Выделяя основной смысл для. Что такое основная мысль рассказы

Кредитование 28.11.2020
Кредитование

Чаще всего на уроках литературы, но порой и на русском языке встречаются задания, в которых учитель требует, чтобы ученики определили главную или основную мысль произведения.

Однако для нахождения правильного ответа, а соответственно, и получения хорошей оценки, ребята должны понимать, в чем заключается это задание. То есть что подразумевается под главной идеей произведения или его отдельного предложения.

Чтобы разобраться в этом вопросе максимально тщательно, прочтите статью. И вы узнаете, что такое основная мысль текста.

Что представляет собой текст

Совсем не обязательно текст должен быть объемным и состоять из нескольких простых, сложноподчиненных или сложносочиненных предложений. Существуют даже литературные произведения, в составе которых лишь одно емкое и понятное предложение.

Да и оно само далеко не всегда представляет собой длинную конструкцию. Частенько в речи или на письме можно встретить такой ее вид, где вся необходимая информация будет передана единственным словом.

Тем не менее в каком виде ни был бы представлен рассказ, стихотворение или повседневный диалог, в нем непременно присутствует основная мысль текста.

Что такое связь предложений грамматически и по смыслу

В большинстве случаев мы сталкиваемся с текстами, в состав которых входит не одно, а целая группа предложений. Главное условие составления полноценного, логического, содержательного и интересного текста — это обязательная связь этих предложений грамматически и по смыслу:

    Грамматическая связь подразумевает зависимость форм слов текущего предложения с теми, что использовались в предыдущем и последующем. То есть предложения должны быть согласованы, как бы вытекать одно из другого.

    Связь предложений по смыслу означает, что весь текст связывают предложения и основная мысль (общая для всего текста), которая прослеживается в каждом из них.

Виды смысловой связи предложений в тексте

Итак, мы выяснили, что предложения должны быть связаны грамматически и по смыслу. Однако смысловую связь необходимо выстроить грамотно и логически. Для этого важно выучить следующую классификацию связи предложений в тексте или речи:

    Цепная — особенность построения текста в том, что каждое последующее предложение подробнее раскрывает содержание текущего. Например: Бурый медведь обитает в лесу. Лес — это то место, где эти животные сооружают себе берлоги, охотятся, выводят потомство. Медвежата с ранних лет учатся добывать себе еду, в этом им помогает мама медведица.

    Параллельная — характер данной связи иной, он подразумевает равноправие предложений (перечисление, сопоставление, противопоставление), а не «цепляние» одного за другое. Например: На улице стояла отличная погода, шел снег. Мы с Васькой решили встретиться и отправиться кататься на санках с горы. Только когда мы с трудом забрались на вершину, и я уже готовился наперегонки съехать вниз, друг струсил. Затея провалилась, а настроение было испорчено.

Таким образом, для того чтобы понять, что такое основная мысль текста, следует вникать в содержание и производить мысленный анализ каждого предложения.

Тема и главная мысль текста

Органично вписать предложения в текст помогают дополнительные части речи. Например, можно использовать союзы, частицы, вводные слова, местоимения и т. п. Ведь именно они придают живость, яркость и насыщенность сухой констатации фактов.

Правильное (по смыслу и грамматически) построение предложений как раз и служит для формирования главной мысли и, следовательно, темы текста.

Тема — это направленность произведения, проблема, что поднимается в нем, его суть. Она определяет, каково повествование, содержание текста. Нередко выражена непосредственно в заголовке.

Основная (главная) мысль — посыл автора к читателям, того, что он хотел передать людям, миру с помощью своего произведения. Может выражаться в заголовке или в одном из предложений текста, но чаще ее необходимо «выудить» самостоятельно, внимательно прочитав весь текст.

Почему важно уметь извлекать главную мысль из произведений

Помните присказку, которая звучала в известном произведении Александра Сергеевича Пушкина, что ваши родители и бабушки с дедушками наверняка читали вам в детстве? Если нет, то вот какова она: «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!».

Позже это выражение стало крылатой фразой, относящейся практически ко всем детским историям, описанным в книжках. Да и ко многим взрослым произведениям тоже. Ведь «урок» — это совокупность темы и главной мысли любого произведения. То, что оказывает на нас определенное воспитательное влияние.

Однако чтобы уловить этот самый намек, следует разобраться, что предполагает основная мысль сказки. Иначе говоря, научиться самостоятельному определению темы и главной мысли текста.

Как научиться выделять основную мысль

Для того чтобы правильно выявить идею произведения, следует помнить о следующих аспектах, которыми важно руководствоваться при чтении любого текста:

    Следить за течением повествования, развитием событий и логики.

    Обращать внимания на заголовки (они могут быть метафорическими или ассоциативными) и ключевые слова, которые на протяжении текста чередуются синонимами.

    По мере чтения анализируйте, что является важным для автора, на какие моменты он делает больший акцент.

    После прочтения произведения попытайтесь привести из текста или сформулировать самостоятельно вывод повествования.

Помните: понять, что такое основная мысль текста, поможет соблюдение вышеописанных критериев оценки, а также сочетание синтеза и анализа как всего текста, так и отдельных его деталей.

В тестах по русскому часто встречаются задания типа "Прочитайте текст. Определите его тему". Казалось бы, проще некуда, но почему-то именно на таких элементарных вопросах "спотыкаются" многие выпускники при сдаче ЕГЭ и даже студенты вузов.

Определение

Для того чтобы понять, как определить тему текста, прежде всего нужно выяснить, что это такое. Определения из учебников, как правило, сформулированы слишком заумно, а ведь всё чрезвычайно просто.

Попробуем попрактиковаться. Подумайте, как можно кратко сформулировать темы известных произведений? Приведём несколько примеров:

  • Л. Н. Толстой, "Анна Каренина" — история любви замужней дворянки и молодого офицера Вронского.
  • Г. Троепольский, "Белый Бим Чёрное ухо" — жизнь глазами собаки, которая потеряла любящего хозяина.
  • М. А. Булгаков, "Собачье сердце" — опыт по пересадке гипофиза человека собаке и его последствия.
  • А. Грин, "Алые паруса" - жизнь девушки Ассоль, живущей в ожидании принца, который, согласно предсказанию, должен приплыть к ней на корабле с алыми парусами.
  • А. Дюма, "Три мушкетёра" — приключения трёх мушкетёров и д’Артаньяна, прибывшего в Париж, чтобы вступить в ряды элитной королевской гвардии.

Как видите, если хотя бы примерно знать, о чём идёт речь в книге или статье, проблем с тем, как определить тему текста, не возникнет. К тому же часто ответ находится прямо в названии (например, "Война и мир", "Три товарища", "Ромео и Джульетта", "Приключения Тома Сойера").

Тема, идея, проблема: в чём разница?

А вот теперь мы подобрались к самому сложному моменту. Как определить тему текста, интуитивно понимает даже ребёнок, тогда откуда берётся путаница? Дело в том, что в литературе также существуют понятия "основная мысль" и "проблема текста", очень похожие по смыслу. К тому же в повседневной жизни мы часто используем их как синонимы.

Как перестать путать эти понятия? Забываем длинные и запутанные формулировки из учебников и попробуем вникнуть в смысл данных терминов.

На самом деле запомнить, в чём разница между темой, основной идеей и проблемой текста, довольно легко. Для удобства мы оформили основные моменты в виде таблицы.

Тема Идея (основная мысль) Проблема
Суть Что описывается в тексте (события, люди, явления и т. д.) Цели и личное мнение автора - то, к чему он пытается подвести читателя Глобальный вопрос, о котором рассуждает автор
На какие вопросы отвечает О чём рассказывается в произведении? Что я чувствую в этот момент? О каких масштабных проблемах заставляет задуматься текст?
Кто является главным героем? Как должен поступить в этом случае хороший человек? Почему герои оказались в такой ситуации?
Где и когда происходят события? Какие выводы нужно сделать из этой ситуации? На что нужно обратить внимание современному обществу?
Особенности "Репортаж" о событиях произведения, описание места, героев, их мыслей и чувств Личное мнение писателя, его отношение к персонажам и событиям Есть как минимум две стороны медали, и каждое мнение заслуживает право на существование
Не содержит субъективных оценок Может содержать оценки хорошо/плохо, правильно/неправильно Не привязана к сюжету и героям, затрагивает глобальные конфликты - религиозные, политические, социальные
Перечисляет факты — кто, что и почему сделал Демонстрирует позицию автора касательно проблемы текста - в чём причина, как это влияет на общество и т. д. Выражена в форме вопроса
Примеры Прогулка по Санкт-Петербургу Петербург - город, где оживают страницы старинных романов, а у каждой улицы есть своя история Почему нужно учиться замечать прекрасное вокруг себя?
Спасение бездомного щенка Заботясь о братьях меньших, человек проявляет свои лучшие качества - умение сопереживать, доброту и ответственность Кто виноват в том, что на улицах столько бездомных животных?
Важность правильного питания Для здоровья человека важно, чтобы в рационе присутствовали продукты всех групп - мясо, рыба, овощи, фрукты, молочные продукты и злаки Можно ли в современном мире вести здоровый образ жизни?

"Вечные" темы

Люди всегда пишут о том, что происходит вокруг них, поэтому у каждого исторического периода есть свои характерные темы. Так, сейчас мало кто возьмётся описывать события Октябрьской революции или тяготы жизни крепостных.

Однако говоря о том, как определить основную тему текста, нужно отметить, что есть так называемые "вечные" темы — те, в которых во все времена читатели будут узнавать свои переживания и проблемы:

  • любовь, зарождение нежных чувств и горечь расставания;
  • отцы и дети (столкновение ценностей и взглядов разных поколений);
  • противостояние добра и зла;
  • дружба и предательство;
  • взросление и становление личности — как жизненные обстоятельства меняют характер и взгляды.

Эти темы так или иначе прослеживаются практически во всех художественных текстах. Поэтому, выполняя анализ, подумайте о том, какие общечеловеческие ценности и проблемы затрагивает автор.

Как определить тему текста за 5 минут

1. Перечитайте заголовок . В нём могут содержаться подсказки, которые помогут понять, о чём пойдёт речь в тексте. Особенно это касается небольших рассказов и статей, в которых автор сразу переходит к сути. При этом помните, что заголовки могут быть ассоциативными, метафорическими или парадоксальными.

2. Изучите текст. Мысленно выделите для себя основные смысловые блоки и определите, как они связаны между собой (во времени, логически и т. д.). Для удобства можно набросать небольшой план.

3. Выпишите ключевые предложения . В каждом абзаце выделите фразу, которая содержит в себе максимум полезной, необходимой для понимания материала информации.

4. Сократите . Теперь ваша задача — "выкинуть" из этих предложений всё лишнее. Художественные приёмы, дополнительные подробности, сложные обороты, действия. В результате должны остаться только основные ключевые слова и словосочетания.

5. Распределите словосочетания по значимости . Чтобы определить основную тему текста, нужно выписать их в столбик в порядке убывания значимости. То есть в первую очередь пишем те слова и фразы, без чего невозможно понять, о чём говорится в тексте.

6. Сформулируйте тему . За основу берём ключевые слова, которые мы собрали на предыдущем этапе. В отличие от идеи, тема должна быть предельно лаконичной. Не растягивайте её до полноценного предложения — в идеале постарайтесь вложиться в 5-6 слов (например, "Как научиться прощать" или "Целительная сила классической музыки").

Изучая текст, будь то художественный роман, научная диссертация, памфлет, стихотворение, анекдот, первое, чем задается читатель, перебирая слова и предложения, - о чем здесь написано, что хотел выразить автор набором именно этих слов? Когда сочинителю удалось полностью раскрыть свой замысел, понять его нетрудно, основная мысль текста понятна уже в процессе чтения, и лейтмотивом проходит через все повествование. Но когда идея сама по себе эфемерна, да еще выражена не буквально, а метафорами, образным описанием, понять автора бывает довольно трудно. Каждый читатель увидит в главной идее текста что-то свое, близкое, в зависимости от его мировоззрения, уровня положения в обществе. И весьма вероятно, что узнанное и понятое читателем будет далеким от такого понятия, как основная мысль текста, которую пытался вложить в произведение сам автор.

Важность определения главной идеи

В большинстве случаев общее впечатление складывается еще до того, когда прочитана последняя фраза, а высокие идеи сочинителя, с которыми он принимался за работу, остаются непонятыми или до конца непознанными. В этом случае обывателю очень трудно понять восторги своих приятелей или положительные рецензии уважаемых экспертов на это произведение. Недоумение по поводу того, что кто-то в нем нашел что-то особенное, а кто-то нет, способно в лучшем случае озадачить, в худшем - сформировать некий Последнее касается особо впечатлительных читателей, а таких немало. На произведения, вызвавшие полярные отзывы, стоит обратить особое внимание и понять, чем эти впечатления вызваны.

Необходимо определить основную мысль текста. Какэто сделать? Для начала следует ответить на несколько вопросов: «Что хотел выразить и донести до читателя автор в своем произведении, что заставило его взяться за перо?» Определить задачи, которые ставил перед собой писатель, журналист или публицист, можно, опираясь на сопоставление времени написания текста и времени, куда перенес автор события, в нем описанные.

Характерные примеры определения основного в тексте

Довольно характерным примером этого метода познания является бессмертное и гениальное произведение Михаила Булгакова «Собачье сердце». В каждом предложении, цельном отрывке - аллегорическое отношение писателя на происходящие в стране события после революции 1917 года. Здесь тема и главная мысль текста завуалированы под неправдоподобное превращение одной живой особи в другую под воздействием вмешательства внешних факторов. Отношение Булгакова к глобальным преобразованиям в государстве и умах его граждан выражены как нельзя более точно и откровенно. Он донес до читателя свою позицию через стилистическую подачу текста, освещение всего круга проблем, возникших в стране на тот период, на примере частной жизни обитателей отдельно взятой квартиры и их отношениях с окружающими. Сопоставив важные и второстепенные события, описанные в повести и происходящие в стране, понять, как найти основную мысль текста можно через изложение этих событий автором.

Равнение на автора

Кроме приведенного примера по определению главной идеи в произведении, существует несколько способов общего характера, без привязки к конкретному автору и его работе. Самый обычный - внимательное прочтение текста и выделение нескольких главных ассоциаций, возникших в процессе чтения. Если с первого раза удалось понять автора и то, о чем он пишет, спешить с утверждением, что основная мысль текста найдена, не стоит. Лучше одним-двумя предложениями передать свое понимание темы, а затем перечитать произведение еще раз. Если убежденность, что с первого раза все было понято правильно, утвердится, значит, основная мысль текста изложена доходчиво и с идеальной подачей. Но если при каждом последующем прочтении будут возникать все новые и новые ассоциации, следует попытаться более глубоко проникнуть в изложенное и попутно ознакомиться с рецензиями на это произведение автора. Вполне вероятно, что кроме него самого, никто больше ничего и не понял. А в этом случае выбрать метод, как найти основную мысль текста, бывает невозможно.

К счастью, произведений для широкой публики, не поддающихся анализу и разумному восприятию, крайне мало, и подобные трудности могут возникнуть при ознакомлении с темами узкого специфического характера, но они, как правило, вызывают интерес у определенного круга читателей, образ мыслей и жизни которых близки главной теме этих произведений.

Если тему задает сам автор

Итак, вернемся к общему правилу определения основной мысли текста. Перечитав произведение два-три раза, если возможность, желание и необходимость этого требуют, важно точно понять, о чем в нем идет речь и пересказать его суть. Иногда главное в тексте скрыто наслоением чрезмерно пышных и цветистых фраз, все зависит от стиля подачи темы автором. Но если удалось сформулировать главное одной короткой и лаконичной фразой, значит, автору удалось донести до читателя свое отношение к описываемым событиям или героям.

От заголовка к тексту

Иногда главная мысль произведения заложена в его оглавлении. Встречается это довольно часто. Порой название является ключом ко всему произведению, и в этом случае метод, как определить основную мысль текста,заключается в выражении развернутой Например, тема романа Николая Чернышевского «Что делать?» определяется прямым ответом на поставленный вопрос в его оглавлении или в характерных главах, описывающих сны Веры Павловны. В названии романа в конце словосочетания и есть ключ к поиску основной мысли. Если в названии текста есть собственные имена, отношение к ним, сложившееся после прочтения, - тоже ключи определения главного в изложенном.

Читать и думать

И напоследок, еще один характерный способ того, как определить основную мысль текста.Для этого необходимо понять, какие выводы из того, о чем шло повествование, делает сам автор. Это может быть оформлено как некий итог, к которому автор вел читателя, и в конце произведения несколькими фразами подвел черту под своей идеей. На примере морали в баснях видно, что в подобных случаях главная мысль определена самим автором, а читателю остается либо согласиться с нею, либо нет.

В данной статье вы ознакомитесь с тем, что такое главная тема и мысль. Вы научитесь определять и выделять важные детали .

В школе на уроках часто дают задание определить мысль текста , вынести какой – то урок, но этому тоже надо учиться. Чтобы понять, какие чувства вложил автор в свое произведение нужно ознакомиться с биографией автора.

Для полного понимания текста следует прочитать и критические статьи . Не всем дано с первого раза вникать в суть вещей и замечать важные детали. Не нужно расстраиваться и отчаиваться, можно просто перечитать книгу.

Чтобы текст выглядел гармонично и затягивал читателя, авторы используют различные средства выразительности, части речи. Конечно же, больше всего затягивает читателя уникальность текста.

Почти все люди любят классику, а те, кто не любит, уважают . Уважать классику можно за ее неповторимость, раньше не было интернета и развитых технологий, каждый писатель писал по своему и создавал свой особенный стиль.

Правильное построение текста и предложений это залог успешного формирования темы и мысли. Тема текста – это то, что хочет сказать или выразить писатель своим произведением.

Бывает такое, что мы читаем заголовок или эпиграф и даже представить себе не можем как это связано с содержанием, но в последней странице мы откроем для себя всю скрытую суть.

Что нужно, чтобы научиться определять главную мысль текста? Есть несколько простых советов для новичков в этом деле.

Также нужно обращать внимание на эпиграфы и заголовки, они несут в себе смысловую нагрузку.

Задайте себе вопрос, на чем сконцентрировал внимание автор ? Следите за описанием деталей. Иногда писатель может высказывать об обыденных вещах непонятные мысли, но это только первоначально.

После каждой главы пересказывайте прочитанное , таки образом в голове происходит анализ. Очень полезно порассуждать о произведении с друзьями, которые также его читали, только в споре рождается истина , значит можно и поспорить о написанном.

Чтобы подойти к анализу произведения серьезно, нужно понять стиль, речевые обороты, язык автора.

Чтобы обратить внимание на читателя в тексте должны быть повторы, нужно их запоминать или выписывать, все самое главное в деталях .

В работах классиков: Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, М. А. Булгакова мысль текста заключена в названии. Из названия “Война и Мир” мы уже можем представить о чем будет идти речь.

Конечно глубина мысли – это война среди классов, но и поверхностное восприятие нас не подвело.

“Преступление и наказание” – название, говорящее за себя . Да, за преступление Раскольников получила наказание, но не физическое, а больше моральное .

В романе “Мастер и Маргарита” рассказывается не только о жизни Мастера с Маргаритой, но и о демонах Маргариты и Рассказе Мастера. В каждом названии есть ключ к разгадке главной мысли.

Но чтобы понять ее, нужно приложить не мало усилий. Давайте ознакомимся и с тем, что такое средства выразительности , и зачем они нужны. Существует несколько типов средств выразительности:

  • Синтаксические
  • Фонетические
  • Лексические

К фонетике относится анафора и эпифора , они используются в стихотворениях, для передачи звуков, или музыки.

Тропы – это слова и фразы в переносном значении , они заставляют задуматься и создают образы. К тропам относится:

  • Олицетворение – когда неживые предметы или явления наделяются признаками живых существ
  • Метафора – переносное значение
  • Гипербола – сильное преувеличение, несвойственное предмету, противоположность гиперболе – литота, это преуменьшение

Также в литературе есть стилистические фигуры , такие как градация (расположение схожих по смыслу слов в порядке убывание или увеличения важности), оксюморон (намеренное слияние противоречий), риторические вопросы (используются для усиления мысли или чтобы заставить читателя задуматься).

Чтобы разобраться во всех литературных приемах и стилях потребуется много времени, но после этого вы будете настоящим профессионалом и смело сможете рассуждать о произведениях, выделять главную мысль и тему текста.

Это поможет в написании собственных статей или произведений, расширит кругозор и в целом будет полезно для общего развития .

Желаем вам удачи в постижении новых вершин и расширении границ познания. Каждому по силам понимать литературу.

В каждом тексте есть главное и второстепенное. Умение выделить главное может помочь сократить время работы с текстом, документом на 50%.

Сильные позиции текста

Усвоить написанное – значит прежде всего понять, о чем идет речь в тексте, ухватить его суть. Легче запомнить и усвоить главное, основное, чем текст в целом. Следует помнить, что любой текст имеет несколько «сильных» позиций. Во-первых, это заголовок, а также подзаголовки при их наличии. Не стоит игнорировать эту позицию текста, так как в заглавие по логике выносится основное, то, о чем пойдет речь в тексте. Это первый шаг к уяснению главной мысли текста. Во-вторых, самое начало текста содержит важное для раскрытия его основной мысли.

Ищем главное

В развернутых текстах может быть реализована не одна, а несколько мыслей. Но среди них необходимо найти и вычленить главную. Для этого следует прочитать текст вдумчиво, не торопясь, с карандашом в руках, отмечая по ходу работы важные, на ваш взгляд, слова, словосочетания. По мнению педагога Каменского, изначальный настрой на вдумчивое чтение повышает его усваиваемость в несколько раз. При повторном чтении, когда смысл написанного для вас уже прояснился, список ключевых слов и фраз следует немного сократить, примерно в 5 раз.

Затем вы для себя должны поставить вопрос: какие из помеченных фраз наиболее выражают суть написанного, основную мысль текста, его тему. И те несколько слов, а возможно, всего лишь одна фраза, которые останутся у вас, и будут тем ядром текста, которое вы ищете. Для проверки правильности своих выводов постарайтесь развернуть вычлененную вами фразу. Если получится текст, близкий к исходному, значит .

Также, чтобы проверить, правильно ли вы поняли смысл текста, обратитесь к итогам текста. Это третья «сильная» позиция текста, наряду с заголовком и началом теста. Ее также не следует игнорировать, она поможет вам вычленить главное.

Помощь в нахождении главной мысли в тексте окажет составление плана. Он может состоять из нескольких пунктов. Их число может быть равно количеству абзацев в тексте. Ведь абзац – это логическое членение текста на микротемы.

Способность выявить в тексте главное – важная составляющая интеллекта. Такой навык следует обязательно приобрести. Тренируйтесь над выделением главного в тексте не только на школьных уроках или на работе, но и при чтении газет, журналов и книг.

Рекомендуем почитать

Наверх