Павел дерунов. Легенда Рыбинска

НК РФ 25.12.2019
НК РФ

В 2013 году День города в Рыбинске ознаменовался особым событием, которого все горожане ждали с нетерпением. На аллее Славы был открыт памятник почетному гражданину Рыбинска – Павлу Фёдоровичу Дерунову, напротив площади, носящей его имя. История современного города неразрывно связана с этим человеком, повлиявшим на его облик, сделавшим его комфортным и красивым.

П. Ф. Дерунов родился 27 марта 1916 года в Алтайском крае в селе Алтайское, а уже в 1924 году вместе с родителями переехал в село Песочное, которое принадлежало Рыбинскому уезду Ярославской губернии. И с тех пор жизнь тогда еще маленького мальчишки тесно переплелась с историей этой местности. Дальше была фабрично-заводская школа, потом механический техникум. А в 1934 Павел поступил в Рыбинский авиационный институт, тем самым связав себя и с городом, и с авиастроением. Переездов и перемен в жизни было много, но Дерунов постоянно возвращался в город, судьбу которого ему предстояло изменить.

В памяти рыбинцев Павел Фёдорович Дерунов навсегда останется целеустремленным и ответственным, справедливым и заботливым человеком. Он был своим и настоящим, знал каждый нюанс жизни города, заботился о его процветании и благополучии. Но главным делом его жизни был Рыбинский моторный завод, которым Дерунов руководил в течение тридцати лет. Эти годы были ознаменованы не только расширением производственных площадей и увеличением количества и номенклатуры выпускаемой на заводе продукции, но и расцветом самого города. Заботясь о работниках родного предприятия, директор задумал и смог осуществить грандиозное по своим масштабам жилищное строительство. Благополучие и улучшение жилищных условий трудящихся были одной из приоритетных задач для руководителя предприятия. Город разрастался на глазах, удивляя тихие, почти деревенские улочки все новыми и новыми высотками.

В Дерунове удивительно гармонично сочетались волевые, деловые и человеческие качества. Он умел быть твердым и заботливым, настойчивым и мягким, руководить огромным предприятием и оставаться простым и близким к народу. За эти заслуги Павел Фёдорович был вознагражден всеобщим уважением и искренней любовью.

Средства на строительство и возведение памятника были собраны из добровольных пожертвований благодарных горожан. Скульптор Александр Рукавишников необычайно точно сумел передать характер и внутреннюю мощь Дерунова. А торжественное открытие, приуроченное ко Дню города, стало настоящим праздником для всех рыбинцев.

Фотогалерея

Дерунов шагает на работу…

Павел Фёдорович Дерунов (27 марта 1916, село Алтайское - 30 июня 2001) - директор Рыбинского НПО моторостроения, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР в области науки и техники (1969 г.), депутат Верховного Совета РСФСР VIII (1971 г.), IX (1975 г.) и XI (1985 г.) созывов, член Ярославского обкома КПСС и Рыбинского (Андроповского) горкома КПСС, депутат Рыбинского (Андроповского) городского Совета народных депутатов, почётный гражданин г. Рыбинска (22 февраля 1973 г.), награждён двумя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, Знак Почёта.

Биография

Родился на Алтае в семье фельдшера. В 1920 г. семья переехала в посёлок Песочное Рыбинского уезда Ярославской губернии. В 1933-34 гг. учился в техникуме в городе Калязин и в 1934-1939 в Рыбинском авиационном институте, после чего работал на Пермском моторном заводе им. Сталина. В 1944 году переведён в Рыбинск на должность заместителя главного технолога по механическим цехам, Затем работал заместителем главного инженера, главным инженером перевод был связан с необходимостью восстановления производства на Рыбинском моторостроительном заводе, эвакуированном в 1941 г. в Уфу. В 1958 году назначается на должность директора Ярославского моторного завода, а в 1959 становится заместителем председателя Ярославского совнархоза. Директором Рыбинского моторостроительного завода стал в 1960 году.

Всесоюзную известность П. Ф. Дерунову принесла активно продвигаемая им в 60-х годах идея применения НОТ в производстве. Высказанные им идеи получили одобрение и поддержку руководства страны, после этого отделы НОТ стали обязательным атрибутом советских предприятий. Именно за эту идею он в 1971 г. получил Государственную премию.

В 1972-1973 работал заместителем Министра авиационной промышленности, но в скором времени вернулся в Рыбинск, и до ухода на пенсию в 1986 г. возглавлял НПО, возникшее в результате слияния завода с конструкторским бюро.

Под его руководством рыбинский завод стал одним из ведущих производителей авиационных моторов, развивались и другие направления - производство дизельных моторов, новинкой для СССР стало производство снегоходов «Буран». Производственные успехи поддерживались соответствующими инвестициями, в городе велось активное жилищно-коммунальное строительство, возводились спортивно-зрелищные сооружения.

Павел Федорович Дерунов умер 30 июня 2001 года. В память о нём одна из центральных площадей города, создаваемая при его участии к юбилею Октябрьской революции в 1977 г. и носившая название Юбилейной переименована в площадь П. Ф. Дерунова, решением Рыбинского Совета депутатов 3-го Созыва № 130 от 22.09.2005 года. В 2012 году проведён конкурс проектов на создание памятника. Торжественное открытие памятника состоялось 31 августа 2013 года и стало одним из знаковых событий празднования Дня города Рыбинска.

Источники

  • Рыбинск: Восемь избранных маршрутов/ Автор-сост. О.Хробыстова, гл. ред. В.Горошников. - Рыбинск, Медиарост, 2012. ISBN 978-5-906070-01-2
  • Биографическая заметка интернет-портала архивной службы Ярославской области
  • Фотоальбом «Дерунов», 2010 год (41 МБ)
  • Дерунов П. Ф. Моторостроители. 1998 год (290 МБ)

ДЕРУНОВ Павел Фёдорович (27 марта 1916, с. Алтайское Томской губ. — 30 июня 2001, Рыбинск) — генеральный директор Рыбинского моторостроительного завода(ныне — НПО« Сатурн») в 1960 — 1986 гг., Герой Социалистического Труда(1971).

Родился в семье фельдшера в селе Алтайское Бийского уезда Томской губернии(ныне — Алтайский край). Русский. В 1923 году с родителями переехал в поселок Песочное, ныне Рыбинского района Ярославской области. Здесь окончил школу-семилетку. Учебу продолжил в Калязинском механическом техникуме(Тверская область), с 1934 года — в Рыбинском авиационно-технологическом институте. Окончив институт в 1939, получил направление на работу на завод имени Сталина в городе Перми. Работал инженером-технологом, затем старшим технологом участка, начальником участка, ведущим технологом.

В 1944 году направлен на Рыбинский моторостроительный завод и назначен на должность главного инженера предприятия. Внес большой вклад в восстановление производства на заводе, разрушенного войной, когда большая часть оборудовании и рабочих была эвакуирована в Уфу. В послевоенные годы П. Ф. Дерунов внес большой вклад в освоение на заводе серийного выпуска новых авиационных двигателей конструкции А. Д. Швецова. Еще в конце 1944 года завод освоил серийный выпуск мотора АШ-62ИР, который устанавливался на транспортные самолеты Ли-2, ПС-35, ПС-43, а чуть позднее — на АН-2. По своим эксплуатационным данным мотор не уступал лучшим зарубежным образцам. В послевоенный период завод освоил серийный выпуск еще более мощного двигателя АШ-73ТК, который выпускал до 1957 года. Эти двигатели, оснащенные каждый двумя турбокомпрессорами, устанавливались на самолет-бомбардировщик Ту-4, а двигатели АШ-73 без компрессора — на летающую лодку Бериева Бе-6. С 1954 г. наряду с авиационными двигателями предприятие стало выпускать тракторные дизели Д-48.

В 1958 году П. Ф. Дерунов, как инициативный руководитель и высококвалифицированный специалист, был назначен директором Ярославского моторного завода, а затем заместителем председателя Ярославского совнархоза(1959).

В марте 1960 года назначен директором Рыбинского моторостроительного завода(ныне — НПО« Сатурн»). Много сделал для внедрения научной организации труда, производства и управления. В 1960-е годы на предприятии был налажен серийный выпуск турбореактивного двигателя конструкции А. М. Люльки АЛ-7Ф-1. Как серийное изделие этот двигатель выпускался заводом почти 14 лет и устанавливался на истребитель-бомбардировщик Су-7Б, истребители Су-9, Су- 17, разработанные КБ П. О. Сухого. В КБ завода были разработаны и переданы в серию двигатели РД36−51А для сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144Д, РД-36−41 для сверхзвукового дальнего бомбардировщика Т-4(так называемой« сотки»). По итогам семилетки в 1966 года завод был награжден орденом Ленина.

Большое распространение в это время на заводе получила система НОТ(научная организация труда). За разработку системы количественной оценки НОТПУ в 1969 году П. Ф. Дерунов был удостоен Государственной премии СССР в области науки и техники. Высказанные им идеи получили одобрение и поддержку руководства страны, после этого отделы НОТ стали обязательным атрибутом советских предприятий.

В начале 1970-х годов предприятие получило большой заказ по выпуску двигателей для гражданской авиации. В 1971 году со сборочного конвейера сошел первый серийный двигатель П. А. Соловьева Д-30КУ для дальнемагистрального пассажирского самолета Ил-62М, годом позднее — производящийся и по сей день двигатель Д-30КП для транспортного самолета Ил-76 и его модификаций.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1971 года Дерунову Павлу Фёдоровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали« Серп и Молот».

В феврале 1973 года П. Ф. Дерунов был назначен на должность заместителя министра авиационной промышленности СССР, но уже в декабре 1974 вернулся в Рыбинск на свой завод, получивший новый статус — производственного объединения моторостроения. Наряду с выпуском основной продукции — авиационных двигателей — предприятие в эти годы массово производило дизели, снегоходы, товары народного потребления.

Обладая большим организаторским талантом и разносторонним производственным опытом, глубокими экономическими и техническими знаниями, П. Ф. Дерунов внес крупный вклад в развитие объединения и повышение эффективности его работы. Павел Федорович прилагал большие усилия для улучшения социального развития города Рыбинска, в 1970 — 1980 гг. завод построил десятки многоквартирных домов с полной инфраструктурой. П. Ф. Дерунов руководил предприятием до выхода на пенсию в 1986 году.

Принимал активное участие в партийной и государственной деятельности. Избирался депутатом Верховного Совета РСФСР 8-го, 9-го и 11-го созывов. Был членом Ярославского областного и Рыбинского городского комитетов КПСС, депутатом городского Совета народных депутатов и членом бюро парткома объединения.

Награжден тремя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, Знак Почёта, медалями. Почетный гражданин города Рыбинска(22.02.1973)

В Рыбинске в его честь в 2001 году была названа площадь, в 2013 году на площади открыт памятник. На доме, где жил Дерунов, установлена мемориальная доска. Его имя присвоено рыбинской средней общеобразовательной школе № 12.

Дата смерти:

Биография

Родился на Алтае в семье фельдшера. В 1920 г. семья переехала в посёлок Песочное Рыбинского уезда Ярославской губернии. В 1933-34 гг. учился в техникуме в городе Калязин и в 1934-1939 в , после чего работал на Пермском моторном заводе им. Сталина . В 1944 году переведён в Рыбинск на должность заместителя главного технолога по механическим цехам, Затем работал заместителем главного инженера, главным инженером перевод был связан с необходимостью восстановления производства на Рыбинском моторостроительном заводе, эвакуированном в 1941 г. в Уфу . В 1958 году назначается на должность директора Ярославского моторного завода , а в 1959 становится заместителем председателя Ярославского совнархоза . Директором Рыбинского моторостроительного завода стал в 1960 году.

Всесоюзную известность П. Ф. Дерунову принесла активно продвигаемая им в 60-х годах идея применения НОТ в производстве. Высказанные им идеи получили одобрение и поддержку руководства страны, после этого отделы НОТ стали обязательным атрибутом советских предприятий. Именно за эту идею он в 1971 г. получил Государственную премию.

В 1972-1973 работал заместителем Министра авиационной промышленности , но в скором времени вернулся в Рыбинск, и до ухода на пенсию в 1986 г. возглавлял НПО, возникшее в результате слияния завода с конструкторским бюро.

Под его руководством рыбинский завод стал одним из ведущих производителей авиационных моторов, развивались и другие направления - производство дизельных моторов, новинкой для СССР стало производство снегоходов «Буран» . Производственные успехи поддерживались соответствующими инвестициями, в городе велось активное жилищно-коммунальное строительство, возводились спортивно-зрелищные сооружения.

Павел Федорович Дерунов умер 30 июня 2001 года. В память о нём одна из центральных площадей города, создаваемая при его участии к юбилею Октябрьской революции в 1977 г. и носившая название Юбилейной переименована в площадь П. Ф. Дерунова, решением Рыбинского Совета депутатов 3-го Созыва № 130 от 22.09.2005 года. В 2012 году проведён конкурс проектов на создание памятника. Торжественное открытие памятника состоялось 31 августа 2013 года и стало одним из знаковых событий празднования Дня города Рыбинска.

Источники

  • Рыбинск: Восемь избранных маршрутов/ Автор-сост. О.Хробыстова, гл. ред. В.Горошников. - Рыбинск, Медиарост, 2012. ISBN 978-5-906070-01-2

Напишите отзыв о статье "Дерунов, Павел Фёдорович"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Дерунов, Павел Фёдорович

Распоряжение это на левом фланге еще более заставило Пьера усумниться в его способности понять военное дело. Слушая Бенигсена и генералов, осуждавших положение войск под горою, Пьер вполне понимал их и разделял их мнение; но именно вследствие этого он не мог понять, каким образом мог тот, кто поставил их тут под горою, сделать такую очевидную и грубую ошибку.
Пьер не знал того, что войска эти были поставлены не для защиты позиции, как думал Бенигсен, а были поставлены в скрытое место для засады, то есть для того, чтобы быть незамеченными и вдруг ударить на подвигавшегося неприятеля. Бенигсен не знал этого и передвинул войска вперед по особенным соображениям, не сказав об этом главнокомандующему.

Князь Андрей в этот ясный августовский вечер 25 го числа лежал, облокотившись на руку, в разломанном сарае деревни Князькова, на краю расположения своего полка. В отверстие сломанной стены он смотрел на шедшую вдоль по забору полосу тридцатилетних берез с обрубленными нижними сучьями, на пашню с разбитыми на ней копнами овса и на кустарник, по которому виднелись дымы костров – солдатских кухонь.
Как ни тесна и никому не нужна и ни тяжка теперь казалась князю Андрею его жизнь, он так же, как и семь лет тому назад в Аустерлице накануне сражения, чувствовал себя взволнованным и раздраженным.
Приказания на завтрашнее сражение были отданы и получены им. Делать ему было больше нечего. Но мысли самые простые, ясные и потому страшные мысли не оставляли его в покое. Он знал, что завтрашнее сражение должно было быть самое страшное изо всех тех, в которых он участвовал, и возможность смерти в первый раз в его жизни, без всякого отношения к житейскому, без соображений о том, как она подействует на других, а только по отношению к нему самому, к его душе, с живостью, почти с достоверностью, просто и ужасно, представилась ему. И с высоты этого представления все, что прежде мучило и занимало его, вдруг осветилось холодным белым светом, без теней, без перспективы, без различия очертаний. Вся жизнь представилась ему волшебным фонарем, в который он долго смотрел сквозь стекло и при искусственном освещении. Теперь он увидал вдруг, без стекла, при ярком дневном свете, эти дурно намалеванные картины. «Да, да, вот они те волновавшие и восхищавшие и мучившие меня ложные образы, – говорил он себе, перебирая в своем воображении главные картины своего волшебного фонаря жизни, глядя теперь на них при этом холодном белом свете дня – ясной мысли о смерти. – Вот они, эти грубо намалеванные фигуры, которые представлялись чем то прекрасным и таинственным. Слава, общественное благо, любовь к женщине, самое отечество – как велики казались мне эти картины, какого глубокого смысла казались они исполненными! И все это так просто, бледно и грубо при холодном белом свете того утра, которое, я чувствую, поднимается для меня». Три главные горя его жизни в особенности останавливали его внимание. Его любовь к женщине, смерть его отца и французское нашествие, захватившее половину России. «Любовь!.. Эта девочка, мне казавшаяся преисполненною таинственных сил. Как же я любил ее! я делал поэтические планы о любви, о счастии с нею. О милый мальчик! – с злостью вслух проговорил он. – Как же! я верил в какую то идеальную любовь, которая должна была мне сохранить ее верность за целый год моего отсутствия! Как нежный голубок басни, она должна была зачахнуть в разлуке со мной. А все это гораздо проще… Все это ужасно просто, гадко!
Отец тоже строил в Лысых Горах и думал, что это его место, его земля, его воздух, его мужики; а пришел Наполеон и, не зная об его существовании, как щепку с дороги, столкнул его, и развалились его Лысые Горы и вся его жизнь. А княжна Марья говорит, что это испытание, посланное свыше. Для чего же испытание, когда его уже нет и не будет? никогда больше не будет! Его нет! Так кому же это испытание? Отечество, погибель Москвы! А завтра меня убьет – и не француз даже, а свой, как вчера разрядил солдат ружье около моего уха, и придут французы, возьмут меня за ноги и за голову и швырнут в яму, чтоб я не вонял им под носом, и сложатся новые условия жизни, которые будут также привычны для других, и я не буду знать про них, и меня не будет».
Он поглядел на полосу берез с их неподвижной желтизной, зеленью и белой корой, блестящих на солнце. «Умереть, чтобы меня убили завтра, чтобы меня не было… чтобы все это было, а меня бы не было». Он живо представил себе отсутствие себя в этой жизни. И эти березы с их светом и тенью, и эти курчавые облака, и этот дым костров – все вокруг преобразилось для него и показалось чем то страшным и угрожающим. Мороз пробежал по его спине. Быстро встав, он вышел из сарая и стал ходить.

27-го марта 2019-го года - 103 года со дня рождения Павла Дерунова. К этой дате «Черёмуха» повторно анонсирует материал, выпущенный к юбилею руководителя.

Успех крупного предприятия, безусловно, зависит от тысяч людей, которые день за днём добросовестно выполняют доверенную им работу. Но историю, как известно, двигают личности. За вековой путь «Сатурна» вместе с ним профессионально росли выдающиеся специалисты, которые внесли неоценимый вклад в развитие завода, города и страны. Почётное место среди них занимает, пожалуй, самый известный директор моторостроителей - Павел Фёдорович Дерунов. Человек, изменивший Рыбинск и его главное предприятие до неузнаваемости. 27-го марта исполнилось 100 лет со дня рождения руководителя. В этом выпуске «Заводные будни» расскажут о том, каким Павел Фёдорович был в рабочем кабинете, а каким - дома в окружении близких.

Одна судьба на двоих

Впервые на моторостроительном заводе Дерунов оказался в 1944-м. Тогда его в числе других квалифицированных специалистов направили в Рыбинск восстанавливать пострадавшее от бомбёжек предприятие. Вслед за ним отправилась и его семья - жена Зоя и двухмесячный сын Герман. Быт, свои переживания и наблюдения Зоя Афанасьевна описывала в дневнике для подрастающего сына. Эта тетрадочка сохранилась до наших дней и стала семейной реликвией. Пожелтевшие страницы оживляют далёкие сороковые и, словно проектор, воспроизводят картину того, как непросто жилось в послевоенном Рыбинске, как много работал глава семейства Деруновых. Запись от первого января 1947-го:

«День начинается, как и в прошлом году. Вот я пишу дневник. Ты играешь тут же на полу. На улице сегодня холодно, мороз, но мы затопили маленькую печь, и у нас очень тепло и уютно. Папуля спит. Мы стараемся по возможности ему не мешать и дверь в комнату открываем редко, хотя он дома, так нам хочется торчать около него, ведь он у нас такой хороший человек, что пап таких нет ни у кого».

Поддержку жены Дерунов чувствовал постоянно. Именно она обеспечивала уют для много работающего мужа, почти полностью посвятившего себя заводу, вела дом и растила сыновей. Впрочем, и сам он, несмотря на постоянную занятость, от воспитания не уклонялся.

Герман Дерунов: «Когда я был маленьким, отец брал меня с собой на завод. Сначала в кабинете посадит, даст пачку бумаги, цветные карандаши, как сейчас помню, фирмы „Тактика“, и я сидел и рисовал. Потом обедали вместе в столовой на втором этаже в заводоуправлении. Там стоял резной из дуба огромный буфет, в середине зала ― овальный стол. Начинался обед, и в столовую приходили начальники цехов, большинство были в галифе и белых бурках.

После обеда мы с отцом шли по цехам смотреть, что там делается. Как раз строилась испытательная станция, везде грязь, приходилось по досочкам проходить. Он разговаривает со всеми, а я хвостиком за ним мотаюсь. А когда в городе стройка началась, они с матерью по всем участкам ходили, с прорабами разговаривали, всё проверяли».


П.Ф. Дерунов с женой Зоей Афанасьевной и сыновьями Германом и Виктором

На судьбу сыновей Павел Фёдорович оказал большое влияние. Особенно это почувствовал старший - Герман. После окончания школы он планировал поступать в кораблестроительный институт, потому что давно и сильно болел судостроением, но отец настоял - сын должен заниматься авиационными двигателями. В это время Павел Дерунов, после непродолжительной работы в Ярославле, уже стал директором Рыбинского моторостроительного завода.

На новом посту

Высокая должность мало сказалась на укладе семьи Деруновых, разве что видеть главу семейства дома стали ещё реже. А вот и предприятие, и город от этого назначения только приобрели. Улицы Герцена, Плеханова, микрорайон Скоморохова гора, первый в области 12-этажный дом, бассейн с «олимпийскими» 50-метровыми дорожкам, ледовая арена - всё это лишь часть объектов, появившихся в Рыбинске во времена Дерунова. Он понимал, чтобы предприятие развивалось, чтобы специалисты ехали в Рыбинск, необходимо создать для этого условия. И город строился темпами, которых не видели ни до, ни после.


Центральные проходные, фото 80-х годов

Также активно кипит жизнь и на самом моторостроительном заводе. Адольф Игнатьевич Петров почти два десятилетия управлял делами Дерунова. Он вспоминает о том, как добились выделения отдельной гостиницы в Москве для сотрудников предприятия; организовывали прямо на территории завода народный книжный магазин, ничуть не уступавший по ассортименту городскому «Книжному миру»; как заказывали на фабрике «Большевичка» единую форму для технологов и мастеров; как доставили в Рыбинск первый снегоход.

Адольф Петров: «Я привёз в город первый канадский снегоход прямо с выставки в Москве. Это сейчас всё просто: заплатил деньги и получил. А тогда мало было просто договориться, нужно было успеть сделать всё первыми. Мы заказали машину из нашего представительства в столице, а она прошла гружёная и на международную выставку её не пропустили. И по правилам, если не забираешь экспонат в течение часа, то сделать это можно было только через три дня. Ситуация осложнялась тем, что на снегоход претендовал министр связи. Заказывать другую машину было некогда, и нам пришлось метров 200 вчетвером тащить тяжёлый снегоход на руках. Но поставленную задачу мы выполнили».


П.Ф. Дерунов с секретарями и управляющим делами Адольфом Петровым

Строгий, но справедливый. Так говорит Адольф Игнатьевич о своём шефе. Внимательный к окружающим, но очень требовательный. Не допускающий никаких привилегий для себя, своих близких и окружения. К нему шли с бедами и проблемами работники завода и обычные рыбинцы. У него почти не было выходных, а из отпуска Дерунов всегда возвращался раньше срока. Завозил жену домой, а сам прямиком направлялся на завод проверять дела.

В шестидесятые Дерунов продвигает в жизнь идеи научной организации труда на производстве. НОТ стал своего рода предшественником современной концепции бережливого производства. Опыт, полученный в Рыбинске, затем внедрили сотни других предприятий по всему СССР. За это в 1971-м году Павел Фёдорович получил Государственную премию.

Тогда же, в 70-е, завод на два года остался без Дерунова. Его пригласили работать в министерство. Но так уж вышло, что Рыбинск оказался ближе, чем столица, а должность директора - важнее, чем пост замминистра. Все это время верный помощник Адольф Петров хранил квартиру Деруновых, хоть, признаётся, и не надеялся на возвращение руководителя.

В 1984-м в Рыбинске начинается серийный выпуск двигателя Д-30КУ, который до сих пор используется в России и ряде зарубежный стран. За более чем тридцать лет Д-30КУ и ещё одна модернизация Д-30 - Д-30КП - стали настоящими бестселлерами.

Верный до последних дней

В 1986-м Дерунов ушёл с завода, которому очень хотел быть полезным. Коллеги говорят, не по его воле так случилось. Павел Фёдорович спокойно сменил кабинет директора на маленькую комнату рядового инженера, но вот того, что у него отберут пропуск, а вместе с ним возможность быть причастным к жизни предприятия, не ожидал. В последующем новый директор Юрий Ласточкин восстановил права Павла Фёдоровича, вернул пропуск и установил великому предшественнику пожизненную пенсию от родного завода.

Ведя образ жизни обычного пенсионера, живя на скромной даче, он до последних дней жизни интересовался работой предприятия и его судьбой. Рядом были дети и внуки, и верная спутница Зоя Афанасьевна. В 2001-м Павла Фёдоровича не стало.

Спустя двенадцать лет на площади, названной в честь выдающегося директора, появился памятник. Высокая фигура с гордым профилем, кажется, вот-вот шагнёт вперёд с пьедестала. Таким он был в жизни, говорят близкие. Прямым и решительным. Способным вести переговоры и добиваться своего от самых высоких чинов. И в то же время очень внимательным к простым рабочим. Неравнодушным и болеющим за свой завод и город.

Сегодня именем Павла Фёдоровича названа самая современная школа, расположенная на Скомороховой горе. В ней в первом классе учится правнук Павла Дерунова - Ваня, очень похожий на своего легендарного предка. Накануне юбилея он проводил экскурсию по школьному музею, открытому в 2013-м году. Одна из её частей - «Человек-эпоха» - посвящена жизни Павла Дерунова, а остальные - тому предприятию, которому он отдал более сорока лет.


Праздничная линейка в школе №12

История не терпит сослагательного наклонения, но вряд ли кто-то будет спорить о той роли, которую сыграл Дерунов в судьбе Рыбинска. И, наверное, неслучайно и завод, и его самый известный руководитель появились на свет в одном году, для того, чтобы имя одного и слава другого навсегда были связаны.

Рекомендуем почитать

Наверх