Рембрандта освещение. Схемы освещения в портрете - классическая (рембрандтовская) схема освещения

Развитие  04.04.2020
Развитие 

Сегодня мы будем снимать классический портрет с имитацией стиля старых мастеров-живописцев. Причем мы не будем использовать дорогое оборудование, которое есть у нас в студии в избытке.

Воспользуемся обыкновенной 200-ваттной лампочкой, которую мы размещаем в нашем случае за молочным пластиком, но можно использовать, например, кальку. А пятно света на лице формируем, просто поднимая-опуская и/или пододвигая-отодвигая лампу от пластика.

В нашей съемке световое пятно располагается выше и сбоку уровня лица модели, т.е. получаем классическое освещение как рембрандтовском портрете. Правая сторона лица модели высвечена полностью, а противоположная - частично: подсвечен классический треугольник под глазом, а тень от носа падает на носогубную складку.

В качестве фона мы используем черный фон, у нас он бархатный и, значит, полностью поглощает свет. Другим черным экраном мы прикрыли объектив камеры от потока света лампы, чтобы не наловить бликов.

В настройках камеры выставляем заведомо большое значение ISO - аж 51200 - чтобы проявились шумы, но в нашем случае это шумы художественные, имитирующие структуру старой живописи. Ставим диафрагму F11. Выдержка при нашем значении ISO получается 1/200 с. Баланс белого сознательно сбиваем до теплого.

Правая сторона лица модели у нас высвечена, а левая - в провале. Берем простой отражатель из фольги (от рыбной нарезки) и крепим его на стойке слева от лица, чтобы сформировать объем, слегка подсвечивая голову сверху и сбоку.
Снимать можно как серьезной камерой, так и, например, смартфоном.

Цель, которую мы хотели донести этой съемкой - не бойтесь экспериментировать в студии. Для хорошего и неординарного результата необязательно профессиональное и серьезное оборудование. Разумеется, с ним намного удобнее и комфортнее работать, но можно начать и малого, взять мощную лампочку, тонкий пластик/кальку/ткань, черную ткань и вы вполне готовы к съемке классического и даже изысканного портрета.

Голландский художник Рембрандт Харменс ван Рейн известен своими темными и унылыми портретами, характеризуемыми одним источником света, который проходит через объект, расположенный перед темным фоном. Это интересный, запоминающийся стиль, который достаточно легко воспроизвести в современной фотографии.

Есть два шага для создания портрета в стиле Рембрандта. Первый шаг подразумевает правильное освещение и композицию. Второй – использование Lightroom с целью подчеркнуть ощущение унылости, созданное освещением.

Освещения в стиле Рембрандта легко достичь с помощью естественного света. Важно, чтобы свет был направленным. Взгляните на эти портреты, чтобы понять, как это работает.

Портрет №1

Этот портрет был сделан с моделью, стоящей под аркой, которая является частью здания. Мы сделали фотографию в пасмурный день, поэтому свет был достаточно мягкий и ровный, идеальный для портрета.

Свет исходил слева от модели, через арку, отбрасывая тень на его лице. Правая часть его лица темная, так как с той стороны нет света. Фон также темный, так как на него падает меньше света.

Фотография выглядит так, будто сделана в студии, но свет сформирован аркой, а не софтбоксом.

Портрет №2

Я сделал этот портрет в лесу. Свет проходил сквозь деревья сверху. День был пасмурным, но узкие промежутки между деревьями сделали свет направленным. Я попросил свою модель повернуть лицо вверх к свету, чтобы не создавать тени под глазами.

Я выбрал эти портреты, потому что они интересны с точки зрения постобработки. Один из них легко обработать, а для другого предстоит больше работы. Сможете угадать, какой из них какой?

Обработка портрета №1

Первый портрет был самый простой в обработке. Вот этот файл в формате Raw прямо из камеры.

Практически вся работа над этим портретом была сделана в модуле Коррекции в Lightroom. Вот основные настройки:

  • Экспозиция +0.20. Небольшое движение слайдера, чтобы осветлить фотографию.
  • Тени -27. Это усиливает темные оттенки фотографии без воздействия на светлые.
  • Четкость + 41. Это общая настройка для улучшения текстуры и деталей, а также добавления грубоватости мужскому портрету (для женского портрета нужны более деликатные настройки).

Вы заметите, что я не использовал слайдер Контрастность, чтобы затемнить фон. Причина в том, что Контрастность влияет как на темные тона, так и на светлые. Поэтому лучше использовать Света и Тени, чтобы по отдельности контролировать эти участки.

Контроль над темными участками с помощью слайдера Тени дает вам возможность выбора, когда речь идет о тональных значениях изображения. Вы также можете перемещать слайдер Черные влево, хотя таким образом можно заблокировать некоторые затемненные участки.

Помните, что вашей целью является создать портрет в стиле Рембрандта, поэтому от вас зависит, насколько темными будут тени. Вот сравнение, где вы можете увидеть, что произошло с портретом, когда я задал Тени -100 и Черные -22.


Локальные настройки

Передвигая Тени и Света влево, вы также можете затемнить участки, которые хотели бы оставить как они есть. В этом портрете волосы модели стали слишком темными, поэтому я использовал Кисть коррекции, чтобы осветлить их. На этом скриншоте показана красная маска, созданная Кистью коррекции. Я установил Тени +71, чтобы сделать волосы светлее.


Обработка портрета №2

Следующему портрету понадобилось больше работы в Lightroom. Вы увидите почему, когда взглянете на исходное изображение, приведенное ниже.

Хотя свет исходил сверху, он не был таким направленным, как в обработанном варианте. Такое изображение требует немного больше работы в Lightroom, чтобы достичь темного фона, который свойственен стилю Рембрандта.

Я произвел легкие настройки со следующими значениями:

  • Экспозиция до -1.10
  • Тени до -70
  • Света +65
  • Четкость до +23

Перемещение слайдеров Тени и Экспозиция влево сделает изображение в целом темнее, а фон выглядит уже ближе к тому, чего я хочу. Перемещаем Света до +65, чтобы сделать светлые участки (другими словами, кожу модели) светлее. Еще раз повторюсь, это увеличило контрастность, но более контролируемым способом, чем использование слайдера Контрастность.

А вот и результат.

Локальные настройки

Как только вы сделаете все возможное с помощью общих настроек, следует переходить к локальным настройкам. Lightroom имеет три инструмента локальных настроек – Градиентный фильтр, Радиальный фильтр и Кисть коррекции. Какой из этих инструментов (или комбинацию) выбрать, зависит от вас и ваших задач.

Для этого портрета я применил пять Градиентных фильтров и переместил слайдер Экспозиции влево (для затемнения) для каждого из них. На скриншоте показано, где я применил Градиентный фильтр в этом изображении.






Лучше всего производить локальные корректировки на глаз. Не бойтесь экспериментировать с настройками и параметрами, пока не получите ту фотографию, которую хотели.

Это сравнение показывает разницу в том, как Градиентные фильтры повлияли на изображение.


Заключение

Ключ к воссозданию стиля Рембрандта в Lightroom лежит в анализе типа освещения, который использован при создании портрета, и размышлений о том, как можно повторить его с помощью инструментов Lightroom. Имейте ввиду, что свет так же важен, как и техники Lightroom. Получите правильное освещение, и остальное последует легко.

Самая распространенная схема освещения носит название «свет Рембрандта». Получила она его в честь знаменитого голландского живописца Рембрандта Ван Рейна, который в большинстве своих портретов использовал свет , создающий светотень на лице человека в виде треугольного уголка под глазом на темной стороне лица.

Сильный контраст между темными и светлыми областями создает объем. И так как художник заслуженно считается мастером света и тени, его прием стал применяться и в портретной фотографии и, конечно же, стал классическим.

Как создать Рембрандт-освещение

Этот вид освещения может быть создан с использованием одного . Его необходимо расположить под углом примерно в 45 градусов в полутора метрах над головой от модели и порядка двух метров спереди со стороны камеры.

Почему примерно? Потому что частично зависит от используемого источника освещения и строения лица человека. Не секрет, что глаза могут быть выпуклыми или глубоко посаженными.

Для создания снимков, используемых в данном уроке фотографии , была взята студийная вспышка со стандартным рефлектором , с помощью которой получились довольно жесткие (резкие) тени. Но вполне можно пробовать воссоздать классическую модель освещения с другим световым модификатором . Также использовался отражатель , размещенный под углом 45 градусов к вспышке, чтобы подсветить тени и не потерять детали изображения в тенях. Кроме этого применялся флаг, чтобы свет от моноблока не попадал напрямую на фон.

Основной ошибкой фотографов-портретистов при освоении рембрандтовской схемы освещения является то, что глаз со стороны рисующего света оказывается полностью освещенным. Это говорит о том, что основной источник света располагался слишком низко над моделью.

Ошибочное Рембрандт-освещение

Поэтому нужно путем проб и ошибок попробовать переместить источник света выше, сохраняя при этом на месте положение студийной стойки .

Если внести коррективы правильно, получится отличная схема по Рембрандту, когда свет, касается век, образует световой треугольник, но не шире глаза и не длиннее носа . Этот треугольник так и называют - треугольник Рембрандта .

Правильный эффект треугольника Рембрандта

Интенсивность источника света не менялась, подвергалась изменению только высота и угол падения света, но хорошо видно, что изменение всего одного параметра влияет на окончательный результат. Чтобы убедиться в этом, необходимо попробовать установить свет самостоятельно! Больше практики, друзья! Любая теория полезна только, если закреплена практикой.

Эффект

Хотя для создания Рембрандт-освещения необходим только один источник света (возможно, с отражателем), схема эффективна в своей простоте и действенна. Правильное воссоздание данной схемы гарантирует получения красивого и качественного портрета. Особенно хороша схема для фотографии полных или круглых лиц. Благодаря переходу света в тень и скрытия части лица в тени, лицо визуально становится вытянутым и получается определенный эффект похудения. Именно поэтому свет Рембрандта лучше не использовать для узких лиц, если, конечно, не стоит задача передать сильные отрицательные эмоции, которые «переживает» модель, потому что лицо будет выглядеть изможденным.

Некоторые фотографы считают, что Рембрандт-освещение - это шаблонный свет для мужского портрета, поэтому его не следует использовать в женских портретных съемках. Но каждое правило фотографии должно быть принято с долей скептицизма и обязательно тщательным образом проверено. Освещение Рембрандт не исключение! Ведь даже сам Рембрандт Ван Рейн использовал такой свет для женских портретов.

Попробуйте также увеличить контрастный эффект от светотени, используя дополнительное освещение, чтобы сделать пятно света на фоне - подчеркнуть темную сторону лица, создавая таким образом ощущение мрака и тайны.

В качестве примера нетипичного использования классического освещения, можно привести данную фотографию, где видно, что для работы был взят серый светлый фон, источник света использовался с софтбоксом, заполняющий свет был получен с помощью отражателя. В результате получился замечательный светлый портрет ребенка с правильным классическим освещением Рембрандт.

Следует хорошо разобраться, как получается данный эффект, чтобы начать применять его с легкостью в повседневных портретных съемках, как в примере выше, а также пробовать воспроизводить данное освещение при различных позах модели.

В следующих уроках фотографии мы рассмотрим другие способы освещения при портретировании. Каждому, кто только осваивает навыки студийной портретной фотографии , нужно будет ознакомиться с ними для совершенствования своего мастерства.

Рембрандтовское освещение

Rembrandt lighting - освещение которое названо в честь великого живописца, часто использующего его в своих работах - портретах. Суть этого метода заключается в том, что на затененной щеке вашей модели необходимо создать перевернутый треугольник света. Это освещение сильно украшает лицо, и необходимо если у модели высокие скулы. Такой метод часто использовался в создании голливудских портретов. При этом нужно следить, чтобы блики появились в обоих глазах.

Рембрандтовский свет хорошо использовать снимая портреты людей с полным или круглым лицом, но считается неподходящим выбором при съемки узких лиц моделей. Многие фотографы «старой школы» считают, что рембрандтовское освещение подходит только для съемки мужских лиц, заявляя пи этом, что его нельзя применять к личикам женщин. Но известно, что сам Рембрандт рисовал портреты женщин, применяя это освещение, поэтому такие заявления нужно расценивать как рекомендацию, а не правило.

Этот вид света является одним из 5 главных схем освещения, которые используются в студии при портретной фотосъемке. Остальные четыре схемы это: широкий свет, разделенный свет, узкий свет, и «бабочка». Рембрандтовское освещение составляется из двух составных: освещения одной половины лица и создание треугольника света на другой стороне лица модели. Тень создаваемая треугольником должна быть не шире глаза и длиннее носа. От схемы «короткого света», схема «рембрандтовский свет» отличается только наличием этого треугольника. Он так и называется - треугольник Рембрандта.

Порядок установки освещения:

В своей начальной вариации схема будет выглядеть так: один источник света нужно расположить под углом 45 градусов по отношению к модели, чуть выше чем уровень глаз, что бы осветить сторону лица, более удаленную от камеры. Рисующий (основной) свет дополняют либо отражателем, или же вторым источником света. Его тоже размещают под углом 45 градусов, но к стороне лица, что буде в тени. Второй источник устанавливают в половину слабее от основного света. Это нужно, чтобы поднять тень на затемненной стороне лица.

Рембрандтовский свет - эффективная и простая схема освещения. Легкая в применении, эта схема хорошо подходит для съемки многих типов человеческих лица. Чтобы попробовать использовать этот метод необходимо иметь рассеянную вспышку и отражатель, можно самодельный.

Самая распространенная схема освещения носит название "свет Рембрандта". Получила она его в честь знаменитого голландского живописца Рембрандта Ван Рейна, который в большинстве своих портретов использовал , создающий светотень на лице человека в виде треугольного уголка под глазом на темной стороне лица.

Сильный контраст между темными и светлыми областями создает объем. И так как художник заслуженно считается мастером света и тени, его прием стал применяться и в портретной фотографии и, конечно же, стал классическим.

Как создать Рембрандт-освещение

Этот вид освещения может быть создан с использованием одного . Его необходимо расположить под углом примерно в 45 градусов в полутора метрах над головой от модели и порядка двух метров спереди со стороны камеры.

Почему примерно? Потому что частично зависит от используемого источника освещения и строения лица человека. Не секрет, что глаза могут быть выпуклыми или глубоко посаженными.

Для создания снимков, используемых в данном , была взята со стандартным , с помощью которой получились довольно жесткие (резкие) тени. Но вполне можно пробовать воссоздать классическую модель освещения с другим . Также использовался , размещенный под углом 45 градусов к вспышке, чтобы подсветить тени и не потерять детали изображения в тенях. Кроме этого применялся флаг, чтобы свет от моноблока не попадал напрямую на фон.


Основной ошибкой фотографов-портретистов при освоении рембрандтовской схемы освещения является то, что глаз со стороны рисующего света оказывается полностью освещенным. Это говорит о том, что основной источник света располагался слишком низко над моделью.


Ошибочное Рембрандт-освещение

Поэтому нужно путем проб и ошибок попробовать переместить источник света выше, сохраняя при этом на месте положение .

Если внести коррективы правильно, получится отличная схема по Рембрандту, когда свет, касается век, образует световой треугольник, но не шире глаза и не длиннее носа . Этот треугольник так и называют - треугольник Рембрандта .


Правильный эффект треугольника Рембрандта

Интенсивность источника света не менялась, подвергалась изменению только высота и угол падения света, но хорошо видно, что изменение всего одного параметра влияет на окончательный результат. Чтобы убедиться в этом, необходимо попробовать установить свет самостоятельно! Больше практики, друзья! Любая теория полезна только, если закреплена практикой.

Эффект

Хотя для создания Рембрандт-освещения необходим только один источник света (возможно, с отражателем), схема эффективна в своей простоте и действенна. Правильное воссоздание данной схемы гарантирует получения красивого и качественного портрета. Особенно хороша схема для фотографии полных или круглых лиц. Благодаря переходу света в тень и скрытия части лица в тени, лицо визуально становится вытянутым и получается определенный эффект похудения. Именно поэтому свет Рембрандта лучше не использовать для узких лиц, если, конечно, не стоит задача передать сильные отрицательные эмоции, которые "переживает" модель, потому что лицо будет выглядеть изможденным.

Некоторые фотографы считают, что Рембрандт-освещение - это шаблонный свет для мужского портрета, поэтому его не следует использовать в женских портретных съемках. Но каждое правило фотографии должно быть принято с долей скептицизма и обязательно тщательным образом проверено. Освещение Рембрандт не исключение! Ведь даже сам Рембрандт Ван Рейн использовал такой свет для женских портретов.

Попробуйте также увеличить контрастный эффект от светотени, используя дополнительное освещение, чтобы сделать пятно света на фоне - подчеркнуть темную сторону лица, создавая таким образом ощущение мрака и тайны.

В качестве примера нетипичного использования классического освещения, можно привести данную фотографию, где видно, что для работы был взят серый светлый фон, источник света использовался с софтбоксом, заполняющий свет был получен с помощью отражателя. В результате получился замечательный светлый портрет ребенка с правильным классическим освещением Рембрандт.

Следует хорошо разобраться, как получается данный эффект, чтобы начать применять его с легкостью в повседневных портретных съемках, как в примере выше, а также пробовать воспроизводить данное освещение при различных позах модели.

В следующих уроках фотографии мы рассмотрим другие способы освещения при портретировании. Каждому, кто только осваивает навыки студийной , нужно будет ознакомиться с ними для совершенствования своего мастерства.

Рекомендуем почитать

Наверх