Правовой статус субъектов среднего предпринимательства. Правовое положение субъектов малого и среднего предпринимательства

Другое 20.03.2024

3.3. Правовое положение субъектов малого предпринимательства

Правовое положение субъектов малого предпринимательства определено Федеральным законом от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

К субъектам малого предпринимательства относятся индивидуальные предприниматели и малые предприятия.

Под малыми предприятиями понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 % и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

1) в промышленности, строительстве, на транспорте – 100 человек,

2) в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 человек,

3) в оптовой торговле – 50 человек,

4) в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек,

5) в остальных отраслях и бытовом обслуживании населения – 60 человек.

Численность определяется с учетом всех работников организации, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений данного юридического лица. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные) относятся к малым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Приобретение статуса субъекта малого предпринимательства дает право на получение государственной поддержки, которая состоит в применении к ним следующих мер:

Формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

Создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

Установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

Поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий (ст. 6 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Бухгалтерский учет в торговле автора Соснаускене Ольга Ивановна

3.6. Упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства Привлекательность УСН в основном связана с двумя моментами: существенным снижением налоговой нагрузки и сокращением отчетных форм, а значит, и трудозатрат бухгалтера. Ведь организации на

автора Соснаускене Ольга Ивановна

1.1. Определение понятия «субъект малого предпринимательства» В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон 209 – ФЗ) под субъектами малого предпринимательства

Из книги Малые предприятия: регистрация, учет, налогообложение автора Соснаускене Ольга Ивановна

1.3. Нормативные акты, регулирующие деятельность субъектов малого предпринимательства Невнимание законодателя к вопросам соотношения Закона № 209-ФЗ и иных нормативно-правовых актов отрицательно влияет на систему нормативного регулирования малых форм

Из книги Малые предприятия: регистрация, учет, налогообложение автора Соснаускене Ольга Ивановна

3. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Субъекты малого предпринимательства при осуществлении хозяйственной деятельности могут применять общую систему налогообложения либо специальные налоговые режимы (упрощенную систему налогообложения и единый

Из книги Малый автосервис: Практическое пособие автора Волгин Владислав Васильевич

Преимущества малого предпринимательства Малый бизнес всегда будет иметь свое место на рынке. Существует много направлений, по которым крупные предприятия просто не нужны. Есть направления, которые нуждаются и в крупных, и в малых предприятиях – соответственно для

Из книги Территориальные кластеры. Семь инструментов управления автора Тарасенко Владислав

Работа специализированной организации кластера по реализации программ поддержки малого и среднего предпринимательства В настоящее время региональными программами поддержки малого и среднего предпринимательства могут быть предусмотрены мероприятия, направленные на

Из книги Экономический анализ. Шпаргалки автора Ольшевская Наталья

42. Отчетность субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций и др Ряд субъектов хозяйствования ограничиваются составлением двух форм отчетности. Так, субъекты малого предпринимательства, не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности

Из книги Механизмы и методы регулирования в условиях перехода к инновационному развитию автора Автор неизвестен

4.4. Направления формирования инновационной экономики на основе развития малого предпринимательства Встречаются различные терминологические определения экономических этапов развития общества, используемые исследователями разных школ и направлений, к которым

автора Альбова Татьяна Николаевна

33. Правовое положение страхователя Страхователь – это субъект страхового правоотношения, обязанный вносить страховые взносы (страховые премии) в страховой фонд, а при наступлении страхового события (страхового случая) вправе требовать от страховщика страховую выплату

Из книги Страхование. Шпаргалки автора Альбова Татьяна Николаевна

34. Правовое положение выгодоприобретателя Одним из участников страховых отношений, выступающим на стороне страхователя, является выгодоприобретатель (ст. 4.1 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»). Выгодоприобретатель – это лицо, в пользу

автора Автор неизвестен

Из книги Предпринимательство: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Предпринимательство: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Предпринимательство: Шпаргалка автора Автор неизвестен

автора Смагина И А

18.4. Правовое положение антимонопольного органа Проведение государственной политики по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, а также предупреждение и пресечение

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

21.3. Правовое положение оценщика Правовое положение оценщика определено Федеральным законом «Об оценочной деятельности».Оценщик имеет право:1) применять самостоятельно методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки;2) требовать от

В соответствии со ст. 3 Закона о малом предпринимательстве под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

В промышленности - 100 человек;

В строительстве - 100 человек;

В сельском хозяйстве - 60 человек;

В оптовой торговле - 50 человек;

В розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

В остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Следует иметь в виду, что средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений данного юридического лица.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, т.е. индивидуальные предприниматели.

Приобретение статуса субъекта малого предпринимательства дает право на получение государственной поддержки. Статьей 6 Закона о малом предпринимательстве определены меры такой поддержки, среди которых:

Формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

Создание льготных условий использования государственных финансовых*(376), материально-технических и информационных ресурсов;

Установление упрощенного порядка регистрации, лицензирования, сертификации, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

Поддержка внешнеэкономической деятельности, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий и др.

Нужно отметить, что отдельные льготы, предусмотренные Законом о малом предпринимательстве, не нашли отражения в специальных законах. Впрочем, в Законе о малом предпринимательстве не все нормы декларативны. Ряд предусмотренных Законом о малом предпринимательстве льгот конкретизирован в специальном законодательстве и активно применяется на практике.



Льготы в сфере налогообложения предусмотрены НК РФ в виде специальных налоговых режимов.

Льготы в отношении учета и отчетности. Согласно ст. 5 Закона о малом предпринимательстве государственная статистическая и бухгалтерская отчетность малых предприятий представляется в утверждаемом Правительством Российской Федерации порядке, предусматривающем упрощенные процедуры и формы отчетности, содержащие в основном информацию, необходимую для решения вопросов налогообложения. В силу ст. 6 указанного Закона в качестве одного из направлений государственной поддержки малого предпринимательства определено установление упрощенного порядка представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности. В специальном законодательстве эти положения получили следующее развитие.

Льготы в сфере государственного контроля. В отношении субъекта малого предпринимательства плановое мероприятие по контролю может быть проведено не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации.

Безусловно, закрепление на законодательном уровне трехлетних "каникул" для субъектов малого предпринимательства для проведения мероприятий по государственному контролю следует рассматривать как серьезную меру их государственной поддержки. Однако при этом нельзя не обратить внимание на следующие обстоятельства.

Во-первых, как известно, из сферы действия Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" исключены отдельные виды контроля (налоговый, бюджетный, валютный, страховой, оперативно-разыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия и др.). Следовательно, на проведение плановых контрольных мероприятий в отношении субъектов малого предпринимательства по исключенным из сферы действия Закона видам контроля льгота не распространяется.

Во-вторых, льгота распространяется лишь на плановые проверки и не касается проверок внеплановых.


Тема 7. Правовые основы несостоятельности (банкротства)

Правовое положение субъектов малого и среднего - предприни­мательства определяется Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Рос­сийской Федерации» (далее - Закон о малом и среднем предприни­мательстве).

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в ЕГРЮЛ потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитар­ных предприятий), а также физические лица, внесенные в ЕГРИП и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, отвечающие следующим условиям:

1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных Юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в Уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25 % (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционн фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25 %;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: от 101 до 250 человек включитель­но для средних предприятий; до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (оста­точная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, устанавливаемые Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 55644 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшеству­ющий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства: микро­предприятия - 60 млн руб.; малые предприятия - 400 млн руб.; сред­ние предприятия - 1000 млн руб.

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием и может изменяться только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений в течение двух календарных лет, сле­дующих один за другим.

Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется том всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год рассчитывается в порядке, установленном ПК РФ. Балансовая стоимость активов /остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) устанавливается в соответствии с законодательством РФ о бухгалтер­ском учете.

Закон о малом и среднем предпринимательстве определяет цели государственной политики в области развития рассматриваемой катего­рии хозяйствующих субъектов. К таким целям, в частности, относится:

1) развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике РФ;

2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов ма­лого и среднего предпринимательства;

3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и сред­него предпринимательства;

4) оказание содействия субъектам малого и среднего предприни­мательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;

5) увеличение количества субъектов малого и среднего предприни­мательства;

6) увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового вну­треннего продукта и др.

Для реализации указанных целей предусматриваются особенности нормативного правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Назовем основные из них.

1. Специальные налоговые режимы, упрощенные правила веде­ния налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий.

2. Упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности.

3. Упрощенный порядок составления субъектами малого и средне­го предпринимательства статистической отчетности.

4. Льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муници­пальное имущество.

5. Особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размеще­ния заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

6. Меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора).

7. Меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

8. Меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов мало­го и среднего предпринимательства.

Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпри­нимательства осуществляется в соответствии с федеральными, регио­нальными и муниципальными программами развития малого и сред­него предпринимательства в заявительном порядке.

1) имущественная поддержка.

2) финансовая поддержка.

3) поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

4) информационная (включая поддержку в продвижении товаров работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, на рынки, в том числе региональные и международные), правовая поддержка. Такие виды поддержки могут быть предоставлены конкретному субъекту малого и среднего предпри­нимательства (адресная поддержка), а также неопределенному кругу лиц путем размещения информации в Интернете, предоставления инфор­мации и консультаций с использованием телефонной или иной связи, распространения печатных изданий (общедоступная поддержка).

Основным нормативным актом, регулирующим правовое положение субъектов малого и среднего предпринимательства, является Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства». Данный Закон называет субъектов малого и среднего предпринимательства хозяйствующими субъектами, не раскрывая данного значения.

Понятие «хозяйствующий субъект» раскрывается в Федеральном законе «О защите конкуренции» через деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

При этом хозяйствующими субъектами данный Закон называет коммерческие и некоммерческие организации, осуществляющие деятельность, приносящую им доход, индивидуального предпринимателя и иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность (например, адвокат).

Весь предложенный перечень субъектов не может быть взят за основу определения субъектов малого и среднего предпринимательства. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства» формирует условия отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства.

1. Правовые формы выражения субъектов малого и среднего предпринимательства.

Исходя из анализа ст. 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства» кроме осуществления деятельности, приносящей доход, субъекты малого и среднего предпринимательства должны соответствовать следующим требованиям: для физических лиц - эго наличие статуса индивидуального предпринимателя, а для юридических лиц - установленная организационно-правовая форма - хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, крестьянское (фермерское) хозяйство, хозяйственные партнерства, кооперативы. Стоит обратить внимание на то, что Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства» называет среди субъектов малого и среднего предпринимательства потребительский кооператив, который п. 3 ст. 50 ГК отнесен к некоммерческим юридическим лицам.

В то же время ст. 2 ГК в качестве одного из обязательных признаков субъекта малого и среднего предпринимательства называет осуществление деятельности, систематически приносящей прибыль. Очевидно, что законодатель различает предпринимательскую деятельность как деятельность, направленную на систематическое получение прибыли, и деятельность, приносящую доход. В связи с этим прямое указание на потребительские кооперативы в Федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства» указывает на включение в состав субъектов малого и среднего предпринимательства данных некоммерческих организаций.

  • 2. Предельные доли участия в уставном капитале определенных юридических лиц.
  • Так, публичные субъекты вместе с иностранными юридическими лицами, общественными и религиозными организациями (объединениями), благотворительными и иными фондами должны обладать не более чем 25% в уставном капитале. Установленная доля запрета в уставном капитале относится также к юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства.
  • 3. Требования к численности работников. Требование в установлении предельного значения средней численности работников за предыдущий календарный год (например, до 100 человек включительно для малых предприятий) относится как к юридическим лицам, так и к индивидуальным предпринимателям.
  • 4. Требования к предельному значению выручки от реализации товаров (работ, услуг). Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год рассчитывается без учета налога на добавленную стоимость в порядке, установленном НК.

Предельные значения к выручке установлены постановлением Правительства РФ от 09.02.2013 № 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства». Данные значения составляют:

  • - микропредприятия - 60 млн руб.;
  • - малые предприятия - 400 млн руб.;
  • - средние предприятия - 1000 млн руб.

Остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов в настоящее время не сформирована.

Данные показатели к выручке, равно как и к остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов, устанавливаются Правительством РФ один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.

Для фиксирования наличия таких субъектов федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления ведут реестры субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно постановлению Правительства РФ от 06.05.2008 № 358 «Об утверждении Положения о ведении реестров субъектов малого п среднего предпринимательства - получателей поддержки и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами» реестры должны вестись в электронном виде с соблюдением изложенных в постановлении требований на основании решения государственного или муниципального органа об оказании поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства. В реестре должны быть отражены сведения о субъектах (лицо, предоставляющее поддержку, и лицо, которому оказывают поддержку): номер реестровой записи и дата включения органом сведений о получателе поддержки в реестр: сведения о виде, форме, размере и сроках предоставления поддержки; иная информация.

Выделение среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей рассматриваемых категорий необходимо для формирования условий развития и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и, прежде всего со стороны государства.

Особенности правового положения субъектов малого и среднего предпринимательства формируются в силу реализации данных условий со стороны публичных субъектов.

Сформировав благоприятные условия для субъектов малого и среднего предпринимательства, государство решает также социальные, имущественные и иные вопросы, в частности связанные с обеспечением занятости населения, увеличением доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

В целях развития субъектов малого и среднего предпринимательства государство проводит соответствующую политику посредством реализации правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер.

Формами реализации данных мер выступают:

А. Финансовая поддержка осуществляется путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам данных субъектов.

Пример

Так, согласно ст. 78 БК субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Предоставление средств в качестве финансовой поддержки направлено на реализацию определенных целей. Нарушение целевого использования средств влечет за собой необходимость возврата предоставленного имущества.

Судебная практика

В определении ВАС РФ от 10.12.2012 № ВАС-16439/12 по делу № А67-2857/2011 указано на обязанность ответчика о возврате в областной бюджет суммы субсидии, израсходованной не по целевому назначению.

Б. Имущественная поддержка состоит в передаче на возмездной и безвозмездной основе или на льготных условиях государственного или муниципального имущества. Таким имуществом могут быть основные и оборотные средства.

Данная поддержка имеет определенные условия:

  • - использовать имущество возможно только по целевому назначению;
  • - установлен запрет на распоряжение полученным имуществом путем продажи, передачи в залог, уступки права на имущество, в том числе путем внесения в качестве вклада в уставный капитал иных хозяйствующих субъектов;
  • - минимальный срок предоставления имущества на основании договора должен быть не менее пяти лет.

Данные права на получение имущественной поддержки защищаются в судебном порядке.

Судебная практика

В определении ВС РФ от 07.10.2014 по делу № 305-ЭС14-101, А41- 46038/13 указано на то, что действия администрации после вступления в силу Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» по закреплению за созданным ею муниципальным учреждением спорного имущества нарушают права и законные интересы общества, отнесенного к категории субъектов малого и среднего предпринимательства, в соответствии со ст. 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства» и препятствуют реализации его преимущественного права на выкуй помещения.

В. Информационная поддержка осуществляется путем формирования официальных сайтов информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети Интернет, других информационно-телекоммуникационных сетях, создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем. Владельцами данных систем и сайтов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления. Указанные информационно-телекоммуникационные сети и системы должны содержать информацию (экономическую, правовую, статистическую, производственно-технологическую и иную), необходимую для успешного осуществления деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства, например о государственном п муниципальном имуществе, переданном указанным субъектам.

Г. Консультационная поддержка как путем непосредственного консультирования соответствующими организациями, созданными органами государственной власти и органами местного самоуправления, так и посредством возмещения затрат на оплату консультационных услуг.

Для реализации указанных форм поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства формируется система коммерческих и некоммерческих организаций (инфраструктура), целью создания которых в осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при реализации программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства различного уровня.

Кроме общей поддержки, оказываемой в отношении всех субъектов малого и среднего предпринимательства, выделяют также поддержку в соответствующих областях производства.

Пример

В области инноваций и промышленного производства поддержка осуществляется путем содействия патентованию изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений; а в области ремесленной деятельности - посредством создания палаты ремесел, центров ремесел и обеспечения их деятельности.

Правовые особенности малого и среднего предпринимательства

Для стабильной и конкурентоспособной работы организации необходимо четко представлять правовое поле, в котором функционирует предприятие. Малый и средний бизнес регулируется законом №209 – ФЗ от 24 июля 2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства». В соответствии с законом малый бизнес имеет ряд отличительных особенностей.

Согласно закону №209 – ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации:

  • крестьянские (фермерские) хозяйства,
  • хозяйственные общества,
  • потребительские кооперативы,
  • производственные кооперативы,
  • хозяйственные партнерства,
  • индивидуальные предприниматели.

Доля участия фондов и государства в уставном капитале не должна превышать 25%, а для других юридических лиц (включая иностранных) этот показатель не должен превышать 49%. Численность работников должна составлять для:

  • микропредприятия – не более 15 человек,
  • малого предприятия – до 100 человек,
  • средних предприятий - от 101 до 250 человек.

Замечание 1

Среднесписочная численность определяется по количеству сотрудников, оформленных официально или работающих по совместительству.

Предельные значения не должна превышать и выручка. Сумма выручки без учета налога на добавленную стоимость должна составлять не более:

  • для микропредприятия - 120 млн. руб.,
  • для малого предприятия - 800 млн. руб,
  • для среднего предприятия - 2000 млн. руб.

Замечание 2

Признание невыполнения условий для отнесения к категории малого бизнеса может быть произведено только в том случае, если предельные значения выше на протяжении двух календарных лет последовательно.

Льготы для малого и среднего бизнеса

В качестве реализации мероприятий по поддержке малого бизнеса государством предусмотрен ряд льгот:

  • упрощенный бухгалтерский учет,
  • упрощенная отчетность,
  • специальные налоговые режимы,
  • упрощенные декларации,
  • упрощенный порядок предоставления и составления статистической отчетности.

Государственное и муниципальное имущество, которое было приватизировано малым и средним бизнесом, имеет льготный порядок расчётов. Государством оказывается поддержка малого и среднего бизнеса в соответствии с федеральными и региональными программами. К данной поддержке относится:

  • финансовая помощь,
  • имущественная поддержка,
  • поддержка в области повышения квалификации для сотрудников организации.

Приоритетной также является информационная поддержка малого бизнеса, например, помощь в продвижении товара на региональные рынки. Для малых предприятий осуществляется также правовая поддержка: данный вид помощи может быть оказан как организации в целом, так в частном порядке для предпринимателя в формате консультаций.

В Российской Федерации на протяжении нескольких лет идет усиленная поддержка малого и среднего бизнеса. В настоящее время в Российской Федерации происходит неуклонное развитие малого бизнеса, направленное на повышение его конкурентоспособности, а также на оптимизацию межбюджетных отношений. Это обусловлено современными экономическими условиями, в частности, развитие малого бизнеса помогает развивать внутренний рынок страны. Поэтому достаточно важны эффективные действия со стороны государства в правовой сфере малого и среднего бизнеса.

На нынешнем этапе экономического развития общества роль малого бизнеса исключительно велика и возникает потребность аккумулирования дополнительных расходов местного бюджета на поддержку данной сферы.

От продуманности и адекватности поведения местного самоуправления в отношении малого бизнеса зависит эффективность деятельности данных субъектов экономики, развитие предпринимательской инициативы и удовлетворение основных потребностей государства. В современных условиях малый бизнес стал передовым объектом и направлением рыночных реформ. Поэтому эффективная реализация и рост малого бизнеса в РФ заслуженно считаются важнейшими условиями динамичного развития экономики России в целом.

Рекомендуем почитать

Наверх