Учимся фотографировать туман. Как снимать туманный пейзаж? Как сфотографировать туман на мыльницу

Кредитование 04.04.2020
Кредитование

Фотография в туман, самого тумана или даже дымки может оказаться очень капризной. Нередко так получается, что после проведенной фотосессии, при разглядывании готовых результатов на большом экране монитора, фотограф понимает - атмосфера не ответила взаимностью, и фотографии получились размытыми и плоскими. Давайте рассмотрим некоторые методы, использование которых поможет получить достойное качество при таких уникальных условиях съемки, как туман.

Daniel Řeřicha

Туман обычно формируется при высокой влажности и резком охлаждении воздуха, что часто происходит весной и осенью, сразу после заката. Этот туман может оставаться вплоть до утра, пока солнце не прогреет землю и воздух. Велика вероятность того, что вы найдете туман где-то близ воды в низине. Поверхность воды, как правило, немного теплее окружающего воздуха, что и способствует образованию тумана. Мы говорим о фотографии в туман, но подразумевается также и такое фотографическое понятие как дымка.

Фотографирование в тумане отличается от съемки в ясную погоду. Окружающая действительность, архитектура, деревья и даже люди плохо видны, не имеют четких контуров и часто изображение лишено контрастности и насыщенности цветов. И это как раз и нужно использовать в при этом красивейшем погодном «спецэффекте».

Prasit Chansareekorn

В сущности туман можно сравнить с большим рассеивающим свет софтбоксом, который распространяет свет на большую поверхность.

Композиционная составляющая в тумане, как правило, слабо освещена, что требует больше времени экспозиции. Кроме этого, туман делает воздух более светоотражающим, и несомненно, введет в заблуждение любой встроенный экспонометр камеры, которая посчитает экспозицию при таком свете меньше, чем необходимо. Точно также, как фотографирование снега, фото в туман требует положительную экспозиционную коррекцию.

В обмен на все эти потенциальные недостатки туман может стать мощным и полезным инструментом для подчеркивания глубины, освещения и формы предметов. Фотографии в туман могут стать таинственными и сказочными, что, несомненно и делает их такими популярными среди номинантов на премии в различных фотоконкурсах. Зная, как использовать эти уникальные свойства туманной фотографии, без труда можно получить снимки, которые...

...великолепно подчеркнут глубину

Чем дальше объект находится от камеры в туманную погоду, тем он хуже виден, при этом теряется контраст и иногда довольно резко. Это и хорошо, и плохо одновременно. Размытие в дымке заднего плана придает объем всему снимку за счет того, что детали изображения хуже угадываются и появляется световая и воздушная перспектива. Но за счет этого же возникает трудность в фотографировании объектов заднего плана. С каждый последующим метром насыщенность, контрастность и резкость может падать, не всегда в нужном для фотографе диапазоне.

И хотя нет никаких твердых правил для фотографии в тумане, очень часто бывает полезным включать в композицию объект, который находится на достаточно близком расстоянии от объектива, чтобы быть хорошо прорисованным. Такое расположение добавляет некоторое тональное разнообразие и создает соответствующее восприятие той части фотографии, которая будет выглядеть более светлой из-за дымки.

...великолепно отразят свет

Капли воды, которыми насыщен воздух в туман делают свет рассеянным. Это в значительной степени смягчает его и заставляет проявляться светлые полосы от концентрированного или направленного источника света. Классическим примером может служить фото в лесу в раннем утреннем свете, когда снимок сделан в направлении этого светового луча.

Иногда достаточно лишь сдвинуть камеру, чтобы исчезли эти солнечные “снопы”, а поэтому будьте внимательны.

Подобные приемы слишком хороши, чтобы от них отказываться.

Лучи света будут наиболее хорошо прорисованными, если вы находитесь достаточно близко к источнику света. Такое положение гарантирует, что при рассеянном свете четкий солнечный луч будет выделяться на общем фоне.

С другой стороны, если туман очень плотный или источник света очень сконцентрирован, то лучи света в любом случае будут четко видны, независимо от того, с какого угла фотограф производит съемку.

... эффектно подчеркнут формы и силуэты

Туман может подчеркнуть форму предметов, потому что за счет него будет уменьшена текстура и контраст объекта. Часто может наблюдаться даже не полная прорисовка силуэта.

Необходимо обратить особое внимание на взаимное расположение объектов в композиции, иначе контур одного объекта или границы могут пересекаться с другим объектом и создавать невнятный хаос в фотографии.

Фотографируйте со стороны

Наверняка вы сталкивались с тем, что фотографы сетуют на трудность съемки внутри леса. Трудность эта выражается в том, что сложно “простой констатации факта наличия деревьев”, нужно попробовать сфотографировать непосредственно за пределами области расположения. Выходите из леса, пересекайте его границы, наблюдайте за деревьями со стороны. Туман или дымка могут сослужить хорошую службу для данной методики съемки.

На дальнем расстоянии туман выглядит не более, чем низкий слой белых облаков, но способствует гармоничной передаче световой перспективы.

Синхронизируйте фотосессию с изменениями в природе

Помните о том, что туман и дымка постоянно меняют свое положение. Они могут выглядеть и как ровное распределение светлого тона по всей поверхности, какую может охватить глаза, а могут висеть белыми малопрозрачными клочками. В зависимости от типа туман может перемещаться быстрее или медленней, иногда даже не заметно для глаз, потому что человеческие глаза умеют приспосабливаться к разным видам освещения.

Обратите внимание на тот факт, что туман не сможет удерживать текстуру окружающего пространства, если время экспозиции не достаточно короткое. При длинной выдержке затвора вы получите на своих снимках сглаженность и плавное перетекание белого света разной концентрации из одной точки снимка в другую. Тем не менее, длинные выдержки пригодятся в том случае, когда туман движется медленно и плавно, практически незаметно для глаз.

Хотя короткая экспозиция, как правило, делает намного лучше работу по замораживанию движения тумана, она также оказывает существенное влияние на количество шумов на изображении при просмотре на 100%. Такая проблема обычна и типична. Поэтому “замораживать туман” - не вариант, если фотограф хочет избежать шума.

Выпадения конденсата. Защита фототехники

Основная проблема для фототехники - капли воды конденсации из воздуха. Будьте уверены - эти же капли, что “висят” в воздухе также могут конденсироваться на поверхности объектива или внутри камеры. Если камера находилась в соответственной окружающему пространству температуре воздуха, а туман не слишком плотный, то вы можете не заметить конденсат вообще. И в обязательном порядке конденсат появится, если камера находилась при температуре существенно выше чем та, в которой вы снимаете дымку.

К счастью для фотографов и их фототехники есть простой способ свести к минимуму конденсацию влаги, вызванную переходом из помещения на улицу.

Прежде, чем выйти из дома, упакуйте камеру полностью в полиэтиленовый герметичный пакет и не открывайте его на открытом воздухе, пока пакет не станет такой же температуры, как окружающее пространство.

К сожалению, иногда появление немного конденсата неизбежно. Просто не забудьте протирать объектив и камеру сухой тканью.

Фотография в туман, самого тумана или даже дымки может оказаться очень капризной. Нередко так получается, что после проведенной фотосессии, при разглядывании готовых результатов на большом экране монитора, фотограф понимает - атмосфера не ответила взаимностью, и фотографии получились размытыми и плоскими. Давайте рассмотрим некоторые методы, использование которых поможет получить достойное качество при таких уникальных условиях съемки, как туман.

Daniel Řeřicha

Туман обычно формируется при высокой влажности и резком охлаждении воздуха, что часто происходит весной и осенью, сразу после заката. Этот туман может оставаться вплоть до утра, пока солнце не прогреет землю и воздух. Велика вероятность того, что вы найдете туман где-то близ воды в низине. Поверхность воды, как правило, немного теплее окружающего воздуха, что и способствует образованию тумана. Мы говорим о фотографии в туман, но подразумевается также и такое фотографическое понятие как дымка.

Фотографирование в тумане отличается от съемки в ясную погоду. Окружающая действительность, архитектура, деревья и даже люди плохо видны, не имеют четких контуров и часто изображение лишено контрастности и насыщенности цветов. И это как раз и нужно использовать в при этом красивейшем погодном «спецэффекте».

Prasit Chansareekorn

В сущности туман можно сравнить с большим рассеивающим свет софтбоксом, который распространяет свет на большую поверхность.

Композиционная составляющая в тумане, как правило, слабо освещена, что требует больше времени экспозиции. Кроме этого, туман делает воздух более светоотражающим, и несомненно, введет в заблуждение любой встроенный экспонометр камеры, которая посчитает экспозицию при таком свете меньше, чем необходимо. Точно также, как фотографирование снега, фото в туман требует положительную экспозиционную коррекцию.

В обмен на все эти потенциальные недостатки туман может стать мощным и полезным инструментом для подчеркивания глубины, освещения и формы предметов. Фотографии в туман могут стать таинственными и сказочными, что, несомненно и делает их такими популярными среди номинантов на премии в различных фотоконкурсах. Зная, как использовать эти уникальные свойства туманной фотографии, без труда можно получить снимки, которые...

...великолепно подчеркнут глубину

Чем дальше объект находится от камеры в туманную погоду, тем он хуже виден, при этом теряется контраст и иногда довольно резко. Это и хорошо, и плохо одновременно. Размытие в дымке заднего плана придает объем всему снимку за счет того, что детали изображения хуже угадываются и появляется световая и воздушная перспектива. Но за счет этого же возникает трудность в фотографировании объектов заднего плана. С каждый последующим метром насыщенность, контрастность и резкость может падать, не всегда в нужном для фотографе диапазоне.

И хотя нет никаких твердых правил для фотографии в тумане, очень часто бывает полезным включать в композицию объект, который находится на достаточно близком расстоянии от объектива, чтобы быть хорошо прорисованным. Такое расположение добавляет некоторое тональное разнообразие и создает соответствующее восприятие той части фотографии, которая будет выглядеть более светлой из-за дымки.

...великолепно отразят свет

Капли воды, которыми насыщен воздух в туман делают свет рассеянным. Это в значительной степени смягчает его и заставляет проявляться светлые полосы от концентрированного или направленного источника света. Классическим примером может служить фото в лесу в раннем утреннем свете, когда снимок сделан в направлении этого светового луча.

Иногда достаточно лишь сдвинуть камеру, чтобы исчезли эти солнечные “снопы”, а поэтому будьте внимательны.

Подобные приемы слишком хороши, чтобы от них отказываться.

Лучи света будут наиболее хорошо прорисованными, если вы находитесь достаточно близко к источнику света. Такое положение гарантирует, что при рассеянном свете четкий солнечный луч будет выделяться на общем фоне.

С другой стороны, если туман очень плотный или источник света очень сконцентрирован, то лучи света в любом случае будут четко видны, независимо от того, с какого угла фотограф производит съемку.

... эффектно подчеркнут формы и силуэты

Туман может подчеркнуть форму предметов, потому что за счет него будет уменьшена текстура и контраст объекта. Часто может наблюдаться даже не полная прорисовка силуэта.

Необходимо обратить особое внимание на взаимное расположение объектов в композиции, иначе контур одного объекта или границы могут пересекаться с другим объектом и создавать невнятный хаос в фотографии.

Фотографируйте со стороны

Наверняка вы сталкивались с тем, что фотографы сетуют на трудность съемки внутри леса. Трудность эта выражается в том, что сложно “простой констатации факта наличия деревьев”, нужно попробовать сфотографировать непосредственно за пределами области расположения. Выходите из леса, пересекайте его границы, наблюдайте за деревьями со стороны. Туман или дымка могут сослужить хорошую службу для данной методики съемки.

На дальнем расстоянии туман выглядит не более, чем низкий слой белых облаков, но способствует гармоничной передаче световой перспективы.

Синхронизируйте фотосессию с изменениями в природе

Помните о том, что туман и дымка постоянно меняют свое положение. Они могут выглядеть и как ровное распределение светлого тона по всей поверхности, какую может охватить глаза, а могут висеть белыми малопрозрачными клочками. В зависимости от типа туман может перемещаться быстрее или медленней, иногда даже не заметно для глаз, потому что человеческие глаза умеют приспосабливаться к разным видам освещения.

Обратите внимание на тот факт, что туман не сможет удерживать текстуру окружающего пространства, если время экспозиции не достаточно короткое. При длинной выдержке затвора вы получите на своих снимках сглаженность и плавное перетекание белого света разной концентрации из одной точки снимка в другую. Тем не менее, длинные выдержки пригодятся в том случае, когда туман движется медленно и плавно, практически незаметно для глаз.

Хотя короткая экспозиция, как правило, делает намного лучше работу по замораживанию движения тумана, она также оказывает существенное влияние на количество шумов на изображении при просмотре на 100%. Такая проблема обычна и типична. Поэтому “замораживать туман” - не вариант, если фотограф хочет избежать шума.

Выпадения конденсата. Защита фототехники

Основная проблема для фототехники - капли воды конденсации из воздуха. Будьте уверены - эти же капли, что “висят” в воздухе также могут конденсироваться на поверхности объектива или внутри камеры. Если камера находилась в соответственной окружающему пространству температуре воздуха, а туман не слишком плотный, то вы можете не заметить конденсат вообще. И в обязательном порядке конденсат появится, если камера находилась при температуре существенно выше чем та, в которой вы снимаете дымку.

К счастью для фотографов и их фототехники есть простой способ свести к минимуму конденсацию влаги, вызванную переходом из помещения на улицу.

Прежде, чем выйти из дома, упакуйте камеру полностью в полиэтиленовый герметичный пакет и не открывайте его на открытом воздухе, пока пакет не станет такой же температуры, как окружающее пространство.

К сожалению, иногда появление немного конденсата неизбежно. Просто не забудьте протирать объектив и камеру сухой тканью.

Эту статейку я задумал давно, более года назад. Наконец-то я решился опубликовать коекакие размышления.

Каковы ваши первые ощущения от тумана? Мерзко и слякотно? Возможно. Сыро и промозгло? Точно так. Но все это верно только тогда, когда речь идет о физическом восприятии тумана как атмосферного явления, его ощущения и последствий влияния – влага, сырость, плохая видимость и т. д.

Но мы с вами не ограничиваемся сухой и прагматичной оценкой туманов на уровне синоптиков. И не будем сетовать на холод и сырость, как старушки у подъезда в промозглое осеннее утро. Мы-то с вами знаем, какое это великолепное зрелище – туман.

Иликто-то еще сомневается? В таком случае, остается только одно: взять в руки фотоаппарат и – поскорее на природу.

«Там, за туманами, вечными пьяными…»

«Эх, дороги, пыль да туман, холода, тревоги, да степной бурьян…»

Эти строки известного русского поэта Льва Ошанина сразу же приходят на ум, когда глядишь на дорогу, змеей исчезающей в туманной дымке дали. У дороги пасется одинокая лошадь. Казалось бы – классика жанра, сюжет, достойный пера Тютчева или Есенина, кисти французского живописца Клода Моне или русского художника Исаака Ильича Левитана.

Такое можно встретить только в России! Стоп! А вот это уже поклеп и наговор. Туман не знает границ. Ему наплевать на ваши политические взгляды и убеждения. Он есть, был и будет всегда. И наслаждаться его красотой и таинственностью вы сможете почти везде. И, если честно, туману наплевать на то, наслаждаетесь ли вы его красотой, ругаете ли вызванную им сырость, или равнодушны к нему. Он просто ЕСТЬ. И лично мне он всегда дарит непреодолимое желание запечатлеть хоть толику его красоты, передав ее в кадре.

Как и чем снимать туман?

Не стоит мудрствовать лукаво в поисках мест для фотографирования. Не обязательно покупать билет и лететь к восточным берегам Северной Америки, в Ньюфаундленд, где, как известно, находится самый туманный (в прямом смысле слова!) уголок нашей планеты. Не стоит ждать осени, чтобы попрактиковаться в фотографировании тумана. Нет, несомненно, туман чаще всего образуется именно осенью, когда в воздухе больше влаги и перепады температуры значительнее, чем, к примеру, летом. Однако легкий летний туман – будь то на реке, озере, или в городе – явление более чем достойное вашего внимания

Поэтому, единственный совет, который могу дать «охотникам за туманами» – вставайте пораньше, не ленитесь. Где бы вы ни жили. И вам воздастся!

Лично я снимаю цифрой. Первый аппарат который я приобрел и которым снимал в самом начале был Canon Eos 350D, только через несколько лет практики решился на приобретение более продвинутого аппарата Canon Eos 40D, сейчас снимаю на Canon Eos 7D.

Буквально пару хитростей, которые помогут вам запечатлеть красоту туманов, избежав при этом типичных ошибок, раскрою прямо сейчас.

Во-первых, как рекомендация, используйте при съемке в тумане короткофокусные объективы – результат более предсказуем, снимки выглядят более объемными и не такими блеклыми, как если снимать длиннофокусными, которые характеризуются хорошей глубиной резкости, подходящей, скорее, для портретной съемки. Но я все ж таки предпочитаю снимать на мой любимый 70-200 потому как на коротком фокусе особенно если панорама большая, все выгдялит достаточно мелко. А в густом тумане как раз не всегда есть необходимость в широком угле

Во-вторых, отнеситесь внимательно к выбору точки, с которой вы будете снимать. Это зависит от того, хотите ли вы, чтобы в тумане были заметны лучи рассвета, или, напротив – стремитесь выделить глубину тумана.

Выбор точки съемки в тумане играет решающую роль, ведь параметры съемки можно подкоректировать по ходу, а вот если ракурс не тот или место не то, тут уже ничего не поправишь. Частенько доводилось побегать из одного места в другое, с четким осознанием того что еще 2-3 минут и момент будет упущен, солнце поднимется выше, человек выйдет или поятвится в кадре и т.д.

В-третьих, опасайтесь конденсата – следует поберечь свою камеру, подготовив ее к съемке в ранние утренние часы, предварительно вытащив ее на улицу, к примеру, в герметичном пластиковом пакете. Этот совет наверное будет более актуальным если вы попали в декабрьский или январьский туман, когда на улице минусовая температура, либо если вы высоко в горах, либо когда туман на столько густой и плотный что он просто садится в виде капель. Раз на раз не приходится, я всегда с собой имею пакет в качестве страховки.

В-четвертых никогда не забывайте взять с собой штатив. Признаюсь честно, я не большой любитель снимать со штатива, тем более когда надо постоянно перемещаться с точки на точку, но недооценивать роль штатива нельзя. Особенно тогда когда есть существенный недостаток в свете, и есть необходимость в глубине резкости.

Советов можно давать бесчисленное множество. Уверен, помимо общих, всем известных наблюдений, у каждого фотографа есть свои хитрости, секреты, заморочки… Но, как сказал классик, «И опыт - сын ошибок трудных, и гений - парадоксов друг».

Вам, любознательные!

Кстати, интересный факт – знаете ли вы, что на Титане, спутнике Сатурна, ученые предполагают погодный цикл, схожий на земной? И уж где-где, а там с туманами все в порядке – они покрывают весь южный полюс небесного тела! Правда, по мнению ученых, туман этот является результатом испарения метана, а не воды, как на Земле. Интересно, а чем там надо фотографировать? Может, кто подскажет?

Да, и вот еще что – если вы не привыкли вставать с первыми лучами солнца и не готовы ждать, когда путешествия на Титан станут обычным делом – просто наведите объектив своего фотоаппарата на… облака! Ведь это, по сути, тот же туман! Или, скорее, наоборот: туман – то же облако. Спустившееся на землю, чтобы немного отдохнуть…

Кадры с туманом неизменно привлекают внимание зрителей: они загадочные, необычные, атмосферные. Как снимать кадры с туманом? Как вообще застать это необычное природное явление? В этой статье я поделюсь своим опытом…

NIKON D810 УСТАНОВКИ: ISO 64, F13, 1/2 с, 32.0 мм экв.

Для успешной съемки важно спрогнозировать появление тумана, чтобы вовремя выехать на место. К сожалению, синоптики не всегда могут предсказать появление тумана, и ориентироваться на них я не советую. Да и мало какие сервисы прогноза погоды вообще говорят что-либо о тумане.

Лучше здесь ориентироваться на свой опыт. Туман, как правило, явление не такое уж частое и не слишком предсказуемое. В разных областях нашей страны он выпадает с разной частотой, и многое зависит от конкретной местности. Понаблюдайте за природой в своем регионе. Однако, общие рекомендации по поиску тумана дать можно.

Чаще всего его можно застать ранним утром : перед восходом солнца и сразу после. Это обусловлено переменой температуры: от холодной ночи к теплому утру. Чем больше перепад температур между ночной и дневной, тем с большей вероятностью появится туман. А если прошлым днем прошел дождь, то вероятность появления тумана сильно возрастает. Чаще всего туман можно застать в низинах, около водоемов и болот.

Представленный в статье снимок был сделан на заболоченном берегу пруда. Накануне вечером прошёл дождик, а ночная температура была довольно низкой. Поэтому я решил выдвинуться на съемку в одно из заранее намеченных мест. Если вы собираетесь снимать пейзажи, обязательно составляйте некий список красивых мест, точек съемок, ходите на фоторазведку. Это поможет на самой съёмке работать быстрее и продуктивнее.

NIKON D810 УСТАНОВКИ: ISO 64, F5.6, 1/60 с, 35.0 мм экв.

Итак, вы пришли туманным утром на место съёмки. Надеюсь, вы не забыли штатив? Ведь освещение утром не такое уж интенсивное, и без штатива придётся снимать либо на высоком ISO и получать кадры, испорченные цифровым шумом, либо снимать с рук на слишком длинных выдержках и получать кадры, испорченные “шевеленкой”.

NIKON D600 УСТАНОВКИ: ISO 800

Подытожим. Чтобы сделать качественный снимок, необходимо:

    Установить камеру на штатив.

    Настроить минимальное ISO. Для большинства фотоаппаратов, это ISO100.

    Чтобы весь кадр был резким, стоит снимать при диафрагме , закрытой до f/8. Так мы добьемся большей глубины резкости. Кроме того, именно на f/8 большинство объективов демонстрирует максимальное качество изображения.

Разумеется, все эти манипуляции можно сделать только в режимах М или А. Я снимаю пейзажи только в режиме М, чтобы автоматика камеры не вмешивалась в моё творчество. Если вы пока не знаете, как снимать в ручных режимах, советую поскорее научиться это делать. А пока, можно использовать сюжетную программу “пейзаж”, которая есть во всех любительских фотоаппаратах.

Я при фотографировании использовал фотоаппарат Nikon D810 с объективом Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor. Для пейзажной съемки можно порекомендовать именно широкоугольные объективы. Ими пейзажисты пользуются чаще всего. Из интересных широкоугольных объективов на полный кадр кроме упомянутого Nikkor 18-35, можно посоветовать шикарный Nikon AF-S 14-24mm f/2.8G ED Nikkor, обладающий не только прекрасной резкостью, но и высокой светосилой. Или же Nikon AF-S 16-35mm f/4G ED VR Nikkor, обладающий стабилизатором изображения. Для камер формата APS-C (Nikon D3200, Nikon D3300, Nikon D5300), существуют разработанные специально для них объективы, дающие даже с учетом кроп-фактора широкий угол обзора. Среди такой оптики можно выделить Nikon 12-24mm f/4G ED-IF AF-S DX Zoom-Nikkor. Ну а если же вы собираетесь снимать пейзаж первый раз, то вполне будет достаточно китового объектива с фокусными расстояниями 18-55 мм.

Рекомендуем почитать

Наверх