Локальный акт в сфере образования. Локальные нормативные акты образовательного учреждения

Развитие  15.04.2024
Развитие 
  1. Нормативно-правовые документы и локальные акты дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО
  1. План основных мероприятий по подготовке к переходу на
  2. ФГОС ДО МБ ДОУ «Детский сад №108» на 2013-2016 уч. г.
  1. Положение о рабочей группе по введению ФГОС ДО в МБ ДОУ «Детский сад № 108».
  1. Нормативно-правовые документы и локальные акты дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО.

Международно-правовые акты:

  • Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 (с изм. и доп.);
  • Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990);
  • Дополнение к декларации прав ребенка связанные с правом ребенка на игру (ООН, 01 февраля 2014 года
  • Декларация прав ребенка (от 20.11.1999);

Законы РФ:

  • Конституция РФ от 12.12.1993 (с изм. и доп.);
  • Семейный Кодекс РФ от 08.12.1995 № 223 ФЗ (с изм. и доп.);
  • Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изм. и доп.);
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

Документы Правительства РФ:

Документы Министерства образования и науки Российской Федерации.

Нормативно-правовые документы и локальные акты дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФОС ДО.

В соответствии (со статьей 30) Закона «Об Образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.13 образовательное учреждение (организация) принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения в пределах своей компетентности. Дошкольная образовательная организация (далее ДОО) принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий, формы, периодичность, порядок промежуточного и итогового мониторинга, отчисление и восстановление обучающихся, приостановления и прекращения отношений между ДОО и родителями (законными представителями).

Локальные нормативные акты.

Локальный нормативный акт – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме соответствующим органом учреждения (организации) в пределах его компетентности и направленный на установление, изменение или отмену норм.

Локальные нормативные акты издаются на основе и в исполнении закона «Об Образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, приказ № 1155 от 17.10.2013, Устава ДОО. В Уставах образовательных организацийуказаны виды локальных актов, регламентирующих деятельность организации. Любые документы организации устанавливающие, изменяющие или отменяющие какие-либо нормы внутри организации, могут издаваться и приниматься только в виде: приказов и распоряжений, решений, положений, инструкций, правил.

Классификация локальных актов.

Локальные акты можно сгруппировать следующим образом:

Утверждаемые руководителем (организационно-распорядительная документация): штатное расписание; структура штатной численности; номенклатура дел; инструкции по делопроизводству; должностные инструкции работников; приказы и распоряжения по вопросам основной деятельности; другие документы, согласно номенклатуре дел;

Принятые на педагогическом совете : программа Развития ДОО;основная образовательная программа ДОО; учебный план график; календарный учебный план; рабочие программы по всем направлениям и др.

Утверждаемые руководителем после принятия их органами самоуправления (профсоюзного органа ДОО, представителей родительской общественности, трудового коллектива):Положение о Педагогическом совете;Положение об управляющем совете; Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений; Положение об общем родительском собрании; Положение о собрании трудового коллектива и др.

Регистрация локальных актов

Для всех документов, требующих учета, исполнения и использования в справочных целях, обязательна регистрация, т.е. запись учетных данных о документе по установленной форме. (Положения вносятся в номенклатуру делДОО).

Рассмотрение проекта локального нормативного акта должно отражаться в протоколе заседания органа самоуправления. Гриф «Принято на педагогическом совете или «общем родительском собрании организации и т.д. протокол №___ от «___».

Среди указанных видов локальных нормативных актов можно провести следующее разделение: приказы и распоряжения издаются единолично, например, заведующим ДОО (положения, инструкции, правила целесообразно утверждать приказом, распоряжением). Решения принимаются, как правило, коллегиальными органами (управляющим, педагогическим советом, родительским собранием, советом родителей, общим собранием трудового коллектива и др.).

Определив вид локального нормативного акта, и приступая к составлению текста, необходимо определить его структуру – выделить обязательные разделы содержательной части. Цели и мотивы принятия локального нормативного акта даются во вступительной части - преамбуле. Нормативные предписания оформляются в виде пунктов, которые номеруются арабскими цифрами. Текст внутри разделов делится на пункты и подпункты, которые могут иметь буквенную или цифровую нумерацию.

При необходимости для полноты изложения вопроса в локальных актах могут воспроизводиться отдельные положения актов законодательства, которые должны иметь ссылки на эти акты и официальный источник.

Если в локальных актах приводятся таблицы, графики, карты, схемы, то они, как правило, должны оформляться в виде приложений, а соответствующие пункты акта должны иметь ссылки на эти приложения.

Локальный нормативный акт утверждается (подписывается) руководителем образовательной организации.

Вступление в силу: Локальный нормативный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем либо со дня, указанного в этом локальном нормативном акте, и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. При введении в действие локальных нормативно-правовых актов необходимо соблюдать следующие правила:

Утвержденный локальный нормативно-правовой акт может быть введен в действие только после проведения процедуры ознакомления с его содержанием работников, на которых он распространяется;

Акты, которыми изменяются обязательные условия трудового договора, в силу статьи 74 ТК РФ могут вводиться в действие не ранее чем через два месяца после ознакомления работников с их содержанием;

В случаях, если в локальном нормативном акте содержатся правила, по которым предусмотрено проводить обучение, инструктаж и проверку знаний, то такой акт может быть введен в действие только после проведения соответствующего обучения, инструктажа и проверки знаний. Это документально оформляется.

В локальном нормативном акте должны быть точно определены время и порядок введения в действие, а также время прекращения действия локального нормативного правового акта, ранее регулировавшего данные отношения, способ его изъятия. Здесь же должен быть установлен порядок доведения до сведения работников информации о введении локального нормативного акта и его содержании. Данные сведения могут содержаться как в последнем разделе самого локального нормативно-правового акта, так и в отдельном приказе (распоряжении) работодателя. Эта процедура может быть регламентирована самостоятельным локальным нормативно-правовым актом организации, например стандартом организации или положением о порядке разработки утверждения и введения в действие того или иного вида локальных нормативно-правовых актов.

Следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 8 ТК РФ нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного ст. 372 Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению, следовательно, припроверках организаций государственными инспекторами труда они будут отменены, а виновные должностные лица будут привлечены к административной ответственности.

Основные требования к написанию приказов по основной деятельности.

Приказ по основной деятельности является распорядительным документом, отражающим решения по вопросам финансово-хозяйственной деятельности ОО, планирования, отчетности образовательного процесса, внешнеэкономической деятельности, физического развития и т.д.

Приказ вступает в силу с момента подписания руководителем, если в тексе не указано другого лица. Подписанный приказ регистрируется. Оформляются приказы на бланке и содержат следующие реквизиты: название вида документа, дата, номер приказа, место издания, заголовок, текст, подпись, визы, согласование.

Текст приказа состоит из двух частей: констатирующей и распорядительной.

В констатирующей части отражаются цели и задачи предписываемых действий, причины издания приказа, дается ссылка на документ, послуживший основанием для подготовки приказа.

Распорядительная часть содержит предписываемые действия, фамилии должностных лиц ответственных за их выполнение и сроки выполнения. Данная часть отделяется от констатирующей словом «приказываю», ставится двоеточие. Делится, как правило, на пункты, которые нумеруются арабскими цифрами с точками. Каждый пункт распорядительной части начинается с указания конкретного действия, выраженного глаголом в неопределенной форме.

Отдельные материалы могут оформляться в виде приложения к приказу с ссылкой на них в соответствующих пунктах. На первом листе приложения в правом верхнем углу делается надпись: Приложение №___к приказу от____г. №__

Страницы приказа и приложений нумеруются как единый документ.

Общие требования к составлению положения.

Положение – это организационно-юридический документ, регламентирующий деятельность управлений, образовательных организаций их структурных подразделений. Положения состоят из следующих разделов: общая часть (общие положения), взаимосвязи с другими органами самоуправления, основные задачи, функции (обязанности), права, ответственность, организация управления, делопроизводство. Возможны изменения при составлении положений по проведению различных мероприятий: конкурсов, фестивалей.

Раздел «Общая часть» (общие положения) включает: определение статуса органа самоуправления в системе управления; указания о том, кем оно возглавляется и кому подчиняется; степень самостоятельности; участие в реализации целевой программы или выполнения целевых функций управления.

Раздел «Основные задачи» определяет: направления деятельности органов самоуправления; задачи, за выполнение которых несет ответственность данный орган самоуправления.

Раздел «Функции» (обязанности) содержит перечень функций, выполнение которых обеспечивает решение задач, поставленных перед органами самоуправления с определенной конкретизацией работ по каждой функции.

Раздел «Права» определяет права органов самоуправления, обеспечивающие выполнение этим подразделением своих функций.

Раздел «Организация управления» содержит описание организационной структуры органа самоуправления, указания о месте руководителей внутри самого органа (например: при наличии групп комиссий и т.п.) определяет периодичность, время и вид проводимых организационных мероприятий (планерки, совещания и т.п.).

Раздел «Взаимосвязи «с другими подразделениями» разрабатывается на основе входящей и исходящей документации с определением основных взаимосвязей. В этом разделе могут устанавливаться взаимосвязи данного органа самоуправления с общественными подразделениями (организациями), всевозможными общественными советами, комиссиями, профсоюзами.

Раздел «Ответственность» предусматривает установление ответственности органа самоуправления и его руководителя за выполнение задач и реализацию функций. Этот раздел отличается наибольшей сложностью разработки, так как здесь нужно указать применение санкций за невыполнение или некачественное выполнение задач, функций, а также определить условия, при которых наступает та или иная ответственность за выполнение закрепленных за ним задач и функций».

Раздел «Делопроизводство» - введение протоколов заседаний, планирование деятельности, составление отчетов.

Локальные акты регулирующие деятельность дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.

По научно-методическому обеспечению

1.Приказ об утверждении основной образовательной программы дошкольного образования образовательной организации (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ, ст.12).

2. Положение о системе внутреннего мониторинга качества образования в образовательной организации.

3.Об организации и осуществления образовательной деятельности дошкольной организации.

4.Положение о рабочей программе педагогических работников дошкольной организации.

5.Положение о рабочей (творческой группе по подготовке и реализации ФГОС дошкольного образования.

6.Порядок проведения оздоровительной работы

7.Приказоб утверждении программы платных образовательных услуг

По организационному обеспечению

1. Уставобразовательной организации (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ, ст.25).

2. Правила внутреннего распорядка образовательнойорганизации.

3. Договор образовательной организации с учредителем.

4. Договор образовательной организации с родителями (законными представителями) воспитанников.

5.Приказ об утверждении плана-графика (сетевого графика, дорожной карты) введения.

6.Положение об урегулировании споров между участниками образовательных отношений.

7.Положение о порядке организации учебных занятий воспитанников в студиях.

8.Договор ДОО об обслуживании с медицинским учреждением.

9.Номенклатура дел.

10. План работы на учебный год.

11.План-действий («дорожная карта») дошкольной образовательной организации по введению Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).

12.Положение о порядке приема детей в ДОО.

13. Положение о педагогическом совете.

14. Положение о совете ДОО.

15. Положение об общем собрании работников.

16. Положение о родительском комитете.

17. Положение о попечительском совете.

18.О создании рабочей (творческой группы) по подготовке и введению ФГОС ДО.

19.Об утверждении плана-графика введения и реализации ФГОС ДО.

20.О создании Координационного совета по введению ФГОС дошкольного образования.

По кадровому обеспечению

1. Должностные инструкции работников образовательной организации (приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»).

2. Приказ об утверждении плана-графика повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательной организации в связи с введением ФГОС ДО.

3.Положение об аттестационной комиссии педагогических кадров.

4.Положение о процедуре и форме аттестации педагогических работников дошкольной организации.

5.Положение о методическом объединении педагогических работников.

По информационному обеспечению

1.Положение об организации и проведении публичного отчета образовательной организации.

2.Положение об Интернет-сайте образовательной организации (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ, ст.29; постановление Правительства РФ от 10 июля 2013 г. № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»).

По финансовому обеспечению

1.Положение об оплате труда и материальном стимулировании работников образовательной организации (постановление Правительства Москвы от 31 августа 2012 г. № 445-ПП «О мерах по переходу государственных общеобразовательных учреждений, подведомственных Департаменту образования города Москвы, на систему оплаты труда, отличную от тарифной системы оплаты труда работников государственных учреждений города Москвы»).

2.Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников образовательной организации.

3.Положение об оказании платных дополнительных образовательных услуг (постановление Правительства РФ от 15 августа 2013 г. N 706 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»).

4.Договор о предоставлении платных дополнительных образовательных услуг.

По материально-техническому обеспечению

1.Положения о различных объектах инфраструктуры организации с учетом требований ФГОС ДОк образовательным организациям в части минимальной оснащенностивоспитательно-образовательного процесса и оборудования помещений.

2.Положение о методическом кабинете (общие положения, задачи и направления деятельности методического кабинета, руководство и планирование работы методического кабинета, оснащение методического кабинета.

г. Новокузнецка

«Детский сад № 108»

План

Основных мероприятий по

подготовке к переходу на ФГОС ДО

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №108

2013-2016 учебный год.

2013г.

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.Организационно-методическое обеспечение внедрения ФГОС

дошкольного образования

  1. Создание рабочей группы по подготовке введения ФГОС дошкольного образования

Сентябрь 2014г

Заведующая ДОУ

Ст.воспитатель

1.2.Разработка и утверждение плана основных мероприятий по подготовке к переходу на ФГОС дошкольного образования

Январь 2014г

Заведующая ДОУ

Ст.воспитатель

1.3.Консультация для педагогов:

- «Что такое ФГОС дошкольного образования»

- «ФГОС общее положение»

- «ФГОС требование к основной структуре

Образовательной программы»

Требование к развивающей предметно-

Пространственной среде»

Сентябрь 2014г.

Октябрь 2014г.

Ноябрь 2014г.

Декабрь 2014г.

Ст.воспитатель

1.4 Рассмотрение вопросов введения ФГОС на педагогических советах

В течении 2014-2016г.

Заведующая ДОУ

Ст.воспитатель

1.5. Внесение изменений в нормативно-правовую базу деятельности ДОУ

В течении 2014г.

Заведующая ДОУ

Ст.воспитатель

1.6.Разработка и корректировка образовательной программы ДОУ с целью приведения её в соответствие с ФГОС дошкольного образования (на основе методических рекомендаций Министерства образования и науки РФ, Министерства образования МО)

В течении 2014-2015г

Ст.воспитатель

1.7. Мониторинг подготовки к введению ФГОС

Май 2014г.

Ст.воспитатель

2.Кадровое и методическое обеспечение перехода на ФГОС

2.1 Обучение педагогов ДОУ на курсах по проблемам внедрения и реализации ФГОС дошкольного образования

В течении 2014-2016г.

Ст.воспитатель

2.2. Изучение в педагогическом коллективе базовых документов ФГОС

В течении 2014-2015г.

Заведующая ДОУ

Ст.воспитатель

В течении 2013-2015г.

Заведующая ДОУ

Ст.воспитатель

2.4. Обеспечить укомплектованности методического кабинета ДОУ печатными и электронными образовательными ресурсами по всем разделам ООО ДОУ

В течении 2014-2016г.

Заведующая ДОУ

Ст.воспитатель

3.Информационное обеспечение перехода ДОУ на ФГОС

3.1. Размещение на сайте ДОУ информации о введении ФГОС дошкольного образования

2014г.

Ст.воспитатель

3.2. Информирование родителей воспитанников о подготовке к внедрению ФГОС ДО и результатах их введения в ДОУ через сайт, информационные стенды, родительские собрания

В течении 2014-2016г.

Заведующая ДОУ

Ст.воспитатель

3.3. Подготовка публичной отчетности ДОУ о ходе и результатах введение ФГОС ДО

Январь, май в течении 2014-2016г.

Заведующая ДОУ

Ст.воспитатель

Комитет образования и науки администрации

г. Новокузнецка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 108»

ПОЛОЖЕНИЕ

о рабочей группе по введению ФГОС ДО

в МБ ДОУ «Детский сад №108»

Новокузнецкий городской округ,

2014г.

1.Общие положения

1.1. Настоящее положение регламентирует деятельность Рабочей группы по введению ФГОС ДО в МБДОУ «Детский сад №108».

1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с законом РФ от 29.12. 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования».

1.3. Деятельность Рабочей группы осуществляется в соответствии с действующим законодательством РФ в области образования, нормативными правовыми документами, Уставом МБДОУ «Детский сад № 108», а также настоящим Положением.

1.4. В состав Рабочей группы входят: председатель и члены рабочей группы из числа педагогических работников детского сада в количестве 6 человек.

1.5. Деятельность Рабочей группы направлена на координацию действий по исполнению плана по введению ФГОС ДО, на разработку изменений и дополнений в Программу Развития, Образовательную Программу МБДОУ «Детский сад № 108».

1.6. Срок действия данного положения – 1 год.

  1. Задачи Рабочей группы.

2.1.Основными задачами Рабочей группы являются:

  • осуществление информационного, научно-методического сопровождения процесса введения ФГОС ДО;
  • разработка плана мероприятий по обеспечению введения ФГОС ДО в детском саду;
  • разработка изменений и дополнений в Программу Развития, Образовательную Программу МБДОУ «Детский сад № 108» на основе ФГОС ДО и внедрение Программы в работу педагогического коллектива;
  • Разработка нормативной и методической документации, регламентирующей реализацию Образовательной Программы;
  • Повышение качества профессиональной деятельности педагогов, совершенствование их педагогического мастерства.

3. Функции Рабочей группы.

3.1. Функциями Рабочей группы являются:

  • Изучение и анализ законодательных актов, нормативных документов, педагогической и методической литературы, регламентирующих вопросы дошкольного образования;
  • Осуществление проблемно-ориентированного анализа образовательной деятельности МБДОУ «Детский сад № 108» на 2013-2017 гг.;
  • Выбор содержания и составление учебных планов, направлений педагогической деятельности образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО к общеобразовательной программе дошкольного образования;
  • Представление информации о результатах введения ФГОС ДО в МБДОУ «Детский сад № 108».

4. Порядок работы Рабочей группы.

4.1.Рабочая группа является коллегиальным органом. Общее руководство Рабочей группой осуществляет председатель группы.

4.2.Председатель группы:

Открывает и ведет заседания группы;

Осуществляет подсчет результатов голосования;

Подписывает от имени и по поручению группы запросы, письма;

Отчитывается перед Педагогическим Советом о работе группы;

4.3.Из своего состава на первом заседании Рабочая группа избирает секретаря.

Секретарь ведет протоколы заседаний Рабочей группы, которые подписываются всеми членами группы. Протоколы Рабочей группы сшиваются в соответствии с правилами по делопроизводству и сдаются на хранение. Протоколы группы носят открытый характер и доступны для ознакомления.

4.4.Члены Рабочей группы обязаны:

Присутствовать на заседаниях;

Исполнять поручения, в соответствии с решениями Рабочей группы.

4.5.Члены Рабочей группы имеют право:

Знакомиться с материалами и документами, поступающими в группу;

Участвовать в обсуждении повестки дня, вносить предложения по повестке дня;

В письменном виде высказывать особые мнения;

4.7.Нумерация протоколов ведётся от начала календарного года.

4.8.Оперативные совещания Рабочей группы проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц..

4.9.Результаты Рабочей группы доводятся до сведения педагогических работников на педагогическом совете.

5. Права Рабочей группы.

5.1.Рабочая группа имеет право:

  • Вносить на рассмотрение Педагогического совета вопросы, связанные с реализацией введения ФГОС ДО;
  • Требовать от работников учреждения необходимую информацию для осуществления глубокого анализа образовательного процесса;
  • В отдельных случаях приглашать на заседание Рабочей группы представителей общественных организаций, образовательных и медицинских учреждений;
  • Привлекать иных специалистов для выполнения отдельных поручений.

6. Ответственность Рабочей группы.

6.1.Рабочая группа несет ответственность за:

  • Выполнение плана мероприятий по обеспечению введения в МБДОУ «Детский сад № 108» ФГОС ДО;
  • Качество и своевременность информационной, консалтинговой и научно-методической поддержки реализации введения ФГОС ДО;
  • Выполнение плана работы по разработке Программы Развития, Образовательной Программы в обозначенные сроки;
  • Своевременное выполнение решений Педагогического совета, относящихся к введению ФГОС ДО;
  • Соответствие Программы Развитие и Образовательной Программы требованиям ФГОС ДО;
  • Компетентность принимаемых решений.

7. Срок действия настоящего Положения

7.1. Настоящее Положение вступает в действие с момента утверждения и издания приказа руководителя МБДОУ «Детский сад № 108».

7.2. Изменения и дополнения вносятся в настоящее Положение по мере необходимости и подлежат утверждению руководителем МБДОУ «Детский сад № 108».


Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и принимает локальные нормативные акты , содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, а кроме того, как работодатель , принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, регулирующие трудовые отношения, в пределах своей компетентности в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом.

Предлагаем Вашему вниманию фрагмент семинара « Требования ФЗ „Об образовании в Российской Федерации“ к уставу и локальным актам». Проводит Алексей Иванович Ломов, почетный работник общего образования РФ, Заместитель главного редактора журнала «Практика административной работы в школе», эксперт информационного портала 273-ФЗ.рф

Видео (7 мин.) можно развернуть на весь экран!

Для обеспечения легитимности локальных актов при их принятии необходимо строго соблюдать следующие принципы:

· никто не может быть ограничен в своих правах и свободах, предоставленных действующим законодательством и нормативными актами муниципального уровня (ст. 55 Конституции РФ);

· любые локальные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности обучающихся, их родителей (законных представителей), работников ОО не могут применяться, если они не представлены для всеобщего ознакомления (не доведены до их сведения) (ст. 15 Конституции РФ);

· осуществление прав и свобод обучающихся, их родителей (законных представителей), работников ОО не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 17 Конституции РФ);

· все равны в пользовании правами и свободами и несении обязанностей (ст. 19 Конституции РФ);

· при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права работников, в порядке и в случаях, предусмотренных трудовым законодательством, необходимо учитывать мнение представительных органов работников ОО (при их наличии) (ч. 4 ст. 30 Закона);

· при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся, необходимо учитывать мнение совета обучающихся и совета родителей (при их наличии) (ч. 4 ст. 30 Закона);

· нормы локальных нормативных актов не должны ухудшать положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании и трудовым законодательством (ч. 4 ст. 30 Закона).

Законодательно установленных требований к оформлению локальных актов не существует , несмотря на наличие ГОСТ Р 6.30−2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», утвержденного Постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 3 марта 2003 г. № 65-ст, поскольку он носит рекомендательный характер. Поэтому при оформлении школьной документации достаточно стремиться к тому, чтобы не допускать противоречий с требованиями этого ГОСТа. Единого перечня ЛНА, которые обязательно должны быть в каждой ОО, нет и быть не может!

Среди локальных нормативных актов (далее — ЛНА), которые должны или могут быть в ОО, можно выделить 3 группы:

1) ЛНА, вид и название которых закреплены законодательно, и которые обязательно должны быть в каждой ОО;

2) ЛНА, которые должны регламентировать предписанные законодательно процедуру, порядок, правила и т. п. , вид, название и количество которых ОО определяет самостоятельно;

3) ЛНА, наличие которых не предписано никакими законодательными актами, наличие которых ОО определяет самостоятельно в силу своей автономии (ч. 1 ст. 28 Закона).

К первой группе ЛНА относятся:

К третьей группе можно отнести, например, ЛНА, регламентирующие:

· порядок использования печатей (если в ОО их имеется несколько);

· создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся;

· работу органов управления ОО;

· работу объединений обучающихся;

· работу объединений работников;

· работу объединений родителей (законных представителей) обучающихся;

· организацию проведения различных мероприятий.

Таким образом, единого перечня ЛНА , которые обязательно должны быть в каждой ОО, нет и быть не может!

Каждая ОО самостоятельно определяет перечень ЛНА, регламентирующих ее деятельность , исходя из своих особенностей. Главное, чтобы этот перечень был достаточным, то есть обеспечивающим нормативно правовую регламентацию всех направлений деятельности ОО.

Роль локальных актов образовательной организации в решении вопросов профилактики детского травматизма

Пояснительная записка

Локальный акт представляет собой основанный на нормах законодательства правовой документ (акт), принятый в установленном порядке компетентным органом управления организации и регулирующий внутриорганизационные отношения.

В соответствии со статьями 28, 30 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация принимает локальные нормативные акты в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном её Уставом.

Цель данных методических рекомендаций – помочь администрации образовательных организаций и педагогическим работникам, ответственным за профилактику детского травматизма, создать локальные акты, которые помогут обеспечить создание безопасных условий в образовательной организации и проведение профилактической работы по предотвращению несчастных случаев среди обучающихся.

Понятие локального акта

Основным предназначением локального акта является детализация, конкретизация, дополнение, а иногда и восполнение общей правовой нормы применительно к условиям конкретной образовательной организации с учётом особенностей и специфики трудовых отношений, образовательного процесса и иных условий.

Локальный акт должен воплощать в себе следующие признаки:

1. Локальный акт регулирует отношения только внутри отдельной организации. «Образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном её уставом» (п. 1 ст. 30 № 273-ФЗ). Локальные акты не могут регулировать отношения, складывающиеся вне образовательной организации.

2. Локальный акт разрабатывается с учётом законов и подзаконных актов Российской Федерации, региона, а также правовых нормативных актов органов местного самоуправления.

3. Локальный акт образовательной организации – это официальный правовой акт, письменный документ, который должен иметь все необходимые реквизиты: наименование, дату издания, регистрационный номер, подпись уполномоченного лица, виды согласования, печать образовательной организации (при необходимости).

4. Для разработки и принятия локального акта необходимо привлекать всех субъектов образовательных отношений, что позволяет сформировать высокую культуру их выполнения.

При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов) (п. 3 ст. 30 № 273-ФЗ). Разграничение полномочий между участниками образования определяется Уставом.

Виды локальных актов

Видов локальных актов достаточно много, для удобства их можно классифицировать по следующим критериям:

1) по степени значимости:

– обязательные – состав таких локальных актов определен трудовым и гражданским законодательством. Трудовой кодекс РФ, закон «Об образовании в Российской Федерации» содержат прямое указание на принятие подобных документов (например, ст. 189 и 135 ТК РФ, ст. 52 ГК РФ, ст. 30 закона «Об образовании в Российской Федерации»);

– необязательные – такие документы прямо не предусмотрены законодательством, организация принимает локальные акты по своему усмотрению (например, Положение об организации детского отдыха);

2) по сфере действия:

– общего характера, распространяющиеся на всю организацию (например, Правила внутреннего трудового распорядка);

– специального характера, касающиеся отдельных вопросов (например, Положение о структурных подразделениях, Положение о специализированных кабинетах);

3) по кругу лиц:

– распространяющиеся на всех работников организации (например, Правила внутреннего трудового распорядка);

– распространяющиеся на определённую категорию участников правоотношений(Правила поведения обучающихся в образовательной организации).

Индивидуальные локальные акты используются для юридического оформления конкретного управленческого решения и рассчитаны на однократные применения. Например, приказы о наложении взыскания, о поощрении и т. д.;

4) по сроку действия:

– неоднократное и длительное (до замены, применения, признания не действительным) применение (например, Устав образовательной организации, должностные инструкции работников, положения об органах управления, структурных подразделениях и т. д.);

– с определённым сроком действия (например, график дежурства).

Локальные акты образовательной организации издаются (принимаются) в разных формах (постановление, приказ, решение, инструкция; положение, правила) и могут регламентировать самые разные стороны жизни образовательной организации (Приложение № 1).

Принципы издания локальных нормативных актов:

1. Законность. Локальные нормативные акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, актам органов местного самоуправления.

2. Обоснованность. Образовательная организация должна разрабатывать только те локальные нормативные правовые акты, которые необходимы и (или) обязательны (принятие которых обязательно в соответствии с законодательством).

3. Демократизм. Группа разработчиков акта должна включать различных представителей участников образовательных отношений, заинтересованных в его принятии, формироваться с учётом профессионализма и опыта кандидатов.

4. Системность. Данный принцип требует, чтобы локальный нормативный акт был органически связан с другими локальными нормативными актами образовательной организации, не дублировал норм уже имеющихся актов, не содержал пробелов и противоречий.

Структура и содержание локальных нормативных актов

Структура и содержание локальных актов зависят от круга вопросов, в отношении которых необходимо принятие таких актов.

Условно структуру локальных актов можно разделить на следующие части:

– общие положения: перечень регулируемых вопросов; нормативные правовые акты, в соответствии с которыми локальный акт принимается; категории лиц, подпадающих под действие локального акта;

– основная часть: права и обязанности работника и работодателя, администрации, педагогического коллектива и обучающихся и их родителей; процедуры, не определённые законодательством; действия сторон, сроки, ответственность и пр.;

– заключительные положения: время вступления локального акта в силу, перечень локальных актов или отдельных положений, прекращающих действие с принятием нового акта.

Локальные акты могут содержать приложения, касающиеся вопросов, отражённых в этих актах.

При написании текста локального акта следует руководствоваться нормами «Унифицированной системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. ГОСТ Р 6.30-2003».

Разработка локальных нормативных актов

Порядок разработки локальных актов законодательно не установлен, поэтому организация определяет его самостоятельно.

Условно порядок разработки локальных актов можно разделить на следующие стадии:

1. Определение вопросов, по которым требуются разработка и утверждение локального акта. На практике такая потребность выявляется в ходе совещаний, собраний, заседаний педагогического совета.

2. Определение этапов и сроков разработки локального акта. На практике руководитель устанавливает их при обсуждении вопросов, в отношении которых требуются разработка и утверждение локального акта.

3. Создание рабочей группы по разработке локального акта. Такая группа может состоять из представителей администрации, педагогического коллектива, родительского комитета, общественного совета, ученического совета.

4. Подготовка проекта локального акта.

5. Согласование проекта локального акта. На данном этапе проект необходимо согласовать с участниками рабочей группы и другими заинтересованными лицами.

Например, в организации возникла проблема, связанная с объёмом полномочий дежурного администратора и дежурного учителя. В этом случае целесообразно разработать и принять должностные инструкции дежурного администратора и дежурного учителя.

Ознакомление субъектов правоотношений с локальными нормативными актами

Согласно ч. 2 ст. 22 ТК РФ работники должны быть ознакомлены под роспись со всеми локальными актами, принимаемыми в организации и непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.

В соответствии с п. 4 ст. 9 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» в местах, доступных для детей и их родителей, вывешиваются тексты Уставов, правил внутреннего распорядка организаций.

Если локальный акт касается обучающихся, их родителей, он должен быть доведён до их сведения. Целесообразно знакомить обучающихся и их родителей с локальными актами при поступлении в образовательную организацию, на общем или классном собрании. Если обучающийся и его родитель в своём заявлении или иным образом сообщили свой электронный адрес, то можно направить текст локального акта по электронной почте. Такой локальный акт должен быть размещён на доступном для прочтения стенде в доступном формате, в сети «Интернет».

Подтвердить факт ознакомления работников с локальными актами можно несколькими способами:

1. Подписью лица на листе ознакомления. Также должны быть указаны его фамилия, имя, отчество и дата ознакомления. Этот лист прилагается к каждому локальному акту, нумеруется, прошивается и скрепляется печатью и подписью должностного лица.

2. Подписью лица на отдельном документе – журнале ознакомления работников, обучающихся и их родителей с локальными актами. В отличие от листа ознакомления этот журнал предусматривает возможность ознакомления с несколькими локальными актами.

3. Подписью лица на листе ознакомления, являющемся приложением к трудовому договору, к материалам личного дела обучающегося.

Изменение локальных нормативных актов

Образовательная организация вправе вносить изменения в локальные акты:

– в связи со вступлением в силу либо изменением законодательства в сфере образования, закона или другого нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения;

– по собственному усмотрению. В этом случае важно, чтобы принимаемые локальные акты не ухудшали положения работников, обучающихся, их родителей по сравнению с трудовым законодательством, законодательством в сфере образования, коллективными договорами, соглашениями (ч. 4 ст. 8 ТК РФ).

Изменения вносятся в том же порядке, в котором локальный акт разрабатывался и утверждался первоначально.

Отмена локальных нормативных актов

Основаниями для прекращения действия локального акта или отдельных его положений являются:

– истечение срока действия (такая ситуация возможна, если при разработке локального акта был определён период его действия);

– вступление в силу закона или другого нормативного правового акта регулирующего правоотношения в сфере образования либо содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, когда указанные акты устанавливают более высокий уровень гарантий работникам по сравнению с действовавшим локальным актом.

Размещение материалов на официальном сайте образовательной организации

Согласно ч. 2 ст. 29 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обеспечивает открытость и доступность:

1) информации:

а) о дате создания образовательной организации, об учредителе, учредителях образовательной организации, о месте нахождения образовательной организации и её филиалов (при наличии), режиме, графике работы, контактных телефонах и об адресах электронной почты;

б) о структуре и об органах управления образовательной организации;

в) о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой;

г) о численности обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и по договорам об образовании за счёт средств физических и (или) юридических лиц;

д) о языках образования;

е) о федеральных государственных образовательных стандартах, об образовательных стандартах (при их наличии);

ж) о руководителе образовательной организации, его заместителях, руководителях филиалов образовательной организации (при их наличии);

з) о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы;

а) устава образовательной организации;

б) лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложениями);

в) свидетельства о государственной аккредитации (с приложениями);

г) плана финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации, утверждённого в установленном законодательством Российской Федерации порядке, или бюджетной сметы образовательной организации;

д) локальных нормативных актов, предусмотренных ч. 2 ст. 30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, коллективного договора;

3) отчета о результатах самообследования;

4) документа о порядке оказания платных образовательных услуг, в том числе образца договора об оказании платных образовательных услуг, документа об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе;

5) предписаний органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, отчётов об исполнении таких предписаний;

6) иной информации, которая размещается, опубликовывается по решению образовательной организации, и (или) размещение, опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Принятие локальных актов не является сверхсложной процедурой, но является возможностью предупредить или преодолеть трудности, возникающие в результате взаимоотношений участников образовательного процесса, предотвратить несчастные случаи с обучающимися, педагогическими работниками и сотрудниками образовательной организации.

Локальные акты стабилизируют отношения, исключают споры, нарушения, помогают управлять, строить отношения цивилизованным образом, помогают принимать участие в законотворчестве.

Литература:

1. Болотова, Е. Л. Педагогическая деятельность в новом Законе «Об образовании в Российской Федерации» / Е. Л. Болотова // Народное образование. – 2013. – № 6. – С. 44–52.

2. Вавилова, А. А. Изменение правового регулирования в сфере образования / А. А. Вавилова // Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2013. – № 2. – С. 5–17.

3. Методические рекомендации для руководителей образовательных организаций по реализации Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / А. В. Коптелов, М. И. Солодкова и др. – Челябинск: ЧИППКРО, 2013. – 132 с.

4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 марта 2013 г. № ДЛ-65/08 «Об установлении требований к одежде обучающихся».

5. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.10.2016).

6. «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. ГОСТ Р 6.30-2003» (утв. Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 № 65-ст).

7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.

Приложение № 1

Формы локальных актов

Постановление – локальный нормативный или индивидуальный правовой акт, содержащий решение коллегиального органа управления образовательной организации.

Приказ – локальный нормативный или индивидуальный (распорядительный) локальный акт, издаваемый руководителем для решения основных и оперативных задач, стоящих перед образовательной организацией. Например, приказы об утверждении правил внутреннего распорядка школы, правил внутреннего распорядка обучающихся. Как правило, приказами утверждаются и вводятся в действие локальные нормативные акты, принимаемые в виде положений, инструкций и правил.

Решение – локальный правовой акт, принимаемый общим собранием работников (обучающихся, их законных представителей) для реализации права на участие в управлении образовательной организацией. Например, решение педагогического совета, решение общего собрания.

Положение – локальный нормативный акт, устанавливающий правовой статус органа управления образовательной организации, структурного подразделения образовательной организации или основные правила (порядок, процедуру, регламент) реализации образовательной организацией какого-либо из своих правомочий.

Инструкция – локальный нормативный акт, устанавливающий порядок и способ осуществления, выполнения чего-либо. Инструкцией определяют правовой статус (права, обязанности, ответственность) работника по занимаемой должности, безопасные приемы работы. Наиболее распространенные виды инструкций – должностные инструкции работников образовательной организации, инструкции по охране труда и технике безопасности.

Правила – локальный нормативный акт, регламентирующий организационные, дисциплинарные, хозяйственные и иные специальные стороны деятельности образовательной организации и всех участников образовательной деятельности. Примером этого вида локальных актов могут служить правила внутреннего трудового распорядка, правила внутреннего распорядка обучающихся.

Приложение № 2

Примерный перечень локальных нормативных актов образовательных организаций, связанных с вопросами профилактики несчастных случаев и травматизма в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

1. Правила внутреннего трудового распорядка обучающихся (в том числе требования к одежде) – подпункт 1 пункта 3 статьи 28: к компетенции образовательной организации относится разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся.

2. Правила внутреннего трудового распорядка – подпункт 1 пункта 3 статьи 28: к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится разработка правил внутреннего трудового распорядка.

3. Положение об организации научно-методической работы – подпункт 20 пункта 3 статьи 28: к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся организация научно-методической работы, в том числе организация и проведение научных и методических конференций, семинаров.

4. Положение об организации консультационной, просветительской деятельности, деятельности в сфере охраны здоровья и иной не противоречащей целям создания образовательной организации деятельности – пункт 5 статьи 28: образовательная организация вправе вести консультационную, просветительскую деятельность, деятельность в сфере охраны здоровья граждан и иную не противоречащую целям создания образовательной организации деятельность, в том числе осуществлять организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время.

5. Режим занятий обучающихся – пункт 2 статьи 30: образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие режим занятий обучающихся.

6. Положение о применении к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания (на основе порядка, установленного федеральным органом исполнительной власти) – пункты 4–12 статьи 43: за неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания – замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность.

7. Требования к одежде обучающихся (п. 18 ст. 28 ФЗ «Об образовании в РФ» и Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 марта 2013 г. № ДЛ-65/08 «Об установлении требований к одежде обучающихся»).

8. Положение о сайте образовательной организации. Обязанность образовательной организации ведения официального сайта в сети «Интернет» закреплена п. 21 ст. 28 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Перечень информации, обязательной для размещения на сайте, содержится в п. 2 ст. 29 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

9. Режим занятий обучающихся (п. 2 ст. 30 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ») – утверждается руководителем образовательной организации. Устанавливает режим проведения занятий (время и длительность урока, смены). Может предусматривать ответственность за опоздание (как за нарушение режима занятий) или за прогул.

10. Положение о порядке применения к обучающимся мер дисциплинарного взыскания (ст. 43 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»). Определяет обязанности обучающихся, за неисполнение которых к могут применяться меры дисциплинарного взыскания. Положение определяет порядок применения взыскания, документальное оформление взыскания, возраст, с которого может быть применена конкретная мера взыскания, перечень этих мер, порядок обжалования решений о применении дисциплинарного взыскания.

11. Должностные инструкции работников образовательной организации.

Должностные инструкции представляют собой подсистему локальных правовых актов образовательной организации. Они позволяют осуществлять контроль деятельности сотрудников школы в соответствии со штатными должностями.

Должностные инструкции разрабатываются администрацией образовательной организации, подписываются работником и утверждаются руководителем учебного заведения.

Для организационного обеспечения формирования информационного ресурса (сайта) образовательной организации и своевременного обновления информации в образовательной организации должны быть приняты локальные акты, обеспечивающие работу указанных подразделений организации и их специалистов.

Приложение № 3

Примерный перечень локальных актов, создание которых будет способствовать профилактике несчастных случаев и детского травматизма в образовательной организации

1. Положение о режиме занятий обучающихся.

2. Положение о требованиях к одежде и внешнему виду обучающихся.

3. Положение о дежурном администраторе.

4. Положение о дежурном учителе.

5. Положение о дежурном классном руководителе.

6. Положение о дежурном классе.

7. Положение о правилах безопасности в кабинетах повышенной опасности.

8. Положение о соблюдении мер безопасности при проведении спортивных мероприятий, экскурсий, туристических походов, нахождении на спортивных площадках.

9. Положение о мониторинге работы образовательной организации по профилактике детского травматизма.

10. Положение о расследовании и учёте несчастных случаев с обучающимися.

11. Правила поведения обучающихся.

12. Правила о поощрениях и взысканиях обучающихся.

13. Правила организованной перевозки группы детей автобусами.

14. Правила безопасности занятий физической культурой и спортом в общеобразовательной организации.

15. Требования к организации и проведению автобусных экскурсий для обучающихся.

16. Требования, предъявляемые к обучающимся и учителям при проведении уроков и учебных занятий.

17. Порядок учёта посещаемости уроков обучающимися.

18. Приказ «О назначении лиц, ответственных за организацию безопасной работы в образовательной организации».

19. Планы по всем направлениям профилактической работы:

– план работы образовательной организации по профилактике детского травматизма;

– план мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;

– план работы образовательной организации по профилактике детского травматизма на уроках физической культуры.

1. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом.

2. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.

3. При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов).

4. Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией.

Комментарий к Ст. 30 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Комментируемая статья является новой для отечественного образовательного законодательства. Отдельное упоминание о локальном нормотворчестве образовательных организаций содержал Закон N 3266-1, однако данные положения носили эпизодический характер и были "разбросаны" по отдельным статьям нормативного акта.

Пункт 1 комментируемой статьи закрепляет правомочие образовательной организации на принятие локальных нормативных актов. В компетенции образовательного учреждения, а в его лице выступают в различных комбинациях учредитель, совет образовательного учреждения, педагогический совет, попечительский совет, родительский комитет, объединения обучающихся, иные органы управления образовательной организацией при их наличии, находятся педагогический, воспитательный процесс, права и обязанности обучающихся, регламентация и оформление договорных взаимоотношений образовательной организации, взаимоотношения администрации учебного заведения и общественных организаций, объединений обучающихся, создание и функционирование хозяйственных обществ, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности и некоторые другие вопросы. Компетенция образовательной организации определена .

Более того, акты локального регулирования, поскольку отношения, складывающиеся в сфере образования, носят комплексный характер, регулируют отношения в сфере социальной защиты, бюджетного финансирования, налогового обложения, труда.

Наличие и качество уставных и иных документов, регламентирующих деятельность образовательной организации, является критерием оценки эффективности работы государственных образовательных учреждений.

Пункт 2 комментируемой статьи закрепляет определенный перечень вопросов, по которым образовательная организация вправе принять локальные нормативные акты, а иногда и обязана это сделать.

Обязательным является принятие устава образовательной организацией, правил приема в образовательную организацию, положения о порядке оказания платных образовательных услуг, в том числе образца договора об оказании платных образовательных услуг, документа об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе, правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, коллективного договора, плана финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации или бюджетной сметы образовательной организации, положения о формах получения образования (экстернат, самообразование по индивидуальным программам, положение о семейном образовании, положение о свободном посещении учебных занятий и др.).

В рамках локальных нормативных актов должны быть урегулированы вопросы участия обучающихся в формировании содержания своего профессионального образования при условии соблюдения федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и высшего образования, образовательных стандартов; порядок пользования лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации; предоставления обучающимся по основным образовательным программам среднего профессионального и высшего образования по очной форме обучения жилого помещения в общежитии при наличии соответствующего специализированного жилищного фонда у таких организаций; порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения; порядок бесплатного пользования библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности.

В рамках подзаконных нормативных актов и инструктивных писем Минобрнауки России разрабатывает примерные перечни локальных актов образовательного учреждения, например, обеспечивающих реализацию внеурочной деятельности в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования*(34), те акты, в которые потребуется вносить изменения в связи с использованием электронного журнала*(35).

Порядок принятия локальных нормативных актов устанавливается уставом образовательной организации.

Законодатель, обеспечивая демократичный порядок создания локального акта и соблюдая нейтралитет образовательной организации во внутренних делах, создает некий механизм "сдержек и противовесов" внутри учебного заведения в виде различных органов управления и самоуправления, устанавливая обязательность их участия при принятия решений, тем самым инициируя процессы внутреннего контроля и согласуемости предпринимаемых действий и актов.

Предметом внимания в судебном порядке несоблюдение процедуры принятия локального акта становится только в контексте рассмотрения дела по иным основаниям*(36), если это имеет существенное значение для правильного разрешения дела судом.

Мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, как правило учитывается путем включения в общее собрание представителя (руководителя) совета обучающихся, родителей, представительного органа обучающихся.

Участие представительного органа работников (при наличии такого представительного органа) при принятии локального акта определяется, как правило, коллективным договором, соглашениями. Трудовой кодекс Российской Федерации устанавливает порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов (ст. 372). Работодатель направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, который не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.

В случае если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации в целях достижения взаимоприемлемого решения.

При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Выборный орган первичной профсоюзной организации также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора.

Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного органа первичной профсоюзной организации обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.

Мнение представительного органа работников учитывается при реорганизации или ликвидации организации; введении технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников, формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, утверждении порядка проведения аттестации, при установлении системы оплаты труда, конкретных размеров повышения оплаты труда, форм расчетного листка, применении системы нормирования труда, при введении, замене и пересмотре норм труда, утверждении правила внутреннего трудового распорядка, наложении дисциплинарного взыскания.

Пункт 4 комментируемой статьи повторяет соответствующее положение, закрепленное в ст. 8 Трудового кодекса РФ . В тех случаях, когда нормы локального акта ухудшают положение работников или снижают уровень гарантий по сравнению с установленным образовательным или трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, они не подлежат применению. Применяются нормы соответственно образовательного законодательства либо трудового законодательства, а такой акт подлежит отмене. В случае несогласия работодателя - в административном или судебном порядке.


Понятие локального акта Под локальными нормативными актами понимаются разрабатываемые и принимаемые образовательной организацией в соответствии с её компетенцией, определенной действующим законодательством Российской Федерации и учредительными документами работодателя, внутренние документы, устанавливающие нормы (правила) общего характера, предназначенные для регулирования управленческой, финансовой, хозяйственной, кадровой и иной функциональной деятельности организации. Локальным актом высшей юридической силы в организации следует признать ее устав.


Продолжение В уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, следующая информация: 1) тип образовательной организации; 2) учредитель или учредители образовательной организации; 3) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности; 4) структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.


Продолжение В соответствии с п. 3 ст. 14 Федерального закона от ФЗ «О некоммерческих организациях» в учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.


Продолжение Устав бюджетного или казенного учреждения также должен содержать наименование учреждения, указание на тип учреждения, сведения о собственнике его имущества, исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетное или казенное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано, указания о структуре, компетенции органов управления учреждения, порядке их формирования, сроках полномочий и порядке деятельности таких органов. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от ФЗ «Об автономных учреждениях» Устав автономного учреждения должен содержать следующие сведения: 1) наименование автономного учреждения, содержащее указание на характер его деятельности, а также на собственника его имущества; 1.1) указание на тип - "автономное учреждение ";


Продолжение 2) место нахождения автономного учреждения; 3) сведения об органе, осуществляющем функции и полномочия учредителя автономного учреждения; 4) предмет и цели деятельности автономного учреждения; 5) исчерпывающий перечень видов деятельности, которые автономное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано; 6) сведения о филиалах, представительствах автономного учреждения; 7) структура, компетенция органов автономного учреждения, порядок их формирования, сроки полномочий и порядок деятельности таких органов; 8) иные предусмотренные федеральными законами сведения.


Виды локальных актов Видов локальных актов достаточно много, для удобства их можно классифицировать по следующим критериям. 1. По степени значимости: обязательные - состав таких локальных актов определен трудовым и гражданским законодательством. Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» содержат прямое указание на принятие подобных документов (например, ст.ст. 135, 189 ТК РФ, ст. 52 ГК РФ, ст. 25 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). необязательные - такие документы прямо не предусмотрены законодательством, учреждение принимает локальные акты по своему усмотрению (например, Положение о добровольном медицинском страховании, Положение об организации детского отдыха).


Продолжение 2. По сфере действия: - общего характера, распространяющиеся на всю организацию (например, Правила внутреннего трудового распорядка, график отпусков); - специального характера, касающиеся отдельных вопросов (например, Положение о направлении работников в служебные командировки, Положение о структурных подразделениях, Положение о специализированных кабинетах). 3. По кругу лиц: - распространяющиеся на всех работников организации (например, Правила внутреннего трудового распорядка, график отпусков); - распространяющиеся на определенную категорию участников правоотношений (Положение о ненормированном рабочем дне, Положение о предоставлении дополнительных отпусков работникам, Правила поведения обучающихся в образовательном учреждении).


Продолжение 4. По способу принятия: - принимаемые работодателем единолично (например, Положения о структурных подразделениях); - принимаемые с учетом мнения представительного органа работников (например, Положение о предоставлении дополнительных отпусков работникам). В этом случае при принятии локальных актов необходимо соблюдать порядок, предусмотренный ст. 372 ТК РФ. 5. По сроку действия: - постоянного действия - бессрочные (например, Правила внутреннего трудового распорядка,); - с определенным сроком действия (например, график отпусков, штатное расписание).


Продолжение 6. По сроку хранения: - постоянного хранения (например, Положение об оплате труда, Положение о структурных подразделениях); - 75 лет (например, должностные инструкции, график сменности - при тяжелых, вредных и опасных условиях труда); - другие.


Структура и содержание локальных нормативных актов Структура и содержание локальных актов зависят от круга вопросов, в отношении которых необходимо принятие таких актов. Условно структуру локальных актов можно разделить на следующие части: - общие положения: перечень регулируемых вопросов; нормативные правовые акты, в соответствии с которыми локальный акт принимается; категории лиц, подпадающих под действие локального акта. - основная часть: права и обязанности работника и работодателя, администрации, педагогического коллектива и обучающихся и их родителей; процедуры, не определенные законодательством; действия сторон, сроки, ответственность и пр.


Продолжение - заключительные положения: время вступления локального акта в силу, перечень локальных актов или отдельных положений, прекращающих действие с принятием нового акта. Локальные акты могут содержать приложения, касающиеся вопросов, отраженных в этих актах. При написании текста локального акта следует руководствоваться нормами «Унифицированной системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. ГОСТ Р » (утв. Постановлением Госстандарта России от ст).


Разработка локальных нормативных актов Порядок разработки локальных актов законодательно не установлен, поэтому образовательная организация определяет его самостоятельно. Условно порядок разработки локальных актов можно разделить на следующие стадии: Определение вопросов, по которым требуются разработка и утверждение локального акта. На практике такая потребность выявляется в ходе совещаний, собраний, заседаний педагогического совета. Определение этапов и сроков разработки локального акта. На практике работодатель руководитель) устанавливает их при обсуждении вопросов, в отношении которых требуются разработка и утверждение локального акта.


Продолжение Создание рабочей группы по разработке локального акта. Такая группа может состоять из представителей администрации, педагогического коллектива, родительского сообщества, общественного совета и, в частности, совета обучающихся, т.к. в соответствии со статьей 26 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся всех образовательных организаций имеют право на участие в управлении образовательной организацией. Статьи 52, 53 ТК РФ предусматривают право работников на участие в управлении организацией. Подготовка проекта локального акта. Размещение проекта для обсуждения на официальном сайте образовательной организации. Согласование проекта локального акта. На данном этапе проект необходимо согласовать с участниками рабочей группы и другими заинтересованными лицами. Утверждение проекта руководителем образовательной организации.


Принятие локальных актов Согласно ст. 12 ТК РФ (применяя аналогию закона, распространяем действие указанной статьи на локальные акты, регулирующие иные, помимо трудовых¸ отношения) локальный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем или со дня, указанного в этом документе. Руководитель образовательной организации может принять локальные акты следующими способами: утвердить; издать приказ (распоряжение) об утверждении локального акта. Практика показывает, что в образовательных организациях чаще используется второй способ. При этом способ утверждения остаётся внутренним делом организации, т.к. законодательно этот порядок не закреплен.


Ознакомление субъектов образовательных правоотношений с локальными нормативными актами Согласно ч.2 ст.22 ТК РФ работники должны быть ознакомлены под роспись со всеми локальными актами, принимаемыми в организации и непосредственно связанными с их трудовой деятельностью. В соответствии с п. 4 ст. 9 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в местах, доступных для детей и их родителей, вывешиваются тексты уставов, правил внутреннего распорядка организаций. Если локальный акт касается обучающихся, их родителей, он должен быть доведен до их сведения. Целесообразно знакомить обучающихся и их родителей с локальными актами учреждения при поступлении в образовательное учреждение, на общем или классном собрании. Если обучающийся и его родитель в своём заявлении или иным образом сообщили свой электронный адрес, то можно направить текст локального акта по электронной почте.


Продолжение Подтвердить факт ознакомления работников с локальными актами можно несколькими способами: Подписью лица на листе ознакомления. Также должны быть указаны его фамилия, имя, отчество и дата ознакомления. Этот лист прилагается к каждому локальному акту, нумеруется, прошивается и скрепляется печатью и подписью должностного лица. или Подписью лица на отдельном документе - журнале ознакомления работников, обучающихся и их родителей с локальными актами. В отличие от листа ознакомления этот журнал предусматривает возможность ознакомления с несколькими локальными актами. Подписью лица на листе ознакомления, являющемся приложением к трудовому договору, к материалам личного дела обучающегося.


Изменение локальных нормативных актов Образовательная организация вправе вносить изменения в локальные акты: в связи со вступлением в силу либо изменением законодательства в сфере образования, закона или другого нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения; по собственному усмотрению. В этом случае важно, чтобы принимаемые локальные акты не ухудшали положения работников, обучающихся, их родителей по сравнению с трудовым законодательством, законодательством в сфере образования, коллективными договорами, соглашениями (ч.4 ст.8 ТК РФ). Изменения вносятся в том же порядке, в котором локальный акт разрабатывался и утверждался первоначально.


Отмена локальных нормативных актов Основаниями для прекращения действия локального акта или отдельных его положений являются: истечение срока действия. Такая ситуация возможна, если при разработке локального акта был определен период его действия. вступление в силу закона или другого нормативного правового акта регулирующего правоотношения в сфере образования, либо содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, когда указанные акты устанавливают более высокий уровень гарантий работникам по сравнению с действовавшим локальным актом.


Действия руководителя образовательной организации по соблюдению прав участников образовательного процесса Установить наличие, провести анализ и экспертизу локальных и индивидуальных нормативных правовых актов, документов и материалов образовательной организации, локальные акты образовательной организации действуют только в пределах самой образовательной организации и не могут регулировать отношения, складывающиеся вне организации. В соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников.


Продолжение В соответствии с п. 4 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией. В соответствии с п. 2 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности,


Продолжение в том числе регламентирующие: правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.


Локальные нормативные акты В образовательной организации обязательно наличие локальных нормативных актов образовательной организации, закрепляющих права обучающихся по вопросам: предоставления условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции; обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы; выбора факультативных (необязательных для данного уровня образования, профессии, специальности или направления подготовки) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность (после получения основного общего образования);


Продолжение участия в управлении образовательной организацией в порядке, установленном ее уставом; пользования лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации; поощрения за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности; посещения мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом (привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается).


Продолжение В образовательной организации обязательно наличие локальных нормативных актах образовательной организации закрепляющих прав родителей (законных представителей) по вопросам: ознакомления с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательного процесса; ознакомления с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей; получения информации о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, согласия на проведение таких обследований или участия в таких обследованиях, отказа от их проведения или участия в них, получения информации о результатах проведенных обследований обучающихся;


Продолжение В образовательной организации обязательно наличие локальных нормативных актов образовательной организации, закрепляющих права педагогических и иных работников образовательной организации по вопросам: конкретных трудовых (должностных) обязанностей (трудовой договор и должностная инструкция), соотношения учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника, режима рабочего времени и времени отдыха работника.


Размещение материалов на официальном сайте образовательной организации Согласно ч.2 ст. 29 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обеспечивает открытость и доступность: 1) информации: а) о дате создания образовательной организации, об учредителе, учредителях образовательной организации, о месте нахождения образовательной организации и ее филиалов (при наличии), режиме, графике работы, контактных телефонах и об адресах электронной почты; б) о структуре и об органах управления образовательной организацией; в) о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой;


Продолжение г) о численности обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц; д) о языках образования; е) о федеральных государственных образовательных стандартах, об образовательных стандартах (при их наличии); ж) о руководителе образовательной организации, его заместителях, руководителях филиалов образовательной организации (при их наличии); з) о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы;


Продолжение и) о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности (в том числе о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, об условиях питания и охраны здоровья обучающихся, о доступе к информационным системам и информационно- телекоммуникационным сетям, об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся); к) о направлениях и результатах научной (научно- исследовательской) деятельности и научно-исследовательской базе для ее осуществления (для образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования);


Продолжение л) о результатах приема по каждой профессии, специальности среднего профессионального образования (при наличии вступительных испытаний), каждому направлению подготовки или специальности высшего образования с различными условиями приема (на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц) с указанием средней суммы набранных баллов по всем вступительным испытаниям, а также о результатах перевода, восстановления и отчисления; м) о количестве вакантных мест для приема (перевода) по каждой образовательной программе, по профессии, специальности, направлению подготовки (на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц);


Продолжение н) о наличии и об условиях предоставления обучающимся стипендий, мер социальной поддержки; о) о наличии общежития, интерната, количестве жилых помещений в общежитии, интернате для иногородних обучающихся, формировании платы за проживание в общежитии; п) об объеме образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц; р) о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года; с) о трудоустройстве выпускников;


Продолжение 2) копий: а) устава образовательной организации; б) лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложениями); в) свидетельства о государственной аккредитации (с приложениями); г) плана финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации, утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации порядке, или бюджетной сметы образовательной организации; д) локальных нормативных актов, предусмотренных частью 2 ст.30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, коллективного договора;


Продолжение 3) отчета о результатах самообследования. 4) документа о порядке оказания платных образовательных услуг, в том числе образца договора об оказании платных образовательных услуг, документа об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе; 5) предписаний органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, отчетов об исполнении таких предписаний; 6) иной информации, которая размещается, опубликовывается по решению образовательной организации и (или) размещение, опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Рекомендуем почитать

Наверх