Должностные обязанности психолога консультанта. Должностная инструкция специалиста-психолога

Банки 30.08.2020
Банки

Психолог в компании - это сотрудник, который отвечает за душевный мир работников. Он должен способствовать тому, чтобы они сохраняли положительный субъективный настрой в ходе своей деятельности на предприятии. Также он обязан следить за микроклиматом в коллективе и принимать меры по его улучшению.

Общие положения инструкции

Общие положения должностной инструкции психолога включают предписания базового характера, которые относятся к выполнению данным сотрудникам своих функций. Они размещаются в начале инструкции. Эти общие положения включают следующий перечень:

Если психолог отсутствует на своем рабочем месте по тем или иным причинам, в компании назначается лицо, которое временно исполняет его обязанности . Такая должность может быть прямо не указана, в таком случае заместитель назначается решением директора.

Обязанности и задачи

Психолог выполняет весьма широкий круг обязанностей, поскольку психологические потребности сотрудников любой компании весьма разнообразны. В частности он должен:

Еще одна обязанность психолога - проведение собеседований. Оговаривается, что от него требуется беседовать не только с лицами, нанимающимися на предприятие, но и с теми, кто с него увольняется. Сотрудник обязан помочь таким работникам покинуть предприятие без каких-либо психологических травм.

Требования к специалисту

Требования к психологу могут быть различными. Их уровень зависит от характера предстоящей ему деятельности. Таким образом, в инструкциях конкретных организаций могут быть указаны критерии, оптимальные именно для них.

При этом в типовой должностной инструкции предусмотрено, что психологом может стать лицо, которое окончило высшее учебное заведение по специальности психолог и проработало на аналогичной должности два года.

Также для психолога установлена необходимость иметь достаточное представление о:

  • законодательстве, регулирующем его сферу деятельности;
  • локальных правовых актах, содержащих предписания относительно его работы на предприятии;
  • методических материалах, относящихся к управлению кадрами;
  • стратегии и политике компании в области кадровой работы;
  • базовой психологии, в том числе общей, социальной и психологии труда;
  • деятельности по профориентации;
  • психологическом консультировании.

Какими личностными качествами должен обладать психолог

Набор личностных качеств, которыми желательно обладать психологу, включает следующие:

  • эмпатия, способность погрузиться в мир другого человека;
  • толерантность или терпимость;
  • большой объем знаний, эрудиция;
  • стремление к анализу;
  • общая тактичность и деликатность;
  • стрессоустойчивость и эмоциональная стабильность;
  • умение наблюдать.

Ответственность и права

Психолог несет ответственность, которая в стандартном случае может носить материальный и дисциплинарный характер. Она наступает в случае:

  • невыполнения обязанностей, установленных для данного специалиста либо же выполнения их ненадлежащим образом, в частности если он выполняет их несвоевременно или халатным образом;
  • нарушения существующих на предприятии предписаний, включая инструкции, а также распоряжения и приказы руководства;
  • действий, которые привели к раскрытию конфиденциальных данных или коммерческой тайны ненадлежащим лицам;
  • несоблюдения правил трудового распорядка, норм дисциплины, предписаний техники безопасности.

Помимо этого, психолог несет ответственность в общем порядке при нарушении в ходе трудовой деятельности административного или уголовного законодательства. Она наступает согласно соответствующему кодексу.

Права психолога включают:

  • доступ к решениям, которые касаются сферы, за которую он несет ответственность;
  • составление и последующее представление руководству проектов решений по улучшению работы компании в области, определенной данной инструкцией;
  • информирование непосредственного руководителя об обнаруженных недостатках и внесения предложений относительно мер по их устранению;
  • подача запроса на получение сведений и документов, требуемых для выполнения своих функций;
  • требование содействия от вышестоящих работников при выполнении своих функций.

Преимущества и недостатки профессии

Среди плюсов профессии психолога имеет смысл выделить:

  • ее безусловную востребованность, соискатель, окончивший вуз по данному направлению, всегда отыщет себе работу;
  • офисный характер работы, психологу не приходится трудиться в опасных условиях.

Часто выделяют ещё одно преимущество: психолог может помочь и себе самому справиться с проблемами данного плана . Однако стоит оговорить, что, если эта мотивация при выборе подобной работы становится основной, это не слишком хороший знак для психолога, да и для организации. Желательно, чтобы она была второстепенной.

Минусы данной специальности включают:

  • эмоциональное выгорание, психологический аппарат сотрудника, слишком долго работающего психологом, в конечном итоге изнашивается;
  • средняя зарплата для большинства психологов, это массовая профессия и те, кто выбрал её, но не смог пробиться в меньшинство настоящих профи, много получать не будут.

О том как продиагностировать себя смотрите видео опытного психолога.

Квалификационная характеристика должности

психолога организации (предприятия)

1. Должностная инструкция специалиста-психолога.

2. Рабочее место специалиста-психолога.

3. Требования к профессиональной компетенции специалиста-психолога.

На основе Положения о психологической службе можно определить квалификационную характеристику психолога-практика, работающего в организации (учреждении, предприятии), которая определяется должностной инструкцией, рабочим местом, требованиями к профессиональной компетенции.

Должностные инструкции являются основным документом, регламентирующим назначение и место работника в системе управления, его функциональные обязанности, права, ответственность и формы поощрения.

Должностные инструкции позволяют:

Рационально распределить функциональные обязанности между сотрудниками;

Повысить своевременность и надежность выполнения задач за счет введения количественных показателей периодичности, трудоемкости, продолжительности и ка­лендарных сроков их выполнения;

Улучшить социально-психологический климат в коллективе, устранить конфликты между руководителями и подчиненными;

Четко определить функциональные связи работника и его взаимоотношения с другими специалистами, конкретизировать права работника в части подготовки и принятия управленческих решений и использования ресурсов;

Повысить коллективную и личную ответственность работников за своевременное и качественное выполнение функциональных обязанностей;

Повысить эффективность материального и морального стимулирования работников;

Организовать равномерную загрузку работников по периодам с минимальными потерями рабочего времени и перегрузками.

Должностные обязанности .

· Изучает влияние психологических, экономических и организационных факторов производства на трудовую деятельность работников предприятия, учреждения, организации в целях разработки мероприятий по улучшению их условий труда и повышения эффективности работы.

· Выполняет работу по составлению проектов планов и программ социального развития, определению психологических факторов, оказывающих влияние на работающих.

· Проводит совместно с физиологом обследования индивидуальных качеств работников, особенностей трудовой деятельности рабочих и служащих различных профессий и специальностей, а также связанные с профессиональным подбором, проверкой психологических условий труда, выявлением интересов и склонностей, удовлетворенностью трудом.

· Участвует в экспериментах по определению влияния условий труда на психику работающих.

· Анализирует трудовые процессы и психологическое состояние работника во время работы.



· Совместно с социологом и другими специалистами участвует в определении задач социального развития.

· Осуществляет выбор наиболее актуальных вопросов и проблем, требующих решения (текучесть кадров, нарушения трудовой дисциплины, малоэффективный труд), определяет пути устранения причин, их вызывающих.

· Разрабатывает профессиограммы и детальные психологические характеристики профессий рабочих и должностей служащих, определяемые влиянием производственной среды на нервно-психическое напряжение работающего.

· Участвует в осуществлении мер по производственной и профессиональной адаптации молодых рабочих и специалистов.

· Подготавливает рекомендации и предложения по внедрению результатов психологических исследований в практику, а также мероприятия по конкретным направлениям совершенствования управления социальным развитием, способствующие организации оптимальных трудовых процессов, установлению рациональных режимов труда и отдыха, улучшению морально-психологического климата, условий труда и повышению работоспособности человека, осуществляет контроль за их выполнением.

· Анализирует причины текучести кадров, подбор и их расстановку, исходя из требований организации труда и управления производством, разрабатывает предложения по обеспечению стабильности кадров, принятию необходимых мер по адаптации работников.

· Принимает участие в формировании трудовых коллективов, в проектировании систем организации труда (организации рабочего времени, рационализации рабочих мест) с учет психологических факторов и эргономичес­ких требований.

· Консультирует руководителей предприятия, учреждения, организации по социально-психологическим проблемам управления производством и социального развития коллектива, а также работников, занимающихся кадровыми и трудовыми вопросами.

Должен знать:

· постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы, относящиеся к вопросам практической психологии;

· психологию труда и управления, инженерную и социальную психологию; методы изучения психологических особенностей трудовой деятельности работников;

· технические средства, применяемые при изучении условий труда;

· передовой отечественной и зарубежный опыт работы психологов;

· основы технологии производства;

· основы экономики, организации производства, труда и управления; основы профориентационной работы;

· законодательство о труде;

· правила внутреннего трудового распорядка;

· правила и нормы охраны труда.

Требования к квалификации

Психолог: высшее профессиональное (психологическое) образование без предъявления требований к стажу работы.

1.4. Рабочее место специалиста-психолога

Под рабочим местом практического психолога понимается сбалансированный комплекс функций его деятельности, обеспеченный средствами для их реализации, накладывающий соответствующие обязанности и дающий необходимые права, требующий определенной ответственности и представляющий достаточную для выполнения профессиональных задач власть. Кроме сбалансированности этого комплекса, для организации рабочего места психолога; необходимы: последовательная приверженность к творческому подходу; наличие профессиональной компетентности; практический опыт; конструктивное взаимодействие практического психолога со всеми реалиями, влияющими на результаты его труда; материальное обеспечение рабочего места.

Предлагая практическому психологу самостоятельно, творчески подойти к наполнению конкретным содержанием названных элементов рабочего места, остановимся на его материальном обеспечении.

Примерное материальное обеспечение рабочего места психолога включает в себя такие обязательные составляющие, как:

1. Рабочий кабинет психолога с сейфом для хранения материалов.

2. Комната психологической разгрузки:

■ для проведения психологической релаксации;

■ снятия нервно-психологического напряжения;

■ эмоциональной разгрузки;

■ индивидуального и группового психологического консультирования

■ психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий;

■ работы пункта, почты или телефона доверия.

3. Материальная база психотерапевтического воздействия:

■ аудиотехника;

■ аудиокассеты с записями психотерапевтического характера;

■ проекционная аппаратура;

Проекционные материалы психотерапевтического характера;

■ специальная светотехническая система и другие средства, способствующие осуществлению психотерапевтического воздействия.

4. Материальная база психодиагностики:

Канцелярские принадлежности;

Аудиотехника с записями стимульного материала, специальные бланки;

Персональный компьютер, калькулятор и другая ЭВТ.

5. Материальная база психологического просвещения и психологической подготовки:

■ учебно-методические материалы;

■ наглядные пособия;

■ специально оборудованное помещение.

В перспективе материальное обеспечение рабочего места психолога должно расшириться и включить: в кабинете психотерапевтического воздействия - технические средства специального назначения; в материальной базе психодиагностики - комплекс психодиагностических приборов, диктофон, видеотехнику и др. Кроме того, необходимо включение в рабочее место психолога электронно-вычислительной техники со специальным программным обеспечением.

1.5. Профессиональная компетентность специалиста-психолога

Профессиональная компетентность психолога, работающего в той или иной организации, определяется в ходе различных проверок, аттестаций, а также - в ходе непрерывного самооценивания. Основные вопросы, которые контролируются в процессе определения профессиональной компетентности психолога, следующие:

1. Уровень компетентности в выполнении должностных обязанностей и участия в профессиональной деятельности;

2. Результативность социально-психологической работы и роль психолога в ее организации;

3. Соответствие условий и возможностей для проведения эффективной социально-психологической работы;

4. Реальное социально-правовое, организационное материальное обеспечение профессиональной деятельности непосредственно психолога.

Определение уровня компетентности в выполнении должностных обязанностей и участия в профессиональной деятельности коллектива, жизнедеятельности клиента включает проверку:

а) соблюдения этического кодекса работы психолога;

б) временных нагрузок психолога во всей сфере труда, жизни и непосредственно в его профессиональной деятельности;

в) системы личного участия психолога в работе с различными категориями клиентов (человек-семья-коллектив);

г) эффективности системы взаимодействия психолога: с другими должностными лицами по организации и проведению социально-психологической работы, коммуникабельности во взаимоотношениях с другими социально-психологическими службами;

д) степени учета информации психолога при принятии управленческих решений; в случае правильных результатов в работе психолога и своевременном предоставлении им информации соответствующим должностным; лицам, оставляемой ими без внимания, или 50% -ном преобладании временных затрат психолога во внепрофессиональной сфере - проанализировать причины неконструктивной позиции руководителей;

е) участия психолога в работе различных комиссий и выполнения функций, выходящих за рамки его должностных обязанностей;

ж) самосовершенствования и овладения продуктивными технологиями социально-психологической работы.

Всестороннее изучение и оценка результативности социально-психологической работы и роли в ней практического психолога охватывают следующие вопросы:

а) эффективность социально-психологического сопровождения труда и жизни клиентов в их целостном контексте, а также при целевой работе с ними в соответствии с общими задачами, потребностями в рамках функциональных обязанностей;

б) действенность осуществления поддержки развития и реализации творческого потенциала клиентов и оказа­ние им помощи в решении различных проблем;

в) организация и результативность психологической подготовки, которая осуществляется в различных обязательных и инновационных формах психологического просвещения и консультирования;

г) соответствие организации диагностической работы требованиям, предъявляемым к ней; правильность выво­дов и рекомендаций по результатам психодиагностической работы, степень их учета и компетентность должностных лиц при реализации;

д) организация и эффективность психопрофилактической работы, особенно в предупреждении различных проявлений девиантного поведения, преодолении кризисных ситуаций и решении проблем труда и жизни социальных субъектов;

е) компетентность и результативность психокоррекционной и психореабилитационной работы, степень включенности элементов психологической реабилитации в сферу социально-бытовой практики: спортивно-оздоровительные мероприятия, организация досуга и др.

Анализ и оценка соответствия условий и возможностей проведению эффективной социально-психологичес­кой работы осуществляются по следующим вопросам:

а) материально-техническая база социально-психологической работы и степень ее соответствия имеющимся возможностям;

б) наличие, состояние и система работы объектов социально-психологической работы:

■ лаборатории ПФО при участии практического психолога;

■ учебно-методического кабинета социально-психологической работы;

■ центра психологической консультации в той структуре, где практический психолог выполняет свои функции;

■ комнаты психологической релаксации;в) наличие учебно-методического фонда социально-психологической работы в библиотеке, на рабочих местах, личном пользовании клиентов.

Определение реальной социально-правовой, организационной и материальной обеспеченности профессиональной деятельности практического психолога пред полагает проверку:

а) наличия рабочего кабинета, сейфа для хранения документов, учетно-отчетной документации;

б) наличия и корректности ведения учетно-отчетной основной документации, включающей:

■ планы работы практического психолога (перспективный, месячные и профессионального совершенствования);

■ результаты психодиагностики, акты (карты) обследования и составления психологических портретов клиентов;

■ ежемесячные справки-доклады о проделанной работе и другие необходимые документы;

■ оперативные информационные сообщения о состоянии дел, проблемах и т. п.;

■ систему взаимодействия с должностными лицами по организации социально-психологической работы;

■ учебно-методические материалы и разработки для психологического просвещения и консультирования.

Должностная инструкция психолога разрабатывается с учетом сферы его профессиональной занятости. Такие специалисты могут работать как в медицинских и учебных заведениях, так и в иных организациях, потому в статье обсудим типовую форму должностной инструкции психолога , на основании которой можно разработать актуальные должностные инструкции для отдельно взятых организаций/учреждений.

О должностной инструкции для психолога

Должностная инструкция (далее — ДИ) психолога является локальным документом, разрабатываемым с учетом действующего законодательства и специфики отдельно взятого учреждения. Как правило, разработкой ее занимаются сотрудники кадровых и юридических служб/отделов.

Структура ДИ такого специалиста предполагает наличие в ней 4 разделов:

  1. Общие положения.
  2. Обязанности.
  3. Права.
  4. Ответственность.

Общие положения

Первый раздел ДИ содержит требования, предъявляемые к уровню образования специалиста, стажу его работы, квалификационным качествам, а также навыкам, которыми должен обладать претендент на данную должность.

Не знаете свои права?

Об образовании, например, говорится, что оно независимо от категории специалиста и наличия/отсутствия психологического стажа должно быть высшим профессиональным в обязательном порядке.

Помимо этого в первом разделе инструкции содержатся сведения, касающиеся таких моментов, как:

  • назначение на должность и освобождение от нее (кем производится);
  • подчиненность;
  • оплата труда;
  • возможность замещения специалиста во время его отсутствия по уважительным причинам.

Также в «Общих положениях» говорится о том, какими знаниями должен обладать психолог и какими документами он должен руководствоваться в своей работе.

Должностные обязанности психолога

Об обязанностях специалиста говорится во втором разделе должностной инструкции . В их число обычно включаются:

  • изучение влияния различных факторов психологического, экономического, организационного плана на работу сотрудников учреждения, с целью разработки необходимых мероприятий, направленных на улучшение трудовых условий и повышение эффективности их работы;
  • участие в проведении экспериментов, направленных на выявление фактов, связанных с условиями труда и оказывающих влияние на психику сотрудников;
  • проведение анализа производственных процессов и их влияния на психологическое состояние работающих;
  • определение и решение совместно с другими специалистами задач, направленных на социальное развитие учреждения;
  • разработка профессиональных программ и анализ психологических характеристик должностей/профессий в учреждении/организации для определения влияния рабочей среды на сотрудников и уровень их нервно-психического напряжения;
  • разработка рекомендаций по оптимизации профессиональных возможностей работающих с перспективой их дальнейшего развития;
  • участие в мероприятиях, направленных на адаптацию молодых сотрудников различных профессий к существующим производственным условиям;
  • определение проблем, связанных с текучестью кадров, нарушениями трудовой дисциплины, низкой эффективностью труда и т. п., и поиск путей их разрешения;
  • оказание помощи работодателю в вопросах, касающихся подбора кадров и их последующей расстановки в соответствии с требованиями, предъявляемыми к организации производства и управлению последним;
  • участие в мероприятиях, связанных с проектированием систем, направленных на рационализацию рабочих мест, оптимальную организацию рабочего времени и трудового процесса в целом с учетом имеющихся требований эргономики и факторов психологического плана;
  • проведение консультаций с руководителями, сотрудниками кадровых служб и другими работниками в целях решения вопросов, связанных с проблемами социально-психологического характера;
  • выполнение распоряжений вышестоящего руководства с учетом существующего в учреждении порядка подчиненности и др.

О правах психолога

В третьем разделе инструкции говорится о правах, которыми наделен этот специалист. К таковым обычно относятся:

  • право на знакомство с проектами приказов/распоряжений/решений работодателя, касающихся вопросов, связанных с работой психолога;
  • право на внесение предложений, направленных на совершенствование своих функциональных обязанностей, оговоренных в ДИ;
  • право на привлечение специалистов структурных подразделений в пределах своих полномочий (или по разрешению работодателя) в целях повышения эффективности собственной деятельности;
  • право на личный запрос (или запрос по распоряжению руководства) от начальников структурных подразделений сведений, документов, информации, необходимых для полноценного осуществления деятельности;
  • право на требование от работодателя содействия в создании необходимых условий для должного исполнения положений, изложенных в ДИ, и работы с персоналом/сотрудниками (например, в вопросах обеспечения необходимым оборудованием, диагностическими материалами и развивающими пособиями);
  • право в пределах своей компетенции доводить до сведения непосредственного руководителя информацию об имеющихся недостатках в работе учреждения/организации и предлагать меры по их устранению;
  • право на повышение своей квалификации путем прохождения переподготовки, посещения курсов и т. д.

Специалисту предоставляются и иные права, не противоречащие действующему трудовому законодательству. Также следует помнить, что психолог вправе отказаться от исполнения обязанностей, не предусмотренных инструкцией.

Ответственность психолога

Как и в любой другой, в ДИ психолога имеется раздел об ответственности специалиста. Таковая может наступить в результате:

  • неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией (в этом случае речь идет о дисциплинарной ответственности в пределах, определенных законодательством по труду);
  • допущения нарушений в психологических заключениях, неадекватности используемых диагностических и коррекционных методов, необоснованности даваемых рекомендаций;
  • нарушения порядка оформления и хранения протоколов проведенных обследований и иной документации;
  • причинения вреда материального характера (в этом случае ответственность определяется гражданским законодательством и законодательством по труду);
  • нарушения требований, касающихся сохранения информации, являющейся конфиденциальной, или разглашения коммерческой тайны.
  • правонарушений, допущенных при осуществлении деятельности (в пределах, которые определены гражданским, административным, уголовным законодательством).

В заключение напоминаем, что ДИ психолога составляется в 2 экземплярах, ознакомление с ней соискателя данной должности должно состояться еще до подписания с ним трудового договора. Что же касается типового образца ДИ психолога, то его вы можете скачать на нашем сайте.

I. Общие положения

1.1. Психолог относится к категории специалистов. Принимается на
работу и увольняется с нее приказом директора предприятия.
1.2. На должность:
- психолога I категории назначается лицо, имеющее высшее
профессиональное (психологическое) образование и стаж работы в должности
психолога II категории не менее _______ лет;
- психолога II категории - высшее профессиональное (психологическое)
образование и стаж работы в должности психолога не менее _______ лет;
- психолога - высшее профессиональное (психологическое) образование,
без предъявления требований к стажу работы.
1.3. Психолог подчиняется непосредственно __________________________
________________________________________________________________________.
(начальнику отдела организации и оплаты труда, иному должностному лицу)
1.4. Во время отсутствия психолога (отпуск, болезнь и пр.) его
обязанности выполняет заместитель, назначаемый в установленном порядке,
несущий полную ответственность за их надлежащее и своевременное
исполнение.
1.5. В своей деятельности психолог руководствуется:
- нормативными документами по вопросам выполняемой работы;
- методическими материалами по соответствующим вопросам;
- уставом предприятия;
- правилами трудового распорядка;
- приказами и распоряжениями директора предприятия
и непосредственного руководителя;
- настоящей должностной инструкцией.
1.6. Психолог должен знать:
- постановления, распоряжения, приказы, другие нормативные и
руководящие документы, относящиеся к вопросам психологии;
- психологию труда и управления, инженерную и социальную психологию;
- методы изучения психологических особенностей трудовой деятельности
работников;
- технические средства, применяемые при изучении условий труда;
- передовой и отечественный опыт работы психологов;
- основы технологии производства;
- основы экономики, организации производства, труда и управления;
- основы профориентационной работы;
- законодательство о труде;
- правила внутреннего трудового распорядка;
- правила и нормы охраны труда.

II. Функции

На психолога возлагаются следующие функции:
2.1. Разработка мероприятий по улучшению условий труда работников
предприятия и повышению эффективности работы.
2.2. Участие в формировании трудовых коллективов, проектировании
систем организации труда с учетом психологических факторов и
эргономических требований.
2.3. Обследование индивидуальных качеств работников, осуществление
мер по производственной и профессиональной адаптации молодых рабочих и
специалистов.
2.4. Консультация руководителей предприятия, работников,
занимающихся кадровыми и трудовыми вопросами по социально-психологическим
проблемам управления производством и социального развития коллектива.
2.5. ______________________________________________________________.

III. Должностные обязанности

Для выполнения возложенных на него функций психолог предприятия
обязан:
3.1. Изучать влияние психологических, экономических и
организационных факторов производства на трудовую деятельность работников
предприятия в целях разработки мероприятий по улучшению их условий труда
и повышения эффективности работы.
3.2. Составлять проекты планов и программ социального развития,
определять психологические факторы, оказывающие влияние на работающих.
3.3. Проводить совместно с физиологом обследования индивидуальных
качеств работников, особенностей трудовой деятельности рабочих и служащих
различных профессий и специальностей, а также связанные с
профессиональным подбором, проверкой психологических условий труда,
выявлением интересов и склонностей, удовлетворенностью трудом.
3.4. Принимать участие в экспериментах по определению влияния
условий труда на психику работающих.
3.5. Анализировать трудовые процессы и психологическое состояние
работника во время работы.
3.6. Совместно с социологом и другими специалистами участвовать в
определении задач социального развития.
3.7. Осуществлять выбор наиболее актуальных вопросов и проблем,
требующих решения (текучесть кадров, нарушение трудовой дисциплины,
малоэффективный труд), определять пути устранения причин, их вызывающих.
3.8. Разрабатывать профессиограммы и детальные психологические
характеристики профессий рабочих и должностей служащих, определяемые
влиянием производственной среды на нервно-психическое напряжение
работающего, давать рекомендации относительно условий оптимального
использования личных трудовых возможностей человека с учетом перспективы
развития его профессиональных способностей.
3.9. Участвовать в осуществлении мер по производственной и
профессиональной адаптации молодых рабочих и специалистов.
3.10. Подготавливать рекомендации и предложения по внедрению
результатов психологических исследований в практику, а также мероприятия
по направлениям совершенствования управления социальным развитием,
способствующие организации оптимальных трудовых процессов, установлению
рациональных режимов труда и отдыха, улучшению морально-психологического
климата, условий труда и повышению работоспособности человека,
осуществлять контроль за их выполнением.
3.11. Анализировать причины текучести кадров, подбор и их
расстановку, исходя из требований организации труда и управления
производством; разрабатывать предложения по обеспечению стабильности
кадров, принятию необходимых мер по адаптации работников.
3.12. Принимать участие в формировании трудовых коллективов, в
проектировании систем организации труда (организации рабочего времени,
рационализации рабочих мест) с учетом психологических факторов и
эргономических требований.
3.13. Консультировать руководителей предприятия по
социально-психологическим проблемам управления производством и
социального развития коллектива, а также работников, занимающихся
кадровыми и трудовыми вопросами.
3.14. Выполнять отдельные служебные поручения своего
непосредственного руководителя.
3.15. _____________________________________________________________.

IV. Права

Психолог имеет право:
4.1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия,
касающимися его деятельности.
4.2. Вносить на рассмотрение руководства предприятия предложения по
совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными
настоящей инструкцией.
4.3. Получать от руководителей структурных подразделений,
специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих
должностных обязанностей.
4.4. Привлекать специалистов всех структурных подразделений
предприятия для решения возложенных на него обязанностей (если это
предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - с
разрешения руководителя предприятия).
4.5. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в
исполнении своих должностных обязанностей и прав.

V. Ответственность

Психолог несет ответственность:
5.1. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных
обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в
пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности
правонарушения - в пределах, определенных административным, уголовным и
гражданским законодательством Российской Федерации.
5.3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных
трудовым, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

Далеко не каждый человек знает обязанности психолога. Многие с трудом представляют, чем занимается данный специалист. Если верить кинофильмам, то складывается впечатление, будто основная функция психолога - часами выслушивать душещипательные истории клиентов и больше ничего не делать. Но так ли это на самом деле? Насколько далека киношная картинка от обыденной реальности? Давайте узнаем.

Описание работы

Профессия психолога предполагает работу с людьми, помощь им в сложных и нетипичных ситуациях. Специфика будет зависеть от конкретного места работы. Например, есть специалисты, которые помогают сотрудникам адаптироваться в новом коллективе. Некоторые оказывают помощь в выборе профессии. Находятся и те, кто предпочитает исполнять обязанности психолога в школе.

В зависимости от выбранного направления будет различаться специфика. Стоит понимать, что речь идет о прикладной профессии, в которой многое познается на практике. Вот почему не бывает универсальных специалистов, готовых исполнять обязанности психолога абсолютно в любой ситуации. Наоборот, от таких следует держаться подальше, отдавая предпочтение тем, кто имеет узкую специализацию.

Востребованность

Относительно недавно вакансия психолога считалась редкостью. Как правило, подобных специалистов принимали на работу образовательные и здравоохранительные учреждения. Однако в последние годы профессия становится более востребованной.

Какие заведения приглашают на работу квалифицированных психологов? Они требуются в таких организациях:

  • Тренинговые центры.
  • Социальные и спортивные учреждения.
  • Коммерческие компании.
  • Центры профориентации и даже биржи труда.

Кроме этого, среди психологов немало тех, кто занимается частной практикой, принимая клиентов в индивидуальном порядке и получая оплату своих услуг непосредственно от них, а не от работодателя.

Требования

Любая профессия предполагает определенный перечень требований, предъявляемых к специалисту. Например, психолог в отделе кадров должен быть знаком с порядком аттестации сотрудников. Специалист в сфере спортивной деятельности обязан разбираться в ее нюансах.

Если говорить о формальных требованиях, то их немного:

  • Высшее образование по специальности.
  • Опыт работы в выбранной сфере. Например, если специалист планирует взять на себя обязанности психолога в школе, желательно, чтобы у него имелся опыт работы в детских воспитательных учреждениях. То же самое касается остальных направлений деятельности.

Школьный психолог

Среди представителей профессии непременно находятся те, кто предпочитает связать свою жизнь со школой. Во многих учебных заведениях есть эта вакансия, но далеко не всем родителям известно, для чего она создана. Давайте разберемся в этом вопросе.

Если раньше трудных детей пытались воспитывать традиционными методами, которые не приносили результата, то теперь для решения этой задачи привлекают специалиста, исполняющего обязанности педагога-психолога.

Однако есть немало ошибочных мнений относительно того, чем занимается специалист. Кто-то считает, что психолог - это доктор, поэтому к нему обращаются исключительно больные люди. Кто-то уверен, что это учитель или воспитатель, который должен давать указания и перевоспитывать ребенка в соответствии с пожеланиями взрослых.

Однако это не так. К психологу обращаются здоровые люди. Если родителей беспокоит физическое состояние школьника, скорее всего, придется пройти медицинское обследование. После этого уже можно вести речь о наличии или отсутствии психологических заболеваний. При их наличии подбирают дальнейшие методы коррекции. Задача данного специалиста состоит в том, чтобы на время стать для школьника своеобразным другом и помощником в решении проблем.

Обязанности детского психолога не включают в себя необходимость воспитывать ребенка. Он не должен навязывать малышу стереотипы, свойственные взрослым, и заставлять его вести себя в полном соответствии с их ожиданиями. Его цель состоит в том, чтобы помочь ребенку преодолеть возникшие проблемы.

Обязанности психолога

В зависимости от конкретной специализации могут отличаться функции, возлагаемые на этого специалиста. То есть психологу не придется выполнять одновременно все обязанности из перечисленных ниже:

  • Проведение тренингов. Это краткосрочное обучение, направленное на развитие определенных навыков или преодоление комплексов. Например, тренинг может быть направлен на борьбу с излишней застенчивостью, развивать коммуникативный навык и т.д.
  • Индивидуальные консультации. Как правило, клиенты обращаются к психологу, оказываясь в сложных или критических ситуациях.
  • Составление психологических характеристик. В данном случае специалист, используя различные профессиональные методы, оценивает качества человека. Это может быть актуально при найме сотрудников на работу в некоторых организациях.
  • Развитие и обучение детей. Психолог может наблюдать за их развитием, выявлять проблемы, проводить развивающие игры и т.д. Кроме того, возможно проведение консультаций не только с воспитанниками, но и с их родителями.
  • Составление отчетов. которого включают этот пункт, не должен пренебрегать его исполнением.
  • Работа с трудовым коллективом. Задача специалиста может состоять в адаптации новых сотрудников, предотвращении конфликтов в коллективе и установлении доброжелательных отношений среди его участников.

Зная должностные обязанности психолога, несложно догадаться, что этому специалисту приходится выполнять множество задач, требующих соответствующих навыков. Вот почему эту профессию выбирают люди с определенным складом характера и развитой эмпатией. Сложно оказывать помощь, не имея дара сопереживания.

Права психолога

И обязанности, и другие правила, касающиеся профессии, непременно должны быть закреплены в соответствующих служебных документах. Устраиваясь на должность, специалист должен с ними ознакомиться.

Права, которые имеет психолог:

  • Ознакомление с решениями руководства, касающимися его деятельности.
  • Внесение предложений.
  • Запрашивание документов, необходимых для осуществления служебной деятельности.
  • Привлечение сотрудников для участия в мероприятиях, повышающих производительность труда.

Как освоить профессию

Вопрос выбора профессии во все времена остается актуальным для молодежи. Среди вчерашних школьников непременно находятся те, кто в будущем планирует стать психологом.

Для этого нужно окончить учебное заведение по соответствующей специальности. Кроме того, студенту предстоит определиться со специализацией. Например, можно стать детским психологом.

Любопытно, что настоящими специалистами нередко становятся благодаря не образованию, а собственному жизненному опыту. Например, мать, воспитавшая троих детей, сама может стать детским психологом и справляться с этой работой намного успешнее, чем ее ровесница с дипломом, но без практического опыта. Однако в России большое внимание уделяют формальностям, поэтому без соответствующего диплома крайне сложно получить желаемую вакансию.

Преимущества

Выбирая профессию, нужно заранее знать, чего от нее ожидать. Давайте начнем с преимуществ:

  • Полезные знания. Если даже не устроиться на должность психолога, полученные знания можно использовать в повседневной жизни или в другой профессии, например, в сфере управления кадрами.
  • Востребованность. На текущий момент двери многих заведений открыты для потенциальных психологов. Поступая в институт изучать основы и тонкости этой профессии, можно не бояться остаться невостребованным специалистом.
  • Удовольствие. Нередко профессию психолога выбирают те, кому нравится помогать другим людям. В итоге они получают моральное удовлетворение от выполнения собственных должностных обязанностей.

Недостатки

В любой профессии без них не обходится. Психолог - не исключение. У этой профессии недостатки такие:

  • Высокий уровень стрессов. Нужно понимать, что клиенты нередко обращаются, оказываясь в критических ситуациях. Психологу приходится постоянно соприкасаться с чужими переживаниями. Вот почему нужно уметь от них абстрагироваться. Иначе сам специалист будет находиться в постоянном состоянии стресса.
  • Невысокая зарплата. Возможно, профессия психолога - одна из самых недооцененных на текущий момент. Однако тем, кто ее выбрал, нередко приходится мириться с невысокой оплатой труда. Вот почему некоторые специалисты предпочитают заниматься частной практикой.

Рекомендуем почитать

Наверх