и принимает нужную форму. Делать это надо очень быстро, так как стекло остывает почти мгновенно.

Производство находится в полной темноте, мастера работают в наушниках, так как от газовых горелок идет постоянный шум. Все манипуляции со стеклом совершаются только с помощью огня и человеческого дыхания.

Самые сложные в изготовлении - монтажные игрушки (самовар, чайник). В них нужно с помощью огня припаивать одну стеклянную детальку к другой.

Металлизация

На следующем этапе производства игрушкам придают зеркальный блеск. Этот процесс называется металлизацией. Заготовки надевают на металлический каркас, сверху на него подвешивают фольгу. Затем все это отправляют в огромную вакуумную установку, похожую на бочку. Из установки откачивают воздух, после чего пускают по тонкой вольфрамовой проволоке ток. От этого фольга начинает плавиться, попадает на специальный испаритель и быстро превращается в алюминиевый туман. Буквально за 20 секунд туман оседает на холодное стекло и равномерно покрывает его плёнкой алюминия. За день на одной установке металлизируют больше 3 тысяч игрушек.

Похожим образом изготавливают зеркала.

Окрашивание

Следующий этап - окрашивание. Игрушку окунают в краску или распыляют краску через специальное устройство.

Разрисовка и упаковка

После окраски игрушка попадает в заботливые руки художника. За один день человек разрисовывает в среднем 60-80 игрушек. Для работы используются акриловые, эмалевые и другие краски. Художники наносят традиционные орнаменты и узоры. Затем украшения поступают в упаковочный цех.

Благодарим за помощь в подготовке материала главного технолога предприятия Валентину Васильевну Трынкину, исполнительного директора Владимира Симановича, экскурсоводов и гендиректора выставочного комплекса «Клинское подворье» Людмилу Симанович.

Фото предоставлены коммуникационным центром «Индустрии детских товаров».

Рекомендуем почитать

Наверх