Презентация история создания левша.

Другое 11.06.2020
Другое

Бабенко Елена Валентиновна
Должность: учитель литературы
Учебное заведение: МБОУ "Пристеньская основная общеобразовательная школа Ровеньского района Белгородской области"
Населённый пункт: село Пристень Ровеньского района Белгородской области
Наименование материала: электронный образовательный ресурс
Тема: интерактивная презентация к уроку литературы "Лесков Н. С. Сказ "Левша"
Дата публикации: 14.02.2018
Раздел: среднее образование

Н.С.Лесков

Сказ «Левша»

Н.С.Лесков

Орловского уезда Орловской губернии в семье

Семена Дмитриевича Лескова, заседателя

Орловской уголовной палаты, дворянина по

выслуге. Творческий путь Николая Семёновича

был сложным и противоречивым. Детские годы его

прошли на Орловщине на небольшом хуторе.

Первые детские впечатления, связанные с

родительским домом и орловской землей, самые

теплые, самые радостные. Взрослая жизнь

началась для Лескова рано в 15 лет и была

наполнена многочисленными странствиями, и

общением с самыми разными людьми. В своих

многочисленных путешествиях Н С Лесков увидел

российскою жизнь неблагополучной и

неустроенной. И нашел возможность обновить и

улучшить ее. Писатель считал что надо поставить

во главу угла человека его духовное возрождение.

Поэтому во всех произведениях Лескова главное -

это человек и его стремление к добру.

История создания

Н С Лесков в первых печатных

редакциях предпослал рассказу такое

«предисловие»: «Я записал эту легенду в

Сестрорецке по тамошнему сказу от

старого оружейника тульского выходца,

переселившегося на Сестру-реку еще в

царствование императора Александра

Первого. Рассказчик два года тому назад

был еще в добрых силах и в свежей

памяти, он охотно вспоминал старину,

очень чествовал государя Николая

Павловича, жил «по старой вере», читал

божественные книги и разводил канареек

Люди к нему относились с почтением» Но

весь этот рассказ сочинил в мае месяце

прошлого года, и Левша есть лицо мною

выдуманное» Вся эта выдуманная

история была нужна Лескову для

создания иллюзии непричастности

Сюжет

Сказочная история стальной блоки кажется не очень

замысловатой: получил император Александр I в подарок от

англичан микроскопическую стальную блоху, привез ее домой

и забыл. Нашел блоху его преемник император Николай I и

поручил атаману Платову передать ее в Тулу, а там тульским

мастерам «подумать» о ней. Туляки и подковали блоху, вызвав

удивление и восхищение у английских мастеров. Таков сюжет

сказа. Маленькая блоха становится испытанием для героев:

проверяется их ловкость и мастерство, выдумка и сноровка. А

когда Левшу всеми силами уговаривают остаться в Англии, у

главного героя проверяется его чувство любви к своему

отечеству, его отважный героизм.

ВИКТОРИНА

Кому принадлежат следующие слова и как вы их

понимаете?

«Вот если бы у меня хотя один такой мастер в России,

так я бы этим весьма счастливый был и гордился, а

того мастера сейчас же благородным бы сделал».

«Сиди, - говорит, - здесь до самого Петербурга вроде

пубеля, ты мне за всех ответишь».

«Это, - говорит, - против нашего не в пример

превосходнейше».

«Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не

чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни

Бог войны, они стрелять не годятся».

Иллюстрации к сказу

Н.С.Лескова «Левша»

Языковые особенности сказа

Н.С.Лескова «Левша»

двухсестная карета

бюстры

мерблюзьи мантоны

непромокабль

пистоля

аглицкая сталь

мелкоскоп

пубель

тугамент

постыждение

студинг

публицейские

ведомости

твердиземное море

долбица умножения

стирабельная

дощечка

аболон полведерский

буреметр

клеветон

ВИКТОРИНА

Почему Платов обращается за

помощью именно к

тулякам? Чем знаменита

Тула?

Почему главный герой лишён

имени и даже прозвище

его пишется с маленькой

буквы?

Как представлен левша?

Найдите детали описания

внешности, отметьте

особенности поведения.

Как ведется работа по созданию

диковинки?

И. Глазунов. Иллюстрация к сказу

Н.С.Лескова «Левша»

Современные Левши

Подкованная блоха

КУКРЫНИКСЫ

"Сказ о тульском косом Левше и

стальной блохе". 1974

Современные Левши

Верблюды

Верблюды выполнены из платины. Их высота 80-100 микрон,

что не на много больше диаметра человеческого волоса.

В иголке размещены семь верблюдов. Еще около 10 было

безвозвратно потеряно при изготовлении. Потеря или поломка

работы на последней стадии завершения - это та плата которой

приходится расплачиваться микроминиатюристам.

Семь верблюдов

расположены

в игольном ушке.

Высота верблюдов 80-

100 мкм (0,08-0,1 мм).

Материал - платина.

Верблюды в игольном

ушке относятся к

классическим работам

искусства

микроминиатюры.

Современные Левши

Гена и Чебурашка

Крокодил Гена и Чебурашка

размещены на срезе макового

зернышка. Высота Чебурашки -

0,6 мм, Гены - 1,4 мм.

Выполнить эту работу было

черезвычайно трудно. Эти фигурки

трехмерные, а обработать

трехмерный маленький объект

очень и очень сложно. Ведь

плоский объект можно приклеить и

затем обрабатывать, а трехмерный

объект приклеить довольно сложно.

Обратите внимание на пуговички и

бабочку у Гены. У крокодила Гены

есть даже зубы! Они сделаны из

платины.

Труднее всего было придать лицам

героев выражение. Сложность

создания проявляется и в том, что

детали изготавливаются отдельно и

собираются лишь на последней

стадии.

Современные Левши

Буратино

На срезе виноградной

косточки размещены

Буратино, лягушка и

черепаха Тортилла,

выглядывающая

из «воды».

К сожалению, зрители

редко замечают

лягушонка, сидящего

рядом с Буратинно.

Черепаха протягивает

Буратино именно золотой

ключик.

Причем, обратите внимание, что черепаха выглядывает из воды,

т.е. в воде есть продолжение черепахи. У нее есть даже задние

чтобы их было видно. На заднем фоне виднеется кувшинка.

Современные Левши

Авианосцы

На спинке колорадского жука

размещены американские

самолеты, на спинке божьей

коровки - наши.

В этой работе показана не

столько техника, сколько

преподносится идея. На

колорадском жуке размещены

американские самолеты, на

божьей коровке - наши.

Почему американские

самолеты на колорадском

жуке - потому, что жук этот

родом из Америки и очень

прожорлив. А почему наши

самолеты на божьей коровке

- потому, что она Божья.

Современные Левши

Рисовое зернышко

На срезе написан

фрагмент

из рассказа

Лескова Н. С. «Сказ

о тульском Левше

и о стальной

блохе».

На рисовом

зернышке

уместилось

2027 букв

в 22 строчки.

Рисовое зернышко

было разрезано и

отполировано.

Текст

выгравирован.

Т.е. сначала очень остро заточенной иголочкой царапались

буквочки, а затем они затирались черной краской.

Если приглядеться, то можно заметить золотую подковку,

расположенную рядом с первым словом.

Современные Левши.

Владимир Аниськин

Cлайд 1

Н. С. ЛЕСКОВ «ЛЕВША» ОБРАЗ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ Автор презентации:Тхазаплижев Идар, учащийся 6 класса МОУСОШ №17 (г.Клин) Руководитель: Захарова Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы

Cлайд 2

БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА ОБ АВТОРЕ Николай Семенович Лесков родился 4 (16) февраля 1831 года в селе Горохове, Орловской губернии, в семье небогатого судейского служащего. Первоначальное образование Лесков получил в доме богатых родственников. В 1841 году он поступил в орловскую гимназию, но учился неровно и в 1846 году, не выдержав переводных экзаменов, начал службу писцом в Орловской палате уголовного суда. В 1857 году Лесков стал служить в частной компании дальнего родственника, англичанина А. Я. Шкотта. Портрет Н. Лескова работы В. Серова.

Cлайд 3

ЛИТЕРАТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В 1864 году вышел в свет роман Лескова «Некуда», в 1870 году - роман «На ножах». Лучшие произведения «Леди Макбет Мценского уезда» (1865 г.), «Воительница» (1866 г.), хроники «Старые годы в селе Плодомасове» (1869 г.) и «Захудалый род» (1874 г.) прошли почти незамеченными. Лесков вошёл в литературу как знаток духовной и бытовой жизни народа. Он был блестящим стилизатором, имитировавшим язык 18 века (цикл рассказов «Заметки неизвестного», 1884 г.), владевшим эзоповской манерой («Заячий ремиз», 1894 г.), любившим красочный стиль (легенда «Прекрасная Аза», 1887 г.), умевшим писать и изысканно просто (рассказ «Под Рождество обидели», 1890 г.).

Cлайд 4

НАРОДНАЯ ПАМЯТЬ Последние пять лет жизни Лесков тяжело страдал от постоянных приступов астмы. 21 февраля (5 марта) 1825 года писатель скончался. Похоронен Н. С. Лесков на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге. Могила Н. С. Лескова на Волковом кладбище. Памятник Н. С. Лескову в Орле.

Cлайд 5

Cлайд 6

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ «ЛЕВШИ» Повесть «Левша» была создана и впервые напечатана в журнале «Русь» в 1881 году под заглавием «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)». Отдельным изданием произведение вышло в 1882 году. При публикации в «Руси», а также в отдельном издании повесть сопровождалась предисловием: «Я не могу сказать, где именно родилась первая заводка баснословия о стальной блохе, то есть завелась ли она в Туле, на Ижме или в Сестрорецке, но, очевидно, она пошла из одного из этих мест. Во всяком случае сказ о стальной блохе есть специально оружейничья легенда, и она выражает собою гордость русских мастеров ружейного дела. В ней изображается борьба наших мастеров с английскими мастерами, из которой наши вышли победоносно и англичан совершенно посрамили и унизили... Я записал эту легенду в Сестрорецке по тамошнему сказу от старого оружейника... »

Cлайд 7

СЮЖЕТ «ЛЕВШИ» В сюжете произведения смешаны выдуманные и реальные исторические события. Император Александр I во время поездки по Европе посетил Англию, где в числе прочих диковинок ему продемонстрировали крошечную стальную блоху, которая могла танцевать. Император приобрёл блоху и привёз её в Петербург. Спустя несколько лет, после смерти Александра I и восшествия на престол Николая I, блоху нашли среди вещей покойного государя и долго не могли понять, в чём смысл «нимфозории». Атаман Платов, который сопровождал Александра I в поездке по Европе, появился во дворце и объяснил, что это образец искусства английских механиков, но тут же заметил, что русские мастера своё дело знают не хуже.

Cлайд 8

СЮЖЕТ «ЛЕВШИ» Николай I поручил Платову cреди местных умельцев найти тех, кто мог бы достойно ответить на вызов англичан. Будучи в Туле, Платов вызвал троих самых известных местных оружейников во главе с мастеровым Левша, показал им блоху и попросил придумать нечто такое, что превзошло бы замысел англичан. Возвращаясь на обратном пути, Платов заглянул в Тулу, где троица продолжала работать над заказом. Забрав Левшу с неоконченной, как считал Платов, работой, он отправился в Петербург. В столице выяснилось, что туляки превзошли англичан, подковав блоху.

Cлайд 9

СЮЖЕТ «ЛЕВШИ» Государь и весь двор были восхищены работой тульских мастеров. Государь распорядился отослать подкованную блоху в Англию, чтобы показать умение русских мастеров, и также послать Левшу. В Англии Левше продемонстрировали местные заводы, организацию работы и предложили остаться в Европе, но он отказался. На обратном пути в Россию Левша держал с полшкипером пари, по которому они должны были перепить друг друга. По приезде в Петербург Левша, не получив вовремя медицинскую помощь, скончался в простонародной больнице, где «неведомого сословия всех умирать принимают».

Cлайд 10

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ Критики первых изданий посчитали, что вклад Лескова в создание повести минимален и что он якобы только пересказал легенду, которая ходила среди тульских мастеров. Лесков с этим мнением спорил и объяснял, что произведение практически полностью выдумано им: «Все, что есть чисто народного в «сказе о тульском левше и стальной блохе», заключается в следующей шутке или прибаутке: «англичане из стали блоху сделали, а наши туляки ее подковали да им назад отослали». Более ничего нет «о блохе», а о «левше», как о герое всей истории её и о выразителе русского народа, нет никаких народных сказов, и я считаю невозможным, что об нем кто-нибудь «давно слышал», потому что, - приходится признаться, - я весь этот рассказ сочинил в мае месяце прошлого года, и левша есть лицо мною выдуманное.

Cлайд 11

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ Повесть «Левша» - это пример русского сказа. Повествование выглядит как устный рассказ, в котором автор, незнакомый с иностранными словами, коверкает их самым неожиданным образом. Настоящее богатство произведения - это особый язык повести, который пересыпан каламбурами и словами, возникшими в фантазии писателя, своеобразной народной этимологией: нимфозория, мелкоскоп, клеветон и др. Критики отмечали, что при всей внешней лубочности и гротеске в произведении Лескова отчётливо проступает национально-патриотическая тема, призыв к осознанию роли отдельно взятого человека в делах государственного масштаба. В своих последних словах умирающий Левша обращается к царю: «…у англичан ружья кирпичом не чистят. Пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся».

Cлайд 12

ЛЕВША - ТАЛАНТЛИВЫЙ РУССКИЙ МАСТЕРОВОЙ, ОРУЖЕЙНИК. ЭТО ИМЯ СТАЛО НАРИЦАТЕЛЬНЫМ, ОБОЗНАЧАЮЩИМ ТАЛАНТЛИВОГО ВЫХОДЦА ИЗ НАРОДА, МАСТЕРА С ЗОЛОТЫМИ РУКАМИ. Основные персонажи

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Автор презентации: Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия Д И Д А К Т И Ч Е С К И Й М А Т Е Р И А Л П О Л И Т Е Р А Т У Р Е В 6 К Л А С С Е История создания сказа Н.С.Лескова «Левша»

2 слайд

Описание слайда:

ознакомить с творческой историей создания сказа Н.С.Лескова «Левша», подготовить учащихся к пониманию его темы, идеи, основных образов, особенностей изобразительно-выразительных средств сказового языка ЦЕЛЬ:

3 слайд

Описание слайда:

Писателя привлекают бунтари и чудаки, праведники и одержимые страстями злодеи, странники и изгои, то есть те, кто вырывается из серой, будничной жизни, сохраняя в душе неповторимые черты русского национального характера. Герои Лескова – люди Русской земли, необычайно одарённые, щедрые люди, цельные по натуре, всегда готовые прийти на помощь другим, проявить чувство сострадания к обиженным. Лесков не выдумывал их, а находил в самой жизни. Талантливость русского человека, кротость его духа и чистота его сердца давали Лескову надежду, что народ найдёт вместе со страной праведный путь. В своих многочисленных путешествиях Н.С.Лесков увидел российскую жизнь неблагополучной и неустроенной. Он нашёл возможность обновить и улучшить её – писатель считал, что надо поставить во главу угла человека, его духовное возрождение. Поэтому во всех произведениях Лескова главное – это человек и его стремление к добру. История создания сказа Н.С.Лескова «Левша»

4 слайд

Описание слайда:

История создания сказа Н.С.Лескова «Левша» И.С.Аксаков Н.С.Лесков В январе 1881 года Иван Аксаков, только что открывший в Москве газету «Русь», просит у Н.С.Лескова что-нибудь беллетрическое. Он понимает риск (у Лескова – опасная репутация). Но просит. Вот две реплики из их переписки. Аксаков – Лескову, 4 января 1881 г., из Москвы в Петербург: «...Я не очень жалую глумления. Выругать серьезно, разгромить подлость и мерзость – это не имеет того растлевающего душу действия, как хихиканье... Надо бить дубьём, а не угощать щелчком... Поняли?» Лесков – Аксакову, 7 января 1881 г., из Петербурга в Москву: «Понял... Но я не совсем с Вами согласен насчёт «хихиканья»... Хихикал Гоголь... и то же совершал несчастный Чернышевский... Почему так гадка и вредна в Ваших глазах тихая, но язвительная шутка, в которой «хихиканье» не является бесшабашным, а бережет идеал?.. Вы говорите: «их надо дубьём»... А они дубья-то Вашего и не боятся, а от моих шпилек морщатся».

5 слайд

Описание слайда:

История создания сказа Н.С.Лескова «Левша» Десятилетия спустя, когда критики будут решать, кем же был Лесков: серьёзным сатириком или шутейным анекдотистом, – вспомнится это «хихиканье». К «Левше» оно имеет самое прямое отношение. Именно «Левшу» вынашивает в эту пору Лесков и именно к «Левше» психологически готовит Аксакова. А ситуация взрывная: в марте народовольцами убит царь; наследник разворачивает страну вспять от либерализма и тоже клянётся народом – народ, «вечная» тема русских раздумий, встает перед литературой как бы заново. В эту весну Лесков отказывается писать публицистические статьи: «хаос»! Он пишет «Левшу»: «Это не дерзко, а ласково, хотя не без некоторой правды в глаза», – ещё раз предупреждает он Аксакова 12 мая.

6 слайд

Описание слайда:

История создания сказа Н.С.Лескова «Левша» Через неделю Лесков везёт в Москву рукопись. Читает вслух. Оставляет. Осенью, тремя порциями, Аксаков публикует лесковскую сказку в своей газете. Впрочем, лучше сказать: легенду, басню, или уж вовсе по-лесковски: «баснословие». Именно это словцо употребил Лесков в авторском предисловии. Предисловие важное, на него надо обратить внимание. Лесков пишет: «Я не могу сказать, где именно родилась первая заводка баснословия о стальной блохе, то есть завелась ли она в Туле, на Ижме или в Сестрорецке... Я записал эту легенду в Сестрорецке... от старого оружейника... Рассказчик два года тому назад был еще в добрых силах и свежей памяти; он охотно вспоминал старину… читал божественные книги… разводил канареек. Люди к нему относились с почтением». Впоследствии предисловие было исключено автором, так как критика восприняла его буквально и сочла «Левшу» просто записью старинной легенды.

7 слайд

Описание слайда:

История создания сказа Н.С.Лескова «Левша» Впервые сказ напечатан в журнале «Русь» в 1881 году, в № 49, 50 и 51 под заглавием «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)». Отдельным изданием впервые напечатан в 1882 году. Лесков в первых печатных редакциях предпослал рассказу «предисловие». Однако вскоре автор сам «разоблачил» себя: «Я весь этот рассказ сочинил в мае месяце прошлого года, и Левша есть лицо мною выдуманное» Вся эта выдуманная история была нужна Лескову для создания обманной иллюзии непричастности автора к содержанию сказа.

8 слайд

Описание слайда:

История создания сказа Н.С.Лескова «Левша» СЮЖЕТ Император Александр I во время поездки по Европе посетил Англию, где в числе прочих диковинок ему продемонстрировали крошечную стальную блоху, которая могла танцевать. Император приобрёл блоху и привёз её в Петербург. Спустя несколько лет, после смерти Александра I и восшествия на престол Николая I, блоху нашли среди вещей покойного государя и долго не могли понять, в чём смысл «нимфозории». Атаман Платов, который сопровождал Александра I в поездке по Европе, появился во дворце и объяснил, что это образец искусства английских механиков, но тут же заметил, что русские мастера своё дело знают не хуже. В сюжете сказа смешаны выдуманные и реальные исторические события.

9 слайд

Описание слайда:

История создания сказа Н.С.Лескова «Левша» СЮЖЕТ Николай I поручил Платову среди местных умельцев найти тех, кто мог бы достойно ответить на вызов англичан. Будучи в Туле, Платов вызвал троих самых известных местных оружейников во главе с мастеровым Левша, показал им блоху и попросил придумать нечто такое, что превзошло бы замысел англичан. Возвращаясь на обратном пути, Платов заглянул в Тулу, где троица продолжала работать над заказом. Забрав Левшу с неоконченной, как считал Платов, работой, он отправился в Петербург. В столице выяснилось, что туляки превзошли англичан, подковав блоху.

10 слайд

Описание слайда:

История создания сказа Н.С.Лескова «Левша» СЮЖЕТ Государь и весь двор были восхищены работой тульских мастеров. Государь распорядился отослать подкованную блоху в Англию, чтобы показать умение русских мастеров, и также послать Левшу. В Англии Левше продемонстрировали местные заводы, организацию работы и предложили остаться в Европе, но он отказался. На обратном пути в Россию Левша держал с подшкипером пари, по которому они должны были перепить друг друга. По приезде в Петербург Левша, не получив вовремя медицинскую помощь, скончался в простонародной больнице, где «неведомого сословия всех умирать принимают».

11 слайд

Описание слайда:

История создания сказа Н.С.Лескова «Левша» Художественные особенности Критики первых изданий посчитали, что вклад Лескова в создание повести минимален и что он якобы только пересказал легенду, которая ходила среди тульских мастеров. Лесков с этим мнением спорил и объяснял, что произведение практически полностью выдумано им: «Все, что есть чисто народного в «сказе о тульском левше и стальной блохе», заключается в следующей шутке или прибаутке: «англичане из стали блоху сделали, а наши туляки её подковали да им назад отослали». Более ничего нет «о блохе», а о «левше», как о герое всей истории её и о выразителе русского народа, нет никаких народных сказов, и я считаю невозможным, что об нём кто-нибудь «давно слышал», потому что, приходится признаться, я весь этот рассказ сочинил в мае месяце прошлого года, и левша есть лицо мною выдуманное».

12 слайд

Описание слайда:

История создания сказа Н.С.Лескова «Левша» Художественные особенности Повесть «Левша» – это пример русского сказа. Повествование выглядит как устный рассказ, в котором автор, незнакомый с иностранными словами, коверкает их самым неожиданным образом. Настоящее богатство произведения это особый язык повести, который пересыпан каламбурами и словами, возникшими в фантазии писателя, своеобразной народной этимологией: нимфозория, мелкоскоп, клеветон и др. Критики отмечали, что при всей внешней лубочности и гротеске в произведении Лескова отчётливо проступает национально- патриотическая тема, призыв к осознанию роли отдельно взятого человека в делах государственного масштаба. В своих последних словах умирающий Левша обращается к царю: «…у англичан ружья кирпичом не чистят. Пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся».

Детство стало для Лескова родником светлых и отрадных «памятей» и позволили ему с гордостью говорить: «Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе… Я с народом был свой человек…»

  • Дом, в котором родился Н.С.Лесков
  • Панин хутор
  • «Я вырос в народе, на гостомльском выгоне, с казанком в руке, я спал с ним на росистой траве ночного… да на запашной панинской толчее, за кругами пыльных замашек…среди русской природы, которую сразу и не описать…»
  • Н.С.Лесков
  • 1841г. Орловская гимназия
  • «В науках далеко не зашелся», - скажет о себе Лесков и назовет себя «малообученным» для литературного дела.
  • Орловская гимназия, в которой учился Н.С.Лесков
  • Орел «вспоил на своих мелких водах столько русских литераторов, сколько не поставил их на пользу родины никакой другой русский город».
  • Н.С.Лесков
  • Тургеневский бережок
  • Лесков первый указал своим землякам место в городе, где следует соорудить памятник Тургеневу, «прославившему свою родину доброю славою во всем образованном мире».
  • Памятные места
  • ул.Болховская,
  • Карачевская,
  • мост через речку Олик,
  • церковь Михаила Архангела
  • Дом-музей Н.С.Лескова
  • ул.Октябрьская
  • Дом-музей Н.С.Лескова
  • Кабинет
  • Дом-музей Н.С.Лескова
(1831 – 1895)
  • (1831 – 1895)
  • В своих книгах Лесков воспел красоту души и талантливость простого человека, его стремление к правде и справедливости, гуманность и любовь к людям.
В Орле есть очень интересный памятник Н.С.Лескову на фоне храма Михаила Архангела: в центре сидит сам писатель, а вокруг расположились композиции из пяти его произведений: Левша; Тупейный художник; Соборяне; Леди Макбет Мценского уезда; Очарованный странник. Левша – это символ русского народа
  • Тула - старинный русский город,
  • прославившийся своими оружейниками и самоварами
  • Тульское оружие
  • Тульские самовары
  • Тульские пряники
Сказ «Левша» (1881г)
  • Сказ - эпический жанр, опирающийся на народные предания и легенды.
  • Его отличает сочетание точного описания народного быта и сказочно-фантастического мира.
  • В основе сказа - легенда, возникшая на основе реального события.
  • Повествователь – рассказчик, простой человек с особенной речью и народным взглядом на мир.
  • Найдите приметы сказового жанра в тексте.
Идея сказа:
  • показать, что наши, русские, не хуже заморских мастеров
  • вызвать в читателе чувство гордости за Россию, ее умельцев
Николай I
  • Александр I
Атаман Платов
  • Платов Матвей Иванович
  • (1751-1818)
  • –граф, генерал, атаман донских казаков, герой войны с Наполеоном.
  • Объясните, что означают слова…
  • тугамент бюстры буреметры морские
  • мелкоскоп преламут смолевые непромокабли
  • нимфозория керамида мерблюзьи мантоны
Значения выражений
  • Значения выражений
  • Буреметры морские – барометры морские
  • Нимфозории – инфузории
  • Мелкоско п – микроскоп Мерблюзьи мантоны – верблюжьи манто
  • Преламут – перламутр Огромные бюстры – огромные бюсты Верояции – вариации Египетская керамида – египетская пирамида
  • Долбица- таблица
  • Аболон полведерский – Аполлон Бельведерский
  • Платов и император Николай Павлович
  • Государь Николай Павлович рассматривает стальную блоху
  • Задание: найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации
«Государь Николай Павлович был в своих людях очень уверенный и никакому иностранцу уступать не любил».
  • «Государь Николай Павлович был в своих людях очень уверенный и никакому иностранцу уступать не любил».
  • «Я на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они моего слова не проронят и что-нибудь сделают».
  • «Был ужасно какой замечательный и памятный – ничего не забывал».
  • «Я знаю, что мои меня не могут обманывать. Тут что-нибудь сверх понятия сделано».
  • «Глядите, пожалуйста, ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали».
Император Николай Павлович верил в свой народ
  • Государь Александр Павлович рассматривает блоху через мелкоскоп
  • Задание: найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации
Император Александр Павлович
  • «Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми».
  • «Мы, русские, со своим значением никуда не годимся».
  • «Государь на все это радуется».
  • «Государь взглянул на пистолю и наглядеться не может».
  • «Пожалуйста, не порть мне политики».
  • «Вы есть первые мастера на всем свете, и мои люди супротив вас сделать ничего не могут»
  • «Государь так соображал, что англичанам нет равных в искусстве».
  • Государь и англичане
  • Задание: найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации
  • Платов на досадной «укушетке»
  • Задание: найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации
  • Платов и тульские оружейники
  • Задание: найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации
Герой войны казак Платов
  • Храбрость на войне и уважение к простому человеку – разные вещи. Платов всегда ратовал за русских мастеров, за талант народа, но только на словах.
  • Оказывается, что любить весь народ проще, чем конкретного,
  • некрасивого мастера Левшу. Действия Платова – это беззаконие, неуважение к простым людям, произвол.
  • Тульские мастера за работой
  • Задание: найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации
  • Мастера несут Платову царскую шкатулку
  • Задание: найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации
  • Левша в государевом дворце
  • Задание: найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации
  • Левша и император возле мелкоскопа
  • Задание: найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации
  • Левша среди англичан
  • Задание: найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации
Русское оружие
  • Ружья чистили толченым кирпичом, и начальство требовало, чтобы стволы сверкали изнутри.
  • А внутри-то - резьба... Вот и уничтожали ее солдатики от избытка усердия.
  • Смерть Левши
  • Задание: найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации
  • Главный герой рассказа – тульский умелец Левша
  • В этом сказе два главных героя: блоха и левша. Сравните их. Что общего? Чем отличаются?
  • Общее:
  • -у обоих имени нет
  • оба бесправные мелкие существа
  • обоих перевозили из страны в страну и обратно, не спрашивая согласия
  • оба представляют национальное мастерство (английское и русское)
  • каждый приобретает за границей свой секрет(подковки и тайна чистки ружей)
  • оба погибают (блоха не пляшет, левша спивается)
  • Разное:
  • -левша –живой человек, блоха –вещь
  • блоху сделали, левша - сам мастер
  • левша живёт чувством, блоха –продукт точного расчёта
  • они представляют разные культуры(европейскую и русскую)
  • отношение к ним властей разное (блоху купили за миллион и футляр
  • за пять тысяч, а левшу голодного и без документов, как пуделя, везли)
Левша – это …
  • главный герой
  • талантливый мастер
  • герой с "человечкиной душой"
  • душа народа, его совесть
  • рыцарь добра
  • олицетворение народного таланта
  • собирательный образ народа
  • выразитель русского народа
  • талантливый мастер
  • безымянный мастер
  • на нем держится Россия
  • носитель трудовой доблести
  • носитель всемирной славы России
  • символ русского народа
  • Качества главного героя
  • - патриотизм
  • - талант
  • - усердие
  • - настойчивость
  • - целеустремлённость
  • - неприхотливость
  • - скромность
  • - трудолюбие
  • Главная идея
  • произведения
  • Богата талантами Русская земля. Такого мастерства есть люди, что даже блоху подковать им по плечу. Несладко им живётся, но для них главным всегда были любимая работа и родина. А охотников видеть «удивления» только в заморских странах всегда было немало.

Рекомендуем почитать

Наверх