Проект на тему "Алхимия: миф или реальность?!". Презентация "Алхимия" по обществознанию – проект, доклад Презентация на тему алхимия

Кодексы РФ 02.06.2020
Кодексы РФ

История алхимии

Алхимия - общее название существующих в различных культурах систем трансформации как физических предметов (в первую очередь металлов) или человеческого организма, так и духовного мира.

Фон Франц подчеркивает факт возникновения западной алхимии в тот же время когда родилось Христианство и корни алхимии в греческой рациональной философии с одной стороны и в Египетской практике обращения с веществами (в связи с религией сфокусированной на жизни после смерти) а также астрологии с другой стороны.

Экстравертные и интровертные тенденции в алхимии, а современные неюнгианские интерпретации не ценят и не понимают интровертный аспект. Хотя великие умы современности по-прежнему имеют архетипический поиск божественного в основе своей работы (Фон Франц, Алхимическое активное воображение)

Истоки алхимии

II-III в до н.э Алхимия возникла на востоке (Китай) в Египте и в Греции. На востоке фокус был на поиске эликсира долголетия, а в Египте и Греции скорее концентрировался на исследовании соединений металлов и минералов. Александрийская школа алхимии – соединение Египетских и Греческих традиций, основанная легендарным Гермесом Трисмегистом+ Однако от александрийского периода осталось также и множество герметических текстов, представлявших собой попытку философско-мистического объяснения превращений веществ, среди которых знаменитая «Изумрудная скрижаль» Гермеса Трисмегиста. Мария Еврейская описала алхимические инструменты – колбу, реторту, перегонный аппарат. Клеопатре приписывается занятие алхимией и написание труда «Хризопея»

Алхимия на Востоке

V-VI вв н.э алхимия приходит в упадок. На востоке ее развитие продолжается циклично. В Арабском мире, где она сохранилась, она практикуется и развивается. В Арабских университетах в алхимии практикуется более точный количественный подход. Джабир ибн Хайян также ввел представление о философском камне, как о некой субстанции, которая может изменить соотношение ртути и серы в любом металле и превратить его в золото и одновременно исцелять все болезни и давать бессмертие, а также о гомункуле, развил учение о нумерологии, связав арабские буквы с названиями веществ. В этот период возникает важная для алхимии ртутно-серная теория.

Любопытные факты об алхимии

В Средние века алхимические монеты с изображениями планет имели хождение наряду с обычными монетами и пользовались доверием

Многие короли содержали придворных алхимиков, ожидая от них рецепта получения золота.

Побочными продуктами поисков алхимиков стали открытие серной соляной и азотной кислот, фосфора, аммиака, винного спирта, берлинской лазури…

Менделеев писал, что только благодаря запасу знаний, накопленному алхимиками, стало возможным научное изучение химических явлений

Фридрих Кекуле признавался что благодаря приснившемуся уроборосу открыл молекулу бензола

Алхимические парадоксы

Наше золото – не золото глупцов

Философский камень также не камень

Аква перманенс – вода алхимиков – одновременно огонь и твердая основа

Черное солнце алхимиков – парадокс света сияющего из самой черноты, lumen natura

Первоматерия алхимиков – одновременно и философский камень

Поговорка алхимиков: «Опасайся физического в материальном»

Всякое вещество, описываемое алхимиками как цель опуса, крайне парадоксально и противоречиво – ничто из них не может быть обнаружено в позитивистском смысле

Вещества

Алхимический царь (сера)

Живое серебро, Меркурий (ртуть)

Красный лев (киноварь)

Алхимическое солнце (золото)

Лунный металл (серебро)

Венера (медь)

Кость Тифона, Марс (железо)

Металл Сатурна (свинец)

Антимоний, волк с открытой пастью, пожиратель металлов (сурьма)

Адский камень (нитрат серебра)

Ярь – медянка (ацетат меди)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №182 Ленинского района г.Н.Новгорода Исследовательская работа Исследование алхимических опытов, как попытка доказать, что алхимия – это пред химия. Подготовил: Прохоров Алексей Павлович Ученик МБОУ СОШ №182 8«Б» класса Руководитель: Шулепина Вера Дмитриевна Нижний Новгород 2015г.

2 слайд

Описание слайда:

Цель работы: Изучить историю возникновения алхимии. Изучить применение алхимических открытий того времени в настоящей жизни. Доказать, что алхимия – это предхимия. Провести на практике алхимические опыты. Задача работы:

3 слайд

Описание слайда:

Зарождение химии. С незапамятных времен человек, сталкиваясь с различными явлениями природы, накапливал сведения о них, позже стал использовал их себе на блага. Человек заметил, что под действием огня одни вещества исчезают, а другие изменяют свои свойства. Например, обожженная сырая глина приобретает прочность. Человек применил это в своей практике, и родилось гончарное дело. Из руд выплавлял металлы, а, сплавляя их- получал различные сплавы; так появилась металлургия. Превращение веществ под действием огня были первыми химическими реакциями, осуществленными человеком.

4 слайд

Описание слайда:

Алхимия. Пятнадцать столетий многие поколения алхимиков закладывали первый камень в основание химической науки, в само слово алхимик вкладывали колдовской смысл, сдобренный чем- то из области магии. Период алхимии нельзя оценивать однозначно, алхимия имеет двойственное значение в истории химии. Алхимики упрямо стремились, к цели (трансмутации), которая с точки зрения современной науки не может быть достигнута химическим путем однако алхимики дали человечеству полезные естественнонаучные знания. В конце средневековья поток химической информации захлестнул Европу. Это говорило о том, что алхимиков сменили более умелые и сообразительные. Главная особенность фундаментального вклада алхимии в науку заключается в искусственном создании не существующего в готовом виде предмета химии, в отличии от других предметов (физики, биологии…). Первый предмет химии, созданный алхимией, оказался в полном смысле рукотворным. В этом и есть величайший подвиг алхимии.

5 слайд

Описание слайда:

Химические элементы древности. Ученые -философы древности пытались объяснить, каким образом осуществляются различные превращения, из чего и как произошли все вещества. Так возникло учение о началах, стихиях, или элементах, как их стали называть позже. Учение Аристотеля о пятой сущности легло впоследствии в основу представлений о трансмутации, в том числе и о получении золота из неблагородных металлов. И первыми стали применять учение Аристотеля алхимики.

6 слайд

Описание слайда:

Тайны трансмутации. В эллинистическом Египте произошло соединение представлений античных философов и традиционной обрядности жрецов - то, что в последствии было названо алхимией. Греческий алхимик Зосима (основатель алхимии) - автор многих алхимических сочинений: "Имут". Неблагородные металлы расплавляют, смешивают друг с другом, окрашивают, закапывают в землю, но тщетно! Только философский камень мог превратить любой металл в золото. Теперь алхимики сосредоточились на получении камня. Важнейшим алхимиком средневековья можно назвать Альберта Великого. Он полагал, что трансмутация металлов заключается в происхождении вида и плотности, а изменение свойств металлов происходит под действием мышьяка (окрашивает металлы в желтый цвет) и воды (сжимаясь и уплотняясь, она увеличивает плотность металлов). Альберт Великий Алхимик Зосима

7 слайд

Описание слайда:

От алхимии к научной химии. Гассенди считал, что Бог создал определенное число атомов, отличающихся друг от друга формой, величиной и весом. Все в мире состоит из них. Соединяясь, атомы дают более крупные образования - молекулы. Тем самым Гассенди первым ввел в химию понятие молекула. Развитию корпускулярной теории способствовал великий английский ученый Исаак Ньютон. Он считал, что они неделимы, тверды и неуничтожимы. Соединение корпускул происходит за счет притяжения, а не за счет крючков, зазубрин. Такое притяжение и определяет распад существующих веществ на первичные частицы и образование из них других сочетаний, обусловливают появление новых веществ. Исаак Ньютон 25 декабря 1642 года - 20 марта 1727 года. Гассенди Пьер 22 января 1592- 24 октября 1655.

8 слайд

Описание слайда:

Опыт и знание. Химия древности не сводилась только к ремесленной практике. В результате наблюдений химических свойств веществ из поколения в поколение люди накапливали знания о различных реакциях и о природе, образующихся при этом продуктов, а также о влиянии условий на протекание реакций. Были изучены свойства ядов, лекарств, красителей.

9 слайд

Описание слайда:

Революция в химии. Лавуазье дает определение элемента и приводит таблицу и классификацию простых веществ. Все простые вещества он разделил на группы. Таким образом Лавуазье осуществил научную революцию в химии, он превратил множество несвязанных друг с другом рецептов, в общую теорию, основываясь на которой можно было объяснить все известные явления и предсказывать новые. Антуан Лавуазье Золото Никель Сера

10 слайд

Описание слайда:

Практическая часть. Болонский фосфор. В. Касциароло нашел в горах около г. Болонья (Италия) очень тяжелый плотный камень серого цвета. Алхимик заподозрил в нем наличие золота. Чтобы выделить его, он прокалил камень вместе с углем и олифой. К удивлению Касциароло, охлажденный продукт реакции стал светиться в темноте красным светом. Алхимик дал найденному камню название «ляпис соларис» - солнечный камень. Известие о светящемся камне произвело сенсацию среди алхимиков. Камень стали называть «болонским фосфором». Барий химически очень активен. Он легко самовоспламеняется на воздухе, окрашивая пламя в зеленый цвет, энергично взаимодействует с водой. Поэтому приходится его хранить под слоем безводного керосина.

11 слайд

Описание слайда:

Опыт №1. Для получения болонского фосфора я сначала получил сульфат бария по уравнению, слив хлорид бария и серною кислоту, осадок (белый) отфильтровал, высушил. ВаСl2+Н2SO4=BaSO4 + 2HCI К осадку добавил активированный уголь и прокалил на плитке, BaSO4 + 2C = BaS + 2CO2 (получил осадок черного цвета), оставил на подоконнике на солнце, а фосфоресценцию яркую не наблюдал даже в шкафу под одеялом, хотя она присуще сульфиду бария. Соединения бария внес в пламя спиртовки, оно окрасило пламя в зеленый цвет (качественная реакция на ион бария).

12 слайд

Описание слайда:

Продукт оазиса Амона. Арабские алхимики получали из оазиса Амона, расположенного в пустыне Сахара, бесцветное кристаллическое вещество, которое они называли «нушадир». При растирании «нушадира» с гашеной известью и нагревании смеси выделялся газ с резким запахом, хорошо растворимый в воде. Алхимики заметили, что водный раствор этого газа, находясь рядом с соляной кислотой, начинал «дымить» и с течением времени все стеклянные сосуды рядом с ними покрывались белым налетом. Алхимики отметили и ещё кое-что: когда раствор неизвестного газа добавляли к водному раствору медного купороса, то голубая окраска последнего становилась интенсивно-синей. Как объяснить эти явления? При взаимодействии NH4Cl с гашёной известью – гидроксидом кальция Ca(OH)2 выделялся аммиак NH3: 2NH4Cl + Ca(OH)2 = 2NH3+ CaCl2 + 2H2O Аммиак взаимодействует с газообразным хлороводородом, образуя в воздухе «дым», состоящий из мельчайших кристаллов NH4Cl. При добавлении аммиака к водному раствору медного купороса (содержащего сульфат меди CuSO4) образуется комплексная соль – сульфат тетраамин меди II SO4: CuSO4 + 4NH3 = SO4

13 слайд

Описание слайда:

Опыт №2. Чтобы получить продукт оазиса Амона я взял хлорид аммония и нагрел с гидроксидом кальция: 2NH4Cl + Ca(OH)2 = 2NH3+ CaCl2 + 2H2O К газоотводной трубке поднес палочку смоченную концентрированной соляной кислотой наблюдал «дым без огня» (белые кристаллы NH4Cl). NH3+HCl = NH4Cl Газоотводную трубку с NH3 опустил в раствор медного купороса (CuSO4) CuSO4 + 4NH3 = SO4 Получил комплексную соль- сульфат тетраамин меди (II) – ярко-синего цвета

14 слайд

Описание слайда:

Цианоферратные кустарники Ломоносова. Русский физикохимик Михаил Васильевич Ломоносов в 1750 году занялся разработкой способа получения синей краски, известной в то время как «берлинская лазурь». Химическая формула этого соединения, уточненная уже в наши дни, - KFe 1 л воды добавляют два-три кристаллика этих солей.

15 слайд

Описание слайда:

Опыт №3. К 30-50 г. желтой кровяной соли – гексоцианоферрата (II) калия в 1 литре воды, разлив по пробиркам и стаканам добавлял несколько кристаллов солей хлорида марганца (II), цинка, никеля (II), кобальта (II), хрома (III). Оставил в покое на несколько дней. После этого наблюдал рост кристаллов в виде веток, напоминающих растения. Аналогично провел опыт с сульфатом меди II. K3+ CuSO4=KCu +NiCl2= KNi }

Рекомендуем почитать

Наверх