Комиксы сша. «Супермен

Банки 16.03.2022
Банки

1.Супермен положил начало Золотому веку американских комиксов

Появление «Супермена» в американских комиксах обозначило начало «Золотого века» рисованных историй. Комиксы в США выходили и раньше. Но чаще всего носили юмористический характер. И вот, в поисках новых читателей и новых впечатлений для них, было решено перейти с юмора на приключения. В далеком 1938 году в комиксе «Action Comics #1» впервые появился супергерой Супермен - и положил начало эпопее супергероев, заполонивших рисованные страницы. Многие из них были сильно похожи на своего прародителя, однако рождались и самобытные, интересные носители сверхспособностей. Хотя сюжетные шаблонны все же неизменно прослеживались... Героическая тема очень полюбилась читателям и продолжалась довольно долго, чутко реагируя на исторические события: во время Второй мировой войны борьба со злом сконцентрировалась на борьбе с нацистами и Гитлером , затем - с коммунистами, переосмысливалась на страницах и Корейская война, и опасность ядерного оружия... Так появилось главное направление в комиксах, а американские истории в картинках стали одними из самых популярных по всему миру. Многие комиксы экранизировались и стали основой для мультфильмов, а персонажи с суперсилой известны и любимы зрителями и по сей день.

2. В Японии популярнее всех - комикс о пиратах

Япония - вторая страна в мире. Где комиксам уделяют столько внимания. Их читают и взрослые и дети, по ним делают огромное количество мультсериалов (аниме), а ярые поклонники (отаку) устраивают целые фестивали косплея, где переодеваются в любимых персонажей, проводят тематические фотосессии и ставят сценки по мотивам любимых произведений. У каждой манги - своя армия поклонников, свой пик популярности, но есть одна, не сдающая первых позиций в любых рейтингах популярности. «One Piece» - история о приключениях необычного мальчика Лаффи , чье тело может растягиваться, как резина, является самой любимой в Японии и за ее пределами с 1997 года! При том, что изображенные на страницах герои не блещут особенной красотой, они регулярно обходят по популярности и любых прекрасных воительниц с огромными глазами, и разнообразные любовные истории, богатые на эмоции... Путешествия, поиск сокровищ, верные друзья и коварные злодеи, приключения и раскрытие тайн мира - все составляющие «One Piece» являются своего рода классикой, по видимому, остающейся вечной.

3. Французские комиксы об Астериксе угодили и взрослым, и детям

Франция , тоже жалующая комиксы вниманием, называет их «bande dessinee» - рисованная лента. Французы подарили миру еще одного любимого всеми персонажа - галла Астерикса. Комиксы о путешествиях веселого галла и его трогательного верного друга Обеликса приходятся по вкусу всем. Визуально истории про Астерикса забавляют детей, а взрослые ценят игру слов и пародирование современности. Позже Астерикс и его друзья стали героями мультфильмов и фильмов, которые также полюбились аудитории всех возрастов. Любопытно, что создатели комикса специально назвали главного героя именем на первую букву алфавита - чтобы он всегда находился в первых строчках каталогов.

4. В СССР преобладали сатирические комиксы

В СССР комиксы были не слишком популярны, да и сейчас в России редкие любители комиксов больше предпочитают покупать зарубежные, чем рисовать собственные. В советское время выпускали детские комиксы на страницах «Веселых картинок» и взрослые, сатирические, в журнале «Крокодил». Они, пожалуй, и стали самыми популярными в Советском Союзе комиксами, ведь «Крокодил» был единственным всесоюзным сатирическим журналом. Рассматривались и мелкие, бытовые темы, и крупные события из жизни страны. Впрочем, журнал содержал не только сатирические материалы. Но рассказывал и о достижениях СССР - в общем, был официальным рупором политики. «Крокодил» выходил миллионными тиражами и даже получил Орден Трудового Красного Знамени.

5. Гарфилд живет в каждом из нас

Еще один весьма популярный персонаж комиксов родом из Америки - Гарфилд. Изначально автор планировал сделать Гарфилда... жуком, но издатели истории о жуке не приняли, пришлось переделывать облик главного героя. Теперь Гарфилд - узнаваемые во всем мире кот, толстый и очень обаятельный, прославившийся своим аппетитом, ленью и чувством юмора с элементами сарказма. Впрочем, в разнообразных ситуациях у Гарфилда проявляются разные черты, складывающиеся в весьма многогранный характер. При этом объем каждой истории - всего три картинки (такие комиксы называются стрипами) Так что уместить юмористическую историю в три кадра - особый стиль и мастерство. Читателю предлагается посмеяться над недостатками, которые изображены хоть и преувеличенно, но встречаются почти у всех: в той или иной мере все мы немножко Гарфилды. Особенно по выходным...

В нашем с вами 21 веке о том, что такое комикс, знает уже даже ленивый. Герои в разноцветных трико, трижды в день спасающие вселенную от разнообразных напастей, уже давно у всех на слуху. На первый взгляд кажется, что за красивой картинкой кроется либо полное отсутствие сюжета, либо крайне шаблонные вариации из боевиков 80-х. На самом деле это, конечно, не так.

Комиксы, в том виде, в котором мы их знаем, существуют уже без малого сто лет. Если принимать во внимание богатый опыт японских и многих других художников, то срок этот может увеличиться в несколько раз. Но, конечно, большинство любителей данного вида искусства ценят в первую очередь современные работы. И есть за что: за свою почти столетнюю историю комиксы из маленького раздела в ежедневных выпусках новостей выросли в целую индустрию, включающую в себя множество издательств, авторов, художников, выпущенных серий, экранизаций, сопутствующих товаров и… продолжать можно бесконечно. Тем, у кого голова идет кругом от такого многообразия, в первую очередь хочется посоветовать ознакомиться именно с первоисточниками — многие выпуски и издания уже сами по себе стали не только классикой жанра, но и признанным во всем мире ценным культурным наследием.

Большой мир комиксов

В России большой мир комиксов только начинает свое шествие и, благодаря паре издательств, все желающие ознакомиться с сюжетами имеют возможность это сделать. Но, к сожалению, процесс этот не быстрый — в нашей стране пока что выпущено не так много книг. Но ничего, здесь на помощь приходит интернет — учитывая масштабы продукции, тут существуют специализированные сайты, на которых можно купит как новые выпуски, так и старые коллекционные издания. Стоимость последних, к слову, порой может достигать даже нескольких миллионов долларов! Но, впрочем, обо всем по порядку.

Все комиксы, которые доступны для приобретения, выпускаются на английском языке. Пускай это не отпугивает тех, кто не уверен в знаниях английского, — за некоторым исключением сложность для понимания невысокая, и к тому же это отличная возможность попрактиковаться в языке.

Долгое время комиксы во всём мире в целом отличались лишь некоторыми особенностями в стилях рисунка, основу беря из газетных коротеньких стрипов и карикатурных юмористических произведений. Истории про моряка Попая довольно близки приключениями Тинтина. Но уже в 30-х годах прошлого столетия стали всё сильней и сильней проявляться региональные различия в подходах к написанию графической прозы.

Попай и Тинтин

Пожалуй, их главное различие на тот момент было лишь в числе страниц для рассказа истории.


В общем можно выделить 3 таких основных региональных стиля: американские комиксы, франко-бельгийские BD (bande dessinée) и японская манга.

Американский стиль
В середине 1930-х годов фактически определилось будущее американских комиксов. Именно тогда стало оформляться из всего того комиксоидного хаоса стиль, присущий англоязычным странам: США, Англии, Канаде и прочим.
Начнём с того, что в 1934 начали выходить Famous Funnies, ставший одним из первых популярных ежемесячных журналов комиксов (между прочим, свыше пары сотен тысяч проданных копий одного выпуска). Тогда же и стали рисовать стрипы о Флэше Гордоне - праотце супергероики.
Примерно тогда же и стали появляться стандарты размера комиксов – 16,83 сантиметров в ширину и 26 в высоту. (Это в среднем. Бывали издания и шире, и уже, и меньше, и больше, но в итоге все стали приходить именно к 16,83:26) Формат – журналы в мягких обложках с несколькими историями в 1-10 страниц.

Famous Funnies и Flash Gordon





В то же самое время стали массово выпускаться графические рассказы о борьбе с преступностью. Самым влиятельным стал The Spirit 1940-го. Уилл Айснер в сжатом формате нескольких страниц умудрялся рассказать самые разнообразнейшие истории: от тягучего нуара до комедии абсурда. Выработанный автором стиль повествования с максимальным наполнением смысла в каждой панельки комикса стал довольно влиятельным.

Со временем героями этих историй стали люди со сверхнеординарными способностями. Например, в 1935-ом журнал More Fun Comics презентовал всем доктора Оккульта, использующего магию в своих детективных похождениях.

More Fun Comics

Да, вы не очитались: доктор Оккульт появился раньше Супермена и Бэтмена. Читайте дальше.



Но самый настоящий всплеск популярности супергероев произошёл в 1938 году с выходом первого номера Action Comics, подарившего нам супергероя, которого нынче считают первым классическим – Супермена. Волну ряженных героев поддержали в Detective Comics своим Бэтменом в 1940. За ним последовала значительнейшая часть самых известных нынче персонажей комиксов: от капитана Америка до Зелёного Фонаря, от Джокера до профессора Фейта.
Начали появляться отдельные серии о различных ряженных героях форматом примерно в 32 страницы. В них превалировал из-за ограничений в средствах и времени стиль простоватый рисунка с прорисованными в более или менее реалистичном ключе персонажами, зачастую без детализированных фонов. Большинство работ незатейливо разукрашена.

Ряженные герои 30-х и 40-х

По сути это были такие же истории, что из криминального бульварного чтива и детективных комиксов, только с a)с какими-то выдающимися способностями (высокий ум, владение боевыми искусствами на высочайшем уровне и др) или сверхспособностями (сверхсила, полёт, телекинез и др.); б)каким-то ярким костюмом.
Кстати интересный факт о костюмах. Те самые трусы поверх штанов появились из-за того, что художникам не хотелось чересчур прорисовывать гениталии персонажей в этих узких костюмах., дабы избежать неловких ситуаций: большая же часть их аудитории - подростки. А мешковатую одежду почему-то не особо спешили прорисовывать.








Но уже в начале 50-х года популярность супергероики (под этим словом я подразумеваю также истории и о персонажах без суперсил, но с особыми навыками и в костюмах) пошла на упад, на рынке поднялись чистокровные нуары, вестерны, научная фантастика, хорроры и сатирические издания. Всё с кучей насилия, пугающих образов и намёков на секс. Хотя поднялся и сектор, ориентированный специально на детскую аудиторию, с рассказами о персонажах Диснея, например.
Казалось бы, все должны радоваться наступающему разнообразию для разной аудитории. Но…

Tales from Crypt и Disney Tales

«Байки из склепа» не всегда были теленовеллами, если вы не знали.





Расцвет графических рассказов для взрослых длился недолго. В 1954 году вышла книга «Совращение невинных», в которой Фредрек Вертем заявлял, что, дескать, Супермен – расист, Бэтмен с Робином – геи, в комиксах дочерта жести, и это всё вовсю развращает юных американцев и делает из них преступников. Аргументы были дурацкими, но чёртова книга заставила обратить внимание цензоров на набирающие популярность графические истории.
В итоге в 56-ом был принят «кодекс комиксов», запрещающий показывать и описывать сцены убийства, употребления наркотиков, секса, а также хоть что-то мрачное, пугающее, остросоциальное и что-либо способное навредить неокрепшей детской психике.


Прикрываясь защитой детей от историй, не предназначенных для детей, цензоры фактически на долгие годы сделали весь американских комиксоидный мейнстрим абсолютно беззубым зрелищем для детей. Истории про борьбу с преступниками остались, но превратились в лютый абсурд с карикатурными и безвредными сверхзлодеями.
Если времена до 56-го называли золотой эпохой комиксов, то это была серебряная. И не преисполненная печали, а идиотии.

Просто взгляните, во что они превратили Бэтмена



Все мало-мальски смелые работы ушли в глубочайший андеграунд. В Underground Comix. Там вовсю цвели упоротые истории, где, например, главный герой мог в начале помахивать членом размером в свои полроста, чуть погодя лишиться его самого кончика и следом раскритиковать правительство.
Понятное дело, что такое издавалось самым минимальным тиражом, полулегально и чуть ли не из под полы.

Обложка одного из тех комиксов


Ну а в мейнстриме со временем конкуренцию DC составила Marvel, переформированная из Timely Comics. Там такие люди, как Стен Ли, Джек Кирби и Стив Дитко, умудрились с имеющимися ограничениями привнести большую глубину в характеры своих героев и разнообразить поднимаемые темы, популяризировав тем самым своё издательство. Человек-Паук мог спокойно называться деконструкцией образа супергероя, а Фантастическая Четвёрка – образа команды супергероев. Также они подняли новые стандарты прорисовки персонажей.
В конце концов DC на пару с Marvel поглотили почти всех своих конкурентов и приватизировав их героев себе, превратившись в ту самую «большую двойку» в мире комиксов США.

Marvel 60-х









Но цензура стала ослабевать, и уже в 70-е у комиксов снова «отрасли зубы»: Капитан Америка вдруг осознал, что правительство США может быть не только милым и пушистым; Человек-Паук не смог спасти свою подругу, Рыжая Соня защеголяла в бронелифчике, Железный Человек забухал, Джокер снова становится убийцей, а напарник Зелёной Стрелы - наркоманом.
«Бронзовая эпоха» была в самом разгаре.

Попрание кодекса комиксов








В Британии основали журнал 2000 AD, ориентировавшийся на взрослых, из-за чего жутко контрастировавшего с затюканной цензурой «большой двойки».
Также в 70-е и в начале 1980-х начался взлёт популярности независимых издательств в Америке. В те времена им дорогу протолкнули такие серии, как Cerebus, Love and Rockets, Elfquest, The Teenage Mutant Ninja Turtles, Usagi Yojimbo и многие другие, либо пародирующие творчество DC с Marvel, либо потихоньку отходящие от темы супергероики, которая уже начала всех понемногу подзадалбливать.

Независимые издательства: 70-е -начало 80-х

Кстати, немного о них, чтоб не быть голословным насчёт растущего разнообразия.
Если The Teenage Mutant Ninja Turtles были пародией на миллеровского Сорвиголову, а ранний Cerebus - пародией на марвеловкие комиксы о Конане-варваре, то другие работы из примере и не смотрели в сторону DC с Marvel.
Love and Rockets была о магическом реализме (в южноамериканском смысле этого термина) пополам с повседневностью.
Elfquest - фэнтези-сага со множеством неоднозначных персонажей.
Usagi Yojimbo - история о ронине, путешествующего по мифологической Японии эпохи Эдо. В те далёкие времена, когда манга и аниме не были столь распространены, культурой Японии многие начали интересоваться именно благодаря этой графической истории.
Ну а Judge Dredd создал прадеда самых брутальных комиксоидных персонажей 90-х.










А в 80-х все уже откровенно плевали на гос. цезуру и писали что угодно… В теории. Писали скорее то, что разрешили редакторы. «Большая двойка», несмотря на попытки доказать «взрослость» комиксов, всё равно продолжала ориентироваться на подростковую аудиторию, не допуская откровенной жести вроде расчленёнки на всю страницу, разнузданного мата и мало-мальской обнажёнки. (В силу американского менталитета сексуальные темы гораздо большее табу, чем насилие.) На смену законодательной цензуре пришла внутренняя цензура издательств.
Впрочем, усилия целого набора авторов (в особенности представителей «британской волны») сделали мейнстримные комиксы намного взрослее, злободневней, эстетически искуснее, динамичней. Законодателем мод стали новые истории про Бэтмена.

Бэтмен 80-х

Миллер в Dark Knight Returns изобразил его несколько свихнувшимся стариком на идее Бэтмена, в Zero One - молодым и неопытным борцом с реалистичной коррупцией. Стали показывать его противников как изображение его собственных слабостей (Killing Joke, к примеру). Получила развитие идея параллельных миров, в которых персонаж помещается в другую эпоху (Batman by Gaslight). Ещё глубже изучается его психология (A Sirius Houde on Sirius Earth).








Marvel 80-х

Marvel также стал мрачнее и острее








Во всеобщий обиход в США стало входить выражение «графические новеллы». Там оно означает те же комиксы, только издаваемые в твёрдой обложке и с большим объёмом (минимум 50-60 страниц), зачастую являясь просто переизданием сюжетных арок ежемесячных серий. Но термин приобрёл популярность скорее для обозначения более зрелых работ, ведь к названию «комиксы» за предыдущие десятилетия прицепилось клеймо чего-то несерьёзного, детского. Те же Watchmen и The Sandman, начавшие собирать восторженные отклики у литературных критиков, тогда редко именовали «комиксами».

Watchmen и The Sandman




В то время аудиторию графических рассказов расширила на редкость удачная экранизация «Бэтмена» от Бёртона. Кто бы чего не говорил, кино – самое массовое из искусств и способно быстрее других популяризировать что-либо. А «Бэтмен», отличающийся от всего того, что было в кино (да, был «Супермен» 1975-го, но всё же это не совсем то), сериалах и мультфильмах по мотивам американских комиксов, сумел преподнести визуальные истории как нечто незазорное для кого-то и постарше.

Batman, 1989



Следом за Бэтмен подтянулись и мультфильмы про Бэтмена, порвавший многие стандарты мультсериалов, упрочив позицию комиксов в массовой культуре. Вместе с ним по качеству пытались не отстать и другие мультсериалы DC и Marvel, получавших всё большие прибыли из-за продаж игрушек по мотивам.

Мультсериалы





В 1985-ом появился первый «аналог премии «Оскар»» в мире комиксов - премия Кирби, через пару лет отменённая и заменённая премией Айснера и премией Харви (чуть позже также прикрытой), глядя на которые можно неплохо проследить самых видных авторов в тот или иной год.


В 80-х годах, пока Marvel никак не отделяла свои основные серии от тех же комиксов по мотивам Звёздных Войн, DC, чтобы не смешивать чересчур отличающиеся вещи от их основных линеек стилем и тематиками создало импринт Vertigo – дочернее издательство, чьи работы никак не пересекались с комиксами DC. И, чёрт возьми, Vertigo подарило нам множество действительно крутых работ.

Vertigo 80-х

Vertigo очень быстро стала королём жанра хоррора и городского фэнтези.










В последующие годы случился бум новых издательств, несколько потеснивших «большую двойку». Выходцы из Marvel основали Image и проторили дорогу к популярности со Спауном, Dark Horse продвинула эпик про Хеллбоя и супернуарный Sin City. Авторы, не желавшие плясать под дудку «большой двойки» также устремились в Avatar Press, IDW Publishing, Oni Press, Fantagraphics, ABC и многие другие. Разнообразие на рынке возросло в разы.
Британские комиксы также процветают. Например, выходит дико панковая Tank Girl

Немного из независимых издательств

Кратко о них, ради примера ещё большего разнообразия в мире графических историй Америки.
Spawn - комикс про, по сути, главного супергероя 90-х, стоящий на острие всех трендов, но при этом не забивающего на психологический портрет персонажа.
Hellboy - вторая серия комиксов после Sandman, соединяющая воедино мировую мифологию и авторскую бурную фантазию. На этот раз добавляется лавкрафтовщина, общая хтоничность в изображении мифов и довольно минималистичный стиль.
Sin City - одна из главных работ Миллера, ещё более мрачная, нуарная и стильная.
Frank - комикс, берущий ранний стиль диснеевской мультипликации и скрещивающий её со стилем средневековых гравюр и Лавкрафтом (да, его любят художники).









Ну и как же без Vertigo, набравшего обороты







И вот в 90-х для «большой двойки» настали тёмные времена. В обоих смыслах.
Глядя на успехи более мрачных комиксов в 80-х, DC и Marvel решила попробовать развить тему. Крутые почти что злодеи, надирающие задницы всем встречным, стали почти повсеместным явлением. Гипертрофированная брутальность стала превалировать в изображении героев (до такой степени, что даже Роб Лайфелд, не способный рисовать ступни у невозможных героев-кусков мяса, стал топовым художником).

Лайфелд, великий и ужасный






Типичный DC и Marvel 90-х







Правда публика быстро устала от однотипных антигероев, из-за чего продажи комиксов снизились. А для «большой восьмёрки» это оказалось критично, ведь глядя на бум коллекционирования старых работ они начали выпускать ещё больше комиксов, да не простых, а всяких ограниченных да коллекционных изданий. Да, так бездарно чуть было не закончилась история Marvel: в 1996 они даже объявили себя банкротами.
Чуть позже издательства отошли от кризиса и завязали с огромными тиражами ограниченных изданий и тотальной брутальности героев, уже ставших пародией на самих себя. Правда Marvel основала инпринты Max и Ultimate и увеличила уровень жести в них. Несколько увеличилось разнообразие супергероики. Новая волна кинокомиксов продолжила популяризировать «большую двойку».

MAX и Ultimate





Но и в XXI веке в мире американских комиксов DC и Marvel продолжили терять позиции. (Но не финансовые. Хоть и половину рынка заняла японская манга (подробнее об этом - позже), всё равно DC с Marvel остались почти недосягаемы для американских конкурентов.)


При этом почти всё самое крутое стало происходить вне застенок «большой двойки». Image, предлагавшая сохранять авторские права на комиксы автору, а не издателю, стала одним из главных символов творческой свободы и разнообразия новых комиксов. В то же самое время DC с Marvel заключила свои вселенные в лимбо, регулярно перезагружая их, организуя глобальные ивенты, которые ни к чему не приходят, убивая старых персонажей, чтобы вскоре воскресить, устраивая скандалы, что быстро заминают. DC даже забирать популярных персонажей из Vertigo, чтобы разнообразить свои линейки (естественно, во зло для Vertigo).

Независимые издательства

Разнообразие слишком велико. Остановлюсь лишь на 2-х из них. (см. последние 2 страницы)
Помните о почти что табу на сексуальные темы в 80-х? В «большой двойке» до сих пор не особо любят поднимать эту тему. Но в других издателях начали обращаться всё чаще и чаще. Самым ярким примером этого является Sex Criminals - комикс о паре, способной занимаясь сексом останавливать время.
Но там та тематика хоть и раскрывается довольно неплохо, но изображается довольно невинно. Особенно в сравнении с темой насилия, апофеозом изображения которого в западных комиксов стали, думаю, Crossed. Если речи почти не может идти об изображении секса крупным планом, то в Crossed могут спокойно показать располовинивание ребёнка вдоль в деталях, со всеми выскальзывающими кишками и вытекающей кровью.
Ах да, в том царстве гуро ещё есть сюжет, о людях спасающихся от зомби, слегка сохранивших разум, но утерявших чувство боли и жалости.













В XXI веке на западе начали активно использовать компьютер в создании комиксов. Многие комиксы стали рисоваться сразу прямо на компьютере, ещё больше – разукрашиваться на нём же. Часто перекрашивают изданные ранее работы: иногда это смотрится отлично (вспомним Killing Joke), но ещё чаще это выглядит просто ужасно и ненужно (вспомним американские издания Incal и Requiem Chevalier Vampire). Некоторые авторы под влиянием веб-комиксов постепенно стали полностью издаваться только в цифровом варианте.

Как из этого всего можно охарактеризовать американский мейнстрим?
В общем, это регулярные издания по 30 страниц в мягкой обложке, выполненные в относительно реалистичном стиле, чаще всего без детализированных фонов и с концентрацией на персонажа. Колоризация нынче почти всегда - на компьютере.
Целевая аудитория - подростки.
Источники вдохновения - истории о супер- и ряженных героях, диснеевская мультипликация и газетные комедийные стрипы.

В последнее время всё сильней проявляется влияние извне: King City и Scott Pilgrim явственно вдохновляются мангой, Алекс Росс рисует в стиле, более свойственном европейским авторам, а Джеймс Стокое смешивает все 3 стиля вместе.

King City и Scott Pilgrim




Алекс Росс





Джеймс Стокое




Продолжение следует
В следующем выпуске - bande dessinée

Интерес к комиксам в нашей стране сильно вырос – во многом благодаря голливудским хитам и популярному сериалу «Ходячие мертвецы». Если эта культура уже давно и прочно прижилась в Америке (лучшие комиксы о Супермене или Бэтмене царят на штатовском рынке уже десятки лет), то наши родители и слыхом не слыхивали о графических романах.

Кстати, многие спрашивают – в чем отличие между комиксами и графическими романами? В общем-то, ни в чем, разве что графические романы обычно издаются в виде не журнала, а книги. Суть остается той же: многочисленные «мультяшные» рисунки, сопровождаемые текстом (которого мало). Сегодня мы познакомим вас с Топом-10 самых лучших комиксов всех времен (изданных в формате романа).

Бэтмен, зомби, хранители: лучшие комиксы, изданные в формате графических романов

У него семь имен: Песочный человек Геймана

Сейчас все заядлые телеманы (в нашем случае это люди, любящие и ценящие шедевральные сериалы) замерли в ожидании экранизации романа Нила Геймана «Американские боги». Кроме прозы Нил занимается и работой над комиксами, лучший из них – «Песочный человек», переживший несколько изданий (в том числе четырехтомник в твердом переплете и цикл из десяти книжек с мягкой обложкой). Заглавный герой серии (ее еще называют «комиксом для интеллектуалов») – сверхъестественное существо Сандмен. Он известен под разными именами: Морфей, Смерть, Дрёма, Бред, Желание, Судьба, Отчаяние. В сюжете комикса тесно переплелись символизм, мифология, хоррор, история.

Джокер как трагическая фигура: убийственная шутка

Графический роман Алана Мура «Бэтмен: Убийственная шутка» – редкий случай, когда Джокер показан не просто законченным психопатом и безжалостным садистом, а трагической фигурой. Он потерял свою семью, его обманули злые люди, случайно превратившие неплохого парня в сумасшедшего. Это один из лучших комиксов из серии «Бэтмен», причем Темный рыцарь здесь отходит на второй план: главный герой – Джокер.

Аркхем Асилум: Скорбный дом на скорбной земле

Оригинальный графический роман «Бэтмен: Аркхем Асилум. Скорбный дом на скорбной земле» был одним из наиболее готичных и лучших комиксов серии. Он вдохновил создателей популярных игр про Бэтмена и других авторов комиксов на годы вперед. Роман рассказывал об истории создания психлечебницы, его строителе Амадее Аркхеме, обо всем сверхъестественном, что скрыто в темных коридорах психушки. Однако издание комикса, приуроченное к 25-й его годовщине, оказалось просто непревзойденным – благодаря писателю Гранту Моррисону.

В мире ходячих мертвецов нужно быть начеку

В октябре 2003-го года увидел свет первый том графического романа «Ходячие мертвецы» Роберта Киркмана. Это один из лучших комиксов современности, поэтому работа над ним продолжается. В 2010-м году комикс о шерифе Рике Граймсе, его родных и друзьях, пытающихся выжить после зомби-эпидемии, получил премию Айснера, в том же году состоялась премьера одноименного сериала – «Ходячие мертвецы» идут уже седьмой сезон и не сбавляют темпа. К слову, Киркман не так давно объяснил, почему герои употребляют термины «ходячие», «гнилые» и «кусачие». Оказывается, персонажи живут во вселенной, где понятие «зомби» (а также книг и фильмов о них) не существовало.

300 против тысяч

О графическом романе «300» слышали практически все – ведь это произведение Фрэнка Миллера было экранизировано Заком Снайдером. Главных героев пеплума – царя Леонида и его антагониста Ксеркса – сыграли Джерард Батлер и Родриго Санторо. «300 спартанцев» – почти идеальная адаптация комикса, рассказывающая о противостоянии воинов Спарты и персов, сошедшихся в кровавой Фермопильской битве.

Джек Потрошитель явился в Лондон из ада

Алан Мур – легендарный автор лучших комиксов, так что его имя еще не раз появится в нашем рейтинге. Черно-белый очень мрачный графический роман «Из ада» воскрешает смутные дни конца XIX века, когда в беднейших кварталах Лондонского Ист-Энда орудовал Джек Потрошитель. Это одна из жутких страниц викторианской эпохи, и хотя жертвами маньяка стали не знатные леди, а уайтчепельские проститутки, до сих пор преступления Потрошителя будоражат воображение. Комикс Мура описывает эти события, приводя точный характер злодеяний и следуя за полицейским Эберлайном. В 2001-м году в Голливуде поставили фильм по комиксу, главную роль в ленте «Из Ада» сыграл Джонни Депп .

V – значит «вендетта»: террорист против тоталитаризма

И снова – Алан Мур, и его антиутопический комикс «V – значит «вендетта». Главный персонаж романа – тот самый V, который пытается бороться с профашистским тоталитарным режимом, воцарившимся в Великобритании недалекого будущего. Правительство преследует иноверцев, геев, нелегальных иммигрантов. V активно противостоит ему – борец с режимом замыслил взорвать Парламент. Он даже носит маску своего далекого предшественника, который тоже пытался устроить взрыв, – Гая Фокса. Комикс был перенесен на большой экран, в фильме снимались Хьюго Уивинг и Натали Портман .

В Городе грехов творятся жуткие дела

Популярный автор Фрэнк Миллер стал сорежиссером Роберта Родригеса, когда американский постановщик мексиканского происхождения взялся адаптировать комиксы из цикла «Город грехов». Недаром криминальные истории этой серии считаются лучшими комиксами в своей нише. Кто видел фильм, тот наверняка был впечатлен этим кровавым нуаром и запоминающимися персонажами, включая Желтого ублюдка Рорка младшего (в кино его играл Ник Стал), маньяка Кевина (Элайджа Вуд) и отчаянного Марва (Микки Рурк).

Темный рыцарь возвращается, усталый и разочаровавшийся

Третий, самый лучший, комикс Фрэнка Миллера из этого топа «Темный рыцарь возвращается» оказал огромное влияние на другие комиксы, видеоигры и фильмы. Именно этот графический роман стал основой трилогии Кристофера Нолана «Темный рыцарь» с Кристианом Бэйлом и вдохновил Снайдера на съемки картины «Бэтмен против Супермена: На заре Справедливости». Произведение Миллера показывает Бэтмена очень возмужавшим и многое пережившим. Он старше, мрачнее и слегка устал от борьбы со злом.

Хранители не дадут этому миру погибнуть

Замыкает топ лучших комиксов роман авторства Алана Мура (и его тоже экранизировал Зак Снайдер) – «Хранители». О качестве этого комикса говорит такой факт: «Хранители» вошли в список «100 лучших романов всех времен» (единственный комикс, удостоенный подобной чести). Во вселенной этого романа действуют мужественные супергерои (Ночная сова, Доктор Манхэттен, Шелковый Призрак и другие), а действие происходит в альтернативной нуарной реальности. Кстати, одного из персонажей, Комедианта, в блокбастере играет Джеффри Дин Морган (он же – новый харизматичный антагонист в сериале «Ходячие мертвецы»).

Комиксы США.

С середины XIX века американские газеты вводят новшество: на их страницах значительно больше иллюстрационного материала, нежели в газетах Старого Света. В Америке возникает целая система визуальных символов, многие из которых создал Томас Наст, автор "дяди Сэма". Появление американского комикса произошло в период борьбы двух знаменитых газетных магнатов: венгерского иммигранта Джозефа Пулитцера и выходца из Калифорнии Уильяма Рандольфа Херста. Борьба за читателей требовала использования новой полиграфической техники, введения цвета на газетной полосе. Жёлтый цвет по многим характеристикам оказался наиболее технологичным. Впервые он был использован Ричардом Аутколтом.

Ричард Аутколт, один из художников принадлежавшей Пулитцеру газеты "Нью-Йорк Уолд", создал на её страницах смешные рассказы в картинках о приключениях малыша в жёлтой рубашке. В 1896 году Херст переманил Аутколта в свою "Нью-Йорк Джорнал" и предложил ему изменить вид сериала: теперь он под названием "Жёлтый паренёк" стал развиваться по кадрам в комическую полосу, занимавшую от половины до целой страницы газеты. История повествовала о похождениях маленького китайского мальчика и жителях бедной улицы Хоганс-Элли. По замыслу владельца газеты сатирические сюжеты должны были привлечь внимание малограмотных иммигрантов и существенно увеличить тираж газеты. Попутно этот комикс привёл к возникновению термина "жёлтая пресса".

Как Херст, так и Пулитцер соперничали, переманивая друг у друга художников, которые разрабатывали всё новые комические полосы. Но важно отметить, что окончательный формальный вид американскому комиксу придал в свои неполные двадцать лет художник Рудольф Дёркс. Он ввёл в серию комиксов "Каценджемеровские детки"(1897) реплики в "пузырях". По словам американского М.Хорна, Дёркс сделал "пузырь" фирменным знаком американского комикса.

Герои серии Р.Дёркса - два юных неунывающих хулигана. Место действия - воображаемая, весьма условная Африка. Хулиганы не желают ни взрослеть, ни становиться подлинными американцами. Они говорят, как большая часть иммигрантов, на диком немецко-американском сленге.

Хулиганы и сленг - фирменные знаки комикса. С самого рождения комикс встаёт в спонтанную оппозицию к отработанным социальным и языковым ценностям буржуазного общества.

Серия Дёркса существует и по сей день. Разумеется, её продолжают другие художники, и это ещё одна существенная особенность комикса. Он может переходить по наследству от одного автора к другому. Комикс сильнее своего автора. Равнодушие к его личности создаёт особый тип анонимности, которая отличает комикс от всех других видов искусства новейшего времени, приближает к "народному творчеству".

Параллельно "Каценджемеровским деткам", в том же 1897 году, возникает первая серия "животных" комиксов "Тигрёнок", автором которого был Джеймс Свинтерсон.

С 1905 по 1910-й художник Уинзор Маккей на страницах домашнего приложения к "Нью-Йорк Гаральд" печатал серию "Маленький Немо в Стране Снов", посвящённую волшебным сновидениям мальчика, и сделал комиксы серьёзным и высоким искусством. Он рисовал тонкую декоративную графику в стиле модерн: это был мастер фантастических пейзажей и воздушных замков, внимательный к мелким деталям и драгоценным "витражным" переливам цвета. Но самая большая заслуга Маккея в том, что он открыл такую особенность комикса, как композиция его листа. Он стал использовать ту многомерность, которую может увидеть читатель, когда не переворачивает страницу, а свободно скользит по ней взглядом.

Пора становления американского комикса, отличающаяся простым рисунком (за исключением виртуозной техники Уинзора Маккея), продолжается до 20-х годов. Часть героев первых комиксов - звери, часть - люди, но все они объединены социальным сознанием иммиграции с верой в "американскую мечту". Часть иммигрантов переживает разочарование от неумения самоутвердиться (по причине бездарности), которое, как правило, переводится в социальную сферу и переживается как разочарование от столкновения с действительностью. Важное значение имеют мотивы одиночества, отчуждения, сиротства. В морали героев преобладают элементы деревенской ментальности.

Второе поколение американских комиксов (20-50-е годы) рождает героев - носителей идеи. Так, идею доброты воплощает в себе собака Снупи. Происходит окультуривание комикса. Его приспосабливают для нужд общества. Политический консерватор Уолт Дисней в мягкой форме учит искусству весёлого выживания. Его комикс дидактично-развлекательно заговорил на языке человекоподобных зверей, снабдив каждого из них устойчивым психическим кодом. Выделив агрессию как жизненную неизбежность, он противопоставил ей воображение и смекалку, трансформирующих слабость в силу.

В 20-е годы возникает направление бытового (с элементами сатиры) комикса, отражающего события каждодневной жизни, семейные стереотипы. Самой популярной героиней этого вида комикса становится Блонди - "типичная американская девушка". С Блонди может конкурировать только Сиротка Энни, которая в любой ситуации стоит на защите традиционных американских ценностей.

В эти годы американский комикс обретает жанровое многообразие. Под воздействием кинематографа возникли комиксы приключений с вполне реалистическим рисунком (в 1929 году в свет выходит первый комикс о Тарзане). Становятся популярными "светские" комиксы, обыгрывающие атрибуты роскошной жизни высшего света, а также комиксы-мелодрамы (серия "Мери Уорт"). Комиксы стали издавать отдельными книжками ежемесячных выпусков ("комикс журнал", потом "комикс книга"), для которых сочинялись полномасштабные истории.

Но главные персонажи второго поколения комиксов выведены в сериях о героях, наделённых "сверхчеловеческими" чертами это - Флэш Гордон, Супермен и Бэтман. Вымышленные персонажи и даже прототипы искусственно созданной "человекообразной расы” стали неотъемлемой и необходимой частью духовного мира американца. Конформистский комикс превращается в современный вариант сказки.

Став важной частью массовой культуры США, комиксы в то же время были, вплоть до появления телевидения, мощным инструментом гегемонии. Можно сказать, что вся история современной американской идеологии неразрывно переплетена с историей комиксов.

Насколько необходимым "духовным хлебом" стали для американцев комиксы, говорит такой случай. Незадолго перед второй мировой войной забастовка типографских рабочих вызвала перебои в поступлении комиксов в киоски. Возмущение жителей было так велико, что мэр Нью-Йорка в эти несколько дней лично зачитывал комиксы по радио - чтобы успокоить любимый город. Жители одного городка штата Иллинойс устроили референдум и переименовали свой город в Метрополис - вымышленный город, в котором действовал Супермен.

Понятно, что рядом с конформистскими комиксами должна была возникнуть диссидентская альтернатива. Она обнаружилась в частности в серии "Пого", автор У.Келли. У него под масками зверей действуют различные политические силы. В разгар маккартизма автор "Пого" ядовито высмеял шпиономанию в специальной книжке комиксов под названием "Мы встретили врага, и он - это мы".

Американский комикс слишком разрушителен и антисоциален. В 1946 году около одной десятой всех комиксных изданий составляли комиксы о преступлениях. Однако уже в 1949 году такого рода комиксы составляли половину всей продукции, а в 1954 году - подавляющее большинство. Комиксы о преступлениях делают особый акцент на насилии как элементе развлечения. Слова "преступление", "убийство" набираются жирным шрифтом для привлечения внимания покупателя. Используя полицейскую хронику, подобные комиксы подчёркивают свою документальность.

В США существует мощная антикомиксовая оппозиция. Исторически в антикомиксовом движении особенно выделяются книги Дж.Легмана "Любовь и смерть"(1948) и Ф.Вертхейма "Знак Каина"(1964). Американский сенат учредил специальный подкомитет, в результате деятельности которого Американская ассоциация комиксовых журналов в стране, где нет цензуры, приняла в октябре 1954 года "самоограничительный" кодекс, так называемый "Кодекс комикса". Кодекс не стал федеральным законом, но, к примеру, власти штата Нью-Йорк, опираясь на положения кодекса, ввели юридические ограничения на продажу неугодных комиксов. Сторонники кодекса считали, что он придал комиксу более "респектабельный" вид, наделил статусом художественной продукции.

В результате ограничений, в США получили распространение "воспитательные" комиксы.

Не все американские художники подчинились положениям "самоограничительного" кодекса. Такие издатели, как Делл, отказались считаться с ним, ссылаясь на Первую поправку к Конституции США, и стали выпускать в 60-е годы подпольные комиксы. Именно с них начинается третье поколение комиксов. Порывая с традициями американского пуританизма, подпольный комикс открыто заговорил о темах-табу: экологии, полиции, расизме, несколько позже - о вьетнамской войне.

Центром подпольного комикса стало калифорнийское издательство "Рип-офф Пресс". Самые "крутые" авторы, Р.Кремб, С.Уилсон, Дж.Шелтон и М.Родригез, выступавший под псевдонимом Спейн, создали группу "Зэп". Молодёжь балдела от комиксовой серии Р.Кремба "Мистер Нейчюрел" ("Простак"). В ней безумный гуру рассуждал о проблемах современной цивилизации. Комиксы С.Уилсона, наиболее провокационно издевавшегося над моральными табу, неоднократно подвергались конфискации со стороны властей.

Крупные исследования с применением ряда независимых методов показали, что в середине 60-х годов в США ежедневно читали комиксы в газетах от 80 до 100 миллионов человек. 58% мужчин и 57% женщин читали в газете практически только комиксы. Даже во время второй мировой войны средний читатель газеты сначала прочитывал комикс, а во вторую очередь - военную сводку. Наибольший интерес к комиксам проявляют люди в возрасте 30-39 лет. А все дети школьного возраста (99%) читают комиксы регулярно. Обсуждение прочитанных комиксов - главная тема бесед у школьников, что делает этот жанр культуры важнейшим механизмом социализации детей.

Когда автор известной серии "Лил Эбнер" Эл Кэпп ввёл новый персонаж, Лену-гиену, "самую некрасивую женщину в мире", он попросил читателей прислать свои предложения с описанием черт её лица. От читателей пришло более миллиона писем с рисунками. В конце 70-х годов комиксы "Лил Эбнер" печатались в США в более чем тысяче газет и имели 80 миллионов читателей ежедневно. Джон Стейнбек выдвигал Эла Кэппа на Нобелевскую премию по литературе.

Столь необычно эффективный "захват" массовой аудитории комиксы смогли обеспечить именно благодаря совмещению текста со зрительным образом.

Комиксы сыграли большую роль в формировании и сохранении массового сознания американской нации. Они создали ощущение устойчивости общества. Комиксы "вели" среднюю американскую семью из поколения в поколение, задавая стабильную "систему координат" и культурных норм. В одной из книг по истории комиксов, вышедшей в 1977 году, приведены данные об известных сериях, которые к тому моменту издавались без перерыва в течение 80 лет! Французский исследователь комиксов пишет об их персонажах: "Американец проводит всю свою жизнь в компании одних и тех же героев, может строить свои жизненные планы исходя из их жизни. Эти герои переплетены с его воспоминаниями начиная с раннего детства, они - его самые старые друзья. Проходя вместе с ними через войны, кризисы, смены места работы, персонажи комиксов оказываются самыми стабильными элементами его существования".


© В.В. Харитошкин, 2002

Рекомендуем почитать

Наверх