Каким должен быть современный библиограф? Профессия – библиограф Профессии библиографа занимались такие ученые.

Документы 30.08.2020

Цель профессиональной деятельности библиографа - подготовка информации о документах и их содержании для реальных и потенциальных потребителей. Осуществляя библиографический поиск в соответствии с конкретной задачей, библиограф стремится к выявлению релевантной информации независимо от собственных политических, философских, эстетических, научных и иных взглядов. Эффективность труда библиографа зависит от знания их потребностей в библиографической информации, от уровня информационной культуры и психологического состояния потребителей, а также от соблюдения профессиональной этики в процессе делового общения. Профессиональная деятельность библиографа оценивается путем экспертизы подготовленной им продукции потребителям и коллегам.

Современному библиографу необходимы мобильность системного и ассоциативного мышления, широкий кругозор, хорошая память на документы, имена авторов и деятелей, явления и факты истории и современности, привычка видеть мир отраженным в документах. Знания библиографа должны быть основательными, широкими, постоянно обновляться (44). Причем библиографу нужны не только базовые профессиональные знания, но и знания многих областей, поскольку он профессионально связан с другими сферами деятельности через постоянно изменяющийся документальный поток (57). Для этого требуется высшее и послевузовское (непрерывное) образование, постоянное профессиональное общение (44, с. 34.). Профессия библиографа - одна из тех, в которой невозможно достичь профессионализма без активной самостоятельной работы над собой, без постоянного расширения профессионального кругозора и повышения уровня информированности. Библиографы ощущают потребность в постоянном информировании. При самоинформировании специалисты пользуются как исходной (непосредственно первичные документы) информацией, так и переработанной (вторичные документы: аннотации, рефераты, рецензии, обзоры) информацией.

Самообразование - деятельность сугубо личная, добровольная, но для многих профессий, а для библиографов (специалистов профессионально осуществляющих информационную деятельность) в особенности, это необходимость. Одним из источников постоянного пополнения теоретических знаний и ознакомления с опытом своих коллег для библиографов является профессиональная печать, в частности периодические издания (45). При этом библиографу важно следить не только за публикациями по специальности, но и за изданиями по многим смежным отраслям (культурологии, психологии, социологии, науковедению, информатике). Для ориентации в соответствующих отраслях (при отраслевой специализации библиографов) привлекается научно-популярная, учебная и справочная литература (69, с. 551).

Профессиональные требования к библиотечным специалистам определяются, в первую очередь, целями и характером их реальной деятельности. Вместе с тем они должны учитывать тенденции развития профессии в целом, ее отдельных специальностей, опираться на перспективные разработки научных основ сходных видов труда.

Будущее библиотечной профессии формируется под влиянием:

Постоянного усложнения ежедневного труда библиотекарей в его информационных, социальных, культурных, образовательных сегментах профессионального пространства;

Информатизации библиотеки на основе развивающейся системы, определяющей радикально новое содержание и формы организации знаний и информации.

С укреплением профессионального положения в сфере информатизации, библиографы реально расширяют объем компетенции в социально-педагогической сфере, развивающейся в результате гуманизации общества (17, с.22-23). Термин "компетентный" имеет латинские корни и образован от латинского "competer", что в переводе означает "быть способным". Компетентный человек - это, прежде всего, человек знающий, хорошо обученный, обладающий основательным багажом информации в какой-либо области (37, с. 81). Компетентность рассматривается и как готовность к эффективной, чаще всего профессиональной, деятельности. В частности, компетентность "связана с потенциальной готовностью решать проблемы, исходя из имеющихся знаний и опыта" (37, с. 109).

В педагогической науке "профессиональная компетентность" рассматривается: как совокупность знаний и умений, определяющих результативность труда; объем навыков выполнения задачи; комбинация личностных качеств; единство теоретической и практической готовности к труду и т.п. (37, с. 109). Психологи трактуют понятие компетентности как специфическую способность, необходимую для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающие узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия (17, с. 27). По мнению видного исследователя Э.Ф. Зеера, профессиональная компетенция - это интегральное единство профессиональной компетентности, субъективного опыта и профессионально-важных качеств работника. Среди профессиональных компетенций он выделяет следующие:

* специальную компетенцию, которая включает в себя подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных производственных заданий, умение оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения;

* социальную компетенцию, которая представляет собой способность к групповой деятельности, к сотрудничеству с другими работниками, готовность к принятию на себя ответственности за результаты своего труда, окружающую среду и другие истинные ценности;

* индивидуальную компетенцию, включающую готовность к постоянному повышению квалификации, способность к самомотивированию, рефлексии, саморазвитию личности в профессиональном труде (30, с. 24-25).

Профессиональную компетентность библиографа С.Ю. Семенюк определяет как уровень осведомленности, авторитетности библиографа, позволяющий ему продуктивно решать производственно-практические задачи, возникающие в процессе работы. В структуру профессиональной компетентности входят: общественно-политическая осведомленность, психолого-педагогическая эрудиция, библиотечно-библиографическая подготовка, в некоторой степени, педагогическая техника, умения и навыки по профессии в целом и др. (64).

Г.Б. Паршукова говорит о модели профессиональной компетентности библиотечного специалиста, которая представляет собой определение и описание ряда личностных характеристик, а также особенностей мотивации, которые связываются с высокопрофессиональной информационно-библиотечной деятельностью. Это ряд свойств, которые могут быть установлены в результате практических исследований профессиональных качеств специалистов библиотек (54).

Профессиональные компетенции специалистов по работе с информационными ресурсами, работающих в библиотечных системах, по мнению Котенко, Т.В., представляются следующим образом:

* проведение системного анализа прикладной области, формулирование требований к автоматизации и информатизации решения прикладных задач и их реализации с помощью специфических для библиографоведения информационно-коммуникационных технологий;

* управление информационными ресурсами и знаниями для информатизации библиотек;

* проектная, организационно-управленческая, производственно-технологическая и аналитическая работа на различных стадиях эксплуатации АБИС;

* проведение инсталляции АБИС, техническое сопровождение, адаптация и настройка параметров информационной системы;

* осуществление технической обработки информационного содержания, участие в разработке информационного содержания системы (работа с офисной техникой, работа со специализированным оборудованием и программным обеспечением);

* создание и информационное наполнение Интернет-сайтов библиотек (40).

Компетентностный подход к подготовке специалистов в высшей школе предполагает формирование профессиональных компетенций, означающих способность и готовность специалиста выполнять те или иные функции. Готовность означает не только интеллектуальную, практическую составляющую, но и психофизическую связанную с развитием определенных качеств уже на стадии обучения. Психофизические качества играют решающую роль в осуществлении эффективного взаимодействия библиотечного специалиста и пользователя информации (37, с. 29).

Профессиональные компетентность является показателем профессиональной зрелости современного человека как субъекта труда (37, с. 106).

Библиотечная профессия в целом как динамическое единство составляющих ее направлений имеет общую социально-гуманитарную основу. Сохраняя древнейшую функцию, обозначенную в литературе как мемориальная, современная библиотека сочетает ее с информационной, обеспечивающей целенаправленное использование книжных богатств (17, с. 22-23).

Сущность библиотечно-информационной деятельности двуедина: сбор, обработка, хранение документов и их предоставление разными способами. Такую деятельность можно назвать мемориально-информационной, имея в виду, что подобно памяти библиотека собирает, перерабатывает, хранит информацию и распространяет ее, предоставляя эти объекты. Библиотечно-информационный специалист изоморфно (т.е. неизменяемо) отражает функции библиотеки (прил. 2).

Ценностные аспекты библиотечного труда становятся определяющими. Функции библиотеки усложняются, требуя от работников более интеллектуального труда. Частью комплексной проблемы деятельности библиотек являются вопросы научного обоснования того, насколько соответствуют библиотечные специалисты уровню и характеру выполняемых ими работ. Решение их требует изучения психологических особенностей труда, поскольку подбор и расстановка кадров предполагают не только учет квалифицированного уровня специалиста, но и знание его индивидуальных, психофизических особенностей, иногда выступающих в качестве определяющих критериев.

Профессионально важными качествами для специалистов библиотечно-информационной сферы являются общая выносливость, физическая сила, быстрота реакции (17, с. 26). Значимость эрудиции в библиотечной профессии подчеркнута многими выдающимися людьми: библиотековедом, библиографом А. Рубакиным; теоретиками и практиками библиотечного дела Л.Б. Хавкиной и т.д.

Постоянную включенность в процесс принятия решений в ходе обслуживания читателя, предвидение, проницательность в удовлетворении читательских потребностей, личностные притязания, мотивацию достижения, саморегуляцию и т.д. Все перечисленные элементы профессионализма - комплекс знаний, навыков, умений, психологические качества, профессиональные позиции - должны проявляться в самой высшей степени. "Планкой", определяющей степень этой высоты, выступают способы, средства и нормы, на которые ориентируется библиотечный специалист в обслуживании читателей (17, с. 49). Знания, умения и навыки, которыми должны обладать библиотекари-библиографы с высшим образованием, отражены в государственном стандарте на специальность 0527000 "Библиотековедение и библиографоведение". Если их конкретизировать, исходя из специфики библиографического труда, то к числу обязательных следует отнести следующие (прил. 3) (69). Компетентность специалиста формируется непосредственно на практике и совершенствуется посредством реальной деятельности (37, с. 117). Термин "профессиональная компетентность" в большинстве случаев употребляется интуитивно для выражения достаточного уровня квалификации и профессионализма библиотечно-информационного специалиста. Тем не менее, термин имеет ряд существенных достоинств. Он выражает значение традиционной триады "знания, умения, навыки" и служит связующим звеном между ее компонентами (17).

Компетентность предполагает постоянное обновление знания, владение новой информацией, способность к актуальному выполнению деятельности и включает в себя содержательный (знание) и процессуальный (умение) компоненты. То есть компонентный специалист не только знает существо проблемы, но и умеет решить ее практически, обладает методом (знание плюс умение) решения, наиболее подходящим к данным условиям. Таким образом, библиотечная профессия в силу своей полуфункциональности предъявляет целый комплекс требований к специалисту, которые в процессе обучения реализуются как компетенции (37, с.117).

Сложным видом деятельности является работа библиографа. Это объясняется содержанием труда: отбор, поиск, анализ изданий, их характеристика, структурирование. Умственное напряжение связано с оперативными задачами и специфическими условиями работы библиографа справочной службы, который в подавляющем большинстве случаев выполняет устные запросы пользователей в реальном масштабе времени, переключается с темы на тему, с запроса на запрос. Вместе с тем, другие виды библиографического труда утомляют однообразием, повторяемостью (раскладка карточек, их вливание в каталоги и картотеки, просмотр текущих библиографических изданий и т.п.). Постоянный просмотр библиографических и справочных изданий, а также внедрение компьютерных технологий увеличили число специалистов в библиотеке получающих большие нагрузки на зрение. Библиографам, занятым процессами библиографирования, составлением текущих библиографических пособий, характерны спокойствие, усидчивость, основательность. Основой библиографического общения в библиотеке является справочно-библиографическое обслуживание пользователей. Специалистам, занимающимся этим видом профессиональной деятельности, в большей степени требуется физическая выносливость, быстрота реакций. Исследование, проводимое на базе ЦСМБ г. Омска в 2011 году, показало, что для организации справочно-библиографического обслуживания на высоком уровне (по мнению библиографов), должна присутствовать высокая информационная культура библиографа (55% респондентов поставили этот фактор на 1 место); на втором месте, (40% библиографов) - наличие электронных информационных ресурсов (Интернет, БД) и на третьем месте, (по мнению 36% опрошенных), - регулярно обновляемый фонд печатных изданий. Таким образом, во главе библиографической деятельности поставлен сам библиограф (прил. 4) (31).

Умственная деятельность библиотечных специалистов опирается на сложную систему специальных знаний и умений, она включена в практические трудовые действия и протекает в неразрывной связи с ними. Требования к темпу и интенсивности умственной деятельности не стабильны: имеет место состояние ожидания, перемежающееся интенсивной умственной нагрузкой, требующей подвижности и гибкости мышления. К повышенной эмоциональной напряженности приводит и перегрузка сенсорных каналов сигналами различного рода и влияния (люди, их жесты, поведение, буквы, печатный и рукописный тексты и т.д.).

Нервно-психическая напряженность в работе как эмоциональный фон трудовой деятельности обусловлена комплексом факторов: широкими контактами с людьми; избытком информации; дефицитом времени; значительными волевыми усилиями при выполнении регламентированных действий; нестабильностью темпа и ритма работы.

Профессиональная пригодность означает полное соответствие работоспособности, личных качеств и возможностей библиографа требованиям, предъявляемым конкретной работой. Состояние физического и психического здоровья позволяет установить, до каких пределов можно нагружать специалиста физически, какую работу он может выполнить, а какую не может по состоянию здоровья, в какой сфере производственной деятельности он может быть подвержен профессиональным заболеваниям. Состояние психического здоровья определяет: какую нагрузку на психику, нервное напряжение, темп работы может выдержать библиограф без ущерба для качества работы и своего здоровья.

Среди специалистов библиотечно-информационной сферы наблюдаются заболевания скелетно-мышечной системы. Сюда относятся артриты, остеохондрозы, сколиоз. Сохранение сидячей позы долгое время неблагополучно отражается на состоянии мышечной системы и внутренних органов (17, с. 54-55).

Организация труда библиографов строится по двум вариантам. Первый характерен для большинства общедоступных и небольших специальных библиотек, в штате которых обычно один-два библиографа, работающих, как правило, в методико-библиографическом отделе (что характерно для ЦБС, где значительную долю в рабочем времени библиографов занимает организационно-методическая помощь подразделениям и филиалам) либо в читальном зале (что характерно для филиалов). У библиографов ограничено межбиблиотечное профессиональное общение, им очень редко удается выезжать на курсы повышения квалификации. Многие ЦБС и небольшие библиотеки не выписывают такие профессиональные журналы, как "Библиография" и "Мир библиографии". Поскольку у библиографов общедоступных библиотек в небольших городах и сельской местности нет перспектив роста по должности и тарифной сетке, наблюдается текучесть кадров, а должности библиографов зачастую занимают лица со средним специальным либо высшим неспециальным образованием.

При втором варианте, присущем научным универсальным и крупным специальным, вузовским библиотекам, библиографы сосредоточены преимущественно в библиографических подразделениях, которые в зависимости от выполняемых функций, характера и содержания работы именуются информационно-библиографическими, научно-библиографическими, справочно-библиографическими либо краеведческими. Штаты их могут достигать несколько десятков человек. Для библиографической службы таких библиотек характерна специализация библиографов (по областям знания и видам документов, по выполняемым функциям, по технологическим процессам). У сотрудников крупных библиотек больше возможностей для профессионального общения и непрерывного профессионального образования (69, с. 547-548).

Библиограф становится профессионалом только тогда, когда он в совершенстве усвоит правила, овладеет методикой и секретами библиографического поиска (51, с. 49.).

Еще одной важной составляющей профессионализма является профессиональное сознание библиографа. Повышенный интерес к проблеме профессионального сознания, впервые отрефлексированного как важнейшая составляющая библиотечной методологии, приходится на начало 1990-х гг. В годы советской власти библиотечная идеология рассматривалась как производное от партийной: система профессиональных ценностей определялась пропагандистскими целями и задачами. Приоритет в изучении проблемы следует признать за Московской библиотечной ассоциацией. На ее конференциях были впервые поставлены вопросы об изучении профессионального библиотечного сознания, осуществлены его замеры (47, с. 330-331).

По мнению Матлиной, С.Г. кризис библиотечного дела, считающийся производственным от состояния общества, можно оценить, прежде всего, как глубокую неадекватность профессионального сознания происходящими событиями. Наряду с негативными тенденциями: закрытием библиотек, трудностями их финансирования, коммерциализацией и пр., налицо появление новых, перспективных моделей библиотек, рост числа их пользователей, расширение нетрадиционных форм обслуживания и ассортимента услуг.

Профессиональное сознание оказалось не в состоянии осмыслить эту противоречивую картину. Изначально отличаясь слабой рефлексией, сознание практических работников большей частью заземлено на решение текущих конкретных задач, чему в немалой степени способствует неразвитая система межрегиональных коммуникаций. Профессиональное сознание теоретиков привычно дистанцировано от практики (47, с. 321-323).

Собирая, накапливая, сберегая в течение длительного времени информационные ресурсы, библиотека выступает хранителем социальной памяти, воплощает преемственность культуры, соответствующие традиции. В этом качестве она остается стабильной, устойчивой, а значит консервативной структурой. Ее консерватизм обусловлен медленным обновлением ресурсов, достаточно постоянной читательской аудиторией с большей частью типизированными запросами, ритуализированным характером библиотечного обслуживания, включающего ряд повторяющихся действий, операций, церемоний.

Это обстоятельство неоднозначно влияет на библиотечное сознание. С одной стороны, оно обеспечивает благоприятные возможности "вхождения" в профессию, освоения и закрепления первоначальных профессиональных навыков. В то же время здесь таится опасность рутинизации, нежелание менять привычное представление.

Профессиональное сознание является частью общественного сознания, оно во многом покоится на особенностях национального характера, менталитета. Другая его составляющая связана с профессиональными особенностями, характером и условиями труда, сложившимися традициями деятельности (47, с. 332). Здесь важно учитывать тот факт, что профессиональное сознание необходимо формировать еще на стадии обучения в вузах и средних учебных заведениях.

Для выявления статуса профессии в рамках написания работы было проведено исследование на тему "Факторы привлекательности профессии библиографа" (прил. 5), на базе Омского государственного университета филологического факультета кафедры библиотечно-информационной деятельности. В анкетировании приняли участие студенты 1-го, 3-го и 4-го курсов в возрасте от 17-22 лет. Методика изучения факторов привлекательности профессии впервые была предложена В. А. Ядовым. В работе приводится модифицированный вариант методики (модификация И. Кузьминой, А. Реана), который использовался во многих социально-педагогических и психолого-педагогических исследованиях (48). Для определения статуса и значимости библиотечной профессии среди современной молодежи, обучающейся на данной специальности, респондентам предлагалось отметить факторы, которые привлекают и не привлекают их в избранной профессии (прил. 6).

Из числа опрошенных (общее количество - 40 человек): для 70% респондентов важным положительным фактором профессии библиографа стало общение с людьми; 32,5% отметили тот факт, что профессия соответствует их способностям; 27, 5% отвечающих признали, что в процессе трудовой деятельности существует возможность самосовершенствоваться. Среди отрицательных факторов на первом месте - небольшая зарплата (87,5%); низкая оценка важности труда (72,5%); невозможность достичь социального признания, уважения - 45% (прил. 7).

Что касается коэффициента значимости (КЗ) каждого из факторов, можно сделать следующий вывод: если посмотреть на результаты опрашиваемых, самый высокий КЗ = 0, 94, но этот фактор ("Мало оценивается важность труда") говорит о негативном значении для профессии, так как находится в колонке "Б" и на него ответили 72,5 % опрашиваемых. На втором месте КЗ=0,86, который также говорит о негативном отношении к этому фактору ("Небольшая зарплата"). Напротив, положительным респонденты посчитали фактор "Работа с людьми", в данном случае КЗ=0, 83 (прил 8).

Изменение ценностных ориентаций в обществе привело к изменению моральных норм и, как следствие, к деформации профессионального сознания. Идет утверждение новой модели "идеальной личности", достигающей экономического успеха не ценой большей отдачи сил, более эффективного труда (47, с. 321-323).

Библиограф – профессия редкая и малоизвестная широкой публике. Если задать вопрос, какую работу выполняет библиограф, с большой долей вероятности девять людей из десяти не смогут дать вразумительного ответа. Тем не менее, можно со всей определенностью утверждать: вы с работой библиографов встречались!

Хоть Интернет и заставляет многих наших современников отказаться от библиотек, их услугами все же продолжают пользоваться – ведь далеко не все еще можно найти в Интернете, тем более бесплатно. Куда мы направляемся прежде всего, придя в библиотеку? Конечно же, к каталогу – который кто-то составлял. В небольших библиотеках с этой работой вполне успевают справляться сами библиотекари, но если мы посмотрим на библиотеку крупную – например, областную, или тем более – такого высокого статуса как Библотека им. В.И.Ленина в Москве, где число книг и других материалов исчисляется миллионами, то здесь уже приходится говорить о разделении труда. Библиотекари здесь только обслуживают читателей, непосредственно общаясь с ними, а большая часть того труда, которого читатели не видят, как раз и ложится на плечи библиографов.

Составление всевозможных каталогов и картотек – это лишь часть работы библиографа… хотя и она очень важна для читателей. Ведь даже каталоги в любой библиотеке бывают разные, их по крайней мере два – алфавитный и тематический (скажем, если вам нужно подобрать книги об восстании Уота Тайлера, вы пойдете к тематическому каталогу и найдете там раздел «История. Средние века. Зарубежные страны. Англия», а если вы ищите труд какого-то конкретного историка – вам нужен каталог алфавитный. Еще более сложное дело – составление аналитической картотеки – ее составляют, например, для журнальных статей. Благодаря ей вы без особого труда узнаете, в каких номерах журнала «Наука и жизнь» за последние 10 лет были напечатаны нужные вам статьи по астрономии и сможете заказать доставку из книгохранилища именно этих номеров. Такая же аналитическая картотека составляется для нотных сборников, содержащих произведения разных авторов. В наше время библиографы составляют не только давно привычные бумажные, но и электронные каталоги.

Систематизация литературы – это лишь часть работы библиографа. Его обязанности – это и экспертиза технической и научной документации, и исследование читательского спроса, и информирование библиотекарей о новой литературе, и помощь читателям в подборе литературы по той или иной теме.

Получить профессию библиографа можно в библиотечном колледже или на библиотечном факультете института культуры. Нельзя сказать, что эта специальность особенно популярна среди абитуриентов: работа среди книжной пыли без особых перспектив карьерного роста, прибавьте к этому невысокую зарплату и высокомерное отношение знакомых к библиотечному делу как к «вымирающей профессии»… Между тем, работе библиографа присуще немало достоинств: она подойдет тем, кто любит работать в тиши и покое, кто ценит знания и эрудицию, кто внимателен, усидчив и обладает высоким интеллектом. Да и вымирающей эту профессию назвать нельзя: ведь книги не изживают себя – они становятся другими, а значит, будет востребована и профессия библиографа в обновленном виде.

Давайте рассмотрим, какие особенности дает профессия библиограф это кто, какие требования к ней и что должен уметь специалист.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-329917-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-329917-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Особенность профессии

Профессия появилась в Древней Греции, где люди, занимающиеся литературой, и были непосредственно связаны с книгами. Именно в это же время появилась такая как библиография. Эти специалисты занимались тем, что описывали и вели учет книжных изданий.

В современном мире, профессия библиограф занимается тем, что не только учитывает и каталогизирует книги, но и позволяет создать особую, информационную инфраструктуру, охватывающая не только бумажные, но и электронные носители информации. И потому от таких специалистов требуется умение вести документацию и грамотно управлять информационными потоками.

Основной вид деятельности

Библиограф может работать не только в , в его задачи будет входить не только описание и систематизация книг, но и различной документации технического направления, разнообразных карт и рукописей, диссертаций и электронных файлов. В отдельном случае, они могут составлять каталоги даже разнообразных интернет-ресурсов.

Процесс может происходить как в виде составления небольшого очерка, так и короткого описания информационного источника. Само описание может выполняться как на бумажных, так и электронных карточках, формируя каталог.

Именно по этой причине от профессионального библиографа важно уметь составлять грамотное описание.

Оно включает в себя:

  1. заголовок документа;
  2. указывается имя автора или составителя, владельца ресурса;
  3. дается краткое описание документа;
  4. указываются специальные шифры, используемые в библиотеке, включающие индекс, место хранения;
  5. год издания и количество страниц;
  6. могут делаться некоторые дополнительные пометки, позволяющие лучше разобраться с документом.

Все это позволит в случае обращения к библиографу за помощью, быстро находить интересующую информацию, или книгу. Причем на тематический запрос, будут делаться подборки, позволяющие лучше раскрыть тему.

Еще одна задача специалиста заключается в оказании помощи по точному формированию запроса, на основании которого в дальнейшем будет вестись поиск и подборка документов. Может проводить занятия по повышению библиографической грамотности, что в дальнейшем поможет обратившимся самостоятельно в дальнейшем осуществлять подборки, используя каталоги или картотеки.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-329917-2", renderTo: "yandex_rtb_R-A-329917-2", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Кроме книг и электронных изданий, библиограф должен будет изучать периодические издания, составляя тематические и систематические картотеки материалов, наиболее часто востребованных читателями и пользователям.

Требования к специалисту

В число личностных характеристик стоит отнести:

  1. коммуникабельность;
  2. отзывчивость и внимательность;
  3. отличная память;
  4. аналитический ум;
  5. хорошее владение компьютером (хотя бы на уровне пользователя ПК);
  6. терпеливость.

Вывод

Теперь вы знаете, в чем заключается профессия библиограф это кто, а также какие требования предъявляются для специалиста.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-329917-3", renderTo: "yandex_rtb_R-A-329917-3", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks"); var leadia_custom_param = {"webmaster":{"subaccount":"oksait","product":"lawyer"},"widgetStyle":{"position":"right","horizontalMargin":"0"},"presetStyle":"#e0040c","consultant":{"name":"Валентин Свешников","jobTitle":"Юрист Онлайн","generateRandom":false,"photo":"https://133921.selcdn.ru/widget/faces/nl/n/1_33.jpg"}}; document.write("");

39.2

Для друзей!

Справка

Ещё в Древней Греции уважали людей, деятельность которых была связана с книжным или литературным делом. Там и зародилась отрасль информационной деятельности - библиография. В переводе слово «библиограф» означает «описывающий книги».
В России первым опытом библиографической деятельности был труд А.И. Богданова «Краткое ведение и историческое изыскание о начале и произведении вообще всех азбучных слов…» (XVIII век). В настоящее время библиография представляет собой информационную инфраструктуру, которая подготавливает и распространяет библиографическую информацию. Библиографы являются непосредственными работниками этой структуры.

Востребованность профессии

Мало востребована

Профессия Библиографа считается не очень востребованной, так как на рынке труда наблюдается спад интереса к этой профессии. Библиографы потеряли свою востребованность у работодателей либо в связи с тем, что сфера деятельности изживает себя, либо специалистов стало слишком много.

Вся статистика

Описание деятельности

В зависимости от места работы, библиограф может описывать не только книги, но и техническую документацию, карты, рукописи, диссертации, электронные файлы, иногда даже интернет-ресурсы. Описание того или иного информационного источника представляется собой создание карточки (бумажной или электронной) в каталоге, которая содержит заголовок, имя автора, краткое описание, разные библиотечные шифры (например, место хранения книги) и некоторые другие сведения. Когда в организацию, где работает библиограф, обращается клиент с определенным запросом (например, найти информацию об извержения Везувия), библиограф составляет список всех подходящих под запрос книг и материалов. Этот специалист также поможет точнее сформулировать запрос и поможет найти материалы самостоятельно в каталогах.
Все новые материалы (книги, периодика и др.), которые поступают в библиотеку, библиограф анализирует, систематизирует, заводит на них карточки и вносит в каталог.

Заработная плата

средняя по России: средняя по Москве: средняя по Санкт-Петербургу:

Уникальность профессии

Редкая профессия

Представители профессии Библиографа действительно редки в наше время. Не каждый решится стать Библиографом . На специалистов в этой области наблюдается высокий спрос среди работодателей, поэтому профессия Библиографа вправе называться редкой профессией.

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Какое необходимо образование

Высшее профессиональное образование

Данные анкетирования показывают, что для работы по профессии Библиографа обязательно нужно иметь диплом о высшем профессиональном образовании по соответствующей специальности или по такой специальности, которая позволяет работать Библиографом (смежная или похожая специальность). Среднего профессионального образования не достаточно для того, чтобы стать Библиографом .

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Трудовые обязанности

Библиограф занимается созданием справочно-информационных фондов. Над полученной информацией специалист производит техническую или научную работу. Он компонует литературу, на которую у читателей особый спрос, составляет каталоги, занимается оформлением документации. Также в обязанности библиографа входит работа по составлению библиографических описаний к статьям, публикуемым в периодических изданиях.

Вид труда

Преимущественно умственный труд

Профессия Библиографа - это профессия преимущественно умственного труда, которая в большей степени связна с приемом и переработкой информации. В работе Библиографа важны результаты его интеллектуальных размышлений. Но, при этом, физический труд не исключается.

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Особенности карьерного роста

Не смотря на то, что уровень спроса на библиографов невелик, тем не менее, этот специалист может получать неплохую заработную плату. Всё зависит от целеустремлённости специалиста и его желания работать. Библиографы требуются не только в библиотеках. Они могут найти работу в справочно-библиографических и научно-информационных службах различных организаций, научно-исследовательских институтах.

Кто из вас не ходил в библиотеку? Она становится очагом спокойствия и безмятежности. Казалось бы, в Интернете можно найти все, что угодно, однако только библиотекарь-библиограф способен дать вам наиболее полную информацию по заданной теме или в качестве ответа на поставленный вопрос. Именно по этой причине, давайте разберемся, что это за профессия библиограф это кто, особенности , чем занимается и какие требования к ней предъявляются, где учиться более подробно.

История профессии

Изначально, библиотекари были хранителями книг. И это не удивительно, ведь с древнейших времен книги были большой ценностью. Они представляли собой глиняные таблички, свитки из бересты и папируса, более дорогие пергаменты и, конечно же бумага.

Библиотеки и библиотекари прошли огромный путь, при этом сохраняя важную часть своей деятельности – сохранение книг.

При этом роль библиографа в ней, согласно такому ресурсу, как Википедия, заключалась в обработке сведений, чтобы ускорить процесс поиска нужной информации, делая ее доступной для большей части населения.

Самые первые библиографы появились в Древней Греции, где библиотеки стали более публичными и доступными определенным категориями граждан. Занимаясь книгами, люди в той или иной степени старались донести ценность книги, начинали составлять списки книг, которые имеются в библиотеке.

Особенность профессии

Для того чтобы понимать, что за библиограф, стоит рассмотреть требования, которые предъявляются к современным специалистам.

Причем сюда входит:

  1. знать свой фонд;
  2. разбираться в тематике книг;
  3. знать устройство каталогов и картотек;
  4. уметь составлять записи, в том числе и для электронного каталога;
  5. уметь создавать списки литературы, в том числе и тематические;
  6. разрабатывать, следить за работоспособностью и своевременно пополнять информационную инфраструктуру, причем как бумажную, так и электронную;
  7. уметь вести соответствующую документацию;
  8. умело управлять всеми доступными потоками информации.

На сегодняшний день, популярность библиотек падает, а потому сама профессия библиограф становится все более редкой и практически не известной для широкого круга пользователей библиотеки. Это не удивительно, ведь в отличие от библиотекарей, библиографы практически незаметны.

К ним обращаются в тех случаях, когда нужно что-то найти в каталоге или в картотеке, в электронной базе данных. Естественно, что такое положение не способствует широкой популярности.

Очень часто услугами библиографов пользуются посетители научных библиотек, привлекаются они для детей, в детских библиотеках, так как они проводят уроки библиотечной грамотности.

Обучение специалистов проходит как в колледжах, так и на библиотечных факультетах ВУЗов.

Что должны знать и уметь

Рассматривая профессию библиограф, стоит учитывать все существующие плюсы и минусы. Среди минусов – довольно низкие зарплаты. Однако плюсов все же будет больше, ведь они могут работать может работать не только в публичной библиотеке.

Их знания и умения будут востребованы в университетах, в научных библиотеках, музеях, при работе с частными коллекциями. Могут выступать в качестве консультантов к ученым, ведущим поиски материалов исследований или труды известных ученых прошлого.

Все это связано с тем, что библиографы умеют не просто работать с книгой, но и :

  1. осуществлять описание и систематизацию книг, иных изданий;
  2. разбираться в различной документации, в том числе технического направления;
  3. уметь классифицировать разнообразные карты и рукописи;
  4. классифицировать научные труды, диссертации и электронные файлы;
  5. составлять разнообразные каталоги и картотеки, в том числе и для разнообразных ресурсов .

Профессионалы будут не просто делать описание, но стремятся к тому, чтобы оно, при всей своей краткости, помогало быстро находить нужную информацию. Очень часто, тексты имеют форму краткого небольшого очерка, с очень коротким и четким описанием источника.

Выполняется на бумажных и электронных карточках, так как все чаще используется именно электронный каталог и система картотек.

Именно по этой причине важными становятся такие требования, как знание правил заполнения основных полей карточки описания:

  • правильное заполнение строки заголовка;
  • нужно уметь определить и заполнить строку автора, составителя или владельца ресурса;
  • составить краткое, но емкостное описание данного документа;
  • нужно знать и уметь использовать специальные шифры, принятые для работы библиотек, в том числе и индекс места хранения;
  • обязательно указывается год издания;
  • объем – в виде количества страниц документа;
  • делаются специальные пометки, благодаря которым можно быстрее находить и понять, о чем в нем идет речь.

Все это делает работу библиографа особенно незаменимой.

Основные требования

Современные библиограф должен быть:

  • коммуникабельным;
  • отзывчивым;
  • внимательным;
  • иметь отличную память;
  • уметь анализировать информацию;
  • знать электронную базу данных и каталоги;
  • обладать терпением.

Итоги

Высокие требования, предъявляемые к специалисту, при сравнительно небольшой зарплате, не всегда способствуют появления желания получить специальность библиограф это кто мы рассматривали в этой статье.

Рекомендуем почитать

Наверх