Спортивный менеджмент. Принципы, функции, методы управления

Трудовые отношения 26.02.2024
Трудовые отношения

Менеджмент спортивной школой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом и строится на принципах единоначалия и самоуправления.

Высшим органом управления спортивной школой является конференция общешкольного коллектива, которая созывается один раз в 2 года.

Общее руководство спортивной школой (государственной, муниципальной) осуществляет выборный орган - совет спортивной школы, в равных пропорциях представляющий работников и занимающихся и избираемый на конференции общешкольного коллектива. Заседания совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год, и считаются правомочными, если в них принимает участие не менее двух третей состава. Решения совета принимаются открытым голосованием, считаются принятыми, если за них проголосовало более 50 % членов списочного состава, и являются обязательными для администрации и всех членов трудового коллектива.

Формами самоуправления в спортивной школе являются также педагогический совет, тренерский совет, методический совет и др.

Непосредственное руководство спортивной школой (государственной, муниципальной) осуществляет прошедший аттестацию директор, который назначается учредителем.

Директор спортивной школы планирует, организует и контролирует учебно-тренировочный процесс, отвечает за качество и эффективность работы спортивной школы; несет ответственность за жизнь и здоровье детей и работников во время учебно-тренировочного процесса и спортивных соревнований, соблюдение норм охраны труда и техники безопасности; осуществляет прием на работу и расстановку кадров, распределение должностных обязанностей, несет ответственность за уровень квалификации работников; утверждает штатное расписание, ставки заработной платы и должностные оклады, надбавки и доплаты к ним; распоряжается имуществом спортивной школы и обеспечивает рациональное использование финансовых средств; представляет спортивную школу в государственных, муниципальных и общественных органах; несет ответственность за свою деятельность перед учредителем.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Основы менеджмента

Федеральное агентство по образованию.. ГОУ ВПО Магнитогорский государственный университет.. О В Андреева..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Распределение часов курса по темам и видам работ
№№п/п Наименование тем Всего (часов) Аудиторные занятия (час.) Самост. работа Лекции

Методические рекомендации по изучению курса
Изучение курса «Управление физкультурно-спортивной деятельностью» студентами специальности «Менеджмент организации» дневного и заочного отделений включает в себя самостоятельную работу с книгой по

Предмет менеджмента в физической культуре и спорте
Менеджмент как наука: Взаимосвязь управления физической культурой и спортом с управлением другими с

Физкультурно-спортивная организация как система, ее функции
Физкультурно-спортивная организацияпредставляет собой совокупность людей, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе принципов разделения т

Правовые основы физкультурно-спортивной организации
Правовой основой существования физкультурно-спортивных организаций являются Гражданский кодекс Российской Федерации (1994 г.), федеральные законы Российской Федерации «Об акционерных обществах» (19

Организационно-правовые формы физкультурно-спортивных организаций
Деятельность коммерческих и некоммерческих физкультурно-спортивных организаций в соответствии с действующим законодательством может осуществляться в различных организационно правовых формах, в пере

Физкультурно-спортивной деятельности
аспект характеристика экономический проявляется, во-первых, в том, что на его разработку и реализацию требуются определен

Принципы управления физкультурно-спортивной деятельностью
Принципы характеристика научности построения всей системы менеджмента (управления) на новейших научных да

Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта
В соответствии со ст. 6 (п. 1) Закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» специально уполномоченный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта осуществля

В области физической культуры и спорта
В соответствии со ст. 6 (п. 2) Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (1999 г.) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической

Олимпийский комитет России
В соответствии со ст. 7 Закона «О физической культуре и спорте Российской Федерации» (1999 г.) Олимпийский комитет россии: разрабатывает и проводит единую политику развития спорта высших д

Общественные (общественно-государственные) физкультурно-спортивные общества
В настоящее время в России действуют такие общественные Общественно-государственные) физкультурно-спортивные общества, как Всероссийское физкультурно-спортивное общество «Динамо», Российское физкул

Направленности
6.1. Технология создания физкультурно-спортивной организации: общая характеристика Создание физкультурно-спортивной организации представляет собой достаточно сложный и мно

Общая характеристика бизнес-плана физкультурно-спортивной организации
Бизнес-план- это краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемой деятельности физкультурно-спортивной организации. Основная цельразра

Концепция бизнеса (резюме)
Поскольку данный раздел является предельно сокращенным вариантом всего бизнес-плана, т. е. его «резюме», он разрабатывается после всех других разделов и включает информацию по следующим позициям.

Физкультурно-спортивной деятельностью
Одним из важных оснований классификации информации является ее содержание. По этому основанию информацию, необходимую для осуществления менеджмента (управления) в физической культуре и спорте, можн

Организаций
Разграничение функциональных обязанностей персонала физкультурно-спортивной организации осуществляется с помощью такого инструмента механизма менеджмента (управления) в физической культуре и спорте

Отраслевые тарифно-квалификационные характеристики работников физической культуры и спорта
Отраслевые тарифно-квалификационные характеристики должностей работников разработаны федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта и сгруппированы в три раздела.

Номинальный начальник (главный руководитель)
Роль номинального начальника сводится в основном к представительству соответствующей организации в различных «сторонних» (внешних) организациях. Например: руководителю физического воспитания образо

Распространитель информации
Роль распространителя информации заключается в передаче сведений, полученных из внешних или внутренних источников, Другим работникам организации. Передача сведений может осуществляться в неизменном

Основные типы структур спортивных организаций
Строго линейная организационная структураосновывается на отношениях «руководство - подчинение» и отражает самую общую ступень разделения управленческого труда - на отдачу приказов,

Практическая работа №4
Ситуация. В условиях продолжающегося социального расслоения, отсутствия у молодых граждан равных шансов на получение образования, достойной работы, медицинских, социально-бытовых и других ус

Практическая работа №5
Анализ действующего законодательства и практики учреждения разнообразных организаций позволяет констатировать, что технология создания физкультурно-спортивной организации включает три основные проц

Общие положения
Спортивная школа представляет собой разновидность образовательного учреждения дополнительного образования детей, основное предназначение которого состоит в развитии мотивации личности к всесторонне

Организация спортивной школы
Спортивная школа создается учредителем [Министерство образования Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму, иные министерства (ведо

Основы деятельности спортивной школы
Спортивная школа самостоятельно разрабатывает программу своей деятельности с учетом запросов детей, потребностей семьи, образовательных учреждений, детских и юношеских общественных объединений и ор

Участники образовательного процесса
Участниками образовательного процесса в спортивной школе являются дети, педагогические работники, родители. При приеме детей спортивная школа обязана ознакомить их и (или) родителей со сво

Имущество и средства спортивной школы
За спортивной школой в целях обеспечения ее деятельности учредителем закрепляются на правах оперативного управления здания, имущественные комплексы, оборудование, инвентарь, а также иное, необходим

Бизнес-план американской фирмы по торговле спортивными товарами
Анализ реального и потенциального рынка спортивной одежды и обуви показывает наличие неудовлетворенного спроса на них, а также на спортивный инвентарь и сопутствующие товары, включая пищевые концен

Единый календарный план физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий
Календарный план спортивных соревнований представляет собой нормативный документ, который регламентирует перечень планируемых к проведению в предстоящий плановый период соревнований и их виды, опре

Положение о спортивном соревновании
Положение о спортивном соревновании представляет собой нормативный документ, который регламентирует характер, цель, задачи, программу соревнований, порядок выявления победителей и другие организаци

Сценарий спортивного соревнования
Сценарий спортивного соревнования (как правило, сценарии церемоний открытия и закрытия соревнования, награждения участников и т.п.) в общем виде может быть охарактеризован как краткое изложение сюж

Учитель
Должностные обязанности. Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета. Способствует социализации, формированию общей культуры личности, осознанно

Руководитель физического воспитания
Должностные обязанности. Планирует и организует проведение учебных, факультативных и внеурочных занятий по физическому воспитанию (физической культуре) в учреждении. Осуществляет проведение

Инструктор по физической культуре
Должностные обязанности. Организует активный отдых обучающихся (воспитанников) в режиме учебного и внеучебного времени учреждения. Организует и проводит с участием педагогических работников

Диагностическая контрольная работа
1. Правомочность использования понятия «управление» применительно к физической культуре и спорту? 1) представляет собой систему управления конкретными мето

Сергей Алтухов, Заместитель директора Центра спортивного менеджмента МГУ имени М.В. Ломоносова, к.э.н.

Вопрос, который мы вынесли в заголовок, требует достаточно конкретного и содержательного ответа. В условиях коммерциализации экономики спорта, становления спортивной отрасли как экономической категории именно спортивные менеджеры решают основные задачи формирования инфраструктуры, соответствующей общепринятым мировым и европейским стандартам. В обиходе существует стереотип, что спортивные менеджеры – это те, кто «торгует игроками». Это совсем не так. Так кто же такие спортивные менеджеры?

В теории менеджмента не существует одного определения термина "менеджер". Определений множество. Все предлагаемые определения базируются на понимании сущности менеджмента. Слово «менеджмент» в своем первоначальном смысле обозначало умение объезжать лошадей и править ими. Основа - английский глагол "to manage" (управлять), который происходит от латинского "manus" (рука). Если следовать логике, то "менеджмент" буквально означает "руководство людьми".

В современной науке под «менеджментом» понимается процесс руководства или управления работником, рабочей группой, коллективом, организацией, несколькими организациями, действующими в условиях рыночной экономики. Менеджмент в спорте представляет собой самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленной на достижение целей и реализацию поставленных задач в рамках деятельности спортивной организации, которая функционирует в условиях рынка путем рационального использования материальных, трудовых и информационных ресурсов. Иными словами, менеджмент в спорте - это теория и практика (знания, умения, навыки) эффективного управления организациями спортивной отрасли (клубами, федерациями, лигами, ассоциациями и др.) и организациями межотраслевых комплексов предприятий - спортивной индустрии, спортивной медицины, спортивного образования.


О работе менеджера судят не по тому, что он делает, а по тому, как он побуждает к работе и организует работу других людей. Менеджер - это наемный управляющий. Сергей Кущенко, Кирилл Фастовский, Арсен Венгер и Стив Айзерман тоже являются наемными управленцами.

Управленческая деятельность - один из важнейших факторов функционирования и развития спорта. Исторически в нашей стране так сложилось, что управлением в спорте занимались тренеры, инструкторы, методисты. Они зачастую совмещали учебно-воспитательную и тренировочную работу тренера с процессами управления клубом, спортивным обществом, спортивной федерацией, хотя их должностные инструкции не предусматривали выполнение ими таких обязанностей.

Менеджмент в спорте, как особый вид профессиональной деятельности управленцев в спортивной отрасли, возникает в результате разделения и кооперации их труда. Как мы уже отмечали, причиной появления спортивных менеджеров стала рыночная экономика, предъявившая особые требования к менеджерам в условиях экономической и спортивной конкуренции.


Классификация уровней управления и образовательного уровня

Спортивная организация имеет определенную внутреннюю структуру, основанную на специфике того или иного вида спорта. В такой структуре предусмотрены управления, департаменты, отделы, группы, команды. Иными словами, в спортивной организации существуют различные виды управленческой деятельности. Вместе с ними появляется структура взаимоотношений и подчиненности. Это значит, что менеджеры бывают разных уровней, и задачи они решают разные.

Национальные рамки квалификаций наглядно показывают требования квалификационного уровня управления к уровню образования


9 уровень - руководители Олимпийского комитета России, оргкомитетов Чемпионатов мира, Европы, Олимпийских игр, профессиональных спортивных ассоциаций

8 уровень - руководители Центров спортивной подготовки сборных команд России, спортивных объектов, национальных спортивных федераций, профессиональных спортивных лиг и клубов, спортивных обществ, спортивных объектов, оргкомитетов спортивно-зрелищных мероприятий

7 уровень - руководители спортивных федераций, клубов, функциональных подразделений спортивных организаций (департаментов, управлений, отделов, групп), члены комплексных научных групп

6 уровень - руководители учреждений спортивного образования, руководители спортивно-массовой работы по месту жительства, месту работы

Образовательные уровни

АС - аспирантура М - магистратура Б - бакалавриат СПО - среднее профессиональное образование

Функционалы спортивного менеджера

Чем занимаются спортивные менеджеры? Основные функции менеджеров в спорте можно представить так:

Спортивные менеджеры работают в органах управления олимпийским движением на различных уровнях.

Спортивные менеджеры занимаются управлением спортивными мероприятиями: чемпионат города, области, республики, страны, Чемпионаты мира и Европы, Олимпийские игры.

Спортивные менеджеры управляют собственными спортивными бизнес-проектами, коммерческими турнирами, спортивными фестивалями, массовыми соревнованиями.

Спортивные менеджеры занимаются организацией команды, подбором персонала и атлетов, разработкой билетных программ и различных стратегий для организации, работой с болельщиками и со стейкхолдерами во внешней среде.

Рынку свойственна неопределенность ситуации и предпринимательский риск. Они требуют от менеджеров самостоятельности и ответственности за принимаемые решения. Профессионализм спортивного менеджера проявляется в знании технологии управления организацией и законов рынка, в умении организовать слаженную работу коллектива и прогнозировать развитие организации.


Обобщение опыта подготовки спортивных менеджеров в ВУЗе и рыночный спрос на специалистов такого профиля показывает, что все большему количеству организаций спортивной отрасли нужны менеджеры с определенным набором умений и навыков. Вот основные из них:

Владение современными компьютерными технологиями и программами;

Владение английским языком;

Умение формировать информационную политику организации;

Организация работы офиса организации и формирование команды;

Знание основных маркетинговых и управленческих стратегий;

Знание регламентов и положений о соревнованиях для последующей организации спортивных событий;

Пока с сожалением приходится констатировать, что рыночный механизм спроса и предложения специалистов спортивного менеджмента в нашей стране еще не сформирован. Оптимизма добавляет внедрение профессиональных стандартов работников спортивной отрасли и процедуры обязательной аттестации специалистов. Это позволит, с одной стороны, провести инвентаризацию управленческих кадров в отрасли, а с другой, выявить приоритеты управленческих специальностей в общем перечне должностей спортивного менеджмента.

Определение понятий: «спортивный менеджмент», «спортивный менеджер».

В каждой стране существуют различные отрасли народного хозяйства (материальное и нематериальное производство), в т. ч. отрасль физической культуры и спорта. Это является объективной основой разработки наряду с общей теорией менеджмента еще и специальных отраслевых теорий, которые отражают специфические закономерности управления отраслью.


Спортивный менеджмент – область научно-практической деятельности, один из видов отраслевого специального менеджмента. Спортивный менеджмент – это теория и практика эффективного управления организациями физкультурно-спортивной направленности в условиях рыночных отношений.

Объектом спортивного менеджмента как самостоятельной науки является совокупность организаций физкультурно-спортивной направленности страны, т. е. определенное множество ФСО - спортивных школ, спортивных клубов, спортивных команд (по видам спорта), стадионов, спортивно-оздоровительных центров, спортивных федераций. Продуктом деятельности ФСО является производство физкультурно-спортивных услуг, т. е. организованные формы занятиями физическими управлениями и спортом, программы спортивной тренировки, спортивные зрелища и т. д.

Предмет спортивного менеджмента – управленческие отношения, складывающиеся в процессе взаимодействия субъекта и объекта управления внутри организаций физкультурно-спортивной направленности и взаимодействия этих организаций с внешней средой в процессе производства и распространения физкультурно-спортивных услуг.

Сущность спортивного менеджмента заключается в целенаправленном воздействии субъекта управления на управляемый объект для обеспечения перевода объекта в новое качественное состояние, т. е. из исходного, начального состояния в желаемое, запланированное.

Общая цель спортивного менеджмента состоит в обеспечении эффективного функционирования физкультурно-спортивных организаций в современных рыночных условиях России.

Задача спортивного менеджмента – познание закономерностей функционирования и социального развития ФКиС в обществе и разработка механизма целенаправленного эффективного управления этими процессами.

Рождение спортивного менеджера как профессии связано с появлением должностей руководителей ФСО.

Спортивный менеджер характеризуется как специалист, владеющий искусством научного управления ФСО, занимающий в ней руководящую должность и наделенный правом принимать управленческие решения. Какова сфера деятельности спортивного менеджера?

Отдельные элементы управленческой деятельности в определенной мере присущи всем категориям работников ФКиС – тренерам, преподавателям, учителям ФК, инструкторам:

  • тренер ведет набор в спорт. школу, ведет учет, анализ, обобщение результатов работы;
  • инструктор организует.
  • производственными умениями;
  • умения использовать спортивный инвентарь, умения установить взаимосвязь между физическими нагрузками, диетой и т. п.
  • планирование;
  • организация;
  • мотивация;
  • руководство;
  • контроль;
  • анализ.
  • метод дифференцированной заработной платы работникам ФСО;
  • нормативно экономический метод управления заключается в установлении нормативов финансовых расходов на различные виды спортивной работы, утверждение табеля обеспечения спортсменов одеждой, обувью и т. д.;
  • метод прямого целевого финансирования предусматривает финансирование из федерального бюджета: а) спортивных сооружений и ФСО федерального значения; б) научно-исследовательских работ в области ФКиС в соответствии с федеральной программой; в) подготовки и выступления в официальных международных спортивных соревнованиях сборных команд России.
  • общие: деловая беседа, совещание, метод приучения, метод упражнения.
  • созидающие и тормозящие методы управления: метод убеждения, методы одобрения и поощрения, осуждения и наказания.
  • цели и задачи спортивной организации, которые необходимо достичь;
  • особенности объекта управления (потенциальный и реальный контингент занимающихся);
  • особенности субъекта управления (профессиональный опыт менеджера, общественный статус спортивного клуба, федерации);
  • особенности конкретной управленческой ситуации;
  • возможности и специфика имеющего в распоряжении спортивного менеджера арсенала методов управления.

  • Менеджер-диктатор (код 9:1) в основном ориентирован на производство и уделяет минимум внимания конкретным людям. Это тип жесткого администратора, для которого результат – все, а человек – исполнитель. Работа в таких условиях никому не приносит удовлетворения. Диктатор – плохой управляющий.
  • Менеджер-демократ (код 1:9) прямо противоположен диктатору. В основе этого типа лежит принцип: «Быть всегда самим собой». Дела у такого менеджера идут как бы сами собой. Обычно в его действиях превалируют демократические перекосы. Польза от этого не очень большая.
  • Менеджер-пессимист (код 1:1) руководствуется девизом: «Не вмешивайся в естественный ход событий». Польза от него очень малая.
  • Менеджера-манипулятора (код 5:5 – центр решетки) удовлетворяют средние достижения. Его девиз: «Не хватать звезд с неба». Главная тактическая линия – компромисс. У такого менеджера проявляется склонность к манипулированию людьми.
  • Менеджер-организатор (код 9:9) – самый продуктивный тип менеджера, учитывающий нужды производства, а также потребности и интересы людей. Важнейшей характеристикой данного типа является устремленность к инновациям и нацеленность на постоянное развитие предприятия. Фирмы, где действуют менеджеры-организаторы, обычно процветают. Ведущие фирмы развитых стран прилагают большие усилия, чтобы найти таких менеджеров. Можно сказать, что менеджер данного типа в сущности представляет собой эталон современного управляющего.

Функции и роли спортивного менеджера

В спортивных организациях существует определенное разделение труда, и спортивные менеджеры решают различные задачи. Поэтому спортивные менеджеры выполняют в организациях ряд функций.

1. Функция принятия решения, выражается в том, что менеджер определяет направление деятельности организации, решает вопросы распределения ресурсов. Право принятия управленческих решений имеет только менеджер, он же несет ответственность за последствия принятых решений.

2. Информационная функция состоит в том, что менеджер собирает информацию о внутренней и внешней среде ФСО, распространяет эту информацию в виде фактов и нормативных установок, разъясняет персоналу политику, ближайшие и перспективные цели организации.

3. Функция руководителя – т. е. менеджер формирует отношения внутри организации, мотивирует деятельность, координирует усилия членов организации, выступает в качестве представителя организации во взаимодействии с другими организациями.

Искусство менеджмента характеризуется особенностями умения того или иного спортивного менеджера применять общепринятые принципы, методы, технологию управления в своей конкретной управленческой деятельности.

Менеджеры, работающие в области производства спортивных товаров и в области предоставления физкультурно-спортивных услуг, должны обладать специфическими техническими умениями:

Система менеджмента (управления) в физической культуре и спорте: цель и механизм

Из приведенных выше понятий «управление» и «менеджмент» следует, что они представляют системы.

Система (в самом общем виде) может быть охарактеризована как нечто целое, состоящее из взаимосвязанных и взаимозависимых частей, взаимодействие которых порождает новые интегративные качества, не присущие отдельным составляющим

Любая система имеет две основные содержательные характеристики.

Во-первых, целостность: система представляет совокупность конкретных, с присущими только им свойствам и характером взаимосвязи частей.

Во-вторых, делимость: система стоит из подсистем, которые также обладают системными свойствами, т. е. могут быть представлены в виде систем более низкого уровня.

Система управления (менеджмента) – это система, в которой реализуются функции управления (менеджмента).

Система управления может быть представлена в виде взаимодействия трех элементов. Первым элементом является субъект управления. В качестве второго элемента управления (менеджмента) или управляющая часть системы, оказывающая управленческое воздействие, третий элемент системы объект управления

В системе управления физической культурой и спортом (как отраслью) в качестве субъектов выступают в первую очередь федеральный орган исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта, а также иные органы государственного и общественного управления, а в качестве объектов - физкультурно-спортивной организации различного уровня и характера.

Цели воздействия отличаются в зависимости от конкретных характеристик субъекта и объекта управления: так, если целью Олимпийского комитета России является обеспечение единой политики развития спорта высших достижений, то целью федераций по видам спорта - обеспечение развития конкретного вида, спорта на всех его уровнях, от массового до спорта высших достижений.

В системе менеджмента в физической культуре и спорте субъектом является руководитель организации (коллегиальный орган управления), его заместители или руководители отдельных подразделений, а объектом - коллектив сотрудников организации (подразделения) или отдельные исполнители.

Цель менеджмента в физической культуре и спорте есть желаемое, возможное и необходимое состояние ФСО (отрасли), которое должно быть достигнуто.

Определение цели является начальным этапом процесса менеджмента в ФКиС, т. к. он по своему содержанию характеризует целенаправленное воздействие.

Процесс менеджмента как взаимодействие субъекта и объекта осуществляется с помощью конкретного механизма.

Механизм менеджмента в физической культуре и спорте представляет собой комплекс форм, методов и средств, обеспечивающий эффективную реализацию целей физкультурно-спортивных организаций, наиболее полное удовлетворение потребностей их работников и потребителей производимых ими социально-культурных услуг.

Функции, принципы спортивного менеджмента

Функции менеджмента в физической культуре и спорте представляют собой относительно обособленные направления управленческой деятельности, позволяющие осуществлять управленческое воздействие.

Различают основные и конкретные функции менеджмента (управления). В настоящее время специалисты придерживаются различных мнений по вопросу о составе основных функций менеджмента. Наиболее традиционно включение в их состав таких функций, как:

Рассмотрим подробнее каждую из функций.

Планирование - определяет цели различных спортивных организаций и программу действий для их достижения. Иными словами, отвечает на вопросы: «что делать? Как делать?».

Организация – устанавливает формальные отношения в ходе выполнения плановых работ среди исполнителей. Организация отвечает на вопрос: «Кто будет делать?».

Мотивация – деятельность по созданию системы стимулов, активирующих и побуждающих сотрудников организации к эффективному труду в соответствии с разработанными планами.

Руководство – представляет собой процесс влияния на различных членов организации для решения целей, поставленных перед ней. Для того, чтобы быть эффективным руководителем, менеджер должен постоянно расширять свои знания о мотивационных процессах.

Контроль – деятельность, включающая наблюдение за течением процессов в объекте менеджмента, сравнение величины контролируемого параметра с заданной программой, выявление отклонений от программы, их места, времени, причины и характера.

Анализ – связывает положение организации в целом, ее подразделений и отдельных работников с качеством выполнения работы по ее конечному результату. В процессе анализа оценивается исполнение, сравнивается исполнение со стандартами, заложенными при планировании.

Конкретные функции менеджмента ФКиС представляют собой результат разделения управленческого труда. Они могут быть выделены и охарактеризованы по содержанию управленческого воздействия на определенный объект.

К таким функциям можно отнести:

физическое воспитание; организация физкультурно-спортивной работы с населением; подготовка высококвалифицированных спортсменов по видам спорта; подготовка спортивного резерва; проведение спортивных соревнований и спортивно-зрелищных мероприятий; научное и программно-методическое обеспечение физического воспитания и развития спорта; организация производства спортивных товаров; осуществление международных спортивных связей.

Принципы менеджмента в сфере ФКиС представляют собой основные правила, положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления и отдельные руководители в процессе осуществления управленческого воздействия.

К основным принципам менеджмента в ФКиС можно отнести следующие:

1. Принцип научной обоснованности (научный подход при принятии управленческих решений, использование объективных закономерностей и применение полученных знаний для обеспечения оптимального менеджмента);

2. Принцип системности в управлении определяет необходимость рассмотрения ФСО как целостной социальной системы (означает всестороннюю проработку применяемых управленческих решений, анализ всех возможных вариантов их реализации. Предполагает увязку решения проблем спортивного менеджмента с финансовыми и материально-техническими ресурсами).

3. Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении предполагает распределение полномочий для принятия конкретных решений на каждом уровне управленческой иерархии

4. Принцип материального и морального стимулирования. Этот принцип находит выражение в дифференциации заработной платы работникам ФСО и спортсменам профессионалам. Наряду с материальным существует моральное стимулирование в форме присвоения спортивных званий и награждения призами.

5. Принцип оптимизации управления означает достижение поставленной цели в возможно короткий срок и при наименьших затратах труда, финансовых средств и материальных ресурсов.

6. Принцип демократизации управления предполагает наряду с единоначалием формирование в ФСО органов коллективного и коллегиального руководства.

7. Принцип правовой защищенности управленческих решений предусматривает опору в управлении на существующее законодательство, правовое обеспечение управленческой деятельности.

8. Принцип сочетания отраслевого и территориального управления вытекает из ст. 72 Конституции РФ о совместном ведении РФ и субъекта РФ вопросов физической культуры и спорта.

Методы менеджмента в сфере ФКиС и выбор методов управления

Методы менеджмента в сфере ФКиС представляют собой конкретные способы целенаправленного воздействия руководителя ФСО на ее сотрудников и осуществление контроля за их деятельностью.

Наиболее важное значение с точки зрения практики менеджмента имеет классификация методов на основе специфики отношений, складывающихся между сотрудниками ФСО в процессе совместного труда. По этому основанию методы менеджмента подразделяют на организационные, административные, экономические и социально-психологические.

1. Организационные методы. Сущность в том, что перед началом любой деятельности необходимо произвести ряд действий по ее организации: выработка целей, нормативов, регламентов; создание проектов; определение методик и правил конкретных действий. Применение организационных методов создает основу деятельности. Они считаются пассивными и составляют базу для применения активных групп методов – административных, экономических, социально-психологических.

2. Административные методы (методы властной мотивации). Сущность их в открытом и регулируемом определенными нормами принуждении людей к какой-либо деятельности. При их применении руководитель (менеджер) берет на себя полную ответственность за результат деятельности, исполнитель же отвечает только за прямое неисполнение инструкций.

3. Экономические методы:

4. Социально-психологические методы. Сущность их в формировании психологического климата в коллективе, наилучшим образом способствующего достижению высших трудовых результатов как в отдельно взятом подразделении, отделе и на предприятии в целом. Наряду с общим моральным климатом применяется высокая оценка индивидуальных достижений каждого сотрудника.

К социально-психологическим методам можно отнести:

Выбор методов управления в спортивном менеджменте.

Метод управления является специфическим способом осуществления функций спортивного менеджмента и решения управленческих задач. Поэтому необходимо найти и выбрать из всего многообразия известных методов управления ФКиС те, которые имеют наибольшую эффективность воздействия.

Выбор спортивным менеджером конкретных методов управления зависит от следующих факторов:

Эффективное применение методов управления требует от спортивного менеджера искусства, постоянного творческого поиска, пристального внимания к социальной динамике функционирования и развития ФКиС, к изменениям внутренних и внешних условий деятельности спортивной организации.

Функциональные разновидности менеджмента в физической культуре и спорте (СРС)

Специализация труда менеджеров неуклонно развивается. Поэтому наряду с общим менеджментом выделяют, так называемый функциональный менеджмент.

Охарактеризуем кратко основные функциональные разновидности менеджмента в физической культуре и спорте, которые в своей взаимосвязанной совокупности представляют систему.

Стратегический менеджмент представляет собой управленческую деятельность, состоящую в выборе сферы u системы действий по достижению долгосрочных целей физкультурно-спортивной организации с учетом постоянно меняющихся условий внешней среды.

Стратегический менеджмент, несмотря на то, что в его основе лежит такая основная функция управления, как планирование, не является ни четко определенным образом действий, ни тем более конкретным планом. Его сущность составляет концепция деятельности физкультурно-спортивной организации в конкретных условиях. В связи с этим стратегический менеджмент есть область деятельности высшего руководства физкультурно-спортивной организации.

Стратегический менеджмент как общая концепция деятельности физкультурно-спортивной организации в конкретных условиях реализуется в различных планах теснейшим образом связан с такой функциональной разновидностыо менеджмента, как программный (проектный) менеджмент.

Программный (проектный) менеджмент представляет собой деятельность по управлению не постоянными, а временными объектами, в качестве которых выступают отдельные программы, проекты или их совокупность.

Организационный менеджмент представляет собой yправленческую деятельность, базирующуюся на общеорганизационных принципах (демократический централизм, иерархичность, сочетание отраслевого и территориального управления, ответственность и др.) и направленную на реализацию такой основной функции управления, как функция «организация».

Персонал-менеджмент представляет собой управленческую деятельность, включающую совокупность мероприятий, направленных на оптимальное формирование трудового коллектива Физкультурно-спортивной организации и наиболее полное использование его способностей в производственном процессе.

Инновационный менеджмент представляет собой деятельность по управлению инновационными процессами в физкультурно-спортивной организации.

В соответствии с международными стандартами инновация рассматривается как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового (усовершенствованного) продукта или технологического процесса либо в новом подходе к предоставлению социально-культурных услуг.

Спектр инноваций в деятельности физкультурно-спортивных организаций весьма многообразен и может быть классифицирован по различным основаниям - технологическим параметрам, типу и степени новизны, степени распространенности, сферам деятельности и др.

Риск-менеджмент представляет собой деятельность по оценке рисков, которые могут возникнуть в работе ФСО, и управлению ими.

Риск-менеджмент характеризует управленческую деятельность в условиях неопределенности, основой которой являются все более непредсказуемые изменения рынка. Обычно риск-менеджмент связывают с экономическими отношениями между хозяйствующими субъектами в связи с рискованными (венчурными) вложениями капитала.

Финансовый менеджмент представляет собой вид деятельности, направленной на управление финансово-хозяйственным функционированием физкультурно-спортивной организации.

Главная задача финансового менеджмента заключается в обеспечении наиболее эффективного движения финансовых ресурсов между физкультурно-спортивной организацией и источниками ее финансирования, как внешними, так и внутренними. В соответствии с этим обычно выделяют два основных блока финансового менеджмента: во-первых, блок «внешние финансы», и, во-вторых, блок «внутренние финансы» (разработка смет, уплата налогов, бухгалтерский учет, аудит, оценка финансового состояния организации при принятии управленческих решений, эмиссия ценных бумаг, инвестиции и др.).

Стили деятельности менеджеров спортивных организаций (СРС)

«Решетка менеджмента»

Эффективность работы ФСО зависит от личностных качеств руководителей и стиля их работы. Стиль работы возникает путем интеграции, взаимодействия личностных качеств руководителя и применяемых им методов управления.
Исходя из изложенного, стиль профессиональной деятельности спортивного менеджера можно определить как совокупность принципов и наиболее устойчивых методов управления при достижении основных целей организации и реализации функций менеджмента, а также как характер его взаимоотношений с подчиненными, равными по рангу коллегами и вышестоящими руководителями.
Теория менеджмента делит управленческие отношения на демократические и авторитарные. В соответствии с этим в теории менеджмента принято выделять три стиля управления: авторитарный, демократический и либеральный.
Авторитарный стиль работы характеризуется чрезмерной централизацией власти, жестким регламентированием деятельности подчиненных. При авторитарном стиле исчезает простота в отношениях руководителя с подчиненными, теряется доверие и уважение. Менеджер неизбежно становится автократом в двух случаях: 1) когда он по своим личностным качествам и уровню профессиональной подготовленности ниже людей, которыми руководит; 2) когда подчиненные имеют слишком низкую общую и профессиональную культуру и низкий уровень дисциплины и ответственности за порученное дело.
Демократический стиль работы основывается на применении методов убеждения и положительной мотивации. Этот стиль опирается на сознательность и положительные качества подчиненных, руководитель демократического стиля опирается на мнение коллектива, предоставляет подчиненным самостоятельность в принятии решений, создает необходимые условия для их работы. Такой руководитель заботится об удовлетворении потребностей подчиненных, уважительно относится к людям.
Либеральный стиль работы менеджера характеризуется отсутствием перспективы и масштабности мышления, безынициативностью и ожиданием указаний сверху. Руководитель либерального стиля слабо контролирует деятельность подчиненных, вследствие чего управление отличается низкой результативностью.
Стиль управления меняется в зависимости от того, по какому из иерархических направлений он осуществляет коммуникации: с подчиненными ему сотрудниками или с вышестоящими руководителями. Стиль работы от этого может меняться на прямо противоположный.
= = =
«Решетка менеджера» - универсальное средство достижения единства социальных и хозяйственных целей в сфере производства. Решетка менеджера строится на комбинации двух фундаментальных составляющих работы менеджера: отношения к производству и отношения к людям. Внимание к производству означает концентрацию усилий менеджера на формировании успешных идей, объеме продаж, качестве обслуживания, реализации решений вышестоящего руководства и т.п. Внимание к людям предполагает создание творческой атмосферы: привлечение персонала к участию в принятии решений, обеспечение справедливой системы оплаты и т.д.(Словарь-справочник менеджера / Под ред. М.Г. Лапусты.-М., 1996)
Различные позиции на решетке менеджера выражают типичные модели такого поведения. Модель поведения менеджера, при которой он полностью сконцентрирован на производстве, называется моделью управления на основе задач. При этом менеджер выступает как требовательный руководитель, который следит за выполнением планов и дисциплиной сотрудников. Отклонение от намеченного плана рассматривается как результат ошибки кого-либо из сотрудников, который должен быть наказан. Подчинение сотрудников решениям руководителя безусловное, несогласие считается нарушением субординации. Недостатки такой модели поведения менеджера связаны с наличием условий, подавляющих творческую энергию сотрудников и снижающих их отдачу.
В другой модели людей не принуждают к работе, они пользуются поощрением и поддержкой. Их ошибки прощаются. Упор делается на неформальное общение. Сотрудники стараются избегать взаимной критики. Новые цели или идеи, которые могут нарушить взаимоотношения людей, не внедряются. Подобная модель поведения менеджера приводит к росту затрат и потере работоспособности сотрудников.
Оптимальной является такая модель поведения менеджера, которая обеспечивает гармоничное сочетание двух предыдущих моделей - интеграцию людей вокруг производства. Это - модель "управление группой". Здесь человеческие взаимоотношения формируются на основе решаемой задачи, поиска эффективных способов ее осуществления. Сотрудники ориентированы на достижение более высокой производительности труда и удовлетворенность успешным результатом. Менеджер несет ответственность за то, чтобы цели были ясными и реальными.
Модель "управление группой" обеспечивает долговременное развитие организации и творческие, доверительные отношения между сотрудниками. Вся культура организации должна изменяться в направлении этой модели, для чего используются технологии организационного развития.(Словарь-справочник менеджера / Под ред. М.Г. Лапусты.-М., 1996)
Решетка менеджмента – это теоретическая матрица, определяющая типологические методы и способы управления, которые используют руководители Rewetka blejka.jpgвсех уровней для урегулирования внутригрупповых взаимодействий.
По сути – это концепция, разработанная американскими специалистами в теории менеджмента Р. Блейком и Дж.С. Мутон, помогающая найти наиболее эффективные приемы управленческого влияния на деятельность организации.
Решетка менеджмента дает ответы на вопросы:
- Каков он – идеальный руководитель?
- Что такое компромиссный менеджмент?
- Что важнее – цели производства или интересы наемных сотрудников?
- Как найти «золотую середину» между такими стратегическими линиями как производство и персонал?
Ответы на эти вопросы нельзя угадать или понять самостоятельно. Существуют специально разработанные тесты для того чтобы руководитель мог понять, какой стиль управления характерен именно ему?

Опытные и профессиональные менеджеры по кадровой политике умеют пользоваться этими тестами.

Эта решетка дает возможность определить 5 характерных типов управленческого поведения:
Тип менеджера-организатора является предпочтительным и для управления предприятиями малого бизнеса, где взаимоотношения руководителей и подчиненных носят открытый характер. В малом трудовом коллективе «начальствование» обычно не подчеркивается, а обязанности по управлению нередко выполняются менеджером параллельно с другой работой в рамках практической деятельности предприятия. Тем не менее именно он несет особую ответственность за результаты деятельности коллектива и хорошую атмосферу в нем. Если прерываются информационные потоки, дело можно сразу же поправить с помощью вопросов. Без бюрократических отношений сотрудники работают с удовлетворением и эффективно.
Крайние точки решетки Блейка
1) Выполнение производственных заданий любой ценой, невзирая на персонал? (стремление к квадрату 1.9).
Если бизнесом управляет авторитарно-ориентированный менеджер, то в компании наблюдается:
- Производственные задачи более приоритетны, чем забота о сотрудниках, которые непосредственно занимаются производством.
- Корпоративная культура в компании характеризуется термином «добровольная тюрьма»
- Высокая текучка кадров.
- Жесткий тотальный контроль.
- Подчиненные не хотят брать на себя ответственность, проявлять инициативу и решать проблемы самостоятельно.
2) Создание условий труда, которые бы максимально отвечали потребностям и желаниям подчиненных? (стремление к квадрату 9.1).
3) «Нулевое управление», когда менеджер ни о чем не заботится, ни о производственных результатах, ни о рабочих условиях (стремление к квадрату 1.1).
4) Идеальное взаимоотношение – сверхуспешное производство и максимальное внимание к условиям труда (стремление к квадрату 9.9).

5) Оптимальный вариант, когда вопросам производства и персонала отведено равноценное внимание в пропорции 50/50 (стремление к квадрату 5.5)
Как это выглядит на практике?
В принципе, «чистых типажей» руководителя, который на 100 % соответствует одной или другой картине, скорее всего, не существует. И это хорошо. Ведь несложно понять, что если руководитель полностью соответствует первому критерию, то есть он ориентируется исключительно на «силовую» линию производства, то таких руководителей считают тиранами.
Второй тип – «демократ», но с ним успеха не добиться. Когда сотрудники не знают, что такое «дедлайн», то они расслабляются, ни к чему не стремятся, и со временем обесцениваются на рынке труда как специалисты.
Третий тип руководителей - «случайный» - долго на посту не задерживается – или его предприятие обанкротится, или его уволят, ведь ни один инвестор не хочет, чтобы его бизнес развалился.
Четвертого типа в принципе не существует, как и всего идеального или эталонного.

Ну а пятый типаж – это редкость, но к этому показателю рекомендуется стремиться.

нять индивидуальные действия во время развёртывания атаки в середине поля, сделав акцент на его более глубокое взаимодействие с игроками из соседних линий. Индивидуальные действия со стороны нападающего были бы наиболее полезны для команды лишь в завершающей стадии атаки, когда соперник уже прижат к воротам.

Перспективными являются исследования, направленные на поиски закономерностей, которые можно выявить во время применения игроками командных тактико-технических действий.

Литература

1. Варюшин В.В. Игровые упражнения в тренировке взаимодействия футболистов: Метод. разраб. для слушателей Высш. шк. тренеров, фак. повышения квалификации и студентов ГЦОЛИФКа / Варюшин В.В.; ГЦОЛИФК. - М., 1989. - 77 с.

2. Віхров К. Тактика гри у футбол. Групова взаємодія. „ФВ в школі”. - 2004. - №2. - С.23-25.

3. Кучеренко О., Немировский Л. Знаете ли вы футбол? - М.: ФиС., 1980. - 88с.

4. Лебедев Л., Немировский Л. А ваше решение? - М.: Со-в.спорт, 1990. - 95с.

5. Лисенчук ГА. Управление подготовкой футболистов - К.: Олимп. Лит., 2003. - 271с.

6. Лоос Г., Альямани Фади Ахмед Тренер по футболу. - К., 1991. - 112с.

7. Козловский В.И. Подготовка футболистов. - М.: ФиС., 1977. - 173с.

8. Лисенчук ГА. Управление подготовкой футболистов - К.: Олимп. Лит., 2003. - 271с.

9. Лоос Г., Альямани Фади Ахмед. Тренер по футболу. - К., 1991. - 112с.

10. Козловский В.И. Подготовка футболистов. - М.: ФиС., 1977. - 173с.

Поступила в редакцию 10.03.2007г.

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ СПОРТИВНОЙ ШКОЛОЙ

Приходько И. И., Путятина Г.Н. Харьковская государственная академия физической культуры

Аннотация. В статье авторами предпринята попытка системного подхода к организации управления спортивной школой. Спортивная школа представлена как субъект и объект управления, разработана организационная модель спортивной школы.

Ключевые слова: спортивная школа, управление, объект управления, субъект управления, ресурсы организации, организационная модель.

Анотація. Приходько І.І., Путятіна ГМ. Організація управління спортивною школою. У статті авторами використовується системний підхід до організації управління спортивною школою. Спортивна школа представлена як суб’єкт та об’єкт управління, розроблено організаційну модель спортивної школи.

Ключові слова: спортивна школа, управління, об’єкт управління, суб’єкт управління, ресурси організації, організаційна модель.

Annotation. Prikhodko I.I., Putyatina G.N. Organization of management sporting school. In the article authors are undertake the attempt of approach of the systems to organization of management sporting school. Sporting school is presented as a subject and management object, the organizational model of sporting school is developed. Key words: sports school, management, management object, management subject, resources of organization, organizational model.

Введение.

Проблемы сохранения и развития системы спортивных школ являются частью целостной системы развития физической культуры и спорта. Приоритетным направлением государственной политики в сфере физической культуры и спорта является развитие детско-юношеского, резервного спорта и привлечение населения к занятиям физической культурой. Один из показателей социально-экономического развития Украины - количественно-качественная характеристика спортивных школ. На данный момент проводится реформирование основ системы детско-юношеского и резервного спорта путем определения организационно-правового статуса деятельности спортивных школ.

Научные исследования последних лет в сфере физической культуры и спорта характерны тем, что они выполнены на основе использования принципов системного подхода. Среди таких работ следует отметить работы Н.В. Жмарева , который дал глубокий системный анализ спорта как социальной системы, работы И.И. Приходько и В. И. Мудрика , которые, опираясь на методы системного подхода, раскрывают организацию совершенствования управления физической культурой и спортом. Системный подход при исследовании организации управления физической культурой и спортом реализуется как системный анализ, программно-целевые методы и моделирование. Моделирование как метод научного исследования широко применяется для изучения информационных процессов при управлении многоуровневыми системами, комплексными экспериментальными исследованиями, проектными разработками, многопроцессорными вычислительными и информационными системами . Теоретические основы моделирования используются для изучения взаимодействия экономической и социальной эффективности .

Моделирование в физическом воспитании и спорте как метод научного исследования и как один из компонентов системы управления подготовкой спортсменов широко применяется при изучении закономерностей динамики состояния спортсмена в ходе подготовки, правил и форм построения тренировочного процесса . Наибольшее распространение получили модели состояния спортсмена (модельные характеристики его соревновательной деятельности, специальной физической, технической подготовленности, морфофункциональных и психических особенностей) и модели различных структур тренировочного процесса . Однако многие аспекты организационного моделирования и его применения в сфере управления физической культурой и спортом разработаны недостаточно. Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает целостное представление об организационном моделировании, как методологической основе управления, планирования, организации и контроля эффективности деятельности спортивных школ.

Данная работа выполняется в рамках Свод-

ного плана научных исследований Министерства Украины по делам семьи, молодежи и спорта 2006 - 2010 гг. на кафедре менеджмента физической культуры Харьковской государственной академии физической культуры „Організація і технологія удосконалення діяльності суб’єктів та об’єктів управління фізичною культурою і спортом (на прикладі Північно-східного регіону України)”. Шифр: 2.3.5. Номер госрегистрации: 010Ш006475.

Формулирование целей работы.

Цель исследования - систематизировать организацию управления спортивной школой.

Задачи исследования:

1. Охарактеризовать систему управления спортивной школой.

2. Раскрыть организационную модель спортивной школы как субъекта и объекта управления.

Результаты исследования.

Наши исследования основываются на организационном анализе деятельности спортивных школ трех областей Украины (Полтавской, Сумской, Харьковской), а также на результатах опроса директоров и тренеров спортивных школ. Нами выявлена

объективная необходимость систематизации и совершенствования организационной структуры спортивных школ. Системный подход в исследовании спортивных школ как объекта социального управления, на наш взгляд, предполагает рассмотрение спортивной школы в трех аспектах:

■ историческом - с позиции выяснения условий зарождения системы спортивных школ, основных этапов их развития;

■ структурном, который позволяет определить состояние и формы связи компонентов спортивных школ, иными словами организационную структуру;

■ функциональном, который раскрывает способность спортивных школ удовлетворять потребности личности и общества.

Система управления спортивной школой состоит из таких компонентов: механизм управления, организационная структура (субъект! объект) управления и процесс управления. Структурный аспект системного подхода ориентирует исследование деятельности спортивных школ на раскрытие целостности объекта. Спортивная школа как объект уп-

Рис.1. Структурные элементы спортивной школы

равления представляет собой совокупность различающихся между собой элементов: структурных подразделений, занимающихся, тренерско-преподавательский состав (рис. 1).

Общий характер взаимосвязи элементов спортивной школы определяется уровнем развития ее основных составляющих субъектов: учредитель выступает непосредственным создателем объекта; внутришкольное управление осуществляет директор, который несет персональную ответственность за деятельность спортивной школы; заместитель директора и методист являются административными единицами; общественный сектор управления спортивной школой представлен общественными органами внутришкольного управлении (педагогический совет, тренерский совет, родительский комитет); учащиеся и другие структурные подразделения. Необходимо подчеркнуть субъектно-объектную роль элементов системы управления спортивными школами, их способность быть одновременно субъектом и объектом управления, так как каждому элементу системы присущи свой предмет, формы и методы деятельности.

Механизм управления присущ всем без ис-

ключения областям деятельности людей. Механизм управления спортивной школой представляет собой совокупность следующих компонентов: цели управления, принципов, функций, методов и форм управления. Эффективность деятельности спортивных школ по подготовке спортивного резерва обусловлена уровнем государственной политики в системе детско-юношеского и резервного спорта, а именно в совершенствовании взаимосвязей и взаимодействий между субъектами и объектами управления физической культурой и спортом (рис.2).

Кабинет Министров Украины на основе Конституции и законов Украины осуществляет государственное управление реализацией основных направлений государственной политики в сфере физической культуры и спорта. Эффективность организации управления спортивной школы - это создание научно обоснованных организационных форм, методов, техники управления и благоприятных условий для достижения педагогическим коллективом поставленных целей и высоких показателей с использованием имеющихся ресурсов.

Организационную модель спортивной школы мы рассматриваем с двух позиций, как субъект

Рис. 2. Механизм управления спортивными школами

управления и как объект управления. Организационная модель спортивной школы как субъекта управления (управляющей подсистемы) характеризуется следующими блоками параметров:

■ цель и эффективность деятельности;

■ состояние управляемой системы;

■ использование ресурсов в управляемой системе.

Блок целей характеризуется эффективностью влияния организации управления на конечные результаты деятельности и включает параметры:

■ эффективность влияния организации управления на результат деятельности и выражается в использовании администрацией спортивной школы основ научной организации труда, внедрении в практику работы результатов научных исследований в сфере физической культуры и спорта, использовании компьютерных технологий в процессе построения учебно-тренировочных занятий;

■ уровень профессиональной компетенции аппарата управления в спортивной школе (директора, заместителя, методиста):

■ повышение квалификации административного и тренерско-преподавательского состава;

■ функционирование общественного сектора внутришкольного управления (педагогический совет, тренерский совет, родительский комитет).

Данный блок характеризует эффективность системы управления в спортивной школе, которая в первую очередь зависит от профессиональных и личностных характеристик директора.

Блок использования ресурсов в системе управления характеризует соотношение общей эффективности деятельности спортивной школы и затрат на управление (наличие полного состава администрации спортивной школы, эффективность принятия управленческого решения).

Организационная модель спортивной школы как объекта управления (управляемой подсистемы) характеризуется такими блоками параметров:

■ цели, которые характеризуют задачи, стоящие перед спортивной школой;

■ состояние учебно-тренировочного процесса, спортивные достижения;

■ использование ресурсов.

В блоке параметров цели раскрываются стороны деятельности спортивной школы. Главная цель и основная задача спортивных школ - обеспечение привлечения детей к регулярным занятиям физической культурой и спортом, а также селекция наиболее одаренных воспитанников в системе подготовки спортивного резерва.

В блоке параметров состояния учебно-тренировочного процесса спортивная школа характеризуется:

■ степенью специализации (ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ);

■ количеством занимающихся в группах (по куль-

тивируемым видам спорта);

■ структурой учебно-тренировочного процесса (цикличность построения);

■ внешними и внутренними связями;

■ составом и структурой тренерских кадров и вспомогательного персонала.

В блоке использования ресурсов отражается:

■ использование финансовых средств (основных и дополнительных источников);

■ использование материально-технических ресурсов (наличие собственной или арендованной спортивной базы, спортивного инвентаря, оборудования, использование коммунальных услуг);

■ рациональное использование трудовых ресурсов (педагогическая нагрузка на одного трене-ра-преподавателя, стимулирование труда, повышение квалификации, уровень социальной защищенности).

В результате анализа и обобщения системы управления спортивной школой мы пришли к заключению о том, что:

1. Система управления спортивной школой представляет иерархию организованных подсистем.

2. Уровни иерархии формируются в процессе деятельности спортивной школы.

3. Каждый уровень иерархии обладает собственным ресурсным и информационным полем.

4. Процесс управления происходит на каждом уровне.

5. Управление происходит с учетом имеющихся ресурсов.

Таким образом, проведенное исследование подтверждает необходимость использования системного комплексного подхода в научном обосновании организации деятельности спортивных школ. Это дает основания разработки Целевой комплексной программы совершенствования управления деятельностью спортивных школ до 2011 г. в региональном масштабе.

Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем организации управления спортивной школой.

Литература

1. Жмарев Н. В. Системный поход и целевое управление в спорте. - К.: Здоров’я, 1984. - 144с.

2. Исаев А. А. Олимпийская педагогика: опыт моделирования психолого-педагогических технологий детско-юношеского спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1998. - 240с.

3. Кофман Л.Б. Педагогические принципы и модели организации физкультурно-спортивной деятельности детей и молодежи: Дис...д. пед. н.: 13.00.04. - М., 1998. - С. 4456.

4. Круцевич Т. Модельно-целевые характеристики физического состояния в системе программирования физкультурно-оздоровительных занятий с подростками// Наука в Олимпийском спорте. - 2002. - №1. - С. 23-29.

5. Михеев Е.А. Научно-методические основы моделирования информационных процессов для обеспечения подготовки специалистов по управлению многоуровневыми производ-

ственными системами: Дис...канд. тех. наук: 05.13.06. -М., 2005. - С. 22-29, С. 32.

6. Приходько И.И., Мудрик В.И. Комплексный подход к организации совершенствования управления физической культурой и спортом// Материалы научно-практической конференции «Научно-практические проблемы преподавания физической культуры в высших учебных заведениях». -Белгород: БЮИ. - 1999. - С. 27-30.

7. Федулова Л.І. Організаційно-економічні моделі багатофункціонального управління виробничою діяльністю на основі сучасного менеджменту. - Миколаїв: Вид-во УДМ-ТУ, 1997. - 170с.

8. Шкода Р.В. Теоретические основы моделирования взаимодействия экономической и социальной эффективности: Дис.канд. экон. наук: 08.00.01. - Волгоград, 2001. - 162с.

Поступила в редакцию 04.04.2007г.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНА И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В ТАКТИКЕ БЕГА НА ВЫНОСЛИВОСТЬ

Рыбковский А.Г.

Донецкий национальный университет

Аннотация. Тактическая подготовка спортсмена во время бега на средние и длинные дистанции включает теорию, методику развития выносливости и на этой базе решение двигательных задач по определению тактических вариантов ведения борьбы на дорожке, как эффективное средство реализации своей готовности. В основу моделирования тактических вариантов положены расчеты скорости бега на дистанциях от 800 м до марафонской (42 км 195 м). На основании чего построен алгоритм управления скоростью во время бега на средние и длинные дистанции.

Ключевые слова: тактическая подготовка, модели, координация движений, специальная выносливость. Анотація. Рибковський А.Г. Технічна підготовка спортсмена та її реалізація в тактиці бігу на витривалість. Тактична підготовка спортсмена під час бігу на середні і довгі дистанції включає теорію, методику розвитку витривалості і на цій базі рішення рухових задач по визначенню тактичних варіантів ведення боротьби на доріжці, як ефективний засіб реалізації своєї готовності. В основу моделювання тактичних варіантів покладені розрахунки швидкості бігу на дистанціях від 800 м до марафонської (42 км 195 м). На підставі чого побудовано алгоритм керування швидкістю під час бігу на середні і довгі дистанції.1

Ключові слова: тактична підготовка, моделі, координація рухів, спеціальна витривалість.

Annotation. Ribkowskii A.G. Technical training of the sportsman and its realization in tactics of run on persistence. The tactical preparation of the sportsman during run on average and long distances includes the theory, procedure of development of persistence and on this base the decision of motorial problems by definition of tactical variants of conducting struggle on a track, as an effective agent of realization of the readiness. In a basis of modeling of tactical variants the accounts of rate of run on distances from 800 m up to marathon (42 km 195 m) are fixed. On the establishment that the algorithm of control of rate is constructed during run on average and long distances. Keywords: tactical preparation, model, coordination of locomotions, special persistence.

Введение.

Реализация тактической подготовки как определенных вариантов ведения борьбы в условиях соревнований, позволяет спортсмену более эффективно использовать уровень своей специальной

подготовленности. Возросший уровень конкуренции в беге при равной функциональной готовности показывает, что побеждает спортсмен, который зная свои и соперников достоинства и недостатки, вместе с тренером составляет выигрышные тактические программы, как в активной, так и пассивной форме. В активной форме программа поведения спортсмена составляется заранее, когда известны участники забега и их возможности. Пассивная форма предполагает действия спортсмена, как ответное поведение на маневры соперников. В первом варианте, спортсмен использует, прежде всего, свою предрасположенность к равномерной скорости бега по всей дистанции или на отдельных финишных отрезках. Во втором варианте, спортсмен по уровню своей подготовки может мгновенно реагировать на изменения скорости соперников, предпочитая держаться в «тени» и не показывая заранее свои тактические намерения. Как правило, такие спортсмены имеют универсальный уровень подготовки, одинаково владея несколькими вариантами техники бега и запасом скоростной выносливости.

В этой связи исключительно высокие требования предъявляются к надежности и точности реализации тактических программ в экстремальных ситуациях соревнований. Если спортсмен технически и функционально подготовлен к различным переключениям скорости независимо на каком отрезке дистанции, это необходимо сделать, то не имеет значения выбор варианта тактики бега, как «пассивного», так и «активного», когда на тактические варианты спортсмен отвечает по ходу бега адекватными действиями .

На современном этапе подготовки спортсменов в беге на средние и длинные дистанции выносливость приобретает новое качество - сохранение высокой скорости бега на отрезках финиширования. Это в свою очередь, накладывает отпечаток и на тренировочный процесс спортсменов-средневиков и стайеров, когда значительный объем скоростной работы выполняется на фоне утомления.

Работа выполнена по плану НИР Донецкого национального университета.

Формулирование целей работы.

Цель работы - изучить тактические варианты в беге на средние и длинные дистанции с учетом техники бегового шага.

Результаты исследований.

В основу моделирования тактических вариантов, мы взяли расчеты скорости бега на дистанциях от 100 м до марафонской (42 км 195 м). При построении графика скорости бега рассматривалась средняя скорость пробегания для каждой дистанции. Наиболее высока средняя скорость бега отмечается у женщин на дистанции 100 м, у мужчин на 200 м. Математические расчеты показали, что при сопоставлении средней скорости бега с длиной дистанции отсутствует линейная зависимость между этими параметрами. Например, при увеличении дистанции в 2 раза от 100 до 200 м,

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

I.Создание спортивной школы. Спортивная школа любого вида и наименования создается учредителем по собственной инициативе и регистрируется уполномоченным органом местного самоуправления в заявительном порядке.

3 слайд

Описание слайда:

Учредителем спортивной школы как учреждения дополнительного образования в соответствие со статьей 11 закона «Об образовании» могут быть: органы государственной власти отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения отечественные и иностранные общественные и частные фонды граждане Российской Федерации и иностранные граждане

4 слайд

Описание слайда:

II.Организация деятельности ДЮСШ. ДЮСШ возглавляет директор Формой самоуправления ДЮСШ являются общее собрание и тренерский совет Директор самостоятельно определяет и утверждает структуру ДЮСШ, ее штатный состав, назначает на должность и освобождает от должности работника ДЮСШ

5 слайд

Описание слайда:

III.Организация учебно-тренировочного процесса. ДЮСШ организует работу с обучающимися в течение календарного года, начало окончание которого зависят от специфики вида спорта.

6 слайд

Описание слайда:

Основными формами учебно-тренировочного процесса в ДЮСШ являются: Групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия Работа по индивидуальным планам Медико-восстановительные мероприятия и медицинский контроль Тестирование Участие в соревнованиях и учебно-тренировочных сборах Инструкторская и судейская практика учащихся

7 слайд

Описание слайда:

IV.Основные критерии оценки труда тренерско-преподавательского состава ДЮСШ На этапе начального подготовки – стабильность контингента занимающихся; количество учащихся, зачисленных в учебно-тренировочные группы На учебно-тренировочном этапе – уровень физической подготовленности и спортивных результатов На этапе спортивного совершенствования – результаты выступления спортсменов-учащихся на региональных и российских соревнованиях На этапе высшего спортивного мастерства – результаты выступления спортсменов на республиканских, международных соревнованиях, количество учащихся, зачисленных членами, стажерами в сборную команды РФ

8 слайд

Описание слайда:

V. Планирование и учет работы ДЮСШ Планирование работы в ДЮСШ осуществляется посредствам разработки и систематического ведения следующих основных документов: 1)Годового плана учебно-тренировочной, воспитательной и организационно-хозяйственной работы спортивной школы. Составляет директор школы. 2)Годовых планов работы с группами, расписания занятий, календаря и программы спортивных соревнований и спортивных праздников. Составляет заведующий учебной частью и старшим тренером ДЮСШ. 3)График прохождения учебного материала по циклам, месяцам и неделям подготовки или рабочих планов подготовки. Составляются старшим тренером. 4)Годовых индивидуальных планов подготовки спортсменов – кандидатов в сборные команды РФ. Составляются тренерами спортсменов. 5)Поурочных планов-конспектов. Составляются тренерами групп.

9 слайд

Описание слайда:

Учет работы ДЮСШ ведется при помощи следующих документов: Журналов, табелей и дневников учебно-тренировочной работы тренеров Книги регистрации детей, прошедших начальное обучение Учетных карточек спортсменов Протоколов соревнований Дневников спортсменов Книги рекордов ДЮСШ по возрастным группам Врачебно-контрольных карточек спортсменов Протоколов педагогических советов школы Методических разработок тренеров по обучению и тренировке Приказов и распоряжений по ДЮСШ Отчетов о проведении лагерных и учебно-тренировочных сборов Годовых отчетов директора, старших тренеров и врача ДЮСШ Официальной переписки

Рекомендуем почитать

Наверх