Полхов майданская роспись пейзаж. Сказочная роспись полхов майдана

Открытие  15.07.2021
Открытие 

Культура России – это классический балет, великие композиторы и большая литература. Так, кажется, принято считать и именно так среднестатистический обыватель ответит на вопрос, чем славится русское искусство. А еще вспомнит Репина, Васнецова и Шишкина. Но даже такой краткий список требует быстрого дополнения: народное творчество определяет русскую культуру так же значительно, как и труды гениев. Полхов-Майданская роспись – одна из ярких страничек народного искусства. О том, как она сформировалась, чем прославилась и как получить собственный художественный опыт в этом направлении, читайте далее.

История появления и развитие полхово-майданской росписи

Село Полховский Майдан находится на Нижегородчине. В лесной, удаленной от железнодорожного сообщения местности в середине 19 местное население стало производить токарную некрашеную деревянную посуду. Интересное наблюдение сделали эксперты: ремесла, по их мнению, активно развиваются близ монастырей. А Полховский Майдан находится недалеко от знаменитого Дивеева монастыря.

Надо сказать, что раньше монастыри не были центрами сугубо духовной жизни. Крепостные сбегали от хозяев, оседали у монастырей и получали там заказы на деревянную посуду. Можно сказать, они и работу себе находили (монастырь выступал заказчиком), и защиту в лице настоятелей.

Но история возникновения именно полхово-майданской росписи по-настоящему начинается лишь в 20 столетии. В 20-е годы промысел поджидал кризис. Власть перешла к Советам, мастеров-токарей отправляли на работу в колхозы, давали огромные участки под огороды, устраивали настоящие кордоны и, что еще хуже, не принимали их ремесленную продукцию на реализацию.

Нужно было что-то менять, подстраиваться под советские реалии. И отдельные мастера решают объединиться в артель «Красная заря». Так некрашеные деревянные изделия, наконец, становятся живописными.

В это время образуются основные приемы росписи. Получается, что развитию полховской росписи поспособствовал кризис. В 60-е годы прошлого века артель стала Полхов-Майданской фабрикой игрушек. Еще через десятилетие в райцентре Вознесенское появляется производственно-художественное объединение «Полхов-Майданская роспись».

Сегодня промысел живет, в основном, за счет семейной организации производственного процесса. Мужчины изготавливают токарное «белье», а женщины расписывают заготовки. И такие работы могут быть более востребованы, так как однообразие и шаблонность творчеству мастеров-кустарей присуща гораздо меньше, нежели фабричной продукции.

Из данного видео-ролика вы узнаете, чем живет Полховский Майдан сегодня.

Мотивы и орнаменты

Основные мотивы росписи – птицы, животные, цветы (мак, роза, ромашка, тюльпан, шиповник). Сюжетная роспись тоже встречается, в основном мастера изображают сельский пейзаж: река, домики, мельница на берегу и церквушка. И обязательно венчает и умиротворяет этот пейзаж красная заря.

Узнают полхово-майдановскую роспись по красным цветкам, крупным, ярким, еще не распустившимся. Это не единственный сюжет, но он в большей степени ассоциируется с промыслом.

Полхов Майдан – роспись и ее уникальные черты:

  • в выборе цветов доминирует следующее сочетание – желтый плюс темно-синий, зеленый и холодный красный;
  • самый распространенный цветок росписи – роза, она предстает на изделиях в разных вариациях;
  • приоритетный фон для орнамента – желтый, рисунок имеет черный, четко очерченный контур.

Узнаваемая продукция полхово-майданского творчества – игрушки-тарарушки: матрешки, свистульки в виде пташек, лошадки, грибы-копилки, коробочки-яблочки и балалайки. «Взрослый» ассортимент представляет традиционная русская посуда – чаши, солонки, сахарницы. Занимаются местные мастера и расписными пасхальными яйцами. Таким образом, полховские узоры активно появляются в быту и украшают его.

Цвета

Яркие, нарядные, праздничные – так можно назвать цвета на похловских изделиях. Они воспевают жизнь, ее цветение, красоту каждого дня, саму радость жить и все это созерцать. Такая философия традиционна для русского творчества, она же является гимном народу, крестьянам и ремесленникам.

Радости в их реальной жизни было не так много, иногда ее «черпали по дну». Суровый труд, тяготы, лишения мало кого обошли стороной. Но даже в таких условия люди замечали, как блестит на солнце первая ягодка землянички, как красуется в палисаднике нарядный мак, как приносят весну пестрые пташки. Потому появляется и на полховских токарных заготовках насыщенный зеленый, жизнелюбивый желтый, жгучий оранжевый, манящий розовый и фиолетовый цвета.

Традиционно цвет на изделия появлялся только с помощью анилиновых красок. И наносили их на поверхность в определенном порядке: сначала желтую, которую потом перекроют алой – так и выйдет ярко-красный цвет. Или желтую, которую перекрывают синей – и вот листики стали ярко-зелеными. А отличительной чертой, завершением цветового оформления считается черный контур элементов.

Особенности росписи матрешки

Татьяна Семенова, Сергей и Наталья Квач – этим людям мы обязаны той широкой информацией, которая хранит историю полхово-майданской росписи. Этнографы изучали путь народного искусства. Они установили, что в 20-х годах прошлого столетия матрешка, приобретенная на ярмарке в Сергиевом Посаде, попала в Мериново. Это нижегородское село. А мериновская продукция была очень известной, и уже она попадала на ярмарки, где бывали и полхово-майдановские мастера.

И вот строгать и красить матрешек начали мериновцы, потом подхватили традицию мастера Семенова, и дошла она, наконец, до Полховского Майдана. И, безусловно, местные творцы решили отличиться. Работали правила торговли уже тогда: продукцию нужно было сделать заметной, отличающейся от конкурентов, как следствие, более покупаемой.

Догм и правил местные мастера не устанавливали. Полховский Майдан роспись придумал интуитивно, ориентируясь на желание сделать красиво и чуть иначе, чем у других. Революционным моментом можно считать выжигательный аппарат, узнав о существовании которого, мастера решили сделать контур рисунка. А вскоре этот контур они начали заполнять краской – такая техника прижилась.

Полховский Майдан роспись придумал интуитивно, ориентируясь на желание сделать красиво и чуть иначе, чем у других.

Потом художники решили, что выжигать – дело хлопотное, и обводка стала выполняться пером и черной тушью. И такой способ стал традиционным. Сегодня отдельные художники и вовсе используют специальный маркер. Развитие промысла стало возможным и благодаря появлению анилиновых красителей. Эти химические краски отличала особая яркость. Так, яркая картинка с тонкой черной обводкой и стала визитной карточкой росписи Полховского Майдана.

Классическое изображение полховской матрешки

Описание матрешки:

  • стройная, вытянутая по форме;
  • плоская голова с резким расширением шеи при переходе в тулово;
  • яркие цветы на сарафане;
  • на макушке крупный цвет с тремя лепестками;
  • большие темные глаза, длинные ресницы, пробор на бок.

Такая матрешка быстро полюбилась покупателям.

Технология росписи

На раскраску матрешки мастерицы тратят больше времени, нежели мужчины, заготавливающие «белье». Мастерица выбирает заготовку, на которую будут наноситься краски.

Роспись матрешки поэтапно:

  1. Если заготовка не отшлифована и не зачищена, сначала нужно выполнить эти процедуры.
  2. Далее заготовку следует покрыть слоем крахмалистого клея, ведь он, как известно, отлично удерживает гуашь.
  3. Затем мастерица наносит на матрешку контуры будущего рисунка. Как правило, первым расписывают личико игрушки. Над ним работают долго, ведь туловище расписывается быстро, как по накатанной.
  4. Фон головы и туловища отличается, но вместе цвета должны гармонировать.
  5. На переднике мастерица обычно выделяет крупные ягоды или цветы.
  6. На платке куколки появляются горошины или завитушки, а на макушке – цветок.
  7. Традиционная матрешка имела темные завитки кудрявых волос, сейчас такой элемент считается необязательным.
  8. После того, как в цвете матрешка выполнена, ее ожидает этап лакировки.

В полхов-майданской росписи матрешка привычный, но не единственный популярный сувенир. Доски, шкатулки и игрушки-тарарушки по-прежнему пользуются спросом. У тех художников, династий, которые занимаются промыслом, поэтапный план росписи изделий может немного отличаться от фабричного.

Стоит сказать, что и самостоятельные мастера вынуждены работать быстро, не концентрируясь на одной куколке долго. Нижегородские и московские заказчики торопят, покупать более искусных, художественно-совершенных кукол им не выгодно. На роспись таких матрешек тратится больше времени, а значит, и стоят они дороже. А вот окупаемость их ниже. Разве что ценители могут позволить себе приобрести более тонкую работу, обычному же покупателю нужен красивый и доступный по цене сувенир.

Полхов-майданская роспись, элементы которой навеяны другими русскими промыслами, не так известна, как, например, гжель и хохлома. Но любители народного творчества, этнографы любят ее не меньше. А потому промысел все еще живет, и из-под кисти мастеров 21 века выходят яркие, красочные, волшебного настроения деревянные изделия. Они украсят ваш интерьер, сделают его уютнее и прибавят ему аутентики.

Удачи в творчестве!

Вконтакте

Тихомирова Юлия
Конспект занятия «Полхов-Майданская роспись»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ИЗО в подготовительной группе МДОУ «Д/c Россияночка» .

Тема : украшение полоски Полхов-Майданской росписью .

Цель : познакомить детей с росписью Полхов - Майдана .

Программное содержание :

Образовательные :

Обучить рисовать элементы Полхов-Майданской росписи – веточку с листьями и ягодами;

Закреплять умение рисовать гуашевыми красками.

Развивающие :

Развивать у детей эстетическое восприятие, умение выделять специфику росписи : цветовой строй, ритм и характерные элементы;

Развивать у детей воображение, зрительную память;

Воспитательные :

Воспитывать интерес к народному декоративно – прикладному искусству.

Воспитывать аккуратность и самостоятельность в своей работе.

Предшествующая работа :

Знакомство детей с филимоновской, дымковской, городецкой росписями ;

Рассматривание картинок с изображением различных предметов декоративно – прикладного искусства;

Чтение произведений художественной литературы об изделиях народных мастеров;

-дидактические игры : «Продолжи узор» , «Обведи узор» и др.

Словарная работа : Полхов – Майдан .

Материал : картинки с изображением Полхов – Майданских изделий; картинки с изображением дымковских, филимоновских, городецких изделий декоративно-прикладного искусства; магнитофон; диск с записями мелодий; магнитная доска; образцы расписанных бочонков; бумажный силуэт бочонка; гуашевые краски (красный, черный, зеленый, фиолетовый) ; кисти белка № 1 и № 3; стаканы – непроливайки двойные; подставки для кисточек; салфетки; влажные салфетки.

Методические приемы : чтение пословиц о мастерах и мастерстве; рассматривание иллюстраций с изображением дымковских игрушек, филимоновских игрушек, городецких изделий, изделий Полхов – Майдана ; рассказ воспитателя об истории возникновения Полхов – Майданской росписи ; рассматривание образца; показ рисования с объяснением воспитателем; вхождение в образ мастеров; прорисовывание элементов росписи пальцем в воздухе .

Ход непосредственно образовательной деятельности.

В : Ребята, послушайте пословицу : «Красна птица перьем, а человек уменьем» . А давайте мы с вами рассмотрим птицу. Она прилетела к нам из далёкой страны. Какая птица? (дети описывают птицу, воспитатель обращает внимание детей на её крылья, хвост, туловище) Как они украшены?

Ребята, а теперь подумайте и скажите как вы понимаете эту пословицу?

Д : ответы.

В : Правильно, птица красива своими перьями, а человек славится, тем, что он хорошо умеет делать, в чем он мастер.

(педагог обращает внимание детей на магнитную доску, на которой размещены иллюстрации с изображением филимоновских, дымковских и городецких изделий)

В : Мы уже знакомы с некоторыми видами народных промыслов. Кто знает, какие виды росписи изображены на изделиях?

Д : ответы (Филимоновская, Дымковская и Городецкая роспись ) .

В : Молодцы ребята. В чем отличие Дымковской росписи , Филимоновской росписи и Городецкой росписи ?

Д : ответы (Дымковская роспись – на белом фоне кружочки, клеточки, волнистые линии, Филимоновская роспись – много разноцветных полосочек, Городецкая роспись - розаны , купавки, бутоны, листья).

В : Молодцы, ребята. Сегодня я познакомлю вас с новым видом росписи – Полхов – Майданской .

(дети садятся на стулья возле магнитной доски, где расположены фотографии с изображением Полхов–Майданских изделий ) .

Воспитатель начинает свой рассказ.

В : У нас в России, в Нижегородской области, есть огромное село – Полхов- Майдан . Со всех сторон окружено оно лесами. И растет в этих лесах много деревьев – лип. Давным-давно из этих деревьев местные мастера начали делать посуду : ложки, миски. Вот однажды надоело одному мастеру продавать на ярмарке белую посуду. А потом кто-то придумал украшать посуду узорами. Так и появилась Полхов – Майданская роспись .

С тех пор прошло очень много лет. Перестали мастера делать деревянную посуду и принялись за игрушки : лошадки, свистульки, грибы-копилки, матрешки. И называют их забавно игрушки-тарарушки. А женщины и девушки – мастерицы-рукодельницы перышками, кисточками и красками разрисовывают их. Появляются большие розово-малиновые цветы и бутоны шиповника на колючих стеблях с зелеными листьями, ягодки, яблочки. Продают игрушки-тарарушки на ярмарке с прибаутками :

«Не бьется, не ломается, а кто купит - удивляется» .

«Деревянный чурбачок завертелся как волчок. Из-под рук струятся стружки, получаются игрушки».

(воспитатель обращает внимание на изделия) .

В : Посмотрите, какие красивые предметы создают мастера Полхов-Майдана . Как ярко расписаны игрушки. На одной веточке здесь растут и цветы, и ягодки и яблочки. В настоящей жизни так не бывает, а художники сами придумали такие декоративные – волшебные цветы.

В : Какие цвета используют в своей работе художники Полхов-Майдана ?

Д : ответы (черный, синий, желтый, красный, зеленый, фиолетовый) .

В : Правильно - синий, зеленый, красный, фиолетовый, желтый, черный

В : Птица принесла что-то нам, давайте посмотрим? Это жёлтые полосочки. Птичка просит нас украсить их росписью Полхов-Майдан , а после окончания нашего занятия она заберёт их с собой в волшебную страну. Давайте мы рассмотрим веточку с ягодками, которую сегодня будем рисовать.

В : Как расположены листики на веточке?

Д : ответы (сверху и снизу) .

В : Какого цвета листик? Какой формы?

Д : ответы (зеленого, овальной) .

В : А какой формы ягодки? Какого цвета?

Д : ответы (круглой формы, красные, фиолетовые) .

В : Сейчас я покажу вам, как рисовать веточку с листиками и ягодками.

Возьму самую тонкую кисточку, набираю черную краску и рисую веточку. Чтобы веточка получилась тоненькая, рисую кончиком. Волшебная веточка все время изгибается. То поднимается вверх, то опускается вниз. Вот так. Получается вот такая волнистая линия. Вот так. Промываю кисточку и приступаю к рисованию листиков. Беру кисточку потолще. Листики буду рисовать с двух сторон веточки. Сначала два больших, потом два маленьких, два больших и два маленьких и так до конца. Промываю кисть и рисую круглые ягодки. Давайте попробуем в воздухе пальчиком нарисовать веточку, листики, ягодки.

Физкультминутка. (Дети выполняют движения в соответствии с текстом.)

Раз, два – спит цветок. Три - раскрыли лепесток.

Четыре – проснулись, Дружно к солнцу потянулись.

В : Ребята, хотите стать мастерами.

Закройте глаза и представьте, что вы мастера Полхов – Майдана . 1, 2, повернитесь вокруг себя. Открываем глаза, теперь вы – мастера и мастерицы.

А теперь пройдите к столам, будем творить чудеса (установка на правильную посадку) .

Самостоятельная деятельность детей. (Звучит тихая классическая музыка, в процессе работы помогаю освоить приемы рисования).

В : Заканчиваем работу. Мне очень интересно, что же у вас получилось? А теперь юные мастера берем свои работы и кладем их на стол в мастерскую. (Заранее ставится стол, украшенный скатертью)

В : Кто хочет рассказать про свою работу? (работа выставляется на мольберт) .

В : Какие красивые бочонки у нас получились.

В : А какие элементы использовали в росписи полоски ?

В : Мы были с вами мастерами, а теперь нам пора превратиться в обычных детей.

1, 2, 3 – закройте глаза и повернитесь вокруг себя. Открываем глаза, теперь вы – дети.

В : Ребята, скажите, с какой росписью вы сегодня познакомились?

Д : Полхов – Майданской .

Воспитатель : Вам понравилось быть мастерами и мастерицами Полхов–Майданской росписи ?

Д : ответы

В : В заключении мне хочется сказать, вы сегодня отлично потрудились. Я думаю, что мы и дальше продолжать знакомиться с росписью Полхов – Майдан . Наша птичка тоже благодарит вас за красивые рисунки и она унесёт их с собой.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Московский Государственный Университет Культуры и Искусств

Факультет: Народной художественной культуры и дизайна

Кафедра: Декоративно-прикладного творчества

«Полхов-майданская роспись»

Преподаватель:

Шляховая И.С.

Москва, 2012 г.

Введение

Заключение

Введение

Детская игрушка на Руси имеет очень богатую историю. Каждый родитель, даже в самом бедной крестьянской семье, старался дать ребенку какую-то игрушку. Игрушки делали из тряпочек - тряпичные народные куклы, из глины, из соломы и из дерева.

Игрушки для детей делали как сами родители, так и специальные мастера. Что интересно, дети крестьян и юные цари играли в одинаковые игрушки. К девятнадцатому веку основные мастерские по изготовлению деревянной игрушки на Руси находились на Севере, в Поволжье и в Подмосковье. Именно в этих районах нашей родины было много леса для изготовления игрушек, а также налаженный рынок сбыта. Кстати, в этих же районах помимо игрушек производили и другие деревянные изделия - ложки, сундуки, телеги, посуду и так далее.Зачастую игрушки вырезались из цельного куска древесины. Они изображали различных животных, птиц и людей. Такие игрушки очень полезны для маленьких детей. Дело в том, что делались они достаточно схематично. Мастера не вырезали точных деталей персонажа, именно поэтому у ребенка была возможность самому достроить любой образ. Так развивалась фантазия и воображение.

Деревянные игрушки часто служили оберегами дома и человека.

Практически каждая деревня или район имели свой стиль деревянной игрушки. Так как на Руси игрушки делали простыми без лишних деталей, отображая только основную суть предмета, то особенности стилей, как правило, заключались в различной росписи игрушки.

1. Возникновение и становление промысла

Полхов-Майданский промысел - производство расписных токарных изделий в селе Полховский Майдан, деревне Крутец и поселке Вознесенское Нижегородской области.

В конце XVIII века многие крестьяне переняли токарный промысел от монахов Саровского монастыря, производивших в собственных мастерских деревянную посуду. В начале 1920-х годов в Полховском Майдане начинают применять «выжигание» токарных изделий.

Впервые в село привез выжигательный аппарат крестьянин-кустарь Полин Павел Никитич. Выжигание, а позднее и крашение токарных изделий, нередко производились наемными работниками в мастерской хозяина. Тогда и сложился характерный, дошедший до наших дней, майданский орнамент и пейзажный композиционный сюжет. Вскоре выжигание стали раскрашивать масляными красками, а в середине 1930-х гг. анилиновыми красителями, разведенными на спирту. Постепенно выжженный контур рисунка вытесняется более экономичной и простой в исполнении наводкой тушью.

До сих пор в селе помнят легенду о том, что в давние времена в войске Степана Разина была предводительница по имени Алена -- бывшая крестьянка из-под Арзамаса. В ее отряде воевали и непокорные предки полх-майданских кустарей. Под селом Темниковым, что в Мордовии, Алену взяли в плен и по приказу князя Долгорукого сожгли на костре. А на том месте, где погибла крестьянка-атаманша, выросла и расцвела алая роза. Вот, якобы ту самую розу и перенесли на свои расписные игрушки мастера Полховского Майдана.

В 1928-1930 гг. вырабатывается оригинальная художественно-декоративная система и обозначаются основные специфические приемы местной росписи.В 1969 году Казаков Петр Ермолаевич и Авдюков Григорий Алексеевич организовали артель «Красная заря», которая впоследствии стала производственным объединением «Полховско-Майданская роспись».

В это же время изготовлением аналогичных токарных расписных предметов начинают заниматься в расположенной в нескольких километрах от Полховского Майдана деревне Крутец. Используя опыт, токарные формы и приемы росписи соседей, крутецкие мастера привносят незначительные изменения. Так, например, их матрешки по форме более округлы, а в росписи посудных изделий предпочтение отдается сюжетным мотивам.

Особенность полховско-майданского промысла - соседство фабричного и кустарного производства. В селе Вознесенское работает художественная фабрика «Полховско-майданская роспись», художники которой прошли профессиональное обучение. Несмотря на это, промысел продолжает существовать преимущественно на основе семейной организации производства. Мужчины занимаются изготовлением токарных заготовок, а женщины выполняют роспись. Изделия, производимые объединением, носят более сувенирный характер, их роспись однообразнее, а рисунок менее свободен, чем в работах мастеров-кустарей.

Также в настоящее время сохранением культурных традиций в виде производства расписных предметов быта и игрушек активно занимается предприниматель В.В. Юртов. Наладив производство, участвуя в выставках, он призывает земляков «вспомнить старое, сохранить и приумножить то, что еще осталось». Ориентация полхов-майданских и крутецких мастеров на рынок требовала постоянного обновления форм и приемов декорирования изделий. С начала 1980-х гг. начинает широко применятся цветочная роспись по обожженному паяльной лампой фону. Живой отклик находят современные события в сюжетах и темах росписи. Cегодня этот уникальный промысел продолжает развиваться по естественным законам народного искусства.

2. Сюжет, цветовая гамма и ассортимент изделий

майданский роспись игрушка промысел

Современная полхов-майданская роспись необычно яркая, непосредственная, в чем-то близкая детскому рисунку. Это не случайно: росписью часто занимаются дети школьного возраста или женщины, которые приучены к этому с детства. Токарные изделия мастеров этого промысла - матрешки, пасхальные яйца, грибы, солонки, кубки, подставки - щедро украшены сочной орнаментальной и сюжетной росписью. Среди живописных мотивов наиболее часто встречаются цветы, птицы, животные, сельские и городские пейзажи.

Сочная цветовая гамма росписи составлена из алого, синего и желтого цветов, которые при наложении друг на друга дают звучные красный, зеленый и фиолетовый.

Большая часть майданских декоративных изделий расписывается графической росписью «цветы с наводкой» в сочетании с пейзажными вставками, названными в народе «Заря» (пейзаж с зарей на небе) и «Домики» (пейзаж с домиком). Пейзажные вставки чаще всего пишут на плоских крышках и стенках изделий цилиндрической формы- подставках, «банках» (разновидность подставок), бочатах, шляпках больших грибов. При всей ограниченности содержания картинок разнообразию их композиций и широте фантазии художников нет предела. На самых интересных из них на переднем плане обязательно нарисованы зеленый лужок и голубая или розовая речка с белыми лебедями, желтыми уточками или лодочкой; рядом с нарядно раскрашенным домиком- березки с зелеными и голубыми листьями и яблони со спелыми плодами, похожими на землянику; под домиком порхают разноцветные птицы, светит солнышко или горит малиновый закат. Пейзажные вставки органично вписываются в яркий ковер растительного орнамента. Это чаще всего декоративные ветви, опоясывающие цилиндрическую поверхность изделия, с пышной многолепестковой розой в центре, мелкими радужными цветочками, веточками ягод и зелено-синими листьями по сторонам.

3. Техника выполнения, материал, инструменты

Вся роспись выполняется по четко очерченному тушью контуру. Контур рисунка наводится школьной ручкой со стальным пером №11, 12, 13, которое дает в зависимости от нажима линию разной толщины. Для окраски фона под роспись в промысле используют крупные беличьи кисти, для росписи- небольшие кисточки № 2-6 с хорошо оформленным кончиком, который позволит проводить мазки с ровными краями. Краска наносится в один прием, нельзя проводить кистью по одному и тому же месту дважды.

При работе с анилиновыми красителями- и порошками, и растворами- необходимо предохранять одежду и руки, так как краска оставляет трудно удаляемые яркие цветные пятна.

Работают полх-майданскиемастерицы сидя на низеньких скамеечках за низкими стоиками, точно так же, как в хохломском промысле. Применяемые в росписи анилиновые красители разводят в горячей воде при температуре 70-80С из расчета 6-8 г красителя на один литр воды. Для повышения яркости красок в раствор добавляют несколько капель спирта.Можно выполнять роспись более светостойкими красителями 6-10%-ной концентрации, разводимыми в воде при температуре 60-80 С: активными- ярко-желтым 53, ярко-красным 5СХ, ярко-фиолетовым, а также кислотными- красным 2Ж, зеленым Ж, ярко-синим, фиолетовым С. Их цвет соответствует традиционной цветовой гамме росписи промысла.

Перед росписью поверхность изделия тщательно шлифуют и грунтуют крахмальным клейстером для того, чтобы водорастворимые краски не расплывались. Клейстер наносят на поверхность с помощью тампона или губки. Грунтуют изделие в три захода: первый раз более концентрированным раствором густоты сметаны с последующей сушкой в течение 15-16 часов, второй и третий- с раствором пожиже и сушат каждый слой 4 часа при комнатной температуре.

В процессе росписи изделие нужно держать за поддон, так как все отпечатки пальцев, оставленные на загрунтованной поверхности, под краской проявятся.

Контур орнамента наносят свободно в отработанной последовательности. Никаких шаблонов для росписи не существует. В композиции «Домики» сначала наносят контур домика, около него ствол и ветки деревьев, берега реки с силуэтами птиц и лодочкой. Затем мастерица берет краски, и речка становится синей, ее берега зелеными, дерево покрывается зелено-синей листвой и желто-красными плодами, над домиком загорается солнце.

В нанесении анилиновых красок на расписываемую поверхность существует определенный порядок: сначала на нужные участки, в том числе на те, которые должны быть красными или зелеными, наносят желтую краску, затем, перекрывая ее алой, получают ярко-красный цвет, а прокладывая поверх желтой синюю, получают ярко-зеленый.

В цветочной росписи сначала наносят контур большого цветка- центра композиции, затем стебли и ответвления чуть наклонных к ним веточек с мелкими цветами, бутонами, листочками и ягодками. На крышке пишут композицию с розой и изогнутой по кругу цветущей веточкой.

Расписанные изделия сушат 8-12 часов при комнатной температуре и дважды лакируют пентафталевым лаком ПФ-231 или ПФ-283. В лак добавьте немного растворителя- подойдет, например, очищенный скипидар. Наносить лак можно кистью или краскопультом. После лакировки изделие сохнет при комнатной температуре в помещении, где нет сквозняков и пыли. После первой лакировки сушка дилтся 15 часов, после второй- сутки.

В надомных мастерских Полховского Майдана, кроме графичекой росписи «цветы с наводкой», существует бесконтурная роспись. Все элементы здесь выполняются мазками-лучами: сходясь к центру- нанесенной тычком сердцевинки, они образуют цветок, похожий на василек, а идущие от стебля и смыкающиеся в круг- яблочко. Перистые листья тоже составлены из ряда мазков, отходящих от стебля. Композиции этой росписи самые различные, то с большими просветами фона и легким орнаментом, то с плотно заполняющим поверхность узором.

Пишут бесконтурную роспись анилиновыми и синтетическими водорастворимыми красками. Но иногда уже по лаковой поверхности какой-нибудь светлой масляной или нитрокраской дополнительно наносят выполненные тычком ягодки и простенькие цветочки. Такая роспись называется «под масло» или «под нитро».

Кроме того, существует еще один способ декорирования поверхности изделий- «пестрение». Это разработка фона и мотивов различными фактурными разделками.

Не все нововведения дают положительные результаты, часто они приводят к нежелательному нарушению колорита росписи и обезличиванию даже интересных в основе произведений.

Заключение

Нижегородская область, по признанию искусствоведов и этнографов - одна из самых богатых в России по разнообразию народных промыслов. Причины этого назвать нетрудно. Природа края не особенно щедра для крестьянина: сырое, болотистое Заволжье имеет бедные почвы, да и местный климат трудно назвать благоприятным для ведения сельского хозяйства. Зато еще П.И. Мельников-Печерский отметил: "леса заволжанина кормят". Не только топливо, не только строительный материал - лес дал нижегородцам сырье для прикладного искусства, которое наполнило их дома полезными и прекрасными предметами.

Что же касается Полхов-майданской росписи и русской народной росписи вцелом, то очень важно передавать знания о ней новым поколениям. Это эстетически воспитывает детей, дает им возможность оценить важность своего труда в сохранении культурных традиций народных промыслов.

Список используемой литературы

1 -«Прекрасное- своими руками» С.Газарян, Москва, изд. «Детская литература», 1987г.

2 -«Русская народная резьба и роспись по дереву» О.В.Круглова, Москва, изд. «Изобразительное искусство», 1983г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    История возникновения и развития Русской матрешки. Технология ее изготовления и техника авторской росписи. Стилистические особености русских матрешек: Семеновская, Полхов-майданская и Сергиевская. Материалы, используемые при выполнении их росписи.

    дипломная работа , добавлен 10.06.2010

    История возникновения и развития Городецкой росписи. Традиционные изделия под роспись. Виды столярных изделий под роспись. Подготовка основы под роспись – инструменты, материалы, технологические приемы (грунтование, шлифование, роспись, лакирование).

    презентация , добавлен 02.05.2015

    Цветы в декоративно-прикладном искусстве. Этапы работы над созданием композиции для росписи комплекта декоративных изделий на тему "Флора". Материалы, инструменты и оборудование, применяемые в данном процессе. Экономический расчет себестоимости изделия.

    дипломная работа , добавлен 14.01.2013

    Возникновение и развитие великоустюжской росписи как вида русского народного искусства. Характеристика сундучной, коробеечной и сложноорнаментальной росписи, особенности техники их выполнения. Основные требования, предъявляемые к произведения искусства.

    реферат , добавлен 18.07.2013

    История возникновения росписи фарфоровых изделий. Материалы, инструменты и оборудование, применяемые в росписи фарфорового изделия, типы декорирования. Технологическая последовательность выполнения декоративного фарфорового блюда на тему: "Русский мотив".

    дипломная работа , добавлен 07.04.2015

    История появления и развития Петриковской росписи как народного промысла, её традиционные композиционные сюжеты. Традиционная технология Петриковской росписи. Детальное описание процесса подготовки и росписи подарочного набора (ваза, панно, колокольчик).

    курсовая работа , добавлен 11.06.2015

    Технологии выполнения оформления интерьера учебного кабинета. Материалы и инструменты для настенной росписи. Организация рабочего места. Техника безопасности при выполнении оформительских работ. Вклад росписи стен в современное монументальное искусство.

    курсовая работа , добавлен 22.05.2016

    Классификация гончарных изделий. Глазурованная (или поливная) керамика: майолика, фаянс, фарфор, шамот, ее описание. Выбор материала для работы. Формирование изделия способом литья. Основная особенность подглазурной росписи. Процесс нанесения глазури.

    курсовая работа , добавлен 16.06.2015

    Основные этапы в технологии росписи филимоновской игрушки, характеристика используемых знаков и символов. Наиболее распространенные фигурки: люди, птицы, животные, многофигурные композиции. Известные мастерицы росписи, музей и проведение фестивалей.

    презентация , добавлен 29.01.2014

    Специфика и корни петриковской декоративной росписи, ее традиции. Особенности старшего поколения мастеров, общие и отличительные черты их творчества. Характерные черты петриковской росписи на современном этапе. Техника выполнения Петриковской росписи.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«ясли-сад № 395 города Донецка»

Конспект интегрированного итогового занятия

в старшей логопедической группе по изучению народной росписи и разных техник рисования

«Знакомство с Полхов-Майданской росписью»

Подготовил воспитатель: Михальчук Оксана Леонидовна

Г.Донецк-2018

Программное содержание :

Образовательные :

Познакомить детей с росписью Полхов - Майдана;

Обучить рисовать элементы Полхов – Майданской росписи – шиповник с листьями и ягодами.

Развивающие :

Развивать у детей эстетическое восприятие, умение выделять специфику росписи: цветовой строй, ритм и характерные элементы;

Закреплять умение рисовать гуашевыми красками.

Воспитательные :

Воспитывать интерес к народному декоративно – прикладному искусству.

Вызвать желание овладеть навыками в рисовании Полхов – Майдайских узоров.

Предшествующая работа :

Знакомство детей с гжелевской, дымковской, городецкой росписями;

Рассматривание картинок с изображением различных предметов декоративно – прикладного искусства;

Чтение произведений художественной литературы об изделиях народных мастеров;

- дидактические игры : «Продолжи узор» , «Обведи узор» и др.

Словарная работа : Полхов – Майдан .

Материал : мульти медио картинки с изображением Полхов – Майданских изделий, вида села, ; разрезные картинки с изображением дымковских, филимоновских, городецких изделий декоративно-прикладного искусства; посылка магнитофон; диск с записями мелодий; магнитная доска; образцы расписанных бочонков; бумажный силуэт бочонка; гуашевые краски (красный, синий, зеленый) ; кисти белка № 1,ватные палочки; стаканы – непроливайки двойные; подставки для кисточек; салфетки; влажные салфетки; фея Кисточка.

Методические приемы : чтение пословиц о мастерах и мастерстве; рассматривание иллюстраций с изображением дымковских игрушек, филимоновских игрушек, городецких изделий, изделий Полхов – Майдана; рассказ воспитателя об истории возникновения Полхов – Майданской росписи; рассматривание образца; показ рисования с объяснением воспитателем; вхождение в образ мастеров; прорисовывание элементов росписи пальцем в воздухе.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Дети под народную мелодию (Русский хоровод композитора

В.Малышева) входят в группу и становятся в круг.

Приветствие:

Придумано кем - то просто и мудро
При встрече здороваться и говорить
И каждый становится, добрым, доверчивым
Пусть доброе утро длится до вечера!

Воспитатель : Ребята, послушайте пословицу :

«Красна птица перьем, а человек уменьем» .

Ребята, а как вы понимаете эту пословицу?

Дети : ответы.

Воспитатель : Правильно, птица красива своими перьями, а человек славится, тем, что он хорошо умеет делать, в чем он

Воспитатель: Ребята, а чем вы любите заниматься в детском саду?

Дети: лепить, рисовать,играть, делать аппликации…

Воспитатель: А какие виды рисования вы знаете (пальчиками, ладошками, ватными палочками, зубной щеткой набрызг, манкой, песком, оттиск, монотипия,по мокрой бумаге, кляксография)

Ребята, а кто из вас знает пословицы и поговорки о мастерах и мастерстве?

Дети : «Умелец и рукоделец и себе и людям радость приносит» .

.

Воспитатель: Какие замечательные поговорки,а как вы их понимаете?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Посчитайте пожалуйста сколько слов в поговорке «Хорошая работа два века живет» .

Дети: считают и отвечают (5 слов)

Воспитатель: Молодцы. правильно справились с заданием!

В нашу группу пришла посылка от мастеров-умельцев с заданием для вас: нужно собрать из частей предметы народных промыслов.(Предлагаются три вида росписи Гжелевская, Дымковская, Городетская).

Дети: Собирают картинки - пазлы.

Воспитатель: Мы уже знакомы с некоторыми видами народных промыслов вы догадались какие мастера прислали свои изделия?

Дети : ответы (Филимоновские, Дымковские и Городецкие мастера росписывали изделия ) .

Воспитатель : Молодцы ребята.

В чем отличие Дымковской росписи, Филимоновской росписи и Городецкой росписи?

Дети : ответы Дымковская роспись – на белом фоне кружочки, клеточки, волнистые линии,

Гжелевская роспись – на белом фоне синие цветы. Городецкая роспись - розаны, бутоны, листья,лошади птицы).

Воспитатель: Вы большие умнички, а теперь садитесь поудобнее. Я слышу какой то странный звук (появляется кукла Фея Кисточка в русском народном сарафане)

Ребята у нас в гостях сказочная фея Кисточка.

Фея Кисточка : Здравствуйте ребята! Я узнала что вы знаете много о народных умельцах и хочу пригласить вас в сказочное путешествие в чудесное место где живут чудо мастера.

Использование ИКТ:

Королева кисточка : Здравствуйте ребята! Я узнала что вы знаете много о народных умельцах и хочу пригласить вас в сказочное путешествие в чудесное место где живут чудо мастера.

Слайд №2:

В России на реке Полхов есть огромное село которое назвали Полхов- Майдан. Дома там деревянные, почти в каждой семье занимаются народным промыслом в домашних мастерских. . Со всех сторон окружено оно лесами. И растет в этих лесах много деревьев лип, осин из этих деревьев местные мастера начали делать посуду : ложки, миски, детские игрушки.

Слайд№3

С давних пор было налажено производство их на токарных станках и расписывали в ручную игрушек «тарарушек» так в далеком прошлом ласково называли деревянные игрушки- это название сохранилось и до наших дней.

Слайд№4

В старину Дымковские, Городецкие, Гжельские мастера со всей округи приезжали на ярмарку со своими изделиями и продавали их с прибаутками «Не бьется, не ломается, а кто купит удивляется!.»

Слайд№5

Королева кисточка обращает внимание на изделия народного промысла: расписные игрушки, свистульки,балалайки,грибок-капилочкупосуду,сахарницу,дощечку,самовар,).

Слайд№6

С тех пор прошло очень много лет но промысел в селе и сейчас процветает. Производят мастера посуду и детские игрушки на токарных станках, но перед тем как начать изготавливать изделие, дерево сушат целый год на улице в мороз, жару и под дождем. Затем заготовки вытачивают на токарных станках. «Деревянный чурбачок завертелся как волчок. Из-под рук струятся стружки, получаются игрушки».

Слайд№7

Заготовки приносили в дом в больших плетенных корзинах их кистью три раза покрывают клейстером из картофельного крахмала,что бы краска ложилась ровно и гладко.

Слайд№8,9

А женщины и девушки – мастерицы-рукодельницы перышками, кисточками и красками разрисовывают их. большими розово-малиновыми цветами и бутонами шиповника на колючих стеблях с зелеными листьями, ягодками черники, яблочками.

Слайд№10

Рассмотрим основные элементы росписи:

Цветы: роза, мак, ромашка, тюльпан.

Ягоды: шиповник, черника.

Листочки: большие, маленькие, колючие веточки шиповника.

Пейзажи: дома, река, церковь, мельница.

Посмотрите, какие красивые предметы создают мастера, как ярко расписан грибок копилка и сахарница. Художники расписывали свои изделия сюжетами из окружающей природы.

Мы немножко отдохнем скоро рисовать начнем..

Физкультминутка. Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Раз, два – спит цветок.

Три - раскрыли лепесток.

Четыре – проснулись,

Дружно к солнцу потянулись.

Скажите ребята, какие цвета красок используют в своей работе мастера Полхов- Майдана?

Дети: красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый.

Воспитатель: Но у мастериц было только три краски желтая, синяя, красная как же у них получаются такие разные цвета?

Дети: художники смешивают цвета

Воспитатель: Как можно получить оранжевую, зеленую и фиолетовую краски?

Дети: ответы

Воспитатель: Ребята, а вы хотите стать умельцами рукодельцами и подарить людям радость?

Посмотрите какие грибочки подарила нам фея Кисточка какие элементы росписи вы видите?

Дети: цветок шиповника, ягодки черники, листики, стебельки, полоски.

Воспитатель: Я предлагаю вам расписать грибок- капилочку, и расскажу как правильно и красиво выполнить работу.

Начинаем роспись с верхней части гриба.

Берем кисть и красную краску Верхнюю часть шляпки отделяем дугой и закрашиваем.

Подводим низ шляпки тонкой красной линией.

Ватной палочкой рисуем синей краской ягоды черники сначала в центре, затем слева и справа.

Под каждой ягодкой всей плоскостью кисти рисуем по два листика.

Переходим к ножке гриба.- ватной палочкой рисуем слева овальную ягодку шиповника в верху ставим овальную точечку.

Справа от шиповника рисуем ватной палочкой три синих ягодки черники одну выше две ниже.

Прорисовываем кисточкой с зеленой краской стебельки соединяя их между собой внизу.

Украшаем веточки двумя большими листиками пририсовываем контур и закрашиваем зеленой краской.

Кисточкой подводим красной линией низ гриба.

Воспитатель: Фея Кисточка превращает вас в мастеров-художников.

Сейчас кисточкой вращаю.

В мастеров-художников вас превращаю!

Проходите в мастерскую оденьте фартушки и будем творить чудеса!

Пальчиковая гимнастика:

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики,

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики,

Один, два, три, четыре,пять

Начинаем рисовать!

Выполнение работы детьми..

Воспитатель: Заканчиваем работу. Мне и Фее очень интересно, что же у вас получилось? А теперь юные мастера берем свои грибочки и кладем на стол в мастерскую.

Фея: Какие красивые грибочки у вас получились!

Какие элементы росписи вы использовали? (ягоды, листья веточки полоски)

Вы огромные молодцы! Вам пора превращаться в обычных детей.

Кисточкой я поверчу,

В деток снова превращу!

Воспитатель: Ребята, скажите с какой росписью познакомила вас Фея Кисточка? (Полхов- Майданской)

Вам понравилось быть мастерами?

А в заключении мне хочется сказать, что наверное очень приятно иметь дома деревянную игрушку. И тогда в душе будет всегда хорошее настроение!.

Фея: А я, приготовила подарок для вашей группы игрушки от Полхов-Майданских мастеров и альбом с изображениями росписей.

Воспитатель: Спасибо тебе Фея, мы рады были видеть тебя в гостях, приходи к нам еще!

Рекомендуем почитать

Наверх