"Сатиры смелый властелин" (по творчеству Д. И

Недвижимость 03.01.2020

Класс: 8

Оборудование:

  • портрет Д.И. Фонвизина;
  • аншлаги: “Сатиры смелый властелин…”, “Денис Иванович Фонвизин”, “Судьба Фонвизина”, “Литературная деятельность Фонвизина”, “Образы”, “Идейное содержание”, “Мастерство Фонвизина – писателя”;
  • карточки разной формы и цвета.

Ход урока

I. Приветствие.

Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня у нас заключительный урок по творчеству Дениса Ивановича Фонвизина, которого не случайно называли “Сатиры смелым властелином”. Урок пройдёт в форме игры между тремя командами. Игра состоит из трёх туров, в третьем туре - конкурсе капитанов будут участвовать капитаны двух команд, набравших большее количество баллов. В первом туре две категории, во втором – три, вы их видите на доске. Каждая категория содержит по три вопроса, разных по сложности (на 5, 10 и 20 баллов). Команда называет цвет прямоугольника: жёлтый, красный или синий, на обратной стороне которого записан вопрос и количество баллов. На доске таблица, в которую мы будем вносить результаты. Очерёдность команд выявим следующим образом: капитаны выберут один из кружочков – на обороте номер (кружочки одного цвета).

Примечание:

Команды равносильные.

За дополнительные ответы можно начислять баллы.

5,10 и 20 – это высший балл. Если ответ неполный, количество баллов можно уменьшить.

II. Литературная игра

I тур. “Сатиры смелый властелин…”

1. Фамилия няни и её мужа. (5 баллов)

(“Шумиловы.”)

2. Что сказал Фонвизин о Ломоносове после их встречи? (10 баллов)

“То был бессмертный Ломоносов!”.

3. Что послужило началом увлечению Фонвизина драматургией? (20 баллов)

Впечатление от Петербургского театра.

Из какого произведения Фонвизина, что щенок не обязан респектовать того пса, кто был его отцом. (5 баллов)

(“Бригадир”).

2. Как полностью называется послание к Шумилову? (10 баллов)

“Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке”

3. Как А.С.Пушкин назвал Фонвизина? (20 баллов)

…смелый властилин сатиры

Чтение 1-5 явлений первого действия “Недоросля” в лицах.

II тур. Комедия “Недоросль”

1. Основные черты Простаковой как помещицы и матери. (20 баллов)

Простакова как помещица. Бранит Тришку, обещает его наказать. Хочет поучиться у брата, как лучше обирать крестьян, так как всё, что у них было, она уже отобрала. Целыми днями дерётся и бранится со слугами. Бранит Еремеевну за плохую заботу о Митрофане.

Считает, что крепостные не имеют пава хворать (“Лежит, как будто благородная!”)

Хочет всех слуг прибить до смерти за неудачу с похищением Софьи.

Еремеевна в ужасе от того, что Простакова очнётся и примется опять за старое.

Простакова как мать заботится о сыне: шьёт ему новый кафтан “к дядиному сговору”, велит Еремеевне его лучше покормить, считает его своим утешением, единственной отрадой и заботой, предлагает ему порезвиться. Узнав, что Софья – богатая наследница, хочет его женить на Софье. Считает, что выводит его в люди, обучая наукам при помощи Кутейкина, Цифиркина, Вральмана

2. Характеристика Митрофана. (10 баллов)

По-гречески - являющий мать, т.е. подобный матери, порождённый ею. Злобен, дик, жаден, ограничен. Если в первых сценах перед нами просто “недоросль”, который, кроме голубей и подовых пирогов, не видит никаких иных удовольствий, то дальше этот образ раскрывается Фонвизиным со всей остротой и сатирической силой. Слова Митрофана “Не хочу учиться, а хочу жениться” воспринимаются нами как основа всей его жизненной философии, философии дикого самодура. Сцена драки выявляет его тупость; угрозы Еремеевне и учителям показывают его крепостническое, эксплуататорское нутро, а сцены ученья и экзамена обличают его полное невежество и тупость. Наконец, последняя сцена, в которой показана Фонвизиным чёрная неблагодарность Митрофана по отношению к матери, завершает его характеристику как человека, жестокостью и аморальностью перещеголявшего “злонравную” мать. Митрофан не только злой болван, он унаследовал от матери и её примитивную хитрость, и умение притворяться и лгать (сцена рассказа о сне, в котором Простакова бьёт мужа, сцена встречи Стародума), и её манеру разговаривать.

3. Чьи мысли выражает Стародум? (5 баллов)

1. Яркий представитель простого народа. (5 баллов)

В речи Еремеевны видна холопская забитость и униженность; напевные её интонации построены на ласкательных народных словечках (булочки, кувшинец, голубушка, выкушать и др.), сочетающихся с вульгаризмами (вот тебе и вся наша сволочь, мой батюшка, что придаёт характерность её фигуре.

2. Какими словами заканчивается комедия и как вы их понимаете? (10 баллов)

(“Вот злонравия достойные плоды,” - говорит Стародум. Митрофанушка грубо отталкивает мать в конце комедии, несмотря на то, что она его по – своему все – таки очень сильно любила и о нём заботилась. Фонвизин считает, что это плод воспитания ребёнка в волчьих нравах среды, где во имя денег идут на любую подлость. Автор видит корни “злонравия” в крепостном праве, его растлевающем воздействии на людей и в неразумности правления страной царского двора, Екатерины II.)

3. В чём видит Фонвизин спасение от крепостного произвола? (20 баллов)

(В конце комедии Простакова наказана; за бесчеловечное отношение к крестьянам, она отстраняется от владения имением. Но это не жизненный путь, а идеалистический. Так в жизни не было. В этом трагическая нотка комедии. Устами Стародума Фонвизин высказывает свои мысли: веру в добрые начала души человеческой, способной, по мнению просветителей, отличить дурное от хорошего, надежду на силу совести. Фонвизин критикует Екатерину II за то, что она не может быть “государем великим”, который есть “государь премудрый”. Даёт советы, какой должна быть царица, как много души ей надо иметь. Но он не поднялся выше идеи замены плохих советников царя Стародумами, дурных чиновников – Правдиными, карьеристов военных – Милонами, скверных помещиков – хорошими. Он не призывает к свержению самодержавия, он верит в просвещение народа. Воспитание он понимает широко: оно включает в себя не только заботу об образовании и развитии ума, но и о нравственном облике личности.)

1. В чём можно видеть особенности композиции в комедии?? (5 баллов)

Три единства, деление героев на положительных и отрицательных, фамилии действующих лиц, схематизм отдельных образов -самого Простакова, Милона, Софьи.

2. Какие композиционные приёмы вносят искусственность в развитие действия? (10 баллов)

Вмешательство внешних, механических факторов: письмо, случайные встречи, проект опеки.

3. Слог Фонвизина (20 баллов)

В основном это разговорный язык, полный идеоматических выражений (лих не чаю; грамоте не умеют), просторечия (ввечеру, рохля, харя, зацепы, востры, лаяться, буркалы и пр.), своеобразие форм (така дрянь, здешни господа, смотри-ка, нужно-таки), поговорок, пословиц (концы в воду; суженого конём не объедешь), инверсий(ба, так я вижу, что сегодня сговору-то вряд и быть ли), разговорных интонаций (не трудись попустому, мой друг).Язык этот обычно организован в форме живых диалогов, и основной функцией его является психологическая характеристика. Положительные герои наделены книжным языком, которым в конце 18 века говорило высшее дворянское общество. Реплики действующих лиц, ровно и их диалоги, сценичны, они предполагают выразительную мимику, движения, напоминая своей весёлостью, комизмом (драка учителей) русские народные интермедии (Петрушку).

Сценка (явление3-4 второго действия)

III тур. “Торги” (между двумя капитанами: третья команда, набравшая меньшее количество очков, выбывает)

Первым начинает торги капитан команды, набравшей большее количество баллов. Учитель задаёт вопрос. Капитан говорит: “Я угадаю это слово с трёх букв…” Второй капитан либо соглашается, либо продолжает торги: “А я угадаю это слово с двух букв…”. Самая высокая цена: одна буква. Учитель открывает нужное количество букв – капитан отвечает. Если ответ верный, то он начинает следующие торги. Если нет – ход переходит к другому капитану.

Какое отчество было у Цифиркина? (Пафнутьич)

Как звали скотницу в имении Простаковой? (Хавронья)

Какая фамилия была у матери Простаковой? (Приплодиных)

Как звали дядю Милона? (Честан)

Побеждает капитан, ответивший на большее количество вопросов.

Чтение в лицах явления 7-9 третьего действия

Суперигра. “Угадай персонаж”

(Если победивший капитан хочет выиграть приз, например, книгу, то он соглашается на суперигру: нужно ответить на все десять вопросов.)

Кому принадлежат слова: “При твоих глазах мои ничего не видят”? (Простакову)

Кто говорит: “Я всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду”? (Скотинин)

“Век живи, век учись, друг мой сердешный”? (Простакова)

“Тиранствовать никто не волен”? (Правдин)

“Не хочу учиться, а хочу жениться”? (Митрофан)

“Начинаются чины, перестаёт искренность”? (Стародум)

Кому казалось, что он, живя в доме Простаковой, находится среди лошадок? (Вральману)

Кому платили “по пяти рублей в год да по пяти пощечин на день”? (Еремеевне)

Кому из персонажей на его заявлении написали: “От всякого ученья уволить: писано бо есть – не мечите бисера перед свиньями, да не попрут его ногами”? (Кутейкну)

Кто задаёт вопрос: “Кто же остережёт человека, кто не допустит до того, за что после мучит его совесть?”?

III. Подведение итогов урока.

Волшебный край! Там в стары годы,

Сатиры смелый властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы...

А. С. Пушкин

Смелый властелин сатиры, писатель большого дарования, беспощадный в своей правде художник, Денис Иванович Фонвизин был основателем русского реализма. "Им начата великолепнейшая и, может быть, наиболее социально-плодотворная линия русской литературы - линия обличительно-реалистическая", - писал А. М. Горький. В своих произведениях Фонвизин мастерски изобличал пороки господствующего сословия, вел борьбу с российским самодержавием, отражал всю гамму нравов современной ему эпохи, выражал резкий подъем национального самосознания людей. Его острый наблюдательный взгляд отмечал все нелицеприятные детали окружающей действительности: коррупцию и беззаконие судов, низменность нравственного облика вельмож, поощряемый высшими властями фаворитизм. Все эти пороки общества непременно подвергались его меткой сатире.

Еще в начале своей творческой деятельности Фонвизин сблизился с молодыми прогрессивдыми литераторами и издателями. Следствием общения с ними стало стихотворение "Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке", в котором высмеяны основы церковного учения и защитники религии, проповедующие божественную мудрость в создании мира и человека. Автор с откровенной иронией обнажал ложь и лицемерие уставов официальной морали:

Попы стараются обманывать народ,

Слуги дворецкого, дворецкие господ,

Друг друга господа, а знатные бояря

Нередко обмануть хотят и государя;

И всякий, чтоб набить потуже свой карман,

За благо рассудил приняться за обман.

Фонвизина интересовала не демонстрация абстрактных пороков, а раскрытие реальной жизни представителей "благородного сословия". Так, в комедии "Бригадир" он показывает царящие в обществе умственную апатию и бездуховность, глупость и жестокость, эгоизм и разврат. За внешней благопристойностью героев скрывается хищный облик собственников, готовых перегрызть друг другу горло. И бригадир, и советник в прошлом состояли на службе. Но служба была для них лишь средством достижения единственной цели - карьерного роста, собственной выгоды.

В произведениях сатирика нет искусственного привнесения комических элементов. Их объектом становится реальная жизнь, чистая правда. Созданные образы типичны, их язык и поведение полностью соответствуют среде и эпохе. Яркая картина дикого невежества и произвола поместных дворян представлена в "Письмах к Фалалею". По мысли автора, безнравственное поведение героев превращает их в подобие скотов, что усиливается слепой страстью к животным и наряду с этим жестокостью к крепостным, которых они вовсе не считают за людей.

Смелую оценку правления Екатерины, обличение всех его недостатков писатель представляет и в "Рассуждении о непременных государственных законах". Здесь автор затрагивает вопрос о взаимоотношениях народа и государя. Он выражает глубокую уверенность в том, что "...тот не может владеть другими со славою, кто собой владеть не может...", давая тем самым понять, что не одобряет политику и поведение власти. По его мнению, Екатерина не исполнила главной задачи правителя - "не ввела в государстве своем правила непременные", без которых нет гарантии, что и сама она не сделает свое правление самовластным, тираническим.

Истинный сын своего времени, Д. И. Фонвизин принадлежал к числу передовых людей XVIII века. На протяжении всего творческого пути он утверждал высокие идеалы справедливости и гуманизма. Во всех его произведениях непременно звучит мужественный протест против несправедливости самовластия, гневное обличение крепостнического злоупотребления. И его метким и верным оружием стала смелая сатира.

Волшебный край! там в стары годы,

Сатиры смелой властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы...

А. Пушкин

Восемнадцатый век в истории русской литературы оставил немало замечательных имен. Но если бы требовалось назвать писателя, в произведениях которого глубина постижения нравов своей эпохи была бы соразмерна смелости и мастерству в обличении пороков господствующего сословия, то прежде всего следовало бы упомянуть Дениса Ивановича Фонвизина.

Фонвизин вошел в историю национальной литературы как автор знаменитой комедии "Недоросль". Но он был и талантливый прозаик. Дар сатирика сочетался в нем с темпераментом прирожденного публициста. Бичующего сарказма фонвизинской сатиры страшилась императрица Екатерина II. Непревзойденное художественное мастерство Фонвизина отмечал в свое время Пушкин. Поражает оно нас и поныне.

Будучи одним из наиболее ярких деятелей просветительского гуманизма в России XVIII века, Фонвизин воплощал в своем творчестве тот подъем национального самосознания, каким была отмечена эта эпоха. В разбуженной петровскими реформами огромной стране выразителями этого обновленного самосознания выступили лучшие представители русского дворянства. Фонвизин воспринимал идеи просветительского гуманизма особенно остро, с болью сердца наблюдал он нравственное опустошение части своего сословия. Сам Фонвизин жил во власти представлений о высоких нравственных обязанностях дворянина. В забвении дворянами своего долга перед обществом он видел причину всех общественных зол: "Мне случилось по своей земле поездить. Я видел, в чем большая часть носящих имя дворянина полагает свое любочестие. Я видел множество таких, которые служат, или, паче, занимают места в службе для того только, что ездят на паре. Я видел множество других, которые пошли тотчас в отставку, как скоро добились права впрягать четверню. Я видел от почтеннейших предков презрительных потомков. Словом, я видел дворян раболепствующих. Я дворянин, и вот что растерзало мое сердце". Так писал Фонвизин в 1783 году в письме к сочинителю "Былей и небылиц", то есть к самой императрице Екатерине И.

Фонвизин включился в литературную жизнь России в тот момент, когда Екатерина II поощряла интерес к идеям европейского Просвещения: на первых порах она заигрывала с французскими просветителями - Вольтером, Дидро, Д"Аламбером. Но очень скоро от либерализма Екатерины не осталось и следа.

Волей обстоятельств Фонвизин оказался в самой гуще внутриполитической борьбы, разгоревшейся при дворе. В этой борьбе одаренный блестящими творческими способностями и острой наблюдательностью Фонвизин занимал место писателя-сатирика, обличавшего продажность и беззаконие в судах, низменность нравственного облика приближенных к престолу вельмож и поощряемый высшими властями фаворитизм.

Н. И. Новиков со своими сатирическими журналами "Трутень" и "Живописец", Фонвизин со своими публицистическими выступлениями и бессмертным "Недорослем" и, наконец, А. Н. Радищев со знаменитым "Путешествием из Петербурга в Москву" - таковы вехи формирования традиции наиболее радикальной линии русского дворянского Просвещения, и не случайно каждый из трех выдающихся писателей эпохи подвергся преследованиям со стороны правительства. В деятельности этих писателей зрели предпосылки той первой волны антисамодержавного освободительного движения, которое позже назвали этапом развития дворянской революционной мысли.

Внеклассное мероприятие посвящается 270- летию со дня рождения Д. Н. Фонвизина (на примере комедии «Недоросль»).

Проблемы, рассматриваемые в комедии, актуальны и в наше время.

Цели данного мероприятия:

1)обобщение знаний учащихся о комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»;

2)умение выделять положительные черты в характерах отрицательных героев;

3) вырабатывать творческий подход к выполнению заданий;

4) развивать в каждой личности необходимость отстаивать свою точку зрения.

Так как мероприятие носит внеурочный характер, то оно не ограничено временными рамками. Поэтому школьники работают столько времени, сколько им необходимо.

В мероприятии принимал участие 8 в класс МБОУ гимназии №3 г. Грязи.

Особенности класса: в классе обучается 27 учеников.

Ребята 8 в класса принимают активное участие во всех проводимых внеклассных мероприятиях, проявляют творческий подход к выполнению заданий.

На внеклассном мероприятии по литературе выполняли различные формы работы: индивидуальная подготовка учащихся, творческие задания, работа в группах, коллективная работа в классе.
Оборудование, используемое при проведении мероприятия:

· компьютер,

· мультимедийный проектор,

Наглядный материал:

· компьютерная презентация,

· рисунки

Реквизит: костюмы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Районный этап фестиваля

«Литературный венок России»

Внеклассное мероприятие по литературе

в 8классе

«Сатиры смелый властелин»

(к 270-летию со дня рождения Д. И. Фонвизина)

Подготовила: Солодухина

Светлана

Васильевна,

учитель русского языка

и литературы

МБОУ гимназии №3

г. Грязи

г. Грязи

2015г

Цель мероприятия: Обобщить знания учащихся о комедии Дениса Ивановича Фонвизина "Недоросль".

Задачи мероприятия:

  • Воспитывать у учащихся нравственность и гуманизм.
  • Умение выделять положительные черты характеров у отрицательных героев произведения.
  • Развивать речь учащихся, вырабатывать творческий подход к выполнению задания.
  • Воспитывать в каждой личности необходимость отстаивать свою точку зрения.

Методы и формы работы :

  • Работа с текстом
  • Групповая работа
  • Дискуссия
  • Коллективная работа учителя с классом
  • Индивидуальная работа

Образовательные технологии:

  • Проблемное обучение
  • Развивающее обучение
  • Обучение критическому мышлению
  • Технология коллективной мыследеятельности (К.Я.Вазина)
  • Диалоговая технология
  • Информационная (компьютерная) технология.

Ход урока:

"Имей сердце, имей душу,

и будешь человек на всякое время"

  1. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята! Тема нашего внеклассного мероприятия по литературе « Сатиры смелый властелин» (на примере комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль). В 2015 г 14 апреля великому русскому писателю исполнилось 270 (двести семьдесят лет) со дня рождения.

Сообщение ученика о творчестве Д. И.Фонвизина, сопровождаемое презентацией (индивидуальное задание)

Прошло почти три столетия. А мы продолжаем читать комедию ««Недоросль», которая сделала бессмертным имя Фонвизина.

Сегодня мы с вами обобщим знания о комедии. Вспомним ещё раз её автора и героев.

У нас будет немного необычный урок. Ребята, вы будете выполнять разные задания: кто – то будет работать в группах, кто – то индивидуально, а кто – то выполнял иллюстрации, готовил костюмы, а кто – то будет работать сразу в классе.

Эпиграфом к уроку будут слова:

"Имей сердце, имей душу,

И будешь человек на всякое время".

Кто из героев произносит эти слова?

Как вы их понимаете?

  1. Инсценировка эпизодов

Ребята, артисты из нашего класса, приготовили нам инсценировки эпизодов комедии. Давайте дадим им слово.

Итак, действие 1, явление 1, 2, 3, 4 . «Утро в доме Простаковой»

Выступает 1 группа учащихся

Каким же предстаёт утро в доме госпожи Простаковой?

Ребята, почему вы выбрали этот фрагмент для инсценировки?

А мы приглашаем следующих артистов.

Выступает 2 группа, действие 4 явление 8 «Проверка знаний Митрофанушки!» Учителя Митрофанушки

Ребята, почему вы выбрали для инсценировки этот эпизод? Аргументируйте ответ.

Молодцы!!! Благодарим вас за выступление.

Кто учителя Митрофанушки?

- Кого могут воспитать такие невежественные учителя?

Могут они воспитать истинного гражданина, хорошего дворянина, образованного человека?

Как относится Простакова к обучению и воспитанию своего сынка? (Безумно любя своего сынка, она старается оградить его от учения, чтобы Митрофанушка не перетрудился)

  1. Беседа с учащимися

- Какие же проблемы поднимает Фонвизин в комедии «Недоросль», которые актуальны и в наше время?

Предполагаемые ответы

В своём произведении Д. И. Фонвизин поднимает ряд существенных проблем.

  1. Проблема воспитания

Несомненно, проблема, связанная с воспитанием, выходит на первое место в комедии «Недоросль. Автор отчётливо показывает неправильный стиль воспитания, повлиявший на развитие характера и личности молодого дворянина. Чрезмерная опека со стороны матери оборачивается равнодушием, самодовольством, эгоизмом Митрофана. Ведь он уверен: мать решит все его проблемы.

2) Проблема образования

Митрофанушка предстаёт перед читателями необразованным, глупым, невоспитанным недорослем, не желающим получать знания и плохо относящимся к учителям.

Фонвизин умело противопоставляет невежественному Митрофану благородного, духовно развитого, образованного и честного Милона. Фигура Милона в произведении «Недоросль» призвана показать положительные стороны характера человека, сформированного правильным воспитанием.

Кроме того, Фонвизин подчёркивает, что для воспитанности и образованности не требуются деньги и положение в обществе, а всё зависит от желания и целеустремлённости самого человека.

3) Проблема нравственности

ситуации Фонвизин видит в крепостничестве, которое способствует послаблению и вседозволенности дворян.

Таким образом, комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» стала ярким литературным произведением, раскрывающим многие актуальные проблемы и высмеивающим невежество и глупость. Благодаря этому произведению термин «недоросль» приобрёл нарицательное значение.

Следуя теории классицизма, в комедии «Недоросль» все герои делятся?

(на отрицательных и положительных.)

Кто относится к положительным героям? (Стародум, Правдин, Софья, Милон).

Благодаря им мы ещё ярче видим отрицательные качества других героев.

Кто же они?

Кто относится к отрицательным героям?

Даже не читая ещё комедию, по какой подсказке, мы можем многое сказать о внутренних качествах героев? (говорящие фамилии)

Но ведь, ребята, эпиграфом к нашему мероприятию являются слова Стародума « Имей сердце, имей душу, и будешь человек на всякое время».

Конечно, герои у нас как были отрицательными, так и остались, Фонвизин не случайно сделал свою комедию обличительной. Но хоть герои и отрицательные, но и в них есть что – то хорошее, не может быть человек на 100% плохим. Давайте найдём что – то хорошее в этих героях?

  1. Групповые задания

Игра «Ромашка» (Приложение 1).

Работа ведется по 4 группам, каждая вытягивает лепесток и выполняет задание.

1группа (госпожа Простакова)

2 группа (господин Простаков)

3 группа (Скотинин)

4 группа (Митрофанушка)

Выступление групп

Вывод.

Но для того, чтобы разглядеть в человеке положительные качества, мы с вами потратили гораздо больше времени, потому что плохое лежит на поверхности, а хорошее в человеке надо "раскопать".

Что же нужно сделать, чтобы положительные черты характера более были заметны в людях? Они ли одни виноваты в том, что в них бывает больше отрицательных черт?

А если мы внимательнее всмотримся в проблему, то заметим, что иногда нужно изменить условия, в которых находится герой, при которых бы могли проявиться положительные черты.

Какую же ситуацию имел в виду Фонвизин? (отмена крепостного права )

Ну а теперь давайте отгадаем цитаты из комедии. (Приложение 2).

Каждая команда получает карточки с вопросами и готовится отвечать. (Приложение 3).

Словарная работа (карточки со словами из комедии) (Приложение 4)

  1. Подведение итогов.

Индивидуальное задание.

Написать письмо Митрофанушке от его сверстников 21 века. Что бы вы хотели ему пожелать в будущем?

по проведению литературного мероприятия

Основной задачей школьного образования является умение учиться, а деятельность учителя заключается в организации деятельности учащихся вместе с осуществлением последующей рефлексией. Ориентируясь на поставленные задачи, мною была выбрана групповая форма работы, где деятельность ученика заключается в умении организовать свою осмысленную деятельность, а задача учителя - формировать учебную мотивацию, разработать алгоритм обучения.

Для проведения литературного мероприятия «Сатиры смелый властелин» ребята заранее делятся на 4 творческие группы. Проводится предварительная подготовка: обучающиеся готовят иллюстрации к произведению, костюмы, выполняют индивидуальные задания.

Приложение 1

I группа (г-жа Простакова)

Кто виноват в том, что г-жа Простакова необразованна? (Только ли она одна в этом виновата?)

Как поступила г-жа Простакова с Софьей, когда она осталась сиротой?

Присутствуют ли у г-жи Простаковой черты лидера? (Если бы она была по-другому воспитана, могла бы она стать хорошим лидером?)

II группа (г-н Простаков)

Есть ли у г-н Простакова положительные качества?(Ведь можно одно и тоже качество характера охарактеризовать по-разному: можно сказать, что человек безвольный, а с другой - добросовестный, т.е. хорошо выполняет указания; молчаливый - не говорит лишнего и т.д.)

Всегда ли г-н Простаков соглашается со своей женой? Что он говорит о Софье? (действие I, явление V) Признает ли он хоть иногда свои ошибки?

III группа (Митрофанушка)

Кто виноват в том, что Митрофанушка необразован? (Только ли он один в этом виноват?)

Можно ли назвать Митрофанушку глупым? Какие поступки указывают на то, что он находчив, сообразителен, догадлив?

Есть ли надежда на то, что после службы Митрофанушка изменится?

IV группа (Скотинин)

Какие положительные качества можно выделить у Скотинина? (действие I, явление V) (Для справок: челоби́тная - прошение, заявление, жалоба)

Как он относится к Митрофанушке? Есть ли в нем зачатки хорошего?

Есть ли надежда на то, что Скотинин, получив урок, изменится? (Найдите последние слова Скотинина, действие V, явление IV. Спорит ли Скотинин с Правдиным?)

Приложение 2

Игра «По высказыванию узнай героя».

  1. « А ты, скот, подойди поближе. Не говорила я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире. Дитя, первое, растет; другое, дитя и без узкого кафтана деликатного сложения. Скажи, болван, чем ты оправдаешься?» (Простакова)
  2. «Эта дверь прилагательна, потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит ещё не навешена: так та покамест существительна.» (Митрофан)
  3. «По крайней мере, я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя от радости, сам истинно не верю, что мой сын.» (Простаков)
  4. «Я получила сейчас радостное известие. Дядюшка, о котором столь долго мы ничего не знали, которого я люблю и почитаю, как отца моего, на сих днях в Москву приехал. Вот письмо, которое я от него теперь получила» (Софья)
  5. «Открою тебе тайну сердца моего, любезный друг! Я влюблен, и имею счастие быть любим. Больше полугода, как я в разлуке с тою, которая мне дороже всего на свете.» (Софья)
  6. «Подобное бесчеловечие вижу и в здешнем доме. Надеюсь положить скоро границы злобе жены и глупости мужа. Я уведомил уже о всех здешних варварствах нашего начальника и не сомневаюсь, что унять их возьмутся меры» (Правдин).
  7. «Сам ты, умный человек, порассуди. Привезла меня сестра сюда жениться. Теперь сама же подъехала с отводом. «Что-де, братец, в жене; была бы-де у тебя, братец, хорошая свинья». Нет, сестра! Я своих поросят завести хочу. Меня не проведешь.» (Скотинин) 8. « Издохну на месте, а дитя не выдам. Сунься, сударь, только изволь сунуться. Я те бельмы-то выцарапаю» (Еремеевна)

Приложение 3

Вопросы для 1 группы

  1. Молодой человек в 18 веке, не достигший совершеннолетия.
  2. Род литературных произведений, построенных в форме диалога без авторской речи и предназначенных для исполнения на сцене.(Драма)
  3. Герой, о котором госпожа Простакова читала «грешные молитвы». (Стародум)
  4. Основное зло, на которое обрушивается Д.И. Фонвизин Об этой науке Простакова говорила: «Денег нет – что считать? Деньги есть – сочтем без Пафнутьича хорошохонько» .
  5. В переводе с греческого языка это имя обозначает «мудрость».
  6. Изображение чего-либо в комическом, смешном виде. (Юмор)

Вопросы для 2 группы

  1. Пояснение автора в тексте пьесы, связанное с обстановкой действия, поступками героев, интонацией, мимикой и т.д.(Ремарка)
  2. Носитель фамилии, следующий не новым нравам современного света, но принципам Петровской эпохи, исказившимся при Екатерине II. (Стародум)
  3. Чиновник, имеющий повеление «объехать здешний округ». (Правдин)
  4. Беспощадно-уничтожающее развенчание отрицательных сторон жизни и человека при помощи смеха. (Сарказм)
  5. Один из видов драмы, в котором основные события и характеры представлены в смешной, комической форме.
  6. Нянька Митрофана.
  7. Он учит Митрофана «по-французски и всем наукам» и «ребенка не неволит». (Вральман)

Вопросы для 3 группы

  1. Дворянин лишь по «бархатной книге», беспомощный и безвольный.
  2. Что испортил Тришка?
  3. Об этой науке Простакова говорила: «Денег нет – что считать? Деньги есть – сочтем без Пафнутьича хорошохонько».
  4. С греческого языка это имя переводится «являющий свою мать», т.е. подобный матери.
  5. Одна из проблем комедии.
  6. Изображение чего-либо в комическом, смешном виде.
  7. Вид комического; язвительная насмешка, злая ирония; идейно-эмоциональная оценка, предполагающая едкую насмешку над изображаемым.

Приложение 4

Словарная работа

1 . Объясните лексическое значение слов и запомните их правописание:

Бессердечие, воевода, гарнизонный, дворовый, дворянин, деспотизм, карьеризм, корыстолюбие, крепостник, крепостной, мошенник, недоросль, обличие, опека, оппозиция, поместье, посвятить, привилегия, придворные, просветить, разорение, скаредность, стяжательство, труженик, челобитчик, фаворит.

Самостоятельная словарная работа

Объяснить лексическое значение слова. В результате групповой работы создаётся «Словарь комедии» , словник которого пополняется в течение всей работы над произведением.

Бессердечие - отсутствие мягкости, сердечности; бездушие, жестокость.

Воевода - в Древней Руси и в некоторых славянских государствах - начальник войска, округа.

Гарнизонный - принадлежащий воинской части, расположенной в населённом пункте, крепости или укреплённом районе.

Дворовый - принадлежащий к дворне. Дворовые люди. Флигель для дворовых (сущ. ).

Дворня (собир. ) - при крепостном праве: домашняя прислуга в помещичьем доме. Многочисленная д.

Дворянский - принадлежащий дворянину.

Дворянин - лицо, принадлежащее к дворянству.

Деспотизм - 1) самовластное правление. Монархический д. ; 2) поведение деспота (во втором значении). Д. самодура .

Карьеризм - погоня за карьерой, стремление к личному благополучию, продвижению по службе в личных интересах.

Корыстолюбие - стремление к личной выгоде, наживе, жадность.

Крепостной - крепостной крестьянин.

Крепостник - владелец крепостных крестьян, поборник крепостничества.

Мошенник - человек, который занимается мошенничеством, плут, жулик. Мелкий м.

Недоросль - в России в XVIII веке: молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший ещё на государственную службу; перен. - глуповатый юноша-недоучка (разг. ирон. ).

Обличение - разоблачать, вскрывая что-нибудь неблаговидное, вредное, преступное, сурово порицать. О. пороки.

Опека - форма охраны личных и имущественных прав недееспособных лиц (детей, лишившихся родителей, душевнобольных). Взять под опеку. Учредить опеку .

Оппозиция - противодействие, сопротивление (книжн. ). О чьей-нибудь политике. Быть в оппозиции кому–чему-нибудь (будучи несогласным с чьими-нибудь взглядами и действиями, противодействовать им).

Поместье - земельное владение помещика. Крупное, мелкое п.

Посвятить (что, кому–чему ) - предназначить, отдать. П. свою жизнь работе .

Привилегия - преимущественное право, льгота. Привилегии ветеранам войны .

Придворный - лицо, состоящее при монархе (а также при члене его семьи), входящее в его окружение.

Просветить (кого, что ) - передать кому-нибудь знания, распространить знания, культуру.

Разорение (кого, что ) - нарушение, разрушение чьего-нибудь материального благополучия, доведение до нищеты. Р. семьи .

Сговор - помолвка, соглашение между родителями жениха и невесты (устар. ).

Скаредность - большая скупость, жадность.

Стяжательство - корыстолюбие, стремление к наживе.

Труженик - человек, который трудится; трудолюбивый человек. Труженики села .

Челобитчик - тот, кто подаёт челобитную.

Челобитная - в России до начала XVIII века: письменное прошение, жалоба. Подать челобитную .

Фаворит - любимец высокопоставленного лица, получающий выгоды и преимущества от его покровительства.


Рекомендуем почитать

Наверх