Способы печати фотографий. Виды фотопечати и нанесение изображения на скинали Виды распечатки фотографий

Кредитование 15.01.2020
Кредитование

Яркое изображение на
стеклянной столешнице
обеденного стола
нанесено методом фотопечати

Фотопечать на стекле - один из трендовых декоративных приемов художественного оформления стеклянных изделий и мебели. Этот способ позволяет получить красивые высокоточные полноцветные изображения.

Существуют разные способы фотопечати на стекле - прямая фотопечать, пленочная фотопечать и триплексная.

Прямая печать , когда изображение наносится непосредственно на стеклянную поверхность, производится ультрафиолетовыми (УФ) чернилами либо керамическими запекаемыми красками .

Сущность технологии УФ фотопечати заключается в переносе изображений на стекло посредством принтера, оснащенного ультрафиолетовыми лампами. Предварительно стеклянная поверхность обрабатывается особыми химическими веществами - праймерами, чтобы краска лучше проникла в материал, а рисунок был более устойчивым. Затем специальные фиксирующие фотополимерные чернила наносятся на стеклянную поверхность и подвергаются воздействию УФ-излучения для так называемой «сушки». Изображения фотографического качества, полученные таким образом, износоустойчивы и долговечны. Недостаток УФ печати - высокая стоимость по сравнению с сольвентной печатью, про которую речь пойдет чуть позже. Однако, определяющим фактором при выборе УФ печати становится качество и долговечность.

При использовании керамических красок изображение, нанесенное на широкоформатном цифровом принтере, подвергается обязательной закалке. Под действием высокой температуры краска впекается в стеклянную поверхность и становится ее частью. Изображение, полученное этим способом, устойчиво к внешним воздействиям (перепаду температур, влаге, химически агрессивной среде) и истиранию - краску, ставшую частью верхнего слоя стекла тяжело повредить. Закаленное безопасное стекло со стойким изображением фотографического качества находит широкое применение при наружном остеклении.

Прямая печать может выполняться как с лицевой стороны стекла, так и с изнаночной. Безусловно, печать с обратной стороны безопаснее для всех видов стекол и красивее для прозрачного стекла. Иногда для защиты рисунка с лицевой стороны используют ламинацию (покрывают пленкой) или покрытие лаком.

Более простой способ фотопечати - печать на пленке . Для нее используется специальный принтер и сольвентные краски, которые нанося в жидком виде на прозрачную пленку, высыхают естественным путем, а затем наклеиваются на стеклянную поверхность с обратной стороны. В этом случае применяется зеркальный метод печати. Однако, несмотря на то, что пленка располагается с изнаночной стороны изделия, при неаккуратном обращении ее можно поцарапать острым предметом, со временем края пленки могут отслаиваться от стекла или скручиваться. Иногда поверх изображения на прозрачной пленке, может наклеиваться белая матовая пленка. Например, для стеклянного фартука - прозрачные участки, которые некрасиво будут выглядеть на фоне стены, будут естественно смотреться на белом фоне.

Несмотря на выше описываемые недостатки, в этом способе фотопечати на пленке есть одно несомненное достоинство - надоевшее изображение можно менять так часто, как захочется. Однако эту работу лучше доверить профессионалам. Клеить самим, если Вы не специалист, не стоит, можно потратить время, нервы и деньги, заплаченные за пленку, а в итоге результат может разочаровать.

Сольвентная печать позволяет создавать яркие и сочные цветные образы, которые по сравнению с УФ печатью обойдутся намного дешевле. Но если не стоит вопрос об экономии, то предпочтение лучше отдать УФ печати с более лучшей цветопередачей.

Пленка с фотопечатью может использоваться при триплексовании. В этом случае высококачественная пленка с изображением помещается между двух стеклянных листов, которые склеивают между собой посредством температурной обработки и высокого давления. Полученное таким образом стеклянное изделие отличает высокая устойчивость к механическим воздействиям, перепадам температур, выцветанию и абсолютно безопасно для человека.

Фотопечать может наноситься на любые стекла - , и пр. Изображение может быть плоским, когда наносится на гладкую поверхность, и объемным, когда печатается на рельефной поверхности. Также рельеф рисунку можно придать посредством краски, выступающей над поверхностью стекла.

Метод нанесения термостойкого
изображения фотопечатью
на стекле

Выбор изображения для фотопечати чрезвычайно широк. Перенести на стекло можно любую личную фотографию или понравившийся рисунок - репродукцию известных картин, пейзаж, портрет, природные мотивы, графику, узоры, орнамент, абстракцию и многое другое. С помощью фотопечати можно создать имитацию различных природных материалов (дерево, мрамор, камень и пр.) и 3D рисунки различной сложности.

Высокое качество и четкость изображения, цветопередача, устойчивость к солнечному свету позволяют методу переноса фото на стекло сохранять актуальность при декорировании мебели и изделий из стекла. Фотопечать украшает межкомнатные двери, стеклянные перегородки, столешницы, стеклянную мебель (столы, подвесные шкафы и полки), стеклянные панели, потолки, полы, ограждения лестниц, окна. Способом фотопечати можно оформить стекло с логотипом или фирменной символикой организации для офиса. Оригинальный фартук для кухни из стекла с фотопечатью стал достойной альтернативой традиционной кафельной плитке, а водонепроницаемость стеклянных изделий с фото позволяет декорировать кухни, душевые и ванные комнаты. Фотопечать оживит и украсит любое изделие из стекла - посуду, светильники, картины, сувениры.

Конверты с напечатанными фотографиям.

Цифровая фотография позволяет просматривать результаты съемки прямо на компьютере, поэтому сегодня мы печатаем значительно реже, нежели в пленочные времена. Однако именно благодаря «эксклюзивности» задачи растут и требования к качеству твердых копий: потратив время на отбор и обработку лучших снимков, мы ожидаем увидеть на бумаге не менее качественный результат. Но как добиться максимального совпадения нашего изображения на мониторе и фотобумаге? При подготовке файлов к печати у многих (даже опытных) фотографов возникают вопросы, на самые распространенные я и постараюсь дать ответ.

  • Что такое минилабы?
  • Как управлять резкостью на отпечатке?
  • Какую бумагу выбрать - матовую или глянцевую?
  • Как сделать так, чтобы отпечаток соответствовал картинке на мониторе?
  • Что такое цветокоррекция при печати и зачем она нужна?
  • Как узнать параметры цветокоррекции, которую внес оператор при печати?
  • Можно ли напечатать настоящее ч/б?

Какие существуют способы печати фотографий?

Наиболее распространенные на сегодняшний день технологии:
* фотопечать в химическом процессе;
* струйная печать.

В первом случае картинка проецируется в темноте на фотобумагу; далее отпечаток поступает в химический
процесс - проявка, отбелка, фиксаж, промывка. Все как в старые добрые времена, вплоть до сушки. Только глянцевателей теперь нет, а отражающие свойства поверхностей реализованы в самих материалах - это матовая, глянцевая, тисненая бумага, а также бумага с металлизированным покрытием (metallic), пленка на просвет (duratrans) и др.

Во втором случае картинка формируется краской. Список материалов струйной печати огромен: это не только обычная бумага, но и холст, джинса, сетчатые ткани, прозрачные и металлические пленки, виниловые баннеры, акварельные бумаги и многие другие материалы, вплоть до экзотических.

Оба способа печати представляют большой интерес для фотографирующей аудитории. Каждая из технологий обладает своими особенностями, достоинствами и недостатками. Обычно при сравнении рассматривают такие параметры, как формат печати, спектр материалов, себестоимость отпечатка, его износостойкость, скорость печати, оперативность вывода, цветовой охват, стоимость оборудования, требования к площадям и условиям эксплуатации, стабильность параметров печати, возможности тиражирования, последующей финишной обработки (покрытия лаком, ламинирования, накатки на основу) и т. д. Сложно назвать струйную печать и фотопечать конкурирующими технологиями. Для разных задач используются разные возможности.

По экспертным оценкам, доля химической фотопечати на сегодняшний день составляет 85-90% от общего объема фотоотпечатков, появляющихся на бумаге. Например, PMA (Photo Marketing Association) в отчете за 2005 г. приводит цифру 90%, а мнения участников российского рынка, согласно исследованиям The Boston Consalting Group, проведенным в сентябре 2007-го, склоняются к 85-95%. Остальные отпечатки приходятся в основном на домашнюю струйную печать. В рамках этой статьи речь пойдет о самом распространенном способе печати - химической фотопечати. Хотя большинство рассмотренных вопросов вполне применимы и для струйной, а также для других способов печати.

Что такое минилабы?

В современных фотолабораториях основная масса фотографий печатается на специальных машинах, которые называют минилабами. Это оборудование ориентировано на печать малых и средних форматов - как правило,
от 10 х 15 до 30 х 90 см включительно. Особенность минилабов заключается в оптимизации процессов под массовую фотопечать типовых (не произвольных) форматов. С помощью специальной лазерной или светодиодной головки изображение из графического RGB-файла экспонируется на фотобумагу со светочувствительной эмульсией, далее отпечаток попадает в классический «мокрый» процесс. Современные минилабы в совокупности с технологиями работы по локальной сети позволяют печатать 1000-1800 цифровых отпечатков 10 х 15 в час и более. При печати с фотопленки негатив или слайд сканируется специальным встроенным сканером, далее работа с картинкой строится так же, как с обычным файлом. В небольших лабораториях, где остановка производства не слишком критична для бизнеса, обычно имеется одна машина. В средних же и крупных лабораториях редко установлено меньше 2-3 высокопроизводительных минилабов.

За последние несколько лет рынок производителей минилабов сузился до двух гигантов - компаний Noritsu и Fuji.
По неофициальным данным, в это время предпринимались попытки к объединению соответствующих подразделений в единую корпорацию, однако Антимонопольный комитет Японии этого не допустил. В результате сегодня обе компании производят практически одинаковые минилабы, но под разными логотипами. Все остальные производители минилабов прекратили свою деятельность. С недавних пор на рынке стали появляться китайские производители, в частности Sophia. Несмотря на то, что их минилабы фактически копируют Noritsu, качество этих машин оставляет желать лучшего, поэтому используются такие машины в основном в лабораториях без каких-либо значимых требований к качеству печати. Судя по всему, доля подобных машин в мире пока несущественна.

Кроме минилабов существуют печатные машины для больших форматов. Лидером «большого формата» в наше время является итальянский производитель Durst. В целом технологии печати на этих машинах такие же, как на минилабах. Основные различия заключаются в возможных форматах печати, разрешении и цветовом охвате, который, как правило, несколько выше для больших машин. Если минилабы ориентированы на типовые форматы, то машины большого формата позволяют печатать произвольные размеры в пределах максимально возможного.

В каком максимальном размере можно напечатать файл?

Перед тем как отправить фотографии на печать , многие фотографы начинают искать в Интернете таблицы соответствия мегапикселей матрицы и возможных размеров печати. Такие таблицы действительно существуют, но важно понимать, что они условны. Дело в том, что восприятие изображения напрямую зависит от условий просмотра и, в частности, от расстояния, с которого мы будем смотреть на картинку. Вспомните уличные билборды на стенах девятиэтажных домов: если подойти к ним вплотную, мы увидим зерно или пиксели размером с лошадиную голову. Более того, мы не увидим ничего, кроме нескольких подобных пятен. Но предназначено ли такое изображение для того, чтобы вплотную водить перед ним носом? Конечно, нет. А сможем ли мы в принципе подобраться так близко? Вряд ли. Поэтому, прежде чем приступить к составлению таблицы размеров, намотаем на ус: она может нам помочь лишь сориентироваться для условий просмотра с близкого расстояния. С близкого, потому как только в этом случае мы можем оценить оптическое разрешение печати. Чем больше формат печати, тем с большего расстояния мы будем на него смотреть, поэтому с ростом формата уменьшается значимость разрешения печати для восприятия глазом.

Примерная таблица размеров печати

* Практика показывает, что в случае химической фотопечати благодаря оптическим свойствам эмульсии фотобумаги достаточным разрешением для качественной печати является 200 dpi. Исходя из такого разрешения просчитана приведенная таблица. Напоминаю, что чем больше формат печати, тем с большего расстояния мы на него
смотрим - соответственно, тем меньше может быть оптическое разрешение печати.

На практике разрешения печати, например, для уличных билбордов, порой достигают 20-30 dpi и ниже. А свои фотографии с 8-мегапиксельной камеры мне не раз доводилось печатать в формате 76 х 112 см. Если рассматривать такую картинку в упор, то эффект пикселизации будет заметен. Если же смотреть на нее в нормальных условиях (с расстояния двойной диагонали изображения), то сложно даже заподозрить, что разрешение печати чуть больше 100 dpi.

В чем разница между 10 х 15 и 11 х 15?

Изначально форматы печати рассчитывались под наиболее распространенные форматы кадров. На рассвете пленочной эры большинство любительских камер снимало на пленку 135-го типа в формате кадра 24 х 36 мм. Соотношение сторон такого кадра 2:3 - именно под него создавались форматы печати 10 х 15, 20 х 30, 30 х 45 и др.

С появлением цифровых фотоаппаратов производители стали ориентироваться на формат компьютерных мониторов, который в большинстве случаев близок к соотношению сторон 3:4. На сегодняшний день распространены камеры обоих типов: * с соотношением сторон кадра 2:3 (как правило, малоформатные зеркальные камеры);
* с соотношением сторон кадра 3:4 (как правило, малоформатные любительские камеры).

Если напечатать кадр 3:4 в формате 10 х 15, то значительная часть изображения либо останется за пределами печати, либо на снимке образуются широкие белые поля (в зависимости от режима печати). Чтобы устранить это недоразумение, фотолаборатории стали активно предлагать клиентам новый формат печати - 11 х 15, соотношение сторон которого близко к 3:4. Сегодня он уже стал стандартным - под него изготавливают фотоальбомы, рамки, конверты, коробки, различные аксессуары.

Если вы печатаете фотографии без предварительного кадрирования, то для выбора наиболее оптимальных форматов печати необходимо выяснить (рассчитать) соотношение сторон кадра в вашей камере.

Ниже приводятся некоторые распространенные форматы печати в привязке к соотношениям сторон кадра:

Соотношение сторон кадра 2:3 Соотношение сторон кадра 3:4
10 х 15 см 11 х 15 см
15 х 20 см 15 х 22 см
30 х 45 см 30 х 40 см

Кадр в обрез или целиком - как задать режим печати?

Так как в общем виде любой файл имеет произвольные размеры (произвольные соотношения сторон), то при его печати в любом стандартном формате всегда встает вопрос, как кадрировать. Математически существует только три варианта размещения картинки на итоговом отпечатке. В программном обеспечении минилабов соответствующие режимы печати обозначены следующим образом: * overall (кадр целиком);
* cut (кадр в обрез); * real size (реальный размер).

Если вы уже читали , то вы уже знаете, что существует 2 основных вида оборудования для печати изображений на скинали: широкоформатная фотопечать сольвентными чернилами на виниловой пленке и УП-печать. Изображения для интерьера печатают с разрешением 1140 dpi (точек на дюйм). Рассмотрим эти способы печати подробнее.

Широкоформатная фотопечать сольвентными чернилами

Это один из самых распространенных видов широкоформатной печати. Печать происходит на широкоформатных принтерах (плоттерах) с использованием чернил на основе растворителя – сольвента. Принцип печати таких плоттеров практически не отличается от обычных бытовых струйных принтеров. Широкоформатные плоттеры позволяют печатать на рулонных материалах разной ширины (зависит от модели плоттера), таких как виниловая пленка, баннерное полотно, холсты и т.д. Максимальная ширина широкоформатной печати может достигать 3200 мм.

Качество фотопечати при использовании сольвентных чернил зависит от качества используемых расходных материалов и даже от модели самого печатающего плоттера, но в большинстве случаев его достаточно для печати изображений на скинали.

К плюсам широкоформатной печати сольвентными чернилами можно отнести:

  1. Относительно, недорогое оборудование и низкая себестоимость печати;
  2. Высокое качество и устойчивость печати.

Минусом сольвентных чернил является их токсичность. Чтобы изображение было более устойчивым к внешним воздействиям, для растворения красящих пигментов используется агрессивный растворитель (сольвент) в состав которого входит циклогексанон – очень токсичный компонент, который опасен для человека и окружающей среды. Кроме того, чернила и напечатанное изображение имеют специфический запах (после ламинации практически не чувствуется). Сейчас существует несколько разновидностей экосольвентных чернил, которые отличаются уровнем токсичности:

  1. Чернила на основе жесткого сольвента;
  2. Низкосольвентные чернила;
  3. Экосольвентные чернила;
  4. Биосольвентные чернила.

Первые два типа чернил являются самыми токсичными и напечатанные ими изображения рекомендуется использовать только для наружного применения (например, в наружной рекламе), но на практике их часто используют и для интерьерной печати. Чем меньше содержание токсичных веществ, тем хуже (теоретически) качество и устойчивость напечатанных изображений, на практике отличия не всегда заметны и не критичны.

При использовании плоттеров на сольвентных чернилах (кроме биосольвентных) нужно соблюдать меры по технике безопасности: в помещении обязательно должна быть установлена вентиляция, а работники должны использовать средства защиты дыхательных путей.

Для печати изображений на скинали, чаще всего используются экосольвентные чернила либо УФ-печать.

УФ-печать

УФ-печать — это печать специальными дисперсными чернилами, которые застывают под воздействием ультрафиолетового излучения. Технология УФ-печати позволяет печатать не только на рулонных материалах, как сольвентные принтеры, но и на твердых листовых материалах, таких как пластик, стекло, керамика и т.д.

Использование УФ-печати для прямой печати значительно упрощает процесс изготовления скинали панелей, но у этого способа печати также есть свои особенности, положительные и отрицательные свойства.

По сравнению с сольвентной фотопечатью, УФ немного уступает по качеству напечатанных изображений: минимальный размер напечатанной точки (пикселя) у УФ-чернил больше, за счет чего общее разрешение напечатанного изображения уменьшается.

Огромным плюсом УФ-печати, как уже написано выше, является возможность прямой печати, что позволяет значительно упростить процесс изготовления скинали и кухонных фартуков. Также УФ-печать дает возможность печатать белым цветым, что также является весомым плюсом данной технологии.

Кстати, для лучшего сцепления краски с поверхностью стекла и увеличения устойчивости напечатанного изображения, перед печатью желательно использовать специальный грунт (он же праймер), который увеличивает адгезию (сцепляемость) стекла и чернил, а после можно покрыть печать лаком.

Как наносится изображение на скинали

С прямой УФ-печатью на стекле и других материалах все понятно, с нанесением изображения на пленке немного сложнее.

При использовании пластика, МДФ и других материалов, кроме стекла, изображение печатается в фотокачестве на белой самоклеящейся виниловой пленке и просто наклеивается на основу. Для увеличения срока службы, изображение лучше заламинировать. Такой способ применяют при изготовлении недорогих скинали.

При использовании стекла, процесс нанесения изображений немного отличается и зависит от типа используемого стекла. Если в качестве основы для скинали используется обычное либо закаленное стекло, то изображение печатается в зеркальном отражении на прозрачной пленке, которая ламинируется белой пленкой, которая дополняет изображение белым цветом, т.к. он теряется при печати на прозрачной пленке, а также выполняет защитную функцию. Затем пленка с напечатнным изображением наклеивается на заднюю сторону стекла. Если нужно сделать, чтобы скинали из стекла была прозрачной, то белую пленку приклеивать не нужно, но для таких целей лучше использовать прямую УФ-печать на стекле.

Вручную ровно и без воздушных пузырей наклеить пленку с изображением практически невозможно, поэтому обычно используется специальное оборудование.

Для переноса изображений на стекло триплекс часто наклеивают пленку с изображением как описано выше, но лучше и надежнее помещать напечатанное изображение внутрь триплекса при его изготовлении, правда при этом стоимость конечного изделия заметно увеличивается.

Не нужно забывать, что качество печати скинали зависит не столько от способа печати и оборудования, сколько от качества самого изображения. О требованиях к изображениям и необходимом количестве мегапикселей для печати качественного изображения читайте .

Здравствуйте, дорогие читатели! Последнее время, особым признанием пользуется фотопечать на стекле, что она из себя представляет, а также где применяется, Вы узнаете из этой статьи!

Итак, как же можно использовать фотопечать на стекле при декоре интерьера? Технология фотопечати, применяется для создания декора мебели, кухонных фартуков, столешниц, стеклянных дверей шкафов, межкомнатных дверей, комнатных перегородок. Потрясающе, не так ли?! Декору можно подвергнуть практически все основные детали интерьера, меня допустим более всего привлекают кухонные фартуки (примеры таких фартуков будут представлены на фото ниже), которые в миг сделают кухню не только стильной, но и эксклюзивной!

Данная технология позволяет нанести на поверхность стекла любые изображения: животных, цветов, природы, людей, автомобилей, техники, предметов, абстракции, различные узоры и так далее. При сильном желании профессионалы могут нанести семейное фото! Представляете, какой полет фантазии?



Преимущества фотопечати на стекле.

Поверхность с фотопечатью обладает привлекательным внешним видом, к тому же считается практичной и долговечной. Материал не боится воздействий влаги, солнечных лучей и химических составов. Изделие с применением фотопечати легко очищается простыми полирующими средствами. Нельзя не упомянуть, что на поверхность стекла можно нанести абсолютно любое изображение, будь то просто понравившаяся картинка или любимое семейное фото.






Разновидности фотопечати на стекле.

Существует несколько видов фотопечати: использование готового рисунка (нанесенного на тонкую пленку) и печать на само стекло (уф-фотопечать и уф-фотопечать с применением нанокрасок).

Разберем каждый вид по отдельности:

1. Пленка с готовым изображением приклеивается с тыльной стороны стекла, в этом случае лицевая часть остается гладкой и без изменений. Такой метод является наиболее популярным и приемлемым по стоимости. Но это вовсе не означает, что весь процесс нанесения пленочного изображения прост, нередко для получения готового и эффектного изображения используется несколько слоев специализированной пленки с различными цветовыми переходами, из-за чего процесс наклеивания становится времязатратным, так как на приклеивание одного слоя уходит порядка одних суток. К тому же сам процесс очень ответственен, ведь нужно постоянно следить, чтобы на поверхности не появились «пузыри» — воздушные каверны.

2. Фотопечать непосредственно на стекле , еще называют полноцветной фотопечатью. Изображение наносится с применением специальных машин (принтеры для УФ фотопечати) — ультрафиолетовыми лучами.

УФ-фотопечать, подразделяется на два способа. 1. На подготовленное стекло наносится тонкий слой основы, а именно прозрачный лак, на который собственно и наносится изображение. 2. Печать сразу на стекло при помощи обжига красок ультрафиолетом.

УФ-фотопечать с применением нанокрасок. Благодаря своему составу, такие краски приникают в микропоры даже самого идеально-гладкого стекла, причем такие краски совершенно не боятся воздействий высоких температур, они настолько въедаются в поверхность стекла, что делают изображение устойчивым к различным механическим воздействиям! В отличии от пленочной печати, рисунок получается более реалистичным и насыщенным. Кроме того изделие не отслаивается по углам, не скатывается и не отстает от поверхности. Поэтому такой вид фотопечати можно использовать даже вне дома.




Из видео Вы узаете, как происходит ручное нанесение фотопечати на стекло с тыльной стороны:

В заключении хотелось бы сказать, что фотопечать будет выгодно смотреться не только на матовых поверхностях, но и на зеркальных, глянцевых и даже прозрачных материалах. Такие стеклянные элементы помогут украсить и даже преобразить внутренние части помещений, а при необходимости использоваться в оформлении внешнего фасада здания. Ограничений по выбору изображения просто не существует, можно использовать обычную графику или нанести собственную фотографию. Кроме всего прочего, рисунок на стекле выглядит очень стильно, модно и неординарно.

Уважаемые читатели, интерьерная индустрия не стоит на месте, а постоянно совершенствуется и развивается, еще несколько лет назад мы не знали о фотопечати на стекле, а сейчас уже активно используем ее в интерьере. Чтобы не пропустить выход новых, интересных статей рекомендую Вам подписаться на получение новостей с сайта «Уют в Доме».

Давайте раз и навсегда поставим точку в спорах о том, что, де, без
фотошопа было чистое искусство, фотографии вообще не обрабатывались,
ничего с ними не делалось, а печатали их "как есть", что все дело
только в съемке, а кто не снял как следует и вздумал потом фотографию
обработать, тот не фотограф, а мошенник и трюкач. Для этого почитаем
вот такую вот статью Игоря Ильинского о холокопии и той самой
знаменитой unsharp mask (нерезкой маске), но только не в фотошопе,
а в темной комнате за увеличителем. И таких приемов там просто масса.
Некоторые из них упоминаются в статье. Это то, чем реально пользовались
и пользуются профи в лабораториях.

Получение качественного отпечатка с чёрно-белого негатива требует выполнения
целого ряда условий, основным из которых является правильный подбор фотобумаги.
Известно бытующее среди фотографов требование на зтот счёт: контрастный нега­тив
требует для печати мягкой по контрастности фотобумаги, а мягкий, наоборот,
контрастной.

Методы нерезкой маски и холокопии

В статье «Чёрно-белая печать без секретов» (ФМ № 5, 6"02) было
уточнено это требование, исключающее субъ-ективизм как при оценке контраста
негатива, так и при выборе фотобумаги для него. В статье было указано условие
(выведенное на основе сенситометрического метода как наи­более объективного),
позволяющее из большого ассортимен­та чёрно-белых фотобумаг выбрать именно ту,
которая наилуч­шим образом подходит к конкретному негативу. Таким усло­вием
является соответствие контраста негатива, численно вы­раженное интервалом его
оптических плотностей (ΔD H), кон­трасту используемой фотобумаги,
выраженному интервалом её полезных экспозиций (L ф/б). Это
соответствие, характеризую­щее правильность подбора фотобумаги к негативу,
выражает­ся известным равенством: ΔD н = L ф/б. В
статье указывалось также, как определить численное значение ΔD H
негатива и найти интервал L ф/б фотобумаги. Сенситометрический способ
подбора фотобумаги к негативу является наиболее правильным, теоретически
обоснованным и практически проверенным. В большинстве случаев он даёт хоро­шие
результаты, позволяя получить вполне качественный с техни­ческой точки зрения
отпечаток.

ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННЫЙ ОТПЕЧАТОК. КАКОВ ОН?

Одним из критериев высокого технического качества снимка является позитивное
изображение, света которого имеют максимальную деталированность (например,
хорошо вос­произведена мелкая фактура светлой ткани, светлого меха и т. д.) и
переданы чистым, почти белым тоном. Глубокие тени хороше­го снимка, при наличии
деталей в них, наоборот, должны быть пе­реданы плотностями, близкими к
максимально возможному по­чернению используемой фотобумаги. Естественно, должны
быть проработаны детали и в полутонах снимка. Для иллюстрации сказанного
рассмотрим снимки, представ­ленные на фото 1а, б. Отпечаток на фото 1а можно
считать более удачным, поскольку при хорошей деталированности его градация
максимальна, она соответствует возможностям используемой фо­тобумаги, т. е. на
отпечатке есть как чистые, почти белые тона (участки кожи на лице, теле), так и
почти чёрные (ткань). От ис­пользования полной градации тонов отпечаток как бы
серебрит­ся, «звенит». Отпечаток на фото 1б имеет невысокое
качество. При нали­чии деталей в светах, тенях и полутонах он воспринимается тем
не менее серым и тусклым. Причина этого - неполное использо­вание градационных
возможностей фотобумаги, т. к. для печати была выбрана фотобумага, не
соответствующая негативу по конт­растности. Отпечаток снимка был выполнен на
мягкой фотобума­ге, у которой интервал полезных экспозиций значительно превы­шал
интервал оптических плотностей негатива. Поэтому диапазон экспозиций, сообщённый
этой фотобумаге при печати с негатива, оказался значительно меньше необходимого,
что и привело к не­полному использованию градационных возможностей фотобума­ги
и, как следствие, к невысокому качеству снимка. Для получения отпечатка,
представленного на фото 1а, усло­вие соответствия контраста негатива и
фотобумаги было выпол­нено, т. е. ΔD H = L ф/б. В
результате сообщённый фотобумаге при печати диапазон экспозиций оказался
соответствующим диапазо­ну экспозиций, при котором фотобумага позволяет получить
на отпечатке полную градацию тонов - от почти белых (света на снимке) до почти
максимально чёрных (тени). Из приведённого примера мы можем сделать очень важный
практический вывод: хороший отпечаток отличает как наличие деталей в светах,
тенях и полутонах, соответствующее нашему восприятию объекта, так и полная
градация чёрно-белых тонов используемой фотобумаги. Здесь уместно заметить, что
отпечат­ки на глянцевой фотобумаге имеют лучшую градацию тонов, чем на матовой.
Таким образом, сенситометрический способ подбора фото­бумаги к негативу даёт
хорошие результаты, позволяющие, как правило, получать вполне качественные
отпечатки.

B БОЛЬШИНСТВЕ СЛУЧАЕВ, НО НЕ ВСЕГДА...

К сожалению, довольно часто не удаётся получить хороший отпечаток и с вполне
качественного негатива. Правильный подбор фотобумаги к такому негативу, точно
найденная вы­держка при печати и тщательно проведённая химико-фотографи­ческая
обработка снимка ещё не гарантируют получение отпечат­ка, удовлетворяющего
взыскательного фотографа. Если же имеются негативы, не отвечающие необходимым
требованиям качества (например, очень контрастные или вялые, очень плотные или
прозрачные и т. д.), то с них сложно получить даже удовлетворительные снимки.
Недаром чёрно-белая фотопечать считается среди фотогра­фов не менее, а часто и
более сложной, чем фотопечать цветная. В чём причина этих сложностей и какова их
природа? Как их пре­одолеть? Ответам на эти вопросы и посвящена настоящая
статья. В ней будут рассмотрены некоторые из нетрадиционных, а пото­му не
имеющих широкого применения способов фотопечати. Они позволяют получать хорошие
отпечатки не только с не вы­зывающих каких-либо претензий негативов, но и с
негативов, по­лучение отпечатков с которых без использования специальных приёмов
печати практически невозможно. В практике съёмки достаточно часто получаются
негативы с большим общим контрастом, интервал плотностей которых
(ΔD H) порой превышает интервал полезных экспозиций
(L ф/б) Да­же самой мягкой фотобумаги. Появление подобных негативов
вы­звано такими причинами, как неправильное определение экспози­ции при съёмке,
большой интервал яркостей объектов съёмки, од­новременная химико-фотографическая
обработка всей экспони­рованной плёнки с изображением различных по контрасту
объек­тов и др. Подбор бумаги для печати с таких негативов или изменение режимов
обработки фотобумаги не всегда дают положительные результаты. Объясняется это
тем, что каждый негатив характеризуется не только величиной общего контраста,
определяемого разностью между максимальной D H max и
минимальной D H min плотностями изображения, т. е. значением
ΔD H , но и так называемым микрокон­трастом δD, т. е.
контрастом между любыми отдельными деталями негативного изображения. Поэтому при
печати, например, на мягкой фотобумаге, интер­вал полезных экспозиций которой
соответствует общему контра­сту негатива (т. е. выполняется условие:
ΔD H = L ф/б), микроконт­раст позитивного изображения
может уменьшиться по сравне­нию с микроконтрастом негатива, и отдельные
малоконтрастные детали, имеющиеся на негативе, могут вообще на отпечатке не
воспроизвестись. При печати же на контрастной фотобумаге мы получим хорошую
проработку малоконтрастных деталей негати­ва, но при этом потеряем детали в
светах или тенях позитивного изображения, поскольку в этом случае
ΔD H превышает L ф/б, а значит, не выполняется условие
соответствия друг другу двух этих параметров. Таким образом, возникает
противоречивое требование, когда для получения деталей в светах и тенях позитива
требуется более мягкая фотобумага, чем для воспроизведения участков того же
негатива, имеющего малоконтрастные детали. Разумеется, это противоречие может
возникать не только при печати с контраст­ных и высококонтрастных негативов, но
с любых других. Следовательно, основная причина трудности получения хоро­шего
отпечатка заключается не только в выборе необходимой фо­тобумаги, но и в
особенностях самого негативного изображения. Рассмотрим пример. Показанный на
фото 2а негатив имеет очень высокий контраст. Интервал его оптических плотностей
ра­вен 1, 6. Для фотопечати с этого негатива нужна мягкая фотобума­га с L = 1,
6. В то же время микроконтраст между некоторыми де­талями негатива (булыжная
мостовая, тротуар, кирпичная поверх­ность здания и др.) очень низок и не
превышает 0, 6-0, 8 (δD = 0, 6-0, 8). Поэтому если печатать на мягкой
бумаге, малоконтраст­ные участки негатива окажутся плохо проработанными (фото
2б). При печати на контрастной фотобумаге с L ф/б = 0, 7
микро­контраст позитивного изображения возрос, значительно улучши­лась
проработка малоконтрастных деталей. Однако пропали де­тали в тенях и ухудшилась
их проработка в светах, поскольку фо­тобумага в этом случае не соответствует
общему контрасту нега­тива (фото 2в). Для получения качественных отпечатков в
подобных случа­ях, а также в случаях, когда контраст негатива столь велик, что
для печати с него не существует необходимой по контрастно­сти фотобумаги,
прибегают к нетрадиционным способам фото­печати. Большинство таких способов
фотопечати позволяет умень­шить или скомпенсировать общий контраст негатива, не
влияя при этом на его микроконтраст, что позволяет использовать при печати
контрастный позитивный материал и тем самым значитель­но улучшить качество
отпечатка. Наибольшее применение имеют способы выравнивания кон­траста негатива
по принципу маскирования, основанные на уменьшении эффективного интервала
оптических плотностей не­гатива за счёт применения дополнительного поглощающего
слоя (маски), который используется вместе с оригинальным негативом. Это, прежде
всего, способ нерезкой маски, способ «мок­ рой» печати,
метод сине-жёлтого тонирования и метод фильтрации деталей проявлением (ФДП).

Используются также способы, влияющие как на изменение свойств и фотографических
характеристик используемой для пе­чати фотобумаги, так и градационных параметров
негатива. Это метод предварительной засветки фотобумаги и холоко- пия.
Два из перечисленных методов мы сейчас и рассмотрим.

СПОСОБ НЕРЕЗКОЙ МАСКИ

Этот способ является одним из наиболее распространённых нетрадиционных методов
фотопечати. Он заключается в том, что с негатива, имеющего большой общий
контраст ΔD H , изготавливается нерезкая позитивная копия (маска)
на фо­томатериале с прозрачной подложкой и с контрастом ΔD н.
Пе­ред печатью маска точно совмещается с негативом, что позволя­ет снизить его
общий контраст, т. к. при накладывании диапозити­ва-маски против прозрачных
участков негатива будут находиться плотные участки маски, а против тёмных
участков - прозрачные. Экспонирование через такой совмещённый с маской негатив
при­водит к уменьшению интервала экспозиций, сообщаемых пози­тивному материалу
при печати. Выгодно при помощи маски так уменьшить контрастность негатива, чтобы
при печати можно бы­ло взять контрастную бумагу, о преимуществах использования
ко­торой говорилось выше. Изготовление маски осуществляют путём контактной
печати с негатива на малоконтрастную и малочувствительную фотоплён­ку. Для этого
рекомендуется применять фототехническую плён­ку ФТ-10 или ФТ-11, но не
контрастнее плёнки ФТ-20. Можно применять и другие плёнки, но проявлять их надо
особенно мяг­ко. Контактную печать для получения нерезкой маски проводят через
стекло, помещённое между негативом и фотоплёнкой (рис. 1). Хорошие результаты
получаются при толщине стекла 3 мм. Если стекло тоньше, труднее совмещать
контуры негативного изображения и маски. Печатать следует при рассеянном свете
«молочной» лампы. Чем больше интервал оптических плотностей маски,
тем меньше будет общий контраст негатива при их совмещении, тем более
контрастная фотобумага понадобится для получения отпе­чатка. Интервал оптических
плотностей маски ΔD н можно опреде­лить, исходя из контраста
негатива (ΔD H) и полезного интервала экспозиций фотобумаги
(L ф/б). выбранной для печати, по следу­ющей формуле:
ΔD M = ΔD H - L ф/б.

Как правило, фотолюбитель не располагает измерительными приборами, поэтому
интервал плотностей маски можно оценить визуально. Изготовив несколько масок с
разным контрастом, можно выбрать ту, которая позволит получить отпечаток
наилуч­шего качества на имеющейся контрастной фотобумаге. Маски с разным
контрастом (интервалом плотностей) можно получить или путём изменения времени
проявления плёнки, используемой для их изготовления, или путём изменения
выдержки при кон­тактной печати через стекло. Изготовив несколько масок, можно
выбрать ту, которая поз­волит получить отпечаток наилучшего качества на
используемой фотобумаге. На фото 3 представлены контрастный негатив (а) и
нерез­кая позитивная маска с этого негатива (б). Интервал оптиче­cких плотностей
негатива (AD) равен 1, 9, что требует приме-нения для печати очень мягкой
фотобумаги, отсутствующей в ассортименте. Кроме того, печать на очень мягкой
фотобума­ге, даже при её наличии, привела бы к неизбежной потере множества
малоконтрастных деталей, имеющихся на негати­ве. Поэтому для печати решено
использовать контрастную фотобумагу с L = 0, 8, а из серии изготовленных
нерезких ма­сок была выбрана та, у которой ΔD M = 1, 1. Это
значение ин­тервала плотностей маски найдено по формуле, приведённой выше.
Использование маски позволило получить отпечаток с выров­ненным контрастом,
хорошей градацией и максимальной детали- рованностью (фото Зв), в отличие от
отпечатка, полученного на той же контрастной фотобумаге без использования
нерезкой по­зитивной маски (фото Зг).

Способ нерезкой маски достаточно трудоёмок, но он даёт, как видим, хорошее
выравнивание контраста негатива, позволяет производить печать с очень
контрастных негативов на контраст­ной фотобумаге и получать позитивное
изображение с высокой степенью деталированности.

МЕТОД ХОЛОКОПИИ

Качество позитивного изображения часто зависит от того, на­сколько велика
плотность участков негатива, соответствую­щих его светам. При обычной фотопечати
для копирования используются лишь относительно прозрачные участки негатива, где
количество серебра, образующего изображение, сравнитель­но невелико. Большие
плотности негатива, соответствующие его светам, содержат значительно больше
серебра, а, следовательно, и больше информации об объекте съёмки, т. е. больше
деталей.

Однако при обычной печати не удаётся воспроизвести всю имеющуюся информацию из
плотных участков негатива: детали в светах упорно не пропечатываются. Это
происходит потому, что одни зёрна проявленного серебра экранируют во время
печати другие, более мелкие, содержащие информацию о мельчайших деталях объекта.
Высокие плотности светов характерны для высококонтраст­ных негативов с большим
значением ΔD н, когда трудно извлекае­мая информация содержится в
верхней части характеристической кривой негативного материала (рис. 2). На
рисунке характеристи­ческой кривой штриховой линией показан участок негативного
изображения, детали которого обычной печатью извлечь не уда­ётся. Для того чтобы
изменить положение характеристической кривой, нужно увеличить прозрачность
негатива на участках, име­ющих большую плотность и находящихся в верхней части
кри­вой. Метод холокопии (от греч. holos - совершенный) позволяет это сделать.
Он даёт возможность выполнить не только качест­венную печать с контрастных
негативов, но и значительно умень­шить зернистость негатива и получить очень
деталированное, с большим числом полутонов позитивное изображение. Он на­столько
улучшает передачу деталей на отпечатке, что малофор­матный негатив практически
делается равноценным негативу бо­лее крупного формата. Технология обработки
методом холокопии состоит в следу­ющем. Высококонтрастный негатив с участками
большой плотно­сти обрабатывают в отбеливающем растворе такого состава:

Длительность отбеливания до полного исчезновения тёмных пятен в наиболее плотных
участках негативного изображения со­ставляет 4-10 мин. Наблюдать за ходом
процесса необходимо со стороны основы. Затем негатив промывают и сушат.
Фотопечать производят с отбелённого негатива обычным способом. Отбелённый
негатив, в котором металлическое серебро пере­ведено в хлорид (AgCI), имеет
повышенную прозрачность. Поэто­му при печати свет пройдёт через все
микрокристаллики хлорида серебра, отчего на позитиве будет передано значительно
больше деталей, чем при печати с обычного чёрно-белого негатива. Кро­ме того,
кристалл хлористого серебра более компактен и занима­ет меньшую площадь, чем
исходные частицы металлического се­ребра. Это позволяет получить более
мелкозернистое изображе­ние, чем с неотбеленного негатива. При необходимости
отбелённый негатив можно восстано­вить вновь, проявив его на свету в любом
мелкозернистом прояви­теле. Практическое использование рассматриваемого метода
про­иллюстрировано на фото 4. Фото 4а выполнено с оригинального негатива на
особо контрастной фотобумаге с выдержкой по те­ням (прозрачным участкам)
негатива. Детали и фактура в тенях по­зитивного изображения получились очень
хорошо проработан­ными и нормальными по плотности, тогда как света оказались
сильно недоэкспонированными с потерей деталей и качества. Фото 4б напечатано по
светам (самым плотным участкам) не­гатива. При этом света на отпечатке
получились всё равно недос­таточно проработанными, с плохо выраженной фактурой
из-за их высокой плотности на негативе. В светах изображения появилось зерно.
Тени на отпечатке из-за большой передержки почти не де-талированы. Отпечаток,
представленный на фото 4в, получен с холокопи-рованного негатива (фото 4г). Для
печати использовалась та же особо контрастная фотобумага, что и для двух
предыдущих сним­ков, но качество полученного отпечатка намного выше. Как све­та,
так и тени на отпечатке хорошо проработаны и деталированы. Чётко выявлена
фактура кожи модели. Зерно, в отличие от преды­дущего снимка, практически
отсутствует. Метод холокопии может с успехом применяться при печати не только с
контрастных негативов, но и с негативов нормальной контрастности, имеющих
участки с большой плотностью. Высо­кокачественный отпечаток на контрастной
фотобумаге получает­ся почти всегда.

РЕЗЮМЕ

Умелое использование предложенных нетрадиционных спо­собов фотопечати позволяет
квалифицированному фотогра­фу, уже прошедшему начальные этапы овладения
искусством черно-белой фотографии, получать снимки технически ещё более
совершенные, а значит, и оказывающие на зрителя более сильное эмоциональное
воздействие. В дальнейшем предполагается рассмотреть и другие из упо­мянутых
методов нетрадиционной фотопечати. Фото автора.

Рекомендуем почитать

Наверх