Может ли провизор технолог стать заведующей аптеки. Что такое «Киоск фармацевта»? Как изменить ситуацию и что нужно сделать для начала

Судебные споры 04.10.2023

Может ли фармацевт занимать должность заведующего аптекой?

Ответ

Да, может.

В соответствии с Постановление Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081 (ред. от 15.04.2013) "О лицензировании фармацевтической деятельности" (вместе с "Положением о лицензировании фармацевтической деятельности") соискатель лицензии для осуществления фармацевтической деятельности должен соответствовать следующим лицензионным требованиям, наличие у руководителя организации (за исключением медицинских организаций), деятельность которого непосредственно связана с оптовой торговлей лекарственными средствами, их хранением, перевозкой и (или) розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением, перевозкой и изготовлением:

    для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения - высшего или среднего фармацевтического либо высшего или среднего ветеринарного образования, стажа работы по специальности не менее 3 лет, сертификата специалиста.

Таким образом, можно сказать, что работник со средним специальным фармацевтическим образованием может занимать должность заведующего аптекой при наличии действующего сертификата специалиста и стажа работы по специальности не менее 5 лет.

Подробности в материалах Системы:

1.Нормативно-правовая база

Постановление Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081

(ред. от 15.04.2013)

"О лицензировании фармацевтической деятельности"

(вместе с "Положением о лицензировании фармацевтической деятельности")

от 15.04.2013 N 342)

В соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о лицензировании фармацевтической деятельности.

2. Признать утратившими силу:

Постановление Правительства Российской Федерации от 6 июля 2006 г. N 416 "Об утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 29, ст. 3250);

пункт 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 241 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 15, ст. 1551);

пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 426 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам лицензирования фармацевтической деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 21, ст. 2575);

пункт 7 изменений, которые вносятся в Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам, связанным с совершенствованием государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 г. N 654 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 33, ст. 4086);

пункт 14 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2010 г. N 268 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 19, ст. 2316);

пункт 16 изменений, которые вносятся в Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам государственной пошлины, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 г. N 749 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 40, ст. 5076);

Постановление Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2010 г. N 903 "О внесении изменений в Положение о лицензировании фармацевтической деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 47, ст. 6126);

Постановление Правительства Российской Федерации от 28 июля 2011 г. N 622 "О внесении изменений в пункт 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 32, ст. 4823).

Председатель Правительства

Российской Федерации

Утверждено

Постановлением Правительства

Российской Федерации

ПОЛОЖЕНИЕ

О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 04.09.2012 N 882,

от 15.04.2013 N 342)

1. Настоящее Положение устанавливает порядок лицензирования фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами, включая организации оптовой торговли лекарственными средствами, аптечные организации, ветеринарные аптечные организации, а также медицинские организации и их обособленные подразделения (центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики, амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты), расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации (далее соответственно - медицинские организации, обособленные подразделения медицинских организаций), ветеринарные организации, и индивидуальными предпринимателями.

2. Фармацевтическая деятельность включает работы и услуги согласно приложению.

3. Лицензирование фармацевтической деятельности осуществляют следующие лицензирующие органы:

а) Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения - в части деятельности, осуществляемой:

организациями оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения;

с 1 января 2012 г. - аптечными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук;

б) Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору - в части деятельности, осуществляемой в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения;

в) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - в части деятельности, осуществляемой в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения (за исключением лицензирования фармацевтической деятельности в части, осуществляемой Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения).

(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.09.2012 N 882)

4. Соискатель лицензии для осуществления фармацевтической деятельности должен соответствовать следующим лицензионным требованиям:

б) наличие у медицинской организации - соискателя лицензии лицензии на осуществление медицинской деятельности;

в) наличие у руководителя организации (за исключением медицинских организаций), деятельность которого непосредственно связана с оптовой торговлей лекарственными средствами, их хранением, перевозкой и (или) розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением, перевозкой и изготовлением:

для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения - высшего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее 3 лет либо среднего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет, сертификата специалиста;

г) наличие у индивидуального предпринимателя:

д) наличие у соискателя лицензии работников, заключивших с ним трудовые договоры, деятельность которых непосредственно связана с оптовой торговлей лекарственными средствами, их хранением и (или) розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением и изготовлением, имеющих:

для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения (за исключением обособленных подразделений медицинских организаций) - высшее или среднее фармацевтическое образование, сертификат специалиста;

для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения - высшее или среднее фармацевтическое либо высшее или среднее ветеринарное образование, сертификат специалиста.

5. Лицензиат для осуществления фармацевтической деятельности должен соответствовать следующим лицензионным требованиям:

а) наличие помещений и оборудования, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения работ (услуг), которые составляют фармацевтическую деятельность, соответствующих установленным требованиям (за исключением медицинских организаций и обособленных подразделений медицинских организаций);

б) наличие у медицинской организации - лицензиата лицензии на осуществление медицинской деятельности;

в) соблюдение лицензиатом, осуществляющим оптовую торговлю лекарственными средствами:

для медицинского применения, - требований статей 53 и 54 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств", правил оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения, правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, и установленных предельных размеров оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;

для ветеринарного применения, - требований статей 53 и 54 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" и правил оптовой торговли лекарственными средствами для ветеринарного применения;

г) соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения:

аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, - правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, требований части 6 статьи 55 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" и установленных предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.04.2013 N 342)

медицинскими организациями, обособленными подразделениями медицинских организаций - правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения медицинскими организациями и обособленными подразделениями медицинских организаций;

д) соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для ветеринарного применения (ветеринарная аптечная организация, ветеринарная организация, имеющая лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, индивидуальный предприниматель, имеющий лицензию на осуществление фармацевтической деятельности), правил отпуска лекарственных препаратов для ветеринарного применения, правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества;

е) соблюдение лицензиатом, осуществляющим изготовление:

лекарственных препаратов для медицинского применения, - правил изготовления и отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения;

лекарственных препаратов для ветеринарного применения, - правил изготовления и отпуска лекарственных препаратов для ветеринарного применения;

ж) соблюдение требований статьи 57 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств";

з) соблюдение лицензиатом, осуществляющим хранение:

лекарственных средств для медицинского применения, - правил хранения лекарственных средств для медицинского применения;

лекарственных средств для ветеринарного применения, - правил хранения лекарственных средств для ветеринарного применения;

и) наличие у руководителя организации, деятельность которого непосредственно связана с оптовой торговлей лекарственными средствами, их хранением, перевозкой и (или) розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением, перевозкой и изготовлением (за исключением медицинских организаций):

для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения - высшего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее 3 лет либо среднего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет, сертификата специалиста;

для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения - высшего или среднего фармацевтического либо высшего или среднего ветеринарного образования, стажа работы по специальности не менее 3 лет, сертификата специалиста;

к) наличие у индивидуального предпринимателя:

для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения - высшего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее 3 лет или среднего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет, сертификата специалиста;

для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения - высшего или среднего фармацевтического либо высшего или среднего ветеринарного образования, сертификата специалиста;

л) наличие у лицензиата работников, заключивших с ним трудовые договоры, деятельность которых непосредственно связана с оптовой торговлей лекарственными средствами, их хранением и (или) розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением и изготовлением, имеющих:

для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения (за исключением обособленных подразделений медицинских организаций) - высшее или среднее фармацевтическое образование и сертификат специалиста;

для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения в обособленных подразделениях медицинских организаций - дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения при наличии права на осуществление медицинской деятельности;

для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения - высшее или среднее фармацевтическое либо высшее или среднее ветеринарное образование, сертификат специалиста;

м) повышение квалификации специалистов с фармацевтическим или ветеринарным образованием не реже 1 раза в 5 лет.

6. Осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а" - "з" пункта 5 настоящего Положения.

7. Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление и документы (копии документов), указанные в части 1 и пунктах 1, 3 и 4 части 3 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также:

а) сведения о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности (для медицинских организаций);

б) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии на праве собственности или на ином законном основании необходимых для осуществления фармацевтической деятельности оборудования и помещений, соответствующих установленным требованиям, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае если такие права зарегистрированы в указанном реестре - сведения об этих помещениях) (за исключением медицинских организаций, обособленных подразделений медицинских организаций);

в) сведения о наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии помещений требованиям санитарных правил (за исключением медицинских организаций, обособленных подразделений медицинских организаций), выданного в установленном порядке;

г) копии документов о высшем или среднем фармацевтическом образовании и сертификатов специалистов - для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения (за исключением обособленных подразделений медицинских организаций);

д) копии документов о дополнительном профессиональном образовании в части розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения и о наличии права на осуществление медицинской деятельности - для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения в обособленных подразделениях медицинских организаций;

е) копии документов о высшем или среднем фармацевтическом либо высшем или среднем ветеринарном образовании и сертификатов специалистов - для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения;

ж) копии документов или заверенные в установленном порядке выписки из документов, которые в случаях, предусмотренных настоящим Положением, подтверждают наличие необходимого стажа работы по специальности у руководителя организации, индивидуального предпринимателя.

8. При намерении осуществлять фармацевтическую деятельность по адресу, не указанному в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии лицензиат указывает этот адрес, а также представляет:

а) сведения, содержащие новый адрес осуществления фармацевтической деятельности;

б) копии документов, подтверждающих наличие у лицензиата на праве собственности или на ином законном основании необходимых для осуществления фармацевтической деятельности по указанному новому адресу оборудования и помещений, соответствующих установленным требованиям, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае если такие права зарегистрированы в указанном реестре - сведения об этих помещениях) (за исключением медицинских организаций, обособленных подразделений медицинских организаций);

в) сведения о наличии высшего или среднего фармацевтического образования и сертификатов специалистов - для работников, намеренных осуществлять фармацевтическую деятельность в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения по указанному новому адресу (за исключением обособленных подразделений медицинских организаций);

г) сведения о наличии дополнительного профессионального образования в части розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения и о наличии права на осуществление медицинской деятельности - для работников, намеренных осуществлять фармацевтическую деятельность в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения в обособленных подразделениях медицинских организаций по указанному новому адресу;

д) сведения о наличии высшего или среднего фармацевтического либо высшего или среднего ветеринарного образования и сертификатов специалистов - для работников, намеренных осуществлять фармацевтическую деятельность в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения по указанному новому адресу;

е) сведения о наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии помещений по указанному новому адресу требованиям санитарных правил (за исключением медицинских организаций, обособленных подразделений медицинских организаций), выданного в установленном порядке.

9. При намерении выполнять новые работы, оказывать новые услуги, составляющие фармацевтическую деятельность, ранее не указанные в лицензии, лицензиат в заявлении о переоформлении лицензии указывает:

а) в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения (за исключением перевозки лекарственных средств):

сведения о наличии высшего или среднего фармацевтического образования и сертификатов специалистов - для работников, намеренных выполнять (осуществлять) новые работы (услуги), за исключением обособленных подразделений медицинских организаций;

сведения о наличии необходимого оборудования, соответствующего установленным требованиям, а также санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии помещений, предназначенных для выполнения (осуществления) новых работ (услуг), требованиям санитарных правил (за исключением медицинских организаций, обособленных подразделений медицинских организаций), выданного в установленном порядке;

б) в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения:

сведения о составляющих фармацевтическую деятельность новых работах (услугах), которые лицензиат намерен выполнять (осуществлять);

сведения о наличии высшего или среднего фармацевтического либо высшего или среднего ветеринарного образования и сертификатов специалистов - для работников, намеренных выполнять (осуществлять) новые работы (услуги);

сведения о наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии помещений, предназначенных для выполнения (осуществления) заявленных новых работ (услуг), требованиям санитарных правил, выданного в установленном порядке.

10. При проведении проверки сведений, содержащихся в представленных соискателем лицензии (лицензиатом) заявлении и прилагаемых к нему документах, соблюдения соискателем лицензии (лицензиатом) лицензионных требований лицензирующий орган запрашивает необходимые для осуществления лицензирования сведения у органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций в порядке, установленном Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

11. Лицензирующий орган размещает в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, сведения о ходе принятия им решения о предоставлении или переоформлении лицензии, проведения проверки соответствия соискателя лицензии и лицензиата лицензионным требованиям, предусмотренным настоящим Положением.

12. Информация, относящаяся к осуществлению фармацевтической деятельности, предусмотренная частями 1 и 2 статьи 21 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", размещается на официальном сайте лицензирующего органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и (или) на информационных стендах в помещениях лицензирующего органа в течение 10 дней со дня:

б) принятия лицензирующим органом решения о предоставлении, переоформлении, приостановлении, возобновлении, прекращении действия лицензии;

в) получения от Федеральной налоговой службы сведений о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации, о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

г) вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

13. Лицензионный контроль осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", с учетом особенностей, установленных Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".

14. Представление соискателем лицензии заявления и документов, необходимых для получения лицензии, и их прием лицензирующим органом, принятие лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), переоформлении лицензии (об отказе в переоформлении лицензии), приостановлении, возобновлении, прекращении действия лицензии, а также предоставление дубликата и копии лицензии, формирование и ведение лицензионного дела, ведение реестра лицензий и предоставление сведений, содержащихся в реестре лицензий, осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".

15. Ведение сводного реестра лицензий, выданных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с переданными полномочиями, осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.09.2012 N 882)

16. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежемесячно, не позднее 10-го числа, направляют в печатном и электронном виде данные, содержащиеся в реестрах лицензий субъектов Российской Федерации, в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.09.2012 N 882)

17. За предоставление лицензирующим органом лицензии, ее переоформление и выдачу дубликата уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.


Актуальные кадровые изменения


  • Проверяющие из ГИТ уже работают по новому регламенту. Узнайте в журнале «Кадровое дело», что за права появились у работодателей и кадровиков с 22 октября и за какие ошибки наказать вас больше не смогут.

  • В Трудовом кодексе о должностной инструкции нет ни единого упоминания. Но кадровикам этот необязательный документ просто необходим. В журнале «Кадровое дело» вы найдете актуальную должностную инструкцию для кадровика с учетом требований профстандарта.

  • Проверьте ваши ПВТР на актуальность. Из-за изменений 2019 года положения вашего документа могут нарушать закон. Если ГИТ найдет устаревшие формулировки, то оштрафует. Какие правила убрать из ПВТР, а что добавить - читайте в журнале «Кадровое дело».

  • В журнале «Кадровое дело» вы найдете актуальный план, как составить безопасный график отпусков на 2020 год. В статье все новшества в законах и практике, которые теперь надо учитывать. Для вас - готовые решения ситуаций, с которыми при подготовке графика сталкиваются четыре компании из пяти.

  • Готовьтесь, Минтруд снова меняет Трудовой кодекс. Всего поправок шесть. Узнайте, как поправки отразятся на вашей работе и что сделать уже сейчас, чтобы изменения не застали врасплох, узнаете из статьи.

С детства я представляла себя взрослой в белом халате. И когда пришло время выбрать профессию, я поняла, что работать врачом мне будет не интересно ни морально, ни финансово. А вот тяга к знаниям лекарственных препаратов взяла свое, и я подала документы в фармацевтический ВУЗ на специальность «фармация». Хорошие базовые знания химии и биологии, а также усердие и интерес к будущей профессии помогали мне в обучении.

Пять лет студенчества, а потом еще год последипломного образования, и я дипломированный провизор. Но, как же зацепиться молодому специалисту? Благо сейчас много аптек и работники востребованы даже без опыта. Взяли меня в маленькую аптеку работать за первым столом. Это значит, что я должна отпускать (продавать) лекарства покупателям. Конечно же, с первого дня меня не допускали это делать. Была стажировка. Все-таки в университете, например, обучают химической формуле анальгина, и какое действие он оказывает, а не как выглядит коробочка с лекарством. Да-да я именно о том, что надо было выучить аптечный ассортимент и уметь быстро находить нужный препарат. Вы понимаете, о чем я! Клиент, как известно, долго ждать не будет. Благодаря хорошим наставникам обучение прошло быстро, и я приступила к работе, продолжая увеличивать багаж знаний. Для каждого провизора перейти на должность заведующего аптекой это достижение и прорыв в карьере. Через два года и меня повысили. Я была рада новой должности, но понимала, что теперь на мне больше ответственности не только за свою работу, а и за функционирование всей аптеки. Именно отвечает абсолютно за все, что происходит в аптеке даже в ее отсутствие. Сложность заключалась еще в том, что необходимо направить в правильное русло работу всего коллектива, который состоит только с представительниц прекрасного пола. А, как известно, работать в полностью женском коллективе сложно. Руководитель аптеки выполняет много обязанностей: контроль персонала, оформление заявок на поставку лекарственных препаратов, прием товара и сопровождающих документов, надо контролировать сроки годности лекарств, соблюдения условий хранения и выкладки на полках. Еще один важный момент, который меня поначалу даже раздражал, это частичное ведение бухгалтерской отчетности. Приходиться постоянно проверять правильность ведения журналов РРО, готовить и сдавать инкассации, вести несколько отчетов. Также заведующая обязана в случае необходимости заменить любого сотрудника. Как я всегда говорю: «закрыть дырку». Приходится подменять санитарку, маркировщика или фармацевта. Также необходимо уметь слушать людей, а покупатели они такие! Выслушать их надо, особенно людей старшего возраста. Поэтому надо иметь терпение, уметь решить спорные вопросы с клиентами так, чтобы не возник конфликт, и дело не дошло до книги жалоб. Сложно, когда покупатели болеющие люди или те, у кого болеют родные. Так уж получается, что при графике работы в будние дни с 9.00 до 18.00, я прихожу на 8.00 и ухожу не раньше 20.00. Но, несмотря на все проблемы и трудности, я очень люблю свою работу и считаю, что моя профессия нужна для общества.


Самвел Григорян о нормах, не позволяющих обладателям сертификата по специальности «Управление и экономика фармации» работать за первым столом

Вы представляете себе командира авиаэскадрильи, который может командовать находящимися у него в подчинении пилотами-асами, но при этом не имеет права садиться за штурвал и управлять самолетом? Или заведующего хирургическим отделением клиники, которому запрещено оперировать пациентов? Не правда ли это абсурд? В таком случае не меньший абсурд - провизор, руководитель аптеки, которому отказано в праве становиться за первый стол и обслуживать посетителей: отпускать лекарства и другие товары аптечного ассортимента, консультировать по вопросам их медицинского применения, хранения и т. д. Но если первые два примера - гипотетические, то третий - самый что ни на есть жизненный.

Уже несколько лет, как в фармотрасли сложилась противоестественная ситуация, когда специалистам, имеющим сертификат по специальности «Управление и экономика фармации» отказано в праве работать за первым столом.

Одно из нарушений, за которое контролирующие органы привлекают аптечные организации к административной ответственности, - несоответствие провизоров и фармацевтов квалификационным требованиям. Если, например, провизор, имеющий сертификат специалиста по специальности «Фармацевтическая технология» (далее «ФТ»), работает заведующим аптекой - для чего необходим другой сертификат, по специальности «Управление и экономика фармации» («УЭФ»), - штраф за это несоответствие обоснован и логичен. Но обратный вариант выглядит парадоксальным. Тем не менее, контролирующие органы продолжают привлекать к ответственности, а суды продолжают выносить решения в их пользу в тех случаях, когда проверка обнаруживает, что за первым столом - то есть на позиции «провизора-технолога» - работает фармспециалист-управленец с сертификатом «УЭФ».

Судебные истории

Например, в сентябре 2016 года в Вологде арбитражный апелляционный суд постановил оставить без изменения апелляционную жалобу одной из аптечных организаций города, которую местный департамент здравоохранения привлек к административной ответственности. Одна из причин привлечения была следующей. В ходе плановой проверки выяснилось, что работающая в должности провизора N не соответствовала квалификационным требованиям, поскольку имела сертификат по специальности «УЭФ» (а не «ФТ»).

В результате аптечная организация была оштрафована на основании части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией. Для юридических лиц это означает штраф от 30 000 до 40 000 руб., для граждан - от 1500 до 2000 руб. (в обоих случаях по усмотрению проверяющего дело может ограничиться предупреждением).

Интересный прецедент случился двумя годами ранее, в мае 2014 г. В ходе проверки одного из московских аптечных пунктов обнаружилось, что имевший высшее фармацевтическое образование, но не имевший сертификата по специальности «ФТ» генеральный директор этой организации осуществлял в пункте розничную торговлю. И хотя по формальным обстоятельствам - истечение срока давности - арбитражный суд в итоге не удовлетворил заявление контролирующей инстанции о привлечении аптечной организации к административной ответственности - сам по себе этот случай побуждает задуматься о следующем.

Почему абсурд?

Рынок труда мобилен, потребность в специалистах подвержена изменениям. Сегодня, предположим, можно легко найти место заведующего аптекой, а завтра, глядишь, все подходящие вакансии заняты, и приходится идти в первостольники.

Человеческие желания и настроения тоже переменчивы. Вчерашнему заведующему или руководителю структурного подразделения аптечной организации может просто расхотеться руководить, брать на себя повышенную ответственность. Среди моих знакомых - несколько первостольников, которые когда‑то были «провизорами-организаторами».

Кто‑то возразит, что дорога к первому столу для таких людей в общем‑то открыта - правда, не без препятствий и расходов. Надо только пройти курс дополнительного профессионального образования и получить сертификат по специальности «Фармацевтическая технология».

Но именно в этом заключается абсурдность ситуации. Ведь, согласно подпунктам и), к) и л) пункта 5 «Положения о лицензировании фармацевтической деятельности» (Постановление Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081), уровень требований к руководителям аптечных организаций выше, чем к другим работникам, с которыми заключаются трудовые договоры. Кроме сертификата специалиста, первым (то есть руководящим аптечным работникам) необходимо иметь высшее фармобразование и стаж работы по специальности не менее трех лет либо среднее фармобразование и стаж не менее пяти лет; остальным аптечным работникам - просто высшее или среднее фармобразование.

То есть более квалифицированного специалиста, руководителя и организатора, направляют получать сертификат специалиста тоже квалифицированного, но все‑таки менее высокого уровня. Если аптечный руководитель не может работать первостольником, то в рамках этой логики командир эскадрильи - не летчик, а заведующий хирургическим отделением - не хирург.

С ОЭФ на ФТ

Это далеко не частная проблема единичного случая. Во-первых, многим «организаторам» пришлось или приходится переквалифицироваться в «технологи». Вот характерная история.

В одной из больших аптечных сетей была проведена реорганизация - объединили три отдела аптеки. Заведующая безрецептурным отделом и заместители заведующего отдела готовых лекарственных форм, которые имели сертификат по специальности «УЭФ», стали после реорганизации старшими провизорами.

А эта должность - не руководящая. Она требует наличия высшего профессионального образования по специальности «Фармация», сертификата специалиста по специальности «ФТ» (или «Фармацевтическая химия и фармакогнозия») и стажа работы по направлению профессиональной деятельности не менее 5 лет - см. раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» Приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» .

Обратите внимание, что в этом перечислении отсутствует упоминание о сертификате «УЭФ». На основании этого и привлекались к административной ответственности аптеки в описанном выше случае.

Другими словами, высококвалифицированным работникам, которые много лет руководили аптечными отделами и первостольниками, пришлось в результате реорганизации их предприятия пройти соответствующий сертификационный цикл и получить сертификат по специальности «ФТ», чтобы иметь возможность работать за первым столом.

Кто от всего этого выиграл? Только образовательное учреждение, получившее оплату за этот цикл. В проигрыше - фармспециалисты и аптечные посетители, которые на определенный срок лишились обслуживания со стороны опытных и высококлассных специалистов.

К сказанному можно добавить, что требования к уровню образования и профессиональной подготовки заведующих аптеками, их заместителей, заведующих аптечными отделами, провизоров-технологов и провизоров-аналитиков прописаны также в Приказе Минздрава РФ от 08.10.2015 № 707н «Об утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием…» , в разделах специальностей «Управление и экономика фармации», «Фармацевтическая технология», «Фармацевтическая химия и фармакогнозия».

Деквалификация и дисквалификация

Вторая проблема заключается в следующем. Аптечный коллектив - живая среда, которой не чуждо ничто человеческое. Открою небольшой секрет для тех, кто штрафует аптечные организации за нарушение, описанное в данной статье.

Провизоры и фармацевты, как и другие люди, тоже завтракают, обедают и ужинают, ходят в туалет, отлучаются вымыть руки, высморкаться, иногда болеют и в связи с этим не выходят на работу. В живом аптечном коллективе периодически и довольно часто возникает необходимость подменить первостольника - на время от нескольких минут до нескольких дней.

А штаты у аптек не резиновые (раздувание штатов приведет к увеличению цен на лекарства), и зачастую подменить первостольника может только заведующий, заместитель заведующего или завотделом - то есть те, кто обладает сертификатом по специальности «УЭФ», но не имеет сертификата «ФТ». Представьте, что в этот момент придет проверка и обнаружит заведующего за первым столом, на позиции «провизора-технолога». Не исключено привлечение аптеки за это к административной ответственности на основании упомянутой выше части 3 статьи 14.1 КоАП.

Такое положение дел противоречит сути профессии. Ведь кто такой заведующий аптекой - это либо ее собственник, то есть аптекарь, либо менеджер, работающий по найму. В любом случае это человек с высшим фармобразованием, а также необходимым стажем провизора или фармацевта.

Для такого человека не вставать иногда за первый стол - это деквалификация, утрата профессиональных навыков. Правда, в сложившихся условиях эта деквалификация является вынужденной, потому что ему запрещают работать первостольником. То есть это еще и дисквалификация.

Перечеркнуты вековые традиции

Консультировать посетителей, отпускать им лекарства, просто общаться с ними - всё это в старинных и исконных традициях российских аптекарей, собственников и руководителей аптек. Более того, это необходимо для дела.

Не может профессионально руководить первостольниками тот, кто сам не владеет навыками работы за первым столом. Об этом говорит и зарубежный опыт. Невозможно представить себе немецкую, французскую, греческую, турецкую и т. д. аптеку без аптекаря-собственника, периодически обслуживающего посетителей.

И вот теперь несколькими фразами в одном из приказов эти вековые традиции перечеркнуты таким противоестественным образом, что даже недолговременное присутствие аптекаря в работе за первым столом, похоже, находится под вопросом.

Возвращение к здравому смыслу

Кто‑то может возразить: нельзя сопоставлять должностные обязанности и необходимые навыки управленца (руководителя аптеки) и технолога (первостольника), неправильно соизмерять их квалификации - они не больше или меньше, они просто разные. В этом утверждении есть доля истины.

Но ситуация, при которой командир эскадрильи не допускается к полетам, а аптечный управленец не имеет права работать за первым столом, как ни крути, противоестественна.

Поэтому программы обучения сертификационных циклов «УЭФ» должны в достаточной степени включать и компонент «ФТ», чтобы получившие сертификат специалисты могли в итоге спокойно руководить и работать в аптеке, а не, извините за выражение, шарахаться от первого стола.

Важно также помнить, что наша страна - это не только столица и крупные города. Во многих аптечных объектах небольших населенных пунктов работает всего один человек, потому что нет финансовой и/или кадровой возможности нанять второго. И этот человек является одновременно и руководителем, и первостольником. Какой сертификат получать в таком случае?

Словом, в этом вопросе требуется всего ничего - возвращение к здравому смыслу. Штрафы руководителей аптек за то, что они «пойманы с поличным» (то есть в момент консультирования посетителей или отпуска) за первым столом - не самая хорошая страница истории отечественной фармации. И ее необходимо закрыть, если есть желание покончить с абсурдом.

Типовой образец

УТВЕРЖДАЮ

___________________________________ (инициалы, фамилия)
(наименование организации, пред- ________________________
приятия и т.п., его организационно- (директор или иное долж-
правовая форма) ностное лицо, уполномо-
ченное утверждать долж-
ностную инструкцию)
" " ____________ 20__г.

Должностная инструкция
заведующего ветеринарной аптекой
______________________________________________
(наименование организации, предприятия и т.п.)

" " ______________ 20__г. N_________

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена на
основании трудового договора с __________________________________________
(наименование должности лица, на которого
______________________________________________________ и в соответствии с
составлена настоящая должностная инструкция)
положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных
актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.

1. Общие положения
1.1. Заведующий ветеринарной аптекой относится к категории
руководителей.
1.2. На должность заведующего ветеринарной аптекой назначается лицо,
имеющее высшее профессиональное (ветеринарное) образование и стаж работы
по профилю не менее 5 лет.
1.3. Заведующий ветеринарной аптекой должен знать:
- Конституцию Российской Федерации;
- законы Российской Федерации, нормативно-правовые акты региональных
и местных органов управления по вопросам осуществления ветеринарной
деятельности;
- теоретические и организационные основы обеспечения ветеринарными
препаратами;
- список ветеринарных препаратов и средств по уходу за животными,
прошедших регистрацию в Департаменте ветеринарии и процедуры
стандартизации и сертификации ветеринарных препаратов и разрешенных к
использованию на территории Российской Федерации;
- способы контроля качества ветеринарных препаратов;
- правила и порядок хранения и складирования ветеринарных
препаратов, положения и инструкции по их учету;
- порядок ценообразования;
- основы экономики, организации труда и управления;
- законодательство о труде и охране труда Российской Федерации;
- правила и нормы охраны труда, техники безопасности,
производственной санитарии и противопожарной защиты;
- _________________________________________________________________.
1.4. Заведующий ветеринарной аптекой подчиняется непосредственно
________________________________________________________________________.
1.5. На время отсутствия заведующего ветеринарной аптекой (болезнь,
отпуск, командировка и пр.) его обязанности исполняет заместитель при
отсутствии такового - лицо, назначенное в установленном порядке.
1.6. ______________________________________________________________.

2. Должностные обязанности
Заведующий ветеринарной аптекой:
2.1. Руководит ветеринарной аптекой в соответствии с действующим
законодательством.
2.2. Оформляет, получает лицензии, соответствующие разрешения и иные
документы (сертификаты соответствия, гигиенические заключения) и
представляет их, либо часть информации, содержащейся в этих документах,
для ознакомления покупателям.
2.3. Доводит до сведения покупателей информацию о ветеринарных
препаратах и иную информацию, способствующую правильному их выбору и
применению.
2.4. Организует работу коллектива по осуществлению своевременного и
качественного обслуживания населения ветеринарными препаратами и
средствами по уходу за животными.
2.5. Обеспечивает наличие оборудования, инвентаря в соответствии с
требованиями стандартов, необходимых для сохранения качества и
безопасности ветеринарных препаратов при их хранении и реализации в месте
продажи.
2.6. Ведет переговоры, связанные с поставками, заказами и
реализацией ветеринарных препаратов и средств по уходу за животными.
2.7. Оформляет договоры поставки, купли-продажи, комиссии и т.д.
2.8. Обеспечивает организацию учета товарно-материальных ценностей и
представляет отчетность об объемах произведенных продаж в соответствующие
органы.
2.9. Обеспечивает надлежащее состояние помещений ветеринарной
аптеки, наличие соответствующих условий для хранения биологических
препаратов, медикаментов, лекарств, оборудования, инструментов и т.д.
2.10. Осуществляет рациональное использование трудовых, финансовых и
материальных ресурсов ветеринарной аптеки.
2.11. Организует работу по кадровому планированию, рациональной
расстановке, использованию, обучению и оценке квалификации кадров.
2.12. Контролирует качество выполнения работы подчиненными
сотрудниками и соблюдение ими правил внутреннего трудового распорядка и
морально-этических норм в процессе их профессионального общения с
покупателями.
2.13. _____________________________________________________________.

3. Права
Заведующий ветеринарной аптекой вправе:
3.1. Действовать от имени ветеринарной аптеки во взаимоотношениях с
иными организациями и органами государственной власти.
3.2. Подписывать и визировать документы в пределах своей
компетенции.
3.3. Запрашивать от персонала необходимые информацию и документы.
3.4. Давать персоналу аптеки обязательные для исполнения указания.
3.5. Принимать решения о наложении материальных и дисциплинарных
взысканий на работников, не выполняющих или ненадлежащим образом
исполняющих свои должностные обязанности и о поощрении отличившихся
работников.
3.6. Принимать участие в работе совещаний, конференций, секций,
на которых рассматриваются вопросы, относящиеся к его профессиональной
компетенции.
3.7. ______________________________________________________________.

4. Ответственность
Заведующий ветеринарной аптекой несет ответственность:
4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных
обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в
пределах действующего трудового законодательства Российской Федерации.
4.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей
деятельности, - в пределах действующего административного, уголовного и
гражданского законодательства Российской Федерации.
4.3. За причинение материального ущерба, - в пределах действующего
трудового и гражданского законодательства Российской Федерации.
4.4. ______________________________________________________________.

Должностная инструкция разработана в соответствии с ________________
(наименование,
_____________________________.
номер и дата документа)

Руководитель структурного подразделения (инициалы, фамилия)
_________________________
(подпись)

" " _____________ 20__г.

СОГЛАСОВАНО:

Начальник юридического отдела

(инициалы, фамилия)
_____________________________
(подпись)

" " ________________ 20__г.

С инструкцией ознакомлен: (инициалы, фамилия)
_________________________
(подпись)

16 10 2018

Хочется добиться большего и управлять всей аптекой? Тогда следует учесть, что профессия заведующего аптечной точкой складывается из огромнейшего перечня заданий и забот, знаний и умений.

Стать лучшим в данной сфере на самом-то деле не так уж и просто – здесь требуется постоянная модернизация, собранность и профессионализм.

С каждым годом растет число лекарственных препаратов, меняются рабочие инструкции, а также возникает необходимость овладения новыми навыками коммуникации – только так можно решать даже самые сложные задачи.

Как стать заведующим аптекой?

Для начала следует обратить внимание на нормативную документацию, а именно – Постановление Правительства №1081. В нем идет речь о том, что работа заведующей аптекой может достаться только специалистам с высшим фармацевтическим образованием и стажем работы по специальности не менее 3-ех лет. При наличии среднего фармацевтического образования потребуется стаж не менее 5 лет.

Если вы обладаете нужной квалификацией, большим опытом работы и имеете соответствующее образование, то перед вами лежит несколько возможностей. В частности, это путь к заветному месту руководителя в одной из крупных аптек. Предполагает он последовательное прохождение определенных шагов – от первостольника и вплоть до руководителя аптечного отделения. В некоторых маленьких аптеках не приходится долго ждать – даже первостольник сразу может приступить к заведованию аптекой.

Работа заведующей аптекой. Как достигнуть цели?

Добиться желаемого и стать заведующим аптекой вполне реально. Нужно лишь стремительно и упорно приближаться к заветной цели. И здесь совсем неважно – в крупной точке вы намереваетесь работать или в небольшой.

Стоит отметить, что в небольшом аптечном пункте все сотрудники постоянно находятся на виду – и все их достижения, либо ошибки становятся видны руководству.

Допуская в работе недочеты, вряд ли вы сможете претендовать на такую ответственную должность.

Если говорить о большой сетевой аптеке, то тут все несколько иначе. Здесь очень часто кадровые решения принимаются исходя не только из профессиональных навыков сотрудника, но еще и некоторых бизнес-ориентированных критериев. К тому же, предпочтение в крупных ритейлерских сетях отдается действительно опытным и квалифицированным сотрудникам, досконально знающим свое дело и доказавшим это на практике.

Заведующей аптеки: особенности профессии

Работа заведующей аптекой – в первую очередь, это умение грамотного управления людьми, знание их целей и задач, а также способность мотивировать персонал на более эффективную работу. Если аптека большая, то одной из важнейших задач является способность налаживать контакты с центральным руководством аптечной сети, выполнять поставленные бизнес-планы, постоянно требовать с подчиненных соблюдения корпоративных стандартов.

Заведующему обязательно нужно знать, как происходят все процессы внутри фармацевтической сети, освоить тонкости закупки медицинских препаратов, разбираться в маркетинге, трудовом и налоговом праве.

Несмотря на то, что перечень знаний и умений, которые должны быть у заведующего аптекой, довольно обширен, их можно вполне просто освоить. Для этого достаточно выполнить несколько этапов: а) составить план; б) провести проверку собственных знаний – для того чтобы точно определить, все ли нужные навыки имеются в наличии; в) найти, где и каким образом можно получить знания, которые отсутствуют или имеют недостаточный уровень.

Получить подробную информацию о фармакологических новинках и повысить свой профессионализм (в том числе, основы трудового права, налогового законодательства) можно на специальных курсах, или же просто обратившись к опытным коллегам. В крупных аптечных сетях имеются даже специальные обучающие мероприятия, в том числе стажировки, тренинги, наставничество.

Какой бы путь не был вами выбран, следует помнить, что работа заведующей аптекой – это постоянное развитие во всех направлениях (речь идет о личностном росте и карьере). Чтобы получить высокую руководящую должность, следует обязательно проявлять активность – ведь только это поможет повысить уровень доверия у начальства.

Рекомендуем почитать

Наверх