Что такое трудовой опыт. Первый трудовой опыт

Кредитование 26.09.2022
Кредитование

«Что такое профессиональная трудовая деятельность человека? Не любой человеческий труд может считаться профессиональным. Например, уход за своими собственными детьми не является...»

Что такое профессия?

Люди характеризуются большим количеством социальных признаков.

Занимая различное положение в экономической, политической и культурной

структуре общества, они принадлежат к разным социальным группам,

безработным, пенсионером, инвалидом, руководителем, подчиненным,

предпринимателем, преступником, следователем, учителем, строителем,

родителем, супругом и т.п. Классовая, этническая, религиозная, семейная, профессиональная принадлежность – это наиболее важные социальные характеристики любого человека.

По профессиональному признаку люди делятся на большие группы или категории людей, занимающихся одинаковым видом трудовой деятельности.

Следовательно, выбрать себе профессию – значит не только выбрать себе работу, но и быть принятым в определенную группу людей, принять ее этические нормы, правила, принципы, ценности, образ жизни. Профессия

– это социальная характеристика человека, указывающая на его принадлежность к определенной категории людей, которые занимаются одинаковым видом трудовой деятельности.

Что такое профессиональная трудовая деятельность человека?

Например, уход за своими собственными детьми не является профессиональной деятельностью, хотя его и можно назвать трудом. А вот уход за детьми в детском саду, который осуществляет няня, является в полном смысле этого слова профессиональным. Трудовая деятельность человека является профессиональной, если выполняются по крайней мере еще два условия.



Во-первых, профессия характеризуется наличием определенного уровня квалификации, мастерства, умения, профессиональной подготовки, специально полученных знаний и навыков, которые часто подтверждаются специальнымидокументами о профессиональном образовании: дипломами, свидетельствами, аттестатами, сертификатами.

Во-вторых, профессия является своего рода товаром, который человек может продавать на рынке труда. Причем, товаром, который пользуется спросом, за который другие люди готовы платить. То есть профессиональная деятельность может служить источником доходов человека.

Чем профессионал отличается от любителя и дилетанта?

Профессионал – это квалифицированный человек, продающий результаты своего труда.

В отличие от профессионала, дилетант – это человек, характеризующийся отсутствием требуемого стандартного уровня профессиональной квалификации. Тем не менее, некоторые дилетанты пытаются зарабатывать деньги, пользуясь недостаточной компетентностью некоторых людей, нарочно или ненамеренно вводя их в заблуждение относительно качества своего труда.

Напротив, любитель – это человек, занимающийся каким-либо видом трудовой деятельности не ради заработка, а для собственного удовольствия.

Это не мешает некоторым любителям достигать уровня профессиональной компетентности и качества деятельности, не уступающего уровню многих профессионалов.

Например, если человек занимается спортом ради своего удовольствия, то мы считаем его просто любителем, а если он зарабатывает этим себе на жизнь, то он – профессиональный спортсмен.

–  –  –

Ваше увлечение может стать профессией. Равно как Ваша профессия может быть для Вас увлекательной. Любое Ваше увлечение может быть ценным с профессиональной точки зрения. И если Вы умеете делать красивые вещи, шить, вкусно готовить, стричь, делать массаж или уколы, выращивать цветы или разводить домашних животных, ремонтировать бытовую технику, писать компьютерные программы, играть в шахматы, ходить в туристические походы, заниматься восточными единоборствами, танцуете или занимаетесь историей города, то Вы не только имеете возможность полноценно отдыхать, общаться с интересными людьми и быть интересным собеседником.

Любое Ваше увлечение может стать поводом для завязывания деловых знакомств, источником дополнительного дохода или даже поворотным пунктом для выбора новой профессии.

Конечно, идеальным вариантом для человека является случай, когда его профессия является одним из его увлечений, хобби. В этом случае человек получает от своей профессии максимум удовольствия и ходит на работу с желанием и энтузиазмом. Если это не так, то человек ищет возможности реализации своих интересов и склонностей где-то еще.

А к профессии относится, как к вынужденной деятельности, средству удовлетворения других потребностей.

Как можно познакомиться с разными профессиями?

Разумеется, прежде, чем выбрать какую-либо профессию, необходимо достаточно хорошо узнать про нее. Каким образом это можно сделать?

Существует несколько путей поиска и сбора информации о профессиях.

Во-первых, Вы можете попросить рассказать об интересующих Вас профессиях знающих людей. Во-вторых, Вы имеете возможность прочитать о разных профессиях в литературе или узнать о некоторых из них в фильмах.

В-третьих, в некоторых случаях можно понаблюдать за трудовой деятельностью специалистов на их рабочем месте. В-четвертых, иногда есть возможность попробовать поработать самому.

С кем можно поговорить о профессиях?

Опрос людей, осведомленных в области тех или иных профессий, представляет собой наиболее простой, привычный и быстрый способ познакомится с профессиональной деятельностью. Однако, не все люди одинаково хорошо владеют профессиональной информацией.

Есть смысл обратиться за помощью к следующим людям:

психологам-профконсультантам;

школьным учителям;

преподавателям профессиональных учебных заведений;

специалистам тех профессий, которые Вас интересуют;

родителям, родственникам и знакомым.

Наиболее полная и точная информация о профессиях имеется в распоряжении психологов, занимающихся профессиональным консультированием. Профконсультированием могут заниматься школьные психологи, психологи городских центров профориентации, психологи районных центров занятости, психологи-консультанты коммерческих фирм.

Они знают особенности и требования широкого круга профессий. А если в чем-то сомневаются, могут обратиться к различным информационносправочным материалам и профессиограммам, которые должны находиться у них под рукой. Однако, подробные сведения о какой-то конкретной профессии у них могут отсутствовать.

Школьные учителя, как правило, владеют неполной информацией о профессиях, но могут помочь Вам при описании школьных и педагогических специальностей, а также, если это учителя-предметники, они могут рассказать Вам о тех профессиях, с которыми связан предмет, который они преподают. В остальных случаях их мнение о тех или иных профессиях основано на их собственном личном опыте и может быть достаточно субъективным.

Преподаватели профессиональных учебных заведений в большинстве случаев очень хорошо осведомлены об особенностях тех профессий, которым они учат. Большинство из них сами имеют опыт работы по этим специальностям. Они обычно знают, какие требования предъявляет их профессия к здоровью, знаниям, навыкам и способностям человека и иногда могут оценить Ваши профессиональные возможности в овладении профессией.

Специалисты, работающие по той или иной профессии, как правило, достаточно хорошо знают цели, средства и условия труда, особенности трудовых действий, требующееся образование, содержание профессиональных знаний и навыков, могут рассказать об учебных заведениях, где можно этому научиться, но их мнение о требованиях профессии к способностям и психологическим особенностям человека могут быть пристрастны. Некоторые из таких специалистов являются энтузиастами своей профессии, а некоторые, напротив, крайне недовольны ей.

Их отношение к профессии может оказать влияние на то, что они Вам про нее рассказывают. Будьте внимательны.

Родители, родственники и знакомые могут служить полезным источником информации только по тем профессиям, по которым они сами являются специалистами. По всем остальным профессиям они вряд ли могут быть экспертами, и, как правило, или вообще с ними не знакомы, или знают о них понаслышке. Их мнение по профессиям, которыми они сами не владеют, часто является предубеждением, стереотипом, основанным на собственной оценке их привлекательности. Осторожно относитесь к профессиональной информации от своих близких.

Стоит ли попробовать поработать самому?

В конечном счете только собственный опыт работы по профессии является наиболее точным и правильным. Вы можете испытать себя в роли специалиста по какой-либо профессии, или испытать саму эту профессию на предмет того, насколько вы соответствуете друг другу. Кроме того, даже если Ваша работа для пробы не станет для Вас окончательным профессиональным выбором, все равно она может представлять определенную ценность для Вашей будущей профессиональной карьеры.

Ведь в процессе работы Вы приобретаете не только профессиональные знания и навыки, становитесь не только квалифицированным специалистом.

Вы приобретаете:

жизненный и трудовой опыт;

деловые связи и знакомства;

материальную основу для дальнейшего профессионального роста.

Однако, собственный опыт - это наиболее дорогая и длительная форма знакомства с профессией. Можно позволить себе поучиться и поработать для пробы только в том случае, если овладение профессией не требует значительных затрат времени, сил и средств. Это имеет смысл сделать тогда, когда Вы не уверены в выборе более сложной специальности, или жизненные обстоятельства заставляют Вас отложить на какой-то срок серьезное профессиональное образование.

Что следует узнать о профессиях?

Планируя свою карьеру, неизбежно приходится собирать сведения о разных профессиях, оценивать их, сравнивать между собой. Для того, чтобы не упустить никакой важной информации о профессиях, желательно, чтобы признаки, на которые Вы ориентировались при сборе профессиональных сведений, были наиболее существенными, и количество этих признаков было достаточно полным и исчерпывающим.

Любую профессию можно подробно описать с помощью довольно большого количества признаков. Для простоты понимания все характеристики профессии можно условно разделить на несколько больших категорий: технологические, экономические, педагогические, медицинские и психологические.

Технологические характеристики профессии включают в себя описание следующих вещей:

Каков предмет труда? На что преимущественно направлена трудовая деятельность специалиста? Это могут быть другие люди, техника, информация, искусство или природа.

В чем заключаются цели труда? Может быть это материальное производство, создание каких либо духовных ценностей, обслуживание и уход за людьми, техникой или природой?

С помощью каких средств осуществляется трудовая деятельность? Какие ручные, механизированные и автоматизированные средства используются в процессе труда?

Какие трудовые операции применяются в ходе деятельности?

Какие физические, умственные и социальные действия приходится выполнять специалисту?

Каковы характеристики рабочего места специалиста? Где ему приходится работать: в помещении, в кабине, на открытом воздухе? В каком климате он наиболее часто работает? Приходится ли ему работать преимущественно на одном месте или часто разъезжать? Работает ли он в основном в коллективе или индивидуально?

Чем характеризуется рабочее время специалиста? Работает ли он в жестком или свободном режиме? Приходится ли ему работать посменно, в ночное время, вахтами? Как часто специалист вынужден выполнять работу в нерабочее время, работать длительное время без перерывов, работать в вынужденном темпе, работать неритмично: с паузами и простоями?

Каковы бывают ошибки в трудовой деятельности? К каким последствиям они могут приводить? Какими причинами они могут вызываться?

Экономические характеристики описывают:

В каких отраслях используется данная профессия?

В промышленности, строительстве, транспорте, связи, сельском хозяйстве, бытовом обслуживании, жилищном хозяйстве, образовании, здравоохранении, науке, культуре, торговле, финансах, управлении, обороне, охране порядка?

Каков спрос на данную профессию на рынке труда, требуются ли специалисты этой профессии, каковы перспективы найти себе работу по ней?

В каких пределах изменяется оплата труда среди представителей данной профессии?

Педагогические характеристики определяют:

Какие требования предъявляет профессия к уровню и содержанию образования?

Какие учебные заведения осуществляют подготовку по данной профессии?

Какие знания и навыки необходимы для успешной профессиональной деятельности?

Медицинские характеристики профессии определяют:

Какой уровень здоровья требуется для данной профессии?

Какие медицинские противопоказания существуют для данной профессии?

Какие неблагоприятные условия труда присущи данной профессии? Это могут быть вредные климатические факторы, нарушение биологических ритмов, вынужденная поза и ограниченная подвижность, большие физические нагрузки, однообразие деятельности, вынужденный темп, сложность ситуаций, опасность, риск, угроза поражений, внезапность и неожиданность, быстрая смена действий, помехи и посторонние раздражители, неприятные впечатления, повышенная ответственность, работа в одиночестве, конфликты между людьми.

Наконец, психологические характеристики профессии содержат информацию о том, какие требования предъявляет профессия к различным психологическим особенностям человека:

к его органам чувств, зрительному, слуховому, осязательному восприятию, к двигательным качествам: силе и выносливости, скорости и точности движений, подвижности, ловкости, к умственным способностям: сосредоточению внимания, запоминанию, пониманию, пространственному воображению, логическим рассуждениям, к чертам характера: общительности, самостоятельности, сдержанности, решительности, настойчивости, ответственности и т.д.

Сколько существует профессий?

В разные времена количество профессий значительно менялось. Число профессий неодинаково в странах с различными общественноэкономическими условиями.

В документе, который называется "Единый тарифноквалификационный справочник", насчитывается более семи тысяч названий профессий, имеющихся на сегодняшний день в России. Хотя пользуются спросом несколько сот (десятков) из них, все равно довольно трудно ориентироваться в таким огромном мире.

Тем более, что сильно меняется не только количество профессий, но и их состав, соотношение. В наше время появляются новые профессии и исчезают старые, стираются границы между многими из них, а некоторые, напротив, постоянно делятся, дробятся, размножаются. Поскольку, именно сейчас наша жизнь претерпевает значительные изменения, происходит стремительное развитие общественных отношений, в условиях современного рынка труда появляется большое количество новых, непривычных и незнакомых для нас профессий, хотя в более развитых странах они уже давно стали обычными.

Как ориентироваться в мире профессий?

Чтобы ориентироваться в мире профессий, мы предлагаем Вам своего рода карту. Территориями этой карты служат группы сходных по своим характеристикам профессий. Дело в том, что каждая профессия предъявляет определенные требования к человеку. Одни профессии требуют от человека силы и ловкости, другие – преимущественно ума и аккуратности, третьи – общительности и сдержанности. Некоторые профессии требуют от человека практически одинаковых качеств. Их можно объединить в группы, которые можно представить в качестве своего рода профессиональных государств со своими законами, языком, населением, занимающих на карте определенное положение. Например, профессии слесаря по ремонту автомобилей, слесаря механосборочных работ и слесаря-сантехника различаются только с точки зрения производственных задач и условий труда, но никак не с точки зрения предъявляемых к человеку требований. Поэтому, их смело можно помещать в одно и то же место на психологической карте профессий.

Что такое психологические координаты профессии?

Так же, как и на настоящей географической карте, положение профессии на психологической карте можно описать двумя координатами.

Только на психологической карте роль широты играет психологический тип профессии, а роль долготы – психологический класс профессии.

Тип профессии указывает на, то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности, то есть на предмет труда.

Предметом труда могут быть другие люди, техника, информация, художественные произведения или природа.

А класс профессий говорит о степени сложности и требуемой квалификации человека, то есть о характере труда. Характер труда может быть исполнительным или творческим.

Какие бывают психологические типы профессий?

По предмету труда можно выделить пять типов профессий.

1. К профессиям типа "человек-человек" относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием (врач, медсестра, санитарка), обучением и воспитанием (воспитатель, няня, учитель, преподаватель, тренер), бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант), правовой защитой (юрист, следователь, участковый инспектор).

Профессии этого типа предъявляют высокие требования к таким качествам работника как умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояние людей, оказывать влияние на других, проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность, речевые способности.

2. Тип "человек-техника" включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (каменщик, монтажник, сварщик, инженер-конструктор), эксплуатацией технических средств (водитель, кочегар, крановщик, токарь, швеямотористка), ремонтом техники (слесарь-ремонтник, механик, электромонтер по ремонту оборудования).

Этот тип профессий требует от работника высокого уровня развития наглядно-образного мышления, пространственных представлений, технической осведомленности и сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости.

3. Тип "человек-знаковая система" объединяет профессии, связанные с текстами (корректор, машинистка, переводчик, библиотекарь), с цифрами, формулами и таблицами (программист, экономист, бухгалтер, кассир), с чертежами, картами, схемами (штурман, чертежник), со звуковыми сигналами (радист, телефонист).

Профессии этого типа требуют от человека способности к отвлеченному мышлению, оперированию числами, длительному и устойчивому сосредоточению внимания, усидчивости.

4. К типу "человек-художественный образ" можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, журналист, модельер, композитор), с воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образцу (ювелир, актер, закройщик, реставратор, столяркраснодеревщик, цветовод-декоратор).

От человека в профессиях этого типа требуется развитый художественный вкус, высокая эстетическая чувствительность, богатое и яркое воображение.

5. Наконец, к типу "человек-природа" можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, геолог), с уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, зоотехник), с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар).

Этот тип профессий предполагает наличие у человека хорошей наблюдательности, способности ориентироваться в условиях непредсказуемости и отсроченности результатов, менять цели в зависимости от условий, выносливости и терпеливости к недостатку комфорта. Какие бывают классы профессий?

По характеру труда выделяются два класса профессий.

А) Профессии исполнительского класса связаны c выполнением решений, работой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям, стереотипным подходом к решению проблем (агент, медсестра, продавец, приемщик заказов, социальный работник, машинист, оператор, станочник, плотник, кассир, машинистка, телефонист, парикмахер, озеленитель). В большинстве случаев профессии этого класса не требуют высшего образования.

Б) Профессии творческого класса связаны с анализом, исследованием, испытанием, контролем, планированием, организацией и управлением, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений, требуют независимого и оригинального мышления, высокого уровня умственного развития и, как правило, высшего образования (врач, менеджер, референт, психолог, учитель, юрист, инженер, экономист, математик, архитектор, физик).

Как выглядит психологическая карта профессий?

Любая профессия может быть одновременно отнесена на основании предмета труда к одному из пяти типов и на основании характера труда к одному из двух классов. Поэтому психологическая карта профессий состоит из 10 клеток (пять строчек, обозначенных цифрами от 1 до 5, соответствуют типам профессии по предмету труда, а два столбика, обозначенных буквами А и Б, соответствуют классам профессий по характеру труда. Каждая группа профессий имеет свое буквенно-цифровое обозначение, например: А1 – исполнительские профессии типа "человек – человек", Б1 – творческие профессии типа "человек – человек", А2 – исполнительские профессии типа "человек – техника" и т. д.

Каждая группа объединяет множество профессий, сходных между собой по наиболее существенным психологическим признакам. При этом не учитываются такие признаки, как отрасль экономики, вид предприятия, условия труда, уровень заработной платы и т.п.

Всегда ли можно ли определить точные координаты профессии на психологической карте?

Разумеется, деление профессий на психологические типы и классы является достаточно условным. Ведь, строго говоря, любая профессия характеризуется несколькими предметами своей деятельности. Но одни из них являются более существенными, а другие – менее.

Так профессиональному юристу чаще всего приходится работать с людьми, поэтому, его профессию можно смело отнести к типу "человек – человек". Однако, в значительное мере юристу приходится иметь дело с текстовой информацией: документами, законами и т.п. Поэтому, деятельности юриста могут быть присущи также особенности профессий типа "человек – знаковая система".

Или медсестра, которая должна прежде всего уметь общаться с больными людьми, но кроме того она должна иметь навыки ухода за больными и использования технического оборудования, а также знать основы анатомии, физиологии и патологии человека, химии и фармакологии, быть внимательной при работе с документами, данными анализов, показателями аппаратуры. В качестве примера других смежных профессий можно назвать профессии продавца, охранника, секретаря-референта, парикмахера, закройщика.

Кроме того, общие профессиональные категории могут включать в себя несколько специализаций. Так, человек, получивший юридическое образование и имеющий специальность юриста, может в дальнейшем выбрать один из нескольких путей своей профессиональной карьеры.

Например, он может стать адвокатом, следователем, юрисконсультом, нотариусом или криминалистом. И если труд адвоката направлен в основном на людей, то нотариус чаще имеет дело с документами, а криминалист – с информацией.

Поэтому, зная только общее названия целой категории профессий, трудно бывает с уверенностью отнести их к какому-то одному типу. Так, существует довольно большое число разных специализаций агентов, продавцов, врачей, менеджеров, учителей, инженеров.

Как можно пользоваться картой профессий?

С одной стороны, зная название профессии и найдя ее на карте, можно определить ее координаты, то есть узнать, какие требования предъявляет эта профессия к человеку. Например, профессия бухгалтера относится к профессиям типа "человек – знаковая система" творческого класса, следовательно, требует от человека высокого уровня развития способностей к отвлеченному мышлению, оперированию числами, вниманию и усидчивости, анализу информации, планированию и контролю.

С другой стороны, зная степень развития способностей человека, можно определить для него психологически наиболее подходящие тип и класс профессий. Например, если Вы легко вступаете в контакт, быстро знакомитесь с людьми, без проблем налаживаете отношения с другими, спокойны и доброжелательны, хорошо владеете своей речью, то в наибольшей степени Вашим способностям соответствуют профессии типа "человек – человек".

Глобальный женский форум, проведенный в рамках VI Астанинского экономического форума, 22-24 мая 2013 года Сессия: "Социальная модернизация общества – стратегии по...» новых наукоемких разработок, востребованных на мировом рынке (Ц3).2. Место дисциплины в структуре ООП Дис...»

«ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 15 ЭКОНОМИКА И ПРАВО 2015. Т. 25, вып. 5 УДК 336.7 И.О. Боткин, М.С. Ишманова, О.С. Виноградова ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ИНДИКАТОРОВ-ПРЕДВЕСТНИКОВ БАНКОВСКОГО КРИЗИСА В РОССИ...»

Что делать, если надо, чтобы профессиональная цель была изложена, а вы не можете четко определить свои ? Что делать, если собственные интересы вам понятны, но как сформулировать цель не знаете? Тем, кто имеет трудовой опыт, решить такие затруднения поможет методика «Розочка (Захват)». В ее основе - механизмы целеобразования. Это знание применяется в управлении и развитии целых организаций. А мы на его основе создали инструмент для индивидуального использования.

Применяйте на здоровье. Единственное - помните, пожалуйста, что данная методика предназначена для уточнения профессиональных интересов.

Закон выбора рабочего места

Знаете ли вы, почему соглашаетесь на ту или иную работу, даже когда трудоустройство продиктовано необходимостью "просто заработать денег"? Потому что выбранная вакансия отражает ваш интерес. Такой интерес может касаться двух сфер - личного выигрыша и профессиональной цели.

Личный выигрыш – это то, что вы ожидаете получить в качестве вознаграждения или компенсации за выполненную работу. Он передается вам в личное пользование и прямого отношения к содержанию работы не имеет.

Профессиональная цель отражает содержание работы специалиста. Она показывает, решением каких профессиональных задач он хочет заниматься, какие средства и методы при этом склонен использовать, каких результатов намерен добиваться и кому эти результаты будут наиболее полезны. Другими словами, в профессиональной цели отражаются его профессиональные интересы.

Если вы человек достаточно гармоничный и не идете против собственных желаний, то в отношении вас будет выполняться простой закон. Заниматься каким-то делом с удовольствием, продолжительное время и успешнее всего вы сможете в том случае, если оно отражает ваш профессиональный интерес.

Поэтому, исследуя свой трудовой опыт, вы получаете возможность поближе познакомиться и с собственными профессиональными интересами.

Если вы с ними еще не знакомы, начинайте выполнять методику с первого пункта.

Если вам нужно только сформулировать свою цель, начинайте со второго пункта.

Приступим?..

Методика «Розочка»

1. Набираем исходный материал.

Вспоминаем и в хронологическом порядке записываем работу, которой вам когда-либо доводилось заниматься. Затем напротив каждого рабочего места записываем свой ответ на предложенный вопрос. Отвечая на вопросы, желательно оставаться честным с самим собой. В противном случае результат окажется "липовым" и не поможет найти действительно интересную работу.

Рабочее место Какие задачи мне больше всего нравилось решать на этом рабочем месте? Выполнение какой работы вызывало во мне наибольший интерес и увлекало? Какие именно результаты доставляли мне наибольшее удовольствие и радость? Кто смог решить свои проблемы, благодаря использованию достигнутых мною результатов?
А Б В Г
1
2
3
4

В итоге получаем список своих профессиональных интересов в разное время.

2. Выбираем главное.

Просматриваем каждый столбец отдельно и выбираем то, что вас увлекает и интересует больше всего на сегодняшний день. Выносим выбранные варианты в отдельную таблицу:

Задачи Работа

(средства и методы решения задач)

Результаты Целевая группа
А Б В Г
... ... ... ...
... ... ... ...
... ... ... ...
... ... ... ...

В итоге получаем список своих профессиональных интересов в настоящее время.

3. Обобщаем необходимое.

Проверяем количество заполненных строк в каждом столбце.

Если какой-то столбец оказался пуст, ничего страшного - пропускаем его.

Если в каком-то столбце оказалась одна запись, то считаем ее итоговым вариантом.

Если в каком-то столбце несколько заполненных строк, и все записи вам хочется оставить, делаем следующее. Ищем между ними нечто общее - то, что присуще им всем, что может послужить общим заголовком ко всем этим вариантам. К сожалению, ваших записей мы сейчас не видим, поэтому подобрать обобщенный вариант вам придется самостоятельно. Посмотрите внимательно на свой список и у вас все получится.

Итоговый (или обобщенный) вариант вписываем в нижнюю строку таблицы:

итоговый (обобщенный) вариант итоговый (обобщенный) вариант итоговый (обобщенный) вариант

В итоге получаем набор основных элементов своей профессиональной цели.

4. Проверяем полученное.

Делаем простую операцию. Читаем последнюю строку таким образом: «Я хочу заниматься … (задача)… применяя … (средства и методы)… ради того, чтобы добиться … (результат) … и эффективно помогать … (целевая группа)…»

Если "захваченными" у вас оказались не все, а только несколько или всего один элемент, ничего страшного. Начинайте фразу словами "Я хочу" и дальше подставляйте только те ее части, которые соответствуют найденным элементам.

Вам нравится то, что вы произнесли? Вы действительно хотите заниматься этим?

Если возникает желание что-то поправить - правьте.

Если хочется перенести какой-то элемент в начало фразы - переносите.

Если кажется, что можно вообще убрать какие-то элементы - убирайте.

Смело корректируйте текст, пока прочитанное не начнет вызывать в вас позитив и желание действовать.

Вызывает? Значит ваша профессиональная цель практически готова. Осталось сделать две вещи. Сформулировать ее как можно четче и короче, уместив в 1-2 несложных предложения (подробные рекомендации ). Предоставить эту информацию потенциальным работодателям, заявив о своих притязаниях на конкретные вакансии.

На сайте вы также можете:

  • посмотреть целей,
  • о том, что профессиональные цели способны дать лично вам, и почему они порой так важны для работодателей,
  • прочитать о том, как отразить профессиональную цель в графе "

О профессии не спрашиваю, - учтиво сказал Бендер, - но догадываюсь.
Вероятно, что-нибудь интеллектуальное? Судимостей за этот год много?
- Две, - свободно ответил Балаганов.

Я тут порылся на компьютере и обнаружил две занятные записи, сделанные мной не помню для чего. Пожалуй, я их опубликую в качестве начала третьей или четвёртой версии моего блога. Первую я писал на почивающим в бозе ресурсе Груми.

В институте, где-то на втором курсе, меня посетило ощущение, что мне чего-то не хватает. Покопавшись в карманах, я выяснил, что не хватает денег, и решил кардинально решить проблему - устроиться на работу.

С этой работы я вынес несколько фактов: летом люди хотят худеть, а зимой лечиться, менеджеру по продажам нельзя говорить «аллё», и самое главное - продажи плохих товаров и хороших очень сильно отличаются.

А ещё я научился спать в маршрутках - нужно закрыть глаза и представить себе дорогу.

С того самого времени мой словарный запас обогатился двумя поговорками - «деньги ляжку жгут» (об этом меня спрашивал другой курьер перед тем, как исчезнуть с достаточно крупной суммой денег) и «очко-то играет» (сопровождается показом игры с помощью кулака).

Большинство трудовых мигрантов, отправляясь в Польшу, интересуются, на что именно им стоит делать упор в своем резюме: на стаж или же опыт своей работы.

Ведь часто эти понятия даже в рамках одной профессии вовсе не совпадают. Что же важнее для представителей тех или иных профессий, желающих хорошо в этой стране трудоустроиться? Давайте рассмотрим этот вопрос более подробно, чтобы вы могли к подаче резюме подготовиться правильно.

Опыт работы — общее представление

Опыт работы в целом – это совокупность знаний и навыков, полученных вами в ходе работы в определенной профессии. Также нередко его упрощенно понимают как срок, проведенный на определенной должности, однако на самом деле данные понятия не тождественны.

Ведь человек может несколько лет проработать на одном месте и не мочь решить простейшие задачи, но в то же время он может формально никогда нигде не работать, но получить опыт фактический уникальный, нередко так бывает у фотографов и программистов.

Опыт работы можно, однако, дополнительно поделить на две большие категории:

  • полученный вами в определенной сфере;
  • полученный непосредственно во время работы в определенной компании или на государственной службе.

Сложно определить, какой из них окажется важнее в каждом конкретном случае. Для некоторых работодателей, к примеру, может отказаться интересным лишь навыки, связанные с определенными задачами или специальными программами, если на них идет упор в их отрасли.

Но бывает и наоборот — начальника волнует опыт, полученный сотрудником в целом. Так бывает, к примеру, при работе на крупных предприятиях либо же при старте нового проекта.

Опыт трудоустройства является важнейшим показателем при поиске нового места занятости, поскольку дает возможность понять, насколько сотрудник обучаем, как быстро он может обрабатывать необходимую ему информацию. Именно на основании его можно определить наиболее точно, будет человек полезен на выбранной должности или же нет.

Стаж работы — общее представление


Стаж работы – это общее количество времени, на протяжении которого человек числился на той или иной должности и выполнял порученные ему обязанности.

Помимо времени занятости на различных предприятиях, в трудовой стаж обычно вносят также срок обучения в вузе, службу в армии, время, потраченное на получение научного звания, срок, посвященный уходу за инвалидом, ребенком, время получения по нетрудоспособности социальных выплат, а также получения пособия в случае потери места работы или же срок, во время которого по ложным обвинениям лицо пребывает в местах лишения свободы.

Стаж работы учитывают обычно при:

  • начислении пенсии;
  • определении размера больничного;
  • аттестации отдельных категорий работников;
  • начисления иных социальных выплат.

Официальный трудовой стаж насчитывается на основании данных о трудоустройстве человека на определенном объекте по трудовому законодательству. Основная проблема для современных трудоустроенных лиц в том, что только на некоторых предприятиях они числятся в штате, а значит, время, проведенное ими там, им в стаж никак не может пойти.

Для того ж чтобы не потерять возможность указать уровень владения собственной профессией при устройстве на другую работу, в особенности, в Польшу, им приходится указывать в документах именно трудовой опыт. При выборе неофициальной работы они имеют на это полное право.


Важность стажа или опыта для успешного трудоустройства в Польше зависеть будет всегда от того, на какое именно место вы претендуете. В идеале вы должны иметь возможность подтвердить и наличие хотя бы минимального опыта (от года), и стажа.

Работодатель, однако, в большинстве случаев при рассмотрении резюме для трудоустройства в Польше в первую очередь будет обращать внимание на опыт и полезные навыки, которые вы имеете именно для той должности, на которую претендуете.

Так уже на этапе составления резюме вам нужно будет рассказать о том, с какими именно задачами вы справлялись на своем рабочем месте, какие дополнительные преимущества имеете перед другими конкурентами и чем можете ценны быть для фирмы. А это все относится к категории опыта работы.

К слову, если речь идет о представителях таких специальностей как программисты, дизайнеры, фотографы, то у них официальный стаж может и отсутствовать как понятие. В таком случае опираться в трудоустройстве начальники поляки будут на предоставленное портфолио, а также рекомендации от прошлых заказчиков, касается это всех фрилансеров.

А вот трудовые мигранты, занятые в медицине, преподавании, бухгалтерии вынуждены будут свой трудовой стаж предъявить.

Ведь в таких профессиях часто от него зависит и аккредитация специалиста, наличие у него определенной аттестации. Для его подтверждения достаточно будет предоставить имеющуюся трудовую книжку или справку с места работы. Данное правило справедливо для представителей всех стран СНГ.


Каким бы ни был ваш персональный послужной список, устраиваясь на работу в Польше, описывая стаж и персональный опыт, будьте очень внимательны. Ведь важно такую информацию правильно подать. Для этого стоит учесть такие правила:

  • В резюме для Польши в разделе «стаж» не может быть сокращений. Названия фирмы и должности указывайте полностью.
  • Не забывайте, что в польских резюме приветствуется четкость и краткость. Описывая свои достижения и стаж, не давайте развернутых описаний. Указывайте по пунктам, чем вы занимались, какие были ваши обязанности, как называлась должность. Не пишите лишнего.
  • Помните, что польские работодатели имеют обыкновение проверять информацию, поданную соискателями. Виду этого не пишите таких данных, которые бывший работодатель не подтвердит.
  • Обязательно делайте акцент не на общий стаж, а именно на конкретных результатах и достижениях. Именно они являются маркерами вашего персонального успеха.
  • Оперируйте цифрами. Укажите, к примеру, на сколько процентов вы повысили эффективность собственного отдела, или же сколько прибыли принес ваш лучший проект.
  • Указывая стаж и достижения, ориентируйтесь только на тот, который был получен вами или в конкретной сфере, или в смежных. Помните – в странах Европы люди, которые по полгода были заняты на различных по направлению работах, далеко не всегда высоко ценятся.
  • Не бойтесь, однако, указывать правдивую информацию о том, что в рамках одной профессии вы сменили уже несколько предприятий. Мнение о том, что человек, более 3-5 лет работавший на одной фирме без роста карьерного, ценен для западных работодателей – иллюзорно. Ведь на практике такие редко имеют широкий профессиональный уровень.

Подводя итог сказанному, отметим, что именно ваш стаж и полученные навыки – это та информация, которая является вашим основным преимуществом перед иными соискателями. Ваша же задача – грамотно ее преподнести. И тогда вам удастся доказать, что именно вы достойны лучшей должности на выбранной вами компании в Польше.

Лето — пора не только отдыха, но и...работы. Школьники, как когда-то их мамы и папы, горят желанием заработать не только на мороженое, но и на модный гаджет. Возможно ли это сегодня, и какие сложности поджидают подростков при устройстве на работу? Своими наблюдениями делится руководитель отдела кадрового администрирования, льгот и компенсаций Галина Кезикова.

Что получают подростки, устраиваясь на работу? Как говорят они сами, прежде всего — карманные деньги, возможность почувствовать свою самостоятельность и независимость. Но не нужно забывать, что такая трудовая деятельность может быть и источником удовольствия, так же как и досуг с друзьями. Я часто сталкиваюсь с ситуацией, когда подросток устраивается на работу, имея только одно осознанное желание — заработать на карманные расходы. Как правило, при устройстве на работу его не очень беспокоят какие-то другие вопросы, кроме одного — сколько я буду получать денег? А через 2-3 месяца тот же самый подросток начинает ценить многое из того, на что раньше даже не обращал внимания: коллектив, где царит взаимопомощь; уважительное отношение со стороны коллег; слова признания за хорошую работу, сказанные при всем коллективе. Разве может что-то сравниться с этим ощущением счастья, которое он при этом испытывает?

Кто должен искать работу для подростка?

Родители задумываются не только над тем, где работать выросшему ребенку, но и кто должен искать ему работу. С одной стороны, у школьника мало информации о потенциальных вакансиях, с другой, он — личность. Человек, пусть и не совсем еще взрослый, со своими увлечениями, желаниями, предпочтениями. Родители об этом часто забывают. Искать работу за ребенка не имеет смысла. Конечно, родители всегда желают своему "малышу" добра, но не нужно забывать, что 14-16-летний подросток — это уже сформировавшаяся личность, которая имеет свои потребности, желания и увлечения. Поэтому я считаю, что подросток в таком возрасте должен сам решить, где ему будет нравиться работать, в каком коллективе и по какому графику. Задача родителей — деликатно направлять и сопровождать ребенка в процессе поиска работы.

В каких отраслях лучше работать подростку?

Я бы сделала акцент не на отраслях, а на возможности развития своих личностных качеств, жизненной позиции, определения целей в жизни. В большинстве своем подростки находятся в поиске, пытаются понять, кем они хотят быть в жизни, что им нравится, какой должна быть отличная работа.

Я бы посоветовала ориентировать ребенка на работу, где есть хороший коллектив сверстников, потому что в таком коллективе есть большие возможности для самореализации и осознания себя. Каждый может попробовать себя в новой роли. Например, может стать лидером, принимать самостоятельные решения и отвечать за их последствия. Эти качества очень важны в любой работе.

Кроме того, для самоуважения подростка очень важно заслужить доброе отношение товарищей, сверстников. Если в младшем возрасте ребенок смотрит на мир глазами своих родителей, то у подростка выстраивается система ценностей и взглядов на мир, которая частично пересекается с позицией родителей, а частично — с взглядами сверстников.

Общение со сверстниками обеспечивает подростку чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Именно в такой среде быстро усваиваются представления о ценностях, формируется целостность характера, происходит становление нравственно-волевых черт. Еще раз подчеркну, насколько важно, чтобы это был такой коллектив, ценности и принципы которого могли бы развивать и обогащать вашего ребенка.

В 14-16 лет подросток начинает задумываться о своем будущем, изучает себя более осмысленно. Важно в этот момент заложить основы нравственного развития будущего взрослого и сохранить его здоровье и бодрость сил.

Ограничения и требования к приему на работу подростков

И подросток, и его родители должны понимать, что приступая к трудовой деятельности, юноша или девушка вступает в новые для себя отношения. И важно помнить, что есть особенности российского законодательства в сфере работы учащихся.

И выбирать нужно того работодателя, который придерживается трудового законодательства и соблюдают все права подростков. При приеме подростка на работу с ним должен быть заключен трудовой договор, в котором подробно прописаны условия труда, максимальная продолжительность его трудового дня, льготы, которые ему будут предоставлены.

Рабочий день для подростков в возрасте от 14 до 16 лет, обучающихся в учебных заведениях, не может превышать установленных законом рамок: 12 часов в неделю и 2,5 часа в день. Если же работа предоставляется школьникам в этом возрасте на время каникул или трудоустраиваются ребята, окончившие обучение(либо молодые люди, по каким-то причинам не продолжающие обучение), то рабочее время составит не более 24 часов в неделю и 5 часов в день. Подростку должны предоставлять отпуск и т.д.

Так, наша компания берет на себя обязательства по проведению медицинских осмотров для подростков. Юному сотруднику предоставляется отпуск продолжительностью 31 календарный день, причем в отличие от остальных категорий работников он может пойти в отпуск в любое удобное для него время по заявлению, и работодатель не в праве ему препятствовать в этом.

Подростков нельзя привлекать к работам в ночное время, в выходные дни, к работе сверхурочно, к работам с вредными и опасными условиями труда. Они в силу своего возраста не несут материальную ответственность, поэтому они не могут работать на кассе.

Запрещается привлекать подростков к работам с вредными и опасными условиями труда, а также к тем работам, выполнение которых может нанести вред не только их здоровью, но и нравственному развитию.

Запрещается работа, связанная с переноской тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы.

Первый трудовой опыт

Я призываю всех родителей не бояться отпускать ребенка на работу. Ведь именно благодаря своему первому трудовому опыту он получит необходимые жизненные уроки, сможет стать сильнее, развить чувство ответственности, самодисциплины и найти надежных и верных друзей. Конечно, очень важно, чтобы ребенок получил свой первый трудовой опыт в коллективе, где взаимоотношения основаны на доверии, взаимопомощи, ответственности. В этот период заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются ее верхние — мировоззренческие — этажи. Происходит осмысление своего места в жизни родителей, друзей, окружающего социума, постоянный поиск нравственных ориентиров. В нашей компании, в РОСТИК’С-KFC, основными сотрудниками как раз являются подростки и молодые люди, которые получают свой первый трудовой опыт. Поэтому наши менеджеры — опытные наставники, которые умеют в каждом подростке развивать нравственные качества: коллективизм, взаимопомощь, уважение к людям и результатам их труда. Мы хорошо понимаем, что помощь в социализации подростков, формирование их трудовых умений и навыков, добросовестного отношения к выполняемой работе — это ответственная и почетная задача для социально-ориентированной компании.

Родители часто спрашивают, есть ли работа для детей младше 14 лет. Этот вопрос мне постоянно задает младшая дочь, которой скоро исполнится 12. Она категорически не согласна, когда я ей говорю о том, что ей нужно еще немного подрасти, прежде чем она сможет устроиться к нам на работу. Минимальный возраст для трудоустройства в России — 14 лет. Именно в этом возрасте каждый гражданин обязан получить паспорт, и с этого момента он может с согласия одного из родителей заключать трудовой договор для выполнения легкой работы.

Мы принимаем на работу подростков с 16 лет, потому что считаем этот возраст оптимальным для старта и развития в нашей компании.

Недавно мы стали работать с благотворительным фондом "Детям с любовью", который возглавляет Дебби Диган, организатор международного одноименного проекта. В скором времени мы начнем работу с детским домом по поддержке выпускников и их адаптации к "взрослой жизни". Такие подростки особенно нуждаются в поддержке в этот сложный для них период перехода к самостоятельной жизни. У них нет семьи, которая могла бы помочь им в приобретении жизненных навыков и поддержать в случае необходимости, и мы хотели бы помочь этим детям найти свое место в жизни. И, возможно, заменить им в каких-то вопросах семью. Мы планируем предоставить рабочие места для прохождения трудовой практики для воспитанников старших классов и постоянные рабочие места для выпускников детского дома. Несомненно, этим детям потребуется большое внимание и поддержка от всех нас...

Статья предоставлена "РОСТИК’C-KFC"

Обсуждение

очень полезная статья. я поставил макс. оценку:)

Хорошо, когда ребенок стремиться заработать деньгу, а не сидит на шее.

А у нас подростки в школе подрабатывают летом. И коллектив знакомый, и все под присмотром педагогов. По нашим меркам даже не плохо обещают заплатить.

Комментировать статью "Работа для подростков: где, когда, как?"

Про работу для подростков. ...затрудняюсь выбрать раздел. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста Поиск работы для школьников, официальное Плюсы подработки подростков летом: они начинают уважать родительский труд...

Поиск работы для школьников, официальное трудоустройство. А главный показатель самостоятельности для тинейджеров - это возможность устроиться на работу и заработать свои первые деньги. Работа для подростков.

Подростки. Поиск работы для школьников, официальное трудоустройство. Поиск работы для школьников, официальное трудоустройство. А главный показатель самостоятельности для тинейджеров - это возможность устроиться на работу и заработать свои первые деньги.

Работа летом 14-летнему подростку. Работа для подростков: где, когда, как? Бебиситтер - первый воспитатель и первая работа. Вот как это происходит в Америке, где бебиситтерство - самая частая подработка для подростков и студентов.

Работа для детей и подростков. Каникулы, досуг. Подростки. Работа для детей и подростков. Работа забивать из бумажных подписных листов в Excel. Работа для подростков: где, когда, как? Зачем подростку работа?

Работа для подростка.. Каникулы, досуг. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в школе, профориентация, экзамены Работа для подростка. Друзья, подскажите, где искать? Для мальчишки 15 лет летом.

Работа для подростков: где, когда, как? работа для подростков и детей 10- 17 лет. Раздел: Поиск работы (16 лет нужна работа). Может, кого заинтересует 16 -летний юноша, ученик 11 класса (занятия у него с 16 -30 три раза в неделю), в Москве неплохо ориентируется...

Про лето, подростков и работу. Каникулы, досуг. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в школе, профориентация, экзамены, олимпиады Про лето, подростков и работу. Наверное снесут. Имеется дочь,15 лет.

Работа для подростков. Каникулы, досуг. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный Где могут работать 14-летние юноши, не выглядящие на 18-летних, и даже на 16-летних, как раз на 14 лет?... Макдональдс - с 16, он сказал.

А где подростку можно подработать?. Проблема. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст А где подростку можно подработать? Раньше в Макдаковку брали, сейчас, вроде нет. На последнем школьном собрании "классный"...

Работа летом 14-летнему подростку. Каникулы, досуг. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный Прошу накидать каких-нибудь мыслей и советов по поиску работы на лето (1 месяц - июнь) 14-летнему подростку.

Работа для подростков: где, когда, как? Кезикова Галина. Советы по трудоустройству подростков. Работа для подростков на лето и не только. В отличие от многочисленных предложений работы для подростков, которые можно найти в Интернете, в нашем...

Поиск работы самостоятельно или через кадровое агентство, собеседование, резюме, карьера, зарплата, увольнение, образование. Тема создана для обсуждения статьи. Советы по трудоустройству подростков.

Работа для подростков: где, когда, как? Лето - пора не только отдыха, но и... работы. Родители задумываются не только над тем Работой для несовершеннолетних навеяло. Для чего остальным нужно, чтобы ваши подростки работали летом? Сыну через пару недель 13...

работа для подростков и детей 10- 17 лет. Раздел: Поиск работы (16 лет нужна работа). Может, кого заинтересует 16 -летний юноша, ученик 11 класса (занятия у него с 16 -30 три раза в неделю), в Москве неплохо ориентируется, самостоятельный.

Работа летом. Каникулы, досуг. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст Раздел: Каникулы, досуг (Где поработать летом подросток 14 лет, не накидаете идей или у кого-то дети работали, не порекомендуете место?)

Работа для подростков с 16 лет. Поиск работы для школьников, официальное трудоустройство. А главный показатель самостоятельности для тинейджеров - это возможность устроиться на работу и заработать свои первые деньги.

Ищу работу для подростка. Каникулы, досуг. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в Раздел: Каникулы, досуг (Подскажите,пожалуйста. 14-летний сын хочет летом поработать). Ищу работу для подростка.

Работа для подростков с 16 лет. Поиск работы для школьников, официальное трудоустройство. А главный показатель самостоятельности для тинейджеров - это возможность устроиться на работу и заработать свои первые деньги.

Рекомендуем почитать

Наверх