История журнала "новый мир". Поэзия толстых журналов: "Новый мир", "Дети Ра", "Знамя"

Другое 21.04.2024
Другое

Евгений СТЕПАНОВ
Литературовед, издатель. Родился в 1964 году в Москве. Президент Союза писателей XXI века. Живет в Москве.

ПОЭЗИЯ ТОЛСТЫХ ЖУРНАЛОВ: «НОВЫЙ МИР», «ДЕТИ РА», «ЗНАМЯ»


Нынешнее время переживает расцвет русской поэзии, причем в самых разных городах — в Москве и Санкт-Петербурге, Саратове и Тамбове, Киеве и Днепропетровске, Харькове и Перми, Нью-Йорке и Хельсинки, Екатеринбурге и Берлине, Воронеже и Новосибирске, Липецке и Владивостоке... Осознать в полной мере это можно будет, на мой взгляд, только спустя годы. Сейчас интенсивно идет процесс накопления поэтического материала.
В настоящий момент в стране выходят десятки литературных журналов, в которых публикуются стихи — «Новый мир», «Знамя», «Дети Ра», «Крещатик», «Зинзивер», «Октябрь», «Дружба народов», «Сибирские огни», «Волга», «Волга-ХХI век», «Новый берег», «Москва», «Юность», «Новая юность», «Словолов», «Орфей», «Союз писателей», «Студия» и другие.
Существуют специализированные журналы поэзии — «Арион», «Журнал ПОэтов», «Акт. Литературный самиздат», «Поэзия», «Воздух», «Черновик», «Интерпоэзия», интернет-издания «Другое полушарие», «45 параллель» и т. д.
Часть из перечисленных журналов входит в наиболее известный Интернет-портал «Журнальный зал» (www.magazines.ru) — «Арион», «Новый мир», «Знамя», «Дети Ра», «Крещатик», «Октябрь», «Дружба народов», «Новая юность», «Сибирские огни», «Волга», «Новый берег», «Союз писателей», «Студия».
«ЖЗ» — масштабное электронное хранилище отечественной литературы, репрезентативно представляющее тенденции русской изящной словесности, в том числе и в поэзии. Включив в свои ряды, например, такие своекоштные издания, как «Крещатик», «Дети Ра», «Интерпоэзия», «Союз писателей», «ЖЗ» открыл дополнительные возможности для легитимизации целого ряда непризнанных «толстожурнальным» мейнстримом поэтов. «ЖЗ» сократил очереди на публикации, фактически оздоровив литературный процесс — теперь поэтам не надо ждать годами новой публикации, ведь число изданий, входящих в престижный портал, увеличилось.
По сути, «ЖЗ» как продукт коммуникативной глобализации стал е д и н ы м гигантским литературным изданием, дающим читателю возможность на адекватную рецепцию происходящего в мире изящной словесности.
Роль литературных журналов в жизни современного российского общества по-прежнему велика. Она сопоставима с «застойной» эпохой. Несмотря на то, что тиражи их значительно (в разы!) сократились, журналы читают в сети, прежде всего, на порталах «Журнальный зал», «Читальный зал» (www..promegalit.ru). Только портал «Журнальный зал» (где размещены и «Новый мир», и «Знамя», и «Дети Ра») посещают более 15 тысяч посетителей в день. Следовательно, говорить о том, что интерес к толстым журналам (и к поэзии в частности) исчез, неправомерно.
Любой литературный журнал имеет свою политику, в том числе, свои критерии отбора поэтических текстов.
По отдельности современные журналы (ни один из них!) не дают панорамную поэтическую картину, прежде всего, они формируют общественное мнение, фактически выстраивая иерархическую структуру в литературном мире. Так работают редакции. Так работают и литературные критики.
К сожалению, не разработаны к р и т е р и и оценки современного поэтического текста — они субъективны (в том числе, конечно, и у автора этой статьи).
В настоящий момент мы со всей очевидностью наблюдаем локальные референтные сообщества, которые пропагандируют определенные литературные группы, отдельные имена. В профессиональном цехе подавляющее большинство критиков — поэты, причем, поэты одаренные, имеющие ярко выраженные пристрастия и зачастую недюжинные организаторские способности, т. е. это люди, ф о р м и р у ю щ и е общественное мнение, формирующие его в связи с собственными представлениями о поэзии (что естественно) и в связи с собственной версификационной практикой.
Критиков, регулярно и систематически пишущих о поэзии и не пишущих (не публикующих) стихи, единицы. Лев Аннинский, Роман Арбитман, Николай Богомолов, Павел Крючков, Владислав Кулаков, Алла Марченко, Андрей Немзер, Владимир Новиков, Наталья Иванова, Анна Сафронова (писала стихи раньше), Елена Трофимова, Сергей Чупринин. Кто еще?
В основном же поэты взяли критическое ремесло в свои руки. Назовем (в алфавитном порядке) наиболее заметных — Михаил Айзенберг, Алексей Алёхин, Сергей Арутюнов, Дмитрий Бак, Александр Бараш, Сергей Бирюков, Мария Бондаренко, Татьяна Бонч-Осмоловская, Дмитрий Быков, Андрей Василевский, Евгения Вежлян, Людмила Вязмитинова, Мария Галина, Анна Глазова, Ирина Горюнова, Татьяна Грауз, Фаина Гринберг, Владимир Губайловский, Данила Давыдов, Евгения Доброва, Сергей Завьялов, Сергей Казначеев, Елена Кацюба, Константин Кедров, Бахыт Кенжеев, Кирилл Ковальджи, Андрей Коровин, Леонид Костюков, Геннадий Красников, Юрий Кублановский, Анна Кузнецова, Дмитрий Кузьмин, Илья Кукулин, Виктор Куллэ, Борис Кутенков, Максим Лаврентьев, Евгений Лесин, Станислав Львовский, Юрий Милорава, Арсен Мирзаев, Юрий Орлицкий, Алексей Парщиков, Вадим Перельмутер, Андрей Пермяков, Кира Сапгир, Ольга Седакова, Дарья Суховей, Дмитрий Тонконогов, Илья Фаликов, Наталья Фатеева, Евгений В. Харитоновъ, Сергей Цеплаков, Аркадий Штыпель, Андрей Щербак-Жуков, список можно продолжать.
Формируют общественное мнение и отделы поэзии толстых литературных журналов.
Цель этой статьи заключается не в анализе стихотворений, не в литературной полемике. В данном случае это бессмысленно. Цель — выявить тенденции редакционной политики литературных журналов в области поэзии, прежде всего, «Нового мира», «Детей Ра» и «Знамени», журналов, где стихи печатаются наиболее часто и (по нашему мнению) резонансно.

«НОВЫЙ МИР»


«Новый мир» — один из старейших отечественных литературных журналов, выходит с 1921 года. Главный редактор — литературный критик и поэт, выпускник и преподаватель Литературного института им. А. М. Горького Андрей Василевский.
В редколлегию (редакцию) входят: Андрей Василевский, Михаил Бутов, Руслан Киреев, Ольга Новикова, Павел Крючков (редактор отдела поэзии), Владимир Губайловский, Мария Галина, Сергей Костырко.
«Новый мир» — общенациональный бренд, созданный поколениями российских (советских) писателей. Долгие годы журнал был печатным органом Союза писателей СССР.
В каждом номере «Нового мира» печатается, как правило, пять стихотворных подборок.
Основной ориентир «НМ» — традиционная силлабо-тоническая поэзия, развивающая традиции акмеизма и постакмеизма, традиции советской поэтической школы.
Постоянные авторы журналы — поэты Александр Кушнер, Юрий Кублановский, Андрей Василевский, Евгений Рейн, Наум Коржавин, Анатолий Найман, Геннадий Русаков, Дмитрий Быков, Ирина Василькова, Бахыт Кенжеев, Алексей Цветков, Олег Хлебников, Ирина Ермакова, Александр Кабанов...
«Новый мир», публикуя этих авторов, выстраивает свою иерархию литературного процесса, показывая свои преференции.
В круг поэтов «Нового мира» не входят многие другие известные авторы. Начиная с 2000 года, в этом журнале ни разу не напечатались такие поэты, как Белла Ахмадулина (уже умерла), Андрей Вознесенский (уже умер), Виктор Боков (уже умер), Юнна Мориц, Константин Ваншенкин, Игорь Шкляревский, Дмитрий Сухарев, Всеволод Некрасов (уже умер), Василий Казанцев, Виктор Соснора, Александр Ткаченко (уже умер), Алексей Хвостенко (уже умер), Анри Волохонский, Евгений Евтушенко, Юрий Влодов (уже умер), Сергей Мнацаканян, Татьяна Щербина, Дмитрий Цесельчук, Ры Никонова, Сергей Сигей, Елена Кацюба, Александр Скидан, Константин Кедров, Слава Лён, Александр Чернов, Рина Левинзон, Иван Жданов, Александр Ерёменко, Алексей Парщиков (уже умер), Сергей Бирюков, Юрий Беликов, Владислав Дрожащих, Андрей Санников...
В этом списке и традиционалисты, и авангардисты, и региональные поэты, некоторые из которых давно стали живыми классиками.
Иногда «Новый мир» печатает поэтов футуристических традиций, но это единичные акции, которые не меняют в целом редакционную политику.
Мнение об авангардной поэзии недвусмысленно сформулировал на страницах «НМ» Андрей Василевский, назвав, в частности, поэзию Геннадия Айги «апологией мнимого».
Политику «Нового мира» в области авангардной поэзии я бы сравнил с перескакиванием через ступеньку, когда замалчиваются целые поколения. Например, в журнале нет стихов постфутуристов Константина Кедрова, Елены Кацюбы, Сергея Бирюкова, Ры Никоновой, Сергея Сигея, но присутствуют стихов их младших коллег — Евгения В. Харитонова, Наталии Азаровой, Максима Бородина. Не печатает «Новый мир» метаметафористов Ивана Жданова, Александра Ерёменко, Алексея Парщикова (уже умер), но охотно публикует, например, поэта, идущего за ними в очевидном литературном фарватере — Евгения Чигрина.
Не были опубликованы в «Новом мире» минималист Всеволод Некрасов, однако минималистские стихи опубликовал главный редактор Андрей Василевский, который в целом — как автор — не чужд формальных, игровых экспериментов.
Как результат целые поэтические поколения оказываются вне поля зрения редакции.
Ученики становятся более востребованными, чем учителя (авторы с мировыми именами).
«Новый мир» дает определенный штрих к поэтической палитре современной России, проводя политику литературного центризма, избегая крайностей.
Однако история литературы показывает, что крайности в поэзии также имеют непреходящее значение.

«ДЕТИ РА»


«Дети Ра» — литературный журнал поэзии и прозы, издающийся с 2004 года. Основан в 2004 году в Саратове. С 2011 года выходит под эгидой Союза писателей ХХI века. Издатель — Холдинговая компания «Вест-Консалтинг».
Название журнала возникло не случайно. Слово «Ра» имеет много толкований. Это и древнее название Волги, и Бог Солнца, и русский авангард. Все эти значения в той или иной степени применительны к названию журнала, который возник на берегах древней реки. Поэты, по мнению редакции, — всегда дети Солнца, и печатаются в «Детях Ра» авторы, исповедующие не только силлабо-тонические принципы, но также ориентированные на поиск в поэзии, ищущие свое самовитое, авангардное слово.
Главный редактор и соучредитель — литературный критик и поэт, кандидат филологических наук Евгений Степанов. Член редколлегии и соучредитель — поэт и автор-исполнитель Элла Бурдавицына (Элана).
В редколлегию входят: Алексей Александров, Юрий Беликов, Сергей Бирюков, Александр Давыдов, Мария Бондаренко, Константин Кедров, Кирилл Ковальджи, Андрей Коровин, Борис Марковский, Евгений Минин, Юрий Милорава, Евгений Минин, Арсен Мирзаев, Юрий Орлицкий, Сергей Попов, Елена Сафронова, Евгений Степанов, Андрей Тавров, Евгений Харитонов, Атнер Хузангай, Элана. С 2004 по 2011 год опубликовано 83 номеров. Каждый выпуск журнала «Дети Ра» посвящен одному городу (региону). Вышли номера, посвященные Саратову, Тамбову, Самаре, Костроме, Красноярску, Новосибирску, Липецку, Иркутску, Перми, Екатеринбургу, Санкт-Петербургу, Москве, Нальчику, Нижнему Новгороду, Ставрополью, Удмуртии, русским литературным диаспорам Австралии, Берлина, Днепропетровска, Киева, Нью-Йорка, Парижа, Харькова, Хельсинки, поэзии Азербайджана, Бельгии, Болгарии, Израиля, Ирландии, Швеции и многих других стран и т. д. В журнале напечатаны такие поэты, как Дмитрий Авалиани, Максим Амелин, Геннадий Айги, Алексей Александров, Игорь Алексеев, Владимир Алейников, Виталий Амурский, Владимир Аристов, Сергей Арутюнов, Олег Асиновский, Павел Байков, Стенли Баркан, Татьяна Бек, Родион Белецкий, Юрий Беликов, Лариса Березовчук, Ольга Бешенковская, Игорь Болычев, Дмитрий Бобышев, Владимир Бояринов, Иосиф Бродский, Дмитрий Быков, Михаил Бойко, Тамара Буковская, Михаил Бузник, Владимир Бурич, Сергей Бирюков, Николай Боков, Андрей Василевский, Светлана Василенко, Александр Вейцман, Игорь Виноградов, Алина Витухновская, Юрий Влодов, Анри Волохонский, Михаил Вяткин, Арон Гаал, Дмитрий Григорьев, Борис Гринберг, Николай Грицанчук, Андрей Грицман, Николай Гуданец, Данила Давыдов, Евгений Даенин, Анастасия Денисова, Аркадий Драгомощенко, Владимир Друк, Александр Еременко, Михаил Еремин, Ольга Ермолаева, Феликс Филипп Ингольд, Максим Замшев, Кристина Зейтунян-Белоус, Сергей Зубарев, Александр Кабанов, Константинос Кавафис, Алексей Караковский, Елена Кацюба, Константин Кедров, Бахыт Кенжеев, Владимир Климов, Юрий Кобрин, Даниэль Корбу, Александр Кондратов, Андрей Коровин, Анатолий Кобенков, Кирилл Ковальджи, Анна Кузнецова, Марина Кудимова, Анатолий Кудрявицкий, Константин Кузьминский, Марина Кулакова, Вячеслав Куприянов, Михаил Крепс, Максим Лаврентьев, Владимир Леонович, Любомир Левчев, Рина Левинзон, Евгений Лесин, Слава Лён, Эдуард Лимонов, Света Литвак, Валерий Лобанов, Ольга Логош, Игорь Лощилов, Игорь Панин, Александр Петрушкин, Жак Превер, Салах Махди, Евгений Минин, Сергей Мнацаканян, Юрий Орлицкий, Олег Прокофьев, Александр Радашкевич, Леон Робель, Герхард Рюм, Наталья Рубанова, Марина Саввиных, Андрей Санников, Виктор Санчук, Роман Солнцев, Виктор Соснора, Дарья Суховей, Андрей Тавров, Александр Ткаченко, Тумас Транстремер, Наталья Фатеева, Александр Федулов, Евгений В. Харитоновъ, Алексей Хвостенко, Дмитрий Цесельчук, Александр Чернов, Евгений Чигрин, Иван Чудасов, Виктор Ширали, Владимир Шпаков, Данил Файзов, Михаил Файнерман, Феликс Чечик, Элана, Валентин Ярыгин и многие другие.
Основной профиль журнала — поэзия регионов России и русских диаспор за рубежом. Регулярно печатались в «Детях Ра» Геннадий Айги, Анна Альчук, Валерий Прокошин, Татьяна Бек. И в этом издании свои приоритеты, своя шкала «ценностей». Постоянные автора журнала — Слава Лён, Константин Кедров, Елена Кацюба, Сергей Бирюков, Евгений Степанов, Евгений В. Харитоновъ, Марина Кудимова, Сергей Арутюнов, Андрей Коровин.
Немало у «Нового мира» и «Детей Ра» — общих авторов. Например, Кирилл Ковальджи, Марина Кудимова, Андрей Коровин, Михаил Бузник, Владимир Захаров печатаются в обоих изданиях.
В целом палитра жанров в «Детях Ра» несколько разнообразнее, чем в «Новом мире», но и здесь мы видим приоритет силлабо-тоники. 80% опубликованных в журнале поэтических текстов написаны регулярным стихом.
Публикуются также верлибры (Вячеслав Куприянов, Юрий Милорава, Валерий Земских, Арсен Мирзаев, Наталья Никулина, Татьяна Виноградова, Евгений В. Харитоновъ, Павел Байков), палиндромы (Александр Бубнов, Константин Кедров, Елена Кацюба, Борис Гринберг, Вадим Гершанов, Фёдор Мальцев), визуальная поэзия (Лоренс Блинов, Валерий Шерстяной, Дмитрий Зимин, Михаил Лезин), моностихи (Сергей Бирюков, Татьяна Данильянц, Владимир Монахов Елена Зейферт, Любовь Красавина, Маргарита Аль), заумь (Сергей Бирюков, Ольга Зикрата, Арсен Мирзаев, Валерий Кислов, Петр Казарновский) и т. п.
Журнал пытается представить разные тенденции русской поэзии, полагая, что обе традиции (силлабо-тоника и авангард) имеют право на существование.

«Знамя» — известнейший литературный журнал, выходит с 1931 года. Первоначально это было издание Литературного Объединения Красной Армии и Флота, а с 1934 по 1990 годы «Знамя» выходило под эгидой Союза писателей СССР. После полутора лет судебной тяжбы с СП журнал обрел независимость.
Главный редактор — критик, доктор филологических наук Сергей Чупринин. В редколлегию (редакцию) входят: Наталья Иванова, Елена Холмогорова, Ольга Еромолаева (редактор отдела поэзии), Анна Кузнецова, Карен Степанян, Евгения Вежлян. Любопытный факт: в редакции «Знамени» работает три доктора филологических наук (Чупринин, Иванова, Степанян) и два кандидата филологических наук (Кузнецова, Вежлян).
Ведущими поэтами «Знамени» можно смело назвать Александра Кушнера, Инну Лиснянскую, Константина Ваншенкина, Олега Чухонцева, Олесю Николаеву, Геннадия Русакова, Евгения Бунимовича, Веру Павлову, Владимира Гандельсмана, Михаила Айзенберга, Елену Фанайлову, авторов «Московского времени» Сергея Гандлевского, Бахыта Кенжеева, Алексея Цветкова.
Из более молодого поколения печатаются Максим Амелин, Мария Степанова, Андрей Нитченко.
Большой интерес редакция проявляет к региональным поэтам, в частности, авторами журнала являются Ирина Евса, Юрий Беликов, Виталий Кальпиди, Андрей Санников, Сергей Ивкин, Олег Дозморов, Александр Петрушкин, Янис Грантс, Дмитрий Машарыгин и многие другие.
Соц-арт на страницах «Знамени» регулярно представляет Тимур Кибиров.
«Знамя», также как «Новый мир», — журнал традиционной поэзии, придерживающийся центристской позиции, публикующий преимущественно авторов силлабо-тонический традиции.
Верлибры, моностихи, визуалы, заумь, палиндромы (другие виды игровой поэзии) на страницах этого журнала трудно представимы.
Более тридцати лет отделом поэзии журнала руководит Ольга Ермолаева, которая выстраивает свою иерархическую систему в мире литературы. Игнорируя целый ряд поэтов-авангардистов, «Знамя», надо отдать должное редакции, напечатало большие подборки выдающегося поэта-экспериментатора — Виктора Сосноры. Печатались здесь и Андрей Вознесенский, и Белла Ахмадулина.
Все три перечисленных автора — для сравнения! — в 2000-е годы ни разу не печатались в «Новом мире».
Безусловно, палитра представленных поэтических имен в «Знамени» значительно шире, чем в «Новом мире».
В целом три перечисленных журнала, входя в «ЖЗ» и дополняя друг друга, дают достаточно панорамную картину современной русской поэзии.


Среди огромного множества советских газет и журналов в 50-60-х годах прошлого века – как неприступная крепость, как яркий путеводный маяк во мраке ночи, как, выражаясь словами Евгения Евтушенко, «остров правды в мерзлой луже лжи» - возвышался литературно-художественный журнал «Новый мир». В эти годы его главным редактором, его идеологом и душой был выдающийся советский поэт, автор знаменитого «Василия Теркина» Александр Твардовский. Правда, и до него журнал возглавляли довольно маститые и талантливые литераторы и журналисты. Со дня его основания в 1925 году - нарком просвещения СССР, драматург Анатолий Луначарский и главный редактор газеты «Известия» Юрий Стеклов, затем литературный критик и историк Вячеслав Полонский, генеральный секретарь Союза советских писателей Владимир Ставский, а после войны – Константин Симонов, который в 1950 году был назначен главным редактором «Литературной газеты. И после Твардовского журнал редактировал Валерий Косолапов(во время пребывания на посту главного редактора «Литературной газеты» именно он осмелился на свой страх и риск напечатать стихотворение Евгения Евтушенко «Бабий Яр») и писатель-фронтовик, бывший политзаключенный и солдат штрафбата, Герой Советского Союза Владимир Карпов. Но все-таки настоящим оплотом свободомыслия, самым авторитетным, самым любимым и читаемым «Новый мир» стал только при Твардовском. Он стал действительно новым миром – миром демократии и вольнолюбия.
Твардовский принял этот журнал в 1950 году, в сложное для государства и всего народа время – шел нелегкий процесс восстановления разрушенного войной хозяйства. На идеологическом фронте тоже было весьма неспокойно – все более уродливые формы приобретал культ личности Сталина, одна за другой происходили кампании борьбы с космополитизмом, с вейсманизмом-морганизмом, с «врачами - убийцами», был невиданный разгул реакции. Твардовский, всей душой болевший за свою страну, тяжело переживавший царившие в ней бесправие и беззаконие, сам остро критиковал различные извращения в политических и социально-экономических преобразованиях и охотно печатал статьи (названные партийной критикой «порочными») на эти темы, авторами которых были талантливые публицисты Владимир Померанцев, Михаил Лившиц, Федор Абрамов, Марк Щеглов и другие. Кроме того, Твардовский попытался опубликовать в журнале свою новую поэму «Василий Теркин на том свете», в которой герой попадает в загробный мир, уж очень напоминающий своей мертвящей обстановкой советскую действительность. В поэме в иносказательной форме поэт подверг критике господствовавшую тогда советскую бюрократическую систему. Результатом всего этого явилось решение секретариата ЦК КПСС (а секретарем по идеологии был не кто иной как «серый кардинал» Суслов) «Об ошибках журнала «Новый мир» от 12 августа 1954 года – и освобождение Твардовского от занимаемой должности.
Лишь после 22 съезда партии, в 1958 году появилась возможность вернуться в любимый журнал. Косвенно это было связано еще и с тем, что Константин Симонов, редактировавший «Новый мир» после увольнения Твардовского, «проштрафился» перед партийными бонзами, заявив, что постановления партии по вопросам литературы и искусства (в частности, о романе Фадеева «Молодая гвардия») нанесли только огромный вред советской культуре. Последовала отставка дерзкого автора и отправка его в Ташкент спекорром «Правды». Во второй период редактирования Твардовским «Нового мира» журнал вновь становится центром, вокруг которого группировались писатели, стремившиеся к честному и правдивому отображению действительности, становится символом «шестидесятничества», духовным оазисом тех лет. Подбор Твардовским кадров в редколлегию и редакцию журнала значительно способствовал утверждению его гражданской позиции, его борьбе с цензурой, способствовал публикации художественных произведений остро социальной направленности. В редколлегии в те годы работали такие талантливые люди, как писатели Георгий Владимов, Ефим Дорош и Федор Абрамов, литературоведы и критики Владимир Лакшин, Игорь Виноградов, Ася Берзер, Алексей Кондратович. В журнале печатали свои лучшие произведения Илья Эренбург, Василий Гроссман, Виктор Некрасов, Владимир Войнович, Чингиз Айтматов, Василий Шукшин, Фазиль Искандер. В 1962 году Твардовский напечатал роман никому тогда еще не известного Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича» (правда, согласовав предварительно лично с Хрущевым), а затем напечатал несколько его рассказов. А вот повести «В круге первом» и «Раковый корпус» ему все же не разрешили публиковать. В это время в литературный обиход вошел одобрительный термин «новомирская проза» - т.е. проза остро-социальная и художественно значимая. Публикация произведения в «Новом мире» означала признание и вместе с тем новый поворот в творческой судьбе автора. Твардовский, как главный редактор, всегда мужественно отстаивал право журнала на публикацию каждого по настоящему талантливого произведения. Александр Твардовский был удостоен многих высоких наград и званий - он был лауреатом Ленинской премии и четырежды лауреатом Государственной премии, награжден орденами и медалями, был депутатом Верховного Совета РСФСР нескольких созывов, кандидатом в члены ЦК КПСС, секретарем Союза писателей СССР. И несмотря на все эти регалии и награды, ему приходилось испытывать на себе давление консервативных сил. И когда наступил конец так называемой «хрущевской оттепели», для журнала и для самого Твардовского вновь настали сложные времена. Журнал постоянно ругали за «очернительство», «искажение истории», «критику колхозного строя» и т.д. Твардовского перестали избирать в государственные и партийные органы. В течение нескольких лет велась литературная(и не только литературная) полемика «Нового мира» с журналом «Октябрь», главным редактором которого был хорошо известный ортодокс, писавший романы в духе официальной идеологии Всеволод Кочетов(его роман «Чего же ты хочешь?», одиозно изображавший современную интеллигенцию, послужил объектом многочисленных пародий).
После ввода советских войск в Чехословакию и подавления «пражской весны» в августе 1968 года в Советском Союзе вновь подняла голову реакция, усилился цензурный пресс – и с каждым днем становилось все более ясно, что журналу в этих условиях не выжить. Еще в июне того же года было принято решение секретариата ЦК КПСС о смещении Твардовского с занимаемого поста, но по каким-то причинам выполнение его было временно отложено. В советской прессе началась разнузданная кампания травли «Нового мира», которую возглавили журнал «Огонек» и газета «Социалистическая индустрия». Так, в «Огоньке» летом 1969 года появилось «письмо одиннадцати», которое представляло собой резкий и обличительный ответ на статью в «Новом мире» публициста Александра Дементьева «О традициях и народности». В этой статье автор нанес ощутимый удар великодержавному русскому национализму и сталинистам из журналов «Молодая гвардия» и «Наш современник», которые были ярыми поборниками государственной патриотической идеологии. Тогда же в газете «Социалистическая индустрия» появилось «Открытое письмо главному редактору «Нового мира» тов. Твардовскому А.Т.», за подписью некоего мифического токаря, Героя Социалистического Труда Ивана Захарова. В этом письме традиционно вымышленный «глас народа» писал по поводу опубликованных в журнале статей писателя Андрея Синявского: «Именно на страницах «Нового мира» печатал свои «критические» статейки А.Синявский, чередуя их с зарубежными публикациями антисоветских пасквилей». Ожесточенную борьбу с журналом вел Главлит, систематически не допускавший к печати самые интересные и острые материалы.
В 1967-1969 годах Александр Твардовский работал над своей последней поэмой «По праву памяти». В ней отразились пафос бескомпромиссной правды о времени сталинизма, о трагической противоречивости духовного мира советского человека в те годы, правда о судьбе его отца, ставшего жертвой «всеобщей коллективизации» и сосланного в Сибирь. Поэма, естественно, цензурой была запрещена к печати и увидела свет лишь через 18 лет. Понимая, что рассказать всю горькую правду о прошлом ему не дадут, поэт прекратил работу над поэмой. И последние годы жизни посвятил лирической поэзии. Однако и в ней чувствуется, что он намеренно уходит от когда-то любимой им социальной тематики и не пишет о том, что его по-прежнему волнует – только потому, что его мысли все равно не дойдут до читателя. Твардовский понимал, что не в состоянии что-либо изменить в этом мире и постепенно все больше ощущает свою ненужность.
«Нет. Лучше рухнуть нам на полдороге,
Коль не под силам новый был маршрут.
Без нас отлично подведут итоги
И, может, меньше нашего наврут»
О травле журнала «Новый мир» говорит и тот факт,что подписка на него в те годы неизменно ограничивалась, а на родине Брежнева, в Днепропетровской области была вообще запрещена. В последние два года редакторской деятельности Твардовского тираж журнала был чрезвычайно малым – всего 271 тысяча экземпляров, а в это же время другие, более послушные журналы имели миллионные тиражи. Поскольку формально Твардовского руководство Союза писателей СССР все-таки не решалось, то последней мерой давления на него было задумано снятие некоторых членов редколлегии и назначение на эти должности людей, враждебно относившихся к Твардовскому. И 9 февраля 1970 года постановлением секретариата Союза писателей СССР были выведены из редколлегии «Нового мира» несколько наиболее преданных Твардовскому журналистов, наиболее близких ему по духу, с которыми он много лет делал журнал. А через 3 дня и сам Александр Твардовский подал заявление об уходе и вместе с ним ушли и другие сотрудники журнала. Как выяснилось, для Твардовского журнал означал жизнь – в буквальном смысле слова. После разгрома «Нового мира» он прожил совсем недолго. Как писал впоследствии Александр Солженицывн: «Есть много способов убить поэта. Для Твардовского было избрано: отнять его детище, его страсть – его журнал». Евгений Евтушенко, друживший(несмотря на солидную возрастную разницу) с Твардовским в последние годы, посвятил ему в 1990 году стихотворение «Главная глубинка», где есть такие правдивые и проникновенные строки:
«И сам Твардовский – гласности предтеча –
Был тоже вроде Теркина в аду...
Твардовский, словно Жуков, став не нужен,
Обезжурнален был, обезоружен...
Он знал одну любовь на свете белом
И ради так истерзанной земли
Тяжелым телом и тяжелым делом
Пробил пролом, в который мы вошли»
Да, Александр Твардовский вошел в историю советской литературы, в историю советской журналистики и в историю советского общества не литературным сановником, а поэтом-гражданином, поэтом – истинным патриотом своей страны и своего народа, вошел и как великий редактор, который в жестокой борьбе все-таки победил силы зла, силы врагов демократии и прогресса.
P.S. В 2009 году в России вышел в свет «Новомирский дневник» Александра Твардовского в двух томах и общим объемом 1300 страниц(правда, мизерным тиражом – всего 3 тысячи экземпляров). Дневник запечатлел многие драматические эпизоды жизни великого поэта и легендарного редактора «нового мира», совершившего в середине прошлого века подлинно революционный переворот в сознании своего народа.

Рецензии

Хорошее название Вашей статьи - «Новый мир Александра Твардовского». Да! Это эпоха нового, просторного незлобного взгляда православного россиянина на послевоенный мир. Гениальнее произведение - Василий Тёркин. Поистине народный, можно сказать былинный российский воин – персонаж. Его учили в школе, читали со сцен в домах культуры и т. д.
Вашу статью я прочёл случайно на Яндексе, пытаясь скачать журнал Новый мир №6 1968 года, точнее, статью В. Я. Лакшина о романе Михаил Булгакова. Помнится, этот номер журнала, как утверждает сам Лакшин, в те времена нельзя было достать ни за какие деньги.
История повторяется. Точно также так, как и сегодня, абсолютно безнадёжно скачать с Интернета (несмотря на его гигантские ресурсы).
С поклоном, улыбкой и сердечными пожеланиями,
Ваш Алёнкин

У этого термина существуют и другие значения, см. Новый мир … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Новый путь. «Новый путь» русский религиозно философский публицистический журнал, созданный в 1902 году и просуществовавший до конца 1904 года. Журнал, первоначально предназначенный для… … Википедия

Новый мир: Содержание 1 Печатные издания 1.1 Журналы 1.2 Газеты … Википедия

Новый мир: Содержание 1 Россия 2 Украина 2.1 Крым … Википедия

«Новый мир» - НОВЫЙ МИР лит. худож. и обществ. полит. журнал, до 1991 орган СП СССР. Издается в Москве с 1925. Среди ред. Н. М. А. Луначарский, Ю. Стеклов (Нахамкис), И. Скворцов Степанов (1925), В. Полонский (Гусев) (1926 31), И. Пронский (1932 37), В.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

У этого термина существуют и другие значения, см. Новый мир (значения). «Новый Мир». 1988, № 7. ISSN … Википедия

- «НОВЫЙ МИР» ежемесячный литературно художественный и общественно политический журнал, изд. «Известий ЦИК СССР и ВЦИК». С 1925 издавался Под редакцией А. В. Луначарского и И. И. Степанова Скворцова, а с 1926 их же и В. П. Полонского, к рый являлся … Литературная энциклопедия

- «Новый Мир». 1988. № 7. 0130 7673. Традиционная обложка журнала. В этом номере, например, были опубликованы стихи Владимира Цыбина, Константина Ваншенкина, Ноны Слепаковой, Леонарда Лавлинского, Ю. Даниэля, рассказ Татьяны Толстой, окончание… … Википедия

Специализация: современное искусство Периодичность: 6 раз в год Сокращённое название: НоМИ Язык: русский Главный редактор: Вера Борисовна Бибинова … Википедия

- («Новый мир») ежемесячный литературно художественный и общественно политический журнал, орган Союза писателей СССР. Издаётся в Москве с января 1925. Первыми редакторами были А. В. Луначарский, Ю. М. Стеклов, И. И. Скворцов Степанов; с… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Журнал «Мир ПК» №12/2015 , Мир ПК. В номере: Тема номера: Праздник к нам приходит… Подарок для себя Подарок должен подарком, он должен быть ярким, запоминающимся – таким, чтобы его захотелось показать друзьям или в соцсетях.… электронная книга
  • Журнал «Мир ПК» №07-08/2016 , Мир ПК. В номере: Тема номера: Сетевые решения Как провести Интернет на дачу: Личный опыт борьбы с цифровой изоляцией Что делать, если вы сбежали из душной Москвы на дачу или вообще решили…

…они и по сей день живы

«Толстые» журналы - это литературные ежемесячники, в которых перед выходом в свет отдельными томами публиковались новинки литературы.

В СССР к «толстым» журналам относились «Новый мир», «Октябрь», «Знамя», «Нева», «Москва», «Наш современник», «Дружба народов», «Иностранная литература», «Сибирские огни», «Урал», «Звезда», «Дон», «Волга» в какой-то степени «Юность», хотя она была тоньше остальных. Эти журналы выходили форматом А1. Были и малоформатные «толстые» журналы «Аврора», «Молодая гвардия», «Смена».

«Толстые» журналы не следует путать с остальными. Их в Советском Союзе тоже было не мало: «Работница», «Крестьянка», «Крокодил», «Огонек», «Советский Союз». Выходили они по-разному: раз в месяц или еженедельно.

Существовали журналы по интересам и для разных возрастов: «Вокруг света»,«Юный техник», «Юный натуралист», «Костёр», «Пионер», «Наука и религия», «Наука и жизнь», «Техника молодёжи», «Знание - сила», «Химия и жизнь», «Здоровье», «Спортивные игры», «За рулем», «Журналист».

  • «Знамя»
  • «Москва»
  • «Октябрь»
  • «Иностранная литература»
  • «Юность»

под редакцией Твардовского напечатал в 1962 году повесть «Один день Ивана Денисовича» и три рассказа «Матрёнин двор», «Случай на станции Кречетовка», «Для пользы дела» А. Солженицына

В «Октябре» были напечатаны повесть «Печальный детектив» В. Астафьева и роман А. Рыбакова «Тяжёлый песок». Появлялись произведения А. Адамовича, Б. Ахмадулиной, Г. Бакланова, Б. Васильева, А. Вознесенского, Ф. Искандера, Ю. Мориц, Ю. Нагибина, В. Маяковского, А. Платонова, С. Есенина, Ю. Олеши, М. Зощенко, М. Пришвина, А. Гайдара, К. Паустовского. Л. Фейхтвангера, В. Бределя, Р. Роллана, А. Барбюса, Т. Драйзера, М. Андерсена-Нексё, Г. Манна.

В «Знамени» были опубликованы «Падение Парижа» И. Эренбурга, «Зоя» М. Алигер, «Сын» П. Антокольского, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «В окопах Сталинграда» В. Некрасова, военная проза Гроссмана, Казакевича. В поэтические произведения Б. Пастернака, А. Ахматовой, А. Вознесенского. В первые перестроечные годы «Знамя» вернуло читателю забытые и запрещённые произведения М. Булгакова, Е. Замятина, А. Платонова, напечатало «Воспоминания» А. Сахарова.

В «Неве» печатались по информации Википедии Д. Гранин, братья Стругацкие, Л. Гумилев, Л. Чуковская, В. Конецкий, В. Каверин, В. Дудинцев, В. Быков.
«Нева» познакомила читателей с «Большим террором» Роберта Конквеста и романом Артура Кестлера «Слепящая тьма».

В «Юности» печатались В. Аксенов, Д. Рубина, А. Алексин, А. Гладилин, В. Розов, А. Яшин, Н. Тихонов, А. Вознесенский, Б. Окуджава, Б. Ахмадулина.
А. Кузнецов опубликовал свой роман «Бабий яр».

Современные тиражи «Толстых» журналов

«Толстые» журналы в Советском Союзе достать было очень сложно. Подписка на них осуществлялась только по блату (хотя тираж «Юности» превышал три миллиона штук), в киоски «Союзпечати» они если и поступали то в минимальном количестве. В библиотеках имелись лишь в читальных залах. Нынче в России читай — не хочу, подписаться можно на любой, однако тиражи у всех мизерные: в «Новом мире» 7200 экземпляров, у «Октября» и «Знамени» меньше 5000, у «Дружбы народов» – 3000.

НОВЫЙ МИР, литературно-художественный и общественно-политический журнал, начал выходить в Москве с 1925 на базе газеты «Известия».

Идея создания принадлежала тогдашнему главному редактору «Известий» Юрию Стеклову.

Первый год ежемесячником руководили нарком просвещения Анатолий Луначарский (который оставался членом редколлегии до 1931) и сам Стеклов. Ответственным секретарем назначили писателя Федора Гладкова .

Вскоре Стеклова сменил журналист и переводчик трудов К.Маркса Иван Скворцов-Степанов. Еще через год, в 1926, во главе журнала встал известный критик Вячеслав Полонский. В 1931 на пост главного редактора и в журнал, и в газету определили Ивана Гронского («Известия» и «Новый мир» считались как бы неразделимой парой). В 1937 Гронского арестовали, поводом послужила резкая критика «Нового мира» за публикацию на его страницах прозы Бориса Пильняка . Пост главного редактора занял один из секретарей Союза писателей Владимир Ставский, а в 1941 его сменил Владимир Щербина.

Следующим главным редактором стал писатель Константин Симонов . Произошло это сразу после окончания Великой Отечественной войны, в которой он принимал участие в качестве военного корреспондента. Писатель оказался талантливым редактором, однако в 1950 он был отстранен от должности.

Его сменил поэт Александр Твардовский . Но первое пребывание Твардовского во главе «Нового мира» (1950–1954) было непродолжительным. Он серьезно воспринял боль разоренной русской деревни, дав в 1952 дорогу острой публицистической статье Валентина Овечкина Районные будни . Твардовский после этого уцелел, но когда повеяло воздухом «оттепели» и «Новый мир» отреагировал на нее статьями, размышлениями о проблемах культуры Владимира Померанцева, Марка Щеглова, Федора Абрамова, Михаила Лившица, вместо Твардовского у руля «Нового мира» в 1954 вновь появился Симонов.

«Новый мир» считался интеллигентнее, «академичнее» других изданий. Лидирующие позиции журнал имел главным образом в прозе. Не случайно роман Василия Гроссмана За правое дело и повесть Виктора Некрасова В окопах Сталинграда появились именно в «Новом мире» (1952 и 1954).

Симонов опубликовал роман Владимира Дудинцева Не хлебом единым (1957) – скромный по художественным достоинствам, но неприкрыто полемичный.

Вскоре было решено было дать новый шанс Твардовскому. Назначение произошло в 1958. Твардовский почувствовал, что наступило его время. Он действовал хотя и с оглядкой, но широко и целенаправленно. Надо было напечатать как можно больше живых свидетельств эпохи, открыть новые имена, поднять целые исторические пласты, связанные со всей русской культурой.

Журнальный портфель переполняли рукописи самого актуального характера, там были повести Сергея Залыгина , Владимира Войновича , Чингиза Айтматова , эмигрантские стихи Цветаевой, рассказы русского «нобелевца» и тоже эмигранта Ивана Бунина , дневники, записки, мемуары врачей, министров, театралов, а иногда и служителей церкви.

Но однажды на стол Твардовского легла тетрадка с названием Щ-22 .

Неизвестный автор (Александр Солженицын , учитель математики из Рязани) рассказывал всего об одном, не самом ярком и тяжелом дне зэка, бывшего колхозника. Твардовский загорелся желанием напечатать рукопись, хотя и понимал, что советская литература не допускала подобной откровенности. И он не ошибся. Перипетии борьбы за повесть оказались увлекательней иного детектива. До самого последнего момента Твардовский не до конца верил, что победа возможна. Солженицын показывал лагерную жизнь как обыкновенную, привычную, причем рассматривая ее цепкими крестьянскими глазами, привыкшими замечать всякую малую деталь. Твардовский передал рукопись Никите Хрущеву и тот решил: «В печать».

Подписывая номер с «Одним днем...», Твардовский в перспективе подписывал собственный приговор как Главному редактору, бойцу и человеку – все три ипостаси были в нем неразделимы. Отныне он становился заложником литературной и человеческой судьбы Солженицына, который чуть ли не сразу обнаружил неприятие коммунизма как идеи.

До конца дней Твардовский так и не смог полностью присоединиться к позиции своего «крестника», но сделал все, чтобы защитить и его, и свое детище, журнал. Хрущев очень скоро догадался, куда и во что метит неуступчивый и въедливый бывший артиллерист Солженицын, но было поздно. В ноябре 1962 «Новый мир» открылся Одним днем Ивана Денисовича (Твардовский сумел отстоять уже в борьбе с автором это название взамен Щ-282 , зэковского номера Солженицына).

Никакая публицистика, никакие призывы не были в состоянии так повлиять на души людей, как эта повесть. Позиция журнала вдохновлялась Одним днем... как фактом, но этот же факт ее и раскалывал. Большая часть сотрудников «Нового мира» считала себя наследниками революционных демократов, а Солженицын шел гораздо дальше.

Конкурентов у «Нового мира» было немного. Такими возможностями обладали журналы «Юность» (главный редактор Борис Полевой) и «Наш современник» (Сергей Викулов). Однако Полевой, сменивший основателя «Юности» Валентина Катаева, соблюдал конформизм, а «современниковцы», заняв нишу «деревенской прозы» плеядой талантливейших имен – Василий Белов , Евгений Носов , Виктор Астафьев , Валентин Распутин , Владимир Солоухин, Василий Шукшин (частично авторы пересекались и с «Новым миром»), склонялись к славянофилам.

«Деревенщиков» «Новый мир» также печатал, но с более строгим отбором. Шукшин, Можаев чувствовали себя неплохо и на его страницах, Василий Белов появлялся реже. Литературные критики «Нового мира», у которых Маркс и Ленин сохраняли силу авторитетов, пыталась не особо выделять «деревенскую» тему.

«Новому миру» приходилось отбиваться и от нападок других журналов – например, «Октября», особенно же – «Молодой гвардии». Впрочем «Новый мир» не оставался в долгу. Так, заместитель Твардовского, критик Андрей Григорьевич Дементьев, обвинял в одной из своих статей «Молодую гвардию» за аполитичность.

В 1970 Твардовский покинул свой кабинет в «Новом мире», а зимой 1971 умер, не дожив и до 60.

Какие бы оценки ни давались последнему десятилетию Твардовского в «Новом мире», это, бесспорно был, самый яркий период журнала. Его лицом были критика и проза. Стихи занимали подчиненное место. Сам Твардовский исповедовал в своей поэзии слово неброское, точное, близкое к прозаическому, и круг его авторов определяли поэты Владимир Корнилов, Наум Коржавин , Борис Слуцкий, Константин Ваншенкин , считавшиеся мастерами «строгого реализма».

Диапазон прозы был пошире. Георгий Владимов и Фазиль Искандер , И.Грекова, Анатолий Кузнецов (один из первых «невозвращенцев»), Владимир Войнович , Борис Можаев, Сергей Залыгин, Виктор Некрасов, наконец, Солженицын (до 1967, когда был поставлен крест на публикациях этого бунтаря после его открытого письма очередному съезду). Широко была известна «фирменная» новомирская критика Владимира Лакшина, Бориса Закса, Бенедикта Сарнова, Андрея Дементьева.

После смерти Твардовского до 1986 «Новый мир» возглавляли сначала Виктор Косолапов, затем Сергей Наровчатов и Владимир Карпов.

Дух фронды в то время практически выветрился. Диссидентские писатели переместилось на страницы других изданий.

В 1986 «Новый мир» возглавил Сергей Залыгин, один из новомирских признанных авторов, прославленный бурной общественной деятельностью, в частности, борьбой против поворота сибирских рек.

Журнальные тиражи резко поднялись. В 1991 тираж «Нового мира» достиг двух миллионов семисот тысяч экземпляров. За три года перестройки (с 1987 по 1990) было напечатано множество нашумевших материалов, великолепных образцов прозы, мемуары. Критика на короткое время стала властительницей дум.

Со статьи экономиста и прозаика Николая Шмелева «Авансы и долги» (1987) началась дискуссия о возможностях «спасти социализм в экономике». Появилась проза «из столов», в частности, Черные камни Анатолия Жигулина, роман Юрия Домбровского Факультет ненужных вещей .

На страницах «Нового мира» вышли Доктор Живаго Бориса Пастернака , повесть Котлован Андрея Платонова , антиутопия 1984 Джорджа Оруэлла , Архипелаг ГУЛАГ Солженицына, за ним появились В круге первом , Раковый корпус , Август Четырнадцатого , многотомная эпопея Красное колесо.

На страницах журнала за все годы его существования впервые были напечатаны (полностью или в отрывках) произведения, по которым ушедшая эпоха опознается и сегодня. Это поэмы Сергея Есенина Черный человек , Лейтенант Шмидт Пастернака и его же воспоминания Моя жизнь , вышедшие еще при Твардовском в 1967.

Романы Алексея Толстого Хождение по мукам и Петр Первый – ярчайшие по языку и воссоздающие колорит именно послереволюционный, хотя и вполне сервильные по отношению к победившей диктатуре (царь-реформатор выглядел там едва ли не предтечей Сталина).

Рядом с романтической Золотой цепью Александра Грина (1928) были Россия, кровью умытая Артема Веселого (1926) и Жизнь Клима Самгина Максима Горького (1929). Не меньше яркости в романах Андрея Малышкина Севастополь и Люди из захолустья , Соть и Скутаревский Леонида Леонова, в рассказах Исаака Бабеля , в эпопее Михаила Шолохова Тихий Дон . Перечисление было бы неполным без Оптимистической трагедии Всеволода Вишневского, Испанского дневника Михаила Кольцова, романа из американской жизни О" кэй Бориса Пильняка, стихов самого Твардовского, Симонова, Ахматовой, Владимирских проселков Владимира Солоухина, Большой руды Георгия Владимова, Созвездия Козлотура Фазиля Искандера, Тишины Юрия Бондарева, Театрального романа Михаила Булгакова (извлеченного посмертно из архивов и опубликованного в 1965), Вологодской свадьбы » Александра Яшина и Бухтин вологодских Василия Белова (1969).

Нынче, как все «толстые» журналы, «Новый мир» вынужден выживать в рыночной ситуации. Невозможность существования без спонсорской поддержки, неспособность большинства потенциальных читателей приобретать сравнительно дорогой журнал, неизбежное падение общественного интереса – все это вынудило к смене редакционной политики.

«Новый мир» избрал себе в качестве «ниши» т.н. «либерально-почвенную», с внятными симпатиями к православной культуре и благородно-сдержанным отношением к реалиям глобализма , постмодернизма и другим веяниям Запада.

При этом представлены и отличные от основной точки зрения, например, евразийская, мусульманская, чисто западническая, постмодернистская (Вячеслав Курицын и др.).

После победы над ГКЧП «Новый мир» какое-то время на волне инерции продолжал перестроечное просветительство. При этом его влияние на общественные процессы неизбежно падало. Позиция «Нового мира» сохранила ноту достоинства. Постепенно тираж сократился до минимального – около10 тысяч экземпляров, и такое падение касалось всех «толстых» журналов. К чести «Нового мира», в новой ситуации ему удается не только сохранить лицо, но быстро и глубоко реагировать на общественные процессы.

Кроме новинок прозы и стихов, журнал предлагает привычные рубрики «Из наследия», «Философия. История. Политика», «Далекое близкое», «Времена и нравы», «Дневник писателя», «Мир искусства», «Беседы», «Литературная критика» (с подрубриками «Борьба за стиль» и «По ходу текста»), «Рецензии. Обзоры», «Библиография», «Зарубежная книга о России» и др.

С 1998 главным редактором становится литературный критик Андрей Василевский. Ответственный секретарь – прозаик Михаил Бутов, лауреат премии Букера-99. Отделом прозы руководит Руслан Киреев, поэзии – Юрий Кублановский, вернувшийся из Франции в 1990 после вынужденной эмиграции в 1981. Ирина Роднянская возглавляет отдел критики, который в новом качестве вернул себе значение стратегической сердцевины журнала.

Внештатными членами редколлегии (Общественного совета) являются Сергей Аверинцев, Андрей Битов, Даниил Гранин, Борис Екимов, Фазиль Искандер, Александр Кушнер и др., все они авторы журнала, каждое новое их произведение анонсируется, начиная со второго полугодия.

С 1990 «Новый мир» перестал быть органом Союза писателей СССР. «Новый мир» остается в некотором роде «академичным» и уж наверняка «основательным», «серьезным» чтением, а не «чтивом». «Серьезность» отражается даже на внешнем облике издания. Он сохраняет аскетическую гамму – серо-голубая мягкая обложка, простая бумага, никаких фотографий, устойчивый подбор и расположение журнальных рубрик, никакой игры шрифтами, минимум внешнего. Это знаковый аскетизм – он подчеркивает верность своей собственной истории, какая бы они ни была.

Рекомендуем почитать

Наверх