Разработка ППРк — проект производства работ с использованием ПС. Эксплуатация подъемных сооружений Ответственные за эксплуатацию подъемных сооружений

НК РФ 12.03.2021

ПРИКАЗ №

«____»____________2015 г. г. _______

О назначении ответственных лиц:

за безопасное производство работ с применением подъемных сооружений (ПС), за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС,

В соответствии с приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 г. № 533 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» в обособленном подразделении Общества с ограниченной ответственностью ________

ПРИКАЗЫВАЮ:

1.Назначить лицами, ответственными за безопасное производство работ с применением подъемных сооружений (автомобильных кранов, кранов-трубоукладчиков - далее ПС), на производственной базе:

Начальника ОМТС (производственной базы) Петрова В.Н.;

непосредственно на производственных участках:

Прораба Иванова С.А.;

Прораба Сидорова Р.А.;

2.Указанные лица, а также работники, непосредственно работающие с ПС (машинисты кранов, машинисты кранов-трубоукладчиков, стропальщики) перед началом производства работ на участке, должны быть ознакомлены с Проектом производства работ (ППР) или Технологическими картами (ТК) под роспись.

3.Ответственные за безопасное производство работ с применением ПС обязаны:

Допускать к работе с ПС персонал прошедший проверку знаний и имеющий документ подтверждающий квалификацию работника (удостоверение);

При перестановке мобильных ПС (кранов-трубоукладчиков, автомобильных кранов) на новый объект оформлять решение о пуске их в работу записью в вахтенном журнале «Пуск в работу разрешаю», с указанием должности, фамилии, инициалов и даты;

Перед началом производства работ вблизи линии электропередачи (менее 30 метров от крайнего провода при напряжении сети более 42 вольт), работы проводить по наряду-допуску, указав машинисту ПС место установки, обеспечить выполнение предусмотренных нарядом-допуском условий работы, сделать запись в вахтенном журнале ПС о разрешении работы, а также непосредственно руководить ПС при выполнении работ;

Обеспечить стропальщиков отличительными знаками, а также испытанными и маркированными грузозахватными приспособлениями и тарой;

Проводить периодический осмотр съемных грузозахватных приспособлений (СГЗП) и тары не реже чем:

а) траверс, клещей, захватов и тары – каждый месяц;

б) стропов (за исключением редко используемых) – каждые 10 дней;

в) редко используемых СГЗП – перед началом работы;

результаты осмотра СГЗП и тары заносить в журнал осмотра СГЗП;

Определить стационарные площадки и места складирования грузов, предусмотренные ППР или ТК, оборудовать их технологической оснасткой и приспособлениями;

Выдавать перед допуском к работе производственные инструкции персоналу эксплуатирующему ПС под роспись;

Иметь копию настоящего приказа на производственном участке.

4.Назначить заместителя директора __________ ответственным за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС в ООО _________

5.Назначить механика Сидорова С.Г. (а на время его отсутствия инженера-механика Кузнецова А.В.) - ответственным за содержание ПС в работоспособном состоянии.

6.Ответственным лицам организовывать свою работу в соответствии с утвержденными производственными инструкциями:

ИОТ 01-16 - инструкция для специалиста, ответственного за безопасное производство работ с применением ПС;

ИОТ 02-16 - инструкция для специалиста, ответственного за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС;

ИОТ 03-16- инструкция для специалиста ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии.

ИОТ 04-16- инструкция по осмотру СГЗП и тары.

7.Секретарю руководителя ознакомить вышепоименованных лиц с данным приказом под роспись.

8.Контроль за исполнением Приказа оставляю за собой.

Директор ________

ЛИСТ ОЗНАКОМЛЕНИЯ

с Приказом №_____от_________г.

__________________________

Название должности

______________________

20__ г.

_____________________

И.О. Фамилия

__________________________

Название должности

______________________

20_ г.

_____________________

И.О. Фамилия

__________________________

Название должности

______________________

20__ г.

_____________________

И.О. Фамилия

__________________________

Название должности

______________________

20__ г.

_____________________

И.О. Фамилия

__________________________

Название должности

______________________

20_ г.

_____________________

И.О. Фамилия

__________________________

Название должности

______________________

20__ г.

_____________________

И.О. Фамилия

__________________________

Название должности

______________________

20__ г.

_____________________

И.О. Фамилия

__________________________

Название должности

______________________

20__ г.

_____________________

И.О. Фамилия

__________________________

Название должности

______________________

20__ г.

_____________________

И.О. Фамилия

__________________________

Название должности

______________________

20__ г.

_____________________

Разработкой ППР с применением ПС (ранее — ) на предприятии эксплуатирующей подъемные сооружения должен заниматься только аттестованный персонал по промышленной безопасности. Такой документ часто называют проект производства работ строповки и перемещения грузов, это и правильно, ведь для этих работ он и разработан. Так даже при наличии аттестации ответственному за производства работ с применением ПС (кранов, грузоподъемных механизмов, погрузчиков, ричтраков и др.) довольно сложно собственными силами это сделать.

В таком случае прибегают к помощи компаний специализирующихся в данном направлении с требуемым штатом аттестованных лиц. Важным является опыт компании-разработчика с применением нужного грузоподъемного механизма.

В нашей компании имеется все для этого: штат с протоколами аттестации Ростехнадзора, которые мы прикладываем к разработанным проектам и конечно же опыт разработки с применением различных кранов: автомобильных, башенных, портальных, козловых, мостовых, управляемых с пола, с грейферами, подъемников, ричстакеров, погрузчиков и др.

Стоимость разработки ППРк

Сроки разработки ППРк

Срок разработки ППРк составляет примерно 1-3 дня и зависит от вида применяемых подъемных сооружений (кранов, подъемников и др.) и количества проводимых операций. К примеру, на установку оборудования на фундамент на открытой площадке можно составить за 1 день, а уже монтаж конструкций здания (ж/б элементы, балки и др.) может составлять до 2-х — 3-х дней. Если исходная проектная документация предоставляется в редактируемом формате (.dwg, .cdw и др.), то сроки составят меньше, нежели если проект будет в нередактируемом виде (.pdf, .jpg и др.).

При необходимости срочной разработки мы можем подключить несколько специалистов. Штат компании позволяет выполнять поставленные задачи в сжатые сроки без потери качества. При таком подходе сроки так же зависят от оперативности Заказчика. В процессе разработки всегда возникают вопросы по уточнению технологии производства работ.

Этапы оформления ППР на работу кранами

Со всеми мы работаем по одной и той же схеме, по которой Заказчик не несет никаких рисков потери своих денежных средств. Мы никогда не брали предоплаты и не будем брать — это наш принцип. Мы доверяем своим клиентам.

Весь процесс оформления ППРк проводится поэтапно:

  • Получение исходных данных
  • Отправка коммерческого предложения
  • Заключение договора
  • Разработка проекта производства работ кранами
  • Отправка готового проекта с защитным водяным знаком
  • Оплата услуг по договору
  • Отправка оригинала в электронном и/или бумажном виде
  • Устранение замечаний (если имеются)

Гарантии на ППРк

Мы предоставляем бессрочную гарантию на разработанные ППРк в рамках предоставленной информации, прописанной в договоре. Это означает, что на всем протяжении проведения работ по нашему проекту Вы получите бессрочное сопровождение. Оно заключается в бесплатном внесении необходимых правок, дополнительных данных.

Мы гарантируем так же актуальность проекта производства работ кранами всем действующим нормативным документам и несем всю предусмотренную законом ответственность за принятые в нем решения. Поэтому составленные в нашей компании проекты проходят все проверки у контролирующих органов без замечаний.

ППР на погрузочно-разгрузочные работы

ППР на погрузочно-разгрузочные работы должен содержать, кроме требований отраженных в ППРк, требования к складированию грузов (схемы и правила). Так же включаются мероприятия по организации рабочего места и временным площадкам складирования материалов. В графической части указываются места расположения грузоподъемных механизмов, границы опасной зоны отлета груза, временные дороги для подъезда строительной техники, схемы строповки и складирования. В пояснительной записке дается перечень поднимаемых грузов, их габаритные размеры, вес.

В случае выполнения погрузочно-разгрузочных работ на стационарных рабочих местах, а так же при выполнении типовых работ по погрузке и выгрузке (на складах, терминалах и др.) разрабатывается

1.1. В соответствии с требованиями федеральных нормы и правила в области промышленной безопасности “Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения” руководители организаций и индивидуальные предприниматели- владельцы подъемных сооружений должны назначить специалиста, ответственного за безопасное производство работ с применением подъемных сооружений.

1.2. Специалистами, ответственными за безопасное производство работ с применением подъемных сооружений, назначаются работники из числа мастеров, прорабов, начальников участков. На складах материалов в качестве таких ответственных специалистов назначаются заведующие складами, бригадиры.

1.3. Специалисты, ответственные за безопасное производство работ с применением подъемных сооружений, должны быть назначены в каждом цехе, на каждом участке, на каждой строительной площадке или другом участке работ, где производятся работы с применением подъемными сооружениями.

1.4. Специалисты, ответственные за безопасное производство работ с применением подъемных сооружений, назначаются приказом по предприятию после обучения и проверки знаний ими соответствующих разделов Правил, должностной инструкции, производственных инструкций для крановщиков, крановщиков (машинистов), операторов (машинистов) и стропальщиков комиссией с участием инспектора Ростехнадзора и выдачи ему соответствующего удостоверения и должностной инструкции. Периодическая проверка знаний должностных инструкций и настоящих ФНП у специалистов, специалистов, ответственных за безопасное производство работ, должна осуществляться в соответствии с распорядительным актом эксплуатирующей организации и проводиться ее комиссией.

1.5. Ответственность за безопасное производство работ с применением подъемных сооружений на каждом участке работ в течение каждой смены должна быть возложена только на одного работника. Фамилии этих лиц должны быть указаны на табличке, вывешенной на видном месте постоянного участка работ. Копия приказа о назначении ответственных лиц должна находиться на участке производства работ.

1.6. Если владелец подъемного сооружения не имеет возможности назначить специалистов, ответственных за безопасное производство работ с применением подъемных сооружений, допускается по согласованию с органом Ростехнадзора возлагать их обязанности на работников другой организации по заключенному с ней договору.

1.7. На время отпуска, командировки, болезни и в других случаях отсутствия специалиста исполнение его обязанностей должно быть возложено приказом на другого работника в порядке, установленном правилами.

1.8. Специалист, ответственный за безопасное производство работ с применением подъемных сооружений, должно знать:

  • соответствующие разделы правил;
  • требование электробезопасности при организации и ведении строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ подъемными сооружениями;
  • должностную инструкцию специалиста, ответственного за безопасное производство работ с применением подъемных сооружений;
  • производственные инструкции для крановщика, крановщика (машиниста) и оператора (машиниста) и стропальщика;
  • инструкцию по осмотру строп и тары;
  • требование к проектам производства строительно-монтажных работ и технологическим картам погрузочно-разгрузочных работ с применением подъемных сооружений;
  • правильные способы строповки и зацепки грузов;
  • требования к съемным грузозахватным приспособлениям и таре, порядок их выбора и применения;
  • нормы браковки грузозахватных приспособлений, тары, стальных канатов и цепей;
  • порядок организации и производства строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ с подъемных сооружений;
  • порядок складирования грузов;
  • требования к установке подъемных сооружений;
  • общие сведения по устройству подъемных сооружений (их параметры и грузовые характеристики, назначение приборов безопасности, устойчивость при работе др.);
  • требования к крановым путям;
  • требования к организации и обеспечению безопасного производства работ стреловыми самоходными подъемными сооружениями вблизи ЛЭП;
  • знаковую сигнализацию, применяемую при перемещении грузов подъемными сооружениями;
  • организацию технического надзора и безопасного обслуживания подъемных сооружений на предприятии;
  • информационные письма и директивные указания органов Ростехнадзора по предупреждению аварий и несчастных случаев при производстве работ подъемными сооружениями;
  • порядок оформления и выдачи нарядов-допусков в случаях, предусмотренных ФНП.

2. Обязанности.

2.1. Специалист, ответственный за безопасное производство работ с применением подъемных сооружений, обязан:

  • предоставлять обслуживающему персоналу (крановщикам, крановщикам (машинистам), операторам (машинистам), оператору, стропальщикам) время, необходимое для приема и сдачи смены;
  • обеспечивать стропальщиков отличительными знаками и защитными средствами;
  • организовывать ведение работ подъемными сооружениями в соответствии с правилами безопасности, проектами производства работ, техническими условиями и технологическими регламентами;
  • инструктировать крановщиков, крановщиков (машинистов), операторов (машинистов) и стропальщиков по безопасному выполнению предстоящей работы;
  • не допускать к обслуживанию подъемных сооружений необученный и не аттестованный персонал, определять число стропальщиков, а также необходимость назначения сигнальщиков при работе подъемными сооружениями;
  • не допускать к использованию не маркированные, неисправные или не соответствующие характеру и массе грузов съемные грузозахватные приспособления и тару, удалять с места работ бракованные приспособления и тару;
  • указывать крановщикам, крановщикам (машинистам), операторам (машинистам) и стропальщикам место, порядок и габариты складирования грузов;
  • непосредственно руководить работами при загрузке и разгрузке полувагонов, при перемещении груза несколькими подъемными сооружениями, вблизи линии электропередачи, при перемещении груза подъемными сооружениями над перекрытиями, под которыми размещены производственные или служебные помещения, где могут находиться люди, при перемещении груза, на который не разработаны схемы строповки, а также в других случаях, предусмотренных проектами производства работ или технологическими регламентами;
  • контролировать соблюдение марочной системы при работе мостовых подъемных сооружений;
  • 10) не допускать производство работ без наряд – допуска в случаях, предусмотренных Правилами;
  • обеспечивать рабочих необходимыми средствами и приспособлениями для безопасного производства работ подъемными сооружениями;
  • следить за выполнением крановщиками, крановщиками (машинистами), операторами (машинистами) и стропальщиками производственных инструкций, проектов производства работ и технологических регламентов;
  • не допускать установки стреловых подъемных сооружений и кранов-манипуляторов на площадках с уклоном, превышающим паспортную величину для данного подъемного сооружения, на свеженасыпанном неутрамбованном грунте, а также вблизи откосов котлованов или траншей на недопустимом расстоянии;
  • вывешивать на месте производства работ список перемещаемых подъемным сооружениям грузов с указанием их массы. Крановщикам, крановщикам (машинистам), операторам (машинистам) и стропальщикам, обслуживающим стреловые самоходные подъемные сооружения при ведении строительно-монтажных работ, такой список должен быть выдан на руки, в случае отсутствия в списке отдельных грузов давать крановщику, крановщику (машинисту) и оператору (машинисту) сведения об их массе;
  • определять места складирования грузов, обеспечивать их необходимой технологической оснасткой и приспособлениями (кассетами, пирамидами, стеллажами, лестницами, и т.п.) и инструктировать крановщиков, крановщиков (машинистов), операторов (машинистов) и стропальщиков относительно порядка и габаритов складирования грузов;
  • требовать от крановщика установки стрелового самоходного подъемного сооружения на дополнительные опоры, когда это требуется по грузовой характеристике, не допускать работы подъемного сооружения, установленного не на все опоры;
  • обеспечивать сохранность контрольных грузов для проверки ограничителей грузоподъемности подъемных сооружений;
  • не допускать работу подъемного сооружения при отсутствии в путевом листе или вахтенном журнале записи о его исправности;
  • следить, чтобы на местах производства работ подъемными сооружениями были вывешены или выданы на руки крановщикам, крановщикам (машинистам) и операторам (машинистам) и стропальщикам графические изображения способов обвязки и зацепки грузов;
  • не допускать перемещения подъемными сооружениями кирпича на поддонах без ограждения над людьми;
  • не допускать нахождения людей в кабине и кузове автомашины при ее погрузке и разгрузке;
  • не допускать подачи материалов, изделий в оконные и другие проемы без приемных площадок;
  • выполнять предписания инспектора Ростехнадзора и инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин;
  • не допускать посадку в тару, поднятую подъемным сооружением, и нахождение в ней людей;
  • не допускать нахождение людей под стрелой подъемного сооружения при ее подъеме и опускании без груза;
  • быть обученными и иметь выданное в установленном порядке удостоверение на право самостоятельной работы по соответствующим видам деятельности;
  • знать критерии работоспособности применяемых ПС в соответствии с требованиями руководства (инструкции) по эксплуатации применяемых ПС, технологический процесс транспортировки грузов;
  • в случае возникновения угрозы аварийной ситуации информировать об этом своего непосредственного руководителя;
  • знать порядок действий по инструкциям эксплуатирующей организации, в случаях возникновения аварий и инцидентов при эксплуатации ПС, а также выполнять данные инструкции;
  • пройти в установленном порядке аттестацию на знание настоящих ФНП и не нарушать их в процессе выполнения работ.

2.2. При работе стреловых самоходных подъемных сооружений и кранов-манипуляторов вблизи линии электропередачи специалист, ответственный за безопасное производство работ с применением подъемных сооружений, должен:

  • указать крановщикам, крановщикам (машинистам) и операторам (машинистам) место установки подъёмного сооружения или крана-манипулятора для выполнения работ;
  • организовать работу в соответствии с проектом, технологической картой и нарядом-допуском;
  • обеспечить выполнение мероприятий по безопасному ведению работ, указать в наряде-допуске;
  • проинформировать крановщиков, крановщиков (машинистов), операторов (машинистов) и стропальщиков (под роспись в наряде-допуске) о мерах безопасности при работе подъемного сооружения или крана-манипулятора вблизи линии электропередач;
  • при каждой перестановке подъемного сооружения проверить правильность его установки, выполнение мероприятий, изложенных в наряде-допуске, и выдать разрешение крановщику, крановщику (машинисту) и оператору (машинисту) на работу подъемного сооружения с записью в вахтенном журнале;
  • постоянно (не отлучаясь с места ведения работ) контролировать соблюдение крановщиком или оператором и стропальщиками мер безопасности.

2.3. При инструктаже крановщиков, операторов и стропальщиков специалист, ответственный за безопасное производство работ с применением подъемных сооружений, должен обратить особое внимание на:

  • недопустимость нахождения людей под перемещаемым грузом и возле работающего стрелового самоходного или башенного подъемного сооружения во избежание зажатия людей и травмирования их грузом;
  • строгое соблюдение способов строповки, зацепки грузов и правильное применение грузозахватных приспособлений и тары;
  • недопустимость перемещения краном людей или груза с находящимися на нем людьми;
  • опасность подтаскивания грузов по земле, полу или рельсам крюком подъемного сооружения, а также другие перемещения грузов при наклонном положении грузовых канатов;
  • недопустимость подъема подъемными сооружениями груза, засыпанного землей или примерзшего к земле, заложенного другими грузами, укрепленного болтами или залитого бетоном, а также металла и шлака, застывшего в печи или приварившегося после слива;
  • правильность установки стреловых самоходных подъемных сооружений (требования к площадкам, габаритам и т.п.)
  • недопустимость перегруза грузоподъемных подъемных сооружений;
  • строгое соблюдение порядка производства работ стреловыми самоходными подъемными сооружениями и кранами-манипуляторами вблизи линии электропередачи, запрещение установки кранов для работ под проводами действующей линии электропередачи;
  • недопустимость нахождения людей на подвижном составе при его погрузке и разгрузке подъемными сооружениями;
  • соблюдение установленного порядка выполнения работ, связанных с выходом людей на крановые пути мостовых кранов;
  • необходимость строгого соблюдения требований проектов производства работ и технологических карт при перемещения грузов;
  • соблюдение мер безопасности при строповке и перемещении взрывопожароопасных и ядовитых грузов;
  • опасность нахождения между перемещаемым грузом и сооружениями, оборудованием штабелями грузов и т.п.

2.4. Лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, обязано прекратить работу подъемного сооружения при:

  • неблагоприятных метеорологических условиях – сильном снегопаде, тумане, ливне, грозе, недопустимой силе ветра (необходимо требовать выполнения крановщиком, крановщиком (машинистом) и оператором (машинистом) мер по предупреждению угона подъемного сооружения ветром);
  • выявлении в техническом состоянии подъемного сооружения опасных дефектов, неисправностей (повреждений и разрушений металлоконструкций, неисправности тормозов и приборов безопасности, повреждений канатов, блоков, барабанов);
  • недопустимой просадке и появлении других опасных дефектов кранового пути;
  • отсутствии необходимых грузозахватных приспособлений и тары;
  • отсутствие обученных и аттестованных крановщиков, крановщиков (машинистов), операторов (машинистов) и стропальщиков;
  • температуре воздуха ниже допустимой, указанной в паспорте подъемного сооружения;
  • недостаточной освещенности места производства работ подъемными сооружениями;
  • проявлении других причин, влияющих на безопасность ведения работ;

2.5. При возникновении аварии или несчастного случая при работе подъемными сооружениями ответственный за безопасное производство работ с применением подъемных сооружений должен сообщить о происшествии администрации предприятия (владельцу) и обеспечить сохранность обстановки на месте аварии или несчастного случая, если это не представляет опасности для жизни и здоровья людей.

3. Права.

3.1. Специалист, ответственный за безопасное производство работ с применением подъемных сооружений, имеет право:

  • отстранить от выполнения работы с применением подъемных сооружений персонал (крановщиков, крановщиков (машинистов), операторов (машинистов) и стропальщиков), нарушающий требования производственных инструкций;
  • ставить вопрос перед администрацией предприятия (владельца) о наказании крановщиков, крановщиков (машинистов), операторов (машинистов) и стропальщиков, нарушающих производственные инструкции.

4. Ответственность.

4.1. Специалист, ответственный за безопасное производство работ с применением подъемных сооружений, несет ответственность в соответствии с действующим законодательством за:

  • допущенные им нарушения ФНП и должностной инструкции независимого от того, привело или нет это к аварии или несчастному случаю;
  • нарушение производственных инструкций подчиненным ему персоналом;
  • выдачу им указаний или распоряжений, принуждающих подчиненных ему работников нарушать ФНП и производственные инструкции;
  • самовольное возобновление работ подъемными сооружениями, остановленными инспектором Ростехнадзора или специалиста, ответственного за осуществление производственного контроля при эксплуатации подъемного сооружения;
  • непринятие мер по предупреждению работы подъемных сооружений с опасными нарушениями правил безопасности и инструкций, которые могут привести к аварии или травмированию людей.

(ППРк , ППР ПС ) - руководящая организационно-технологическая документация, где перечислены меры и методы применения подъемных сооружений при монтаже, демонтаже различных элементов, конструкций, изделий и материалов. Перечень грузоподъемных механизмов охватывает широкий спектр ПС: башенные, мостовые, портальные, консольные и автокраны, подъемники для строительства и оснащенные платформами для работников, электрические тали, лебедки.

ППРк разрабатывается на всю возводимую (демонтируемую) конструкцию или отдельные ее части (поэтапно). Все зависит от технологических процессов, в ходе которых применяются грузоподъемные устройства, порядка и времени их проведения.

ППР ПС должен поступить на участок строительства минимум за 5 суток до начала выполнения СМР. Это необходимо для ознакомления ответственного персонала и сотрудников (машинистов, стропальщиков), выполняющих предусмотренные документом технологических процессов.

Разработка ППРк

Составлять могут специалисты:

  • Обладающие опытом СМР с использованием кранов или других подъемных сооружений.
  • Прошедшие специальную подготовку.
  • Имеющие действующую аттестацию в соответствующей области. Это требование распространяется на согласовывающих и утверждающих лиц.

Право осуществлять разработку имеют работники подрядчика, субподрядчика, заказчика, специализированной организации, соответствующие перечисленным требованиям. Для уникальных и разовых СМР чаще всего выбирают последний вариант, так как у компаний, занимающихся составлением проектной документации, самый большой опыт. В результате сокращаются временные затраты, отсутствуют ошибки, проблемы с согласованием ОТД.

Исходная документация для разработки ППРк

Проект производства работ кранами разрабатывается на основании:

  • Переданного заказчиком технического задания.
  • Условий строительства на действующих предприятиях.
  • Прошедшего утверждение ПОС.
  • Технического заключения, отражающего особенности грунта на месте проведения работ.
  • Генерального плана, на котором указаны имеющиеся (проектируемые) сооружения, ПС, коммуникации, сети, расположенные над и под землей.
  • Рабочей документации.
  • Данных, отражающих итоги осмотра подлежащих реконструкции объектов, которые будут продолжать функционировать во время проведения строительно-монтажных работ.

Наряду с этими документами используются ФНП по ПС, где перечислены требования к безопасной эксплуатации подъемных сооружений на объектах, заключающих в себе опасность. Правила составления проекта есть в РД ППРк .

Состав ППРк

Составление ОТД требует проведения масштабных расчетов, должного изучения участка строительства, перечня используемого оборудования, технологических процессов.

ППРк подтверждает, что характеристики используемых кранов соответствуют условиям проводимых СМР. Учитываются ветровая нагрузка и сейсмическая активность на месте использования ПС, безопасное расстояние от воздушных ЛЭП, зон движения пешеходов, транспортных средств. В документе должно быть написано, как близко можно приближаться к оборудованию, сооружению, участкам, где складируются стройматериалы и конструктивные элементы.

Если краны работают возле котлованов, указывают требования к их монтажу, использованию. Отдельные расчеты по безопасной эксплуатации нужны, если задействуется несколько ПС, стоящих параллельно или на одних рельсах. В ППРк отражают применяемые указатели и ограничители.

Строповка и складирование

В ППР ПС входит список используемых грузозахватных устройств. При разработке нужно выбрать и графически изобразить способы обвязки перемещаемых при помощи подъемных сооружений грузов. Рисунки и схемы составляют для каждого транспортируемого элемента, когда их размеры и вес существенно отличаются. Если строительно-монтажные работы предусматривают кантовку, выбирают безопасные способы ее проведения.

На основании генерального плана выбирают места, где будут складироваться грузы, пролегать подъездные пути. В ППР кранами должна быть информация о размещении комнат санитарно-бытового обслуживания персонала, зон отдыха, установок с питьевой водой. Но она может отсутствовать, если дублируется в ПОС.

Безопасное проведение работ

При составлении ППР кранами учитывают условия на месте размещения подъемных сооружений. На их основании разрабатывают мероприятия, обеспечивающие безопасное проведение СМР. Что может в них входить:

  • Выявление опасных участков, где есть (могут возникнуть) факторы, способные нанести ущерб жизни и здоровью работников, занимающихся СМР с грузоподъемными механизмами. В ФНП по ПС указывают способы расчета их размеров.
  • Разработка условий, способствующих предотвращению появления опасных участков в местах, где происходит перемещение грузов кранами, присутствуют эксплуатируемые сооружения (гражданские и производственные), могут находиться люди, пешеходные маршруты.

Чтобы выполнить эти задачи, выбирают специальные средства принудительного ограничения зоны работы ПС. Требуют уменьшить скорость движения стрелы до минимума, когда груз находится на расстоянии менее 7 м от границы участка проведения СМР.

Безопасные расстояния и графическая информация

ППР ПС распространяется на условия транспортировки грузов. Документ содержит безопасные расстояния:

  • От нижней части транспортируемого груза до элементов зданий и сооружений, которые больше других выступают по вертикали. Минимальная дистанция - 0,5 м. Если выше всего находятся площадки и перекрытия, где работают люди, то безопасное расстояние должно превышать 2,3 м. При расчете учитываются длина строп и размеры траверс (если они используются).
  • Элементов стрелы, противовеса до самых высоких участков объектов.

Графически изображается разрез здания с верхним и нижним пределом вылета стрелы крана. Все металлические элементы, которые могут выступать при развороте на 180°, наносят пунктиром.

В документе должны быть учтены и указаны размеры самых выдающихся вперед по горизонтали элементов объекта. К ним могут относиться карнизы, балконные блоки, эркеры, входные группы, навесы.

Применение подъемника

Если в ходе СМР с СП будет использоваться подъемник на площадке, разработка ППРк включает выбор условий и мероприятий по монтажу, надлежащей эксплуатации. В ОТД перечисляют обстоятельства, при которых проводить работы на высоте нельзя:

  • Определенная скорость ветра.
  • Наличие гололеда, неблагоприятных погодных условий (грозы).
  • Ограниченная видимость: осадки, туман, темное время суток.

Их выбирают на основании паспортных данных используемого подъемника

Разработчик должен запретить закрепление технологической, монтажной оснасткой оборудования, строительных конструкций, трубопроводов, которые для этого не предназначены.

Если одновременно используется несколько грузовых, грузопассажирских, фасадных подъемников, для них разрабатывают условия безопасной эксплуатации. То же касается применения этих механизмов с башенными кранами.

Безопасное производство работ с использованием подъемных сооружений

При составлении ППР ПС обязательно составляют раздел, посвященный организации безопасного проведения СМР. Там перечисляют требования, затрагивающие:

  • Одновременное применение нескольких кранов, ПС.
  • Использование координатной защиты подъемных сооружений.
  • Совместное перемещение груза несколькими грузоподъемными механизмами.
  • Движение крана с закрепленным объектом. Перемещение груза над сооружениями, где проводятся СМР с ПС или прочие технологические процессы.
  • Размещение крана над коммуникациями, проложенными под землей.
  • Перемещение грузов через проемы перекрытий.
  • Организация связи между стропальщиком и оператором крана по радио.
  • Использование грузовых емкостей.

В этом разделе должна быть выписка из документов, содержащая данные о минимальной силе ветра, при которой применение крана запрещено. Если используются ПС, оснащенные магнитом (грейфером), разрабатывают отдельный порядок работ.

ППР на погрузочно-разгрузочные работы

Для типовых операций и проводящихся на стационарных местах с использованием кранов составляется ТК. Но если они относятся к категории сложных (например, перемещение грузов двумя грузоподъемными механизмами), требуется разработка ППР с учетом особенностей выполняемых технологических процессов. Что в него входит помимо указаний, которые содержит проект производства работ с применением ПС :

  • Правила складирования, схемы размещения грузов.
  • Графическое изображение участка, на котором указаны ПС, опасные зоны вылета перемещаемых элементов, маршруты движения спецтехники, схемы фиксации стропами, размещения грузов.
  • Мероприятия по организации рабочего места в зоне хранения стройматериалов, конструктивных элементов, устройств.

Пояснительная записка должна содержать список перемещаемых ПС, грузов и их характеристики (вес, размеры).

Аттестация для разработки ППРк

Аттестация специалистов, руководителей проводится на основании РД 03-444-02. Экзамен принимает комиссия организации и отделений Госгортехнадзора России. Составляются билеты, связанные с деятельностью аттестуемого. Знания проверяются в пределах его должностных обязанностей.

Основные темы:

  • Актуальные требования промышленной безопасности.
  • Нормативно-правовые акты, НТД.

Какой может быть аттестация:

  • Первичной. При вступлении в должность, смене организации, перерыве в трудовой деятельности более года.
  • Периодической. Проходит минимум раз в 3 года.
  • Внеочередной. Если вступают в силу новые или переработанные нормативно-правовые акты, НТД, внедряются технические устройства, технологии, которые раньше не использовались.

Из-за последнего пункта разработка ППРк делегируется специализированным организациям, так как у них есть возможность своевременно аттестовать штат при каждом нововведении.

Согласование и утверждение

Кто входит в перечень лиц, с которыми необходимо согласовать проект производства работ кранами :

  • Руководитель разработавшей его организации.
  • Владельцы грузоподъемных машин, использующихся при проведении СМР.
  • Собственники ЛЭП, если работы проводятся на расстоянии менее 30 м от линий электропередач.
  • Руководитель или ответственный представитель действующего предприятия (при реконструкции, расширении, техническом перевооружении).

ППРк утверждает руководитель генподрядчика, после чего этот документ должен пройти два этапа:

  1. Экспертиза организациями, соответствующими требованиям российского законодательства. Осуществляющие ее специалисты должны быть аттестованы по этому направлению, а компания - иметь лицензию.
  2. Регистрация экспертного заключения в Ростехнадзоре.

Контроль и ответственность

Разработчик документации в ответе за соответствие требованиям промышленной безопасности. Согласно пункту 1.10 РД ППРк, этот человек должен контролировать ход СМР на объекте. В случае выявления серьезных нарушений он обязан сообщить в отдел Ростехнадзора, регулирующий эксплуатацию подъемных сооружений.

Что входит в задачи подрядчика:

  • Организация разработки ППР, соответствующего проводимым СМР, используемому оборудованию, условиям места строительства.
  • Обеспечение проектом проведения работ кранами персонала, который задействован в технологических процессах с применением подъемных сооружений.
  • Контроль ознакомления (под подпись) всех ответственных и причастных к ППРк лиц.

Нарушения и изменения

Чтобы получить разрешение на использование ПС, на объекте должны быть:

  • Проект производства работ подъемными сооружениями.
  • Заключение экспертизы промышленной безопасности ППРк, которые утвердил Ростехнадзор.
  • Акт настройки приборов безопасности ПС.

К нарушениям относятся:

  • Невыполнение мероприятий по безопасности, отраженных в ППРк.
  • Отсутствие руководящей документации.
  • Использование подъемных сооружений не так, как указано в инструкциях ППРк.

Результатом станут санкции со стороны органов надзора.

Специалист ответственный за безопасное производство работ с применением ПС обязан:

1) предоставить обслуживающему персоналу (машинистам, стропальщикам) время, необходимое для приема и сдачи смены;

2) обеспечить стропальщиков индивидуальными защитными средствами и отличительными знаками;

3) организовать ведение работ кранами в соответствии с ФНП, проектами производства работ и технологическими картами;

4) инструктировать крановщиков и стропальщиков по безопасному выполнению предстоящей работы;

5) не допускать к обслуживанию кранов необученный и не аттестованный персонал, определять число стропальщиков, а также необходимость назначения сигнальщиков при работе кранов;

6) не допускать к использованию немаркированные, неисправные или не соответствующие характеру и массе грузов съемные грузозахватные приспособления, удалять с места работы бракованные приспособления;

7) указывать крановщикам и стропальщикам место, порядок и габариты складирования грузов;

8) непосредственно руководить работами вблизи линии электропередач, а также в других случаях, предусмотренных проектами производства работ или технологическими картами;

9) не допускать производство работ без наряда - допуска в случаях, предусмотренных Правилами;

10) следить за выполнением крановщиками, стропальщиками производственных инструкций, проектов производства работ и технологических карт;

11) не допускать установки кранов на площадках с уклоном, превышающим паспортную величину для данного крана, на свеженасыпанном не утрамбованном грунте, а также вблизи откосов котлованов или траншей на расстояниях, меньше установленных Правилами;

12) не допускать работу крана при отсутствии в вахтенном журнале записи о его исправности;

13) выполнять предписания инспектора Ростехнадзора и специалиста, ответственного за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС.

3. Требование «Правил…» к установке ПС для производства работ.

Ст.103.ФНП. Установка ПС в зданиях, на открытых площадках и других участках производства работ должна проводиться в соответствии с руководством (инструкцией) по эксплуатации ПС и требованиями ФНП.

105. Краны должны быть установлены таким образом, чтобы при подъеме груза исключалась необходимость предварительного его подтаскивания при наклонном положении грузовых канатов и имелась бы возможность перемещения груза, поднятого не менее чем на 500 мм выше встречающихся на пути оборудования, штабелей грузов, бортов подвижного состава.

Стрелы кранов, при их повороте или перемещении, должны также находиться выше встречающихся на пути оборудования и предметов не менее чем на 500 мм.



При установке кранов, управляемых с пола или по радио, должен быть предусмотрен свободный проход для рабочего, управляющего краном.

106. Установка кранов над производственными помещениями для подъема и опускания грузов через люк (проем) в перекрытии разрешается при расположении одного помещения непосредственно над другим.

Люк в перекрытии должен иметь постоянное ограждение высотой не менее 1000 мм со сплошным ограждением понизу на высоту 100 мм с обязательным устройством световой сигнализации (светящаяся надпись), предупреждающей как о нахождении груза над люком, так и об опускании груза, а также с наличием надписей, запрещающих нахождение людей под перемещаемым грузом.

Установка над производственными помещениями стационарных электрических талей или лебедок для подъема грузов через люк в перекрытии не разрешается.

107. Установка кранов, передвигающихся по надземному рельсовому пути, должна производиться с соблюдением следующих требований:

а) расстояние от верхней точки крана до потолка здания, нижнего пояса стропильных ферм или предметов, прикрепленных к ним, должно быть не менее 100 мм;

б) расстояние от настила площадок и галереи опорного крана, за исключением настила концевых балок и тележек, до сплошного перекрытия или подшивки крыши, до нижнего пояса стропильных ферм и предметов, прикрепленных к ним, а также до нижней точки крана, работающего ярусом выше, должно быть не менее 1800 мм;

в) расстояние от выступающих частей торцов крана до колонн, стен здания и перил проходных галерей должно быть не менее 60 мм. Это расстояние устанавливается при симметричном расположении колес крана относительно рельса;



г) расстояние от нижней точки крана (не считая грузозахватного органа) до пола цеха или площадок, на которых во время работы крана могут находиться люди (за исключением площадок, предназначенных для ремонта крана), должно быть не менее 2000 мм. Расстояние между нижней габаритной точкой кабины крана и полом цеха должно быть не менее 2000 мм либо (в обоснованных случаях) от 500 до 1000 мм;

д) расстояние от нижних выступающих частей крана (не считая грузозахватного органа) до расположенного в зоне действия оборудования должно быть не менее 400 мм;

е) расстояние от выступающих частей кабины управления и кабины для обслуживания троллеев до стены, оборудования, трубопроводов, выступающих частей здания, колонн, крыш подсобных помещений и других предметов, относительно которых кабина передвигается, должно быть не менее 400 мм.

108. Расстояние по горизонтали между выступающими частями крана, передвигающегося по наземному крановому пути, и строениями, штабелями грузов и другими предметами, расположенными на высоте до 2000 мм от уровня земли или рабочих площадок, должно быть не менее 700 мм, а на высоте более 2000 мм - не менее 400 мм.

Расстояние по вертикали от консоли противовеса или от противовеса, расположенного под консолью башенного крана, до площадок, на которых могут находиться люди, должно быть не менее 2000 мм.

109. Установка электрических талей и монорельсовых тележек с автоматическим или полуавтоматическим управлением, при котором указанное ПС не сопровождается крановщиком или оператором, должна исключать возможность задевания грузом элементов здания, оборудования и штабелей грузов.

На пути следования указанных ПС должно быть исключено нахождение людей. Над проезжей частью и над проходами для людей должны быть установлены предохранительные перекрытия (сетка), способные выдержать падающий груз.

110. Установка кранов, передвигающихся по рельсовому пути, в охранной зоне воздушных линий электропередачи должна быть согласована с владельцем линии. Согласование на такую установку для выполнения строительно-монтажных работ должно храниться вместе с ППР.

111. Установка кранов стрелового типа, подъемников (вышек) должна производиться на спланированной и подготовленной площадке с учетом категории и характера грунта. Устанавливать кран стрелового типа, подъемник (вышку) для работы на свеженасыпанном неутрамбованном грунте, а также на площадке с уклоном, превышающим указанный в паспорте, не разрешается.

112. Установка стрелового крана должна производиться так, чтобы при работе расстояние между поворотной частью крана при любом его положении и строениями, штабелями грузов и другими предметами составляло не менее 1000 мм.

113. При необходимости установки стрелового или железнодорожного крана, кранов-манипуляторов, подъемников (вышек) на выносные опоры ПС устанавливаются на все имеющиеся выносные опоры. Под опоры должны быть подложены прочные и устойчивые подкладки в соответствии с эксплуатационной документацией.

114. Стреловые краны, краны-манипуляторы, подъемники (вышки), краны-трубоукладчики на краю откоса котлована (канавы) должны быть установлены с соблюдением расстояний, указанных в таблице 2, приведенной в приложении N 2 к ФНП. При глубине котлована более 5 м и при невозможности соблюдения расстояний, указанных в таблице, откос должен быть укреплен в соответствии с ППР.

115. Установка и работа кранов стрелового типа, подъемников (вышек), кранов-трубоукладчиков на расстоянии менее 30 м от крайнего провода линии электропередачи или воздушной электрической сети напряжением более 42 В осуществляются только по наряду-допуску, определяющему безопасные условия работы.

При производстве работ в охранной зоне линии электропередачи или в пределах разрывов, установленных Правилами охраны высоковольтных электрических сетей, наряд-допуск выдается только при наличии разрешения организации, эксплуатирующей линию электропередачи.

Порядок работы кранов, подъемников (вышек) или кранов-трубоукладчиков вблизи линии электропередачи, выполненной гибким изолированным кабелем, определяется владельцем линии. Выдача наряда-допуска в этом случае не обязательна.

Время действия наряда-допуска определяется организацией, его выдавшей.

Наряд-допуск выдается оператору подъемника (вышки) или крановщику крана перед началом работы.

Работа подъемника (вышки) или крана вблизи линии электропередачи должна производиться под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ ПС, которое должно указать крановщику (оператору) место установки подъемника (вышки) или крана, обеспечить выполнение предусмотренных нарядом-допуском условий работы и сделать запись в вахтенном журнале подъемника (вышки) или крана о разрешении работы.

Работа кранов стрелового типа под не отключенными контактными проводами городского транспорта должна производиться при соблюдении расстояния между стрелой крана и контактными проводами не менее 1 м при установке ограничителя (упора), не позволяющего уменьшить указанное расстояние при подъеме стрелы.

116. При работе кранов стрелового типа, подъемников (вышек) на действующих электростанциях, подстанциях и линиях электропередачи, если работы с применением подъемников (вышек) и кранов стрелового типа ведутся персоналом, эксплуатирующим электроустановки, а машинисты (крановщики, операторы) этих ПС находятся в штате указанных электростанций, подстанций и линий электропередачи, наряд-допуск на работу вблизи находящихся под напряжением проводов и оборудования выдается энергопредприятием (электростанцией, подстанцией и линией электропередачи). При этом должно соблюдаться расстояние от стрелы крана, подъемника (вышки) до проводов линии электропередачи, находящейся под напряжением, в соответствии с таблицей, приведенной в приложении N 2 к настоящим ФНП.

117. При перемещении груза ПС должны соблюдаться следующие требования:

начинать подъем груза, предварительно подняв на высоту не более 200 - 300 мм, с последующей остановкой для проверки правильности строповки и надежности действия тормоза;

не перемещать груз при нахождении под ним людей. Допускается нахождение стропальщика возле груза во время его подъема или опускания, если груз поднят на высоту не более 1000 мм от уровня площадки;

перемещать мелкоштучные грузы только в специальной, предназначенной для этого таре, чтобы исключить возможность выпадения отдельных частей груза. Перемещение кирпича на поддонах без ограждения разрешается производить только при разгрузке (погрузке) транспортных средств на землю (и с земли);

не начинать подъем груза, масса которого неизвестна;

выполнять горизонтальное перемещение от крайней нижней точки груза (а также порожнего грузозахватного органа или грузозахватного приспособления и элементов стрелы крана) на 500 мм выше встречающихся на пути предметов;

опускать перемещаемый груз лишь на предназначенное для этого место, где исключается возможность падения, опрокидывания или сползания опущенного груза.

Для легкого извлечения стропов из-под груза его опускание и складирование должны осуществляться на подкладки соответствующей прочности и толщины. Укладку и последующую разборку груза следует выполнять равномерно, не нарушая габариты, установленные для складирования груза, и не загромождая проходы;

не допускать при длительном перерыве или по окончании работ нахождение груза в подвешенном состоянии. По окончании работ ПС должно быть приведено в безопасное положение в нерабочем состоянии согласно требованиям руководства (инструкции) по эксплуатации;

кантовать грузы с применением ПС разрешается только на кантовальных площадках, снабженных амортизирующей поверхностью, или на весу, по заранее разработанному ППР.

При кантовке груза следует выполнять следующие дополнительные меры безопасности:

в целях предотвращения зажатия стропальщику запрещено находиться между грузом и стеной или другим препятствием, при этом стропальщик должен находиться сбоку от кантуемого груза на расстоянии, равном высоте груза плюс 1 метр;

стоять со стороны прокладок, на которые опускается груз, воспрещается;

производить кантовку тяжелых грузов и грузов сложной конфигурации только в присутствии и под руководством специалиста, ответственного за безопасное производство работ ПС; при проведении кантовочных операций "тяжелыми грузами" считаются грузы массой более 75% грузоподъемности механизма подъема, а "грузами сложной конфигурации" - грузы со смещением центра тяжести.

118. В процессе выполнения работ с применением ПС не разрешается:

нахождение людей возле работающего крана стрелового типа во избежание зажатия их между поворотной частью и другими неподвижными сооружениями;

перемещение груза, находящегося в неустойчивом положении или подвешенного за один рог двурогого крюка;

подъем груза, засыпанного землей или примерзшего к земле, заложенного другими грузами, укрепленного болтами или залитого бетоном, а также металла и шлака, застывшего в печи или приварившегося после слива;

подтаскивание груза по земле, полу или рельсам крюками ПС при наклонном положении грузовых канатов (без применения направляющих блоков, обеспечивающих вертикальное положение грузовых канатов);

освобождение с применением ПС защемленных грузом стропов, канатов или цепей;

оттягивание груза во время его подъема, перемещения и опускания. Оттяжки применяются только для разворота длинномерных и крупногабаритных грузов во время их перемещения;

выравнивание перемещаемого груза руками, а также изменение положения стропов на подвешенном грузе;

подача груза в оконные проемы, на балконы и лоджии без специальных приемных площадок или специальных приспособлений;

использование тары для транспортировки людей;

нахождение людей под стрелой ПС при ее подъеме и опускании с грузом и без груза;

подъем груза непосредственно с места его установки (с земли, площадки, штабеля) только механизмом телескопирования стрелы;

использование ограничителей (концевых выключателей) в качестве рабочих органов для автоматической остановки механизмов, за исключением случая, когда мостовой кран подходит к посадочной площадке, устроенной в торце здания;

работа ПС при отключенных или неработоспособных ограничителях, регистраторах, указателях и тормозах;

включение механизмов ПС при нахождении людей на поворотной платформе ПС вне кабины;

перемещение людей грузовыми строительными подъемниками, кроме подъемников и вышек, используемых на железнодорожных и/или трамвайных рельсовых путях для проверки состояния и монтажа контактной сети, проверки состояния мостов, путепроводов;

перемещение подъемников и вышек с людьми вдоль контактной сети или конструкций моста должны выполняться на минимальной скорости согласно требованиям разработанного для этого ППР в соответствии с пунктами 159 - 167 настоящих ФНП;

перемещение шасси подъемника (вышки) с находящимися в люльке людьми или грузом. На самоходные подъемники (вышки), например, ножничного типа, управление которых осуществляется из люльки, в том числе и при перемещении подъемника по площадке, данное требование не распространяется;

подъем и опускание подъемником люльки, если вход в нее не закрыт на запорное устройство;

сбрасывание инструмента, груза и других предметов с люльки, находящейся на высоте.

119. Разворот груза руками допускается при условии, что груз поднят на высоту не более 1000 мм, а в других случаях, в том числе при развороте длинномерных грузов, - только при помощи оттяжек или багров.

120. При эксплуатации ПС, управляемых с пола, вдоль всего пути следования ПС, должен быть обеспечен свободный проход для работника, управляющего ПС.

121. Выходы на галереи мостовых кранов, находящихся в работе, должны быть закрыты.

122. Для каждого цеха (пролета), не оборудованного проходными галереями вдоль рельсового пути, где работают мостовые краны, эксплуатирующей организацией разрабатываются мероприятия по безопасному спуску крановщиков из кабины при вынужденной остановке крана не у посадочной площадки. Эти мероприятия указываются в производственной инструкции для крановщиков.

123. Применение мостовых кранов (с имеющихся на кране площадок) для производства строительных, малярных и других работ должны выполняться по наряду-допуску, определяющему меры промышленной безопасности, предупреждающие падение с крана, вызванное внезапным началом движения крана или его грузовой тележки, наездом соседнего крана, а также - поражение электрическим током, падение при выходе на рельсовые пути или подкрановые балки. Во время выполнения указанных работ перемещение краном грузов запрещается.

124. Находящиеся в эксплуатации ПС должны быть снабжены табличками с обозначениями заводского номера ПС, паспортной грузоподъемности и даты следующего полного технического освидетельствования.

Таблица. Минимальное расстояние (в м) от основания откоса котлована (канавы) до оси ближайших опор крана при не насыпанном грунте.

Рекомендуем почитать

Наверх